Наш русский язык … способен приблизиться
к языкам классическим по своему богатству, силе,
свободе расположения, обилию форм. Но чтобы
воспользоваться всеми его сокровищами, нужно
хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н.А.Добролюбов
Словарный состав русского языка постоянно изменяется. Одна из важных черт, характеризующих словарную систему, – это пополнение словаря новыми единицами, возникающими в языковой системе путём видоизменения слов, издавна существующих в языке.
Морфемика (от греч. «морфе» — форма) – раздел языкознания, в котором изучается состав (строение) слова. Слова состоят из значимых частей. Это части называются морфемами. Каждая морфема в слове имеет своё значение.
Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова.
Словообразование – особый раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов, а также собственно процесс образования новых слов. В этом разделе языка изучается роль значимых частей слова (морфем) в
создании новых слов и исследуются процессы словообразования.
Словообразовательная норма – правила создания слов и правила употребления их в речи.
Способы словообразования
Морфологические Неморфологические
Морфологический:
- Приставочный способ (неудача, аморальный, побелеть)
- Суффиксальный способ (внучок, испытатель, сапожище)
- Приставочно-суффиксальный (приземлиться, перелесок, вдуматься)
- Сложение:
- Буквенное (ПК)
- Звуковое (ТЮЗ, вуз)
- Звуко-буквенное (ООО)
- Сложение основ (самолёт)
- Сложение слов (диван-кровать)
Неморфологический:
- Лексико-синтаксический – соединение двух слов воедино (впередсмотрящий)
- Лексико-семантический – расширяя или изменяя значение слов (молния (явление природы) – молния (застёжка)
- Морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую (столовая, военнослужащий)
Словообразовательные ошибки
Эти ошибки касаются неправильного образования слов, своего рода окказионализмов – слов, которых вообще нет в русском языке.
Например: копалка, богатость (вместо богатство), красивость (вместо красота).
Словообразовательно-стилистические нормы/ошибки
Незнание особенностей функциональных стилей РЛЯ является основной причиной возникновения словообразовательно-стилистических ошибок. Словообразовательно-стилистические ошибки, как правило, связаны с использованием в официально-деловом и научном стилях экспрессивно окрашенной, разговорной лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: Мастерская производит окраску в зелёненький цвет.
Вопросы самоконтроля:
1. Что изучает наука морфемика? Словообразование?
2. Назвать способы образования слов.
3. Перечислите основные типы ошибок при образовании новых слов.
Приведите примеры на каждый тип.
4.Приведите примеры нарушения словообразовательно-стилистических норм.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание №1.
Определите, каким способом образованы слова.
Переход, проходная, тихоход, проходить, проходчик, вездеходный.
Задание №2.
Выделите в словах морфемы.
Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, читал, сильнее.
Задание №3.
Найдите ошибки и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.
№ | Пример | Исправление | Объяснение | Тип ошибки |
1. | Эгоисты, себялюбивцы осуждаются Горьким в «Легенде о Ларре». | себялюбы | Незнание способов образования слов
(себялюб – любящий себя – сложение) |
Словообра-зовательная |
1.Мастерская шьёт полушубочки.
2. Для салата «Оливье» вам понадобятся следующие продукты: несколько
солёных огурчиков, картошка, яички, лучок, майонез и колбаска.
3. Бабушка связала варежки из козлиной шерсти.
4. Облака бывают слоистые, перистые и кучерявые.
5. Всю жизнь свою он стремился к богатости.
6. Вам, больной, следует лечь в больничку на пару недель и пройти полное
обследование.
7. Пожилым больным можно в этом случае назначить корвалольчик.
8. В вашем состоянии необходимо проделать укольчики и попить таблеточки,
чтобы не было осложнений.
9.Эту деталь машины зовут бегунок.
Задание № 4.
Расшифруйте аббревиатуры.
АД, БА, ВИЧ, ГБ, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ВДП, ДО, ИТ, ЛПУ, ОАК, ОАМ, ТШ
Задание №5.
Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются? Докажите.
Изгнать – выгнать, ловчий – ловец, гордыня – гордость, жизнь – житие, рыбак – рыбарь, избрать – выбрать.
Задание 6.
Прочитайте предложения, выпишите из них окказиональные слова (индивидуально-авторские). Определите их способ образования.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, о, засмейтесь,усмеяльно! О, расмешищ надсмеяльных
смех усмейных смехачей! (Хлебников)
2. Сто же ты отводишь взгляд, Америка? О чём бормочут дикторы твои? Что объяснить они тебе намерены, сверхопытные телесоловьи? (Рожд).
3. Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён (Сев).
4.Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил… (Хлеб).
1.9. Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения
Нельзя, чтоб тот себя письмом
прославил, кто грамматических не знает
свойств и правил.
А.П. Сумароков
Морфология – наука, изучающая слово как часть речи.
Морфологические нормы многочисленны и связаны с регулированием употребления слов различных частей речи. Особое место среди них занимает правила, определяющие употребление именных частей речи и, прежде всего, имени существительного.
Типы морфологических ошибок
1.Образование и употребление форм имени существительного — тот случай, когда нарушение норм встречается наиболее часто:
- Неверное использование категории одушевлённости –
неодушевлённости: Ждать поезда (вместо ждать поезд), возьми мои
куклы (вместо возьми моих кукол). У неодушевлённых существительных
совпадают формы Им. п. и В.п мн.ч. (лежат трупы и вижу трупы), а у
одушевлённых – формы Р.п. В.п. (нет мертвецов и вижу мертвецов).
- Незнание рода имён существительных: Он был круглой сиротой (вместо
круглым сиротой); красивая тюль (вместо красивый тюль)
Запомните!
Слова мужского рода:
Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди
Слова женского рода:
Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри
Слова среднего рода:
Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме
Слова общего рода
:
Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи
- Неправильное употребление форм падежа и числа имён
существительных (много чулков, носок вместо чулок и носков)
Запомните!
