Нужно знать историю чтобы не повторять ошибок прошлого

„Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение.“

—  Джордж Сантаяна

Те, кто не помнит своей истории, обречены повторять её.

Последнее обновление 13 декабря 2022 г.

Темы

история, история, урок, повторение

Джордж Сантаяна фото

Джордж Сантаяна29

американский философ и писатель 1863 — 1952

Похожие цитаты

Карл фон Клаузевиц фото

„Те, кто не помнит прошлого, обречены на его повторение.“

—  Карл фон Клаузевиц прусский офицер и военный писатель 1780 — 1831

Джордж Бернард Шоу фото

„Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.“

—  Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 — 1950

Цитаты по алфавиту

Олдос Хаксли фото

„То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории.“

—  Олдос Хаксли английский писатель 1894 — 1963

Дмитрий Сергеевич Лихачёв фото

„Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.“

—  Дмитрий Сергеевич Лихачёв советский и российский филолог, искусствовед, общественный деятель 1906 — 1999

Книга беспокойств

„Неусвоенный урок истории будет возвращаться вновь для его усвоения.“

—  Денис Анатольевич Шигаль

Георгий Аполлонович Гапон фото

„Я думаю, что и теперь повторение истории Стеньки Разина и Пугачёва возможно. Планы у меня самые широкие.“

—  Георгий Аполлонович Гапон русский православный священник, политический деятель и профсоюзный лидер, выдающийся оратор и проповедник 1870 — 1906

О завоевании свободы

Нассим Николас Талеб фото

„Многие настолько неоригинальны, что изучают историю, дабы найти в ней ошибки для последующего повторения.“

—  Нассим Николас Талеб 1960

Уинстон Черчилль фото

„Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо.“

—  Уинстон Черчилль британский государственный и политический деятель, военный, журналист, писатель 1874 — 1965

Витольд Гомбрович фото

„Через повторение, через повторение проще всего создаётся мифология!“

—  Витольд Гомбрович, книга Ferdydurke

Przez powtarzanie, przez powtarzanie najsnadniej tworzy się wszelka mitologia!
«Фердидурка» (Ferdydurke), 1937
Другие

Василий Осипович Ключевский фото

„История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков.“

—  Василий Осипович Ключевский русский историк 1841 — 1911

„История дает нам задание на дом, а мы веками — как нерадивые школьники. «Выучил урок?» — «Учил.»“

—  Эдвин Луникович Поляновский 1937 — 2006

«Я не спрашиваю, учил или нет. Я спрашиваю: выучил?»
Последний звонок, 2005

Жак Деррида фото

„«Да» нуждается в повторении.“

—  Жак Деррида французский философ и теоретик литературы 1930 — 2004

„Уроки, уроки уроки — я скоро сойду с ума.“

—  Соня Аверс, книга НА ДНО

Жан-Поль Сартр фото

„Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.“

—  Жан-Поль Сартр французский философ, писатель, драматург, педагог 1905 — 1980

„Война случается тогда, когда людям необходимо вспомнить о главных жизненных ценностях. Война это урок для будущих поколений. И нельзя допустить, чтобы этот урок повторился. Нужно запомнить ошибки истории для того, чтобы в будущем не совершать их снова.“

—  Дмитрий Александрович Яблоков советский солдат 1902 — 1965

Источник: Военнослужащий пограничных войск и сотрудник Кремлёвской охраны Ленина Дмитрий Александрович Яблоков (1902-1965) из письма к другу-сослуживцу от июня 1957 года

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

Франклин Делано Рузвельт фото

„Повторение не превращает ложь в правду.“

—  Франклин Делано Рузвельт 32-й президент США 1882 — 1945

Нассим Николас Талеб фото

„Повторение гарантировано, если вы слышите заверение: «больше никогда!».“

—  Нассим Николас Талеб 1960

„История — великий учитель и нужно усвоить ее уроки, чтобы правильно понимать настоящее и при строительстве будущего избежать трагических ошибок прошлого.“

—  Виталий Михайлович Боровой священник Русской Православной Церкви, протопресвитер, профессор, доктор богословия 1916 — 2008

Собственные

Морис Равель фото

„Безумие — это повторение одного и того же действия.“

—  Морис Равель французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века 1875 — 1937

Амброз Гвиннет Бирс фото

„Цитата — неверное повторение чужих слов.“

—  Амброз Гвиннет Бирс американский писатель, журналист 1842 — 1914

Связанные темы

  • История
  • История
  • Урок
  • Повторение

Уже некоторое время наблюдаю за дискуссией патриотов и их визави, развернувшейся на сайте поэтов.нет.

Господа-товарищи патриоты вы меня таки поражаете по самое не могу игрой в поддавки со своими оппонентами.

Вот, казалось, бы — идёт нормальное такое толковище
между сторонниками и противниками СВО. Но в определённый момент налетает стая ворон и начинает каркать: ГУЛАГИ, кровавый Сталин, Тиран у власти, власть неправедная… И всё. Начинаете впадать в ступор, мяться, бормотать: ну да… ну как же… ну так и есть.
Вы серьёзно? Россия это какая то отдельная планета? Реально сказочный Мордор в окружении славных и милых хоббитов?

Очнитесь, я вас умоляю)). Знаете, я не большой поклонник Невзорова, от слова «совсем», но кажись он как-то сказал, что русским надо относиться к своей истории как французы. Не превозносить её через чур сильно, но и не уничижать. Эти ребята прошли через Столетнюю войну, слили товарища Жанну, подарили миру ВФР, девяносто третий год, Наполеона, фактически создавшего и похерившего «Евросоюз»)) и что? До сих пор каются и посыпают голову пеплом?
Да нет. Они просто продолжают жить. Что было, то было — караван идёт дальше. А лают только псы.
Вы что не понимаете, что эти проклинатели нашей истории, просто выполняют свою задачу, этим постоянным нытьём и подвыванием? А вы стоите, как витязь на распутье. Налево пойдёшь Тиран, направо пойдёшь ГУЛАГ…

А вообще-то никто из вас не задумывался, что вы появились на свет и дожили до сего дня, в таком состоянии как есть, благодаря длинной цепочке взаимосвязанных обстоятельств, иногда и очень трагических. Так что — спасибо товарищу Сталину, что мы существуем. Нет?)).

