Ошибка гитлера дюнкерк

Историк Холланд: решение Гитлера об остановке наступления близ Дюнкерка стало роковым

Решение об остановке наступления немецкой армии близ французского города Дюнкерк в начале Второй мировой войны стало роковой ошибкой фюрера Третьего рейха Адольфа Гитлера. Об этом рассказал историк Джеймс Холланд в документальном фильме «48 часов до победы» (48 Hours To Victory), его слова приводит Daily Express.

По словам специалиста, силы вермахта в мае 1940 года могли окружить союзные войска во Франции, фактически положив конец войне. Однако 24 мая Гитлер отдал командирам своих танковых дивизий, которые продвигались к Дюнкерку, приказ остановить наступление. Холланд назвал такой шаг фюрера «абсолютно катастрофической и потенциально фатальной ошибкой», которая, вероятно, стоила ему победы во Второй мировой.

Как отметил историк, многие из находившихся на передовой немецких командиров критически отнеслись к приказу фюрера, однако были вынуждены подчиниться. Позднее командование германской армии осознало свою ошибку, и к вечеру 26 мая того же года Гитлер отменил свое постановление. Однако ситуация к тому времени успела радикально измениться: за несколько дней полученной передышки союзные войска успели подготовиться к эвакуации, в ходе которой в дальнейшем смогли вывезти из региона свыше 338 тысяч человек.

В начале декабря в Испании выставили на аукцион телеграмму, которую лидер нацистской Германии Адольф Гитлер написал испанскому военачальнику, командиру «Голубой дивизии», воевавшей против СССР на советско-германском фронте, генералу Муньосу Грандесу. По мнению исследователей, в данном послании от 2 января 1942 года фюрер в первый раз выразил сомнение в возможности победы над Советским Союзом.

«Стоп-приказ» Гитлера. Почему немецкие танки не раздавили британскую армию

Бронетанковая и автомобильная техника британских экспедиционных сил в Европе, брошенная у Дюнкерка

Блицкриг на Западе. После прорыва немецких дивизий к морю около миллиона французских, английских и бельгийских солдат были отрезаны от основных сил. Немецкие танки продвигались вдоль побережья практически без сопротивления и занимали французские порты. Гудериан мог занять Дюнкерк практически без боя, что вело к полному уничтожению и пленению всей вражеской группировки. Однако тут поступил приказ Гитлера остановить наступление. «Стоп-приказ» Гитлера стал одной из загадок истории.

Катастрофа союзных армий

14 мая 1940 года капитулировала Голландия. 17 мая гитлеровцы захватили бельгийскую столицу Брюссель. Немецкая группа армий «А» под командованием Рундштедта и группа армий «Б» под началом Лееба охватывающим движением окружили миллионную группировку англо-франко-бельгийских войск, прижав их к морю. В районах Седана и Динана немцы с ходу форсировали Маас. Когда в Лондоне узнали, что рубеж обороны на Маасе прорван и что у французского главнокомандующего Гамелена нет наготове стратегических резервов, чтобы закрыть брешь и с ходу начать контрнаступление, чтобы прорвать кольцо блокады, они были шокированы.

Танковые соединения 4-й немецкой армии, легко отражая плохо организованные контратаки французов, прорывались на Сен-Кантен. Ударная танковая группа Клейста, форсировав Арденны и Маас, быстро продвигалась через Северную Францию, уже 20 мая 1940 года вышла к Ла-Маншу в районе Абвиля. Англо-франко-бельгийская группировка была блокирована во Фландрии и прижата к побережью. Ещё имелись шансы для прорыва хотя бы части войск. Окруженная союзная группировка первоначально имела практически двойное превосходство над окружающими немецкими силами. Можно было сконцентрировать боеспособные части и нанести удар на юго-запад, вывести из окружения часть группировки.

