Обижен на критику ошибка

Обратная связь — очень полезная вещь, однако далеко не все умеют адекватно ее воспринимать. Наверняка вы сталкивались с теми людьми, которые обижаются даже не на резкую критику, а на довольно безобидные высказывания. Вот основные причины такого поведения.

Нарциссизм

Человек нарциссического склада живет иллюзиями о своей идеальности. Он пытается переубедить себя в том, что у него нет изъянов, что он не способен допустить даже мелкую оплошность. Когда же кто-то указывает ему на ошибку или напоминает, что он неидеален, то это вызывает бурную негативную реакцию, да еще и подкрепленную чувством стыда.

Например, нарцисс рассказывал вам, как он долго искал материал для своего проекта, сколько библиотек обошел и т.д. А вы сказали, что все эти данные размещены на одном интернет-ресурсе: причем, без злого умысла и без критики. Однако у собеседника это вызвало негативную реакцию, поскольку предложили легкий вариант, до которого он сам не додумался. Ему стыдно от того, что он такой несообразительный, и он одновременно зол на вас, что вы увидели его оплошность.

Низкая самооценка

Вариант, противоположный предыдущему, ведь там наблюдалась завышенная самооценка. Человек с низкой самооценкой так устал чувствовать себя ничтожеством, что не может вынести тех ситуаций, когда его самооценка падает еще ниже, поэтому бурно реагирует на критику.

Например, подруга сделала укладку, вы ей сделали комплимент, но добавили, что по ее типу лица ей бы больше подошел другой вариант прически. И она серьезно обижается на ваше высказывание, поскольку в ее понимании вы сказали: «Ты некрасивая, тебя не спасет никакая прическа».

Самоедство

Есть люди, у которые присутствует очень жесткое эго. Они создают впечатление крайне самоуверенных личностей, но на самом деле осведомлены о своих недостатках и даже склонны приписывать себе несуществующие «дефекты». Их внутренний критик не выключается, поэтому вы никогда не знаете, когда сможете нащупать болевую точку такого человека. Во всем он видит подтверждение того, что он плохой, что не может сделать что-то нормально и т. д.

Например, женщина жалуется на то, что находится в отношениях с абьюзером. Вы ей рекомендуете расставить очки над «i» и покончить с токсичными отношениями, призывая ценить и уважать себя. Но как ни странно, она реагирует болезненно на такой правильный и безобидный совет. А все потому, что она сама себя презирает за то, что ей не хватает смелости и решительности поступить так, как нужно.

Перфекционизм

Есть люди, которые предъявляют завышенные требования и к себе, и к окружающим. Они пытаются каждое дело довести до совершенства, поэтому предвзято относятся к себе в первую очередь. Когда что-то выходит неидеально, то они злятся и раздражаются.

Например, вы попросили мужа почистить ковер. Потом выяснилось, что он не использовал специальное средство бытовой химии, которое бы упростило работу. «Почему ты не спросил? Я бы тебе сказала, где у нас находится средство», — говорите вы и сталкиваетесь с агрессией в свой адрес. Ведь супруга и так не устраивало качество его работы, а вы «добили» его тем, что еще и упрекнули в том, что он к вам не обратился за помощью и подсказкой.

Невозможность выносить чужой дискомфорт

Некоторых людей в детстве воспитывали так, чтобы они были удобны другим. Поэтому их цель — это угодить окружающим, даже если это ущемляет их интересы. Им важно, чтобы всем вокруг было комфортно. Любая критика воспринимается такими людьми так: «Какой ужас, мною недовольны». Им даже физически может стать плохо от осознания того, что кому-то дискомфортно рядом с ними.

Например, человек сдал проект начальнику. Босс сказал, что все в целом хорошо, но он кое-что подправит. Сотрудника это очень сильно огорчает, ведь он выполнил работу так, что начальству придется что-то доделывать. А это значит, что он доставил дополнительные трудности. От осознания этого человек начинает сильно переживать, нервничать и «делать из мухи слона».

Незащищенность и ранимость

Есть такие люди, которые склонны все близко принимать к сердцу. Обычно так происходит вследствие какой-то психологической травмы. Когда человек как будто теряет почву под ногами, как будто с него «сдирают кожу», и он превращается в сплошной натянутый нерв.

Напоминание или упоминание любого болезненного эпизода из прошлого вызывает бурную реакцию, поскольку причиняет дополнительную душевную боль.

Например, девушка раньше была полной, потом похудела. Однако внутренняя уверенность в себе у нее так и не появилась. И когда кто-то во время разговора, увидев другую девушку в теле, комментирует ее лишний вес, то первая воспринимает это как будто на свой счет.

Что делать

Если вы болезненно реагируете на критику, то вам нужно:

  • поработать над формированием адекватной самооценки;
  • проработать душевные психологические травмы.

