Ошибка 349 пепси

В начале 92-го года Pepsi решила запустить на Филиппинах конкурс «Числовая лихорадка» — люди должны были находить трёхзначные номера под крышками бутылок. Вечерами по ТВ объявляли победителей, призы были не большие, около 100 песо (~5$).

В последний вечер конкурса должны были сказать самое заветное число, которое давало главный приз в 1 000 000 песо (~40 000$), при том, что зарплата среднего жителя тогда была ~100$.

Филиппины к тому времени давно стали сферой влияния конкурентов «ПепсиКо», компании Coca Cola. «Пепси» вообще появился в результате стремления аптекаря Калеба Бредема создать похожий на Кока-колу напиток. Попытка удалась в 1898 году, и компания вступила в постоянное соперничество со своим могучим конкурентом, привлекая для рекламы голливудских звезд, «играя» с объемом бутылок, придумывая все новые марки освежающих безалкогольных напитков. «ПепсиКо» осваивала рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Китая и СССР.

В Филиппинах еще только предстояло завоевать настоящее признание населения. Три четверти местного рынка принадлежали компании Coca Cola. Тогда производителями «Пепси» был разработан маркетинговый план, который должен был привлечь внимание к их собственной коле. Несколькими годами ранее, в 1984 году, такой рекламный ход уже сработал для латиноамериканского рынка. «ПепсиКо» решила повторить успех.

Каждый вечер в телевизионной передаче объявляли номера, приносившие выигрыш – начиная от 100 песо, что составляло около 4 долларов США. Большая часть населения Филиппин тогда была занята тяжелым физическим трудом, минимальная призовая сумма акции была примерно равна заработку за день. Максимальный же приз – в один миллион песо или 40 000 долларов – для участвующих в лотерее был настоящим джекпотом. Такая крупная сумма была заработком обычного филиппинца за двадцать три года честного труда. Счастливый номер должны были объявить в конце акции.

Акция приносила успех, продажи «Пепси» росли с каждым днем. Весной 1992 года компании принадлежала почти четверть рынка, после тех четырех процентов, что были зафиксированы зимой. А вечера филиппинцев теперь сопровождали бутылки колы с номерами под крышечкой и просмотры телепередачи. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, по телевидению объявляли выигрышные номера с суммой, которая полагалась счастливчикам. Эти числа, приносившие победителям призы разного размера, были определены заранее, их список, во избежание злоупотреблений, хранился в банковском сейфе. К моменту окончания рекламной кампании в ней уже участвовали более 31 миллиона человек.

25 мая было объявлено: выигрыш в один миллион песо достается тому, кто обнаружил под крышкой число 349. Проблема состояла в том, что таких счастливчиков в Филиппинах оказалось 800 тысяч.

Протесты

Где-то на этапе подготовки конкурса, в результате чьего-то недосмотра, а может быть, и умышленного саботажа, пусть это и не было подтверждено, возник сбой при распределении номеров по крышечкам. Компанией задумывался всего один победитель, лишь он должен был увидеть заветные цифры.

О том, чтобы выполнить свои обязательства перед владельцами крышечек с номером 349, не могло быть и речи – компания просто не располагала такими средствами, ведь речь шла уже о десятках миллиардов долларов. Pepsi нужно было выплатить $32 млрд. (!), люди на улице бунтовали, более 35 грузовиков с газировкой были перевернуты и сожжены, в окна офиса летели бутылки с зажигательной смесью, а в какой-то момент даже граната, которая убила 5 человек. Руководство «ПепсиКо» заявило об ошибке и о техническом сбое, но люди, уже успевшие поверить в свою удачу, такую отговорку не приняли. В Маниле начались беспорядки. Штаб-квартиру компании осаждали покупатели, которые чувствовали себя обманутыми.

Ни коррупция, ни уровень бедности, ни перебои с электроэнергией не смогли спровоцировать протесты такого масштаба, как один неудачный маркетинговый ход компании «ПепсиКо». На улицы выходили представители самых разных слоев общества и политических объединений, коммунисты и военные, бедняки и те, кто считал себя средним классом. Всех сплотил «обман» производителей колы.

Провал маркетинговой акции

Протесты не были бескровными. Начинаясь как мирные акции, они в результате подавления демонстраций полицией перетекали в уличные беспорядки, вплоть до применения протестующими ручных гранат. В результате погибло по меньшей мере пять человек, в том числе несколько сотрудников «ПепсиКо». Около сорока грузовиков компании оказались сожжены или разбиты, а продукцию теперь приходилось перевозить при сопровождении хорошо вооруженной охраны. «ПепсиКо» отозвала из Филиппин большую часть руководства, в столице состоялась экстренная встреча главы компании Кристофера Синклера и президента Филиппин Фиделя Рамоса.