Однако британцы уже думали об эвакуации и не желали рисковать. А французы были ошеломлены и растерялись. Французский главнокомандующий Гамелен отдал приказ о прорыве. Но в это время французское правительство озаботилось, как бы затушевать катастрофу, найти крайнего. В самый напряженный момент Гамелена сняли, поставили Вейгана. Новый главнокомандующий французской армией генерал Вейган ничего не мог поделать. Более того, сначала он отменил приказ Гамелена об организации контрударов для спасения блокированной группировки. Затем, разобравшись, он повторил этот приказ. Но время было уже потеряно. Положение союзных войск быстро стало катастрофическим. Управление войсками было нарушено, связь прервана. Одни дивизии ещё пытались контратаковать, разрозненно и безуспешно, без должного напора, другие только оборонялись, третьи бежали к портам. Войска быстро превращались в толпу беженцев. Немецкая авиация бомбила и расстреливала противника. Союзная авиация почти бездействовала. Огромные толпы беженцев ухудшали ситуацию, забили дороги. Среди них было много солдат, бросивших оружие. Они принадлежали частям, которые были обращены в бегство во время немецкого прорыва.

Отрезанные во Фландрии и Северной Франции союзные войска располагались в треугольнике Гравлин, Денен и Гент. С запада наступали армии Рундштедта, с востока – войска Лееба. В ночь на 23 мая главное командование сухопутных войск отдало приказ группам армий «А» и «Б» продолжать сжимать кольцо окружения вокруг противника. Войска 6-й армии должны были отбросить к побережью вражеские силы, расположенные в районе Лилля. Войска группы армий «А» должны были выйти на рубеж Бетюн — Сент-Омер — Кале и продвигаться далее на северо-восток. В результате уничтожение вражеской группировки планировалось осуществить совместными усилиями двух групп армий, наступающих с запада и востока.

Автомобильная техника британских экспедиционных сил в Европе, брошенная на дороге у Дюнкерка

Британские солдаты на пляже Дюнкерка во время немецкого авианалета

Капитулировавшие французские солдаты маршируют мимо немецкой роты почетного караула на Большой площади в Лилле. 31 мая 1940 г. французские и английские части, защищавшие Лилль, капитулировали. Командовавший остатками 1-й французской армии генерал Жан-Батист Молиние согласовал почетные условия капитуляции с командиром 27-го армейского корпуса вермахта генералом пехоты Альфредом Вегером и командиром 267-й пехотной дивизии генералом танковых войск Эрнстом Фесманом. Три роты французских солдат с оружием, но без боеприпасов, прошли маршем мимо немецкого командования и роты почетного караула и направились затем на пункт сбора военнопленных

«Стоп-приказ»

Несомненно, что союзникам грозила гибель либо капитуляция. В частности, 550-тысячная бельгийская армия, не имея надежды на эвакуацию, помощь союзников и возможности долго держать оборону на побережье, 28 мая капитулировала. В Лондоне это понимали и приказали своим экспедиционным корпусам под командованием генерала Горта немедленно эвакуироваться через пролив на Британские острова. Проблема была в том, что англичане не успевали эвакуировать свою армию, если бы немцы внезапно не остановились.

Немецкие подвижные соединения быстро продвигались, почти без боя занимая французские порты. 22 мая германские войска заняли Булонь, 23 мая вышли к Кале и на ближние подступы к Дюнкерку. Французские войска, объятые паникой и полностью деморализованные, складывали оружие. Англичане, фактически бросив на произвол судьбы бельгийцев, быстро отступали к Дюнкерку, единственному оставшемуся порту, откуда можно было эвакуироваться на родной остров. Британское командование мобилизовало практически все плавсредства и суда, включая частные, чтобы вывезти солдат. Но 19-й танковый корпус Гудериана вышел к Дюнкерку на два дня раньше, чем основные силы англичан. Немецкие бронемашины стояли практически перед беззащитным городом. И тут поступил приказ остановить наступление. «Мы лишились дара речи», — вспоминал немецкий генерал. Гудериан считал, что немецкие войска были в состоянии уничтожить противника.

