Неуплата квартплаты какая ошибка

Как оспорить долг по коммунальным платежам? Как оспорить долг по ЖКХ в суде и в досудебном порядке? Такой вопрос не редко возникает у наших Доверителей.

Вступление во взрослую жизнь сопряжено с многочисленными обязанностями, одним из них является оплата коммунальных платежей, к этому нас обязывает п. 3. ст.

30 Жилищного кодекса РФ, которая гласит: «собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме».

При какой задолженности по квартплате подают в суд?

Законом не установлена сумма долга по ЖКХ, при которой управляющая организация может подать в суд. Если задолженность накопилась за 2 месяца, но хотя бы частично погашается, наверное, управляющая не пойдет в суд взыскивать долг за 2 месяца.

Управляющая может обратиться в суд при задолженности более 6 месяцев или более года. Главное в данном вопросе для управляющей уложиться в сроки исковой давности, т.е. обратиться в суд до истечения 3-х лет.

Таким образом, задолженность по квартплате может быть любой, имеет значение, за какой срок она накопилась и производит ли оплату должник хотя бы частично.

На кого распространяется долг за квартиру?

Обязанность содержать Жилое помещение и производить оплату коммуналки лежит прежде всего на собственнике квартиры.

Однако, помимо собственника в квартире могут проживать иные члены его семьи.

Дееспособные и ограниченные в дееспособности члены семьи собственника квартиры несут с ним солидарную ответственность по обязательствам, которые возникают, в связи с пользованием помещением, в том числе, обязательства по оплате коммуналки.

Что это значит? А это значит, что долг по коммуналке может быть взыскан сразу с собственника и членов его семьи, либо с какого-то одного члена семьи. Как правило, долг взыскивается солидарно, а в процессе исполнительного производства у кого будут деньги, в том числе, на счетах, с того приставы их и удержат.

Как опротестовать судебный приказ по коммунальным платежам?

Как разгромить ЖКХ в судебном споре - Владимир Викторович (сам себе юрист), 26 октября 2021

Чтобы суд отменил судебный приказ необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением об отмене судебного приказа.

Важным моментом в отмене судебного приказа будет то, что Вы не получали судебный приказ, либо получили его и направили заявление на отмену в течение 10 дней.

Если судебный приказ Вами не получался, то необходимо изложить обстоятельства о том, как Вы о нем узнали, а именно, ознакомились с исполнительным производством, узнали о возбуждении производства на основании приказа на сайте ФССП либо каким-то иным образом. Если информацию узнали из интернета (сайт ФССП) приложите к заявлению скриншот.

В заявлении достаточно указать, что Вы не согласны с вынесенным судебным приказом, и суд его отменит.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: даже если судебный приказ вынесет несколько лет назад, но Вы о нем узнали только сейчас, смело обращайтесь в суд на его отмену. В судебной практике известны случаи, когда, например, должник узнал о вынесенном судебном приказе в отношении него через 5 лет и суд его отменил. Еще подробнее про отмену судебного приказа по ссылке и в ВИДЕО на нашем сайте:

Как спорить долг по коммунальным платежам?

  1. Первым делом необходимо составить претензию с требованием о перерасчете долга. Претензионный порядок необходимо соблюсти для дальнейшего судебного разбирательства.
  2. Также не лишним будет обратиться с заявлением в жилищную инспекцию с требованием провести проверку деятельности вашей управляющей компании по факту начисления коммунальных платежей.
  3. Если описанные варианты не решили проблему – Исковое заявление в суд за долги по коммунальным платежам.Как оспорить долг по ЖКХ в суде? Подаем заявление о перерасчеты суммы долга, выясняем дату судебного заседания, делаем расчет и защищаем его в ходе процесса по делу.

Такой подход к деятельности УК точно заставит их вести работу в рамках закона, ведь проведенная проверка может выявить многочисленные нарушения и наложить Штраф организацию. Настоятельно рекомендуем разбираться по факту незаконных начислений коммунальных платежей, а не «кормить» Вашу управляющую организацию деньгами.

ВАЖНО: смотрите видео на тему перерасчета коммунальных платежей, спорах с управляющими компаниями: советы адвоката по жилищным вопросам

Как отменить Исполнительный лист по ЖКХ?

Если судом отменен судебный приказ, на основании которого возбуждено исполнительное производство, то производство должно быть прекращению приставом. Однако, приставу необходимо предоставить документ об отмене судебного приказа судом. После прекращения производства пристав должен вернуть судебный приказ в суд, который его вынес.

Отменить исполнительный лист по ЖКХ нельзя, судом может быть отменено решение, на основании которого выдан исполнительный, но не сам исполнительный лист. В случае отмены судом решения, например, заочного, лицу следует обратиться в суд также с ходатайством о том, чтобы исполнительный лист был отозван судом.

  •    Также лицо может обратиться к приставам, предоставив заверенный документ суда об отмене судебного решения, в этом случае исполнительный лист должен быть возвращен приставом в суд.
  •    Судебный приказ и исполнительный лист должны возвращаться приставами в суд, чтобы была исключена возможность их повторного необоснованного предъявления приставам взыскателем, а также, чтобы не возникло путаницы.
  • ВНИМАНИЕ: не пропустите возможность консультации юриста бесплатно без телефона через комментирование — подписавшись на наш канал YouTube.

Адвокат по оспариванию долга ЖКХ в Екатеринбурге

Далеко не все управляющие организации являются добросовестными и выставляют счета в рамках действующего законодательства. Бывает, что жильцы «хватаются за сердце» получив очередной счет на оплату, выходящий за пределы разумного и как же быть в такой ситуации? Без претензии в управляющую компанию по горячей воде, отоплению и т.п. просто не обойтись.

Бороться с управляющей компанией не только можно, но нужно, ведь завышенные счета не прекратят поступать в ваш почтовый ящик. Итак, как оспорить задолженность по коммунальным платежам? Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург даст Вам рекомендацию.

Необходимо спорить с УК по факту начислений коммунальных платежей! Как списать долги по квартплате? Звоните и записывайтесь на консультацию к нашему адвокату.

Читайте еще:

Помощь адвоката в процедуре взыскание за неуплату коммунальных услуг по ссылке

Как разгромить ЖКХ в судебном споре - Владимир Викторович (сам себе юрист), 26 октября 2021

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Как разгромить ЖКХ в судебном споре

Как разгромить ЖКХ в судебном споре - Владимир Викторович (сам себе юрист), 26 октября 2021

Порой случается так, что представители ЖКХ затевают судебные разборки с нами — потребителями коммунальных услуг.

Предлагаю Вам ознакомиться с избыточными доводами для «вбрасывания» их в суд СРАЗУ после того как Вы получили определение судьи о принятии к производству и возбуждению гражданского дела по иску ООО (ЖКХ) о взыскании задолженности за якобы неуплату счетов за жилищные (вариант: жилищно-коммунальные, коммунальные и т.д.) Услуги.

Итак…

Процессуальные действия по принятию к разбирательству искового заявления в отсутствие каких-либо доказательств является подготовкой к вынесению заведомо неправосудного решения. Такие действия являются свидетельством необъективности судьи. В обоснование приведенного тезиса приводим доводы

1. О присвоении истцом полномочий государственного надзорного органа

Иск подается не в защиту нарушенного права, а исключительно из-за нарушения (по мнению истца) обязанностей, возложенных на ответчика законом (ст. 309 ГК РФ, 153, 158 ЖК РФ). Такие иски вправе подавать уполномоченные и государственные органы, но ООО к таковым не относится.

2. О нарушении подсудности и подведомственности

С 1 июня 2016 года изменился порядок рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции в связи с вступлением в силу изменений в ГПК РФ, которыми установлен приказной порядок взыскания задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.122 ГПК РФ). Новое правовое регулирование исключает альтернативность.

Если раньше можно было выбирать между подачей иска и направлением заявления о выдаче судебного приказа, то теперь такого выбора процессуальное законодательство не допускает — согласно п. 2 ч. 1 ст.

135 ГПК РФ если заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства, то исковое заявление возвращается истцу. Более того, согласно п. 1 ч. 1 ст.

