Неправильное употребление падежной формы существительного – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Ошибка встречается в двух вариантах:
- неправильное употребление падежной формы существительного;
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить существительное в правильный падеж, а также знать правила:
- Если предлог «по» имеет значение «после чего-нибудь», то существительное после него должно стоять не в дательном падеже, а в предложном (по приезде, по прибытии, по завершении, по окончании и др.).
Неправильное употребление падежной формы существительного: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Неправильное употребление падежной формы существительного», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.
Существительное «инструкций» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (согласно чему? инструкциям).
Верный вариант:
Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.
Пример 2
Предложение:
По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.
Верный вариант:
По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
Пример 3
Предложение:
Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала.
Существительное «дождям» стоит в дательном падеже, а должно быть в родительном (вследствие чего? дождей).
Верный вариант:
Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.
Пример 4
Предложение:
По окончанию праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.
Существительное «окончанию» с предлогом «по» в значении «после окончания» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.
Верный вариант:
По окончании праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.
Пример 5
Предложение:
Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.
Существительное «дружбы» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (благодаря чему? дружбе).
Верный вариант:
Благодаря дружбе с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.
Пример 6
Предложение:
Заведующий поликлиники принял нас быстро.
Существительное «поликлиники» стоит в родительном падеже, а должно быть в творительном (заведующий чем? поликлиникой).
Верный вариант:
Заведующий поликлиникой принял нас быстро.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом.
Какова роль предлогов в предложении? В каком падеже должны стоять существительные при конкретном предлоге? Как найти ошибку в предложении с неправильным употребление падежной формы существительного с предлогом?
Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Вспомним теоретический материал, необходимый для выполнения данного задания.
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании.
В русском языке предлоги употребляются с существительными в определённом падеже.
Есть ряд предлогов, при которых иногда ставят существительные в неверном падеже. На этом и построено задние № 8, в котором нужно найти предложение с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом.
Вспомним предлоги, вызывающие затруднение при их и пользовании, запомним падежи, с которыми они должны употребляться.
Предлоги |
С каким падежом употребляются |
Примеры словосочетаний |
Благодаря |
Дательный (кому? чему?) |
Благодаря другу, вниманию, решению. |
Согласно |
Дательный |
Согласно расписанию, решению, закону. |
Вопреки |
Дательный |
Вопреки ожиданию, решению, желанию. |
Подобно |
Дательный |
Подобно сказке. |
Наперекор |
Дательный |
Наперекор судьбе, трудностям, |
Наперерез |
Дательный |
Наперерез волнам, судьбе. |
Ввиду |
Родительный (чего?) |
Ввиду нехватки денег |
Вместе с |
Творительный |
Вместе с друзьями, детьми. |
Наряду с |
Творительный ( кем? чем?) |
Наряду с прочими причинами. |
По (в значении «после чего-то») |
Предложный (о ком? о чём?) |
По завершении, по приезде, по окончании |
Разберём примеры.
Пример № 1
Неверно.
По окончанию праздника все разошлись по домам в прекрасном настроении. (Предлог ПО в значении «после чего-то» требует предложного падежа).
Верно.
По окончании праздника все разошлись по домам в прекрасном настроении.
Пример № 2.
Неверно.
По приезду в город мы сразу пошли на море.
Верно.
По приезде (П.П.)в город мы сразу пошли на море.
Пример № 3.
Неверно.
Согласно расписания поезд тронется в путь через двадцать минут.
Верно.
Согласно расписанию(Д.П.) поезд тронется в путь через двадцать минут.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- Внимательно прочитайте предложение. Найдите в нём производные предлоги и предлог По (см. выше таблицу)
- Посмотрите, с каким существительным эти предлоги употреблены, определите падеж существительного.
- Вспомните, какой предлог с каким падежом употребляется, определите, есть ли в данном предложении ошибка.
- Если падеж существительного при данном предлоге неверен, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
ЕГЭ Русский язык.
Разламывает связь между словами, чем затрудняет чтение и понимание.
Тема изменений по падежу весьма обширна. В школе мы осваивали шесть падежей русского языка, но раньше в языке их насчитывалось побольше. Слышали про звательный падеж? Лишительный? Превратительный? Если нет, ничего страшного. Ограничимся работой с традиционными шестью, хотя многие проблемы с их различением — именно от того, что они поглотили устаревшие падежи.
