Нужно ли учиться на своих ошибках сочинение

Тезисы

  1. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок? Да, ведь именно биографии других людей могут ярко показать промахи и недостатки, которые привели их к неудаче. Смотря на них, мы учимся и поступаем по-другому.
  2. Каждая ошибка — это ценный опыт, которые делает человека мудрее и совершеннее.
  3. Жизненный опыт может предостеречь от ошибок, которые уже совершили. Сделав или сказав глупость, мы понимаем, что поступили неумно, и больше так не поступаем.
  4. Всегда ли опыт предостерегает от жизненных ошибок? Если человек прислушивается к себе и анализирует свое поведение, у него есть все шансы извлечь пользу из своей насыщенной биографии.
  5. Чем больше у личности ошибок, тем больше опыта, ведь богатая промахами биография свидетельствует о том, что человек хотя бы пытался что-то предпринять и найти свой путь, а не сидел без дела.
  6. Жизненный путь без ошибок пройти не реально, так как каждый шаг приносит и победы, и поражения, нельзя выбирать только положительный опыт и обходить отрицательный.
  7. Огромное количество произведений русской и зарубежной литературы посвящены теме ошибок и жизненного опыта.
  8. Русская народная пословица гласит: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». На Земле не найдётся ни одного человека, кто бы ни разу не ошибся. Неудачи делают личность сильнее, заставляют придумывать новые способы работы, изменять определённые качества, ценности и принципы.
  9. Совершая ошибки, мы учимся, приобретаем важный жизненный опыт и впоследствии развиваемся. Неправильные поступки не говорят об отсутствии способностей или глупости того или иного человека, они лишь показывают, что необходимо получить больше опыта, знаний для достижения успеха.
  10. Жизнь не идёт по «чёткой инструкции», невозможно предугадать исход каждого решения или поступка, важно уметь извлекать всё самое полезное из собственных неудач, исправлять ошибки и продолжать работать над собой и развиваться.

Аргументы

Л. Н. Толстой «Война и мир». Ошибки – неотъемлемая часть жизненного пути, благодаря которой человек развивается и становится только лучше. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» это подтверждает. В начале произведения Андрей Болконский мечтает о славе и общественном признании. Андрей не мог серьёзно относиться к светским беседам, общество равных невероятно наскучило ему. Он мечтал совершить что-то великое, что-то, что сможет помочь ему заслужить уважение и любовь. Основываясь на сформировавшихся жизненных ценностях, молодой князь принял решение отправиться на фронт. На поле боя герою удалось проявить себя как смелого офицера. Даже после приказа отступать он поднял знамя и предпринял попытку воодушевить солдат. Противостояние несметному количеству людей и лошадей, находившихся в ужаснейшей панике, не увенчалось успехом, но показало силу духа Андрея. Болконский был ранен и чудом остался жив. Находясь на грани между жизнью и смертью, Андрей смог переосмыслить свои жизненный ценности. Необходимость совершения великих подвигов сменилась мечтой о спокойной семейной жизни, Болконский осознал ценность самой возможности существовать на Земле. Вернувшись домой, он узнал о смерти супруги и рождении сына. Известие ранило его в самое сердце, он осознал свою вину, но исправить, к сожалению, что-либо уже не смог. Произошедшее изменило Болконского, он стал сознательным и самодостаточным человеком, способным на искренние и глубокие чувства. Ошибки помогли Андрею Болконскому приобрести богатый жизненный опыт, измениться и стать действительно счастливым. Так, ни один человек не способен прожить всю свою жизнь, не совершив ни единой ошибки. Именно неудачи дают людям необходимый опыт, они заставляют личность развиваться.

Л. Н. Толстой «Война и мир». Приобретения опыта путём совершения множества ошибок касается и одного из героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Сложный выбор определения своей главной жизненной цели встал перед Пьером Безуховым. Он получил в наследство огромное состояние, деньги и чин могли помочь ему заниматься тем, чем он только захотел бы. Но герой из-за недостатка опыта совершенно не знал, как ему наиболее правильно распорядиться капиталом. Он легко поддавался манипуляциям окружающих: Пьер согласился на совершенно ненужный и дорогостоящий ремонт имения, сделал предложение руки и сердца Элен Курагиной, хотя совершенно не любил её, раздавал огромные суммы в долг. Безухов постепенно учился и исправлял совершённые ошибки. Поиски смысла жизни привели Пьера в масонскую ложу, а потом и на фронт. Находясь на поле боя, а затем в плену, герой осознал важность доброты, сердечности и мира. Вдруг Пьер понял, что необходимо ценить друзей и близких, радоваться каждому моменту и быть собой. Безухову удалось спастись. Он вернулся домой, стал любящим и заботливым супругом для Наташи Ростовой. Ошибки заставляли Пьера постоянно меняться, испытывать разные эмоции, как положительные, так и отрицательные, все его неудачи в результате преобразовались в богатейший жизненный опыт. Так, никто не должен опасаться совершения ошибок. Неудачи – неотъемлемая часть жизни, они делают человека сильным и уверенным, способствуют развитию его личности.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Проблема необходимости ошибок, как условия получения жизненного опыта, волновала множество писателей. Обращается к ней и Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников – бедный студент, которому не хватало средств на жизнь. Героя произведения измучил вопрос о несправедливости жизни. Он не понимал, почему его мать, сестра и он сам обязаны постоянно думать о работе и деньгах, в то время как кто-то другой располагает огромными богатствами? Родион был одержим своей теорией, согласно которой люди делились на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Родион, конечно, причислял себя именно к первым, считал, что ему принадлежало исключительное право распоряжаться судьбами одних людей. Будучи уверенным в правильности своих утверждений, он совершил преступление: убил и ограбил двух женщин. Воспользоваться взятыми драгоценностями и деньгами он не смог, угрызения совести, страх наказания заставили его признать свою вину. Вместе с Сонечкой Мармеладовой Раскольников отправился в Сибирь, где ему предстояло отсидеть свой срок. Благодаря поддержке Сони Раскольников смог осознать свою ошибку. Он обратился к Богу и отказался от теории. Родион искупил свою вину, а значит, получил шанс на исправление. Однако последствия его ошибки уже не исправить: людей не вернуть. Вот почему далеко не все просчеты полезны и благотворны для развития личности. Некоторые из них чреваты большими проблемами, которые неисправимы.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Жизнь невозможна без ошибок, но для того, чтобы человек смог извлечь опыт из собственных неудач, ему необходимо осознать неправильность своих действий. К сожалению, главный герой произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» не смог вовремя это понять и из раза в раз совершал одни и те же ошибки. Павел Иванович Чичиков с детства усвоил одну простую истину: деньги и положение в обществе – единственное, что важно для человека. Чтобы разбогатеть, мальчику из бедной семьи пришлось серьёзно потрудиться. Он закончил гимназию с лучшими оценками, однако его аттестат был получен не благодаря выдающимся знаниям, а из-за умения находить правильный подход к людям. Получив образование, он устроился на работу. Но и тут продвинуться по службе ему помогли угодничество и лесть, а не особые умения. Чичикову не удалось заработать состояние, будучи чиновником, так как его махинации были раскрыты. На таможне Павлу Ивановичу также не получилось задержаться надолго, ведь о его связях с контрабандистами стало известно начальству. Следующая же работа Чичикова была связана с выкупом «мертвых душ», погибших крестьян, что также не являлось способом достойного заработка. Герой произведения не раз терпел неудачи и начинал свою работу заново. Но Чичиков не понимал, в чем его проблема, продолжал действовать так, как привык, не желая менять подход к достижению цели. Условием получения жизненного опыта и необходимых знаний становится именно осознание своих ошибок, без него можно застрять в замкнутом круге неудач.

