Один тапок потеряли ошибка

Тренировочные
задания №20

ЕГЭ
2018 по русскому языку

Задание 20.

Вариант 1

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

2. Его гуманность и человечность известны всем.

3. Мне срочно надо было написать мою автобиографию.

4. Это криминальное преступление потрясло весь город.

5. В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный
памятник, посвященный

воинам-интернационалистам.

Вариант 2

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Таня – верная жена своему мужу.

2. С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки.

3. На Урале добывают руду в рудниках.

4. Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно
бороться до конца жизни.

5. До конца своей жизни он помнил её.

Вариант 3

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. В этой книге описываются действительные факты.

2. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли
амуницию, чистили оружие.

3. В период студенческой практики мы собирали
произведения разных жанров народного фольклора.

4. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и
ценные подарки.

5. Руководители предприятия по-прежнему надеются на
руководящие указания министерства.

Вариант 4

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.

2. Индейцы – коренные аборигены Америки.

3. Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

4. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту
цен.

5. Появилась свободная вакансия.

Вариант 5

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.

2. Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в
концертном зале.

3. Мужественные и смелые люди одержали победу над
фашистами.

4. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял
признаков жизни.

5. Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными
ладонями рук.

Вариант 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Это был первый дебют начинающего актёра.

2. На рабочем месте нужно беречь каждую минуту
времени.

3. Председатель домового комитета сделал анонс о
предстоящем собрании жильцов.

4. У Толстого каждый персонаж имеет свои
индивидуальные черты.

5. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.

Вариант 7

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. В конце выступления оратор, резюмируя, кратко
обобщил свои предложения.

2. Бывший экс-министр принял решение вернуться в
Москву.

3. Местные аборигены радостно встретили
путешественников.

4. Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.

5. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное
впечатление.

Вариант 8

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Незаконные бандформирования терроризировали весь
город.

2. В ответ на наш запрос мы получили следующий ответ.

3. Наша деятельность направлена на развитие общения и
коммуникации.

4. Этот план требует корректив и поправок.

5. В мае месяце оборот денежных средств составлял
6.000.000 рублей.

Вариант 9

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Большую половину своего выступления докладчик
посвятил анализу политической ситуации.

2. Главная суть рассуждения заключается в тезисе
текста.

3. Перед нами как из-под земли возник крохотный
карлик.

4. Моя мама готовит очень вкусные беляши с мясом.

5. Первоклассник быстро спускался вниз по школьной
лестнице, торопясь на урок.

Вариант 10

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Мягкий свет вечернего заката поразил наше
воображение.

2. Другой альтернативы нет и быть не может.

3. Он шёл по направлению к дому.

4. Порочащая клевета всегда больно бьёт по сердцу.

5. Моя мама вкусно готовит яблочную шарлотку.

Вариант 11

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Люди вкладывают огромные денежные финансы в
проекты, связанные со временем.

2. Картина мне понравилась тем, что в ней изображен
быт жизни народа.

3. Троекуров был расточителен, любил богатую роскошь.

4. Кирила Петрович послал послов за Дубровским.

5. На вокзале
Дубровский встретил неизвестного незнакомца.

Вариант 12

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы
современного русского литературного языка
.

1. Каждый понимает понятие «счастье» по-своему.

2. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии
одержали поражение в битве с войсками молодого

преобразователя России Петра Великого.

3. У Ирины карие волосы и зеленые глаза.

4. Фамусов действует по лозунгу: «Подписано, так с
плеч долой».

5. Алёша безропотно переносил все тяжести жизни.

Вариант 13

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. Онегин ведёт праздничный образ жизни.

2. Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета.

3. О подвигах саперов, танкистов, лётчиков
рассказывают такие рассказы, как «Маленькие рассказы

о больших подвигах» Суркова.

4. Печорин – главный герой «Героя нашего времени».

5. Ночью ребята увидели сторожа, который сторожил
усадьбу.

Вариант 14

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. После уроков мы пошли на спортивную площадь.

2. У Печорина острый ум, который способствует ему верно
судить о людях.

3. Пьер тыкался из угла в угол в поисках смысла жизни.

4. Человеком богатырской силы предстоит перед нами
Тихон Щербатый.

5. Стихотворение «Строго воспрещается» Маяковский
написал в газете «Красная нива».

Вариант 15

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. Писатель написал этот роман в то время, когда
передовая молодёжь была увлечена естественными

науками.

2. Купец Лопахин купил имение, прекраснее которого нет
на свете.

3. Во время
ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

4. Этот невероятный случай, оставивший след в моей
памяти, случился со мной в юности.

5. Эту аксиому ещё стоит доказать будущим математикам.

Вариант 16

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. В Думе начались слухи о том, что предстоит смена
правительства.

2. История с коробкой из-под ксерокса во время выборов
президента стала, по сути, басней во языцех.

3. Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.

4. Чаша его терпения наконец лопнула.

5. Сейчас отечественные производители пытаются
удешевить стоимость товаров.

Вариант 17

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. Это была храбрая мысль.

2. Я знал, что мой друг сильно слабый человек.

3. Львиная часть работы была сделана.

4. На этой вечеринке он и начал за ней флиртовать.

5. Он мне с апогеем рассказывал об этом.

Вариант 18

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою
ответственность за то, что происходит дома.

2. Всю четвёртую декаду апреля было холодно.

3. Мы успешно осуществили эту проблему.

4. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили.

5. В этом году большой урожай кавунов.

Вариант 19

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. Школьные годы пропали не зря.

2. Родители должны во всём показывать образец
поведения своим детям.

3. Лектор рассказывал о вопиющих достижениях столетия.

4. Совершим краткий ракурс в историю.

5. Срок выполнения ремонта может быть пролонгирован.

Вариант 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. Эффективность режима экономии во многом зависит от
того, насколько лимитируются финансовые

расходы.

2. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с
очевидцами происшествия, свидетелями, а затем

изложить своё кредо.

3. Он хорошо рисовал, писал стихи, рассказы, был
завсегдатаем художественной самодеятельности.

4. В нашей библиотеке есть очень дефицитная книга –
первое издание «Путешествия из Петербурга в

Москву».

5. Они работают
как самые отъявленные специалисты.

Вариант 21

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Печорин вышел из знатной аристократической семьи.

2. Шолохов …писал «Поднятую целину» по горячим следам
событий, когда ещё были свежи

воспоминания о событиях.

3. Нет, ни гроза, ни пророчество сумасшедшей и
безумной старухи послужили причиной

признания Катерины.

4. Молодым юношей он приехал в Петербург.