В качестве жеста доброй воли каждому владельцу крышечки со злополучным номером 349 была предложена компенсация в размере 500 песо или двадцати долларов. На «синицу в руках» согласились почти полмиллиона человек. Это обошлось компании почти в девять миллионов долларов при первоначальном бюджете рекламной акции в два миллиона. От тех, кто не пожелал пойти на компромисс, посыпались обращения в суды; были поданы тысячи гражданских исков и заявлений о мошенничестве.

Суд отказал заявителям в праве на приз за каждую крышечку с номером 349, но присудил возместить им моральный вред в размере десяти тысяч песо каждому. После обжалования решения в суде второй инстанции сумма компенсации выросла до 30 тысяч песо.

Эта акция вот уже почти тридцать лет считается одним из крупнейших провалов в истории маркетинга.

В 2006 году Верховный Суд Филиппин окончательно снял все обвинения с «ПепсиКо». В глазах правосудия, в действиях компании не содержалось состава преступления, а ошибка не была злонамеренной. В общей сложности на конкурсе 1992 года производитель прохладительных напитков потерял около двадцати миллионов долларов и значительно пошатнул свои позиции на рынке.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Pepsi Number Fever

Logo for the sales promotion.

Date February – May 25, 1992
Location Philippines
Also known as 349 incident
Type Sales promotion likely as part of the Cola Wars
Outcome Market share of Pepsi in the Philippines initially increased from 19.4% to 24.9%. Later riots and protests due to multiple Pepsi products «349» bottle caps, the winning number for the ₱1 million prize, distributed
Deaths at least 5

Pepsi Number Fever,[1] also known as the 349 incident,[2] was a promotion held by PepsiCo in the Philippines in 1992, which led to riots[3] and the deaths of at least five people.[4]

Promotion[edit]

In February 1992,[2] Pepsi Philippines (PCPPI) announced that they would print numbers, ranging from 001 to 999,[5] inside the caps (crowns) of Pepsi, 7-Up, Mountain Dew and Mirinda bottles. Certain numbers could be redeemed for prizes, which ranged from 100 pesos (about US$4) to 1 million pesos for a grand prize (roughly US$40,000 in 1992),[6] equivalent to 611 times the average monthly salary in the Philippines at the time.[7] Pepsi allocated a total of US$2 million for prizes.[4] Marketing specialist Pedro Vergara based Pepsi Number Fever on similar, moderately successful promotions that had been held previously in Vergara’s geographic area of expertise, Latin America.[8]

Pepsi Number Fever was initially wildly successful, and increased Pepsi’s monthly sales from $10 million to $14 million and its market share from 19.4% to 24.9%.[7] Winning numbers were announced on television nightly. By May, 51,000 prizes had been redeemed, including 17 grand prizes,[6] and the campaign was extended beyond the originally planned end date of May 8 by another 5 weeks.[7]

Incident[edit]

On May 25, 1992, the ABS-CBN evening news program TV Patrol announced that the grand prize number for that day was 349.[9] Grand prize-winning bottle caps were tightly controlled by PepsiCo; two bottles with caps with that day’s winning number printed inside of them, as well as a security code for confirmation, had been produced and distributed.[4] However, before the contest was extended to add new winning numbers,[7] 800,000 regular bottle caps had already been printed with the number 349 (but without the security code).[3][6] Theoretically, these bottle caps were cumulatively worth US$32 billion.[4]

Thousands of Filipinos rushed to Pepsi bottling plants to claim their prizes.[10] PCPPI initially responded that the erroneously printed bottle caps did not have the confirmation security code, and therefore could not be redeemed.[3][6] Newspapers the next morning announced that the winning number was in fact 134, adding to the confusion.[7] After an emergency meeting of PCPPI and PepsiCo executives at 3:00 a.m. on the 27th,[6] the company offered 500 pesos ($18) to holders of mistakenly printed bottle caps, as a «gesture of good will».[11][12] This offer was accepted by 486,170 people, at a cost to PepsiCo of US$8.9 million (240 million pesos).[13]

Protests[edit]

Many irate 349 bottle cap holders refused to accept PCPPI’s settlement offer. They formed a consumer group, the 349 Alliance, which organized a boycott of Pepsi products, and held rallies outside the offices of PCPPI and the Philippine government. Most protests were peaceful, but on February 13, 1993, a schoolteacher and a 5-year-old child were killed in Manila by a homemade bomb[7] thrown at a Pepsi truck[14] and in May, three PCPPI employees in Davao were killed by a grenade thrown into a warehouse.[15] PCPPI executives received death threats, and as many as 37 company trucks were overturned, stoned or burned.[6] One of the three men accused by the NBI of orchestrating the bombings claimed they had been paid by Pepsi to stage the attacks, in order to frame the protesters as terrorists;[7] then-senator Gloria Macapagal Arroyo however suggested that the attacks were being perpetrated by rival bottlers attempting to take advantage of PCPPI’s vulnerability.[6] The Philippine Senate’s Committee on Trade and Commerce accused Pepsi of «gross negligence» and noted that it was involved in a similar fiasco in Chile just a month before the 349 incident.[16]

