Ошибка называемая основное заблуждение означает что

§ 4. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении

В процессе доказательства необходимо соблюдать правила по отношению к тезису, правила по отношению к аргументам и правила по отношению к демонстрации.

Нарушение этих правил в доказательстве приводит к логическим ошибкам, которые в конечном итоге не позволяют подтвердить или опровергнуть вы­двинутый тезис. Рассмотрим эти правила и ошибки.

1. Тезис должен быть точно сформулирован. Это означает:

— если суждение, выражающее тезис, простое, то должны быть выделены его субъект и предикат;

— если какой-то из субъектов представлен общим понятием, то нужны его точные количественные характеристики («все» или «некоторые»);

— ясными должны быть также модальные характеристики суждения;

— при формулировке тезиса как сложного суждения должен быть поня­тен характер логической связки;

   — необходима достаточная ясность употребляемых в тезисе понятий.

При несоблюдении данного правила возможны ошибки, сущность кото­рых будет состоять в том, что тезис сформулирован нечетко, а поэтому он не определяет точно, что подлежит обоснованию или допускает различные ис­толкования. Например, понятие «новый» имеет несколько значений, среди которых «прогрессивный» и «современный», «следующий» и «незнакомый» и т. п. Когда что-то называется «новым» не сразу понятно, что конкретно имеется в виду под «новизной»: то ли полный разрыв со старой традицией, то ли чисто косметическое приспособление ее к изменившимся обстоятель­ствам. Не определившись в значении данного понятия, мы произвольно мо­жем переквалифицировать новатора в консерватора: «Он поддерживает все новое; новое, как известно, — это хорошо забытое старое; значит, он поддер­живает всякое хорошо забытое старое».

При этом не следует подтверждать или опровергать то, что связано с ин­дивидуальными вкусами людей. Нелепо выдвигать на обсуждение тезис: «Красная икра вкуснее, чем икра черная».

2. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего процесса обоснования.

Одна из ошибок, возникающих при нарушении этого правила, называет­ся «подмена тезиса». Подмена осуществляется часто как результат доказа­тельства положения, близкого по смыслу к тезису, а результат выдается за доказательство исходного тезиса, причем подмена происходит за счет под­мены используемых понятий. Например, доказывается виновность обвиня­емого в совершении преступления в сфере экономической деятельности. В суде же адвокат заявляет о совершении подзащитным общественно опас­ного деяния. Очевидно, что объемы понятий «общественно опасное деяние» и «преступление в сфере экономической деятельности» не тождественны, в результате один тезис подменяется другим.

При нарушении данного правила может возникнуть и другая ошибка — «обращение к человеку». Она бывает тогда, когда доказательство тезиса по су­ществу подменяется характеристикой человека, имеющего какое-то отноше­ние к данному тезису. Такая ошибка будет, например, в том случае, когда вме­сто того, чтобы опровергнуть выдвинутый тезис, мы станем говорить не о самом этом тезисе, а о человеке, его высказавшем, что он не специалист по данному вопросу, что он не раз уже допускал ошибки в своих выводах и т. п.

Кроме этого возможны еще две ошибки: «обращение к публике» и «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает». Логическая ошибка «обращение к публике» состоит в том, что вместо обоснования тезиса взыва­ют к чувствам людей, пытаются вызвать у них симпатию или антипатию к тому, о чем идет речь, и таким путем заставить поверить в истинность или ложность выдвинутого тезиса. Логическая ошибка «кто слишком много до­казывает, тот ничего не доказывает» возникает тогда, когда вместо доказа­тельства выдвинутого тезиса обосновывается другое положение настолько широко, что из него непосредственно не вытекает истинность или ложность тезиса.

3. Основания должны быть истинными, доказанными, не подлежащими сомнению.

При нарушении данного правила возможны две логические ошибки: «ос­новное заблуждение» и «предвосхищение основания». Первая ошибка со­вершается, когда тезис обосновывается ложными аргументами. Например, «Если действие обязательно, то оно не запрещено. Незапрещенное — разре­шено. Следовательно, если действие обязательно, оно разрешено». Истин­ность первой посылки данного рассуждения вызывает явное сомнение.

Сущность ошибки «предвосхищение основания» состоит в том, что при­водятся недосказанные или непроверенные аргументы, которые нуждаются в собственном обосновании. Их употребление может сопровождаться следу­ющими оборотами: «совершенно очевидно», «как известно», «точно установлено» и т. п.

4. Основания должны доказываться независимо от тезиса. Следствием нарушения этого правила является логическая ошибка «порочный круг». В качестве примера приведем такое рассуждение: «Единообразные законы о браке — хорошие законы, поскольку законодательство, вносящее единство в нормы о браке, снижает количество разводов… А снижает оно количество разводов, потому что единое брачное законодательство стандартизирует нормы, относящиеся к заключению брака».

5. Доказательство должно строиться по общим правилам умозаключения. Несоблюдение этого правила может привести к одной из двух логических ошибок: «мнимое следование» или «от сказанного с условием к сказанному безусловно». Мнимое следование возникает в ситуации, когда тезис не следует из приведенных оснований. Вот пример рассуждения, в котором между тезисом и аргументами нет логической связи, а иллюзия «логичности» создается обычным перечислением: «Закон сохранения (первое начало термодинамики) запрещает вечный двигатель первого рода. Есть также второе начало термодинамики и, значит, нет вечного двигателя второго рода. Это же можно сказать и о вечном двигателе третьего рода, запрещаемом тре­тьим началом термодинамики. Однако четвертого начала термодинамики нет. Следовательно, ничто не мешает создать вечный двигатель четвертого рода. И тем более — вечный двигатель пятого и так далее рода».

Сущность ошибки «от сказанного с условием к сказанному безусловно» состоит в том, что аргументы, истинные при определенных условиях, приво­дятся в качестве истинных при любых условиях. Эта ошибка совершается, к примеру, если кто-то доказывает, что Лебедев хорошо знает законы, ссылкой на то, что он юрист, а юристы, мол, хорошо знают законы. То, что юристы хо­рошо знают законы, является истинным, но из этого вовсе не следует, что лю­бой юрист хорошо знает законы. Суждение «Юристы хорошо знают законы» является истинным в принципе, а не для каждого конкретного случая.

Следующая таблица поможет систематизировать эти правила и основные ошибки, связанные с их несоблюдением.

Правила
Ошибки

   1. Тезис должен быть точно сформулирован
а) «подмена тезиса» — доказывается новый тезис;

2. Тезис должен оставаться одним и тем же в процессе всего доказательства
б) «обращение к человеку» -доказательство тезиса подменяется оценкой человека;

в) «обращение к публике» — стремление воздействовать на чувства слушающих

3. Основания должны быть истинными, не подлежащими сомнению
а) «основное заблуждение» — тезис обосновывается ложными аргументами;

4. Основания должны доказываться независимо от тезиса
б) «предвосхищение основания» -аргументы нуждаются в собственном обосновании;

в) «порочный круг» — аргументы доказываются посредством тезиса

5. Доказательство должно строиться по общим правилам умозаключения
а) «мнимое следование» — тезис не следует из приведенных оснований;

б) «от сказанного с условием к сказанному безусловно» -аргументы, истинные при определенных условиях, приводятся в качестве истинных при любых условиях

Логические ошибки делятся на паралогизмы и софизмы.

Паралогизмы — это неумышленные логические ошибки, обусловленные нарушением законов и правил логики. Паралогизм не является, в сущности, обманом, так как не связан с умыслом подменить истину ложью.

В отличие от паралогизмов софизмы — результат преднамеренного обма­на, умышленные логические ошибки. Название «софизм» происходит от древнегреческого слова sophisma — «хитрая уловка, выдумка». Софизм пред­ставляет собой рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скры­тую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению. Софизм является особым приемом интеллектуально­го мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение.

Вот примеры софизмов, ставших знаменитыми еще в древности: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит у тебя есть рога», «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит», «Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец». Софизм «Лжец», приписываемый древнегреческому философу Евбулиду из Милета, связан с вопросом: «Если какой-нибудь человек говорит, что он лжет, то лжет ли он или говорит правду?». Допущение того, что он говорит правду, будет означать, что правдой являет­ся то, что он лжет (об этом он и говорит), значит выходит, что лжет. Если же он лжет, то это как раз и есть то, что он открыто признает. Получается, что он говорит правду.

