Объем рекомендуемой жидкости не менее полтора литра ошибка

Неправильные формы числительных использованы в словосочетаниях …

В сочетании с существительными мужского рода, называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т.п., рекомендуется употреблять количественные числительные: четыре доктора, три инженера и т.п.
С существительными мужского рода, обозначающими лиц и образованными путем перехода из прилагательных или причастий, предпочтительнее употреблять собирательное числительное: пятеро знакомых, двое отдыхающих.

Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 229.
ответ тест i-exam

Морфологические нормы употребления числительных.

Морфологические нормы употребления и образования имён числительных – это правила, необходимые для построения правильно литературной речи, что необходимо не только для письменного или официального общения, но и для неформального устного общения. Именно поэтому в программу ЕГЭ по русскому входят задания на употребление и образование форм числительных. Трудности при этом могут вызывать изменения и склонения числительных по падежам, а также совместимость их с существительными.

Составные порядковые числительные.

Составные порядковые числительные – это числительные, которые обозначают порядок существительных, и состоят из нескольких слов: двадцать первый год от роду, сорок пятый дом. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д.

Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: двадцать первые лунные сутки – на двадцать первых лунных сутках.

Составные и сложные количественные числительные.

По правилам русского языка каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное, склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения:

  • В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка, числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению : расплатиться тысячейрублей. Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению – тысячью.
  • Имена числительные «сто» и «сорок» в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока. Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.
  • Когда составные числительные употребляются вместе с одушевленными существительными, то склоняется только существительное, а имя числительное не изменяется: наловил двадцать пять бабочек, пасти сорок три овцы одновременно.

Правила склонения и употребления собирательных числительных.

Есть несколько случаев, в которых употребляются собирательные существительные:

  1. С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей.
  2. С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей.
  3. С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней.
  4. С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных.
  5. С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро.
  6. Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика. Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц, хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии.

Дробные числительные.

Здесь только одно правило без всяких исключений – при склонении дробного имёни числительного изменяются все его части. Числитель дроби склоняется, как отдельное целое число, а знаменатель приобретает соответствующую форму прилагательного во множественном числе (как прилагательное в единственном числе, склоняется знаменатель дроби, где числителем является единица): около двух третьих, приближается к четырём седьмым.

Числительное » полтора», «оба», «полтораста».

  • Имя числительное«полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»:около полутора тысяч долларов.
  • Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны.
  • Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев.

Особенности склонения словосочетаний с числительным.

  • При использовании словосочетания «числительное + существительное» числительное в именительном падеже управляет родительным падежом существительного: страной управляли триста спартанцев.
  • При образовании косвенных падежей главным в словосочетании становится уже существительное, а числительное: убить двух зайцев.
  • Числительные «десяток», «сотня», «тысяча», «миллион», «миллиард» и т.д. всегда сохраняют управление существительным в родительном падеже: десяток яиц, о миллионе рублей.

Существительное, не имеющее единственного числа.

Когда существительное не имеет формы единственного числа (ножницы, сутки и др.), часто сложно образовать форму числительного, более 20, которое бы правильно согласовалось с таким числительным: сорок трое суток? сорок три суток? Как сказать правильно? Правильным будет вариант: сорок три дня. С такими существительными сочетаются только числительные, оканчивающиеся на единицу или пятерку: двадцать одни сутки. Для того, чтобы обозначить количество других собирательных существительных (например, ножниц, трусов, глаз), можно употребить слово «штука» или «пара»: сорок восемь пар глаз, двадцать две пары трусов, семь штук ножниц.

Употребление числа существительных при именах числительных.

  • Если числительное обозначает количество до пяти, то существительное употребляется в единственном числе: три котла, одного гвоздя. Когда количество, которое обозначает числительное, равняется или превышает пять, то существительное уже употребляется во множественном числе: пять этажей, восемь деревьев.
  • Числительные «полтора» и «полтораста» требует в именительном и винительном падеже существительного в единственном числе, а в остальных падежах – во множественном числе: полтора десятка – полутора десятков.

Особенности употребления обозначения дат.

Здесь действует только одно правило – числительное всегда управляет родительным падежом имени существительного: к двадцатому марта (не марту), тринадцатым июля (не июлем).

Неправильные формы числительных использованы в словосочетаниях

7.10 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только

.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

Приведём исправленный вариант.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Собирательные числительные ОБА и ОБЕ имеют в отличие от других собирательных числительных РОД.
Числительное ОБА употребляются со словами мужского и среднего рода : оба товарища, оба села, оба случая

Числительное ОБЕ употребляются со словами женского рода: обе подруги, обе семьи.