Образование множественного числа:
Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы,
авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.
Родительный падеж:
Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг. мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.
Колебания в падежных формах существительных
- Р.п. на –а (-я) — -у (-ю) типа сахара –сахару
Форму –у (-ю) сохраняют следующие разряды имён:
— вещественные существительные при обозначении части целого: кусок сыру, кружка квасу;
— некоторые собирательные и отвлечённые существительные: много народу, мало жару;
— некоторые существительные в сочетании с предлогами: из лесу, с испугу;
— существительные в составе фразеологических оборотов: в нашем полку прибыло, с миру по нитке;
— при употреблении уменьшительных слов: сахарку, чайку
В остальных случаях рекомендуется употреблять окончание –а (-я): вкус чая, производство сахара.
Формы на –у (-ю) стилистически снижены, носят разговорную окраску.
У трёхсложных и более слов интенсивнее формы на –а (-я): шоколада, лимонада, беспорядка. Также, в употреблении с предлогом от чаще употребляется окончание –а (-я): от голода, от смеха.
С предлогом «со» — наоборот, предпочтительными являются формы на –у
(-ю): со смеху, с голоду.
- Мн. ч. на –ы (-и) — -а (-я) типа прожекторы-прожектора
Основное направление – всё более широкое вхождение и нормативное признание форм на –а (-я)
- Склонение фамилий нерусского происхождения и географических названий.
Запомните!
- Если фамилии совпадают с нарицательными существительными, то женские фамилии не склоняются (встретил Анну Сокол), а мужские склоняются (встретил Владимира Сокола)
- Не склоняются фамилии на –аго,-яго, -ых, -их, -ово: Коряго, Седых, Долгих
- Фамилии на –ко не склоняются: Шевченко, Сидоренко
- Иноязычные фамилии на –ин, -ов склоняются: Дарвином, Чаплином, Кальвином
2.Образование и употребление имени прилагательного:
- Образование полной и краткой формы:
безнравственен, свойственен (вместо безнравствен, свойствен);
- образование простой и сложной сравнительной и превосходной степеней:
более хромой, менее косой (просто хромой, косой), длиньше (вместо длиннее), самая красивейшая девушка (вместо самая красивая или красивейшая девушка)
3.Образование и употребление форм местоимений:
Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной (Кто заболел? Кто стал
нервным?)
4.Неправильное склонение имён числительных:
Библиотека пополнилась пятьсот сорока тремя книгами (вместо пятьюстами
сорока тремя книгами), из пятерых дочерей
(вместо из пяти дочерей)
Запомните!
Собирательные числительные:
Двое студентов (но две студентки), трое спортсменов (но два профессора,
генерала, ассистента); трое детей, щенков, ножниц, перчаток.
5.Неправильное употребление глаголов и глагольных форм на –ся:
Огурцы моются под струёй холодной воды (вместо моют).
Морфолого-стилистические ошибки связаны с использованием сложных конструкций, характерных для официально-делового и научного стиля в разговорном.
Например, Сегодня обед был более вкусным, чес вчера (лучше, вкуснее). За стеной кто-то движет шкаф (двигает).
Вопросы самоконтроля:
1. Перечислите основные типы ошибок в форме слова.
2. Приведите примеры на каждый тип.
3. Приведите примеры нарушения морфолого-стилистических норм
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание №1.
Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным:
Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.
Задание №2.
От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж мн. числа.
Абрикосы, ананасы, апельсины, бананы, барышни, басни, бланки, гектары, грузины, иглы, карты, килограммы, мандарины, оладьи, погоны, полотенца, сапоги, туфли, ясли.
Задание 3.
Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.
Носок, чулок, георгин, помидор.
Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.
Цех, лист, пропуск, пояс.
Баня, пустыня, простыня, кухня.
Инструктор, ректор, доктор, тенор.
Лапти, сандалии, тапки, туфли.
Задание №4.
Раскройте скобки, поставив находящиеся в них слова в нужную форму.
Купить несколько (простыня).
В углу стояло несколько (кочерга).
Принёс с базара несколько (дыня).
Посадил в саду пять (яблоня).
Нужно расклеить десять (афиша).
В наборе шесть (кастрюля).
Задание №5.
Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы
падежа имен существительных.
Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным. Купите мне пару чулок и две пары носок. Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.
Задание №6.
Выберите нужную форму (оба — обе).
По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с
…братьями, с …сёстрами.
Задание № 7.
Спишите, заменяя цифры словами.
К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59,
с 395 сложить 288, 400 разделить на 100.
Задание №8.
Найдите случаи неправильного употребления форм глагола.
Солнце выглянуло из-за туч и радостно сияет в небе. Учебные кабинеты
школы оснастятся новым оборудованием. Колледж организовывает курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Бельё мокнуло под дождём. Из-за нерадивости руководителей приходится оттянуть сроки объекта. Хозяин дал команду животному: «Ляжь». Это поможет молодёжи расти и проявить свои
способности. Чай, кофе, сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам.
Все детали станка быстро собираются.
Задание №9.
Исправьте предложения, объясните ошибки.
1) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
2) Комната низкая для такой мебели.
3) Партия была отложена в более лучшем положении для белых.
4) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
5) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.
6) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.
7) Город находится в полуторастах километров от областного центра.
Каждому дали по пяти тетрадей.
9) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.
10) Сзади его шла нагруженная вещами телега.
11) Серёжа – большая умница.
12) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
13) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.
14) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
Задание № 11.
Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творчения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
(А. Матюшкин-Герке)
Какие бывают облака и как по ним предсказывать погоду
Вы наверняка не раз замечали, что облака в разные дни могут отличаться по форме, размерам и высоте. И если знать, о чем говорит каждый из типов облаков, можно сделать прогноз погоды на ближайшее время.
