Обобщающие задания на поиск орфографической ошибки

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ:

(5-6 классы)

Учитель русского языка и литературы первой категории

Алтухова Марина Ивановна

КАРТОЧКА 1

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Лета стаяло халодное и даждливое. Солнышко свитило очинь ретко. В лису было холадна и сыра. В аврагах шумели ручйи. Резвыи пушыстыи белочьки изчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокии травы скрывали птиц и насекомых. Скучьным и непреятным был лес.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Кончилась теплоя летния ноч. Зонимаеться над лесам утренния заря. Над лисными палянами ещё стелется лёхкий туман. Прахладнаю р..сою пакрыта лества надиревях. Уже праснулис певчии птицы. Зокуковала и паперхнулась спросонья кукушка.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 3

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Скоро взайдёт и абсушыт расу тёплая солнышка. Приветствуя солнышко, ещё громче запают птици и закукуит кукушка. Разтает туман над паляной.

Вот с ночьного промысла возвращяеться усталый зайчижка-биляк. Много врагов у маленкова зайчижки. Ганялось за ним хитрая лесица, пугал страшный филин, лавила разбойница-рысь. От всех врагов ушол маленкий зайчижка.

КАРТОЧКА 4

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Ранний весенний порою нам пришлось пробератся по топ­ким болотистым дорогам. Парывы свежево ветра разкачивали ветви большово дерева на поляни. Из чорного леса тянуло свежей начной сыростю, слышался загадочный шопот. Мы свирнули с широкой дороги и поехали по аткосу. Вся месность порасла нискими кустами черёмухи.

_ ______________________________________________________________________

КАРТОЧКА 5

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Взошол месяц, и в чудес­ном фантастическом свете потануло всё: задумчивые тонень­кие березки, зарасли камышей, шолковая трава. Все же, по сравнению с душистой и туманной летней ночю, эта холодная весенния ноч была не так прекрастна. От лисициной норы даносился тихий шорох. Кроме журавлиного и лебидинова крика мы слышали неумалкаемое пение со всех сторон. В летнею ноч птичьих звуков в лесу меньше. Наше путешевствие завиршалось в тяжолом молчании.

_________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 6

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Ещо хмурится небо, но в прасветах аблаков прабевается свиркающим мечём лучь солнца. Весна наберает скорасть. Праясняются дали. Зимним цветам билеют ещо паля, а уже зилинеют астравками сасновые боры.

КАРТОЧКА 7

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

В лису встричаются зима и висна. В патёмках ельника серебряться осины. От их карявых ветак на мартовском снегу паявляются извилестые синие тени. Вокруг диривьев и пней абтаяли круглые лунки. На зилёном фоне хвои краснеют серешки ольхи. В её витвях суетяться гаварливые чечётки.

Гроница снегов отступает к севиру, а за ней по пятам возврощаются к сибе на родину птици.

___________________________________________________________________

КАРТОЧКА 8

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Заяц земой жыл возли деревни. Когда пришла ноч, он поднял одно уха, паслушал, павадил усами, панюхал и сел в глубокий снек на заднии лапы. Патом прыгнул и огледелся.

Снек лежал валнами и блистел. Над галавой косо стаял марозный пар, и сквось него виднелись яркии звёзды. Заяц паиграл с товарищем, пакапал с ним снек, погрыс кору и пошол дальше.

Заяц перебежал дарогу, падашол к сваей старай наре, разкопал снек, зделал новую нару, лёк в неё, улажил на спине уши и заснул.

КАРТОЧКА 9

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Позней ночью выподает снек. Он приоброжает всё во круг. Пушыстые снижинки остарожна косаются земли, и она одивается в аслепитильный наряд. Пабелели дарошки и крыши дамов. Загараются, блистят разноцветныи искарки иния. Свинцовая вада тимнеет сриди белаватых пребрежных зараслей.

Как прекрастна белоствольная бирезовая рощя! Ветачки пакрыты хлопьями, но от любово прекосновения снежынки асыпаются. В ельнике снек так засыпал деревца, што их не узнаёшь. Всюду веденются слиды лестных зверюшик. Па шилухе шишек можна отыскать белку.

——————————————————————————————————

КАРТОЧКА 10

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

У нас леса часта гибнут от безжалосного абращения с ними. Люди бессазнательно брасают спичку, и ат её агня пагибают большыи учаски леса. Много леса вырубают. Срубить дерево лехко, а штобы варостить его, надо десятки лет.

За пасадками маладых деревьев слидит лесавод. Он устонавливает места, каторые пастрадали ат пажара, намичает, где нада разчистить лес ат бурелома, атводит учаски для работы лесарубов, учавствует в барьбе с вридителями леса. Гусиницы инагда сьедают падрастающие пабеги, обьедают листья. Но есть у леса и друзья- птици. Они прекрастные памощники лесаводов.

Биригите лес, рибята! Это наше багатство.

