Бухгалтерская справка об исправлении ошибки — правила ее оформления должен знать каждый бухгалтер, поскольку ситуации, требующие исправления, возникают в учете часто. Рассмотрим, как ее составить, в нашей статье.
Назначение бухгалтерской справки
Бухгалтерская справка — универсальный первичный документ, который используется:
- для исправления ошибок, допущенных при оформлении типовых учетных операций;
- проведения операций, требующих ручного распределения начисленных сумм;
- оформления проводок, для которых отсутствуют типовые формы учетных документов.
Наиболее часто посредством бухгалтерской справки исправляют выявленные учетные ошибки. Универсальность этого документа позволяет применять его как для корректировки данных текущего отчетного периода, так и для исправлений, относящихся к предшествующим годам. При этом исправления, связанные с текущим периодом, отражаются либо операциями по допроведению сумм, либо сторнирующими, что дает возможность сохранить корректность суммарных оборотов по счетам за период.
Корректировки по предшествующим годам проводятся в корреспонденции со счетом 91 с отнесением сумм необходимых исправлений в прочие доходы или прочие расходы.
Подробнее об особенностях процедуры исправления ошибок в зависимости от их существенности и от того, когда они выявлены, читайте в статье «Способы исправления в бухгалтерском учете и отчетности».
Справка позволяет одновременно отражать исправления, вносимые как в бухгалтерский, так и в налоговый учет (ст. 313 НК РФ), и за счет этого сохранять правильность соотношения между данными 2 учетов.
Если вы выявили ошибку при расчете налога на прибыль, например, не учли какие-то расходы и переплатили налог, то для ее исправления также необходимо оформить бухгалтерскую справку. Получите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс». и переходите к образцу оформления документа.
Форма и необходимые реквизиты справки
Бухгалтерская справка установленной формы существует только для государственных органов и учреждений (форма 0504833 по ОКУД, утвержденная приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н).
Для всех прочих налогоплательщиков она не имеет строго определенного вида, но, как всякий первичный документ, должна составляться с соблюдением требований о наличии обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), таких как:
- наименование субъекта, оформляющего документ;
- название документа и дата его составления;
- содержание производимой операции;
- необходимые количественные и суммовые показатели, относящиеся к осуществляемой операции;
- подписи ответственных лиц с их расшифровкой и указанием должностей.
Описание сущности производимой операции возможно как в текстовом, так и в табличном виде. Поскольку бухгалтерская справка является одним из официально разрешенных к применению первичных учетных документов, ее форму, разработанную самостоятельно, рекомендуется утвердить в учетной политике.
О принципах, которыми необходимо руководствоваться при составлении учетной политики, подробнее читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2023)».
Утвержденная форма и наличие в справке обязательных реквизитов придают ей значение документа, оформленного с соблюдением всех необходимых правил. Это может сыграть свою роль при ее предъявлении в процессе налоговой проверки.
Нюансы основного содержания справки
В основной части бухгалтерской справки, посвященной исправлениям, должны быть подробно изложены:
- суть сделанной ошибки;
- номера и даты документов, с которыми связаны исправления;
- обоснование исправлений и принятые решения по корректировкам;
- необходимые расчеты с их разбивкой по периодам, к которым относятся рассчитанные суммы, если это имеет значение для бухгалтерского учета и расчета налогов.
В текст справки могут не входить сами расчеты, необходимые для ее составления. Они так же, как и копии первичных документов, при принятии к учету которых изначально была допущена ошибка, могут быть приложениями к справке.
Обязательным условием будет одновременное отражение проводок, относящихся к бухгалтерскому и налоговому учету. Для налогового учета справка послужит необходимым документальным обоснованием принятия к учету расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
При ведении автоматизированного учета данные, относящиеся к налоговым, могут заполняться по бухгалтерским данным в автоматическом режиме при нажатии соответствующей кнопки, как это происходит в программе «1С». при заполнении документа «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)». Если исправления касаются операций стандартного характера и влекут за собой изменения в нескольких накопительных регистрах, то в программах для внесения исправлений вместо бухгалтерской справки возможно использование такой операции, как «Корректировка записей регистров» (программа «1С»), которая позволит корректно сделать исправления во всех отчетах, где зафиксированы ошибочные данные.