В Древней Греции софисты за плату обучали искусству побеждать в спо­ре, о чем бы спор ни шел. Таким учителем, например, был философ Протагор. О нем идет речь в известном софизме «Эватл».

Эватл обучался у Протагора искусству спора. По соглашению между учи­телем и учеником Эватл должен был оплатить свое обучение после первого выигранного им судебного процесса. После окончания обучения прошел год. В течение этого года Эватл не участвовал в судебных процессах. Протагор стал проявлять нетерпение. Он предложил Эватлу внести плату за обуче­ние. Эватл отказался. Тогда Протагор сказал: «Если ты не внесешь плату, то я обращусь в суд. Если суд вынесет решение, что ты должен платить, то ты оплатишь обучение по решению суда. Если суд вынесет решение «не пла­тить», то выиграешь свой первый процесс и оплатишь обучение по догово­ру». Поскольку Эватл уже овладел искусством спора, он так возразил Протагору: «Ты не прав, учитель. Если суд вынесет решение «не платить», то я не буду платить по решению суда. Если же вынесет решение «платить», то я проиграю процесс и не буду платить по договору».

Озадаченный таким оборотом дела, Протагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочинение «Тяжба о плате». К сожалению, оно не дошло до нас. Тем не менее нужно отдать должное Протагору, сразу почувствовавшему за простым судебным казусом проблему, заслуживающую специального исследования.

Немецкий философ и математик Г. Лейбниц, сам юрист по образованию, также отнесся к этому спору всерьез. В своей докторской диссертации «Ис­следование о запутанных казусах в праве» он попытался показать, что все случаи, даже самые запутанные, подобно тяжбе Протагора и Эватла, должны находить правильное разрешение на основе здравого смысла. По мысли Лейбница, суд должен отказать Протагору за несвоевременностью предъяв­ления иска, но оставить, однако, за ним право потребовать уплаты денег Эватлом позже, а именно после первого выигранного им процесса.

Было предложено много других решений данного софизма. Указывалось, к примеру, на то, что решение суда должно иметь большую силу, чем част­ная договоренность двух лиц.

А вот софизмы, использующие уже современный материал: «Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Хозрасчет пред­полагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинте­ресованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность — не самостоятельность. Получается вопреки сказанному вначале, что хозрасчет включает самостоятельность и несамостоятельность, ответственность и бе­зответственность». «Акционерное общество, получившее когда-то ссуду от государства, теперь ничего ему уже не должно, так как оно стало иным: в его правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду». «Вор не желает при­обрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следо­вательно, вор желает хорошего». А вот софизм, часто встречающийся в речах обвинителей по так называемым половым преступлениям: «Если этот под­судимый будет оправдан, мы будем находиться в постоянном страхе за на­ших жен и дочерей».

Все эти и подобные им софизмы — логически неправильные рассужде­ния, выдаваемые как правильные. Софизмы используют многозначность слов естественного языка, сокращения и т.д. Нередко софизм основывается на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблю­дение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т.п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как это нам кажется. Ф. Бэкон сравнивал того, кто прибегает к софиз­мам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает софизмы, — с гончей, умеющей распутывать следы.

Нетрудно заметить, например, что в софизме «Рогатый» обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял». Иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял, независимо от того, имел или нет». В посылке «Что ты не терял, то имеешь» оборот «что ты не терял» должно означать: «то, что имел и не потерял», иначе эта посылка окажется ложной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: вы­сказывание «Рога — это то, что ты имел и не потерял» является ложным.

В процессе рассуждения иногда возникают логические парадоксы. Пара­докс в мышлении (от греч. paradoxоs — неожиданный, странный) — в широ­ком смысле — неочевидное высказывание, истинность которого устанавли­вается достаточно трудно.

Один из вариантов парадокса был, например, использован С.М. Серванте­сом в «Дон-Кихоте». Среди задач, которые предлагались Санчо-Пансо, в быт­ность его губернатором острова, была следующая: на острове находится мост и возле этого моста виселица. Каждый переходящий через мост должен ответить на вопрос: куда он идет? Если ответ будет правильным, его пропустят, в против­ном случае повесят. Один ответ был такой, что он привел в замешательство стражей острова: «Я пришел, чтобы быть повешенным». Если его повесят, то получается, что он сказал правду и, значит, его надо пропустить; если же его пропустят, выйдет, что он сказал неправду и потому должен быть повешен.

Можно парадоксу придать более простой вид. Скажем, кто-либо должен назвать всех скромных людей. Если в их число он включит самого себя, то по­лучается, что он уже не скромный и не должен фигурировать в числе скром­ных людей. Если же он не назовет себя, то это будет говорить о его скромно­сти и значит, он себя должен назвать, как одного из скромных людей.

Внешне парадоксы похожи на софизмы, поскольку тоже приводят рас­суждения к противоречиям. Главное же различие между ними, как остроум­но заметил писатель Даниил Гранин, заключается в том, что софизм — это ложь, обряженная в одежды истины, а парадокс — истина в одеянии лжи. Это, конечно, образное сравнение, но оно довольно точно схватывает суть проблемы. Хотя в действительности связь софизма и парадокса более тонкая и сложная. Парадокс может быть следствием, заключением некоторых со­физмов, то есть из корректного по форме, но ложного по содержанию рас­суждения может следовать выражение, которое можно назвать некоррект­ным по форме, но истинным по содержанию. Парадоксальный вывод обязывает искать источник парадокса, заставляет выбираться из круга, в котором оказалось наше рассуждение, и искать другой путь. Например, псев­доистину содержит суждение с двойным отрицанием: «Я не знал, что он не брал», так как двойное отрицание является утверждением. Или: «Нельзя не верить потерпевшему, — говорит обвинитель, — ибо невозможно измыслить столь чудовищное обвинение». «Невозможно, согласен, — возражает защит­ник, — но если невозможно измыслить, как же можно было совершить?».

Размышление над парадоксами является, без сомнения, одним из луч­ших испытаний наших логических способностей и одним из наиболее эф­фективных средств их тренировки. Знакомство с парадоксами, проникнове­ние в сущность стоящих за ними проблем — непростое дело. Оно требует максимальной сосредоточенности и напряженного вдумывания в несколько, казалось бы, простых утверждений. Только при этом условии парадокс может быть понят, а предлагаемые его решения оценены.

В статье американского философа и логика У. Куайна, опубликованной еще в 1953 году, рассказывалось о судье, приговорившем подсудимого к нео­жиданной казни через повешение. Возник парадоксальный вопрос: возмож­ны ли вообще неожиданные события?

Однажды утром в воскресенье судья, который никогда не лгал, сообщил приговоренному к казни: «Вы будете повешены в один из дней на следующей неделе. Когда именно вас повесят, вы узнаете только утром в день вашей казни».

Осужденный стал рассуждать таким образом.

Казнь не может состояться в следующее воскресенье, в последний день указанного судьей срока: если она не состоялась до этого дня, то о том, что она произойдет в воскресенье, я буду знать уже в субботу вечером. Значит, меня не могут повесить в воскресенье, поскольку казнь, как сказал судья, будет неожиданной и я узнаю о ней только в утро казни.

Но в субботу меня тоже не могут повесить: поскольку я знаю, что в вос­кресенье меня не повесят, но если в пятницу утром ко мне не придут с объ­явлением о казни, то уже днем в пятницу я буду твердо знать, что меня по­весят в субботу. Казнь опять-таки не окажется неожиданной.

Рассуждая таким образом, осужденный исключил последовательно пятницу, четверг, среду, затем вторник и, наконец, понедельник. В итоге он пришел к выводу, что его вообще не могут повесить, поскольку ни один день недели не удовлетворяет условию неожиданности, указанному судьей.

Таким образом, доказательство является необходимым и наиболее сложным этапом мыслительного процесса. Его использование в практической деятельно­сти юриста предполагает глубокое знание и умение применять умозаключения, правила вывода, несоблюдение которых (осознанно или неосознанно) приво­дит к невозможности получить истинные знания о действительности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. В чем заключается логическая сущность доказательства?

2. Как соотносятся логическое доказательство и судебное доказывание?

3. Как можно охарактеризовать структурные элементы доказательства?

4. Какие виды аргументов используются в доказательстве?

5. В чем отличие прямого доказательства от косвенного?

6. Что такое прямое подтверждение тезиса и каковы основные способы его осуществления ?

7. Как строится косвенное подтверждение тезиса?