КАРТОЧКА 11

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Душыстая ягатка

Зимлиника сазриваит виюне или вначале июля. Ягады унеё вкустные, душыстыи. Листя зимлинике на зиму неаподают. Откустиков зимлиники вразные стораны от ходят пабеги. Это усы. Наусике паивляиться маленкий маладой кустик. Зимлиника любет сонце. Самыи крупныи и слаткие ягады можно найти напаляни или на вы рупке. Похучие ягатки так и манят. Найди нас и сьеш!

—————————————————————————————————————

КАРТОЧКА 12

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Время лисных молышей

Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежныи лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У звирей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще халодной земой в берлоги. Теперь они паслушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весило играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первыи высотные прышки. В сумерках выходят на ахоту колючии ежата.

Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.

КАРТОЧКА 13

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Кулик

Набирегу речьки меня встричяет маленкий кулечек. Писок исчерчен его слидами. Слиды пирисикаються, сходятся втрапинки. Иду по следу, и у кустика ивы вижу гниздо. В гнёздыжки два яичка. Куличьки кружат вакрук меня. Один отбегаит кгнизду и тарапливо садится. другой праважает меня до гроницы сваего учястка и зотехает.

Утрам я праснулся ат холада. На паладке, на трове, на черёмухе – фсюду белая пелена. Нежданный снек в маи наделал много бет. Птицы улители, бросили сваи гнёзды. Погибла и клатка куличьков.

——————————————————————————————————————-

КАРТОЧКА 14

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Под весенним дождем

Сутра марасит дождь. Дорога от школы до деревьне идет около опушке леса. Со всех сторон вода капает, тичет, льеца.
Зашол я под деревья. Трехнула березка ветками, и струйка мне за варатник папала. Вот стоит старая ель. Нижнее лапы унее шатром весят. Под этим шатром сухо, струиться там теплый воздух. Залес я подплотные лапы, сумку слажил, сежу и наблюдаю.
Тайная работа идет в лесу. Моеца он, чистица, готовиться надеть весений наряд. Разпримляються стебильки первой травы, збрасывают с себя цебкии старые листья.
Нестану я вам дальше расказывать о том, что я увидил в лесу тем нинасным днем. Интирестнее вам самим погледеть.

КАРТОЧКА 15

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Солнце

Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинки.

Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 16

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Летом в лесу

Летам мы чясто ходим в лес за грибами и ягадами. В лису типло и светло. Дует лёхкий ветирок. Громко пают птицы. Вот зашуршала под кустом лисная мыш. Там сычь затинул сваю песьню. Громко застучал па бальному дериву Дятел. Он-настоящий лесной доктор. Уж тихо зашуршал в сухой траве. Лес наполнен удевительными звуками прероды.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 17

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Ежи

Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел пакинуть мой дом.

КАРТОЧКА 18

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Летнее утро

Я стою возле цветущива клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливаеца, меняет окраску. В самой дали сияет ослепителным блеском залатая кайма. Взлетел жаворонок. Серый камочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли вкаплях расы на цветах.Что за чудестные звуки разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрепучая музыка. Теперь всё поле поёт. Все рады тёпламу летниму утру. Радосно и мне.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 19

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Как зима с весной боролась.

Зима обявила вайну висне. Прилител ветер, он собрал грозные аблака. Они не пускали на землю солнечный луч. Висна посылала маладой трафке тёплые капли даждя. Зима их замораживала. На диревях сёжились почьки. Зима щипала их морозцем. Смешались дожть со снегом, весенний гром с вюгой. Разъярённая зима старалась нанести удар в самое серце висны, но не смогла.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 20

Ф.И. ________________________________

Наступаит ранния весна. С земли сошол последний снег. Пришло радосное время года. Земля еще холодная. Ласковае весенние солнце сагревает все вокруг. Синие небо высокое. Понебу плывет лехкое облачко. Крепкий лед на рике потимнел. Сонный лес стоит голый. Похучие почки уже на бухли. На земле лежит прошлогодния лества, сухие травинки. Ввершинах деревьев шумит весенний ветер.

Орфографические разминки «Исправь ошибки». 4 класс

Ф.И.__________________________

Карточка №1 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойная лето. Наступила залатая осинь. Загляни влес.

Поопушкам растут грибы. Среди пажухлай тровы кроснеют

подосиновики. По краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки. Старые пни пакрыты опёнками. Моховые

болота усыпаны румяной клюквой. Напаляне горят гроздя рябины.

Задание: разбери слово подосиновик по составу. В 6 предложении подчеркни главные

члены и второстепенные.

Карточка № 2 Проверь текст, исправь ошибки.

На ступила радосная висна. Сонце со грела землю. Подарошкам

и трапинкам по бежали висёлые ручи. Подкарнями старой бирёзы

была нара. Там спал всю зиму сирдитый ёжык. Халодный ручей раз

будил звирька. Он вы бижал налисную паляну и осматрелся.

