Ошибка мышления обесценивание

Вы ловили себя на мысли, что все в этом мире неслучайно и каждый получает по заслугам? Знаете людей, способных раздуть любую мелкую неприятность до масштабов вселенской катастрофы? Все это когнитивные искажения, и психологи утверждают, что такие ошибки в мышлении вовсе не безобидны.

Мировоззрение определяют не обстоятельства. Мы сами выбираем свое отношение ко всему, что происходит вокруг. В чем отличие между тем, кто сохраняет оптимизм, несмотря на многочисленные невзгоды, и тем, кто злится на весь мир за то, что прищемил палец? Все дело в разных шаблонах мышления.

В психологии используется термин «когнитивное искажение», что означает нелогичное, предвзятое умозаключение или убеждение, которое искажает восприятие реальности, как правило, в негативном ключе. Явление довольно распространенное, но, если не знать, в чем оно выражается, распознать его нелегко. В большинстве случаев это результат автоматических мыслей. Они настолько естественны, что человек даже не отдает себе отчета в том, что может их изменить. Неудивительно, что многие принимают мимолетную оценку за непреложную истину.

Когнитивные искажения наносят серьезный вред психическому здоровью и нередко приводят к стрессу, депрессии и тревожности

Если вовремя не принять меры, автоматические мысли закрепляются как шаблоны и могут отрицательно повлиять на поведение и логику принятия решений. Всем, кто хочет сохранить здоровую психику, не помешает разобраться, как работают когнитивные искажения и каким образом они отражаются на нашем мировосприятии.

Распространенные когнитивные искажения

1. Черно-белое мышление

Человек с дихотомическим мышлением воспринимает мир с позиции «или/или», третьего не дано. Хорошо или плохо, правильно или неправильно, все или ничего. Он не признает, что между черным и белым почти всегда можно обнаружить хотя бы несколько оттенков серого. Тот, кто видит людей и события лишь с двух сторон, отказывается принимать промежуточные (и чаще всего наиболее объективные) оценки.

2. Персонализация

Люди с таким типом мышления склонны переоценивать свою значимость и многое принимать на свой счет. Чужое поведение обычно рассматривается как следствие собственных действий или поступков. В результате те, кто склонен к персонализации, взваливают на себя ответственность за внешние обстоятельства, хотя на самом деле от них ничего не зависело.

3. Гипертрофированное чувство долга

Установки в духе «надо», «обязан», «должен» почти всегда связаны с когнитивными искажениями. Например: «мне надо было прийти на встречу пораньше», «я должна похудеть, чтобы стать привлекательнее». Такие мысли вызывают чувство стыда или вины.

К другим мы относимся не менее категорично и говорим что-то вроде: «он должен был позвонить еще вчера», «она навеки обязана мне за эту помощь». Люди с подобными убеждениями часто огорчаются, обижаются и злятся на тех, кто не оправдал их надежды. Но при всем желании мы не в силах влиять на чужое поведение, и думать, что кто-то что-то «должен», точно не стоит.

4. Катастрофизация

Привычка воспринимать любую мелкую неприятность как неотвратимое бедствие. Скажем, человек не сдал один экзамен и тут же представляет себе, что вообще не закончит курс. Или экзамен еще впереди, а он заранее «знает», что непременно провалится, потому что всегда ожидает худшего — так сказать, «заблаговременная» катастрофизация.

5. Преувеличение

При таком когнитивном искажении все происходящее раздувается до колоссальных масштабов. Случай напоминает катастрофизацию, но не такой тяжелый. Лучше всего его описывает поговорка «делать из мухи слона».

6. Преуменьшение

Склонные все преувеличивать легко преуменьшают значение приятных событий. Два противоположных искажения часто оказываются в одной связке. Люди мыслят примерно так: «Да, меня повысили, но совсем чуть-чуть — значит, на работе меня не ценят».

7. Телепатия

Люди с подобным шаблоном мышления приписывают себе экстрасенсорные способности и верят, что могут читать окружающих как открытую книгу. Они уверены, что знают, о чем думает собеседник, хотя догадки редко соответствуют истине.

8. Ясновидение

Так называемые «ясновидцы» пытаются предсказывать будущее, как правило, в черном свете. К примеру, без всяких оснований заявляют, что все кончится плохо. Перед концертом или киносеансом они обычно говорят: «можно никуда не идти, я предчувствую, что билеты закончатся перед нашим носом».

