Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Нарушение видо-временных форм глаголов
Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки с нарушением видо-временных форм глаголов.
Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.
Бывает три времени глагола:
- прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
- настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
- будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.
Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.
Существует два вида глагола:
- совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
- несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).
Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?
Запомните: в пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но и к искажению его смысла.
Рассмотрим примеры.
- Нарушение временной связи глаголов.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
Пояснение.
В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.
Верно.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.
ИЛИ
Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
- Нарушение видовой связи глаголов.
Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
Пояснение.
В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)
Верно.
Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
ИЛИ
Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение видо-временной связи глаголов.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
- Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Урок
20.
Тема:
Практикум по теме «Грамматические ошибки»
Ход
урока.
1.
Орг.момент. Сообщение результатов. Проверка домашнего
задания.
2.
Практикум. Выполнение упражнений по рабочей тетради.
Таблица-памятка составлена на основе
материалов ЕГЭ.
Употребление |
|||||||||||||||||||||||
Предлог — В |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
В |
В |
||||||||||||||||||||||
НА |
На |
||||||||||||||||||||||
Отсутствие |
Пообедав |
||||||||||||||||||||||
Наличие |
Жажда |
||||||||||||||||||||||
Употребление |
|||||||||||||||||||||||
Причастный |
|||||||||||||||||||||||
Смешение Употребление Причастный Нагромождение |
|||||||||||||||||||||||
Употребление |
|||||||||||||||||||||||
Нужно Основное Деепричастный Деепричастие Соединение Нагромождение |
|||||||||||||||||||||||
Предложения |
|||||||||||||||||||||||
Нельзя Нельзя Двойные Не |
|||||||||||||||||||||||
Употребление |
|||||||||||||||||||||||
Приложение – Что Несогласованное |
|||||||||||||||||||||||
Согласование |
|||||||||||||||||||||||
1. !!! Большинство/меньнинство/мало/много/множество/ Большинство Большинство Часть Ряд Ряд Большинство рабочих, Большинство Большинство Большинство Ряд |
|||||||||||||||||||||||
2. сущ |
|||||||||||||||||||||||
3. |
|||||||||||||||||||||||
4. Две Прошло Две Пять |
|||||||||||||||||||||||
5. Прошло |
|||||||||||||||||||||||
6. Много |
|||||||||||||||||||||||
7. Полчаса |
|||||||||||||||||||||||
8. Кто из сотрудниц нашего Кто из сотрудниц нашего |
|||||||||||||||||||||||
КТО, Кто, |
|||||||||||||||||||||||
9. Те, кто не Те, |
|||||||||||||||||||||||
10. Подлежащее |
|||||||||||||||||||||||
Тут оружие, узнали стыд… (если |
|||||||||||||||||||||||
Подлежащее |
|||||||||||||||||||||||
10. 1) 2) 3) 4) 5) 6) |
|||||||||||||||||||||||
Видовременная |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности. Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности. ИЛИ Нужно помочь ребёнку |
|||||||||||||||||||||||
Ошибки |
|||||||||||||||||||||||
1. Вопрос 2. Читая талантливо 3. Мы 4. Как только 5. Мама Верно. 6. У Верно. 7. Учитель Верно. 8. В Верно. 9. Контрольная Верно. 10. Она была (Героем Верно. |
|||||||||||||||||||||||
Прямая |
|||||||||||||||||||||||
Особенности Косвенная Местоимения стоят Косвенная Косвенная В Если Если — — будто, Если Если На
Примеры:
Ошибки
|
|||||||||||||||||||||||
Употребление |
|||||||||||||||||||||||
(СМ. |
Упражнение
10. Выберите одну из форм согласования
определения и сказуемого. Обоснуйте ответ.
1.
