Ноутбук выдает ошибку при запуске синий экран

Ошибки синего экрана (иногда называемые ошибками черного экрана или ошибками кода STOP) могут возникать, если серьезная проблема приводит к неожиданному закрытию или перезапуску Windows. Может появиться сообщение «Windows завершено, чтобы предотвратить повреждение компьютера» или аналогичное сообщение.

Снимок экрана: ошибка "синий экран"

Эти ошибки могут быть вызваны проблемами как с оборудованием, так и с программным обеспечением. Если перед возникновением ошибки «синий экран» вы добавили новое оборудование, то завершите работу компьютера, удалите это оборудование и перезапустите компьютер. Если во время перезапуска возникают проблемы, попробуйте запустить компьютер в безопасном режиме. Дополнительные сведения см. в статье Запуск компьютера в безопасном режиме в Windows.

Кроме того, можно попробовать получить последние обновления из Центра обновления Windows, справку из других источников или восстановить Windows до более раннего состояния.

Если ни одно из этих действий не поможет устранить ошибку «Синий экран», попробуйте средство устранения неполадок с голубым экраном в приложении «Получить справку».

  1. В Windows откройте раздел Получить справку.

  2. В приложении «Получить справку» введите Устранение ошибок BSOD.

  3. Следуйте инструкциям в приложении «Получить справку».

Примечание: Если вы не используете устройство с Windows, вы можете запустить средство устранения неполадок синего экрана в браузере, перейдя в раздел Контакт служба поддержки Майкрософт  и введя устранение ошибки BSOD.  Затем следуйте пошаговому руководству в разделе «Рекомендуемая справка».

Дополнительные сведения о конкретном коде ошибки STOP см. в справочнике по коду проверки ошибок.

Нужна дополнительная помощь?

Нужны дополнительные параметры?

Изучите преимущества подписки, просмотрите учебные курсы, узнайте, как защитить свое устройство и т. д.

В сообществах можно задавать вопросы и отвечать на них, отправлять отзывы и консультироваться с экспертами разных профилей.

Найдите решения распространенных проблем или получите помощь от агента поддержки.

Синий экран смерти или BSOD (Blue Screen of Death) видел практически каждый пользователь Windows. Его появление свидетельствует о критическом сбое в железе или программном обеспечении и сопровождается перезагрузкой операционной системы с потерей всех несохраненных данных. Сложно представить, сколько нервных клеток сгубила эта ошибка, особенно во времена Windows 2000 и XP. Сейчас экран смерти возникает не так часто, однако бороться с проблемой нужно незамедлительно. Главное выяснить причину заболевания и назначить верный курс лечения.

Что такое BSoD?

Упрощенно архитектура Windows состоит из двух уровней — пользовательского и режима ядра. На первом работают прикладные программы и службы, а на втором выполняется код ОС и драйверов. BSOD возникает при обнаружении критической ошибки в режиме ядра. Сбоить могут, как драйвера, так и аппаратная часть ПК. В результате система экстренно прекращает свою работу и выводит на дисплей информацию об ошибке — печально известный экран смерти. Все несохраненные данные теряются.

Через некоторое время после появления BSOD компьютер автоматически перезагружается. Зачастую это происходит слишком быстро, и пользователь не успевает запомнить код ошибки. В этом случае достаточно отключить автоматическую загрузку ОС. После перезагрузки система продолжит свою работу, однако, если не устранить причину сбоя, то BSOD будет появляться снова и снова. Сведения об ошибке заносятся в файл дампа памяти с расширением «.dmp» и по умолчанию добавляются в папку по адресу «C:\Windows\Minidump».

Помимо классического синего экрана, иногда встречается зеленый экран смерти. По сути, эта ошибка идентична стандартному BSOD, однако появляется только на тестовых версиях Windows 10 начиная с 2016 года. Подобное разделение позволяет быстро понять, в какой версии (тестовой или релизной) произошел сбой.

Одна из тестовых версий Windows Vista, известная под названием Longhorn, иногда демонстрировала пользователям красный экран смерти. Проблема заключалась в сбое диспетчера загрузки. Помимо этого, красный фон использовался для уведомления об ошибке ACPI в Windows 98.

Следует учитывать, что цвет экрана смерти может смениться на любой другой из-за случайной перезаливки дисплея после сбоя драйвера видеокарты.

Основные причины появления BSoD

Экран смерти возникает из-за ошибок при исполнении кода в режиме ядра. К этому могут привести проблемы в железе (аппаратной части) или программные сбои:

  • выход из строя аппаратной части;
  • конфликт подключенных устройств/драйверов;
  • перегрев видеокарты или процессора;
  • разгон комплектующих;
  • несовместимость устройства/драйвера с ОС;
  • заражение компьютера вирусом;
  • неподходящий или некорректно установленный драйвер;
  • недостаточное количество свободного места на диске;
  • неполадки в модуле оперативной памяти;
  • неправильные настройки BIOS;
  • обновление Windows;
  • ошибки файловой системы.

Чаще всего BSOD появляется из-за некорректной работы драйвера одного из подключенных устройств. Для повышения надежности системы используйте только последние официальные версии драйверов и программ.

Как узнать код ошибки BSoD?

Для того чтобы узнать причину сбоя, потребуется код ошибки. Данные приводятся непосредственно на самом экране смерти в момент его появления, заносятся в журнал Windows и сохраняются в специальном файле.

В первом случае необходимо хорошенько рассмотреть информацию на дисплее. Внешний вид экрана смерти зависит от версии ОС. В случае Windows XP и 7 выводится большой объем данных с названием и параметрами ошибки, а также рекомендациями по ее устранению.

Начиная с Windows 8 пользователь видит только грустный смайл, краткое описание возникшей ошибки и QR-код со ссылкой на решение проблемы от Microsoft.

Если вы не запомнили код ошибки сразу после появления BSOD, то можете найти его с помощью журнала Windows. для этого перейдите по цепочке “Панель управления” — “Администрирование” — “Просмотр событий” — “Система”. Ориентируясь на дату и время сбоя кликните по соответствующей записи в журнале. В описании будет указан код и название ошибки, например, шестнадцатеричному коду 0x00000001 соответствует ошибка APC_INDEX_MISMATCH.

