Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ОГЭ-2022. Русский язык.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
и общее количество баллов.
Критерии |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм. Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибки |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм. Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм. Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
Допущено две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибки |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм. Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов |
1 |
|
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов |
0 |
|
ФК1, ГК1-ГК4 |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 |
10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Количество баллов.
№ задания. |
Баллы. |
Часть 1. Изложение. |
7 |
Часть 2, задания № 2-8. |
7 |
Часть 3. Задание № 9. |
9 |
Оценка грамотности (изложение + сочинение) |
10 |
Максимальное количество баллов. |
33 |
Критерии оценивания изложения ЗДЕСЬ.
Критерии оценивания сочинения ЗДЕСЬ.
Задания Д1 C1 № 3707
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Пр..ехали мы как-то в питомник п..тнистых оленей.
Оленихи с оленятами там совсем руч..ные но добрее всех Кастрюлька. С этой Кастрюлькой мож..т всякое случит..ся. Пр..дёт она встан..т (под)окном и на нас погляд..вает.(4) (Не)обр..тит ли кто(н..будь) (на)неё внимания? Или удумает пол..жить гол..ву на деревя(н/нн)ый подоконник и будет дожидат..ся, пока её пр..ласкают. Или пр..к..снётся(3) (к)вам своим носом и подт(а/о)лкнёт. Поглад..те, мол! А ведь её р..дители – (не)домашние а дикие олени.
Кастрюлька оттого ласковая(2) и бе(з/с)злобная, что взята в питомник от дикой матери в первый же день своего рождения. А если бы от(и/ы)скали её (в)лесу на второй день, то (не)была(б) она такой доброй. Осталась бы (на)всю жизнь дик..ватой.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Приведём верное написание.
Оленихи с оленятами там совсем ручные, но добрее всех Кастрюлька. С этой Кастрюлькой может всякое случиться. Придёт она, встанет под окном и на нас поглядывает.(4) Не обратит ли кто-нибудь на неё внимания? Или удумает положить голову на деревянный подоконник и будет дожидаться, пока её приласкают. Или прикоснётся(3) к вам своим носом и подтолкнёт. Погладьте, мол! А ведь её родители — не домашние, а дикие олени.
Кастрюлька оттого ласковая(2) и беззлобная, что взята в питомник от дикой матери в первый же день своего рождения. А если бы отыскали её в лесу на второй день, то не была б она такой доброй. Осталась бы на всю жизнь диковатой.
(По М. Пришвину)
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ |
Указания по оцениванию | Баллы |
---|---|---|
K1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов |
4 | |
Допущено не более двух ошибок | 3 | |
Допущены три-четыре ошибки | 2 | |
Допущено пять ошибок | 1 | |
Допущено более пяти ошибок | 0 | |
K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
K3 | Правильность списывания текста | |
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
2 | |
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
1 | |
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
0 | |
Максимальный балл | 9 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объем изложения и сочинения.
Ниже в таблице указаны нормативы, которые применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140–290 слов.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы | |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки. | 2 | |
Допущены 2 ошибки. | 1 | |
Допущены 3 ошибки и более. | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. | 2 | |
Допущены 3 ошибки. | 1 | |
Допущены 4 ошибки и более | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка. | 2 | |
Допущены 2 ошибки. | 1 | |
Допущены 3 ошибки или более. | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. | 2 | |
Допущены 3 ошибки. | 1 | |
Допущены 4 ошибки и более. | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность сочинения-рассуждения | |
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет. | 2 | |
Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов. | 1 | |
Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста,
и/или есть 2 и более ошибки в понимании и употреблении терминов. |
0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 |
Если суммарный объем сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объемом работы:
если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше);
если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.
НОРМЫ ОЦЕНКИ
Русский язык
Литература
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устный опрос
является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения,
правила в конкретных случаях.
При оценке ответа
ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и
правильность ответа;
2) степень
осознанности, понимания изученного;
Отметка |
Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» |
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное 2) обнаруживает понимание материала: может обосновать свои 3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения |
«4» |
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для |
«3» |
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной 1) излагает материал неполно и допускает неточности в 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в |
«2» |
ученик |
3) языковое оформление
ответа.
Отметка («5», «4», «3»)
может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во
времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на
практике.
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка |
Степень выполнения учащимся |
«5» |
Оценивается ответ, обнаруживающий |
«4» |
Оценивается ответ, который |
«3» |
Оценивается ответ, |
«2» |
Оценивается ответ, обнаруживающий |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВ
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего
количества вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 75% — 89% от
общего количества вопросов.
Отметка «3»
(удовлетворительно) ставится,
если работа содержит 40%-74% правильных ответов.