Свежый витерок разнасил полесу висенние запохи. Ёш лёг

наспинку. Тёплые лучи солнышка со грели его.

(По Г.Скребицкому)

Задание: определи в третьем предложении части речи.

Карточка № 3 Проверь текст, исправь ошибки.

В заповеднике жыл петька. Это была бальшая, чорная, серьёзноя

птица. Аднажды я дал ворону пиченье. Он взял пиченье и спрятал в

подклювный мишок. Я вынул маленькую монетку и паказал

петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слител на

дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок падарки.

Ворон вырвал клок травы и воткнул в писчаный домик.

1. Задание: найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем

однородные члены.

.

Карточка № 4 Проверь текст, исправь ошибки.

Позней осеню я пасадил молодые ябланьки. Наступила

дружная висна. Подорогам зажурчяла вада. Быстра сошёл снех.

Ярко заблистели на сонце лужи.

Я пришёл в сат и осмотрел сваи яблоньки. Сучя и веточки все

были целы. Лопнули почьки. Покозались алые края цвиточных

листьев. Посаду разносились чудестные песни птиц. В песнях

звучяла радость встречи с типлом и висной. Легко и спокойно

было на сертце.

Задание: выпишите из 1 предложения все словосочетания:……………………………………

………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 5 Проверь текст, исправь ошибки.

Светлячки

Стаит тихая летняя ноч. Между диревями сгустилась тьма. В

воздухе раз лились чюдные запохи. Втрове и налистьях милькают

агоньки. Я по любовался ими и шогнул книзкому кустарнику.

Руками стал лавить загадочьные искры. Но вот я поймал один

аганёк. Это оказался маленкий жучок. Жывут свитлячьки всырых

лисных мистах. Ночъю они вы ползают из сваих укрытий.

Задание: в пятом предложении определи части речи.

Карточка № 6 Проверь текст, исправь ошибки.

Много ласей жывёт в лисах Расии. Иногда старые и

маладые лоси блиско подходят к людным селениям и шумным

гарадам. Люди заботливо беригут и охраняют редкосных красивых

звирей. А вот и сам сохатый лось с тижёлыми витвистыми рагами.

Как он прекрасен.

Задание: подчеркни антонимы одной чертой, а синонимы двумя чертами. У всех

существительных определи падеж.

Карточка № 7 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила зема раним утрам илья пашол на ахоту марос

щипал щоки вбирёзавай рощи тишина литучие мыши

забрались в дупло еш в наре прикрылся сухими листями

легушки зарылись в мох мидветь спит в бирлоги

белачка сминила на зиму шупку и пачинила гниздо

лесица в наре из листев мяхкую пастель сделала утрам рибята

атправились в бирёзавую рощу стояла чюдесная тишына.

Задание: Определи границы предложений. Сделай краткий звукобуквенный разбор слов:

ягода— [ ] —….б., ….зв. Коньки [ ] —….б., …..зв.

Карточка № 8 Проверь текст, исправь ошибки.

Зимля пакрылась белым кавром раним утром я и мой

таварищ атправились в зимний лес ночю вюга занисла все

дарошки и трапинки мы скальзили на лыжах по лисным

палянам вакрук стаяли диревя в зимнем убранстве стройные

бирёзы и асины пакрыты пушыстым снегом с ветки литит

мяхкий снижок мы падехали к избушке лисника ана стаит на

апушке сасновой рощи.

Задание: Спиши текст, определи границы предложения. Подчеркни главные и

второстепенные члены во 2 предложении.

Разбери слова по составу: стучит, лежат, заиграл, осветила.

Карточка № 9 Проверь текст, исправь ошибки.

Весна

Весна пашла пополям как маладая хозяйка. По дул тётлый

ветер. Скрыш ппалзал мокрый снег. За кречали галки. Заблестели

тёмные ведки деревев. Весело зошумел лес. Зацвили первые

цветы. Громче за звенели ручи.

Задание: придумай и запиши продолжение к тексту (2 предложения)……………………..

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Карточка № 10 Проверь текст, исправь ошибки.

Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запах сырости. Калючие

лапы елей царапают лецо и руки. Харашы маленькие лисные

красавицы!

Ель очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель

пает в скрипке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели.

Вгустом ельнике птицы укрываются от стужы и мители.

Задание: во 2 предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

В 3 предложении – определи падежи существительных.

Карточка № 11 Проверь текст, исправь ошибки.

Каждой травинке, хваинке хателось быстрее поймать первую

каплю даждя. От речьки кдеревне вила извилистая тропка. Я

медлино шол по трапинке. Она вывила меня к опушке леса. Пошол

дошть. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточькой ус

троился зяблик. Пробижал ёш. Дошть шол тихо. Мне козалось, что

он чтото шепчет ёлке.

