Обычные ошибки при вождении

Получение водительского удостоверения вовсе не означает, что вчерашний выпускник автошколы становится асом за рулем. Но пройти этот путь с минимумом потерь можно, если учесть чужие ошибки.

13 недругов начинающего водителя: это важно знать каждому!

GettyImages

Если говорить начистоту, то в автошколах учат не водить, а сдавать экзамены. Отсюда зубрежка билетов по теории, суть которой сводится к запоминанию правильных ответов, а не понимания конкретных ситуаций на дороге и поиска выхода из них на основании знаний ПДД. Ну а практические занятия зачастую превращаются в дрессировку курсанта на безошибочное выполнение маневров на площадке, а также детальное изучение улиц и возможных «засадных» мест на тех маршрутах, где инспекторы проверяют успешно сдавших «теорию» и автодром.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге, преодолев все три стадии экзамена и получив заветные «права», новоиспеченный водитель оказывается в ситуации, когда он в состоянии без особых проблем проехать по знакомым улицам и выполнить заученные упражнения на учебной площадке, но ощущать себя в своей тарелке в реальном трафике могут далеко не все. В идеале осваивать самостоятельное вождение лучше с профессиональным инструктором на переднем пассажирском месте или хотя бы под контролем опытного водителя, но если такой возможности нет, то учится стоит на ошибках других новичков.

Неправильная посадка

Проблемы начинаются еще на месте, когда начинающий водитель не в состоянии правильно настроить сиденье, руль и зеркала, а ведь все это сказывается на удобстве управления автомобилем и, следовательно, на безопасности движения. Сидеть нужно не слишком близко к рулю, но и не на удалении от него, развалившись словно в домашнем кресле — обод руля должен «смотреть» в область грудной клетки, запястье правой руки должно лежать на руле, а левая нога при полностью выжатом сцеплении (на машине с автоматической коробкой передач — при выжатом тормозе) должна образовывать в колене небольшой угол. Руль ВСЕГДА необходимо держать ОБЕИМИ руками (представив обод в виде часового циферблата, правая должна быть в районе условных двух часов, а левая — на десяти часах). Зеркала заднего вида стоит настроить так, чтобы линия горизонта проходила примерно в середине, а в самом зеркале отражался краешек кузова вашей машины. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запуск двигателя на передаче

Двигатель, если речь идет о машине с механической коробкой передач, всегда должен запускаться на нейтрали — в противном случае автомобиль резко дернется вперед и поездка может закончиться ДТП, толком и не начавшись. Возьмите за правило проверять нейтраль и запускать двигатель с выжатым сцеплением. На автомобилях с «автоматом» мотор завести можно только в режиме «паркинг», что гарантирует защиту от неприятных сюрпризов.

Езда на «ручнике»

Типичная ошибка новичка, который может забыть о том, что автомобиль зафиксирован стояночным тормозом — даже горящая предупреждающая лампа на панели приборов не всех останавливает. Случается, что водитель считает, что снял машину с «ручника», но на самом деле он лишь приотпустил его — затянутый на несколько щелчков тормоз надо проверить и убедиться, что он полностью отпущен. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автошкола

Проблемы с разгоном, торможением и переключением передач

Далеко не все, даже получив «права», умеют правильно разгоняться, тормозить и переключать передачи. Связано это в первую очередь с недостатком опыта и отсутствием понимания собственной машины, на которую водитель пересаживается со школьной. Отсюда — слишком ранние смены передач, неоправданно позднее или раннее торможение, езда с невыключенным сцеплением. Решаются эти проблемы просто — с накатом и получением опыта.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ошибки в контроле дистанции и понимании габаритов

У начинающих водителей нет не только «чувства педали», но и ощущения габаритов и безопасной дистанции. Вот и получается, что новички либо жмутся к обочине, либо едут между полос, а недооценка дистанции и проблемы с реакцией чреваты авариями-«догонялками», когда выпускник автошколы ошибается с началом торможения, недостаточно сильно жмет на педаль или забывает учитывать погоду и скользкое покрытие. 

Отсутствие опыта езды в конкретную погоду

Из предыдущего пункта вытекает следующий: закончив автошколу летом, новичок не понимает как ведет себя автомобиль в холода на снеге и льду и наоборот, отъездив курс зимой, на сухом асфальте начинающий водитель также может оказаться в необычных для себя условиях. Это та ситуация, которую лучше осваивать на закрытой площадке, прежде чем выбираться на улицы. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авария

Несоблюдение скоростного режима

Здесь речь идет скорее не о превышении скорости, поскольку новички достаточно трепетно относятся к этому, а к чрезмерно медленной езде, когда начинающий водитель провоцирует заторы. Винить в этом недавнего ученика автошколы сложно — стрессовая ситуация в самостоятельной поездке за рулем вынуждает ехать медленно, пока не будут доведены до автоматизма нужные навыки и не появится способность ехать со скоростью потока.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Незамеченные дорожные знаки