Отметка «2»
(неудовлетворительно) ставится, если
работа содержит от 0% до 39% правильных ответов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ
Диктант
— одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов
целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся
данного класса.
Требования
к тексту диктанта
Класс |
Контрольный диктант |
Словарный диктант |
||||
Кол-во слов |
Кол-во орфограмм2 |
Кол-во пунктограмм |
Кол-во слов с |
Кол-во слов |
Объяснение лексического |
|
5 |
90-100 |
12 |
2-3 |
5 |
15-20 |
1 слово |
6 |
100-110 |
16 |
3-4 |
7 |
20-25 |
2 слова |
7 |
110-120 |
20 |
4-5 |
10 |
25-30 |
3 слова |
8 |
120-150 |
24 |
10 |
10 |
30-35 |
4 слова |
9 |
150-170 |
24 |
15 |
10 |
35-40 |
4 слова |
1До
конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется
объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для
контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3
случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они
должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм
и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех
предыдущих уроках).
Рекомендуемые
нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка |
Число ошибок |
«5» |
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» |
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если |
«3» |
В 5 классе: 4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 С 6 по 11 класс: 4/4, 3/5, 0/7, |
«2» |
7/7, 6/8, 5/9, 8/6, 0/8 |
Примечание.
При оценке
диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные
ошибки:
1) в переносе
слов;
2) на правила,
которые не включены в школьную программу;
3) на еще не
изученные правила;
4) в словах с
непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче
авторской пунктуации.
Исправляются, но
не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик
слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля»
(вместо земля).
При оценке
диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые,
т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым
относятся ошибки:
1) в
словах-исключениях из правил;
2) в написании
большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях
слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях
трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда
он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной,
как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных
именах нерусского происхождения;
6) в случаях,
когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске
одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо
учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она
считается за одну ошибку.
Однотипными
считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и
фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются
однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного
написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму
(вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три
однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка
учитывается самостоятельно.
Если в одном
непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну
ошибку.
При наличии в
контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на
верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при
наличии трех и более исправлений.
В комплексной
контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две
оценки (за каждый вид работы).
При оценке
выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5»
ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4»
ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3»
ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2»
ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1»
ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант
При
оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Балл |
Количество ошибок |
«5» |
ошибки отсутствуют |
«4» |
1-2 ошибки |
«3» |
3-4 ошибки |
«2» |
5 и более ошибок |
Критерии пунктуационной грамотности.
Все
пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении
и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К
негрубым относятся:
- ошибки в
выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо
двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.); - ошибки, связанные
с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного
правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между
частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила
ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют
общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка
учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая,
поскольку речь идет об исключении из общего правила; - ошибки,
связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из
знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, — самое грибное
место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые
пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников.
Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не
выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех
пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе
предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же
направлениям, что и учет орфографических.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и
СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения —
основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли,
уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в
V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы
«Развитие навыков связной речи».
Примерный
объем текста изложений и сочинений
Класс |
Объем текста |
||
для подробного |
для сжатого изложения |
классного сочинения |
|
5 |
100-150 слов |
0,5 – 1,0 страницы |
|
6 |
150-200 слов |
1,0 – 1,5 страницы |
|
7 |
200-250 слов |
1,5 – 2,0 страницы |
|
8 |
250-350 слов |
130-170 слов |
2,0 – 3,0 страницы |
9 |
350-450 слов |
130-170 слов |
3,0 – 4,0 страницы |
10 |
280 – 350 слов |
||
11 |
280 – 350 слов |
Объём текстов итоговых
контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50
слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объёму сочинений учитель должен
относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от
многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и
замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Критериями
оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений
являются:
- соответствие
работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; - полнота
раскрытия темы; - правильность
фактического материала; - последовательность
и логичность изложения; - правильное
композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и
композиции изложений и сочинений выражаются в
количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится
при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку
«4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами
хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать
богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность
употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с
точки зрения следующих критериев:
— богатство
(разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
— стилевое единство и
выразительность речи;
— правильность и
уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства
речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический
строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе
оформления высказывания.
Показатель точности
речи — умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать
из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной
речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения
учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности
лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков
лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых
грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют
целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает
особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию
соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные
средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова,
тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном
значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному
стилю речи.
Снижает выразительность
школьных сочинений использование штампов,
канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться
стилистическими синонимами.