Дети попросили рассказать о замечательной рыбе ерше, (известном, известной) им
по сказкам. 2. Интересный проект нового микрорайона (разработал, разработала)
старейший архитектор города А.Н. Соловьёва. 3. Автор Н. Петрова (предложил,
предложила) редакции увлекательные заметки. 4. В журнале «Новый мир» (появился,
появилась) новый автор Н. Петрова. 5. (Опубликовавший, опубликовавшая) новую
статью автор Н. Петрова уже (известен, известна) читателям. 6. (Опытный,
опытная) ветеринар С. Ковалёва работает в цирке более десяти лет. 7. Операцию
(проводил, проводила) опытный ветеринар С. Ковалёва, недавно (защитивший,
защитившая) кандидатскую диссертацию. 8. В приёмной сидела молодая женщина. Это
(был, была) секретарь директора. 9. Анна Сергеевна, директор школы, тепло
(поздравил, поздравила) нас. 10. Собака Дружок (увидел, увидела) пробку и
(захотел, захотела) её вытащить. 11. Все, кто (пришёл, пришло, пришли) на
выставку, были в восторге. 12. Я наблюдал из-за угла, не (идёт, идут) ли кто.
13. Кто-то из делегаток (попросил, попросила, попросили) слова. 14. Газета
«Известия» (опубликовала, опубликовали) открытое письмо деятелей культуры
Правительству России.
Упражнение
11. Согласуйте сказуемое с подлежащим.
Обоснуйте выбор формы сказуемого.
1.
Большинство беженцев, обосновавшихся в лагере, был.. оборван.. и полураздет..
2. Ряд студентов нашей группы задержал..сь(ся) в библиотеке. 3. Большинство
работ молодого учёного посвящен.. проблемам теоретической физики. 4.
Большинство команды поддержал.. решение участвовать в чемпионате. 5.
Большинство людей, пришедших на митинг, поддержал.. оратора. 6. Подавляющее
число студентов показал.. хорошее владение английским языком. 7. Часть стульев
стоял.. у стены. 8. Несколько человек молчал.. 9. Ряд лиц, виденных мной на
митинге, был.. мне знаком.. 10. Ребят радовала поездка. Большинство не был.. в
Москве ранее. 11. Ряд предложений нашей депутатской группы поддержан.. другими
фракциями. 12. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, борол..сь(ся) за
победу самоотверженно. 13. Часть голосов был.. подан.. за этого кандидата. 14.
Часть моих привычек и вкусов раздражал.. брата. 15. Часть домов на нашей улице
деревянн.. . 16. Ряд новых домов построен.. за последний год. 17. Ряд ораторов
в ходе прений внесл.. свои предложения по изменению данного закона. 18. Сколько
же сказок ещё остал..сь(ся) в её памяти! 19. Подавляющее большинство делегатов
поддержал.. предложенное решение.
Упражнение
12. В предложениях с однородными подлежащими
выберите форму сказуемого. Обоснуйте свой выбор. Возможны ли варианты ответа? В
каких предложениях? С чем это связано?
1.
Ни бранный ум, ни песни молодой черкешенки уж там не слышн.. более. 2. Не то
туман, не то дым окутал.. всю рощу. 3. Сын или дочь согласил..сь(ся) приехать к
больной матери? 4. Этим растениям одинаково необходим.. как влага, так и тепло.
5. Перед нами стоял.. не просто церковь, а произведение искусства. 6. У этого
странного человека не только полы пальто, но и шляпа был.. забрызган.. грязью.
7. То ли осколок гранаты, то ли пуля вонзил..сь(ся) мне в бедро. 8. Ты и твоя
жена (мучаете, мучают) меня! 9. Я и она никогда не буд.. вместе. 10. Новое
строительство и реконструкция старых зданий вед..тся без должной подготовки.
11. В магазин поступил.. трикотаж, обувь последних моделей и велюровые шляпки.
12. Не только дочь, но и старая графиня покраснел.., заметив этот взгляд. 13.
Как успехи, так и недостатки нашей работы обсуждал..сь(ся) на производственном совещании.
14. Его спокойствие и простота обращения удивил.. Оленина. 15. Мне нрав..тся
его спокойствие и ровная речь. 16. Детство и юность её и её братьев прошл.. в
деревне. 17. На лице его выступал.. не то страх, не то досада. 18. Завтра к Вам
приезжа..т брат или сестра? 19. Стихи или поэма печата..тся в каждом номере
журнала. 20. Не роман, а повесть буд..т опубликован.. в следующем номере
журнала. 21. Я и ты сделае.. это лучше него. 22. Поколение наших отцов и дедов
с недоверием воспринима..т реформы.
Упражнение 13. Найдите ошибки и недочёты, связанные
с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения и
обоснуйте свою правку.
