Ошибка находка для учителя

Ошибка? Находка для учителя!

Окружающий мир

2 класс

У учителей-занковцев есть заповедь: ошибка
ученика – находка для учителя! Очень важно, чтобы
на уроке, когда ребенок допустит ошибку, учитель
помог ему понять ее причину. К сожалению, чаще
спрашивают ученика, который скажет правильный
ответ, и урок продолжается. И так из урока в урок
накапливается непонимание. Нет сравнения, а
значит, осознания пути решения, который привел к
неправильному ответу, и того пути, который привел
к правильному.
Предлагаем вам конспект урока, за которым виден,
безусловно, творческий учитель. Но наряду с
удачами в этом конспекте есть некоторые типичные
ошибки. Их мы и прокомментируем. Без анализа
ошибок мы не сможем их разглядеть и преодолеть.

Тема. «Обитатели подводного мира».

Цели. Развивать любознательность,
расширять представления детей о животном мире
водоемов, познакомить с видами рыб; воспитывать
экологическую культуру младших школьников,
чувство бережного отношения к окружающей
природе и животному миру, вызвать у учащихся
желание оказывать помощь животным.

ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя

Учитель. Дорогие ребята, уважаемые
гости! Пусть этот урок принесет нам радость
общения и наполнит наши души прекрасными
чувствами. Вот уже несколько уроков, ребята, мы
посвятили знакомству с различными животными
нашей планеты. Вспомните, о ком мы говорили на
прошлых уроках?

Дети. О насекомых, птицах,
млекопитающих: кошках, собаках, хомячках.

II. Проверка домашнего задания

У. Ребята, дома вы писали
мини-сочинение на тему «Наши любимые животные».
Кто хотел бы нам его прочитать?

Чтение нескольких работ учащимися.

III. Знакомство с темой и целями урока

У. Друзья мои, сегодня мы вновь
попытаемся разгадать секреты нашей планеты,
тайны океанов, рек, озер и более мелких водоемов.
Будем вести разговор о рыбах, об особенностях их
образа жизни, разновидностях. Узнаем о том, какую
они оказывают помощь человеку, и подумаем, как
человек может помочь рыбам сохранить их
разнообразие. И, как всегда, сегодня нам в работе
поможет наш друг – газета «Сыроежка».

IV. Работа над новым материалом с
газетой «Сыроежка»

Чтение отрывка текста учащимися.

Рыбы – самая древняя и
разнообразная группа позвоночных животных.
Возникнув около 440 миллионов лет назад, они
образовали множество видов и широко расселились
по всем водоемам. Рыбы обитают в соленых водах
океанов и морей, встречаются в солоноватоводных
лагунах и устьях рек, а также в пресных водах
ручьев, озер, прудов, водохранилищ и рек. Их можно
увидеть даже в пещерных водоемах. Ихтиологи
считают, что в настоящее время на нашей планете
обитают 20–22 тысячи видов рыб, что превышает
общее количество видов земноводных,
пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, вместе
взятых (их известно только 18 тысяч). Самые
разнообразные и богатые сообщества рыб
проживают в тропических морях. В некоторых
местах, например на коралловых рифах близ
Австралии или в Полинезии, рыб так много, что там
создаются специальные морские заповедники и
национальные парки. Сотни тысяч посетителей
устремляются в них, чтобы воочию увидеть
ошеломляющее пестроцветье диковинных созданий.
Чем ближе к северу, тем рыб становится меньше:
установлено, что в Средиземном море обитает 550
видов рыб в Черном – 167, а в ближайшем к нашей
области Азовском – всего 104. В реках, впадающих в
моря, мир рыб еще скромнее. Так, в Доне, главной
реке бассейна Азовского моря, обитает всего 62
вида, а в его притоках – и того меньше. Если
говорить о Липецкой области, то ихтиологи
установили, что в реке Воронеж водится 38
различных видов рыб, в Быстрой Сосне – 35, в Усмани
– 32, а в Ворголе – 20. Во многих же речушках и
ручьях размером еще меньше обитают, пожалуй,
только пескари да карасики. Тем не менее и наши
рыбы, если приглядеться к ним внимательнее, часто
не уступают ни в чем своим далеким собратьям.

V. Рассказ учителя

У. Ребята, человек издавна
стремился познать тайны загадочного подводного
мира. Во все времена его привлекала прохладная,
притягивающая синева морей и океанов, озер и рек.
Даже сейчас, в новом тысячелетии, не каждому из
нас дано проникнуть в глубины водной среды.
Однако каждый может иметь «небольшой водоем» у
себя дома, наблюдать за его обитателями,
открывать для себя его тайны.

Отгадайте загадку:

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.

Д. Аквариум.

У. Правильно, это аквариум. В
аквариумах содержится около 10 процентов всех
видов рыб. Содержать аквариумных рыбок может
любой человек.

А у кого из вас есть дома аквариумные
рыбки? Какие? Как вы за ними ухаживаете? Кто вам
помогает?

VI. Работа с учебником

У. Откройте учебник на странице
142. Посмотрите на рисунок в учебнике. Опишите
внешнее строение любой рыбы. Докажите, что она
приспособлена к жизни в воде.

Прочитайте текст на странице 142.

Очень разнообразны по внешнему виду
животные группы рыб. Они бывают и крошечные,
которых вы можете увидеть в аквариумах, и
огромные, как китовая акула, длиной до 18 метров и
массой, как у шести слонов. Вы знаете, что акулы –
хищники и охотятся за крупными животными. Этот же
гигант питается мелкими рачками, скопления
которых называют планктоном. Китовая акула
ежедневно съедает примерно 4000 килограммов этого
корма.

Что же объединяет всех рыб в одну
группу? Они очень хорошо приспособлены к жизни в
воде, дышат жабрами. А что еще?

VII. Игра «Угадай сказку»

У. Ребята, а теперь давайте
поиграем. Будьте внимательны, глядя на картинку,
вспомните, о каких рыбах в этих сказках
говорится.

Д. В сказке «По щучьему
веленью…» говорится о щуке, в «Сказке о рыбаке и
рыбке» – о золотой рыбке.

У. Ребята, какие вы читали
сказки, рассказы, в которых встречались рыбы?

Д. «Волк и Лиса»,
«Царевна-лягушка», «Доктор Айболит».

У. Вы назвали сказку Корнея
Ивановича Чуковского. О какой рыбе там говорится?

Я вам показала картинку кита. Кит – это
рыба? Кстати, в сказке Петра Ершова
«Конек-Горбунок» кита называют «чудо-юдо рыба
кит». Вы должны запомнить, что кит не рыба, а
млекопитающее.