Правильность и уместность
языкового оформления проявляется в
отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы — лексические и грамматические
(а в устной речи произносительные) — и правила выбора языковых средств в
соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение
оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за
грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам
необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к
соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй
оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических
ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке
языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за
изложение и сочинение
в 5-11 классе
Отметка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
1.Содержание работы полностью соответствует 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность В целом в работе допускается 1 недочет в |
Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» |
1.Содержание работы в основном 2.Содержание в основном достоверно, но 3.Имеются незначительные нарушения 4.Лексический и грамматический строй 5.Стиль работы отличается единством и В целом в работе допускается не более 2 |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные или 1 орфографическая и 3 пунктуационные или 4 пунктуационные ошибки при а также 2 грамматические ошибки |
«3» |
1.В работе допущены существенные 2.Работа достоверна в главном, но в ней 3.Допущены отдельные нарушения 4.Беден словарь и однообразны 5.Стиль работы не отличается единством, В целом в работе допускается не более 4 |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» |
Работа не соответствует теме. Допущено В целом в работе допущено 6 недочетов и |
Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
По результатам проверки
сочинения/изложения необходимо произвести классификацию и подсчёт ошибок, где в
первой строке указать число фактических, логических, речевых ошибок; во второй
строке – число орфографических, пунктуационных, грамматических.
В конце каждой строки в кавычках поставить
соответствующую критериям оценивания отметку.
В 8-9 классах при оценивании сжатых изложений
в третьей строке указывать баллы по каждому из критериев оценивания сжатого
изложения (по рекомендациям ФИПИ: ИК1, ИК2, ИК3).
Критерии |
Критерии оценивания сжатого |
Баллы |
ИК1 |
Содержание изложения |
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного восприятия |
2 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного но упустил или добавил одну микротему |
1 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного но упустил или добавил более одной микротемы |
0 |
|
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав |
3 |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, |
2 |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав |
1 |
|
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста |
0 |
|
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, – – в |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, изложения, но допущена и/или в |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено и/или имеется |
0 |
|
Максимальное количество баллов за по |
7 |
В 8-9 классах при оценивании сочинений в
третьей строке указывать баллы по каждому из критериев оценивания сочинения на
лингвистическую тему (по рекомендациям ФИПИ: С1К1-С1К4), сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста
(С2К1-С2К4, С3К1- С3К4).
Задание 15.1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему
Таблица 3
№ |
Критерии оценивания |
Баллы |
С1К1 |
Наличие |
|
Экзаменуемый |
2 |
|
Экзаменуемый |
1 |
|
Экзаменуемый или или или |
0 |
|
С1К2 |
Наличие |
|
Экзаменуемый |
3 |
|
Экзаменуемый или илиипривёл |
2 |
|
Экзаменуемый |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, или |
0 |
|
С1К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и |
|
Работа – – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа но и/или |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный Но и/или |
0 |
|
С1К4 |
Композиционная стройность работы |
|
Работа |
2 |
|
Работа но |
1 |
|
В |
0 |
|
Максимальное |
9 |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом текста
Таблица 6
№ |
Критерии оценивания |
Баллы |
С2К1 |
Понимание |
|
Экзаменуемый |
2 |
|
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение но допустил одну ошибку в |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания или экзаменуемый допустил или объяснение |
0 |
|
С2К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл из текста два |
3 |
|
Экзаменуемый привёл из текста один |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, или экзаменуемый привёл в |
0 |
|
С2К3 |
Смысловая |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой – – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой но допущена одна и/или в работе имеется |
1 |
|
В работе экзаменуемого но допущено более одной и/или имеется два |
0 |
|
С2К4 |
Композиционная |
|
Работа |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и но допущена одна ошибка в |
1 |
|
В |
0 |
|
Максимальное |
9 |
Критерии
оценивания задания 15.3
Таблица 7
№ |
Критерии оценивания |
Баллы |
С3К1 |
Толкование |
|
Экзаменуемый |
2 |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей но не прокомментировал его |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в |
0 |
|
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один или экзаменуемый привёл два |
3 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
|
С3К3 |
Смысловая |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой изложения: – логические ошибки отсутствуют, изложения – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой но допущена одна и/или в работе имеется |
1 |
|
В работе экзаменуемого но допущено более одной и/или имеется два |
0 |
|
С3К4 |
Композиционная |
|
Работа |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью но допущена |
1 |
|
В |
0 |
|
Максимальное |
9 |
В 10-11 классах при оценивании сочинений
в третьей строке указывать баллы по каждому из критериев оценивания сочинения
(по рекомендациям ФИПИ: К1 – К12).
