Общая классификация ошибок предполагает разделение ошибок на

Перед тем как
говорить о методе выбора допустимой
ошибки (уровня существенности), следует
рассмотреть, какие вообще бывают ошибки,
связанные с ведением учета и составлением
отчетности.

Вспомним, что
аудитор в своём заключении должен
выразить мнение о достоверности
бухгалтерской отчётности проверяемой
организации и о соответствии порядка
ведения бухгалтерского учёта требованиям
законодательных и нормативных актов.

Достоверность
при этом определяется законом № 307-ФЗ,
как степень точности данных бухгалтерской
отчётности, которая в свою очередь
зависит от наличия или отсутствия в ней
существенных ошибок (искажений).

Соответствие
порядка ведения бухгалтерского учёта
требованиям законодательных и нормативных
актов, в свою очередь, зависит от наличия
или отсутствия существенных нарушений
указанных требований.

Отметим, что
нарушения действующих правил организации
и ведения бухгалтерского учета, как
правило, проявляются в виде ошибок в
учете и отчетности. Например, отсутствие
первичного документа (нарушение статьи
9 Федерального Закона № 129 – ФЗ «О
бухгалтерском учете») приводит к
неправомерности (ошибочности)
соответствующей суммы, отраженной на
счетах расходов. Вместе с тем, в ряде
случаев нарушения действующих правил
организации и ведения бухгалтерского
учета могут не приводить к непосредственному
искажению бухгалтерской отчетности.
Например, отсутствие акта инвентаризации
(нарушение статьи 12 Федерального Закона
№ 129 – ФЗ) не свидетельствует о факте
искажения бухгалтерской отчетности,
но является существенным моментом для
аудитора, поскольку не позволяет
подтвердить достоверность ее.

Исходя из
изложенного, в дальнейшем под ошибкой
(искажением)
будем
понимать неверное формирование информации
работниками проверяемого экономического
субъекта. Под нарушением
будем понимать несоблюдение действующего
в РФ порядка ведения бухгалтерского
учета и подготовки отчетности. При этом
будем иметь в виду, что нарушение не
всегда может проявляться в виде ошибки
в бухгалтерской отчетности.

Поскольку в
конечном итоге задачей аудитора является
установление фактов наличия или
отсутствия в бухгалтерской отчетности
существенных ошибок (искажений), а также
фактов наличия или отсутствия существенных
нарушений установленного порядка
ведения бухгалтерского учета, то для
практического аудита весьма важными
являются такие вопросы, как виды возможных
ошибок и нарушений, причины их
возникновения, возможные последствия.
От ответов на эти вопросы будет зависеть
выбор вида, объема, способа осуществления
аудиторских процедур, формирование
программы аудиторской проверки.

В связи с
изложенным с целью получения рекомендаций,
позволяющих осуществлять выбор конкретных
аудиторских процедур, рассмотрим
возможные классификации ошибок и
нарушений.

Практический
интерес для аудиторов представляют
классификации, как минимум, по следующим
семи признакам (рис. 3.1):

  • по причинам
    возникновения,

  • по распределению
    в бухгалтерской информации,

  • по месту
    возникновения,

  • по содержанию,

  • по характеру,

  • по возможным
    последствиям,

  • по связи со
    стоимостью документа, содержащего
    ошибку.

Рис. 3.1.
Возможные классификации ошибок и
нарушений

Рассмотрим
первую классификацию. По причине их
возникновения ошибки и нарушения можно
разделить на:

— непреднамеренные;

— преднамеренные.

Причинами
возникновения непреднамеренных ошибок
и нарушений могут быть (рис. 3.2):

— утомление,

— небрежность
(невнимательность, рассеянность,
забывчивость и т.д.),

— недостаточная
квалификация (некомпетентность)
работников бухгалтерии,

— незнание или
неправильное понимание законодательных
и нормативных актов по бухгалтерскому
учету, налогообложению, хозяйственному
праву,

— несовершенство
организации бухгалтерского учета,

— несовершенство
законодательных и нормативных актов
по бухгалтерскому учету и налогообложению,

— сбои в работе
компьютерной техники,

— прочие.

Рис. 3.2.
Классификация ошибок и нарушений по
причине

возникновения

Преднамеренные
ошибки (их чаще называют искажениями)
являются результатом действия (или
бездействия) работников бухгалтерии,
направленного на достижение какой-либо
цели. Цель может быть корыстной (например,
получение бухгалтером премии, зависящей
от финансового показателя предприятия),
либо не содержащей личной корысти, а
совершаемой под давлением руководства
(например, изменение в лучшую сторону
финансовых показателей предприятия
для получения кредита в банке). Следует
отметить, что правовую оценку совершенных
ошибок (преднамеренность, наличие
корысти) вправе давать только уполномоченный
на то орган (ведущий дело следователь,
прокурор, суд). Аудитор, анализируя
учетные и отчетные документы предприятия,
обнаружив ошибки, не вправе квалифицировать
их как преднамеренные или корыстные.
Вместе с тем, если у аудитора возникает
сомнение в непреднамеренности обнаруженных
им ошибок, то аудитору следует поставить
об этом в известность руководство
(собственников) проверяемого субъекта.