По умолчанию информация об ошибке сохраняется в дампе памяти. Для ее просмотра потребуется специальная утилита, например, бесплатная программа BlueScreenView. В верхней части главного окна выводится перечень дампов памяти, с момента установки ОС. В таблице указывается время формирования отчета, код ошибки, параметры и драйвер, который вероятнее всего привел к появлению BSOD. В нижней части экрана приводится список драйверов, при этом красным отмечаются те, что были активны в момент сбоя.

Ошибка BSoD при загрузке/установке ОС

Синий экран может появляться непосредственно при установке операционной системы. Причиной чаще всего служит:

  • неисправный файл образа;
  • проблемы с аппаратной частью;
  • неправильная настройка BIOS.

Если вы уверены, что железо в порядке, то скорее всего поврежден образ операционной системы. Старайтесь не использовать пиратские сборки с нестандартными настройками и предустановленными программами.

В некоторых случаях ОС постоянно уходит в перезагрузку без появления графического интерфейса. Вероятнее всего причина в повреждении или некорректном форматировании жесткого диска, а также неверных параметрах BIOS. Сбросить BIOS до настроек по умолчанию можно одним из двух способов:

  • BIOS Setup. Для запуска утилиты нажмите клавишу Delete во время первоначального тестирования компьютера и перейдите в настройки. Активируйте опцию “Load Optimal Defaults” — название может отличаться в различных версиях BIOS.
  • Замыкание контактов на плате. Отключите питание компьютера и откройте крышку корпуса. На материнской плате найдите перемычку с пометкой CMOS или BIOS RESET (подпись зависит от модели платы). Если контактов два, то однократно замкните их. В случае 3-х контактной перемычки потребуется переставить внешний колпачок с контактов 1–2 на позиции 2–3. Оставьте плату в таком состоянии на 15–20 секунд и верните колпачок в исходное положение.

Для загрузки ОС можно воспользоваться безопасным режимом. В этом случае система использует только самые необходимые драйвера. Если проблема не в них, то появится возможность исправить ошибку.

Устранение BSoD

Если вы знаете код ошибки, то можете найти инструкцию по ее устранению в интернете, например, на этом сайте. Начиная с Windows 8 на экране смерти выводится QR-код со ссылкой на способ устранения неполадки от Microsoft.

Для восстановления стабильного режима работы ПК можно воспользоваться универсальными способами. Если применить весь комплекс мер, то это с большой вероятностью исправит ошибку, ускорит быстродействие системы и продлит срок службы комплектующих:

  • Почистите компьютер от пыли. Все механизмы обслуживаемых вентиляторов желательно смазать специальным маслом.
  • Узнайте температуру процессора/видеокарты в обычном и нагруженном режимах. Если комплектующие перегреваются добавьте в корпус дополнительные вентиляторы или реорганизуйте систему охлаждения.
  • Проверьте, есть ли на диске свободное место. Если его недостаточно удалите ненужные файлы и деинсталлируйте неиспользуемое ПО.
  • Просканируйте ОС надежной антивирусной программой. При обнаружении опасных объектов удалите их. В некоторых случаях причиной сбоя может стать сам антивирус.
  • Если ошибка появилась не так давно, то воспользуйтесь мастером восстановления системы и загрузите последнюю стабильную версию.
  • Установите последний официальный пакет обновлений системы (Service Pack). Рекомендуется включить автоматическое обновление Windows.
  • Если ошибка появилась после установки определенной программы, то переустановите ее, скачав с официального сайта.
  • Если сбой возникает после подключения определенного устройства, то проверьте его на совместимость с вашей версией ОС. Скачайте новую версию драйвера с сайта производителя. Если драйвер свежий, то откатите его до предыдущей версии.
  • Сбросьте BIOS до настроек по умолчанию одним из описанных выше способов.
  • Проверьте ОЗУ на ошибки в специализированном приложении, например, memtest86+. Если обнаружится поврежденная линейка памяти, планку придется заменить.
  • Проверьте жесткий диск встроенными средствами диагностики или сторонними программами. Восстановите битые сектора.

Если ничего из вышеперечисленного не помогло, то переустановите операционную систему с помощью лицензионного образа.

FAQ

Продукт
E420, E520, PA90, PB40, PB40-B, PB50, PB50-B, PB60, PB60-B, PB60G, PB60S, PB60S-B, PB60V, PB61S, PB61V, PB61V-B, PB61V-H, PB62, PB62-B, PB63, PB63-B, PL63, PL63-A, PL63-B, PL64, PL64-B, PL64-D1, PL64-D1-B, PN30, PN40, PN40Q, PN41, PN41-A, PN41-B, PN41-S1, PN41-S1-B, PN41-S1-M, PN41-S1-MI, PN42, PN42-B, PN42-S, PN42-S-B, PN50, PN50-B, PN50-E1, PN50-E1-B, PN50-F, PN50F2, PN50-S1, PN51, PN51-B, PN51-E1, PN51E1-B, PN51-S1, PN51-S1-B, PN52, PN52-B, PN53, PN53-B, PN53-S1, PN53-S1-B, PN60, PN60-B, PN60-R, PN61, PN61-B, PN61S, PN61T, PN62, PN62-B, PN62S, PN63, PN63-B, PN63-S1, PN63-S1-B, PN64, PN64-B, PN64-E1, PN64-E1-B, PN65, PN65-B, PN80, UN42, UN45, UN45H, UN62, UN62V, UN65, UN65H, UN65U, UN66, UN66S, UN68U, VC60, VC60DGT, VC60V, VC62B, VC65, VC65-C, VC65-C1, VC65R, VC66, VC66-C, VC66-C2, VC66D, VC66R, VC68R, VC68V, VM40B, VM42, VM45, VM60, VM62, VM62B, VM62N, VM65, VM65-K, VM65N, VM65N-K

[Ноутбук/Десктоп/AIO] Устранение неполадок — Как решить проблему Синего Экрана в Windows (BSOD)

Ошибка Cиний экран возникает, если проблема приводит к сбою работы Вашей системы или неожиданному перезапуску из-за проблем с программным или аппаратным обеспечением. Это также называется BSOD (синий экран смерти, как показано на следующем рисунке).

Есть несколько причин, которые могут вызвать ошибки синего экрана:

  • Из пакетов Windows, например, вызванных Центром обновления Windows.
  • Проблема совместимости между новым установленным оборудованием и компьютером или в аппаратных устройствах возникла ошибка. 
  • Проблема совместимости установленного ПО и системы.
  • Системный вирус.                                                         
    Пожалуйста, попробуйте следующее видео и шаги по устранению неполадок, чтобы решить Ваши проблемы.

