Неумение учиться на ошибках

Почему мы не учимся на ошибках?

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно ли научиться не повторять ошибки, и стоит ли это делать?

Грабли
Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других — изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.

Первая называется «негативом, связанным с ошибкой» (error-related negativity — ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как «позитивность ошибки» (error positivity — PE), происходит где-то между 100-500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых — более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.

В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа — с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения. Вооружившись такими данными, Мозер и провел свой эксперимент, суть которого заключалась в следующем: в серии букв, например, MMMMM или NNMNN, определить центральную. Время от времени буквы менялись, из-за скучности задачи испытуемые просто «отключались», что и приводило к частым ошибкам. При этом устройства, записывающие активность мозга участников, зафиксировали эакономерность: наблюдаемые из числа людей с развивающимся мышлением показали всплеск аккуратности после промашки. От того, что испытуемые думали, где ошиблись, они учились правильно выполнять задание.

Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же врем, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие. Но что же делать нам, давно уже покинувшим школу и решающим задачки посложнее математических?

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Без права на ошибку

От рождения мы имеем определенные права, но, кажется, всем нам изначально отказывают в праве на ошибку. При этом, конечно, каждый понимает: без промахов не обойтись. Однако факт из совершения считается чем-то настолько постыдным, что мы предпочитаем скорее забыть об этом или мучиться чувством вины. «Ошибка — это то, что противоречит правилам или нормам: общественным, групповым и индивидуальным, — говорит психотерапевт Татьяна Кочетова. — Таким образом, ошибающийся человек — тот, у которого постоянно возникают проблемы с нормативностью». Причины этих проблем, по словам специалиста, различны. Например ,родители не объяснили ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и в течение жизни человек пытается получить ответ на этот вопрос. Для чего постоянно совершает поступки, вызывающие либо одобрение, либо порицание окружающих. Социум одобряет — это хорошо, не одобряет — значит, ошибка. Так личность формирует собственные представления о нормативности и чтобы подтвердить их, может неосознанно то и дело промахиваться. Психологическая установка в этом случае: «В жизни так много граблей, на которые еще не наступала нога человека».

«Если же ребенку объяснили про «хорошо» и «плохо», он живет по определенным правилам, привитым ему в семье, — продолжает Татьяна Кочетова. — Однко личный опыт всегда отличается от родительского — то, что для мамы и папы норма, для выросшего отпрыска может оказаться ошибкой. Исходя из этого, человек способен постоянно «спотыкаться», чтобы доказать окружающим или самому себе: нормы и правила — не универсальны, а его ситуация — уникальное явление, и промах здесь — утверждение собственной неповторимости. Психологическая установка в данном случае: «Обходя разложенные грабли, мы лишаем себя уникального опыта».

О том, что в проблеме совершения ошибок есть большая роль семьи, говорит и гештальттерапевт Екатерина Хломова: «Все мы частички семейной системы, у всех есть стереотипы и установки, полученные от родителей. Из-за чего наши действия порой гораздо более ограничены, чем хотелось бы. Многие привыкли действовать по заданной схеме, потому что либо это безопаснее, либо так научила семейная система, и эти действия важны для поддержания стабильности (оставаться членом семьи), либо в этом есть некая неосознанная выгода — получить что-то, недоступное другим способом. Например ,если то и дело теряю кошелек, чтобы попросить денег у родителей, то, возможно, причина в том, что это единственный способ с ними пообщаться».

По мнению психолога Елены Тельновой, семейный аспект этой проблемы может выражаться в наличии эмоциональной травмы: «Люди, у которых в раннем детстве был опыт отвержения родителями, или те, кому мама и папа в силу своих психологических особенностей или жизненных обстоятельств не смогли дать достаточный опыт безусловной поддержки и любви, зачастую не имеют достаточных ресурсов для формирования полноценного Внутреннего Родителя, который и отвечает за душевную стабильность, за гибкость и адаптивность, за умение учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Травмированный Внутренний Ребенок таких людей выходит на первый план во множестве ситуаций взрослой жизни, поэтому происходит повторение пройденного, жизнь по сценарию, когда, допустим, дочери и бывшие жены алкоголиков находят себе пьющих мужей, а любовницы по жизни вновь и вновь влюбляются в прочно женатых, искренне не замечая вокруг свободных мужчин».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только попробуй

Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», – говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках «Быть неправым».

Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз на-ступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа – в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя «хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, – объясняет психолог. – Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне «нормы», вызывает массу эмоций – от беспомощности до гнева».

Возникает вопрос: почему же опыт не учит ни юных, ни зрелых? По мнению Татьяны Кочетовой, мы постоянно и неосознанно стремимся построить границы отношений с другими людьми, а для этого необходимо попробовать различные формы поведения: «Мы ведем себя так, чтобы постоянно подтверждать или отвергать те или иные виды отношений, проверять своими действиями границы на прочность». Несмотря на это, психотерапевт рекомендует продолжать учиться на промахах, рассматривать и анализировать ситуации, которые привели к ошибке, вырабатывать иные способы поведения, а главное, принять «право на ошибку» и ответственность за нее. Екатерина Хломова добавляет: «Если тебе кажется, что наступаешь на одни и те же грабли, нужно спросить себя: для чего все это? Какая в этом выгода? Почему боюсь поступить иначе? Как эти действия связаны с моей семьей? Придется также придумать, как получать ту же выгоду другим способом». Не менее важно выработать мудрое отношение к ошибкам. «Возможно, «с точки зрения банальной эрудиции», какие-то поступки – ошибки. А с точки зрения пользы для души и тела, они – бесценный опыт, призванный дать что-то важное, к чему-то подвести, – говорит Елена Тельнова. – Работу над ошибками делают, когда становится невозможно жить по-прежнему. К этому нужно прийти, и у каждого свой путь – в том числе и по граблям».

ТЕКСТ: Юлия Сивакова

Глава 34

Неспособность учиться на собственных ошибках

«Человек стоит в собственной тени и удивляется, почему так темно».

Дзенская пословица

Билл Клинтон чуть не лишился президентского поста, прежде чем понял, что отрицать собственные ошибки – не самая лучшая идея. И он не один – миру известно множество людей (включая бесконечное число политиков), которые упрямо настаивают на собственной правоте, отрицают, что в чем-то ошиблись, невзирая на факты, говорящие об обратном. Проблема в том, что неспособность признать собственные ошибки и учиться на них – одно из самых серьезных препятствий, мешающих вам заслужить уважение и доверие окружающих.

Почему вы неспособны признавать свои ошибки и учиться на них? Признавать собственную неправоту трудно практически всем. Сначала нам стыдно, что мы ошиблись; признавая ошибку, мы снова чувствуем стыд. Мы сомневаемся в себе: если мы ошиблись в этом, то вполне вероятно, что мы ошибаемся вообще во всем. Мы боимся, что нас затопит потоком сомнений. Мы также боимся, что не сможем ничему научиться на этих ошибках, не сможем их исправить (подробнее – см. главу «Боязнь учиться новому»).

Однако ирония ситуации в том, что, если не признать свою неправоту, будет только хуже. Чем активнее вы отрицаете ошибку, тем выше ваша заинтересованность в ней. По сути, вы настаиваете на своей собственной версии реальности, отличной от той, в которой живут все остальные. И когда эти две реальности сталкиваются, признать различие становится очень тяжело. Чтобы облегчить себе эту задачу, вы принижаете значимость допущенной ошибки или пытаетесь найти ей оправдание.

«Как только мы осознаем, что несовершенство является одним из свойств человеческой природы, мы поймем: стыдиться надо не собственных ошибок, а неспособности их исправить».

Джордж Сорос

Принижая или оправдывая свою ошибку, вы пытаетесь примирить между собой свою собственную реальность и реальность объективную. Когда правда всплывает на поверхность, этот прием позволяет вам чувствовать себя немного лучше, даже если полностью избежать стыда не удается. Это своего рода временная анестезия от болезненных ощущений.

Как же разорвать порочный круг? Выработав храбрость, необходимую для того, чтобы признать и исправить свои ошибки, вы поймете, что таким образом добьетесь гораздо большего уважения со стороны окружающих. Люди, признающие собственную неправоту и делающие это искренне, достойны только восхищения. С них все мы берем пример. Что самое смешное, уважение других, которое вы получаете, признавая ошибку, перевешивает стыд, который вы чувствуете, когда пытаетесь ее оправдать.