5. Коллеги по работе пришли проведать заболевшего
Николая Петровича.

Вариант 22

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Мое отношение к настоящей действительности резко
отрицательное.

2. Надо преодолеть
все старые пережитки и идти вперед.

3. Больше всего в романе меня привлекает Наташа
Ростова, которая отличается особым

художественным обаянием.

4. Мне особенно нравится в Олеге его нежное отношение
к своей матери.

5. Лишь при одном имени Пушкина появляется такое чувство
чего-то близкого, родного.

Вариант 23

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Евгений Онегин не нашел счастья в своей жизни.

2. Борис, персонаж драмы «Гроза», ничего не имеет и
вполне зависит от дяди.

3. Поэма Маяковского горячо связана с
действительностью.

4. Физически раненный Сокол хотел еще раз взлететь в
небо.

5. Он снова переживает новое разочарование.

Вариант 24

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. После встречи на высшем уровне стороны подписали
договор о взаимном сотрудничестве.

2. В конце года состоится мой бенефис, и я впервые
выйду на сцену к любимым зрителям.

3. За стеклянными витражами магазина были видны первые
покупатели.

4. Жители нашего города были свидетелями
театрализованного представления.

5. Состоялась первая премьера.

Вариант 25

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Никого не волнует жизнь своего ближнего.

2. Юная девушка жертвовала всем, чтобы помочь семье.

3. Если твоя любовь глубока и искренна, ты готов
посвятить ей всю свою жизнь

4. В Сирии был уничтожен арсенал оружия.

5. Сторожевые
корабли обходили акваторию водных объектов, проверяя, нет ли мин.

Вариант 26

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. Ошибку молодости не вернуть.

2. Благодаря
сильному урагану с дома сорвало крышу.

3. В школе проводился региональный шахматный турнир.
Наш класс одержал поражение.

4. Вследствие
предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

5. На митинг собрались закоренелые патриоты, как они
себя называли.

Вариант 27

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. В этом рассказе рассказывается о двух влюблённых,
которые получили «солнечный удар».

2. Ha вокзале висит объявление: «Касса для командировочных
на втором этаже.

3. Можно начинать собрание: форум уже есть.

4. Для свободных игр выносим на площадку много
различных атрибутов: вожжи, санки, тапочки.

5. Количество читателей нашей библиотеки непрерывно
прогрессирует.

Вариант 28

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
.

1. На уроке русского языка мы писали сочинение по
картине. Моё внимание привлекла Алёнушка:

её ланиты разрумянились, глаза смотрели вдаль.

2. Открытый урок прошел на ура, коллеги, посетившие
его, были шокированы высочайшим

мастерством учителя.

3. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в
душе у князя Андрея.

4. Коллеги поздравили меня с постигшим юбилеем.

5. Скрутившись
клубком и уютно расположившись на стуле, спит наш любимый котёнок.

Вариант 29

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. В течение длительного периода времени мы оформляли
загранпаспорт.

2. Глубокая бездна пугала нас.

3. Мяч, брошенный ребёнком, резко подскочил вверх.

4. Когда портниха шила платье, она соединила воедино
две детали.

5. Когда мы были в горах, инструктор, поддерживая
меня, часто протягивал мне ладонь руки,

чтобы я чувствовала себя уверенно.

Вариант 30

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Огромная лавина снега неслась на нас с гор.

2. В школьном журнале появилась сатирическая
карикатура на двоечников и прогульщиков.

3. Вдруг на празднике, посвящённом 9 Мая, громко
грянула музыка.

4. Студенты филологического факультета отправились
собирать народный фольклор.

5. В парке Победы был возведён мемориальный памятник
героям, защищавшим посёлок от

фашистов.

6. Бунин
рассказывает о военном поручике.

Презентация на тему «»Речевые ошибки и их предупреждение»» 7 класс

  • Скачать презентацию (2.55 Мб)


  • 2 загрузки

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 7 класса на тему «»Речевые ошибки и их предупреждение»» по русскому языку. Состоит из 20 слайдов. Размер файла 2.55 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    20

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: "Речевые ошибки и их предупреждение"

    Слайд 1

    МКОУ Николаевская СОШ
    ТЕМА:РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
    Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А.
    Николаевка 2014 г..

  • Слайд 2

    МКОУ Николаевская СОШ
    ТЕМА:РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
    Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А.
    Николаевка 2014 г..

  • Слайд 3

    ВИДЫ НОРМ

    Норма — центральное понятие учения о правильности речи и о ее культуре.

  • Слайд 4

    Нормы словоупотребления /употребление слов в соответствии с присущими им значениями, с учетом возможной сочетаемости с другими словами/. Нормы словоупотребления фиксируются в толковых словарях и закрепляются совокупностью правил, которые даются в вводных статьях к этим словарям.
    Лексические
    нормы
    Употребления устойчивых оборотов, имеющих, подобно словам, свою семантику и характеризующихся постоянством состава их компонентов. О фразеологических нормах можно справиться во фразеологических словарях

    Фразеологические
    нормы

    Употребление производных слов, в которых в период их появления произошло избирательное присоединение к производящим основам словообразовательных морфем
    Словообразовательные
    нормы
    Употребление устойчивых оборотов, имеющих свою семантику и характеризующихся постоянством их компонентов.
    Фразеологические
    нормы
    Общепринятое и обязательное употребление форм слов и синтаксических конструкций.

    Грамматические
    нормы

    Правила орфографии, правила написания слов.

    Орфографические нормы

    Правила пунктуации, правила постановки знаков препинания.

    Пунктуационные нормы

    Литературное произношение слов и их форм

    Орфоэпические нормы

    Целесообразное и уместное использование в речи /в том или ином стиле речи/ языковых средств.

    Стилистические норма

  • Слайд 5

    ХАРАКТЕРИСТИКА
    ОШИБОК
    В ТВОРЧЕСКИХ
    РАБОТАХ
    УЧАЩИХСЯ

  • Слайд 6

    НЕСООТВЕТСТВИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТЕМЕ
    Тема – тезис (главная мысль выражена в самом названии).
    Тема со скрытым главным тезисом (ученик в процессе анализа литературно художественных фактов выразить основной тезис).