Для получения более подробной информации о способах исправления ошибок Синего Экрана в Windows (BSOD) Вы также можете перейти по ссылке ниже на канал ASUS Youtube:

Пожалуйста, перейдите к соответствующей инструкции, исходя из текущей операционной системы Windows на Вашем компьютере:

  • Windows 11
  • Windows 10

Windows 11

Содержание:

  • Изменение настроек контроллера Intel VMD в BIOS
  • Обновление BIOS / Windows / драйверов до последних версий
  • Запуск диагностики системы через приложение MyASUS
  • Проверка внешних периферийных устройств или любых установленных / замененных комплектующих
  • Проверка недавно установленных / обновлённых программ и приложений
  • Восстановление операционной системы из точки восстановления
  • Сброс системы

Изменение настроек контроллера Intel VMD в BIOS

Если в процессе запуска Вы столкнулись с ошибкой синего экрана с кодом ошибки «НЕДОСТУПНОЕ ЗАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО», попробуйте изменить текущие настройки контроллера Intel VMD на другой вариант. (Например, если VMD в данный момент включен в BIOS, попробуйте отключить его, чтобы посмотреть, решит ли это проблему)

Примечание: Если Вы столкнулись с кодом остановки, отличным от «НЕДОСТУПНОЕ ЗАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО», перейдите к следующему шагу устранения неполадок.

Примечание: Экран конфигурации BIOS может отличаться в зависимости от модели.

  1. Начните с доступа к конфигурации BIOS на Вашем компьютере. Когда компьютер выключен, нажмите и удерживайте клавишу [F2] на клавиатуре, затем нажмите кнопку питания для входа в конфигурацию Bios. Узнать больше о Как войти в конфигурацию Bios.
  2. На экране настроек BIOS нажмите клавишу [F7] на клавиатуре или Вы также можете нажать [Advanced Mode]на экране.                                                 
  3. Переудите на страницу [Advanced] и нажмите [VMD setup menu].                                                   
    Примечание: Если конфигурация BIOS не включает опцию VMD, это означает, что Ваш компьютер не поддерживает эту функцию. Пожалуйста, перейдите к следующему способу устранения неполадок.                                            
  4. Выберите [Enable VMD controller]а затем выберите вариант, отличный от текущих настроек..                                                 
  5. Нажмите [Ok] , чтобы применить изменения к технологии Intel Volume Management Device (VMD).                                           
  6. Сохранить настройки и выйти. Нажмите клавишу [F10] на клавиатуре и нажмите [ОК], затем компьютер перезагрузится. После этого проверьте, устранена ли ошибка синего экрана Windows.                                             
    Примечание: Если ошибка синего экрана Windows по-прежнему сохраняется, верните настройки VMD к исходной конфигурации и перейдите к следующему шагу устранения неполадок.                                           

Назад к содержанию

Обновление BIOS / Windows / драйверов до последних версий для Вашего ноутбука

Обновление программного обеспечения обычно помогает стабильности и оптимизации системы, поэтому мы рекомендуем Вам проверять и обновлять драйверы и ПО до последней версии на Вашем ПК. Здесь Вы можете узнать больше:

Как обновить BIOS в системе Windows

Как использовать EZ Flash для обновления BIOS 

(Для настольных ПК см. ASUS Motherboard EZ Flash 3 Введение)

Для выполнения обновления Windows и обновления драйверов воспользуйтесь ссылками:

Как запустить Windows Update

Как обновить драйверы в MyASUS

Если проблема не устранена после обновления БИОС / драйверов / Windows до текущей даты, перейдите к следующей главе для устранения неполадок.

Назад к содержанию

Запуск диагностики системы через приложение MyASUS

Пользователь может проверить исправность устройства с помощью Диагностики Оборудования в приложении MyASUS и запустить дальнейшую проверку ошибки Синего Экрана. Если после диагностики возникает какая-либо ошибка, мы рекомендуем посетить сервисный центр ASUS для замены проблемного оборудования.

  1. Введите и найдите [MyASUS] в строке поиска Windows , затем нажмите [Открыть] .                                                     
    Если поиск не дал результатов, это означает, что на Вашем компьютере не установлено приложение. См. Как установить MyASUS.                                                     
  2. В MyASUS выберите [Поддержка клиентов.                                                     
  3. В [Диагностике Системы]  выберите [Все] элементы для проверки и затем нажмите [Проверить] . Здесь Вы можете узнать больше о MyASUS — Диагностика системы.                                                     
    Примечание: Если в MyASUS нет вкладки Диагностика системы, это означает, что Ваш компьютер не поддерживает эту функцию, пропустите этот шаг и перейдите к Главе 3. Здесь Вы можете узнать больше о том, почему нет пункта «Диагностика системы» в MyASUS.                                                     
  4. При обнаружении ошибок, пожалуйста, обратитесь в авторизованные сервисные центры ASUS для замены проблемного оборудования. Здесь Вы можете узнать больше о Поддержке клиентов для дальнейшего ремонта.                                                     
    Если после «Диагностики оборудования» проблем не обнаружено, вернитесь к экрану «Диагностика системы» и выберите [Ошибка Синего Экрана] ⑦ для дальнейшей проверки.                                                     
  5. Нажмите [Проверить] .                                                     
  6. При обнаружении ошибок, пожалуйста, обратитесь в авторизованные сервисные центры ASUS для замены проблемного оборудования. Здесь Вы можете узнать больше о Поддержке клиентов для дальнейшего ремонта.                                                     
    Если после проверки «Ошибок Синего Экрана» проблем не обнаружено, это означает, что Ваше оборудование исправно. Перейдите к следующему шагу устранения неполадок.

Назад к содержанию

Проверка внешних периферийных устройств или любых установленных / замененных комплектующих

Иногда внешние устройства, подключенные к Вашему компьютеру, могут быть причиной ошибок синего экрана, поэтому попробуйте отключить их. Это могут быть, например, внешние жесткие диски, принтеры, карты памяти, внешний оптический привод (если Ваш компьютер имеет внутренний оптический привод, CD/DVD диск), адаптеры и т. д. После этого перезагрузите компьютер. Если после перезагрузки компьютера проблема не возникает, причиной проблемы может быть внешнее устройство. Мы рекомендуем Вам не использовать это устройство и обратиться за поддержкой к производителю устройства.