9. Обобщение

Склонность к обобщениям означает привычку делать выводы на основании одного-двух случаев и отрицать, что жизнь слишком сложна для поспешных умозаключений. Если друг не приходит на встречу, это не значит, что он вообще не способен выполнять обещанное. В лексиконе склонного совершать такую когнитивную ошибку человека часто встречаются слова «всегда», «никогда», «постоянно», «каждый раз».

10. Обесценивание

Экстремальная форма мышления «все или ничего», которая проявляется в склонности обесценивать любые достижения, события, переживания (в том числе собственные) и видеть во всем сплошной негатив. Человек с подобными стереотипами обычно пренебрегает комплиментами и похвалой.

11. Селективное восприятие

Когнитивное искажение, схожее с предыдущим, выражается в привычке фильтровать любую информацию и выбирать «подходящее» утверждение. Например, человек читает свою школьную характеристику или рекомендацию работодателя, исключает все хорошее и зацикливается на единственном критическом замечании.

12. Навешивание ярлыков

Более жесткий вид обобщения означает, что человек оценивает себя и окружающих на основании единичного случая. Ему проще автоматически поставить на себе клеймо неудачника, чем признать чье-то право на ошибку.

13. Привычка обвинять

Обратная сторона персонализации. Вместо того, чтобы ругать себя за промахи, удобнее переложить вину на других или непредвиденную ситуацию.

14. Эмоциональное обусловливание

Так называется ошибочное чувственное восприятие реальности. Если мне страшно, значит, налицо реальная угроза. Если я кажусь себе глупым, значит, так и есть. Подобное мышление может говорить о серьезных психических нарушениях — в том числе указывать на обсессивно-компульсивное расстройство. К примеру, человек чувствует себя грязным, хотя за последний час дважды принимал душ.

15. Иллюзия собственной правоты

Когнитивная ошибка превращает частную точку зрения в непреложный факт и позволяет не считаться с мнениями и чувствами других. Это очень мешает создавать и поддерживать здоровые отношения.

16. Своекорыстная аттрибуция

Склонность приписывать себе исключительно положительные качества и отрицать свою причастность к любым неприятным или нежелательным событиям. Человек с таким мышлением отказывается признавать свои недостатки и абсолютно уверен в собственной непогрешимости.

17. Ожидание «божественной награды»

Заблуждение, что высшие силы рано или поздно оценят наши жертвы. Под его влиянием люди пренебрегают своими интересами и потребностями в надежде на то, что когда-нибудь будут вознаграждены за самоотверженность. А поскольку этого никогда не происходит, их одолевают гнев и обида.

18. Иллюзия перемен

Убеждение, что окружающие должны измениться, чтобы мы были счастливы. Это мышление эгоиста, который настаивает, чтобы другие подстраивались под его график, или требует, чтобы партнер не носил свою любимую футболку, потому что она ему не нравится.

19. Вера в справедливость

Феномен выражается в идее справедливого мира, в котором все получают по заслугам, хотя на самом деле такое случается редко. Пример такой ловушки мышления — думать, что человек заслужил все, что с ним произошло.

20. Иллюзия контроля

Того, кто думает, что все на свете поддается контролю, выводит из себя чужое поведение — по той простой причине, что на него никак нельзя повлиять. Человек, одержимый желанием все контролировать, может обвинить начальника в низкой производительности компании, хотя истинная проблема может крыться совсем в другом.

КАК ИСПРАВИТЬ ШАБЛОНЫ МЫШЛЕНИЯ?

Скорее всего, вы обнаружили у себя хотя бы одно из перечисленных когнитивных искажений. Возможно, вы или ваши знакомые не раз попадали в подобные ловушки. Хорошая новость в том, что мы не привязаны к ним навеки.

Шаблонное мышление поддается изменению: этот процесс называют когнитивной реструктуризацией

Суть его в том, что мы можем влиять на собственные эмоции и поступки, корректируя свои автоматические мысли. На этой концепции основаны многие популярные формы терапии, включая когнитивно-поведенческую и рационально-эмотивную поведенческую терапию.

Если вы нашли у себя одно или больше когнитивных искажений и чувствуете, что они вызывают тревогу, депрессию или другие психологические проблемы, обязательно обратитесь к психотерапевту. Опытный специалист поможет трансформировать негативные установки в более конструктивные и вдохновляющие убеждения.

