Нужно ли делать работу над ошибками после изложения

Ф (№4)

—————————————

V

————————-

Z

—————————————

(.)

—————————————

1,2,3, …

—————————————

Н

—————————————

П

—————————————

(   )

Фактическая ошибка

————————————————

Пропуск важного слова или предложения.

————————————————-

Не выделен абзац

—————————————————————————

Нет точки в конце предложения

————————————————————

Неудачный порядок слов.

——————————————————

Неудачное слово или предложение.

—————————————————————————Повтор

————————————————————————-

Лишнее

Исправить см. памятку

————————————————

Вставить пропущенное слово или предложение.

————————————————

Начать с красной строки.

————————————————————————-

Поставить точку в конце предложения.

————————————————————————-

Изменить порядок слов.

————————————————————————-

Заменить другим словом или составить другое предложение.

————————————————————————-

Заменить или исключить повторяющееся слово

————————————————————————-

Убрать лишнее

Тема: Анализ и работа над ошибками в изложении.

Тип урока: коррекция знаний и способов действий

Цель урока: проведение работы над ошибками, допущенными в изложении

Задачи урока:

Образовательные:

— закреплять изученное;

— определять тему текста;

— повторить словарные слова;

— повторить орфограммы, на которые допущены ошибки.

Развивающие:

— развивать устную и письменную речь;

— развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

— развивать внимание и память учащихся.

Воспитывающие:

— воспитывать нравственные качества;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

2. Прогнозирование и планирование собственной деятельности.

3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

1. Умение структурировать знания.

2. Постановка и формулирование проблемы.

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Владение устной речью.

3. Нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений.

Планируемые результаты:
1. Предметные:

— осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

— уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста;

— уметь проверять написанное.

2. Личностные:

проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте;

 — осознавать языка как основного средства общения между людьми;

— участвовать в творческом, созидательном процессе.

3. Метапредметные:

— составлять план урока, оценивать свою работу на уроке;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Ресурсы:

Основные: учебник УМК «РИТМ»

Дополнительные: презентация

Ход урока.

Этап урока, виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный этап

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребяа! Проверьте пожалуйста, свою готовность к уроку. На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Посмотрите на доску. (слайд 2. На нём написана пословица)

Прочтите пословицу

— Как вы понимаете пословицу?

— Ну что ж, ребята, вы готовы потрудиться сегодня на уроке?

— Тогда давайте начинать. Нас ждёт много интересных заданий.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Так, что даже для небольшого дела нужно потрудиться

Р3

II.Постановка цели и задач урока

Ребята, вчера вы писали изложение. Я увидела много хороших работ. Вы меня порадовали, но были допущены некоторые ошибки. Что мы можем сделать, чтобы исправить эти недочёты?

Итак, чем же мы сегодня будем заниматься?

Работу над ошибками

Делать работу над ошибками в изложении

К2

Р2, К3

III.Работа над ошибками

  1. Анализ работ

Ну что ж, работы класс написал хорошо. Есть ребята, получившие пятёрки, много четвёрок. Есть и те, кто получил три, но это поправимо. Вам нужно старательнее заниматься. В целом все молодцы.

Ребята, вам раздали тетради. Пожалуйста, откройте свои работы, посмотрите их и поднимите руки те, у кого есть ошибки в словах с безударными гласными (вызываю к доске одного ученика)

— Какое проверочное слово?

— Запиши правильно и через тире проверочное слово. Выдели орфограмму в слове.

— безударные гласные: рождения, подарили, тяжело, началась, война, находить, заминировали, обнаружить, служил

— парные согласные:

— написание приставок: отвёл, покрылось, отступая, заминировали, смогла.

— написание словарных слов: щенок, собака, пошёл.

— написание слов с большой буквы: Коля, Джульбарс.

— написание предлогов: с собакой, в школу.

Теперь давайте повторим:

— В каких случаях слова пишутся с большой буквы?

— Как пишутся предлоги и следующее за ним слово?

— С какой буквы начинается предложение?

— Что ставится в конце предложения?

Образец:

Рождения – родственник, подарили-подарок, тяжело – тяжесть, началась – начать, война – войны, находить -, заминировали – мина, обнаружил – наружу, служил – служивый

Мороз — морозы

Отвёл – вести, приставка от; покрылось – крыть, приставка по, отступая — , заминировали – мина, приставка за, смогла – могу, приставка с.