Эти числительные склоняются, то есть изменяются по падежам:

Родительный падеж: обоих мальчиков, но обеих девочек;

Дательный падеж: обоим мальчикам, но обеим девочкам;

Творительный падеж: обоими мальчиками, но обеими девочками.

По числам не изменяются

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Простые числительные два, три и четыре в именительном и винительном падежах сочетаются только существительными в единственном числе.
Поэтому грубой грамматической ошибкой будет их употребление с существительными, не имеющими формы единственного числа , например, с такими: брюки, весы, ворота, качели, грабли, клещи, вилы, ножницы, носилки, часы, перила, счёты, шорты, щипцы, плоскогубцы, очки, каникулы, бега, выборы, переговоры; похороны, смотрины; заморозки, сумерки.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым март ом

2. Подготовить презентацию к первому апрел ю

3. Вспоминать о Девятом ма е

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым март А

2. Подготовить презентацию к первому апрел Я

3. Вспоминать о Девятом ма Я

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста — это 150, полтора — один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Эти числительные имеют всего две формы при изменении по падежам.В именительном и винительном падежах используем слово ПОЛТОРА для мужского и ср. рода: полтора дня, полтора стакана; ПОЛТОРЫ для женского: полторы недели, полторы секунды; имя существительное ставится в единственном числе.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более по лто ры тысяч рублей.

2. Объём рекомендуемой жидкости — не менее по лто ра литра.

3. В митинге приняли участие около по лтор аста жителей.

4. Мы находились в полутораст ах километр ов .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

2. Объём рекомендуемой жидкости — не менее полУтора (род. падеж) литрОВ (мн. число).

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число).

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число).

источники:

http://www.calc.ru/Morfologicheskiye-Normy-Upotrebleniya-Chislitelnykh.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=240

Упражнение 5

Ошибка: неправильное употребление имени числительного

1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.

2) На улицу высыпал весь класс и стал весело бегать, ощущая дуновение свободы, и только трое девочек тихонько стояли поодаль.

3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

5) На обоих сторонах листа ,лежавшего на столе, был напечатан текст.

6) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.

7) Двое тигров охотились на антилоп.

8) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

9) В митинге приняли участие около полтораста жителей.

10) По обоим сторонам дороги росли липы.

11) Обое ребята были чем-то озабочены.

12) Во дворе установили три качели.

13) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.​

7.10 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

ВВЕДЕНИЕ

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО полачетверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот;

2) с названиями детёнышей животныхпятеро котят, двое щенят, трое медвежат;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметытрое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк;

5) с личными местоимениямиНас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

Приведём исправленный вариант.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Собирательные числительные ОБА и ОБЕ имеют в отличие от других собирательных числительных РОД.
Числительное ОБА употребляются со словами мужского и среднего родаоба товарища, оба села, оба случая

Числительное ОБЕ употребляются со словами женского рода: обе подруги, обе семьи.

Эти числительные склоняются, то есть изменяются по падежам:

Родительный падеж: обоих мальчиков, но обеих девочек;

Дательный падеж: обоим мальчикам, но обеим девочкам;

Творительный падеж: обоими мальчиками, но обеими девочками.

По числам не изменяются

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Простые числительные два, три и четыре в именительном и винительном падежах сочетаются только существительными в единственном числе.
Поэтому грубой грамматической ошибкой будет их употребление с существительными, не имеющими формы единственного числа, например, с такими: брюки, весы, ворота, качели, грабли, клещи, вилы, ножницы, носилки, часы, перила, счёты, шорты, щипцы, плоскогубцы, очки, каникулы, бега, выборы, переговоры; похороны, смотрины; заморозки, сумерки.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста — это 150, полтора — один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Эти числительные имеют всего две формы при изменении по падежам.
В именительном и винительном падежах используем слово ПОЛТОРА для мужского и ср. рода: полтора дня, полтора стаканаПОЛТОРЫ для женского: полторы недели, полторы секунды; имя существительное ставится в единственном числе.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе:не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полторы тысяч рублей.

2. Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.

3. В митинге приняли участие около полтораста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров.

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

2. Объём рекомендуемой жидкости — не менее полУтора (род. падеж) литрОВ (мн. число).

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число).

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число).

8.10 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

ВВЕДЕНИЕ

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

8.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола: четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот;

2) с названиями детёнышей животных: пятеро котят, двое щенят, трое медвежат;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк;

5) с личными местоимениями: Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

Приведём исправленный вариант.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род) мы готовились к экзамену.

8.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Собирательные числительные ОБА и ОБЕ имеют в отличие от других собирательных числительных РОД.
Числительное ОБА употребляются со словами мужского и среднего рода: оба товарища, оба села, оба случая

Числительное ОБЕ употребляются со словами женского рода: обе подруги, обе семьи.