Отдельно скажу тем, кто вещает: историю надо знать, чтобы не повторять ошибок. Изучайте историю потщательнее. И желательно мировую. Она циклична и живёт по своим законам, как бы вам не хотелось обратного. Эти законы, в свою очередь, связаны с законами биологии, против которых вообще не попрёшь и они вам не дышло))).

Так что, уважаемые патриоты, просто посылайте подальше этих плакальщиц, иначе завязнете в болоте их слёз прочно и надолго…

Универ. Новая общага

Жизнь здесь и сейчас, а история нужна для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. Все воины были из-за ненависти. Зачем сеять новую? Надо любить друг друга и уважать, и тогда наши внуки будут гордиться нами так же, как и мы сейчас гордимся своими дедами.

Похожие цитаты

Она не стоит того, чтобы из-за неё страдать. Не повторяй моих ошибок.

Я есть только здесь и сейчас, только здесь и сейчас.

Выбирай, либо целоваться, либо запереться в своей комнате и собирать новую звуковую отвертку. Не повторяй моих ошибок!

Нет разницы, злой ты или добрый, слабый или сильный. Все воины в конечном счете страдают и умирают.

— Запомни и никогда не повторяй моих ошибок — никогда не лезь в чужую жизнь с советами.
— А если этот совет реально поможет? Вдруг человеку нужна помощь?

«Те, кто не учел ошибки истории, обречены повторить их»
Джордж Сантаяна

«Да, многие люди согласятся с этим высказыванием. Другие скажут, что история слишком скучная, чтобы её учить. Но я думаю, что нам следует знать историю и, прежде всего, потому, чтобы не повторять ошибок прошлого. И я горжусь своей страной и её историей…»

«… Я горжусь своей страной и её историей. Конечно, в истории нашего государства было много и тёмных страниц. Нашу страну потрясали гражданские войны, нападения захватчиков, непатриотичные правители. И я сожалею о таких исторических событиях нашего прошлого. Тем не менее, наш народ прошел через все трудности с достоинством …»

«…С достоинством, которое присуще русскому народу. С тем достоинством, что в сердце каждого русского солдата, готового отдать свою жизнь, защищая Родину».

«… С тем достоинством, которое вело, ведёт и будет вести наш народ к победе».

«К победе над злом. И я горжусь своей страной».

«Я горжусь историей моей страны. Я горжусь тем, что моя страна никогда не выступала в роли агрессора».

«Моя страна никогда не объявляла войну другой стране, желая поработить её или обогатиться за её счёт.Моя страна никогда не пыталась расширить сферу своего влияния, проливая кровь соседних народов, не вела боевые действия против безоружных, стариков и детей».

«Но моя страна всегда защищала слабых. Моя страна всегда отражала атаки противника, сохраняя не только свою землю и своих людей, но и другие народы, оказавшиеся в беде».

«Моя страна одерживала великие победы, а отдельные поражения никогда не могли сломить духа русского народа».

«Мой народ проявлял необыкновенную отвагу и волю к победе. Потому что наши предки всегда знали, что за их спинами стоят их дети, их народ, их земля. Они не могли отступить. Они не могли позволить врагу захватить их».

«Моя страна несла тяжелые потери. Путь справедливости и чести никогда не был простым. Наши воины погибали в бою. Но, умирая за свой народ, они умирали героями».

«Наша советская армия с недостаточным военным оснащением, но с несгибаемой волей, стояла одна против хорошо организованных нацистских войск, под руководством которых сплотилась почти вся Европа».

«Сегодня пришло новое время, и на смену клинку и автомату приходит оружие слова и человеческой мысли. Для русского человека оружием слова всегда было слово правды, а оружием мысли – идеи о справедливости и дружбе народов».

«Мой прадедушка держал блокаду Сталинграда и принимал участие в освобождении Праги. И я горжусь им. Теперь моя очередь держать блокаду и бороться за справедливость в условиях новой войны – информационной, в которой история – одно из полей сражений».

«Исторические факты нашего прошлого коверкались много раз. Но ветер истории развеет всю ложь, и мы сохраним память о великих подвигах наших предков».

«Итак, нужно ли нам учить историю? Конечно, нужно. И прежде всего, для того, чтобы знать подвиги русского народа, гордиться ими и не повторить ошибок, допущенных в прошлом».

«В горячих войнах 20 века обе воюющие стороны почти всегда оказывались проигравшими, так как они уже дали себя обмануть и втянуть в боевые действия, которые не могут быть оправданы никакими ложными целями и идеалами».

«К счастью, моя страна, мой народ сегодня выбрали правильный путь. Путь, ведущий к мирной политике. Наш президент миротворец, и мы гордимся им».

«Мы извлекли уроки истории, и никто не втянет нас в новую горячую войну, а в информационной войне мы очень скоро научимся побеждать, потому что главное «оружие» нашего народа – это добрые, честные, умные и порядочные люди, желающие жить в мире с другими народами, в которых таких людей тоже большинство. Сегодня приходит их время, время правды и справедливости».

И сейчас мы обращаемся ко всем людям мира: Пожалуйста, не участвуйте в боевых действиях, перестаньте убивать друг друга, вооружайте себя и своих детей не автоматами, а знаниями и добротой. Мы должны сохранить планету, сохранить мир на ней для последующих поколений! И мы уверены – вы услышите нас. Потому что –

СИЛЫ ДОБРА – СИЛЬНЕЕ СИЛ ЗЛА! ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ».