Помните: человеку свойственно ошибаться. Умному – свойственно признавать свою ошибку. Мудрому – учиться на ней.

«Жизнь сжимается и расширяется пропорционально твоей храбрости».

Анаис Нин

Полезное пояснение. Неудачник – не тот, кто ошибается. Это скорее тот, кто не способен признать свою ошибку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 1 Зачем учиться

Глава 1 Зачем учиться
Зачем я учусь? Вопрос этот не такой уж легкий, как может показаться. Конечно, существуют и простые ответы: чтобы получить диплом; чтобы иметь отсрочку от призыва в армию; родители настаивали, чтобы я учился; все наши ребята учатся. Все эти ответы могут

Глава 2 Чему учиться

Глава 2 Чему учиться
В наше динамичное время немногие из студентов могут с уверенностью сказать, чем они будут заниматься после окончания института. А раз так, то надо стремиться получить широкое образование. Какое содержание вкладывается сегодня в это понятие? Что

Умение учиться на своих ошибках

Умение учиться на своих ошибках
Когда команда Mac уже была близка к тому, чтобы аппаратная часть компьютера не давала сбоев, а программное обеспечение тоже выполняло все необходимые функции и работало безотказно, Стив пришел посмотреть демонстрационный образец и остался

Глава 6 Создание собственных информационных продуктов

Глава 6
Создание собственных информационных продуктов
Мы уже говорили о том, что большинство людей, которые пользуются Интернетом, ищут информацию. В Интернете доступны огромные объемы бесплатной информации, и нам, как и другим увлеченным пользователям WWW, это очень

Глава 14 Неспособность слышать отказ

Глава 14
Неспособность слышать отказ

«Умен ли человек – узнаешь по его ответам. Мудр ли человек – узнаешь по его вопросам».
Нагиб Махфуз
Недавно мне рассказали об одном крайне самоуверенном консультанте, который хотел поступить на работу в средних размеров

Глава 15 Неспособность прощать

Глава 15
Неспособность прощать

«Самая сильная месть – это прощение».
Джош Биллингс
Худшего способа уволиться с неплохой работы и придумать было нельзя. Арлин, семь лет проработав бухгалтером в машиностроительной компании, «наконец» высказала своему начальнику все, что

Глава 20 Боязнь учиться новому

Глава 20
Боязнь учиться новому

«Я боялся Интернета, потому что… не умел печатать».
Джек Уэлч
Окончательно отчаявшись привести в порядок свой бумажный органайзер, я понял – мне необходим карманный персональный компьютер (КПК). Однако я продолжал откладывать его

Глава 35 Неспособность заинтересовать других

Глава 35
Неспособность заинтересовать других

«Сначала люди начинают верить в лидера, а потом уже в его программу».
Джон Максвелл
Слишком часто даже самые продуманные планы идут прахом, поскольку автор не удосужился заручиться поддержкой тех, кто будет воплощать этот

Неумение учиться на прошлых ошибках

Нередко нам начинает казаться, что жизнь как будто движется по замкнутому кругу. С разными людьми и в разных обстоятельствах повторяются одни и те же ситуации, которые приводят нас к не самому благоприятному исходу. Однако большинство из нас не делает никаких выводов, обвиняя в том, что произошло, окружающих. А дело ведь в нас самих.

Неумение учиться на прошлых ошибках как раз и приводит к неудачному результату при, казалось бы, совершенно разных обстоятельствах. Однако все это не случайно: на самом деле жизнь преподносит нам одно и то же испытание, чтобы мы, наконец, сделали нужные выводы и больше не совершали подобных ошибок.

26_a100Причины того, что урок не пройден, могут быть самыми различными. Чаще всего, это страх или неуверенность в собственных силах. Там где нужно было принять решение, мы остановились и отказались от задуманного. Отказались пойти дальше и, как результат, очень об этом жалеем.

Однако бывает и наоборот — излишняя самоуверенность, неумение находить с людьми контакт, конфликтность приводит одним и тем же плачевным последствиям. При этом «страдалец» и в дальнейшем придерживается старой линии поведения, не делая никаких выводов.

Подобная ситуация способна привести к серьезным проблемам в жизни, психологическим кризисам,стрессам и нервным срывам, а также депрессии.

