-
Укажите
основные признаки ораторской речи.
-
устная,
живая, говоримая; -
публичная,
то есть обращенная к многочисленной
аудитории; -
образцовая;
-
публицистическая,
имеющая общественно-социальную
значимость, а также оказывающая
воздействие не только на ум, но и на
чувства и волю слушателей; -
монологическая,
представляющая собой развернутое
высказывание одного лица; -
диалогическая,
состоит из обмена высказываниями двух
или нескольких говорящих.
-
Тема
публичного выступления должна отражать:
-
личную
позицию; -
актуальную
проблему; -
мнение
экспертов; -
интересы
оратора.
-
При
общении с аудиторией оратор должен
учитывать ее ожидания и применять
различные способы воздействия на нее
в соответствии с
-
возрастом;
-
полом;
-
профессией;
-
уровнем
образования; -
эмоциональным
состоянием; -
степенью
заинтересованности; -
национальностью;
-
ценностями.
-
Ораторская
речь в зависимости от содержания, целей
и условий высказывания подразделяется
на несколько родов:
-
академическая;
-
судебная;
-
педагогическая;
-
социально-политическая;
-
социально-бытовая;
-
духовная.
-
Укажите
виды академической речи.
-
лекция
вузовская, школьная; -
научный
доклад; -
агитаторская
речь; -
научный
обзор; -
научное
сообщение; -
научно-популярная
лекция.
-
Укажите
виды судебной речи.
-
прокурорская,
или обвинительная; -
адвокатская,
или защитительная; -
полемическая.
-
Укажите
виды социально-политической речи.
-
доклад
(выступление) на съезде (конференции,
собрании, заседании); -
парламентская
речь; -
митинговая
речь; -
военно-патриотическая
речь; -
дипломатическая;
-
агитаторская
речь; -
юбилейная
речь; -
политическое
обозрение.
-
Укажите
виды социально-бытовой речи.
-
юбилейная;
-
приветственная;
-
застольная
(тост); -
надгробная
(поминальная) речь; -
речь
на приеме; -
ссора.
-
Укажите
виды духовной речи.
-
слово
пастыря; -
проповедь;
-
официальная
церковная речь; -
житие.
-
Укажите
композиционные части ораторской речи
и исключите
лишние.
-
завязка;
-
вступление;
-
кульминация;
-
приветствие;
-
главная
часть; -
заключение.
-
Выберите
правильные варианты ответов из теста
№ 10.
-
В
какой композиционной части ораторской
речи необходимо пробудить интерес
к теме предстоящего разговора;
установить контакт, подготовить
слушателей к восприятию выступления,
обосновать постановку вопроса.?
Б.
В какой композиционной части ораторской
речи необходимо суммировать сказанное,
подчеркнуть значение сказанного,
повысить интерес к предмету речи,
поставить задачи, призвать к
непосредственным действиям.
-
В
какой композиционной части ораторской
речи необходимо последовательно
разъяснить выдвинутые положения,
доказать их правильность, подвести
слушателей к необходимым выводам.
-
Прочитайте
речь К. Минина.
Сограждане!
Отечество гибнет!
Свирепость
врагов неимоверна; они заняли
первопрестольный град.
Если
падет Москва, падет Вера и Отечество,
падем п мы.
Пожертвуем
всем, заложим жен и чад и искупим
Отечество. Вождь Пожарский укажет
нам путь к победе.
1612
г.
Какие
приемы использует оратор в своем
публичном выступлении для привлечения,
поддержания внимания аудитории и
установления контакта с ней?
-
изложение
цели выступления; -
обращение;
-
юмористическое
замечание; -
прием
соучастия; -
апелляция
к событиям.
-
Прочитайте
текст.
Много
бед, много испытаний пришлось перенести
России за ее больше чем тысячелетнее
существование. Печенеги терзали ее,
половцы, татары и поляки. Двунадесятъ
языков обрушились на нее, взяли Москву.
Все вытерпела, все преодолела Россия,
только крепла и росла от испытаний. Но
теперь, теперь… Старушка украла
старый чайник, стоимостью в 30 копеек.