Обращение подготовлено учениками 10-а класса средней школы №26 г.Владивостока при поддержке проектов “Научи хорошему” и “Творцы истории”

Английская версия видеообращения

Жизнь здесь и сейчас, а история нужна для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. Все воины были из-за ненависти. Зачем сеять новую? Надо любить друг друга и уважать, и тогда наши внуки будут гордиться нами так же, как и мы сейчас гордимся своими дедами.

— 

Новая общага (Универ),
5 цитат

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Дисциплина нужна для того, чтобы из того, что вы хотите больше всего и того, что вы хотите прямо сейчас, вы всегда выбирали первое.

Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга.

Мы должны по-настоящему любить друг друга, жить в мире и гармонии. Вместо этого мы ссоримся и воюем. Так не должно быть.

Я считаю жизнь необычайным даром, драгоценным камнем, полученным нами из рук матери-природы для того, чтобы мы сами шлифовали и полировали его до тех пор, пока его блеск не вознаградит нас за наши труды.

Нам говорили (раньше), что жить хорошо будут наши дети, а сейчас говорят, как мы хорошо жили.

Осень — то время года, когда люди должны согревать друг друга: своими словами, своими чувствами, своими губами. И тогда никакие холода не страшны.

Прощение существует для того, чтобы ваше будущее не зависело от ошибок прошлого.

Жизнь без любви — не жизнь, а существование. Для того и дана душа человеку, чтобы любить.

Все происходящее с нами сейчас — прямой результат того, что мы натворили в прошлом.

Ничего не существует, за исключением здесь и сейчас.

    Если говорить о сути, то от всяких этих фраз: «Мы должны знать историю, чтобы не повторять ошибок прошлого», наравне с «Литературу надо изучать, чтобы быть образованным и культурным человеком» и т.д. в 23 года тянет блевать.
    Ну вот история — это что вообще за наука. Это просто хороший опиум для народа, почти как религия. Нам рассказывают набор фактов, в которые мы можем только верить. Приоритетной задачей истории в том или ином государстве будет развитие патриотических чувств у граждан, причём всё подстраивается под действующую политическую систему: надо оправдывать те или иные решения, войны и т.п. Неудивительно, что все n людей, преподававших мне историю, друг другу где-то да противоречили. А если б они были из разных стран, то, очевидно, противоречили бы ещё сильнее. 
     А ведь если по-хорошему, то все эти исторические аргументы вообще ничего не стоят (так, например, истинные причины войн всегда кроются в политике, а не в истории). А значит изучение истории (как и худла) может быть продиктовано только личным интересом и не должно никому навязываться фразами из первого абзаца.

– В чем особенность заседания СПЧ, состоявшегося 11 декабря?

– Особенность в том, что собрался совет в новом составе, многие новые члены впервые сказали свое слово.

Это
заседание я считаю очень важным, поскольку на нем была поднята тема
пыток в тюрьмах и колониях. И, наверное, впервые нам удалось так
осознанно и подробно обсудить этот вопрос.

– Вам удалось выступить?


Обычно я всегда стараюсь высказать свое мнение, но на этот раз я
изменил своему правилу и с большим интересом слушал своих коллег.

– Какие выступления Вам особенно запомнились?

– Мне понравилось, что было много выступлений
в защиту Льва Пономарева. Кроме того, состоялась живая
дискуссия по поводу двух сложных дел, которые называются «Сеть» и «Новое
величие». Хорошо, что к этой теме удалось привлечь внимание президента и
что эксперты обратили его внимание на роль провокаторов в деле «Нового величия».
По сути, молодые люди, втянутые в эту историю, оказались объектом
манипуляций.

Очень важно и то, что Владимир Путин не остался равнодушным к теме экологии. Он с интересом выслушал выступление председателя экологической
комиссии Сергея Цыпленкова, директора Greenpeace, руководителя ряда
актуальных прикладных исследований. Он поднял тему сохранения лесных
массивов. Было видно, что президента эта тема волнует, и он отдает себе
отчет в том, что справиться с этой проблемой без привлечения
общественности практически невозможно.

Я сам являюсь членом экологической комиссии и горжусь тем, что принимаю участие в решении этих задач.

Мы – одна из самых больших стран в мире, и мы несем ответственность за будущее нашей планеты.

Я думаю, что нашей национальной идеей должна стать экология, сохранение природных богатств, но сейчас превалирует потребительское отношение к этим богатствам.

Разделяете ли Вы опасения Николая Сванидзе по поводу того, что школьники почти ничего не знают о сталинских репрессиях, и эту тему обязательно надо изучать в школе?

Есть
знаменитое изречение: «Тот, кто не учит историю, повторяет ее». Хочется
ли нам, чтобы наш народ опять разделился на охранников и зэков, причем
невинно осужденных? Если мы не хотим, чтобы все это повторилось, мы
должны глубоко изучать нашу историю. И опасность возрождения репрессивной
машины, сведения личных счетов за счет доносительства сохраняется до
сих пор. Поэтому очень важно вспомнить наше прошлое, испытать от него
ужас, чтобы уже никогда в него не возвращаться.

Беседовала Ольга Дашковская

История любого народа – это одно из самых важных составляющих его культурного наследия. Она отражает прошлые события, которые повлияли на нынешнюю реальность, а также нашу личность и наше мировоззрение.

Однако знать свою историю необходимо не только ради образования и культурного развития. Настоящее, будущее исторически ее определяют. Западный философ Георг Гегель говорил, что только тот, кто знает историю, может быть лидером. Зачастую, те, кто выходят на вершину, знают свою историю лучше остальных.

Без знания истории мы также предписаны совершать те же ошибки, которые уже были сделаны нашими предками. Именно поэтому знание истории позволяет человечеству извлекать уроки прошлого, подбирая примеры и решения, возвращающие нас к пути истинного прогресса.

Почему важно знать свою историю?

1. История помогает избежать ошибок будущего.

