Нужно ли признавать свои ошибки на работе

Все знают, что признание собственных ошибок и принятие ответственности – единственно возможный способ развития и поддержания здоровых отношений с окружающими. Тогда почему же нам так хочется съюлить, «отделаться» от ошибки, почему мы так усердно пытаемся от нее дистанцироваться (это не я – это кто-то другой)? И что же с этим делать?

Почему мы не хотим признавать ошибки?

Лишь в некоторых случаях бывает, что человек попросту не осознает свои действия. Но в большинстве ситуаций мы знаем, что допустили ошибку, но все равно пытаемся выкрутиться.

Дело в том, что правота создает почву для гордости собой. А гордость помогает стать увереннее в своих силах, поверить в себя. Конечно, никому не нравится терять это ощущение, понимать, что это самообман, поскольку возникает серьезная угроза тому, как мы себя видим. Да и ощущения, сопровождающие непризнание ошибки (стыд, вина, страх разоблачения, паника от того, что Вы не знаете, как поступить), – это такое себе удовольствие. Поэтому нам проще до последнего не признавать свою вину или «спихнуть» все на кого-то другого – психологи называют это гиперкомпенсацией. Гиперкомпенсация нужна для того, чтобы устранить когнитивный диссонанс – разрыв между реальностью (ошибка, провал, крах) и нашими представлениями о себе (я же профи, я же лучше всех, я точно не мог допустить ошибку). Когнитивный диссонанс выбивает почву из-под ног, поскольку вносит толику сомнения в идеальный образ, заставляет ощущать бессилие, беспомощность, даже чувствовать себя плохим, никудышным человеком.

В вопросах признания ошибок американский нейропсихолог Санам Хафиз призывает различать положительную гордость и эгоцентризм. Эгоцентризм – это состояние, при котором человек хочет оказаться правым во что бы то ни стало, любой ценой, при котором он может с неимоверным упорством отрицать очевидное. И не важно, речь идет о серьезной профессиональной ошибке или о банальном бытовом споре насчет разбитой чашки.

Как эгоцентризм влияет на нашу жизнь?

Эгоцентризм – путь в гигантскую бездну проблем. Он разрушает отношения – как профессиональные, так и личные, препятствует росту. Он вынуждает людей держаться от Вас подальше, поскольку человек, не признающий свои ошибки, кажется им ненадежным. Это приводит к изоляции и одиночеству. Изоляция воспринимается человеком с хрупким эго как личная катастрофа: все от меня отвернулись, значит, меня нельзя любить, значит, я никому не нужен. Это множит чувство стыда, страха, что рано или поздно приводит к повышенной тревожности и даже к депрессии.

Не допустить этого позволит простой шаг – признание своей вины. Да, это страшно и сложно. Но зато позволяет:

Показать окружающим, что Вы живые люди, которым свойственны оплошности, что Вы не совершенны, что Вы можете слышать других, сострадать им.

Продемонстрировать, что Вам важен диалог для достижения общей цели, а это отличная возможность для создания открытых, доверительных отношений, саморазвития.

Как научиться признавать свои ошибки?

По мнению клинического психолога Кейт Каплан, это умение заложено в каждом человеке от рождения. Все дело в способности к саморефлексии: мы можем анализировать свои поступку и понимать, где ошиблись. Но одни люди «используют» эту свою способность, а другие предпочитают уйти в «отказ» (так ведь комфортнее).

Но и у этих других есть шанс: нужно лишь начать тренировать свою способность признавать ошибки. Что в этом поможет?

Почаще напоминайте себе, что ошибаются все. Да, абсолютно все – это часть человеческой природы. Можно даже придумать фразу (типа «Я не прав – такое бывает со всеми. Все допускают ошибки. Меня из-за этого никто не перестанет любить») и повторять ее в критической ситуации как мантру.

Просите обратную связь. Некоторые люди успешно занимаются самоанализом и могут легко ответить на вопрос, как их поступки влияют на других людей, какие чувства вызывают. Но если самоанализ – не Ваша сильная сторона, можно обратиться за помощью к людям, которым Вы доверяете.

Не бойтесь критики. Эта рекомендация актуальна для людей, которые попросту не осознают, что поступают неправильно. У них есть «слепые зоны»: единственный способ начать видеть в этой зоне – это положиться на кого-то другого. Когда Вам говорят, что Ваш поступок неправильный, что Вы делаете больно, плохо окружающим, что Ваше поведение не допустимо, важно отключить эмоции (гнев, досаду, страх). Это позволит объективно посмотреть на ситуацию. Кстати, если и это не работает, попробуйте представить, как бы Вы оценили ситуацию, если бы главный героем вместо Вас был кто-то другой.

Не стоит считать, что признание своей ошибки – это пустяк. На самом деле, это первый шаг к мощной трансформации личности. За признанием ошибки следует принятие ответственности, с которой у большинства современных людей огромные проблемы. За принятием ответственности идут попытки исправить содеянное. Все это позволяет стать тем самым надежным, преданным, целостным, осознанным человеком, которым мы и хотим быть. Как на работе, так и в личной жизни.