Этого Россия уж, конечно, не выдержит,
от этого она погибнет безвозвратно.
К
какому роду и виду ораторской речи
относится выступление
Федора
Никифоровича Плевако?
-
социально-политическая
речь; защитительная; -
судебная
речь; защитительная; -
социально-бытовая
речь; приветственная; -
судебная
речь; обвинительная.
-
Одним
из важнейших компонентов удачного
выступления является
хорошая
подготовка. Она состоит из нескольких
этапов:
-
выбор
темы (ее формулировка); -
определение
цели выступления; -
составление
предварительного (рабочего) плана; -
подбор
теоретического и практического
материала; -
работа
над текстом выступления; -
выразительное
чтение текста речи; -
репетиция
(произнесение речи).
-
Существуют
три способа произнесения речи:
-
чтение
текста речи (официального содержания); -
воспроизведение
его по памяти с чтением отдельных
фрагментов; -
чтение
текста речи слушателями; -
свободная
импровизация.
-
По
данным отечественной риторики
риторический канон состоит из
следующих этапов:
-
нахождение
(изобретение);
-
расположение;
-
украшение;
-
запоминание;
-
произнесение;
-
оценивание.
-
Проведите
соответствие между эквивалентными
терминами
отечественной
риторики (см. тест №16) и риторики
античности.
-
Irrventio-
invenire quid dicere-«инвенция»
Б.
Dispositio-
inventadisponere — «диспозиция»
-
Elocutio
— ornareverbis — «элокуция»
Г.
Memoria — «меморио»
Д.
Actiohypcrisis — agere — «акциогипокризис»
-
Укажите
основные виды аргументов.
-
факты;
-
доказательства;
-
ссылки
на авторитетные источники; -
доводы.
-
К
аргументам фактологического характера
относят
-
цифровые
данные; -
примеры
из жизни, литературы, истории; -
законы;
-
правила;
-
мнения
экспертов, очевидцев, свидетелей; -
пословицы,
поговорки; -
высказывания
великих людей; -
аксиомы.
-
Прочитайте
отрывок из агитационной речи кандидата
в депутаты Кравченко С. И.
…Что
я хочу сказать. Два моих деда воевали,
они умерли от ран. Бабушки мои работали.
Отец мой умер в 58 лет на работе. Поэтому
я всегда в своей жизни помню о старших,
помню о тех, кто не может сам себя
защитить, сам себе заработать. Поэтому
в думе я буду прежде всего отстаивать
интересы пенсионеров и добываться тех
законов, которые я сейчас сказал…
Недостатком
в его выступлении является
-
аргументация;
-
речевые
ошибки; -
простота
изложения; -
перегрузка
текста теоретическими рассуждениями.
-
Прочитайте
фрагменты публичной речи.
А.
В
Конституции Греции записано: «Образование
составляет основную задачу государства»
(ст.6,
пункт
2)…
Б.
Житейская
мудрость, отраженная в японской пословице
(«Пировать приходят чужие, горевать
— свои»),
имеет и русский вариант: «Друг познается
в беде». Именно так, в трудностях, находим
мы истинных друзей — товарищей по духу.
Поэтому помни, что «пировать приходят
чужие, а горевать — свои».
Определите
основные виды аргументов, которыми
пользуются авторы текстов (выберите
варианты ответов из теста №18).
-
Выделенное
речевое средство, которым пользуется
М.Робеспьер в своем публичном выступлении
для усиления выразительности, является
-
метонимией;
-
метафорой;
-
перифразой;
-
анафорой.
«Патриоты
были под мечом
тирании, так
было с патриотами Марселя и Лиона. А
ныне в их руках меч
правосудия, и
они поразят им всех врагов свободы»
(М.
Робеспьер)
-
На
какой риторической фигуре (фигура
выделена шрифтом) построено
стихотворение Максима Василенко?
Однажды
брошенное слово
Все
может вмиг перевернуть,
И
жизнь твою перечеркнуть.
А
может — отсчитать по новой.
Одно
не сдержанное слово —
И
разошлись дурные толки,
И
дружелюбия осколки
Горстями
собираешь с пола.
