Работа с использованием кэп в личном кабинете #
Что такое КЭП (ЭЦП)?
Реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяющий проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (неотказуемость).
Установка программного обеспечения
Для регистрации на сайте «Платформа ОФД» с КЭП используется специализированное программное обеспечение — КриптоПро CSP и КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.
Официальный сайт — https://www.cryptopro.ru/
Скачать КриптоПро CSP — https://www.cryptopro.ru/sites/default/files/private/csp/40/9944/CSPSetup.exe
Скачать КриптоПро ЭЦП Browser plug-in — https://www.cryptopro.ru/products/cades/plugin/get_2_0
Важно!
Для скачивания файлов произведите регистрацию или авторизацию на сайте https://www.cryptopro.ru/
После скачивания программ выполните их установку на ваш ПК следуя подсказкам на экране.
Рис. 1 установка КриптоПро CSP
Рис. 2 установка КриптоПро ЭЦП Browser plug-in
Установка личного сертификата в КриптоПро
При первом использовании КЭП установите драйвер для сертифицированного защищенного носителя с сайта производителя, т. к. Смарт карта, Рутокен, eToken, JaCarta автоматически определены на ПК не будут.
Рутокен — https://www.rutoken.ru/support/download/drivers-for-windows/
eToken, JaCarta — https://www.aladdin-rd.ru/support
Далее запускаем КриптоПро CSP и переходим во вкладку «Сервис», пункт «Установить личный сертификат»
В следующем окне необходимо указать путь к расположению сертификата.
Установка сертификата в хранилище сертификатов
Запускаем КриптоПро CSP и переходим во вкладку «Сервис», далее нажимаем на «Просмотреть сертификаты в контейнере».
Важно!
Личный сертификат подписи должен быть установлен для пользователя, а не для локального компьютера
Загрузка показана на изображении ниже:
После нажатия на кнопку «Обзор», появится окно с выбором ключевого носителя для вашего пользователя.
Отсутствие ключевого контейнера в списке может быть вызвано:
- В USB-разъем не подключен ключевой носитель с подписью.
- В USB-разъем подключен ключевой носитель с подписью, но сам носитель неактивен по причине того, что для него не установлен необходимый драйвер.
В случае отсутствия закрытого ключевого контейнера для открытого ключа квалифицированной электронной подписи, необходимо обратиться в Удостоверяющий центр для устранения ошибки.
После выбора подписи проверьте информацию о сертификате вашей подписи в следующем окне:
Важно!
Проверяя информацию о сертификате, обратите внимание на срок действия сертификата.
Корневые и промежуточные сертификаты удостоверяющего центра
Корневой сертификат Удостоверяющего центра (далее УЦ) возможно загрузить двумя способами:
- Обратиться в службу технической поддержки УЦ
- Самостоятельно загрузить сертификат с сайта УЦ
После загрузки корневого сертификата УЦ на ПК произведите его установку при помощи «Мастера установки сертификатов», как указано на изображениях ниже. В некоторых случаях для запуска мастера установки сертификатов требуется нажать на сам сертификат правой кнопкой мыши и выбрать пункт «Установить сертификат»).
Нажимаем кнопку «Далее» и выбираем «Поместить все сертификаты в следующее хранилище» и нажимаем кнопку «Обзор» (рисунок ниже).
Помещаем сертификат в «Доверенные корневые центры сертификации» и нажимаем «ОК» (рисунок ниже)
Затем нажимаем кнопку «Далее» и «Готово». В случае успешной установки появится окно (рисунок ниже). На этом установка корневого сертификата завершена.
Промежуточные сертификаты устанавливаются аналогичным образом, но в окне выбора хранилищ сертификатов выбираем «Промежуточные центры корневой сертификации».
Важно!
В случае отсутствия установленных корневых и промежуточных сертификатов, личный сертификат подписи может работать некорректно, чаще всего это проявляется в виде ошибки «Не удалось построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра» или «A certificate chain could not be built to a trusted root authority (0x800B010A)».
Установка КриптоПро ЭЦП Browser plug-in
Скачайте программу установки. КриптоПро ЭЦП Browser plug-in доступен по ссылке.
Запустите исполняемый файл cadesplugin.exe.
Подтвердите установку КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.
Если потребуется, разрешите КриптоПро ЭЦП Browser plug-in внести изменения на ПК путем нажатия кнопки «Да».
Дождитесь окончания установки КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.
После окончания установки КриптоПро ЭЦП Browser plug-in нажмите ОК.
Дальнейшие настройки различаются в зависимости от используемого браузера.
Браузер Chrome: запустите Chrome и дождитесь оповещения об установленном расширении «CryptoPro Extension for CAdES Browser Plug-in». Включите это расширение. Если на Вашем компьютере ранее уже выполнялась установка КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, а потом он был удален, потребуется отдельно установить расширение.
Для этого перейдите по ссылке и установите расширение из интернет-магазина Chrome.
Браузер Opera или Яндекс.Браузер: расширение доступно по ссылке.
Браузер Firefox: скачайте расширение по ссылке и установите в браузер самостоятельно.
Браузер Microsoft Internet Explorer: не требуется дополнительных настроек.
Проверьте корректность установки на странице проверки плагина. Для этого в открывшемся окне подтвердите доступ путем нажатия кнопки «Да».
Если установка КриптоПро ЭЦП Browser plug-in прошла успешно, появится окно с надписью: «Плагин загружен», указанием его версии и используемой вами версии КриптоПро CSP.
Распространенные ошибки #
1.«A certificate chain could not be built to a trusted root authority (0x800B010A)» или «Не удалось построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра».
Способ устранения:
Установить необходимые корневые и промежуточные сертификаты.
2. «The revocation process could not continue — the certificate(s) could not be checked (0x800B010E)» или «Процесс отмены не может быть продолжен — проверка сертификатов недоступна (0x800B010E)».
Способ устранения:
- Скачать и установить список отозванных сертификатов с сайта удостоверяющего центра.
- Отключить на время работы брандмауэр и антивирус.
- Отключить в настройках сети прокси – сервер.
3. Crypto Pro Cades Plugin не найден.
Способ устранения:
- Проверить статус плагина в настройках браузера
- Отключить программное обеспечение стороннего крипто провайдера
- Переустановить плагин для вашего браузера.
Ссылка — https://www.cryptopro.ru/products/cades/plugin/get_2_0
4. При выборе персонального ключа электронной подписи нет ни одного контейнера с сертификатом.
Способ устранения:
- В USB-разъем не подключен ключевой носитель с подписью.