Ребята, а кто из вас бывал на рыбалке? В
какое время года это было?

VIII. Групповая работа Викторина

а) Иногда в неглубоких, хорошо
прогреваемых солнцем прудах и озерах
наблюдается сильное «цветение» воды – массовое
размножение в ней мельчайших водорослей. Вода
приобретает изумрудно-зеленый цвет. Почему
«цветение» воды часто сопровождается гибелью
рыб?

б) То, что щука – хищник, известно
всем. В меню этой пресноводной рыбы входят
головастики, лягушки, рыбы, небольшие птицы. Она
может закусить и своими неосторожными
собратьями. Но почему же щуку называют санитаром
пресных вод?

в) В природных сообществах все
организмы тесно взаимосвязаны. Выскажите
предположение: что будет в водоеме, если в нем
изменится численность дафний? Как это отразится
на численности рыб, живущих в данном водоеме?

IХ. Вывод

У. Друзья мои, мы очень бережно
должны относиться к богатствам природы. В
водоемах будет много рыбы лишь тогда, когда вода
в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь
возможность оставить потомство.

Ребята, вы – маленькие жители планеты
Земля. Если вы научитесь видеть, понимать и
ценить красоту окружающей нас природы, из вас
вырастут люди, способные возродить нашу Землю,
понять ее, украсить и подарить своим детям.

Ученик читает стихотворение
С.Михалкова «Берегите природу».

Х. Домашнее задание

Работа с энциклопедиями (найти
материал о рыбах), газетой «Сыроежка», работа в
тетради: решить кроссворд «Рыбы».

Урок комментирует Н.В. Нечаева

Комментарий к п. II

Вы прочитали два эпизода урока. В первом
эпизоде детям было предложено вспомнить
различных животных нашей планеты.

Зачем? Ведь каждая учебная задача
должна рассматриваться с позиции: зачем я ее
предлагаю? Чтобы активизировать названия групп
животных? Чтобы в складывающуюся классификацию
животных включить затем группу рыб? Нет. Эпизод
ограничился вопросом учителя и ответами
учеников, причем одни отвечали обобщенно, другие
называли отдельных представителей.

Второй эпизод никак не связан с первым,
он также существует изолированно от других, как и
первый. С какой целью дети писали сочинения о
домашних животных, а потом читали свои работы
классу?

Причем мы убеждены, что на самом деле и
первый, и второй эпизоды необходимы были для
дальнейшего движения вперед, но только это не
нашло отражения в описании урока.

Комментарий к п. III

Сами прокомментируйте введение темы,
посчитав количество объектов окружающего мира,
названных учителем, и проблем, связанных с ними. О
чем же будет урок: о водоемах или о рыбах? или о
тех и других? Это пример нашего многословия, нам
кажется, что чем больше скажу, тем интереснее
будет детям. А результат совершенно другой –
дети привыкают не слушать наши вводные речи,
понимая, что суть будет потом. Но в то же время за
каждой фразой учителя мне видится человек,
который любит детей и дело, которым он
занимается.

Комментарий к п. IV

К сожалению, учитель не написал, как
строилась работа с этим текстом. Мы не знаем
уровня детей этого класса, но можем предположить,
что текст, в котором 12 географических названий и
12 чисел, труден для их восприятия. Не спасает
положение и то, что некоторые названия относятся
к Липецкой области, в которой живут дети.

Но самое главное не это, а содержание
текста, которое ученики начальных классов не
готовы обсуждать. Любознательный ребенок должен
спросить учителя: а почему видов рыб больше, чем
видов других групп животных? почему не упомянуты
насекомые? а сколько их видов? Ведь речь в тексте
идет не о количестве животных разных групп, а о
количестве видов животных в каждой группе,
разнообразие которых зависит от условий их
обитания, от уровня развития данной группы, от
длительности ее пребывания на Земле и т.д. Можно
ли об этом говорить во втором классе? Соблюдается
ли в данном случае мера трудности? Сами ответьте
на эти риторические вопросы.

Уважаемые учителя, вам попадается
много интересного материала, вам хочется
расширить кругозор детей, удивить их. Но вы
имеете дело с учениками начальных классов,
поэтому руководствуйтесь прежде всего уровнем
готовности ваших детей к работе с
предлагаемым содержанием. Текст нельзя просто
прочитать или просто прослушать: его надо
анализировать. Весь курс по изучению окружающего
мира состоит из устных или письменных, в основном
научно-популярных, текстов.

Весь дальнейший урок является
подтверждением того, что перед нами, безусловно,
творческий учитель. Прежде чем переходить к
тексту о группе рыб, дети поговорили о рыбках
аквариумных. Мы бы назвали этот эпизод отдыхом
между двумя теоретическими текстами. После
самостоятельных наблюдений и выводов об общих
признаках животных группы «рыб» учитель
переходит полностью на игровые методы: рыбы в
сказках, викторина. Все вопросы викторины
проблемные и трудные. Но форма викторины придает
этому эпизоду соревновательный характер, снимая
страх перед трудностью вопроса.

Дорогие учителя, нам очень хочется сделать так,
чтобы уроки, которые вы присылаете, были полезны
вашим коллегам. Только по этой причине мы сделали
этот критический разбор урока. Вы видите, как
трудно судить о продуктивности ваших приемов,
если вы не приводите систему заданий к
выбранному вами материалу, если отсутствуют
ответы детей.

Система Занкова в начальной школе

Леонид Владимирович Занков (1901–1977) — один из известнейших ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Его методика развивающего обучения лежит в основе одной из признанных государственных систем обучения в начальной школе. По данным, приведенным методистами, в среднем каждый 4-й российский ученик младшей школы обучается по системе Л.В. Занкова. Это составляет от 15% до 40% от всех школьников РФ в зависимости от региона. Так чем же методика развивающего обучения Л.В. Занкова отличается от традиционной системы обучения?

Какие существуют системы обучения

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общест­венной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принци­пиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Комен­ского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требования 20–30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

Суть и цели методики

Методика развивающего обучения Л.В. Занкова охватывает обучение детей с 6 лет до перехода их в старшую школу. Ученый сознательно не создавал методику обучения в старшей школе — он считал, что все самое лучшее можно развить только в младшем школьном возрасте. К примеру, плохая память шестиклассника — это следствие игнорирования ее развития в более раннем возрасте. Скорее всего, она уже не станет лучше.