Одно
не сказанное слово —
И
двое в жизни разминулись.
Остановились,
обернулись…
Но
поздно… Не сойтись им снова
-
параллелизм;
-
анафора;
-
градация;
-
эпифора;
-
эллипсис;
-
оксюморон.
-
Прочитайте
высказывания А. Ф. Кони о знаменитых
русских адвокатах Плевако и Урусове.
…Но
если речь Урусова пленяла своей
выработанной стройностью, то зато
ярко художественных образов в ней было
мало: он слишком тщательно анатомировал
действующих лиц и самое событие, подавшее
повод к процессу, и заботился о том,
чтобы следовать начертанному им заранее
фарватеру. Из этого вытекала некоторая
схематичность, проглядывавшая почти
во всех его речах и почти не оставлявшая
места для ярких картин, остающихся
в памяти еще долго после того, как
красивая логическая постройка выводов
и заключений уже позабыта.
И
совсем другим дышала речь Плевако. В
ней,
как
и речах Спасовича, всегда над житейской
обстановкой дела, с его уликами и
доказательствами, возвышались, как
маяк, общие начала, то освещая путь, то
помогая его отыскивать. Стремление
указать внутренний смысл того или
иного явления или житейского положения
заставляло Плевако брать краски из
существующих поэтических образов или
картин или рисовать их самому с тонким
художественным, чутьем и, одушевляясь
ими, доходить до своеобразного лиризма,
производившего не только сильное, но
иногда неотразимое впечатление. В его
речах не было места юмору или иронии,
но часто, в особенности, где дело шло об
общественном явлении, слышался с
трудом сдерживаемый гнев или страстный
призыв к негодованию…
Его
речи по большей части носили на себе
след неподдельного вдохновения. Оно
овладевало им, вероятно, иногда совершенно
неожиданно и для него самого.
Как
в современной риторике называется
индивидуальная манера оратора,
проявляющаяся в построении речи, выборе
приемов воздействия, выразительных
средств языка — тропов и фигур речи,
интонации, жестикуляции и т.п.?
-
вербальный
имидж; -
индивидуальный
стиль; -
речевой
идеал; -
эталонная
модель.
-
Интонация
— это сложный комплекс элементов. К
интонацион
ным
элементам не относится
-
пауза;
-
логическое
ударение; -
громкость;
-
мелодика;
-
диапазонная
высота; -
темп;
-
эмфатическая
долгота; -
тембр;
-
акцент.
-
Ораторская
речь — речь, сопровождаемая жестами.
Жест — это
-
любое
телодвижение человека, но чаще под
жестами понимаются движения рук; -
любое
телодвижение человека, но чаще всего
под жестами понимаются движения
головой; -
любое
телодвижение человека, но чаще всего
под жестами понимаются движения
ногами; -
любое
телодвижение человека, но чаще всего
под жестами понимаются движения
плечами.
-
В
ораторской речи чаще используются
жесты
-
изобразительные;
-
указательные;
-
регулирующие;
-
утвердительные.
-
Под
мимикой следует понимать
-
движения
мышц лица, выражающие внутреннее
душевное состояние; -
выражение
эмоций; -
движения
бровями и глазами.
-
Для
достижения эффекта общения нужно
правильно направлять взгляд.
Несведущие ораторы часто делают такие
ошибки:
-
смотрят
на потолок; -
смотрят
в пол, себе под ноги; -
смотрят
в пространство; -
смотрят
на одного из присутствующих; -
смотрят
в глаза слушателям, переводя взгляд с
одного на другого.
-
Полезно
ли волнение с точки зрения риторики?
-
да;
-
нет.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.
Требования к публичному выступлению
Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:
- Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
- Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
- Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
- Лаконичность выступлений.
- Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
- Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
- Поддержание контакта с аудиторией.
При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.
Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.
Ошибки ораторов
Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.
Ошибка №1: Неуверенность
Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.
При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.
Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.
Ошибка №2: Оправдания
Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.
Ошибка №3: Речь без примеров
Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.
Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика
Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.
Ошибка № 5: Выбор слов
На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.