В противном случае вас будут ранить и задевать даже самые безобидные и невинные высказывания людей, что усложнит общение с окружающими, социализацию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

7 советов, как правильно реагировать на критику в свою сторону

Как мы относимся к критике

Каждому человеку в жизни не раз приходилось сталкиваться с критикой: критикуют нас, критикуем мы. Многие люди любят покритиковать других, но обижаются, когда критикуют их. Обычно обиженный отвечает или думает что-то вроде: «В чужом глазу соломинку видишь, а в своем бревна не замечаешь», что означает примерно следующее: «На себя посмотри!». Как говорил американский психолог Дейл Карнеги, «Критика подобна почтовому голубю: она всегда возвращается обратно».

Нельзя сказать, что цель критики – обидеть или унизить человека. Скорее всего, «критикан» имеет благие намерения – научить, подсказать, улучшить. Но результат, как правило, один – испорченные отношения, затаенная обида или открытая ссора, ведь критика затрагивает достоинство и умаляет самооценку человека. Особенно страдают люди впечатлительные и не уверенные в себе. Французский писатель прошлого века Андре Моруа заметил: «Люди очень чувствительны к тому, как к ним относятся; малейшая критика ранит их, особенно если попадает по больному месту».

«Я вовсе не хочу знать, что говорят за моей спиной, — я и без того о себе достаточно высокого мнения», — Оскар Уайльд.

Большинство людей воспринимают критику болезненно: у них портится настроение, снижается работоспособность, исчезает мотивация. Критика, особенно неконструктивная, любого человека способна, что называется, выбить из колеи.

В последствиях критики, как правило, виноваты оба: и тот, кто критикует, и тот, кого критикуют. Один не умеет правильно критиковать, а другой – относиться к критике беспристрастно и с достоинством.

Какая бывает критика

Как известно, критика бывает конструктивная и неконструктивная. Конструктивную критику легче воспринимать правильно, поскольку она обоснована. Человеку в вежливой форме подсказывают, на что нужно обратить внимание, чтобы получить лучший результат. На такую критику трудно обидеться.

Неприятие обычно вызывает неконструктивная критика, которая не имеет под собой оснований и высказана в снисходительной, обидной или грубой форме. Иногда мы подвергаемся такой критике несколько раз в день: дома, на работе, на улице. Мы можем услышать: «Такого бестолкового еще нужно поискать», «Вы, как всегда, говорите невпопад», «Вам никогда ничего нельзя поручить», «Снова вы все сделали неправильно» и т. д.

Неконструктивная критика неприятна, но если каждый раз обижаться, то, как говорится, никаких нервов не хватит. Можно сказать, что такая критика заразна – выслушав за день несколько критических замечаний по поводу и без повода, мы сами настраиваемся на критический лад, который не сулит ничего хорошего ни нам, ни окружающим.

«Если человек ничего хорошего не может сказать о себе, а сказать хочется, он начинает говорить плохое о других», — Михаил Литвак.

На любую критику стоит научиться реагировать правильно, тогда многих неприятных последствий можно будет избежать.

Психологи пришли к выводу, что примерно 90% людей, подвергшихся критике, не умеют достойно выходить из положения. Одни переходят в контратаку, другие начинают оправдываться, третьи вообще молчат.

Что предлагают психологи

1. Постараться извлечь из критики пользу

Не стоит отмахиваться от критики – лучше ее услышать, понять и принять. Даже из самой негативной критики можно извлечь рациональное зерно. Например, мы думаем, что выполнили задачу идеально, поэтому обижаемся на замечания, указывающие на недостатки. А ведь можно призадуматься и воспользоваться полученной информацией для того, чтобы улучшить работу и быстрее достичь своей цели.

Конечно, слышать похвалу куда приятнее, чем критику. Но похвала без конструктивной критики превратилась бы в лесть и подхалимаж. Все были бы уверены в своей правоте и исключительности, исчезло бы стремление развиваться и совершенствоваться.

2. Обращать внимание на суть критики, а не на тон критикующего

Практика показывает, что часто люди обижаются на критику, еще не успев вникнуть в смысл сказанного. Причиной этому скептический, недовольный или раздраженный тон, которым она нередко сопровождается. Не стоит давать волю эмоциям и сразу же остро реагировать на критику, не попытавшись разобраться в сути сказанного. Человеку, слишком болезненно воспринимающему критику, сложно добиться в жизни значительных успехов.

3. Выяснить причины

Немаловажно понять причины, по которым нас критикуют, а также что скрывается за критикой. Нередко, уменьшая наши заслуги, критикующий хочет повысить собственную самооценку. Порой с помощью критики нами пытаются манипулировать. Ведь, выслушав ироничные замечания, мы можем отказаться от своей идеи. Критикующий же не замедлит ею воспользоваться, выдавая за собственную.

Иногда неконструктивная критика является попыткой спровоцировать нас на неадекватную реакцию, ущемить наши интересы или «уронить» перед кем-то наш авторитет.

Истинные причины критики могут выдать слова критикующего, произнесенные спустя некоторое время. Например, начальник упрекает сотрудника в неорганизованности и медлительности, а вскоре объявляет, что сегодня ему придется задержаться на работе. Понятно, что под упреками скрывалось желание начальника заставить работника бесплатно работать сверхурочно.