Обычно внимание начинающего водителя целиком сконцентрировано на впереди идущем автомобиле, на органах управления собственной машины, на контроле ситуации вокруг и отслеживании сигналов светофора. А вот дорожные знаки оказываются за пределами поля зрения, что может приводить к сложностям в ситуациях, когда новичок оказывается на нерегулируемом перекрестке и не понимает, на главной он или на второстепенной дороге.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Контроль дороги только перед собой

С опытом приходит понимание того, что смотреть надо не только на дорогу перед собой, но и по сторонам, периодически пробегаясь взглядом по всем зеркалам заднего вида. Кроме того, смотреть стоит не прямо перед капотом своей машины, а вперед, чтобы заранее увидеть препятствия на дороге и подготовиться к маневру или загодя затормозить.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рулевое колесо

Игнорирование пешеходов

Еще одна проблема, связанная с чрезмерной концентрацией на процессе управления автомобилем. Водитель всегда должен следить за пешеходами, особенно при приближении к переходу, поскольку далеко не все люди обращают внимание на машины и считают, что водитель им обязан уступать во что бы то ни стало. Вдвойне внимательным надо быть, если у дороги видны дети — они в любой момент могут внезапно броситься под колеса и к этому надо быть готовым.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внезапное открывание дверей

По окончании поездки новичок не должен спешить открывать двери и выходить из машины — надо выработать привычку у себя и своих пассажиров предварительно оценивать обстановку позади автомобиля. Выходить из салона можно только тогда, когда это безопасно и не создает помех едущим — в лучшем случае все закончится оторванной у вашей машины дверью, а в худшем вы сами рискуете оказаться под колесами.

Забыть включить/выключить фары

Очень часто начинающие водители, обучение которых в абсолютном большинстве случаев проходит в светлое время суток, с наступлением сумерек забывают включить фары и ездят вслепую, осложняя поездку и себе, и другим водителям. Другая сторона медали — забыть выключить фары по окончании поездки, что чревато разрядом аккумулятора и проблемами с запуском двигателя в следующей поездке.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оставлять документы в автомобиле

Еще одна плохая привычка — оставлять документы на машину в самой машине. Конечно, за полный пакет бумаг на автомобиль вам скажут «спасибо» угонщики, а сами вы будете проклинать свое нежелание взять документы с собой, если вашу машину эвакуируют на штрафстоянку и придется ездить туда-сюда, чтобы выручить ее. ВСЕГДА берите документы на автомобиль с собой.

Девушка в машине

Перечисленные выше ошибки не единственные, которые совершают начинающие водители, но отчаиваться не стоит. Все приходит с опытом и, освоившись за рулем, вы уже не будете допускать подобных промашек — самое главное для вас не наломать дров, набирая этот самый опыт.

Все водители ошибаются, часто просто не считая свои действия неправильными. Рассмотрим распространенные заблуждения, из-за которых автомобилисты допускают ошибки при вождении автомобиля. 

Содержание

1. Превышение скорости на 19 км/ч

2. Езда с непристегнутым ремнем безопасности

3. Включение фар перед запуском двигателя

4. Включение нейтральной передачи на коробке-автомат

5. Держать сцепление на “МКПП”

6. Петлять при проезде «лежачего полицейского»

Превышают скорость на 19 км/ч

Типичная ошибка водителей, которые осознанно ее совершают. ПДД грозит штрафом за нарушение скоростного режима на 20 км/ч. Это правило учитывает погрешности спидометров, так эти приборы всегда немного завышают показатели. Многие водители при вождении придерживаются варианта «разрешенная скорость + 10–19 км/ч», чтобы доехать быстрее, не нарушая правил.

Но даже за незначительное превышение скорости можно понести наказание. Если в случае ДТП выяснится, что один из участников двигался со скоростью 79 километров в час при допустимых 60-ти, то суд может принять сторону автомобилиста, который соблюдал скоростной режим.

Ездят непристегнутыми

Пренебрежение ремнями безопасности – опасная ошибка на дороге. Часто водители аргументируют свои действия так: «У меня есть подушки безопасности, ничего не случится!», «А если при аварии ремни заклинит”, или просто «Я всегда так езжу!». Некоторые автомобилисты даже используют заглушки для ремней безопасности, чтобы автомобиль не раздражал звуковым сигналом предупреждения о непристегнутом ремне. 

Вопрос о том, почему необходимо пристегиваться ремнем безопасности на любом сиденье автомобиля обсуждается везде, начиная с автошкол. Мы решили привести несколько аргументов в пользу ремня, подкрепив их цифрами:

  • Подушка безопасности автомобиля раскрывается со скоростью более 300 км/ч. Поэтому при фронтальном столкновении подушка наносит непристегнутому человеку удар, превосходящий по силе удар о переднюю панель.
  • При движении со скоростью 80 км/ч энергию от столкновения гасит металл кузова, но люди в салоне продолжают двигаться с прежней скоростью 80 км/ч. Непристегнутый водитель в 90% случаев получит травму грудной клетки и брюшной полости. После удара скорость падает, но на машину и людей начинает действовать сила тяжести, которая при движении со скоростью 80 км/ч увеличивает собственный вес водителя и пассажиров в восемьдесят раз. То есть человек средним весом 75 кг получает удар, который по силе можно сопоставить с ударом шеститонной конструкции. 