Unsplash
Рассказываем, как с помощью облаков предсказать погоду
В Международном облачном атласе Всемирной метеорологической организации отмечено, что существует более 100 различных видов облаков. Но к счастью, их можно разбить на 10 групп в зависимости от внешнего вида и высоты. Таким образом выделяют следующие типы облаков:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
- Кучевые облака;
- Слоистые облака;
- Кучево-дождевые облака;
- Слоисто-кучевые облака;
- Высококучевые облака;
- Слоисто-дождевые облака;
- Высокослоистые облака;
- Перистые облака;
- Перисто-кучевые облака;
- Перисто-слоистые облака.
О каждом из этих типов и поговорим.
Кучевые облака
Кучевые облака (Cumulus) являются наиболее распространенным типом облаков. Когда на них светит солнце, их пухлые верхушки становятся ярко-белыми, в то время как нижняя часть остается темной. Они образуются, когда солнце нагревает землю. Они не приносят никаких осадков, и из-за этого их называют облаками хорошей погоды. Как правило, они появляются поздним утром, увеличиваются в размерах в течение дня, и ближе к вечеру исчезают.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кучевые облака — вид облаков, который встречается нам чаще всего. Такие облака можно увидеть в ясную и жаркую погоду.
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Слоистые облака
Слоистые облака (Stratus clouds) выглядят как плоские, однородные слои серых облаков, которые висят низко в небе. Они выглядят как туман, который окутывает горизонт. Слоистые облака образуются из больших воздушных масс, которые поднимаются вверх, а затем конденсируются. Этот тип облаков характерен для серых пасмурных дней, когда держится туман или накрапывает дождь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Слоистые облака появляются в туманную, «серую» погоду. Этот самый низкий тип облаков образуется благодаря несильному ветру, который проходит по холодной или водной поверхности.
wikipedia.org
Слоисто-кучевые облака
Слоисто-кучевые облака (Stratocumulus clouds) — это низкие, пухлые, сероватые или белые облака, которые покрывают небо не целиком — между ними видны голубые просветы. Слоисто-кучевые облака можно увидеть в пасмурные дни. Они образуются, когда в воздухе происходит лишь небольшая конвекция. Как правило, такие облака не вызывают сильный дождь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Слоисто-кучевые облака имеют форму хлопьев, расположенных по рядам с просветами.
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Высококучевые облака
Высококучевые облака (Altocumulus) выглядят как большие круглые пятна белого или серого цвета в небе. Отдаленно они похожи на овечью шерсть. Высококучевые облака часто путают со слоисто-кучевыми облаками, однако первые поднимаются гораздо выше в небо. Есть простой способ, как легко отличить эти два типа облаков: для этого наведите свой большой палец на облака в небе — если размер облака и пальца примерно совпадает, то это высококучевое облако. А если же облако рамзером как ваш кулак, то оно слоисто-кучевое.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кучевые облака обычно возникают за счет конвекции после того как поднимающийся влажный воздух смешивается с нисходящим сухим воздухом. Их часто можно увидеть теплым, влажным утром, особенно летом. Вы также можете увидеть их перед холодными фронтами, что означает, что наступает более прохладная погода. А если высококучевые облака появляются одновременно с другим типом облаков, то это знак, что надвигается шторм.
Высококучевые облака издалека напоминают пасущихся овец. Этот вид облаков часто приносит с собой грозу.
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Слоисто-дождевые облака
Когда кажется, что на улице раньше времени наступил вечер, это означает, что небо закрыли слоисто-дождевые облака (Nimbostratus). Они достаточно плотные, поэтому плохо пропускают солнечный свет. Слоисто-дождевые облака — наиболее распространенный тип дождевых облаков. Они появляются, если большую территорию земли покрывает дождь или снег, или же когда дождь или снег вот-вот начнется. Такие облака образуются в результате постепенного накопления влаги на большой площади.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Слоисто-дождевые облака относятся к облакам нижнего яруса. Из них выпадают сильные осадки — ливни, сопровождающиеся грозами, снег или град.
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Высокослоистые облака
Высокослоистые облака (Altostratus) выглядят как серые или голубовато-серые слои, которые покрывают часть или все небо. Но несмотря на это, вы все равно можете видеть солнечный круг сквозь такую облачную завесу (в отличие от слоисто-дождевых облаков). Высокослоистые облака имеют тенденцию формироваться перед теплым фронтом, они также могут образовываться из слоисто-дождевых облаков. Также этот тип облаков может возникать вместе с кучевыми облаками, когда приближается холодный фронт. Высокослоистые облака не дают сильного дождя, но часто сигнализируют о приближении слоисто-дождевых облаков.
Высокослоистые облака — вид просвечивающих облаков. На небе они образуют своеобразную пелену. Сквозь них хорошо видно Солнце и Луну.
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Перистые облака
Перистые облака (Cirrus clouds) — это тонкие белые облака, которые состоят из крошечных кристаллов льда вместо капель воды. Это происходит потому, что они находятся на высоте больше 6 км, где холодно и мало водяного пара. Перистые облака обычно образуются в хорошую погоду, но они также могут формироваться перед теплыми фронтами и большими штормами.
Перистые облака — особый тип дымчатых облаков. На небе их легко можно отличить от остальных видов — перистые облака напоминают мазки красок.
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Перисто-кучевые облака
Перисто-кучевые облака (Cirrocumulus) представляют собой небольшие «шарики» облаков, которые располагаются на больших высотах и также состоят из кристаллов льда. Перисто-кучевые облака не приносят дождя и быстро рассеиваются. Их можно увидеть зимой или когда холодно, но ясно.
Перисто-кучевые облака формируются в высоких слоях атмосферы. Этот вид облаков ненадолго задерживается на небе, его легко размывает ветер.
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Перисто-слоистые облака
Перисто-слоистый тип облаков (Cirrostratus) можно отличить по характерной особенности — он образует ореол вокруг солнца или луны. Такие облака почти полностью закрывают небо, но при этом пропускают солнечные лучи достаточно хорошо. Ореолы вокруг солнца или луны образуются в тот момент, когда солнечный свет огибает кристаллы льда в облаках. Перисто-слоистые облака являются признаком того, что в верхних слоях атмосферы много воды, что указывает на приближение теплого фронта или дождя.