Цель обучения по методике Занкова — общее развитие ребенка. Оно должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом. Под общим развитием нужно понимать развитие нескольких областей:

  • Ум (логика, наблюдательность, память, воображение, абстрактное мышление и т. д.);
  • Коммуникативные навыки (способы общения, умение найти решение в проблемной ситуации);
  • Воля (заключается в развитии у ребенка умения не только ставить цель, но и мотивировать себя на ее достижение);
  • Чувства (эстетические, этические);
  • Нравственность.

Однако не нужно думать, что обучение по Занкову принижает ценность фактических знаний. Оно просто смещает акценты на развитие личности ребенка, ведь все перечисленные области жизни человека необходимы именно для достижения им успеха в современном мире.

Еще одна цель обучения — воспитание в ребенке стремления к самостоятельной учебной деятельности, а не к простому получению от учителя необходимых знаний, умений и навыков.

Основа методики

В узком понимании методика развивающего обучения Л.В. Занкова зиждется на трех китах: ведущей роли обучения, согласующейся с трепетным отношением к внутреннему миру ребенка и предоставлением поля для проявления его индивидуальности.

  1. Обучение, воспитание, развитие — едины, словно слиты в один процесс.
  2. Индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Каждого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть. Не нужно «подтягивать» «слабого» ученика к «сильному», нужно работать над развитием любого ребенка и верить в его успех, в его силы.
  3. Между учителем и учеником должны быть установлены добрые, доверительные отношения. Только такие отношения могут стать плодотворной почвой для развития познавательной деятельности ребенка. В противном случае у него никогда не проснутся интерес и жажда к познанию. Л.В. Занков утверждал: «Ребенок — это тот же человек, только маленький». Взрослым не следует об этом забывать — по отношению к ребенку ни в коем случае не должны применяться физические наказания, грубость, унижения.
  4. При ответах учеников допускаются любые их ошибки. «Ошибка — находка для учителя», — считал Занков. Речь идет о том, что ученическая ошибка дает учителю возможность найти его «слабое место», понять ход мыслей ребенка и при необходимости направить в нужное русло.
  5. Безусловно, и добрые отношения между учителем и учеником, и допущение возможных ошибок исключают оценочное отношение к ребенку. Выдающийся педагог-новатор В.В. Сухомлинский как-то сравнил оценку с «палкой в руках учителя». Пожалуй, это сравнение актуально и для системы Занкова. Ребенок может говорить, предполагать, ошибаться — он знает, что не получит ненавистную «двойку», за которую его обязательно накажут.
  6. Как известно, одно из направлений современного образования — реализация системно-деятельностного подхода. Можно сказать, что в прошлом веке именно его взял за основу для своей методики Леонид Владимирович. Ведь, по мнению ученого, ребенок должен уметь добывать знания и преодолевать трудности, встречающиеся на этом пути, самостоятельно. Учитель может лишь заинтересовать и направить его. Сам урок проходит в форме дискуссии — ученики могут не согласиться с учителем, затеять спор, в котором выскажут свои аргументы и попытаются отстоять собственную точку зрения.

2 правила для родителей, вытекающие из методики Л.В. Занкова:

  1. Родители не должны готовить с детьми или, того хуже, вместо детей домашние задания. В противном случае учитель попросту не сможет вовремя заметить, что ребенок в чем-то не разобрался.
  2. Родители не должны наказывать ребенка за неуспех, виной которому его индивидуальные особенности, а не, допустим, лень.

Дидактические принципы

  1. Уровень обучения и дидактического материала (заданий) более высокий, чем принятый в традиционной системе обучения.
  2. Как следствие из первого пункта, нет разделения материала «для сильных» и «для слабых» учеников. Ведется работа над развитием каждого ученика.
  3. Высокая скорость изучения материала.
  4. Приоритетная роль теоретических знаний.
  5. Формирование у учеников мотивации к обучению через их эмоции. Главный «толчок» к пробуждению желания познать — удивить. Именно удивление дает импульс интеллектуальному, творческому и нравственному началам ребенка.
  6. Важная роль повторения.

Особенности обучения

  • Формы обучения весьма разнообразны: это могут быть занятия в классе, в библиотеке, на природе, экскурсии в музеи, в театры, на предприятия, походы на концерты.
  • Как сказано выше, урок проходит в форме дискуссии, своеобразного полилога.
  • Ученики ищут ответы на возникающие вопросы самостоятельно, без подсказок учителя. Однако он может задавать наводящие вопросы, предварительно давать соответствующее домашнее задание, каким-то образом направлять. Таким образом, между учениками и учителем налаживается своего рода сотрудничество.
  • Основные виды заданий — наблюдение, сравнение, группировка, классификация, выяснение закономерностей, постановка умозаключений и анализ выводов.
  • Задания направлены на поисковую деятельность ребенка. Они должны быть неожиданными и удивляющими, способными пробудить любопытство ученика и побудить его к познанию. Например, это может быть создание проблемной ситуации.
  • Формирование у детей общей картины мира на основе областей, имеющих богатое содержание. Это наука, естествознание, география, история, философия, литература и другие виды искусства, иностранные языки. Также много внимания на уроках по методике Л.В. Занкова должно уделяться ИЗО, музыке, чтению художественной литературы, труду.

Недостаток системы

Помимо всех достоинств, у системы существует важный и очевидный недостаток, о котором говорят даже сами последователи Л.В. Занкова. Так как методика ученого охватывает исключительно младшую школу, детям, воспитывающимся несколько лет на ее принципах, очень сложно позднее адаптироваться к старшей школе, которая во главу ставит все же несколько иные цели.

Ссылка на оригинал: https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodika-razvivayushchego-obucheniya-l-v-zankova/



Заповеди занковского урока.

Что же отличает занковский урок от урока традиционной системы? Казалось бы, те же сорок минут, те же условия: рамки программ требования СанПиНа… Но есть что – то неуловимое, что отличает каждый занковский класс, каждого занковского учителя.

Классическая классно – урочная традиционная система, все еще существующая как основная, уходит своими корнями в начало XVII в. Философ В.А. Конев, раскрывая суть классического образования, характеризует его так: «Главная фигура — учитель — предметник, а главный элемент в архитектуре педагогического пространства — урок. Это выражается прямо в архитектуре школьного здания, где классы — кабинеты выступают главными школьными помещениями. Вторая фигура образовательной деятельности — ученик, ранжированный по уровню знаний, который порождает второй элемент в педагогическом пространстве — класс». Традиционное образование, продолжает В.А. Конев, ориентировано на знания, на образование рассудка, а не на образование души.

Цель системы академика Л.В. Занкова — достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Развитие его ума, воли, чувств и нравственных представлений. ЗУНы выступают как средство развития. Такое целеполагание как раз подтверждает, что в архитектуре нашего педагогического пространства главная фигура — ученик. Неслучайно первая заповедь занковского урока — идти от детей. Важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого. Идти от того, что значимо для детей, что представляет для  них интерес, но не «на поводу» у них.