Некоторые водители считают, что ремень безопасности может привести к травме при аварии, поэтому им и не пользуются. Пристегнутый в момент ДТП человек действительно может получить травму шейного отдела позвоночника. Но по сравнению с другими возможными последствиями аварии эти повреждения малозначимы, и потому не должны быть причиной игнорирования ремня безопасности.

Включают фары перед запуском двигателя

Популярный, но плохой совет: в холодное время года перед запуском мотора включать фары. Смысл действия объясняется тем, что это должно помочь «разогреть» аккумулятор и облегчить запуск. На самом деле это приводит к потере небольшой части энергии. Включать фары и электроприборы следует после запуска мотора. Так можно снять нагрузку и с аккумулятора, и с генератора.

Переводят коробку-автомат в нейтральное положение

Впервые севшие за руль авто с АКПП водители часто допускают ошибку, переводя рычаг “автомата” на светофоре на нейтраль. Это может вывести АКПП из строя. Нейтральный режим «автомата» предназначен для буксировки автомобиля. На двигатель это действие тоже влияет негативно. Обычно в положении Drive минимальные обороты холостого хода держатся на уровне 900 об/мин, и когда пора будет тронуться, мотору меньше придется работать внатяг. А в режимах Parking или Neutral обороты падают до 700 об/мин, и на разгон требуется больше времени и сил.

Держат сцепление на МКПП

Некоторые водители держат педаль сцепления из страха не успеть вовремя включить передачу, кому-то просто лень переключить рычаг в нейтральное положение. Но последствия могут дорого встать: сцепление выйдет из строя гораздо быстрее, чем при правильной эксплуатации. 

Петляют при проезде «лежачего полицейского»

Как правильно проезжать “лежачего полицейского”: 

  1. Заблаговременно снизить скорость, отпустить педаль тормоза перед препятствием и проехать неровность. 
  2. Если неровность занимает не всю полосу, взять правее, и хотя бы одной стороной проехать по ровному покрытию.

Но иногда водители пытаются форсировать препятствие под углом. По мнению автомобилистов это позволяет снизить угол наклона «полицейского» практически до нуля. Но смысла в таком маневре нет. Пытаясь преодолеть препятствие зигзагом, водитель может выехать за пределы своей полосы, создав условия для ДТП с другими участниками дорожного движения. При этом кузов подвергнется дополнительному скручиванию, а подвеска — нагрузке. Также не стоит проезжать искусственную неровность с зажатой педалью тормоза. Так подвеска подвергается ударной нагрузке, что может привести к ее повреждениям.

Читайте далее:

  • Автомобильная аптечка
  • Автозапчасти для иномарок
  • Что нужно возить с собой в автомобиле

Типичные ошибки новичка при вождении.

Давайте рассмотрим
самые распространенные ошибки .Несоблюдение скоростных ограничений влечет за
собой очень серьезные последствия. Достаточно интересно выглядит ошибка
новичков за рулём, связанная со скоростью движения. Ведь здесь можно выделить
сразу две абсолютно противоположные проблемы. Слишком маленькая скорость. Более
распространённое явление, когда новичок боится лишний раз надавить на педаль
газа, и старается передвигаться на минимальных скоростях. Всё хорошо, когда он
строго соблюдает скоростные лимиты на участке дороги. Но совсем иначе обстоят
дела, если он двигается слишком медленно там, где не запрещено прибавить газу.
Подобное поведение может привести к заторам и пробкам порой даже на тех
участках, где их в принципе никогда не бывает. Излишняя медлительность также
опасна. Как минимум нецензурными обращениями в адрес водителя, на которые не
все умеют адекватно реагировать. Слишком высокая скорость. Есть и обратная
ситуация, когда человек, только получив права, сразу же старается выжать
максимум из своего автомобиля. И это огромная ошибка, поскольку управление на
высоких скоростях предусматривает обязательное наличие соответствующего опыта,
знаний возможностей и особенностей своего авто. Последствия от превышения
скорости бывают самые разные, начиная от неуправляемого заноса и выездов на
встречную полосу, заканчивая вылетами с дороги и серьёзными
дорожно-транспортными происшествиями.

Игнорирование зеркал.
Многие ошибки водителей, которые привели к авариям и различным
дорожно-транспортным происшествиям на дороге, часто связаны с использованием
зеркал заднего вида. Если быть точнее, то с и игнорированием или неправильным
применением. Когда водитель едет по дороге в городе или на трассе, он обязан
периодически смотреть в заднее и боковые зеркала. Даже в ситуациях, когда он не
собирается совершать манёвры или идти на обгон. Этому правилу учат ещё в
автошколах. Но по каким-то причинам многие автомобилисты о нём забывают. Это
оборачивается крайне неприятными ситуациями.