8. В чем состоит смысл логического опровержения тезиса?

9. Каковы основные виды и способы опровержения тезиса?

10. Какие правила и ошибки по отношению к тезису доказательства следует знать?

11. Какими правилами по отношению к аргументам необходимо руководство­ваться?

12. В чем специфика правил по отношению к демонстрации?

13. Как проявляется логическая сущность паралогизмов и софизмов?

14. Что такое логический парадокс и какова его роль в правовом мышлении?

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Являются ли доказательством следующие рассуждения:

а) Если все посылки истинны и из них логически следует заключение, то оно также истинно. Заключение ложно. Следовательно, или не все посылки истин­ны, или из них не вытекает заключение;

б) Закон сохранения (первое начало термодинамики) запрещает вечный дви­гатель первого рода. Есть также второе начало термодинамики, и, значит, нет вечного двигателя второго рода. Это же можно сказать и о вечном двигателе третьего рода, запрещаемом третьим началом термодинамики. Однако четвер­того начала термодинамики нет. Следовательно, ничто не мешает создать веч­ный двигатель четвертого рода. И тем более, вечный двигатель пятого и так далее рода;

в) Если действие обязательно, то оно не запрещено. Незапрещенное — разре­шено. Значит, если действие обязательно, оно разрешено.

2. Установите вид и структуру доказательства:

а) Доказательства вины подозреваемого вполне достаточно, — сказал следо­ватель. — Судите сами. Во-первых, потерпевшая при опознании однозначно ука­зала на подозреваемого. Во-вторых, подозреваемый был задержан при попытке продать валюту, которой у него раньше никогда не было. Это подтверждают все знакомые подозреваемого. А в сумочке, которую отняли у потерпевшей, была немалая сумма в долларах. В-третьих, в тот день, когда было совершено ограб­ление, подозреваемого видели примерно за полчаса до этого недалеко от места преступления;

б) Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемо­го: обвиняемый был на месте преступления — в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви; соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший, примерно в то время, ког­да была совершена кража; обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему.

Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры;

в) Врач, убеждая пациента, что тот не болен малярией, рассуждал таким образом: если бы действительно была малярия, имелся бы ряд характерных для нее симптомов, в частности общая слабость и озноб. Однако таких симптомов нет. Значит, нет и малярии;

г) В простом категорическом силлогизме средний термин должен быть распре­делен, по крайней мере, в одной из посылок, а как известно, термины распределе­ны, когда они являются субъектами общих суждений либо предикатами отрицательных. Значит, в силлогизме средний термин, по крайней мере, должен быть взят либо в качестве субъекта общего, либо предиката отрицательного суждения;

д) Данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения. Причина­ми опрокидывания автомобиля могут быть превышение скорости на поворотах, резкое торможение, неправильное расположение груза. Экспертизой установлено, что ни превышение скорости на поворотах, ни неправильное расположение груза не имело места. Значит, данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого тормо­жения;

е) «Кражу мог совершить кто-то другой, — сказал задумчиво следователь.

— Нет, это исключено. Никто другой в квартиру не входил, — убежденно воз­разил участковый, — следов-то никаких других, кроме этих нет. Да и соседи ни­кого в этот день не видели»;

ж) «По-моему, этот треугольник прямоугольный,сказал один из школьни­ков на уроке геометрии.

— Нет, — сказал второй, — этот треугольник не может быть прямоуголь­ным. По условию его стороны равны 11, 20 и 25 см. Если принять за катеты меньшие по величине стороны, то сумма их квадратов должна была бы равна квадрату третьей стороны — квадрату гипотенузы. Конечно, при том, что мы считаем треугольник прямоугольным. Однако сумма квадратов 11 и 20 не равна квадрату 25. Следовательно, треугольник не является прямоугольным».

3. Постройте прямое или косвенное подтверждение тезиса:

а) человек желает счастья;

б) ни одно преступление не должно остаться не раскрытым;

в) в слове «мышление» ударение делается на втором слоге;

г) неполное деление понятий ведет к нарушению правила соразмерности;

д) некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.

4. Постройте прямое или косвенное опровержение тезиса:

а) все люди злы;

б) в нашей стране каждый мужчина старше восемнадцати лет призывается на военную службу;

в) каждое преступление является умышленным;

г) понятие «человек, имеющий высшее образование» и «интеллигентный чело­век» находятся в отношении равнозначности;

д) любое общеутвердительное суждение обращается с ограничением.

5. Определите, какое правило доказательства нарушено, и возникшую в рассуждении ошибку:

На солнце появились пятна — значит в стране наступает экономический кризис;

— То, что должно быть, является добром. Но зло должно быть. Значит, зло есть добро;

Если бы не было времени, то не было бы ни одного дня. Если бы не было дня, то всегда стояла бы ночь. Но если бы всегда стояла ночь, было бы время. Следо­вательно, если бы не было времени, то оно было бы;

— «Пальто» — слово, и, так как пальто греет, то можно сделать вывод о том, что некоторые слова греют;

— Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего — дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего;

— Что является естественным, то является хорошим. Делать ошибки есте­ственно. Значит, делать ошибки хорошо;

— Пегас есть крылатый конь. Следовательно, Пегас есть (существует);

— «Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить? — Нет. — Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо? — Конечно, знаю… — Но именно об этом я и соби­рался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, вы знаете то чего вы не знаете»;

— Студент такими словами доказывал, что надо или поставить ему удовле­творительную оценку, или экзаменовать его дальше: «Я прочел весь курс. Так не­ужели же я ничего не знаю? Может быть, я и отвечу на что-нибудь»;

— Отчет директора фабрики слушают в соответствующем комитете, а он говорит: «Граждане, я вижу, тут дело оборачивается выговором. За что же? Неужели вы думаете, что наши расчески и пуговицы по качеству ниже других? Да никоим образом. Вот посмотрите, какую продукцию делают наши дорогие соседи! Два раза проведешь гребенкой по головеи облысеешь…»;

— Конечно, это пьяница: взгляните только, какой у него красный нос;

— «Единообразные законы о бракехорошие законы, поскольку законода­тельство, вносящее единство в нормы с браке, снижает количество разводов… А снижает оно количество разводов, потому что единое брачное законодатель­ство стандартизирует нормы, относящиеся к заключению брака»;

   — В Подольск на постоянное место жительства прибыл отбывший срок за­ключения М., в прошлом — «медвежатник». Через месяц из сейфа офиса фирмы была похищена крупная сумма денег. За последние годы в Подольске не было за­фиксировано ни одного случая кражи со взломом сейфа. Следовательно, данную кражу совершил прибывший из заключения М.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача №38

Алексей Иванович, Федор Семенович, Валентин Петрович и Григорий Арка­дьевич были как-то со своими детьми в парке культуры и отдыха. Они катались на колесе обозрения. В кабинах колеса оказались вместе: Леня с Алексеем Ивано­вичем, Андрей с отцом Коли, Тима с отцом Андрея, Федор Семенович с сыном Ва­лентина Петровича, а Валентин Петрович с сыном Алексея Ивановича.

Назовите, кто чей сын и кто с кем катался, если ни один из мальчиков не ка­тался со своим отцом.

Задача №39

Играют двое. Первый участник игры называет произвольное целое положи­тельное число, не превышающее десяти, то есть он может назвать число десять и всякое меньшее десяти положительное число. Второй игрок прибавляет к на­званному числу свое целое положительное число, также не превышающее десяти, и называет сумму. К этой сумме первый прибавляет какое-либо положительное число, не превышающее десяти, и сообщает сумму. Выигрывает тот, кто пер­вый достигнет ста.

Как добиться победы?

Задача № 40

В очереди за билетами в кино стоят: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Из­вестно, что:

1. Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега.

2. Володя и Олег не стояли рядом.

3. Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей.

Кто за кем стоит ?