Как вы помните, определить падеж слова помогают вопросы, которые можно поставить на место слова.
Именительный — кто? что? Падеж.
Родительный — кого? чего? Падежа.
Дательный — кому? чему? Падежу.
Винительный — кого? что? Падеж.
Творительный — кем? чем? Падежом.
Предложный — о ком? о чём? О падеже.
Он избегает тревожное событие. |
Он избегает тревожного события. |
Не именительный падеж, а родительный.
Вы молодая, красивая и переполненная амбиций. |
Вы молодая, красивая и переполненная амбициями. |
Не родительный, а творительный.
Иногда приходится писать длинные тексты, например, в поддержку кредитной заявке. |
Иногда приходится писать длинные тексты, например, в поддержку кредитной заявки. |
Не дательный, а родительный. Да, «поддерживать что? заявку», но «поддержка чего? заявки» (ох уж этот русский!).
На станциях, забитых солдатами и одетых кто во что горазд людьми. |
На станциях, забитых солдатами и одетыми кто во что горазд людьми. |
Не все падежные ошибки примитивны. Здесь все существительные — в правильных падежах, а ошибка — в слове «одетых». Оно последовало форме слова «забитых», но то относится к «станциях» (предложный падеж), а качество одежды относится к «людьми» (творительный падеж).
Родственная ошибка случается в так называемом «глагольном управлении» — когда глагол присоединяет существительное не тем предлогом, которым ему положено присоединять. Иногда это неоправданно изменяет падеж существительного.
Высказывайте ваше мнение на происходящие новости. |
Высказывайте ваше мнение о происходящих новостях. |
Да, конечно, новости не «происходят», происходят события.
И адресуют свои проблемы не к государству, а к банкам. |
И адресуют свои проблемы не государству, а банкам. |
Если бы полицейские следовали по инструкции, то трагедии можно было бы избежать. |
Если бы полицейские следовали инструкции, то трагедии можно было бы избежать. |
Даже зная падежную систему, можно ошибаться в правописании окончаний. Фрагмент из «Стилистики русского языка» Ирины Голуб:
«Вариантные окончания могут иметь особые оттенки в значении падежной формы: В лесу раздавался топор дровосека (Н.) — окончание -у указывает на место действия; Актер прославился исполнением главной роли в “Лесе” Островского — окончание -е указывает на объект…»
Это очередное напоминание: язык подкидывает непростые задачи даже грамотным людям (и тогда им нужно обращаться к справочникам и учебникам). Но к изучению тонкостей стоит переходить только когда вы уже перестали делать очевидные падежные ошибки.
Как побороть ошибку?
1. Эта ошибка очень живуча — чтобы её искоренить, нужно время и терпение. В учебниках про падежи написано много (см. список ниже), увы, разовое чтение правил мало что даст. Читайте теорию, запоминайте, перечитывайте, заучивайте и проверяйте склонения в своих и чужих текстах.
2. Рекомендуется редакторская помощь, чтобы определить, где вы ошибаетесь и какие правила вам нужно повторять в первую очередь
Что ещё прочесть?
- Описание нескольких утраченных в русском падежей (и немного полезной информации).
- Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике. § 37, 148–157, 198–199 (о предлогах), 200–205.
- И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. 5.1.3.3. Стилистическая характеристика вариантов падежных форм.
- Русская грамматика. Подчинительные связи глагола. Читать стоит только самым любопытным: ведь невозможно быстро выучить по учебнику все возможные сочетания глаголов с предлогами. Этот объём мы осваиваем в детстве, годами активно используя язык.
Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)
Наш евротрип длился уже неделю, и Инстаграм был пополнен фото с других супер-туристических городов. |
Нашли ошибку? Проверьте
Наш евротрип длился уже неделю, и Инстаграм был заполнен фото из других супертуристических городов. |
Предпосылки этому явлению в каждой семье свои, но причины в большинстве случаев одни и те же. |
Нашли ошибку? Проверьте
Предпосылки этого явления в каждой семье свои, но причины в большинстве случаев одни и те же. |
Вот красивая балерина выкладывает фото о своей новой балетной студии. |
Нашли ошибку? Проверьте
Вот красивая балерина выкладывает фото своей новой балетной студии. |
Самые распространённые способы избежать аэрофобию: медикаментозный, химический (алкоголь, психотропные вещества), полный (отказаться от самолётов), частичный («летаю, но не более четырёх часов»). |
Нашли ошибку? Проверьте
Самые распространённые способы избежать аэрофобии: медикаментозный, химический (алкоголь, психотропные вещества), полный (отказаться от самолётов), частичный («летаю, но не более четырёх часов»). |
Родственные ошибки:
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Самая трудная тема при изучении (и употреблении в речи) существительных — это склонение их в правильные падежи в предложениях, которые содержат предлоги. Задания с подобными вопросами часто встречаются на экзаменах по русскому языку любого уровня, от школьных и до государственных. Рассмотрим наиболее сложные и спорные случаи склонения существительных в предложениях с предлогами.
Существительное после предлога «по»
Когда предлог «по» присутствует в предложении и обозначает на то, что действие, о котором сейчас будет идти речь, происходит после иного действия, существительное необходимо ставить в предложном падеже. Распространенная ошибка: неправильное употребление существительного в дательном падеже.
- Он позвонил мне сразу по прибытии в город (не «по прибытию»);
- По окончании этих курсов каждый студент с высокими баллами сможет приступить к практике (не «по окончанию»);
- Мы договорились встретиться сразу по завершении сессии (не «по завершению»).
Запомнить правило легко, составляя в уме пару перед склонения существительного: по прибытии — после прибытия.
Падежи существительных с производными предлогами
Производные предлоги «благодаря», «подобно», «вопреки», «наперекор» и другие требуют употребления существительного исключительно в дательном падеже.
- Согласно сложившимся в нашем офисе традициям, мы празднуем новый год шумно и весело всей командой (неправильное употребление: «сложившихся традиций»);
- Вопреки глубоким познаниям в психологии, она очень сложно вливалась в незнакомые компании и новые коллективы (не «глубоких познаний»);
- Благодаря харизматичности и многочисленным талантам он быстро становится душой любой компании (не «многочисленных талантов»).
Это правило легко проверить, если задать существительному и сопутствующему прилагательному вопрос «кому?» или «чему?», принадлежащий дательному падежу.
Производные предлоги «по причине», «в силу», «в меру», «в течение», «наподобие» требуют существительные в родительном падеже (проверочные вопросы «кого?» и «чего?»).
- В силу повышения уровня снега на дорогах мы не смогли попасть на работу вовремя;
- Ей пришлось задержаться на работе допоздна, потому что отправить финальный отчет нужно было в течение суток;
- В случае успеха вы не только выиграете конкурс, но и получите весьма приятное денежное поощрение;
- Мне всегда нравились дизайны детских наподобие этих, но не думаю, что мы сможем себе это позволить.
Здесь сложно ошибиться, поскольку существительное практически интуитивно ставится в правильный падеж. Но если общее звучание предложения вызывает сомнения — стоит перепроверить, задав слову проверочный вопрос.
Другие распространенные ошибки в падежных существительных при употреблении предлогов
Рассмотрим другие ошибки, которые часто допускают как дети, так и взрослые:
- Замена беспредложной конструкции на предложное сочетание — установить причины аварии (а не «установить о причинах аварии»), не касаться этих тем (а не «не касаться к этим темам»).
- Обратная ситуация, в которое предложное сочетание меняется на беспредложную конструкцию — привычное для них поведение (а не «привычное им поведение»).
- Ложный предлог — партнер по игре в шахматы (а не «партнер в игре в шахматы»).
Здесь ошибка заключается скорее в употреблении предлога, но от этого напрямую страдает падежное существительное.
Падежные формы имен существительных
Падежные формы существительных в ряде случаев имеют варианты окончаний. Рассмотрим, на какие падежные формы существительных при их склонении следует обратить внимание.
Термин «падеж» обозначает способность существительного изменять свою начальную форму в связи с требованием контекста.
В этом предложении три существительных, каждый из которых имеет свою падежную форму в соответствии со смыслом высказывания.