Эти числительные склоняются, то есть изменяются по падежам:

Родительный падеж: обоих мальчиков, но обеих девочек;

Дательный падеж: обоим мальчикам, но обеим девочкам;

Творительный падеж: обоими мальчиками, но обеими девочками.

По числам не изменяются

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

8.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Простые числительные два, три и четыре в именительном и винительном падежах сочетаются только существительными в единственном числе.
Поэтому грубой грамматической ошибкой будет их употребление с существительными, не имеющими формы единственного числа, например, с такими: брюки, весы, ворота, качели, грабли, клещи, вилы, ножницы, носилки, часы, перила, счёты, шорты, щипцы, плоскогубцы, очки, каникулы, бега, выборы, переговоры; похороны, смотрины; заморозки, сумерки.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

8.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

8.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста — это 150, полтора — один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Эти числительные имеют всего две формы при изменении по падежам.
В именительном и винительном падежах используем слово ПОЛТОРА для мужского и ср. рода: полтора дня, полтора стакана; ПОЛТОРЫ для женского: полторы недели, полторы секунды; имя существительное ставится в единственном числе.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе:не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полторы тысяч рублей.

2. Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.

3. В митинге приняли участие около полтораста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров.

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

2. Объём рекомендуемой жидкости — не менее полУтора (род. падеж) литрОВ (мн. число).

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число).

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число).

  • Главная
  • ОРФОГРАММЫ.Правила,примеры, комментарии.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Имя числительное. ТЕОРИЯ. Собирательные имена числительные.

Значение.

Собирательные имена числительные обозначают количество предметов как одно целое, как совокупность: оба, трое, семеро.

Собирательные имена числительные:

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба, обе.

Морфологические признаки:

Постоянные морфологические признаки:

  • разряд по значению (собирательные).

Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж,
  • род (оба, обе).

Склонение собирательных числительных происходит по аналогии с прилагательными во множественном числе.

И.п.

двое

пятеро

Р.п.

двоих

пятерых

Д.п.

двоим

пятерым

В.п.

двоих

пятерых

Т.п.

двоими

пятерыми

П.п.

о двоих

о пятерых

Слова оба и обе имеют особые правила склонения.

И.п.

оба

обе

Р.п.

обоих

обеих

Д.п.

обоим

обеим

В.п.

обоих

обеих

Т.п.

обоими

обеими

П.п.

об обоих

об обеих

Синтаксическая роль.

В предложении собирательные имена числительные могут быть:

  • подлежащим (в сочетании с именами существительными): подлежащее оба брата решили поступать в военное училище;
  • дополнением: (у кого?) дополнение у двоих друзей не хватило терпения дождаться третьего;
  • оба и обе могут быть определениями: (у каких?) определение у обеих сестёр было одинаковое хобби.

Трудные случаи употребления собирательных числительных.

Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме множественного числа, например, пятеро котят.

И только с оба, обе существительные употребляются в единственном числе: оба друга, обе сестры.

Слова оба, обе не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, из-за отсутствия у них категории рода:

НЕВЕРНО: обоих саней, обоих ворот.

ВЕРНО: у тех и у других саней (ворот).

Собирательные числительные употребляются в следующих случаях:

  • с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое зевак, четверо рабочих, пятеро учеников;
  • с существительными, имеющими только форму множественного числа: двое саней, трое ворот, четверо суток;
  • с существительными ребята, дети, люди, лицо(в значении «человек»): двое детей, трое ребят, двое официальных лиц;
  • в сочетании с личными местоимениями мы, вы, они: нас было трое, их пришло двое, вас должно быть пятеро.
  • в роли субстантивированных (то есть имеющих значение существительных) числительных и в сочетании с прилагательными, обозначающими лиц: приехало пятеро гостей, трое в солдатской одежде, семеро больных.

Запомните!

Нельзя употреблять собирательные числительные в следующих случаях:

  • с именами существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг (верно – две подруги), трое студенток (верно – три студентки).
  • с существительными мужского рода, обозначающими названия животных: двое зайцев (верно – два зайца), пятеро волков (верно- пять волков).

Внимание!

Собирательные числительные употребляются с именами существительными, обозначающими детёнышей животных: пятеро котят, семеро козлят, двое волчат, четверо зайчат.

E-mail

Собирательные числительные — это слова, которые обозначают количество лиц или предметов как единое целое.

Узнаем, что такое собирательные числительные в русском языке, если выясним, какие слова принадлежат к этому разряду количественных числительных, и определим их грамматические признаки.

Что такое собирательные числительные?

Имя числительное как часть речи объединяет слова с количественным значением, которые отвечают на вопросы сколько? который по счёту?