Читайте также

7.6. Правила доказательства и опровержения

7.6. Правила доказательства и опровержения
В процессе доказательства и опровержения используются, как мы видели, самые разные способы умозаключения. Поэтому, очевидно, что для доказательства или опровержения того или иного тезиса необходимо соблюдать те логические

§ 4. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

§ 4. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
Ограничимся рассмотрением правил, относящихся к реальным определениям, наиболее употребимым в праве. Второе и третье из этих правил применимы и к номинальным определениям. Другие правила номинальных определений,

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ
Обычно в учебниках логики формулируются лишь правила таксономического деления. Мы попытаемся распространить эти правила и на мереологическое деление.Правило 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае

§ 1. Общая характеристика логического доказательства

§ 1. Общая характеристика логического доказательства
Термин «доказательство» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, под доказательством понимают факты, при помощи которых основывается истинность или ложность того или иного суждения.Во-вторых,

2. ОШИБКИ В ОСНОВАНИЯХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

2. ОШИБКИ В ОСНОВАНИЯХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Истинность доказываемого (или ложность опровергаемого) тезиса — первое необходимое условие логической безупречности доказательства. Но это условие — не единственное. В безупречном доказательстве истинный тезис выводится не из

3. ОШИБКИ В ДЕМОНСТРАЦИИ, ИЛИ В СПОСОБЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

3. ОШИБКИ В ДЕМОНСТРАЦИИ, ИЛИ В СПОСОБЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Кроме ошибки подмены доказываемого тезиса и ошибок в основаниях, в доказательстве возможен ещё третий вид ошибок. Это — ошибки в демонстрации, т. е. в способе, посредством которого совершается логический переход от

Правила и ошибки в доказательстве

Правила и ошибки в доказательстве
Правила, относящиеся к тезису1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. Это основное условие всякого спора. Необходимо точно определиться, о чем идет речь, чтобы не допускать путаницы, расплывчатости, неопределенности

§ 4. ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ

§ 4. ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ
Обсуждение дискуссионных вопросов в практических делах, как и научные рассуждения, приводят к истинным результатам, если они проводятся с соблюдением рациональных приемов и правил аргументации и критики по отношению к тезису,

§ 4. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

§ 4. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
Ограничимся рассмотрением правил, относящихся к реальным определениям, наиболее употребимым в праве. Второе и третье из этих правил применимы и к номинальным определениям. Другие правила номинальных определений,

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ
Обычно в учебниках логики формулируются лишь правила таксономического деления. Мы попытаемся распространить эти правила и на мереологическое деление.Правило 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае

А. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки

А. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки
Первое правило: необходимо явно сформулировать тезис (в виде суждения, системы суждений, проблемы, гипотезы, концепции и т.д.). Это правило выражает главное условие эффективности аргументации и критики. Для его реализации

В. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки

В. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки
Первое правило: аргументы должны быть сформулированы явно и ясно.Для выполнения этого правила необходимо:(1) перечислить все аргументы; если в процессе аргументации от каких-то аргументов отказываются, изменяют

Глава III. Правила доказательства. Ошибки в доказательстве

Глава III. Правила доказательства. Ошибки в доказательстве
Как логическая операция доказательство может быть правильным и неправильным.Каким же требованиям оно должно удовлетворять, чтобы его цель была достигнута? В логике выработан ряд таких требований, которые

1. Правила доказательства

1. Правила доказательства
Классификация правил доказательства обусловлена его структурой — наличием в нем тезиса, оснований и способа доказательства.Правила тезиса. Тезис — центральный пункт доказательства. Поэтому требования предъявляются прежде всего к нему.1.

Глава III. Правила доказательства.

Глава III. Правила доказательства.

Ошибки в доказательстве
1. Соблюдены ли правила в следующих доказательствах? Если нет, то какие допущены логические ошибки:
«Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! — говорит покупательница торговке. — Что? — кричит та. — Мои яйца тухлые?

Билет
№ 28

Правила
опровержения и возможные ошибки

В
опровержении (впрочем, как и в
доказательстве) следует неуклонно
соблюдать ряд общих правил. Рассмотрим
эти правила и связанные с их нарушениями
ошибки.

Павила
и ошибки по отношении к тезису.

1.
Тезис в ходе всего опровержения должен
оставаться одним и тем же. Если это
правило нарушается, возникает ошибка,
носящая название “подмены тезиса”.
Суть ее в том, что опровергается не тот
тезис, который намеривались опровергнуть.

Особое
проявление подмены тезиса заключается
в ошибке, носящей название: “Кто слишком
много доказывает, тот ничего не
доказывает”. Она возникает тогда, когда
стараются доказать вместо выдвинутого
тезиса более сильное утверждение,
могущее быть ложным.

2.
Тезис должен быть ясным, не допускающим
двусмысленности. Неясный по содержанию
тезис не имеет никакой ценности, и
следует требовать, например, в дискуссии,
его уточнения.

Павила
и ошибки по отношению к аргументу

1.
Аргументы должны быть истинными.
Нарушение этого правила влечет за собой
ошибку под названием “ложный аргумент”
или “основное заблуждение”. Данное
правило вытекает из того известного
обстоятельства, что при ложных посылках
заключение может получаться ложным.

2.
При опровержении ельзя использовать
не только ложные, но и недоказанные
аргументы. Если для опровержения или
подтверждения тезиса приводятся
аргументы, хотя и не являющиеся заведомо
ложными, но ранее не доказанные как
истинные, то совершается ошибка, которая
носит общее название “предвосхищение
основания”. Такую ошибку содержит
опровержение или доказательство,
опирающиеся, например, на гипотезы, не
проверенные на практике и поэтому не
могущие рассматриваться, как вполне
достоверные утверждения. “Предвосхищение
основания” часто встречается в спорах,
дискуссиях и даже в печатных исследованиях
в таком виде: за аргумент принимается
такое положение, которое хотя и не
равнозначно тезису, но истинность
которого прямо зависит от истинности
самого тезиса.

Подобную
ошибку допустил бы на суде адвокат,
который защищая подсудимого, стал бы
доказывать тезис: “Мой подзащитный не
совершал мошенничества” — при помощи
аргумента: “так как он является человеком
настолько добропорядочным, что никак
не позволил бы себе такого проступка”
.

Особым
случаем “предвосхищение основания”
является ошибка называемая “круг в
доказательстве” . Суть ее состоит в
том, что за аргумент принимают положение,
которое как раз и требуется доказать.
Это означает, что или аргумент равнозначен
тезису, но только выражен другими
словами, или он является прямым логическим
следствием тезиса.

Проявлением
“предвосхищения основания” может быть
в известных случаях “аргумент к
скромности”, который заключается в
том, что — то или иное положение опровергают
либо доказывают ссылками на высказывание
авторитетного лица. В повседневной
практике, однако, следует уметь давать
собственную продуманную аргументацию
в пользу принятого тезиса либо его
опровержения, если нет желания прослыть
несамостоятельно мыслящим человеком.

3.
Тезис должен быть логическим следствием
аргументов. Если это правило не
соблюдается, то тезис не может считаться
доказанным (либо опровергнутым) . Ошибка,
связанная с нарушением этого правила,
носит общее название “не следует” (non
sequitur)
.

Аргумент
к личности”.

Эту ошибку допускают в том случае, когда
пытаются обосновать истинность или
ложность утверждений какого-либо
человека, ценность или бесполезность
его дел и поступков и т.д. ссылками на
его личные качества.

Заканчивая
работу о наиболее существенных сторонах
логического учения о доказательстве,
отмечу: во-первых, можно сказать, и так
– опровержение это доказательство в
обратную сторону (с оговорками конечно).
Во-вторых, учение о доказательстве (а
опровержение его разновидность) , есть
следствие всех остальных разделов
логики. Это означает, что тот, кто желает
научиться правильно и успешно доказывать
истину, должен хорошо усвоить все
остальные заповеди логической науки.

Соседние файлы в папке Logika

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибка «основное заблуждение» заключается в том, что умозаключение основывается на … посылках.

24. Ошибка «основное заблуждение» заключается в том, что умозаключение основывается на … посылках.

a) ложных

b) правдоподобных

c) непонятных

25. Ошибка «предвосхищение основания» заключается в том, что умозаключение основывается на … посылках.

a) ложных

b) сомнительных

c) правдоподобных

26. Непосредственное умозаключение представляет собой умозаключение, состоящее из одной посылки и заключения, в качестве которых используются … суждения.

a) категорические

b) ассерторические

c) аподиктические

27. Непосредственные умозаключения распадаются на две группы – умозаключения посредством … суждений и умозаключения по логическому квадрату.

a) образования

b) преобразования

c) согласования

28. В умозаключении по логическому квадрату основанием для выведения заключения является ссылка на отношения между категорическими суждениями с точки зрения …

a) истинности

b) ложности

c) неопределённости

29. Умозаключение посредством превращения представляет собой непосредственное умозаключение, в заключении которого устанавливается связь …

a) между субъектом посылки и отрицанием её предиката

b) между предикатом и субъектом посылки

c) между отрицанием предиката и субъектом посылки

30. Умозаключение посредством обращения представляет собой непосредственное умозаключение, в заключении которого устанавливается связь … 

a) между предикатом и субъектом посылки

b) между субъектом посылки и отрицанием её предиката

c) между отрицанием предиката и субъектом посылки.