4. Сохранять спокойствие

Можно заметить, что люди обычно довольно бурно реагируют на критику. Они отвечают с чувством оскорбленного достоинства или злости, а через некоторое время уже могут пожалеть о своих словах, сказанных в порыве гнева.

Поэтому не нужно отвечать на критику сразу – подождав немного, мы можем оценить, насколько она справедлива и полезна, разобраться в мотивах человека, высказавшего критическое замечание. Кроме того, выигранное время даст нам возможность собраться с духом и найти достойный ответ.

Нельзя показывать, что наше самолюбие страдает, – возможно, это и является целью «критикана». Также не нужно оправдываться, проявлять агрессию, повышать голос. Сохраняя спокойствие, мы можем перехватить инициативу и не позволить нами манипулировать.

5. Игнорировать безосновательную критику

Не стоит придавать значение необоснованной критике. Она неприятна, но все же ее легче пережить, чем обоснованную. Если мы останемся к ней равнодушными и будем ее игнорировать, то сохраним достоинство и не растратим свои душевные силы, уделяя критике больше внимания, нежели она заслуживает, и подпитывая критикующего своей энергией.

6. Не принимать критику полностью на свой счет

Это наиболее частая ошибка, которую совершают люди, реагируя на критику. Они воспринимают ее как оскорбление своей личности, хотя речь идет только о каком-то одном ее аспекте. Если критике подвергаются наши отдельные способности или качества, это совсем не означает, что плохи мы сами.

7. Воспринимать с благодарностью и улыбкой

Любую критику непросто воспринимать спокойно, а с улыбкой и благодарностью – и подавно. Трудно улыбаться искренне, выслушивая критические замечания, но даже натянутая улыбка снимет напряжение, заставит расслабиться, смягчит ситуацию. Если же мы еще выразим своему оппоненту благодарность за своевременную критику, то это поможет и в дальнейшем поддерживать доброжелательные отношения.

Пройдите тест и узнайте, умеете ли вы правильно критиковать людей или нет.

Критика — неизбежная часть жизни любого человека, но не каждый умеет её правильно воспринимать. Часто мы отвечаем на неё сразу же, не давая себе время на размышление. Однако существуют навыки, которые помогают нам принимать обратную связь спокойно и без обид.

Некоторые реагируют на критику очень эмоционально: обижаются, раздражаются и теряют терпение. Других же она не задевает вовсе. Такие люди выслушивают замечания, делают выводы или игнорируют их, не проявляя никаких негативных эмоций.

<a href="https://www.championat.com/authors/6665/1.html">Сeдa Kаспаровa</a>

тренер по дизайну голоса, речи и публичным выступлениям, спикер TEDx, корпоративный тренер

Критика может оказаться разрушительной для нашей уверенности и мотивации. Особенно это актуально тем, кто страдает от комплекса самозванца. Вместо того чтобы помочь в развитии, резкий комментарий может уничтожить зачатки уверенности, напугав и заставив опустить руки. Каждому из нас хотелось бы слышать только положительные отзывы, но на практике это случается далеко не всегда. Часто мы получаем не только похвалу, но и негативные мнения.

Хорошая новость в том, что критику можно научиться воспринимать по-другому и не терять мотивации после услышанного. Расскажу, как это сделать.

1. Определите источник критики

Если вы столкнулись с отрицательным комментарием или критикой в свой адрес, в первую очередь задайте вопрос: «Стоит ли прислушиваться к этому человеку?». Кем является тот, кто выражает критику? Экспертом в области вашей деятельности или нет? Понимает ли он хоть что-то в этой отрасли, чтобы выражать своё мнение касательно вас и вашей работы?

Фото: istockphoto.com

Если же он просто хочет оскорбить или слить негатив, то его критика не будет конструктивной и вам не стоит принимать её близко к сердцу.

В том случае, когда человек действительно разбирается в теме, о которой говорит, возможно, стоит прислушаться к его словам. Вы можете задать уточняющие вопросы, чтобы проверить, правильно ли поняли его мнение и рекомендации. Таким образом, вы вступите в конструктивный диалог и получите полезный совет.

2. Оставьте попытки переубедить

Вас критикуют? Ну, и пусть! Не старайтесь переубедить другого человека в его суждениях. Лучше проявляйте доброту и улыбайтесь. Говорите мягким тоном, но при этом даже не пробуйте повлиять на то, чтобы он изменил свою точку зрения. Это может оказаться очень трудной задачей, а иногда и невозможным делом. Признайте для себя, что всегда будут люди, которые не согласны с вами, не любят вас и не одобряют ваши действия.

Невозможно угодить всем, и со временем вы поймёте, что даже самые талантливые, успешные и умные люди имеют своих критиков и ненавистников.

Фото: istockphoto.com

3. Разрешите себе не отвечать

Человек, который критикует, часто может быть агрессивным и довольно резким в выражении своих мыслей. Важно не реагировать таким же образом. Ваш первый порыв может быть такой: ответить ему соответствующе. Поверьте, это не самый лучший выбор! Попробуйте сохранить спокойствие и оперировать фактами, избегая личных атак и оскорблений.