Даже известные предприниматели, уже состоявшиеся и имеющие за плечами корпорации и громкие проекты, совершают промахи. Так, Илон Маск вошел в Книгу рекордов Гиннесса как человек, потерявший за 2022 год более 100 миллиардов долл. на своих ошибках. Бизнесмен перестал уделять должное внимание автомобильной компании Tesla, переключившись на управление Twitter. Тем самым он оттолкнул инвесторов от обоих дорогостоящих активов.

— Почему сложно признать ошибки

— Как сообщить об ошибке и сохранить партнерские отношения

— Как извиниться за допущенную ошибку

Ошибки могут многому научить, если правильно на них реагировать. У каждого предпринимателя (да и просто — у каждого!) возникают сложные ситуации с клиентами, коллегами или деловыми партнерами, и неважно, что стало причиной конфликта — это естественный рабочий процесс, который не идеален. Главное, вовремя признать свою ошибку, чтобы сохранить репутацию и лояльность.

Почему сложно признать ошибки

Людям нелегко сообщить об ошибке из-за боязни неприятностей и последствий. Для признания своей неправоты требуется мужество. Вот семь основных причин, почему люди избегают ответственности за свои ошибки:

  1. Низкая самооценка.

  2. Желание казаться сильным.

  3. Неумение проигрывать.

  4. Гордость.

  5. Страх быть осмеянным и потерять авторитет.

  6. Непонимание, что неправ.

  7. Обвинение в ошибках окружающих людей и обстоятельства.

В ситуации, когда ошибка совершена по вашей вине, важно не только ее признать, но и быстро решить, как ее исправить. Не бойтесь обращаться за помощью к коллегам — вместе гораздо проще искать выход. Если периодически допускать ошибки, но делать вид, что ничего не произошло, это ухудшит не только показатели бизнеса, но и главное — взаимоотношения с партнерами и командой.

Как сообщить об ошибке и сохранить партнерские отношения

Если все пошло не по плану, и вы поняли, что ошибка на стороне вашей команды, то важно сразу же проверить возможность решения проблемы и донести всю информацию до участников процесса. В ситуациях такого рода лучше всего работают понятные алгоритмы и наработанные решения: активировать критическое мышление, обратиться за помощью к доверенным лицам, скорректировать план, не паниковать, не принимать необдуманных эмоциональных решений, сохранять спокойствие, быть честным.

Если ситуацию можно исправить — ищите актуальные пути решения проблемы и предлагайте их заказчику (неважно, внутреннему или внешнему). Возможно, придется пойти на финансовые уступки, чтобы уладить недоразумение. В интересах клиента принять компенсацию, чтобы завершить проект с наименьшими потерями и в срок. Действуйте так, чтобы быстро устранить проблему, и затем улучшайте рабочие процессы внутри — это поможет выявить причины и избежать подобных случаев в будущем. 

Если ошибку исправить нельзя — берите на себя ответственность за произошедшее. В первую очередь сообщите об ошибке, принесите извинения, предложите план «Б». Помните, недостаточно просто признать вину: клиенту важно, чтобы вы и ваша команда работала над исправлением ситуации. Даже если кажется, что исправить уже ничего нельзя, сделать что-то в интересах заказчика — всегда можно. Извлекайте уроки из ситуации, анализируйте ошибки, набирайтесь опыта и совершенствуйте компетенции команды.

Как извиниться за допущенную ошибку

Обратим внимание, что слово «ошибка» в этой статье — собирательный образ всех неприятных ситуаций, которые могли случиться по вашей вине и не только. Не уложились в срок, повредили стенд, отпечатали тираж буклетов с некорректными данными, забыли предупредить о переносе мероприятия, не вызвали такси приглашенному гостю, допустили ошибку в фамилии спикера, неправильно истолковали задачу и в результате сделали не то, пропустили встречу, не уложились в бюджет, не встретили делегацию, отправили сувенирную продукцию не по тому адресу, заказали 1000 экземпляров чего-либо не того артикула, перепутали текст рассылки — все это и многое другое случается в каждой организации. Иногда ошибка кажется катастрофой, иногда — мелким недоразумением, в любом случае в правилах хорошего тона — извиниться.

Хорошим решением будет составить письмо с извинениями или принести их лично. Извинение потребуется, когда недоработка кого-то из вашей команды нанесла вред или причинила неудобства клиенту. 

Четыре важных правила коммуникации в случае провала:

  1. Не занимайте оборонительную позицию — такой тон не сочетается с извинением. Можно корректно и деликатно объяснить, что произошло, но не нападать на клиента.

  2. Исключите ложные извинения, не перекладывать ответственность на чужие плечи. 

  3. Будьте искренни. Письменная или устная речь должна звучать естественно, для этого поставьте себя на место того, перед кем извиняетесь.