31. Умозаключение посредством противопоставления предикату представляет собой непосредственное умозаключение, в заключении которого устанавливается связь …

a) между отрицанием предиката и субъектом посылки

b) между предикатом и субъектом посылки

c) между субъектом посылки и отрицанием её предиката

Логические правила доказательства и аргументации

Логика воздействует прежде всего на разум человека, но без влияния на его чувства не всегда удается добиться убедительности доказательства, Иначе говоря, можно доказать, но не убедить. С другой стороны, воздействуя на чувства и пренебрегая логическими средствами обоснования тезиса, можно убедить, но не доказать. Поэтому, чтобы доказательство было убедительным, а убеждение доказательным, нужно использовать как логические, так и внелогические приемы обоснования тезиса.

Обоснование тезиса в котором наряду с логическими применяются приемы внелогического воздействия, называется аргументацией.

К внелогическим приемам, используемым в аргументации, относятся прежде всего разнообразные приемы, составляющие предмет риторики — науки об ораторском искусстве. Они усиливают выразительность речи, придают ей яркость, эмоциональность, воздействуя тем самым на чувства человека. С этой целью используются сравнения, эпитеты, метафоры, повторы, усиливающие образность и эмоциональность процесса доказательства. Применяются также многие другие риторические приемы. Определенное значение имеют интонацияи темп речи оратора, умелое использование им пауз, жеста, мимики и т.п.

Важно, однако, подчеркнуть, что риторические приемы должны применяться в союзе с логикой. Увлечение ораторскими приемами, недооценка логических приемов доказательства превращает аргументацию во внешне красивое, эффектное, но малосодержательное рассуждение. Оно может убедить, но не способно доказать. К внелогическим приемам аргументации можно отнести некоторые доводы, отвергаемые логикой. Это довод к личности, к публике, к авторитету:

  • Довод к личности не является логическим основанием тезиса, но как дополнительное средство, характеризующее, например, правонарушителя, он приемлем в аргументации.
  • Используя довод к публике, аргументатор стремится вызвать определенные чувства у присутствующих, повлиять на их отношение к обсуждаемому вопросу. Это усиливает аргументацию, но довод к публике не должен подменять доказательства тезиса по существу.
  • То же относится и к доводу к авторитету, когда логическое обоснование подкрепляется высказыванием известного ученого, философа, политического деятеля. В определенных условиях может быть использован, по лишь как дополнительный прием, довод к состраданию.

Существуют приемы воздействия, несовместимые ни с логикой, ни с аргументацией. Это демагогия, внушение, заражение и софистика.

Демагогия ставит своей целью ввести людей в заблуждение с помощью извращения фактов, лживых обещаний, лести, подлаживания под их вкусы, настроения. При этом нередко используются аргументы к невежеству и к выгоде. Демагогия родственна популизму, который используется некоторыми политическими деятелями, добивающимися популярности обещаниями, заведомо зная, что они не будут выполнены. Демагог стремится воздействовать на чувства людей, создать определенное настроение. Но подтасовывая факты, создавая видимость доказательства выдвигаемых положений, он использует софистику, преднамеренно нарушая правила логики.

Внушение нередко сочетается с заражением, когда человек, обращаясь к людям, стремится воздействовать на них своим эмоциональным состоянием, своими чувствами, своим отношением к выдвинутым идеям. Заражая своими эмоциями, накаляя страсти, он стремится вызвать у людей общее для них психическое состояние.

Правила доказательства и опровержения

В процессе обоснования истинности или ложности тезиса (суждения, выдвигаемого для доказательства) возможны логические ошибки, возникающие при нарушении определенных правил. Эти правила принято делить в соответствии со строением доказательства на правила тезиса, правила аргументов и правила демонстрации.

1. Правила тезиса

Первое правило. Тезис должен быть сформулирован ясно и четко. Это правило, основанное на принципе тождества, требует однозначности понятий, входящих в тезис, ясности суждения, в форме которого сформулирован тезис с указанием его количественной характеристики (нельзя доказывать то, что относится к некоторым, выдавая за то, что относится ко всем).

Примером нарушения данного правила может служить предвыборная телереклама «Мы сделаем россиян богатыми». Во-первых, неясно, кто это «мы», во-вторых, не указано, имеются в виду все россияне или только некоторые, и, в-третьих, понятие «богатство» неопределенно и относительно. Под богатством можно понимать и материальное, и духовное богатство, богатство знаниями, идеями и т.п. Иначе говоря, это положение можно трактовать и понимать по-разному.

Второе правило. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Это правило, как и предыдущее, основано на принципе тождества. Оно не исключает уточнение тезиса в процессе доказательства, если он сформулирован недостаточно определенно. Но при этом содержание тезиса не должно изменяться, не должно быть подмены тезиса, когда доказательство нового тезиса выдается за доказательство тезиса, выдвинутого первоначально.

Подмена тезиса — серьезная логическая ошибка. Она может быть частичной или полной:

  • Частичная подмена тезиса означает ослабление или усиление тезиса, когда изменяют его количественную характеристику или заменяют понятие с одним объемом понятием с другим объемом. Например, выдвинув тезис «Данный проступок является преступлением», доказывают ослабленный, «смягченный» тезис «Данный проступок — правонарушение». Но правонарушение может быть не преступным деянием, а административным или дисциплинарным проступком. В опровержении тезиса оппонента обычно усиливают его тезис. Например, чтобы опровергнуть тезис «Многие адвокаты — хорошие ораторы» подменяют его усиленным вариантом«Все адвокаты — хорошие ораторы», доказать ложность которого нетрудно.
  • Полная подмена тезиса означает выдвижение нового тезиса, нередко сходного с тезисом, выдвинутым первоначально, но не тождественным ему. Одной из разновидностей этой ошибки является логическая диверсия. Она выражается в том, что выдвинувший тезис, не найдя аргументов для его доказательства, старается переключить внимание собеседника на обсуждение другого вопроса.

2. Правила аргументов

Первое правило. Аргументы должны быть истинными и доказанными положениями.Ложными аргументами нельзя ни доказать, ни опровергнуть тезис. Это требование формулируется следующим образом: ложное основание — не основание. Использование ложного основания (аргумента) ведет к логической ошибке, называемой основное заблуждение. Аргументы должны быть не только истинными, но и доказанными положениями. Недоказанное основание — не основание. Невыполнение этого требования влечет ошибку — предвосхищение основания.

Приведем пример. Признание человеком своей вины некогда считалось самым надежным аргументом. В одном из российских законодательств XVIII века личное признание обвиняемого рассматривалось как «лучшее доказательство всего света». А чтобы его добиться, применялись всевозможные методы воздействия, включая физические, Но личное признание может быть как истинным, так и ложным и, следовательно, не является достаточным основанием обвинения. В нашем законодательстве указано, что личное признание своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью доказательств по делу.

Второе правило. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых обосновывается независимо от тезиса. Чтобы избежать ошибки предвосхищения основания, аргумент иногда обосновывают ссылкой на тезис. Это ведет к логической ошибке — круг в доказательстве: аргумент обосновывается тезисом, тезис — аргументом. Российский философ XVIII века Я.П. Козельский писал: «В доказательствах надобно беречься, чтобы не учинить погрешности, называемой круг, которая состоит в том, когда из двух предложений каждое доказывается одно другим взаимообразно: например, ежели доказывать, что человек есть разумное животное, тем, что он рассуждать может, и что он рассуждать может, тем, что он есть разумное животное, то это и будет круг в доказательстве».

Третье правило. Аргументы должны быть достаточными для тезиса. Это правило, основанное на принципе достаточного основания, нарушается, если аргументов или слишком мало, или слишком много. В первом случае аргументы окажутся недостаточными для обоснования истинности или ложности тезиса. Поэтому «кто мало доказывает, тот ничего не доказывает». Во втором случае избыток аргументов лишает процесс доказательства ясности, делает его уязвимым для критики. В нем легче найти «слабые звенья»: недоказанные и противоречащие аргументы. Поэтому «кто много доказывает, тот ничего не доказывает».