Перисто-слоистые облака — один из самых редких видов облаков.
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кучево-дождевые облака
Кучево-дождевые облака (Cumulonimbus) — один из немногих типов облаков, которые находятся сразу на трех уровнях высоты облаков. Они выглядят как кучевые облака, но с верхушками, похожими на цветную капусту. По форме такие облака похожи на наковальню. Кучево-дождевые облака — это грозовые облака, поэтому, если вы видите их, знайте, что надвигается дождливая погода. Кучево-дождевые облака особенно часто возникают во второй половине дня в летние и весенние месяцы, когда поверхность Земли выделяет тепло.
Кучево-дождевые облака представляют собой плотную массу темно-серого или черного основания, от которого виднеются полосы осадков.
Wikipedia.org
Содержание
- Очень прошу : ( срочно : ( #морфемный разбор #словообразование 1?
- Помогите сделать разбор слов по составу?
- • Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы?
- Морфемный разбор слова СИЛЬНО?
- Морфемный разбор слова бельчонок и надо написать способ словообразования слова?
- Морфемный разбор слова сильнее?
- Морфемный разбор слова учительница помогите плиз?
- Морфемный разбор слова пищевыми?
- Разбор слов перечитать, лечишься на морфемы?
- Морфемный разбор слов шляпоприподниматель, выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель?
- Определите, каким способом образованы слова.
- Состав слова
- Вопросы для повторения
- Определите, каким способом образованы слова.
Очень прошу : ( срочно : ( #морфемный разбор #словообразование 1?
Очень прошу : ( срочно : ( #морфемный разбор #словообразование 1.
Выделите в словах морфемы : Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, велогонки, читал, сильнее.
С Уважением, Мери61.
Помогите сделать разбор слов по составу?
Помогите сделать разбор слов по составу.
• Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы?
• Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы.
Морфемный разбор слова СИЛЬНО?
Морфемный разбор слова СИЛЬНО.
Морфемный разбор слова бельчонок и надо написать способ словообразования слова?
Морфемный разбор слова бельчонок и надо написать способ словообразования слова.
Морфемный разбор слова сильнее?
Морфемный разбор слова сильнее.
Морфемный разбор слова учительница помогите плиз?
Морфемный разбор слова учительница помогите плиз.
Морфемный разбор слова пищевыми?
Морфемный разбор слова пищевыми.
Разбор слов перечитать, лечишься на морфемы?
Разбор слов перечитать, лечишься на морфемы.
Морфемный разбор слов шляпоприподниматель, выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель?
Морфемный разбор слов шляпоприподниматель, выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель.
Мама аккуратно заплела ей косу На своем эскизе художник изобразил кисть рябины Я открыл замок ключом.
Союзник или предатель.
Война птиц с животными.
Я считаю, что инверсия в первом предложении и в четвертом, инверсия заключается в том, что в обычной жизни мы скажем Днепр чуден, а не чуден Днепр. (также и в первом).
Источник
Определите, каким способом образованы слова.
Переход, проходная, тихоход, проходить, проходчик, вездеходный.
Задание №2.
Выделите в словах морфемы.
Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, читал, сильнее.
Задание №3.
Найдите ошибки и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.
Эгоисты, себялюбивцы осуждаются Горьким в «Легенде о Ларре».
Незнание способов образования слов
(себялюб – любящий себя – сложение)
1.Мастерская шьёт полушубочки.
2. Для салата «Оливье» вам понадобятся следующие продукты: несколько
солёных огурчиков, картошка, яички, лучок, майонез и колбаска.
3. Бабушка связала варежки из козлиной шерсти.
4. Облака бывают слоистые, перистые и кучерявые.
5. Всю жизнь свою он стремился к богатости.
6. Вам, больной, следует лечь в больничку на пару недель и пройти полное
7. Пожилым больным можно в этом случае назначить корвалольчик.
8. В вашем состоянии необходимо проделать укольчики и попить таблеточки,
чтобы не было осложнений.
9.Эту деталь машинызовут бегунок.
Задание № 4.
Расшифруйте аббревиатуры.
АД, БА, ВИЧ, ГБ, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ВДП, ДО, ИТ, ЛПУ, ОАК, ОАМ, ТШ
Задание №5.
Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются? Докажите.
Изгнать – выгнать, ловчий – ловец, гордыня – гордость, жизнь – житие, рыбак – рыбарь, избрать – выбрать.
Задание 6.
Прочитайте предложения, выпишите из них окказиональные слова (индивидуально-авторские). Определите их способ образования.
смех усмейных смехачей! (Хлебников)
2. Сто же ты отводишь взгляд, Америка? О чём бормочут дикторы твои? Что объяснить они тебе намерены, сверхопытные телесоловьи? (Рожд).
3. Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён (Сев).
4.Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил… (Хлеб).
ЗАДАНИЕ 7. Назовите, от каких слов образованы следующие сложные слова: Головокружение, сердцебиение, двухлетний, кровохаркание.
ЗАДАНИЕ 9. Выделите в словах суффиксы и приставки. Объясните их значение. Назовите как можно больше слов с теми же словообразовательными элементами.
1) Суффиксы: желтушность, аутизм, обследование.
2) Приставки: заболеть, загрудинный, откашливать, бессонница.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Задание №1. Выполните тест (Тест 4)
Задание №2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы в словах.
(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и холодно, в сумерках только
ч..ртополох силой засел на м..жах с (ч..рно) ж..лтыми пуго..ками ржавой дикой р..бинки. Уже (н..)было стр..ляющих в пр..сторе стриж..й, только ч..рное галоч..е шумело в хол..деющ..м небе, круж..ло над избами, крич..ло, что идёт осень. В серых р..дах стояли пышно ра..убра(н,нн)ые рябины, точно красн..кафта(н,нн)ая стража, зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стайки ж..ревш..х гусей звонко трубили, п..двигаясь к ноч?легам, и в крике их ч..дились х..л..да. Ч..рные пугалы пялили руки в зах..л..давш..х пустых огородах – где все? (Не, ни)уютом и холодом см..трело всё (с,з)десь, и (не, ни) хотелось идти.