Артур Фримен, Роуз Девульф «Ошибки мышления, или как жить без сожалений»

Смотри не ошибись! Смотри не пожалей! Каждый слышал такие фразы в свой адрес много раз в жизни. А возможна ли жизнь без ошибок и сожалений? Артур Фримен и Роуз Девульф, признанные эксперты в области ментального здоровья, утверждают: «Да, возможна!» Как научиться принимать решения с решения с первого раза правильно, вы узнаете из этой замечательной книги, которая давно стала бестселлером в более чем двадцати странах мира.

Реклама. www.chitai-gorod.ru

Источник фотографий:Unsplash

– Что-то сделал человек – «Мог бы лучше». Даже кто-то, может быть, похвалил человека – «Нет, комплиментов не приму. Зря это! Не соответствует действительности».

– «У вас новая кофточка? Какая красивая!» – «Да пря-ям, ей уже три года!».

– ?

– Сейчас вспоминаю на эту тему разные случаи и высказывания из практики – хоть стой, хоть падай! «У Вас такие глаза красивые!» А женщина отвечает: «Зато ноги жирные!».

– ?

– Просто… обязательно что-нибудь не то и не так!

– Вредный совет: желательно (по возможности, конечно) не ценить ничего из того, что делаешь, что имеешь и кем являешься!

Или ругать себя – мог лучше, это плохо! В вышеперечисленном – суть этой ошибки мышления, «минимизации» (обесценивания).

– «Всего 8 килограмм за месяц лишнего веса сбросила. Подумаешь!»

– Одна моя клиентка в одном из городов России снова мне написала. Больше года прошло с момента прохождения тренинга по нормализации пищевого поведения. В «Одноклассниках» идет дискуссия под одним из моих фото или статусов, она в одном из комментариев пишет: «Боже, вес стоит, потребляемых калорий не считаю, всё плохо!!!» Налепила вслед за комментарием грустных рож со слезами (отображение эмоций). И если бы кто-то прочитал, кто её не знает, можно было бы подумать, что у нее +20 килограмм за этот год, и реально дела идут плохо. Но я-то знаю, что у неё результат был больше 20 килограмм сброшенных! И я ей пишу: «Оля, Вы – пример для других, что же это такое? Мы же договаривались – хвалить-хвалить-хвалить себя любимую! Напишите, если возможно, Ваш результат на данный момент». Она пишет: «Артём, я не волшебник, я только учусь! За год я сбросила 43 килограмма лишнего веса». Но она до такой степени всё это обесценила – и свой результат, и себя, и всё! Оля сбросила 43 килограмма лишнего веса! Она «до» и она «после» – на фото выглядит так, словно это разные люди! Кому интересно, подойдите в перерыве, я покажу вам и фото, и её историю успеха [она опубликована, девушка не скрывает, как изменилось её тело и её жизнь].

– Хочется ей больше.

– Но всё-таки стоит по достоинству оценивать свои же собственные достижения!

– Согласна, а то никакого стимула двигаться к новым успехам не будет!

– Как всё обесценивать? Приведите пример, как вы это делаете. Хотя бы 1–2 примера. У кого есть такое в жизни, поднимите руку. Честно. Раз, два, три, четыре. Как вы это делаете?

– Я, наоборот, от такого отбиваюсь: я сделал всё, что мог! Кто мог – сделал бы лучше.

– Это если кто-то пытается обесценить?

– Да.

– Хорошо. А если сам себя начинаешь обесценивать или свои результаты?

– Сам себя – нет.

– Не делаете Вы так. А Настя делает. Как, расскажите?

– Люди говорят комплименты, а я не воспринимаю. Я сразу такое чувство странное испытываю, словно боюсь и стесняюсь, говорю: «Да что вы, эта кофточка старая, вы лучше не смотрите!» Просто себя «опускаю», получается…

– Получается что? Обесценивание негативно влияет на самооценку, на отношения, особенно близкие, на настроение. Ещё на что негативно влияет?

– На успешность?

– На успешность. Тоже негативно влияет.

– Оля, как Вы это делаете, как обесцениваете? Расскажете?

– Что-то вроде бы такое за день сделаю, но большую часть времени непродуктивно потрачу. И уже про то, что сделала, начинаю говорить: «Я совсем ничего не сделала».

– Это всегда?

– Очень часто.

– Хорошо. Наташа, Вы поднимали руку?