В современном русском языке различают шесть падежей.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | — |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
В некоторых падежных формах имен существительных мужского рода укажем наличие вариантных окончаний.
Именительный падеж множественного числа
В именительном падеже множественного числа существительных мужского рода варьируются падежные окончания -а/-я и -ы/-и.
Наряду с устоявшимися формами острова, погреба, окорока, сторожа, купола, желоба существуют слова выборы, торты лифты, шофёры и др.
Чтобы правильно выбрать форму именительного падежа множественного числа существительного, учтем некоторые закономерности.
Формы существительных с безударным окончанием -ы/-и свойственны книжной речи. Их чаще всего образуют
1. трехсложные и многосложные слова с ударным гласным в середине слова:
- апте́карь — апте́кари;
- бухга́лтер — бухга́лтеры;
- камерди́нер — камерди́неры;
2. слова с ударным конечным слогом основы:
- догово́р — догово́ры;
- водопрово́д — водопрово́ды;
- парохо́д — парохо́ды;
3. слова французского происхождения, имеющие ударный гласный последнего слога:
- инжене́р — инжене́ры;
- шофёр — шофёры;
- актёр — актёры;
- офице́р — офицеры.
Формы некоторых слов с ударным окончанием -а/-я (шофера́, инженера́, лектора́) являются просторечными, не соответствующими нормам литературного языка.
Отличаются стилистической окраской слова разговорного характера с ударным окончанием -а/-я:
4. слова-термины и одушевленные имена существительные латинского происхождения, заканчивающиеся на -тор:
- рефлектор — рефлекторы;
- индуктор — индукторы;
- конструктор — конструкторы;
- лектор — лекторы;
- автор — авторы.
Безударное окончание -а/-я имеют
1. односложные слова и лексемы с ударным первым слогом в начальной форме:
- век — века́;
- борт — борта́;
- корм — корма́;
- бе́рег — берега́;
- по́вар — повара́;
- но́мер — номера́.
Наряду с ними в русском языке существуют односложные слова с устоявшимся окончанием -ы:
- герб — гербы́;
- торт — то́рты;
- бант — ба́нты;
- лифт — ли́фты;
- склад — скла́ды;
- порт — по́рты.
2. одушевленные существительные латинского происхождения с конечным буквосочетанием -тор:
- доктор — доктора́;
- профессор — профессора́;
- директор — директора́.
Учтем, что некоторые омонимичные существительные имеют разные окончания, указывающие на их смысловые различия:
- ко́рпусы (туловища) — корпуса́ (завода);
- цветы́ (соцветия) — цвета́ (краски);
- то́ны (сердца) — тона́ (оттенки цвета);
- о́бразы (художественные) — образа́ (иконы);
- про́воды (на службу) — провода́ (в электротехнике);
- меха́ (шкуры) — мехи́ (в кузнечном деле);
- хлеба́ (посевы) — хле́бы (караваи).
Родительный падеж
В форме родительного падежа единственного числа существительных мужского рода отметим вариантные окончания -а/-я или -у-/-ю:
- стакан лимонада — стакан лимонаду;
- чайник кипятка — налить кипятку;
- килограмм сахара — кусочек сахару.
Эти формы различаются стилистической окраской. Существительные с окончанием -а/-я стилистически нейтральны. А слова с окончанием -у-/-ю имеют разговорный характер и преобладают в бытовой речи. Они употребляются в определенных случаях:
1. при указании на количество (части от целого) у вещественных существительных:
- купить луку;
- дать ложку мёду;
- выпить стакан чаю;
- добавить кипятку;
- поесть чесноку;
2. у существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
- поддать парку;
- попить кваску;
- налить чайку;
- добавить сахарку;
3. у единичных собирательных существительных
4. у абстрактных существительных, имеющих количественное значение:
- нет никакого страху;
- много шуму;
- наговорить вздору;
- решить без спору;
- было столько крику и визгу;
5. во фразеологических сочетаниях:
- без роду и племени;
- без году неделя;
- с глазу на глаз;
- сбить с толку;
- ни слуху ни духу;
6. у существительных с предлогами до, из, от, с:
- отощать с голоду;
- вздрогнуть с испугу;
- плясать до упаду;
- пять лет от роду.