Например, такая ситуация на уроке.

1 класс. Заканчивается урок. На доске прикреплены цветные карточки – картинки, на которых нарисованы куклы, зайцы, машинки и т.д. На оборотной стороне карточек написаны задания для домашней работы.

Дети могут видеть только карточки, об их назначении они не догадываются. Но учитель уверен не только в том, что получит положительный ответ на свой вопрос (Кто из вас хочет сегодня выполнять домашнее задание?), но и в том, что ученики будут удивлены, в какой форме предложено домашнее задание. Не каждый же день мы пишем для детей домашнее задание на карточках!

Учитель. Кто из вас хочет сегодня вы поднять домашнее задание?

Дети молчат. Учитель удивлен, даже недоумевает.

Учитель. Как, никто не хочет?! (Говорит с напором.) Кто же хочет выполнить сегодня домашнее задание?!

Дети поднимают руки.

Учитель. А теперь подойдите и возьмите домашнее задание, написанное на этих карточках.

Дети подходят к доске и выбирают понравившуюся карточку – картинку. Мы полагаем, что в данном случае, несмотря на заготовки – карточки, надо были учесть желание детей. Выполнять домашнее задание они не захотели, значит, пади было перенести эти задания на другой урок. Вы помните, как звучал вопрос: «Кто хочет..?» Ожидания учителя оправдались, если б заранее было сказано: «Я приготовила для вас домашнее задание, оно записано на этих карточках-картинках». Дети с удовольствием обратили бы на них внимание! Но такого обращения к детям не было.

Эта ситуация показывает, что учитель не отступает от задуманного сценария урока, не может перестроиться с учетом интереса детей.

Рассмотрим как иллюстрация заповеди «идти от детей» фрагмент урока математики во II классе.

На доске прикреплены карточки: «Математический диктант», «Уравнения», «Геометрический материал», «Решение задач».

Учитель. Ребята, с чего вы хотели бы сегодня начать работу?

Дети называют то, что им интересно. Мнения разделились на две группы. Одни выбрали решение уравнений, другие — математический диктант.

Учитель. Хорошо. Вы (обращается к детям) решаете уравнения (открывает два уравнения, записанные на доске). Остальные составляют десять заданий для математического диктанта, который мы потом проведем.

Игорь. А можно сначала проверить домашнее задание? Только у вас, Елена Владимировна, нет этого пункта.

Оля. Да, я тоже хочу.

Учитель. Как вы думаете, нам всем вместе надо проверять домашнее задание или вы предлагаете еще выделить отдельную группу?

Дети. Задание было легкое. Зачем его проверять?

Игорь. Эту задачу я решал по действиям. Там можно было сделать ошибку, например, в счете.

Учитель. В вычислениях?

Дети (хором). Да. Задачи не все еще у нас в классе научились решать, это не совсем просто.

Учитель. Хорошо, тогда определитесь, кто будет вместе с нами проверять домашнее задание.

В результате работа началась в трех группах. Несколько человек работали самостоятельно. Учитель начал работу с группой, которая выбрала проверку домашнего задания. Затем две группы выполнили математический диктант, составленный одноклассниками, проверили, правильно ли они решили уравнения. А далее учитель предложил всем решить новую задачу и сравнить ее с той, которая была задана к этому уроку на дом. Таким образом, все проверили выполнение домашней работы.

В качестве еще одного позитивного примера следования заповеди «идти от детей» можно рассматривать фрагмент урока, записанный Н.В. Нечаевой.

… Урок, посвященный различию имен существительных 1- го и 2 – го склонений, начался с разговора о том, что дети видели по дороге в школу. Они говорили о красоте зимнего утра, о первых признаках весны. И чтобы «не сломать» эту атмосферу, учитель меняет приготовленное задание: «Найдите «лишнее» слово среди слов курица, вокзал, окно». Она пишет на доске слова снег и снежинка и задает вопрос: «Что можно сказать об этих словах?» Именно эти слова, созвучные настроению детей, помогли естественно перейти к теме урока.

«Идти от детей» — это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать настроение. А для этого надо постоянно изучать детей, получая новые знания о них от психологов, физиологов, нейрофизиологов.

Вторая заповедь занковского урока — урок начинается с урока.

Мы знаем, что урок начинается с организационного момента. Что такое организационный момент? Это время, когда учитель проверяет, все ли достали ручки, тетради, есть ли на парте учебник и т.д.

А может быть, произнести хором: «Прозвенел и смолк звонок, начинается урок»?

Что более органично включит всех в работу? Чтобы ответить на вопрос, каким будет организационный момент и нужен ли он вообще, ответьте себе: что дает ваша задумка проведения оргмомента детям? Этап урока — потому, что «так надо», или потому, что это важно для детей, их эмоционального настроя, установления контакта? Любое задание, которое вы выбираете для урока, надо рассматривать через призму значимости для детей, а не с позиции «это интересно мне» или с позиции «так положено».

Заблуждение первое: «Всякая яркая наглядность повышает познавательную активность».

Нам, взрослым, кажется, что если дети любят сказки, то лучший способ провести урок – это использовать сказочный сюжет (направо пойдешь – одно задание, налево – другое, прямо – третье…) И как здорово, сколько можно подготовить иллюстрированного материала! А в ситуации урока это все уводит детей в мечты, воспоминания о сюжете сказки, появляются ассоциации, навеянные цветами, образами, музыкой… Детям захотелось сочинять, фантазировать, а мы предлагаем решить уравнение, задачу в несколько действий.

Рассмотрим следующую ситуацию.

I класс. Сентябрь. Учитель вначале взял в руки яркий резиновый мяч. Мяч привлек внимание всех. И беспокоиться о включении в работу детей уже не пришлось

Учитель. Ребята, я буду кидать вам мяч и произносить звуки, а вы будете определять, какие это звуки — гласные или согласные. Не волнуйтесь, мяч я кину каждому.

Учитель произносит звук и кидает мяч. Первоклассник, которому кинули мяч, не поймал его, мяч выскользнул из рук и упал на пол. Некоторые дети встали со своих мест, чтобы хотя бы дотронуться до мяча. Ведь неизвестно, когда дойдет очередь до них… Мяч подняли. Но какой звук произнес учитель?

Следует обдумывать, когда и как использовать средства наглядности в работе, чтобы активизировать познавательную деятельность детей, относящихся к наглядно-образному типу.