Один из возможных образцов оформления бухгалтерской справки в связи с выявленной учетной ошибкой вы найдете на нашем сайте, вы можете скачать его по ссылке ниже:
Скачать образец справки
А что делать, если в текущем периоде выявили ошибки прошлых лет? Получите бесплатный пробный доступ к системе «КонсультантПлюс» и изучите как исправить такие ошибки на примерах с проводками.
Итоги
Бухгалтерская справка — первичный учетный документ, приобретающий особое значение в ситуациях, когда необходимо исправление допущенных учетных ошибок. Для большинства налогоплательщиков строго установленной формы такой справки нет, но тем не менее при ее оформлении требуется соблюдение определенных правил.
Актуально на: 14 ноября 2017 г.
0
Ошибки при ведении бухучета и при составлении бухгалтерской отчетности, к сожалению, встречаются. Обнаружив ошибку, бухгалтер должен ее исправить. Для этого ему может понадобиться бухгалтерская справка об исправлении ошибки (или справка-расчет).
Бухгалтерская справка – это обычный первичный учетный документ, на основании которого оформляется факт хозяйственной жизни организации. Но составляется он для отражения тех операций и событий, для которых составление иных первичных документов не предусмотрено (ст. 313 НК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Бухгалтерская справка-расчет предназначена для этих же целей, только в ней в обязательном порядке приводится расчет какого-либо показателя.
Соответственно, бухгалтерскую справку оформляют не только при выявлении ошибок, но и для учета операций, требующих дополнительных расчетов. К примеру, для учета первоначальной стоимости основного средства, которая складывается из цены приобретения ОС, расходов на его доставку, а также монтаж, при том, что на услуги по доставке и работы по монтажу составлены свои первичные документы.
Как оформляется бухгалтерская справка
Унифицированной формы бухгалтерской справки не существует. Поэтому организации самостоятельно разрабатывают и утверждают ее форму приказом руководителя. При этом в справке должны быть предусмотрены все реквизиты, обязательные для первичного учетного документа (ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Составлением бухгалтерской справки единолично занимается бухгалтер. Вместе с тем, если факт хозяйственной жизни должен быть отражен на основании документа, в составлении которого должен участвовать не только бухгалтер, но и другие лица (к примеру, представитель контрагента при составлении акта о приеме товаров, поступивших без документов), то заменять его справкой нельзя.
Бухгалтерская справка об исправлении ошибки: образец
Приведем образец бухгалтерской справки об исправлении ошибки для такого примера.
ООО «Калейдоскоп» заключило гражданско-правовой договор на выполнение работ от 03.08.2017 с лицом, не зарегистрированным в качестве ИП. Стоимость работ по договору составила 98000 руб. После подписания акта выполненных работ исполнитель передал руководителю ООО «Калейдоскоп» заявление на предоставление профессионального вычета по НДФЛ в размере 42000 руб. и копии документов, подтверждающих его расходы. Однако в бухгалтерию заявление передано не было. Поэтому бухгалтер при выплате вознаграждения удержал НДФЛ со всей суммы.
В том же месяце исполнитель подал в бухгалтерию заявление о возврате излишне удержанного НДФЛ и тогда же «нашлось» его заявление на вычет. Бухгалтеру необходимо пересчитать НДФЛ и оформить бухгалтерскую справку.
Скачивать формы могут только подписчики журнала
Вы подписчик?
Войдите на сайт и скачивайте нужные формы
Войти на сайт
Вы не подписчик?
Попробуйте все возможности подписки. Бесплатно на 2 дня
Пробный доступ
Скачать
Также читайте:
- Бухгалтерские ошибки подорожали
- Нужно ли представлять налоговикам регистры бухучета
- Как упрощенцу заполнить КУДиР при досрочной продаже ОС
Ни один учетный специалист не застрахован от ошибок и других «косяков». В этом случае на помощь приходит бухгалтерская справка об ошибке. Рассмотрим, когда ее составляют и для каких целей.
Понятие
Любая бухгалтерская справка об исправлении ошибки не просто констатирует ее наличие, но и одновременно вносит коррективы в учет. А именно:
- доначисляет определенную сумму;
- сторнирует сумму.
Также см. «Двойная запись в бухучете: значение и примеры».
