Ошибка гис тэк


Offline

Генрих Функ

 


#1
Оставлено
:

13 мая 2020 г. 14:50:44(UTC)

Генрих Функ

Статус: Новичок

Группы: Участники

Зарегистрирован: 13.05.2020(UTC)
Сообщений: 1
Афганистан
Откуда: Ульяновск

Добрый день!
Господа, возник вопрос при регистрации на сайте ГИС ТЭК. При подаче заявки требуют загрузить Сертификат ЭЦП в формате *.cer base64 (utf-8). Указал путь к имеющемуся файлу Crypto-Pro GOST R 34.10-2012 Cryptographic Service Provider. Когда попытался заявку отправить, появилось сообщение:
Плагин загружен.
Для корректной работы ЭП необходимо: •Установить и настроить «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in»
•Установить сертификат в локальное хранилище сертификатов пользователя
•Разрешить доступ в Интернет или установить для всей цепочки в пути сертификации актуальные списки отозванных сертификатов (CRL).
При этом в поле Доступные сертификаты было пусто.
К тому моменту КриптоПро ЭЦП Browser plug-in уже был установлен. На сайте КриптоПро попробовал провести проверку создания электронной подписи CAdES-BES. Там так же было указано. что плагин загружен, но, после выбора необходимого сертификата, в поле Информация о сертификате было указано: Ошибка при проверке цепочки сертификатов. Проблема никак не решается. подскажите, пожалуйста, есть ли выход из этой ситуации?


Вверх

WWW


Offline

nickm

 


#2
Оставлено
:

13 мая 2020 г. 15:16:00(UTC)

nickm

Статус: Активный участник

Группы: Участники

Зарегистрирован: 31.05.2016(UTC)
Сообщений: 1,311

Сказал(а) «Спасибо»: 361 раз
Поблагодарили: 202 раз в 189 постах

Интересное дело, а в какой операционной системе Вы работаете?

А если открыть и посмотреть свойства сертификата на вкладке «Путь сертификации» — там цепочка строится, «красные кресты» отсутствуют?

UPD: В лучшем случае промежуточные и корневые сертификаты следует запрашивать в УЦ поставщика сертификата, в противном — ручным поиском на портале.
А после уже инсталлировать в систему.

Отредактировано пользователем 13 мая 2020 г. 15:20:32(UTC)
 | Причина: Не указана


Вверх

Пользователи, просматривающие эту тему

Guest

Быстрый переход
 

Вы не можете создавать новые темы в этом форуме.

Вы не можете отвечать в этом форуме.

Вы не можете удалять Ваши сообщения в этом форуме.

Вы не можете редактировать Ваши сообщения в этом форуме.

Вы не можете создавать опросы в этом форуме.

Вы не можете голосовать в этом форуме.

  • #2

Добрый день! Как продлить сертификат в гис тэк ? Когда пытаюсь подписать заявку то получаю ошибку что текущий сертификат не привязан к пользователю.

Нужно заявку из личного кабинета отправлять на замену сертификата

1) Заходите в ЛК (под логином и паролем);
2) Выбираете раздел регистрация;
3) Открывается ваша старая заявка, по умолчанию уже статус будет «Изменение/Продление»
*Ничего НЕ МЕНЯТЬ и НЕ УДАЛЯТЬ!
4) В поле комментарий пишите: замена ЭП — Сохранить;
5) Прикладываете новую ЭП в формате .cer base64 — отправить.

Для экспорта сертификата в «Сертификат ЭЦП в формате *.cer base64 (utf-8)» необходимо открыть сертификат, выбрать вкладку «Состав» и нажать кнопку «Копировать в файл …» далее следовать рекомендациям мастера экспорта сертификатов Подписывать документы новым сертификатом можно будет только после исполнения заявки на изменение.
Вот инструкция

  • Инструкция по замене сертификата ЭЦП в личном кабинете пользователя ГИС ТЭК (3).zip

    73,7 КБ

    · Просмотры: 3

Последнее редактирование:


Offline

Генрих Функ

 


#1
Оставлено
:

13 мая 2020 г. 14:50:44(UTC)

Генрих Функ

Статус: Новичок

Группы: Участники

Зарегистрирован: 13.05.2020(UTC)
Сообщений: 1
Афганистан
Откуда: Ульяновск

Добрый день!
Господа, возник вопрос при регистрации на сайте ГИС ТЭК. При подаче заявки требуют загрузить Сертификат ЭЦП в формате *.cer base64 (utf-8). Указал путь к имеющемуся файлу Crypto-Pro GOST R 34.10-2012 Cryptographic Service Provider. Когда попытался заявку отправить, появилось сообщение:
Плагин загружен.
Для корректной работы ЭП необходимо: •Установить и настроить «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in»
•Установить сертификат в локальное хранилище сертификатов пользователя
•Разрешить доступ в Интернет или установить для всей цепочки в пути сертификации актуальные списки отозванных сертификатов (CRL).
При этом в поле Доступные сертификаты было пусто.
К тому моменту КриптоПро ЭЦП Browser plug-in уже был установлен. На сайте КриптоПро попробовал провести проверку создания электронной подписи CAdES-BES. Там так же было указано. что плагин загружен, но, после выбора необходимого сертификата, в поле Информация о сертификате было указано: Ошибка при проверке цепочки сертификатов. Проблема никак не решается. подскажите, пожалуйста, есть ли выход из этой ситуации?


Вверх

WWW


Offline

nickm

 


#2
Оставлено
:

13 мая 2020 г. 15:16:00(UTC)

nickm

Статус: Активный участник

Группы: Участники

Зарегистрирован: 31.05.2016(UTC)
Сообщений: 1,069

Сказал(а) «Спасибо»: 318 раз
Поблагодарили: 168 раз в 155 постах

Интересное дело, а в какой операционной системе Вы работаете?

А если открыть и посмотреть свойства сертификата на вкладке «Путь сертификации» — там цепочка строится, «красные кресты» отсутствуют?

UPD: В лучшем случае промежуточные и корневые сертификаты следует запрашивать в УЦ поставщика сертификата, в противном — ручным поиском на портале.
А после уже инсталлировать в систему.

Отредактировано пользователем 13 мая 2020 г. 15:20:32(UTC)
 | Причина: Не указана


Вверх
Пользователи, просматривающие эту тему

Guest

Быстрый переход
 

Вы не можете создавать новые темы в этом форуме.