Если у существительного мужского рода имеется определение, то используем окончание -а/-я:
В ряде случаев с помощью окончания выражается смысловое различие сообщений:
- проводить до дому (конкретного места проживания) — дойти до дома (какого-то строения);
- нет леса (множества деревьев) — лесу нет (строительного материала).
В форме родительного падежа множественного числа существительные мужского рода имеют нулевое окончание или флексию -ов/-ев.
Нулевое окончание существует у слов, которые можно объединить в семантические группы:
1. обозначения парных предметов
- пара погон, эполет, глаз, гланд;
- без сапог, валенок, ботинок, шаровар, чулок;
2. названия национальностей (часто с основой на согласный «н» или «р»):
- танцы осетин;
- группа болгар;
- лезгинка грузин;
- табор цыган;
- кухня армян;
- оружие лезгин;
- виноградники молдован;
- дома татар;
- в гостях у турок;
- сказания бурят;
3. единицы измерения:
- пять ватт;
- несколько ампер;
- двести вольт;
- десять рентген;
- шесть аршин;
4. названия военных:
- героизм партизан;
- видим гусар;
- строй солдат;
- выступление кадет;
5. существительные, имеющие форму только множественного числа:
- банка белил;
- во время каникул;
- Дворец шахмат;
- много брызг;
- наступление сумерек;
6. существительные, заканчивающиеся в форме единственного числа на -анин/-янин, -онок/-ёнок:
- гражданин — большинство граждан;
- крестьянин — много крестьян;
- хуторянин — несколько хуторян;
- телёнок — пять телят;
- маслёнок — корзинка маслят;
- утёнок — выводок утят.
Окончание -ов отметим у следующих групп существительных:
1. названия овощей и фруктов:
- помидоров, томатов, каперсов, артишоков, баклажанов (и баклажан);
- мандаринов, апельсинов, абрикосов, лимонов, персиков, бананов
2. названия многих национальностей и народностей:
греков, галлов, казахов, киргизов, таджиков, монголов, узбеков, калмыков, эскимосов, якутов;
3. названия единиц измерения:
граммов, килограммов, центнеров, гектаров, фунтов;
4. названия военных профессий:
канониров, минёров, сапёров, рекрутов;
5. названия украшений:
- брелки — брелоков;
- кулон — кулонов;
- браслет — браслетов;
6. названия отвлеченных понятий:
габаритов, критериев, комментариев.
Существительные женского рода, оканчивающиеся буквосочетанием -ня, имеют нулевое окончание:
- песня — тексты песен
- харчевня — вывески харчевен
- ставня — створки ставен
Ряд существительных женского рода первого склонения на -ья заканчиваются на -ий, если ударение не на конце слова:
- бегу́нья — бегу́н и й
- певунья — певу́н и й
Существительные с ударным -ья, -ьё пишутся с -ей:
- семья́ — семе́й
- статья́ — стате́й
Существительные среднего рода с конечным сочетанием -це имеют нулевое окончание:
- зеркальце — зеркалец
- крыльцо — крылец
- одеяльце — одеялец
Окончание -ев сохранилось у нескольких существительных среднего рода:
Существительные среднего рода, заканчивающиеся на -ие, -ье имеют нулевое окончание и пишутся с -ий:
- соображение — соображений
- поместье — поместий
Ряд существительных второго склонения имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ей:
- профиль — профил ей
- лагерь — лагер ей
- якорь — якор ей
- колено — колен ей
Творительный падеж
В творительном падеже множественного числа отдельные существительные третьего склонения имеют параллельные формы. Слова с окончаниями -ами/-ями употребляются в книжной речи, а вариантные формы — в разговорной речи:
- хлопать дверями /дверьми;
- восхищаться дочерями/дочерьми;
- заниматься лошадями/лошадьми.
В устойчивых выражениях сохранились формы существительных:
- лечь костьми;
- наказание плетьми.
Предложный падеж
В предложном падеже у существительных мужского рода нормативным (нейтральным) является окончание -е:
- о береге;
- о луге;
- о снеге.
Отметим, что у некоторых слов варьируются падежные окончания -у и -е.