- В USB-разъем подключен ключевой носитель с подписью, но сам носитель неактивен по причине того, что для него не установлен необходимый драйвер.
В случае отсутствия закрытого ключевого контейнера для открытого ключа квалифицированной электронной подписи, необходимо обратиться в Удостоверяющий центр для устранения ошибки.
5. При нажатии на кнопку загрузить, ничего не происходит.
Способы устранения:
Удалить файлы кэш и cookies в браузере, который используется для регистрации на сайте «Платформа ОФД» и повторить процедуру заново.
В случае если ошибка повторится, сменить браузер на другой и повторить регистрацию.
6. КЭП не содержит ОГРН (ИНН).
Способ устранения:
- Проверить не принадлежит ли подпись физическому лицу.
- Проверить состав личного сертификата на наличие данных реквизитов. Если они отсутствуют, то рекомендуем обратиться в УЦ для корректировки подписи.
- Если данные реквизиты есть, но в них допущена ошибка или данные реквизиты расположены не в поле «Субъект», а в других полях, необходимо обращаться к УЦ для формирования состава КЭП в соответствии с методическими рекомендациями.
7. При выборе персонального ключа и нажатии на кнопку «Загрузить» требуется ввести Pin-код для защищенного сертифицированного аппаратного ключа.
Способ устранения:
По умолчанию установлены следующие PIN-коды:
- Рутокен — 12345678
- eToken — 1234567890
- JaCarta PKI — 11111111
При использовании JaCarta PKI с опцией «Обратная совместимость» 1234567890
В случае если эти Pin-коды являются некорректными необходимо обратиться к производителю КЭП.
8. Ошибка при выборе персонального ключа
Способы устранения:
Направьте обращение на электронную почту info@platformaofd.ru с просьбой удалить некорректную регистрацию с КЭП.
В письме указать номер мобильного телефона, на который была осуществлена регистрация личного кабинета.
Скачать инструкцию по работе с КЭП
Для корректной работы с электронной подписью (ЭП, ранее — ЭЦП) достаточно соблюсти четыре условия. Во-первых, приобрести средства ЭП в удостоверяющем центре (УЦ). Во-вторых, установить лицензионное средство криптозащиты (СКЗИ, криптопровайдер). В-третьих, загрузить на рабочее место личный, промежуточный и корневой сертификаты. И, в-четвертых, настроить браузер для подписания электронных файлов на веб-порталах. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, в процессе использования ЭП возникают различные ошибки: КриптоПро не видит ключ, недействительный сертификат, отсутствие ключа в хранилище и другие. Самые распространенные сбои и способы их устранения рассмотрим в статье.
Поможем получить электронную подпись. Установим и настроим за 1 час.
Оставьте заявку и получите консультацию.
Почему КриптоПро не видит ключ ЭЦП
КриптоПро CSP — самый популярный криптографический софт на российском рынке. Большинство торговых площадок и автоматизированных госсистем работают только с этим криптопровайдером. Программное обеспечение распространяется на безвозмездной основе разработчиком и через дистрибьюторскую сеть, а за лицензию придется платить. При покупке квалифицированной ЭП (КЭП) клиенты получают набор средств:
- закрытый и открытый ключи;
- сертификат ключа проверки электронной подписи (СКПЭП, СЭП) — привязан к открытому ключу;
- физический носитель, на который записываются все перечисленные средства.
Каждый раз, когда владельцу СЭП нужно подписать цифровой файл, он подключает USB-носитель к ПК и вводит пароль (двухфакторная идентификация). Возможен и другой путь — записать все компоненты в реестр ПК и пользоваться ими без физического криптоключа. Второй способ не рекомендован, так как считается небезопасным.
В работе с ЭП возникают такие ситуации, когда пользователь пытается заверить документ в интернете или в специальном приложении, открывает список ключей и не видит СЭП. Проблема может быть спровоцирована следующими факторами:
Ошибка | Решение |
Не подключен носитель | Подсоединить токен к ПК через USB-порт (об успешном подключении свидетельствует зеленый индикатор на флешке) |
Не установлено СКЗИ | Установить криптопровайдер, следуя инструкции |
Не установлен драйвер носителя | Чтобы компьютер «увидел» устройство, нужно установить специальную утилиту. Как правило, она предоставляется удостоверяющим центром при выдаче подписи. Руководство по инсталляции можно найти на портале разработчика |
На ПК не загружены сертификаты | Установить корневой, промежуточный и личный сертификаты (как это сделать, рассмотрим далее) |
Не установлен плагин для браузера | Скачать ПО на сайте www.cryptopro.ru< и установить по инструкции |
Ошибка КриптоПро «0x80090008»: указан неправильный алгоритм
Если версия CryptoPro не соответствует новым условиям сдачи отчетности, пользователь увидит на экране уведомление с кодом ошибки «0x80090008». Это значит, что на ПК установлен устаревший релиз программы, и его необходимо обновить. Для начала проверьте сертификат:
- В меню «Пуск» выберите пункт «Все программы» → «КриптоПро».
- Откройте «КриптоПро CSP сервис» и выберите команду «Протестировать».
- Нажмите кнопку «По сертификату» и укажите нужный файл.
При наличии ошибки в СЭП система на нее укажет.
Удаление программы
Если никаких проблем не обнаружено, ошибку неправильного алгоритма поможет устранить переустановка СКЗИ:
- Найти криптопровайдер через «Пуск».
- Выбрать команду «Удалить».
- Перезагрузить ПК.
Чтобы новая программа работала корректно, перед установкой требуется удалить все следы старой версии с помощью фирменной утилиты cspclean от CryptoPro:
- Запустить файл cspclean.exe на рабочем столе.
- Подтвердить удаление продукта клавишей «ДА».
- Перезагрузить компьютер.
Контейнеры, сохраненные в реестре, удалятся автоматически.
Установка актуального релиза
Дистрибутивы для скачивания СКЗИ размещены в разделе «Продукты» и доступны для скачивания всем авторизованным пользователям. Создание ЛК занимает не более 5 минут:
- Нажмите кнопку «Регистрация».
- Введите личные данные и подтвердите согласие на доступ к персональной информации.
В каталоге продуктов выберите версию криптопровайдера с учетом ОС, загрузите установщик на ПК, запустите его и следуйте подсказкам. При установке ПО требуется указать серийный номер лицензии (если срок действия еще не истек). Эту информацию можно уточнить в приложении к договору.
По отзывам пользователей, переустановка ПК почти всегда помогает в устранении ошибки «0x80090008». Если проблема не решена, рекомендуется написать в техподдержку разработчика или обратиться к официальному дистрибьютору, у которого вы купили лицензию.