Если не смотреть в
зеркала, можно спровоцировать серьёзную аварию, поскольку новичок попросту не
видит, что происходит позади него. Пытаясь обогнать или перестроится, но при
этом не посмотрев назад, в машину сзади легко может въехать другой автомобиль
на высокой скорости. Смотреть в зеркала нужно всегда, когда есть потенциальная
опасность столкнуться с кем-нибудь. Это касается не только машин и дорог общего
пользования, но также парковок, стоянок, выездов со дворов жилых домов. Кидать
взгляд в зеркала водитель обязан на уровне инстинктов. Сначала это может
показаться сложным, поскольку при взгляде в зеркало приходится отвлекаться от
ситуации на дороге. Но всё приходит с опытом. Важно лишь помнить, что
игнорирование зеркал заднего вида крайне опасно для всех участников дорожного
движения.

Проблема работы со
сцеплением. Если говорить про наиболее распространённые ошибки начинающих
водителей, то нельзя обойти стороной вопрос педали сцепления. Опытный шофёр
легко управляет машиной, параллельно перемещая ноги по 3 разным педалям. У
новичков так быстро перемещать ноги не получается. Тут нужно время и опыт.
Сцепление является наиболее проблемной педалью в автомобилях с механической
коробкой передач. Ведь переход на каждую передачу требует предварительного
выжимания сцепления с последующим отпусканием и нажатием на педаль газа. Этой
технике учат во всех автошколах. Причём большинство с поставленной задачей
успешно справляются. Иначе бы они не получили права. Но одно дело, когда ты
работаешь педалью сцепления на специальной площадке или под наблюдением
инструктора, и совсем другое, когда оказывается сам на дороге. Неоднократно
можно видеть, как машина начинает трогаться, и тут же глохнет. Опять заводится,
вроде как выжимается газ, дёргается, и снова останавливается. Ряд неудачных
попыток заставляют новичка ещё больше нервничать. Не удивительно, ведь сзади
его подгоняют другие водители, и точно не выражают слова поддержки. Научиться быстро
работать педалью сцепления можно. Для этого следует практиковаться. Но есть и
другое решение проблемы, которое в настоящее время приобретает всё большую
популярность. Речь идёт о покупке автомобиля с автоматической коробкой. Здесь
педали сцепления нет, а потому и проблема исчезает сама собой.

Резкое торможение.
Проблема недостаточного опыта и слабого изучения возможностей собственного
автомобиля. Начинающий водитель ещё не чувствует свою машину, а потому не может
правильно распределять торможение и разгон. Новичку кажется, что впереди много
свободного пространства, горит зелёный свет светофора, и можно разгоняться. Но
вдруг светофор начинает мигать, а скорость уже приличная. Ничего другого не
остаётся, как резко ударить по педали тормоза.

Новичка в транспортном потоке определить легко. Для этого не обязательно искать на заднем стекле наклейку «туфелька», «чайник», букву «У» или восклицательный знак. Просто обратите внимание на манеру езды.

Служба «Трезвый водитель» выявила 7 самых распространенных ошибок начинающих автомобилистов. Знание этих оплошностей поможет:

  • не споткнуться на чужих граблях;
  • вычислить неопытного водителя и, на всякий случай, принять меры предосторожности (увеличить дистанцию, раньше подавать световые сигналы при повороте или перестроении);
  • избежать неприятностей или свести их к минимуму.

Поехали!

Ошибка 1. Неумение работать с педалью сцепления

С этой проблемой сталкиваются обладатели моделей с механической коробкой переключения скоростей. «Сцепление» – педаль, с которой работают только левой ногой, в отличие от правосторонних «газа» и «тормоза».

Нажатие выполняйте быстро, но не резко, а постепенно и до упора. Отпускать педаль следует в три этапа:

  1. Немного отпустить, чтобы пружины нажимного диска подвели к маховику мотора ведомый диск до их соприкосновения. Машина начинает трогаться с места.
  2. Отпустить до середины хода и на пару мгновений задержать. Скорость вращения маховика и диска уравнивается. Авто едет быстрее.
  3. Совсем отпустить, чтобы нажимной и ведомый диск стали единым целым. Крутящий момент полностью передается на ведущие колеса через КПП.

Если перечисленные действия выполнять не плавно, то двигатель глохнет.

Ошибка 2. Резкое или несвоевременное торможение

Аккуратно остановиться на перекрестке перед стоп-линией либо впереди стоящим участником движения получается не у каждого. Когда новичок движется на небольшой скорости и, увидев красный сигнал светофора, резко дает по «тормозам», машина останавливается, «клюнув носом». Это опасно тем, что водитель сзади может не успеть затормозить, и произойдет ДТП. А если забыть выключить передачу, то после освобождения сцепления машину еще и дернет вперед.

Другая сложность – правильно рассчитать расстояние, необходимое для полной остановки. Если начать тормозить рано, то машина не доедет до предполагаемого места, а если поздно – можно ударить другой автомобиль сзади или выкатиться на оживленный перекресток на красный свет или запрещающий жест регулировщика.

Ошибка 3. Вождение одной рукой

Одна рука на руле – вовсе не признак водителя-профессионала. Неопытные автолюбители часто держат руль только левой рукой, а правую кладут на рукоятку коробки переключения передач, вцепившись в нее, как в спасательный круг.