Виды
Имейте в виду: обязательного или рекомендованного образца бухгалтерской справки об ошибке в действующем законодательстве нет. Поэтому желательно иметь свой бланк в рамках учетной политики предприятия. Правда, разработать стандартную форму на все случаи – не так просто. Дело в том, что ошибки могут быть самых разных видов – технические, счетные и др. Их правовое пояснение будет отличаться как по содержанию, так и объему.
На практике, бухгалтерскую справку об ошибке чаще всего формируют в следующих ситуациях:
- занижена база по страховым взносам;
- неправильный расчет социального пособия (по болезни, материнству и др.);
- по налогу на прибыль (например, выпавшие доходы/расходы);
- при расчете оплаты труда, и др.
Структура
Обратите внимание, что любой образец бухгалтерской справки об исправлении ошибки должен включать:
- причину возникновения недочета;
- все варианты суммы, которая влияет на бухучет, а также корректировочные проводки;
- даты: допущения ошибки, ее выявления и внесения исправлений.
В конце бухгалтерской справки об ошибке ее составитель ставит свою подпись. А потом снизу к ней примыкает автограф главного бухгалтера. После этого данный документ служит основанием для коррекции в учете.
Также см. «Реквизиты бухгалтерских документов: основные и обязательные».
Подтверждение исправлений: образец
Допустим, что бухгалтер ООО «Гуру» Н.В. Соловьева нашла ошибку в амортизационных отчислениях за март 2017 года: было отражено 53 800 руб., но согласно правильным расчетам – 41 200 руб. Излишек сторнирован при помощи проводки:
Дт 44 Кт 02 – 12 600.
В данном случае образец бухгалтерской справки об ошибке выглядит примерно так:
Также см. «Самые распространенные бухгалтерские нарушения».
Каким ошибкам приоритет
Имейте в виду, что приоритет нужно отдавать таким бухгалтерской справке об исправлении ошибки, которая носит существенный характер. В законе даже есть ее определение: она сама по себе или вместе с иными ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения лиц, которым предназначена бухгалтерская отчетность предприятия. В первую очередь, речь идет о владельцах бизнеса, участниках и акционерах.
Причем существенность ошибки фирма устанавливает самостоятельно. Основные критерии:
- величина;
- характер статей отчетности.
На это указано в пункте 3 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина от 28.06.2010 № 63н).
Если же понадобилось оформить бухгалтерскую справку об ошибке в налоговой базе, то руководствуйтесь п. 1 ст. 54 НК РФ. Принцип такой: «косяки» прошлых периодов пересчитывают за период совершения ошибки. Если таковой установить невозможно, то перерасчет базы и налога делают за период обнаружения ошибки либо иного искажения.
Также см. «Образец и назначение бухгалтерской справки-расчета».
Бухгалтерская справка относится к первичным документам и является универсальным документом, потому что ее используют как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Востребованность справки обусловлена тем, что она требуется в различных ситуациях. Отметим, этот документ формирует главный или рядовой бухгалтер.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк бухгалтерской справки .docСкачать образец заполнения бухгалтерской справки .doc
Когда необходима бухгалтерская справка?
Бухгалтерская справка не имеет статуса обязательного документа, но ей можно «изменить» неверные данные.
В первую очередь, справка носит вспомогательный характер, поэтому требуется для исправления некорректных сведений в отчетность. Происходит это следующим образом:
- Специалист вносит правильные данные в справку.
- Отправляет в ФНС по месту учета.
- Инспекторы регистрируют новую информацию в системе.
Кроме того, она используется при любых операциях, требующих пояснений, фиксации расчета различного рода сумм, подтверждения произведенных проводок при отсутствии других обосновывающих документов, проведении операций с применением дополнительных подсчетов и т.д.
Таким образом, при помощи бухгалтерской справки можно оформить практически любую финансово-хозяйственную операцию в деятельности предприятия.
Отметим, любое предприятие вправе подтвердить факт проведения операций, не требующих наличия стандартных документов, при помощи индивидуально разработанных форм первички, внеся туда необходимые реквизиты. Это значит, что в большинстве случаев бухгалтерская справка ─ это заменяемый документ.