Бывает, что агрессия человека быстро сходит на нет, если вы разговариваете с ним спокойно и уважительно. Ощущаете, что не в состоянии поддерживать аргументированный и спокойный диалог? Понимаете, что общение с критикующим отнимает у вас силы и энергию? Не стоит принуждать себя к общению.

Как понять, в чём заключаются ваши самые сильные стороны? Советы ищите по ссылке.

Фото: istockphoto.com

4. Работайте над самооценкой

Жить с синдромом самозванца трудно. Даже когда вы не подвержены критике. Это означает, что для таких людей сложно выражать свои мысли, защищать взгляды, а также выступать перед публикой.

Люди, страдающие синдромом самозванца, часто становятся жертвами ненависти и беспочвенной критики из-за того, что они пронизаны неуверенностью. Это проявляется в их позе, речи и жестах. Таким людям гораздо проще подвергаться критике, потому что любое замечание лишь подтверждает факт, что они недостаточно квалифицированы, чтобы иметь своё собственное мнение.

Всегда помните о достижениях, которых у вас немало, и, если нужно, составьте список заслуг на бумаге. Припомните свои успехи и докажите своему собственному синдрому самозванца, что ваши мнения и суждения являются основательными и интересными.

Фото: istockphoto.com

5. Будьте открытыми и благодарными

Если вы категорически не приемлете критику, значит, не хотите расти и развиваться. Например, на работе вы получили негативную обратную связь от начальника. Принимайте это не как нападение на личность, а как совет по улучшению качества работы.

Негативная обратная связь — это возможность изучить свои ошибки и стать лучше. Скажите спасибо критику за возможность увидеть свои недостатки и поработать над ними. Умейте быть благодарными. Это позволит увидеть ситуацию с другой стороны. Оценка может иногда быть ценной обратной связью. Она поможет вам улучшить свои навыки и освоить новые уровни.

Фото: istockphoto.com

Конечно, это не значит, что критика всегда полезна или справедлива, но проявление благодарности может помочь вам справиться с ней более эффективно.

ЗДЕСЬ вы найдёте подборку цитат великих мудрецов. Эти слова помогут стать спокойнее, увереннее и легче воспринимать критику.

Когда люди критикуют нашу работу, наши действия или наше поведение, это не значит, что они персонально атакуют нас. Они всего лишь высказывают своё мнение. Для того, кто не принимает критику личностно, она воспринимается не как оценка его личности, а как конструктивный комментарий и возможность для роста и улучшения. Такой человек не станет обижаться или оправдываться, а будет рассматривать замечания как ценный отзыв и использовать его для совершенствования своих навыков и поведения.

Фото: istockphoto.com

Что делать, если вы столкнулись с негативными комментариями в соцсетях? Социальные медиа являются мощным инструментом для самовыражения, поиска новой информации и заработка денег. Но многие до сих пор не решаются вести блоги публично, волнуясь о возможных негативных комментариях.

Почему люди оставляют негативные комментарии?

Во-первых, многие ищут сообщество, где их мнение принимается без вопросов. Во-вторых, даже если вы делитесь полезной информацией, некоторые люди всегда будут иметь свою точку зрения и могут выражать её агрессивно. В-третьих, кто-то просто неумело или специально пытается задеть автора. Всё это нормально, но важно помнить, что честный и открытый контент привлекает адекватных пользователей.

Как справиться с негативными комментариями на своём блоге?

Важно избегать агрессии и оскорблений в ответ. Правила общения на своей странице устанавливаете вы. Если комментарий содержит конструктивную критику, признайте свою ошибку, исправьте её и поблагодарите за помощь. Если нет, стоит задуматься, является ли автор экспертом в данной области и имеет ли он причины для своих отрицательных комментариев.

Не стоит принимать всерьёз мнения и критику со стороны людей, которые не разбираются в вашей теме. Обратите внимание на мнение тех, кто действительно важен для вас. Используйте приём из психологического айкидо, соглашаясь с негативом и продолжая свой диалог с аргументами.

Страх критики может тормозить ваше развитие. Как понять, что вы прокрастинируете жизнь и в будущем можете пожалеть о том, что вовремя на совершили решительный рывок к переменам? Ищите ЗДЕСЬ инструкции от психотерапевта.

Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?

Подпишись на еженедельную рассылку Лайфстайла.

Электронная почта

14 июня 2023, 13:39 — Общественная служба новостей — ОСН

Никому не нравится выслушивать в свой адрес критику, даже если она конструктивная и по делу. Однако далеко не всегда болезненная реакция на критику является следствием неумения человека выслушивать замечания, это могут быть и так называемые ошибки мышления. Общественная служба новостей разобралась, каким образом такие ошибки мышления вызывают болезненную реакцию на критику.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования факультета психологии Государственного университета просвещения Екатерина Булгакова рассказывает: «Ошибки мышления», или когнитивные искажения – это убеждения, часто в негативном ключе, которые искажают поступающую извне информацию, реальные факты. Ошибки мышления не строятся на логике, здесь главенствуют эмоции. Сегодня из разных источников поступает очень много информации, и человек не успевает отследить такие ошибки, они легко закрепляются и становятся автоматическими».