Если Вы не используете какие-либо внешние устройства или проблема сохраняется после их отключения, пожалуйста, проверьте или вспомните, устанавливали ли Вы или меняли внутреннее оборудование, такое как накопители (HDD или SSD) или модули памяти. Причиной синего экрана может быть проблема совместимости между новыми и старыми устройствами/системой ASUS, поэтому попробуйте удалить новое оборудование. Если проблема не возникает после отключения оборудования, мы рекомендуем Вам не использовать это устройство и обратиться за поддержкой к производителю устройства. 

Если проблема не устранена после описанных выше шагов, перейдите к следующему этапу устранения неполадок.

Назад к содержанию

Проверка недавно установленных / обновлённых программ и приложений

Некоторые проблемы могут возникнуть при обновлении Windows или при установке какого-то приложения, в том числе проблемы совместимости приложения и системы, а также сбоя основных программ Windows.

Вы можете посмотреть историю обновлений, чтобы проверить недавно установленные обновления.

  1. Введите и найдите [Центр обновления Windows] в строке поиска Windows  и нажмите [Открыть] .                                                     
  2. Выберите [Просмотр журнала обновлений] .                                                     
  3. В Журнале будут перечислены Обновления Компонентов, Исправления, Обновления Драйверов и т.д, которые были установлены на Вашем компьютере.                                                     
  4. Вы можете проверить дату установки обновлений и вспомнить, возникла ли после этого проблема Синего Экрана. Затем обратитесь к следующим шагам, чтобы узнать, как удалить предыдущую версию или вернуться к ней.

Вернуться к предыдущей версии обновления компонентов                                                     
Если после установки обновлений компонентов Windows возникают ошибки синего экрана, мы рекомендуем вернуться к предыдущей версии и дождаться обновления от Microsoft, чтобы предотвратить первоначальную нестабильную работу. Здесь Вы можете узнать больше о том, как вернуться к предыдущей сборке системы Windows.                                                     
Если Вы не можете вернуться к предыдущей версии Windows, мы рекомендуем восстановить систему из точки восстановления, здесь Вы можете узнать больше о том, как использовать точку восстановления для восстановления системы.

Удаление исправлений Windows                                                     
Если после установки исправлений Windows у Вас возникают ошибки синего экрана, мы рекомендуем удалить обновления и дождаться обновлений от Microsoft. Чтобы узнать, как их удалить, выполните следующие действия.

  1. В Журнале Обновлений нажмите [Удалить обновления] .                                                     
  2. Выберите обновление, которое Вы хотите удалить  и нажмите [Удалить] .                                                     

Возврат к предыдущей версии драйвера                                                    
Если после обновления драйверов в Windows у Вас возникают ошибки синего экрана, мы рекомендуем вернуться к предыдущей версии драйвера и дождаться исправления. Выполните следующие действия, чтобы узнать, как вернуться к предыдущей версии драйвера.

  1. Введите и найдите [Диспетчер Устройств] в строке поиска Windows , затем нажмите [Открыть] В следующих шагах в качестве примера используется графика Intel. Выберите неисправный драйвер, который Вы хотите откатить до предыдущей версии.                                                     
  2. Нажмите стрелку рядом с [Видеоадаптеры] , щёлкните правой кнопкой мыши на [Intel(R) UHD Graphics 620] ④ и выберите [Свойства] .                                                     
  3. Выберите [Драйвер] и затем нажмите [Откатить драйвер] .                                                     
  4. Выберите причину [Почему Вы хотите откатить драйвер?]  и нажмите [Да] . Система начнет откат к ранее установленному драйверу.                                                     

Удаление определённого приложения

Ошибки синего экрана могут возникать, если существует проблема совместимости между установленным приложением и системой Windows, поэтому мы рекомендуем сначала удалить это приложение. Здесь Вы можете узнать больше о том Как найти и удалить недавно установленные приложения.

Если проблема исчезла после удаления этого приложения, мы рекомендуем проверить поддерживаемую операционную систему или спецификацию на официальном сайте этого приложения или обратиться за поддержкой к разработчику приложения.

Назад к содержанию

Восстановление системы из точки восстановления

Если проблема возникла недавно, и если Вы когда-либо создавали Точку Восстановления или есть автоматическое восстановление системы, попробуйте восстановить компьютер до Точки, когда проблема ещё не началась. Здесь Вы можете узнать больше о том, как использовать Точку Восстановления системы.

Если проблема не устранена, перейдите к следующему шагу устранения неполадок.

Назад к содержанию

Сброс системы

Если проблема не устранена после выполнения всех указанных выше шагов, запишите резервную копию Ваших личных файлов, а затем сбросьте ПК до исходной конфигурации. Здесь Вы можете узнать больше о том: Как сбросить систему до заводских настроек

Назад к содержанию

Если Вы по-прежнему не можете решить проблему, загрузите MyASUS и попробуйте Диагностику Системы для устранения неполадок. Нажмите ниже!

Windows 10 

Содержание:

  • Изменение настроек контроллера Intel VMD в BIOS
  • Обновление BIOS / Windows / драйверов до последних версий
  • Проверка внешних периферийных устройств или любых установленных / изменённых комплектующих
  • Проверка внешних периферийных устройств или любых установленных / замененных комплектующих
  • Проверка недавно установленных / обновлённых программ и приложений
  • Восстановление операционной системы из точки восстановления
  • Сброс системы

Изменение настроек контроллера Intel VMD в BIOS

Если в процессе запуска Вы столкнулись с ошибкой синего экрана с кодом ошибки «НЕДОСТУПНОЕ ЗАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО», попробуйте изменить текущие настройки контроллера Intel VMD на другой вариант. (Например, если VMD в данный момент включен в BIOS, попробуйте отключить его, чтобы посмотреть, решит ли это проблему)

Примечание: Если вы столкнулись с кодом остановки, отличным от «НЕДОСТУПНОЕ ЗАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО», перейдите к следующему шагу устранения неполадок.

Примечание: Экран конфигурации BIOS может отличаться в зависимости от модели.