Задание №3.
Всё ли верно в следующих текстах? Прокомментируйте ошибки и
Исправьте их.
1. «Основным клиническим симптомом инфаркта меокарда при типичном его течении является балевой приступ, который возникает в самом начале забалевания и, достигая максимума, становится его самым драматическим симтомом».
2. «Хранический гипатит может впервые выявляться при обострении в виде короткой вспышки, напоминающий острую форму боткина, или развиваться исподволь как первично хроничное заболевание. Обострения прывацируются разными факторами – физические и нервные перегрузки, охлаждение, операции, непереносимость к лекарствам и т.д.»
3. «План сестринских вмешательств: наблюдение и уход за больными, и выпалнение врачевных поручений, сбор биологического материала (кровь, моча), подготовка больных к бополнительным ис ледованием; дача лекарственных сретств, подготовка больных к специалистам».
Источник
Состав слова
Соединительные гласные о, е (интерфиксы) — словообразующие аффиксы, выполняющие в слове функцию соединительных элементов. Например: паровоз, птицелов.
Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение. Например:
божество, где -о — окончание существительного среднего рода, единственного числа, именительного (винительного) падежа;
пишут, где -ут — окончание глагола I спряжения, 3-го лица, множественного числа, настоящего (будущего) времени;
белый, где -ый — окончание прилагательного единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
Окончание может быть материально выраженным и материально невыраженным (нулевым). Например: в слове — нулевое окончание. Ср.: у стол-а, к стол-у, за стол-ом, о стол-е.
В неизменяемых словах окончание отсутствует. Например: кашпо∅, депо∅, глядя∅, сделав∅, где∅, быстро∅, завтра∅.
Постфикс — аффиксальная морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс). Например:
рисовать картину — картина рисуется (-ся — формообразующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола);
рисовать — рисоваться («вести себя жеманно»; -ся — словообразующий постфикс, служит для образования нового слова).
Среди суффиксов и приставок есть морфемы, близкие по значению, т. е. синонимичные. Например: выпить — испить, рыбак — рыбарь и т. п.
Основное отличие синонимичных морфем — стилистическое. Ср.: закричать — вскричать (за- — нейтр., вс- — книжн.); выбрать — избрать (вы- — нейтр., из- — книжн.).
В современном русском языке есть также морфемы, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся по значению, т. е. омонимичные. Например, корни: проводник (водить) — водяной (вода); суффиксы: песчинка (единичность) — смешинка (признак, проявляющийся в малой степени).
64. Разберите слова по составу.
Образец:
Пароходство, столица, Приморье, последовательность, продавщица, исчезнувший, заместитель, безыскусный, искусственный.
65. Выпишите слова в два столбика: а) с формообразующими аффиксами; б) со словообразующими аффиксами. Охарактеризуйте выделенные морфемы.
Читающий, читая, делопроизводство, докладчик, профессура, рассчитывать, пригород, земледелец, приамурский, подпилить, подписать, просил.
66. Выделите в словах морфемы и охарактеризуйте их.
Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, велогонки, читал, сильнее.
67. Сгруппируйте слова по признаку: а) с материально выраженным окончанием; б) с нулевым окончанием; в) не имеющие окончания.
Столик, стол, стола, столу, столами; пишу, пишет, писал, пишите; беру, берите, брал; песня, песни, песенный, песенка; синий, кормчий, ловчий, заячий, комментарий, медвежий, зодчий, дельфинарий; метро, село, пальто, окно, маэстро.
68. Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются? Аргументируйте свой ответ.
Изгнать — выгнать; ловчий — ловец; гордыня — гордость; жизнь — житие; рыбак — рыбарь; избрать — выбрать.
69. Найдите в словах омонимичные морфемы. Укажите их значения.
Образец: сту́ла (окончание -а выражает значение род. п. ед. ч. сущ. м. р. 2-го скл.) — собака (окончание -а выражает значение им. п. ед. ч. сущ. ж. р. 1-го скл.); приспустить (приставка при- выражает значение неполноты действия) — припевать (приставка при- выражает значение сопутствующего действия).
1. Прообраз — прокол; настольный — написать; приоткрыться — приблизиться; привязать — присвистывать; превознести — преградить.
2. Писатель — двигатель — выключатель; докторша (просторен. женщина-доктор) — докторша (устар. жена доктора); стенка — закалка; писец — резец; секретарша — генеральша.
3. Стола́ — стена; домище — поле; го́рода — города́; городишко — полюшко; топорище (ручка топора) — топорище (большой топор).
Вопросы для повторения
1. В чём сходство и различие морфемы и слова?
2. Что такое корневая морфема? Какова её роль?
3. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют?
4. Приведите примеры синонимичных аффиксальных морфем. Покажите их сходство и различие.
5. Приведите примеры омонимичных аффиксальных морфем. Определите их значения.
Источник
Определите, каким способом образованы слова.
Переход, проходная, тихоход, проходить, проходчик, вездеходный.
Задание №2.
Выделите в словах морфемы.
Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, читал, сильнее.
Задание №3.
Найдите ошибки и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.
Эгоисты, себялюбивцы осуждаются Горьким в «Легенде о Ларре».
Незнание способов образования слов
(себялюб – любящий себя – сложение)
1.Мастерская шьёт полушубочки.
2. Для салата «Оливье» вам понадобятся следующие продукты: несколько
солёных огурчиков, картошка, яички, лучок, майонез и колбаска.
3. Бабушка связала варежки из козлиной шерсти.
4. Облака бывают слоистые, перистые и кучерявые.
5. Всю жизнь свою он стремился к богатости.