  • Слайд 7

    НАРУШЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
    Фактические ошибки:
    1) ошибки в датах жизни и деятельности писателей, написания произведений, месте рождения писателя и т.д.: Пьеса «На дне» написана в 1912 году; Тургенев родился в 1905 году в Ясной Поляне;
    2) смешение эпох, авторов, названий произведений: Фонвизин в комедии » Недоросль» описал забитость и тупость капиталистов ; Критическая статья «Луч света…» написана Белинским;
    3) искажение фактов, описанных в произведениях: В основе взглядов Базарова были передовые идеи Чернышевского; Старуха Изергилъ — революционерка, рвется к свободе;
    4) гиперболическое, преувеличенное освещение фактов: Грибо¬едов раскрыл все черты самодержавия XIX века и т.п.;
    5) искажения в цитировании стихотворных строк: Онегин слег¬ка (?) манжурку (?) танцевал; Ярем он с барщиной (?) старинной с (?) оброком легким заменил.
    При передаче отрывка произведения своими словами ученики нередко неумело или неудачно перефразируют слова текста: Поэт вспоминает чудное мгновенье, когда перед ним явилась она (А.П. Керн), как мимолетное виденье, он называет ее » гением чистой красоты».

  • Слайд 8

    НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
    1) Отсутствие логической связи между предложениями или частями предложения: Речь Базарова насыщена пословицами и поговоркоми. Базаров был лекарь и лечил крестьян бесплатно. Базаров отрицал искусство; Рахметов отличается выдержкой, смелостью ума, хотя спал он не более четырех часов в сутки;

    2) в противоречиях и двусмыслицах. Ср.: В отрыве от народных масс передовое дворянство было бессильным. Результатом этого (?) явилось восстание декабрис¬тов; Тургенев показал » нового человека «, разночинца с передовыми взглядами. Но Базаров отрицал искусство, литературу, науку. Это отрицание было несвойственно революционерам-разночинцам. Образ Базарова был типичен;

    3) в бездоказательности (или неправильной доказательности).

  • Слайд 10

    — неточность употребления;
    — нарушение лексической сочетаемости слов;
    — ошибки в употреблении фразеологизмов;
    — нарушение стилевого единства текста;
    — погрешности, ослабляющие выразительность текста;
    — однообразие словаря, нарушение благозвучия
    ЛЕКСИЧЕСКИЕ
    МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
    СИНТАКСИЧЕСКИЕ

  • Слайд 11

    Характеристика
    типичных
    Лексических
    ошибок

  • Слайд 12

    Употребление того или иного слова в значении, ему не свойственном или не подходящем к данному контексту
    1. Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников (вместо страстно ); Грибоедов изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря (вместо расслоение); Чацкий не одинок > у него много сообщников ( вместо единомышленников).
    Наблюдаются случаи ошибочного употребления иноязычных слов:72 апреля весь мир потрясла величайшая ассоциация ( вместо сенсация ); Фамусов действует по лозунгу : «подписано, так с плеч долой» ( вместо по принципу ).

    Ошибки, вызванные смешением в употреблении паронимов
    Алеша безропотно переносил все тяжести жизни ( вместо тяготы ); Онегин ведет праздничный образ жизни ( вместо праздный ); Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета (вместо песочного).

    Употребление лишних слов (плеоназмы).
    Плеоназмы различны по структуре. Среди них выделяются: а) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых учеником как обозначения разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства; б) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключенное в существительном: Наступил темный мрак в) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помнили и не забывали его советов; г) сочетание двух однозначных ( синонимичных ) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке’, д) сочетание глагола и наречия: Враги приближались все ближе.

  • Слайд 13

    Лексические анахронизмы
    Печорин получил путевку на Кавказ; Чацкий поехал в командировку за границу; Простакова била домработниц; Однажды Чичикова сняли с работы; Павел достал дефицитную в то время гармошку.
    Употребление омонимов и многозначных слов, приводящих к двусмысленности, нелепости
    Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги ((прочитала повторно или прочитала все подряд? ); Павел и его друзья сели за стол и стали разбирать прочитанные книги (приводить в порядок? анализировать? брать себе?): Она никак не управляла домом ( жильцами дома? семьей? хозяйством своей семьи?).

    Нарушение лексической сочетаемости слов
    Смысло­вая несовместимости ( ср.: мякиш тишины );
    в силу их грамматической природы (например, прилага­тельные не вступают в связь с глаголами или наречиями, не соединяются с числительными и т.п.);
    из-за лексических особенностей (слова не вступают в связи друг с другом, хотя и обозначают соединимые понятия; ср.: можно сказать глубокая старость, глубокая зима, но нельзя — глубокая юность, глубокая весна).

  • Слайд 14

    Ошибки в употреблении фразеологизмов
    Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом (вместо от мала до велика); Книга — оружие с неграмотностью (вместо Книга — оружие в борьбе с неграмотностью); Он никогда не откладывал дела в длинный ящик (вместо долгий ящик).
    Имеются случаи искажения пословиц и поговорок: Честь сберегают смолоду; Рукой руку моют; Из огня да из полымя; Басни со­ловья не кормят.

    Нарушение стилевого единства
    1. Но как могла понять Печорина, жизнь которого проходила в борьбе с собой и светом, эта светская дамочка, искренне преданная идеалам общества ? 2. Ноздрев, когда играл с Чичиковым в шашки, хотел обвести его вокруг пальца. В первом предложении слово дамочка и во втором -фразеологизм обвести вокруг пальца являются неуместными потому, что, будучи разговорными, разрушают единство стиля контекста

    Неправильное употребление уча­щимися выразительных и изобразительных средств художественной речи..
    1) неудачные эпитеты: Читателя поражает изумительная жадностъ Плюшкина; Татьяна отличалась бесконечной честностью. Плохо согласованы друг с другом и тройные эпитеты: Раздался глубочайщий, громкий, оглушительный удар грома; У Чапаева была железная, непреклонная, безответная воля:
    2) неудачные и неуместные метафоры: Перед нами встает тра­гическая судьба людей, задавленных тяжелым утюгом жизни: Любовь Анны к Вронскому уже не сияла красотою и счастьем, а теперь она до­горала и лишь только умирает и теплится:
    3) не всегда удачные сравнения: Дом Кабановых — это одно и то же, что и могила: Ксения Ивановна такая же добрая, простая, скромная. как ее комната:
    4) безвкусные и неудачные гиперболы: Кутузов — гений челове­чества: Анна и Катерина — люди бесконечной честности.

  • Слайд 15

    Канцеляризмы
    Имеют место и другие подвиги партизан; Ниловна бросает все силына то, чтобы продолжить дело сына; В мое распоряжение перешла библиотека отца.