  1. Начните с доступа к конфигурации BIOS на Вашем компьютере. Когда компьютер выключен, нажмите и удерживайте клавишу [F2] на клавиатуре, затем нажмите кнопку питания для входа в конфигурацию Bios. Узнать больше о Как войти в конфигурацию Bios.
  2. На экране настроек BIOS нажмите клавишу [F7] на клавиатуре или вы также можете нажать [Advanced Mode]на экране.                                                 
  3. Переудите на страницу [Advanced] и нажмите [VMD setup menu].                                                   
    Примечание: Если конфигурация BIOS не включает опцию VMD, это означает, что Ваш компьютер не поддерживает эту функцию. Пожалуйста, перейдите к следующему способу устранения неполадок.                                            
  4. Выберите [Enable VMD controller]а затем выберите вариант, отличный от текущих настроек..                                                 
  5. Нажмите [Ok] , чтобы применить изменения к технологии Intel Volume Management Device (VMD).                                           
  6. Сохранить настройки и выйти. Нажмите клавишу [F10] на клавиатуре и нажмите [ОК], затем компьютер перезагрузится. После этого проверьте, устранена ли ошибка синего экрана Windows.                                             
    Примечание: Если ошибка синего экрана Windows по-прежнему сохраняется, верните настройки VMD к исходной конфигурации и перейдите к следующему шагу устранения неполадок.                                           

Назад к содержанию

Обновление BIOS / Windows / драйверов до последних версий для Вашего ноутбука

Обновление программного обеспечения обычно помогает стабильности и оптимизации системы, поэтому мы рекомендуем Вам проверять и обновлять драйверы и ПО до последней версии на Вашем ПК. Здесь Вы можете узнать больше:

Как обновить BIOS в системе Windows

Как использовать EZ Flash для обновления BIOS 

(Для настольных ПК см. ASUS Motherboard EZ Flash 3 Введение)

Для выполнения обновления Windows и обновления драйверов воспользуйтесь ссылками:

Как запустить Windows Update

Как обновить драйверы в MyASUS

Если проблема не устранена после обновления БИОС / драйверов / Windows до текущей даты, перейдите к следующей главе для устранения неполадок.

Назад к содержанию

Запуск диагностики системы через приложение MyASUS

Пользователь может проверить исправность устройства с помощью Диагностики Оборудования в приложении MyASUS и запустить дальнейшую проверку ошибки синего экрана. Если после диагностики возникает какая-либо ошибка, мы рекомендуем посетить сервисный центр ASUS для замены проблемного оборудования.

  1. Введите и найдите [MyASUS] в строке поиска Windows , затем нажмите [Открыть] .                                                     
    Если поиск не дал результатов, это означает, что на Вашем компьютере не установлено приложение. См. Как установить MyASUS.                                                     
  2. В MyASUS выберите [Поддержка клиентов.                                                     
  3. В [Диагностике Системы]  выберите [Все] элементы для проверки ⑤ и затем нажмите [Проверить] . Здесь Вы можете узнать больше о MyASUS — Диагностика системы.                                                     
    Примечание: Если в MyASUS нет вкладки «Диагностика системы», это означает, что Ваш компьютер не поддерживает эту функцию, пропустите этот шаг и перейдите к Главе 3. Здесь Вы можете узнать больше о том, почему нет пункта «Диагностика системы» в MyASUS.                                                     
  4. При обнаружении ошибок, пожалуйста, обратитесь в авторизованные сервисные центры ASUS для замены проблемного оборудования. Здесь Вы можете узнать больше о поддержке клиентов для дальнейшего ремонта.                                                     
    Если после Диагностики оборудования проблем не обнаружено, вернитесь к экрану «Диагностика системы» и выберите [Ошибки Синего Экрана] ⑦ для дальнейшей проверки.                                                     
  5. Нажмите [Проверить] .                                                     
  6. При обнаружении ошибок, пожалуйста, обратитесь в авторизованные сервисные центры ASUS для замены проблемного оборудования. Здесь Вы можете узнать больше о Поддержке клиентов для дальнейшего ремонта.                                                     
    Если после проверки «Ошибок Синего Экрана» проблем не обнаружено, это означает, что Ваше оборудование исправно. Перейдите к следующему шагу устранения неполадок.

Назад к содержанию

Проверка внешних периферийных устройств или любых установленных / замененных комплектующих

Иногда внешние устройства, подключенные к Вашему компьютеру, могут быть причиной Ошибок Синего Экрана, поэтому попробуйте отключить их. Это могут быть, например, внешние жесткие диски, принтеры, карты памяти, внешний оптический привод (если Ваш компьютер имеет внутренний оптический привод, CD/DVD диск), адаптеры и т. д. После этого перезагрузите компьютер. Если после перезагрузки компьютера проблема не возникает, причиной проблемы может быть внешнее устройство. Мы рекомендуем Вам не использовать это устройство и обратиться за поддержкой к производителю устройства.

Если вы не используете какие-либо внешние устройства или проблема сохраняется после их отключения, пожалуйста, проверьте или вспомните, устанавливали ли Вы или меняли внутреннее оборудование, такое как накопители (HDD или SSD) или модули памяти. Причиной Синего Экрана может быть проблема совместимости между новыми и старыми устройствами/системой ASUS, поэтому попробуйте удалить новое оборудование. Если проблема не возникает после отключения оборудования, мы рекомендуем Вам не использовать это устройство и обратиться за поддержкой к производителю устройства. 

Если проблема не устранена после описанных выше шагов, перейдите к следующему этапу устранения неполадок.

Назад к содержанию

Проверка недавно установленных / обновлённых программ и приложений

Некоторые проблемы могут возникнуть при обновлении Windows или при установке какого-то приложения, в том числе проблемы совместимости приложения и системы, а также сбоя основных программ Windows.

Вы можете посмотреть историю обновлений, чтобы проверить недавно установленные обновления.

  1. Введите и найдите [Центр обновления Windows] в строке поиска Windows  и нажмите [Открыть] .                                                     
  2. Выберите [Просмотр журнала обновлений] .                                                     
  3. В Журнале будут перечислены Обновления Компонентов, Исправления, Обновления Драйверов и т.д, которые были установлены на Вашем компьютере.                                                     
  4. Вы можете проверить дату установки обновлений и вспомнить, возникла ли после этого проблема Синего Экрана. Затем обратитесь к следующим шагам, чтобы узнать, как удалить предыдущую версию или вернуться к ней.