123 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции для разбирательства такой категории дел определены мировые суды.

3. О нарушении подведомственности

В исковом заявлении в нарушение требований к форме и содержанию исковых заявлений как правило не указано, какие законные права организации нарушены.

Поэтому приходиться гадать… Если нарушены имущественные права, охраняемые ЖК РФ, то надо представить доказательство, что данное юридическое лицо (Истец) является субъектом жилищных прав, что оно «очеловечено» (ест, пьет, потребляет бытовые услуги).

Если же нарушены интересы предпринимательской структуры в экономических спорах,то в силу ст. 1, п. 1 ст. 2, ч.1 ст. 4 АПК РФ дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов исключительно в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. В ином случае происходит втягивание судов в сферу обслуживания заведомо незаконных имущественных интересов коммерческой структуры.

4. О заведомо незаконных интересах

Существенно, что законодатель специально отграничивает законные интересы от незаконных — в ч. 1 ст.4 ГПК РФ указано: гражданское дело возбуждается по заявлению лица, выступающего в защиту только своих законных интересов. Законные интересы возникают у сторон, связанных правоотношениями.

А если правоотношения сторон не урегулированы в соответствии с требованиями закона, то не могут возникнуть никаких нарушений обязательств по отношению к стороне, не могут ни в коей мере быть затронуты законные интересы стороны, не возникает оснований считать выставленные исковые требования законными до тех пор, пока отношения не будут урегулированы в установленном порядке.

5. О заведомо неправильном истолковании норм права

Мошеннические структуры, действующие в сфере ЖКХ, стараются придать некоторым нормам права, содержащим неопределенность, свое безграмотное истолкование.

Так в абсолют возводятся содержащееся в ЖК РФ словосочетание относительно оплаты услуг до 10 числа и об обязанностях оплачивать коммунальные услуги. Но ссылка на ч. 1 ст. 153 ЖК РФ не заменяет Договор управления, заключенный в порядке, предусмотренном ст. 162 ЖК РФ.

А возникшая коллизия норм права легко устраняется обращением к основным началам жилищного и гражданского законодательства:

-согласно п. 1 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают «из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом»;

-согласно п. 1 ст.8 ГК РФ гражданские обязанности вытекают из договоров.

6. Прямое нарушение правил и стандартов

“Правила предоставления коммунальных услуг …”, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 года №354, в нескольких пунктах (п. п. 6; 8; 9) закрепляют порядок предоставления коммунальных услуг потребителям исключительно по возмездному договору, тогда как смысл ресурсоснабженческих договоров определен словами: для цели исполнения договора (управления).

Согласно ст.37 Закона «О защите прав потребителей» «Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем».

В отсутствие договора порядок исполнения обязанностей считается не установленным, так что исполнить обязанность невозможно — известно из Римского права: «Невозможное не может вменяться в обязанность».

Стандартами управления МКД (подпункт “д” пункта 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ №416), предусмотрено:• заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;• заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам коммунальной услуги соответствующего вида,

• заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом

Согласно п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ. Если требования стандартов не исполняются – это значит, что деятельность по управлению домом не осуществляется.

7. Прямое противодействие позиции Верховного Суда РФ

Требование истца о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг основано на предусмотренной ч. 1 ст. 153 ЖК РФ обязанности граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Однако в обзоре Президиума Верховного Суда РФ N 2 (2015) разъяснено, что обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, указанная в ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственников помещений не в силу закона, а исключительно в силу договора управления многоквартирным домом, заключаемого в письменной форме (ч.

1 ст. 162 ЖК РФ). Таким образом обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения ВОЗНИКАЕТ В СИЛУ договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме (ч.

1 ст. 63, ч. 3 ст. 91.1, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 674 ГК РФ) (см.Консультант).

Если договора управления заключено не было, то не возникла обязанность вносить плату за жилое помещение, следовательно, задолженность возникнуть не может.

8. Незаконная Предпринимательская деятельность

С 01.01.2017 г. утратили силу коды ОКВЭД, присвоенные ранее 11 июля 2016 года, в частности, код 70.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда». Теперь действует код 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе». При отсутствии установленных правоотношений деятельность собирателя платежей в сфере ЖКХ становится абсолютно незаконной

9. Как надлежит разрешать спор в отсутствии договора?

Если между истцом и ответчиком договора не заключалось, а следовательно, не возникло оснований для разрешения спора в рамках жилищного законодательства, то спор в части оплаты якобы предоставленных услуг должен разрешаться в порядке, предусмотренном параграфом 50 ГК РФ.

Таким образом, при неодобрении действий ООО, не возникает обязанности оплачивать столько, сколько пожелает эта организация.

Сверх того, при изложенных выше обстоятельствах суммы в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг рассматриваются ответчиком как произвольные и установленные в одностороннем порядке.

В выставлении подобного рода необоснованных платежей в судебном порядке усматриваются попытки вовлечь государство в соучастие в уголовных преступлениях, предусмотренных ст ст. 163, 330, 171 УК РФ (вымогательство, самоуправство и незаконное предпринимательство)

10. Исковые требования не подлежат рассмотрению из-за просрочки кредитора

Согласно ч. 1 ст.406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он … не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами …, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

До тех пор, пока истец не устранит просрочку кредитора в виде заключения возмездного договора, потребитель услуг не считается должником.

Поэтому использованные в исковом материале понятий и выражений, производных от таких слов как «должник» или «задолженность» воспринимается как психологическое понуждение к исполнению незаконных материальных притязаний.

В выставлении подобного рода необоснованных платежей в судебном порядке усматриваются попытки вовлечь государство в соучастие в уголовных преступлениях, предусмотренных ст ст. 163, 330, 171 УК РФ (вымогательство, самоуправство и незаконное предпринимательство)

11. О сознательном выборе истцом рискованной стратегии предпринимательской деятельности

Согласно ч. 2 ст.1 ЖК РФ граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора. Истец и ответчик являются субъектами гражданского права. Если они желают получить гражданско-правовые последствия, они заключают сделку. Сделки заключаются в форме договора.

Жилищное законодательство предписывает заключение договора в письменном виде (ст. 162 ЖК РФ). При этом в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ обязанность по заключению договора возложена не на потребителя, а на организацию.

Отказ организации от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.

В отношении организаций, предоставляющих услуги, в т.ч. ЖКХ, должны применяться положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ «Заключение договора в обязательном порядке».

Полное игнорирование диспозитивных требований закона указывает на то, что истец сознательно шел на риск, тогда как Закон не защищает предпринимателя от риска потерь. В этом особенность рыночной экономики.

На что рассчитывал податель искового заявления? На то, что суд не сможет разобраться в действующем законодательстве? Или на то, что суд пойдет на сознательное нарушение действующего законодательства, рассмотрит не подлежащее рассмотрению заявление и вынесет заведомо неправосудное решение?

В связи с возникшей угрозой втягивания суда в качестве соучастника уголовно наказуемого деяния ответчику стоить ЗАЯВИТЬ РЕШИТЕЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ против разбирательства настоящего иска.

Сам факт принятия искового заявления к рассмотрению воспринимается как недопустимая судебная ошибка, исправить которую может только самоотвод судьи. Поскольку возникли неустранимые сомнения в объективности и беспристрастности судьи, на основании п. 3 ч. 1 ст.

16 ГПК РФ стоить попросить судью взять самоотвод, а случае отказа — ЗАЯВИТЬ ОТВОД.

Взыскивают долги по коммуналке? Тактика из 5 советов, чтобы победить в суде ресурсника

Продолжаем публикацию «антикризисных статей». В предыдущей статье «Пришел судебный приказ по коммуналке?4 совета что делать в этой ситуации» была даны советы как поступить, если по почте пришел судебный приказ. В пункте 4-ом читателям посоветовали затягивать судебное производство путем направления запросов, предоставления сведений об основании взыскания и подачи «пустых» по содержанию апелляционных жалоб. В настоящей статье остановимся подробно на судебной стадии и рассмотрим, что делать, если взыскивают долги за коммунальные ресурсы (вода, газ, тепло, электричество).