Ошибка №6: Некачественная подготовка
Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.
Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.
Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.
Ошибка №7: Монотонная речь
Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.
Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.
Ошибка №8: Не использование пауз
Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:
- Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
- 5 секунд – отличается театральным эффектом.
- Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.
Продолжительная пауза позволяет оратору собраться с мыслями и использовать высокую концентрацию внимания, чтобы подчеркнуть что-то важное в речи. Многие ораторы совершают и такую ошибку, как заполнение коротких пауз словами – паразитами.
Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство
Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.
Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.
Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.
Ошибка №10: Суетливость
Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.
Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.
Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.
Как избежать ошибок
Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.
Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.
Упражнение «Репетиция»
Даже известные ораторы тренируются перед докладом. Некоторые и не по одному разу.
Репетиция должна состоять из следующих этапов:
- Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
- Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
- После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.
В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.
Внешний вид
Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.
Полезные рекомендации
Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.
Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.
Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.
Начинающим ораторам помогут следующие советы:
- В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
- Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
- Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
- Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
- При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
- Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
- Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
- Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
- Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.
Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!
Трудно удержать внимание аудитории? Ваши выступления не вызывают того отклика, на который вы рассчитывали? Вас слушают внимательно, но вашу речь быстро забывают? Возможно, это происходит по одной из причин, описанных в этой статье. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А тот, кто не ищет ошибки, и не стремится их исправить, никогда не станет выдающимся оратором. Вот четыре, которые вы можете исправить уже сегодня.
Отсутствие зрительного контакта
Мы часто говорим о важности зрительного контакта при общении тет-а-тет, но иногда забываем о том, что в общении с аудиторией зрительный контакт имеет не меньшее значение.
Куда не стоит направлять свой взгляд?
- В одну точку. Где бы эта точка не находилась, если вы на протяжении всего своего выступления смотрите в одно место – это плохо скажется на впечатлении публики о вас. Человек, который смотрит в одну точку, выглядит неестественно и странно. Также, смотря в одну точку, вы лишаете себя возможности полноценно двигаться по сцене, что тоже важно.
- Выше аудитории. Чаще ораторы не фокусируются на одной точке, а смотрят куда-нибудь в стену, на потолок или в любое другое место, где нет аудитории. Причиной этого обычно служит страх публичных выступлений. Когда вы смотрите не на лица людей в зале, а куда-то в сторону, выступать легче. Но это негативно влияет на эффект от вашей речи.
- На первый ряд. При зрительном контакте с первым рядом, создаётся впечатление, что вы общаетесь с этой группой людей, а не выступаете для всех. Первый ряд оценит это положительно, а вот остальная публика вряд ли. А если ряды в зале, где вы выступаете, идут на повышение, то когда вы смотрите на первый ряд, последний ряд наблюдает вашу макушку. Не обрекайте их на это в течение всего выступления.
Куда же нужно смотреть? Ваш зрительный контакт с аудиторией должен представлять собой последовательность пересечений взглядами. То есть вы блуждаете взглядом по всему залу, а когда возникает взгляд «глаза в глаза», вы должны немного задержаться. За время выступления вы встретитесь взглядом с большим количеством людей, и это произведет положительный эффект на аудиторию.
Отсутствие вовлечения в действие
Надежный способ сделать так, чтобы человек запомнил выступление – вовлечь его в действие. Часто об этом способе забывают, что делает выступления таких ораторов менее яркими и интересными.
Как вовлечь в действие?
- Проведите опрос. Это самый простой способ. Задайте вопрос и попросите поднять руки в знак положительного ответа (вопрос следует задавать такой, чтобы руки подняло большинство людей). Интереснее что-то делать и слушать комментарий, чем просто слушать. Если же какой-то ваш слушатель уже отвлёкся, представьте, что вокруг него все стали поднимать руки и смотреть на вас. Думаю, он тоже начнёт вас слушать более внимательно.
- Попросите нарисовать что-то. Примерный график, внешний вид чего-либо, что угодно. Придумайте, что вы можете предложить вашей аудитории.