По распределению
в бухгалтерской информации ошибки и
нарушения могут быть:

— случайными,

— систематическими.

Распределение
ошибок в бухгалтерской информации
связано с предыдущей классификацией
(с причинами возникновения ошибок).

Причинами
возникновения случайных ошибок, как
правило, являются:

— утомление,

— небрежность
(невнимательность, рассеянность,
забывчивость и т.д.).

Систематические
ошибки в первую очередь обусловлены
следующими причинами:

— незнание или
неправильное понимание законодательных
и нормативных актов (непреднамеренные
ошибки и нарушения),

— давление со
стороны руководства (преднамеренные
искажения и нарушения).

Причинами
возникновения как случайных, так и
систематических ошибок и нарушений
могут быть:

— недостаточная
квалификация (некомпетентность),

— несовершенство
организации бухгалтерского учета,

— несовершенство
законодательных и нормативных актов,

— сбои в работе
компьютерной техники,

— прочие причины.

Рассматриваемая
классификация приведена на рис. 3.3.

Случайные
ошибки вследствие отсутствия закономерности
в причинах своего появления проявляются
случайным образом. Систематические
ошибки распределены в бухгалтерской
информации определенным образом,
вытекающим из причины их появления.

Например,
бухгалтер не знает, что при списании
испорченных товаров за счет собственных
источников предприятия следует вернуть
бюджету предъявленный ранее НДС. Тогда
он будет систематически повторять эту
ошибку при каждом списании товаров.

Рис. 3.3.
Классификация ошибок и нарушений по
распределению в

бухгалтерской
информации

Другой причиной
систематических ошибок может быть, как
указано выше, давление на работников
бухгалтерии со стороны руководства.
Например, при заполнении декларации по
НДС руководство из желания уменьшить
платежи ежеквартально требует от
бухгалтера предъявлять бюджету НДС по
неоприходованным товарам. В этом случае
систематическая ошибка (искажение)
будет присутствовать в каждой налоговой
декларации по НДС в соответствующей
графе.

Разделение
ошибок на случайные и систематические,
анализ причин их появления позволит в
дальнейшем обоснованно применять
выборочные аудиторские процедуры: либо
основанные на вероятностно-статистических
методах (при преобладании случайных
ошибок), либо основанных на содержательных
методах (при преобладании систематических
ошибок). Если аудитор убежден в отсутствии
причин, обуславливающих систематические
ошибки, то оправдано применение
вероятностно-статистических выборочных
методов. Если у аудитора имеются
доказательства присутствия таких
причин, то оправдано применение
содержательных методов выборочных
проверок.

Для рассмотрения
классификаций ошибок по месту возникновения
и по содержанию рассмотрим порядок
формирования бухгалтерской информации
(рис. 3.4).

Рис. 3.4.
Порядок формирования бухгалтерской
информации

Как следует их
схемы, изображенной на рис. 3.4, в
бухгалтерскую отчетность информация
попадает из регистров бухгалтерского
учета (накопителей бухгалтерской
информации). Напомним, что требования
к регистрам бухгалтерского учета
установлены статьей 10 Федерального
Закона № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете».
В свою очередь в регистры бухгалтерского
учета информация попадает из первичных
учетных документов (статья 9 Федерального
Закона № 129 – ФЗ «О бухгалтерском
учете»), составляемых в момент совершения
хозяйственной операции, либо непосредственно
после ее окончания. Хозяйственные же
операции совершаются на основании
документов (приказов руководства,
договоров, положений и т.д.), которые
будем называть системными, поскольку
они являются системной основой для
совершения хозяйственных операций.
Поясним рассмотренный порядок на
примере.

Пример.
Работник должен получить в кассе
организации наличные деньги для
приобретения в магазине хозяйственного
инвентаря. Согласно установленному
Порядку ведения кассовых операций с
банкнотами и монетой Банка России на
территории РФ (Положение ЦБ РФ № 373-П от
12.10.2011 г.) выдача наличных денег под отчет
оформляется согласно письменному
заявлению работника, составленному в
произвольной форме и содержащему
собственноручную надпись руководителя
о сумме наличных денег и о сроке, на
который выдаются наличные деньги,
подпись руководителя и дату. Указанное
заявление работника с надписью
руководителя является системным
документом, установленным ЦБ РФ. На
основании данного системного документа
бухгалтерия организации составляет
первичный документ (расходный кассовый
ордер), по которому кассир организации
совершает хозяйственную операцию –
выдает работнику (подотчетному лицу)
наличные деньги из кассы. Далее первичный
документ (расходный кассовый ордер)
поступает к бухгалтеру, который заносит
отраженную в ордере денежную сумму в
соответствующий учетный регистр
проводкой Д 71 – К 50. Признанная в учете
сумма участвует в формировании сальдо
счетов 50 и 71, подлежащих представлению
и раскрытию в отчетности – бухгалтерском
балансе и пояснениях к нему.

Из рассмотренного
примера становится очевидным, что ошибка
(искажение) может возникнуть в любом
месте цепочки, приведенной на рис. 3.4,
но независимо от места возникновения
она в конечном итоге приводит к искажению
информации, представленной в бухгалтерской
отчетности.