  4. Спросите, как вы можете помочь. В лучшем случае вы уже предложили ряд альтернативных решений, чтобы загладить вину, однако будет нелишним поинтересоваться, чего хочет ваш клиент/руководитель/коллега?

Письма с извинениями должны быть логичными, написанными просто и по-человечески. Уместна даже шутка, если гармонично интегрировать ее в текст. При личном общении порой сложнее подобрать нужные слова, сохранить спокойствие и быть убедительным. Поэтому для многих сегодня актуальны курсы по антикризисным коммуникациям, навыкам аргументации и ораторскому искусству. 

Помните, что часто к извинениям добавляют подарок, скидку в качестве компенсации или любую другую привилегию, которая покроет время и деньги, потерянные кем бы то ни было. Мы подготовили несколько шаблонов, которые помогут вам быстро составить текст извинения.

Пример

Уважаемый Имя!

В ходе реализации такого-то проекта мы забыли/перепутали/не учли то-то и то-то. Хотим сразу извиниться за ошибку — она полностью на нашей стороне.  

Но вы выбрали нас не для того, чтобы мы создали проблемы, поэтому наша команда уже приняла меры по исправлению ситуации, и на данном этапе мы видим следующие пути решения:

  • Решение 1


  • Решение 2


  • Решение 3

Предлагаем созвониться для обсуждения и согласования дальнейших действий. Будет ли удобно сделать это сегодня в 15:00?

Еще раз приносим извинения за причиненные неудобства. Мы уверены, что оперативно решим этот вопрос и приступим к следующему этапу реализации проекта без задержек.

С уважением,

ФИО, должность, контакты

Письмо-извинение за совершенную ошибку — хорошая возможность сохранить/восстановить доверие и продемонстрировать свой подход к работе с клиентами. Также бывает, что необходимо возобновить коммуникацию после длительного перерыва, вызванного конфликтом. Извинения в таком случае не совсем уместны, ведь в причинах образовавшейся дистанции виноватым можете быть и не вы. При этом вернуться к диалогу можно и нужно. Главное — понимать, что ваш партнер может не захотеть продолжать разговор.

Пример

Имя, здравствуйте!

Это Имя, Должность, мы с вами работали над тем-то и тем-то. В январе произошла неприятная ситуация, которая помешала завершить проект. Тогда мы остановились на том-то.

Понимаю, что с тех пор многое могло измениться. Но если вопрос того-то и того-то еще актуален, я буду рад продолжить общение и возобновить работу. Сейчас нужно обсудить одно, другое, третье. У нашей команды имеется ряд оригинальных идей, которые могут быть интересны вашей организации.

Буду признателен за любой ответ с вашей стороны, чтобы понимать, какие перспективы нас ожидают.

С уважением,

ФИО, должность, контакты

Умение договариваться в нестандартной ситуации — важный бизнес-навык. В зависимости от характера переговоров их стили могут быть более жесткими или, наоборот, компромиссными. Для благоприятной обстановки нужно проявить доброжелательность, желание и способность выслушать, исключить негативные эмоции и приемы, такие как отрицание, демонстрация превосходства, расплывчатые аргументы. Чтобы перехватить инициативу в переговорах и добиться своей цели, необходимо как минимум знать базовые техники эффективной коммуникации. Изучить их можно на тренингах или в книгах, по видео или с помощью подкастов, а также знакомясь с кейсами других компаний и самому выступая в роли заказчика.

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

5 советов, что делать, если вы допустили ошибку на работе

Вам предстоит напряженный разговор. Подготовьтесь к нему правильно. В этой статье мы рассмотрим различные советы экспертов по этому вопросу.

1. Успокойтесь

Прежде всего, переведите дух. Стресс перед разбирательством часто бывает намного хуже, чем сам разговор. Если ваша ошибка действительно серьезна, не спешите на разборки с начальством.

Дайте себе время одуматься, просто посидеть и отдохнуть, собраться с мыслями. Как говорил Ницше «Что меня не убивает – делает сильнее». Ошибки распространенное явление. Erare humanum est – человеку свойственно ошибаться. Латынь права – все мы люди.

Главное уметь правильно относиться к своим промахам и извлекать из них полезный опыт, учиться на ошибках. Также стоит поработать над собой, чтобы не повторять подобного в будущем.

С точки зрения психологии не бывает ошибок – бывает результат. В целом мы достигаем определенных результатов в нашей деятельности. Оценка их дается самим человеком. Допустим, итог оказался плачевным. Не стоит сразу во всем винить себя замыкаться, лезть в бутылку и так далее.

Стоит трезво оценить ситуацию, разобраться в вопросе. Возможно подобный промах поможет лучше выявить какие-то давно назревавшие проблемы в управлении или в коллективе. Главное спокойствие, что принесет только положительный результат и позволит принять правильные меры. У вас будет время на понимание того, что следует предпринять, а это в свою очередь приведет к будущим успехам.