Задание: во 2 предложении подчеркни главные и второстепенные члены. У всех глаголов

определи время.

Карточка №12 Проверь текст, исправь ошибки.

Остались на снигу заячи слиды далеко ли было зайцу до

биды? Но заец не баится. Прилитела снижынок стая. Закружылись

белые птицы,заячий слет замитая. Напрасно сабака старалась рас

познать слиды заячи. Выбилась из сил, прибижала на старое место

и думает: «Заец хитрый сдесь был, а куда ушол неизвестно».

Задание: определи падежи у всех существительных. Определи время глаголов.

Карточка № 13 Проверь текст, исправь ошибки.

Первый марос застиклил лужы и развесил надиревях иней.

Тёплые диньки кончились. Наступают халада.

Папа пошол во двор калоть драва. Саша и вася стали ему памагать.

Драва были сухие и калолись стреском. Малчики насили драва в

сарай. Работа заканчивалась. Папа показал рибятам на

витвистую ель. На ветке седела серенькая птичька с малиновой

груткой. Она быстр виртела галавой. Это был снигирь.

Задание: слова (деньки, малиновой, тёплые) разобрать по составу.

Карточка № 14 Проверь текст, исправь ошибки.

Птичька вспорхнула изкуста и закружылась над нашыми

галавами. Мы осторожно раздвинули зилёные ветки. Там было

гниздо. Мы не тронули гнизда, даже не коснулись его. Поивились

птинцы. Мы чясто прихадили кгнизду. Птинцы к нам привыкли.

Они нас не баялись. Птинцы выросли и улители. Мы уехали в

горот. Дома чясто вспоминали тёплое лето и нашых доверчивых

птичек.

Задание: определи время глаголов. В первом предложении определи части речи.

Карточка 15 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойное лето наступила залатая осинь загляни влес

па апушкам ростут грибы среди пажухлай травы кроснеют

падасиновики па краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки старые пни пакрыты апёнками махавые балота

усыпаны румяной клюквай на паляне гарят гроздя ребины дни

стаят пагожие в лису тешина и пакой.

Задание: определи границы предложений.

Карточка № 16 Проверь текст, исправь ошибки.

Собрался по первой пороше охотник звириные слиды

считать. Много слидов в лису. Пронислась от дерива к дериву

лёхкая белочька. Вот ночью харёк проскакал. Пробижала через

поляну осторожная хитрая лесица. Идёт ахотник по лесу. Где

тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под бальшой толстой

корягой нашол он мидвежью берлогу.

Задание: выпиши из первого предложения все словосочетания.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Карточка № 17 Проверь текст, исправь ошибки.

Ясный летний день. В глубине леса веднеется спокойная

гладь маленького вадоёма. Витирок не проходит через стену

диревьев. Он запутался в витвях бирёс. Наступает тишына. Над

вадой играют стрекозы. Жызнь бьёт ключом. Плавуны нашли в

ваде место для жызни. Они харашо себя чуствуют здесь. А

сколько там красивых цвитов! Одни стоят на беригу рики. Другие

спустились в неё. А со дна речьки поднимаются лилии и

кувшынки.

Задание: дай характеристику 10 предложению и подчеркни в тексте фразеологизм.

__________________________________________________________________________

Карточка № 18 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила раняя висна. Яркое сонце рушыт последние снежные

крепости. Звонкая капель стучит по зимле. В лису пахнет ду

шыстыми почьками. Зилёные ёлочьки важно вытинули свои калю

чие ветки. С бирёски тичёт слаткий сок. Лучи сонца освитили всю

окресность. Ожыл лес. Над галавой послышалась звонкая трель.

Задание: определи спряжение у глаголов.


Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Тип B6 № 36

i

В дан­ных ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

Чехов верил: чтобы на­учить че­ло­ве­ка чему-либо, не надо его по­ну­кать и оскорб­лять. Самым ща­дя­щим ору­жи­ем и самым надёжным ле­кар­ством про­тив глу­по­сти, за­нос­чи­во­сти, гру­бо­сти яв­ля­ет­ся юмор. Для Че­хо­ва юмор  — наи­бо­лее изящ­ная форма вы­ра­же­ния чуства спра­вед­ли­во­сти.


2

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

Зима уже хо­зяй­ни­ча­ла над землёй, но мы знали, что под сне­гом, если по­ста­рат­ся раз­гре­сти его ру­ка­ми, ещё можно найти пре­лест­ные лес­ные цветы, знали, что в печах все­гда будет тре­щать огонь, и зима по­ка­за­лась нам такой же пре­крас­ной, как лето.


3

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

А между тем заря раз­го­ра­ет­ся, вот уже зо­ло­тые по­ло­сы про­тя­ну­лись по небу, в овра­гах клу­бят­ся пары, жа­во­рон­ки за­пе­ли сла­дос­ные песни, пред­рас­свет­ный ветер подул  — и тихо всплы­ва­ет баг­ро­вое солн­це.