Legal action[edit]

About 22,000 people took legal action against PepsiCo; at least 689 civil suits and 5,200 criminal complaints for fraud and deception were filed.[1] In January 1993, Pepsi paid a fine of 150,000 pesos to the Department of Trade and Industry for violating the approved conditions of the promotion.[7] On June 24, 1996, a trial court awarded the plaintiffs in one of the lawsuits 10,000 pesos (about US$380[17]) each in «moral damages».[13] Three dissatisfied plaintiffs appealed, and on July 3, 2001, the appellate court awarded these three plaintiffs 30,000 pesos (about US$570[18]) each, as well as attorneys’ fees.[13] PCPPI appealed against this decision. The suit would reach the Philippines Supreme Court, which in 2006 ruled that «PCPPI is not liable to pay the amounts printed on the crowns to their holders. Nor is PCPPI liable for damages thereon»,[13] and that «the issues surrounding the 349 incident have been laid to rest and must no longer be disturbed in this decision.»[2]

Legacy[edit]

To commemorate the promotion, the Ig Nobel Prize, a spoof of the Nobel Prizes organized by the Massachusetts Institute of Technology’s Journal of Irreproducible Results, awarded its Peace prize in 1993 to PCPPI for «bringing many warring factions together for the first time in their nation’s history.»[19]

In the immediate aftermath of the scandal, sales of Pepsi products in the Philippines plunged to 17% of the total market share but recovered to 21% by 1994.[6]

In popular culture[edit]

The incident is discussed in the 2022 Netflix documentary Pepsi, Where’s My Jet? as a precedent in the Leonard v. Pepsico, Inc. lawsuit in the United States that also involved purportedly false advertising by Pepsi.[20]

See also[edit]

  • Leonard v. Pepsico, Inc.
  • McDonald’s Monopoly
  • Hoover free flights promotion

References[edit]

  1. ^ a b Drogin, Bob (26 July 1993). «Pepsi-Cola Uncaps A Lottery Nightmare — Bombings, Threats Follow Contest With Too Many Winners». Los Angeles Times. Retrieved 9 October 2015.
  2. ^ a b c «SC decides in finality on ‘Pepsi 349’ case». The Philippine Star. 26 June 2006. Retrieved 13 June 2020.
  3. ^ a b c Mickolus, Edward F.; Simmons, Susan L. (1997). Terrorism, 1992-1995: A Chronology of Events and a Selectively Annotated Bibliography. ABC-CLIO. p. 166. ISBN 978-0-313-30468-2. Retrieved 21 June 2020.
  4. ^ a b c d Kernan, Sean (12 June 2020). «Pepsi’s $32 Billion Typo Caused Deadly Riots». Medium. Retrieved 13 June 2020.
  5. ^ Asiaweek, Volume 20. 1994. p. 47. Retrieved 21 June 2020.
  6. ^ a b c d e f g h «The Computer Error That Led to a Country Declaring War on Pepsi». mentalfloss. 27 September 2018. Retrieved 13 June 2020.
  7. ^ a b c d e f g h «Number Fever: The Pepsi Contest That Became a Deadly Fiasco.» Bloomberg Businessweek, August 4, 2020. Archived version.
  8. ^ White, Michael (2002). A Short Course in International Marketing Blunders: Mistakes Made by Companies that Should Have Known Better. World Trade Press. p. 100. ISBN 978-1-885073-60-0. Retrieved 20 June 2020.
  9. ^ «Rage, Riots, and Death: Looking Back at the Pepsi 349 Debacle». Esquire. 17 January 2022. Retrieved 16 July 2023.
  10. ^ Teves, Oliver (29 July 1993). «A PEPSI GIVEAWAY, GONE WRONG». The Washington Post. Retrieved 13 June 2020.
  11. ^ «COMPANY NEWS: An Unlucky Number; Pepsi Caps the Damages On a Promotion Gone Flat». The New York Times. 18 August 1993. Retrieved 13 June 2020.
  12. ^ Asian Recorder. K. K. Thomas at Recorder Press. 1993. p. 23358. Retrieved 14 June 2020.
  13. ^ a b c d «G.R. No. 150394». 26 June 2007. Archived from the original on 7 March 2019. Retrieved 13 June 2020.
  14. ^ «Blunder turns to anti-Pepsi fever as Filipinos demand their contest prizes». baltimoresun.com. Retrieved 13 June 2020.
  15. ^ «Botched Cap Promotion Haunts Pepsi». The Phnom Penh Post. Retrieved 13 June 2020.
  16. ^ «A PEPSI GIVEAWAY, GONE WRONG». The Washington Post. 29 July 1993. Retrieved 16 July 2023.
  17. ^ «XE Currency Table: PHP – Philippine Peso». XE.com. Retrieved 7 July 2020.
  18. ^ «XE Currency Table: PHP – Philippine Peso». XE.com. Retrieved 7 July 2020.
  19. ^ «Pepsi-Cola gets ‘Ig Nobel Peace Prize’«. UPI. 8 October 1993. Retrieved 16 July 2023.
  20. ^ «‘Pepsi, Where’s My Jet?’ docu-series review: An all-American pop rush that fizzles out in the end». The Hindu. 8 October 1993. Retrieved 16 July 2023.