Среди этих слов выделяются своей специфичностью собирательные числительные. Наряду с целыми и дробными числами они также обозначают количество лиц и предметов, но выражают их численность как нечто единое или совокупность.

  • (сколько?) трое ребят;
  • семеро мудрецов;
  • девятеро друзей.

Собирательные числительные

К разряду собирательных числительных в русском языке принадлежат 11 слов:

Собирательные числительные

оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Собирательные числительные «двое» — «десятеро» являются производными от однокоренных слов, обозначающих целые числа. Числительные «двое», «трое» образованы с помощью суффикса -ой-, а все остальные — с помощью суффикса -ер-:

  • два → дв[ой’э]
  • три → тр[ой’э]
  • четыре → четверо
  • пять → пятеро.

Все собирательные числительные не изменяются по числам, а только по падежам.

Таблица

Склонение собирательных числительных

Рассмотрим грамматические особенности собирательных числительных.

Собирательные числительные «оба», «обе»

Среди собирательных числительных только слова «оба», «обе» имеют категорию рода:

  • сигнал — оба сигнала;
  • здание — оба здания;
  • ступень — обе ступени.

Числительное «оба» сочетается с существительными мужского и среднего рода, а слово «обе» — с существительными женского рода.

При склонении у числительного «оба» пишется в основе буква «о», а у числительного «обе» — буква «е».

Понаблюдаем, как изменяются эти собирательные числительные с одушевленными и неодушевленными существительными:

  • и. п. оба сына, оба знака, обе девочки, обе монеты
  • р. п. обоих сыновей, обоих знаков, обеих девочек, обеих монет
  • д. п. обоим сыновьям, обоим знакам, обеим девочкам, обеим монетам
  • в. п. обоих сыновей, оба знака, обеих девочек, обе монеты
  • т. п. с обоими сыновьями, с обоими знаками, с обеими девочками, с обеими монетами
  • п. п. об обоих сыновьях, об обоих знаках, об обеих девочках, об обеих монетах

В именительном падеже собирательные числительные «оба», «обе» управляют одушевленным существительным в форме родительного падежа единственного числа, а в форме винительного падежа требуют от него формы родительного падежа множественного числа. В других косвенных падежах числительные согласуются с существительными.

Склонение числительных «двое» — «десятеро»

Собирательные числительные «двое» — «десятеро» склоняются как имена прилагательные в форме множественного числа. В именительном и винительном падежах они управляют существительным, требуя от него формы родительного падежа множественного числа, а в остальных косвенных падежах согласуются с существительным. Понаблюдаем за этой закономерностью, взяв в качестве примера числительное «двое»:

  • и. п. двое цыплят, двое суток
  • р. п. двоих цыплят, двух суток
  • д. п. двоим цыплятам, двум суткам
  • в. п. двоих цыплят,  двое суток
  • т. п. двоими цыплятами, двумя сутками
  • п. п. о двоих цыплятах, о двух сутках

Собирательные числительные, если употребляются без имени существительного, приобретают вещественность и становятся существительными.

Семеро одного не ждут.

Он работает за четверых.

Тебе нужно смотреть в оба.

Сочетаемость собирательных числительных

Собирательные числительные характеризуются своей избирательностью в сочетаемости с именами существительными.

Запомним!

Собирательные числительные, кроме слова «обе», не сочетаются с существительными женского рода.

Неправильно  Правильно
двое кавычек  две, обе кавычки
трое зверушек    три зверушки
четверо дочерей  четыре дочери
пятеро спиц  пять спиц
шестеро варежек шесть варежек
семеро конфет  семь конфет
восьмеро клавиш  восемь клавиш
девятеро кукол девять кукол
десятеро сотрудниц  десять сотрудниц

Собирательные числительные сочетаются

1. с личными местоимениями:

  • их трое;
  • нас шестеро;

2. с существительными, обозначающими лиц мужского пола:

  • двое учеников;
  • трое солдат;
  • пятеро матросов;

3. с названиями детёнышей животных:

  • четверо котят;
  • семеро козлят;

4. с существительными, имеющими форму только множественного числа:

  • сани — трое саней;
  • вилы — восьмеро вил;

5. с существительными, называющими парные предметы:

  • сапоги — двое сапог;
  • очки — трое очков;
  • чулки — шестеро чулок; 

6. с прилагательными и причастиями, перешедшими в имя существительное, в форме множественного числа:

  • пятеро загорающих;
  • шестеро прохожих;
  • десятеро встречающих. 

Упражнение

Отыщите ошибки в употреблении собирательных числительных в предложениях.

За домами оказался тенистый дворик, куда выходили двери обеих подъездов.

Дедушка смастерил прочную скамеечку из четверых досок.