1. Проверка наличие утвержденного тарифа в спорный период.

В статье «Плата за тепло.Объясняем, почему Тариф на тепло может быть выше чем в другом доме» указывалось, что каждый поставщик обосновывает стоимость продаваемого им ресурса с учетом понесенных последним расходов, из-за чего стоимость ресурса у каждого поставщика индивидуальна.

При этом редко, но возникают ситуации, когда поставщик не успевает защитить тариф на поставляемый им коммунальный ресурс к началу поставки (как произошло по делу №А60-8874/2017 Арбитражного суда Свердловской области).

Отсутствие утвержденного тарифа не является основанием для отказа во взыскании задолженности, так как любой проданный ресурс должен быть оплачен, но проверкой наличие тарифа собственник квартиры сможет предотвратить необоснованной накрутки цены, как произошло на Дальнем востоке по делу №А04-10896/2015 Арбитражного суда Амурской области. Если поставщик ресурса не имеет утвержденного тарифа, следующими Вашими действиями должны быть:

— потребовать от Ресурсоснабжающей организации обосновать стоимость тепла/воды/электричества

— заявить ходатайство о проведении экспертизы предоставленных поставщиком сведений и привлечь сотрудников региональной энергетической комиссии области в качестве экспертов.

Указанный действия позволят предотвратить необоснованной накрутки. В практике автора был случай, когда ТСЖ, являясь владельцем крышно-газовой котельной без утвержденного тарифа продавало тепло по цене, утвержденного для ПАО «Т Плюс». При этом разница в тарифах (ТСЖ ранее имело утвержденный тариф) составляла более 1000 рублей! Таким образом ТСЖ накручивало стоимость тепла более чем в 44%.

2. Проверка объема коммунального ресурса.

Размер задолженности формируется из двух составляющих: объем коммунального ресурса х тариф. Если как проверить второй мы рассмотрели, то перейдем к первому. Объем проданной воды, тепла, электричества учитывается двумя способами:

— расчетным способ;

— по показаниям приборов учета;

Если у Вас стоят счетчики, то проверьте, чтобы Вас насчитали по исходя из переданных Вами показаний, а не по нормативу.

При этом необходимо учитывать, что приборы учета должны быть поверены и введены поставщиком ресурса.

Если не соблюсти указанные требования, поставщик не обязан учитывать работу счетчика и расчет объема проданной воды, тепла, электричества будет осуществлен расчетным способом.

В случае, если у собственника отсутствует прибор учета, и поставщик на законных основаниях насчитывает объем ресурса исходя из утвержденной методики, то в таком случае рекомендуется привлечь специалиста, который сможет проверить правильность примененной методики.

В практике автора был случай, когда даже при правильном нормативном расчете проданного ресурса должник сумел договориться с поставщиком. Указанный случай произошел по делу №А34-2307/2016, рассматриваемое Арбитражным судом Курганской области.

В период поставки электрической энергии у Ответчика перегорела одна из трех фаз в приборе учета. Электроснабжающая компания произвела начисление проданной электрической энергии исходя из максимальной мощности всех потребляющих устройств, проигнорировав показания оставшихся целых двух фаз.

Объем проданной электроэнергии вырос в три раза и вместо запланированных 300 000 тысяч рублей был предоставлен счет на 1500 000 рублей. Основным доводом Ответчика был, что из трех фаз не учитывалась только одна.

Провод, который был подключен к указанной фазе предусмотрен для воздушной электропередачи и его пропускная возможность низкая. Исходя из сечения и законов физики через указанный провод такое количество электроэнергии передано быть не могло.

Возникла патовая ситуация: формально правы электрики, а на стороне Должника здравый смысл, так как он через нерушимые законы физики доказал, что ТАКОЕ количество электричество он не мог потребить. В итоге Стороны сумели договориться, и поставщик отказался от своих требований.

3. Проверка качества коммунального ресурса.

Указанный совет наиболее актуален против поставщика тепла и горячей воды, так как в 90% случаев последние нарушают указанные требования. В приложении №1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах», утв. Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011г.

содержатся требования к качеству продаваемого тепла, горячей воды. В приложении №1 указано, что в случае отклонения от нормы за каждые 3 градуса размер платы снижается на 0,1%, а если вода подана ниже 40 градусов, то оплата производится по тарифу холодной воды.

Если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, то запросите карточки учета у обслуживающей дом управляющей компании, либо у председателя товарищества собственников жилья. Но если дом не имеет прибора учета, то шансы стремительно снижаются.

В указанном случае необходимо указать на отсутствие воды/тепла и потребовать предоставить сведения, которые были зафиксированы на тепловых пунктах.

4. Проверка расчета неустойки.

Для жителей многоквартирных домов предусмотрены льготные условия по начислению неустойки за коммунальные платежи. Порядок начисления прописан в ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Зачастую допускаются следующие ошибки:

1) Неправильно применена ключевая ставка. В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ применяется тот размер ставки, который действовал на момент полной оплаты долга, но зачастую применяют тот размер, который действовал в период возникновения долга.

Однако, размер ключевой ставки является непостоянным и регулярно меняется. Например, 2017 год ознаменовался поэтапным снижением, когда был утвержден самый низкий уровень ставки – 7,25%, а в 2018 году наоборот поднята до 7,50% и только летом 2019г.

снова центральный банк России снизил до 7,25%.

2) Не учтены все платежи. Редко, но встречаются ситуации, когда Должник производил оплаты, но Кредитор их не увидел. В таком случае предоставляется в суд квитанция об оплате/чек, подтверждающие факт оплаты.

3) Выполнил ли кредитор все зависящие от него действия или нет. Случай из практики. Поставщик тепла выставил квитанцию за тепло за декабрь в январе, после чего в марте произвел доначисление за декабрь на обе суммы, не учитывая, что в январе должник не мог и не должен был знать, что в будущем ему доначислят и он обязан будет уплатить иную сумму.

5. Использовать статус «Потребителя».

На отношения между жителями дома и поставщиками ресурсов распространяются отношения ФЗ «О защите прав потребителя» и собственник помещения приобретает статус «Потребителя».

В соответствии с гражданско-процессуальным кодексом каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается, НО потребитель в большинстве случаев освобождается от доказывания.

Таким образом, житель может в суде заявлять о нарушении своих прав, а поставщик обязан будет опровергнуть его слова и не наоборот.

Итог.

Следуя указанным советам, Вы сможете проверить крепость линии Истца и в случае обнаружения слабых мест снизить размер требований, а возможно и даже добиться отказа исковых требований.

Но указанная ситуация возможно только в случае, если со стороны Истца попался плохой Юрист, либо правда на Вашей стороне и оснований для удовлетворения требований нет.

Перед тем как ввязываться в судебный спор рекомендуется обратиться к юристу за консультацией, который сможет трезво оценить Ваши возможности и при необходимости подключить его к работе по защите Ваших интересов.

Уважаемый, читатель! Если при прочтении статьи возникли вопросы, замечания или предложения,то не забываем оставить их в виде комментариев к статье и подписываемся на канал, чтобы не пропустить выпуск свежей статьи

Отстаиваем свои права в сфере ЖКХ в судебном порядке: как выиграть спор с УК

Спор с управляющей компанией — распространенное явление. При этом в качестве неудовлетворенной стороны может выступить как управленец, так жилец или группа жильцов.

Камнем преткновения чаще всего становятся платежи за коммуслуги, в том числе неправомерные тарифы, неисполнение обязанностей по содержанию дома, а также разногласия, возникающие при разрыве договорных отношений.

Как гражданам защитить свои права и куда обращаться в таких ситуациях — подробнее об этом расскажем в статье.

Обязанности сторон

Конфликтная ситуация возникает, если одна или обе стороны игнорируют взятые на себя обязанности. Согласно ст. 161 ЖК РФ владельцы квартир вправе установить порядок, согласно которому будут решаться вопросы по содержанию многоквартирного дома. Для этого у жильцов существует три варианта — непосредственное управление, ТСЖ или жилищный кооператив, и наконец, управляющая организация.