3. Правила демонстрации

Демонстрация обычно принимает форму одного или нескольких взаимосвязанных умозаключений, где аргументы являются посылками, а тезис — выведенным из них заключением. Поэтому правила демонстрации — это правила умозаключения, в форме которого построена демонстрация. Вместе с тем независимо от вида умозаключения необходимо соблюдать правило «между тезисом и аргументами должна быть логическая связь». Нарушение этого правила влечет логическую ошибку — мнимое следование (non seqitur), указывающую на отсутствие такой связи; а это значит, что тезис не следует из аргумента. Ошибка возникает в результате нарушения правила умозаключения.

Например, тезис «Он здоров» не следует из аргумента «У него нормальная температура». (Некоторые болезни, как известно, протекают без повышения температуры.) Ошибку в рассуждении можно обнаружить, построив демонстрацию в форме условно-категорического умозаключения:

К ошибкам в демонстрации относятся также следующие.

  • От сказанного с условием к сказанному безусловно. Это значит, что аргумент, истинный при определенных условиях, рассматривается безотносительно к этим условиям. Например, из рекомендации принимать антибиотики во время болезни с необходимостью не следует, что их следует принимать каждому заболевшему и при любом заболевании.
  • От разделительного к собирательному смыслу. Аргумент, истинный для части некоторого множества, используется для обоснования тезиса, относящегося ко всему множеству. Так, из аргумента о пользе зимнего купания для здоровья, верного для некоторых — так называемых моржей, не следует, что такое купание полезно всем.
  • От собирательного смысла к разделительному. То, что верно относительно сказанного в собирательном смысле, рассматривается как аргумент относительно сказанного и разделительном смысле. Иначе говоря, то, что верно по отношению ко всему множеству, взятому в единстве, не относится к каждому элементу множества. Например, положительная характеристика всей студенческой группы недостаточна для такой характеристики отдельных студентов этой группы.

В дискуссии, споре, в прениях сторон на суде нередко используют приемы, отвергаемые логикой. К ним относятся аргументы (доводы) к личности, к публике, к авторитету, к состраданию, к невежеству, к силе.

  • Довод к личности состоит в том, что обоснование истинности или ложности тезиса подменяется характеристикой личных качеств человека, его достоинств или недостатков. Так, при обсуждении преступного деяния, совершенного подсудимым, обвинитель и защитник вместо обсуждения существа дела выдвигают аргументы, характеризующие подсудимого. Обвинитель указывает на его отрицательные стороны, защитник — на положительные. Разумеется, характеристика личности подсудимого имеет определенное значение для оценки деяния и вынесения приговора. Но она не должна подменять разбирательство дела по существу.
  • Довод к публике — это стремление воздействовать на настроение, чувства присутствующих при обсуждении какого-либо вопроса. Цель такого приема — привлечь на спою сторону слушателей и тем самым оказать давление на оппонента.
  • Довод к авторитету (ipsi dixit — сам сказал). Ссылка на высказывания авторитетного ученого, философа, политика, заменяющая обоснование тезиса по существу. Такие высказывания, взятые без учета конкретных обстоятельств, при которых они были сделаны, вне контекста, не являются достаточным основанием для установления истинности или ложности тезиса.
  • Довод к состраданию — возбуждение сочувствия, жалости к себе или к кому-либо. Такой прием используют иногда студенты, чтобы получить положительную оценку, адвокат в суде, добиваясь смягчения меры наказания подзащитному, и т.п.
  • Довод к невежеству — использование аргументов, заведомо неизвестных слушателям, в расчете на их неосведомленность.
  • Довод к выгоде — ссылка на то, что согласие или несогласие с тезисом выгодно в каком-то отношении. Например, предвыборное обращение кандидата в депутаты к избирателям с обещанием повысить зарплату иногда принимается без доказательств, так как в этом заинтересованы избиратели.
  • Довод к силе — аргумент, содержащий угрозу по отношению к лицу, выражающему несогласие с тезисом.

Цель доказательства — обосновать истину. Поэтому ни довод к личности, ни довод к публике, никакие другие перечисленные доводы логикой не принимаются. Логика признает только довод к истине (ad veritatem).

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на наш


Подписывайтесь на наш


Логические правила и ошибки по отношению к аргументам

Процесс аргументации
предполагает тщательный предварительный
анализ имеющегося фактического материала.
Слабые и сомнительные аргументы
отбрасываются или уточняются.
Предварительная работа проводится при
этом с учетом особой стратегии и
тактики аргументации. Под тактикой
имеются в виду поиск и отбор таких
аргументов, которые окажутся наиболее
убедительными для данной аудитории и
которые учитывают возрастные,
профессиональные, культурно-образовательные
и другие ее особенности. Решение
стратегической задачи аргументации
определяется логическими требованиями
к доводам. Правила эти следующие: в
качестве аргументов могут выступать
лишь такие положения, истинность которых
доказана; аргументы
обосновываются автономно
, т.е.
независимо от тезиса; аргументы не
должны против
оречить
друг другу; аргументы должны быть
достаточными для данного тезиса
.

Нарушение требования
истинности и доказанности аргументов
ведет к двум ошибкам. Одна из них –
принятие за истину ложного аргумента
– называется «основное заблуждение».
Другая ошибка заключается в том, что в
качестве аргументов используются
недоказанные, как правило, произвольно
взятые положения: ссылаются на слухи,
на ходячие мнения и выдают их за аргументы,
якобы обосновывающие основной тезис.
В действительности же доброкачественность
таких доводов лишь предполагается, но
не устанавливается. Ошибка поэтому
называется «предвосхищение основания».

Требование
автономного обоснования аргументов
означает, что прежде чем обосновывать
тезис, следует проверить сами аргументы.
При этом для доводов изыскивают свои
основания, не обращаясь к тезису. Иначе
может получиться, что недоказанным
тезисом обосновывают недоказанные
аргументы. Эта ошибка называется «круг
в доказательстве»
.

Требования
непротиворечивости аргументов
вытекают
из логической идеи, согласно которой
из противоречия формально следует все,
что угодно – и тезис его высказавшего,
и антитезис оппонента. Содержательно
же из противоречивых оснований не может
с необходимостью выступать ни одно
положение.

Правило
достаточности аргументов
связано с
логической мерой вещей – в своей
совокупности доводы должны быть такими,
чтобы из них по правилам логики с
необходимостью вытекал доказываемый
тезис.

Логические правила и ошибки по отношению к демонстрации

Так как логическая
связь аргументов с тезисом протекает
в форме таких умозаключений, как дедукция,
индукция и аналогия, то по отношению к
ней должны выполняться правила
соответствующих умозаключений.

Дедуктивный
способ
аргументации предполагает
соблюдение следующих требований:

  1. в
    процессе аргументации требуется точное
    определение или описание в большей
    посылке, выполняющей роль довода,
    исходного теоретического или эмпирического
    положения;

  2. в
    процессе аргументации требуется точное
    и достоверное описание конкретного
    события, которое дано в меньшей посылке;

  3. необходимо
    соблюдать специфические правила этой
    формы вывода, относящиеся к терминам,
    количеству, качеству и логическим
    связям между посылками умозаключений.

Индуктивный
метод
аргументации применяется, как
правило, в тех случаях, когда в качестве
доводов используются фактические
данные. Доказательное значение
индуктивного обоснования зависит от
устойчивости повторяющихся свойств у
однородных явлений.

Аргументация в
форме аналогии
применяется в случае
уподобления единичных событий и явлений.
При обращении к аналогии надо соблюдать
следующие правила. Во-первых, аналогия
состоятельна только тогда, когда два
явления сходны между собой не в любых,
а лишь в существенных признаках.
Во-вторых, при уподоблении двух явлений
или событий следует учитывать различие
между ними. Если два явления существенно
отличаются друг от друга, то несмотря
на наличие сходных признаков их нельзя
уподоблять. Аналогия в этом случае будет
несостоятельной.

Ошибки в
демонстрации
связаны с отсутствием
логической связи между аргументами и
тезисом. В общем виде отсутствие этой
связи называют ошибкой «мнимого
следования»
.

Мнимое следование
часто возникает из-за несоответствия
между логическим статусом посылок, в
которых формулируются аргументы, и
логическим статусом суждения, содержащего
тезис.

Одна из форм
несоответствия – неоправданный
логический переход от узкой области
к более широкой области
.