КриптоПро вставлен другой носитель: как исправить
Ошибка «Вставьте ключевой носитель» или «Вставлен другой носитель» возникает при попытке подписания электронного документа. Сначала следует убедиться, что USB-токен с сертификатом подключен к ПК (в качестве носителя используются защищенные криптоключи или обычные флешки). Токен должен соответствовать сертификату. Если носитель подсоединен к ПК, но сообщение об ошибке все равно появляется, следует переустановить сертификат через CryptoPro:
- Открыть меню «Пуск» → «Панель управления» → «КриптоПро CSP».
- Зайти во вкладку «Сервис» → «Посмотреть сертификаты в контейнере» → «Обзор».
- Выбрать из списка ключевой контейнер, нажать ОК и «Далее».
- Нажать «Установить». Если появится предупреждение о том, что сертификат уже присутствует в хранилище, дать согласие на его замену.
- Дождаться загрузки сертификата в хранилище «Личное» и нажать ОК.
После переустановки рекомендуется перезагрузить ПК. Для первичной инсталляции СКПЭП применим аналогичный алгоритм действий.
Мы готовы помочь!
Задайте свой вопрос специалисту в конце статьи. Отвечаем быстро и по существу. К комментариям
Недостаточно прав для выполнения операции в КриптоПро
Ошибка сопровождается уведомлением «У компонента недостаточно прав для доступа к сертификатам». Чаще всего возникает в двух ситуациях:
- При попытке авторизоваться в ЛК, например, на портале контролирующего органа, куда нужно отправить отчет (при нажатии на пиктограмму «Вход по сертификату»).
- При проверке КЭП (при нажатии кнопки «Проверить» в разделе «Помощь»).
Если система уведомила пользователя, что у него недостаточно прав для выполнения операции в КриптоПро, проблема может иметь следующие причины:
- не установлен КриптоПро ЭЦП Browser plug-in 2.0 (или стоит его старая сборка);
- сайт, куда пытается войти клиент, не добавлен в каталог доверенных (надежных) ресурсов.
Browser plug-in — обязательный компонент для применения ЭП на веб-страницах. Он расширяет возможности криптопровайдера, позволяет формировать и проверять электронную подпись на интернет-ресурсах. Без этой программы, КриптоПро не сможет связаться с веб-страницей и реализовать на ней функции КЭП. Пользователи ничего не платят за этот модуль, он размещен в свободном доступе на сайте и совместим с любыми операционными системами. Как установить:
- Сохранить дистрибутив cadesplugin.exe.
- Запустить инсталляцию, кликнув по значку установщика.
- Разрешить программе внесение изменений клавишей «Да».
Появится уведомление об успешном результате. Нажмите ОК и перезагрузите браузер, чтобы коррективы вступили в силу.
Для работы с сертификатом ЭП рекомендуется использовать браузер Microsoft Internet Explorer (MIE) — для него не требуются дополнительные настройки. На завершающем этапе необходимо добавить сайт в список доверенных:
- Через меню «Пуск» (CTRL+ESC) найти продукт КриптоПро CSP.
- Зайти в настройки плагина ЭЦП Browser.
- В разделе «Список доверенных узлов» ввести адреса всех ресурсов, принимающих ваш сертификат.
Если после перезагрузки ПК проблема не решена, рекомендуется удалить плагин и выполнить повторную инсталляцию.
Подберем подходящий вид электронной подписи для вашего бизнеса за 5 минут!
Оставьте заявку и получите консультацию.
Ошибка исполнения функции при подписании ЭЦП
Ошибка свидетельствует об отсутствии лицензии на продукт КриптоПро CSP. Зачастую она возникает при попытке подписать документ на торговых площадках или в информационных системах (ЕГАИС, ЖКХ, Росреестр, Госуслуги и др.).
Лицензия на криптопровайдер может быть привязана к АРМ или встроена в сертификат ЭП. В первом случае необходимо убедиться, что лицензия введена на рабочем ПК и актуальна. Срок действия можно уточнить на вкладке «Общее» в меню запущенного криптопровайдера. Если он истек, необходимо обратиться к разработчику или официальному дистрибьютору для продления или покупки новой лицензии. Во втором случае ошибка исполнения функции при подписании ЭЦП возникает при отсутствии установленного на ПК сертификата.
Ошибка при проверке цепочки сертификатов в КриптоПро
Юридически значимую документацию можно заверить электронной подписью только в том случае, если СКЗИ подтвердит надежность (доверенность) сертификата. Для этого программа проверяет цепочку сертификации (ЦС), состоящую из таких элементов:
- корневой сертификат от Минкомсвязи (начальное звено цепи), выданный УЦ;
- промежуточный сертификат УЦ (ПС);
- СКПЭП.
Правильно построенная ЦС подтверждает, что СКПЭП (конечное звено) имеет доверенный путь (от Минкомсвязи к УЦ, от УЦ к пользователю). Ошибка при проверке цепочки сертификатов в КриптоПро свидетельствует о том, что минимум один элемент в этой системе искажен. ЭП при этом считается недействительной и не принимается для подписания файлов.
Причина | Решение |
Один из сертификатов поврежден или некорректно установлен | Переустановить сертификат |
Неправильно установлено СКЗИ (или стоит устаревшая версия) | Удалить и заново установить программу |
Устаревшая версия веб-браузера | Обновить браузер |
На ПК не актуализированы дата и время | Указать в настройках компьютера правильные значения |
На первой причине остановимся подробнее. Чтобы проверить состояние ЦС, откройте папку криптопровайдера, выберите раздел «Сертификаты» → «Личное». Если цепочка нарушена, во вкладке «Общее» будет сообщение о том, что СКПЭП не удалось проверить на надежность.
Устранение сбоя следует начинать с верхнего звена (КС). Файл предоставляется клиенту в удостоверяющем центре вместе с остальными средствами: ключи, СКПЭП, промежуточный сертификат и физический носитель. Кроме того, его можно скачать бесплатно на сайте Казначейства (КС для всех одинаковый). Как загрузить КС:
- Открыть документ от Минкомсвязи на компьютере.
- В разделе «Общее» выбрать команду установки.
- Установить галочку напротив пункта «Поместить в хранилище».
- Из списка выбрать папку «Доверенные корневые центры».
- Нажать «Далее» — появится уведомление об успешном импорте.
По завершении процедуры рекомендуется перезагрузить ПК. Если сбой не устранен, переходим к промежуточному компоненту. При утере ПС его можно загрузить с официального сайта УЦ. Процесс установки такой же, как и для КС, но в качестве хранилища должно быть указано «Промежуточные центры».