Если граждане передали полномочия по управлению профессиональной структуре, заключается договор, в котором прописываются права и обязанности обеих сторон. Как правило, стандартное соглашение возлагает на организацию функции по:

  • приему и хранению техдокументации на МКД;
  • подготовке плана мероприятий для содержания и ремонта здания, согласованию проекта с жильцами;
  • организации расчетов за коммуслуги и капремонт, а также по уведомлению плательщиков об изменении тарифов;
  • регулярному осмотру здания и его видимых конструкций;
  • проверке кровли, в том числе ремонту и очистке от снега, наледи;
  • содержанию фасада, лестничных площадок, полов, входных дверей и окон в подъездах;
  • обслуживанию общедомовых учетных приборов;
  • поддержанию в нормальном состоянии инженерных систем, используемых для электро-, водо-, газоснабжения, вентиляции, отопления и канализации;
  • обустройству придомовой территории.

Важно! В договоре можно предусмотреть и другие обязанности УК.

Кроме этого управленец обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договора на поставку коммблаг и следить за тем, чтоб предоставляемые ресурсы соответствовали показателям качества и объема. Некачественные услуги ЖКХ — одна из самых распространенных причин возникновения споров между абонентами и исполнителями.

Основная обязанность потребителей — вовремя и в полном объеме погашать счета за коммунальные услуги. Если Гражданин допустил просрочку, ему вполне правомерно начислят пеню, а также ограничат в подаче электричества, горячей воды или другого блага.

Защита прав жильцов

Если УК не выполняет или не в полной мере выполняет функции, возложенные на нее законом и договором, жильцы МКД вправе использовать доступные способы защиты собственных интересов. Для этого можно применить административный или судебный порядок.

В первом случае подается жалоба в государственные или муниципальные органы жилнадзора. Такие структуры уполномочены проводить проверки, штрафовать и даже лишать нарушителя лицензии. Граждане вправе сигнализировать о неправомерных деяниях УК в Государственную жилищную инспекцию или Роспотребнадзор.

При судебном обжаловании лицу, которое считает, что его права были нарушены, необходимо подготовить исковое заявление и направить документ на рассмотрение судебной инстанцией. В такой ситуации можно не только обязать УК провести ремонтные работы или пересмотреть тарифы, но и взыскать понесенные расходы.

Независимо от того, какой порядок выберут граждане, они вправе действовать самостоятельно или нанять адвоката по жилищным спорам. Юрист подготовит нужные бумаги, направит жалобы в соответствующие органы и будет следить за законностью и соблюдением установленных сроков для рассмотрения обращений.

Правительство России отменило штрафы за просрочку платежей за ЖКХ и ЖКУ

Мирное урегулирование

Если собственники квартир столкнулись с нарушениями со стороны управленца, обжалование стоит начинать именно с обращения к самому нарушителю. Даже если это не будет иметь практического эффекта, факт направления претензии и полученный ответ можно использовать в качестве доказательств для суда или ГЖИ.

Важно! Ни один законодательный акт не содержит прямого требования относительно обязательного досудебного или претензионного порядка урегулирования спора с УК. Однако в суде или жилинспекции у жалобщика обязательно поинтересуются, предпринимались ли попытки разрешить конфликт без привлечения контролирующих служб.

Претензионный или досудебный порядок урегулирования разногласий можно предусмотреть непосредственно в договоре управления. В таком случае выполнение этого предписания станет для сторон обязательным.

Подготовка письменных возражений

Претензия составляется в письменном виде. Строгой формы нет, но в шапке документа обязательно указывается полное наименование адресата, а также фамилия, имя и отчество отправителя.

Далее посредине пишется слово «ПРЕТЕНЗИЯ», после которого с новой строчки начинается основной текст обращения.

В документе необходимо четко указать, в чем именно состоит нарушение, потребовать устранения упущений, а также уведомить организацию о намерении направить иск в суд или пожаловаться в соответствующий госорган.

Направление документов

Способ передачи претензии имеет значение для дальнейшего обжалования. Просто занести заявление в офис или отправить его обычным листом не рекомендуется. Лучше остановиться на заказном письме с уведомлением о вручении или же отдать документ лично ответственному сотруднику под роспись. Так отправитель получит надлежащее подтверждение отправки обращения.

  • Вопрос:
  • Нужно ли в требовании, адресованном управляющей организации, посылаться на нормы законов, кодексов или договором?
  • Ответ:

Нет, для претензии это не обязательно. Но такой формат изложения возражений часто более эффективен, поскольку нарушитель сможет наглядно оценить последствия допущенной халатности. В то же время ссылки на нормативные источники с указанием номеров пунктов и статей обязательно должны присутствовать в исковом заявлении.

Судебное разбирательство

Если реакции на претензию не последовало, можно начинать подготовку к судебному процессу.

На этом этапе для грамотного составления прошения, сбора необходимых доказательств и правильного подсчета причиненного вреда могут понадобиться услуги юриста.

Только грамотный специалист четко сформулирует возражения стороны и определит точную сумму убытков. Это важно потому, что по общему правилу суды рассматривают иски только в пределах заявленных требований.

Заявление должно соответствовать ст. 131 ГПК. Форма обращения — письменная. Обязательно указывается такая информация:

  • полное название судебной инстанции;
  • организация, выступающая ответчиком, — наименование, адрес, регистрационный номер;
  • заявитель — ФИО, адрес;
  • описание допущенных нарушений;
  • обстоятельства и доказательства, с помощью которых истец аргументирует заявленную позицию;
  • цена исковых претензий, в том числе детальный расчет взыскиваемых сумм;
  • данные о досудебном урегулировании конфликта, если такой порядок предусмотрен договором, или сведения о предпринятых попытках примирения;
  • список приложений.

За что можно не платить в квитанции ЖКХ по закону?

Особенности рассмотрения судами споров в сфере ЖКХ

На отношения, которые возникают между хозяевами квартир и управляющей компанией, распространяются нормы закона РФ №2300-1, принятого 07.02.1992. Место предъявления иска, посредством которого обеспечивается защита прав потребителей, определяется заявителем. Обратиться можно по месту расположения организации, проживания, пребывания истца или по месту подписания соглашения.

Важно! Согласно ст. 333.36 НК РФ граждане освобождаются от обязанности платить государственную пошлину, если дело связано с нарушениями потребительских прав и Цена иска не превышает 1 млн рублей. При превышении этого показателя обязательный сбор перечисляется в сумме, подсчитанной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Жильцы при подаче обращения в суд о возмещении ущерба, причиненного недобросовестным поведением УК, не обязаны доказывать наличие вины ответчика. Это правило применяется, если спор возник между потребителем и профессиональным исполнителем услуг.

Если собственник пострадал в результате затопления, он не должен искать подтверждение вины УК. Наоборот, бремя доказывания невиновности ложится на компанию.

Как демонстрирует судебная практика, аналогичный порядок применяется и в случаях, когда управление осуществляется ТСЖ или другим жилищным объединением.

Важно! Срок исковой давности по таким делам стандартный – 3 года.

Заключение

Споры с управляющими организациями разрешаются в претензионном, административном или судебном порядке. На данные отношения распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей. Обращение в суд предполагает подачу иска, составленного согласно ст. 131 ГПК.

Как выиграть суд у управляющей компании. Советы Андрея Ларина

Директор саратовского юридического бюро «Аргументъ» Андрей Ларин в своем Telegram-канале подробно рассказал, как потребителю лучше защитить себя в судебных спорах с недобросовестными управляющими компаниями:

«Не секрет, что управляющие компании и монополисты в предоставлении коммунальных услуг заработали себе плохую славу – одни часто обманывают, другие бессовестно завышают тарифы.

Дам несколько советов основанных на судебной практике, как сделать так, чтобы выгодно было вам, а не УК, если уж случился судебный спор.

1. Как будет засчитываться коммунальный платеж, если в платежке не указан период?

Если собственник не указал, за какой период он платит, то деньги засчитываются в счет погашения долгов, по которым не истек трехлетний срок исковой давности, устанавливает п. 32 постановленияпленума Верховного суда № 22 от 27 июня 2017 года. Тем, кто хочет заплатить за конкретный срок, надо обязательно проследить, чтобы в платежке был напечатан именно он, или указать его самостоятельно.