В аргументах,
например, описывают свойства определенного
вида явлений, а в тезисе неосновательно
утверждают о свойствах всего рода
явлений, хотя известно, что не все
признаки вида являются родовыми.

Другая форма
несоответствия – переход от сказанного
с условием к сказанному безусловно.
Оратор выставляет аргументы, которые
считаются истинными при известных
условиях. В процессе же аргументации
об этой условности забывают и приходят
к выводу, что принятые аргументы
обосновывают истинность тезиса, который
формулируется в безусловной форме.

Несоответствие
может принимать форму перехода от
сказанного в определенном отношении к
сказанному безотносительно к чему бы
то ни было
.

Наряду с указанными
ошибка мнимого следования проявляется
и в тех случаях, когда для обоснования
тезиса приводят логически не связанные
с обсуждаемым вопросом аргументы. Среди
множества такого рода уловок можно
назвать следующие:

  1. аргумент
    к силе – вместо логического обоснования
    тезиса прибегают к физическому,
    экономическому, административному и
    другим видам воздействия;

  2. аргумент
    к невежеству – использование
    неосведомленности оппонента и навязывание
    мнений, которые не находят объективного
    подтверждения;

  3. аргумент
    к выгоде – вместо логического обоснования
    тезиса агитируют за его принятие потому,
    что так выгодно;

  4. аргумент
    к здравому смыслу используется часто
    как апелляция к обыденному сознанию
    вместо реального обоснования;

  5. аргумент
    к состраданию проявляется в тех случаях,
    когда вместо реальной оценки конкретного
    поступка взывают к жалости, состраданию;

  6. аргумент
    к верности – вместо обоснования тезиса
    склоняют к принятию его в силу верности,
    привязанности;

  7. аргумент
    к авторитету – ссылка на авторитетную
    личность вместо обоснования конкретного
    тезиса.

Соблюдение всех
логических правил обеспечивает
доказательность рассуждения.

Лекция
7. ПРОБЛЕМА.
ГИПОТЕЗА. ТЕОРИЯ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основное заблуждение

Предмет
Логика

Разместил

🤓 kudryavceva.vasilisa.1979

👍 Проверено Автор24

ошибка, вызванная тем, что в рассуждении используется ложный аргумент.

Научные статьи на тему «Основное заблуждение»

Истина и заблуждение

Противоположностью истины выступает заблуждение….
Вопрос об истине – один из основных гносеологических вопросов….
Понятие заблуждения

Определение 4

Заблуждение – это непроизвольное искажение результата познания…
Объективно, заблуждения характерны для любого познавательного процесса и возникают в связи со следующими…
Перечисленные выше функции практики делают акцент на ее значимости, как на одном из основных критериев

Автор24

Статья от экспертов

Основные заблуждения при внедрении системы ХАССП

В статье рассмотрены основные ошибки, допускаемые предприятиями при попытке соответствовать требованиям ХАССП.

Агностицизм и заблуждение в науке

Основные идеи агностицизма были сформулированы в трудах Канта, Юма и Беркли….
Результатом ложной гипотезы являются заблуждения….
Заблуждения часто помогают открыть величайшие истины….
Основное заблуждение в обоих этих случаях – это ложное основание – ошибочная карта, а позже была опровергнута…
Никто не застрахован от заблуждений.

Автор24

Статья от экспертов

Постинфекционный кашель: основные заблуждения и возможности современной терапии

Постинфекционный кашель является следствием перенесенной острой респираторной вирусной инфекции. В настоящее время существуют различные препараты, которые позволяют воздействовать на постинфекционный кашель. Одним из них является комбинированный препарат Аскорил. Согласно результатам проведенного исследования, Аскорил не только эффективно купирует кашель, но и улучшает качество жизни пациентов.

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Логические подтасовки (логические ошибки — лат. Captio, логические манипуляции, логические заблуждения) — выводы, которые явно или неявно не следуют за истиной.[1]

Типы и виды ошибок традиционной логики[править | править код]

В тра­диционной ло­ги­ке все логические ошибки раз­де­ля­ют­ся на не­пред­на­ме­рен­ные — па­ра­ло­гиз­мы и пред­на­ме­рен­ные — софизмы.

Логические ошибки изу­чал уже Ари­сто­тель в соч. «Оп­ро­вер­же­ние со­фис­ти­че­ских ар­гу­мен­тов». На этой ос­но­ве в тра­диционной ло­ги­ке, на­чи­ная с тру­дов схо­ла­стов, бы­ло раз­ра­бо­та­но их под­роб­ное опи­са­ние. В со­от­вет­ст­вии с вы­де­ляе­мы­ми в тра­диционной ло­ги­ке час­тя­ми до­ка­за­тель­ст­ва логические ошибки бы­ли раз­де­ле­ны на ошиб­ки в от­но­ше­нии: 1) ос­но­ва­ний до­ка­за­тель­ст­ва (по­сы­лок), 2) те­зи­са, 3) фор­мы рас­су­ж­де­ния (де­мон­ст­ра­ции, или ар­гу­мен­та­ции).[2]

Error fun­damen­ta­lis[править | править код]

К чис­лу оши­бок пер­во­го ти­па от­но­сит­ся пре­ж­де все­го ошиб­ка лож­но­го ос­но­ва­ния (т. н. ос­нов­ное за­блу­ж­де­ние, лат. error fun­damen­ta­lis), ко­гда в ка­че­ст­ве по­сыл­ки до­ка­за­тель­ст­ва при­ни­ма­ет­ся лож­ное вы­ска­зы­ва­ние. По­сколь­ку из лож­ных вы­ска­зы­ва­ний по за­ко­нам и пра­ви­лам ло­ги­ки мо­гут быть вы­ве­де­ны в од­них слу­ча­ях лож­ные, а в дру­гих — ис­тин­ные след­ст­вия, по­столь­ку на­ли­чие в чис­ле по­сы­лок лож­но­го вы­ска­зы­ва­ния ос­тав­ля­ет от­кры­тым во­прос об ис­тин­но­сти до­ка­зы­вае­мо­го те­зи­са.

Petitio principii[править | править код]

Дрругая разновидность логических ошибок это­го ти­па — т. н. пред­восхи­ще­ние ос­но­ва­ния (лат. petitio principii — букв. «запрашивание начала»), ко­гда за ос­но­ва­ние до­ка­за­тель­ст­ва при­ни­ма­ет­ся предположение, ис­тин­ность ко­то­ро­го и надо доказать.[3]

Circulus vitiosus[править | править код]

Круг в доказательстве — тезис доказывается аргументами, истинность которых доказывается тезисом.

Ignoratio elenchi[править | править код]

Главной ошиб­кой вто­ро­го ти­па яв­ля­ет­ся «под­ме­на те­зи­са», ко­гда про­ис­хо­дит за­ме­на те­зи­са на др. по­хо­жее вы­ска­зы­ва­ние, ко­то­рое лег­че под­да­ёт­ся до­ка­за­тель­ст­ву[4] и до­ка­за­тель­ст­во ко­то­ро­го вы­да­ёт­ся за до­ка­за­тель­ст­во пер­во­на­чаль­но­го те­зи­са (ес­ли эта под­ме­на со­вер­ша­ет­ся бес­соз­на­тель­но, то го­во­рят о «по­те­ре те­зи­са»). Два других вида этой ошиб­ки — «слиш­ком ма­ло до­ка­зы­ва­ет­ся» и «слиш­ком мно­го до­ка­зы­ва­ет­ся». В пер­вом слу­чае те­зис яв­ля­ет­ся ча­стич­но не­до­ка­зан­ным, а во вто­ром — из по­сы­лок сле­ду­ет не толь­ко те­зис, но и какое-нибудь лож­ное по­ло­же­ние.[2]

Распространённое название этих приёмов при использовании в демагогии — «соломенное чучело» (от англ. strawman fallacy). Название уловки сравнивает искажённый тезис с соломенным пугалом, которое легко свалить и разрушить, в то время как противник, которого это чучело изображает, остаётся нетронутым.