С наглядным материалом надо быть очень осторожным! Ведь не напрасно Л.В. Занков специально посвятил этой проблеме две книги: «Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении» и «Наглядность и активизация учащихся в обучении».

Стремление учителя к наглядности, к драматургии часто приводит к созданию урока, связанного единой сюжетной линией. Как правило, такими по форме бывают открытые уроки.

Представьте себе урок русского языка. Сюжет строится вокруг темы «Театр». Естественно что будут использоваться слова этой тематики. Дети выписывают слово билет, составляют текст афиши. В театре есть антракт, а значит, можно обыграть и сервировку, и меню. Если успеть до звонка, перемена совпадет с антрактом, и дети съедят бутерброды собственного приготовления! Великолепная задумка! Детям будет, интересно! Какая будет подготовка к уроке: бланки для билетов, оформление заготовки для афиши (детям останется только и вписать текст), столы, где стоят столовые и боры, продукты для бутербродов… Гостям – учителям, скорее всего, урок понравится.

….. Возникает вопрос: какова цель: этого урока?

У нас всего сорок минут! Учитель, сам того не подозревая, «попался на крючок» красивой идее. И теперь все рассчитано поминутно. Нет времени на глубокое обдумывание, на ошибки, на рассуждения. Есть одно стремление — надо все успеть! И непроизвольно в речи появляется: «Быстрее!», «Неверно. Как правильно пишется это слово?» Растет страх перед паузами: дети задумались, и учитель (это очень хорошо видно) всматривается в каждого ученика в надежде, что сейчас кто-то прервет молчание, даст ответ. «Ну, что вы задумались? Вы же все знаете!» Далее терпение испаряется, и педагог непроизвольно начинает делать намеки. Спрашивает сильного ученика, затем снова того, кто готов дать правильный ответ, и… наконец-то переходит к следующему заданию. Нужно держать темп. Звонок! Еще бы несколько минут! Сколько еще заготовлено! Итого не было, домашнего задания не задали, бутерброды не успели сделать. А как хотелось совместить звонок с началом антракта! Выход есть? Можно продолжить работу на перемене.

Хотя бы раз за период нашей педагогической деятельности мы все оказывались в такой ситуации. Время, темп… А надо лишь остановиться и подумать, для кого мы с вами проводим уроки. Для себя? Для коллег? Или для детей?

И только ли мы ведем урок? Развивающий урок — это урок, который мы ведем совместно с детьми! Урок порой непредсказуем, вы готовите много материала, а к будет актуальным? Учитель – занковец – виртуоз. Он умеет перестраиваться на ходу, потому что чувствует каждого ученика, улавливает интересы класса. Главное – не бояться ошибок детей. Ошибка – находка учителя – это третья заповедь. Именно ошибка позволить ученику остановиться, задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники. Ошибка в классе дает возможность каждому ученику проанализировать, и чем затруднение того, кто ошибся, определить причину ошибки и постараться помочь своему однокласснику понять то, чего он не понимал раньше.

Ошибка — дело тонкое! Здесь, как и во всем, нужен индивидуальный подход. Учитель не третейский судья! Не говорите, правильно или неправильно решена задача. Дождитесь реакции детей. Пусть сначала они выскажут свою точку зрения. А уже затем можно принять, например, сторону ученика, допустившего ошибку, и сказать: «Я согласна с Мишей». В таком случае дети уже объясняют вам, в чем ошибка. Главное, то в этой ситуации косвенно пояснения получает и Миша. Вот один пример.

Учитель. Я предлагаю вам загадку.

Он заливисто поет,

Утром спать не дает.

Дети. Петух, воробей, птица, попугай, брат…

Дети отвечают, учитель принимает все ответы, не показывая ни мимикой, ни жестами своей реакции на допущенную ошибку.

Надя. Я не согласна с Мишей (отвечает, глядя учителю в глаза). Не может быть птица.

Учитель. Почему не может? Птица же поет!

Или так: — Я думаю так же, как Миша. (Учитель разделяет точку зрения ученика, допустившего ошибку.)

Дети. Птица поет, но в загадке сказано «он», а птица — она.

Учитель. Да, действительно! А как надо изменить загадку, чтобы ответ птица был верным?

Или: — Подумайте, как изменить загадку так, чтобы ответ Миши являлся отгадкой.

Иногда, наоборот, необходимо, чтобы ученик, допустивший ошибку, отвечал оппонентам. Только проговаривая вслух, он поймет, где в его рассуждениях допущена неточность. В каких – то ситуациях ученик имеет право вообще отказаться от обсуждения своего ответа. Вы уважаете его желание и обсуждаете эту ситуацию в классе.

Все ученики опосредованно будут вовлечены в процесс обсуждении!

Например:

Учитель. Запишите в тетрадь словосочетание «подарок Кол__».

Дети записывают.

Учитель. Какая запись получилась?

Настя. Я написала в конце слова букву е (произносит орфографически: «Подарок Коле» ).

Олег. Да нет же, надо написать подарок Коли, с буквой и.

Настя. Подарок кому? Коле. Дательный падеж.

Олег. Да, в дательном падеже окончание е.

Ученики. Олег, определи склонение.

Настя. Да не надо ему определи склонение. Правильно будет (произносит орфографически) подарок Коле.

Учитель. Олег, ты сейчас хотел бы что-нибудь пояснить?

Олег молчит, отрицательно качает гол вой.

Учитель. Так кто же прояснит ситуацию, как надо написать?

Дети высказывают свои предположения. В результате обсуждения они приходят к выводу, что можно написать по — разному, в зависимости от вопроса, который будет задан (подарок (кого?) Коли, подарок (кому?) Коле), объясняют выбор буквы безударного гласного в окончании.

Ситуаций, в которых возникают ошибки, достаточно много. Важно научиться не только не пропускать их, но и привлекать к ним внимание детей.

Рассмотрим такую ситуацию.

Учитель. Чему равна сумма 5 и 8?

Ученики. Сумма 5 и 8 равна 13.

Учитель. Ау тебя получилось сколько?

Ваня. 14.

Учитель. А у тебя?

Света. 12.

Учитель. У вас?

Ученики. У нас — 13.

Учитель. Правильно 13.

На первый взгляд все правильно. Но в данном случае те дети, которые допустили ошибки, не понимают, почему ответ должен быть 13. Учитель мог сначала записать все варианты ответов на доске, а затем предложить детям обосновать их. При этом самому учителю надо было выйти из обсуждения. предоставив его только детям. Эта ситуация показывает, что, к сожалению очень часто мы нацелены лишь на правильный ответ, а не на осознание детьми материала.