У Артёма дома живут трое хомячков и двое кошек.

Этот древний город вырос по обоим сторонам реки ещё в XII веке.

Двое малышей играют в песочнице.

Эту трудную задачу не смогли решить даже пятеро умниц.

Во время прогулки дети заметили двоих белок.

Синтаксическая роль собирательных числительных

Чтобы правильно определить, каким членом предложения является собирательное числительное, имеем в виду, что с именем существительным оно образует спаянное словосочетание, которое выступает в роли одного члена предложения.

Примеры

Спозаранку оба рыбака уже сидели на берегу озера с удочками.

Ко дню рождения Сергею подарили двое джинсов.

Квартет — это четверо певцов или музыкантов.

Возле троих артистов собрались поклонники, чтобы получить их автографы.

На концерт пригласили восьмерых музыкантов.

Видеоурок «Собирательные числительные»

Склонение числительных

  • У  числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900 в  Им., Вин, Тв. падежах между двумя корнями пишется Ь.

При склонении по падежам изменяются обе части.

Им. пятьдесят, семьсот

Р.     пятидесяти, семисот

Д.     пятидесяти, семистам

В.     пятьдесят, семьсот

Т.     пятьюдесятью, семьюстами

П.    о пятидесяти, о семистах

  • У числительных от 200 до 900 (200, 300, 400, 500…900)  склоняются обе части.
  • У числительных полтора (1,5) , полтораста (150) всего две падежные формы

В именительном и винительном падежах у числительного полтора различаются формы рода

(полтора метра, полторы тонны). В остальных падежах употребляется форма полутора.

И., В. – полтора, полторы, полтораста

Р.

пол

У

тора

Д.

пол

тора

Т.

пол

тора

П.

пол

тора

Р.

пол

У

тораста

Д.

пол

тораста

Т.

пол

тораста

П.

пол

тораста

  • У числительных 40, 90, 100 – две падежные формы

И., В. – сорок, девяносто, сто    

Р., Д., Т., П. – сорока, девяноста, ста

                                                            

  • Тренинг к заданию 7.Употребление числительных.Исправьте ошибки в выделенных словах и запишите слово правильно.Записываем только  выделенные слова!

Вариант 1

из ПОЛТОРАСТА книг                                                   на ОБОИХ улицах

в ДЕВЯНОСТО  пяти домах                                               к ПЯТЬДЕСЯТ трём школам

о СОРОКАХ учениках

Вариант 3

без ВОСЕМЬСОТ двух  деревьев                                 по  СЕМЬСОТ четырём рекам

с ТРИСТА пятью городами                                           у ПЯТЕРЫХ  девушек

о  СТАХ полётах

Вариант 2

на ДВЕСТИ трёх столах                                                        с  ДЕВЯНОСТО водителями

к ПОЛТОРАСТАМ дачам                                                о ШЕСТЬСОТ  двух учениках

в  ПЯТЬСОТ парках

Вариант 4

без ДЕВЯНОСТО двух человек                                     с   СЕМЬСОТ  тремя студентами

над СТО тремя школами                                       перед  ДЕВЯТЬСОТ четырьмя домами                        в  ДВЕСТИ школах

Собирательные числительные

(оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)

употребляются с именами существительными, обозначающими

лица мужского пола

шестеро пехотинцев

пятеро студентов

семеро солдат

трое инженеров

детей,

детёнышей животных

трое медвежат

семеро козлят

четверо волчат

пятеро жеребят

парные предметы, употребляющиеся только во множественном числе

двое очков

трое ножниц

четверо граблей (-бель)

семеро щипцов

  • Исправьте ошибки в выделенных словах и запишите ВЫДЕЛЕННОЕ слово правильно.