А. Н. Островский «Гроза». Проблема совершения ошибок и приобретения жизненного опыта также затрагивается в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Излишняя опека матери, Марфы Игнатьевны Кабановой, оказала негативное влияние на характер ее сына. Тихон, несмотря на свой возраст, боялся перечить деспотичной женщине, предпочитал исполнять все её капризы и молча следовать любым указаниям. Кабаниха оберегала сына от любых неприятностей, не давала ему возможности принимать самостоятельные решения. Марфа Игнатьевна руководила семейной жизнью Тихона и Катерины. Она указывала сыну на то, как нужно вести себя с женой, заставляла его ругать и даже бить Катерину. Тихон любил супругу и не хотел ей вредить, но идти против воли матери он не мог. Герой произведения не обладал качествами настоящего мужчины, он – «маменькин сынок», который за свою жизнь не совершил ни единой ошибки благодаря чрезмерной опеке мамы. Тихон не обладал жизненным опытом, единственное, чему он всё-таки научился – это беспрекословно следовать советам Кабанихи, не желая ничего менять. Ошибки и приобретаемый с их помощью жизненный опыт играют важнейшую роль в формировании личности. Люди не должны бояться неудач и постоянно следовать чьим-то указаниям, им необходимо учиться на своих ошибках и меняться к лучшему.

И. С. Тургенев «Отцы и дети». Тема совершения ошибок и приобретения жизненного опыта затрагивается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой – нигилист, Евгений придавал значение лишь науке. Искусство казалось ему лишь тратой драгоценного времени, бессмысленным занятием. Конечно, в отрицании любви и других важных человеческих чувств и эмоций заключалась главная ошибка Евгения. Ни одному человеку не под силу прожить без любви, и самому Базарову пришлось в этом убедиться. Встреча с Одинцовой вынудила Евгения пересмотреть свои жизненные ценности. Даже устоявшиеся принципы поддались влиянию невероятно сильных и глубоких чувств Евгения. Переборов себя, он смог даже признаться Одинцовой в любви, но женщина не смогла ответить ему взаимностью. Базарову пришлось смириться с отказом и вернуться к прежней жизни. Он продолжил работать, но из-за неосторожности герой романа получил инфекцию. Во время тяжёлой болезни Евгений осознал, насколько он был глуп, когда не придавал значения важнейшим человеческим чувствам. К сожалению, Базаров умер, и исправить уже ничего не смог. Так, ошибки действительно помогают человеку приобрести жизненный опыт, способствуют обогащению и развитию его внутреннего мира. Но необходимо вовремя осознать неправильность своих действий и успеть всё исправить, иначе может быть слишком поздно.

И. А. Гончаров «Обломов». Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Именно такое поведение было характерно для главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов». С детства многочисленные слуги оберегали Илюшу Обломова от всевозможных травм, оплошностей и случайностей. Илье была запрещено выходить за границы имения, ему разрешалось пропускать школу по поводу и без всяких веских причин. Ребенок даже не мог надеть носки, ему не давали сделать хоть что-нибудь самому. Отсутствие возможности узнавать что-то новое повлияло на формирование характера Обломова. Илья Ильич абсолютно ничем не интересовался, был безразличен к новостям, литературе, общению с другими людьми. Практически всю свою жизнь он провёл на диване. Обломов практически ничем не занимался, он лишь размышлял о будущем. Конечно, любовь к Ольге Сергеевне на время смогла повлиять на его жизнь. Он изменился, но, столкнувшись с финансовыми трудностями, необходимостью принимать важные и ответственные решения, Обломов вернулся к прежнему состоянию и отказался от надежд на семейную жизнь с Ольгой. Обломов доверил непроверенному человеку управление Обломовкой и был обманут. Если бы не помощь верного друга Штольца, Обломов так бы и остался жить в нищете. Доверие первому встречному, боязнь перед трудностями говорят лишь о том, что Илья Ильич не обладал достаточным жизненным опытом, он не мог представить себе, что люди способны на такие поступки. Так, ошибки важны для каждого человека. Необходимо учиться на неудачах и приобретать жизненный опыт. Отсутствие неправильных действий говорит лишь о недостатке у личности интереса к жизни, а не о его выдающихся знаниях.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Приобретаемый опыт оказывает решающее влияние на формирование характера личности. Тяжелейшие жизненные обстоятельства повлияли на внутренний мир главного героя произведения Б. Н. Полевого «Повесть о настоящему человеке». Во время Великой Отечественной войны Алексей Мересьев был лётчиком. Его самолёт был сбили. Мересьев оказался совершенно один в лесу. Множественные травмы, страх и отсутствие надежды на чью-либо помощь не позволили Алексею сдаться. Он преодолел огромнейшее расстояние и добрался до населённого пункта, где нашёл помощь. В больнице было принято решение об ампутации ног. Необходимость научиться ходить на протезах стало очередным испытанием Мересьева, с которым он успешно справился. Несмотря на все сложности, Алексею удалось заново сесть в кабину пилота и принять участие в новых воздушных боях. Все пройденные испытания наделили Алексея Мересьева богатейшим жизненным опытом, заставили его проявить силу духа, смелость и решительность. Так, опыт – это особая важная составляющая жизни человека. Все пройденные трудности, неудачи и успехи сказываются на характере личности, заставляют ее развиваться и меняться.