External links[edit]

  • TV commercials for Pepsi Number Fever

Image

А вот, кстати, ещё одна байка одновременно и про рекламу и про глобальные фейлы. Сам сюжет вошёл в историю маркетинга, как Инцидент 349 и считается одним из самых громких провалов рекламной кампании. Итак, подключаем воображение. Ты живёшь на Филиппинах в 1992 году. Обычный такой работник физического труда (а другого труда в этом государстве не особо много). Встаёшь рано утром, пока солнце ещё не начало плавить асфальт. Идёшь на работу, где получаешь примерно 200 песо в сутки. До вечера носишь, таскаешь, строишь, копаешь, рушишь и ещё немного таскаешь и носишь. И вот после работы, спасаясь от нагретых дорог и стен, заходишь такой в местный магазинчик, чтобы купить себе холодненькой газировки (на пивасик пока денег нет). В продаже, как обычно, стоят ряды с Coca-Cola — уже привычная до одури. А ещё есть небольшой закуток с Pepsi. Что взять? Хммм… Интересный вопрос. А если я тебе скажу, что вот ты, да, да, именно ты, обычный работник с Филиппин, можешь уже сегодня вечером получить миллион песо? Твою зарплату за целых 14 лет! Всё, что тебе надо для этого сделать — просто купить бутылочку Pepsi, открыть её, найти под крышечкой три цифры, после чего дождаться передачи по ТВ, где объявят выигрышные номера! Да! Да! Это чистой воды лотерея!

Крышечки были в ходу не только в Fallout

Крышечки от бутылочек были в ходу не только в Фоллауте.

Именно такую незамысловатую стратегию выбрала Pepsi, чтобы подмять под себя этот лакомый и быстрорастущий рынок Филиппин. Вы только подумайте: жарко, население достаточно бедное, чтобы купиться на такую дешёвую замануху и при этом вполне богатое, для того, чтобы раз в день позволить себе бутылку газировки. Главное, на что была сделана ставка — ежедневные розыгрыши. Люди видят по телевизору, что «всем всё платьице», и тоже хотят стать неотъемлемой частью аттракциона невиданной щедрости. Нет, вы посмотрите, я же знаю чувака которого только что назвали. Он по соседству со мной яму под туалет копал. И прикинь, этот неудачник только что выиграл 1 тыс. песо. «На его месте должен быть я! Напьёшься — будешь!». А для крупной транснациональной компании все выплаты были просто мелочью на карманные расходы. Всего, на всю рекламную кампанию выделили около 50 миллионов песо (примерно миллион долларов). Всё уже просчитано и взвешенно — сколько нужно на каждый розыгрыш, сколько пойдёт на рекламу и так далее. Запустили лотерею, и тут карта попёрла. Многие бедняки покупали напитки буквально на последние деньги и брали сразу по нескольку бутылок, чтобы увеличить свои шансы. За пару месяцев Pepsi расширила присутствие на рынке с 4% до 25%, каждую передачу с результатами розыгрыша по телевизору смотрят аж 70% населения страны. Узнаваемость газировки среди людей взлетает до максимума. Топ-менеджмент компании выписывает себе премии за результативную программу. Лотерея работает.

Оригинальные правила лотереи

Оригинальные правила лотереи. 

Но вот наступило 25 мая 1992 года, день, который бы в Pepsi хотели бы забыть и вычеркнуть из истории. До этого розыгрыша уже 18 человек стали песовыми миллионерами и теперь живут, не тужат. Всё идёт, как обычно. Еженедельное объявление выигравших номеров, все прильнули к телевизору, пересчитывая свои крышечки, в ожидании заветных цифр. Называются мелкие призы, все затаили дыхание и ждут главного объявления лауреата суперджекпота. И вот обладателем миллиона становится владелец крышечки с номером 349. И тут уже от восторга кричат все, кто выиграл миллион. Нет, это далеко не один, и даже не два человека, а чуть больше. Примерно в несколько сотен тысяч раз. Всё дело опять в бездушном компьютере.