2. Нужно ли платить за содержание и ремонт общего имущества, если у владельца квартиры нет письменного договора с управляющей организацией?

Содержание общего имущества дома (лестничных клеток, чердаков и т. д.) оплачивается независимо от того, есть ли у собственника договор с управляющей организацией, устанавливает п.

12 постановления пленума ВС № 22. Раньше районные суды могли считать, что если нет договора, то не подтверждены договорные отношения.

Но теперь у судов не осталось сомнений, что платить надо в любом случае. Имейте ввиду.

3. Когда могут отключить коммунальные услуги за неуплату?

За неуплату коммунальные услуги могут отключить, но сами по себе долги еще не повод, следует из п. 40 постановления пленума ВС № 22. Как говорится в этом пункте, действия исполнителя должны быть соразмерны нарушению, не выходить за разумные пределы, не нарушать прав и интересов других лиц, не создавать угрозу жизни и здоровью.

Суды чаще всего встают на сторону собственников, даже если у них есть долги, и обращают внимание на соразмерность и последствия. Например, если у вас шестеро несовершеннолетних детей, то электричество вам не отключат. Слишком негативные последствия для детей.

Кроме этого, организации должны соблюдать порядок ограничения и приостановления оказания услуг. Если они его проигнорировали или пропустили сроки, то их действия можно признать незаконными.

Например, если у вас поставили заглушки на канализацию, а уведомили об этом только через несколько дней спустя, то это нарушение требования к процедуре отключения (постановление правительства от 06 мая 2011 г. № 354).

Должно быть доказательство, что должник уведомление получил перед отключением. Поэтому электронные сообщения, по которым невозможно определить факт получения уведомления, не являются надлежащим доказательством.

4. Как инициировать проверку после незаконного отключения коммунальной услуги?

Законность отключения коммунальных услуг оценивают не только суды. Административная проверка может оказаться проще и быстрее. Для этого достаточно подать обычную жалобу в надзорный орган или через интернет-портал ГИС ЖКХ (обязательна регистрация на этом портале или на портале «Госуслуги»).

Проверку могут проводить органы госжилнадзора и муниципального жилищного контроля. Если они обнаружат нарушения, они выдадут предписание его устранить и накажут виновных, которым грозит административная ответственность.

5. Должен ли тот, кто не живет в квартире, платить за коммуналку? И можно ли здесь сэкономить?

За коммунальные услуги платят собственник, члены его семьи, в том числе бывший член семьи, которые сохраняют право пользования жилым помещением.

Если собственник или другой человек временно не живет в квартире (например, переехали куда-то еще), то это не освобождает их от обязанности оплачивать коммуналку, разъясняется в п. 37 постановления пленума ВС № 22.

Если владелец не живет в комнате и не пользуется коммунальными услугами – это еще не повод освободить его от оплаты, указал Санкт-Петербургский городской суд. Он напомнил, что собственники квартиры (если их несколько) несут обязанности соразмерно своей доле.

И каждый может требовать, чтобы с ним заключили отдельное соглашение и высылали ему отдельные платежки (п. 27 постановления пленума № 27).

Если этого не сделано, значит, собственник должен заплатить расходы за содержание квартиры пропорционально своей площади, говорится в определении № 33-24003.

6. Пришли платежки от двух управляющих компаний – кому платить?

Постановление Пленума ВС № 22 отвечает, что делать человеку, который получил платежки одновременно от двух УК.

Когда к работе приступила новая управляющая компания – надо платить в ее адрес, если есть заключенный договор управления многоквартирным домом. Если же собственник добросовестно не знал, что новая организация выбрана, и платил старой, такая оплата считается правомерной, говорится в п. 36 постановления.

В этом случае компании должны разбираться между собой: новая может взыскать платежи со старой. Жильцов нельзя заставлять платить два раза, если управляющие компании спорят между собой.

7. Какой тариф на обслуживание дома могут установить собственники? И когда его можно отменить?

Общее собрание собственников имеет право утвердить свой тариф на содержание, ремонт общего имущества в доме и прочие услуги. Но эта цифра не может быть произвольной: она должна быть разумной и экономически обоснованной, указывается в п. 16 постановления пленума ВС №22.

При этом обязательно надо учитывать предложение управляющей организации. Если этого не было сделано, то УК может оспорить новый тариф в судебном порядке.

Это разъяснение постановления работает в пользу управляющих компаний. Предложение о тарифе нужно делать после того, как осмотрено общее имущество дома, выявлены дефекты, составлена профессиональная смета.

Ориентиром должен выступать «Минимальный перечень услуг и работ», утвержденный постановлением правительства РФ от 3 апреля 2013 № 290. Поэтому, требуйте от своих УК (если они завысили тариф), именно этих действий.

Если их не было, смело идите в суд.

Как подтвердить, что коммунальные услуги не оказывались или оказывались некачественно (например, из крана текла едва теплая вода вместо горячей)?

Согласно общему правилу, это подтверждается либо актом исполнителя о нарушении качества или слишком долгом перерыве, либо актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Но если этих документов нет, п. 22 постановления пленума ВС № 22 разрешает любые другие доказательства. Например, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, заключение эксперта.

Но не всякие документы суд примет. Нельзя предъявлять в качестве доказательств жалобы в надзорные органы (ГЖИ, прокуратуру), коллективные претензии в управляющую организацию, показания членов семьи.

Не подходят и коллективные акты собственников, которые составлены по другим спорным вопросам или получены через долгое время после того, как предоставлялась некачественная услуга (есть судебный акт Омского облсуда № 33-2160/2018 на этот счет).

Итак, надеюсь, теперь вы вооружены знаниями, чтобы отстаивать свои права. Теперь найдите хорошего юриста и покажите ему этот текст. Все остальное юрист сделает сам и выиграет вам суд».

Анатолий Тедорадзе, ведущий юрист Юридической службы «Знак права»:

Как правило, после перечисленных методов (типа обзвона, точечного отключения ресурсов, личного напоминания) следует обращение в суд для получения судебного приказа или решения, но задолженность может быть взыскана только за три года предшествующие обращению в суд. Еще важно знать, что срок исковой давности применяется тогда, когда об этом заявляет сам должник или его официальный представитель. В противном случае долги могут взыскать в любой срок.

После получения исполнительного листа УК или ТСЖ обращаются в банк для ареста счета, или направляют его в службу судебных приставов, которая может применить следующие меры: арест банковского счета, опись и арест имущества, ограничение сделок с автотранспортом, ограничение выезда за границу.

Изъятие жилья, находящегося в собственности и продажа с аукциона за долги теоретически возможно, но практически нет, так как за срок исковой давности в три года может накопиться сумма задолженности существенно ниже стоимости помещения. А вот договор с нанимателем жилья по договору социального найма, в случае неоплаты, может быть  расторгнут.

В теории за неуплату коммунальных услуг начислят штрафы, не выпустят за границу, отключат воду или подадут в суд. На практике бывает по-разному — многое зависит от управляющей компании. Рассказываем, почему с платежами лучше всё-таки не затягивать.

Что грозит за неуплату коммунальных услуг и как избежать наказания

Что такое ЖКУ

Жилищно-коммунальные услуги делятся на два основных вида. К жилищным относится содержание общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме — лестничных площадок, лифтов, подвалов, чердаков, придомовой территории.

О предоставлении коммунальных услуг:

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг:

ст. 155 ЖК РФ

Конкретный перечень услуг обычно согласовывают в договоре на управление домом или в протоколе собрания ТСЖ. Это может быть уборка и дезинфекция подъездов, ремонт лифтов, прочистка мусоропровода, замена лампочек на лестничных площадках, вода и отопление для общих помещений. Коммунальные услуги — это снабжение квартир газом, электричеством, холодной и горячей водой, водоотведение и отопление.

Капитальный ремонт не входит в жилищно-коммунальные услуги, но условно его относят в эту категорию. Взносы за капремонт включают в платёжные документы по ЖКУ. У некоторых жителей есть мнение, что платить за плановый ремонт крыши, фасадов, фундамента и замену лифтов можно по желанию — но это не так. По закону собственники жилья обязаны платить за капремонт, в случае социального найма жилья чаще всего платит муниципалитет. При неуплате взносов на капремонт применяются отдельные правила начисления пеней.