М. А. Булгаков «Собачье сердце». Главному герою повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» было необходимо осознать свою ошибку, исправить её и сделать правильный вывод. Филипп Филиппович Преображенский – выдающийся хирург, проводящий гениальные операции по пересадке различных органов животных в тело человека. Профессору удалось провести удивительнейший эксперимент: он превратил собаку в человека. Пёс Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Операцию можно было бы считать успешной, но Полиграф оказался совершенно безнравственным человеком. Он ругался, недостойно обращался с девушками, неуважительно относился к профессору и хотел отнять у него жилье. Терпение Преображенского исчерпалось, когда Шариков написал на него заявление в милицию. Филипп Филиппович провёл обратную операцию, в результате которой мужчина снова стал псом. Профессору удалось вовремя осознать совершённую ошибку и исправить ее. Он понял, что как бы сильно ни было стремление людей к развитию общества, прогресс, лишённый нравственности, несёт лишь гибель. Так, ошибки – неотъемлемая часть жизни человека, именно они способствуют развитию личности. Но лишь правильные выводы, сделанные на основе неудач, являются необходимым условием приобретения жизненного опыта.

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Главный герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» совершил ошибку, но смог признать свою вину и извиниться. Персонаж – сирота, он рос вместе с бабушкой, Екатериной Петровной, и дедушкой. Мальчик получил задание насобирать в корзину ягод, для того чтобы Екатерина Петровна могла продать их на рынке и купить ему пряник в виде лошадки. Лакомство было заветной мечтой Вити, поэтому, конечно, он с радостью согласился помочь. Герой произведения насобирал достаточное количество ягод, но поддался провокациям других мальчишек и вступил в драку. Часть ягод была раздавлено, а всё остальное – съедено. Заново собрать все ягоды Витя уже бы не успел, поэтому он решил пойти на обман. Мальчик нарвал травы, положил ее на дно корзины, а сверху прикрыл ягодами. Бабушка ничего не заметила и отвезла землянику на рынок. Уже зная о проступке внука, Екатерина Петровна вернулась домой. Конечно, она разозлилась. Самого мальчика мучали угрызения совести, он не смог спокойно уснуть, постоянно винил себя. Благодаря поддержке дедушки, он смог найти в себе силы попросить прощения. Конечно, бабушка простила внука и всё-таки отдала ему желанный пряник. Герой смог извлечь урок из совершённой ошибки. Поняв, насколько неприятно чувство вины, он больше никогда не решался на обман. Так, ошибки – важная часть жизни каждого, именно они помогают приобрести необходимый жизненный опыт.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Ошибался и главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В деревне он познакомился с Владимиром Ленским, общение с которым помогло скрасить скучные будни. Владимир и Евгений любили спорить, обсуждать насущные проблемы, делиться собственными точками зрения. Онегин знал о трепетном отношении Ленского к Ольге Лариной. Но он намеренно уделял девушке всё своё внимание. Конечно, поведение товарища стало причиной ревности Ленского. Владимир вызвал Евгения на дуэль. Мысль о предстоящем сражении не позволяла Евгению спокойно спать, он не хотел стреляться, но отказаться он не мог, ведь тогда общество сочло бы его трусом. Битва между Ленским и Онегиным всё-таки состоялась, Евгению удалось одержать победу. Совершённый поступок – огромнейшая ошибка, которую, к сожалению, исправить было невозможно. Несмотря на свою образованность, начитанность и манеры, Евгений был чрезвычайно зависим от общественного мнения. Он не мог себе позволить показаться слабым, именно поэтому Онегин предпочёл поступить так, как от него ожидали окружающие. Герой романа мог бы предотвратить трагедию, но из-за собственной трусости и гордыни совершил настоящее преступление. Так, ошибки одного человека способны нанести вред не только самой личности, но и окружающим. Необходимо уметь осознавать то, когда действия действительно неправильны. Важно вовремя исправлять содеянное, уметь признавать свою вину, лишь тогда человек сможет делать свой жизненный опыт богаче.

Также у нас есть аргументы о жизненном опыте.

­­Люди признавая свои ошибки, учатся на них, приобретают жизненный опыт. Если не признавать свои ошибки, то как они могут помогать? Никак. Если человек, будет считать, что плохое произошло ни по его вине, зачем исправляться. Не признание ошибок ведет человека к деградации, он не движется дальше. Признавая ошибки, человек меняется в лучшую сторону.