Результат неудачной реклaмной компании

Спойлер, да…

Как потом объяснили в компании, из-за ошибки в программе, вместо двух крышечек с номером 349 было напечатано ещё 800 тысяч точно с таким же числом, но уже без проверочного кода. Но кто будет обращать внимание на мелочи, ведь только что на всю страну тебе присвоили статус богача! Денежки буквально в твоих руках. Поэтому наутро толпа будущих миллионеров, вышла к заводам и официальным представительствам Pepsi. Руководство компании схватилось за голову и начало думать. Общая сумма выплат по этим крышечкам должна была составить 32 миллиарда денег. Американских долларов. Pepsi попыталось выправить ситуацию, объявив, что на самом деле выиграла крышка с номером 134, но это не прокатило. Ложь лишь озлобила толпу. Затем они попытались объяснить ситуацию и свалить всё на компьютер. Даже предложили всем «выигравшим» по 500 песо за крышечку с номером 349. Это немного охладило пыл и около 400 тысяч обиженок «ушли» с рынка таким образом: синица в руках лучше журавля в небе. Но подобный шаг уже стоил пяти бюджетов, которые планировали вложить в эту компанию Pepsi. А ведь ещё оставались сотни тысяч недовольных и упёртых людей.

И естественно они требовали своего...

И они требовали своего…

Первым делом эти люди объединились и организовали «Коалицию 349». Второе, что они начали — принялись требовать соблюсти обещания из телевизора. Только миллион песо и не сентимо меньше. Устраивали митинги, призывали бойкотировать напитки, нападали на собственность компании. Грузовики с газировкой начали закидывать камнями, а иногда и коктейлями Молотова, руководство каждый день получало угрозы. В результате стихийных беспорядков погибло три сотрудника Pepsi после того, как кто-то забросил боевую гранату на склад с готовой продукцией. Более десятка грузовиков было сожжено. Поэтому конвои с напитком начала сопровождать полиция. Но многие водители отказывались выходить на линию — мало ли что к обозлённым беднякам в голову залезет. После гранаты и коктейлей Молотова — вдруг у них там и пулемёт где-то припасён? Кстати, полиция тоже вносила свой вклад в хаос — использовала слезоточивый газ для разгона демонстрантов и устраивала уличные бои.

Вся эта история вскоре прогремела и по миру.

Вся эта история вскоре прогремела и по миру.

И что в результате? Во-первых, моментально взлетает потребление Coca-Cola (ходят непроверенные слухи, что «коалицию 349» тайно поддерживало местное руководство Coca). Всю продукцию Pepsi до сих пор не любят в этой стране. Во-вторых, в 1996 году Верховный суд постановил выплатить Pepsi по 10 тысяч песо тем, кто обратился за компенсацией (таких нашлось около 10 тысяч человек). В-третьих, через некоторое время всё это вылилось в рост антиамериканских настроений и США пришлось даже закрыть свои военные базы на территории страны. Государство просто взяла и отказалась от миллионов долларов, которые им выплачивала США за эти базы. Ну и, в-четвёртых, на Филиппинах до сих пор сохраняется словосочетание «стать 349» в значении «быть обманутым». Ну а лотерея была признана одной из самых провальных рекламных кампаний в мире. Можно вспомнить об этом, когда вы считаетесь, что не справляетесь со своими рабочими обязанностями.

1. История на Esquire 
2. Взгляд от Bloomberg
3. Да об этом есть даже мем

В конце мая 1992 года на Филиппинах было неспокойно — в стране начались волнения, приводившие к трагическим последствиям. Причиной тому были вовсе не политические споры, не экономический кризис, не забастовки профсоюзов и не недовольство правоохранительными органами. Виной всему стала одна маленькая маркетинговая ошибка компании PepsiCo – ошибка, обернувшаяся огромными потерями.

«Числовая лихорадка»

Филиппины к тому времени давно стали сферой влияния конкурентов «ПепсиКо», компании Coca Cola. «Пепси» вообще появился в результате стремления аптекаря Калеба Бредема создать похожий на Кока-колу напиток. Попытка удалась в 1898 году, и компания вступила в постоянное соперничество со своим могучим конкурентом, привлекая для рекламы голливудских звезд, «играя» с объемом бутылок, придумывая все новые марки освежающих безалкогольных напитков. «ПепсиКо» осваивала рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Китая и СССР.


В рекламе «Пепси» активно использовались образы голливудских звезд

В Филиппинах еще только предстояло завоевать настоящее признание населения. Три четверти местного рынка принадлежали компании Coca Cola. Тогда производителями «Пепси» был разработан маркетинговый план, который должен был привлечь внимание к их собственной коле. Несколькими годами ранее, в 1984 году, такой рекламный ход уже сработал для латиноамериканского рынка. «ПепсиКо» решила повторить успех.

В феврале стартовал конкурс под названием Number Fever, или «Числовая лихорадка». Под пробками напитков «Пепси» размещался код из трех цифр и денежная сумма, которую можно было выиграть по нему в случае удачи.