2. Не затягивайте объяснение

Беспокоить начальство по каждой мелочи не стоит. Однако если ситуация требует вмешательства, то медлить с этим не нужно. Можно отложить разговор на некоторое время, если ситуация не срочная, чтобы хорошенько подумать и справиться с эмоциями.

Личная подача проблемы лучше всего. Гораздо хуже если начальник узнает о ней со стороны. Не нужно быть самоуверенными и справляться с ситуацией самостоятельно. Промедление в решении может вызвать негативное отношение начальства.

Рассмотрим простую ситуацию. Вы вышли за рамки бюджета в каком-либо проекте. Вы лично ответственны за принятие решений, но денег катастрофически не хватает. Ограничение во времени только давит на психику. В этой ситуации может возникнуть неожиданное решение, воплотив которое вы не добились разрешения проблемы и это заметило начальство.

Естественно, что это вызовет недовольство руководителя. В итоге, если вы растеряетесь и не сможете адекватно обрисовать ситуацию, можно избежать увольнения, но после этого вы будете подвержены постоянному контролю со стороны руководства.

3. Признайте вину

Обсудите ситуацию с начальником приватно. Объективно расскажите, как продвигается дело, каких положительных успехов вы смогли добиться. Обрисуйте ситуацию по планированию дел. Не нужно отрицать свою вину или перекладывать ответственность на третьих лиц.

Обещайте, что подобного в будущем не повторится. При этом не нужно говорить «я постараюсь», лучше использовать вариант «я обдумаю, что можно предпринять в этом деле». Обязательно скажите, что сделаете максимум возможного, чтобы подобное не повторилось в будущем.

Обрисуйте конкретные направления вашей деятельности в решении ситуации, а также попросите совета у начальника. Стоит упомянуть о положительном опыте, который вы получили из этой ситуации.

Не избегайте наказания, примите его. Разумеется, эмоции присущи всем и первоначально ваш руководитель может их бурно проявить. Если вы не растеряетесь и правильно поведете диалог, то в вашей власти перевести его в деловое русло, акцентировав внимание на важных вопросах.

4. Не перегибайте палку

Вашей первоочередной задачей является сохранение вашего лица и авторитета перед начальником. Прежде всего, избегайте одной ловушки. Не перегибайте палку и не доказывайте слишком усердно, что вы прекрасный профессионал и не допустите подобного в будущем. Никаких оправданий.

Не берите на себя повышенных обязательств. Хорошо обдумайте каким образом получить доверие начальства. Выскочки здесь проигрывают, поэтому просто обычно выполняйте свои обязанности и давайте полный отчет в своих действиях руководству. Подготавливайте различные предложения и вовремя показывайте боссу.

5. Сохраняйте самообладание

Допустим, вы сами являетесь начальником, и ваши подчиненные совершили ошибку. Не нужно срываться на них. Определите, прежде всего, вид ошибки: к профессиональной деятельности она относится или управленческой. Вы выяснили, что вина лежит на каком-либо сотруднике. Необходимо с ним поговорить. Стоит признать свои собственные ошибки, если вы определили, что дело в них.

Предположим, вы только что наняли нового служащего. У него прекрасные характеристики с прошлой работы и накоплен нужный опыт в необходимой области. Он заверял вас, что у него есть все необходимые для данной работы навыки.

На повестке дня новый рабочий вопрос и новичок вызывается его курировать. Вы посчитались с его прошлыми заслугами, выслушали красноречивое выступление и доверили проект. И далее начинаются проблемы.

Допустим, новенький сам решил все делать и этим вызвал негативное отношение коллектива. На этом поприще он просто «зарывается» и приходит к вам с повинным видом, что упустил важного клиента. Что вы предпримете в этой ситуации? Конечно, правильным решением будет просто отстранить сотрудника от дела, что вы, скорее всего, сделаете в плохом настроении.

Однако стоит понять, что вы сами назначили его на этот проект и именно ваше решение было окончательным. Следует сделать выводы для себя и в будущем не поступать подобным образом. Не поддаваться эмоциям.

Не нужно перекладывать вину на других, если вы виноваты перед начальством. Естественно, что вы не хотите понести наказание, но помните, что любая ошибка ваших подчиненных это прежде всего ваша собственная вина. Лучше расскажите о мерах, которые вы предприняли по решению возникшей проблемы и что все виновные уже понесли заслуженное наказание.

Главный совет дня

Главное будьте честны – не пытайтесь оправдаться и переложить вину на других. Признайте свои ошибки, расскажите о проблеме и предложите пути решения.

Страх ошибиться на работе рубит на корню тягу к творчеству и экспериментам, а значит серьезно тормозит развитие компании. Как наличие промахов в анамнезе превратилось в конкурентное преимущество на рынке труда и что делать руководителям, чтобы научить сотрудников ошибаться с пользой, в колонке для Forbes рассуждает генеральный директор рекрутингового агентства Hays в России Алекс Штейнгардт

Неспособность сотрудников признавать свои ошибки и учиться на них всегда дорого обходилась бизнесу. При этом — парадокс — корпоративная культура чаще всего побуждает работников всеми правдами и неправдами отстаивать свою правоту. Постепенно в западные, да и российские компании приходит понимание: чем выше зона ответственности человека, тем осознанней он должен подходить к собственным ошибкам, признавать их, своевременно делать правильные выводы и передавать этот опыт всей команде.