Хороший пример – это повесть «Собачье сердце». Шариков, перенял от Швондера, глупость, хамство, глупость, так невеждой и остался. Профессор не смог помочь, Полиграфу стать культурным человеком. Полиграф не признавал своих ошибок, замечания профессора. Преображенский часто рассказывал Шарикову, как нужно вести себя в обществе. Но герой не хотел признавать, что он не прав. Непризнание ошибок обернулось для Шарикова полным моральным разложением. Он стал снова животным.

Вывод: для развития себя как личности, просто необходимо признавать ошибки. Не признав свои ошибки, человек будет наступать опять на те же самые грабли.

Пример сочинения 1

Всегда ли нужно признавать свои ошибки? Пожалуй, да. Именно это качество в человеке особо ценится в современном обществе. Тот, кто умеет разбираться в себе, кто может анализировать своё поведение и практическую деятельность, в будущем будет успешен и востребован.

Признавать свои ошибки порой бывает стыдно, неудобно, иногда даже противно. Но именно это помогает лучше понимать себя, а как следствие — окружающих.

Самопознание и самосознание — очень важные аспекты жизни личности. С их помощью человек находит своё место в этом мире, начинает осознавать потребности, мотивы поведения и психологические установки.

Принятие себя — как одна из частей самосознания, кроме всего прочего включает в себя осознание собственных неудач, то есть, признание ошибок.

Именно тот человек, который не просто увидит свой промах, а действительно его признает и исправит, очень ценен и важен в социуме. Сильный и уверенный в себе лидер никогда не позволит себе не признавать ошибок, потому как именно за это в дальнейшем придётся серьёзно заплатить.

Ошибаться свойственно каждому, и это не страшно. Бывают разные оплошности, но самое главное — уметь их видеть, не игнорировать, а исправлять. Принимать критику, переступать свою гордыню и упрямство — удел успешных и счастливых людей.

В народной мудрости существует одно очень хорошее изречение: «На ошибках учатся». И оно как нельзя лучше характеризует тот факт, что признавать свои ошибки необходимо каждому. С очередным промахом человек накапливает тот бесценный жизненный опыт, который он не достанет ни из учебников, ни из интернета.

Один раз поступив неправильно, в будущем мы уже не будем повторять этого.

Проанализировав случай, поняв, что мы не правы, что поступить надо было совершенно по-другому, в следующий раз будем оценивать ситуацию не только с позиции события, но и с высоты накопленного предыдущим ошибками опыта, тем самым оградив себя от нежелательного повторного провала.

Наверное, многие слышали историю от своих бабушек и дедушек, как они зимой, в сорокаградусный мороз, примерзали к железным балкам или каким-то сооружениям из металла? Ни у кого ведь не возникало острое желание подойти, от души лизнув эту самую конструкцию, прилипнуть и до конца зимы стоять с языком наружу, ожидая долгожданного спасения? Именно признание ошибки нашим старшим поколением спасает нас от позорного приклеивания к столбу. Если бы они решили скрыть этот унизительный факт, не делились своим опытом, а то и вовсе не поняли, что поступили опрометчиво и глупо, мы бы никогда не узнали, что бывает в таком случае, и наверняка кто-то точно бы попробовал такую занимательную деятельность.

Признание ошибок, принятие ответственности за своё действие — очень важный шаг на пути к самосовершенствованию. Научившись разбираться в своих действиях, человек сможет лучше понимать себя и весь мир, который его окружает.

Каждый имеет право на ошибку.


Пример сочинения 2

Меня часто спрашиваю о том с чего начать саморазвитие и
самосовершенствование. И вот, хотелось бы рассказать об одной вещи, с
которой неплохо было бы начать изменение себя в лучшую сторону.

Сегодня
я отправляла несколько заказных писем по работе. И побывала в таком
«чудесном» месте, как «Почта России». Почему «чудесном»? А потому, что
ни один мой поход туда не проходит без каких-либо впечатлений.

Так
вот. Я вытянула «номерок» электронной очереди, стою, жду. Слышу, как
объявляют номер 186. Никто не подходит в окно, которое вызывает по этому
номеру. Ну, окей, может человек не захотел стоять и уже ушел. Объявляют
другой номер, третий, пятый и т.д. Тут женщина, которая сидела рядом со
мной, вскакивает и бежит разбираться с девушкой, работающей в окне.
Говорит: «Мой номер не объявляли, у меня 186-ой!» Девушка культурно
объясняет, что номер был объявлен, а женщина, по всей видимости,
пропустила этот момент. На что женщина возмутилась: «Ну я же не глухая!»
Девушка, конечно, промолчала. Но у меня от таких дамочек чувство
справедливости чрезмерно обостряется. Смотреть смешно и тошно
одновременно.

Почему бы не признать свою ошибку?! Не сказать: «
да, сидела, задумалась, отвлеклась, затупила, оглохла» (ну или какие там
ещё могут быть причины). Но большинству людей очень сложно признать,
что он человек-косяк. Все вокруг косячные, а он золотце ненаглядное. Ну
не бывает золотых. Все мы периодически тупим, отвлекаемся, падаем и
спотыкаемся, проливаем на белоснежную скатерть красное вино, не слышим,
как звонит наш телефон и т.д. Но почему же так сложно извиниться,
признать свои недостатки?!

Наверное, для вас не станет секретом,
если я скажу, что признание своих ошибок – это путь к саморазвитию и
самосовершенствованию. Более того, принимая себя такими (не всезнайками,
неуклюжими, наивными и доверчивыми и т.п.) мы сохраняем своё
психологическое здоровье, не загоняем себя в комплексы и чувствуем себя
уверенно при общении с кем угодно и в любой обстановке.

А вот
отказ от собственных ошибок приводит к тому, что человек, как личность,
топчется на месте и не имеет малейшего шанса к развитию полезных навыков
и качеств.