Итак, по месту
возникновения ошибки можно подразделить
на ошибки, возникающие в:

— бухгалтерской
отчетности,

— учетных регистрах,

— первичных
бухгалтерских документах,

— системных
документах,

но в конечном итоге
они все искажают информацию, представленную
в бухгалтерской отчетности.

По содержанию
ошибки и нарушения классифицируются в
зависимости от того, какой критерий
достоверности оказывается в результате
действия ошибки невыполненным.

Содержание
возможных ошибок, искажений в бухгалтерской
отчетности и регистрах бухгалтерского
учета представлено в табл. 3.1.

Таблица
3.1

Содержание
возможных ошибок в бухгалтерской
отчетности

и
регистрах бухгалтерского учета

п/п

Содержание
ошибки

Какой критерий
достоверности не выполнен

Примеры

1

Отсутствие
реальных активов или обязательств,
представленных в отчетности и
отраженных в учете

Существование

Недостача
товаров на складе; недостача денежных
средств в кассе; отсутствие основных
средств, отраженных в учете и отчетности

2

Неотражение
в учете и отчетности фактически имевших
место операций, фактически наличествующих
активов или обязательств

Полнота

Не
начислена арендная плата, причитающаяся
по договору аренды; не отражена курсовая
разница, возникшая на расчетах в валюте
на конец периода; не оприходован
полученный товар; не отражена выручка
от реализации по получении отгрузочных
документов (занижение выручки)

3

Отражение
в учете и в отчетности операций, в
реальности не происходивших

Возникновение

В
составе расходов признаны затраты,
документально оформленные, но в
действительности не имевшие место
(завышение расходов)

4

Отраженные
в учете и отчетности операции признаны
в суммах, не соответствующих первичным
и системным документам

Точность

Данные
строки «Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям» актива
баланса не совпадает с дебетовым
сальдо счета 19; задолженность
подотчетному лицу, отраженная в учете,
не совпадает с данными в авансовом
отчете; операция в валюте пересчитана
в рубли не по тому курсу ЦБ РФ; операция
отражена в учете без первичного
документа, по недействительному
первичному документу, по первичному
документу несоответствующей формы
или содержания

5

Отражение
операций на счетах бухгалтерского
учета не соответствует их экономическому
содержанию

Классификация

Товар,
полученный от комитента по договору
комиссии, оприходован комиссионером
на счете 41; аванс выданный отражен в
учете в составе расходов будущих
периодов; прочие доходы признаны в
составе обычных доходов

6

Отражение операций
в учете и отчетности не своем периоде

Периодизация

Расходы
по оказанным в прошедшем учетном
периоде услугам отнесены на расходы
текущего учетного периода

7

Отражение
в учете и в отчетности операций, активов
или обязательств без их юридического
оформления

Права и обязательства

В
статье «Нематериальные активы» баланса
отражена сумма затрат на товарный
знак без оформления свидетельства о
его регистрации; отражены расходы по
сделке с лицом, не имеющим требуемой
лицензии; признана выручка от
деятельности, осуществляемой без
требуемого разрешения

8

Представление
в учете и в отчетности необоснованных
оценочных значений

Оценка

Финансовые
вложения, обращающиеся на ОРЦБ, отражены
в бухгалтерском балансе по статье
«Финансовые вложения» не по текущей
рыночной стоимости; необоснованная
переоценка основных средств;
необоснованная оценка товара,
полученного по договору мены; неверная
оценка стоимости незавершенного
производства

9

Представление
информации в бухгалтерской отчетности
и ее раскрытие ненадлежащим образом
(непротиворечива и содержит все
необходимые расшифровки)

Представление
и раскрытие

Отсутствие
взаимоувязок в статьях бухгалтерской
отчетности; отсутствие пояснений к
существенным статьям баланса и отчета
о прибылях и убытках; отсутствие
требуемой информации в пояснительной
записке (например, информации о
связанных сторонах); отражение
дебиторской задолженности в балансе
в брутто-оценке

Как
следует из таблицы 3.1, критерий точности
может быть нарушен вследствие ошибок
(искажений) в первичных документах.
Содержание возможных ошибок в первичных
документах представлено в табл. 3.2.

Таблица
3.2

Содержание
возможных ошибок в первичных документах

п/п

Содержание
ошибок

Примеры

1

Формальные

Несоответствие
формы документа установленной;
отсутствие установленных реквизитов;
не заполнение обязательных реквизитов
и т. д.

2

Расчетные

Неправильный
результат арифметического действия;
применение ошибочных расчетных формул;
использование в расчетных формулах
не тех исходных значений

3

Хронологические

Несоответствие
дат, например, к авансовому отчету от
15.03.11 г. приложен товарный чек от
20.03.11 г.

4

Промахи

Описка, запись
не в ту графу, запись не того числа
(перевертыш) и т. д.

Ошибки и
нарушения в системных документах, как
следует из табл. 3.1, могут приводить к
невыполнению критерия точности, а также
критерия прав и обязательств. Содержание
возможных ошибок и нарушений в системных
документах представлено в табл. 3.3.