Персонализация критики

Самая распространенная ошибка мышления – персонализация критики, то есть стремление принимать все на свой счет. В этом случае человек уверен, что критике подвергается не результат его работы, а он сам. «Меня недолюбливают, хотят опорочить и выставить дураком», – считает человек.

Кажется, что окружающие обращают повышенное внимание ко всему, что мы делаем, стараясь придраться к каждой мелочи. В реальности же у людей полно своих собственных проблем и забот, и большинству, как правило, нет большого дела до других людей.

Селективное мышление

Селективное, или избирательное мышление так мешает воспринимать критику конструктивно. В критическом замечании мы выискиваем только самое обидное и неприятное для нас, фиксируемся на этом и уже не замечаем других аргументов или фактов. К этому же относится и цепляние за случайно брошенную или вырванную из контекста фразу, которую можно вывернуть в негативном для себя ключе. Все это ведет к тому, что наши собственные действия обесцениваются в наших глазах на основании критических замечаний других людей, что ведет к обиде на тех, кто высказал это мнение.

«Я не люблю критику в свой адрес», «Вокруг нас слишком много информации, я не успеваю принимать взвешенные решения, проще обидеться и пройти мимо критики», – так говорят мои клиенты о восприятии критики», – рассказывает Екатерина Булгакова.

Как научиться здраво принимать критику в свой адрес

В основе когнитивных искажений – внутренние сомнения, недооценка себя, недостаток знаний о себе, своем характере и психических процессах.

Как поступить, если критикуют, а вам обидно? – Сделайте паузу. Выдохните.  Попробуйте абстрагироваться и понять: ваш оппонент, действительно, старается уязвить лично вас? Скажем, у него плохое настроение, что-то случилось, надо выпустить пар – тогда пропустите его слова мимо ушей.

Или он эксперт, знает больше, чем вы, и критикует вас содержательно? Тогда переступите через обиду, оцените высказывание объективно и сделайте необходимые выводы.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.
Присоединяйтесь!

Как реагировать на критику: обижаться или делать выводы?

Современный мир, транслирующий свободу слова, мнений и взглядов, предполагает развитие такого навыка как восприимчивость к негативному мнению, высказанному со стороны. Особенно важно правильно относиться к корректирующей обратной связи, ведь именно она помогает принимающему ее человеку стать лучше.

Умение правильно воспринимать критику в свой адрес – нелегкий опыт для большинства людей. Хотя никто не хочет слышать о своих ошибках, окружающие все равно с радостью готовы делиться своим видением и взглядом на каждую из них. Если вы начнете относиться к конструктивной обратной связи с легкостью, это поможет вам стать лучше и улучшить необходимые навыки [Psychology Today, 2018].

В данной статье мы поговорим о том, как правильно и спокойно реагировать на критику, чтобы не позволить таким эмоциям как разочарование, обида или злость взять верх над разумом и испортить отношения с близкими людьми.

Почему важно правильно реагировать на критику?

Обратная связь играет важную роль, когда люди совершают ошибки или испытывают сложности в понимании чего-либо. Конструктивная критика – это честный ответ, который дает представление о том, что правильно, а что можно было сделать лучше. Без эффективной обратной связи все усилия по достижению любых целей уменьшаются.

То, как человек отвечает на исправления, замечания и отрицательные отзывы, демонстрирует его внутреннее состояние. Важно научиться спокойно воспринимать конструктивную обратную связь, не поддаваясь эмоциям, и рассматривать ее, как возможность для роста.

Многие люди слишком остро и болезненно реагируют на критику и любые негативные слова в свой адрес. Это может быть связано со множеством факторов, например:

  • прошлый негативный опыт;
  • неуверенность в себе и своих силах;
  • чрезмерная саморефлексия;
  • синдром жертвы;
  • наличие комплексов и психологических травм.

С каждым из этих случаев можно и нужно работать самостоятельно или с помощью квалифицированных специалистов. Благодаря проделанной работе человек поймет, почему он реагирует на критику именно таким образом.

Большинство людей в ответ на неприятные слова обвиняют окружающих или обстоятельства. Благодаря услышанной конструктивной критике они получают возможность узнавать новое и лучше выполнять задачи. Согласно исследованиям, успеваемость учеников, которым учителя регулярно дают конструктивную обратную связь, улучшается в разы [Code of Living, 2020].

Часто критика возникает из-за разницы во взглядах на один и тот же предмет. Именно благодаря иному мнению можно расширить горизонты и посмотреть на привычную ситуацию под другим углом. Полученная обратная связь может показать новые, более эффективные способы решения старых вопросов [Indeed, 2021].