Вариант 5

о СТАХ щенках

на ОБОИХ реках

из ДЕВЯНОСТО детей

на ТРОИХ деревьях

у ОБЕИХ подъездов

Вариант 9

в ПОЛТОРА яблоках

без СТО девяноста человек

в СОРОК двух парках

по ВОСЕМЬСОТ рекам

из ДЕВЯТЬСОТ городов

Вариант 6

с  ЧЕТВЕРЫМИ подругами

из ТРИСТА семи домов

к ПЯТЕРЫМ сестрам

ТРОЕ дочери

с ПЯТЬСОТ СОРОК детьми

Вариант 10

из ПОЛТОРА килограммов

на  ДЕВЯТЬСОТ озёрах

в ШЕСТЬСОТ семи посёлках

к ДЕВЯНОСТО креслам

по ПЯТЬСОТ улицам

Вариант 7

из ПОЛТОРАСТА  арбузов

на ТРИСТА крышах домов

с ШЕСТЬСОТ пятью рублями

в СТО сорока пяти магазинах

к ДЕВЯНОСТО улицам

Вариант 11

в ПОЛТОРАСТА граммах мёда

с ВОСЕМЬСОТ рублями

около ДЕВЯТЬСОТ городов

в СОРОК трёх аптеках

до СЕМЬСОТ двух книг

Вариант 8

над СТО тремя городами

с  СЕМЬСОТ пассажирами

к СОРОК двум годам

о  СЕМЬСОТ трёх фильмах

из ПОЛТОРЫ тонн

Вариант 12

о  ТРИСТА трёх озёрах

у ЧЕТЫРЕСТА курсантов

к  ПОЛТОРАСТАМ домам

в  СТО школах

с  ШЕСТЬСОТ тремя рублями

Порядковые числительные

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?)

  • В составных  порядковых числительных склоняется  только последнее слово.

                        Например: в тысяча девятьсот тридцать первом году

после две тысячи двадцатого года                                                                                                                                              в тысяча девятьсот сорок пятом году

  • Перед числительным ТЫСЯЧА числительное одна не употребляется. Счёт начинается  с двух тысяч.

             Например: В посёлке проживает тысяча триста жителей.

            В районном центре  две тысячи  человек работают на мебельной фабрике.

_____________________________________________________________________________________

  • Исправьте ошибки в выделенных словах и запишите ВЫДЕЛЕННОЕ слово правильно.

Вариант  13

1) свыше ЧЕТЫРЕ тысяч метров

2) в ОБОИХ сумках

3)  в ПЯТИСТА  шагах

4) в ДВУХ  тысячи первом году

5) с ДЕВЯНОСТО  пятью рублями

6) с ЧЕТЫРЬМЯСТА рублями

7) к  ДВУМ тысячи второму году

8) свыше СТО  семи метров

9) с  ДВУХ  тысячи двадцатого  года

10)  с ДЕВЯТИСТАМИ  рублями

11) в  ПОЛТОРАСТАХ километрах

12)  ЧЕТВЕРО  девочки

Вариант  14

1) более ПЯТИСТА ребят                                                                         2) из ТРИСТА  семи домов                                                                    3)  в СЕМИСТА  шагах                                                                           4) в ДВУХ  тысячи  двадцатом году                                                5) с ТРИСТА пятью рублями                                                               6) с  ВОСЕМЬСОТ пятью  картинами                                                                7) до ОДНА  тысяча  второго года                                           8) свыше ПЯТЬСОТ   двадцати метров                                                           9) к ДЕВЯНОСТО  пяти ученикам                                                        10) с  ПЯТИСТАМИ  рублями                                                                    11) в  ШЕСТИСТА километрах                                                                                                                                               12) к ДЕВЯТИСОТ семнадцати домам

Вариант  15

1) из двухсот СОРОК учеников

2) по ШЕСТЬСОТ рекам

3) перед СЕМЬСОТ домами

4) в ДЕВЯНОСТО кафе

5) около ТРИСТА семи парков

6) для ЧЕТЫРЁХСТА стульев

7) на ПЯТЬСОТ трёх озёрах

8) в ШЕСТЕРЫХ классах

9) с ТРОИМИ сёстрами

10) об ОБОИХ подругах

11) у ОБЕИХ братьев

12)  в ПОЛУТОРАСТАХ семьях

Вариант  16

1) нет СЕМИСТА человек

2) к ДВЕСТИ трём домам

3) с СЕМЬСОТ тремя улицами

4) об ОБОИХ сёстрах

5) в ПОЛТОРА граммах

6) для ДЕВЯНОСТО малышей

7) в ВОСЕМЬСОТ озёрах

8) из ПЯТЬДЕСЯТ шести врачей

9) с СЕМЕРЫМИ лыжницами

10) около ТРИСТА  больниц

11) над ШЕСТЬДЕСЯТ сёлами

12) у СТО пяти учеников

«Имя числительное» — одна из основных тем, которую необходимо повторить учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Как показывает опыт предыдущих лет, выпускники часто допускают ошибки, выполняя типовые задания в экзаменационных тестах.

Понимать значение имени числительного и знать его основные признаки должны все старшеклассники, независимо от уровня базовой подготовки. Это позволит им успешно пройти аттестационное тестирование и получить по его итогам достойные баллы.

Теоретическая информация для повторного изучения

Имя числительное представляет собой самостоятельную часть речи, которая выражает количество и порядок предметов при счете. Она отвечает на вопросы: сколько? который? какой?

Разновидности числительных

  1. По значению и грамматическим признакам эта часть речи делится на следующие виды:

    Количественные

    • числительные, которые выражают целые числа. Например: два, пять;
    • числительные, которые выражают дробные числа. Например: две четвертых;
    • собирательные числительные, которые выражают количество предметов как целое. Например: шестеро, семеро.