Изучение прошлого позволяет оценивать технологический, социальный и культурный прогресс в контексте времени. Благодаря этому мы можем избежать ошибок, допущенных в прошлом, и предотвратить проблемы, с которыми столкнулись наши предшественники.

2. История помогает понимать сегодняшний мир.

Изучение истории помогает понимать, откуда мы пришли, как наше общество развивалось и какие события привели к формированию того, что мы имеем сейчас. Это помогает нам лучше понимать суть наших традиций, культуры и верований.

3. История способствует образованию.

Изучение истории позволяет получить широкий круг знаний о различных аспектах жизни разных народов и эпох. Это способствует формированию базовых знаний, которые могут быть использованы в различных областях, таких как литература, искусство, наука, экономика и т.д.

4. История помогает формировать личность.

Знание своей истории помогает сформировать собственную идентичность и культурное наследие. Это позволяет оценивать источники нашего национального гордости, понимать своё место в мире и уважительно относиться к другим культурам.

Уроки прошлого для будущего

История как учительница жизни

Изучение истории помогает нам понимать, какие ошибки были допущены в прошлом и избегать их в будущем. Наша история — это наша опытная база, которая включает в себя множество уроков и образцов поведения. Использование прошлого в качестве уроков для будущего помогает нам сделать мир лучше и более процветающим.

Первый шаг к процветанию — изучение истории

Детальное изучение истории — это единственный способ получения глубокого понимания прошлого. Он помогает нам лучше понимать современность и предсказывать будущее. Учение истории также помогает сформировать ценности и идеалы, которые являются фундаментом благополучного общества и процветающего государства.

Отсутствие исторических знаний — ошибка прошлого

В прошлом несколько раз было доказано, что отсутствие знаний о прошлом оказывает существенное влияние на будущее. Иногда ошибки, допущенные в прошлом, приводят к катастрофическим последствиям, таким как войны и конфликты. По этой причине необходимо учить наших будущих поколений изучению истории, чтобы они могли избежать повторения ошибок прошлого и создать мир, где всем будет лучше.

  • Вывод: изучение прошлого помогает нам понимать нашу современность и предсказывать будущее. Это дает нам возможность избегать ошибок, допущенных в прошлом, и жить в обществе, которое процветает и благополучно.

Избежание повторения ошибок

Зачастую люди не умеют учитывать ошибки и ограничения, совершенные в прошлом, и попадают в те же самые ловушки в будущем. Но не только личная жизнь может страдать от повторения ошибок. Переживания и ошибки наций могут иметь катастрофические последствия.

Именно поэтому история должна быть записана и объяснена, чтобы она могла искусственно быть использована для генерации более правильных решений в будущих ситуациях. Знание о том, что не сработало в прошлом, может помочь в принятии грамотных решений в будущем.

В этом контексте, нет ничего более важного, чем учение на истории. Без учения на прошлом, всякий раз, когда будут возникать сложности, мы будем обречены на повторение ошибок своих предков. Ошибка, совершенная один раз, уже является достаточно плохим опытом, давайте же учиться на наших ошибках и не допускать повторных!

Понимание своей культуры и идентичности

Знание истории своей культуры и идентичности является важным фактором для формирования сильной личности. Оно позволяет понимать свои корни, принимать себя таким, какой ты есть, а также уважать других.

История и культура народа потребовала столетий для своего образования, и их сохранение и передача следующему поколению является одним из самых важных задач. Через знание своей истории, люди обретают определенную глубину, которая помогает им понимать свое место в мире и свой ценностный ориентир.

Это также помогает создавать прочные связи между поколениями. С знанием своей культурной идентичности, люди могут лучше понимать своих родителей и бабушек-дедушек, а также общаться с другими людьми, которые имеют разную культурную идентичность.

  • Понимание своей культуры и идентичности помогает:
  • формировать сильную личность
  • уважать других людей
  • создавать связи между поколениями

В целом, знание своей культуры и идентичности является ценным ресурсом для личного роста и развития. Оно помогает людям понимать свое место в мире и создавать прочные связи с другими людьми.

Жизнь здесь и сейчас, а история нужна для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. Все воины были из-за ненависти. Зачем сеять новую? Надо любить друг друга и уважать, и тогда наши внуки будут гордиться нами так же, как и мы сейчас гордимся своими дедами.

— 

Новая общага (Универ),
5 цитат

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Дисциплина нужна для того, чтобы из того, что вы хотите больше всего и того, что вы хотите прямо сейчас, вы всегда выбирали первое.

Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга.

Я считаю жизнь необычайным даром, драгоценным камнем, полученным нами из рук матери-природы для того, чтобы мы сами шлифовали и полировали его до тех пор, пока его блеск не вознаградит нас за наши труды.

Нам говорили (раньше), что жить хорошо будут наши дети, а сейчас говорят, как мы хорошо жили.

Осень — то время года, когда люди должны согревать друг друга: своими словами, своими чувствами, своими губами. И тогда никакие холода не страшны.

Прощение существует для того, чтобы ваше будущее не зависело от ошибок прошлого.

Все мы разные… И смысл жизни в том, чтобы не сломать друг друга, а дополнить.

Жизнь без любви — не жизнь, а существование. Для того и дана душа человеку, чтобы любить.

Все происходящее с нами сейчас — прямой результат того, что мы натворили в прошлом.

Ничего не существует, за исключением здесь и сейчас.

Д.Ю. Я вас категорически приветствую! В эфире «Вечерний излучатель». У нас в гостях историк Борис Юлин и мы сегодня поговорим про историю.

Борис Витальевич, здравствуй.

Борис Юлин. Здравствуй.

Д.Ю. Я надеюсь, история близкий тебе предмет…

Борис Юлин. Слышал о нём…

Д.Ю. …и ты о нём можешь кое-что сказать. В свете внезапно проснувшегося интереса к нашему историческому прошлому, именно – внезапно. Ну и делаются какие-то странные заявления и выводы. Что ты можешь об этом сказать?