Вы не можете отвечать в этом форуме.

Вы не можете удалять Ваши сообщения в этом форуме.

Вы не можете редактировать Ваши сообщения в этом форуме.

Вы не можете создавать опросы в этом форуме.

Вы не можете голосовать в этом форуме.

Ошибка при проверке цепочки сертификатов. Возможно на ваш компьютер не установлены сертификаты УЦ, выдавшего ваш сертификат




  • Опубликовано
    7 февраля 2022



  • Обновлено 12 сентября 2022




  • настройка, ошибка




  • Комментариев: 35

Немного теории о цепочке сертификатов

Чтобы сертификат пользователя имел юридическую значимость он удостоверяется сертификатом удостоверяющего центра, а тот в свою очередь заверяется сертификатом Минкомсвязи России, который является корневым сертификатом. Это называется цепочкой сертификатов.

Чтобы программы «понимали» что сертификату пользователя можно доверять необходимо чтобы корневой сертификат был установлен в хранилище «Доверенные корневые центры сертификации».

Если всё установлено правильно, то вкладка «Путь сертификации» сертификата пользователя выглядит так:

Ошибка проверки цепочки сертификатов

Если в цепочке не хватает корневых сертификатов для проверки доверия к пользовательскому сертификату, то тестовая страница выдаёт ошибку:

Ошибка при проверке цепочки сертификатов. Возможно на ваш компьютер не установлены сертификаты УЦ, выдавшего ваш сертификат

Решение проблемы проверки цепочки сертификатов

Самый простой способ решения проблемы — запустить установщик корневых сертификатов. Он установит сертификаты в соответствующие хранилища в автоматическом режиме.

Этот установщик подходит для всех аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ), так как содержит главный сертификат Минкомсвязи России, которым в свою очередь заверяются сертификаты АУЦ.

А опытные пользователи, которые хотят установить сертификаты вручную, смогут без труда найти инструкции по установке корневых сертификатов.

Ошибка при проверке цепочки сертификатов. Возможно на ваш компьютер не установлены сертификаты УЦ, выдавшего ваш сертификат обновлено: 12 сентября, 2022 автором: ЭЦП SHOP

Previous slide

Next slide

35 ответов

  1. Огромнейшее Вам спасибо ! Для таких слоупоков как я ваша помощь бесценна ))

    1. Спасибо. Погуглил и теперь знаю кто такие слоупоки 😁

  2. все заработало! а я замучилась с этой подписью,спасибо большое,добрый человек!

  3. Добрый день, есть такая утилита на astra linux x64?

    1. Добрый день!
      Нет, но корневые сертификаты основных УЦ включены в последние дистрибутивы КриптоПро CSP. Обновите КриптоПро из последней сборки, должно помочь. Либо установка сертификатов вручную.

      1. Благодарю за информацию. Но увы ЕГАИС Федеральное Агентство Лесного Хозяйства использует плагин, который не работает с КриптоПро CSP 5 версии, поэтому пришлось поставить 4 версию, а она без графического интерфейса, а вот далее уже как раз проблема с цепочками остаётся…

  4. господи иисусе спасибо добрый человек я думала никогда уже не решу этот вопрос 😢😢😢

  5. Огромная благодарность! Все заработало!

    1. Спасибо за благодарность! 🙂

  6. Сколько я всего перелопатил в инете, этож надо каждые 3 месяца придумывают новые сложности, долбаный честный знак.
    Спасибо вам огромное, помогли

    1. Корневые сертификаты периодически обновляются так же как и сертификаты пользователей.
      Поэтому желательно обновлять ПО после каждого получения сертификата

  7. Спасибо, помогло. Сначала думал, что вирус.

    1. Спасибо за отзыв )

  8. Спасибо, что окончили мои мучения!!!!! Помогло

    1. 😁 Пожалуйста

  9. Помогло, спасибо вам большое!

  10. Спасибо! Помог установщик сертификатов!

  11. Огромное спасибо! Без вас подпись из ФНС не работала

    1. Да, без корневых сертификатов вообще никакие не будут работать 🙂

  12. Большое спасибо, помогло установить

  13. Спасибо большое , установщик сертификатов помог

    1. Рады за Вас )

  14. Просто лучшие, программа помогла !!!!

    1. Спасибо )

  15. Спасибо. Помогли решить проблему

  16. Спасибо огромное. Проблема устранена при помощи установщика сертификатов УЦ

    1. Спасибо за отзыв 👍

  17. Спасибо большое, заработало.

  18. Спасибо, помогло быстро решить эту проблему

  19. Добрый день!
    Нету у меня ЦЗИ«КРИПТОБИТ»

    1. Что Вы имеете в виду?

    2. Я долго думал и понял! Вы про скриншот «Путь сертификации»!
      ООО ЦЗИ«КРИПТОБИТ» — это наша организация. На этом месте будет наименование вашей организации или ФИО физлица. А выше наименование вашего УЦ!
      Главное чтобы в состоянии сертификата было указано, что он действителен!

  20. Не помогло

    1. Значит нужно копать глубже!
      Обратитесь в техническую поддержку УЦ, выдавшего сертификат

    2. Дай Бог тебе здоровья,счастья и любви Добрый Человек,помог на все 100%СПАСИБО👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍

Добавить комментарий

Работая с криптографическими утилитами (КриптоПро и др.), применяющими инструменты криптозащиты и электронные подписи, пользователи нередко сталкиваются с проблемами создания реквизита электронного документа. Один из частых сбоев – ошибка с кодом 0x800b010a и описанием неисправности «Не удаётся проверить цепочку сертификатов». Возникает проблема при различных условиях, например, в процессе регистрации на сайте госзакупок или применении сгенерированной ЭЦП в подписании документов.

Исправление ошибки «Не удаётся проверить цепочку сертификатов»

Решение проблемы напрямую зависит от причины её возникновения, а потому рассмотрим способы устранения неприятности, эффективные в зависимости от провоцирующего фактора.