1.
В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой
любви. 2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах
современной медицинской науки. 3. Живущие родственники в Сибири, приехав в
Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые дома,
отвечавшие бы всем нуждам людей. 5. Этой пятёрке я очень обрадовался,
полученной мной впервые в жизни. 6. Вошедший был одет в крестьянский армяк,
обросший бородой. 7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 8. Плющ,
который вьющийся по стене, радовал глаз. 9. Если человек хорошо знающий
местность, он не заблудится. 10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро
справиться с аварией. 11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост
трав. 12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.
13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в
эксплуатации. 14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика,
то есть употребляющаяся всеми говорящими. 15. Казалось, мы находимся не на
электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом
кабинете. 16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников
совещания не предложил. 17. В таком же положении находились жители прибрежных
районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в
любой момент обвалом. 18. Представитель администрации заявил, что зерна,
могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 19. Арестованный
тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств
к существованию. 20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем. 21.
Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть. 22. Островский показал в
Катерине борющийся характер против отживших устоев.
Упражнение
14. Найдите ошибки и неточности в
употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте
предложения.
1.
Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей
«тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало
естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый
раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может
понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от
дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную
литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений
и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый
раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган,
Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни
одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не
оставалось времени на игру в шахматы. 11. Всё изложенное в монографии очень
важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу,
дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне
думается, что редакторских поправок в нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был
вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим
графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 17. Кучер,
спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. 18. Поселившись в деревне,
его мечта осталась прежней. 19. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв
под мышки. 20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье.
21. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой
эффект в практической работе. 22. Затем отец назначается начальником цеха,
работая в этой должности полтора года. 23. Следовало бы выяснить, кем принято
незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное
постановление. 24. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя.
25. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. 26.
Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку. 27.
Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.
Упражнение
15. Найдите ошибки и недочёты в употреблении
сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.
1.
Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне
вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. 2. Газета
называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны»,
которая должна быть проглочена. 3. Кто написал отчёт о педагогической практике,
нужно сдать его руководителю. 4. На заводе есть 20 автоматов для обработки
шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений. 5. Мы
стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя. 6. В ряде случаев в эксплуатацию
приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли
бы машинам подъехать к ним. 7. Было высказано предположение, что не является ли
это свидетельством слабости позиции администрации. 8. На заседании обсуждались
вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить
себестоимость продукции. 9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и
ненавидим мы, и любим мы случайно». 10. Подул сильный ветер, но тем не менее,
однако, дождь не прекратился. 11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что
«я вас люблю любовью брата». 12. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли
быть две правды. 13. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить
свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей. 14. Островский показал силу любви
Ларисы и что с ней стало из-за золота. 15. Искали его три дня, но всё напрасно,
но потом нашли в степи без чувства. 16. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не
засыпает рельсы, и поезд идёт спокойно. 17. Как только Троекуров велел позвать
Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином. 18. Когда приходишь
на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно
и тепло. 19. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для
освобождения Белогорской крепости. 20. Когда я заглянул в колодец, то он был
очень глубокий. 21. Ребята глядели в окно и увидели фашистов, которое было
заклеено крест-накрест. 22. Собака гуляла с тётей Варей, на которую был надет
намордник. 23. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в
котором принуждён бывать. 24. Пьеса «На дне» – это произведение, в которой
содержится обвинение капитализму. 25. Он видит парк из тонких чахлых деревьев,
в газете о котором писалось, что это великолепный сад. 26. Борис, дядя которого
решает послать в Сибирь, приходит проститься с Катериной. 27. Он замучил сестру
и мать, чтобы они в десятый раз выслушали его доклад. 28. Требуется то, чтобы все
мы жили дружно. 29. Мне вспомнился поход и как мы пели у костра. 30. Писатель
понял, что какой преданный друг у него есть. 31. Тарас сказал сыновьям, что
завтра же едем в Запорожье. 32. Гринёв любит Машу от чистого сердца, а Швабрин
любит, чтобы замучить. 33. И это продолжалось до того, пока у разъярённого
зверя не отнимали бочку. 34. На стене висит портрет, когда он был молодой. 35.