Всё, что я сейчас написала, относится не только к
«карьерной» части жизни. В личных отношениях то же самое. Важно
признавать, что ты делал плохо близким людям. Не нужно думать, что если
человек твоя семья, то он всё стерпит и можно не извиняться, и
изворачиваться во вранье по полной, чтобы скрыть свои ошибки. Перед
близкими и дорогими людьми особенно важно проговорить всё, в чем ты был
не прав, извиниться и, естественно, не возвращаться к старым ошибкам.

Ну
и напоследок, могу сказать, что лично у меня, люди, которые могут
посреди спора признать свою неправоту – вызывают огромное уважение и
симпатию. Не люблю тех, кто спорит до последнего, хотя всем уже понятно,
что человек ошибается. Думаю, я такая не одна.


Пример сочинения с аргументами

Мальчик из рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» случайно совместил рыбалку с охотой. Возвращаясь после ловли рыбы, он заметил птицу. Рассказчик погнался за ней, а она не смогла улететь или убежать, потому что была ранена. Внезапно героя охватил охотничий азарт, он стал хлестать птицу удилищем и убил. Когда возбуждение прошло, мальчик сразу раскаялся в своем поступке. Птицу он помнил всю жизнь, вина преследовала его. Таких негативных последствий можно избежать, не совершая необдуманных поступков.

Дуня, героиня повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», тайно сбежала с проезжим офицером из дома, где жила с отцом, Самсоном Выриным. Безлюдная станция сменилась на столицу, отец стал не нужен, блудная дочь забыла о нем. А Вырин переживал: сначала слег в горячке, потом пешком пошел в Петербург, а когда оттуда прогнали, стал угрюмым и неразговорчивым до конца жизни. А конец был уже близок, вскоре смотритель умер. Дуня увидела только его могилу, и тогда раскаялась в своем опрометчивом поступке и в том, что не подумала о чувствах самого близкого человека.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Или же в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Юная и мечтательная Татьяна проникается любовью к главному герою, и со временем, после недолгого вынашивания томительного чувства в груди, отправляет Евгению письмо-откровение, где признается ему в любви. Но Онегин не отвечает девушке взаимностью и отвергает чувства Татьяны. Однако проходит время и всё меняется. Главного героя осеняет осознание любви, и он спешит рассказать возлюбленной о пришедшей взаимности. Правда, к сожалению, девушка уже замужем, хоть и любит до сих пор Евгения, но не может ответить ему взаимностью, чтобы не предавать мужа, которого глубоко уважает. Онегин остается ни с чем, кроме чувства раскаяния за то, что испугался и несерьезно отнёсся к признанию девушки. Раскаяние позволяет ему осознать всю глубину собственного заблуждения.

Мальчик, герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», совершил нечестный поступок. Вместо того, чтобы набрать лукошко ягод для бабушки на продажу, мальчик ушел с друзьями купаться. Вместо ягод наученный приятелями рассказчик положил траву, а земляникой только прикрыл листья. А потом еще украл у бабушки калач. Обман обнаружился уже во время продажи, пожилая женщина оказалась в положении обманщицы. А внука стала мучать совесть, он не мог спать, долго переживал, но боялся гнева бабушки, а потому скрывался от нее. Но рассказчик смог преодолеть страх и извиниться, за это был вознагражден прощением.

Оксана, героиня повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», играла своими поклонниками, потому молодые люди быстро охладевали к ней, несмотря на красоту. А кузнец Вакула не оставлял попыток добиться расположения девушки. Но и над ним Оксана смеялась и издевалась. Однажды кузнец не выдержал и ушел, пригрозив самоубийством. Героиня испугалась потери Вакулы навсегда, за время его отсутствия ее сердце наполнилось раскаянием, она плакала и мечтала все исправить. Кузнец оказался жив, а сама Оксана влюбилась в него без памяти. Раскаяние очистило героиню от ветрености и высокомерия.

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». В данной повести главные герои — влюбленная пара. Она — юная и красивая крестьянка, а он — молодой, статный дворянин. С самого начала произведения можно заметить, что эти отношения обречены на расставание, и Эраст это также понимает, но не может совладать с собой, и отдается порыву страсти. В то время как Лиза очень мечтательна и наивна, у неё и мысли нет о том, что этот тандем не навсегда. И когда «всё хорошее когда-нибудь заканчивается», и молодой человек уезжает, девушка очень страдает и мучается. Вскоре она узнает, что её возлюбленный планирует жениться на богатой вдове. Не в силах справиться с обидой первой любви, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст будет раскаиваться и винить себя до конца своих дней.

Н. Н., герой повести И. С. Тургенева «Ася», упустил свое счастье. Между ним и девушкой Асей вспыхнули чувства. Для нее это было ново и удивительно, она отдалась любви со всем пылом. Зато Н. Н. испугался этих отношений, оттолкнул Асю. Он почти сразу раскаялся в своем поступке, мучился и переживал, поэтому решил на следующий день все исправить и сделать предложение девушке. Но было слишком поздно, она вместе со своим братом уехала. Раскаяние и горечь преследовали героя всю жизнь, ведь уже ничего нельзя было исправить.

Раскаяние Насти, героини рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», осядет вечным грузом на ее сердце. Она уехала из дома, углубилась в собственные дела и совершенно забыла пожилую мать Катерину Петровну. А та всегда помнила о дочери, ждала ее. Но Настя не приезжала, даже письма не успевала прочесть. Так она пропустила болезнь матери, не успела попрощаться с Катериной Петровной перед смертью. Настю настигло вечное и неизбывное раскаяние, но, может быть, именно оно научит ее ценить и любить свою будущую семью.