Такая привычка не помогает лучше владеть ситуацией. Наоборот, в экстремальных обстоятельствах важнее контролировать рулевое колесо.

Ошибка 4. Торможение на скользкой дороге

Чтобы замедлить «полет автомобиля» на скользкой трассе начинающие водители просто давят на педаль тормоза, что приводит к блокировке колес и риску заноса. Вместо этого необходимо освоить два приема:

  • Прерывистое торможение: неоднократное кратковременное нажатие на «тормоз» со средней силой.
  • Торможение двигателем: переход на пониженные передачи для снижения крутящего момента. Допускается пропускать передачи и переходить, например, сразу с четвертой на вторую.

Ошибка 5. Неправильное положение на водительском кресле

Правильной посадке на месте водителя в автошколах обучают не всегда. Вот и получается, что водители без стажа располагаются неверно: если прижаться к рулю слишком близко, то неудобно манипулировать педалями, и ограничивается ход руля; если отодвинуться слишком далеко – ноги будут плохо доставать до педалей, а рукам придется тянуться вперед. При этом конечности устают от напряжения, затекает шея, появляется общее чувство усталости.

Для комфортного управления авто отрегулируйте сидение таким образом, чтобы при выжатом сцеплении нога могла почти полностью разогнуться. Наклон спинки и расстояние до руля выбирается так, чтобы при выпрямленных руках запястья касались обода. Если представить, что руль – это циферблат часов, то ладони ставятся в положение 10 часов и 2 часа.

Ошибка 6. Задний ход с разворотом корпуса

Инструкторы часто советуют контролировать ситуацию сзади машины, смотря через плечо. При этом водитель не в состоянии видеть, как перемещается передняя часть авто, и постоянно крутит головой взад-вперед.

Правильно отрегулированные зеркала дают больше информации, чем разворот корпуса. Научившись ими пользоваться, вы сделаете парковку и въезд в гараж легкой задачей. Остановившись, немедленно выключите заднюю передачу. Иначе, когда отпустите «сцепление», автомобиль резко дернется назад.

Ошибка 7. Пользование световыми приборами

Использование внешних световых приборов часто вызывает затруднения у начинающих водителей. Чего только не увидишь на дороге:

  • и включение левого поворотника вместо правого (и наоборот),
  • и езду с габаритными огнями днем,
  • и дальний свет фар в плотном городском потоке.

Результат подобных ошибок – возникновение опасных ситуаций или ДТП. Давайте разбираться!

Во-первых, перед маневром или началом движения от обочины сосредоточьтесь, не забудьте включить указатель поворота и ни в коем случае не перепутайте соседние кнопки (рычаги). Сделать это нужно заблаговременно, чтобы проинформировать других участников дорожного движения о ваших действиях.

Во-вторых, не используйте противотуманки при обычной погоде. Название этих световых приборов подчеркивает, что они эффективны только при тумане или сильных осадках. Звездной ночью практической пользы от них никакой.

В-третьих, при движении в темное время суток обязательно переключайте дальний свет фар на ближний при сокращении дистанции до встречного или попутного транспортного средства. Ослепив другого водителя, легко спровоцировать аварию.

Напутственное слово

Дорожная обстановка требует внимания и готовности реагировать на ее изменения. Водительское удостоверение в кармане не означает, что его владелец приобрел для этого достаточно мастерства. Чтобы чувствовать себя за рулем уверенно и не совершать ошибок, придется еще многому научиться на практике.

Если умений недостаточно, и вы не уверены, что сумеете преодолеть сложный маршрут, – обратитесь в компанию «Трезвый водитель». Наших водители – профессионалы своего дела, за плечами которых от 15 лет стажа.

У сегодняшней героини удивительная история. Когда-то в школьные годы классу показали видео о трагедиях в метро. Девушка насмотрелась ужасов и теперь боится подземки. Поэтому, как только появилась такая возможность, она пошла в автошколу и сдала на права. Теперь водит BMW. И учится по новой, чтобы не просто ездить, а ездить безопасно. Этот выпуск — о страхах и типичных ошибках начинающих водителей.

Разбор с Красновым

  • Кто это с Красновым?
  • Типичные ошибки молодых водителей
  • Ситуация первая. Парковка
  • Ситуация вторая. Встречный разъезд
  • Ситуация третья. Пешеходный переход
  • Ситуация четвертая. Тот самый «паровоз»
  • Что раздражает молодого водителя?
  • Опасности на загородной трассе
  • Не дрифт, а занос
  • P. S.

Кто это с Красновым?

— Нашу гостью зовут Аня. Привет, Аня! — начинает ведущий рубрики. — Мы сегодня поговорим о начинающих водителях, о том, как они чувствуют себя за рулем, как ездят, какие проблемы испытывают и в какие неприятности иногда попадают.

Водительские права Аня получила совсем недавно — в декабре. Практический экзамен в ГАИ сдала со второй попытки.