Наибольшую угрозу для союзников представляли подвижные соединения 4-й армии, которые должны были наступать с запада. Но командующий группой армий «А» Рундштедт решил отложить до 25 мая наступление войск Клейста и Гота. Прибывший 24 мая в штаб Рундштедта Гитлер вместе с Йодлем согласились с мнением, что механизированные дивизии следует придержать на достигнутом рубеже, а вперёд должна идти пехота. Соответствующий приказ получила 4-я армия фон Клюге.

В результате немецкие танки были неожиданно остановлены 24 мая уже перед Дюнкерком. В 20 км от города, который немецкие танковые дивизии могли преодолеть одним рывком. Как отмечал У. Черчилль, британцы перехватили «незашифрованное немецкое сообщение о том, что наступление на линии Дюнкерк, Азбрук, Мервилль должно быть остановлено». Обороны у союзников здесь ещё не было. За два дня британцы смогли наладить оборону на этом направлении и организовать масштабную эвакуационную операцию.

Войска союзников ждут эвакуации на пляже в Дюнкерке

Войска союзников эвакуируются на корабли с пляжа в Дюнкерке

[Британские солдаты следуют на посадку на британский эсминец у побережья Дюнкерка

Причины «чуда в Дюнкерке»

Исследователи выделяют военные и политические причины «стоп-приказа» Гитлера. Фюрер и верховное командование ещё не могли полностью поверить в поражении Франции, в то, что французы уже легли и не встанут. Немцы считали, что их ещё ждут жестокие бои в центральной и Южной Франции. Гитлер и многие генералы из высшего командования помнили 1914 год, когда германские корпуса так же браво маршировали на Париж, но растянули коммуникации, выдохлись и не смогли победить в битве на Марне. Фюрер заявлял: «Второй Марны не допущу».

Сложившуюся ситуацию Гитлер и его генералы оценивали в целом верно. Противник должен был бросить в бой стратегические резервы, ударить с юга в основание танкового клина. Считалось, что французская армия сможет организовать сильные контрудары для деблокады дюнкеркской группировки. У Франции ещё были ресурсы и силы для серьёзного сопротивления. А на побережье отчаявшиеся союзники могли окопаться и принять последний бой, нанести немцам жестокие потери. Необходимо подтянуть пехоту и артиллерию, тылы. Логика подсказывала, что подвижные соединения необходимо сохранить для будущих боев. Нельзя подставлять танки на побережье под удары британской корабельной артиллерии и авиации. Было очевидно, что англичане бросят все силы, чтобы спасти свою единственную кадровую армию. Экспедиционная армия нужна была для обороны Британских островов.

Ожидались сильные контрудары противника. Казалось, что так и будет. 21 и 22 мая союзники контратаковали в районе Арраса. 23 мая союзники силами трех британских бригад и частью 3-й французской механизированной бригады снова атаковали правый фланг группы Клейста в районе Арраса. Немцы понесли большие потери в танках. Правда, поле боя оставалось за гитлеровцами, они быстро чинили и возвращали в строй поврежденные машины. Немцы решили, что нужно перегруппировать подвижные соединения для нового удара и сохранить для новых наступательных операций во Франции. Таким образом, Гитлер и германское высшее командование решило приберечь танки «для битвы за Францию». А её в итоге не было, французы, по сути, уже сдулись.

С другой стороны, глава люфтваффе Геринг пообещал фюреру, что его лётчики справятся и без танков. Нужно как следует разбомбить сравнительно небольшой Дюнкеркский плацдарм, битком набитый солдатами, беженцами и техникой, и противник выбросит белый флаг. Под этими надеждами были основания. Союзники были не только разгромлены, но и начали ссориться друг с другом. Британцы бросали фронт, французами и бельгийцами помыкали, старались поставить их оборонять вывоз англичан. Беженцев от судов отгоняли. Королю Бельгии Леопольду предложили бросить армию и бежать. В итоге бельгийцы решили, что всё кончено, и капитулировали.