- Попросите написать что-то. Ассоциации к теме вашего выступления, предположение насчёт того, что вы будете рассказывать (если у вас оригинальное выступление, попросите вернуться потом к этим записям, и это произведет дополнительный эффект).
Способов вовлечь в действие достаточно много. Придумайте свой и используйте его.
Монотонность и однообразие
Боритесь с этими чертами плохого выступления. Добавляйте вашей речи эмоциональную окраску или хотя бы меняйте интонации.
Часто ораторы вооружаются изменением интонации, начинают применять это приём, но он быстро перестаёт работать и аудитория теряет внимание. Почему?
Дело в том, что интонацию нужно менять не только внутри предложения, но и между предложениями. То есть если вы меняете громкость голоса и скорость речи в каждом предложении одинаково, то она уже не монотонная, но ещё однообразная. С этим тоже нужно бороться. Избегайте повторов и меняйте палитру для эмоциональной окраски.
О технике произнесения речи читайте здесь.
Отсутствие призыва к действию в конце выступления
Часто ораторы в конце выступления подводят итог, повторяют свой основной тезис одной короткой фразой и уходят. Но если вы не просто прочли лекцию, а предполагаете, что после вашего выступления слушатели должны начать что-то делать или делать что-то не так, как раньше, вы должны их призвать к этому.
Например, если темой вашего выступления был здоровый образ жизни, предложите слушателям сделать первый шаг уже сегодня и провести вечер без сигарет и алкоголя, если вы говорили о постановке целей, призовите аудиторию после прихода домой составить список целей на ближайшую неделю.
Это работает не только в живом выступлении, но и в текстовом варианте. Поэтому в свою очередь призываю вас потренироваться поддерживать зрительный контакт (перескажите материал этой статьи друзьям, например), придумать, как вы можете вовлечь в действие свою аудиторию и к какому небольшому действию можете её призвать, и проверить своё ближайшее (или последнее) выступление на однообразие.
Желаю успехов!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Если ваши выступления не пользуются успехом, а вам раз за разом не удается убедить аудиторию и донести до людей свою точку зрения, то проверьте себя. Возможно, вы упустили из виду такую важную часть ораторского искусства, как язык тела. Не совершаете ли вы какие-либо из этих ошибок?
Ошибка №1. Оратор создает невербальный барьер.
Невербальный барьер – это закрытая поза. Оратор как бы отгораживается от аудитории. Например:
- Скрещивает руки на груди:
- Закрывается руками, как футболисты в «стенке» во время штрафного удара:
- Складывает руки, будто в молитвенном жесте:
- Потирает руки:
Избегайте этих жестов и поз. Они создают психологический барьер между вами и слушателями. Используйте выразительные жесты, чтобы подчеркнуть сказанное, а не отгородиться от аудитории.
Ошибка №2. Плохая поза или осанка.
Аудитория оценивает вас так, как вы оцениваете себя сами. Сгорбленная спина и сутулые плечи – признак неуверенности и низкой самооценки.
Такой оратор не будет пользоваться авторитетом.
Мастера ораторского искусства советуют: стоя на сцене, представьте, что из вашей макушки тянется нить и уходит в небо. Выпрямитесь по этой нити, и вы сами удивитесь, как уверенно станете выглядеть.
Ошибка №3. Оратор прячет глаза.
О важности зрительного контакта знает любой, кто хоть раз был на курсах ораторского мастерства. Не берите пример с этого докладчика:
Самое важное в выступлении – добиться доверия людей. Это достигается только с помощью зрительного контакта. Поэтому смотрите в зал, неспешно переводя взгляд с одного конца на другой и выбирая отдельных зрителей, чтобы взглянуть им в глаза.
Ошибка №4. Непродуктивное использование пространства.
Часто ораторы правильно жестикулируют, но совершенно упускают из виду, что вся сцена – такой же инструмент, как и их руки. Они стоят на одном месте, напоминая статую.
Так делать не следует. Нужно двигаться по сцене со смыслом. Например, вы можете выбрать несколько точек, в которых будете стоять, рассказывая о тех или иных аргументах. Или можно неспешно прохаживаться вдоль сцены, как вдоль воображаемого временного отрезка, если вы рассказываете об изменениях от прошлого к будущему.