— В первый раз не вписалась при развороте на узком участке дороги.

— Стандартная ситуация, — констатирует Юрий Краснов. — Но должны же люди уметь разворачиваться и там, где узко, правильно?

Не откладывая дело в долгий ящик, девушка экзамен пересдала и получила права. И вот начинающий водитель садится за руль, выезжает в город и оказывается один на один со своими кошмарами.

— Было очень страшно, — признается Аня. — Едешь и не понимаешь, что происходит кругом, куда смотреть. Нет человека, который бы помогал все контролировать, подсказывал бы, подстраховывал. С инструктором было намного спокойнее.

Если не кривить душой, то, наверное, для каждого первые самостоятельные поездки за рулем были полны стресса.

— Я засматривалась в зеркала, заостряя внимание на чем-то одном, а остальное при этом упускала. Боялась скорости: 40 км/ч — это максимум. Мне казалось, что я уже лечу. Не получалось нормально маневрировать, потому что я только чуть-чуть крутила руль. Действия были какими-то несогласованными.

Девушка осознанно и самокритично анализирует свои действия. Подчеркнем, что она хорошо училась в автошколе, получила права, то есть была допущена к участию в дорожном движении. А уверенности не было — это к вопросу об эффективности подготовки молодых водителей.

— У новичков есть общая проблема: они садятся за руль и пытаются ездить, ожидая, что все будет получаться само собой. С одной стороны, все верно — нужен накат.

Но у меня есть общий совет для всех: не торопитесь, найдите опытного водителя, которому доверяете — папу, маму, инструктора, кого-то еще, — усадите рядом и как можно чаще ездите с ним.

Он поможет, что-то подскажет, на что-то обратит внимание — это и будет ваша стажировка, так вы будете перенимать опыт у того, у кого он уже есть, — рекомендует ведущий «Разборов…».

Типичные ошибки молодых водителей

Наш эксперт составил перечень типичных ошибок, которые допускают начинающие водители. Скажем так, это карта минного поля — не одно поколение новичков сталкивалось с подобными трудностями.

Ситуация первая. Парковка

— На какой машине обычно ездят начинающие водители? Наверное, на Volvo, — предположил Краснов и стал расставлять модели на столе. — Автомобили находятся на парковке или же у края проезжей части, иногда под углом — не важно. А вот едет новичок. Он хочет припарковаться, но начинает заруливать слишком рано или слишком поздно и задевает стоящую машину.

В любой ситуации главное — не запаниковать. Потому что ничего уже не исправишь, а со страху можно наворотить еще больше.

— Либо обратная ситуация: при выезде, не чувствуя еще машины, ее габаритов, начинающий водитель начинает крутить руль не в тот момент и цепляет соседний автомобиль. Таких ДТП происходит немало. Причина — отсутствие опыта.

Какой можно дать совет? Тренироваться, обращаться за помощью к более опытным людям, ни в коем случае не торопиться, действовать осторожно.

— Я очень боялась парковки. Становилась на два места или на полтора — лишь бы не рисковать. Что оставалось делать? Занималась дополнительно много часов подряд. Теперь не так страшно, — подтверждает Аня.

Ситуация вторая. Встречный разъезд

— Представим узкий проезд где-то во дворе или узкую улицу. Молодому водителю сложно оценить габариты машины, а если еще кто-то едет навстречу, то он совсем пугается. И в итоге задевает боковым зеркалом либо стоящий автомобиль, либо машину, которая движется навстречу. Так и сталкиваются — зеркало в зеркало, — отмечает ведущий рубрики.

— Такие ДТП случаются в основном тогда, когда водитель уже немного поездил и почувствовал мнимую легкость в управлении. Ему начинает казаться, что он уже все знает и умеет, но нужно все-таки проявлять осторожность и не терять концентрации за рулем.

Ситуация третья. Пешеходный переход

Поспешность при переезде пешеходного перехода может обернуться крайне серьезными последствиями. Типичная ситуация: в соседних полосах машины вроде бы притормозили, но впереди никого нет. Неопытный водитель, может быть, даже увидел, как кто-то из пешеходов перешел дорогу. Автомобилист, не сбавляя хода, выезжает на переход либо даже ускоряется, возобновляя движение. А в этот момент на дорогу из-за других машин выходит кто-то еще.

— Для начинающих водителей вообще существует проблема уследить за всем на дороге. Они вроде и стараются, но все равно могут не заметить ни сам переход, ни человека, который собирается выйти на проезжую часть. Могут не сбавить скорость в темное время суток — просто на всякий случай. Такие ошибки, кстати, характерны и для опытных водителей. Проблема не в том, что они не смотрят по сторонам, а в том, что не знают, куда смотреть. И не замечают того, что нужно замечать, — считает Краснов.

Опытный водитель не застрахован от ошибок. Но он умеет предугадывать развитие событий и проявляет осторожность даже тогда, когда для этого нет видимой причиной, но есть характерные предпосылки.