– У меня, понимаете, очень много всего. То есть я могу одно, другое, пятое, десятое. Но есть вещи, которые я с детства умею. Например, работать с бисером, бусами – с бижутерией всякой. То есть я прошла, увидела что-то, мне понравилось, я купила, пошла, сделала какое-то изделие, связала. И когда потом оно полежало, я с чем-то его надела. Мне говорят: «Ой, ты сама так красиво всё делаешь!» А я в ответ как-то всё время принижаю красоту и ценность созданного мной. И эти ситуации кажутся мне какими-то неловкими.

– И сейчас люди в нашей группе сидят… Они же все бисером-то плетут, да? Дело-то лёгкое, пустячное?

– ?

– Теперь Вы рассказывайте, пожалуйста. Вы же пишете стихи, прозу, да? Все же пишут, поду-умаешь! ?

Как-то умудряетесь что-то обесценивать в своей жизни?

– Просто приходит, например, дядя мой… Им нужны сказки. Какая тема? Ну, там, дружба, ещё что-то. Я посижу, за вечер 3–5 сказок напишу.

– Ну, подумаешь, действительно, 5 сказок за вечер написала! ?

– ?

– Да, подумаешь, 5 сказок за вечер! Да это элементарно просто! Я сам всё время, как приду вечером домой после тренинга десятичасового, сажусь – сказки пишу. Штук 10 напишу, зубы почищу, потом еще две напишу. ? Потом книжку издам. Э-ле-мен-тар-но!

– Я рисовать не умею. Поэтому мне рисунок нравится больше.

– Это очень серьёзный недостаток!

– ?

– Вообще, у меня почерк ужасный.

– Рассказы писать – это каждый может, а вот рисовать!

– ?

– Мне казалось, творчество… Нет, сосуд недоразвитый с этим моим рисованием, если бы был он у меня доразвитый!

– Ах, вот оно что! Вот мы и добрались до сосуда! ? Все рисуют! Скажите же!

– Да!

– Да.

– Как не стыдно тебе не уметь рисовать!

– Позор! ? Вы представляете, как можно себя вот таким образом «гнобить»?

– Это я умею. ?

– Вы, наверное, картины просто не умеете писать?

– Да, не умею.

– Хорошо рисуете, но картины не пишете просто.

– Да…

– То, что Вы делаете с собой, вот эта «минимизация» (обесценивание) – очень вредно! Сами же это чувствуете, так?

– Ладно. Надежда руку поднимала. Давайте.

– Я даже не знаю теперь…

– Боже-Боже! Как страшно. ?

– Как я обесцениваю? «Но я же вот этого еще не знаю по своей специальности и вот того тоже. Как можно вообще после этого называться историком?!»

– А Вы ведь диссертацию пишете? Сейчас, когда диссертацию напишете, будет ещё сложнее. А пока диссертации нет…

– И не докторская, а пока только кандидатская! ?

– Кандидатская!? Жалкая какая-то писулька! Все пишут такое! Да?

– Подумаешь!

– Доктор исторических наук! До доктора дорасти ещё надо, а пока… так себе!

– Пока ничего не изобрели? Не изобрели.

– Ага, всё!

– Нобелевскую премию не дадут мне никогда. ?

– Шутки шутками, но Вы-то осознаёте, что всё на свете знать невозможно, а Ваша кандидатская диссертация – это весомо и значимо для Вас и для других?

– Осознаю. Теперь почему-то острее осознаю.

– Мы сейчас потренировались. Чувствуете, что можно обесценить всё что угодно?

– Да.

– Мощнейшее оружие. Настоятельно не рекомендую против других его применять, потому что гарантировано – это очень неприятно. На себе испробовали, когда кто-то пытался это делать с вами? Пытались другие делать? Вот. От этого плохо? Плохо.

– Ладно, хорошо. Следующая ошибка мышления.

#статьи


  • 0

Когнитивные искажения, из‑за которых мы необъективны

Почему возникают ошибки мышления и как с ними справляться — рассказывает психолог Анастасия Мелкая.

Иллюстрация: bekky bekks / dan cristian / Unsplash / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Редакция «Развитие» Skillbox Media

Рассказываем о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте.

Психолог, гештальт-терапевт.

Мозг человека каждый день вынужден быстро обрабатывать огромное количество информации, и, чтобы облегчить себе задачу и каждый раз заново не анализировать похожие данные, он пытается сформировать шаблоны принятия решений. К тому же обычно информации для всеобъемлющего анализа попросту не хватает, поэтому мозгу приходится додумывать, проводить аналогии, пользоваться логикой (часто — ложной).