Таблица
3.3

Содержание
возможных ошибок и нарушений в системных

документах

п/п

Содержание
ошибок и нарушений

Примеры

1

Отсутствие
системных документов

Совершение
сделки при отсутствии договора с
другой стороной

2

Недействительность
системных документов

Заключение
договора и совершение сделки с
организацией, у которой отсутствует
необходимое разрешение (лицензия,
свидетельство) на совершение сделок

3

Несоответствие
системных документов законодательным
и нормативным требованиям

Отсутствие
существенных условий в заключенном
договоре (например, договоре подряда)

Рассмотрим на
примерах, как ошибка или нарушение в
первичном и системном документах может
вызвать искажение в бухгалтерской
отчетности.

Пример.
Организация оприходовала товар и
получила от поставщика счет-фактуру с
указанным в нем НДС в сумме 100 тысяч
рублей. В счете-фактуре неправильно
заполнены обязательные реквизиты –
наименование и адрес покупателя.
Бухгалтер организации не заметил эти
нарушения и отразил сумму НДС в регистрах
учета: Д 19 – К 60 – 100 тысяч рублей; Д 68 –
К 19 – 100 тысяч рублей. Соответственно,
сальдо расчетов с бюджетом в отчетности
оказалось заниженным на 100 тысяч рублей.
Не выполняется критерий точности.

Пример.
Организация приобрела товарный знак
по договору об отчуждении исключительного
права, который не был зарегистрирован
надлежащим образом. Бухгалтер, не обратив
внимание на данное нарушение, отразил
нематериальный актив в бухгалтерском
учете и отчетности. В результате этого
не выполняется критерий прав и
обязательств.

Содержание
ошибок и нарушений коррелирует с их
распределением в бухгалтерской
информации. Как показывают результаты
экспериментальных исследований, эта
связь проявляется следующим образом:
ошибки и нарушения всех содержаний
проявляют себя и как случайные, и как
систематические, но некоторые ошибки
проявляют себя гораздо чаще систематически,
чем случайно. К таким ошибкам относятся,
например, ошибки, связанные с нарушением
критерия полноты – неотражение в учете
и отчетности фактически имевших место
операций; ошибки, связанные с нарушением
критерия классификации – отражение
операций не на тех счетах, и некоторые
другие. Очевидно, что объяснение этому
кроется в том, что причинами указанных
выше ошибок являются незнание нормативных
актов, несовершенство организации учета
и документооборота, которые и обуславливают
их систематичность.

Знание возможного
содержания ошибок и нарушений и связи
содержания с их возможным распределением
в бухгалтерской отчетности позволит
аудитору обоснованно выбирать вид,
объем, метод применения аудиторских
процедур.

По своему
характеру ошибки и нарушения могут быть
(рис. 3.5):

— количественными,

— качественными.

Рис. 3.5.
Классификация ошибок и нарушений по их
характеру

Количественные
ошибки и нарушения имеют стоимостное
выражение (в рублях) и непосредственно
искажают бухгалтерскую отчетность.

Качественные
ошибки и нарушения не имеют стоимостного
выражения и проявляются в отклонении
от требований действующих законодательных
и нормативных актов.

Например,
занижение себестоимости продукции в
отчете о прибылях и убытках – количественная
ошибка, а нераскрытие информации о
связанных сторонах в пояснительной
записке – ошибка качественная.

В некоторых
случаях качественные ошибки и нарушения
в первичных или системных документах
могут вызывать количественные искажения
в учете и отчетности. Например, в
приведенном выше примере формальная
ошибка в обязательном реквизите
счета-фактуры (качественная ошибка)
приводит к количественным ошибкам в
регистре учета и балансе.

Качественные
ошибки и нарушения могут непосредственно
и не искажать бухгалтерскую отчетность.
Но они должны находиться в поле внимания
аудитора, поскольку наличие качественных
нарушений может:

— лишить
аудитора доказательств достоверности
бухгалтерской отчетности (например,
отсутствие акта инвентаризации),

— явиться
причиной нежелательных событий после
отчетной даты (например, возможного
штрафа за валютную операцию, совершенную
с нарушением установленного порядка).

Разделение
ошибок и нарушений на количественные
и качественные необходимо потому, что
наличие или отсутствие количественных
ошибок устанавливается с помощью
аудиторских процедур «по существу»,
качественных – с помощью процедур «на
соответствие», осуществляемых иными
методами, чем процедуры «по существу».

По возможным
последствиям ошибки и нарушения могут
быть классифицированы следующим образом
(рис. 3.6) – ошибки и нарушения, вызывающие:

— искажение
бухгалтерской отчетности,

— лишение бухгалтерской
отчетности доказательств ее достоверности,

— санкции, штрафы,
пени, предусмотренные Налоговым Кодексом
РФ (НК РФ),

Рис 3.6.
Классификация ошибок и нарушений по
возможным

последствиям

— санкции (штрафы),
предусмотренные Кодексом РФ об
административных правонарушениях (КоАП
РФ), иными законодательными актами,

— санкции (штрафы,
пени, неустойки), предусмотренные
условиями хозяйственных договоров,

— возмещение
убытков, предусмотренное Гражданским
Кодексом РФ

(ГК РФ)

Искажение
бухгалтерской отчетности вызывают
количественные ошибки, в частности,
такие, которые являются причиной
невыполнения критериев существования,
полноты, возникновения, точности,
классификации, периодизации, оценки.