Это подтверждают слова Тихона, когда он видит труп Катерины. 36. Воробьёв,
которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, которые стоят на врытом в
землю столике. 37. Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений, какой он
смелый, какой обладает несокрушимой волей. 38. Подбородок у меня закруглённый,
после которого идёт тонкая шея, которую каждый раз натирает белая рубашка.
Упражнение 16.
Выполнить задания в формате ЕГЭ.
Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б)
нарушение в построении предложения с однородными членами
В)
нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)
Досмотрев фильм примерно до середины, мне стало казаться, что сюжет слишком
затянут, а игра актёров выглядит неубедительно.
2)
Забрав платье из химчистки, Ольга Николаевна зашла в салон красоты «Ножницы»,
сделала укладку и отправилась домой готовиться к приходу гостей.
3)
Лучей солнца ещё не было в чистом, погожем, широко залитом багрянцем небе,
краснота которого, однако, быстро тускнела, уступая натиску света и голубизны.
4)
Мои друзья, будучи большими почитателями театра, были уверены в том, что те,
кто не следит за репертуаром и не посещает премьеры, ничего не смыслит в
театральном искусстве.
5)
Посещать художественную студию было моей давней мечтой, поэтому я, несмотря на
усталость после тяжёлого трудового дня, трижды в неделю садился в метро,
доезжал до «Войковской» и на целых три часа забывал о суете, погрузившись в мир
живописи.
6)
Парк, который я любил и гулял с детства, сильно зарос и уже не привлекал никого
из местных жителей.
7)
Открывая выставку, художник поблагодарил руководство города, оказавшему помощь
в организации этого мероприятия.
Сидя в «Сапсане», отправлявшемся из Санкт-Петербурга в Москву, Ника думала о
том, как важно иногда покидать дом, приезжать в другой город, наслаждаться его
атмосферой, а потом, испытывая тихую радость от грядущей встречи с домом, отправляться
в обратную дорогу.
9)
Когда Миша был ребёнком, он всегда с нетерпением ждал очередного выпуска
журнала «Юного натуралиста», регулярно выписываемого родителями.
Упражнение
17. Выполнить задания в формате ЕГЭ.
Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.
А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б)
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В)
неправильное построение предложения с косвенной речью
Г)
ошибка в построении предложения с однородными членами
Д)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1)
По окончанию Лицея Пушкин стал жить в Петербурге.
2)
Те, кто добивается в спорте наибольших успехов, становится примером для
подражания.
3)
Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спасительной для Петруши и гибельной
для других.
4)
Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной
литературой.
5)
Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и
трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
6)
Выпускники высших учебных заведений должны быть знающими профессионалами основы
наук.
7)
В ответ на просьбу мы услышали, что «Я не привыкла уступать».
К 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей
несомненным талантом, определились окончательно.
9)
В опере «Русалочка» используются элементы народной музыки.
Домашняя
работа:
Ответы к упражнениям лично.
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Нарушение видо-временных форм глаголов
Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки с нарушением видо-временных форм глаголов.
Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.
Бывает три времени глагола:
- прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
- настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
- будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.
Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.
Существует два вида глагола:
- совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
- несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).
Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?
Запомните: в пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но и к искажению его смысла.
Рассмотрим примеры.
- Нарушение временной связи глаголов.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
Пояснение.
В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.
Верно.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.
ИЛИ
Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
- Нарушение видовой связи глаголов.
Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
Пояснение.
В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)
Верно.
Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
ИЛИ
Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение видо-временной связи глаголов.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
- Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.
Запомни!
Временной разнобой
Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.
В этом предложении один глагол в форме прошедшего времени, другой — в форме настоящего. Видите, что выглядит коряво? Исправить такую ошибку можно, поставив глаголы или в форму прошедшего, или в форму настоящего времени. В общем, сделать так, чтоб время у них было одинаковое. Какое время выбрать? Это зависит от контекста.
Попробуйте сами найти ошибки в парочке предложений.
Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.
Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
Видовой разнобой
- Что делать? — несовершенный вид.
- Что сделать? — совершенный вид.
Что делать? — расти. Несовершенный вид.
Что сделать? — проявить. Совершенный вид.
Данный метод выгодно применить и для определения давления.