6. Вам, больной, следует лечь в больничку на пару недель и пройти полное
7. Пожилым больным можно в этом случае назначить корвалольчик.
8. В вашем состоянии необходимо проделать укольчики и попить таблеточки,
чтобы не было осложнений.
9.Эту деталь машинызовут бегунок.
Задание № 4.
Расшифруйте аббревиатуры.
АД, БА, ВИЧ, ГБ, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ВДП, ДО, ИТ, ЛПУ, ОАК, ОАМ, ТШ
Задание №5.
Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются? Докажите.
Изгнать – выгнать, ловчий – ловец, гордыня – гордость, жизнь – житие, рыбак – рыбарь, избрать – выбрать.
Задание 6.
Прочитайте предложения, выпишите из них окказиональные слова (индивидуально-авторские). Определите их способ образования.
смех усмейных смехачей! (Хлебников)
2. Сто же ты отводишь взгляд, Америка? О чём бормочут дикторы твои? Что объяснить они тебе намерены, сверхопытные телесоловьи? (Рожд).
3. Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён (Сев).
4.Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил… (Хлеб).
ЗАДАНИЕ 7. Назовите, от каких слов образованы следующие сложные слова: Головокружение, сердцебиение, двухлетний, кровохаркание.
ЗАДАНИЕ 9. Выделите в словах суффиксы и приставки. Объясните их значение. Назовите как можно больше слов с теми же словообразовательными элементами.
1) Суффиксы: желтушность, аутизм, обследование.
2) Приставки: заболеть, загрудинный, откашливать, бессонница.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Задание №1. Выполните тест (Тест 4)
Задание №2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы в словах.
(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и холодно, в сумерках только
ч..ртополох силой засел на м..жах с (ч..рно) ж..лтыми пуго..ками ржавой дикой р..бинки. Уже (н..)было стр..ляющих в пр..сторе стриж..й, только ч..рное галоч..е шумело в хол..деющ..м небе, круж..ло над избами, крич..ло, что идёт осень. В серых р..дах стояли пышно ра..убра(н,нн)ые рябины, точно красн..кафта(н,нн)ая стража, зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стайки ж..ревш..х гусей звонко трубили, п..двигаясь к ноч?легам, и в крике их ч..дились х..л..да. Ч..рные пугалы пялили руки в зах..л..давш..х пустых огородах – где все? (Не, ни)уютом и холодом см..трело всё (с,з)десь, и (не, ни) хотелось идти.
Задание №3.
Всё ли верно в следующих текстах? Прокомментируйте ошибки и
Исправьте их.
1. «Основным клиническим симптомом инфаркта меокарда при типичном его течении является балевой приступ, который возникает в самом начале забалевания и, достигая максимума, становится его самым драматическим симтомом».
2. «Хранический гипатит может впервые выявляться при обострении в виде короткой вспышки, напоминающий острую форму боткина, или развиваться исподволь как первично хроничное заболевание. Обострения прывацируются разными факторами – физические и нервные перегрузки, охлаждение, операции, непереносимость к лекарствам и т.д.»
3. «План сестринских вмешательств: наблюдение и уход за больными, и выпалнение врачевных поручений, сбор биологического материала (кровь, моча), подготовка больных к бополнительным ис ледованием; дача лекарственных сретств, подготовка больных к специалистам».
Источник
Шесть типов облаков, которые нужно знать – и что они рассказывают о погоде
Время на прочтение
4 мин
Количество просмотров 452K
Современные прогнозы погоды основаны на сложных компьютерных симуляциях. Эти симуляции используют физические уравнения, описывающие атмосферу, включая движение воздуха, солнечное тепло, формирование облаков и дождя. Постепенное улучшение прогнозов со временем означает, что сегодняшние пятидневные прогнозы настолько же точны, насколько 20 лет назад были точны трёхдневные.
Но вам не нужен суперкомпьютер для предсказания того, как изменится погода у вас над головой в ближайшие несколько часов – подобные приметы известны в разных культурах уже много тысяч лет. Следя за небом и обладая некоторыми знаниями по формированию облаков, можно предсказать, будет ли дождь.
Более того, небольшое понимание физики формирования облаков подчёркивает сложность атмосферы и проливает свет на причины того, почему предсказание погоды на срок, больший, чем несколько дней, оказывается такой сложной задачей.
Вот шесть видов облаков, которые можно увидеть, и то, как они могут помочь вам понять погоду.
1) Кучевые облака
Небольшие белые пушистые облака
Облака появляются, когда воздух охлаждается до точки росы, температуры, при которой воздух уже не справляется с содержащимся в нём водяным паром. При этой температуре водяной пар конденсируется и формирует капельки жидкой воды, которые мы видим, как облако. Чтобы это произошло, воздух необходимо заставить подняться в атмосфере, или же влажный воздух должен войти в контакт с холодной поверхностью.
В солнечный день лучи греют землю, которая греет воздух, расположенный прямо над ней. Нагретый воздух благодаря конвекции поднимается вверх и формирует кучевые облака. Эти облака «хорошей погоды» похожи на вату. Если посмотреть на небо, заполненное кучевыми облаками, можно увидеть, что у них плоское дно, расположенное на одном уровне для всех облаков. На этой высоте воздух, поднявшийся с уровня земли, охлаждается до точки росы. Из кучевых облаков дождь обычно не идёт – а значит, погода будет хорошей.
2) Кучево-дождевые облака
Небольшие кучевые облака дождём не проливаются, но если они увеличиваются и растут по высоте, это признак того, что скоро будет сильный дождь. Это часто случается летом, когда утренние кучевые облака днём превращаются в кучево-дождевые.
Недалеко от земли кучево-дождевые облака чётко оформлены, но с высотой они начинают становиться более дымчатыми по краям. Такой переход указывает на то, что облако состоит уже не из капель воды, а из кристаллов льда. Когда порывы ветра выдувают капли воды за пределы облака, те быстро испаряются в более сухом окружении, из-за чего у водяных облаков очень резко очерчены края. Ледяные кристаллы, выносимые за пределы облака, не испаряются так быстро, из-за чего края такого облака выглядят более дымчатыми.