Вернуться к предыдущей версии обновления компонентов                                                     
Если после установки Обновлений Компонентов в Windows возникают ошибки типа «Синий Экран», мы рекомендуем вернуться к предыдущей версии и дождаться обновления от Microsoft, чтобы предотвратить первоначальную нестабильную работу. Здесь вы можете узнать больше о том, как вернуться к предыдущей сборке системы Windows.                                                     
Если Вы не можете вернуться к предыдущей версии Windows, мы рекомендуем восстановить систему из точки восстановления, здесь Вы можете узнать больше о том, как использовать точку восстановления для восстановления системы.

Удаление Исправлений Windows                                                     
Если после установки исправлений Windows у Вас возникают ошибки синего экрана, мы рекомендуем удалить обновления и дождаться обновлений от Microsoft. Чтобы узнать, как их удалить, выполните следующие действия.

  1. В Журнале Обновлений нажмите [Удалить обновления] .                                                     
  2. Выберите обновление, которое Вы хотите удалить  и нажмите [Удалить.                                                     

Возврат к предыдущей версии драйвера                                                     
Если после обновления драйверов в Windows у Вас возникают ошибки синего экрана, мы рекомендуем вернуться к предыдущей версии драйвера и дождаться исправления. Выполните следующие действия, чтобы узнать, как вернуться к предыдущей версии драйвера.​

  1. Введите и найдите [Диспетчер Устройств] в строке поиска Windows , затем нажмите [Открыть] . В следующих шагах в качестве примера используется графика Intel. Выберите неисправный драйвер, который Вы хотите откатить до предыдущей версии.                                                     
  2. Нажмите стрелку рядом с [Видеоадаптеры] , щёлкните правой кнопкой мыши на [Intel(R) UHD Graphics 620] ④ и выберите [Свойства] .                                                     
  3. Выберите [Драйвер]  и затем нажмите [Откатить Драйвер] .                                                     
  4. Выберите причину [Почему Вы хотите откатить драйвер?]  и нажмите [Да] . Система начнет откат к ранее установленному драйверу.                                                     

Удаление определённого приложения

Ошибки Синего Экрана могут возникать, если существует проблема совместимости между установленным приложением и системой Windows, поэтому мы рекомендуем сначала удалить это приложение. Здесь вы можете узнать больше о том Как найти и удалить недавно установленные приложения.

Если проблема исчезла после удаления этого приложения, мы рекомендуем проверить поддерживаемую операционную систему или спецификацию на официальном веб-сайте этого приложения или обратиться за поддержкой к разработчику приложения.

Назад к содержанию

Восстановление системы из точки восстановления

Если проблема возникла недавно, и если Вы когда-либо создавали точку восстановления или есть автоматическое восстановление системы, попробуйте восстановить компьютер до точки, когда проблема ещё не началась. Здесь Вы можете узнать больше о том, как использовать точку восстановления системы.

Если проблема не устранена, перейдите к следующей главе устранения неполадок.

Назад к содержанию

Сброс системы

Если проблема не устранена после выполнения всех указанных выше шагов, запишите резервную копию Ваших личных файлов, а затем сбросьте ПК до исходной конфигурации. Здесь вы можете узнать больше о том: Как сбросить систему до заводских настроек

Назад к содержанию

Если Вы по-прежнему не можете решить проблему, загрузите MyASUS и попробуйте Диагностику Системы для устранения неполадок. Нажмите ниже! 

Эта информация была полезной?

Yes
No

  • Приведенная выше информация может быть частично или полностью процитирована с внешних веб-сайтов или источников. Пожалуйста, обратитесь к информации на основе источника, который мы отметили. Пожалуйста, свяжитесь напрямую или спросите у источников, если есть какие-либо дополнительные вопросы, и обратите внимание, что ASUS не имеет отношения к данному контенту / услуге и не несет ответственности за него.
  • Эта информация может не подходить для всех продуктов из той же категории / серии. Некоторые снимки экрана и операции могут отличаться от версий программного обеспечения.
  • ASUS предоставляет вышеуказанную информацию только для справки. Если у вас есть какие-либо вопросы о содержании, пожалуйста, свяжитесь напрямую с поставщиком вышеуказанного продукта. Обратите внимание, что ASUS не несет ответственности за контент или услуги, предоставляемые вышеуказанным поставщиком продукта.

Автоматический перевод этой страницы выполнен Microsoft Translator

Существует несколько причин появления синего экрана во время работы компьютера или при неудачном запуске/загрузке ОС Windows.
Если на экране компьютера отображается синий экран, приблизительную причину неполадки можно определить по внешним признакам
или по звуковым сигналам.

Если вы не уверены, в чем заключается проблема, перейдите к ПК HP – Компьютер не запускается (Windows 10).

Изучите этот документ, если компьютер перестает отвечать на запросы, отображает синий экран и постоянно перезапускается. В
большинстве случаев на синем экране отображается сообщение об ошибке или код ошибки, компьютер не реагирует на ввод команд
с клавиатуры и, чтобы выключить компьютер, необходимо нажать и удерживать кнопку питания не менее 15 секунд.

Пример сообщения об ошибке на синем экране в ОС Windows

Прим.:

В зависимости от установленной версии ОС Windows некоторые изображения и данные в этом документе могут отличаться.

Если ваш компьютер внезапно перестает загружаться надлежащим образом, то помимо других действий можно попробовать выполнить
следующие решения, пока проблема не будет устранена: отключите автозапуск, выполните сброс по питанию, используйте Microsoft
System Restore, проверьте оборудование на наличие неисправностей или обновите ваш компьютер.

Отключение функции «Автоматический перезапуск» для просмотра сообщений об ошибках

Если включена функция Автоматический перезапуск, при возникновении ошибок сообщения о них могут не отображаться. Отключите эту функцию, чтобы компьютер выводил сообщения
об ошибках вместо выполнения перезапуска. Информация из сообщения об ошибке может помочь устранить проблему.

  1. В ОС Windows выполните поиск и откройте Просмотр расширенных параметров системы.

  2. В разделе Загрузка и восстановление нажмите кнопку Параметры.

  3. Снимите флажок Выполнить автоматическую перезагрузку, затем нажмите кнопку OK.

    Расположение флажка Выполнить автоматическую перезагрузку

  4. Перезапустите компьютер.

В дальнейшем при возникновении неполадки автоматический перезапуск компьютера выполняться не будет. Вместо этого будет отображаться
синий экран с полезной информацией. Вы можете найти решение, используя информацию, указанную в сообщении об ошибке.