Самое страшное, что результатом неумения признавать за собой ошибки и учиться на них становятся излишняя пассивность и нежелание предпринимать какие-либо действия. А так как виноватыми в этом случае чаще всего считаются окружающие, то человек впоследствии свое общение с ними сводит к минимуму.

Вечно все идет не так, как хочется. Мечты не сбываются, цели не достигаются, а жизнь похожа на бессмысленные попытки выбраться из болота. Каковы причины того, что продолжаешь терпеть неудачи в том, что делаешь? Каждый день ты совершаешь мелкие ежедневные ошибки, которые на длительной дистанции превращаются в грандиозное фиаско.

Постоянные удачи гласят о том, что делаешь что-то неверно. Самое интересное в том, что делаешь это ежедневно. Но находясь на своем уровне мышления сложно разобраться с проблемами, которые создал твой разум. Нужно изменить мышление, чтобы сделать рывок вперед. Для этого следует проанализировать свои ежедневные привычки, действия и мысли. Что ты делаешь не так, как надо? Ежедневные ошибки, которые ты делаешь.

1. Нереальные цели

Не слушай социальные сети, которые обещают быстрый и легкий успех. Человек любит мечтать о чем-то большом и грандиозном, почти ощущая это в своих руках. Он представляет много денег, большой дом, брендовую одежду, крутые машины и роскошную жизнь. Мечта кажется рядом, стоит только протянуть руку и ухватиться.

Мечтать о великом хорошо, но нереальные цели делают шансы равными нулю. В результате упадок сил, безразличие и депрессия, когда человек сдается. Ставя перед собой цели, следует трезво оценивать требуемое количество усилий для достижения желаемого. Лучше потратить силы и время на реальные цели. Выбирай адекватные цели, двигаясь ступенька за ступенькой.

Ежедневные ошибки

2. Отсутствие четкого плана

Самая распространенная ежедневные ошибка большинства людей? Отсутствие любых адекватных планов на жизнь. Импровизация хороша, но не работает на длительной дистанции. Для реализации желаемого нужен точный и скрупулезный план. План редко бывает идеальными, но без него точно ничего не получится. План дает направление и намечает цели на карте движения. План держит нас в тонусе, а также требует ответственности и усилий.

Составляй план на день, неделю, месяц, год и десятилетия. Устанавливай достижимые, измеримые и конкретные цели. Будь готов к трудностям и препятствиям, а также к корректировке тактики действий. Всегда имей план, чтобы неудержимо двигаться к желаемому.

3. Боязнь неудачи

Самая неприятная ежедневная ошибка – это трусость. Вечный страх неудачи страшнее самой неудачи. Страх парализует нас, связывает руки и лишает разума. Если ты боишься неудачи, то настраиваешь себя на будущую неудачу. Верь в успех в будущем. Даже если будут неудачи, то это только временно. Не отступай и не бойся неудач. Трусы никогда не добивается своей мечты.

Ежедневные ошибки

4. Неумение учиться на ошибках

Опыт, сын ошибок трудных. Ошибки в жизни будут всегда, но научился ли ты извлекать из них урок? Если повторять одни и те же ошибки, то никогда не достигнешь желаемого. Если что-то не работает, то не нужно повторять это с глупым упорством. Ищи то, что работает. Избегай ошибок, учась на чужом опыте, чтобы не тратить силы и время напрасно.

5. Привычка быстро сдаваться

Путь к любой цели труден и тернист. Мы привыкли видеть истории успеха, но редко видим всю подноготную достижений. Самая главная причина поражения в жизни – это привычка трусливо сдаваться. Люди сдаются еще до того, как их спишет жизнь. Провал, отказ, поражение – это только часть пути к успеху. Если ты привык отступать, сдаваться и падать духом, то достичь желаемого никогда не получится.

Ежедневные ошибки

6. Отсутствие веры в себя

Можно быть самым умным, талантливым и перспективным человеком, но быть неудачником. В чем причина? В отсутствии веры в себя. Самоуверенная бездарность пробьется, а неуверенный талант останется на задворках. Хватит искать причины, по которым у тебя что-то не получится. Поверь в себя. Не обесценивай свой потенциал.