Мистер конгениальность. Где искать профессиональных менторов и наставников

Такой подход к ошибкам относительно новый и еще проходит процесс трансформации, но бизнес постепенно движется в сторону «культа факапов» — и это не может не радовать. 

Что есть ошибка

Ошибка в работе — это когда после совершенного действия или принятого решения человек получает совсем не тот результат, на который рассчитывал изначально. Важно оговориться: рассуждая об ошибках, я не говорю о случаях ненадлежащего выполнения своей работы, об отсутствии вовлеченности и уж тем более о халатности. Такое отношение к своему делу я считаю неприемлемым и предпочту расстаться с таким человеком.

Таблетка для стартапера: как выдерживать высокие нагрузки и не сойти с ума

Поколение X и даже Y (так называемые бумеры и миллениалы) выращены на установке о необходимости быть непогрешимыми. Нам внушали, что ошибаться нельзя, это неправильно, это не пристало ни просто человеку, ни тем более профессионалу. 

Сегодня же в противовес этому принципу, например, американские венчурные фонды не рассматривают стартапы предпринимателей, которые не могут предъявить им опыта предыдущих неудач. Да-да, как бы парадоксально это ни звучало, вам нужно ошибаться, чтобы доказать свою профессиональность. Когда у вас нет, как это модно сейчас называть, «факапов», вас вряд ли воспримут всерьез.

Реалии таковы, что в мире не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег, подчиненных, окружения совершенно бессмысленно. И еще более нездорово не позволять ошибаться самому себе.

Как перестать соблюдать дурацкие правила на работе и в жизни

Ошибка — это, в первую очередь, опыт. Да, вы пришли не туда, но при этом получили знания и наработки, которые позволят в следующий раз эту самую ошибку уже не совершить. Зачастую, после неудачи возникает неприятное послевкусие, которое вызвано эмоциями. Если абстрагироваться от эмоций и начать смотреть на ошибку как на опыт, оно исчезнет. 

Какими бывают ошибки

Ошибиться можно на каком угодно участке своего карьерного пути — все люди разные, у всех свой бэкграунд и слабые места, и это нормально. Но я все же выделяю два самых часто встречающихся типов ошибок в руководстве.

Ошибка найма — это когда управленец нанимает «не тех людей», сотрудников, которые по тем или иным причинам не показывают результатов, о которых вы договаривались на берегу. Проанализировав собственный опыт, а также мнения многих компаний, могу с уверенностью сказать, что ошибки найма возникают по трем основным причинам. Во-первых, это неправильная оценка совместимости потенциального сотрудника с «ДНК компании» — с ее культурным кодом. Во-вторых, это давление срочности. Все мы знаем, что существуем в вечном режиме аврала, когда необходимый профессионал нам был нужен «еще вчера». И, в-третьих, это решение, принятое при нехватке достойных кандидатов. Эти три обстоятельства приводят к тому, что в компании оказывается неподходящий человек, который в коллектив не вписывается, даже будучи профессионалом. Такой человек не сможет стать эффективным. С ним придется прощаться, и это всегда нехорошо для коллектива, компании, бизнеса.

Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России

В моем личном опыте есть пример, когда я взял взрослого и опытного человека в свою команду, но не выявил и вовремя не отследил его несоответствие нашей культуре. «ДНК» этого руководителя совершенно не совпадала с корпоративным культурным кодом и после ряда сложностей и конфликтов нам пришлось расстаться. Тем не менее, благодаря этой истории чуть позже мы совершенно по-другому выстроили процесс оценки и профилирования кандидатов, стали больше внимания уделять cultural fit [культурному соответствию. — Forbes], присматриваться не столько к достижениям, которые описывает кандидат, сколько к тому, как он строит отношения с коллегами и как анализирует собственный опыт.

Для себя я также определил, что буду уделять больше внимания продвижению на ключевые управленческие позиции собственных людей, а не искать их извне. За несколько лет мы успешно вырастили несколько эффективных менеджеров, улучшили климат в команде. Я абсолютно убежден, что соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма, и эта ошибка здорово помогла мне наработать правильное понимание и практический опыт.

Не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег или от себя совершенно бессмысленно

Но даже если человек отлично справляется со своим функционалом, можно допустить ошибку, попытавшись вознаградить его, например, повышением. Совершенно точно отличный сотрудник останется таким же эффективным в новой, казалось бы, более выгодной роли.