Fallacia consequentis[править | править код]

Ошиб­ки третье­го ти­па свя­за­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем не­пра­виль­ных умо­зак­лю­че­ний («ошиб­ки обобщения», «ошиб­ки лож­но­го сле­до­ва­ния» — fallacia consequentis). Обыч­но в прак­ти­ке ар­гу­мен­та­ции ча­ще все­го встре­ча­ют­ся не­пра­виль­ный modus ponens (из «ес­ли A, то B» и «B», то сле­ду­ет «A»); не­пра­виль­ный modus tollens (из «ес­ли A, то B» и «не­вер­но, что A», то сле­ду­ет «не­вер­но, что B»); оши­боч­ный modus tollendo po­nens (из «A или B» и «A», то сле­ду­ет «не­вер­но, что B»).[2]

Примеры:

  • Некоторые люди могут стать миллионерами с правильной бизнес-концепцией. Следовательно, если у каждого будет правильная бизнес-концепция, каждый станет миллионером.
  • В теории социальных сетей группа людей, объединенных в социальную сеть, может обладать способностями, которыми не обладают отдельные люди.

Даже если утверждение в посылках относится к каждому отдельному элементу совокупности, заключение утверждения к самой совокупности часто недопустимо.

Примеры:

  • Каждый из этих цветов прекрасен. Вместе они составляют красивый букет.
  • Натрий ядовит, хлор ядовит, поэтому ядовит хлорид натрия.

Противоположный термин, неправильный вывод от целого к его частям, называется ошибкой разделения (лат. Sensus compositi et divisi).

Разновидностями являются:

  • «Ложная аналогия» — когда ситуации различные, но подводится аналогия.
  • «Post hoc, ergo propter hoc» — после этого, значит вседствие этого.

Средства подтасовок[править | править код]

Argumentum ad hominem[править | править код]

Аргумент к человеку сводится к характеристике обсуждаемого человека, когда
вместо опровержения тезиса и аргументов, обсуждается характеристика человека, суждения которого доказываются; часто даётся отрицательная оценка оппоненту, его личности. Наиболее часто используют такие методы, как:

  • «Отравление колодца» — обвинение во лжи до начала диспута.
  • «Наклеивание ярлыков» — какой-либо идее «приклеив» негативный ярлык, стараются заставить слушателя заклеймить её без доказательств.
  • Подмена важных фактов личными взаимоотношениями.
  • Обезоруживание — когда пытаются нейтрализовать основной аргумент оппонента, сводя его к чепухе.
  • «Троянский конь» — переход на сторону противника, чтобы довести до абсурда его тезис.

Argumentum ad publicum[править | править код]

Аргумент к публике (апелляция к публике — в судопроизводстве) — такое средство убеждения, когда вместо обоснования истинности или ложности тезиса с помощью аргументов, ставится задача только воздействовать на чувства людей и не дать спокойно составить объективное мнение о предмете. Существует множество видов подобных подтасовок, в частности:

  • Ad crumenam — к богатству.
  • Ad invida — к зависти.
  • К страху — с целью запугать, расколоть ряды.
  • Из сострадания — не ответ на вопрос, а вызов чувств симпатии и т. д.

Argumentum ad verecundiam[править | править код]

Аргумент к престижу:

  • Insedixit «сам сказал» — аргументация посредством ссылки на чей-либо авторитет, и этот авторитет переносится на тезис.
  • «Общая платформа» — все члены группы, к которой принадлежит убеждаемый», принимают данную идею.
  • «Простонародность» — идея хороша, потому что она исходит из народа.
  • «Блистательная неопределённость» — событие или идея ассоциируется с «миром добродетели» без анализа доказательства. Возвышенные тона (справедливость, решительные действия, согласие и сотрудничество) поотношению к кому-то.
  • Патетическая (патриотическая) риторика: забастовка — подрыв экономики, набор пропагандистских штампов.

Argumentum ad ignoratium[править | править код]

Аргумент к неосведомлённости — рассчитан на неосведомлённость публики. Применяются методы:

  • «Сазано просто» — неквалифицированное обобщение.
  • «Поспешное обобщение» — когда существует слишком мало отдельных фактов, для того чтобы сделать обобщение.
  • «Подтасовка карт» — подбор и подтасовка фактов, использование фальшивых доводов и иллюстраций, логических и противоречащих логике утверждений.

Argumentum ex silentia[править | править код]

Доказательство, выводимое из умалчивания, подтект.

Казуистика иезуитов[править | править код]

Ad majorem dei gloriam (лат.) — «К вящей славе божией» // девиз иезуитов.

Пробабилизм[править | править код]

Пробабилизм (лат. Probabilis — вероятный, правдоподобный) — учение о вероятных мнениях.

Общезначимых нравственных максим не существует. Все моральные правила относительны. Поступки человека сводятся под силу обстоятельств. Грехи неведения, упущения, преступного попущения — невинны.

Любой учёный может сделать своё мнение вероятным — покоящимся на каких-либо «хороших и достаточных основаниях» — для широкой публики, если только Церковь не воспротивится ему. Так как «хороших и достаточных оснований», следовательно вероятных мнений, существует великое множество, причём и противоречащих друг другу, — человеку стоит лишь по своему вкусу черпать из этой «сокровищницы мнений», выбирая для всякого случая жизни «удобные и полезные».

Примеры:

«Давайте милостыню от вашего избытка». (Евангелие).

  • «То, что светские люди откладывают, чтобы возвысить положение своё и своих родственников, не называется избытком. Вот почему едва ли когда-нибудь окажется избыток у светских людей и даже у королей». (Васкес. «Трактат о милостыне».)

Таким образом, «одно мнение всегда им служит, а другое никогда не вредит. Если они не находят выгоды в одном направлении, то бросаются в другое и всегда наверняка». (Блез Паскаль).

Двоякая вероятность[править | править код]

Двоякая вероятность (совр. двойной стандарт) — самое общее правило пробабилистской морали.

Основные частные приёмы:

1. Истолкование терминов в благоприятном для выгоды смысле.

«..убийцами стали разуметь тех, кто получил деньги за то, чтобы предательски кого-нибудь убить. Отсюда следует, что те, кто убивает, не получая за это никакой платы, но только чтобы услужить своим друзьям, не называются убийцами.» (Блез Паскаль).

2. Приискание благоприятных обстоятельств.

Защита своего имущества, чести, здоровья, положения в обществе и т. д. есть «благоприятное обстоятельство», освобождающее от заповеди «Не убий».

3. Способ направлять намерение.

«..ставить целью своих действий дозволенное намерение». Отсюда максима «Цель оправдывает средства». (Эскобар).

4. Двусмысленные слова.

Если от обещания, клятвы нельзя прямо уклониться, то можно увильнуть косвенно, заставляя понимать слова не в том смысле, в каком подразумеваешь их сам.

5. Учение о мысленных оговорках.

«Можно клясться, что не делал какой-нибудь вещи, хотя бы в действительности и сделал её, подразумевая про себя, что не делал её в такойтодень или до того, как родился на свет, или подразумевая какое-нибудь подобное обстоятельство, лишь бы слова, которыми пользуешься, не смогли выдать этой задней мысли; и это очень удобно и всегда справедливо, когда необходимо или полезно для здоровья, чести и благосостояния». (Санчес).

Ложные корреляции[править | править код]

Шутливая пастафарианская церковь боготворит Летающего макаронного монстра, а первыми приверженцами своего культа называет пиратов, считая их «абсолютно божественными». В доказательство этого приводится график, «демонстрирующий», что снижение числа морских бродяг и разбойников за последние 200 лет привело к… глобальному потеплению.

Впервые на эту «связь» указал основатель пастафарианства Роберт Хендерсон в открытом письме, направленном Департаменту образования штата Канзас по поводу инициативы его чиновников ввести преподавание креационизма наравне с настоящими научными концепциями возникновения и развития жизни. Насмехаясь над этой идеей, Хендерсон придумал Летающего макаронного монстра — а заодно и привел знаменитый график, который ясно демонстрирует, что корреляция между двумя явлениями ничего не говорит о настоящей причинно-следственной связи.[6]

Ссылки[править | править код]

  1. la:Captio (logica)
  2. а б в Большая Российская энциклопедия
  3. См. например: Вакцина против COVID-19
  4. См. например: Лингвистическая косметика
  5. Ложь. Наглая ложь. И статистика. // Pikabu
  6. Ложные корреляции: как Николас Кейдж влияет на смерть в бассейне // «Популярная механика»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка наводчика 7 букв сканворд
  • Ошибка нагрева датчика кислорода
  • Ошибка на тонометре е10
  • Ошибка нажмите спусковую кнопку затвора еще раз nikon
  • Ошибка на фануке ex1010