Причины конфликта сертификатов

Ошибка связана с некорректным использованием ключей цифровой подписи и сертификатами, поэтому может появляться независимо от веб-ресурса, с которым вы работаете. Столкнуться с уведомлением «Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра. (0x800b010a)» (текст может отличаться, но сути вопроса не меняет) можно по следующим причинам:

  • нет доступа к удостоверяющему центру (УЦ), откуда можно загрузить нужный сертификат;
  • необходимого сертификата нет в хранилище;
  • сертификат отсутствует или недействителен (истёк срок действия);
  • сбой в программе, вызванный неактуальностью компонентов и указывающий на необходимость обновления ПО;
  • нестабильное подключение.

Так, в тексте уведомления об ошибке сообщается причина проблемы – цепочку сертификатов не удаётся построить, поскольку один из них или несколько недоступны (отсутствуют, некорректно установлены или неактуальны).

Ошибка «Не удаётся проверить цепочку сертификатов»

ВНИМАНИЕ. Нормальная работа осуществляется при условии установленных корневого (головного), промежуточного и личного сертификатов. 

Исправление сбоя 0x800b010a

При возникновении данной проблемы электронная подпись станет недействительной, и подписать ею файл не получится. Сбой может произойти при различных условиях, от чего будет зависеть вариант решения.

Так как ошибка с кодом 0x800b010a и пояснением «Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра» или другим описанием, например, «Ошибка вычисления подписи», возникает из-за невозможности построения элементов, то основная задача заключается в проверке всех участвующих звеньев и восстановлении цепи. Рассмотрим подробнее, как исправить проблему разными способами, актуальными в том или ином случае.

Проверка сроков

В некоторых случаях проблема спровоцирована истёкшим сроком действия сертификатов. Если вы своевременно не обновили их и не запросили свежие ключи, то решение заключается в просмотре сведений и выборе актуального на текущий момент сертификата. Для этого выбираем из списка нужный и жмём кнопку «Просмотр». Необходимые сведения доступны на вкладке «Общие». При необходимости обновляем, а в случае отсутствия доверия устанавливаем в корректную директорию. Невозможность отслеживания пути до доверенного центра говорит о нарушении общей цепи, вероятно, не установлены промежуточные сертификаты.

Срок действия в КриптоПро

Проверка наличия основного ГУЦ

Если ошибка всё ещё беспокоит, переходим к следующему варианту устранения проблемы. Кроме проверки актуальности ключей, важно также убедиться в наличии основного ключа ПАК, являющегося первым и главным звеном в последовательной цепи сертификатов.

Выполняем пошагово такие манипуляции:

ВАЖНО. Устанавливая сертификат Головного удостоверяющего центра, следует загрузить его в папку «Доверенные корневые центры сертификации», личный располагаем в каталоге «Личные», а прочие – в «Промежуточные центры сертификации».

Проверка CryptoPro

Если внутренний сбой не был устранён, можно попытаться выполнить переустановку КриптоПРО путём полного удаления софта с компьютера и установки свежей версии:

При работе в тестовом режиме рекомендуем также проверить правильность указанного адреса службы штампов времени (TSP).

В решении проблем с функционированием программы КриптоПРО и прочих продуктов может также помочь поддержка на сайте cryptopro.ru/support.

Форум КриптоПро
 » 
Средства криптографической защиты информации
 » 
КриптоПро CSP 5.0
 » 
Ошибка при проверке цепочки сертификатов. Возможно на компьютере не установлены сертификаты УЦ


Offline

Alena123456789

 


#1
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 11:33:35(UTC)

Alena123456789

Статус: Новичок

Группы: Участники

Зарегистрирован: 22.05.2023(UTC)
Сообщений: 5

Сказал(а) «Спасибо»: 1 раз

я не понимаю почему высвечивается такая ошибка, хотя если зайти в свойства сертификата весь путь есть UserPostedImage

Ошибка: Ошибка при проверке цепочки сертификатов. Возможно на компьютере не установлены сертификаты УЦ, выдавшего ваш сертификат

Отредактировано пользователем 22 мая 2023 г. 11:34:07(UTC)
 | Причина: Не указана


Вверх

Offline

nickm

 


#2
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 12:14:03(UTC)

nickm

Статус: Активный участник

Группы: Участники

Зарегистрирован: 31.05.2016(UTC)
Сообщений: 1,069

Сказал(а) «Спасибо»: 318 раз
Поблагодарили: 168 раз в 155 постах

Какая операционная система и версия СКЗИ используется?

А не связана ли ошибка со списками отзывов, которые можно загрузить и установить с этой страницы?

Может перепутаны хранилища при установке корневых/ промежуточных сертификатов?

Какое-нибудь защитное ПО используется ли в системе — прокси, файрволл, другое СКЗИ, антивирусное/ защитное ПО, которое может ограничивать доступ к сети?

Отредактировано пользователем 22 мая 2023 г. 12:14:49(UTC)
 | Причина: Не указана


Вверх

Offline

Alena123456789

 


#3
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 12:19:41(UTC)

Alena123456789

Статус: Новичок

Группы: Участники

Зарегистрирован: 22.05.2023(UTC)
Сообщений: 5

Сказал(а) «Спасибо»: 1 раз

Автор: nickm Перейти к цитате

Какая операционная система и версия СКЗИ используется?

А не связана ли ошибка со списками отзывов, которые можно загрузить и установить с этой страницы?

Может перепутаны хранилища при установке корневых/ промежуточных сертификатов?

Какое-нибудь защитное ПО используется ли в системе — прокси, файрволл, другое СКЗИ, антивирусное/ защитное ПО, которое может ограничивать доступ к сети?

список отзывов устанавливала
вин 10, крипто про 5.0.12000

хранилища тоже проверила минкомсвязь корневой. фнс промежуточный

другой ключ проходит проверку без ошибки с этого же рабочего места, так что вряд ли что-то блокирует. антивирус выключен


Вверх

Offline

nickm

 


#4
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 12:46:35(UTC)

nickm

Статус: Активный участник

Группы: Участники

Зарегистрирован: 31.05.2016(UTC)
Сообщений: 1,069

Сказал(а) «Спасибо»: 318 раз
Поблагодарили: 168 раз в 155 постах

Автор: Alena123456789 Перейти к цитате

другой ключ проходит проверку без ошибки с этого же рабочего места, так что вряд ли что-то блокирует. антивирус выключен

У ФНС три промежуточных сертификата, возможно, что у Вас не установлен один из имеющихся, для указанного личного сертификата:

Цитата:

Для получивших квалифицированные сертификаты в Удостоверяющем центре ФНС России до 06.05.2022 года:
http://pki.tax.gov.ru/cr…A_FNS_Russia_2019_UL.crt

Для получивших квалифицированные сертификаты в Удостоверяющем центре ФНС России до 18.03.2023:
http://pki.tax.gov.ru/cr…A_FNS_Russia_2022_01.crt

Для получивших квалифицированные сертификаты в Удостоверяющем центре ФНС России после 18.03.2023:
http://pki.tax.gov.ru/cr…A_FNS_Russia_2022_02.crt

Отредактировано пользователем 22 мая 2023 г. 13:16:13(UTC)
 | Причина: Поправился, три сертификата.