Ситуация четвертая. Тот самый «паровоз»

— Автомобили едут в потоке. Новичок, например, хочет перестроиться в соседнюю полосу, а там едет другая машина. Неопытный водитель смотрит в зеркало, планирует свои действия, и вдруг «БАЦ!» — врезается в остановившееся впереди транспортное средство, оно по инерции бьет еще кого-то, и так по цепочке. Говорят, что «паровозы» образуются в результате несоблюдения дистанции, но проблема скорее в потере концентрации, — предполагает наш эксперт.

Еще одно возможное развитие событий: молодому водителю показалось, что соседняя машина перестраивается в его полосу. Он увидел смещение, а автомобиль, вполне возможно, даже не покинул пределы своей полосы, да и не собирался их покидать.

— Но новичок уже испугался, уже все его внимание приковано к этому транспортному средству. И он теряет из вида общую картину на дороге. И либо не замечает машину перед собой, либо сам резко жмет на тормоз и кто-то врезается в него сзади.

Аня подтвердила, что у нее была такая проблема: смотришь куда-то конкретно, а не на обстановку в целом.

— Хорошо помню, как долго смотрела в зеркало, чтобы проанализировать все, потом смотрела вперед, а ситуация уже изменилась за это время. Только теперь я понемногу научилась действовать по-другому: бросать короткий взгляд в зеркало, потом снова на дорогу, чтобы понимать, что происходит вокруг, контролировать ситуацию. Благодаря этому я стала себя чувствовать гораздо увереннее, — говорит девушка.

Что раздражает молодого водителя?

Любой курсант автошколы мечтает поскорее закончить с теорией и приступить к практике, правда? Вот и мы, закончив занятия в классе, отправляемся на дорогу, в реальные условия. Так совпало, что для девушки это была, по сути, первая поездка по снегу. Зима в этот раз такая, что снег выпадает нечасто и совсем ненадолго. В этом есть дополнительная опасность: водителям тяжело подстроиться под постоянно меняющиеся погодные условия.

— Немного нервничаю, — признает Аня.

Именно в такие моменты нужно иметь рядом опытного помощника, который мог бы что-то подсказать.

— Какие у тебя пока впечатления от вождения, от других водителей?

— Ой, расскажу историю, которая меня недавно взбесила: подъезжаю к перекрестку, останавливаюсь, а мимо человек просто внаглую едет на красный. Что с ним не так, как так можно вообще? Хорошо, что я смотрела на светофор, иначе запросто можно было по инерции проехать с ним. Это большущая проблема: загорается зеленый, ты аккуратно выезжаешь на перекресток, а тебе в бок несется кто-то, кто просто решил проскочить. Опять же те, кто постоянно совершает какие-то непонятные маневры. Как это правильно называется?

— Играет в шашечки?

— Да, точно! За таким водителем же невозможно уследить, нельзя предугадать, что он сделает в следующий момент. Он создает опасность вокруг себя. Я уже поняла, что нужно просто поскорее пропустить такого, и пусть себе едет. Чем дальше от него — тем спокойнее.

А однажды Аню даже обсигналили.

— Был какой-то затор: на светофоре загорелся зеленый, но впереди машины стояли без движения. И мне сзади начали сигналить. Не пойму, в чем логика: вы что, не видите, что впереди творится? Я же не ненормальная, которая не пойми чего стоит на дороге!

— А ты кому-нибудь уже сигналила?

— Нет.

— А хотелось?

— Еще нет.

— Обратите внимание: Аня еще совсем недолго за рулем, а уже узнала все типичные нарушения, которые допускают водители, — подмечает Краснов.

Опасности на загородной трассе

Между тем девушка на удивление уверенно вырвалась из городского потока. Ее BMW покатил среди полей, необыкновенно заснеженных для такого января.

— Есть большая разница между вождением в городе и ездой по трассе, в особенности зимой, — предупреждает ведущий «Разборов…». — В городе гораздо больше машин, приходится чаще маневрировать, смотреть по сторонам. На трассе же новичкам обычно спокойнее: автомобилей мало, дистанция большая. Но и скорости выше. Если произойдет что-то внезапное — легко ошибиться, и тяжесть последствий зачастую серьезнее.

Аня соглашается с этим мнением.

— Я опасалась трасс. Там фуры, воздушный поток — кажется, что машину просто сдувает. Нужно крепко держать руль, — говорит она.

Краснов поправляет: крепко и при этом нежно, нужно контролировать автомобиль, но не мешать ему ехать. И ни в коем случае не совершать резких движений:

— Есть у молодых водителей некоторая пугливость, которая им в конечном счете мешает. Допустим, человек за рулем чуть отвлекся на пассажира, на навигатор, еще на что-то. Потом смотрит на дорогу, а машина слегка смещается в сторону. Новичок страшно пугается и делает резкое движение рулем. И вот это, в особенности на зимней дороге, может отправить автомобиль в занос.

Для демонстрации приемов вождения Юрий просит Аню уступить ему место за рулем.

— При обучении обязательно нужно обращать внимание на работу с рулем, а в автошколах это зачастую упускают. Как итог — у водителей нет мягкости при рулении. Между тем одно резкое движение в такую погоду, как сегодня, — и машина может потерять то, что называют курсовой устойчивостью.