Это неизбежно приводит к когнитивным искажениям — ошибкам мышления, сформированные нелогичными умозаключениями и не позволяющие принимать действительность такой, какая она есть. Когнитивные искажения появляются под влиянием установок, целей и ценностей.

Избежать искажений можно, если подходить к принятию решений осознанно, то есть контролировать свои мысли. Но проблема в том, что это не так-то просто. В 1973 году нейробиолог Бенджамин Либет с помощью энцефалограммы установил, что мозг человека принимает решение за полсекунды до осознания этого самим человеком. Современные исследования на аппарате МРТ свидетельствуют о том, что мозг активизируется за 10 секунд до совершения действия. То есть вам может показаться, что вы учли все вводные и всё проанализировали, но на самом деле мозг воспользовался заранее заготовленным шаблоном и уже всё решил.

Некоторые люди быстро осознают ошибки мышления и возвращаются к реальности, другим же бывает трудно признать, что их мысли ложны и неточны. Если часто игнорировать искажения, они могут привести к проблемам с психическим здоровьем, тревожным состояниям, стрессу и даже депрессии. Управляя мыслями позитивно, мы можем распознать негативное мышление и улучшить своё психическое благополучие.

Когнитивные искажения могут касаться разных сфер жизни — нашего отношения к себе, нашей карьеры (так называемый синдром самозванца — это тоже когнитивное искажение) и даже общественно-политической ситуации. В этой статье поговорим об искажениях, которые влияют на наше отношение к другим людям.

  • Навешивание ярлыков. Пожалуй, самое частое искажение. Люди склонны составлять мнение о других на основе одного события (чаще всего — негативного).
  • Обвинение. Эта ловушка разума заключается в том, чтобы обвинять других в своих проблемах. Вместо того чтобы брать ответственность на себя, люди склонны играть роль жертвы и возлагать ответственность за свою боль на других людей.
  • Ошибки контроля. Определяются двумя убеждениями — ошибками внешнего и внутреннего контроля.
  • Ошибка внешнего контроля — это вера в то, что жизнь полностью подвластна внешним факторам, судьба уже предрешена и от самого человека ничего не зависит.
  • Ошибка внутреннего контроля — это убеждение в том, что человек полностью контролирует себя и своё окружение. Это убеждение предполагает, что человек несёт ответственность за боль и счастье окружающих его людей.
  • Заблуждение о справедливости. Человек предполагает, что всё в жизни следует применять и оценивать с точки зрения справедливости и равенства. На самом деле не всё происходит так, как человек ожидает, и результатом будет злость и обида.
  • Навязывание долженствования. Убеждение в том, что человек должен или не должен что-то делать. Такие заявления он навязывает самому себе или другим. И эти правила создают большое давление, налагая ряд ожиданий, которые вряд ли оправдаются, а разочарование вызывает чувство вины, гнева или обиды.
  • Эмоциональный аргумент. Эмоции блокируют все логические рассуждения. Тем не менее люди часто принимают решения, находясь в эмоциональных состояниях.
  • Заблуждение о переменах. Так называется искажение, при котором человек думает, что другие должны соответствовать каким-то его интересам и стремиться к изменениям ради его представлений. В то же время он уверен, что эти изменения принесут другим счастье и сделают их лучше.
  • Желание быть правым. Эта модель мышления навязывает человеку потребность всегда быть правым, устанавливать своё мнение как факт и доказывать, что его действия верны. Быть неправым неприемлемо, и человек пойдёт на многое, чтобы продемонстрировать свою правоту.
  • Персонализация. Человек принимает вещи близко к сердцу, выдаёт прямую и личную реакцию на всё, что делают или говорят другие люди, даже если это не имеет к нему никакого отношения.
  • Обесценивание. При таком виде мышления человек принижает все свои и чужие достижения и видит во всём только негатив, в том числе по отношению к себе.

В середине пятидесятых психолог Альберт Эллис разработал методику для исправления подобных искажений — когнитивную реструктуризацию. Суть метода — замена существующих негативных установок и искажённых паттернов поведения на позитивные.

Когнитивная реструктуризация состоит из шести основных шагов.

  • Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Что произошло, из-за чего это произошло, что я чувствую, что я думаю, почему я так реагирую?
  • Опишите на бумаге свои мысли, в том числе возникающие на автомате. И помните, что эти мысли — всего лишь гипотеза.
  • Проанализируйте обоснованность мысли: подберите доказательства этой мысли, найдите подтверждение тому, что мысль соответствует реальности.
  • Найдите опровержения мысли. Что, если всё не так, как вы предположили в пункте 3? Проведите анализ, поспорьте с собой.
  • Замените негативные мысли на точные и позитивные утверждения.
  • Отследите своё состояние: что изменилось?

Если вы понимаете, что не справляетесь самостоятельно, лучше обратиться к специалистам: такими вопросами психологи занимаются профессионально. Берегите себя и своё здоровье.

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Вы ловили себя на мысли, что все в этом мире неслучайно и каждый получает по заслугам? Знаете людей, способных раздуть любую мелкую неприятность до масштабов вселенской катастрофы? Все это — когнитивные искажения, и психологи утверждают, что такие ошибки в мышлении вовсе не безобидны.

Мировоззрение определяют не обстоятельства. Мы сами выбираем свое отношение ко всему, что происходит вокруг.

В чем отличие между тем, кто сохраняет оптимизм, несмотря на многочисленные невзгоды, и тем, кто злится на весь мир за то, что прищемил палец? Все дело в разных шаблонах мышления.

В психологии используется термин «когнитивное искажение», что означает нелогичное, предвзятое умозаключение или убеждение, которое искажает восприятие реальности, как правило, в негативном ключе.

Явление довольно распространенное, но, если не знать, в чем оно выражается, распознать его нелегко. В большинстве случаев это результат автоматических мыслей.

Они настолько естественны, что человек даже не отдает себе отчета в том, что может их изменить. Неудивительно, что многие принимают мимолетную оценку за непреложную истину.

Когнитивные искажения наносят серьезный вред психическому здоровью и нередко приводят к стрессу, депрессии и тревожности.

Если вовремя не принять меры, автоматические мысли закрепляются, как шаблоны, и могут отрицательно повлиять на поведение и логику принятия решений.

Всем, кто хочет сохранить здоровую психику, не помешает разобраться, как работают когнитивные искажения и каким образом они отражаются на нашем мировосприятии.

Психолог Анита Дмитриева в своем Instagram-блоге делится списком когнитивных искажений с примерами, для их более глубокого понимания.

Примеры когнитивных искажений:

  • Чтение мыслей: вы предполагаете, что знаете, о чем думают люди, не имея никаких доказательств.

«Он думает, что я неудачник». Какие доказательства за и против вашей телепатии?

Вы спрашивали у человека? Откуда конкретно вы это знаете? Разумнее прямо спросить человека, что он думает о том, что вы сказали или сделали, чем теряться в догадках», — пишет специалист (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)

  • Предсказание судьбы: вы предсказываете будущее – все ухудшится или впереди ждет опасность.

«Я не сдам экзамен», «Я не получу работу». Катастрофизация. Вы верите, что то, что произошло или произойдет, будет настолько ужасно, что вы не сможете этого вынести. «Было бы ужасно, если бы я потерпел неудачу».

  • Навешивание ярлыков. Вы приписываете глобальные негативные черты себе и другим. «Меня тут не ждут». «Он отвратительный человек».
  • Обесценивание положительных моментов: вы утверждаете, что все хорошее, чего вы или другие достигли, тривиально.

«То, что она мила со мной, не считается, ведь так ведут себя все жены, все равно она что-то скрывает». «Достичь этих успехов было легко – поэтому они не имеют значения».

  • Отрицательный фильтр: вы почти всегда фокусируетесь исключительно на негативном и редко замечаете положительные моменты.

«Все эти люди пытаются меня затравить», «У меня не получилось сделать этот отчет и у меня всегда все не получается».

  • Сверхобобщения: вы составляете глобальную картину негативных событий на основе одного инцидента. «Это вечно происходит со мной. Кажется, я обречен на провалы».
  • Дихотомическое мышление: вы рассматриваете события или людей по принципу «все, или ничего». «Меня отвергают все». «Это была пустая трата времени».
  • Долженствование: вы интерпретируете события с точки зрения того, как должно быть, а не как есть или возможно на самом деле.

«Я должен преуспеть, если я этого не сделаю, я неудачник».

  • Персонализация: вы чересчур вините себя за все плохое, что происходит, не замечая, что эти события могут быть обусловлены и другими факторами.

«Мой брак распался, потому что я неудачник».