    Речевые штампы
    На данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнуть со всей остротой, поднять на долж­ный уровень, в данный момент, целиком и полностью, в общем и целом

    Нарушение благозвучия
    Неблагозвучие (какофонию) порождает:
    1. Случайное скопление, ненужное нагромождение шипящих и свистящих звуков: Тяжело жилось женщине в доме мужа.
    2. Скопление в словах гласных или согласных звуков: А у Андрея Болконского мы отмечаем такие черты характера.
    3. Стечения одинаковых слогов в рядом стоящих словах: Он ру­чался за этого человека, как за друга,
    4. Случайное созвучие, рифмующиеся слова или слоги в проза­ическом тексте: И мать начинает понимать, почему так изменилось поведение сына.
    К явлениям неблагозвучия относится и многократное повторе­ние отдельных слов в речи ( в том числе фамилий писателей, героев произведений и т.д.).

  • Слайд 16

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
    РЕЧЕВЫХ
    НЕДОЧЕТОВ

  • Слайд 17

    Словарная работа
    1. Составьте предложения с данными словами.
    Доверие, дарование, удовлетворение, достижения, обязатель­ства, покров, сочувствие, сожаление, жалость, культурный, грамот­ный, жюри.
    2. Выясните значение слов при помощи толкового словаря.
    Единомышленник, соратник, сообщник, подчиненный, суще­ствование, сосуществование, смертный, смертельный, владеть, обла­дать, закоренелый, соотечественник.
    3. Подберите синонимы к словам.
    Бранить, безграничный, любоваться, восхищаться, рассеянный, сообщение, тайна, праздный, праздничный.
    Для справок: ругать, беспредельный, восхищаться, вос­торгаться, невнимательный, известие, загадка, бездельный, торже­ственный.
    4. Замените иноязычные слова русскими.
    Аналогия, абстрактный, гипотеза, декрет, ресурсы, архитектор. Для справок: сходство, отвлеченный, предположение, указ, средства, зодчий.
    Учащимся 9-11 классов можно предложить такие упражнения: 1. Составьте предложения, употребив в них данные слова. Взгляды (прогрессивные, консервативные), мнения, кругозор,
    мировоззрение, поглотиться, вращаться, общаться, самосознание, самолюбие, себялюбие.
    2. Запомните правописание слов. Используйте некоторые из них при характеристике Татьяны Лариной.
    Безыскусственность, гармоничная натура, отчужденность, предрассудок, самобытность, самообладание, самоотверженность, своенравный, своеобразие, суеверие, сентиментальный роман, цель­ная натура.

  • Слайд 18

    Исправьте ошибки
    в предложениях
    На одно мгновение мальчики забылись.
    2. Печорин обладает талантом творческого доверия.
    3. У Базарова нет сообщников.
    4. Па­вел видел в Саше соотечественника по борьбе.
    5. Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого.
    6. К Павлу стали обращаться с уваже­нием. 7. Перед нами возникает мещанская семья.
    Длясправок: растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстает.
    Работа над
    паронимами
    1.Объясните значение созвучных слов.
    Адресат — адресант, абонент — абонемент, дипломат -дипломант, искусный — искусственный, континент — контингент, материальный — материалистический, практик — практикант, фабрикант — фабрикат.

    2.Подберите к каждому прилагательному существительное; суффиксы в прилагательных подчеркните.
    Бережный — бережливый, деловой — деловитый, идеальный -идеалистический, классный — классовый, обидный • обидчивый, понятный — понятливый, практический — практичный, реальный -реалистический, соседний — соседский, скрытый — скрытный, сытый -сытный, фамильный — фамильярный, фронтовой — фронтальный, эффектный — эффективный.
    Исправьте недочеты
    в следующих
    предложениях.
    Пушкин выразил характеры людей того времени.
    2. Фон­визин изображает свои взгляды в критических статьях. 3. Простакова груба со своими придворными. 4. Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость. 5.Умственное ограничение Коробочки. 6. Онегин вел паразитический образ жизни.
    7. Народ тер­пел двойственный гнет.
    8. Тургенев завоевал мировую призна­тельность.

  • Слайд 19

    Найдите ошибки
    в предложениях.
    Исправьте их.
    Она поборола боязнь и страх.
    2. Манилов много думал и размышлял.
    3. Вскоре он воротился обратно.
    4. Она очень с великой любовью полюбила Бориса.
    5. Он негодовал от возмущения. 6.,Светило огненное, как огонь солнце».
    7. Они проявили свою ини­циативу.
    Исправьте предложения,
    избежав повторений
    1. Герасим пошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоятголые, дни стоят пасмурные. 5.Потом он пришел к реке. Потом увидел плот. 6, На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

    Приведите возможные
    Варианты исправления
    ошибок в пред­ложениях.
    Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов.
    3. Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева?
    4. Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

  • Слайд 20

    СПАСИБО
    ЗА
    ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: ЕГЭ по литературе 2011

Презентация: Классификация ошибок в части С

Презентация: Сущность и виды языковых норм

Презентация: Сущность и виды языковых норм

Презентация: Дню Учителя посвящается

Презентация: Научно-теоретические основы логопедии

Презентация: Методика обучения русскому языку учащихся с интеллектуальными нарушениями

Презентация: Лексические нормы ЕГЭ

Презентация: Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2015

Презентация: разработки уроков спецкурса "Практическая стилистика" в 7 классе

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

У существительного «тапки» правильной формой единственного числа является слово «тапка», имеющее категорию женского рода. Правильно следует говорить «одна тапка».

Узнаем, как правильно «один тапок» или «одна тапка», если выясним род этого имени существительного в единственном числе согласно морфологической норме русского литературного языка.

В названиях парных предметов обуви, выраженных существительными в форме множественного числа, начальная форма единственного числа именительного падежа имеет грамматическую категорию как мужского, так и женского рода.

Понаблюдаем:

  • кеды — белый кед;
  • ботинки — тесный ботинок;
  • боты — высокий бот;
  • сапоги — кирзовый сапог;
  • босоножки — красивая босоножка;
  • сандалии — легкая сандалия;
  • туфли — лакированная туфля;
  • кроссовки — одна кроссовка.

Как правильно сказать, какой вариант выбрать, «одна тапка» или «один тапок»?

Тапки

У слова «тапки» согласно морфологической норме современного русского языка формой единственного числа является существительное «тапка», имеющее категорию женского рода:

Правильно скажем:

  • одна тапка;
  • красная тапка;
  • изношенная тапка;
  • потерянная тапка.

Рассматриваемое существительное имеет следующие падежные формы единственного и множественного числа:

  • и. п. (что?) тапка, тапки
  • р. п. подошва (чего?) тапки, тапок
  • д. п. дотронусь (к чему?) к тапке, к тапкам
  • в. п. надену (что?) тапку, тапки
  • т. п. доволен (чем?) тапкой, тапками
  • п. п. говорю (о чём?) о тапке, о тапках.