В.М. Шукшин, «Калина красная». Главный герой, связавшись в свое время не с той компаний, раскаивается перед своей матерью, которой принес много горя и бед. Из-за криминального прошлого и его отголосков жизнь семьи идет под откос, и одинокая мать уже не надеется встретить своего ребенка. Мамино сердце не выдерживает ударов судьбы и чахнет в одиночестве. Именно поэтому молодой человек берется за ум, отказ

Гоголя «Ночь перед Рождеством», играла своими поклонниками, потому молодые люди быстро охладевали к ней, несмотря на красоту. А кузнец Вакула не оставлял попыток добиться расположения девушки. Но и над ним Оксана смеялась и издевалась. Однажды кузнец не выдержал и ушел, пригрозив самоубийством. Героиня испугалась потери Вакулы навсегда, за время его отсутствия ее сердце наполнилось раскаянием, она плакала и мечтала все исправить. Кузнец оказался жив, а сама Оксана влюбилась в него без памяти. Раскаяние очистило героиню от ветрености и высокомерия.

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». В данной повести главные герои — влюбленная пара. Она — юная и красивая крестьянка, а он — молодой, статный дворянин. С самого начала произведения можно заметить, что эти отношения обречены на расставание, и Эраст это также понимает, но не может совладать с собой, и отдается порыву страсти. В то время как Лиза очень мечтательна и наивна, у неё и мысли нет о том, что этот тандем не навсегда. И когда «всё хорошее когда-нибудь заканчивается», и молодой человек уезжает, девушка очень страдает и мучается. Вскоре она узнает, что её возлюбленный планирует жениться на богатой вдове. Не в силах справиться с обидой первой любви, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст будет раскаиваться и винить себя до конца своих дней.

Н. Н., герой повести И. С. Тургенева «Ася», упустил свое счастье. Между ним и девушкой Асей вспыхнули чувства. Для нее это было ново и удивительно, она отдалась любви со всем пылом. Зато Н. Н. испугался этих отношений, оттолкнул Асю. Он почти сразу раскаялся в своем поступке, мучился и переживал, поэтому решил на следующий день все исправить и сделать предложение девушке. Но было слишком поздно, она вместе со своим братом уехала. Раскаяние и горечь преследовали героя всю жизнь, ведь уже ничего нельзя было исправить.

Раскаяние Насти, героини рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», осядет вечным грузом на ее сердце. Она уехала из дома, углубилась в собственные дела и совершенно забыла пожилую мать Катерину Петровну. А та всегда помнила о дочери, ждала ее. Но Настя не приезжала, даже письма не успевала прочесть. Так она пропустила болезнь матери, не успела попрощаться с Катериной Петровной перед смертью. Настю настигло вечное и неизбывное раскаяние, но, может быть, именно оно научит ее ценить и любить свою будущую семью.

В.М. Шукшин, «Калина красная». Главный герой, связавшись в свое время не с той компаний, раскаивается перед своей матерью, которой принес много горя и бед. Из-за криминального прошлого и его отголосков жизнь семьи идет под откос, и одинокая мать уже не надеется встретить своего ребенка. Мамино сердце не выдерживает ударов судьбы и чахнет в одиночестве. Именно поэтому молодой человек берется за ум, отказывает в делах своим старым дружкам и встает на истинный путь правильной жизни. Его раскаяние — начало исправления. Без этого осознания он никогда бы не изменился к лучшему.

Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», долго не мог прийти к раскаянию. Он совершил убийство, им руководило отчаяние от бедности, а также желание проверить теорию сверхчеловека. Герой сразу понял ошибочность этого поступка, но долго не мог признать свою вину, поэтому почти сошел с ума. Только встреча с Соней постепенно привела Родиона к раскаянию, а потом к вере и очищению. Раскаяние стало спасением для героя.


Пример сочинения 4

Раскаяние — это мучительное ощущение собственной несправедливости. Оно
возникает тогда, когда люди совершают ошибки и признают их. Это качество
очень важно, потому что способствует саморазвитию, ведь признание вины —
это шаг к исправлению.

О целебных свойствах раскаяния писал В.П.
Крапивин. Его герой должен был участвовать в коллективном избиении
мальчика, в вине которого были сомнения. Кто-то наябедничал на Рогозина и
Нохрю, и все решили, что сделал это Юрка Турунов, но он упорно не
признавал себя доносчиком. Тем не менее, Блескунов, лидер класса,
постановил: «Завтра после уроков Турунчика будем бить». Рассказчик хотел
и боялся этого «завтра». Но в решающий час экзекуции помешали
старшеклассники. Главный герой был рад тому, что не успел нанести удар:
«С меня словно сваливалась грязная корка» (предложение 70). Раскаяние
послужило важным жизненным уроком для него и стимулом к
самосовершенствованию.

Не менее интересный пример, иллюстрирующий
необходимость раскаяния, является произведение В. Астафьева
«Царь-рыба». Игнатьич занимался нелегальным промыслом, и вот ему на
крючки попался огромный осетр — ценная рыба. Он понимал, что ему не
справиться с нею, но из жадности не захотел звать на помощь брата или
односельчан. Ему не хотелось делить добычу. В итоге сильная рыба
перевернула рыбака и увлекала его на дно. Он едва не погиб. В те минуты
он понял, что жил скверно и думал лишь о наживе, в то время как
стремление к ней его губит. Он отпустил рыбу и оставил в прошлом свою
жадность и распрю с братом. Раскаяние помогло ему определиться с
правильными приоритетами.

Таким образом, раскаяние — это своеобразный фильтр души, который помогает вытащить из нее все то, что мешает ей стать лучше.

Раскаяние
не раз помогало моим друзьям победить свои пороки. Так, моя подруга в
какой-то момент забросила учебу и увлеклась съемкой фото и видео. Она
думала, что образование на этом пути ей не понадобится. В итоге школу
пришлось оставить, но долгожданный успех на просторах сети так и не
пришел. Со временем она поняла, что ей нечем заинтересовать зрителей. Ни
опыта, ни знаний у нее не было. Раскаявшись в легкомыслии, она решила
продолжить обучение.