Ошибка №5. Вялые или однообразные жесты.
Вы наверняка видели докладчиков, чьи руки безжизненно болтались вдоль тела?
Или, наоборот, напоминали лопасти мельницы, когда оратор бестолково ими размахивал.
«Что делать с руками?» – частый вопрос неуверенных ораторов. Ответ прост: жесты должны быть частью того, о чем вы говорите. Как писал Шекспир в “Гамлете”, слово должно опираться на действие, а действие на слово. Помня об этом, вы избежите ненужных или несоответствующих вашим словам жестов.
Ошибка №6. Негативные сигналы тела.
Когда оратор:
- Хмурится и выступает без тени улыбки,
- Нетерпеливо мотает головой, когда его о чем-то спрашивают, точно безмолвно приказывает зрителю замолчать,
- Если ему хотят задать вопрос, указывает в зал пальцем, вместо того чтобы сделать приглашающий жест, –
все это – негативные сигналы тела. Так вы показываете аудитории, что не расположены к ней. А в таком случае аудитория быстро потеряет остатки своего расположения к вам.
Ошибка №7. Оратор неуклюже обращается с предметами.
Лазерная указка танцует у него в руке, и огонек дергается как попало, маркеры или мел то и дело вываливаются из рук, а микрофон то оказывается слишком близко к губам, то слишком далеко, так что звук становится неоднородным и речь – неразборчивой. Такой оратор может споткнуться, выходя на сцену, а еще у него нередко барахлит ноутбук или проектор.
Поднимаясь на сцену, чтобы выступить на церемонии вручения награды Emmy, актрисы Тина Фей и Эми Полер так волновались, что умудрились одновременно потерять равновесие.
Конечно, от подобных промахов никто не застрахован. Но если они происходят постоянно, создается впечатление, что у оратора трясутся руки. А значит, он волнуется, он не уверен в себе и своих словах. К тому же это отвлекает слушателей от вашей речи. Поэтому подготовьтесь хотя бы за час до публичного выступления. Потренируйтесь пользоваться аппаратурой и запомните расположение предметов на сцене, чтобы ничего не опрокинуть и не уронить.
Мы слушаем множество выступлений других людей. Даже если вы не профессионал в публичных выступлениях, вы наверняка сможете оценить как говорит тот или иной оратор. Конечно, вы можете точно не знать, что именно вам не нравится в его выступлении, а может быть вы сосредоточились на одной очевидной ошибке.
Чтобы стать хорошим оратором, нужно сочетание нескольких качеств. Подобным образом, плохой оратор делает несколько ошибок, среди которых порой одна выделяется больше всех остальных. Некоторые из наиболее распространенных ошибок публичного выступления трудно отследить, а еще труднее от них избавиться. Давайте посмотрим, замечаете ли вы следующие ошибки, а может быть и делаете их, не осознавая этого.
1. Слишком тихий голос
Для некоторых людей микрофон является необходимым требованием. Но иногда микрофона нет, особенно если вы выступаете перед аудиторией в небольшом помещении. Если вы будете говорить громко и четко произносить слова, вы сможете лучше донести смысл своего выступления. Если вы бормочете и говорите вполголоса, вас точно не услышат. Говорите громко и четко произносите слова, иначе не стоит говорить вообще!
2. Заикания или паузы
Небольшое количество пауз в речи придают ей естественности. На самом деле, речь докладчика с паузами кажется непринужденной, как если бы это была беседа. Если же пауз слишком много, создается впечатление, что докладчик не уверен в том, что говорит. Чем больше пауз и заикания, чем больше запинаний в речи, тем меньше аудитория будет вовлечена в выступление докладчика.
3. Зажатые движения
Когда участники приходят к вам на презентацию, он ожидают увидеть живого человека, а не робота или манекена. Зажатость и скованность жестов является признаком нервозности и неуверенности. Вы не только выглядите как робот, но это мешает вам установить связь с аудиторией. Постарайтесь быть менее зажатым и придать естественность своим жестам.