Конструктивная критика не является способом унизить человека: это другой взгляд на то, как на самом деле думают другие. Необходимо признать и принять тот факт, что все люди разные и их взгляды могут не совпадать с вашими. Но именно это и делает современный мир таким многогранным и интересным.

Осознав это, вы сможете воспринять корректирующую обратную связь как один из способов честного общения. Нет необходимости обижаться на других из-за их мыслей. Гораздо эффективнее быть открытым к новым идеям и изменениям. Умение правильно реагировать на корректирующую обратную связь укрепляет характер, увеличивает влияние и укрепляет отношения.

Также завести новые знакомства и укрепить уже имеющиеся связи вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации». С помощью простых и легких в применении техник вы улучшите свои коммуникативные навыки, так необходимые всем нам в современном мире.

Конструктивная критика может стать катализатором, который выведет вас из оцепенения. Такая обратная связь может поднять вас на более высокий уровень, о котором вы, возможно, раньше и не задумывались. Вместо того, чтобы обижаться на человека, критически воспринявшего вашу работу, усмирите свой гнев и используйте возможность улучшить себя [Indeed, 2021].

Внимательно слушайте, чтобы определить свои слепые зоны – области, на которых вам нужно сосредоточить все усилия. Чем больше таких зон вы для себя откроете и проработаете, тем больше шансов на успех у вас будет.

Когда вы с готовностью принимаете корректирующую обратную связь, вы больше не будете сосредотачиваться на том, что о вас говорят другие, а будете использовать их критические идеи, чтобы улучшить себя и навык общения.

Как правильно реагировать на деструктивную и неуместную критику?

Столкнуться с критикой можно везде: в семейных отношениях, при работе над совместным проектом или даже под фотографией в социальных сетях. Обратную связь человек начинает получать с самых ранних лет своей жизни, когда родители отчитывают его за непослушание или плохие оценки в школе. Именно на этом этапе взрослым стоит очень внимательно отнестись к тому, что и как именно они говорят.

Неправильно или не вовремя преподнесенная критика ребенку может зародить в нем большие комплексы, которые могут сопровождать его на протяжении всей дальнейшей жизни. Как правило, дети не умеют реагировать на корректирующую обратную связь в свой адрес. Поэтому в таких случаях им очень важна поддержка взрослого. Задача родителя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что такое обратная связь и для чего она нужна. Он должен понимать, что мама и папа не стали любить его меньше из-за допущенной ошибки, а, наоборот, готовы помочь ему стать лучше и поддержать во всех начинаниях.

Конечно, невозможно всегда правильно реагировать на критику в свой адрес. Тем более, что по эмоциональному фону обратная связь, которая звучит от близких людей (мужа, жены или родителей), может сильно отличаться от критики, получаемой на работе (от коллег или от руководства).

Воспринимать обратную связь следует, когда:

  • она конструктивна;
  • она объективна;
  • она не нарушает ваших границ;
  • критикующий человек является для вас авторитетом в данной сфере;
  • критикуют не вас как личность, а ваши действия или работу;
  • вы знаете, что данная критика сделает вас лучше.

Эксперт по коммуникациям Джек Гриффин дает шесть советов, которые помогают конструктивно воспринимать отрицательные отзывы [Forbes, 2018]:

  1. Примите критику как возможность. Всякая критика, даже незаслуженная, вам полезна. В конце концов, она может указывать на то, что вы делаете неэффективно или плохо и что могли бы сделать лучше.
  2. Боритесь с желанием защищаться. Вместо этого слушайте и учитесь.
  3. Осознайте, что критика – это лишь чье-то восприятие действительности, не более того.
  4. Не принимайте смиренно несправедливую или необоснованную критику, но и не отвергайте ее. Учитесь на всем.
  5. Воспользуйтесь возможностью ответить на критику, пообщаться так, чтобы укрепить и улучшить свои отношения с критикующим.
  6. Слушая критику, продемонстрируйте, что вы слышите ее.

Любая критика может быть неуместной, деструктивной или конструктивной [Psychology Today, 2018]. Конструктивная обратная связь предлагает баланс как положительных, так и отрицательных комментариев. Ее задача – скорректировать поведение человека в лучшую сторону.

Конструктивная критика предоставляет своевременные и полезные механизмы для совершенствования, поддержки и мотивации. Однако стоит понимать, что далеко не всякая обратная связь важна. Для этого вам нужно понимать и различать токсичную и конструктивную критику. Яростные комментарии направлены ​​на вашу личность, а не на то, что вы делаете. Такие комментаторы намеренно стараются причинить вам вред, и важно научиться вовремя их распознавать, чтобы избегать конфликтов и лишних переживаний [Indeed, 2021].

Некоторая обратная связь может быть справедливой, но, к сожалению, далеко не всегда люди высказывают свое мнение, придерживаясь, рамок приличия. Кто-то делает это из-за незнания основ коммуникаций, а кто-то намеренно пытается обидеть собеседника. Более того, иногда люди говорят другим неприятные вещи, руководствуясь иными соображениями (например, желая целенаправленно унизить собеседника).