7. Делай больше

Не везет? Причина кроется в том, что положительных действий гораздо меньше, чем отрицательных. Ты слишком мало прикладываешь усилий, либо быстро отступаешь. Хватит потакать лени и страхам. Нужно продолжать делать и делать. Делай больше, старайся больше, думай больше. Ежедневная твоя ошибка, ведущая к поражению, кроется в слабой активности. Хочешь иметь больше других? Делай больше их. Ответ успеха всегда кроется в слове «больше».

Ежедневные ошибки

Ежедневные ошибки, которые заключаются в слабостях или трусости не дают добиться желаемого. А какие ошибки из списка делаешь ты каждый день? Перечитай заново и проанализируй. Только сам себе не ври.

Разбираемся с психологами, почему наш мозг так болезненно реагирует на промахи и как научиться извлекать из ошибок максимум пользы

Я ошибся — я плохой

«Помните свои школьные тетради с замечаниями красной ручкой? Как страшно было открывать их и смотреть на результат, как стыдно было его кому-то показывать или выполнять в классе работу над ошибками. Мне кажется, что в России нет человека, который бы с этим не сталкивался», — говорит Татьяна Захарцова, психолог-консультант, сертифицированный экзистенциальный психотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов.

По ее мнению, сложность принятия своей неправоты отсылает нас к тем самым травматичным ощущениям и воспоминаниям из детства. «Воспроизводятся роли ученика и учителя, предполагается правильный ответ, но в жизни его нет. Чем скорее мы это примем, тем легче нам станет жить. Хочется уйти от ярлыка «ошибка» и заменить его на «неудачное действие» или «неэффективное решение», — предлагает Татьяна.

О чем, скорее всего, думает человек, от которого требуют признать свою неправоту?

  • «Я плохой, глупый, ненужный»
  • «Я теряю свой авторитет в обществе и мне его не вернуть никогда»
  • «Я слабый, не могу защитить свою точку зрения, все меня осуждают, и я теряю чувство безопасности»
  • «Я не знаю, как дальше жить, ведь придется принимать свою неидеальность»
  • «Я боюсь вины и ответственности, поэтому легче обвинить кого-то, или лучше обстоятельства»

Все это, по словам психолога, ложные опасения. Не стоит бояться ошибок, потому что ошибаются совершенно все, а сила и упертость, с которыми вы будете отстаивать свою правоту, в меньшей степени вызывают уважение, в отличие от способности признать, что вы заблуждались. Причем принятие ответственности за свою ошибку сильно облегчает чувство стыда за неверный шаг.

Так устроен мозг

Человек испытывает неприязнь к признанию собственной неправоты, так как всегда стремится к психической устойчивости и эмоциональной стабильности — так считает психиатр-психотерапевт Павел Бесчастнов. Именно поэтому для нас так важно отстаивать свою правду и максимально оградить себя от тех, кто хочет нарушить нашу картину мира.

Павел Бесчастнов:

«Огромное количество больших и малых решений нам приходится принимать в условиях неопределенности. В неполноте информации, когда есть вероятность совершить ошибку, от человека требуется некоторая, пусть небольшая, но избыточность уверенности в своих силах и правильности принятых решений. Иначе мозг будет работать не так эффективно — решения будут приниматься долго и меняться часто. Поэтому у всех людей существует инстинктивное неприятие признания своей неправоты. Это естественная эмоциональная реакция мозга, и чтобы человек научился ее преодолевать, уметь работать над ошибками, руководствуясь разумом, а не эмоциями, требуется специальное воспитание и обучение».

В когнитивной психологии существует представление о «базовой системе верований». Это набор убеждений, установок и правил, которые эмоционально заряжены и принимаются на веру — например, как вести себя за столом, быть вежливым, «как принято» поступать. И отдельно от них существует познавательная деятельность, эмоционально незаряженная, для которой намного важнее усваивать и анализировать информацию, а не принимать ее на веру. Разделение между этими системами нечеткое, но области их применения сильно пересекаются, что приводит к внутренним конфликтам.

Для познавательной деятельности важны адаптивные навыки — умение быстро усваивать информацию, оперативно заменять устаревшие данные на новые, стремление к новизне, изменениям себя и своих взглядов, а значит, и лояльное отношение к пробам и неудачам.

Для системы же верований адаптивны и социально одобряемы прямо противоположные качества — несгибаемость в убеждениях, твердая принципиальность, умение следовать своим идеалам, невзирая на все перемены обстоятельств, соблазны, невзгоды и любые другие внешние вызовы.