Лишение
бухгалтерской отчетности доказательств
ее достоверности вызывают такие
качественные нарушения, которые являются
причиной нвыполнения критериев прав и
обязательств, представления и раскрытия.

Штрафы и пени,
предусмотренные НК РФ, могут быть
последствиями таких ошибок и нарушений,
как:

— грубое нарушение
правил учета объектов налогообложения,

— неуплата (неполная
уплата) налога,

— непредставление
налоговой декларации,

— нарушение срока
постановки на учет в налоговом органе,

— нарушение срока
уведомления налогового органа об
открытии или закрытии счета в банке.

Штрафы,
предусмотренные КоАП РФ, могут быть
последствиями следующих нарушений:

— нарушение порядка
совершения валютных операций,

— нарушение порядка
совершения операций с ценными бумагами,

— нарушение порядка
совершения кассовых операций,

— нарушение прав
работников, установленных Трудовым
Кодексом РФ,

— нарушение авторских
и патентных прав,

— нарушение
установленного порядка осуществления
лицензируемой предпринимательской
деятельности,

— нарушение правил,
установленных Таможенным Кодексом РФ.

При нарушении
хозяйственных договоров последствиями
могут быть санкции, предусмотренные
условиями договора (неустойка, штраф,
пени).

При причинении
убытков другому лицу на организацию в
соответствии с ГК РФ возлагается
обязанность по возмещению причиненных
убытков (реального ущерба, расходов по
восстановлению нарушенного права,
упущенной выгоды).

Последствия,
которые могут возникнуть в силу требований
НК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, хозяйственных
договоров должны анализироваться
аудитором, так как могут стать событиями
после отчетной даты, которые аудитор
должен принимать во внимание, поскольку
таково требование федерального
аудиторского стандарта № 10 «События
после отчетной даты».

По связи со
стоимостью документа количественные
ошибки могут быть разделены на две
группы (рис. 3.7):

— ошибки, размер
которых связан со стоимостью документа,
содержащего ошибку,

— ошибки, размер
которых не связан со стоимостью документа.

К ошибкам первой
группы относятся такие, наличие которых
в документе делает ошибочной всю сумму,
проведенную по документу. Подобными
ошибками могут быть, например, формальные
ошибки в обязательных реквизитах
счетов-фактур, неотражение операций,
отражение операций без оснований.

Рис. 3.7.
Классификация ошибок по связи со
стоимостью

документа

Размер ошибок
второй группы не связан со стоимостью
документа. Такими ошибками могут быть,
например, расчетные ошибки в первичных
документах.

Указанная
классификация имеет практическое
значение, поскольку для обоснованного
применения вероятностно-статистических
методов выборочных проверок следует
знать, к какой группе по указанной
классификации относится ожидаемая
ошибка.