Хорошо известен прием, когда мы специально допускаем ошибки в словах и высказываниях или при записи решения. При этом нужно учитывать следующие условия. Первое: запись может быть предъявлена детям только после того, как они попробовали сами выполнить это задание. Иначе некоторые дети начнут списывать не думая. Для них очевидно, что учитель, скорее всего, напишет правильно, поэтому можно спокойно писать за ним. Второе: то, что было неверно, надо непременно стереть с доски, чтобы в памяти остался верный зрительный образ.

Следующее заблуждение: «Чтобы включить детей в активное обсуждение учебной задачи, достаточно вызвать к доске ученика, который, работая самостоятельно в тетради, допустил в решении ошибку».

Считается, что дети поднимут руку и скажут: «А у меня по-другому». Тогда может появиться несколько вариантов решений на доске. В связи с этим возникает вопрос: а поднимут ли руку слабые дети? И еще вопрос: задумывались ли мы, вызывая ребенка, что происходит в этот момент у него в голове, в душе? Если мы хотим, чтобы роебёнок комфортно себя чувствовал на уроке, то надо создавать ситуацию успеха, повышать, его самооценку, а не уличать его в незнании. К сожалению, по данным психологов, у российских детей чаще заниженная самооценка.

Далее вполне логичен вопрос: а если мы вызовем ученика, который правильно решил? Ответим вопросом на вопрос: поймут ли, как выполнить это задание, те ученики, которые допустили ошибки? Причем у разных учеников ошибки могут быть разными!

У некоторых педагогов вызывают возражения такая кропотливая работа над ошибками, такое количество подробных объяснений детьми своей позиции. Так это сколько же времени уйдет на обсуждение! Но именно в обсуждении рождается истина, происходит понимание и осознание процесса учения.

Четвертая заповедь занковского урока — доверять силам детей! Она напрямую связана с использованием времени на уроке и с заповедью «идти от детей». Учителю гораздо легче объяснять все самому, а затем закреплять, чем ждать, пока дети самостоятельно придут к открытию…

Дети осознают и усваивают только те знания, которые приобретены ими усилием воли. «Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило» — так писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Безусловно, если предложить детям материал с высоким уровнем трудности, без соблюдения меры трудности, то задача будет непосильной. В том случае, если соблюдена мера трудности, ученики смогут использовать уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие нового материала.

В своём выступлении я не рассмотрела такие вопросы: как поступить на уроке, если первый же спрошенный ученик дает правильный ответ? Каким образом проверить, насколько осознанно этот ответ дан и понимают ли остальные дети, как получен такой результат? А может быть, можно вызвать к доске ученика, решившего задание неверно? Как поступить тогда? Приглашаем учителей поразмышлять над ними.

Совсем скоро все мы сядем за планы уроков. Перед нами встанет вопрос: как построить урок так, чтобы он для ребенка стал интересным, увлекающим, познавательным? Хотелось бы от детей опять услышать: «А, что, уже звонок с урока? Какой короткий урок!» Поэтому еще раз перед началом работы вечером перечитала статьи о занковском уроке. Какой он? Что же отличает занковский урок от урока в традиционной системе?Те же сорок минут, те же условия: рамки программ, требования СанПиН…. Но есть что – то неуловимое, что отличает каждый занковский класс, каждого занковского учителя. Я предлагаю познакомиться с заповедями урока, которые помогут вам в работе как по системе Занкова, так и по другим УМК.

Не случайно первая заповедь занковского урока – «идти от детей». Важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого. 
Идти от того, что значимо для детей, что представляет для них интерес, но не «на поводу» у них. «Идти от детей» — это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать их настроение. А для этого надо постоянно изучать детей, получая новые знания о них от психологов, физиологов, нейрофизиологов.
Вторая заповедь занковского урока –
 «урок начинается с урока». Любое задание, которое выбирается для урока, надо рассматривать через призму значимости для детей, а не с позиции «это интересно мне» или с позиции «так положено».
Развивающий урок – это урок, который мы ведем совместно с детьми. Урок порой непредсказуем, вы готовите много материала, а какой будет актуальный? Учитель — занковец должен уметь перестраиваться на ходу, чувствовать каждого ребенка, улавливать интересы класса. Главное – не бояться ошибок детей.
«Ошибка – находка учителя» — это третья заповедь. Именно ошибка позволит ребенку остановиться, задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники. Ошибка – дело тонкое! Здесь, как и во всем, нужен индивидуальный подход. Учитель не третейский судья!
Четвертая заповедь занковского урока –
 «доверять силам детей»! Она напрямую связана и с использованием времени на уроке и с заповедью «идти от детей».
Журнал «Практика образования» 2006/4 статья «Заповеди занковского урока» Яковлевой С. Г.

Как проходит урок в занковских классах?

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. Надеемся, что уже прочитанный вами текст делает это утверждение вполне понятным. В чем выражаются эти отличия? Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л. В.Занкова «Ребенок — это тот же человек, только маленький» как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 2

Приведем шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы поймете, какие условия обучения ожидают ваших детей — наших учеников:

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану.
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки.
Не вижу морковки!

Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строится в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться).

Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в Азбуке столбики слов и ответить на вопрос: «Какое слово пропущено? Почему?»

гол  дом  диван  дорога / голы  дома  диваны  дороги  ворота

Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов, но все они состоят пока еще только из открытых слогов). Включение последнего варианта: слово «ворота», которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучивать слова и понимать их смысл, на доступном уровне включая процедуру анализа слов. Представьте, что происходит в голове ребенка, когда он читает и выполняет задание одновременно. Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым — несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в момент, когда они, прочитав слово «ворота», приготовились назвать его в форме единственного числа — оказалось, что они не могут этого сделать. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия. Но задание смутило не всех шестилеток. Один ученик без всякого смущения говорит: «Здесь пропущено слово «воротник». Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: «ворота — воротник», кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать слова в единственном числе.

Учитель: Столы.
Дети: (дружно) Стол!
Учитель: Облака.
Дети: Облако!
Учитель: Ножницы.

Растерянность детей, несколько возгласов «нож» и тут же отказ от этого ответа, учитель не помогает, называет дальше.

Учитель: Окна.

Дети: Окно!
Учитель: Дрова.

Дети не знают ответа.

Учитель: Брюки.

Дети не знают ответа.

Учитель: Вот какие слова есть в русском языке! Слова, которые не имеют формы единственного числа.

Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил: «Ошибка — находка для учителя!». Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. В. Сухомлинский, Б. Д. Эльконин и В. В. Давыдов прежде всего отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее «палкой в руках учителя». А теперь и Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению на протяжении всей начальной школы. В системе Л. В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения ученика.