Здесь нет разнобоя, т.к. глагол в предложении всего один. Но его форма выбрана неудачно. Получается, что метод нужно применить лишь раз. И где же тогда выгода? Почему это метод, раз годится только на один раз? Явно нужно сказать «применять», а не «применить». Вот она ошибка.
А теперь подумайте сами
Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. Правильно «взлетали». Что делал? — шумел. Что делали? — рвались. Что сделали? — взлетели. Видовой разнобой.
II. Особенности строения предикативных частей сложного предложения
При формировании сложного предложения значимыми оказываются некоторые особенности синтаксического устройства предикативных частей, необходимые для их объединения друг с другом.
Соотношение модальных и видовременных планов глаголов — сказуемых
В разных типах СП существуют разные закономерности соотношения глагольных форм предикативных частей. Эти формы могут совпадать (координировать), и некоторые типы сложных предложений могут «состояться» только при координации модально-временных и видовых форм глаголов-сказуемых. Например, бессоюзные сложные и сложносочинённыепредложения с перечислительными отношениями одновременности:
Журчит вода, протачивая шлюзы 1 ,
Сырой травою пахнет мгла 2 ,
И жалок голос одинокой музы,
Последней — Царского Села 3 . (Гум.) — во всех предикативных частях сказуемые имеют грамматическое значение реального наклонения, настоящего времени; сложноподчиненные предложения со значением гипотетического условия:
Жизнь была бы неполной 1 , если бы в ней совсем не было печали и горя 2 . (Лих.) — сказуемые имеют значение ирреального (условного) наклонения. В других предложениях координация модально-временных планов глаголов-сказуемых — только один из возможных видов их соотношения:
Кому много дано 1 , с того много и спрашивается 2 . (Посл.) (реальн. накл., наст. вр. в обеих частях)
Ср.: Кому много дано 1 , с того много и спросится 2 . (реальн.накл., наст.вр. — I часть; реальн. накл., буд. вр. — II часть)
Кому много дано 1 , с того много и спрашивайте 2 . (I часть — аналогично; II часть — ирреальное повелительное наклонение).
Несовпадение модально-временных планов глаголов-сказуемых может быть одним из возможных видов их соотношения в сложном предложении (см. пример выше). Но оно может быть и строго запрограммировано семантической спецификой предложения. Так, в бессоюзных сложных предложениях условно-следственного типа в первой части значение реального наклонения, во второй — ирреального (повелительного).
Любишь кататься 1 — люби и саночки возить 2 . (Поcл.)
Назвался груздем 1 — полезай в кузов 2 . (Поcл.)
2. Структурный параллелизм— однотипное построение предикативных частей, т.е. одинаковый набор и взаиморасположение членов предложения в предикативных частях. Оно особенно значимо для синтаксической структуры предложений, в которых на разных уровнях их смыслового членения выражаются перечислительно-сопоставительные, противительные, сравнительные смыслы:
Где отступаетсяЛюбовь 1 ,
Там подступает
Смерть-садовница 2 . (Цвет.)
3. Лексический повтор в частях сложного предложенияобычно значим при реализации тех же смыслов, а также смыслов присоединительно-комментирующих:
Можно ехать на лошади из одного города в другой и написать стихотворение «Зимняя дорога» 1 , какможно лететь в современном самолете и стучать костяшками домино 2 . (Сол.)
Мне дело — измена 1 , Мне имя – Марина 2 . (Цвет.)
4. Неполнота синтаксического составаможет иметь место в первой предикативной части — незамещенная синтаксическая позиция дополнения при сильноуправляющих глаголах:
x
Надо желать 1 , чтобы все люди были воспитаны основательно, а не поверхностно 2 . (Ком.)
В конструкциях с изъяснительными смыслами (сложноподчинённых и бессоюзных) эта
позиция всегда замещается последующей частью.
Неполнота во второй (последующей) части восполняется контекстом, которым служит
Идеи всегда изменяют свой вкус 1 , когда ____ превращаются в пищу 2 . (Дольск.)
5. Местоименно-синонимические замены в предикативных частях:
Литературоведение лишь постольку наука 1 , поскольку оно искусство 2 .
