Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц.
-
-
3 слайд
Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. -
4 слайд
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга,
издаваемая большими тиражами.
ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей,
продуктов и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую.
ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну
на постоянное жительство.СЛОВАРЬ
-
5 слайд
Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу). -
6 слайд
Проверка
1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.
2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ -
7 слайд
Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение. -
8 слайд
Проверка
1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.
2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.
-
9 слайд
Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.
4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
7)Все гости получили памятные сувениры. -
10 слайд
Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1)Писатель писал роман в послевоенные годы.
2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3)Герои-подпольщики вели себя героически.
4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты активно участвуют в работе. -
11 слайд
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма -
12 слайд
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего. а его и след …
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …
Мы его расспрашиваем, а он словно воды …
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как … -
13 слайд
Самостоятельная работа
Исправь ошибку
1 вариант
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло
2. Школьный стадион прислонился к старому парку.
3. В зале ожидания находилось много командировочных.
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
2 вариант
1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес .
2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи .
3. Наши воины свершили много геройских подвигов .
4. Эта выставка обогатит ваш кругозор .
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 363 421 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 17.11.2016
- 1259
- 3
Рейтинг:
4 из 5
- 17.11.2016
- 2961
- 3
- 17.11.2016
- 965
- 0
- 17.11.2016
- 421
- 0
- 17.11.2016
- 378
- 0
- 17.11.2016
- 415
- 0
- 17.11.2016
- 708
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Тип лексической ошибки
Пояснение
Пример
Нарушение лексической сочетаемости слов
Слова в речи и в тексте должны сочетаться по смыслу и значению. При нарушении данного правила возникает лексическая несочетаемость.
Облокотиться спиной, потерпеть победу
Неточное использование фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (повесить нос, сесть в калошу).
«И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»; «львиная часть» вместо «львиная доля»; «играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»
Неразличение оттенков значения паронимов
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный).
Длительный день утомил меня.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы
Плеоназмы — словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением рядом стоящего слова.
главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
повторение однокоренных или одинаковых слов
организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение
Ошибки в использовании синонимов
Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению. Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.)
Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали).
Неверное употребление антонимов и омонимов
Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).
В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (мУка, мукА).
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).
Неуместное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.
Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д.).
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер). Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).
Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.
Найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная обувь.
Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Найти готовые ответы
Главная » Русский язык » Найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная
Л Е К С И Ч Е С К И Е
Н О Р М Ы
РУССКОГО ЯЗЫКА
Нормы языка:орфоэпические
орфографические
пунктуационные
лексические
фразеологические
словообразовательные
морфологические
синтаксические
стилистические
Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляет-
ся в его как письменной, так и устной форме.
Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основ- ным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и совре- менных писателей, средства массовой инфор- мации, общепринятое современное употреб- ление.
Нормы помогают литературному языку со-
хранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессио-
льных жаргонов, просторечия. Это позволяет
литературному языку выполнять одну из сво-
их функций – культурную.
Лексические нормы требуют правильного
выбора слова и уместного его употребления
в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях.
Соблюдение лексических норм достигаются
в результате:
1) понимания лексического значения слова и
употребления слова в соответствии с данным
значением;
2) знания лексической сочетаемости слов;
3) учёта многозначности либо омонимии слов;
4) учёта расслоения лексики на:
— общеупотребительную и сферы ограничен-
ного употребления;
— активно употребляемую и пассивный словар-
ный запас;
— нейтральную и стилистически окрашенную.
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, системати-
чески обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нор-
мами русского литературного языка не только
в официальной, но и в неофициальной обста-
новке.
При нарушении лексических норм возникают
речевые ошибки.
Основные речевые ошибки, обусловлен-
ные нарушением лексических норм
Вид |
Примеры |
Правильный |
1. 1.Употребление 2. 2.Нарушение 3. 3.Смешение 4. 4.Употребле- 5. 5.Неудачный 6. 6.Употребле- 7. Пропуск 8. 8.Неуместное повторение од- них и тех же либо одноко-
11.Двусмыс- |
Вс Всю четвёр- У У Ирины карие воло- В В ёлочном На олимпи- оч- Ад Адвокат
В читальный зал в одежде не входить!
|
Вс Всю послед-нюю декаду апреля было холодно. У У Ирины каштановые волосы и зелёные
На олимпиа-де по русско- баллы из-за невниматель-ности. Ад Адвокат добивался,
В читальный зал в верх-ней одежде не входить!