Набирая скорость, Краснов намеренно чуть меняет траекторию, а затем плавным движением руля возвращает автомобиль на прежний курс.

— Нужно быть готовым к тому, что на дороге может произойти все что угодно. Бывает, и на обочину приходится выехать, чтобы спасти чью-то жизнь. Вот, я съезжаю на достаточно большой скорости — и ничего не происходит, не нужно бояться и совершать отчаянные поступки. Съехали, затем плавно и аккуратно возвращаем машину в полосу. Это нарабатывается, становится привычкой. Действовать нужно четко и уверенно, но спокойно и плавно. Резкие движения рулем — еще одна типичная ошибка новичка.

Не дрифт, а занос

Одно дело — понимать, как действовать в экстремальной ситуации, и совсем другое — заставить себя не запаниковать и все сделать правильно, как учили. Мы приехали на пустую площадку, покрытую снегом. «Взгляд» BMW, казалось, стал еще агрессивнее, оптика заблестела, предвкушая что-то интересное.

— Отключай вспомогательные системы, пусть все будет по-настоящему, — дает команду Краснов.

— Не надо! — просит девушка.

— Давай-давай. Нажимая на газ, разгоняйся. Теперь резко руль влево, вот так!

Задняя часть автомобиля резко уходит в сторону. Дыхание перехватывает.

— Твоя задача — отправить машину в занос, а затем выйти из него, вернуться на траекторию, поняла?

Краснов несколько раз показывает Ане, чего он от нее хочет. Отправить BMW в занос на заснеженном покрытии — задача несложная. Куда труднее не закрутиться в жутковатом вальсе, а быстро вернуть контроль над автомобилем.

— Это нужно для того, чтобы впоследствии человек мог сориентироваться в любой ситуации, чтобы натренировать у него правильные рефлексы. Случись что — и не будет времени вспоминать теорию.

Раз за разом машину разворачивает, но постепенно девушке становится легче ее поймать.

— Занос! Так, все верно: руль в сторону заноса, чтобы сохранить направление, педали отпускаем, — командует ведущий рубрики. — Задние колеса в такой ситуации теряют сцепление с дорогой быстрее передних: те более загружены, ведь двигатель именно спереди. А затем плавно возвращай автомобиль. Расслабь руки, припусти руль. Знаешь, я по опыту обратил внимание, что если водитель не тренирован, то правильнее именно припускать руль, а не доруливать самому — машина плавнее выходит из заноса. Человек запаздывает с реакцией. Делает резкое движение, и автомобиль уходит во второй занос, а это даже страшнее. Спортсмены, конечно, скажут, что я не прав, что нужно руками руль возвращать. Но спортсмены на то и тренируются, у них подготовка другая. Обычный водитель годами может не попадать в заносы, у него нет таких навыков. Поэтому я стараюсь ориентироваться на практику, а не на теорию.

Аня слушала и запоминала, наматывая по площадке восьмерку за восьмеркой. Ее BMW органично выписывал виражи, раскидывая снег красивыми фонтанами.

— Ну как впечатления?

— Да кошмар какой-то, страшно! Первое желание — жать на тормоз. Я понимаю, что нельзя, что задний привод — будет только хуже. Но рефлекс пока именно такой. Надо работать с этим, практиковаться. Мало разбираться в теории — в реальной ситуации можно забыть все, что знаешь, — выдыхает девушка.

— Все правильно, — подтверждает Краснов. — Это базовое упражнение, оно нужно, чтобы наработать рефлексы. Водитель должен знать, как действовать и на снегу, и на льду.

P. S.

Аня удивительно рассудительна для молодого водителя. Ей нравится за рулем — это заметно, но она не переоценивает свои навыки, и даже промежуточные успехи не вызывают у девушки особой эйфории. Она отдает себе отчет в том, что такое скорость, готова уступить на дороге, чтобы не попасть в опасную ситуацию, а самое главное — не прочь учиться.

— У новичков в какой-то момент появляется какая-то странная расслабленность: начиная чуть лучше чувствовать машину, они становятся самоувереннее. Но это впечатление обманчиво. Расслабляться за рулем нельзя ни в коем случае, — предупреждает Юрий Краснов. — Не забывайте, что год, а может и два, лучше ездить с опытным водителем — стажироваться. Будьте внимательны за рулем, не нарушайте скоростной режим. И всем безопасных дорог: и зимних, и летних, и всяких.

Нужен надежный свидетель? Автомобильные видеорегистраторы в Каталоге Onliner

Читайте также:

  • Конкурент пожаловался на «Яндекс.Такси» в МАРТ: «Установил низкий тариф, привлекает клиентов и доплачивает водителям»
  • Битва за полосу. Водитель BMW выскочил из машины и даже замахнулся — из-за чего?

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обычно так обозначают двойную коллимационную ошибку
  • Обход ошибок python
  • Общая ошибка 871
  • Обход ошибок crystaldiskinfo
  • Объятия навстречу солнцу распахни найти грамматическую ошибку