Под крышками к напиткам филиппинцы обнаруживали трехзначное число

Каждый вечер в телевизионной передаче объявляли номера, приносившие выигрыш – начиная от 100 песо, что составляло около 4 долларов США. Большая часть населения Филиппин тогда была занята тяжелым физическим трудом, минимальная призовая сумма акции была примерно равна заработку за день. Максимальный же приз – в один миллион песо или 40 000 долларов – для участвующих в лотерее был настоящим джекпотом. Такая крупная сумма была заработком обычного филиппинца за двадцать три года честного труда. Счастливый номер должны были объявить в конце акции.


В игру были вовлечены миллионы жителей Филиппин

Акция приносила успех, продажи «Пепси» росли с каждым днем. Весной 1992 года компании принадлежала почти четверть рынка, после тех четырех процентов, что были зафиксированы зимой. А вечера филиппинцев теперь сопровождали бутылки колы с номерами под крышечкой и просмотры телепередачи. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, по телевидению объявляли выигрышные номера с суммой, которая полагалась счастливчикам. Эти числа, приносившие победителям призы разного размера, были определены заранее, их список, во избежание злоупотреблений, хранился в банковском сейфе. К моменту окончания рекламной кампании в ней уже участвовали более 31 миллиона человек.

25 мая было объявлено: выигрыш в один миллион песо достается тому, кто обнаружил под крышкой число 349. Проблема состояла в том, что таких счастливчиков в Филиппинах оказалось 800 тысяч.

Протесты

Где-то на этапе подготовки конкурса, в результате чьего-то недосмотра, а может быть, и умышленного саботажа, пусть это и не было подтверждено, возник сбой при распределении номеров по крышечкам. Компанией задумывался всего один победитель, лишь он должен был увидеть заветные цифры.


После отказа «ПепсиКо» от выплаты выигрыша в стране начались беспорядки

О том, чтобы выполнить свои обязательства перед владельцами крышечек с номером 349, не могло быть и речи – компания просто не располагала такими средствами, ведь речь шла уже о десятках миллиардов долларов. Руководство «ПепсиКо» заявило об ошибке и о техническом сбое, но люди, уже успевшие поверить в свою удачу, такую отговорку не приняли. В Маниле начались беспорядки. Штаб-квартиру компании осаждали покупатели, которые чувствовали себя обманутыми.


Компанию-производителя «ПепсиКо» обвиняли в обмане

Ни коррупция, ни уровень бедности, ни перебои с электроэнергией не смогли спровоцировать протесты такого масштаба, как один неудачный маркетинговый ход компании «ПепсиКо». На улицы выходили представители самых разных слоев общества и политических объединений, коммунисты и военные, бедняки и те, кто считал себя средним классом. Всех сплотил «обман» производителей колы.

Провал маркетинговой акции

Протесты не были бескровными. Начинаясь как мирные акции, они в результате подавления демонстраций полицией перетекали в уличные беспорядки, вплоть до применения протестующими ручных гранат. В результате погибло по меньшей мере пять человек, в том числе несколько сотрудников «ПепсиКо». Около сорока грузовиков компании оказались сожжены или разбиты, а продукцию теперь приходилось перевозить при сопровождении хорошо вооруженной охраны. «ПепсиКо» отозвала из Филиппин большую часть руководства, в столице состоялась экстренная встреча главы компании Кристофера Синклера и президента Филиппин Фиделя Рамоса.


Последствия уличных беспорядков в Маниле

В качестве жеста доброй воли каждому владельцу крышечки со злополучным номером 349 была предложена компенсация в размере 500 песо или двадцати долларов. На «синицу в руках» согласились почти полмиллиона человек. Это обошлось компании почти в девять миллионов долларов при первоначальном бюджете рекламной акции в два миллиона. От тех, кто не пожелал пойти на компромисс, посыпались обращения в суды; были поданы тысячи гражданских исков и заявлений о мошенничестве.

Суд отказал заявителям в праве на приз за каждую крышечку с номером 349, но присудил возместить им моральный вред в размере десяти тысяч песо каждому. После обжалования решения в суде второй инстанции сумма компенсации выросла до 30 тысяч песо.


Эта акция вот уже почти тридцать лет считается одним из крупнейших провалов в истории маркетинга

В 2006 году Верховный Суд Филиппин окончательно снял все обвинения с «ПепсиКо». В глазах правосудия, в действиях компании не содержалось состава преступления, а ошибка не была злонамеренной. В общей сложности на конкурсе 1992 года производитель прохладительных напитков потерял около двадцати миллионов долларов и значительно пошатнул свои позиции на рынке.

А инцидент с числом 349 вошел в историю бизнеса как одна из худших и самых дорогостоящих маркетинговых ошибок.