Тест: Психология труда и инженерная психология.м

Анкета заданного выбора применяется для … :: ответы ::
Биотелеметрическая система была разработана в целях … :: ответы ::
В 2001 году количество классов профессионального риска, к которым могут быть отнесены те или иные отрасли экономики, составило … групп. :: ответы ::
В исследовании М. Шорн по выявлению переключаемости сенсомоторных установок применялся … :: ответы ::
В исследовании переключаемости психомоторных, перцептивных и аффективных установок обозначения «Einser» и «Umfaller», характеризующие разную степень подверженности обследуемых несчастным случаям, указывали на … :: ответы ::
В России закон об ответственности работодателя за ущерб здоровью работников был принят в … году. :: ответы ::
В состоянии эмоционального напряжения в деятельности операторов наблюдается … :: ответы ::
В СССР инженерная психология получила свое развитие в связи с … :: ответы ::
В фоновом состоянии оператора, предшествующем профессиональной деятельности, можно выделить … :: ответы ::
В формуле (Е — Р) • (Р — О) • В = М, выражающей суть теории ожиданий В. Врума и показывающей силу побудительной мотивации, символ «В» означает … :: ответы ::
Важной составляющей состояния функционального комфорта считается … :: ответы ::
Восприятие телеграфного кода как отдельных точек и тире, а затем как сложных целостных последовательностей символов (букв, слов и словосочетаний) отражает процесс … :: ответы ::
Выделение среди педагогов типичных «физкультурников», «русистов», «трудовиков» указывает на существование … :: ответы ::
Дисциплина, называемая в России эргономической, в США называется … :: ответы ::
Для выявления меры совместимости в малой группе, состоящей из двух человек, применялась … :: ответы ::
Для испытания «интеллигентности» в опытах по исследованию и прогнозированию профпригодности телефонисток компании «Белл» Г. Мюнстерберг применил … :: ответы ::
Имитационная модель трудового действия оператора основывается на модели … :: ответы ::
К гностическим задачам по классификации профессий Е.А. Климова относится … :: ответы ::
К гностическим профессиям по классификации Е.А. Климова относятся … :: ответы ::
К группам основных эргатических функций, по Е.А. Климову, относится … :: ответы ::
К основным группам операторов как субъектов труда, исследуемых инженерной психологией, относятся … :: ответы ::
К основным показателям работы системы «человек-машина» относятся … :: ответы ::
К основным принципам профессиографии относится принцип … :: ответы ::
Классификация профессий на основе разновидностей неприятных сторон труда была предложена … :: ответы ::
Ключевая особенность трудового метода в профессиографии – это … :: ответы ::
Ключевое отличие оперативного образа от оперативной единицы восприятия заключается в том, что … :: ответы ::
Коллектив среднего уровня развития, согласно типологии О.И. Зотовой, характеризуется … :: ответы ::
Компонентами модели функциональных структур перцептивного действия являются … :: ответы ::
Концепция переключаемости установок личности, объясняющая разную степень подверженности людей происшествиям, была предложена … :: ответы ::
Методы иерархического анализа задач в труде оператора применяются … :: ответы ::
Неверно, что к методикам изучения эмоционального опыта летчиков относится … :: ответы ::
Неверно, что к основным аспектам формирования индивидуального стиля деятельности, согласно концепции В.С. Мерлина, относится … :: ответы ::
Неверно, что к основным принципам концепции безопасности Д. Петерсона может быть отнесен принцип… :: ответы ::
Неверно, что к основным проблемам инженерной психологии и эргономики относится … :: ответы ::
Неверно, что к основным характеристикам надежности операторского труда, по В.Д. Небылицыну, относится … :: ответы ::
Неверно, что к основным эргономическим показателям может быть отнесена … :: ответы ::
Неверно, что к перечню субъективных компонентов профпригодности, по Е.А. Климову, относятся … :: ответы ::
Неверно, что к психометрическим процедурам исследования функциональных состояний относится … :: ответы ::
Неверно, что к функциональным состояниям относится … :: ответы ::
Неверно, что согласно статистическим данным, приведенным А.В. Соловьевым, к работе слесаря-инструментальщика и шлифовщика-полировщика деталей пригодны … лиц. :: ответы ::
Неверно, что существует тенденция полного поглощения психологии труда организационной психологии, потому что … :: ответы ::
Необходимость интенсивной разработки методик профотбора возникла вследствие того, что … :: ответы ::
Необходимость использовать понятие «эргатическая функция» обусловлена тем, что … :: ответы ::
Нормативные жизненные кризисы характеризуются … :: ответы ::
Общая классификация ошибок предполагает разделение ошибок на … :: ответы ::
Общая положительная установка по отношению к определенным профессиональным, трудовым группам, выявляемая с помощью методики «Дифференцированная оценка структуры труда» Е.А. Климова у представителя определенной профессии, отражает … :: ответы ::
Общими характеристиками результатов действий (исходов) или критериями выбора в работе оператора являются … :: ответы ::
Один из показателей микродинамики труда в течение дня, недели – это … :: ответы ::
Один из показателей состояния готовности оператора – это … :: ответы ::
Один из признаков развивающегося утомления – это … :: ответы ::
Одна из внутренних, субъектных причин «отказов» человека на уровне эмоционально-потребностной регуляции деятельности – это… :: ответы ::
Одним из ключевых признаков группового субъекта труда выступает … :: ответы ::
Одно из направлений критики теории иерархии потребностей А. Маслоу состояло в том, что … :: ответы ::
Опыт Д. Хардинга и В. Меннинга по сортировке ягод подтверждает концепцию … :: ответы ::
Основа системно-лингвистического подхода к проектированию и совершенствованию средств отображения информации (СОИ) — это … :: ответы ::
Основное отличие инженерной психологии и эргономики от психологии труда – это … :: ответы ::
Основными методами исследования несчастных случаев и аварий в психологии являются … :: ответы ::
Основными принципами юзабилити-проектирования являются: :: ответы ::
Острота проявления биографических кризисов зависит от … :: ответы ::
Отличие утомления от переутомления заключается в том, что … :: ответы ::
П. Фиттц и Дж. Джонсон выделили 270 ошибок в работе операторов на основе исследования … :: ответы ::
Первая систематическая классификация профессий называлась … :: ответы ::
Первые исследования отказов летчиков от полетов приводятся в работах … :: ответы ::
По Е.А. Климову, человек как субъект труда должен исследоваться на уровне … :: ответы ::
По критерию назначения средства ввода информации (СВИ) подразделяются на … :: ответы ::