Вверх


Offline

Alena123456789

 


#5
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 13:13:19(UTC)

Alena123456789

Статус: Новичок

Группы: Участники

Зарегистрирован: 22.05.2023(UTC)
Сообщений: 5

Сказал(а) «Спасибо»: 1 раз

Автор: nickm Перейти к цитате

Автор: Alena123456789 Перейти к цитате

другой ключ проходит проверку без ошибки с этого же рабочего места, так что вряд ли что-то блокирует. антивирус выключен

У ФНС два промежуточных сертификата, возможно, что у Вас не установлен второй, для указанного личного сертификата:

Цитата:

Для получивших квалифицированные сертификаты в Удостоверяющем центре ФНС России до 18.03.2023:
http://pki.tax.gov.ru/cr…A_FNS_Russia_2022_01.crt

Для получивших квалифицированные сертификаты в Удостоверяющем центре ФНС России после 18.03.2023:
http://pki.tax.gov.ru/cr…A_FNS_Russia_2022_02.crt

установила сейчас еще раз оба. все равно ошибка(
третий тоже стоит. не помогло

Отредактировано пользователем 22 мая 2023 г. 13:55:35(UTC)
 | Причина: добавила инфу про третий


Вверх

Offline

Русев Андрей

 


#6
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 15:08:25(UTC)

Русев Андрей

Статус: Сотрудник

Группы: Администраторы, Участники
Зарегистрирован: 16.04.2008(UTC)
Сообщений: 1,136

Сказал(а) «Спасибо»: 12 раз
Поблагодарили: 354 раз в 266 постах

Автор: Alena123456789 Перейти к цитате

я не понимаю почему высвечивается такая ошибка, хотя если зайти в свойства сертификата весь путь есть

В этом окошке не проверяется цепочка сертификатов, а только сроки действия, то есть CRL/OCSP не участвуют в проверке. Начиная с 2022-09-02 КриптоПро CSP 5.0.12600 Quinotaur в «Инструментах КриптоПро» (cptools) на вкладке «Сертификаты» по кнопке «Свойства сертификата» выводится детальная информация по статусам всех сертификатов в цепочке, что позволяет не гадая выяснить причину проблемы. Если поставить последнюю версию нет возможности, на Windows можно сохранить сертификат в файл и проверить его цепочку с помощью

Код:

certutil.exe -verify файл_с_сертификатом.cer 

Там будет посложней разобраться, но можно. Вас будут интересовать интегральная ошибка и строки, содержащие «.dwErrorStatus».

Отредактировано пользователем 22 мая 2023 г. 15:09:12(UTC)
 | Причина: Не указана

Официальная техподдержка. Официальная база знаний.


Вверх

thanks 1 пользователь поблагодарил Русев Андрей за этот пост.

nickm

оставлено 22.05.2023(UTC)


Offline

Alena123456789

 


#7
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 15:34:13(UTC)

Alena123456789

Статус: Новичок

Группы: Участники

Зарегистрирован: 22.05.2023(UTC)
Сообщений: 5

Сказал(а) «Спасибо»: 1 раз

Автор: Русев Андрей Перейти к цитате

Автор: Alena123456789 Перейти к цитате

я не понимаю почему высвечивается такая ошибка, хотя если зайти в свойства сертификата весь путь есть

В этом окошке не проверяется цепочка сертификатов, а только сроки действия, то есть CRL/OCSP не участвуют в проверке. Начиная с 2022-09-02 КриптоПро CSP 5.0.12600 Quinotaur в «Инструментах КриптоПро» (cptools) на вкладке «Сертификаты» по кнопке «Свойства сертификата» выводится детальная информация по статусам всех сертификатов в цепочке, что позволяет не гадая выяснить причину проблемы. Если поставить последнюю версию нет возможности, на Windows можно сохранить сертификат в файл и проверить его цепочку с помощью

Код:

certutil.exe -verify файл_с_сертификатом.cer 

Там будет посложней разобраться, но можно. Вас будут интересовать интегральная ошибка и строки, содержащие «.dwErrorStatus».

установила, вот такое в свойствах сертификата, подскажите, что не так? что нужно исправить?


Вверх


Offline

nickm

 


#8
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 15:42:29(UTC)

nickm

Статус: Активный участник

Группы: Участники

Зарегистрирован: 31.05.2016(UTC)
Сообщений: 1,069

Сказал(а) «Спасибо»: 318 раз
Поблагодарили: 168 раз в 155 постах

Автор: Alena123456789 Перейти к цитате

Серийный номер : 0x5C3AC8008CAEFB88436FAE289613ED55

Цепочка сертификатов: Сертификат был отозван (0x80092010)

Статус : Ошибка 0x00000004 = IS_REVOKED

Цитата:

>
Серийный номер: 5c3ac8008caefb88436fae289613ed55
Дата отзыва: 17.03.2023 12:42
Расширения: 1
2.5.29.21: Флаги = 0, Длина = 3
Код причины списка отзыва (CRL)
Прекращение действия (5)

Отредактировано пользователем 22 мая 2023 г. 15:48:01(UTC)
 | Причина: Не указана


Вверх

Offline

Alena123456789

 


#9
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 15:43:59(UTC)

Alena123456789

Статус: Новичок

Группы: Участники

Зарегистрирован: 22.05.2023(UTC)
Сообщений: 5

Сказал(а) «Спасибо»: 1 раз

Автор: nickm Перейти к цитате

Автор: Alena123456789 Перейти к цитате

Цепочка сертификатов: Сертификат был отозван (0x80092010)

Цитата:

>
Серийный номер: 5c3ac8008caefb88436fae289613ed55
Дата отзыва: 17.03.2023 12:42
Расширения: 1
2.5.29.21: Флаги = 0, Длина = 3
Код причины списка отзыва (CRL)
Прекращение действия (5)

но срок действия же до 5 августа 2023 года. или это не имеет значения?