4

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

Рань­ше ху­до­же­ствен­ную ли­те­ра­ту­ру на­зы­ва­ли изящ­ной сло­вест­но­стью, подчёрки­вая этим, что под­лин­ная ху­до­же­ствен­ность опре­де­ля­ет­ся об­раз­но­стью и вы­ра­зи­тель­но­стью языка.


5

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

По­доб­но боль­шо­му ху­дож­ни­ку, при­ро­да не рас­тра­чи­ва­ет своих чу­дес­ных кра­сок на какую-ни­будь одну кар­ти­ну, чтобы затем бес­ко­неч­но по­вто­рять себя; все её кар­ти­ны от­ли­ча­ют­ся це­лос­но­стью и не­по­вто­ри­мо­стью.

Пройти тестирование по этим заданиям

                                     ВВЕДЕНИЕ

Известный отечественный языковед Л.В. Щерба говорил: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо…» Однако же с безграмотностью мы встречаемся всюду. Да это и неудивительно. По какому бы учебнику ни занимался ученик в среднем звене школы, как бы ни старался учитель  выработать навыки грамотного письма у учащихся 5-9 классов, но если в старших классах на уроках русского языка не будет уделяться должного внимания систематическому повторению учебного материала по формированию практических умений, ни о какой грамотности не может быть и речи. В этом плане работу учителя можно сравнить с работой маляра: первый слой краски не всегда способен закрыть грязь и огрехи видны, как бы ни старался мастер. Только второй слой придаёт работе блеск и завершённость. Таким образом, уроки русского языка в старших классах представляют собой завершающий этап обучения, обойтись без которого никак нельзя.

Как же рационально использовать то минимальное количество часов, которое предоставляет учителю старших классов учебный план? Думается, что бессистемное повторение пользы не принесет. Ведь, к сожалению, многие учителя поступают следующим образом: пишут диктант, а на следующем занятии отрабатывают ошибки. Ошибок много, они на  разные правила — вот понемногу о каждом из этих правил и говорят. Какая уж тут польза!                         

                         ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В старших классах необходимо не просто повторение, а обобщающее изучение орфографических и пунктуационных норм и сопутствующая работа по грамматике (правильное образование форм слов, построение словосочетаний и предложений).

        Цель данной работы — осмыслить систему занятий по русскому языку в 10 классе: «крупноблочное» рассмотрение большинства орфографических тем, преодоление разрозненности, дробности частных орфографических правил. В эту систему необходимо включить ряд занятий по грамматике, на которых речь пойдёт о типичных ошибках в образовании форм слов. Это так называемые морфологические нормы. В 10 классе необходимо найти также часы для отработки орфоэпических и лексических норм. Таким образом, на этом этапе будет вестись работа над словом: произношение, значение, образование и правописание.

Работу по закреплению правил пунктуации и по искоренению типичных грамматических ошибок в построении словосочетаний и предложений, думается, лучше перенести в 11 класс. Впрочем, для тех, кто не согласен с данной точкой зрения, можно предложить прекрасное учебное пособие под редакцией Т.Л. Служевской, в котором есть материал для комплексного повторения орфографии и пунктуации.

            Итак, рассмотрим систему уроков по выработке орфографических навыков. Из огромного количества орфограмм выделим наиболее важные, сгруппируем их.

    1.Гласные в корне (корни с чередованием, гласные проверяемые и             непроверяемые). – 1 ч.    2 .Согласные в корне (непроизносимые, парные глухие и звонкие согласные  проверяемые и непроверяемые). Диктант — 1 ч.

    З. Гласные и согласные в приставках (пре- и при-, приставки на з- (с-), единообразное написание прочих приставок). —  2 ч.

    4. Разделительные ъ и ь .   – 1 ч.                                                                                                        

    5. О — ё после шипящих.    — 2 ч.

  6. ь после шипящих на конце слова – 1 ч.

    7. е и и в окончаниях существительных (+ ошибки в образовании

  пад. множ. числа некоторых существительных; ошибки в

    образовании род. пад. множ. числа некоторых существительных       Диктант 1-ч.

  1. Гласные в личных окончаниях глагола. Гласные в суффиксах глаголов в формах инфинитива и прошедшего времени. – 2ч.

 9.- Н- и -нн- в разных частях речи. -1ч. Диктант — 1 ч.

10.Не или ни? – 1ч.

11..Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.- 1ч.    Диктант -1ч.

12. Слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях; отличие наречий от омонимичных частей речи. – 1ч.

13.Слитное и дефисное написание сложных слов. -1 ч.

14.Правописание производных предлогов и союзов.- 1ч.