С их помощью можно различить грамматические значения:
- стоять в строю — в государственном строе;
- загорать на берегу — тосковать о родном береге;
- работать на дому — висит на доме;
- весь в поту — трудиться в поте лица;
- сад в цвету — она во цвете лет;
- оказаться на краю — на переднем крае;
- весь в жиру — готовим на жире;
- на глухарином току — в электрическом токе.
Окончание -е присуще книжным формам предложного падежа существительных, имеющих объектное значение:
- рассказать (о чём?) об аэропорте;
- быть в отпуске;
- разбираться в мёде;
- в строе аккорда.
Окончание -у характерно для форм существительных разговорного стиля речи. Это окончание образует формы существительных с обстоятельственным значением места с предлогами «в» и «на»:
- искать грибы в лесу;
- встретил на мосту;
- стоит на посту;
- в кругу друзей;
- виден в углу;
- лежит на шкафу;
- держать на весу;
- увидели в хлеву.
Некоторые имена собственные имеют окончания -у:
- живет в Крыму;
- учится в Клину;
- отдыхаем на Дону.
Для проверки правильности выбора падежной формы существительного следует обращаться к словарям.
Падежные формы существительных с предлогом
Следует различать падежные формы существительных с одним и тем же предлогом «по». Этот предлог может оформить форму дательного или предложного падежа. Падеж существительного определяем по вопросу, подставив опорное слово:
- гулять (по чему?) по пол ю ;
- дать чему? пол ю .
Это форма дательного падежа.
Особенно это важно для существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие.
Часто возникает сомнение в выборе окончания слов «по прибытию» или «по прибытии», «по приезду» или «по приезде». Какое безударное окончание выбрать, дательного или предложного падежа?
Видеоурок «Признаки падежных форм имён существительных»
источники:
https://russkyaz.ru/slova/sushhestvitelnoe/nepravilnoe-upotreblenie-padezhnoj-formy-sushhestvitelnogo-s-predlogom.html
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-formy-imen-suschestvitelnyh.html
Задание 8 (5 баллов)
1. Неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
1) В задании с буквой ищем производные
предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж
существительного, стоящего после предлога.
Производные предлоги благодаря,
вопреки, согласно, наперерез, наперекор, подобно требуют Д.п. (кому?
чему?): согласно расписанию, наперерез врагу. Ошибка: согласно графика,
вопреки ожидания.
2) Также в предложении могут быть
предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже: в меру (чего?),
в течение (чего?), в продолжение (чего?), в силу (чего?), в заключение (чего?),
в виде (чего?), по причине (чего?), наподобие (чего?)
3)
Запомнить: предлог по в значении «после чего-либо»
употребляется только с П.п.: по истечении срока, по окончании лекции,
по прибытии поезда, по приезде в Москву. Ошибка: по возвращению из отпуска, по прочтению
книги.
Ошибки в употреблении предлогов
4) Смешение предлогов из и с
(со), в и на, от и с, через и из-за
Ошибка: Вернувшись со школы,
он сразу сел за уроки.
5)
Отсутствие
предлога. Ошибка: Нельзя не приклоняться его
героизмом.
6) Наличие ненужного
предлога. Ошибка: Автор
описывает о событиях послевоенного времени.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Ищем в заданиях с буквой конструкцию
«все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…» и т.д., необходимо
проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в
придаточном предложениях.
Все,
кто смотрел на него, не могли не
заметить…
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
Ошибка: Все,
кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ Все, кто читали пушкинского
«Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
2)
В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием слова большинство (меньшинство,
несколько) и сущ. в Р.п. мн.ч., сказуемое употребляется в ед.ч., если сущ. неодушевленное:
Большинство столов было занято; если при слове
большинство имеется определение абсолютное, подавляющее: Подавляющее
большинство регионов участвует в эксперименте.
Если
сущ. обозначает одушевленный предмет или имеются однородные члены
в составе подлежащего и сказуемого, то сказуемое употребляется во мн. ч.: Большинство
учеников нашего класса участвовали в соревнованиях.
3)
Употребление полной формы прилагательных вместо краткой
— в роли
сказуемого выступают краткие формы прилагательных:
Сестра
больна уже неделю. Ошибочно:
Сестра больная уже неделю.
Эта
фотография дорога нам. Ошибочно:
Эта фотография дорогая нам.