См.также:

Как Pepsi отказалась Harrier отдать

История проникновения «Пепси» в Советский Союз

«Поколение Пепси»!

Атланта: Мир Coca-Cola

История газированной воды

25 мая 1992 года новостная программа на Канале 2 в Маниле, Филиппины, провела викторину, которая шла с февраля того года. Каждый вечер станция озвучивала зрителям выигрышные номера дня в «Лихорадка чисел Пепси». Покупка специально отмеченного продукта “Пепси” позволяла потребителям получить номер для участия в акции. В то время как большая часть призов составляла всего 100 песо (примерно $5 в сегодняшней американской валюте), была возможность выиграть главный приз в 1000000 песо (эквивалент $37000-40000).

Филиппины были страной, борющейся со скромной экономикой и широко распространённой бедностью, и тот главный приз воспринимали как судьбоносную сумму. Таким образом, когда 349, выигрышный номер того дня, высветился на экране тем вечером, десятки тысяч филиппинцев не могли поверить своей удаче. Число было связано с самым большим выигрышем. Следующим утром заводы по производству “Пепси” в Маниле были наводнены людьми, размахивающими крышками с числом 349 и ищущими обещанное вознаграждение.

Но его не было.

Были выданы только два главных приза. «Пепси» случайно выпустила 800000 крышек с выигрышным номером. Потребителям сказали, что компания совершила ошибку. Вокруг заводов установили колючую проволоку. Последовали беспорядки, бойкоты и пикеты. В фабрики, на которых хранились бутылки, были запущены самодельные бомбы. По словам одного из руководителей Пепси: «На завтрак мы получали угрозы смерти».

Для увеличения объёмов продаж запустили большую распродажу. В кои-то веки руководители “Пепси” не только боролись за долю рынка – они боялись за свои жизни.

Как постоянный номер два в промышленности колы, “Пепси” проводила несколько акций в эти годы, чтобы успешнее конкурировать с Coca-Cola. В 1989 году они продавали “Pepsi A.M.” в качестве альтернативы кофе. (В ней было на 28 процентов больше кофеина, чем в обычной “Пепси”.) Продукт не пользовался популярностью, и компания предприняла другую попытку и привлекла поп-звезду Мадонну в тот же самый год. Обеспокоенная скандалом при участии певицы, связанным с религиозной тематикой и видео «Like a Prayer», компания свернула рекламу с Мадонной, несмотря на то, что заплатила за неё $5 миллионов.

Их кампания «Лихорадка чисел», казалось, не несла никаких рисков. “Пепси” видела только позитивный аспект: на Филиппинах, тогда 12-м по величине рынке в мире безалкогольных напитков, компания должна была стать ближе к Coca-Cola. Обещания получить от скромной суммы до 1 миллиона песо было достаточно, чтобы поднять продажи на 40 процентов, захватив 26 процентов доли рынка страны. С февраля по май 51000 человек выиграли по 100 песо, в то время как 17 получили главный приз.

Чтобы определить выигрышные номера, “Пепси” наняла «D.G. Consultores», маркетинговую фирму, базирующуюся в Мексике. Числа были получены с помощью компьютера, а затем транспортировались в секретном сейфе в Манилу. Затем список использовали, чтобы «отобрать» пробки на заводах по розливу. Каждый вечер компания объявляла выигрышные номера дня по телевидению.

Так или иначе, система дала сбой. Компьютерная ошибка велела заводам безалкогольных напитков напечатать 800000 крышек с числом 349, хотя на всех них, за исключением двух, не хватало специального кода безопасности, который доказывал, что крышка подлинная. Но эта мелочь была не важна потребителям, которые видели, что у них выигрышное число, и продолжали требовать приз, который был по праву их – количество желающих в итоге выросло до 486170 человек. (Хотя крышек было значительно больше, не все заметили, что получили «выигрышное» число.)

В срочном порядке руководители “Пепси” на Филиппинах и в США были созваны на экстренное совещание, чтобы разработать план дальнейших действий. С экономической точки зрения, признать подлинность всех крышек было фактически невозможно – это обошлось бы компании в десятки миллиардов долларов. В итоге они решили объявить о компьютерной ошибке и предложили держателям $18-20 в качестве «жеста доброй воли». То, что изначально задумывалось, как кампания с $2 миллионами призового фонда, увеличилось до $10 миллионов.

В то время как некоторые приняли приз, большинство потребителей были категорически против. “Пепси”, как они утверждали, подарила им надежду на уменьшение их финансовых трудностей. Их не волновала компьютерная ошибка. “Пепси” была крупным конгломератом и должна была решить вопрос.

Компания не согласилась, и именно тогда начались проблемы.