15.Правописание числительных (+ правильное образование форм числительных в различных падежах). – 1ч. Диктант -1ч._

                                                                                  _____________

        26 часов

 В 11 классе, как уже было сказано, идёт  обобщающее изучение пунктуации и отработка навыков постановки знаков препинания.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.
  2. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.
  3. Обособление определений, приложений, обстоятельств.
  4. Вводные слова и предложения.
  5. Знаки препинания в ССП.
  6. Знаки препинания в СПП.
  7. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
  8. Запятая перед союзом как.
  9. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

В 11 классе наряду с работой по постановке знаков препинания необходимы также занятия по грамматике (правильное построение словосочетаний и предложений):

  1. некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим;
  2. родит. падеж при глаголах с отрицанием;
  3. управление при словах, близких по значению;
  4. построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными;
  5. замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами;
  6. некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

В 11 классе необходимо также больше занятий посвятить работе над сочинением — рассуждением по данному тексту (рецензия, отзыв, эссе). Следует использовать для этого и уроки литературы. Только в таком случае можно подготовить выпускников к ЕГЭ.

Вернемся к системе занятий по русскому языку в 10 классе. «Крупноблочное» рассмотрение орфографических тем предполагает в первую очередь составление обобщающих таблиц и схем. Можно, конечно, использовать уже готовые таблицы из пособия Каменковой С.К. «Грамматика русского языка» или Скобликовой Е.С. «Обобщающая работа по орфографии». Но эти таблицы, на мой взгляд, не совсем совершенны. Опытный учитель пытается учесть все нюансы при работе над определённой орфографической темой и создаёт вместе с учениками свои таблицы. Участие  старшеклассников при составлении таблицы или схемы обязательно: только в этом случае логические связи помогают удержать в памяти образ таблицы, в нужный момент она возникает в зрительной памяти ученика, как фотография.

         Итак, возьмём несколько орфограмм, в которых ошибки встречаются наиболее часто.

1.   0 — ё после шипящих.                                                                                            Учащиеся должны уметь видеть в слове его морфемы и различать речи. Эти навыки следует довести до автоматизма. Только в этом случае  таблица поможет выбрать правильное правописание. Схема состоит из трёх частей:

а)        гласные в корне;

б)        гласные в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий на -О;

в)        гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и отглагольных слов (см. приложение — табл. № 1).

После того как таблица составлена, необходимы тренировочные упражнения:

  1. почему различается правописание таких внешне сходных по структуре слов, как: ручонка, печёнка, тушёнка, книжонка?

                       ножовка, размежёвка, ночёвка, дешёвка, решётка, трещотка?

  1. вставить пропущенные буквы:

уч . ный        реш . тка

ч . лн        трущ . ба

ш . рох        изж . га

ш . рстка        ш . мпол

ш. пот        щ. тка и т.д.

  1. найти ошибки:

чёрный

решётка

трещётка

                    кошолка

                    чёпорный

          шорох

          холщёвый

          мячом

          щёголь

          сгущёнка

                              тушонка и т.д.

       Последнее упражнение рекомендуется использовать только на заключительном этапе закрепления, когда ученик уже хорошо знает правило и умеет быстро применять его. Только в этом случае задание найти ошибки  формирует орфографическую зоркость.

2. Приставки пре- , при-

     Основное правило правописания данных приставок усваивается учащимися легко. Тем не менее ошибок на правописание пре-, при- очень много. Работая над этой орфограммой, учитель должен довести до автоматизма правописание словарных слов: президиум, престиж, привилегия, приоритет, презент, примитивный, преамбула, прерогатива, претендовать и т.д.

     Но самое главное — должна быть составлена полная таблица написания слов, в которых гласная в приставках пре- и при- зависит от значения слов (см. приложение — табл. № 2). В учебнике же даётся только несколько  примеров.

       Старшеклассники должны знать и те пары слов, которых нет в учебнике (прекрасный — прикрасы жизни, пречудный – причудливый, превредный — привередливый и т.д.). Особое внимание следует уделить  правописанию слов преуменьшить — приуменьшить (здесь значение приставки влияет на правописание слова). Некоторые методисты считают, что и слова преумножить — приумножить пишутся по такому же принципу. Однако в учебнике Н.С. Валгиной «Русский язык». – «Неолит», 2002 говорится, что в этих словах «значения приставок в современном русском языке не разграничиваются, поэтому в орфографическом словаре рекомендуется написание приумножить». Тренировочные упражнения на правописание  этих приставок такие же:

  1. вставить пропущенные буквы:

пр . вилегия

пр . ступить к занятиям

пр . кращение споров

пр . зирать труса        и т.д.;

  1. контрольные диктовки словарных слов:

             пр . людия

             пр . амбула

             пр . рогатива

             пр .словутый

             пр . стиж

             пр . оритет

             пр . тензия         и т. д.;

3)  найти ошибки:

премудрый пескарь                                                                 премитивный взгляд                                                                    привозмочь усталость                                                                               преамбула договора                                                                                            претерпеть изменения                                                                         претерпеться к боли  ;

3. Одна из труднейших орфограмм — правописание -Н- и -НН-.