Политическая причина также ясна. Гитлер хотел иметь предпосылки для заключения мира с Англией. Францию фюрер желал разгромить, отомстить за войну 1914–1918 гг. В Англии нацистская верхушка видела «братьев» по арийской нации и по духу. Именно Британия начала строить тот мировой порядок, о котором мечтали гитлеровцы. С разделением людей на «высшую расу и «низших», с геноцидом и террором «недочеловеков», любых сопротивляющихся, с концлагерями и т. д. Поэтому Гитлер видел в Англии не врага, а будущего партнера в новом мировом порядке. Поэтому фюрер дал британцам шанс на бегство из Франции, хоть в тяжелой обстановке и ценой серьёзных потерь. Чтобы затем договориться с британцами. Благо в Британии была сильная прогерманская партия.

Немецкие солдаты отдыхают на берегу у разбитого французского эсминца «Ле Адруа». 21 мая 1940 года корабль был атакован бомбардировщиком He-111 и в результате взрыва бомбы на дне (пробившей корпус), был вынужден выброситься на берег пляжа Мало-ле-Бэн у Дюнкерка

Брошенная союзниками автомобильная техника на пляже у Дюнкерка

Брошенные французские танки AMR-35 2-й механизированной дивизии в районе Дюнкерка

Операция «Динамо»

25 мая 1940 года немецкие 6-я и 18-я армии и два армейских корпуса 4-й армии развернули наступление с целью ликвидации вражеской группировки. Но наступление на союзную группировку с востока и юго-востока протекало очень медленно. Сил одной пехоты не хватало. Промедление было опасно. Противник мог прийти в себя и попытаться перехватить инициативу. 26 мая Гитлер, разобравшись в ситуации, отменил «стоп-приказ». Но одновременно подвижные соединения стали выводить из боя, они нацеливались на Париж. Ликвидация прижатых к морю союзников возлагалась на пехоту, артиллерию и авиацию.

Таким образом, запрет на использование бронетанковых соединений для разгрома дюнкеркской группировки просуществовал немногим более двух суток. Однако британцы успели этим воспользоваться и выскользнуть из капкана. Когда 27 мая немецкие танки возобновили наступление, то встретили сильное и хорошо организованное сопротивление. Французы держали оборону на западном фланге, британцы – на восточном. Пользуясь сильно пересечённой местностью, союзники подготовили более или менее прочные рубежи, насытили их артиллерией и упорно оборонялись, иногда контратаковали. Британская авиация активно прикрывали свои сухопутные войска и флот.

Пехотный танк «Матильда I» из состава 1-й танковой бригады прикрывает отступление английской пехоты к Дюнкерку. Конец мая 1940 года

Пленные английские солдаты на площади Дюнкерка

Британские солдаты, эвакуированные по морю из Дюнкерка


Британцы уже 20 мая начали собирать суда для эвакуации. Для Дюнкеркской операции мобилизовали все наличные суда военного и торгового флотов – около 700 британских и около 250 французских. Использовали сотни гражданских судов (рыболовные, пассажирские, прогулочные яхты, небольшие грузовые суда, паромы и пр.), в основном малых. Они принимали людей прямо с пляжей и перевозили солдат на более крупные корабли и суда либо везли прямо в Британию. Часть судовладельцев сами привели свои суда, у других их реквизировали. Кроме того, для эвакуации использовали имеющиеся голландские и бельгийские суда.

Ещё до официального начала Дюнкеркской операции британцы активно вывозили войска (тыловые, вспомогательные подразделения) и эвакуировали около 58 тыс. человек. 26 мая последовал официальный приказ об эвакуации экспедиционной армии. Эвакуация проходила рассредоточенно, под огнем артиллерии и ударами авиации. В порту грузились на крупные корабли и суда, на пляжах солдаты соорудили временные причалы из загнанных в воду автомобилей, к которым могли подойти небольшие суда. К некоторым судам можно было дойти либо доплыть на лодках, шлюпках, плотах или вплавь.

Немецкие ВВС активно бомбили плацдарм, но сорвать эвакуацию не смогли. Несколько дней была плохая погода, которая затрудняла действия авиации. С другой стороны, британцы сосредоточили свою авиацию для прикрытия эвакуации. У англичан аэродромы были вблизи, и их истребители постоянно висели над Дюнкерком, отгоняя противника.