В-третьих, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, природу, предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив, — яркую, насыщенную, интенсивную. Вы, наверное, это поняли по нескольким приведенным выше примерам. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей? Мы, например, слышали выражение «облегченная система Занкова». Ну, можно ли облегченно развивать?! Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?!

«Трудность», которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок, наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер — все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Мы были неоднократно свидетелями таких «парадоксальных» ситуаций, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе, по учебе.

На фрагменте урока вы увидите, как проходила работа в конце 1 класса. Обратите особое внимание на атмосферу урока, на настроение ребят.

Учитель: Найдите «лишний» рисунок.

(Даны пять рисунков, на каждом есть здание и дети. О различиях в рисунке вы можете судить по ответам детей.)

Ученик 1: «Лишний» пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна.
Ученик 2: А еще «лишний» первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа.
Ученик 3: «Лишним» можно считать второй рисунок: везде дети идут, а на нем стоят.
Ученик 4: «Лишний» четвертый рисунок — на нем дети идут к дому, а на остальных от дома.

Дальше наступила достаточно длительная пауза.

Возгласы детей: «Все, больше нет ничего», «Неужели еще есть «лишнее»?»

Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще вариант.

Дети: Средний рисунок «лишний»: на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну.
Аплодисменты, выкрики: «Молодец», «Ура», «Вот это да!»
Дети: А может быть, еще есть «лишнее»?

Еще рассматривают, других вариантов не находят.

Легко заметить, что вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический. Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в уже известном. Надо ли пояснять, что когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.

Ни одно из приведенных трех заданий не решалось просто, однозначно. А спросите у ваших детей, трудные ли это задания, ответят — интересные.

Какие учителя ведут уроки в занковских классах?

В занковских классах уроки должны вести только те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для которых она оказалась «своей». Ответьте себе на вопрос, уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя — высокие профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить — здесь не обидят, не унизят. Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь они потребовались в массовом порядке. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличие от авторитарной), то наше сотрудничество обязательно даст плоды в деле успешного продвижения вашего ребенка и в развитии, и в усвоении знаний, умений и навыков. Но прежде учителю, который решит работать по системе общего развития, предстоит учеба: он может пройти переподготовку на специальных курсах, которые регулярно проводятся как в Москве, так и в регионах России.

И только в том случае, если учитель сам захотел работать по системе Л. В. Занкова, администрация школы может предоставить ему такую возможность, так как система, напомним, является государственной. Как правило, атмосфера творчества и сотрудничества, присущая урокам в занковских классах, увлекает не только учеников, но и учителя, и он обычно навсегда остается «занковцем».

Много ли в настоящее время в России занковских классов?

В среднем каждый четвертый российский учитель начальных классов учит детей по системе Л. В.Занкова; при этом в различных регионах процент занковских классов колеблется от 15 до 40%. В Москве стабильно держится показатель 30% — то чуть меньше, то чуть больше. Но, повторяем, для системы, которая полностью строится «от ребенка», принципиальна не широта распространения, а осознание и принятие учителем принципов ее построения. Что касается продолжения обучения в основной школе по системе Л. В. Занкова, то мы считаем эту проблему чрезвычайно актуальной и работаем над ее решением.

Обучение в начальной школе закончено — что дальше?

Сейчас наш коллектив работает над тем, чтобы обучение по системе Л. В. Занкова было продолжено и в основной школе (5-9-е классы). С этой целью в ФНМЦ создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению. Все они участвовали в конкурсе учебников нового поколения, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и по его итогам были признаны победителями. В настоящее время учебники проходят широкую апробацию в школах страны.

Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене, занковских школьников до конца их пребывания в школе отличает учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.

А если родители отдают предпочтение другим системам обучения?

Мы уважаем свободу выбора родителей и никогда и никому не навязываем своей системы. Мы считаем недопустимым ее внедрение в административном порядке; напротив, необходимо, чтобы в данной школе (или в соседней) были классы, обучение в которых ведется по другим системам (традиционной или системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). У вас всегда должен быть выбор, как и у учителя. Если вы не принимаете учебники, по которым будет учиться ваш ребенок, если вас раздражает организация процесса обучения и если учитель не развеял ваши сомнения, вы можете перевести своего ребенка в класс с другой системой обучения.

Что такое Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова (ФНМЦ)?

ФНМЦ является одним из подразделений Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации. В нем интенсивно и плодотворно работает коллектив энтузиастов и единомышленников различного профиля: ученые (как специалисты по школьным предметам, так и психологи), методисты, учителя. Костяк составляют сотрудники, которые вместе с Л. В. Занковым выстраивали новую систему обучения и которые являются основными авторами учебников. Их осталось семь человек. Рядом выросла новая плеяда молодых занковцев, и сейчас ФНМЦ объединяет 26 авторов-исследователей.

Мы все искренне привержены системе общего развития школьников.

Короткой строкой о прошлом, настоящем и будущем системы

Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л. В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста классов. На основе теоретического и практического осмысления полученных данных в системе общего развития было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет. Затем наша школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Таким образом, сейчас занковские классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, современных условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами, дефектологами.

Результаты исследования опубликованы более чем в 500 работах. Теоретические труды Л. В. Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония.

В 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова.

Наши организационные достижения за прошедшее десятилетие:

  • система признана широкой общественностью России, она используется в Белоруссии, на Украине, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Налажены творческие связи с педагогическими коллективами школ города Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия);
  • в регионах открыты филиалы ФНМЦ им. Л. В. Занкова, планы работы которых координируются с планом Центра с учетом местных условий;
  • организована очная переподготовка работников образования в Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также во время выездов на места (примерно 40 выездных курсов ежегодно);
  • Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л. В. Занкова, издает журнал «Практика образования»; регулярно проводит детские олимпиады, призванные выявлять и поддерживать одаренных детей; организует заочную форму переподготовки работников образования; проводит конференции и конкурсы учителей.

Сейчас разработкой системы и ее внедрением в практику занимаются ФНМЦ им. Л. В. Занкова, Объединение учителей-занковцев и самарское Издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров».

Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 2

В конце еще раз подчеркнем, что основная особенность системы и основная трудность ее разработки заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой — целостное развитие ребенка — его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому наше продвижение вперед как на современном этапе, так и в будущем, связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования, — с другой.

Мы будем рады сотрудничать с вами в воспитании и развитии достойного гражданина России — вашего ребенка.

Для начала давайте сверим наше и ваше понимание двух основных для начала обучения вопроса. Согласны ли вы с нами?