Когда произошла революция 1917 года, многие
деятели искусства восприняли ее с энтузиазмом. Александр Блок тоже был
рад и сочинил в честь переворота поэму «Двенадцать». Однако вскоре поэт
увидел подлинное лицо этого исторического процесса: свобода обернулась
диктатурой. Он эмигрировал и раскаялся в том, что написал в поэме. Перед
смертью он просил уничтожить все ее экземпляры. Так, сознание
собственной ошибки помогло А. Блоку верно оценить произошедшие перемены.


Пример сочинения 5

Любая ошибка ценна тем, что она служит для получения опыта. Однако если ее не признать, как она поможет? Никак. Человек не примет ее к сведению, ведь, по его мнению, плохие последствия произошли явно не о его вине, значит, и меняться не стоит. Исправлять нужно то, что неправильно, а если никакой ошибки нет, то нечего и думать о переменах. Таким образом, непризнание ошибок грозит деградацией или застоем, так как развитие невозможно без накопления опыта и соответствующего движения вперед. А вот признание ошибок дает человеку мощный стимул меняться к лучшему.

Литература богата примерами человеческих ошибок, признанных и принесших людям прозрение и развитие. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный был грубым, глупым и упорствующим в своем невежестве советским гражданином. Он не анализировал и не подвергал сомнению то, что ему внушали, поэтому стал тем, кем его хотели видеть более хитрые и приспособленные к жизни соратники. Его главная ошибка заключалась в нежелании думать самостоятельно и критически мыслить. Позиция ведомого и простодушного пса на цепи у авторитарного государства довела его до того, что те, чьи интересы он отстаивал, заперли его в сумасшедшем доме. После знакомства с Мастером герой осознал, что жил и творил не так, как стоило бы. У него появились свои мысли, свое мнение и свой ум, с помощью которых он уже мог отличить талантливое от бездарного и доброе от злого. А все это стало возможно лишь потому, что он признал свою ошибку.

Противоположный пример можно найти в повести Булгакова «Собачье сердце». Шариков, усвоивший глупость, грубость и хамство от своего идейного учителя Швондера, так и остался невеждой и грубияном. К сожалению, ему ничем не мог помочь профессор, ведь сам то Полиграф не признавал тех ошибок, которые допускал. Сколько бы Преображенский не говорил ему о том, как нужно себя вести в обществе, герой не воспринимал эти замечания и продолжал упорствовать в своих заблуждениях. Непризнание ошибок привело его к полному моральному разложению, поэтому профессор превратил его обратно в животное.

Я думаю, самокритичность — необходимое качество для развития личности. Человек должен знать, что ему исправить, чтобы стать лучше, а если он не осознает, что совершил ошибку, он не узнает этого и совершит ее еще раз. Многие люди, чей путь полон неудач, не умеют этого делать и всю жизнь проводят в ослеплении.

(479 слов) Человеку необходимо помнить о том, какие ошибки он совершил на своем пути. Только так он сможет развиваться и учиться на своем негативном опыте. Боль становится лучшим наставником, который своей строгостью дисциплинирует волю и ум личности. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» есть героиня, которая едва не сошла с ума, думая о своей ошибке. Наташа изменила жениху, которого любила, и была обманута соблазнителем. Анатоль Курагин не любил героиню по-настоящему, в отличие от Андрея Болконского. Более того, он был женат и подл лгал Наташе, обещая отдать ей руку и сердце. Но родители не позволили бы девушке разорвать помолвку и уехать с Анатолем, который был известен своим легкомыслием и трудным финансовым положением. Тогда Наташа согласилась на план Анатоля — побег. Соне, узнавшей об этом, едва удалось помешать беглянке опорочить себя окончательно. Марья Дмитриевна устроила засаду на Анатоля и закрыла Наташу в комнате. После этого инцидента несчастная девушка узнала об истинном своем положении: Анатоль был женат, а все это время он и его сестра лишь лгали ей. После неудачного побега по городу расползлись слухи, порочащие честь Ростовой. Теперь Наташа была опозорена и лишена шанса на выгодный брак. Осознав масштабы случившегося, героиня едва не умерла от истощения и тоски. Были моменты, когда ей не хотелось жить дальше. Казалось бы, в ее состоянии было вредно думать об ошибках, если эти думы так болезненны. Но именно осознание своей вины помогло девушке переломить себя и стать серьезнее. Благодаря этому Наташа избавилась от инфантильности и легкомыслия. Она стала преданной женой и матерью семейства, смыв пятно позора. Вот почему человек не должен забывать ошибки: они дают ему повод задуматься о себе и исправить недостатки.

Значение ошибок и работы над ними не стоит преуменьшать и на глобальном уровне. Это доказал Дж. Оруэлл в романе «1984». Если мы забываем прошлое, то ничто не мешает нам наступить на его грабли в настоящем. Поэтому в основе тоталитарного устройства нового мира лежит забвение истории. Правительство содержит целое министерство, в обязанности которого входит искажение реальных событий и фактов. Главный герой, Уинстон Смит, переписывает старые новости, постоянно меняя внешних врагов и союзников Океании местами, чтобы люди не могли проанализировать эти данные и открыть страшную истину: бесконечная война выгодна правительствам всех трех государств и проходит в виде спектакля, где действующие лица постоянно меняются. Предлог вооруженного нападения нужен для того, чтобы ужесточать законы и держать народ в нищете и невежестве. Люди не задают лишних вопросов, когда напуганы и голодны, и единственное их спасение от порабощения и смерти находится в «сильной руке». Отсутствие работы над историческими ошибками сделало войну в произведении вечной: события повторяются постоянно из-за того, что никто не искореняет недостатки прошлого.

Таким образом, только работа над ошибками помогает человеку развиваться полноценно. Зная о своих недочетах и думая о них, мы уже исправляем проблему, набираясь опыта для новой схватки с судьбой. Нужно учитывать все свои болезненные попытки добиться желаемого, чтобы не повторять то, что не приносит результата, и не тратить время понапрасну.