Некоторые люди настолько критически относятся ко всему и ко всем, что бросают язвительные комментарии, которые могут не иметь ничего общего с текущей ситуацией («Мне кажется, это платье вам совершенно не идет» и т.п.)

Подобные неуместные комментарии не заслуживают ответа или какой-либо эмоциональной реакции со стороны человека, кому они были адресованы. Конечно, далеко не все люди могут управлять своими реакциями. Более того, испытывать раздражение или злость от подобных комментариев – совершенно естественно.

Часто подобные ситуации можно встретить на просторах Интернета, где, как правило, анонимные пользователи, которых называют «троллями», оставляют нелицеприятные комментарии в социальных сетях популярных людей. В их сообщениях отсутствуют факты, объективность или конструктивное мнение.

Психология такого критика проста: заставить других людей реагировать на его комментарий, вывести их на негативные эмоции, разжечь конфликт между остальными комментирующими и, добившись цели, выйти из диалога. Как показывает практика, люди со здоровой психикой и адекватной самооценкой не занимаются троллингом в Интернете. Именно поэтому не стоит серьезно относиться к подобного рода нападкам.

При общении с такими провокаторами самой верной тактикой будет полный игнор их высказываний или сведение любых попыток задеть чувства других людей с помощью юмора к нулю. Как только «тролль» понимает, что его слова никто не воспринимает всерьез, он оставляет свою затею и переключается на другую жертву.

Существует и другой тип людей, которые целенаправленно критикуют окружающих, желая понизить их самооценку и уверенность в себе и своих силах. Часто эти комментаторы прикрываются маской доброго и заботливого человека, который дает подобные советы, руководствуясь исключительно благими намерениями.

Например, фразу «Вряд ли эта работа тебе подойдет, потому что для нее нужно быть более образованным» такой человек произнесет спокойным и мягким тоном. Он будет делать вид, что искренне заботиться о своем партнере, родственнике или друге и переживает за его эмоциональное состояние. Но на самом деле, его задача – вселить собеседнику чувство неполноценности и беспомощности, потому что манипулировать морально сломленными людьми гораздо проще.

Людям, оказавшимся в отношениях с абьюзером, следует в первую очередь обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Именно психолог поможет им проработать недостающую уверенность в себе и своих силах, что, в свою очередь, разорвет связь с критиком.

Подобные абьюзивные сценарии встречаются не только между людьми в любовных отношениях. Часто их можно увидеть между коллегами, друзьями и даже родителями и детьми. О том, как их вычислить и как себя вести, написано большое количество книг.

Деструктивная критика обычно принимает форму целенаправленного нападения, оскорбления или полного подавления: «Ты эгоистичная свинья!», «Вы отвратительный человек!», «Ты глуп и некомпетентен!»

Если вы подвергаетесь такой критике, постарайтесь понять, что что-то не так не с вами, а с человеком, позволяющим себе подобные выпады. Адекватный, воспитанный и здравомыслящий человек не прибегает к унижению чужого достоинства и переходу на личности.

Не стоит принимать необъективные комментарии близко к сердцу и тем более доверять им. Вместо этого попросите своего оппонента дать определение каждому термину. Например, если кто-то называет вас «глупым и некомпетентным», спросите его: «Что именно заставляет вас говорить, что я глуп и некомпетентен?» Вряд ли человек сразу же приведет вам разумные доводы и аргументы, но вы при этом поймете, что его утверждение лишено всякого здравого смысла.

Умение деликатно, но уверенно отстаивать свои границы, не позволяя критикующему переходить на личности, важно не только при общении с абьюзером, но и в повседневном общении. Часто непрошенный комментарий можно услышать от дальнего родственника или старого «приятеля», который «совершенно беззлобно» заметит, что вы поправились, или поинтересуется, почему вы не спешите заводить семью.  Не бойтесь твердо, но деликатно обозначить ему, что личная жизнь на то и личная, чтобы вы сами могли решить, с кем делиться ее подробностями.

Если критика неуместна, перестаньте реагировать на ее. Если она деструктивна, задайте собеседнику уточняющие вопросы и верните его в конструктивное русло. Если же вы получили в свой адрес конструктивную обратную связь, то примите ее с благодарностью и извлеките из нее уроки.

Как правильно реагировать на конструктивную критику?

Умение правильно относиться к корректирующей обратной связи и отстаивать собственные границы без перехода на личности – навык, жизненно необходимый человеку, живущему в социуме. Мы подготовили для вас несколько советов о том, как следует себя вести, столкнувшись с конструктивной критикой в свой адрес.

Благодарите

Помните, что давать корректирующую обратную связь может быть почти так же сложно, как и получать ее, поэтому отнеситесь к ней с благодарностью. Скажите спасибо своему собеседнику за его смелость и желание сделать вас еще лучше.

Язык, который вы используете, отвечая на критику, имеет решающее значение: он определяет, как другие будут вас воспринимать. Избегайте ненужной конфронтации и не превращайте любую форму аргументации в дискуссию.