Сброс питания компьютера

Если компьютер не загружается надлежащим образом, может понадобиться выполнить сброс по питанию, который включает извлечение
аккумулятора, нажатие клавиши или сочетания клавиш и другие действия.

Сброс питания ноутбука со съемным аккумулятором

Выполните сброс питания на ноутбуке со съемным аккумулятором.

  1. Выключите компьютер, а затем отсоедините кабель питания.

  2. Отключите все периферийные устройства, а затем отсоедините компьютер от репликатора портов или док-станции.

  3. Извлеките аккумулятор из компьютера.

  4. При отсоединенном аккумуляторе и кабеле питания нажмите и удерживайте кнопку питания около 15 секунд.

  5. После снятия остаточного заряда с конденсаторов вставьте аккумулятор обратно, а затем подключите кабель питания к электрической
    розетке. Оставьте периферийные устройства отключенными.

  6. Включите компьютер.

Сброс питания ноутбука с несъемным аккумулятором

Выполнение сброса питания ноутбука (или аппаратного сброса) позволяет удалить всю информацию из памяти компьютера без удаления
личных данных.

  1. Выключите компьютер.

  2. Отсоедините адаптер переменного тока.

  3. Извлеките диски из привода.

  4. Извлеките карты памяти из гнезда устройства чтения карт памяти.

  5. Отсоедините все дополнительные периферийные устройства, такие как принтеры, сканеры, внешние жесткие диски и флеш-накопители
    USB.

  6. После отсоединения адаптера питания переменного тока нажмите и удерживайте кнопку питания в течение приблизительно 15 секунд.

  7. Повторно подсоедините адаптер питания переменного тока, затем включите компьютер.

Настройки кнопок для сброса по питанию ноутбука с несъемным аккумулятором

При сбросе питания на ноутбуке с несъемным аккумулятором может понадобиться использовать одно из следующих сочетаний кнопок
для сброса по питанию.

Настройки кнопок для сброса по питанию некоторых ноутбуков

Общее название модели

Обычно назначаемая комбинация кнопок

HP ENVY 17 2D и 3D

Нажмите и удерживайте кнопки питания и Beats в течение 8–10 секунд.

Серия HP ENVY 15-3000

Нажмите и удерживайте кнопки питания и Beats в течение 8–10 секунд.

HP ENVY 14 Spectre

Нажмите и удерживайте кнопки питания и отключения звука (на правой стороне области упора для рук) в течение 8–10 секунд.

HP EliteBook Folio 1040 G1

Нажмите и удерживайте кнопки питания и отключения звука в течение 15 секунд или до перезагрузки компьютера.

Сброс питания настольного компьютера

Выполнение сброса питания настольного компьютера (или аппаратного сброса) позволяет удалить всю информацию из памяти компьютера
без удаления личных данных.

  1. Выключите компьютер.

  2. Отсоедините адаптер переменного тока.

  3. Отсоедините все дополнительные периферийные устройства, такие как принтеры, сканеры, внешние жесткие диски и флеш-накопители
    USB.

    Прим.:

    Не отсоединяйте мышь, клавиатуру или монитор.

  4. После отсоединения адаптера питания переменного тока нажмите и удерживайте кнопку питания в течение приблизительно 15 секунд.

  5. После снятия заряда с конденсаторов подключите адаптер переменного тока. Оставьте периферийные устройства отключенными.

  6. Включите компьютер.

Устранение ошибок, отображаемых на синем экране, с помощью восстановления системы Windows

Некоторые ошибки на синем экране можно исправить, восстановив компьютер до предыдущего состояния, когда он нормально функционировал.

Профессиональные компьютеры: если у вас нет возможности восстановить компьютер, обратитесь в отдел ИТ или локальную службу ИТ в своей компании.

Восстановление компьютера при обычном запуске ОС Windows

Если компьютер перестал работать правильно, но ОС Windows запускается должным образом, можно восстановить его состояние на
более ранний момент времени, когда он функционировал исправно.

Создание точки восстановления

ОС Windows автоматически создает точки восстановления по расписанию, а также перед установкой многих программ. Выполните следующие
действия для создания точки восстановления вручную.

  1. В ОС Windows выполните поиск по запросу восстановление, а затем откройте Создание точки восстановления в списке результатов.

  2. На вкладке Защита системы нажмите Создать.

    Нажатие Создать для создания точки восстановления

  3. Введите имя точки восстановления, затем нажмите кнопку Создать.

  4. Нажмите Закрыть.

    Кнопка Закрыть на экране Точка восстановления успешно создана

Восстановление компьютера при нормальном запуске ОС Windows

Восстановите свой компьютер до более раннего состояния.

  1. Сохраните все открытые файлы, затем закройте все запущенные программы.

  2. В ОС Windows выполните поиск и откройте Создание точки восстановления.

  3. На вкладке «Защита системы» выберите Восстановление системы.

    Выбор функции Восстановление системы в окне Защита системы

  4. В окне «Восстановление системы» нажмите Далее.

  5. Выберите точку восстановления, которую вы хотите использовать, затем нажмите Далее.

    Выбор точки восстановления

  6. Проверьте свой выбор, затем нажмите Готово.

  7. Прочитайте предупреждение о том, что не следует прерывать восстановление системы, и нажмите Да.

    ОСТОРОЖНО:

    Дождитесь завершения восстановления системы, не прерывая его, чтобы избежать повреждения жесткого диска или нанесения другого вреда компьютеру.

    Подтверждение согласия с тем, что прерывание восстановления системы невозможно

    Функция восстановления системы возвращает конфигурацию компьютера до состояния предыдущей точки восстановления и выполняет
    его перезагрузку.

Восстановление компьютера при невозможности обычного запуска ОС Windows

Если ОС Windows не запускается должным образом, воспользуйтесь функцией восстановления системы Microsoft на экране загрузки
ОС Windows.

  1. Отключите питание компьютера и подождите не менее 5 секунд.

  2. Включите компьютер и несколько раз подряд нажмите клавишу F11 с интервалом в одну секунду, пока не появится экран загрузки ОС Windows.

  3. Если откроется экран для выбора языка, выберите требуемый язык, чтобы продолжить.

  4. На экране Выбрать раскладку клавиатуры выберите раскладку, соответствующую вашему типу клавиатуры.

  5. На экране Выбор действия нажмите Диагностика.