Порядок составления бухгалтерской справки
Документ не имеет единого, унифицированного, обязательного к применению образца. Поэтому специалисты бухгалтерских отделов могут формировать его в свободном виде либо использовать разработанные и утвержденные на предприятии шаблоны. И хотя уникальные бланки документов юрлица обязаны регистрировать в учетной политике, в этом случае процедура не обязательна. Дело в том, что бухгалтерскую справку используют по разным поводам, поэтому и структура документа в каждом случае будет индивидуальной.
Некоторые специалисты по инерции используют ранее общепринятые типовые формы, которые удобны и просты в заполнении. Однако независимо от того, какой вариант выберет бухгалтер, есть ряд сведений, которые необходимо указать в справке обязательно:
- данные об организации;
- дату и повод формирования, который именуется строкой «Факт хозяйственной жизни»;
- прочая документация, к которой она прилагается.
В конце документ должен подписать специалист, составивший документ.
Можно ли корректировать содержание документа?
От ошибок никто не застрахован. И хотя бухгалтерская справка сама по себе во многих случаях служит как раз для исправления различного рода неточностей, она также может потребовать некоторых исправлений. Если справку по каким-либо причинам невозможно перепечатать заново, то в этом случае действия должны происходит в следующем порядке:
- Бухгалтер аккуратно зачеркивает недостоверную информацию.
- Сверху вписывает правильные данные.
- Ставит дата и резолюцию исправителя с расшифровкой и указанием должности.
Правила оформления документа
Бухгалтерскую справку можно составлять на обычном листе А4 формата либо на фирменном бланке организации. Специалист вправе вносить сведения как от руки, так и с помощью компьютера. Однако в последнем случае стоит соблюдать рекомендации, уточненные в госстандарте ФСБУ 27/2021. В нем Минфин четко описал не только порядок внесения сведений в первичные документы, но и правила исправления, хранения сведений, а также документооборота в целом.
Помимо прочего, с 2021 года многие компании стали применять электронную систему внутреннего движения документов (ЭДО). Первичные документы, включая бухгалтерскую справку, тоже разрешили формировать в таком виде. В этом случае стоит обратить внимание на визирование документа, так как специалист обязан использовать цифровую подпись. ЭЦП нужно предварительно получить в ФНС, причем для ряда бумаг потребует усиленная квалифицированная ЭП. Подробнее о принятии к учету электронной первички можно узнать из блока 20.4.3 к практическому пособию по налоговым проверкам.
После составления некоторые виды справок необходимо регистрировать во внутренних журналах организации. Например, бухгалтерскую справку необходимо вписывать в книгу продаж, если она отражает сумму НДС с остаточной стоимости основных средств, передаваемых в уставный капитал фирмы.
Пример составления бухгалтерской справки
В качестве примера рассмотрим справку-расчет:
- В начале документа обязательно заполняются реквизиты: посередине пишется полное название организации с расшифровкой аббревиатуры организационно-правового статуса. Однако это является необязательной процедурой и в некоторых случаях достаточно написать название фирмы.
- Далее нужно поставить дату составления документа и указать ее номер либо уточнить название. В нашем случае ─ это «справка-расчет».
- Теперь указываем причину составления, или факт хозяйственной жизни, а ниже расчет.
- В нижней таблице вносим подробные сведения и коррективы к произведенному расчету за предыдущий отчетный период. Здесь указывают:
- номер операции;
- пояснение, например, о том, что кран был приобретен;
- далее пишем за какую стоимость;
- теперь указываем бухпроводку.
По итогам бухгалтер визирует документ и ставит расшифровку подписи.
Что делать с бухгалтерской справкой после составления?
Как любая другая первичная документация, бухгалтерская справка подлежит учету и хранению. При этом срок ее содержания составляет не менее трех лет. Для разных целей определены разные периоды, например, справку для налогового учета нужно держать 4 года, а если она служила подтверждением для проведения какой-либо проводки, то она подлежит архивации в течение не менее 5 лет.
Бухгалтерская справка: подтверждаем исправления
13.04.2007 распечатать
Обнаружив ошибки в учете, нужно составить бухгалтерскую справку, из которой будет ясно: какая операция должна быть исправлена, на какую сумму и по какой причине. Правильно оформленный документ убережет от проблем с налоговиками и поможет доказать свои права в суде.