Таким образом, гитлеровское командование совершило крупный просчёт, упустив возможность уничтожить союзную группировку в районе Дюнкерка с помощью подвижных соединений, когда враг не был готов к обороне и не укрепился. Ещё до начала операции «Динамо» эвакуировали около 58 тыс. человек. С 26 мая по 4 июня 1940 года в ходе Дюнкеркской операции на Британские острова было вывезено около 338 тыс. человек (включая около 280 тыс. британцев). Это позволило спасти кадровую английскую армию.

Потери союзников были тяжёлыми. Только в окруженном Лилле 31 мая капитулировало около 35 тыс. французов. Ещё около 40–50 тыс. французов попало в плен в районе Дюнкерка. В частности, около 15 тыс. французских солдат до последнего момента прикрывали эвакуацию. В ходе операции и транспортировки погибло или пропало без вести около 2 тыс. солдат и моряков. Союзники потеряли большие количество кораблей и судов — 224 британских и около 60 французских судов (в том числе 6 британских и 3 французских эсминцев). Часть кораблей и судов получили повреждения. Британцы потеряли свыше 100 самолетов, немцы – 140. Союзники потеряли практически всю военно-материальную часть: свыше 2,4 тыс. орудий, десятки тысяч единиц стрелкового вооружения, автотранспорта, сотни тысяч тонн боеприпасов, топлива, снаряжения и оборудования. Практически британская армия лишилась всего тяжелого вооружения и транспорта.

Немцы осматривают сбитый под Дюнкерком английский истребитель «Спитфайр» Mk.I. Самолет принадлежал 92-й эскадрилье Королевских ВВС. Самолет был сбит немецким истребителем 23 мая. Пилот «Спитфайра» Дж. Джиллис попал в плен

Немецкие солдаты осматривают британский истребитель «Спитфайр», сбитый и совершивший вынужденную посадку на пляж в районе Кале. Самолет под управлением командира 19-й эскадрильи Королевских ВВС Джеффри Стивенсона был сбит 26 мая 1940 года во время операции по прикрытию эвакуации англо-французских войск из Дюнкерка. Летчик был взят в плен

Английские и французские пленные в районе Сен-Валери-ан-Ко. Северная Франция

В мае 1940 года закончилась «Странная война», позволившая Германии быстро захватить Польшу, Данию, Норвегию и тщательно подготовить наступление на Францию. 10 мая немецкие войска прорвали легкие укрепления линии Мажино. Уже к середине месяца они вывели из войны Нидерланды. 20 мая танки вермахта отсекли четыре десятка дивизий противников в районе Кале, Дюнкерка и Ньюпорта.

Сотни тысяч французов, британцев и бельгийцев сгрудились в портах и на молах, ожидая спасения с моря. Они строили из автомобилей самодельные «пристани» и закапывались в песок пляжей под градом бомб люфтваффе. 24 мая произошло то, что сделало возможным «чудо у Дюнкерка»: Адольф Гитлер отдал приказ не пересекать канал реки Аа, занять позиции по периметру городов Ланс-Гравелин и не штурмовать города танками.

В результате «девяти дней чуда» британский флот смог эвакуировать 338 тысяч военнослужащих, хотя изначально рассчитывал забрать только 45 тысяч.

Приказ фюрера нарушил только командир дивизии СС «Адольф Гитлер» Йозеф Дитрих. Воспользовавшись лазейкой в приказе насчет свободы действий разведки, он форсировал канал и занял высоту Монваттан, где в руинах замка расположил корректировщиков огня.

Так называют успешную эвакуацию большинства британских и союзных войск из Дюнкерка

Система французских укреплений — легких и тяжелых — на границе с Германией протяженностью более 700 км

Начальный период Второй мировой, когда Франция и Великобритания объявили войну Германии, но боевых действий не вели

Хотя союзники потеряли все тяжелое вооружение (2600 орудий, 455 танков, 60 тысяч автомобилей), костяк сухопутных войск Британии был сохранен, и это во многом определило дальнейший ход войны. Историки до сих пор спорят о причинах «чуда у Дюнкерка».