Критерии оценивания ответа |
Баллы |
|
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в Фактических ошибок, формулировкой проблемы, нет |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно * Если экзаменуемый сформулировал неверно (в той или иной |
0 |
|
К2 |
Комментарий к |
|
Сформулированная прокомментирована с Экзаменуемый привёл не менее 2 Дано пояснение к 2 приведённым |
5 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема Дано пояснение к 2 приведённым или выявлена смысловая связь между |
4 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема или экзаменуемый привёл 1 |
3 |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации |
2 |
|
Экзаменуемый привёл 1 |
1 |
|
Примеры-иллюстрации из прочитанного проблема прокомментирована без опоры или в комментарии допущены или прокомментирована другая, не или вместо комментария дан простой вместо комментария цитируется большой |
0 |
|
К 3 |
Отражение позиции автора |
|
Экзаменуемый верно сформулировал |
1 |
|
Позиция автора исходного текста или позиция автора исходного текста не |
0 |
|
К 4 |
Отношение к позиции автора |
|
Экзаменуемый выразил своё отношение к |
1 |
|
Экзаменуемый не выразил своего или размышления экзаменуемого не или мнение экзаменуемого заявлено лишь |
0 |
|
II |
Речевое оформление |
|
К5 |
Смысловая последовательность |
|
Работа экзаменуемого характеризуется цельностью, речевой связностью и – логические ошибки отсутствуют, – в работе нет нарушений абзацного |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется цельностью, связностью и но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается но допущено более одной логической и/или имеется два случая нарушения абзацного |
0 |
|
К 6 |
Точность и выразительность |
|
Работа экзаменуемого характеризуется * Высший балл по этому критерию |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется но прослеживается однообразие или работа экзаменуемого но есть нарушения точности выражения |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается |
0 |
|
III |
Грамотность |
|
К 7 |
Соблюдение орфографических |
|
Орфографических ошибок нет (или ошибка) |
3 |
|
Допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено более четырёх ошибок |
0 |
|
К 8 |
Соблюдение пунктуационных |
|
Пунктуационных ошибок нет (или |
3 |
|
Допущено одна–три ошибки |
2 |
|
Допущено четыре-пять ошибок |
1 |
|
Допущено более пяти ошибок |
0 |
|
К 9 |
Соблюдение языковых норм |
|
Грамматических ошибок нет |
2 |
|
Допущено одна-две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной речевой ошибки |
2 |
|
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено более трёх ошибок |
0 |
|
К11 |
Соблюдение этических норм |
1 |
Этические ошибки в работе |
0 |
|
Допущены этические ошибки (одна и |
||
К12 |
Соблюдение |
|
Фактические ошибки в фоновом материале |
1 |
|
Допущены фактические ошибки (одна и |
0 |
|
Максимальное количество баллов за всю |
24 |
При оценке грамотности
(К7–К10) следует учитывать объём сочинения . Указанные
в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в150–300
слов .
Если в сочинении менее 70 слов, то
такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается
невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70
до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится
в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет
(или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или
допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в
следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна–три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной
речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за
работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то
такая работа по всем аспектам проверки
(К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе,
представляющей собой переписанный или
пересказанный исходный текст, содержатся
фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то
количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на
прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать
самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления.
2. Если объём сочинения в полтора — два раза больше
указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить
из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две
единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2
пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3;
«3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5»
превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть
положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются
положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником
исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы
(различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более
строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих
работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки
были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том
случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.
При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки
«4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа,
как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или
навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные
работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок,
оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Критерии
оценивания сочинения на литературную тему
Требование №
1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое
количество слов – от 350.
Максимальное
количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов
(в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется
«незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое
сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование №
2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение
выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов
сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста
(работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном
виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник
(ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем
собственного текста участника.
Если сочинение
признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение
требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по
критериям оценивания).
Итоговое
сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие
теме»; - «Аргументация.
Привлечение литературного материала»; - «Композиция
и логика рассуждения»; - «Качество
письменной речи»; - «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2
являются основными.
Для получения
«зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и №
2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из
других критериев.
Критерий № 1
«Соответствие теме»
Данный критерий
нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен
рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на
вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в
нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного
замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий
нацеливает на проверку умения использовать литературный материал
(художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения
устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные
источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен
строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения
отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования
литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления
художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в
единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится
при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала
или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения
лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3
«Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий
нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную
тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают
пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4
«Качество письменной речи»
Данный критерий
нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и
различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять
термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые
ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных
случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5
«Грамотность»
Данный критерий
позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится
при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок:
грамматических, орфографических, пунктуационных.
Критерии письменных работ по литературе
Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа в
объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от
его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый
может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои
мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится
0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка №
2 выставляется 0 баллов.