Вверх

Offline

nickm

 


#10
Оставлено
:

22 мая 2023 г. 15:47:11(UTC)

nickm

Статус: Активный участник

Группы: Участники

Зарегистрирован: 31.05.2016(UTC)
Сообщений: 1,069

Сказал(а) «Спасибо»: 318 раз
Поблагодарили: 168 раз в 155 постах

Автор: Alena123456789 Перейти к цитате

но срок действия же до 5 августа 2023 года. или это не имеет значения?

После того, как сертификат отозвали — значения не имеет.


Вверх

thanks 1 пользователь поблагодарил nickm за этот пост.

Alena123456789

оставлено 22.05.2023(UTC)

Пользователи, просматривающие эту тему

Guest

Форум КриптоПро
 » 
Средства криптографической защиты информации
 » 
КриптоПро CSP 5.0
 » 
Ошибка при проверке цепочки сертификатов. Возможно на компьютере не установлены сертификаты УЦ

Быстрый переход
 

Вы не можете создавать новые темы в этом форуме.

Вы не можете отвечать в этом форуме.

Вы не можете удалять Ваши сообщения в этом форуме.

Вы не можете редактировать Ваши сообщения в этом форуме.

Вы не можете создавать опросы в этом форуме.

Вы не можете голосовать в этом форуме.

При работе с электронной подписью (ЭП) могут возникать ошибки. Причины бывают разные. Неприятные ситуации происходят, если: используется устаревшее программное обеспечение, срок действия лицензии КриптоПро закончился, рабочее место настроено неверно или неисправен ключевой носитель и многое другое.

В статье подробно расскажем, как исправить возникающие ошибки в КриптоПро, компьютере и браузере при работе с электронной подписью.

Самые популярные ошибки при работе с ЭП

Ранее мы уже рассказывали про то, какие популярные ошибки могут встречаться в работе с электронной подписью. Собрали способы их решения в актуальную таблицу. Для тех, кто хочет ознакомиться с инструкциями подробнее, предлагаем перейти по гиперссылкам.

Ошибка Решение
Не подключен носитель Определить, что именно неисправно: порт или токен. Для этого необходимо подсоединить токен к ПК через USB-порт. Если на ключевом носителе загорится световой индикатор, но компьютер не обнаружит контейнер с ключами, нужно попробовать другой USB-порт или вставить токен в другой ПК. Если другой компьютер обнаружит носитель, то неисправен USB-порт. Если токен не определяется ни на одном ПК, то ошибка возникает из-за поломки носителя.
Не установлено СКЗИ Установить программу криптопровайдер, следуя инструкции. Электронная подпись работает только при наличии установленного СКЗИ на ПК.

Если нет времени для установки программы криптопровайдера или изучения инструкции, предлагаем воспользоваться услугой «Установка / Переустановка СКЗИ».

Не установлен драйвер носителя Установить специальную утилиту на компьютер. Её предоставляет удостоверяющий центр при выдаче подписи или магазин, продавший токен. Как правило, драйверы представлены в открытом доступе на официальном сайте производителя.
На ПК не загружены сертификаты Установить корневой, промежуточный и личный сертификаты согласно инструкции.
Не установлен плагин для браузера Установить и настроить плагин для браузера согласно настройке инструкции.

Компьютер не видит сертификат ЭЦП: первые шаги

Для начала необходимо определить, установлен ли сертификат в «Личное хранилище пользователя» с привязкой к токену. Осуществляется это через СКЗИ. В операционной системе Windows нужно сделать следующее:

  1. Перейти в меню «Пуск» и открыть приложение «Панель управления».
  2. Выбрать программу «КриптоПро CSP», далее нажать «Сервис», «Протестировать» и «По сертификату».

Если компьютер видит ЭП, но электронная подпись не работает в браузере. Например, пользователь не может пройти регистрацию с помощью подписи на торговой площадке, и система выдаёт ошибку. Значит используемый сайт может быть не внесён в список доверенных. Чтобы это исправить, потребуется:

  1. Перейти в меню «Пуск» и открыть приложение «Панель управления».
  2. Выбрать программу «КриптоПро CSP», нажать «Настройки ЭЦП browser Plug-In» и внести адрес сайта в список доверенных.

Почему КриптоПро не видит ЭП

Криптопровайдер КриптоПро CSP может не видеть токен, если в памяти устройства нет ключей или сертификата. Самый простой способ узнать, есть ли контейнер с записанными ключами — это проверить память носителя. Если контейнер ключей или сертификат отсутствуют, нужно обратиться в службу поддержки удостоверяющего центра, выдавшего электронную подпись.

КриптоПро вставлен другой носитель: как исправить

Во время подписания электронного документа в КриптоПро появляется уведомление об ошибке: «Вставьте ключевой носитель» или «Вставлен другой носитель». Ошибка возникает в нескольких случаях: неисправен носитель, USB-разъём или дело в сертификате.

Нужно убедиться, что токен вставлен или до конца вставлен в USB-порт. Также следует определить работоспособность порта, вставив в него другое устройство. Если порт исправен, токен вставлен в разъём, но ошибка всё равно появляется, нужно переустановить сертификат через КриптоПро.

  1. Перейти в меню «Пуск» и открыть приложение «Панель управления».
  2. Выбрать программу «КриптоПро CSP», далее нажать «Сервис», «Посмотреть сертификаты в контейнере», «Обзор» и выбрать ключевой контейнер.
  3. 
«Сервис»1

  4. Нажать «ОК», «Далее» и «Установить».
  5. Может появиться уведомление КриптоПро CSP «Этот сертификат уже присутствует в хранилище сертификатов». В этом случае необходимо нажать «Да».
  6. 
«Да»2

  7. После установки нажать «ОК» и перезагрузить компьютер.

Недостаточно прав для выполнения операции в КриптоПро

Ошибка «У компонента недостаточно прав для доступа к сертификатам» появляется в КриптоПро, когда пользователь регистрируется на портале с помощью электронной подписи. Например, осуществляет вход в ЛК ФНС по сертификату. Уведомление может появляться, если на ПК установлена старая версия программы КриптоПро ЭЦП Browser plug-in или сайт не добавлен в каталог доверенных ресурсов.