После перезагрузки ПК снова зайдите в папку «Личное» и откройте СКПЭП. Если во вкладке «Путь сертификации» будет статус «Сертификат действителен» — ошибка устранена.
Электронная подпись описи содержания пакета недействительна
Одной КЭП можно сразу заверить несколько файлов. В одном письме адресат может отправлять комплект документации и отдельно к нему опись, где перечислены все файлы. Перечень документов тоже нужно визировать ЭП.
Если при попытке заверить ведомость пользователь увидит сообщение о недействительности сертификата, значит подписать основной комплект тоже не удастся. Эта ошибка распространяется на все типы файлов, а не на какой-то конкретный документ.
Причина сбоя — нарушение доверенной цепочки, о которой было сказано ранее. В первую очередь следует проверить наличие и корректность КС и ПС. Если они установлены, удалите эти файлы и загрузите снова.
Проблемы с браузером
Для заверки электронных файлов в интернете разработчик СКЗИ рекомендует использовать встроенный веб-обозреватель MIE. Но даже с ним бывают сбои. Если это произошло, зайдите в браузер под ролью администратора:
- Кликните по значку браузера на рабочем столе.
- В контекстном меню выберите соответствующую роль.
Чтобы всякий раз не предпринимать лишние действия, в настройках можно задать автоматический доступ под нужными правами. Неактуальную версию браузера необходимо обновить до последнего релиза. Также следует отключить антивирусные программы, так как многие из них блокируют работу СКЗИ, воспринимая как вредоносное ПО.
Не работает служба инициализации
Если работа сервиса инициализации Crypto Pro приостановлена, СКПЭП тоже не будет работать. Запустите командную строку клавишами Win+R:
- Введите команду services.msc.
- В разделе «Службы» выберите «Службу инициализации» и проверьте в свойствах ее активность.
Если сервис отключен, запустите его и нажмите ОК. После перезапуска ПК электронная подпись должна снова работать корректно.
Сертификаты не отвечают критериям КриптоПро
Ошибка всплывает при попытке авторизоваться в информационной госсистеме (например, «Электронный Бюджет» и др.). Пользователь видит сообщение следующего содержания:
Первый способ устранения сбоя — «снести» СКЗИ и поставить заново, как описано выше. Если это вариант не сработал, значит проблема кроется в неправильном формировании ЦС. Рассмотрим на примере. Отправитель зашел в СКПЭП и в подразделе «Общее» увидел статус «Недостаточно информации для проверки этого сертификата». В первую очередь рекомендуется проверить наличие корневого сертификата в цепочке и при его отсутствии выполнить установку (алгоритм описан ранее). Если этот метод не помог, на форуме разработчика приводится еще один способ: от имени администратора вызвать «Пуск» → «Выполнить» → «regedit». Далее необходимо удалить ветки:
Не все бывают в наличии, поэтому удаляйте те, что есть. Процедура не вредит системе и сохраненным файлам, но помогает не в каждом случае (обычно ошибку удается устранить при установке корневого сертификата).
«1С-ЭДО» не видит КриптоПро CSP
«1С-ЭДО» — программа для обмена электронными документами, интегрированная в учетную базу «1С». Сервис позволяет удаленно взаимодействовать с контрагентами и отправлять отчетность в надзорные органы (ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и др.). Чтобы документы приобрели юридическую силу, их необходимо заверить квалифицированной ЭП. Если сервис «1С-ЭДО» «не видит» ключ в КриптоПро CSP, рекомендованы следующие действия:
- проверить, установлена ли на компьютере актуальная версия криптопровайдера;
- при наличии СКЗИ уточнить, соответствует ли оно той программе, которая была указана в настройках обмена с «1С».
Как проверить настройки криптопровайдера:
- Запустить сервис «1С-ЭДО».
- Перейти в раздел «Отчеты» → «Регламентированные отчеты».
- Нажать кнопку «Настройки».
- В подразделе «Документооборот с контролирующими органами» нажать кнопку «Здесь».
Если в поле «Криптопровайдер» указана не та программа, которая установлена на ПК (например, VipNet), поменяйте ее в настройках и сохраните клавишей ОК. Для правильной работы сервиса ЭДО рекомендуется использовать на одном АРМ только один из сертифицированных провайдеров.
Оформим электронную подпись для вашего бизнеса. Установим и настроим в день подачи заявки!
Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.
Александр Киреев
Эксперт отдела автоматизации и развития бизнеса Online-kassa.ru. Бизнес-тренер и аналитик, отвечает за работу с ключевыми клиентами.
Оцените, насколько полезна была информация в статье?
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах
кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования.
Посмотреть весь каталог
Область применения электронной подписи (ЭП или ЭЦП) довольно широка. Например, многие специальные сервисы требуют верификации пользователя с её помощью — личный кабинет налоговой, Госуслуги, онлайн-сервисы для управления средствами в банке, электронные площадки и другие. Поэтому любые технические неполадки, возникающие при использовании ЭЦП, могут вызвать различные серьёзные проблемы: от упущенной выгоды до материальных убытков. Самая частая ошибка, когда системе не удаётся проверить подпись сертификата.
ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись».
Какие бывают ошибки
Проблемы при использовании ЭП, с которыми пользователи встречаются чаще всего, можно условно разделить на различные группы:
- Не удаётся проверить подпись сертификата. Ошибка появляется, когда сертификат был изменён после выдачи, СКЗИ работает неверно или цепочку доверия или списки отозванных сертификатов не удалось проверить.
- Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра — проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов не удалось.
- Проблемы с подписанием документа. Возникают при попытке подписать документ.
- Сложность с авторизацией на торговых площадках.
Рассмотрим неполадки подробнее и разберёмся, как их решать.
Компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов
Причина, по которой компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов может быть и в ошибке «Не удаётся проверить подпись сертификата», и в ошибке «Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра». Бывает, что сертификат в хранилище Windows «бьётся» где-то по пути его передачи, то есть его хэш сумма меняется и СКЗИ не может проверить его подпись. Также ошибка появляется в случаях, когда нужный корневой сертификат установлен в хранилище, но цепочка доверия ошибочно строится через другой сертификат. Выглядит так, что цепочка доверия правильно построена, но ошибка подписи сертификата. Кажется, что сертификат повреждён, но на самом деле это из-за неправильной цепочки доверия. Проверяется сравнением идентификаторов ключей всех сертификатов цепочки. Такая же ситуация будет, если правильного промежуточного сертификата нет в хранилище, но есть другой промежуточный сертификат того же УЦ, и через него ошибочно строится цепочка.