Однажды у меня был один человек в подчинении, отличный эксперт, и я решил дать ему возможность попробовать себя в менеджерской роли, которой он очень хотел. В этой менеджерской роли сотрудник очень много работал, но результата не было. Он брал на себя еще больше проектов, сидел до ночи в офисе, но его собственные результаты, как и результаты команды, неуклонно ухудшались.

Соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма

Когда два человека подряд покинули команду, я закатал рукава и стал разбираться в происходящем в формате микроменеджмента. И выяснил, что его ошибка заключалась в формальной требовательности, управлении людьми исключительно на основании аналитики и цифр, без лидерства и ролевой модели. Как оказалось, этот менеджер жил глубоким убеждением, что побеждает самый умный и аналитичный, и офис не место для проявления человеческой натуры, «этим надо дома заниматься». Разговоры не помогли, пришлось расстаться. Этот случилось довольно давно, но фраза «Хочешь потерять хорошего эксперта — сделай его менеджером», поверьте, вполне актуальна в корпоративном мире и по сей день.

Ошибки при принятии управленческих решений. Каждый управленец может признаться в своеобразном «кладбище» проектов, которые угасли по его вине. Чаще всего, это следствие ошибок в принятии управленческих решений. Причиной обычно служит то, что руководитель не слушает и не воспринимает всерьез мнение членов своей команды, не анализирует особенности текущей ситуации и не учитывает нюансы, характерные различия, создающие конфликт интересов.

В моей практике был и такой опыт, когда я пытался объединить усилия нескольких департаментов, руководствуясь идеями синергии. Однако я не учел, что при ближайшем рассмотрении эти отделы имели скрытый конфликт интересов. В конечном счете проект не «взлетел» так, как планировалось. Опыт, который я вынес из этой ситуации: важно узнать мнения команд и принять во внимание культурологические нюансы и региональные различия внутри нашего «государства» — компании. Мне казалось, что нашего «ДНК» будет достаточно, чтобы прийти к результату, но, как уже было сказано ранее, соответствие культурному коду — это обязательный фактор успех, но не единственный.

В итоге я пришел к выводу, что синергия — вещь нужная, системная и, главное, стратегическая, но достигать ее нужно через общую материальную цель и определить маршрутную карту к ней необходимо прежде, чем начинать двигаться к синергии.

Убийца креатива

В моей собственной профессиональной жизни, безусловно, тоже были случаи, когда в момент осознания промаха я чувствовал глубокое разочарование самим собой. Но когда я устраивал себе разбор полетов, то понимал: если простить себя и приглядеться к ситуации без эмоций, то всегда найдется то, что я смогу системно поправить в своем видении, отношении, бизнесе.

Увольнять невыгодно: почему не стоит экономить на сотрудниках во время пандемии

Самое страшное, что несет в себе боязнь ошибиться, — это исчезновение творческого потока. В условиях, когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед.

Когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед

Если говорить о поколении Z — самых молодых сотрудниках во всех компаниях на сегодняшний день — то они чаще всего приходят на работу, чтобы самореализовываться. А этот процесс требует свободы и не может проходить в условиях тотального контроля, под угрозой неминуемого наказания.

Не пытайтесь изображать мачо: почему бизнесу больше не нужны «стальные» менеджеры

Поэтому важно принять тот факт, что ошибки неизбежны. А это значит, что необходимо придумать способ переплавлять их во что-то полезное, прикладное и эффективное для всей команды. Сегодня не может стоять цели «быть непогрешимым». В процессе эксперимента и творчества ошибки могут, будут и даже должны случаться. Нужно научиться делать выводы, а приобретенный в процессе опыт искусно превращать во всеобщее достояние. В результате в компании наработаются алгоритмы и установиться культура, при помощи которых правильные решения будут находиться быстрее и легче.

Начать с себя

Чтобы полностью изменить отношение к ошибкам и начать на них учиться, в первую очередь необходимо поменяться самому — изменить свой modus operandi (с латинского «образ действия») в этом контексте. 

Задайте себе несколько вопросов и честно на них ответьте. Как я поступаю, когда ошибаюсь сам? Какая реакция возникает у меня, когда ошибаются мои сотрудники? Какие последствия влечет моя реакция? Ответив на эти достаточно сложные вопросы, начните нарабатывать осознанность — понимать, какую эмоцию вы испытываете, совершив ошибку, и почему. То же самое касается эмоций, которые возникают при ошибках сотрудников.

Честность и преданность, но без перфекционизма: как стать инфлюенсером для команды

Для наработки нового отношения к ошибкам я бы порекомендовал действовать в двух направлениях: психологическом и практическом. У проблемы принятия ошибок есть серьезная психоэмоциональная подоплека, и, чтобы в ней разобраться, можно поработать с коучем или психологом. Обсудить, что вы чувствуете в подобных ситуациях и найти корни ваших реакций и поведенческих паттернов, которые эти реакции за собой влекут. Например, если в школе вас наказывали за ошибки (а в советские времена это случалось постоянно), то страх оступиться будет преследовать вас и во взрослой жизни.