Как добавить интернет-страницу в список доверенных ресурсов, мы описали выше в разделе «Компьютер не видит сертификат ЭЦП: первые шаги». Для того чтобы настроить плагин, воспользуйтесь нашей инструкцией.

Ошибка исполнения функции при подписании ЭЦП

Такая ошибка появляется, если на компьютере не установлен сертификат электронной подписи. Также она возникает, когда у программы КриптоПро закончилась лицензия. Проверить срок действия криптопровайдера можно следующим образом:

  1. Перейти в меню «Пуск» и открыть приложение «Панель управления».
  2. Выбрать программу «КриптоПро CSP», далее нажать «Общее».
  3. Выбрать подходящую лицензию программы КриптоПро для электронной подписи рекомендуем в нашем интернет-магазине. Оставьте короткую заявку для бесплатной консультации специалиста.

Ошибка при проверке цепочки сертификатов в КриптоПро

Ошибки создаются при использовании программы КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.

Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра. (0x800B010A)


сертификатов3

Это значит, что плагин не может сформировать запрос на создание электронной подписи. Ошибка возникает в случае, если статус сертификата невозможно проверить. Например, если отсутствует привязка к ключу или доступ к спискам отзыва. Ещё одна причина — корневые сертификаты не установлены на ПК.


корневые сертификаты2

Это значит, что плагин не может сформировать запрос на создание электронной подписи. Ошибка возникает в случае, если статус сертификата невозможно проверить. Например, если отсутствует привязка к ключу или доступ к спискам отзыва. Ещё одна причина — корневые сертификаты не установлены на ПК.

Чтобы исправить ошибку необходимо привязать сертификат к закрытому ключу и проверить, строится ли цепочка доверия. Для этого нужно:

  1. Открыть файл сертификата, а затем вкладку «Путь сертификации».
  2. 
«Путь сертификации»4

Если значок сертификата содержит в своём рисунке крест, то цепочка доверия не строится. Требуется загрузка и установка корневых и промежуточных сертификатов. Как правило, они доступны на официальном сайте удостоверяющего центра, который выпустил сертификат на имя пользователя.

Чтобы установить корневой сертификат требуется:

  1. Кликнуть правой кнопкой мыши по файлу.
  2. В контекстном меню выбрать пункт «Установить сертификат».
  3. Откроется «Мастера установки».
  4. Нажать «Далее».
  5. Выбрать вариант «Поместить все сертификаты в выбранное хранилище».
  6. Нажать «Обзор».
  7. Выбрать в списке хранилищ «Доверенные корневые центры сертификации», нажать «ОК».
  8. Нажать «Далее» и «Готово».

Промежуточные сертификаты устанавливаются так же, как и корневые. Единственное отличие заключается в том, что вместо пункта «Доверенные корневые центры сертификации» необходимо выбрать «Промежуточные центры сертификации».

Если ЭП создаётся в формате CAdES-T или CAdES-X Long Type 1, то ошибка может возникнуть из-за отсутствия доверия к сертификату оператора службы предоставления штампов времени. Чтобы исправить ошибку, понадобится установить корневой сертификат удостоверяющего центра в доверенные корневые центры.

ЭЦП создаётся с ошибкой при проверке цепочки сертификатов


цепочки сертификатов5

Такая ошибка появляется в случаях, если отсутствует доступ к спискам отозванных сертификатов. Загрузить списки можно на официальном сайте удостоверяющего центра, который выпустил сертификат ЭП. Установить списки можно так же, как и промежуточные сертификаты.

Электронная подпись описи содержания пакета недействительна

Квалифицированной электронной подписью можно подписать сразу пакет документов. Во время подписания к документации прикладывается файл с перечнем, который содержит опись заверенных документов. Он тоже подписывается электронной подписью.

Если при подписании описи появляется ошибка о том, что сертификат недействительный, подписать основной пакет документов не получится. Причина заключается в нарушении доверенной цепочки. Пользователю нужно установить или переустановить корневые и промежуточные сертификаты. Как это сделать, мы писали выше

Не работает служба инициализации КриптоПро

Если сервис инициализации программы КриптоПро приостановлен, необходимо:

  1. Нажать сочетание клавиш «Win+R».
  2. Ввести команду services.msc.
  3. В открывшемся окне «Службы» выбрать «Службы инициализации» и проверить её активность в свойствах.
  4. При отключенном сервисе нужно его запустить и нажать «Ок».
  5. Перезапустить компьютер.

Сертификаты не отвечают критериям КриптоПро

Ошибка появляется при авторизации пользователя в государственной информационной системе. На экране появляется уведомление «Безопасность Windows».


«Безопасность Windows»6

Чтобы устранить неисправность, необходимо переустановить криптопровайдер на компьютере. Если это не поможет, значит цепочка сертификатов формируется неверно. Требуется установить корневой сертификат по приведённой выше инструкции. Также можно попробовать метод, описанный на форуме КриптоПро:

  1. Нажать сочетание клавиш «Win+R».
  2. Ввести команду «regedit».
  3. Удалить ветки:


Удалить ветки

У пользователя могут не отображаться все представленные ветки. Необходимо удалить все, которые есть. Процедура не вредит системе и сохранённым файлам.

Важно запомнить: для безошибочной работы требуется следить за сроком действия лицензии КриптоПро и сертификата ЭП, использовать только лицензионное ПО. Также необходимо своевременно обновлять программное обеспечение до актуальных версий и проверять работоспособность оборудования. Если представленные выше способы не помогли решить проблему, всегда можно обратиться к специалистам.

В декабре 2011 года началось создание платформы ГИС ТЭК. С 1 января 2020 года была введена в эксплуатацию первая очередь системы и с этого момента предоставление отчетов в ГИС ТЭК производится в обязательном порядке. Компании, работающие в топливо-энергетической отрасли обязаны своевременно подключиться к ГИС ТЭК и отправлять необходимые сведения о своей деятельности.