Также ошибка «Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра» возникает, если на компьютере не установлены корневые сертификаты Удостоверяющего Центра (УЦ), в котором была получена ЭП. Необходимо установить либо обновить корневой сертификат. Установка корневых сертификатов удостоверяющего центра подробно описана в нашей инструкции.
Сертификат не найден
Иногда при попытке подписать электронный документ с помощью ЭП пользователь может столкнуться с ошибкой «Не удалось найти ни одного сертификата, пригодного для создания подписи».
У подобных ошибок могут быть следующие причины:
- На ПК не установлено ни одного личного сертификата ЭП. Для применения ЭП необходимы и личные сертификаты. Об их установке мы писали в другой статье.
- Установленные на компьютере необходимые сертификаты невалидны. Сертификаты отозваны или просрочены. Уточните статус сертификата в УЦ. Ошибка с текстом «Ваш сертификат ключа подписи включён в список отозванных» возникает, если у сертификата закончился срок действия или на ПК нужно обновить список сертификатов. В последней ситуации следует вручную загрузить список отозванных сертификатов.
- Не проходит авторизация на портале электронной торговой площадки (ЭТП) при использовании сертификата. В хранилище Windows не установлен сертификат, зарегистрированный на площадке. Для использования сертификата на электронных торговых площадках его регистрируют за участником. При последующей работе на ЭТП можно заходить только с ним. С другим сертификатом, даже на того же пользователя, зайти на ЭТП не получится.
Для установки списка отозванных сертификатов:
- Откройте личный сертификат пользователя в окне «Свойства браузера». Чтобы открыть его, наберите «Свойства браузера» в поисковой строке меню «Пуск». Перейдите во вкладку «Содержание» и нажмите кнопку «Сертификаты».
- Во вкладке «Личные» найти в списке свой сертификат и открыть. После этого перейти на вкладку «Состав», которая находится в самом сертификате.
- Во вкладке «Состав» выберите из списка пункт «Точки распространения списков отзыва».
- В блоке «Точки распределения списка отзыва (CRL)» скопируйте ссылку на загрузку файла со списком отзыва.
- Скачайте по указанной ссылке файл. Нажмите по нему правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню «Установить список отзыва (CRL)».
- Следуйте указаниям «Мастера импорта сертификатов».
То же самое необходимо сделать с промежуточным сертификатом цепочки доверия.
Не виден сертификат на носителе
Как правило, причина такой проблемы — сбой в работе программных компонентов. Для её решения необходимо перезагрузить компьютер. Однако иногда этого бывает недостаточно, поэтому требуется переустановка драйверов или обращение в службу техподдержки.
К наиболее распространённым причинам такой проблемы относятся следующие случаи:
- Драйвер носителя не установлен или установлен некорректно. Для решения проблемы необходимо извлечь носитель электронной подписи из ПК и скачать последнюю версию драйвера носителя с официальных ресурсов. Если переустановка драйвера не помогла, подключите носитель к другому ПК, чтобы убедиться в исправности токена. Если токен определится другой системой, попробуйте удалить на неисправном компьютере драйвер носителя и установить его заново.
- Долгое опознание носителя. Для решения проблемы необходимо дождаться завершения процесса или обновить версию операционной системы.
- Некорректная работа USB-порта. Подключите токен к другому USB-порту, чтобы убедиться, что проблема не в носителе ЭП. Если токен появился в системе, значит, проблема не в носителе и следует перезагрузить компьютер. Если это не поможет, следует обратиться в службу технической поддержки.
- Неисправность носителя. Если при подключении токена к другому компьютеру или USB-порту система не определяет его, значит, проблема в самом носителе. Устранение неисправности возможно в данном случае лишь одним путём — нужно обратиться в сервисный центр для выпуска нового носителя.
- Вставлен носитель, не поддерживаемый криптопровайдером, установленным в операционной системе.
ЭЦП не подписывается на документе
Причин у подобной проблемы множество. Каждый случай требует отдельной проверки. Среди самых распространённых можно выделить следующие неполадки:
- Закрытый ключ на используемом контейнере не соответствует открытому ключу. Возможно, был выбран не тот контейнер, поэтому следует проверить все закрытые контейнеры на компьютере. Если необходимый контейнер по тем или иным причинам отсутствует, владельцу придётся обращаться в удостоверяющий центр для создания новых ключей ЭП и сертификата.
- Ошибка «Сертификат недействителен» (certificate is not valid). Следует повторно установить сертификат ЭП и все сертификаты цепочки доверия по инструкциям УЦ в зависимости от используемого криптопровайдера — КриптоПро CSP, ViPNet CSP или другого.
- Сертификат ЭП определяется как непроверенный. В этом случае необходимо переустановить корневой сертификат удостоверяющего центра.
- Истёк срок действия лицензии криптопровайдера. Для решения этой проблемы нужен новый лицензионный ключ к программе-криптопровайдеру. Для его получения необходимо обращаться в представительства УЦ или к ответственным сотрудникам своей организации.
- Подключён носитель с другим сертификатом. Убедитесь, что подключён правильный токен. Проверьте также, не подключены ли носители других сертификатов. Отключите другие носители в случае их обнаружения.
В момент подписания электронных документов или формирования запроса в различных сервисах может возникнуть ошибка «Невозможно создание объекта сервером программирования объектов».
В этой ситуации помогает установка и регистрация библиотеки Capicom:
- Скачайте файл архива.
- Распакуйте и переместите файлы capicom.dll и capicom.inf в каталог syswow64, находящийся в корневой папке ОС.
- Откройте командную строку от имени администратора — для этого в меню «Пуск» наберите «Командная строка», нажмите по найденному приложению правой кнопкой мыши и выберите «Запуск от имени администратора».
- Введите «c:\windows\syswow64\regsvr32.exe capicom.dll» (без кавычек) и нажмите ENTER. Должно появиться уведомление о том, что команда выполнена успешно.
Выбранная подпись не авторизована
Подобная ошибка возникает при попытке авторизации в личном кабинете на электронных торговых площадках. Например, при входе на площадку ZakazRF отображается сообщение «Выбранная ЭЦП не авторизована». Это грозит тем, что пользователь не сможет пройти регистрацию, следовательно — упустит возможность заключить выгодную сделку.
Эта ошибка возникает из-за того, что пользователь не зарегистрирован на площадке, либо не зарегистрирован новый сертификат ключа ЭП. Решением проблемы будет регистрация нового сертификата.