По мнению Е.А. Климова, один из ключевых признаков, по которому труд отличается от других видов деятельности, – это … :: ответы ::
По мнению Е.Ю. Артемьевой, одной из структур перцептивного мира оператора является … :: ответы ::
По мнению Ф.У. Тейлора, создателя школы научного управления трудом, рядовые сотрудники сопротивлялась нововведениям начальства, поскольку … :: ответы ::
По результатам исследований, успешные лидеры и менеджеры среднего и высшего звена, как правило, обладают … :: ответы ::
По Т.Т. Джамгарову, первым этапом разработки системы психологического прогноза успешности деятельности сотрудников является … :: ответы ::
Правомерность и обоснованность проведенного Г. Мюнстербергом исследования профпригодности вагоновожатых опираются на … валидность. :: ответы ::
Предметом исследования эргономики является система … :: ответы ::
При организации оптимального выполнения оператором быстрых рабочих движений необходимо учитывать, что … :: ответы ::
При спонтанном развитии процессов адаптации переход к стабильной работе наступает после … работы. :: ответы ::
Придание активности перцептивному и оперативному образу происходит за счет … :: ответы ::
Профессии хирурга, стоматолога и станочника могут быть объединены по критерию … :: ответы ::
Психолог труда, консультирующий клиента по проблеме построения привлекательного образа жизни с помощью выбора удачного места работы, работает на … уровне помощи. :: ответы ::
Психолог труда, работающий в организации, сталкивается с … :: ответы ::
Психофизиологическая основа изучения функционального состояния оператора – это… :: ответы ::
Пупиллометрия, используемая в исследованиях функциональных состояний, – это… :: ответы ::
Разделение физиологического и психологического стресса было предложено … :: ответы ::
Регистрация непроизвольных перемещений положения тела оператором относительно кресла осуществляется с помощью … :: ответы ::
С физиологической стороны утомление характеризуется … :: ответы ::
Синоним организационной психологии как раздела психологии труда – это … :: ответы ::
Согласно исследованиям Л.С. Нерсесяна, темпо-ритмическое соответствие двигательных реакций и мыслительных операций индивидов служило показателем их … :: ответы ::
Согласно классификации ошибок Р. Дженсена, ошибки оператора подразделяются на … :: ответы ::
Согласно классификации Р. Ахмерова, к основным типам биографических кризисов относятся кризисы … :: ответы ::
Согласно концепции …, трудовая мотивация определяется соотношением потребностей в достижениях, групповой принадлежности и власти. :: ответы ::
Согласно концепции Д.А. Ошанина, оперативный образ обладает такими свойствами, как… :: ответы ::
Согласно методике «Дифференцированная оценка структуры труда», ориентировка субъекта труда в системе общепринятых, типовых, вещественных и функциональных средств деятельности свидетельствует о… :: ответы ::
Согласно модели функциональных структур перцептивного действия, скорость блока повторения для создания программы моторных инструкций в блоке опознания составляет … :: ответы ::
Согласно периодизации профессионального развития субъекта Д. Сьюпера, апробация своих сил в различных видах трудовой и профессиональной деятельности, разворачивающаяся на этапе «разведки», происходит в возрасте … :: ответы ::
Согласно Правилам отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска, утвержденным Правительством РФ, интегральный показатель профессионального риска подсчитывается как … :: ответы ::
Согласно статистическим данным, 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение … :: ответы ::
Согласно теории А. Маслоу, проектирование более содержательных видов труда, подчеркивание вклада каждого участника в трудовой процесс, обеспечение обратной связи о достигнутых трудовых успехах способствуют удовлетворению … :: ответы ::
Согласно требованиям к рабочему месту оператора, сиденье оператора должно обеспечивать позу, способствующую … :: ответы ::
Согласно Ю.К. Стрелкову, одна из основных стратегий поведения в условиях принятия решения заключается в том, чтобы … :: ответы ::
Специалист, работающий в организациях США и собирающий информацию о должностях на предприятии, о численном и возрастном составе работников, формах организации труда и особенностях технологических процессов, – это … :: ответы ::
Средний уровень действий оператора в трехуровневой модели Дж. Расмуссена представлен поведением … :: ответы ::
Сутью метода полирефлексивного интервью, применяемого в исследовании ошибок операторов, является … :: ответы ::
Существенным преимуществом «Опросника позиционного анализа» Е. МакКормика в сравнении с опросными листами О. Липмана является … :: ответы ::
Теппинг-тест применяется для … :: ответы ::
Типичным коррелятом повышенной напряженности и стресса является … :: ответы ::
Установите соответствие между видами валидности и их определениями: :: ответы ::
Установите соответствие между критериями классификации и соответствующими им типами средств отображения информации (СОИ): :: ответы ::
Установите соответствие между названиями стадий динамики работоспособности и происходящими на них изменениями: :: ответы ::
Установите соответствие между основными кризисами взрослого возраста и их психологическим содержанием: :: ответы ::
Установите соответствие между приведенными случаями из практики и видами «отказов»: :: ответы ::
Установите соответствие между признаками профессий, выделенными для их классификации Е.А. Климовым, и характеристиками труда: :: ответы ::
Установите соответствие между разделами психологии труда и предметами исследований: :: ответы ::
Ф. Герцберг выделил такие группы факторов труда, как … :: ответы ::
Форма организации труда, предполагающая ответственность сотрудника за узкий участок работы в производственном процессе, перестала быть эффективной вследствие … :: ответы ::
Формирование индивидуального стиля деятельности соответствует срокам формирования индивидуальности, которое происходит … :: ответы ::
Функциональные состояния человека подразделяются на состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования по критерию … :: ответы ::
Хоторнский эффект, обнаруженный при исследовании трудовой деятельности сборщиц электрического оборудования на заводе «Вестерн Электрик», заключается в том, что … :: ответы ::
Человек, всю жизнь проработавший в одной профессии, достигает стадии наставника в возрасте около … :: ответы ::
Человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности, согласно периодизации профессионального развития Е.А. Климова, – это … :: ответы ::
Этапы инженерно-психологического проектирования располагаются в следующей последовательности: :: ответы ::
Этапы проектирования информационной модели среды располагаются в следующей последовательности: :: ответы ::