Щенок, собака, пошёл

С собакой, в школу

Если это название чего-либо, имя собственное.

Раздельно

С заглавной.

Точка.

Р3, П3

IV.Физминутка

Руки подняли  и покачали —
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад   (2 раза)

V.Закрепление изученного

Откройте страницу восемьдесят вторую, упражнение пятьсот пятьдесят четвёртое. -Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— А как вы могли бы его озаглавить?

— Найдите в тексте глаголы. Поставьте к ним вопрос. Определите их число.

— Найдите слова с выделенными буквами

— Объясните написание выделенных букв

На доске вы видите стихотворение. Спишите его и укажите число глаголов (слайд 3. Написано стихотворение)

Сосенка отошла к дороге,

А мать — высокая сосна –

Следит за дочкою с тревогой,

Не заплуталась бы она.

Зовёт — протягивает ветви…

А ей соседки шелестят: —

И любопытны ж эти детки,

Увидеть сами всё хотят.

О том, как и для чего работает трактор

Для чего нужен трактор?

Например: шли — что делали? Число множественное

Издали — словарное слово, большого -словарное слово, стрекочет — проверочное слово стрёкот, железный — словарное слово, причёсывают — приставка при, под ударением пишется ё, мягкую — проверочное слово мягок, приготовить — приставка при.

Отошла — единственное число, следит — единственное число, заплуталась — единственное, зовёт — единственное число, протягивает — единственное число, шелестят — множественное число, хотят — множественное число.

П1

VI.Рефлексия

Итог урока

Ребята, на доске вы видите фразы, которые помогут вам выразить своё настроение и отношение к уроку. Пожалуйста, попробуйте составить своё мнение с этими предложениями. (слайд 4. Сегодня у меня получилось…, Я узнал, что…, Я умею…)

Ученики, используя фразы, говорят о том, что у них получилось или вызвало затруднения.

Р3, К2

VII. Информация о домашнем задании

Дома вам нужно будет закрепить написание тех слов, которые мы сегодня разобрали.

Записывают домашнее задание

Р1

Анонимно.Добрый день,коллеги.Скажите,пожалуйста,делаете ли вы работу над ошибками после изложения и

сочинения?Администрация школы требует это делать!😱🤦‍♀️

Сообщение:

Увеличить поле для сообщения

Алла Насибуллина

10.12.2022

80

Конечно, а как тогда будут учиться? На ошибках же учатся. Все до мелочей разобрать надо: орфографию, пунктуацию, грамматику, редактирование. Показываешь ошибки, учишь избегать их, исправлять. Иначе смысл писать творческую работу?

Mashunya Prokhorenko

10.12.2022

7

С началки приучила дочь делать разбор ошибок, и до сих разбираем 6 класс.

Анастасия Грибкова

10.12.2022

20

Мы работу над ошибками делали даже после проверки дз или классной работы. Даже в университете у некоторых преподавателей. Полезная штука

Виктория Хабарова

10.12.2022

4

Работа над ошибками после сочинения и изложения с одной стороны очень сильно отличается от работы над ошибками после диктанта, с другой практически проходит по одному алгоритму.

Для начала, вы сами просматриваете ошибки, проверяете, какие » ваши » ( в том смысле, какие орфограммы уже изучены), потом разбираете те, что не » ваши «.

Смотрите на обороты в словах итд

Если не хотите париться, можно подойти стандартно. Сделать упражнения на те правила, где дети ошибались чаще всего.

Странный вопрос от преподавателя. Ну, мы вот в школе делали после каждой работы. Правда, моя учитель была очень крутая, что уж скрывать.

Мария Василенко

10.12.2022

3

Наши филологи делают. Да и, в принципе, требование весьма логично, надо же понимать, где ты накосячил.

Ирина Соколова

10.12.2022

4

Даже в СПО с 1 курсом делала.

У вас разумная администрация.

Сергей Мусатов

10.12.2022

6

А как без работы над ошибками?

А вы точно учитель? Дно какое-то, если такой вопрос задаёте

Татьяна Фоминцева

10.12.2022

Ольга, да много таких, кто даже не раздает работы, чтобы посмотреть и разобраться в ошибках. Не говоря о работе над ошибками.