Своевремен- свёклы Слово пид- Профессор |
Упражнения
1. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.
- Этот фильм — настоящий бестселлер.
2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное житель-
ство.
2. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины:
быстро выздоровел благодаря правильному
лечению.
- Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
- Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
3.Благодаря дождливому июню и жаркому
июлю, черника была крупная и сладкая.
4.Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».
5.Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.
3. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:
- предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввиду предстоящего отпуска;
- предлог вследствие употребляет-
ся при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов.
- (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радиослушателей повторяем переда- чу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
- Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водо- провода просим вас запастись водой заблаго-временно.
- (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.
- (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.
4.Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь,умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
5.Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.
- Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
- Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
- Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
- В документах допускаются различные ошибки.
- Мы внимательно прослушали рекомен- дации врача.
6.Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
- Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
- (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
7. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное слово синонимами.
1. Вот мы и дома, — сказал Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
- Поесть действительно не худо, — сказал, потягиваясь, Базаров.
2. -Нигилист, — сказал Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… ничего не признает? - Скажи: который ничего не уважает, — сказал Павел Петрович.
- Который ко всему относится с критической точки зрения, — сказал Аркадий.
8. Подчеркните предложения, в которых
наблюдается речевая избыточность.
- Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. — Я подпрыгнул и сорвал вишню.
- Заверни детали в промасленную маслом бумагу. — Заверни детали в промасленную бумагу.
- От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. — От стыда парнишка опустил голову и молчал.
- Сергей настоящий меломан пения и музыки. — Сергей настоящий меломан.
- Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. — Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
9. Подчеркните неуместно употреблён- ные однокоренные слова, замените их сино- нимами.
- Писатель писал роман в послевоенные годы.
( )
- Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.
( )
- Герои-подпольщики вели себя героически.
( _)
- Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.
( )
- В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков.
( )
10.Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г.) в соответствии с нормами русского литера- турного языка (в высказываниях сохранена
«авторская» орфография и пунктуация).
1. Нужна стиралка LG WD-80157N (голубая).
2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.
3. Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.
4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.
5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.
6. Все на Комсомольское озеро!!!!!!
Чуваки! Берете своих герлов и на это самое озеро!!! Я гулял со своей — теперь это мое самое любимое место для прогулок!!!
7.Помагите пожалуста. Где можно скочять проги для хакеров?
11. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.
- В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
- В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
- Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
- В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
- Владимир Мономах был мудрым правителем, славным воином и патриотом земли русской.
2. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.
1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают её.
2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.
3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.
13.Пользуясь таблицей, определите тип речевой ошибки (поставьте соответствующий номер).
Примеры с речевыми ошибками |
№ ошибки |
1. С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2. Мать постоянно была на работе, и боль- шую часть времени мальчик был представ- лен самому себе. 3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Вы- бор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллиген- ции. 4. 4.На обложке книги — цитата из вышеназ- ванного языковеда. 5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7. 7.Магазин «Богатырь» я обошёл быстро. 8.Составив предложение, ученики опреде- ляют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова. |
К Л Ю Ч И
1. 1.Этот фильм – настоящий бестселлер.
(бестселлер – пользующаяся повышенным
спросом книга, издаваемая большими тиража
ми)
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
{Шоп-тур — поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.)
- Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
(Стагнация — застой в производстве, торговле)
- Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
(Коттоновый — хлопчатобумажный.)
- Эмигрант — это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
(Эмигрант — переселенец из своей страны в какую-либо другую. Иммигрант — иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.)
2.
- Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
- Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.
- Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».
3.
- Вследствие многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
- Уважаемые жильцы! Ввиду предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно.
- Вследствие отсутствия состава преступления дело было закрыто.
4. Вследствие употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.
4.