Часто встречающееся в бытовой речи слово «тапок» в форме именительного падежа единственного числа мужского рода не соответствует нормам литературного языка.

Следовательно, из двух рассмотренных вариантов слова в своей речи используем форму единственного числа женского рода существительного «одна тапка» как соответствующую нормам литературного русского языка.

У формы множественного числа существительного «тапочки», которое часто употребляется в разговорном стиле речи, формой единственного числа является слово «тапочка» женского рода, хотя в просторечии существует вариант слова мужского рода — «тапочек».

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 39

logo

  • Исправьте предложения.
    Мы помнили и не забывали его советов.
    Один тапок потеряли.
    Бакенбарды у него были песчаного цвета

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      marelydaugherty577

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • Русский язык

    35 секунд назад

    Помогите пожалуйста, нужно выделить грамматическую основу и составить схему.

  • Может ли отрицательное число, быть под корнем?

  • Другие предметы

    5 минут назад

    Олимпиадная математика, произвольный треугольник и его площадь

  • Пожалуйста срочно помогите с огэ, с рисунком и подробным режением

  • Помогите с лит-рой

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day


Главная

Исправьте предложения. Мы помнили и не забывали его советов. Один тапок потеряли. Бакенбард…



  • 0




Исправьте предложения.
Мы помнили и не забывали его советов.
Один тапок потеряли.
Бакенбарды у него были песчаного цвета




Дамир Живчиков


Вопрос задан 25 сентября 2019 в


Русский язык,  

Студенческий.

  • Комментариев (0)


1
Ответ (-а, -ов)

  • По голосам
  • По дате


  • 0


Мы помнили и не забывали его советы. 
Одна тапка потерялась.
Его бакенбарды были песчаного цвета




Эрик Насеткин


Отвечено 25 сентября 2019

  • Комментариев (0)

Ваш ответ

У многих возникает затруднение, как правильно говорить: один тапок или тапка? Далеко не все сразу найдут правильный ответ. Тем не менее, в русском языке есть правило, которое поможет написать это слово без ошибок. Знание этого правила позволит не допускать ошибок.

Читайте в статье

  • Как пишется правильно: тапок или тапка?
  • Этимология слова
  • Использование слова «тапка»
  • Примеры предложений
  • Использование слова «тапок» в родительном падеже
  • Примеры предложений
  • Неправильное написание слова

Как пишется правильно: тапок или тапка?

Существительное «тапки» чаще всего используется в речи во множественном числе. Но когда приходится употребить слово в форме единственного числа, многие допускают ошибку.

Часто в повседневной речи можно услышать слово «тапок» вместо верного: «тапка».

В русском языке парные предметы обуви в ед. числе, как правило, употребляются в женском роде. К примеру:

  • левая сандалия;
  • одна тапка;
  • лаковая туфля.

Тем не менее, есть варианты употребления слов из категории парной обуви в мужском роде.

В мужском роде употребляются следующие слова:

  • большой ботинок;
  • рваный валенок;
  • старый кед;
  • один шлепанец;
  • резиновый сапог.

Чтобы сделать правильный выбор, требуется запомнить эти слова и не допускать ошибок. Теперь следует обратить внимание, как нужно правильно использовать слова в форме ед. ч.

Как можно заметить, правильным будет только слово «тапка». К примеру, красная тапка, большая тапка, удобная тапка.

Неправильно употреблять это слово в мужском роде.

Этимология слова

Происхождение слова поможет разобраться в его правильном написании. «Тапки» являются исконно русским словом, оно образовалось от глагола «топать». Раньше этот вид обуви называли и хлопанцами, и пантолетами, и пантуфлями. Затем оно стало употребляться в современном звучании.

Использование слова «тапка»

Существительное «тапка» употребляется в именительном падеже. Если просклонять существительное по вопросам косвенных падежей, то можно отметить, что данное слово склоняется по типу первого склонения:

  • Род. п. – без домашней тапки;
  • Д. п. – домашней тапке;
  • В. п.– домашнюю тапку;
  • Т. п. – домашней тапкой;
  • П. п. – о домашней тапке.

При употреблении существительного в формах косвенных падежей следует учитывать особенности склонения этого слова. К примеру, будет неправильно говорить: «сидел без тапка», в этом случае нужно будет сказать так: «сидел без тапки», поскольку перед нами существительное, которое относится к жен. р.

Примеры предложений

Для того чтобы запомнить, как употребляется слово речи, следует обратить внимание на различные предложения, в которых есть это слово. Примеры предложений:

  1. Одна тапка оказалась под диваном, и он далеко не сразу ее нашел.
  2. Пес утащил тапку в дальний угол комнаты.
  3. С ее ноги слетела тапка.
  4. Она сидела за столом и болтала ногами до тех пор, пока с одной ноги не свалилась тапка.
  5. Она выскочила на улицу в одной тапке.
  6. От левой тапки оторвалась подошва, Лидии пришлось ее срочно заклеить.

Данные предложения наглядно показывают, что слова «тапка» женского рода. Именно в такой форме и надо употреблять это существительное в речи.

Использование слова «тапок» в родительном падеже

Как выяснилось, если нужно употребить слово «тапки» в ед. ч., то это будет «тапка». Тем не мене, есть и слово «тапок», но в этом случае пред нами существительное во мн. ч., которое употреблено в родительном падеже. Наглядно это можно увидеть, если посмотреть, как оно склоняется:

  • Им. п. – удобные тапки;
  • Род. п. – удобных тапок;
  • Дат. п. – удобным тапкам;
  • В. п. – удобные тапки;
  • Тв. п. – удобными тапками;
  • П. п. – об удобных тапках.

Таким образом, не стоит путать существительные «тапка» и «тапок».

В первом случае перед нами слово, которое употреблено в ж. роде, ед. ч., а во втором – существительное множественного числа, поставленное в родительный падеж.

Примеры предложений

Примеры предложений помогут лучше разобраться в употреблении данного слова:

  1. Мария выбежала во двор без тапок и прямо босиком побежала навстречу Ивану.
  2. У новых тапок была мягкая удобная подошва.
  3. У входа в квартиру валялось много детских тапок, это говорило о том, что в доме много малышей.
  4. По новому мягкому ковру приятно было ходить босиком без тапок.
  5. В магазине не оказалось тех тапок, которые она хотела приобрести.