Поддерживая здоровый разговор с каждым, кто критически относится к вашим идеям, вы разрабатываете соответствующие стратегии решения указанной проблемы. Было бы полезно, если бы вы показали другим, что можете выслушать и положительно ответить на критику со стороны и, следовательно, найти лучшее решение [Code of Living, 2020].

Не бойтесь искренних эмоций

Не делайте вид, что слова критикующего вас не задели. Будьте честны, прежде всего, с самим собой. Если вам стало неприятно от услышанного, вы можете спокойно сказать об этом: «Спасибо тебе за обратную связь. Если честно, я не был готов к этому, поэтому твои слова меня немного расстроили».

Помните, что вы имеете право испытывать эмоции, потому что вы – живой человек. Расстраиваться, злиться, переживать – абсолютно естественно. Важно, научиться правильно работать с этими состояниями и выходить из них, не усугубляя ситуацию.

Слушайте, прежде чем говорить

Когда вас критикуют, ваша внутренняя реакция может заключаться в защите собственных действий или намерений. Выслушайте собеседника до конца, даже если не согласны с его мнением. Попытки перебить его, чтобы озвучить собственную точку зрения могут, в лучшем случае, выглядеть нелепо, а в худшем – усугубят ситуацию.

Чем лучше вы поймете его видение и мотивы поведения, тем эффективнее сможете разрешить ситуацию. Чтобы выслушать неприятные вещи, нужна смелость, но именно эта смелость продвинет вас дальше на пути самосовершенствования.

Не бойтесь задавать вопросы

Самый глупый вопрос – это вопрос не заданный. Лучше сразу уточнить, действительно ли вы правильно поняли своего собеседника, чем терзать себя всевозможными домыслами.

Когда придет время отвечать, начните с вопросов. Именно они помогут вам избежать резких или конфронтационных формулировок и утверждений. Профессор Гарвардской школы бизнеса Эми С. Эдмондсон говорит: «Задавая искренние вопросы, мотивированные любопытством и заботой, вы показываете, что вам важен ваш собеседник» [Forbes, 2018].

Задавайте вопросы, чтобы прояснить ситуацию и убедиться в том, что вы с вашим собеседником говорите об одном и том же. Для этого отлично подойдут уточняющие фразы вроде «Если я правильно тебя понял, то ты имеешь в виду следующее …?» или «Эта ситуация вызывает у тебя такие эмоции, потому что я сделал …?»

Чем больше уточняющих вопросов вы зададите, тем более подробную картину получите, а это значит, что решить ситуацию будет гораздо легче.

Сосредоточьтесь на фактах

В ситуациях, когда между двумя людьми возникают трения, помогает холодная концентрация на фактах. У каждого события есть три стороны: ваше видение ситуации, мнение вашего оппонента и то, что произошло на самом деле. Люди ценят желание своих собеседников быть объективными и разобраться во всех деталях.

Но не превращайтесь в робота, зацикленного на цифрах и фактах. Вы можете показать свою человечность и сочувствие извинениями, если они необходимы. Небольшая эмоция может дать другому человеку понять, что вы пытаетесь понять его чувства.

Взгляните на ситуацию глазами собеседника

Постарайтесь понять ситуацию, встав на место человека, который предоставил вам обратную связь. Задайте себе следующие вопросы:

  1. Какие эмоции испытывает мой собеседник?
  2. Что привело его к этим эмоциям?
  3. Что бы я чувствовал, находясь на его месте?

Ответы на эти вопросы помогут вам понять мысли и чувства другого человека и избавиться от собственных негативных эмоций [Forbes, 2018].

Возьмите паузу

Иногда стоит сделать паузу и отложить ответ вместо того, чтобы демонтрировать самую первую реакцию, которая, скорее всего, может привести к негативным последствиям. Никто не заставляет вас отвечать сразу же: вы имеете полное право взять время на рефлексию, анализ услышанного и обдумывание дальнейших действий.

Будьте честны в своих ответах и ​​не бойтесь попросить нужное вам время: «Спасибо за обратную связь. Я не готов сейчас дать тебе ответ, потому что боюсь, что буду говорить на языке эмоций. Мне нужно время, чтобы все обдумать, и я вернусь к тебе с ответом завтра».

Заключение

В конструктивной критике можно найти массу плюсов, если вы научитесь воспринимать ее, как обучающий опыт и зону для дальнейшего развития. Не забывайте слушать, задавать уточняющие вопросы, сосредотачиваться на фактах и благодарить собеседника за предоставленные комментарии.

Но будьте честны сами с собой. Если вы не готовы искренне понять и принять корректирующую обратную связь, скажите об этом прямо. Возможно, вам просто понадобится чуть больше времени или вашему собеседнику не хватает эмпатии и умения правильно озвучивать свое мнение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обнаружена внутренняя ошибка архикад будет закрыт
  • Облака надвигались друг на друга где ошибка
  • Облака бывают слоистые перистые и кучерявые ошибка
  • Обидеться на его слова ошибка
  • Обильный снегопад ошибка