6. Элементы лексического наполнения предикативных частей — наречия потому, поэтому, тогда, тотчас, оттого, местоимения это, вот что, вводные слова значит, следовательно, частицы всё оке, тем не менее, ведь и др. в анафорической позиции второй части бессоюзных сложных или сложносочинённых предложений конкретизируют смыслы, не всегда чётко дифференцируемые интонацией или сочинительными союзами (поэтому их часто называют лексическими конкретизаторами).
Нравственность есть категория вечная 1 , поэтому она не служит ничьим интересам 2 . (Н.М.) — следственные отношения в бессоюзном сложном предложении
К элементам лексического наполнения относятся и некоторые группы лексики, например, взаимоисключающая (антонимическая) лексика, «поддерживающая» противительные отношения:
Тьма свету не любит 1 , злой доброго не терпит 2 . (Посл.)
Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 5861 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
источники:
http://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=442165
http://helpiks.org/6-72327.html
БЛОК 1.Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
В употреблении рода и числа существительных. |
Он ударился о край бордюры. |
б) |
В образовании форм прилагательных. |
Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) |
В употреблении формы местоимения. |
В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) |
В употреблении форм числительных. |
На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) |
В употреблении форм глаголов. |
Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) |
В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. |
С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) |
В употреблении деепричастий. |
На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смешение предлогов |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. |
б) |
Отсутствие предлога. |
Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) |
Наличие ненужного предлога. |
Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Падежная форма управляемого существительного. |
Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) |
Общее зависимое слово при однородных сказуемых. |
Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) |
При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. |
Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. |
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) |
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. |
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) |
Определение находится в отрыве от определяемого слова. |
Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) |
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. |
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) |
Ошибочное местоположение предлога. |
Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) |
Ошибочное местоположение составного союза. |
Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) |
Ошибочное местоположение частицы бы. |
Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. |
Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) |
Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. |
Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) |
Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. |
Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) |
Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. |
Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) |
Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. |
Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) |
Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. |
Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) |
Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. |
В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смешение действительных и страдательных причастий. |
Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) |
Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. |
Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) |
Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. |
Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) |
Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. |
Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) |
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. |
Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) |
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. |
Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) |
Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) |
Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) |
Употребление противительного союза вместо соединительного. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) |
Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) |
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) |
Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) |
Отсутствие в главном предложении указательного слова. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) |
Пропуск части составного союза. |
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) |
Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) |
Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. |
Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) |
Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. |
Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) |
Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. |
Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
БЛОК 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Упражнение № 1
Ошибка: неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.
2) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.
3) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.
4) По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
5) Благодаря оперативного вмешательства властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить.
6) Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.
7) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.
Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.
9) Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.
10) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.
11) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.
12) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.
Упражнение № 2
Ошибка: неправильное употребление имени числительного
1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.
2) На улицу высыпал весь класс и стал весело бегать, ощущая дуновение свободы, и только трое девочек тихонько стояли поодаль.
3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.
4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
5) На обоих сторонах листа ,лежавшего на столе, был напечатан текст.
6) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.
7) Двое тигров охотились на антилоп.
Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
9) В митинге приняли участие около полтораста жителей.
10) По обоим сторонам дороги росли липы.
11) Обое ребята были чем-то озабочены.
12) Во дворе установили три качели.
13) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.
Упражнение № 3
Ошибка: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.
2) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
3) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
4) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.
6) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.
7) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.
10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
11) Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрыл истинную сущность своего героя.
Упражнение № 4
Ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.
2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.
3) МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика
М. В. Ломоносова.
4) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения
5) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.
6) Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.
7) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
В лесу растут много деревьев.
9) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10) Обычно молодежь является носителями передовых идей.
11) Операторами инфраструктуры сети железных дорог России являются ОАО РЖД.
12) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость.
13) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.
Упражнение № 5
Ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.
2) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
3) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
4) Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.
5) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
6) Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.
7) Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.
Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.
9) Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
10) Мама не только приготовила обед, но и ужин.
11) Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах.
12) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Упражнение № 6
Ошибка: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1) В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
2) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».
3) Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.
4) По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.
5) В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.
6) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.
7) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.
Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».
9) Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
10) Ребята договорились, что после занятий они встретятся в кинотеатре «Зрителе» и смогут наконец познакомиться не только с труппой, но и с режиссёром.
11) В основе сюжета романа «Отцов и детей» — конфликт между старшим и младшим поколением.
12) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на этот роман.
Упражнение № 7
Ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
2) Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.
3) Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
4) Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвойных пород.
5) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста
6) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
7) Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
9) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
10) Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
11) Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы
12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем
Упражнение № 8
Ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.
2) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.
3) Вышев на сцену, певцы поклонились.
4) Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно.
5) На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
6) Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества..
7) Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться.
Приступая к сочинению, надо составить план работы.
9) Наклеивая обои, стена оказалась неровной.
10) Перелезая через забор, высота его меня поразила.
11) Подарив маме цветы, я поздравлю ее с праздником.
12) Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине.
Упражнение № 9
Ошибка в построении сложного предложения
1) Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.
2) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
3) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
4) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
5) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
6) Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.
7) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.
Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.
9) Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. 10) Человеку показалось то, что это сон.
11) Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал.
12) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.
13) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.
14) Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.
Упражнение № 10
Ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».
2) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
3) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.
4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.
5) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.
6) Мой котик говорит, что я обращаюсь ко всем хозяевам, кому не безразлична судьба питомцев.
7) Полосатая кошка сказала, что девяти моих жизней не хватит, чтобы отблагодарить хозяюшку за любовь!
Отец сказал, что я вернусь поздно.
9) Дети закричали, что «мы не виноваты».
10) Преподаватель спросил студентов, что вы успели выполнить.
11) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
12) В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
Упражнение № 11
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
1) В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
2) Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
3) В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
-
Через дня четыре он добрался до своей деревни.
5) Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 12
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
1) Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
-
Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
3) Через подобные ситуации порой гибнут люди.
4) Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
5) Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 13
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
1) Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
-
С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
3) Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
4) Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
5) Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 14
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Ответ:
1) Часы приостановятся на несколько секунд и вдруг снова затикают.
2) И.С. Тургенев подверг Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
3) Эта книга даст знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
4) Замрёт на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
5) Папа выпил кружку кофе и читает газету.
6) Хотя я работал над невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.
7) Они разбрелись кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят хоровод.
9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изображает несколько исторических личностей.
10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.
11) Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим раскрывает истинную сущность своего героя.
Объяснение:
1) приостанавливаются (несов.в., наст.вр ) — затикают (сов.в., буд.вр.)
Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова тикают (несов.в., наст.вр.).
2) подвергает (несов.в., наст.вр.) — раскрыл (сов.в., прош.вр.)
И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает (несов.в., наст.вр.) истинную сущность своего героя.
3) даёт (несов.в., наст.вр.) — научит (сов.в., буд.вр.)
Эта книга даёт знания об истории календаря, учит (несов.в., наст.вр.) делать календарные расчёты быстро и точно.
4) замирает (несов.в., наст.вр.) — застучит (сов.в., буд.вр.)
Замирает на мгновение сердце и вдруг стучит (несов.в., наст.вр.) вновь.
5) читает (несов.в., наст.вр.) — выпил (сов.в., прош.вр.)
Папа читает газету и пьёт (несов.в., наст.вр.) кружку кофе.
6) работаю (несов.в., наст.вр.) — сделал (сов.в., прош.вр.)
Я работаю невнимательно и в результате делаю (несов.в., наст.вр.) много ошибок.
7) разбредались (несов.в., прош.вр.) — подошли (сов.в., прош.вр.)
Они разбрелись (сов.в., прош.вр.) кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
(есть — наст.вр.) — водили (прош.вр.)
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят (наст.вр.) хоровод.
9) показывает (несов.в., наст.вр.) — изобразил (сов.в., прош.вр.)
Л. Толстой в романе «Война и мир» показал (сов.в., прош.вр.) сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.
10) даёт (несов.в., наст.вр.) — показал (сов.в., прош.вр.)
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает (несов.в., наст.вр.), как по-разному его проводят жители стран мира.
11) помогать (несов.в.) — научить (сов.в.)
Нужно помогать ребёнку, учить (несов.в.) самостоятельности.
12) подвергает (несов.в., наст.вр.) — раскрыл (сов.в., прош.вр.)
Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрывает (несов.в., наст.вр.) истинную сущность своего героя.
__________
✓ К однородным сказуемым предъявляются требования:
• они должны иметь одно и то же время.
• если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.
✓ Две части сложного предложения всегда связаны грамматически, соотношение по времени и виду сказуемых является обязательным.