  1. В чем состоит помощь родителей детям в обучении?
    • В уходе за ребенком, в обеспечении (по возможности) нормальным питанием, отдыхом, посильной физической нагрузкой.
    • В расширении его кругозора: совместном чтении, просмотре фильмов, организации походов по интересным местам, посещении музеев, театров и просто в дружеском разговоре.
    • В обсуждении (без назидательности) его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о родословной, о жизни в стране.
    • В постоянном контакте с учителем.
  2. Чего родители не должны делать?
    • Брать на себя подготовку домашних заданий, иначе учитель не сможет знать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь.
    • Наказывать за неуспех, в основе которого лежат индивидуальные особенности вашего ребенка.

Более подробно эти и другие позиции родительской грамоты раскроет учитель вашего ребенка на родительских собраниях.

Абсолютно с Вами согласна. У нас такая же проблема. Тоже изучаем английский язык.У дочки элементарно не хватает времени ни на что кроме учебы. Уроки учим часа по 3. Если ребенок ходит в продленку(а у нас именно так,потому, что мы с мужем работаем до 17.00 и выбора нет), домой приходит вместе с нами, 1 час отдых, а потом уроки.В школе занятия с 8.30 до 13.00, потом обед и сон. С трех часов еще 2 урока до 16.10. Уроки в продленке делать некогда. По математике уже изучаем основы геометрии, по окружающему миру изучаем и историю ,и географию,и природоведение. За один урок чтения они могут пройти 3 темы, причем абсолютно не связанные друг с другом. Риторика- вообще отдельный разговор. Там, например, по нескольким картинкам нужно составить рассказ 6-8 предложений,ребенок должен записать его сам, оформить. Такое своеобразное сочинение.Вот и представьте.Задано: математика, письмо, чтение и ,например, риторика. Ребенок сидит безвылазно за учебой. И это первое полугодие первого класса. Я не знаю кому как, но мне кажется, что в первом классе ребенка нужно научить элементарным вещам: аккуратно и правильно писать (поставить почерк), считать и читать. Естественно должны быть и другие предметы, но на них ребенок должен более или менее отдыхать. Это музыка, труд, физкультура и природоведение. Я понимаю, что время не стоит на месте и появляются новые программы. Но мы-то выучились и выросли, и по-моему не глупые. И многие вещи в меня были заложены именно нашей традиционной программой. Не было такого большого объема информации в начальной школе, но я с лихвой его получила в старших классах, уже в более осознанном возрасте. Зато у меня было детство с играми, прогулками , с посещением любимых кружков и общением с друзьями не только в школе. Сейчас я серьезно подумываю перевести ребенка на традиционную программу обучения «Школа России», и не потому что у меня глупый ребенок — у нее все получается, а потому, что мне ее жалко, и у нее, как она говорит, «никакой личной жизни».

2010-02-17, tamlin

Скажите, вам тяжело из-за двух иностранных или от того, что по Занкову в принципе тяжело учиться и узнавали ли вы как учатся дети по другим системам? Мы тоже учимся в Занковском классе, нам несколько тяжеловато стало учиться в 3-м классе (до этого было нормально). Я в раздумьях — намного ли проще в других классах и стоит ли переводить в другой класс (одно время я была к этому морально готова). По поводу иностранныого языка — во всех школах, по-моему, сейчас иностранных начинается в начальной школе. Хотелось бы узнать — чем так тяжело учиться в Занковских классах? Или это миф? Учебники то в принципе такие же, по крайней мере многие незанковские классы учатся по таким же учебникам. Или дело в оценивании (может быть более строгом) в занковских классах? Знающие люди, подскажите!

2008-11-12, Natka_1234

Все бы ничего, только вот помимо Занковской системы нам ввели изучение двух иностранных языков, один английский и второй местный бурятский, и по расписанию в один день математика, русский, английский и бурятский — у моего ребенка второклассника после этого в голове все буквы путаются, ему тяжело!!! Неужели нельзя как то дать ребенку хоть кусочек детства??? Дайте им поиграть и подурачиться, с такими науками у нас ни на что нет времени(((( я жалею что отдала сына на обучение по этой системе, мы в классе делаем задания, и на дом задают по два и по три упражнения. Появится возможность переведу в обычный класс и не пожалею.Уверенна учиться хуже он не станет, зато времени на библиотеки,игры,чтение книжек, посещение музеев,творческих кружков у него появится!

2008-11-11, Наталья

Надо в корне переделать учебник по математике. Программа чудесная, подход к ознакомлению с новым материалом замечательный, но опыт показывает, что отработка навыка идёт через многократные тренировки. Приходится самим составлять задачники, решебники. Увы, это не только моё мнение. Тогда и родители будут меньше возмущаться.А в целом я люблю эту программу. Но жаль учебников Романовской,малый объём имеет учебник Свиридовой,Чураковой,спасибо Лазаревой. Скучаю без естествознания Товпинец, окружающий мир надо разинтегрировать.Спасибо.

2008-12-25, Людмила

мы отучились первый класс по Занкову. щас будет второй год. ничего такого особенного и сложного я не обнаружила. специально систему не выбирала. просто ближайшая школа по ней учится. перед первым классом заморочилась по поводу этой программы, но нашла только то что ее хвалят. наша учительница вообще вся в восторге от этой системы! единственное могу ответить, что в конце первого класса уровень (желание и умение) чтения у дочки достаточно высокий. но это может зависит и от индивидуальных особенностей ребенка.

2008-07-27, contata

Программы по музыке и их наполнение — старые. унылые, не отвечающие сегодняшнему дню.
Их составляла женщина из прежнего НИИ Худож. воспитания- по образованию скрипачка, «вялая и безынициативная», как в одной комедии сказано, сама уже давно бабушка. Вот и программы ее, и репертуар — такие, что от них зевота начинается.
Песни детские современные ведь сочинять не перестали, а она все чушь какую-то рекомендует.

2016-06-07, Екатерина Сергеевна

Не знаю, как привыкают. Я знаю только двух этих детей, причем в Питере, они брат и сестра, брат потом поступил в гимназический 5 класс, но к 8 классу учиться бросил, и верхнего образования не имеет (только техникум), а сестра как звезд с неба не хватала, так и не начала, но в школе выучилась и в институт поступила. Гуманитарный.

2008-07-23, пчела Майя

Всего 17 отзывов Прочитать все отзывы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка наушники или динамики не подключены windows 10
  • Ошибка научными словами
  • Ошибка натяжителя ремня е60
  • Ошибка на фольксваген поло insp что это значит
  • Ошибка на флешке иероглифы