Кучево-дождевые облака часто имеют плоскую верхушку. Внутри такого облака происходит конвекция воздуха, и он постепенно охлаждается, пока не достигнет температуры окружающей атмосферы. В этот момент он теряет плавучесть и уже не может подниматься выше. Вместо этого он распространяется в стороны, образуя характерную форму наковальни.
3) Перистые облака
Перистые облака могут знаменовать приближение тёплого фронта и дождя
Перистые облака формируются в очень высоких слоях атмосферы. Они дымчатые, поскольку полностью состоят из кристаллов льда, падающих в атмосфере. Если перистые облака переносят ветра, движущиеся с разными скоростями, они приобретают характерную загнутую форму. И только на очень больших высотах или на высоких широтах перистые облака выдают дождь, достигающий земли.
Но если вы заметили, что перистые облака начинают покрывать большую площадь неба, становятся ниже и толще, то это верный признак приближения тёплого фронта. В тёплом фронте встречаются тёплые и холодные воздушные массы. Более лёгкий тёплый воздух поднимается над холодным, что приводит к формированию облаков. Опускание облаков говорит о приближении фронта, и о том, что в следующие 12 часов пойдёт дождь.
4) Слоистые облака
Слоистые облака: мрачно
Слоистые облака – низко расположенная, непрерывная облачная простыня, покрывающая небо. Слоистые облака формируются медленно восходящим воздухом или несильным ветром, покрывающим влажным воздухом холодную землю или поверхность моря. Слоистые облака тонкие, поэтому, несмотря на мрачную картину, дождь из них вряд ли пойдёт, максимум небольшая морось. Слоистые облака идентичны туману, поэтому, если вы когда-нибудь шли по горной местности в туманный день, вы находились внутри облака.
5) Лентикулярные облака
Два последних типа облаков не помогут вам предсказывать погоду, но дадут первичное представление о чрезвычайно сложных движениях атмосферы. Гладкие и линзообразные лентикулярные облака формируются, когда воздух выдувается вверх и через горную гряду.
Перевалив через гору, воздух спускается до прежнего уровня. В это время он разогревается и облако испаряется. Но он может проскочить и дальше, в результате чего воздух вновь поднимется вверх и сформирует ещё одно лентикулярное облако. Это может привести к появлению цепочки облаков, простирающихся далеко за границы горной гряды. Взаимодействие ветра с горами и другими особенностями поверхности – одна из множества деталей, которые необходимо учитывать в компьютерных симуляциях для получения точных предсказаний погоды.
6) Кельвина — Гельмгольца
И, наконец, мои любимые. Облака Кельвина – Гельмгольца напоминают ломающуюся океанскую волну. Когда воздушные массы на разных высотах двигаются по горизонтали с разными скоростями, их состояние становится нестабильным. Граница между воздушными массами начинает покрываться рябью и формирует крупные волны.
Такие облака встречаются довольно редко – лично я видела их единственный раз над Ютландией, западной Данией – поскольку мы можем наблюдать этот процесс в атмосфере, только если в нижней воздушной массе есть облако. Тогда оно может обрисовать ломающиеся волны и обнаружить запутанные движения, происходящие у нас над головой, которые обычно не видны.
На чтение 7 мин Просмотров 5.5к.
Обновлено
Доброе утро, давно ли вы смотрели на небо? Мы так много упускаем, много синего цвета, белоснежных облаков и воздушной живности… И сегодня я вас заставлю немного времени уделить небу. Ведь вы узнаете, какие бывают облака: название и фото, а так же их подробное описание, и как они формируются. Самое время найти примеры в природе, а не на фотографиях.
Содержание
- Что это есть
- Виды по высоте
- Верхний ярус
- Средний ярус
- Нижний ярус
- Виды по форме
- Перистые
- Перисто-кучевые
- Перисто-слоистые
- Высококучевые
- Высокослоистые
- Слоисто-дождевые
- Слоисто-кучевые
- Слоистые
- Кучевые
- Кучево-дождевые
- Редкие
- Грозовой воротник
- Выступающие
- Утренняя Глория
- Линзовидное
- Вымеобразные
- Серебристые
- Перламутровые
Что это есть
Облака – сконденсированная влага, это мы еще в школе проходили. Вода с Земли испаряется, а в небе она скапливается в виде такого облака. Примечательно, что в облаке вода находится во всех трех состояниях – как вода, пар и лед. Лед обеспечивает белый цвет.
Капли воды превращаются в облака, если в воздухе есть пыль. К каждой пылинке прилипает какое-то количество водички, потом они слипаются друг с другом. Простой вывод – нет пыли, нет облаков.
Они образуются на высоте 10-18 километров, а самые редкие и самые высокие мы видим на высоте 80 км, они называются серебристыми и перламутровыми!
Несмотря на это, почти все осадки из облаков испарятся до падения на землю, а дождевые и грозовые расположены «всего» на высоте 2 километров. Зато такая тучка может быть до 5 километров высотой.
Виды по высоте
Первая классификация, почти научная, по высоте.
Верхний ярус
В среднем высота это яруса от 6 до 18 км, это зависит от широты, да и облака редко спрашивают разрешения, где им можно быть, а где нет.
Тут обитают перистые, слоистые и кучевые виды. С этого расстояния осадки до нас не долетают, так что у них там своя атмосфера и поливают дождем они нижележащих товарищей.
Средний ярус
Средняя высота – 2-8 км от Земли, осадки нижних «радуют» нас градом и грозой. А верхняя половина поливает дождиком своих нижних соседей. Все облака здесь смешанной природы. Интересно, что даже без осадков облака на этих высотах значат приближение плохой погоды.