Анастасия Грибкова

10.12.2022

6

Ольга, этому, увы, не учат в пед.вузах и не говорят. Я в работе, например, была вынуждена опираться больше на свой учебный опыт, нежели чем на лекции, особенно в первые годы. Сейчас работаю в школе, где очень крутой куратор в методической работе, и я честно лучше бы у неё училась, чем 5 лет в университете. За месяц узнала больше.

Василиса Иванова

11.12.2022

Анастасия, как говорится «жиза».

Требую от детей анализировать каждую ошибку. Причем отсутствие в тетради работы над ошибками — это сразу » два». Дети это знают, работа над ошибками выполняется, хотя, конечно, не у всех идеально.

Оксана Кузнецова

10.12.2022

1

Да, обязательно

Алиса Новикова

10.12.2022

Конечно

Катерина Иваненко

10.12.2022

1

Обязательно! Надо проанализировать типичные ошибки, потом представить материал ученикам, объяснить какие-то нюансы снова.

Полина Денисова

10.12.2022

Обязательно, если позволяет время на уроке. Если нет, даю домой, дети дома делают.

Чему же вас учили в учебном заведении? Раз вы такие вопросы задаёте…

Шплинт Шатунногоболта

10.12.2022

1

Это же один из ценнейших компонентов процесса обучения и закрепления. Конечно.

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Методика работы над предупреждением и исправлением
ошибок при написании изложения

Ошибки в изложениях  могут касаться как содержания и построения, так и языкового
оформления. В содержательном плане замечаются следующие нарушения, или ошибки:

— непонимание идеи высказывания;

— неправильное или неполное раскрытие темы;

— фактическое несоответствие материала;

— неконкретность изложения;

— бездоказательность выдвигаемых положений;

— несоответствие плану;

— нарушение последовательности и др.

Ошибки со стороны языкового оформления классифицируются как речевые, к
которым относятся и стилистические. Стилистические ошибки — это несоблюдение
стилистических норм литературного языка, приводящее к немотивированному
разрушению единства стиля. Понимание и раскрытие их требует знакомства учащихся
с категориями стилистики; знания стилистических свойств слова, свободной и
ограниченной сочетаемости; понятия о стилях речи и их особенностях и др. С
этими ошибками в устной и письменной речи учащихся нередко соседствуют другие
нарушения норм литературного языка, которые также отрицательно влияют на стиль
и при анализе школьных изложений должны рассматриваться как ошибки со стороны
слога или стиля.

К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово,
неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В
начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным
отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые
предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления
и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по
совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых
ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения
может послужить базой для их исправления и предупреждения.

Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые:
композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические,
морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.

На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее,
лексико-стилистические ошибки. Охарактеризуем пять наиболее типичных «ошибок
этой группы:
1. Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка. Нашу кошку
зовут Мурка. Мурка мышей не ловит. Мышей у нас нет.
Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Причины ошибки — малый объем внимания учащегося; бедность словаря.
Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если
они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свои
текст. Тем не менее повторение слов и сочетании — очень стойкая ошибка.

2. Употребление слова в неточном пли несвойственном ему значении в результате
непонимания значения слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным
льдом (у А.С. Пушкина: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета);

Ошибки такого типа — следствие невысокого общего речевою развития, недостаточной
начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым
детям.

3. Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно
принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой со Змеем
(народно-поэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна
девица); Коле выдали благодарность (надо: объявили благодарность, или: выдали
премию). Причина ошибок — малый речевой опыт, бедность фразеологического
запаса.

4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или
оценочной окраски: Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все
глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте); Уже
весна хозяйничает в лесу. Зацвела черемуха, березы покрылись клейкими
листочками. В нашей школе провела интересное мероприятие — прогулку в лес
(слово мероприятие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном
рассказе). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием
стилистических характеристик слова.

5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел
взади (т.е. сзади); Обратно пошел дождь (т.е. опять) Подобные слова дети
употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения.