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны

В практической плоскости хорошо помогает подход формализации понятий при анализе ошибок. В компании или хотя бы в рамках отдельной команды создайте безопасную среду для их совершения. Разработайте формат работы над ошибками и обсуждайте полученные выводы с членам команды. Это позволит остальным учиться на чужих ошибках и страх поделиться своим не самым удачным опытом постепенно сойдет на нет.

«Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны. В этом деле главная задача менеджера не дать сотруднику впасть в самобичевание, а вместо этого помочь ему переплавить ошибку в опыт. 

В нашей компании, например, существует практика разбирать, почему мы не выиграли тендер. Скорее всего, мы в чем-то ошиблись, раз этого не произошло. Но если мы будем искать виноватых, то никакого урока из этого не извлечем, поэтому анализируем все имеющиеся на руках факты и приходим к выводу, чего избегать в будущем. 

Не ошибался — не жил

Умение предвидеть и предугадывать развито в людях в разной степени, но даже профессионалы-«экстрасенсы» ошибаются. Я бы никогда не взял в команду человека, который утверждает, что ни разу не ошибался. Скорее всего, ему надо набираться зрелости, взрослеть и учиться честно смотреть на самого себя. Интересны те люди, которые вынесли ценный опыт, знания, навыки и компетенции из своих разнокалиберных провалов, которые случаются у всех людей без исключения.

Забудьте о выживании: как нужно вести бизнес в кризис

Сегодня многих руководителей беспокоит вопрос, как понять, насколько допущенные кандидатом ошибки серьезны и какое их количество допустимо. Надо сказать, что число ошибок не так важно, как пропорция между успехом и провалом. Если человек осваивает что-то новое, на первых этапах количество ошибок может превышать количество удач. Однако если в своей профессиональной деятельности, где человек претендует на экспертный уровень, ошибки будут составлять больше 10–15% от всего объема принятых решений, необходимо разобраться в алгоритмах принятия решений и понять причины этих ошибок.

Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных

Также все сильно зависит от вида деятельности. Предположим, ученые разрабатывают новый препарат. Вначале именно большое количество ошибок приведет их либо к успеху, либо к полному закрытию проекта. И в этой ситуации даже сворачивание проекта может быть успехом — своевременно перестать инвестировать ресурсы во что-то безнадежное. А если главный бухгалтер периодически ошибается при сведении баланса или менеджер постоянно теряет людей — здесь явно что-то не так.

Ловушка «начальственного слова»: почему руководителю иногда не стоит говорить, даже если очень хочется

Чтобы нащупать тонкую грань между неудачником-непрофессионалом, который все время ошибается, и экспериментатором-новатором, который готов идти нестандартным путем, нужно внимательно изучить человека: провести грамотное собеседование, и не одно. Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных, и еще лучше — анализа невербальной составляющей ответов. Руководителю сегодня очень важно отличать людей, ошибающихся в процессе поиска истины, от профессиональных сказочников, бодро рассказывающих на собеседованиях продуманные заготовки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

Фотогалерея «10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes»

10 фото

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 12 января 2020 г.

Содержание журнала № 2 за 2020 г.

В условиях большой загрузки у бухгалтеров возникает ощущение, что ничего не успеваешь. Это чревато ошибками, а ведь каждая ошибка имеет свою цену. Особенно когда отвечаешь не только за себя, но и за своих сотрудников. Как в таком режиме работы относиться к допущенным ошибкам спокойно?

Как перестать переживать из-за ошибок

Шаг 1. Справляемся с эмоциями

Понаблюдайте за собой: что вы чувствуете, когда узнали о своей ошибке? Как правило, поток мыслей накрывает словно волной: «Как я могла такое сделать! Почему пропустила?»

А если ошибку допустил подчиненный вам сотрудник? Сколько всего «интересного» хочется ему сказать!

С одной стороны, важно не копить негатив в себе. А с другой стороны, если начать ругать и обвинять себя или работника, за которого вы отвечаете, можно на пару часов застрять в состоянии раздражения, негодования, недовольства. И будьте уверены, в следующий раз после разговора на повышенных тонах провинившийся сотрудник будет долго готовиться к разговору, прежде чем сообщить вам об ошибке, и время будет упущено.

Прежде чем начать выяснять, кто виноват и что делать, нужно переключиться из состояния напряжения, тревожности и недовольства в состояние, когда вы готовы принимать взвешенные решения. Задайте себе вопросы. А какая у меня сейчас цель? Когда ругаю себя или сотрудника, это поможет исправить ошибку?

Слушайте себя. Восстановите дыхание — три медленных и глубоких вдоха и выдоха. Расправьте плечи, можно помассировать скулы, чтобы снять напряжение и скованность в теле. Все вместе займет минуту вашего времени. Улыбка — и можно переходить к разговору.