Неправильное написание слова

Если речь идет о существительном «тапка», то никаких сложностей при написании это слово не вызовет. Стоит отметить, что в нем присутствует орфограмма: парная согласная в корне слова. Перед нами стоит выбор согласной в корне по глухости-звонкости: п-б. В качестве проверки подбирается слово «тапочки», где отчетливо слышится согласный звук «п». Иных орфограмм в этом слове нет.

Правила русского языка достаточно просты, они помогут грамотно писать слова.

У суще­стви­тель­но­го «тап­ки» пра­виль­ной фор­мой един­ствен­но­го чис­ла явля­ет­ся сло­во «тап­ка», име­ю­щее кате­го­рию жен­ско­го рода. Правильно сле­ду­ет гово­рить «одна тап­ка».

Узнаем, как пра­виль­но «один тапок» или «одна тап­ка», если выяс­ним род это­го име­ни суще­стви­тель­но­го в един­ствен­ном чис­ле соглас­но мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

В назва­ни­ях пар­ных пред­ме­тов обу­ви, выра­жен­ных суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла, началь­ная фор­ма един­ствен­но­го чис­ла име­ни­тель­но­го паде­жа име­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию как муж­ско­го, так и жен­ско­го рода.

Понаблюдаем:

  • кеды — белый кед;
  • ботин­ки — тес­ный ботинок;
  • боты — высо­кий бот;
  • сапо­ги — кир­зо­вый сапог;
  • босо­нож­ки — кра­си­вая босоножка;
  • сан­да­лии — лег­кая сан­да­лия;
  • туфли — лаки­ро­ван­ная туфля;
  • крос­сов­ки — одна кроссовка.

Как пра­виль­но ска­зать, какой вари­ант выбрать, «одна тап­ка» или «один тапок»?

Как правильно «одна тапка» или «один тапок»?

У сло­ва «тап­ки» соглас­но мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка фор­мой един­ствен­но­го чис­ла явля­ет­ся суще­стви­тель­ное «тап­ка», име­ю­щее кате­го­рию жен­ско­го рода:

Правильно ска­жем:

  • одна тап­ка;
  • крас­ная тапка;
  • изно­шен­ная тапка;
  • поте­рян­ная тапка.

Рассматриваемое суще­стви­тель­ное име­ет сле­ду­ю­щие падеж­ные фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • и. п. (что?) тап­ка, тапки
  • р. п. подош­ва (чего?) тап­ки, тапок
  • д. п. дотро­нусь (к чему?) к тап­ке, к тапкам
  • в. п. наде­ну (что?) тап­ку, тапки
  • т. п. дово­лен (чем?) тап­кой, тапками
  • п. п. гово­рю (о чём?) о тап­ке, о тапках.

Часто встре­ча­ю­ще­е­ся в быто­вой речи сло­во «тапок» в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода не соот­вет­ству­ет нор­мам лите­ра­тур­но­го языка.

Следовательно, из двух рас­смот­рен­ных вари­ан­тов сло­ва в сво­ей речи исполь­зу­ем фор­му един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода суще­стви­тель­но­го «одна тап­ка» как соот­вет­ству­ю­щую нор­мам лите­ра­тур­но­го рус­ско­го языка.

У фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го «тапоч­ки», кото­рое часто упо­треб­ля­ет­ся в раз­го­вор­ном сти­ле речи, фор­мой един­ствен­но­го чис­ла явля­ет­ся сло­во «тапоч­ка» жен­ско­го рода, хотя в про­сто­ре­чии суще­ству­ет вари­ант сло­ва муж­ско­го рода — «тапо­чек».

Могущество русского языка таится в его загадочности и непредсказуемости. Склонения, спряжения, ударения – это лишь малая часть сложного механизма. В отличие от многих других языков, русский обладает одной уникальной особенностью: каждому существительному принадлежит свой род. На первый взгляд кажется, что трудностей в делении на мужской, женский и средний быть не может. Однако есть слова, которые регулярно заставляют сомневаться даже очень грамотных людей.

Сетевое издание «Учительская газета» предлагает своим читателям разобраться в самых трудных случаях и навсегда избавиться от ошибок.

Чей туфля?

Любители советского кинематографа точно помнят знаменитый эпизод из советского фильма «Кавказская пленница», где Георгий Вицин в роли Труса произносит: «Чей туфля? А, мое!». Забавно, но употребление слова «туфли» в форме именительного падежа, множественного числа не вызывает затруднений. Однако, как только мы сталкиваемся с необходимостью произнести лексему в единственном числе, рождается много ошибочных и даже комичных вариантов.

Летний сезон в самом разгаре, большинство людей уже сменили зимние ботинки на облегченные варианты, например, босоножки и сандалии. Обувь – это не только предмет повседневной носки, но и настоящая головоломка для тех, кто стремится говорить грамотно и правильно на русском языке. Чтобы не краснеть от очередной ошибки, предлагаем разобраться, как же все-таки правильно употреблять в речи такие слова.

Итак, начнем с того, что тапки, туфли, кроссовки и сандалии относятся к женскому роду. Таким образом, при склонении этих слов в единственном числе правильной будет считаться форма «одна тапка», «одна кроссовка», «одна сандалия» и «одна туфля». Для многих этот факт стал неожиданностью, ведь мы привыкли слышать тапок, кроссовок, туфель и сандаль.

Безусловно, ошибочные формы привычны уху, однако говорить так будет в корне неправильно. Согласно словарю М.В. Зарвы «Русское словесное ударение», единственно верным для вышеперечисленных лексем признается женский род. Продемонстрируем на примере: ту́фля, нет ту́фель, радоваться новым ту́флям. Запомните, что ни в коем случае нельзя говорить «ходить в туфля́х», «не иметь туфле́й», «терять туфлю́» и «бросаться туфлёй».

А чтобы проще запоминалось, предлагаем вам традиционные рифмы:

Слово «ту́фля» я прочту
С ударением на «ту́»

***

В теплые дни все чаще можно встретить на улицах девушек, обутых в босоножки. Элегантный и легкий вариант стал настоящим фаворитом для летнего сезона. Представьте себе такую ситуацию: вы пришли в магазин, чтобы выбрать новую пару босоножек для мероприятия или повседневных прогулок. Перед покупкой любую обувь нужно примерить, но что попросить у консультанта «босоножек» или «босоножку»?

В данном случае ситуация аналогична предыдущему примеру с туфлями. Как упоминалось выше, босоножки относятся к женскому роду, поэтому для примерки стоит попросить босоножку, а не босоножек. Чтобы исключить любые сомнения, предлагаем вам подсказку:

До мозолей стерла ножку,
Виновата босоножка

***

Порой на неофициальных мероприятиях или пикниках мы позволяем себе небольшую вольность и надеваем тапки. С этой обувью все тоже не так просто. К слову, многие привыкли говорить так: «Я потерял один тапок». Спешим вам сообщить, что это грубая ошибка, которую не стоит допускать в кругу лингвистов и филологов.