Что будет за неуплату

1. Пени.

Если у вас копятся долги за коммунальные услуги, вам начнут начислять штраф — с 31-го дня просрочки платежа. Размер пеней зависит от того, насколько сильно вы нарушили сроки оплаты.

О правилах оплаты ЖКУ и ответственности за просрочку:

раздел VII ЖК РФ

Если просрочили платёж не больше чем на 90 дней, придётся дополнительно заплатить 1/300 ключевой ставки за каждый день. С 91-го дня пени вырастают до 1/130 ключевой ставки за день просрочки. Сейчас эта ставка равна 7,75% годовых, следить за её изменением можно на сайте ЦБ РФ.

О размере пеней:

ч. 14 ст. 155 ЖК РФ

Переживать за пени стоит — их точно начислят, если задержите оплату. Долг могут потребовать через суд.

Что грозит за неуплату коммунальных услуг и как избежать наказания

Считаем пени

Марина должна заплатить 10 марта за коммунальные услуги 3000 рублей, но она не получила зарплату и отложила платёж. Если Марина оплатит долг 10 апреля — пени не начислят.

Если Марина не оплатит квитанции 10 апреля, то с 11 апреля (31-го дня просрочки) ей начнут начислять пени на долг в 3000 рублей — это 75 копеек в день.

С 91-го дня просрочки пени начнут считать по новой ставке, штраф увеличится более чем в два раза — до 1,8 рубля в день.

Расчёт с 31-го дня просрочки:

1 день × 0,025% (7,75% / 300) × 3000 рублей = 75 копеек

Расчёт с 91-го дня просрочки:

1 день × 0,06% (7,75% / 130) × 3000 рублей = 1,8 рубля

Если вы собственник квартиры, то за просроченный взнос на капремонт тоже придётся заплатить пени. Они начисляются также с 31-го дня просрочки, только, в отличие от пеней за просрочку коммунальных платежей, не повышаются: пени по ним всегда 1/300 ключевой ставки.

В общей сложности я не платил коммуналку пару лет. Первый год совсем не перечислял деньги, а потом постепенно гасил долг частями. Начисляли пени, указывали в списке должников и вывешивали объявление в подъезде, ещё было немного неудобств по взаимодействию с ТСЖ: как-то раз мне незаконно отказали в выдаче справки для паспортного стола.

По истечении второго года задолженности мне прислали уведомление о передаче документов в суд, но к этому времени я успел закрыть остаток крупным платежом.

АРСЕНИЙ

41 год, Санкт-Петербург

2. Предупреждение.

Если у вас образовался двухмесячный долг хотя бы по одному виду услуг, вам пришлют уведомление о том, что его нужно погасить в течение 20 дней. В случае неуплаты сначала услугу ограничат, а потом могут и вовсе отключить.

Уведомление направляют разными способами. Это может быть письмо через «Почту России», сообщение в личном кабинете на сайте ресурсоснабжающих организаций (например, Мосэнергосбыта или Мосводоканала), телефонный звонок с записью разговора или предупреждение в очередном платёжном документе.

Об отключении коммунальных услуг:

п. 119

Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Я не платил за коммунальные услуги полтора года, и ничего за это не было. Предупреждения приходили, но управляющая компания даже списки должников не вывешивала либо их быстро срывали. Не отключали ни воду, ни электричество. Однажды пришлось вызвать через управляющую компанию сантехника, и не возникло никаких проблем — пришёл и прочистил трубу. Но думаю, мне тогда просто повезло. У знакомых из соседнего дома в похожей ситуации отключили свет.

АЛЕКСЕЙ

42 года, Набережные Челны

3. Ограничение и отключение ресурсов.

Итак, если должник не расплатился спустя 20 дней с момента получения предупреждения, услугу могут ограничить. Для этого вводят график потребления ресурса или уменьшают объём его подачи. Иногда — и то, и другое сразу.

Дальше есть 10 дней, чтобы оплатить долг. Если должник бездействует, поставщик имеет право отключить подачу ресурса. Ещё коммунальные услуги могут отключить, если нет технической возможности для ограничения ресурса — тогда закон позволяет полностью приостановить услугу.

При этом запрещено отключать отопление и холодную воду. Также любое отключение подачи ресурса не должно нарушать права других жильцов или превращать квартиру в непригодную для проживания. Например, нельзя приостановить подачу газа, если для этого требуется перекрыть общий газопровод.

Обычно я оплачиваю ЖКУ не по счётчикам. Не люблю ходить с карандашиком и записывать показания. Я закидываю 10–15 тысяч рублей и на время забываю об оплате. Если копится долг, приходит уведомление.

Однажды узнал о долге, когда уже отключили свет. В другой раз я улетал из России, вышел из квартиры с чемоданом, а в коридоре двое рабочих в щитке копаются. Оказалось, отключали мне электричество. Договорился под честное слово, что из такси в аэропорт всё оплачу. Слово сдержал.

Пугает не столько само отключение света, сколько его подключение — сложная процедура. Сначала едешь за заявкой на включение, потом приносишь квитанцию об оплате, и только на следующий день приходит мастер. Всю ночь приходится сидеть на внешних аккумуляторах и при свечах. В общем, не очень удобно.

ТИМУР

44 года, Москва

У друзей как-то накопился долг примерно на 120 тысяч рублей. У них появились свободные деньги, и они погасили часть задолженности, чтобы не доводить дело до суда. В управляющей компании, видимо, поняли, что с финансами у должников всё хорошо, и отключили электричество. Хотя как раз со счетами за свет всё было в порядке. Друзья приехали домой после длительного отъезда и обнаружили размороженный холодильник. С тех пор у них на кухне стоит газовая горелка.

САША

37 лет, Москва

4. Взыскание через суд.

Если вы прилично задолжали за коммунальные услуги, есть риск, что на вас подадут в суд.

При задолженности до 500 тысяч рублей дело рассмотрят в приказном порядке. Закон прямо предусмотрел такую возможность при долгах за ЖКУ.

О порядке выдачи судебного приказа:

гл. 11 ГПК РФ

Что значит «в приказном порядке»:

  • Суд пройдёт без вызова сторон и разбирательства.
  • Решение вынесут в течение 5 дней.
  • Должник узнает о решении по факту — когда получит от судьи копию судебного приказа.
  • На возражения есть 10 дней с момента получения приказа.
  • Судебный приказ считается и исполнительным листом. Заявитель получит оригинал и затем отправит документ приставам или в банк, чтобы взыскать долг.

Для погашения долга могут удержать деньги с зарплатной карты, произвести арест имущества и счетов в банке. Какой сценарий исполнить — решают приставы. В первую очередь обычно накладывают взыскание на денежные средства, но если долг намного больше зарплаты — перейдут на имущество.

5. Запрет выезда за границу.

Если задолженность более 30 тысяч рублей, должника могут не выпустить за границу. Поэтому, даже если вас не пугает арест счетов или машины, улететь в отпуск из-за неоплаченного отопления, возможно, не получится.

6. Попадание в «чёрный список» банков.

Банк всегда проверяет будущего заёмщика, и тут долги за коммунальные услуги могут сыграть не в вашу пользу.

Информация о задолженностях, с которыми начали работать приставы, находится в общем доступе — проверить её может кто угодно.

7. Выселение из квартиры.

В редких случаях, но из квартир всё же выселяют.

Этого стоит бояться в двух случаях:

  • Если вы живёте в квартире по договору социального найма и задолжали больше чем за полгода. Такого нанимателя могут выселить только через суд, но не на улицу, а в другое жильё. Только размеры нового жилья могут быть гораздо меньше прежнего: площадь рассчитывается по нормам общежития — по 6 метров жилой площади на человека.
  • Если вы живёте в собственной, но не единственной квартире и накопили долги, которые не погасить за счёт зарплаты, продажи машины или другого имущества. Квартиру в таком случае взыскивают через суд и выставляют на торги.