4. Плохой зрительный контакт
Общераспространенной ошибкой является страх зрительного контакта, даже в повседневном общении. Сама мысль о зрительном контакте с аудиторией может вызывать ужас. Однако хороший зрительный контакт чрезвычайно важен, поскольку он является универсальным признаком доверия. Если кто-либо говорит с вами и смотрит вам в глаза, вы склонны верить такому человеку. Вы хотите, чтобы ваша аудитория верила тому, что вы говорите?
5. Отсутствие эмоций
Если вы смотрите в пол или держитесь неестественно прямо, ваше выступление будет менее эффективным. Если у вас каменное лицо в течение всего выступления или же выражение вашего лица странное, это может даже отпугнуть людей. Конечно, не у каждого из нас эмоциональное лицо. Но если докладчик хочет оказывать влияние, то, что он говорит, должно соответствовать выражению его лица, и наоборот. Отсутствие эмоций на лице у докладчика может вызвать у аудитории скуку или даже напряжение.
6. Плохая организация
В хорошем выступлении есть некий порядок и ритм, который помогает аудитории сосредоточиться на нем и естественным образом понимать основную мысль. Такое выступление требует не только качественного контента, но и хорошо продуманной организации. Плохо организованное выступление сбивает аудиторию с толку, и участники перестанут вас слушать, если они не смогут уловить смысл того, что вы говорите.
7. Плохая подача материала
Не обязательно пить кофе литрами перед презентацией для энергичности, но ваше выступление должно произвести впечатление. Если оратор плохо представляет материал, это не цепляет аудиторию. Энергичный стиль публичного выступления с правильной интонацией, скоростью речи и объемом представляемой информации является великолепным инструментом для убеждения аудитории. Только Берну Штайну удалось прославиться своей монотонной игрой, но это исключение из правила.
8. Плохо подобрано время
Выступать на публике – это не то же самое, что разговаривать со своим соседом. Чтобы донести свою мысль до аудитории и получить продажи или поддержку от своей аудитории, нужно учиться этому искусству. Многое зависит от правильно подобранного времени – когда и как преподнести основную мысль своего выступления. Вы можете повысить громкость голоса или сделать паузу для придания более драматичного эффекта. Или рассказать перед этим убедительную историю, чтобы придать важность своей мысли.
9. Чтение подготовленного материала
Даже для хорошо подготовленного оратора большим искушением является подсматривание в свой листок с заметками для выступления или в файл PowerPoint. Если вы делаете это время от времени и постоянно поддерживаете контакт со своей аудиторией, такое подсматривание останется незамеченным. Если же оратор постоянно смотрит в свои заметки, создается впечатление, что он плохо подготовился и читает с листа, особенно если при этом он не поддерживает хороший зрительный контакт со своей аудиторией, зажат и заикается.
10. Ходить по кругу во время выступления
Если вы двигаетесь во время презентации по сцене или в небольшом помещении перед аудиторией, это приемлемо и даже поощряется. Такое движение может помогать доносить мысль до аудитории и вовлекать ее свое выступление.
Однако если вы ходите слишком много, это может отвлекать. Ваши собственные движения могут мешать вашей презентации. Если вы слишком много ходите вперед и назад, это выглядит как нервное хождение по кругу, а если вы становитесь перед проектором и закрываете обзор аудитории, становиться непонятно, зачем вообще вы решили его использовать. Найдите компромисс между избыточным перемещением перед аудиторией и полной неподвижностью. Такие крайности вызывают ощущение, что оратор не уверен в себе и боится неудачи.
Никто из нас не является совершенством и не может безупречно выполнять все вышеуказанные правила. Чтобы стать блестящим оратором, нужно постепенно избавляться от ошибок в своих выступлениях до тех пор, пока вы не станете единственным, кто будет замечать их.
У большинства ораторов есть понемногу от всех ошибок. Просто нужно довести до совершенства искусство делать такие ошибки незаметными для аудитории. Чуть больше зрительного контакта, чуть меньше чтения подготовленного материала, и вы будете уверенно продвигаться на пути к тому, чтобы стать звездой публичных выступлений.
Loading…