Заглянем в Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова. Авторы источника указали, что нормативным вариантом произношения является «тапка». При этом при постановке лексемы в форму единственного числа не рекомендуется говорить «тапок» и склонять его в подобном ключе. Кстати, при добавлении уменьшительно-ласкательного суффикса слово сохраняет свою принадлежность к женскому роду – «тапочка». Рифма для запоминания: Наша дочка-лапочка потеряла тапочку.

Кофейный вопрос

Несколько столетий слово «кофе» существует в нашем языке, однако споры вокруг него не утихают до сих пор. Люди условно разделились на два лагеря: одни утверждают, что напиток мужского рода, другие же в этом вопросе отдают предпочтение среднему роду. Как ни странно, но даже классики русской литературы не смогли до конца определиться с правильным вариантом. Так как же все таки говорить: «горячий кофе» или все же «горячее»?

В нашем языке слово кофе стало активно использоваться в 18 веке. При этом заметить постоянные колебания между родами было не сложно. Даже в художественных произведения и журналах той эпохи встречались противоречия. Сегодня лексеме продолжают приписывать принадлежность как к мужскому, так и среднему роду.

Интересно, что в 2016 году Министерство науки и высшего образования выпустило приказ, по которому «кофе» официально относится к среднему роду. Несмотря на это многие люди, особенно те, кто связан с индустрией приготовления этого бодрящего напитка, продолжают использовать мужской род в сочетании с многострадальным словом. Возможно, причиной тому являются длительные языковые традиции и привычки, которые сложно менять.

Безусловно, в разговоре с друзьями или родственниками за «горячее кофе» никто вас не упрекнет. Но в официальной речи лучше отказаться от такого варианта, так как можно прослыть безграмотным. Согласно словарю М.В. Зарвы «Русское словесное ударение», единственно верной формой все же признается только мужской род. А упростить запоминание вновь поможет рифма:

Выдался плохой денек,
Сделай паузу на кофеек

В кофейнях мы можем обнаружить десятки разновидностей этого напитка: капучино, латте, эспрессо, американо, макиато, моккачино и другие. Как же быть в таком случае? В каком роде употребить? Авторы современных словарей утверждают, что допускается как мужской, так и средний род. Казалось бы, такой подход наиболее комфортный и простой, ведь совершить ошибку в таком случае невозможно. Если вы спросите настоящих ценителей напитка, то они в голос скажут, что все это относится к мужскому роду. Только «один капучино», «один эспрессо», «один американо» и никак иначе.

***

Если с благородным напитком все стало ясно, тогда выясним, как обстоят дела с мастерами, которые варят кофе. Да, вы правильно поняли, сейчас речь пойдет про бариста. Упустить из внимания специалистов, которые каждое утро радуют нас чашечкой бодрящего кофе, было бы большой ошибкой с нашей стороны.

Во-первых, рекомендуем раз и навсегда запомнить, что лексема не склоняется, поэтому таких вариантов, как «баристу», «баристе», «баристом» и прочее нет и быть не может. Во-вторых, как бы не противился язык, но слово все-таки мужского рода. Даже в том случае, если кофе вам варит девушка, стоит говорить: «Она отличный бариста».

Фабрика десертов

С кофе и бариста разобрались, теперь переходим к самому вкусному. Каждому хоть раз доводилось попробовать вкусный и буквально тающий во рту тирамису. Итальянский десерт, одиноко стоящий на витрине, так и манит своим видом. Но как же правильно говорить: «вкусный тирамису» или «вкусное тирамису»? В этом вопросе точки зрения тоже не совпадают.

Причиной тому разные определения, которые мы приписываем слову. Для одних это торт, для других пирожное или кондитерское изделие. В русском языке наиболее распространенным вариантом является использование среднего рода для слова «тирамису». Однако, с точки зрения правил, это ошибочное произношение.

В данном случае для определения родовой принадлежности необходимо вспомнить, что торты и пирожные относятся к десертам. Соответственно, тирамису тоже является одной из разновидностей сладкого блюда, поэтому соотносить его нужно с мужским родом, как бы странно и непривычно это не звучало. Наша традиционная запоминалка:

Держа тарелку на весу,
Я ем десерт тирамису

Отправляемся в путешествие

Лето в самом разгаре. Кто-то уже успел отдохнуть, а другим только предстоит долгожданный отпуск от дел и суеты. Если вы планируете путешествовать на поезде, советуем запомнить несколько важных слов, чтобы не оказаться в неудобном положении. Начнем с ошибки, которую допускает каждый второй, – «плацкарт». Для нас это слово стало таким привычным, что не вызывает даже малейших сомнений, однако проверить правильное написание и произношение не мешает. Удивительно, но на самом деле нормативным считается вариант «плацкарта».

При употреблении лексемы в своей речи мы, как правило, исходим из того, что вагон — он мой, особенно плацкартный. К сожалению, такие размышления из раза в раз провоцируют одну и ту же ошибку. Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова, «плацкарта» является сложносоставной лексемой, образованной от немецкого Platz-Karte (карта места). Слово определяется как дополнительная к проездному билету карточка или квитанция на нумерованное место в вагоне в поездах дальнего следования. В словаре С.И. Ожегова и Н. Шведовой – это билет на нумерованное место в поездном вагоне.

В русском языке термин «плацкарта» имеет принадлежность к женскому роду, хоть мы и привыкли убирать последнюю букву. А «плацкарт» появился, видимо, посредством сокращения «плацкартного вагона». Очевидно, что воспринимать эти слова как синонимы нельзя. Безусловно, некоторые источники утверждают, что верны оба варианта. В отдельных словарях можно даже найти пометку, что лексема «плацкарта» устарела. Однако это не отменяет того факта, что «плацкарт» не соответствует литературной норме.

***

Вспомним детский стишок: «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, / Ехал поезд запоздалый». В этой рифме можно найти ту категорию слов, которые во множественном числе не вызывают вопросов, но при переходе в единственное заставляют сильно усомниться в правильности произношения. Давайте разберемся, если «шпала» — моя, то как быть с рельсами? Как же правильно — «рельс» или «рельса»?