Процесс запроса на авторизацию ЭП на разных торговых площадках может отличаться: часто нужно отправлять запрос оператору системы на авторизацию, иногда рабочее место настраивается автоматически.
Если ошибка сохраняется, возможно, следует отключить защитное ПО или добавить сайт электронной площадки в исключения.
Часто задаваемые вопросы
Почему компьютер не видит ЭЦП?
Причина кроется в несовместимости программного обеспечения и физического носителя ЭЦП. Необходимо проверить версию операционной системы и переустановить её до нужной версии. Если токен повреждён, возможно, понадобится обратиться в удостоверяющий центр для перевыпуска электронной подписи.
О том, что делать, если компьютер не видит ЭЦП, и о способах проверки настроек, мы подробно писали в нашей статье.
Порядок устранения неполадок зависит от:
- операционной системы — Windows или macOS;
- криптопровайдера — КриптоПро CSP или ViPNet CSP;
- актуальности версий программ и ПО в целом.
Также необходимо учитывать изменения в законодательстве, связанные с ЭЦП. Например, квалифицированные сертификаты подписи работников организаций не будут действительны с 1 сентября 2024 года при условии, если они выпущены до 1 сентября 2023 года. Если контрагенту отправлен документ, подписанный такой подписью, то при получении появится ошибка о том, что ЭЦП не прошла проверку. В этом случае подписанный файл не будет иметь юридической силы
Почему не получилось проверить ЭЦП?
Речь о ЭП, которые передаются без участия оператора электронного документооборота. Например, документ об устройстве на работу подписан физлицом и отправлен в отдел кадров по электронной почте. У получателя при проверке появляется ошибка, что системе не удалось проверить электронную подпись. Значит, отправитель изменил данные в документе после подписания или его сертификат недействителен, или отозван.
Почему КриптоПро не отображает ЭЦП?
Если КриптоПро CSP не отображает ключи ЭЦП, следует проверить настройки браузера. Также исправляет ошибку добавление плагина для работы с ЭП в веб-обозреватель и загрузка недостающих сертификатов электронной подписи.
Подробнее ознакомиться, как устранить данную неисправность, можно в нашей статье.
Где на компьютере искать сертификаты ЭЦП?
Сертификат ЭЦП позволяет проверить подлинность подписи, содержит в себе срок её действия и информацию о владельце. Он автоматически загружается в папку с системными файлами. В операционной системе Windows от 7 версии и выше ЭЦП хранится по адресу:
C:UsersПОЛЬЗОВАТЕЛЬAppDataRoamingMicrosoftSystemCertificates. Вместо ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ требуется указать наименование используемого компьютера.
Что такое сертификат ЭЦП и зачем он нужен, мы рассказали в нашей статье.
В чем отличие подписи для ИП от других
Обычные физические лица и сотрудники предприятий могут получить ЭЦП в любом аккредитованном удостоверяющем центре.
Если сотрудник предприятия использует подпись для служебных целей, то чтобы представлять интересы своего работодателя, ему нужна доверенность.
Индивидуальный предприниматель, как и руководители юрлиц, должен получать ЭЦП в налоговой службе или у ее доверенных лиц.
Причем сама подпись выдается бесплатно, но нужно купить токен, на который ЭЦП будет записана.
Сертификат, который получит предприниматель, уже будет содержать сведения об основном регистрационном номере ИП (ОГРНИП). Никаких доверенностей при использовании ЭЦП предпринимателю не потребуется.
Может ли ИП получить подпись как физлицо использовать ее для бизнеса?
Личная подпись не подходит для бизнеса, так как не все системы с ней работают. Например, подписью физического лица не получится заверить отчетность за сотрудников.
При этом предприниматель вправе получить две разные подписи: одну – как ИП для бизнеса, а другую – как обычное физическое лицо для личных нужд.
Задайте вопросы экспертам «Клерка» на конференции!
Первая «Клерк.Конференция» пройдет 12 сентября в Краснодаре в отеле Marriott. Если не можете присутствовать лично — присоединяйтесь онлайн.
Приглашаем всех, кто хочет обсудить бухгалтерские темы в кругу коллег, и получить ответы на вопросы по темам ЕНС, ФСБУ и налоговых проверок 2023-2024 от спикеров лично или в прямом эфире.
До 31 августа акционные цены на билеты: 4990 руб. очное участие и всего 1990 руб онлайн! Торопитесь, места офлайн ограничены!
Купить билет
Для чего нужна электронная подпись ИП
Основное назначение – это подписание заявления на зачет фиксированных взносов, чтобы уменьшить налог на УСН и патенте.
Но помимо этого, наличие ЭЦП значительно расширяет возможности предпринимателя, а также позволяет:
-
удаленно предоставлять отчетность в ФНС, Социальный фонд и другие структуры;
-
работать с различными площадками и сервисами. Это могут быть как классические Госуслуги, так и Росреестр;
-
свободно работать с ЕГАИС;
-
вести электронный документооборот не только с сотрудниками, но и партнерами.
Что касается прямой обязанности в получении ЭЦП, законодательством это не установлено. Работать можно и без электронной подписи.
Только в данном случае придется сдавать отчеты «по старинке» на бумажном носителе с классической рукописной подписью. А взаимодействие с партнерами придется совершать также лично, без электронных сервисов. Все зависит от личных предпочтений и удобств.
Важно! Подпись не обязательна, только вот реализовывать алкогольную продукцию, участвовать в торгах и государственных закупках без нее не получится.
Хотите быть в курсе всех изменений законодательства, вести бизнес, не опасаясь санкций ФНС и других проверяющих? Оформите подписку на Клерк.Премиум. Получайте ответы экспертов на любые вопросы, участвуйте в вебинарах, проходите онлайн-курсы. Поддержка для бухгалтера и предпринимателя на любой системе налогообложения.
Какая ЭЦП нужна ИП
Индивидуальным предпринимателям нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Ее наличие позволит справиться с рядом задач, включая возможность ведения документооборота, участие в закупках и т.д.
Квалифицированная подпись – это информация о владельце, «упакованная» в электронный формат.
Подписание документа с ее использованием является подтверждением достоверности представленной информации, а также действия, совершенного конкретным лицом.
Проще говоря, это рукописная подпись, только в электронном формате. Документы, подписанные КЭП, имеют юридическую силу.
Как получить электронную подпись для ИП в 2023 году
Получение электронной подписи осуществляется по установленному алгоритму:
-
Покупка токена (это одно из обязательных условий).
-
Выбор места, где будет оформляться подпись.
-
Сбор установленного пакета документов.
-
Получение подписи в ФНС или у ее доверенного лица.