Что такое ГИС ТЭК

ГИС ТЭК (расшифровка: государственная информационная система топливно-энергетического комплекса). Была разработана при участии Министерства энергетики Российской Федерации и ФГБУ «Российское энергетическое агентство» для отлаженной автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации о состоянии и развитии топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Оператором проекта является ФГБУ «РЭА». Сегодня в реестр субъектов ТЭК вошло более 630 юридических лиц.

ГИС ТЭК

Важно! Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере ТЭК несут обязанность предоставлять информацию в государственную информационную систему с момента ввода ее в эксплуатацию, согласно постановлению Правительства Российской Федерации №1384, опубликованному 22 декабря 2014 года.

Зачем нужна система и какие задачи решает

Система нужна для повышения качества информационного взаимодействия в топливно-энергетическом комплексе и создания единого государственного информационного пространства в отрасли ТЭК. Это позволит обеспечить гарантированную информационную поддержку, важную для принятия административных решений в топливной промышленности и других сопредельных отраслях экономики.

На ГИС ТЭК возложены и другие задачи:

  • повышение эффективности обмена данными между субъектами ТЭК;
  • обеспечение предоставления государственных услуг и исполнение иных государственных функций, тесно связанных с выработкой и реализацией государственной политики в сфере ТЭК.

Важно! ГИС ТЭК позволит собирать данные и анализировать их, предоставляя и распространяя оперативную информацию о состоянии и развитии отрасли для осуществления задач государственной политики в сфере энергетики.

Кто должен зарегистрироваться

Все субъекты, ведущие деятельность по добыче, производству, преобразованию, транспортировке, поставкам, распределению, хранению, отгрузке, перевалке и реализации энергетических ресурсов, а также те, кто снабжают и обеспечивают функционирование коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электроэнергии должны зарегистрироваться в системе ГИС ТЭК, согласно Федеральному закону №194 от 5 июля 2018 года «О внесении изменений в Федеральный закон №382 от 3 декабря 2011 года».

Субъекты ГИС ТЭК

Важно! К субъектам топливно-энергетического комплекса относятся: федеральные органы исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели (частные партнеры, застройщики строительства и реконструкции объектов ТЭК, осуществляющие геологические изыскания и разведку месторождений), организаторы торговли энергетическими и топливными ресурсами.

Подключение к ГИС ТЭК

Для работы в системе потребуется подать заявку на добавление в реестр субъектов ГИС ТЭК, чтобы предоставлять отчетность по выбранным формам. Она формируется через официальный сайт и состоит из двух частей: информации о предприятии и данных об ответственном сотруднике. Анкета заполняется на одно лицо, которое будет работать с отчетностью от лица компании. В ней указывается:

  • тип заявки;
  • регистрационный номер в реестре субъектов;
  • ИНН организации;
  • полное и краткое наименование компании;
  • персональные данные руководителя;
  • юридический и фактический адрес организации;
  • коды общероссийского классификатора предприятий и экономической деятельности;
  • коды условий отнесения к субъектам ГИС ТЭК;
  • персональные данные лица, ответственного за отчетность.

Также, чтобы выполнить подключение к системе и получить доступ в личный кабинет потребуется:

  1. Установка программно-аппаратного комплекса для защиты рабочих мест корпоративных пользователей VIPNet Client KC2 для операционной системы Windows, который позволяет работать в защищенной сети №5082. Когда осуществляется регистрация, то дополнительно нужно приложить к заявке скан-копию лицензии на использование программы. Если компания еще не приобрела лицензию, то нужно предоставить документы, свидетельствующие о начале закупки программного обеспечения.
  2. Модернизация информационной системы предприятия. Для автоматического обмена данными и совместимости с ГИС ТЭК, на предприятии необходимо модернизировать информационную инфраструктуру. Это дополнительно обеспечит сетевую безопасность.
  3. Получение электронной подписи. Электронная подпись имеет аналогичную юридическую силу, как и собственноручная. Владельцем электронной подписи выступает только субъект системы. Все отчеты в ГИС ТЭК визируются квалифицированной электронной подписью.
  4. Обучение персонала. Для работы с закрытой частью системы, ответственные сотрудники должны пройти обучение. Администратор, работающий в информационной системе обязан изучить формы отчетности.

Архитектура ГИС ТЭК

Согласитесь, процедура подключения к ГИС ТЭК имеет особенности и сложности. На предприятие ложится ответственность за обучение персонала, установку и настройку ПО. Если не хотите столкнуться с подводными камнями при регистрации, то обратитесь к профессионалам в нашу компанию. Мы проведем подключение под ключ: выполним настройку рабочего места, произведем поставку оборудования и программного обеспечения, а также окажем консультации по работе с системой. Таким образом, вы получаете полное сопровождение на всех этапах подключения к ГИС ТЭК.

Вопрос-ответ

Далее будут рассмотрены проблемы, связанные с техническими сложностями при работе в системе, а также разобраны вопросы и даны подробные ответы по заполнению форм, срокам предоставления отчетов.

Почему не входит в личный кабинет?

Для доступа в личный кабинет требуется установка программного обеспечения VIPNet Client for Windows KC2. Без него зайти в закрытую часть государственной информационной системы не получится. Также проблема встречается, если в списке защищенных узлов в VIPNet Client при проверке связи рядом с клиентом отображается статус «Недоступен». Подобное происходит из-за рассинхронизации времени на компьютере и в сети VIPNet, в таких ситуациях работа в защищенной сети №5082 невозможна. Нужно скорректировать данные – часовой пояс, дату и время на устройстве, а потом проверить доступность узлов. После этого авторизация в личном кабинете должна проходить. Если личный кабинет не работает, то дополнительно можно написать в поддержку, возможно идут технические работы.

Какие сроки сдачи формы 4.46?

Форма 4.46 «Сведения о движении топлива» относится к сегменту электроэнергетики, теплоэнергетики, возобновляемых источников энергии. Она предоставляется в систему ежемесячно. Срок сдачи формы до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Какая ответственность за непредоставление сведений?

Специальной статьи за непредоставление сведений в ГИС ТЭК в КоАП РФ нет. Но может быть применена статья 19.8.1. Нарушение порядка предоставления сведений или предоставление недостоверной информации влечет наложение штрафных санкций на должностных лиц – от 5 до 20 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 25 до 100 тыс. рублей. Если в течение календарного года будут выявлены повторные нарушения, то административный штраф увеличится. Минимальная сумма составит 100 тыс. рублей, а максимальная до 500 тыс. рублей.