  • Обвинение: вы фокусируетесь на другом человеке, как на источнике своих негативных чувств и отказываетесь брать на себя ответственность за перемены.

«Она виновата в том, что я чувствую сейчас». «Мои родители виноваты во всех моих проблемах».

  • Нечестные сравнения: вы интерпретируете события с точки зрения нереалистичных стандартов.

Например, концентрируетесь в первую очередь на других, которые делают что-то лучше вас, и считаете себя ниже по сравнению с ними. «Она более успешна, чем я» или «Другие сдали экзамен лучше меня».

  • Бесплодные сожаления: вы фокусируетесь на том, что могли бы сделать лучше в прошлом, а не на том, что вы можете сделать лучше сейчас.

«Я мог бы получить лучшую работу, если бы попытался» или «Я не должен был это говорить».

  • «Что, если?» — вы продолжаете спрашивать себя о том, «что будет, если» нечто случится, и не удовлетворяетесь ни одним из ответов.

«Да, но что, если я буду беспокоиться? Что, если я не смогу перевести дыхание?» «Что, если он придет домой в плохом настроении?».

  • Эмоциональные рассуждения: вы позволяете своим чувствам руководить вашей интерпретацией реальности. «Я чувствую себя подавленным, значит, мой брак не складывается».
  • Невозможность опровержения: вы отвергаете любые аргументы, которые могут противоречить вашим негативным мыслям.

Например, когда у вас появляется мысль «меня никто не любит», вы отвергаете любые доказательства того, что есть люди, которым вы нравитесь. Следовательно, ваша мысль не может быть опровергнута.

  • Оценивание, вместо принятия и понимания: вы рассматриваете себя, других и события с точки зрения оценок хороших или плохих качеств, а не просто описываете.

Вы постоянно измеряете себя и других в соответствии с произвольными стандартами, обнаруживая, что ни вы, ни другие им не соответствует.

Вы сосредоточены на оценочных суждениях о других и о себе. «Она хорошая. А я ничего не добился – я плохой».

Как исправить шаблоны мышления и когнитивные искажения?

Скорее всего, вы обнаружили у себя хотя бы одно из перечисленных когнитивных искажений. Возможно, вы или ваши знакомые не раз попадали в подобные ловушки. Хорошая новость в том, что мы не привязаны к ним навеки.

Шаблонное мышление поддается изменению: этот процесс называют когнитивной реструктуризацией. Суть его в том, что мы можем влиять на собственные эмоции и поступки, корректируя свои автоматические мысли.

На этой концепции основаны многие популярные формы терапии, включая когнитивно-поведенческую и рационально-эмотивную поведенческую терапию.

Если вы нашли у себя одно или больше когнитивных искажений и чувствуете, что они вызывают тревогу, депрессию или другие психологические проблемы, обязательно обратитесь к психотерапевту.

Опытный специалист поможет трансформировать негативные установки в более конструктивные и вдохновляющие убеждения.

Heads

Жизненный опыт, воспитание, сложные эмоционально заряженные ситуации часто приводят к формированию ошибочных убеждений, которые становятся фильтром для нашего восприятия реальности. Искажения мышления есть у каждого человека, и, научившись их определять, вы сможете распознавать реальность более гибко. Сегодня я хочу поделиться списком основных ошибок из книги Джудит Бек «Когнитивная терапия: Полное руководство».

Хотя некоторые автоматические мысли истинны, многие из них ошибочны или имеют лишь зерно правды. Вот типичные ошибки мышления.

  1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле «все или ничего»): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.

Пример: «Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник».

  1. «Катастрофизация» (также называемая негативными предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов.

Пример: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать».

  1. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.

Пример: «Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто повезло».

  1. Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы «чувствуете» (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

Пример: «Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником».

  1. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.

Пример: «Я неудачник», «Он зануда».

  1. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.

Пример: «Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный».

  1. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.

Пример: «Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться».

  1. «Чтение мыслей»: уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

Пример: «Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе».

  1. Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.

Пример: «[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знакомиться с людьми».

  1. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.

Пример: «Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так».

  1. Долженствование (мышление в стиле «я должен»): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. Пример: «Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха».
  1. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.

Пример: «Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он     постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка монетоприемника mei
  • Ошибка монтирования диска астра линукс
  • Ошибка мерседес актрос gs 4344
  • Ошибка молодости кей мортинсен
  • Ошибка монтирования директории на nas сервере неверная директория