Борис Юлин. Ну да, у нас собственно говоря сейчас пошла такая мода – пропагандировать историю, но как-то очень своеобразно. Историческое общество выпускает свои ролики по пятьдесят секунд, где говорит ничто и ни о чём, выходят ура-патриотические ролики. И на основе этих роликов возникают своеобразные мемы о том, что наша страна такая-то и в принципе они сводятся к одному: «Россия – родина слонов».

Д.Ю. Давай конкретные тезисы обсудим.

Борис Юлин. Основные тезисы больше всего заметны в ролике, который является видеообращением школьников по поводу необходимости знания истории ко всей стране. То есть типа школьники сделали ролик, где рассуждают о том, почему необходимо изучать историю, зачем её нужно знать. Говорят много правильных слов, приводят слова классиков о том, что если не знать историю, то невозможно избежать ошибок прошлого, для того, чтобы не повторять ошибки, историю знать необходимо.

Д.Ю. Ты согласен с этим тезисом?

Борис Юлин. Полностью! Не повторять ошибок прошлого, для этого знать историю – это действительно нужно. Но как опять же говорил другой великий человек, что история ничему не учит. Почему не учит? Потому что люди предпочитают знать как раз какие-то лозунги, какие-то общие фразы, а историю изучать не хотят.

Д.Ю. Есть комплект мантр, которые надо выкрикивать…

Борис Юлин. Да. И самая известная мантра сейчас это то, что «Россия никогда не начинала войн, но она всегда их заканчивала».

Д.Ю. Звучит красиво.

Борис Юлин. Звучит красиво. В некоторых случаях она звучит немножко по-другому. Допустим, в этом ролике (видеообращение школьников) она звучит как то, что наша страна никогда не выступала в роли агрессора, никогда ни на кого не нападала.

И вот у нас получается: маленькое Московское княжество, которое даже булавкой тяжело отметить на глобусе, и вот оно стало 1/6 частью суши. Но при этом ни разу ни на кого не нападало. Но если мы открываем просто историю, даже по школьному курсу…

Д.Ю. Они первые полезли…

Борис Юлин. Да. Смотрим по школьному курсу, допустим, «Азовские походы Петра». Вот есть турецкая крепость Азов, которая никогда до этого не принадлежала России. Вот туда пришли русские войска, осадили. Первый раз неудачно, второй раз – удачно. Взяли, получили выход на Азовское море, стали строить там флот для дальнейшей войны с турками. Не турки к нам пришли, мы пришли к туркам. Нужно этим гордиться или нет? На мой взгляд, нужно. Это слава русского оружия, доблесть. И это было в принципе необходимо для нашего государства, дело в том, что государства всегда друг с другом… то, что сейчас называют и хвалят между обычными людьми – конкуренция. Типа все друг друга убивают, грабят, нормальная человеческая жизнь.

Д.Ю. Кипит нормальная человеческая жизнь.

Борис Юлин. Да. Так вот, дело в том, что конкуренция существует не только между людьми, фирмами и так далее, где её почему-то хвалят…

Д.Ю. В бизнесе – это же прекрасно, только конкуренция даёт какие-то преимущества.

Борис Юлин. То, что конкуренты душат друг друга, об этом как-то не думают.

Но она есть и между государствами. То есть если усиливается Турция, а мы слабеем, то рано или поздно мы попадём под власть Турции, поэтому нам нужно усиливаться. А что такое – усиливаться? Это: отбирать людей у турок, то есть захватывать территории, отбирать плодородные земли, захватывать порты. Т.е. это, опять же, нормальная конкуренция, она идёт между всеми. Но когда у нас была возможность для этого, при Петре Первом – прорубить выход к морю. То есть наши напали на Турцию. (Кстати, для этой войны даже получили пушки от Карла XII.)

Д.Ю. В рамках нашего миролюбия.

Борис Юлин. Да. А потом, в 1700 году русские войска осадили Нарву, напав на Швецию в союзе с датчанами и поляками. Да, это война в значительной мере носила справедливый характер – это было возвращение прежних русских земель, захваченных раньше шведами, которые воспользовались у нас Смутным временем. Но факт остаётся фактом – мы напали на Швецию.

Д.Ю. В Европу прорубить окно хотел Пётр.

Борис Юлин. Да.

Д.Ю. Нам нужен был выход к морю, и он его организовал путём вооружённого нападения. И Карла XII, который пушки давал для войны с Турцией, благополучно нахлобучил.

Борис Юлин. Именно. Так вот, это было тоже нападение. Россия вела как оборонительные войны, так и наступательные войны. Она как защищала свою территорию, так и завоёвывала чужую территорию.

Д.Ю. Как и все.

Борис Юлин. И когда у нас допустим доблестный генерал Скобелев, которым мы тоже очень сильно гордимся как блестящим военным, который помогал освобождать болгар (кстати, опять же, болгары были турецкими сепаратистами, это была территория Османской империи, на которую мы влезли так сказать поддержать восстание национальных меньшинств), но генерал Скобелев отличился ещё, например, тем, что он брал Хиву…

Д.Ю. Завоевал Туркестан.

Борис Юлин. Да.

То есть Хивинское ханство, Кокандское ханство, Бухарский эмират, они России ничем не угрожали, более того, подавляющее большинство их жителей даже не знали о том, что Россия существует до того момента, как туда не пришли русские. А русские пришли туда именно в виде армии.

Можно совершенно спокойно объяснить всю эту ситуацию тем, что в это время шли колониальные захваты (это у нас уже идёт XIX век) и мир делили великие державы. И если бы мы не заняли Хиву, Коканд, Бухару их заняли те же самые англичане, которые шли туда с юга.