Кадр из сериала «Притворство»

«В идеале эти психические конструкции тонко сбалансированы и взаимно дополняются, но на практике баланс соблюдается далеко не всегда. Из-за этого признание ошибки воспринимается человеком как атака на его систему верований и убеждения, как унизительное признание собственного ущерба, — объясняет эксперт. — Это реакция эмоциональная и субъективно неприятная, и человек стремится ее избегать».

Исправить ситуацию, по мнению Павла Бесчастнова, можно и нужно. Для этого необходимо выискивать в себе точки баланса своих «убеждений» и «знаний» и воспринимать критику как новую информацию, а ошибки — как повод для коррекции линии поведения.

Почему важно научиться признавать свою неправоту

Научные работы доказывают, что видеть и признавать свои ошибки — полезно, как и делать на их основе выводы, чтобы, как минимум, в будущем не наступить на те же грабли. Например, в своем исследовании преподаватель менеджмента Лоуренс Г. Вайнциммер и бизнес-консультант Кэндис А. Эскен выяснили, что сотрудники, которые учатся на своих ошибках, улучшают не только свою работу, но и производительность всей компании.

Исследовательницы Илона Джеробек и Дебора Муйо проанализировали данные 12 259 сотрудников организации PsychTests и определили, что люди, способные принимать свои неудачи, лучше разрешают конфликты и справляются со стрессом, более эмпатичны, отличаются гибким умом, трудолюбием и желанием самосовершенствоваться.

Эдуард Мавлютов, психолог и основатель Школы психологии «Паззлы»:

«Навык признавать свои ошибки говорит о гибкости мышления, обладающие им люди легко и просто получают желаемый результат, в синергии с другими людьми они развиваются и растут. Те же, кто прячется в своей неправоте, замыкаются во внутренней раковине и ограничивают себя от внешнего мира, от новой модели мышления или поведения. Это может приводить к стагнации и внутренним проблемам, которые будут причинять боль как самому человеку, так и его близким, перерастая в конфликты и непонимание окружающих. Такие люди со временем рискуют остаться в гордом одиночестве и потерять адекватность к самому себе и окружающему миру».

Как научиться признавать свои ошибки

«Важно помнить, что критика относится к вашей работе или поступку, но не к вам, как к человеку, и не к вашему Я, — отмечает психолог-консультант Александра Панова. — Критикуя, необходимо отделять самого человека от его промахов, говорим ли мы о себе самом или ком-то другом. Говорим «я\ты совершил ошибку», но не «я\ты глупый».

Если при обнаружении ошибки не отпускают волнение и страх, можно постараться посмотреть на ситуацию в масштабе жизни, советует психолог. Покажется ли это событие важным через год? Что еще есть в вашей жизни, что является важным? Кто может поддержать вас? Это поможет снизить напряжение и направить силы в продуктивное русло, оценить реальный ущерб и подумать, как исправить последствия».

Если вы совершили ошибку и доставили этим неудобство другому человеку — извинитесь, рекомендует психолог Юлия Смольная. Если извиниться сложно и нет подходящих слов, можно использовать «домашнюю заготовку»:

«Я совершил/а ошибку и сожалею о том, что сделал/а. Могу ли я как-то помочь тебе с этим справиться?»

При этом человек может обидеться и не принять извинения, это его право. Вы сделали важный шаг — признали свою неправоту и предложили помощь в решении проблемы. А это значит, что манипулировать вашим чувством вины уже не получится.

Юлия Смольная:

«Очень помогает признавать свои ошибки психологический прием, который называется рефрейминг. Это когда мы наделяем негативный опыт положительными качествами и полностью меняем свое восприятие ситуации. Так проблема может восприниматься как интересная задача, решая которую, я становлюсь мудрее. Потеря места работы открывает новые возможности для самореализации. А ошибка воспринимается как ценный урок, который дает возможность развиваться и становиться чуточку умнее, опытнее, интереснее и осознаннее «вчерашней версии себя».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нет права на ошибку цитаты
  • Нет права на ошибку фраза
  • Нет права на ошибку скачать торрент
  • Нет права на ошибку саперы
  • Нет права на ошибку описание серий