- Опереться спиной, заклятый враг, вороной конь, стоимость высокая, цена низкая, играть роль, производить впечатление, отъявленный лодырь, обречён на провал, неминуемый провал, началась война.
- Утолить жажду (утолить голод), плеяда талантливых учёных, стая ворон (стая волков), глубокая старость (глубокая ночь), ранний вечер (раннее утро), оказать помощь (оказать содействие), одержать победу.
5.
- Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
- Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
- Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
- В документах допускаются различные ошибки.
6.
- Продлить абонемент, архитекторский коллектив, будничная одежда, ветреный человек, впечатляющее зрелище, гарантированная зарплата, глиняная ваза, осиное гнездо.
- Голосовые связки, гречишное поле, двухгодовалый жеребёнок, древесная кора, коренное население, лобовая атака, луковый привкус, луковичная форма куполов, национальный костюм, снискать уважение.
7.
1
- Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
- Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров.
2 - Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… ничего не признает?
- Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович.
- Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
(И. С. Тургенев)
Для справки.
Синонимичный ряд к слову сказать:
- выразиться; изъясниться (уст.);
- произнести, проговорить, выговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.) / вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.) / перебивая чужую речь: вставить; ввернуть (разг.) / обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.) /
что-л. неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.); отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).
8.
1
- Я подпрыгнул и сорвал вишню.
- Заверни детали в промасленную бумагу.
- От стыда парнишка опустил голову и молчал.
- Сергей настоящий меломан.
- Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
9.
1. Писатель писал роман в послевоенные годы. (создавал)
3.Герои-подпольщики вели себя героически.(мужественно)
4. Илюша говорил, что случился это
случай на Варнавицах.(произошёл)
5. В поэме «Мёртвые души» изображены
образы помещиков. (показаны)
10.
- Нужна стиральная машина LG WD-80157N (голубая).
- Если есть вопросы, отправь мне личное сообщение или задай их в этой теме.
- Требуется поставщик мобильных телефонов. Опт. Предложения с прайс-листами направлять на электронный адрес ********.
- И как это объявление писать, никак не пойму. Кому будет не лень, напишите, пожалуйста, я буду благодарен.
- Уже год продаются ноутбуки со встроенным GSM/ EDGE.
- Все на Комсомольское озеро!!! Ребята! Берёте своих девушек — и на озеро! Я гулял со своей — теперь это моё самое любимое место для прогулок с девушками ф!!!
- Помогите, пожалуйста. Где можно скачать программы для хакеров?
11.
- В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
- В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
- Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
- В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
12.
- Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают это учебное заведение.
- Я попросил одноклассника забрать мою куртку из гардероба. — Я попросил одноклассника забрать его куртку из гардероба.
3. Ира сказала Оле, что свою тетрадь оставила дома. — Ира сказала Оле, что её тетрадь оставила дома.
13.
Примеры с речевыми ошибками |
№ ошибки |
1. С вами будут беседовать учёные, которые актив |
6 |
но влияют на положительные позитивные измене- |
2. Мать постоянно была на работе, и большую |
4 |
часть времени мальчик был представлен самому |
3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Иг- |
1 |
ра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе |
4. На обложке книги — цитата из вышеназванного |
7 |
5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему ис- |
11 |
6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чер- |
2 |
7. Магазин «Богатырь» я обошёл быстро. |
3 |
8. Составив предложение, ученики определяют, |
8 |
что слово является определением. Так определяют- |
ся синтаксические признаки слова. |
1) исправьте нарушение лексической нормы (напишите только исправленное слово или словосочетание) :
·
Он облокотился спиной о дверной косяк.
·
Появление Андрея причинило Наташе много радости и новых впечатлений.
·
После гибели Клайда Джени все — таки решила жениться на Майкле.
·
При обнаружении забытых вещей укажите об этом водителю.
·
Оплатите за проезд, пожалуйста.
·
Рост преступности вырос.
Вы перешли к вопросу 1) исправьте нарушение лексической нормы (напишите только исправленное слово или словосочетание) :·Он облокотился спиной о дверной косяк?. Он относится к категории Русский язык,
для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.