Грузовики с поставками “Пепси” стали настоящими жертвами войны. Около 32-37 грузовиков были опрокинуты, сожжены, закиданы камнями или разрушены другими способами протестующими, многие из которых вышли на улицы с плакатами и портативными мегафонами, чтобы высказать своё недовольство поступком компании. Корпоративные офисы “Пепси” стали целью для коктейлей Молотова – импровизированные взрывчатые вещества кидали в окна и на газоны. Одна самодельная граната, предназначенная для грузовика, укатилась слишком далеко и остановилась около школьной учительницы, убив её и 5-летнего ребёнка и ранив ещё шестерых.

Обеспокоенные руководители “Пепси” наняли телохранителей, вооружённых охранников в грузовики и забрали почти всех своих представителей из страны, оставив лишь горстку – включая одного с опытом работы в Бейруте – чтобы стоять перед сердитыми толпами, которые быстро становились организованными. Некоторые образовали фракции, включая Коалицию 349, которая проявила систематический подход к опозориванию “Пепси”. После избрания лидера, Висенте дель Фьерро младшего, они напечатали трактаты «антипепси» и призвали бойкотировать продукцию. Пэкинсия Салем, тогда 64-летняя протестующая, муж которой умер от сердечной недостаточности в оппозиции, объявила, что компания никогда не найдёт покоя.

«Даже если я умру здесь, мой призрак придёт, чтобы сражаться с Пепси, — сказала она. – Это их ошибка. Не наша ошибка. И теперь они отказываются платить. Вот почему мы сражаемся».

Хотя “Пепси” была достаточно сдержанной, чтобы отвечать на эти страстные заявления, называя их «вымогательством», она была вынуждена ответить на вопросы от правительства Филиппин. Сенатор Глория Макапагал-Арройо назвала ошибку «недопустимой», в то время как тысячи гражданских и преступных претензий затопили офисы государственного обвинителя. Спекулянты даже начали продавать крышки за $15 в надежде, что компания однажды смягчится и согласится заплатить полную сумму приза.

Шумиха достигла пика в 1993 году, когда новый сенсационный поворот занял местные заголовки. В декабре того года полицейский подал отчёт, утверждавший, что взрывы и беспорядки не были действиями протестующих. Они были, как настаивал он, преднамеренными действиями саботажа «Пепси» против самих себя.

Обвинение, о котором сообщили в «Chicago Tribune», прибыло от Артемио Сакагинга, руководителя подразделения по борьбе с организованной преступностью Национального бюро расследований страны. В своём отчёте Сакагинг сообщил обвинителям Манилы, что некий человек признался в том, что был охранником в «Пепси» и знал о трёх наёмниках, которым компания заплатила, чтобы нанести ущерб собственности. При этом Сакагинг утверждал, что они могли состоять в группах «антипепси», а также являться опасными террористами, что ухудшит их положение в суде.

Почти немедленно начальники Сакагинга отклонили его обвинения и заявили, что отчёт полицейского был дискредитирован. Адвокат «Пепси» опроверг заявление; сенатор Макапагал-Арройо дала ход немного более вероятной теории. Конкурирующие заводы безалкогольных напитков, сказала она, вмешались в процесс, чтобы ослабить влияние «Пепси» на рынке.

Постепенно чёрная метка «Пепси» в Маниле начала исчезать. Большинство гражданских исков (689) и претензий (5200) были отклонены судом. С пониманием, что у компании было больше намерения остаться в стране, чем у протестующих времени или энергии продолжать идти вперёд, чувство «антипепси» начало угасать. К 1994 году их доля рынка выросла от нижнего уровня в 17 процентов после скандала до 21 процента. 1,5-литровая «мега-бутылка» стала бестселлером.

В 2006 году постановление Верховного суда Филиппин закрыло все судебные дела по потенциальной ответственности, придя к выводу, что «Пепси» не была обязана соблюдать выплату выигрышей из-за ошибки. Это было затяжное решение спора.

Компании по продаже содовой продолжают использовать различные призовые акции как метод повышения спроса, хотя всегда есть риск, что потребители попытаются выйти за границы возможного. В 1996 году «Пепси» предложила призы людям, которые копят баллы, покупая продукцию. Один рекламный ролик остроумно предложил реактивный истребитель Харриет любому, кто соберёт 7 миллионов баллов. Джон Леонард, 21-летний майор, решил попытать счастья, предложив купить баллы за $0,10 каждый. Потратив $700000, он потребовал свой самолёт, но «Пепси» объявила, что этот приз был просто шуткой. Суд согласился, устроив упрощённый судебный процесс компании. В следующих выходах в эфир рекламы компания увеличила необходимое число баллов с 7 миллионов до 700 миллионов.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — по статье с сайта mentalfloss.com

Copyright Muz4in.Net © — Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать — «об Авторстве»

Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус…

Почитать ещё:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка 35031 hp 1010
  • Ошибка 3464 камаз
  • Ошибка 3502 хонда
  • Ошибка 3456 на ваз 2110
  • Ошибка 3501 ман