К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование
форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре
относительно частых типа ошибок этой группы:

1. В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как
правило, дети создают собственные слова и соответствии со словообразовательной
системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, монтажники,
штукатурщики (надо: штукатуры); приречная полоса (по аналогии с приморская,
прибрежная). Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.

2. Образование диалектных пли просторечных форы от слов литературного
языка: они хочут, он хотит, он пришел без пальта. Эти ошибки искореняются под
влиянием общего языкового развития детей.

3. Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и постфикса): трудящие вместо
трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал).

4. Образование формы множественного числа тех существительных, которые
употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): Крышу
кроют железами; съел два супа (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок — в
стремлении младших школьников к конкретности.

Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико – стилистические
ошибки). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее частых
типов ошибок.

5. Нарушение управления, чаще всего — предложного: Добро побеждает над
злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); смеялись с
него (под влиянием диалекта); Все радовались красотой природы, (радовались
чему? красоте); Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу к
о м у? победителям) и т.п.

6. Нарушения согласования, чаще всего — сказуемого с подлежащим: Саше
очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы; туманная утро.
Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения: начав
предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Внимательное перечитывание
текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного родя.

7. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению
смысла: Узкая полоска только с берегом связывает острое (надо: Только узкая
полоска связывает остров с берегом), Только равнодушным оставался кот Борька
(надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что
ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем
записать его. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с
деформированным текстом.

8. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые
они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или
Коля?) не плакал.

9. Местоименное удвоение подлежащего: Петя, когда вернулся в отряд, он
был в генеральском кителе с витыми погонами; Петя — он был самый сильный из ребят.
Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить
или записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние
разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором случае —
ошибка стилистическая.

10. Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах
там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: Надвигалась
темная туча и полил дождь; Незнакомец входит в хижину и поздоровался. В первом
случае смещен вид, во втором — смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о
низком общем языковом развитии учащихся. Устраняются они на основе смыслового
анализа текста.

11. Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах:
а) неоправданное деление сложного предложения на простые: Дворник когда подметал
двор. Сломал ростки тополя; б) неумение делить текст на предложения: Охотник
однажды шел по лесу, из чащи вышли медведица с медвежатами, охотник спрятался
на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался,
в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала
ему шлепков. В устном варианте подобные предложения интонационно не
разделяются.

Основа исправления ошибок седьмого типа — различные упражнения с предложениями,
в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.

Как говорилось выше, неречевые ошибки — это композиционные, логические
ошибки, а также искажения фактов.

Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения, рассказа, изложения
предварительно составленному плану, т.е. неоправданное нарушение последовательности
в изложении событий, фактов, наблюдений.

К числу логических ошибок относится:

1. Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков
описываемого предмета, например: Они схватила зубами за шиворот и давай окунать
его (пропущено; одного медвежонка). В изложении «Купание медвежат» но В. Бианки
один школьник пропустил всю сцену купания, т.е. всю основную чисть, а когда
изложение анализировалось, он удивился, ведь он прекрасно знал содержание
рассказа и был уверен, что описал сцену купания.

Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое
состояние пишущего школьника.

2. Нарушение логической последовательности и обоснованности: На заводе ив
хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины. Легко
устраняются при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного.

3. Употребление в одном ряду понятий разных уровней, разных классов: По утрам
мыс дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких
листьях. Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и
ягодами.

Таковы основные виды ошибок, допускаемые младшими школьниками в устной и
письменной связной речи (кроме орфографических и пунктуационных).

Система исправления и предупреждения ошибок складывается из следующих
элементов:

а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15 —
20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с
целью подготовки учащихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок
определенного типа;

в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными)
ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;

г) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются
возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на
уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над
ошибками, допускаемыми учениками;

д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с
целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его
фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических
тем, указания на то, как данная грамматическая тема может сослужить основой для
предупреждения ошибок.

ж) специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию
(«редактированию») собственного сочинения и изложения.

Все эти шесть направлений в работе доступны учащимся всех начальных классов,
особенно III и II классов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нужно ли анализировать свои ошибки итоговое сочинение
  • Обговорить вопросы речевая ошибка
  • Нужно ли анализировать свои ошибки сочинение вишневый сад
  • Обвязочный брус на винтовых сваях ошибки
  • Нужно ли анализировать свои ошибки сочинение аргументы