Д.Ю. Которые заняли Афганистан, Индию…

Борис Юлин. Нынешний Пакистан, который до этого тоже часть Индии. Они всё это заняли, и они заняли бы и дальше и с огромным удовольствием, если бы это не заняли мы.

Д.Ю. Здесь возвращаемся обратно, что с целью ослабить, у нас надо отрезать плодородные земли, надо забрать часть населения себе на пользу. И если мы такие добрые и ничем подобным не занимаемся, нас тупо сожрут.

Борис Юлин. Правильно. Нас бы тупо сожрали. Но нас сожрать не смогли. Мелкие страны в большинстве своём исчезли, они попали под власть, под влияние тех или иных великих держав и мир оказался разделён между великими державами – на сферы влияния и прямые колонии. И Российская империя в этом процессе участвовала. Нужно ли этим гордиться? Нужно воспринимать это как должное. А доблестью русских солдат, гением русских полководцев – нужно гордиться. То есть можно не одобрять эти захватнические войны, нужно просто понимать, что они были необходимы. Можно не гордиться взятием Хивы, можно гордиться тем, что генерал Скобелев был великим русским полководцем. Гордиться тем, что мы сумели допустим отмахаться от Наполеона и тем, что освободили братьев-болгар.

Так собственно говоря и было принято в Советском Союзе – гордились тем, что великое, но и признавали, что были и агрессивные войны, было и освоение Сибири или, когда местные народы примучивали к дани московскому царю, тех же даурских князей и так далее. Которых примучивал тот же самый Хабаров, в честь которого названа моя родина – город Хабаровск. Я им горжусь как первооткрывателем, первопроходцем, но это был нормальный завоеватель.

Д.Ю. В современных понятиях выступал как бандит, заводящий кого-то «под крышу».

Борис Юлин. Но в тогдашних понятиях это была опять же общая мировая практика. То есть тогда так было принято везде, было как – либо ты собираешь дань, либо ты платишь дань, третьего не дано.

Д.Ю. Середины не было, да.

Борис Юлин. И это касалось всего. Гордиться или нет… Я не знаю, я предпочитаю гордиться своей страной такой, какая она есть, а не вот этой эльфийской Россией, которая ни на кого не нападала, которая, видимо, находится где-то на Луне или на Марсе.

Д.Ю. В мозгу. В эльфийском царстве в мозгу.

Борис Юлин. Если разобрать даже вот этот популярный сейчас ролик, то можно попробовать разобрать его прямо по порядку.

«Я горжусь историей моей страны, горжусь тем, что моя страна никогда не выступала в роли агрессора».

Ну это мы уже разобрали.

Д.Ю. Это ложь. А любая подобная ложь, заложенная в голову ребёнка, она, когда он вырастет, жахнет так, что мало не покажется. Вот эти идиоты, которые даже школьный курс истории не помнят, всё время орут: «Нас обманывали!»…

Борис Юлин. Так их же ткнут носом и ткнут совершенно справедливо. Ткнут в факты, факты, абсолютно доказанные. Им что, после этого уже нельзя гордиться своей Родиной? Потому что они гордились чем-то другим…

Кстати, вот у тебя был отец и у меня был отец. Ты гордишься, например, тем, что твой отец основал Москву?

Д.Ю. Нет.

Борис Юлин. А я, например, буду должен гордиться тем, что мой отец первым полетел в космос… Ну если мы гордимся выдуманными фактами…

Д.Ю. Мой отец служил военным советником, проводя агрессию вокруг, где только можно. И за это я им горжусь отдельно.

Борис Юлин. Но ты понимаешь, что у него были достоинства и недостатки, но ты им гордишься. И здесь то же самое. Нужно понимать – не то, что у нас была какая-то абсолютно идеальная абстрактная страна, а была нормальная сильная держава, в которой есть чего стыдиться, есть чем гордиться, но мы свою Родину любим и предпочитаем помнить о том, чем гордиться. Но нужно помнить и об ошибках.

«Моя страна одерживала великие победы, а отдельные поражения никогда не могли сломить дух русского народа».

Получается по этому ролику собственно говоря тот же самый мем, что «Россия никогда не начинала войн, но всегда их заканчивала», то есть «мы все войны выигрывали». Это тоже чушь. Если мы все войны выигрывали, наверное, сейчас была бы одна страна на планете.

Д.Ю. Россия.

Борис Юлин. Да.

Но опять возьмём такого человека, который кричит «Россия выигрывала все войны». Опять же, можем ткнуть в Крымскую войну, можем ткнуть в Русско-японскую войну, в которой русская армия и флот не одержали вообще ни одной победы.

«Никогда никого не грабили, никогда не захватывали чужие земли с целью их ограбления».

Русско-японскую войну вообще вели на территории Китая, не на территории России. То есть Россия и Япония сражались за то, кто будет грабить Китай.

Д.Ю. Это они, видимо, пытаются сказать, что мы никогда не ходили с войной в Европу первыми. В этом они, по всей видимости, отчасти правы.

Борис Юлин. Совсем отчасти, потому что в Европу тоже ходили. Болгария находится, что самое характерное, в Европе, как это ни странно.

Д.Ю. Да и Москва находится в Европе.

Борис Юлин. Ну да. И собственно говоря Нарва, которую пришёл осаждать Пётр в 1700 году, находится тоже в Европе. Но если мы возьмём так сказать Европу зарубежную, то мы в принципе и туда ходили. Давайте вспомним, а что делал Суворов в Альпах? Он, наверное, Россию там защищал… в Швейцарии…

Почему нельзя гордиться тем, что наша страна была великой державой и вела политику великой державы, я не понимаю. Мы действительно в этом отношении были лучше других стран. У нас не было массового геноцида захваченных народов, как допустим колонизаторы уничтожали индейские народы в Америке, как доблестные португальцы, например, торговали рабами из Африки. Россия рабами не торговала.