-
Установка программного обеспечения.
Электронная подпись записывается на физический носитель – токен, который обязан отвечать ряду установленных требований:
-
Иметь сертификат от ФСТЭК или ФСБ.
Сертификат вам должен выдать продавец токена. Этот документ обязательно нужно будет приложить к пакету документации для получения электронной подписи.
-
Соответствовать формату USB Type-А.
Например, этим требования соответствуют: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.
Вышеперечисленные требования обязательны. В остальном ИП волен решать, какой токен он выберет.
Производители могут снабжать устройства дополнительными функциями, повышенной защитой корпуса и т. д. Такой носитель будет стоить дороже.
Если у вас уже есть рабочий носитель, подходящий по требованиям, можно использовать его. Покупать новый не обязательно.
Личные консультации для предпринимателей. Оперативно ответим на любое количество вопросов про налоги, проверки, работников, отчетность.
Подпишитесь на Клерк.Премиум и получите подарок!
Где получить электронную подпись для ИП
Электронную подпись для ИП можно получить в налоговой службе или у ее доверенных лиц (ДЛ) – удостоверяющих центров, которым ФНС доверила функцию выдачи ЭЦП от ее имени.
Получение ЭЦП в ФНС
Подать заявление на получение подписи можно двумя способами: удаленно (онлайн) или при личном обращении.
Отправить заявление онлайн можно через личный кабинет на портале налоговой службы. Для этого, нужно создать заявку через личный кабинет на сайте ФНС.
Достаточно выбрать нужное заявление, все данные в него будут подставлены автоматически из вашей учетной записи. Далее нужно отправить заявление в ФНС.
Затем придется посетить ФНС, так как удаленно в первый раз получить подпись невозможно – нужно пройти процедуру идентификации личности. То есть инспектор должен убедиться, что подпись получает именно тот человек, который указан в заявлении и предъявленных документах.
Подать заявление лично можно через региональные подразделения ФНС. В таком случае лучше записаться на прием заранее, чтобы не терять время в очереди.
Обратите внимание: ЭЦП выдает далеко не каждое отделение ФНС. Поэтому важно проверить на сайте налоговой информацию, какие отделения в вашем городе (районе и т. д.) оказывают эту услугу.
Получение ЭЦП у ДЛ
У доверенных лиц большая сеть по стране. И часто обращение к ним может быть удобнее.
Например, если вы являетесь клиентом банка, который в свою очередь выступает доверенным лицом ФНС, и офис банка находится рядом с вашим домом.
Но учтите, что порядок получения электронной подписи у ДЛ может быть другим. Причем разные ДЛ могут устанавливать разные требования.
Поэтому перед тем, как обращаться к доверенному лицу, стоит изучить условия получения ЭЦП, которые им установлены.
Обычно всю необходимую информацию можно найти на сайте ДЛ или оставить там заявку и заказать звонок специалиста.
Какие документы нужны для получения электронной подписи
Для того чтобы получить квалифицированную подпись, ИП потребуется:
-
Документ, удостоверяющий личность (паспорт).
-
СНИЛС.
-
ИНН.
-
Заявление.
Не забудьте взять с собой токен для записи ЭЦП и сертификат к нему.
Как происходит получение ЭЦП для ИП
Процедура получения выглядит следующим образом:
-
Проверка документов.
-
Идентификация личности.
-
Запись ЭЦП на токен.
Важные моменты:
-
Подпись предоставляется сразу в день обращения (ждать ее изготовления не нужно).
-
Подпись выдается бесплатно (но токен для записи ЭЦП нужно купить).
-
Подпись имеет установленный срок действия, который составляет 15 месяцев.
-
Ключ подписи нельзя скопировать и перенести с токена на компьютер.
-
Получить ЭЦП для ИП по доверенности невозможно.
Установка программного обеспечения
Для того, чтобы начать работать с подписью, недостаточно ее просто получить.
Важно установить и настроить специальное программное обеспечение. Сделать это нужно на компьютере, где подпись и будет использоваться.
Внимание! Для каждого компьютера требуется настройка программного обеспечения. Сделать это можно самостоятельно, или же воспользоваться услугами специалиста. В последнем случае это отразиться на общей стоимости.
Для работы с электронной подписью, на компьютер или ноутбук необходимо установить:
-
Основное ПО, это может быть «КриптоПро CSP».
КриптоПро CSP – это программа, которая необходима для безопасной работы с ЭЦП. Ее можно скачать с официального сайта производителя.
Первые 90 дней ее можно использовать бесплатно. Но по окончании этого периода придется купить лицензию.
-
Плагин, позволяющий свободно работать с подписью.
-
Расширения плагина для работы с использованием конкретного браузера.
-
Драйвер для токена.
-
Корневые сертификаты.
Мини-курсы для пользователей Клерк.Премиум. Самое актуальное и удобное обучение. Учитесь каждый день, тратя на это всего несколько минут, не отрываясь от чашки кофе.
Оформить подписку
Особенности получения ЭЦП в 2023 году
В заключении, стоит выделить основные особенности получения ЭЦП в 2023 году.
Все старые сертификаты, которые были получены до 2023 года должны были окончить свое действие. Но, согласно введенным изменениям, это произойдет не ранее 1 сентября 2023 года.
Пользоваться старой подписью можно еще полгода.
Оформление новой квалифицированной подписи осуществляется только в ФНС и у ее доверенных лиц.
Получить ЭЦП для ИП через доверителя – невозможно.
Если вы еще не получили ЭЦП – не стоит затягивать. 1 сентября 2023 года подписи, полученные по старым правилам, будут аннулированы, и с этого момента могут возникнуть проблемы с выполнением привычных действий.
Любые технические неполадки, возникающие при использовании ЭЦП, могут вызвать различные серьёзные: от упущенной выгоды до материальных убытков
Область применения электронной подписи (ЭП или ЭЦП) довольно широка. Например, многие специальные сервисы требуют верификации пользователя с её помощью: Госуслуги, онлайн-сервисы для управления средствами в банке, электронные площадки и другие. Поэтому любые технические неполадки, возникающие при использовании ЭЦП, могут вызвать различные серьёзные: от упущенной выгоды до материальных убытков.
Какие бывают ошибки
Проблемы при использовании ЭП, с которыми пользователи встречаются чаще всего, можно условно разделить на три группы:
- Проблемы с сертификатом. Они появляются, когда сертификат не выбран, не найден или не верен.
- Проблемы с подписанием документа. Ошибки возникают при попытке подписать документ.
- Проблема при авторизации на торговых площадках.