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), 
недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
 Грубыми считаются  ошибки:
­ незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений   , теории, незнание 
формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих 
единиц;
­ неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
­ неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
­ неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
­ неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, 
сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
­ неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
­ нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
­ неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата 
основных признаков определяемого понятия или заменой  1 ­ 3 из этих признаков второстепенными;
­ ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением 
цены деления шкалы;   
­ ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы 
прибора, оборудования;
­ ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
­ нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно 
продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных 
вопросов второстепенными);
­ нерациональные методы работы со справочной литературой;
­
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
­
­
­
­
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, 
практических заданий;
арифметические ошибки в вычислениях;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
орфографические и пунктационные ошибки.
Требования к написанию школьного реферата. Зашита   реферата   ­   одна   из   форм   проведения   устной   итоговой   аттестации   учащихся.   Она
предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение,
изложение результатов и выводов.
Термин   «реферат»   имеет   латинские   корни   и   в   дословном   переводе   означает   «докладываю,
сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме
публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования;
доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Од­
нако   выпускники   школы   не   всегда   достаточно   хорошо   подготовлены   к   зтой   форме   работы   и
осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению
1. Тема р е ф е р а т а  и ее выбор
Основные требования к этой части реферата:



тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны
быть слишком широкими или слишком узкими 
 следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки
зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок,
желательно избегать длинных названий.
2. Требования к оформлению титульного листа
В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре ­тема реферата, ниже
темы   справа   ­   Ф.И.О.   учащегося,   класс.   Ф.И.О.   руководителя,   внизу   –   населенный   пункт     и   год
написания.
3.     Оглавление  
Следующим   после   титульного   листа   должно   идти   оглавление.   К   сожалению,   очень   часто
учителя*не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных
«мелочей» начинается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части,
заключения и списка литературы.
4. Основные требования к введению
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая
может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для
изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В
этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и
какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо
с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые
требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту
или   иную   личность,   а   задачами   могут   выступать   описание   ее   личностных   качеств   с   позиций   ряда
авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один парграф
реферата.
1. Т р е б о в а н и я  к о с н о в н о й  ч а с т и  р е ф е р а т а Основная   часть   реферата   содержит   материал,   который   отобран   учеником   для   рассмотрения
проблемы.   Не   стоит   требовать   от   школьников   очень   объемных   рефератов,   превращая   их   труд   в
механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем
основной части реферата ­ 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо
обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их
название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из  разных литературных источников,
также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные
выводы, опирающиеся на приведенные факты.
6. Требования к заключению
Заключение   ­   часть   реферата,   в   которой   формулируются   выводы   по   параграфам,   обращается
внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть
четким,   кратким,   вытекающим   из   основной   части.   Очень   часто   ученики   (да   и   учителя)   путают
заключение   с   литературным   послесловием,   где   пытаются   представить   материал,   продолжающий
изложение проблемы. Объем заключения  2­3 страницы.
7. Основные требования к СПИСКУ изученной литературы
Источники   должны   быть   перечислены   в   алфавитной   последовательности   (по   первым   буквам
фамилий   авторов   или   по   названиям   сборников).   Необходимо   указать   место   издания,   название
издательства, год издания.
8. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
 Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист,оглавление и т.д.)
 Выбранная   тема   должна   содержать   определенную   проблему   и   быть   адекватной   школьному
уровню по объему и степени научности.
 Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.
 Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
9. Выставление оценки за реферат
В итоге оценка складывается из ряда моментов: 
• соблюдения формальных требований к реферату.
 • грамотного раскрытия темы:
• умения четко рассказать о представленном реферате

способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы 
на них.

Классификация ошибок

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса

6

Ошибочное образование формы глагола

Они хочут, пиша о жизни

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом

8

Нарушение управления

Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Мы были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство …

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Речевые ошибки

Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.  

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор употребляет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).

        Среди ошибок выделяются негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

        К негрубым ошибкам относятся:

— в исключениях из правил

— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях

— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого

— в написании И и Ы после приставок

— в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как  Не что иное, как и др)

в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой

— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности

Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических (в армии, в роще;  колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило,  в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, грустить – грусть)

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом  слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.

К числу наиболее распространенных   относятся:

— пропуски букв

— перестановки букв

— замены одних буквенных знаков другими

— добавление лишних букв

Орфографические и пунктуационные ошибки,

не влияющие на оценку работы

Орфография

— в переносе слов

— буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта)

— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)

—  прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)

— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель)

— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате)

Пунктуация

тире в неполном предложении

— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным

— запятые при ограничительно-выделительных оборотов

— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми

— в передаче авторской пунктуации

Этические ошибки

Соблюдение этических норм

Этическая ошибка  выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).

Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др. 

        Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»

Общая классификация ошибок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного — двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

30.03.2015 14:06

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Общая ошибка 952 терминал сбербанк
  • Обязательна ли работа над ошибками
  • Общая и местная ошибка оптической поверхности
  • Обь коды ошибок лифтовой блок
  • Общая ошибка 952 сбербанк карта