4)
Нарушение в роде несклоняемых существительных
Ошибка: Весь день пони катало в зоопарке детей
(пони — м.р., поэтому «катал»)
5)
Нарушение в роде аббревиатуры
Ошибка: МГУ было основано в 1755 году (МГУ –
университет, поэтому «был основан»)
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное
существительным.
В
задании с буквой должны быть кавычки. Если перед кавычками стоит родовое
название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках
должно стоять в Им.п.
Например,
роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». Если перед
кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется.
Например,
в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
Ошибка: Горячо
любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах
о добром и прекрасном» (Горячо любящим родную культуру предстаёт перед
нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»)
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
1)
Часто в предложении при двух однородных членах (сказуемых) имеется общее
дополнение. Такие конструкции правильны, если однородные сказуемые требуют
одного падежа и предлога.
Ошибка: Я
люблю и горжусь своей Родиной (люблю Родину В.п. и горжусь
Родиной Т.п. – Я люблю Родину и горжусь ею)
2) в качестве однородных членов
предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Ошибка: я люблю рисовать и
живопись
3)
Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но
и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные
члены предложения непосредственно после этих союзов и не смешиваются ли части
разных союзов.
Например,
в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят
правильно.
Ошибка: если
мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но
и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
Ошибка: Созданы
благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а
также для внедрения их в практику (Созданы благоприятные условия не только
для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику)
4) Нарушение однородности синтаксических элементов
Недопустимо нарушать однородность
синтаксических элементов предложения. Нельзя связывать в качестве однородных
членов слова, выраженные разными частями речи.
Ошибка: Набережная
тянется вдоль Волги и очень красивая. Листья, осыпавшиеся
с деревьев (причастный оборот) и которые устилали тропинку
(придаточное предложение), совсем пожухли.
5) полные
и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:
Сестра
была красива и грустна.
Ошибочно:
Сестра была красива и грустная.
5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1)
Ищем в заданиях с буквой причастный оборот. Причастие отвечает на вопросы: что
делающий? что сделавший? что сделанный? Если в предложении есть причастие, его
форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для
этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию.
Например,
«было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание
причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
2)
смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое
нами, не вызывает затруднений. Ошибка:
Задание, выполняющееся нами.
6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие обозначает добавочное
действие при основном (глагол-сказуемое).
Следует помнить:
глагол-сказуемое и деепричастие относятся к одному лицу или предмету!
Например: Испугавшись
шума, стая птиц поднялась над водой.
(Стая
– подлежащее, которое выполняет основное действие поднялась и
добавочное действие испугавшись, т.е. испугалась)
!!!
Часто деепричастный оборот употребляется в односоставном предложении, где
подлежащее легко восстанавливается с помощью личных местоимений – я, мы, ты,
вы:
Переходя дорогу, всегда стараюсь
быть внимательным (говорящий я переходит дорогу
и говорящий я старается быть внимательным).
!!! Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении
при инфинитиве (неопределенной форме глагола), когда действие выражено словами
«можно», «нельзя»: Хорошо было лежать на траве, смотреть в
небо, думая о будущем.
Ошибки:
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела
шляпа (шляпа
– подлежащее, которое выполняет основное действие слетела и
не может выполнить добавочное действие спрыгнуть с подножки трамвая),
т.е. сказуемое и деепричастие относятся к разным лицам.
Посмотрев в окно, мне стало
грустно (в безличном предложении нет инфинитива, к
которому мог бы относиться деепричастный оборот).
Убежав из дома, мальчик был найден
родителями (деепричастный оборот относится к страдательному причастию найден
– в этом случае субъекты действий не совпадают).
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Косвенная речь – способ передачи чужой речи в
виде придаточного предложения. Создание косвенной речи является
преобразованием прямой речи. В косвенной речи меняется форма
местоимения: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я
свободу» (прямая речь). – Пушкин писал, что в «жестокий век
восславил он свободу» (косвенная речь).
Ошибка: Пушкин писал, что «в
свой жестокий век восславил я свободу».
8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Вид
у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие
законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам
подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие
продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида, а
также времена глаголов совмещались корректно.