    Порядковые

    Такие числительные выражают порядок при счете. Например: третий, пятый.

  2. По структуре эти части речи могут быть:

    Простыми. Числительные такого типа имеют одну основу. Например: два, четыре.

    Сложными. В составе таких числительных две основы. Например: восемьсот, пятьдесят. Основы сложного числительного всегда пишутся слитно.

    Составными. В составе таких числительных несколько слов. Например: двести пятнадцать.

Синтаксическая функция

Количественные числительные могут выступать в роли любого члена предложения. При этом порядковые наиболее часто являются определением, а также подлежащим и сказуемым.

Например:

  • десять делится на два;
  • мы приедем в четвертом купе.

Если количественное числительное сочетается с существительным, как правило, они выступают в качестве одного члена предложения.

Например: семь специалистов нашего предприятия отправились на конференцию.

Систематические занятия на нашем сайте помогут качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку!

Чтобы грамотно выполнять задания по теме «Числительные» при прохождении итогового аттестационного испытания, выбирайте образовательный онлайн-портал «Школково». Здесь представлена вся информация, которая требуется учащимся старших классов для качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Все данные систематизированы и изложены нашими педагогами в понятной форме. Мы убеждены, что, начиная с более простых тем и упражнений и постепенно переходя к сложным, выпускники смогут определить наиболее трудные для себя разделы и улучшить свои знания.

На начальном этапе мы рекомендуем вспомнить теоретический материал (какие бывают морфологические ошибки, как правильно пишутся разные части речи и проч.). Затем учащиеся могут ознакомиться с онлайн-примерами и потренироваться в выполнении упражнений. На сайте «Школково» представлен банк заданий ЕГЭ по русскому языку. Подборка упражнений регулярно обновляется.

Не откладывайте подготовку на потом, начните заниматься заблаговременно! Вначале выберите несложное задание и попробуйте его сделать. Если никаких проблем при этом не возникло, то вы можете переходить к упражнениям экспертного уровня. Если вы все же столкнулись с некоторыми трудностями, тогда мы рекомендуем вам включить в свое расписание занятия на образовательном портале «Школково».

На нашем сайте учащиеся готовятся в режиме онлайн, поэтому выполнять задания могут не только школьники из Москвы, но и старшеклассники, проживающие в других

Типичные ошибки.

1.Ошибка при склонении числительных.

Запомните, что у количественных числительных (отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) изменяются обе части слова и каждое слово в сложном числительном, а в порядковом— только последнее слово.

Примеры.

  • Он заканчивал школу в двух тысяч девятнадцатом году. (Две тысячи девятнадцатый — какой? Это порядковое числительное, изменяется только последнее слово).

Верно.

Он заканчивал школу в две тысячи девятнадцатом году.

  • С семистами работниками завода был продлён трудовой договор. (Неверная форма творительного падежа числительного «семьсот»).

Верно.

С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.

2.Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.

Пример.

По обоим сторонам дороги росли сосны. (Слово «сторона»- женского рода).

Верно.

По обеим сторонам дороги росли сосны.

3.Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами, имеющими только множественное число.

Примеры.

  • Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)

Верно.

Трое подростков, среди которых были ТРИ девушки, о чём-то шумно спорили.

  • Двое огромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно , так как сущ. обозначает взрослых животных).

Верно.

Два огромных волка перебежали дорогу.

  • К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (Слово «пара»- женского рода, а с сущ. женского рода собирательное числительное не употребляется)

Верно.

К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.

4.Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.

Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. имеющими только множественное число.

Пример.

Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.

Верно.

Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.

5.Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА,-СТО,-СОТ.

Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.

Пример.

Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.

Верно.

Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.

6.Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.

Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.

Пример.

Он прочитал не более полтораста страниц.

Верно.

Он прочитал не более полутораста страниц.

 ПРИМЕРЫ.

Пример № 1. Комментарий.
В этом году город отметил свое шестьсотлетие. В этом году город отметил свое шестьсотлетие.

Верно.

В этом году город отметил свое шестисотлетие. (Склоняются оба корня числительного «шестьсот»).

Пример № 2. Комментарий.
Среди депутатов было пятеро женщин. Среди депутатов было пятеро женщин.

Верно.

Среди депутатов было пять женщин. (Собирательные числительные НЕ употребляются с сущ. женского рода).

Пример № 3. Комментарий.
Мы опоздали всего на полторы сутки. Мы опоздали всего на полторы сутки.

Числительное «полторы» в косвенном падеже имеет форму «полутора».

Верно.

Мы опоздали всего на полутора суток.