       Этому есть ряд причин:

  1. соответствующие правила очень дробны, особенно те, которые  касаются причастий и отглагольных прилагательных;

в практике школьного изучения отымённые и отглагольные прилагательные рассматриваются разобщённо (в 6 и 7 классах) и даже  после изучения причастий и отглагольных прилагательных не сравниваются между собой; поэтому может оказаться неясным, какую группу правил нужно применять при выборе определённого написания;

  1. правило употребления —н- и —нн- в отымённых прилагательных

ориентирует на определённые суффиксы (-ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн-), а

как различать гласные в этих суффиксах — не раскрывается, что без дополнительных объяснений лишает это правило эффективности. Ученик,

как бы руководствуясь правилом, может написать «серебренный»,

«глиненный», а не серебряный, кожаный, глиняный .                                        

           На осознание указанных моментов рассчитаны приводимые таблицы (см. приложение — табл. № 3, 4).

          Определенные трудности есть и в закреплении написания частиц не и ни. Дело в том, что в школьных учебниках особенности употребления частиц  не и ни характеризуются только в общих чертах. Кроме отрицательного  значения у не и функции усиления отрицания у ни, в учебнике Баранова М.Т. затрагивается лишь употребление не в конструкциях с «двойным» отрицанием типа не мог не поехать и использование ни в придаточных  предложениях при усилительном обобщённо-утвердительном их значении типа: кто ни взглянет…, куда ни поеду…

          В учебнике Бабайцевой В.В. и Чесноковой Л.Д., кроме указанных случаев употребления, фиксируется ещё использование не  в       восклицательных предложениях типа  Где он только не ездил! Кто не  бывал в наших краях!  

Не рассматриваются случаи, когда значения частиц  затемнены. Так, например, в сочетаниях с частицами чуть, едва, вряд ли отрицательное  значение частиц ослабляется, и семантика соответствующих выражений  приближается к утвердительной. Ср.: Чуть не на каждом шагу, едва ли не лучший.

Затемнено отрицательное значение в придаточных предложениях с союзом пока: Занимались, пока не прозвенел звонок.

В обоих учебниках есть неудачные объяснения, а также элементы нецелесообразности в логике изложения и расположения материала.

В целом беглое рассмотрение особенностей употребления частиц НЕ и  НИ, может быть, и является оправданным на «средних» этапах обучения, но на завершающих этапах данный вопрос, несомненно, требует обстоятельного рассмотрения: ошибки в правописании этих частиц являются очень стойкими.

Думается, что приведенная таблица поможет объяснить все трудные  случаи написания не и ни (см. приложение — табл. № 5).

          Работая над орфограммой «Слитное и раздельное написание не»,  тоже можно воспользоваться таблицей (см. приложение — табл. № 6).

     Не все детали таблицы есть в школьных учебниках. Даже в «Пособии для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» под. ред. Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. нет, например, такого важного правила, как правописание не со словами на —мый: независимые страны; «независимое от внешних условий развитие; ни от чего не завиимый результат. Этот материал есть только в учебнике под ред.Валгиной Н.С. и в «Справочнике по орфографии и пунктуации» под ред. Розенталя Д.Э. В представленной таблице правило изложено чётче и короче (см. приложение — табл. № 7). Работа над этой орфограммой необходима, так как примеры на данное правило есть и в ЕГЭ, и в различного рода тестах на вступительных экзаменах в вузы.

Как тренировочные можно использовать тесты под ред. Ткаченко Н.Г.: указать раздельное написание частицы не:

 (не) склоняемые в русском языке слова;

 (не) проходимая в весеннюю пору грязь;

 (не) стерпимая для ребёнка боль;

 (не) делимое на три число;

(не) видимые (не) вооружённым глазом микроорганизмы;

(не) приемлемые для нас условия;

(ни) чем (не) возместимая потеря        и т.д.

5. Очень неполно дано в действующих учебниках и правописание омонимичных элементов

(потому —

по тому

затем

— за тем

тоже

— то же

также

— так же

чтобы

— что бы

зато

— за то

притом

— при том)

В учебнике Баранова М.Т. рассматривается только правописание союзов также, тоже, чтобы. При этом правописание тоже и то же, чтобы и что бы не иллюстрируется в тексте правил примерами.

В учебнике Бабайцевой В.В. и Чесноковой Л.Д. затрагивается несколько большее число фактов: правописание союзов тоже, также, чтобы и частей союзов оттого (оттого что) и потому (потому что). Однако тоже ни одним примером не иллюстрируется употребление также и так же, чтобы и что бы, оттого что и от того.

Подробнее этот материал рассматривается в «Пособии для старших классов» под ред. Грекова В.Ф. и др. авторов, но разница в правописании также и так же  (одного из труднейших случаев темы) тоже объясняется очень скупо. Акцент ставится только на том, что при раздельном написании  частицу же можно опустить, и на наличии слова как.