Ошибка: однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени (И.С.
Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию
любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя; «подвергает»
— наст. время и несовершенный вид (что делает?), а «раскрыл» — прош.
время и совершенный вид (что сделал?))
9. Нарушение в построении сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное
предложение состоит из главного и придаточного. Важно то, что от главного к
придаточному можно задать вопрос. Если предложение сложноподчиненное, то связь
в нем подчинительная, то есть при помощи подчинительных союзов и союзных слов:
где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, поэтому, потому, потому что, что,
чтобы, для того чтобы, пока, до тех пор, пока, если, хотя, который…
1)
Нарушение границ предложения
Ошибка: Когда я закончил читать эту книгу. Понял глубокий замысел
автора (Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать
книгу)
2)
Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением
Ошибка: Игру надо было закончить до темноты, которой мы увлеклись
(Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить до темноты)
3)
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов или союзных слов
Ошибка: Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько
по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов (Читая
классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному Петербурга
изображен в произведениях русских авторов)
4)
Неоправданное употребление соотносительного слова «то»
Ошибка: Она говорила то, что в жизни много полезного и прекрасного (Она говорила, что
в жизни много полезного и прекрасного)
5)
Одновременное использование подчинительного союза и частицы «ли» в роли союза
Ошибка: Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой
он идет в усадьбу (Незнакомец поинтересовался, правильной ли
дорогой он идет в усадьбу)
№
Виды ошибок
Примеры с ошибками
Исправленные примеры
1
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дат. п.
Предлоги наперерез, наперекор, навстречу употребляются с дат. п.
По употребляется с П. п.
Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.
Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.
Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.
По окончанию спектакля мы собрались в холле для обсуждения.
Вопреки распространённому мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах.
Благодаря тёплым дням золотой осени лес как будто помолодел.
Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшемуся вскачь коню.
По окончании спектакля мы собрались в холле для
обсуждения.
2
неправильное употребление имени числительного
Собирательные числи-тельные употребляются с сущ-ми, обозначающими:
— лиц муж. пола;
— детёнышей:
— парные предметы или имеющими только форму мн. ч.
Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.
Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
Три одноклассницы: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.
Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.
3
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени
И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.
4
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Нарушение в роде несклоняемых существительных
Нарушение в роде аббревиатуры
Нарушение в числе подлежащего и сказуемого в главной или придаточной части
[Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в ед. числе]
До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.
Весь день пони катало в зоопарке малышей.
МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.
Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.
Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
До 1936 г. Тбилиси (город) назывался Тифлисом.
Весь день пони (он) катал в зоопарке малышей.
МГУ был основан в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.
Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.
Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
5
ошибка в построении предложения с однородными членами
Неправильное расположение и употребление двойных союзов
Совмещение конструк-ций с причастным оборотом и придаточным определительным
Объединенные в сочинён-ном ряду слова управляют разными формами
Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.
Сёстры хорошо разбирались как в музыке, так и в живописи.
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.
Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела, запомнилась всем.
Складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и восхищается им.
6
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Ошибка в согласовании приложения с определяемым словом.
[После родовых обозначений (роман, повесть и др.) имя собст-венное ставится в И. п.]
В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».
В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».
7
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Ошибка в согласовании определения с определяемым словом
Разрыв прич. оборота определяемым словом
Ошибка в месте причастного оборота
В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этю-дов, привезённым из поездки на Восток.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвойных пород.
В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток.
Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг.
8
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Дееприч. оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и глагол, к которому дееприч. оборот относится.
Дееприч. оборот может использоваться в безличных предложениях, если сказуемое выражено сочетанием категории состояния или безличного глагола (можно, нужно, нельзя и т.п.) и инфинитива.
Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.
Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.
Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.
Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.
9
ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Нарушение границ предложения.
Разрыв между определя-емым словом и придаточ-ным предложением
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов
Неоправданное употреб-ление соотносительного слова то
Одновременное использо-вание подчинит. союза и частицы ли в роли союза
Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.
Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать эту книгу.
Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты,
Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского.
Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.
10
неправильное построение предложения с косвенной речью
В предложениях с косв. речью не употребляются местоимения 1 и 2 лица.
Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что « я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».
Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что « он убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».
Автор: Кожушко Е.В.