Жизнь каждого человека состоит из череды выборов. Они происходят постоянно: прочитать книгу или нет, начать новое дело или не стоит. Даже в детстве нас преследуют выбор: какую игрушку взять в детский сад, какие предметы нравятся больше или меньше. И каждый выбор, сделанный человеком, будь то совсем маленький и, казалось бы, ничего не решающий, или большой и важный, может сильно повлиять на жизнь, изменить её. И, зачастую, человек не думает о своём выборе, вследствие чего совершает какую-либо ошибку. И, вспоминая об этой ошибке, человеку становится неприятно, это ему причиняет боль. Если человек не будет думать о всех своих совершённых ошибках, жизнь его может вовсе не сложиться. Именно умение анализировать свои ошибки и исправлять их является особенностью сильного человека, имеющего стремление меняться и становиться лучше.

Перефразировать абзац

Хорошим примером служит произведение И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой рассказа не имеет даже имени. «Господин» – так называют его все окружающие. Да, он действительно пока господин в этой жизни. Герой работает, копит деньги, приумножает своё состояние. И вот он достиг того социального уровня, о котором мечтал, и решил отдохнуть. «До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но всё же, возлагая все надежды на будущее». А оказалось, что жизнь-то уже прожита, что ему остались буквально считанные минуты на этой земле.

Перефразировать абзац

Господин думал, что только начинает жить, а оказалось, что он её уже закончил. И путь, который был пройден им, оказался ложным, а поставленные цели – ошибочными. Он вёл неправильный образ жизни, почти на каждом шагу совершая какие-либо ошибки, и вовсе не думал о том, чтобы их исправить. И итог всего пройденного пути героя – смерть, которая равнодушно воспринимается всеми окружающими его людьми. Как человек, как личность он никого не интересовал, а если даже к нему кто-то проявлял любопытство, так это только потому, что в кармане у него всегда имелись деньги. Такой путь ждёт каждого, если он не осознает своих ошибок, не проанализирует их и не попытается исправить.

Перефразировать абзац

В качестве следующего примера хочется привести произведение М. Горького «Старуха Изергиль». Героиня рассказа имела большой опыт в любовных приключениях, так как умела очаровывать мужчин. Вся её жизнь – череда сплошных историй влюблённости и расставаний. Для неё любовь – это, прежде всего, эгоистическое наслаждение, которым она злоупотребляла. Дама часто влюблялась, а когда любовь пропадала, то человек как бы умирал для нее. Весь этот опыт не принёс старухе никакого счастья и, в конце своей жизни, она осталась одинокой. Да, человеку свойственно допускать ошибки. Однако Изергиль так легко их совершала, так быстро забывала очередного возлюбленного… И эти ошибки привели её к тому, что счастье, которое так долго искала, потерялось навсегда. А всё потому, что не думала о своих ошибках, а просто продолжала жить, как ни в чём не бывало.

Перефразировать абзац

Таким образом, можно сделать вывод, что вся жизнь – череда принятых решений, от которых зависит будущее человека. И если, совершив ошибку, человек не думает о том, как её исправить, то он прежде всего подставляет самого себя, пуская свою жизнь под откос.

Перефразировать абзац

Оценка: 5

(497 слов)

Несомненно, все мы делаем ошибки в нашей жизни. Но как мы относимся к своим ошибкам и как извлекаем уроки из них, имеет огромное значение для нашего личностного и профессионального роста. В этом эссе я хотел бы рассмотреть, почему “на ошибках учатся” и каким образом происходит процесс извлечения уроков из ошибок.

С одной стороны, ошибки могут вызывать негативные эмоции и чувство стыда. Однако, если мы научимся относиться к ним как к возможности учиться, то они могут стать нашими лучшими учителями. Во-первых, ошибка может помочь нам осознать наши слабые места и недостатки. Если мы никогда не совершаем ошибки, то мы, возможно, не замечаем этих недостатков, и не можем работать над их улучшением. Во-вторых, наши ошибки могут дать нам ценный опыт и знания, которые могут пригодиться нам в будущем. Например, если мы совершаем ошибку в работе, мы можем вынести из этого опыта урок и в будущем избежать подобных ошибок.

Однако, чтобы извлечь урок из своих ошибок, необходимо пройти через несколько этапов. Во-первых, нужно признать свою ошибку и не оправдываться перед собой или другими. Во-вторых, нужно анализировать причины ошибки. Почему она произошла? Какие факторы способствовали ее возникновению? Это поможет нам понять, что нужно делать по-другому в будущем, чтобы избежать подобных ситуаций. В-третьих, нужно действовать на основе полученных знаний и опыта. Нельзя останавливаться на уровне анализа, нужно применять полученные знания на практике.

Важно понимать, что учеба на своих ошибках – это процесс, который требует времени и усилий. Не всегда с первого раза удается извлечь правильные уроки и избежать подобных ошибок в будущем. Но это не повод отчаиваться или сдаваться. Нужно продолжать работать над собой, развиваться и улучшать свои навыки и знания.

Умение учиться на своих ошибках является важным навыком во многих сферах жизни. Например, в работе, учебе, личной жизни. Те, кто умеет анализировать свои ошибки и извлекать уроки, часто достигают большего успеха в своей деятельности и жизни в целом. Они более гибкие, адаптивные и способны быстро реагировать на изменения и трудности.

В заключении, можно сказать, что “на ошибках учатся” – это не просто пустые слова, а действительно важный принцип, который помогает нам развиваться и расти. Не стоит бояться совершать ошибки, важно уметь относиться к ним как к возможности учиться и расти. Анализировать свои ошибки, извлекать уроки и применять полученные знания на практике – вот ключевые шаги, которые помогут нам стать лучше и достигнуть большего в жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нужно ли уметь признавать свои ошибки 10 предложений
  • О мои глаза сколько здесь ошибок
  • Ныне живущих ошибка
  • Нужно ли сбрасывать ошибку после замены лямбда
  • О моей автобиографии я уже рассказывал лексическая ошибка