Таковы типичные ошибки в предложениях с числительными. Запомните их, научитесь находить такие предложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

апишите правильный вариант: Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег. Благодаря оперативного вмешательства властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить. Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве. Неправильно употреблено имя числительное. Запишите правильный вариант: Во дворе установили три качели. Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра. Нарушена видовременная соотнесённость глагольной формы. Запишите правильный вариант: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Папа читает газету и выпил кружку кофе. Нарушена связи между подлежащим и сказуемым. Запишите правильный вариант: Обычно молодежь является носителями передовых идей. Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма. Допущена ошибка в построении предложения с однородными членами. Запишите правильный вариант: Мама не только приготовила обед, но и ужин. Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. Нарушено построение предложения с несогласованным приложением. Запишите правильный вариант: В основе сюжета романа «Отцов и детей» — конфликт между старшим и младшим поколением. В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на этот роман. Нарушено в построение предложения с причастным оборотом. Запишите правильный вариант: Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Неправильно построено предложение с деепричастным оборотом. Запишите правильный вариант: Вышев на сцену, певцы поклонились. Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение. Допущена ошибка в построении сложного предложения. Запишите правильный вариант: Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Неправильно построение предложение с косвенной речью. Запишите правильный вариант: Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Запишите правильный вариант: Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка. Определите вид ошибки. Запишите правильный вариант: Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом. Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы. Запишите правильный вариант: Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане. В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст и запишите: Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов. В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Ответы на вопрос

Ответ:

Неправильно употреблена падежная форма существительного с предлогом. Запишите правильный вариант:

Согласно результатам исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег. Благодаря оперативному вмешательству властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить. Даже сейчас, по прошествии многих лет, Толике было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.

Неправильно употреблено имя числительное. Запишите правильный вариант:

Во дворе установили три качели. Объём рекомендуемой жидкости — не менее полутора литра.

Нарушена видовременная соотнесённость глагольной формы. Запишите правильный вариант:

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Папа читает газету и пьет кружку кофе.

Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. Запишите правильный вариант:

Обычно молодежь является носителем передовых идей. Все, кто не потерял еще голову, были против терроризма.

Допущена ошибка в построении предложения с однородными членами. Запишите правильный вариант:

Мама не только приготовила обед, но и ужин. Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Нарушено построение предложения с несогласованным приложением. Запишите правильный вариант:

В основе сюжета романа «Отцы и дети» — конфликт между старшим и младшим поколениями. В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на этот роман.

Нарушено в построении предложения с причастным оборотом. Запишите правильный вариант:

Это рассказ о человеке, который вернулся после войны в родной город. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусными.

Неправильно построено предложение с деепричастным оборотом. Запишите правильный вариант:

Выйдя на сцену, певцы поклонились. Для художника важно его собственное мироощущение при изображении любого предмета.

Допущена ошибка в построении сложного предложения. Запишите правильный вариант:

Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить и уважать друзей. Человеку показалось, что это сон.

Неправильное построение предложения с косвенной речью. Запишите правильный вариант:

Базаров говорит Аркадию, что его отец — человек отставной.

Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Запишите правильный вариант:

Я считаю, что каждый родитель обязан воспитывать своего ребёнка добрым и честным.

Определите вид ошибки. Запишите правильный вариант:

Можно восхищаться его мужеством и героизмом. (Орфографическая ошибка)

Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы. Запишите правильный вариант:

Он не стеснялся своего внешнего вида, и односельчане над ним смеялись. (Изменение порядка слов)

В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдены следующие случаи нарушения норм речи:

   Предложение: «Одно понятие довольно часто видоизменятся другим.» — нарушение согласования времен в предложении. Глагол «видоизменяться» должен быть в форме «видоизменяется», согласно субъекту «одно понятие».

   Предложение: «Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое.» — ошибка в построении сравнительной конструкции. Правильно будет: «то национализм — другое понятие» или «то национализм является другим понятием».

   Предложение: «Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конф.» — ошибка в синтаксисе и пунктуации. Необходимо добавить полное слово «конфликтов» в конце предложения.

Отредактированный текст:

Проблема патриотизма и национализма волнует автора. Одно понятие довольно часто видоизменяется другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм — другое понятие. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться друг к другу.

Объяснение:

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Ответов: 2

Ответов: 2

Ответов: 2

Ответов: 2

Ответов: 2

Последние заданные вопросы в категории Русский язык

Ответов: 1

Ответов: 2

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 2

Ответов: 1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Объем доступной памяти недостаточен ошибка 111
  • Объяснительная записка счетная ошибка
  • Объективные ошибки фотометрирования связаны
  • Объяснительная записка на работу об ошибке на производстве
  • Объяснительная записка врача на ошибку