Нижний ярус
Примерно до 2 км высотой и эти облака почти всегда заканчиваются осадками. Нижняя граница всего 100 метров, так что низкие тучи – совсем не иносказание. Эти тучки будут уже серые, плотные и достаточно однородные. Серый цвет означает большое количество жидкой воды.
Виды по форме
Представляете, эта классификация появилась в 1802 году и с тех пор только обрастает новыми видами, но сама структура неизменна.
Перистые
Самые высокие, не считая перламутровые и серебристые. Целиком состоят из льда, но количество воды в них очень маленькое. Они обычно очень растянуты в высоту. Так как жидкой воды в них нет, то они обычно белого цвета. Они могут быть, как перья, нити, хлопья и очень редко – как плотный слой.
Перисто-кучевые
Еще одни фактически перистые, но они уже сформированы в кучки. В маленькие кучки, которые перемещаются по небу стайками. Вы их точно видели – будто рябь на воде. Они очень скоротечны, ведь на такой высоте ветер гонит тонны льда, как перышки.
Перисто-кучевые состоят из льда, но его очень мало. Они не образуют тени, а сквозь них отлично видно не только солнце, но и звездное небо.
Перисто-слоистые
Это даже облаком назвать сложно. Тонкая марлевая пелена на небе. Они тоже белые, из льда и расположены очень высоко. Сквозь них просвечивает вообще все, а еще перисто-слоистые любят создавать ореол вокруг солнца.
Высококучевые
Еще одна рябь в небесном океане, но теперь в средних слоях и куда более плотные. Здесь уже встречается жидкая вода, так что они бывают белые и сероватые.
Осадков не дают, просвечивают только по краям. Это те же маленькие облачка, которые перемещаются стайками. Их сотни видов, потому что образуются сотнями способами.
Высокослоистые
Первый вид, способный давать дождь и снег. Если в верхних слоях атмосферы слоистые похожи на слой тонкой марли, то тут уже полноценный туман в портовом городе. Только высоко.
Даже солнце сквозь них видно, как светлое размытое пятно. Бывают как белые, так и серые, которые и обещают нам осадки.
Слоисто-дождевые
Мы пришли в нижний ярус. Как сказано в названии, они очень часто обрушиваются дождем и снегом. Это темно-серые, низко висящие сплошные облака. Питерское небо – прекрасная иллюстрация «низкого неба над головой». Они совершенно неоднородны и могут образовывать красивые узоры.
Слоисто-кучевые
Еще одни дождевые из нижнего яруса. Выглядят или как неоднородная, бугристая сплошная пелена на небе. Если есть просветы синего неба – они принесут Вам только тень, а если просветов нет, то ждите моросящего дождя или легкого снега. Чаще светло-серого цвета.
Слоистые
Очень низкие, те, которые могут висеть и в 100 метрах от Земли. Они не несут серьезных осадков, максимум — моросящий дождь и легкий снег. Это то, что вы видите в пасмурную погоду, серый слой прямо над городом, будто кто-то положил слоеную булочку.
Они быстро и непринужденно переходят в слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака, так что пасмурная погода легко превращается в дождь. Вы слоистые виды еще видели в виде тумана на уровне крыш домов по утрам.
Кучевые
Самые красивые, которые все дети рисуют на картинках неба. Они тоже образуются и путешествуют в нижнем ярусе, на высоте до 2 километров. В сухом климате могут подниматься сильно выше, в верхнюю половину среднего яруса.
Из-за особенностей их возникновения, они не любят холодную погоду. Да и летом предпочитают на ночь распадаться. Несут в себе дождь. Они только кажутся маленькими, по факту их высота от 200 до 2000 метров.
Кучево-дождевые
Поздравляю, мы дошли до последнего вида и до единственного грозового. Только эти серые кучевые облака дают нам грозы и молнии. Хотя нет, молнии могут возникать и выше, но мы их едва ли увидим. Редко поднимаются до 5 километров, обычно также путешествуют по нижнему ярусу.
Им все равно на сезон, если Вам суждено намокнуть – они Вас найдут. Они редко сливаются в единое большое облако, но прекрасно соседствуют с более высокими видами, так что визуально действительно сливаются.
Редкие
Не могу не упомянуть и действительно редкие виды облаков, вдруг вы какие-нибудь из них видели.
Грозовой воротник
Коридор из слившихся кучевых, предшествует серьезному похолоданию и грозе.
Выступающие
Это настоящая волна из облака, которая накатывает на местность. Они родственны грозовому воротнику и также образуются, но масштабнее и связаны с облаками в более высоких слоях.
Утренняя Глория
Они тоже похожи внешне на грозовой воротник. Это длинные трубы облаков, которые буквально можно потрогать – всего 100 метров над Землей. Они бывают по всей планете, но «по расписанию» появляются только в Австралии. Так что смотреть – туда.
Они очень опасны. Они буквально приносят ветер, которые резкими порывами сносит палатки и даже машины.
Линзовидное
Для жителей гор это не редкость, ведь чаще всего такая красота образуются вокруг вершины гор. Похожи на линзу, огибают вершину. Необычно то, что они могут часами висеть на одном месте, даже если дует ураганный ветер.
Вымеобразные
А это тропические гости, предвещающие циклоны. Просто посмотрите на их внешний вид. Из-за просвечивания солнцем они часто не серые, а голубые, золотые и даже красные.
Серебристые
Практически космические облака, ведь висят они на высоте 80 км! Они слишком тонкие и прозрачные, чтобы найти их днем, зато ночью они сами будто светятся. Наблюдаются чаще в умеренных широтах летом.
Перламутровые
Еще один гость из космоса, но уже «всего» 30 километров. На этой высоте так мало воды, что облака собираются раз в пару десятилетий. Видели их единицы.
И на сегодня будем заканчивать, а то много фотографий вышло. И не забудьте посмотреть на небо и запланировать поездку в одно из мест, где можно увидеть редкий вид облаков.
С Вами была Алла, мечтатель, видящий в облаках волшебные замки.