Основная гипотеза — желание фюрера избежать смерти четверти миллиона британских подданных, чтобы иметь возможность заключить с Великобританией почетный мир.

Начальник оперативного отдела группы армий «А» генерал Гюнтер Блюментрит в своих воспоминаниях свидетельствует в пользу этой версии: «Гитлер был в хорошем расположении духа, шутил и предполагал, что война завершится спустя 6 недель. Он много размышлял о цивилизации, которую Британия подарила миру, и говорил, что мир должен быть заключен так, чтобы он совмещался с достоинством бриттов. При этом возвращение колоний Германии не критично — главное, чтобы Лондон смирился с положением дел в Европе».

Итальянский министр иностранных дел граф Галеаццо Чиано называл это «умным ходом политика, не желавшего лить воду на мельницу войны до победного завершения». Командир танковой группы Гейнц Гудериан и командующий группой армий «А» Герд фон Рундштедт в послевоенных мемуарах жестко критиковали остановку наступления на Дюнкерк.

Однако «милосердие» Гитлера могло иметь более прозаичные причины.

Истощение сил люфтваффе. 21 мая французские и британские танкисты отбрасывают 4-й корпус вермахта на несколько миль. Немцам удается купировать контратаку только при помощи пикирующих бомбардировщиков. Очевидно, что и продвижение их вперед было бы невозможным без плотной поддержки авиации. Но пилоты уже падают с ног.

Немецкая авиация беспрерывно обрабатывает плацдарм и порт Дюнкерка. Солдат вывозят около 700 судов: вплоть до яхт и водных такси. Из них удалось потопить почти треть, но это потребовало крайнего напряжения сил. Идут беспрерывные стычки в воздухе. До конца эвакуации Королевские воздушные силы сбили полторы сотни немецких самолетов. Оказать помощь своим танкам люфтваффе не может физически.

Высокие потери в технике. Командующий группой армий «А» Герд фон Рундштедт и сам не хотел привлекать бронетехнику для уличных боев против группировки в 300 тысяч бойцов. К тому времени в его танковых дивизиях потери машин по разным причинам, включая технические, достигали 25–35 %. Генерал приказал подтянуть тылы, и с 24 по 27 мая заняться ремонтом техники.

Страх «сюрприза». Не один только Гитлер опасался попасть в клещи при возможном ударе французов со стороны Парижа, совмещенном с контрнаступлением дюнкеркской группировки. О такой опасности предупреждал и начальник генштаба сухопутных войск Франц Гальдер.

Фактор флота. Королевские военно-морские силы Великобритании имели в Ла-Манше 39 эсминцев, 9 бронекатеров и крейсер ПВО «Калькутта». Один эсминец класса «Трайбл» — это восемь 120-мм орудий, каждое из которых могло запросто смешать с землей легкие танки вермахта. До конца эвакуации британский флот оказывал артподдержку французам, держащим периметр.

Дюнкеркскую операцию вместе с битвой за Атлантику, обороной Москвы и Сталинградом можно назвать среди ключевых моментов Второй мировой. Она сохранила Британии армию и подняла дух мирных жителей.

4 июня 1940 года премьер-министр Уинcтон Черчиль проинформировал депутатов парламента об итогах сражения и эвакуации. Свою знаменитую речь он завершил так: «Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся, и даже, если так случится, во что я ни на мгновение не верю, что этот Остров или большая его часть будет порабощена и будет умирать с голода, тогда наша Империя за морем, вооруженная и под охраной Британского Флота, будет продолжать сражение, до тех пор, пока, в благословенное Богом время, Новый Свет, со всей его силой и мощью, не отправится на спасение и освобождение Старого».

Далее читайте о лучших украинских бойцах Второй мировой.

Обложка: раненые британские солдаты эвакуируются из Дюнкерка, 31 мая 1940 года / War Office official photographer.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка вычисления mac на терминале
  • Ошибка голосового соединения discord
  • Ошибка гистологии опухоли форум
  • Ошибка выделения памяти атол 91
  • Ошибка голосового ввода