  6. Нажмите Дополнительные параметры, затем нажмите Восстановление системы.

    Прим.:

    В зависимости от настроек может потребоваться выбрать учетную запись и ввести данные для входа в систему.

  7. Нажмите Далее.

    Выбор Далее в окне Восстановление системы

  8. Выберите точку восстановления, а затем нажмите Далее.

  9. Нажмите Готово, чтобы восстановить состояние компьютера на более ранний момент времени.

    Нажатие Готово на экране подтверждения точки восстановления

  10. Нажмите Да в окне предупреждения.

    ОСТОРОЖНО:

    Не прерывайте запущенный процесс восстановления системы после его запуска.

    Нажатие Да в окне предупреждения

  11. По завершении восстановления системы компьютер будет перезагружен.

Устранение сообщений об ошибках на синем экране путем проверки оборудования на сбои

Сообщения об ошибках на синем экране могут быть вызваны сбоем оборудования. Выполните следующие действия для определения функционирования
оборудования компьютера при использовании надлежащих параметров.

Инструкции по проверке оборудования на наличие сбоев для проверки исправности работы оборудования см. в документе ПК HP – Проверка оборудования на наличие неисправностей в Windows 10.

Обновление компьютера с помощью HP Support Assistant или Центра обновления Windows

Многие ошибки или сообщения с синим экраном могут быть устранены путем обновления вашего компьютера с помощью HP Support Assistant
или Центра обновления Windows.

Обновление ПК с помощью HP Support Assistant

Используйте HP Support Assistant для поиска и установки обновлений для компьютера с ОС Windows, включая обновления BIOS.

  1. В ОС Windows выполните поиск и откройте приложение HP Support Assistant или нажмите значок приложения на панели задач.

    Если это приложение не установлено на компьютер, загрузите его последнюю версию с веб-сайта HP Support Assistant.

  2. На вкладке Личная панель найдите свой компьютер, затем нажмите Обновления.

  3. Подождите, пока HP Support Assistant выполняет анализ системы.

  4. После завершения анализа выберите указанные обновления, загрузите и установите их, затем следуйте всем инструкциям на экране.

  5. В случае вывода соответствующего запроса перезапустите компьютер, затем закройте средство.

Запуск Центра обновления Windows

Обновите компьютер с ОС Windows 11 или Windows 10 с помощью Центра обновления Windows.

  1. В ОС Windows выполните поиск и откройте Проверка обновлений.

    При наличии доступных обновлений их установка запускается автоматически.

    Прим.:

    Чтобы загрузить и установить необязательные обновления, выполните следующие инструкции для своей операционной системы:

    • В Windows 11 выберите «Дополнительные параметры > необязательные обновления», выберите обновления, которые необходимо установить, затем нажмите «Загрузить и установить».

    • В Windows 10 выберите «Просмотреть все необязательные обновления «, выберите обновления, которые необходимо установить, затем щелкните «Загрузить и установить».

  2. Перезапустите компьютер после установки обновлений при появлении соответствующего запроса.

Выполните сброс настроек системы Windows

Если устранить проблему не удается, восстановите исходную конфигурацию компьютера.

Microsoft предоставляет функцию восстановления исходного состояния компьютера посредством переустановки операционной системы.
Перед использованием этой функции создайте резервные копии всех важных файлов.

Дополнительные сведения см. в документе ПК HP – Восстановление исходного состояния компьютера.

Обращение в службу поддержки клиентов HP

Обратитесь в службу поддержки клиентов HP за дальнейшей помощью, если устранить проблему не удается.

  1. Введите серийный номер продукта, чтобы проверить состояние гарантии и при необходимости изменить свое местоположение.

  2. Выберите вариант поддержки. Варианты зависят от страны/региона.

Исправляем синий экран смерти (BSOD)

Исправляем синий экран смерти (BSOD)

«Синий экран смерти» — это ошибка, которая хоть раз возникала у пользователя Windows. Разбираемся, почему возникает синий экран, и как устранить эту проблему. 

Что такое экран смерти?

Синий экран смерти, он же BSOD (The blue screen of death), он же «синька» — это критическая ошибка, возникающая при серьезных проблемах с компьютером. Если у вас появился синий экран, это значит, что случилась серьезная ошибка, с которой система не справляется без перезагрузки.

При перезагрузке через синий экран изменения в приложениях и играх не сохраняются. Во время появления экрана смерти система создает и сохраняет на диск файл дампа памяти minidump, который содержит информацию о сбое.

В чем причины?

Исправляем синий экран смерти (BSOD)

Причиной появления синего экрана могут быть разными. Вот основные из них:

  • Несовместимые драйверы или проблема в работе драйверов;

  • Некорректно установленные системные обновления;

  • Неправильные настройки BIOS;

  • Перегрев элементов компьютера;

  • Ваш компьютер заражен вирусами.

Как избавиться от проблемы?

Исправляем синий экран смерти (BSOD)

Если синий экран появляется часто — это тревожный знак. Вот что нужно делать, чтобы исправить эту проблему:

  • Открыть «Центр безопасности и обслуживания», далее вкладку «Обслуживание», дальше вкладку «Просмотреть журнал стабильности системы». Откройте и просмотрите ошибки и причины их возникновения. Это поможет понять, в чем дело;

  • Проверьте систему на наличие вирусов;

  • Установите новые драйверы;

  • Выполните диагностику элементов ПК. Протестируйте память на предмет ошибок и проконтролируйте температуру процессора, материнской платы и других элементов. Следите, чтобы ПК не перегревался;

  • Запустите ПК в безопасном режиме. Иногда экран смерти появляется часто из-за криво установленного драйвера. В безопасном режиме система запускает только базовые драйверы. Если экрана смерти в безопасном режиме не случится — проблема в новом драйвере. Удалите его.

Разбираемся с типами матриц мониторов. IPS всему голова?

Разбираемся с типами матриц мониторов. IPS всему голова?

Разберемся, какие матрицы существуют у современных игровых мониторов. Какую выбрать, на…

Читать дальше

Водяное охлаждение или воздушное?

Водяное охлаждение или воздушное?

Процессор с охладом подобен
процессору без охлада,
только не сгорит.

Читать дальше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нормотворческие ошибки и их виды презентация
  • Нормотворческая ошибка это
  • Нормотворческая ошибка понятие и виды
  • Нормоконтроль коды ошибок
  • Нормативы и ошибки при надевании противогаза