Думается, что предложенная таблица облегчит учащимся понимание разницы в правописании тоже — то же, также — так же (см. приложение — №8).

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сожалению, объём представленной работы не позволяет остановиться подробнее на других трудных орфограммах, да и цель её не в том, чтобы дать подробный курс русского языка, а рассмотреть только те вопросы, которым обычно уделяется мало внимания на уроках в среднем звене школы. А именно они, как показывает практика, вызывают большие трудности у выпускников и у абитуриентов. Хочется думать, что таблицы (приложение к данной работе) помогут и начинающему учителю.

Предлагаемая система обобщающего повторения орфографии, как показывает опыт, помогает повысить грамотность учащихся.  

В заключение хочется привести высказывание Т.А. Злобиной, с которым я полностью согласна: «Нельзя добиться глубоких знаний и прочных навыков, если в памяти учащихся систематически не воспроизводится изученное, если старые навыки не закрепляются на всё новом и новом языковом материале…И хотя значение повторения обосновано сейчас с предельной полнотой, хотя методисты и учителя единодушно признают значение целенаправленного и систематического повторения ,это всё же не избавляет нас от необходимости на каждом этапе  развития нашей школы, на каждом этапе уточнения содержания русского языка снова и снова ставить вопросы: что повторять? как повторять? когда повторять? — и каждый раз отвечать на них по-новому, учитывая достижения современной методики и психологии, учитывая передовой учительский опыт».

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бабайцева В.В., Сальникова О.А. Русский язык: Тренинг по орфографии: Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. «Дрофа», 2004.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 кл. — М., «Дрофа», 2003.

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация.- М., «Неолит», «Большая Медведица», 2002.

Злобина Т.А. Повторение на уроках русского языка. — М., «Просвещение», 1978.

Каменкова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). «Лист», 2000.

Капырина Г.Ф., Шибанова А.Е. Русский язык абитуриентам. Рекомендации по подготовке к вступительному экзамену. — М., Учебный центр  довузовского образования, «Азъ», 2002.

Мякшева О.В., Дмитриева О.И., Орлова Н.М., Волков А.А. Орфография, пунктуация, культура речи, стилистика: обобщение знаний, отработка навыков, подготовка к ЕГЭ (для учащихся и абитуриентов). — Саратов: «Саратовтелефильм» — «Добродея», 2004.

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. — Челябинск:Юж.- -Урал. кн. издательство, 1994.

Русова Н.Ю. Как стать грамотным. Таблицы. Упражнения. — М., «Айрис- пресс», 2004.

Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. — М., «Просвещение, 1997.

Служевская Т.Л. Что повторить? Выбирайте! — М., «Просвещение» «Учебная литература», 1997.

Темиз Я.В. Практикум по русскому языку в тестах, таблицах, с> упражнениях. — М., «Мегатрон», 1998.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. 1 и 2 часть. «Айрис», 2000.

Шишкин Е.В. Пишите без ошибок. Ускоренный курс русского языка. «Айрис-пресс», 2003.

Материалы для Игры «Корректор»

1. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей племяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой противной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель поставил два,

А сам скозал, что маю работу

Даже несмог прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять

2.Письмо.

Здраствуй, маша!
Я жыву вдиревни. Мне очень хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я лавили рано утром рыбу врике. Хорошо поседеть на бирегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

Ответ Мише.

Прочти свое письмо повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. 1. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? 2. Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? 3.И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? 4.Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? 5.Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? 6.И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

Задание 3. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и сказал:

— Шесть порций орфографических ошибок.

— Этого подать мы не можем, не держим, — ответил официант.

— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.

1.Бул..он м..сной.

2.Ра..ольник с к..лбасой.

3.К..тлеты.

4.П..льмени.

5. Капус..ный пудинг.

6.К..мпот из яблок.

7.К..сель м..линовый.

8.П..рожное бисквитное.

9.Пиро..ки с печёнкой.

10. М..роженое

Проказница

Налисной палянки втрафке радосно играли лесята. Вдрук смалоденькай ёлки налесонка у пала шышка. Молышь испугался и кинулся спалянке потрапинки кречьки.

Окала речьки шла свенья споросятами. Лесёнок с волился напоросят. Поросята за везжали и раз бижались. Адин бросился вкусты молины. А там мидветь седит. Касалапый за ривел и по бижал потробки кпалянки. Астановился он толька напаляни. Там раньше лесята еграли. Паднял мишка голаву и увидел белочьку наветки.

Эта проказница шышку у ранила и периполох напаляни устроила.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обо всех ошибках
  • Обнуление ошибок киа рио
  • Обнулить ошибки на порту cisco
  • Обнулить ошибки на авто
  • Обнуление ошибок на автомобиле