Необходимо ли предоставление отчетов при отсутствии деятельности?

Да, необходимо, но есть нюансы. Заполнение форм проводить не нужно. В отчете не должно быть прочерков и нулевых значений. Пустые отчеты также проходят ручную обработку специалистом.

Какой сертификат нужен для ГИС ТЭК?

Для подписания отчетов, направляемых в ГИС ТЭК потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи.

Какой браузер рекомендуется использовать для ГИС ТЭК?

Рекомендуется использовать веб-обозреватели, поддерживающие отечественные криптографические стандарты – Яндекс Браузер. Не рекомендовано работать в системе через Internet Explorer, так как поддержка программного обеспечения была приостановлена разработчиком.

Кто имеет доступ к отправляемой в ГИС ТЭК информации?

Доступ к отправляемой в отчетах информации имеет субъект, зарегистрированный в системе, а также сотрудники Минэнерго и ФГБУ «Российское энергетическое агентство» в соответствие с объемом прав доступа.

Где посмотреть пример заполнения форм?

На официальном сайте присутствует раздел «Обучающие материалы». Там пользователи могут найти пример заполнения форм, а также узнать, как работать с интерфейсом личного кабинета. Кроме этого, можно пройти самостоятельное обучение, воспользовавшись АРМ «Оффлайн-клиент». Инструкция по инсталляции оффлайн-клиента также размещена в разделе «Обучающие материалы».

Обеспечена ли безопасность ГИС ТЭК?

В ГИС ТЭК внедрена система защиты пользовательской информации. Кроме этого, ГИС ТЭК прошла аттестацию в Федеральной службе по техническому и экспертному контролю. Все требования по безопасности, предусмотренные действующим законодательством выполнены в полном объеме. Пользователи могут работать в системе, не опасаясь утечки конфиденциальной информации.

Что делать, если при регистрации в системе появляется сообщение «Ошибка при проверке сертификатов»?

Необходимо проверить промежуточные и корневые сертификаты. Также для корректной работы, требуется установить последнюю версию криптографического плагина «КриптоПРО ЭЦП». Сертификат должен находится в локальном хранилище. Если проблема не решена, то поможет техподдержка. Рекомендуется зайти на портал ГИС ТЭК, там размещена контактная информация для связи с центром информационно-консультационной поддержки пользователей.

Как подписываются документы в ГИС ТЭК с помощью электронной подписи?

Нужно перейти во вкладку «Онлайн заполнение» или открыть раздел «Импорт». Если документ подписывается через раздел «Импорт», необходимо выбрать нужный макет: нажать «Список форм для подписания», определить макет, щелкнуть по кнопке «Подготовить к подписи». Остается только с помощью ключа электронной подписи и криптографического плагина подписать документ.

Возможно ли взаимодействие с ГИС ТЭК в автоматическом режиме?

Взаимодействие в автоматическом режиме возможно, но только с теми системами, чей уровень безопасности соответствует ГИС ТЭК. Остается только один вариант выгрузки документов в ГИС ТЭК – через раздел «Импорт» в личном кабинете. Допускается загружать XML-файлы.

Какая документация будет подготавливаться на основании предоставленной в ГИС ТЭК информации?

Состав и объем документов, которые могут быть подготовлены Министерством энергетики РФ зависит от запросов и поручений Правительства РФ, администрации Президента РФ, Аппарата Правительства. Так как содержащаяся в предоставленных документах информация является конфиденциальной, Минэнерго присваивает ей гриф служебной тайны.

Где в ГИС ТЭК найти раздел с отчетами и статистикой?

Чтобы ознакомиться с отчетами, необходимо в открытой части интерфейса системы выбрать вкладку «Аналитика». Для просмотра отчетности авторизуйтесь в личном кабинете и на главной странице найдите вкладку – «Отчеты и статистика».

Какая ответственность наступит за неправомерный доступ к конфиденциальной информации?

Применимо сразу несколько статей: статья 13.14 КоАП РФ и статья 183 УК РФ. В первом случае, предусмотрен штраф для должностных лиц от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3-х лет. Для юридических лиц штраф выше – от 100 до 200 тыс. рублей. Второй вариант подразумевает штраф до 1,5 млн. рублей и лишение права занимать некоторые должности, принудительные работы до 5 лет или лишение свободы также до 5 лет.

РЭА Минэнерго России подготовило разъяснения по наиболее частым вопросам работы с ГИС ТЭК

РЭА Минэнерго России подготовило разъяснения по наиболее частым вопросам работы с ГИС ТЭК

Российское энергетическое агентство (РЭА) Минэнерго РФ подготовило разъяснения по наиболее частым вопросам работы с Государственной информационной системой топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК), сообщил заместитель генерального директора агентства Дмитрий Завалов. #новости_энергетики #ТЭК #Минэнерго

Выступая в рамках совещания-семинара по вопросам взаимодействия и обмена опытом между независимыми компаниями в области нефтедобычи и нефтепереработки «Независимые в условиях современных вызовов», эксперт отметил, что в процессе работы с базами данных у пользователей периодически возникают вопросы в части заполнения форм отчетности. Агентство проанализировало все эти обращения. Пользователям даны методические рекомендации по предоставлению информации в ГИС ТЭК и Центральное диспетчерское управление ТЭК.

Сегодня РЭА Минэнерго России выступает отраслевым центром энергетической статистики, осуществляя функции оператора ГИС ТЭК и обеспечивая сбор и обработку оперативной информации по ключевым показателям топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Источник: rosenergo.gov.ru

Минэнерго

РЭА Минэнерго России подготовило разъяснения по наиболее частым вопросам работы с ГИС ТЭККод PHP» data-description=»» data-url=»https://www.eprussia.ru/news/base/2023/215777.htm»» data-image=»https://www.eprussia.ru/upload/iblock/4a8/i1j995fbwcks8ce026crjhsgjm8umlcu/%D0%A0%D0%AD%D0%90%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE.jpg» >

Похожие
Свежие
Популярные

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка выделения памяти java minecraft tlauncher
  • Ошибка выходной величины
  • Ошибка гис жкх aut011009 операция не разрешена
  • Ошибка выходного тракта столкновения воздушной подушки безопасности b29c100
  • Ошибка гироскутера лампочка мигает