Более того, до XIX века у нас не было и чисто колониальной политики – мы народы как бы включали в состав империи, но мы не проводили именно чисто колониальную политику, когда появляются народы второго сорта, поражённые заведомо в правах, у которых есть свой особый статус, неравноправное положение в империи. Это у нас стало проявляться впервые в середине XIX века (с той же самой Хивой и Бухарой), а более ярко проявилось это при Николае II – попытка сделать Желтороссию из Северного Китая, из Маньчжурии. Но за эту попытку мы и поплатились на самом деле. До этого политика была более мудрой – она не позволяла так эффективно грабить, но зато позволяла расширять территорию именно России.

А не так как, допустим, есть Англия – метрополия, Франция – метрополия и есть у них куча колоний. В Британской империи на 1900 год проживала треть населения Земли, там никогда не заходило Солнце, но метрополия была маленькая, она и осталась маленькой до сих пор. Почему – потому что они не хотели делать остальных англичанами, они хотели их грабить. У нас была другая политика, но до Николая II. При Николае II решили, что грабить – лучше. Получили за это по зубам, что неприятно. Опять же, знание истории – так делать нам не надо, это не наш путь. Вот это и есть уроки истории.

Ну а дальше люди здесь хвастаются, как они помнят историю:

«Наша советская армия с недостаточным оснащением, но несгибаемой волей, стояла одна против хорошо организованных нацистских войск».

Отлично. «Недостаточное военное оснащение» – это что, мы черенками от лопат, как рассказывал Михалков, воевали?

Д.Ю. Это последствия пропаганды.

Борис Юлин. У нас не было танков Т-34 и ИС, не было «катюш», не было истребителя ЛА-5, штурмовиков Ил-2, да? То есть всего этого у нас не было?..

Д.Ю. Ну это про «одну винтовку на троих». Не все в курсе, что одна винтовка на троих – это было в Первую мировую войну.

Борис Юлин. Именно. А во Вторую мировую войну у нас оружия вполне хватало. Страна обеспечила техническое оснащение Красной армии.

Д.Ю. Многие могут почитать даже дегенерата по кличке Резун и насладиться цифрами чего и сколько было в прифронтовой полосе.

Борис Юлин. Ну он с цифрами тоже там бредит, но сам факт, что у нас техники было много.

Д.Ю. «Но в главном-то он прав!» Техники было много. Шутка.

Борис Юлин. Дальше здесь авторы очень хорошо говорят в этом ролике:

«Мой дедушка держал блокаду Сталинграда и принимал участие в освобождении Праги».

«Держал блокаду Сталинграда»… с какой стороны он воевал?.. Вот это типа как люди помнят и знают историю. Блокада – это когда мы кого-то заперли.

Д.Ю. Блокируем.

Борис Юлин. Да. Блокаду Сталинграда собственно говоря держала 6-я армия Паулюса.

Д.Ю. Интересный дедушка…

Борис Юлин. Да, дедушка хороший получается.

И после этого сразу же вопрос такой: «Нужно ли нам учить историю?». Конечно нужно.

Д.Ю. Конечно нужно, чтобы хотя бы знать, где дедушка был и чем занимался.

Борис Юлин. Дальше идут самые дикие выводы. В этом ролике начинают расписывать о том, что сейчас идут войны информационные, за оружие браться не надо и так далее.

«В горячих войнах XX века обе воюющие стороны почти всегда оказывались проигравшими, так как они уже дали себя обмануть и втянуть в боевые действия, которые не могут быть оправданы никакими ложными целями и идеалами».

Вот эта мерзость, цитата из ролика этих школьников. Уже видно, чему школьников научили. Их учат ненавидеть советский период и переписывать совершенно ложно саму историю. Это как раз непонимание истории.

С чего они взяли, что вообще был какой-то выбор – воевать или не воевать, что был какой-то выбор? На нас напали. Было без объявления войны, без предъявления претензий внезапное нападение, агрессия.

Д.Ю. Что значит «дали себя обмануть»?

Борис Юлин. И «втянуть в войну».

Д.Ю. С одной стороны, наверное, обманул Гитлер, а с другой стороны, наверное, обманул Сталин.

Борис Юлин. «Ложными идеалами».

Д.Ю. Ложными идеалами коммунистическими.

Борис Юлин. А «ложные идеалы» – это защищать свою Родину и не дать убивать своих родных?

Д.Ю. Да, именно это, это ложный идеал.

«Втянуть в боевые действия, которые не могут быть оправданы никакими ложными целями и идеалами». Что значит «втянуть», нападение – это втягивание?

Борис Юлин. Идёшь ты в подворотне с девушкой, к тебе подходят, типа девушка пускай раздевается, а ты – кошелек отдавай… и в этот момент ты не даёшь себя втягивать ложными идеалами в боевые действия…

Не понял, как это. Чему учат этих детей? Чему научились уже?

Д.Ю. Дети ещё не в курсе, по всей видимости, что две мировых войны их устроили европейские и не совсем европейские державы, для решения своих внутриевропейских конфликтов. В том числе за наш счёт.

Борис Юлин. И дальше в принципе и в завершении идёт потрясающее, развитие этой мысли:

«Сейчас мы обращаемся ко всем людям мира: пожалуйста, не участвуйте в боевых действиях, перестаньте убивать друг друга, вооружайте себя и детей не автоматами, а знаниями и добротой. Мы должны сохранить нашу планету, сохранить мир…»

То есть если к вам пришли допустим американские военные, как они пришли в Ливию, в Ирак…

Д.Ю. На Украину пришли, совсем рядом…

Борис Юлин. Да. Не надо сражаться. Если на вас кто-то напал, не надо браться за автомат.

Д.Ю. Больше скажу. По всей видимости и оборонную промышленность надо свернуть, чтобы она не выпускала эти автоматы.

Борис Юлин. И ваши дети не должны идти служить в армию.

Д.Ю. Это само собой.

Борис Юлин. Служить в армии – это значит брать в руки автомат и готовиться воевать.