Почему эмоции мешают? В моей практике был период работы с руководителем, который за секунду мог вспыхнуть из-за пропущенной запятой. Эта вспышка задевала и провинившегося сотрудника, и находящихся рядом коллег. Когда руководитель кричит, единственное желание — чтобы прекратились претензии, обвинения и наступила тишина. В итоге — страх ошибки, обида на руководителя, желание сменить работу. Причем не только у бухгалтера, который допустил ошибку, но и у всех сотрудников в отделе. Как минимум два человека идут пить валериану, а желание сделать выводы и исключить такую ошибку в будущем у сотрудника не возникает.

Поэтому сначала выдыхаем, разбираемся с эмоциями и определяем цель дальнейших действий.

Шаг 2. Сообщаем об ошибке всем, кому нужно сообщить

Бухгалтер, как правило, видит последствия своей ошибки только для себя. Главный бухгалтер и директор видят картину в целом и оценивают последствия в масштабах компании. Поэтому важно узнать о случившемся оперативно.

В практике рекомендую использовать правило 15 минут. Это время, в течение которого бухгалтер должен сообщить главному бухгалтеру о найденной ошибке. А главный бухгалтер, в свою очередь, сообщает директору, если ошибка влияет на деятельность компании.

Это даст возможность оперативно решить проблему, привлечь дополнительные ресурсы и укрепить доверие со стороны директора. При такой схеме проблемы решаются, а не замалчиваются.

Все допускают ошибки. Научитесь говорить об этом без чувства вины. Чувство вины возникает, когда бухгалтер не готов отвечать за последствия своих действий.

Если вы готовы, спросите себя, поможет ли чувство вины решить вопрос. Обычно ответ — нет. Ищите варианты, как исправить ошибку.

И сообщайте об ошибке вместе с решением. Это важно! Не просто покаяться и «передать» своему руководителю проблему, а сразу принести ему решение и рассказать, что готовы сделать или уже сделали для исправления ситуации.

Приведу еще один пример из практики. Я не отправила декларацию по налогу на имущество в срок. Она была последняя в плане, да еще и с нулевым налогом. А отчетный период — напряженный и перегруженный по задачам. Ошибку обнаружила через 2 дня после окончания отчетного периода. В первую очередь проверила, какие штрафы ожидают компанию. Затем написала директору письмо о том, что декларацию не отправила, что моя ошибка будет стоить столько-то и я готова возместить ущерб компании. Через несколько минут после отправки письма позвонила ему по телефону и рассказала то же самое, что написала в письме. Руководитель выслушал и спокойно ответил: «Ок».

Итог:

неприятно — да;

слезы помогут в решении вопроса — нет;

ошибка оценена — да;

ошибку признаю и знаю, как исправить, — да;

директор извещен и получена обратная связь от него — да.

Весь процесс занял 10 минут. Хотя раньше могла переживать не один день, готовиться к разговору, подбирать слова и оттягивать момент общения, потому что страшно. Разговор все равно состоится, и лучше, если совершивший ошибку начнет его первым.

Шаг 3. Фиксируем опыт

Важно разобрать ошибку и получить опыт, чтобы перестать наступать на те же грабли. Для этого задаем себе два вопроса:

что перестать делать, чтобы исключить ошибку в будущем;

что начать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?

Эти простые вопросы дают возможность сформулировать модель конкретных действий. Вероятность повторения ошибки станет минимальной. Кстати, если ошибку допустил ваш сотрудник, эти вопросы задаем ему. Сотрудник получает опыт и учится анализировать последствия своих действий или бездействия.

Понедельник, собрание руководителей, директор недоволен. Сообщает: клиент не оплатил счет и написал лично ему, что бухгалтерия прислала счет с ошибками.

Я — главный бухгалтер и при этом не в курсе ситуации. Слушаю директора, а сама думаю о том, что мы не проверили и как это исправить. Обещаю разобраться. После собрания выясняю: оказывается, бухгалтер забыл поставить печать. Что делать?

Эмоции пропускаю, помним про шаг 1.

Вопросы к сотруднику, начинающиеся с «почему», приведут к тому, что сотрудник начнет оправдываться, обвинять клиента, рассуждать о том, что счет можно оплатить и без печати. Это нам точно не нужно. Бережем время — сразу переходим к вопросам: «Что перестать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?» Сотрудник задумывается: «Наверное, перестать спешить при подготовке счета».

«Что начать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?» — «Сделать чек-лист для проверки счетов перед отправкой: платежные реквизиты, номер и дата счета, предмет счета и т. д.»

Выводы сделаны. Больше таких ситуаций не было.

* * *

Избитая истина: не ошибается тот, кто ничего не делает. Разрешите себе ошибаться, используйте приведенные три шага и работайте в удовольствие!

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Личный интерес / Налоги физических лиц

Личный интерес / Налоги физических лиц

2023 г.

2022 г.

2021 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обд 2 ошибка р0441
  • Нужно ли пересдавать бух баланс если была ошибка
  • Обд 2 ошибка 0401
  • Нужно ли обрабатывать ошибки jvm
  • Оба примера противопоставлены друг другу ошибки