Оформляем документ
Бухгалтерскую отчетность за прошедшие отчетные периоды исправлять нельзя. При обнаружении погрешностей нужно составить бухгалтерскую справку. В ней следует описать характер допущенной ошибки, произвести необходимые перерасчеты сумм и указать порядок внесения исправлений. На основании этого документа бухгалтер вправе делать корректирующие записи на счета учета. Проводки нужно вносить текущей датой, которая указана в справке.
Статья 313 Налогового кодекса относит бухгалтерскую справку к первичным документам, которые являются подтверждением данных налогового учета. Однако унифицированной формы документа нет. Поэтому компании сами разрабатывают такой бланк и указывают его в учетной политике по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская справка должна содержать все обязательные реквизиты, утвержденные законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. А именно:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Пример
Бухгалтером ООО «Рассвет» выявлена в марте текущего года ошибка в сумме начисленной амортизации основных средств за январь 2007 года. Согласно расчету, величина амортизации основных средств за январь 2007 года составила 20 000 руб. Однако была ошибочно внесена сумма 30 000 руб. В январе бухгалтер сделал запись:
Дебет 44 Кредит 02
30 000 руб. – начислена амортизация по основным средствам.Ошибка была обнаружена 6 марта 2007 года. Излишне начисленная сумма амортизации в 10 000 руб. должна быть сторнирована при помощи проводки:
Дебет 44 Кредит 02
10 000 руб. – сторнирована излишне начисленная сумма амортизации.Основанием для внесения исправлений в учет компании является бухгалтерская справка, подписанная главным бухгалтером.
Заполненный документ может выглядеть следующим образом:
ООО «Рассвет» «06» марта 2007 года БУХГАЛТЕРСКАЯ СПРАВКА
Содержание операции Бухгалтерские проводки Начислена амортизация по основным средствам фактическая
Дт 44 Кт 02
– 30 000 руб.правильная
Дт 44 Кт 02
– 20 000 руб.исправительная
Дт 44 Кт 02
– 10 000 руб.Примечание:
В январе 2007 года в результате технической ошибки была излишне начислена амортизация по основным средствам на сумму 10 000 рублей. Ошибка выявлена в марте 2007 года. Исправления на счета бухгалтерского учета внесены 6 марта 2007 года.Бухгалтер ________Новикова Е. А.________
подпись расшифровка подписиГлавный бухгалтер ________Петрова И. Н.________
подпись расшифровка подписи
Поможет в суде
Составление бухгалтерских справок станет хорошим подспорьем в конфликтах с контролерами. В таблице приведена подборка судебных решений, вынесенных в пользу компаний при различных ситуациях. Справка представляет собой пояснение к произведенным коррективам. Чтобы бухгалтеру самому не запутаться в своих исправлениях, в нее стоит включить как можно больше информации. К справке можно приложить копии «первички», по которой допущены ошибки, и документы, где были произведены перерасчеты. Это необходимо для того, чтобы у налоговиков впоследствии не возникали вопросы.
Таблица
Реквизиты дела | Выводы суда |
---|---|
Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2006 г. № КА-А40/11448-06 |
Арбитры пришли к выводу, что налоговики не приняли во внимание исправительные проводки по доначислению и уплате в бюджет суммы налога, которые бухгалтер самостоятельно произвел. В подтверждение представлены первичные учетные документы, а именно бухгалтерская справка. Данные сведения безосновательно не приняты инспекторами по причине отсутствия даты составления документов и проведения исправительных проводок. Суд постановил, что такой отказ является формальным – документы имеют дату их составления, а также содержат сведения о проведении исправительных бухгалтерских проводок. |
Постановление ФАС Московского округа от 22 августа 2005 г. № КА-А40/7273-05 |
Фирмой была допущена техническая ошибка при регистрации авансового платежа от покупателя. В результате налоговая база по НДС была увеличена на эту сумму. Затем бухгалтерская ошибка своевременно обнаружилась специалистом, и на основании бухгалтерской справки выявленная ошибка была устранена. Доказательства получения аванса и исправления заявителем ошибки путем внесения сторнировочной записи исследованы судом. Претензии налоговиков были отвергнуты арбитрами. |
Постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2003 г. № КА-А40/576-03 |
Довод инспекции о неподтвержденности внесенных фирмой в бухгалтерский учет исправлений опровергается бухгалтерской справкой, уточненными декларациями и платежными поручениями на оплату налога и пени. |
Ю. Горбик