Заглянем в «Русский орфографический словарь РАН» под редакцией В.В. Лопатина. Там указывается, что корректны оба варианта. Однако другие словари не рекомендуют применять в речи форму с окончанием «а». Так, например, «Большой толковый словарь» под редакцией С.А. Кузнецова определяет в качестве нормативного только употребление в мужском роде – «рельс».

Форма женского рода в данном случае оценивается как просторечие или вовсе не допускается. Поэтому грамотному человеку лучше говорить: желез­но­до­рож­ный рельс, проч­ный рельс, уда­ри­ли в рельс (а не в рель­су). Это единственно верная морфологическая норма русского языка.

Полезное питание

Приверженцы здорового образа жизни наверняка знакомы с таким овощем как брокколи. О полезных свойствах зеленых соцветий рассуждают очень часто, но никто не говорит, какого рода слово «брокколи». Если вы никогда не задумывались над этим, то сейчас удивитесь. Потому что брокколи – это не «оно» и даже не «он», а «она»! Да, вы не ослышались. Этот овощ, который мы привыкли видеть в магазинах и на наших тарелках, женского рода.

Большинство людей говорят о брокколи в среднем или мужском роде, но оба этих варианта противоречат норме. Ответ заключается в происхождении слова. Брокколи – это одна из разновидностей капусты, которая считается полезным и питательным овощем. И именно поэтому лексема приобрела женский род, как и слово «капуста».

Спорить о том, вкусная или невкусная брокколи, можно бесконечно. Здесь каждый человек вправе сделать выбор, отталкиваясь от своих предпочтений в еде. Но в вопросе о родовой принадлежности ответ однозначный  – женский.

Кстати, в разговоре о здоровом питании стоит упомянуть еще один интересный момент. Довольно часто брокколи становится компонентом для очень полезного напитка под названием «смузи». Если добавить в чашу блендера огурец, сельдерей и немного зелени, то получится овощной или овощное смузи? Как правильно? Ответ опять же кроется в определении понятия.

Смузи – это достаточно современное явление для русского языка, поэтому словари пока не предлагают четкого толкования лексемы. Но в одном положении лингвисты точно сходятся: слово относится к мужскому роду, так как это густой напиток или коктейль. Поэтому рекомендуем вам говорить овощной смузи, чтобы избежать неловкой ситуации. Запомнить нормативный вариант употребления поможет рифма:

Захотели с братом Кузей
Приготовить свежий смузи

Продолжая рассуждения о правилах здорового питания, нельзя обойти стороной термин «кладезь», который сегодня употребляется, когда речь идет про неиссякаемый источник чего-либо. Очень часто при описании того или иного овоща или фрукта можно услышать формулировку «кладезь витаминов». Но задумывались ли вы когда-нибудь, какого рода это слово?

Заглянем в толковый словарь Т.Ф.Ефремовой. Там дается два определения колодец (народно-поэтическое значение) и источник (переносное значение). Аналогичное толкование можно найти в словаре под редакцией С.А. Кузнецова. Таким образом, зная первое значение существительного, вы можете уверенно употреблять слово в мужском роде.

Надеемся, наш небольшой словарик станет для вас удобной подсказкой при определении рода существительных и позволит избавиться от лишних сомнений в письменной и устной речи. Рубрика «Грамотей» продолжит радовать своих читателей полезными материалами о великом и могучем, но таком сложном и загадочном русском языке. Уже сейчас вы можете узнать происхождение крылатых выражений, а также куда ставится ударение и как появились иностранные заимствования в нашей речи.

Исправьте предложения.

Мы помнили и не забывали его советов.

Один тапок потеряли.

Бакенбарды у него были песчаного цвета

  1. Мы помнили и не забывали его советы.

    Одна тапка потерялась.

    Его бакенбарды были песчаного цвета

    • Комментировать
    • Жалоба
    • Ссылка

Правильный ответ на вопрос 👍 «Исправьте предложения. Мы помнили и не забывали его советов. Один тапок потеряли. Бакенбарды у него были песчаного цвета …» по предмету 📗 Русский язык. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!

Искать готовые ответы

Помогите с ответом по русскому языку

Объясните орфограммы писЬменность, оТделялись, оТделить, отстуП, стрАницы, местЕ, краснОй, первУю, осталЬные, рИсовал, шестнадцатОм, векЕ, поЯвилось, продОлжали, выдЕления, мыслИ, стрОку.

Нет ответа

Биолог беседа на тему разговор по телефону 2 класс

Нет ответа

Составьте предложения с составными именными сказуемыми: рад был встретиться, стал разучивать, обязан беречь, сумел преодолеть, готов был возвратиться, постараюсь сдать, вздумал возвратиться.!

Нет ответа

Составьте 5-6 распространённых предложений с глаголами Брезжит, рассвело, побелело, пахнет, веет, вечереет, морозит, холодает, дышится, хочется.

Нет ответа

Диктант 6 класс по русскому языку текст дождевые слова?

Нет ответа

Новые вопросы по русскому языку

Прочитайте текст и определите к какому типу речи и стилю он относится. Аргументируйте свой ответ. Составьте простой план данного текста. Найдите в Толковом словаре значение слова саврасый …

Ответы (1)

Обозначь орфограмму, на которую нужно обратить внимание в каждом из данных слов. Образуй от этих слов наречия. Придумай и запиши сними словосочетания. Укажи главные и зависимые слова. Легкий- Дерзкий- Меткий- Жуткий —

Ответы (2)

Составить 5 предложений со словом «слово»

Ответы (1)

Сочинение на тему о моем домашнем животном (кот)

Ответы (1)

Укажите, твердый или мягкий согласный произносится перед Е: Кашне, кларнет, компетентный, кузен, кюре, менеджер, модернизм, нейтрон, партер, протекция, реглан, рейд, сессия, синтез, террор, федеральный, форель, шинель, экспресс, альтернатива,

Ответы (1)

Главная » Русский язык » Исправьте предложения. Мы помнили и не забывали его советов. Один тапок потеряли. Бакенбарды у него были песчаного цвета

Исправьте предложения.

Мы помнили и не забывали его советов.

Один тапок потеряли.

Бакенбарды у него были песчаного цвета

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Исправьте предложения. Мы помнили и не забывали его советов. Один тапок потеряли. Бакенбарды у него были песчаного цвета …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Главная » Русский язык » Исправьте предложения. Мы помнили и не забывали его советов. Один тапок потеряли. Бакенбарды у него были песчаного цвета

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Один совет наставника может сэкономить годы ошибок
  • Одна ошибка и ты ошибся значение
  • Одна ошибка и ты ошибся кличко мем
  • Один раз это ошибка второй это уже выбор
  • Одна ошибка и ты ошибся волк