О выселении из квартир:

ст. 90 ЖК РФ

О нормах жилья в общежитии:

ст. 105 ЖК РФ

Как платить вовремя и с выгодой

Что грозит за неуплату коммунальных услуг и как избежать наказания

По закону платить за жильё полагается до 10 числа следующего месяца, но этот срок бывает и другим. Его могут изменить договором с управляющей компанией или протоколом общего собрания членов ТСЖ.

Если вы забываете вовремя платить за воду и свет и боитесь последствий, попробуйте воспользоваться нашими советами.

1. Напоминалки.

Самый простой способ — поставить напоминания в телефоне или планшете либо настроить в календаре почтовые уведомления. Включите оповещения на то время, когда будет удобно сразу оплатить все счета — утром перед работой или вечером, когда уже вернётесь домой. Уведомление посреди загруженного рабочего дня, скорее всего, останется незамеченным.

2. Автоматическая оплата.

Многие банки предлагают настроить автоплатежи в приложениях — это удобный инструмент для сильно занятых и забывчивых. Приложения позволяют автоматически оплачивать и расходы ЖКХ, и электричество, и телефон с интернетом.

Если напоминалки не помогают и вы боитесь забыть про оплату, найдите в квитанциях самую большую сумму за последний год и настройте автоматическую оплату до 10 числа каждого месяца. Скорее всего, это будет один из зимних месяцев. Раз в полгода сверяйтесь с реальными расходами и поправляйте суммы автосписания, если расхождения будут большими. Так вы себя перестрахуете от начисления пеней.

3. Оплачивайте за несколько периодов вперёд.

Платите за коммунальные услуги на два-три месяца вперёд, если ваши финансовые возможности это позволяют. Вероятно, будет удобнее оплатить все счета на полгода вперёд, нежели отвлекаться на оплату каждый месяц.

Но не забывайте о показаниях счётчиков. Если не передаёте данные в течение трёх месяцев, платежи начислят по средним показателям из прошлых квитанций, а с четвёртого месяца — по общим нормативам, установленным в регионе. Перерасчёт сделают только после того, как вы передадите свежие показания.

4. Поставьте счётчики.

Пока счётчиков нет, вы платите по нормативам, которые умножаются на число зарегистрированных жильцов в квартире и на повышающий коэффициент 1,5. Поэтому для тех квартир, где прописанные почти не живут, счётчики особенно актуальны.

Нормативы устанавливают органы местной власти. Например, в Москве на одного человека этот норматив — 6,935 кубометра холодной воды, 4,745 кубометра горячей воды и 11,68 кубометра на водоотведение. Кубометры умножаются на тарифы.

Обычно реальное потребление воды гораздо меньше, и в московские нормативы на одного человека легко укладываются двое. Ниже сравним показания.

Без счётчиков

Один взрослый москвич будет платить по нормативам за воду в месяц 1498,95 рубля:

Холодная вода — 6,935 м³ × 38,7 руб.

Горячая вода — 4,745 м³ × 191,72 руб.

Водоотведение — 11,68 м³ × 27,47 руб.

А если в квартире прописаны, например, двое не живущих там родственников, то придётся заплатить в 3 раза больше.

По счётчикам (опыт автора)

На одного человека при условии, что он работает дома, ежемесячный платёж составляет 362,7 рубля:

Холодная вода — 2,5 м³ × 38,7 руб.

Горячая вода — 0,9 м³ × 191,72 руб.

Водоотведение — 3,4 м³ × 27,47 руб.

За год выходит экономия в 13 635 рублей или ещё больше, если в квартире зарегистрированы пятеро, а живут только двое.

При подсчётах нужно учитывать, есть ли у вас посудомойка или бойлер, стоит ванна или душ. Но даже с дополнительной техникой и при использовании душа платить по счётчикам почти всегда выгоднее.

Пересчитать оплату ЖКУ.

Если в квартире не стоят счётчики по техническим причинам и вы планируете надолго уехать, позже сможете сделать перерасчёт оплаты коммунальных услуг. В перерасчёте откажут тем, кто не ставит счётчики по собственному желанию.

О порядке перерасчёта расходов на ЖКУ:

ч. VIII

Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354


Какие расходы можно пересчитать:

  • газ;
  • горячее и холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электричество.

А вот оплата отопления и содержания общего имущества дома не пересчитывается.

В каких случаях делают перерасчёт:

  • вы можете доказать, что счётчики невозможно поставить, — нужно составить акт вместе с управляющей компанией;
  • вас не было дома более 5 дней подряд, не считая дни отъезда и возвращения;
  • вы готовы подтвердить отсутствие в квартире более 5 дней подряд.

Чтобы получить перерасчёт, нужно подать заявление в МФЦ или в управляющую компанию, приложить акт с подтверждением невозможности установки счётчиков и документы, доказывающие отсутствие в квартире. Это можно сделать до отъезда или после возвращения, главное — подать документы.

Чем подтверждать отсутствие:

  • билеты на самолёт, поезд или другие билеты;
  • командировочное удостоверение, справка или другие документы о служебной командировке;
  • справка о нахождении в больнице или санатории;
  • счёт за гостиницу или общежитие;
  • справка из консульства или дипломатического представительства о том, что вы были за границей;
  • загранпаспорт с отметками о выезде и въезде в Россию.

Что грозит за неуплату коммунальных услуг и как избежать наказания

Что делать

По какой бы причине вы ни накопили долги за ЖКУ, не скрывайтесь от управляющей компании или ТСЖ: никто не заинтересован в том, чтобы перекрывать должнику воду или идти разбираться с ним в суд. Если у вас временные трудности с финансами, открыто расскажите о них и попробуйте договориться о рассрочке. Часто управляющие компании идут навстречу, чтобы не доводить дело до суда.

Текст:

Ольга Ефимова

Иллюстрации:

Олеся Щукина

Ошибки в квитанциях ЖКХ допускаются нередко и зачастую неправильное начисление платежей можно оспорить и исправить. О том, что делать при обнаружении ошибки в платежке и куда обращаться за помощью, 56orb выяснил вместе с экспертами.

Получить квитанцию за коммунальные услуги с закравшимися в нее лишними цифрами всегда неприятно, но это – не повод для паники. Подобные случаи нередки и, как правило, происходят из-за технической ошибки или неточности в расчетах. Игнорировать такие ошибки в корне неверно, поскольку в большинстве случаев, чтобы исправить неточность, достаточно обратиться в управляющую компанию.

В этой статье мы разберем самые типичные случаи ошибок в квитанции ЖКХ, рассмотрим, куда нужно обращаться, и выясним, куда жаловаться, если вас обязывают оплачивать услуги, которые вы не получали.

Почему появляется ошибка в квитанции

Есть несколько причин, почему может возникнуть ошибка в платежке за комуслуги. Вот основные из них:

Технические ошибки – квитанции печатаются сразу тысячами и десятки тысяч, поэтому немудрено, в них могут закрадываться опечатки. Лишний нолик или неправильно поставленная запятая – и вот уже вместо пары сотен рублей за свет потребителю выписывают счет на тысячи. Неправильный расчет – в расчетах может ошибиться как сам потребитель, который передавал в управляющую компанию показания счетчика, так и те, кто принимал и обрабатывал данные. Намеренное начисление – по сути, это уже не ошибка, поскольку управляющая компания начисляет потребителю дополнительные платежи по неким ей одной известным причинам. Такие случаи можно и нужно оспаривать.

Что делать, если в квитанции ЖКХ ошибка

Во всех случаях, когда потребителю приходит квитанция, в которой содержится ошибка, он может обратиться в управляющую компанию, надзорные органы, прокуратуру или суд с жалобой и попытаться оспорить начисление платежа. А поскольку сфера ЖКХ является одной из самых социально значимых, то споры зачастую завершаются в пользу граждан.

Для начала нужно обратиться в управляющую компанию (УК) по телефону, указанному на самой квитанции или на сайте организации. Изложив жалобу в устной форме, следует предложить решение проблемы или выслушать рекомендации диспетчера. К разговору нужно подготовиться: если потребитель считает, что в платежке ошибка, то ему следует проверить показания счетчика, сделать собственный расчет и быть готовым обосновать его.