Рассмотрим неполадки подробнее и разберёмся, как их решать.
Сертификат не найден
Иногда при попытке подписать электронный документ с помощью ЭП пользователь может столкнуться с ошибкой «Не удалось найти ни одного сертификата, пригодного для создания подписи».
У подобных ошибок могут быть следующие причины:
- На компьютере не установлены корневые сертификаты Удостоверяющего Центра (УЦ), в котором была получена ЭП. Необходимо установить либо обновить корневой сертификат. Установка корневых сертификатов удостоверяющего центра подробно описана в нашей инструкции.
- На ПК не установлено ни одного личного сертификата ЭП. Для применения ЭП необходимы и личные сертификаты. Об их установке мы писали в другой статье.
- Установленные на компьютере необходимые сертификаты не валидны. Сертификаты отозваны или просрочены. Уточните статус сертификата в УЦ. Ошибка с текстом «Ваш сертификат ключа подписи включён в список отозванных» возникает, если у сертификата закончился срок действия или на ПК нужно обновить список сертификатов. В последней ситуации следует вручную загрузить перечень отозванных сертификатов.
Для установки списка отозванных сертификатов:
Не виден сертификат на носителе
Как правило, причина такой проблемы — сбой в работе программных компонентов. Для её решения достаточно перезагрузить компьютер. Однако иногда этого бывает недостаточно, поэтому требуется переустановка драйверов или обращение в службу техподдержки.
К наиболее распространённым причинам такой проблемы относятся следующие случаи:
- Драйвер носителя не установлен или установлен некорректно. Для решения проблемы необходимо извлечь носитель электронной подписи из ПК и скачать последнюю версию драйвера носителя с официальных ресурсов. Если переустановка драйвера не помогла, подключите носитель к другому ПК, чтобы убедиться в исправности токена. Если токен определится другой системой, попробуйте удалить на неисправном компьютере драйвер носителя и установить его заново.
- Долгое опознание носителя. Для решения проблемы необходимо дождаться завершения процесса или обновить версию операционной системы.
- Некорректная работа USB-порта. Подключите токен к другому USB-порту, чтобы убедиться, что проблема не в носителе ЭП. Если система определила токен, перезагрузите компьютер. Если это не поможет, следует обратиться службу технической поддержки.
- Неисправность носителя. Если при подключении токена к другому компьютеру или USB-порту система не определяет его, значит, проблема в самом носителе. Устранение неисправности возможно в данном случае лишь одним путём — нужно обратиться в сервисный центр для выпуска нового носителя.
ЭП не подписывает документ
Причин у подобной проблемы множество. Каждый случай требует отдельной проверки. Среди самых распространённых можно выделить следующие неполадки:
- Закрытый ключ на используемом контейнере не соответствует открытому ключу сертификата. Возможно, был выбран не тот контейнер, поэтому следует проверить все закрытые контейнеры на компьютере. Если необходимый контейнер по тем или иным причинам отсутствует, владельцу придётся обращаться в удостоверяющий центр для перевыпуска ЭП.
- Ошибка «Сертификат недействителен» (certificate is not valid). Следует повторно установить сертификат ЭП по инструкциям УЦ в зависимости от используемого криптопровайдера — КриптоПро CSP, ViPNet CSP или другого.
- Сертификат ЭП определяется как непроверенный. В этом случае необходимо переустановить корневой сертификат удостоверяющего центра.
- Истёк срок действия криптопровайдера. Для решения этой проблемы необходим новый лицензионный ключ к программе-криптопровайдеру. Для его получения необходимо обращаться к специалистам УЦ или к ответственным сотрудникам своей организации.
- Подключён носитель с другим сертификатом. Убедитесь, что подключён правильный токен. Проверьте также, не подключены ли носители других сертификатов. Отключите другие носители в случае их обнаружения.
В момент подписания электронных документов или формирования запроса в различных может возникнуть ошибка «Невозможно создание объекта сервером программирования объектов».
В этой ситуации помогает установка и регистрация библиотеки Capicom:
- Скачайте файл архива.
- Распакуйте и переместите файлы capicom.dll и capicom.inf в каталог syswow64, находящийся в корневой папке ОС.
- Откройте командную строку от имени администратора — для этого в меню Пуск наберите «Командная строка», нажмите по найденному приложению правой кнопкой мыши и выберите Запуск от имени администратора.
- Введите «c:\windows\syswow64\regsvr32.exe capicom.dll» (без кавычек) и нажмите ENTER. Должно появиться уведомление о том, что команда выполнена успешно.
Выбранная подпись не авторизована
Подобная ошибка возникает при попытке авторизации в личном кабинете на электронных торговых площадках. Например, при входе на площадку ZakazRF отображается сообщение «Выбранная ЭЦП не авторизована».
Эта ошибка возникает из-за того, что пользователь не зарегистрирован на площадке, либо не зарегистрирован новый сертификат ключа ЭП. Решением проблемы будет регистрация нового сертификата.
Процесс запроса на авторизацию ЭП на разных торговых площадках может отличаться: часто нужно отправлять запрос оператору системы на авторизацию, иногда рабочее место настраивается автоматически. Если ошибка сохраняется, возможно, следует отключить защитное ПО или добавить сайт электронной площадки в исключения.
Часто задаваемые вопросы
Почему компьютер не видит ЭЦП?
Причина кроется в несовместимости программного обеспечения и физического носителя ЭЦП. Необходимо проверить версию операционной системы и переустановить её до нужной версии. Если токен повреждён, возможно, понадобится обратиться в удостоверяющий центр для перевыпуска электронной подписи.
О том, что делать, если компьютер не видит ЭЦП и о способах проверки настроек, мы подробно писали в нашей статье.
Почему КриптоПро не отображает ЭЦП?
Если КриптоПро не отображает ЭЦП, следует проверить настройки браузера. Также исправляет ошибку добавление программы в веб-обозреватель и загрузка недостающих сертификатов электронной подписи.
Подробнее ознакомиться, как устранить данную неисправность можно в нашей статье.
Где на компьютере искать сертификаты ЭЦП?
Сертификат ЭЦП позволяет проверить подлинность подписи, содержит в себе срок её действия и информацию о владельце. Он автоматически загружается в папку с системными файлами. В операционной системе Windows от 7 версии и выше ЭЦП хранится по адресу:
C:UsersПОЛЬЗОВАТЕЛЬAppDataRoamingMicrosoftSystemCertificates. Вместо ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ требуется указать наименование используемого компьютера.
Что такое сертификат ЭЦП и зачем он нужен мы рассказали в нашей статье.