Д.Ю. Тренироваться убивать других хороших людей.

Борис Юлин. Да. Поэтому нельзя ни в коем случае реагировать на повестки из военкомата, нужно сразу где-нибудь прятаться, убегать, чтобы ни в коем случае тебя не призвали в армию. Сразу понимать, что, если кто-нибудь пошёл на контрактную службу, это заведомо дегенерат-убийца.

Д.Ю. Ложные цели и идеалы опять могут иметь место быть.

Борис Юлин. Да, правильно.

Я не понимаю – это люди, которые призывают изучать историю, гордиться страной… А чем гордиться. Наша страна столько народу убила, столько убила бедных европейцев во время Великой Отечественной войны… кстати, «обманутые ложными целями и идеалами», «это не может иметь никакого оправдания»… Чем тогда они гордятся? Они тогда должны стыдиться собственно говоря победы в Великой Отечественной войне, это же были ложные цели и идеалы, зря убитые люди.

Д.Ю. Напрасно погибшие, да. Безо всякого желания брошенные в эту мясорубку, уничтоженные.

Борис Юлин. Да, вот такая получается знатная красивая шизофрения. Люди реагируют на эти мемы. Для них ключевые слова «гордиться страной», «я горжусь нашей страной» и так далее, и они уже считают, что это ролик о хорошем и некритически его воспринимают. Тоже самое касается других, статей о том, что «Россия никогда не начинала войн, всегда их заканчивала», люди этим гордятся. Пытаешься им объяснить, как было на самом деле и что, если вы хотите знать историю, пишете о том, что её нужно знать, тогда будьте добры знать её. Начинают кричать, что я ненавижу свою страну, что я получаю какие-то зарубежные гранты…

Я не понимаю. Разоружать свою страну вот такими лозунгами, призывами «не хватайтесь за автоматы» и так далее, я не понял, а кто работает на иностранные гранты? Это я что ли призываю разоружать свою страну, отказываться защищать свою Родину? Или всё-таки вот эти доблестные школьники, изучившие историю и узнавшие, что мы никогда ни на кого не нападали?

Д.Ю. Да это, собственно, и не школьники. Мы же прекрасно понимаем, это то, что школьникам заложено в голову.

Борис Юлин. Написано «школьники», я и называю их «школьниками».

Д.Ю. Возможно, школьники всё это пишут от души, тщательно перебирая тот винегрет, который заложен в голову в школе как раз.

Борис Юлин. Я считаю, что историю как раз знать остро необходимо, чтобы не было такого дикого винегрета, чтобы у людей не заводилась в голове такая дикая шизофрения и они всегда понимали, что делать правильно, а что делать неправильно. Но историю нужно знать такой, какая она есть, потому что если знать ложную историю, выдуманную историю, то это как ложный диагноз врача – у человека, допустим, острый приступ аппендицита, а ему говорят, а у вас, наверное, несварение, съешьте активированного угля и всё пройдёт. И человек умирает.

Примеры, когда история используется ложная, именно для ложных целей, они тоже есть. Дело в том, что некоторые страны вообще с нуля придумывали свою историю. Самый известный пример – это нацистская Германия. Они отбросили ту историю, которая была в реальной жизни, они нашли себе древних арийцев, они нашли себе скандинавских богов и так далее, сделав дикий винегрет. И этим диким винегретом они объяснили своим гражданам, что есть люди разных сортов, что нужно пойти убить тех людей, что это жизненное пространство германской нации и мы получили чудовищную нацистскую машину для уничтожения, с которой пришлось сражаться в общем-то силами всего мира.

Д.Ю. Сейчас у нас вторые такие под боком зреют.

Борис Юлин. Да. Древние укры, Киевская Русь, которая у них называется Украинское княжество, в котором вели персидско-украинские войны, оккупация южных городов римлянами, родянско-украинские войны (советско-украинские), борьба УПА-УНСО с советской и германской оккупацией в годы Второй мировой войны…

Не было государства Украина. Если мне кто-нибудь до 1917 года допустим принесёт паспорт украинского гражданина, я не знаю, я отдам всё своё имущество, чтобы заплатить за такой уникальный раритетный документ.

Д.Ю. Оригинальный, подчёркиваем…

Борис Юлин. Если кто-нибудь принесёт, допустим, оригинальную украинскую монету до 1991 года, я буду просто потрясён, я буду в восторге.

Этого всего нее было. Но у них придумывается новая история, создаётся новая история, прописываются враги, которые якобы существовали в этой истории, прописываются друзья, которые существовали якобы в этой истории, устраиваются национальные праздники в честь Конотопской битвы, в которой украинские войска разгромили русские войска, хотя этого акта не было (было столкновение авангардов между русскими и польскими войсками и там где-то присутствовали реестровые казаки Польского королевства), никакой украинской армии там не было, её тогда не существовало вообще. Но у них это уже национальный праздник. Национальный праздник несуществующего события и несуществующей победы украинского оружия.

Д.Ю. Там всё совсем плохо. У нас ещё так далеко не зашло, хотя завести стараются именно туда же.

Борис Юлин. Историю знать нужно. Но историю нужно знать правильную, тогда она поможет избежать ошибок и поможет стать на правильный путь. Но вот такую историю – знать не надо, это ложный диагноз, это беда для всей страны.

Д.Ю. Дорогие дети, историю надо знать и учить. Борис Витальевич вам в этом поможет. Гордиться чем бы то ни было, с моей лично точки зрения, не совсем правильно. Жить, работать и служить надо так, чтобы Родина гордилась тобой, а совсем не ты – ей.

На чём сегодня и закончим.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нужно заботиться о престарелых людях лексическая ошибка
  • Нужно держать свое обещание найти ошибку
  • Нужно внести необходимую коррективу ошибка
  • Нужно беречь каждую минуту времени ошибка
  • Нужно верить и ждать чуда какая ошибка