В зависимости от того, на какой вид коммунальной услуги неверно начислен платеж, есть разные основания для его пересмотра:

    Водоснабжение – помимо ошибки в объеме потребленной холодной и горячей воды можно оспорить также качество оказания услуги. Если потребитель считает, что горячая вода не соответствовала нормативной температуре, то стоимость коммунальной услуги можно пересмотреть.

  • Электроснабжение – кроме показаний счетчика, абонент может оспорить начисления, которые могли возникнуть из-за потерь электроэнергии при ее передаче. На ошибку или лишнее начисление могут указывать резко возросшие размеры платежей.

  • Теплоснабжение – как и в случае с водой, можно попытаться оспорить начисление платежа на основе некачественно оказанной услуги. Если зимой в квартире было холодно (температура ниже установленных нормативов), то стоимость услуги можно оспорить.

  • Газоснабжение – частые отключения газа тоже могут быть основанием для пересмотра платежа.

  • Содержание общедомового имущества – как правило, стоимость этой услуги рассчитывается управляющей компанией. Ее тоже можно обжаловать, если жильцы недовольны тем, как убираются подъезды, вывозится мусор и т.д.

  • Жильцы многоквартирного дома могут обращаться с жалобами индивидуально или коллективно, если они считают, что ресурсоснабжающие и управляющие организации нарушают права многих из них.

    Как обратиться в управляющую компанию

    У потребителя может возникнуть вопрос, при получении неправильной квитанции гражданами, возможно ли урегулировать ситуации без обращения в вышестоящие инстанции. Да, возможно. Для этого нужно обратиться в диспетчерскую обслуживающей организации и следовать указанию сотрудника. Кроме того, нужно:

    • Выяснить, не изменились ли тарифы, по которым рассчитывается стоимость услуг
    • Узнать, не были ли управляющей компанией дома проведены какие-то дополнительные работы, что могло повлиять на счета
    • Установить, кем была сформирована неправильная квитанция

    Бывают случаи, когда сам потребитель передал в УК неправильные значения счетчиков. Тогда можно попросить вернуть излишне уплаченные средства или перевести их в счет погашения будущих платежей за ЖКХ.

    Что делать, если в УК отказали в перерасчете

    Есть три инстанции, куда может обратиться потребитель, если его жалобу не приняли или отклонили в управляющей компании – это контрольно-надзорные органы, отвечающие за сферу ЖКХ, прокуратура и суд. Обращаться в них нужно последовательно, если не помогают в предыдущей инстанции. То есть из-за ошибки в квитанции на 30 рублей не стоит сразу бежать в суд, а нужно попытаться решить вопрос на «начальном этапе» – в УК или надзорном органе.

    Обращение в контрольно-надзорные органы

    Надзором в сфере ЖКХ занимаются Государственная жилищная инспекция и Роспотребнадзор. Они следят за тем, чтобы коммунальные услуги, предоставляемые населению, соответствовали стандартам и нормам, установленным жилищным законодательством. В том числе в их сферу контроля относится надзор за соблюдением правильности начисления платежей.

    В Государственную жилищную инспекцию следует обращаться если потребителю неверно начислили платежи. В Роспотребнадзор обращаются, если услуги предоставляются некачественно, не в полном объеме или представляют угрозу жизни, здоровью и благополучию человека. Обращения в обе инстанции принимаются как очно, так и дистанционно, через интернет.

    Обращение в прокуратуру

    Прокуратура района, города и региона является следующим этапом обращений по поводу ошибки в квитанции, куда жаловаться следует, если предыдущие инстанции не помогли. При обращении в надзорное ведомство, следует подробно изложить суть жалобы, приложить квитанцию или ее копию. Заявления граждан в прокуратуру рассматриваются в течение 30 дней. За этот срок гражданин должен получить содержательный ответ с реакцией на жалобу.

    Обращение в суд

    Обращаться с исковым заявлением в суд необходимо в том случае, если потребитель не смог получить ответа или решения своей проблемы во всех предыдущих инстанциях или если ответ не удовлетворил заявителя. В этом случае заявления рассматриваются в общем порядке, предусмотренном законодательством РФ и региона.

    Обращаясь в суд, в исковом заявлении нужно указать, какие ошибки были допущении в квитанции на ЖКХ, а также дать ссылки на нормативные документы, которые устанавливают нормы подачи и расчета коммунальных ресурсов. Заявитель также может потребовать от ответчика возместить причиненный ему ущерб. При этом нужно иметь в виду, что бремя доказательства ошибки лежит полностью на истце.

    Как не допустить ошибок в квитанциях

    Ошибки в платежки на комуслуги не часто, но закрадываются. Потребитель может минимизировать риск столкнуться с этим, приняв простые упредительные меры:

      Нужно внимательно изучать квитанции на ЖКХ – если сумма в платежке значительно отличается от среднемесячной, то это повод обратиться в УК за разъяснениями.

  • Следует регулярно узнавать актуальные тарифы, действующие в вашем регионе и городе. Размер платежей за те или иные услуги может изменяться, а это в конечном счете приводит к росту платежей за коммуналку.

  • Нужно ставить счетчики – это прописная истина, которую, тем менее, многие игнорируют. Кроме того, что приборы учета позволяют существенно экономить на комуслугах, они также дают точное представление о том, сколько и каких ресурсов тратится на дом или квартиру.

  • Если собственник квартиры сам передает сведения со счетчиков, ему стоит проявить внимательность и перепроверять передаваемые показания во избежание ошибок.

  • Исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации) несут  ответственность за нарушение прав потребителей в результате неправильного начисления платы за коммунальные услуги.

    В соответствии с п.155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 09.09.2017), в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

    При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

    а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

    б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

    Согласно п.155(2) Правил, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу.

    Таким образом, указанными изменениями в законодательстве предусмотрен способ стимулирования управляющих организаций внимательно относится к обращениям потребителей и в досудебном порядке разрешать возникшие с потребителями споры относительно начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В противном случае (например, в случае доведения спора до суда и принятия судом решения в пользу потребителя) исполнитель коммунальных услуг будет обязан по требованию потребителя произвести положительный для потребителя (то есть в минус для потребителя) перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от суммы, которая была незаконно начислена в квитанции.

    Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила обращает  внимание, что обращение потребителя о неправильном начислении платы должно быть обязательно оформлено в письменном виде и адресовано именно исполнителю коммунальных услуг (а не организации, осуществляющей от имени исполнителя деятельность по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и приему платежей), в указанном обращении необходимо сделать ссылку на возможность применения «штрафных санкций» в случае отказа в устранении нарушений закона. 

    Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила

    Ответственность исполнителя жилищно-коммунальных услуг за нарушение прав потребителя в результате неправильное начисления платы за жилищно-коммунальные услуги

    Исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации) несут  ответственность за нарушение прав потребителей в результате неправильного начисления платы за коммунальные услуги.

    В соответствии с п.155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 09.09.2017), в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

    При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

    а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

    б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

    Согласно п.155(2) Правил, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу.

    Таким образом, указанными изменениями в законодательстве предусмотрен способ стимулирования управляющих организаций внимательно относится к обращениям потребителей и в досудебном порядке разрешать возникшие с потребителями споры относительно начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В противном случае (например, в случае доведения спора до суда и принятия судом решения в пользу потребителя) исполнитель коммунальных услуг будет обязан по требованию потребителя произвести положительный для потребителя (то есть в минус для потребителя) перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от суммы, которая была незаконно начислена в квитанции.

    Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила обращает  внимание, что обращение потребителя о неправильном начислении платы должно быть обязательно оформлено в письменном виде и адресовано именно исполнителю коммунальных услуг (а не организации, осуществляющей от имени исполнителя деятельность по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и приему платежей), в указанном обращении необходимо сделать ссылку на возможность применения «штрафных санкций» в случае отказа в устранении нарушений закона. 

    Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нет рыбных консервов морфологическая ошибка
  • Неумышленная непреднамеренная логическая ошибка это
  • Нет речевых ошибок разъяснения о допущенных
  • Неуместное употребление местоимения какая ошибка
  • Нет пробела между словами какая ошибка