Если по Критерию 2 («Аргументированность, привлечение
текста произведения») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 («Фактологическая, логическая
и речевая точность ответа») работа не оценивается, в «Протокол проверки
ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерий |
Баллы |
1. Соответствие ответа заданию |
|
а) |
2 |
б) |
1 |
б) |
0 |
2. Привлечение текста произведения для |
|
а) |
2 |
б) |
1 |
в) |
0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм |
|
а) |
2 |
б) |
1 |
в) |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Оценка
выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10
предложений
Указание на объём условно,
оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний
экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать
свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерии 1 и 2 («Сопоставление
первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление
второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными.
Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание
считаетсяневыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям
в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Если по критерию 3
(«Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по
критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в
«Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0
баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый
самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения
(допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При
указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и
родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания
ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С.
Пушкин).
Не названо
произведение, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление
произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
Критерии |
Баллы |
1. Сопоставление первого выбранного |
|
а) Названо |
2 |
б) Названо ИЛИ названо ИЛИ названо |
1 |
в) |
0 |
2. Сопоставление второго выбранного |
|
а) Названо |
2 |
б) Названо ИЛИ названо ИЛИ названо |
1 |
в) |
0 |
3. Привлечение текста произведения для |
|
а) Для |
4 |
б) Для |
3 |
в) Для ИЛИ И/ИЛИ |
2 |
г) Для ИЛИ И/ИЛИ |
1 |
д) Для |
0 |
4. Логичность и соблюдение речевых норм |
|
а) |
2 |
б) |
1 |
в) |
0 |
Максимальный балл |
10 |
Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого
аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый
критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы
эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается
невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5)
в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в
колонку 7 протокола; по второй позиции – в колонку 8; по третьей – в колонку 9;
по четвёртой – в колонку 10; по пятой – в колонку 11.
При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём
написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если
в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и
служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество
ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
1. Соответствие сочинения теме и её |
Баллы |
а) |
3 |
б) |
2 |
в) |
1 |
г) |
0 |
2. Привлечение текста произведения для |
|
а) |
3 |
б) |
2 |
в) |
1 |
в) |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные |
|
а) |
2 |
б) |
1 |
в) |
0 |
4. Композиционная цельность и логичность |
|
а) |
3 |
б) |
2 |
в) |
1 |
в) |
0 |
5. Соблюдение речевых норм |
|
а) |
3 |
б) |
2 |
в) |
1 |
г) |
0 |
Максимальный балл |
14 |
Оценка
чтения наизусть
При чтении
поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан
— указать автора и
название произведения;
— безошибочно
воспроизвести текст;
— понимать смысл и
значение текста;
— во время чтения
грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это
необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию;
использовать при необходимости мимику и жесты.
Отметка
«5» ставится при соблюдении всех
перечисленных условий.
Отметка
«4» ставится при несоблюдении одного из
перечисленных условий.
Отметка
«3» ставится при несоблюдении двух-трёх из
перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении;
выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение
расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп
чтения).
Отметка
«2» ставится при слабом знании текста (три и
более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста,
неполное воспроизведение текста) или при неготовности ученика к чтению
наизусть, при полном незнании текста.
|
Из новой демоверсии 2022.
Формулировка задания 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 27 |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Одна из проблем исходного текста (в той ИЛИ иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 |
|
Проблема исходного текста не сформулирована ИЛИ сформулирована неверно. * Если экзаменуемый не сформулировал ИЛИ сформулировал неверно (в той ИЛИ иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов |
0 |
|
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
6 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
5 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет |
4 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
3 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
2 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примеру-иллюстрации нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
1 |
|
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены. ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста. ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста |
0 |
|
КЗ |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет |
1 |
|
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ |
0 |
|
К4 |
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Отношение (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано |
1 |
|
Отношение (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного |
0 |
|
текста не соответствуют сформулированной проблеме. ИЛИ мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») |
||
II |
Речевое оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют |
2 |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. ИЛИ
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Логических ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено 2 и более логических ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Логических ошибок нет. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено 2 и более логических ошибки |
0 |
|
К6 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 |
|
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 |
|
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
|
III |
Грамотность |
|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (ИЛИ допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущены одна-две ошибки |
2 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет (ИЛИ допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущены одна-три ошибки |
2 |
|
Допущены четыре-пять ошибок |
1 |
|
Допущено шесть и более ошибок |
0 |
|
К9 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет |
2 |
|
Допущены одна-две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной речевой ошибки |
2 |
|
Допущены две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибок |
0 |
|
К11 |
Соблюдение этических норм |
|
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
|
Допущены одна и более этических ошибок |
0 |
|
К12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
Допущены одна и более фактических ошибок в фоновом материале |
0 |
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) |
25 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено не более двух ошибок;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952), «82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. < .. >
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.