Неспособность учиться на ошибках

Почему мы не учимся на ошибках?

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно ли научиться не повторять ошибки, и стоит ли это делать?

Грабли
Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других — изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.

Первая называется «негативом, связанным с ошибкой» (error-related negativity — ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как «позитивность ошибки» (error positivity — PE), происходит где-то между 100-500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых — более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.

В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа — с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения. Вооружившись такими данными, Мозер и провел свой эксперимент, суть которого заключалась в следующем: в серии букв, например, MMMMM или NNMNN, определить центральную. Время от времени буквы менялись, из-за скучности задачи испытуемые просто «отключались», что и приводило к частым ошибкам. При этом устройства, записывающие активность мозга участников, зафиксировали эакономерность: наблюдаемые из числа людей с развивающимся мышлением показали всплеск аккуратности после промашки. От того, что испытуемые думали, где ошиблись, они учились правильно выполнять задание.

Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же врем, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие. Но что же делать нам, давно уже покинувшим школу и решающим задачки посложнее математических?

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Без права на ошибку

От рождения мы имеем определенные права, но, кажется, всем нам изначально отказывают в праве на ошибку. При этом, конечно, каждый понимает: без промахов не обойтись. Однако факт из совершения считается чем-то настолько постыдным, что мы предпочитаем скорее забыть об этом или мучиться чувством вины. «Ошибка — это то, что противоречит правилам или нормам: общественным, групповым и индивидуальным, — говорит психотерапевт Татьяна Кочетова. — Таким образом, ошибающийся человек — тот, у которого постоянно возникают проблемы с нормативностью». Причины этих проблем, по словам специалиста, различны. Например ,родители не объяснили ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и в течение жизни человек пытается получить ответ на этот вопрос. Для чего постоянно совершает поступки, вызывающие либо одобрение, либо порицание окружающих. Социум одобряет — это хорошо, не одобряет — значит, ошибка. Так личность формирует собственные представления о нормативности и чтобы подтвердить их, может неосознанно то и дело промахиваться. Психологическая установка в этом случае: «В жизни так много граблей, на которые еще не наступала нога человека».

«Если же ребенку объяснили про «хорошо» и «плохо», он живет по определенным правилам, привитым ему в семье, — продолжает Татьяна Кочетова. — Однко личный опыт всегда отличается от родительского — то, что для мамы и папы норма, для выросшего отпрыска может оказаться ошибкой. Исходя из этого, человек способен постоянно «спотыкаться», чтобы доказать окружающим или самому себе: нормы и правила — не универсальны, а его ситуация — уникальное явление, и промах здесь — утверждение собственной неповторимости. Психологическая установка в данном случае: «Обходя разложенные грабли, мы лишаем себя уникального опыта».

О том, что в проблеме совершения ошибок есть большая роль семьи, говорит и гештальттерапевт Екатерина Хломова: «Все мы частички семейной системы, у всех есть стереотипы и установки, полученные от родителей. Из-за чего наши действия порой гораздо более ограничены, чем хотелось бы. Многие привыкли действовать по заданной схеме, потому что либо это безопаснее, либо так научила семейная система, и эти действия важны для поддержания стабильности (оставаться членом семьи), либо в этом есть некая неосознанная выгода — получить что-то, недоступное другим способом. Например ,если то и дело теряю кошелек, чтобы попросить денег у родителей, то, возможно, причина в том, что это единственный способ с ними пообщаться».

По мнению психолога Елены Тельновой, семейный аспект этой проблемы может выражаться в наличии эмоциональной травмы: «Люди, у которых в раннем детстве был опыт отвержения родителями, или те, кому мама и папа в силу своих психологических особенностей или жизненных обстоятельств не смогли дать достаточный опыт безусловной поддержки и любви, зачастую не имеют достаточных ресурсов для формирования полноценного Внутреннего Родителя, который и отвечает за душевную стабильность, за гибкость и адаптивность, за умение учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Травмированный Внутренний Ребенок таких людей выходит на первый план во множестве ситуаций взрослой жизни, поэтому происходит повторение пройденного, жизнь по сценарию, когда, допустим, дочери и бывшие жены алкоголиков находят себе пьющих мужей, а любовницы по жизни вновь и вновь влюбляются в прочно женатых, искренне не замечая вокруг свободных мужчин».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только попробуй

Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», – говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках «Быть неправым».

Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз на-ступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа – в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя «хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, – объясняет психолог. – Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне «нормы», вызывает массу эмоций – от беспомощности до гнева».

Возникает вопрос: почему же опыт не учит ни юных, ни зрелых? По мнению Татьяны Кочетовой, мы постоянно и неосознанно стремимся построить границы отношений с другими людьми, а для этого необходимо попробовать различные формы поведения: «Мы ведем себя так, чтобы постоянно подтверждать или отвергать те или иные виды отношений, проверять своими действиями границы на прочность». Несмотря на это, психотерапевт рекомендует продолжать учиться на промахах, рассматривать и анализировать ситуации, которые привели к ошибке, вырабатывать иные способы поведения, а главное, принять «право на ошибку» и ответственность за нее. Екатерина Хломова добавляет: «Если тебе кажется, что наступаешь на одни и те же грабли, нужно спросить себя: для чего все это? Какая в этом выгода? Почему боюсь поступить иначе? Как эти действия связаны с моей семьей? Придется также придумать, как получать ту же выгоду другим способом». Не менее важно выработать мудрое отношение к ошибкам. «Возможно, «с точки зрения банальной эрудиции», какие-то поступки – ошибки. А с точки зрения пользы для души и тела, они – бесценный опыт, призванный дать что-то важное, к чему-то подвести, – говорит Елена Тельнова. – Работу над ошибками делают, когда становится невозможно жить по-прежнему. К этому нужно прийти, и у каждого свой путь – в том числе и по граблям».

ТЕКСТ: Юлия Сивакова

Глава 34

Неспособность учиться на собственных ошибках

«Человек стоит в собственной тени и удивляется, почему так темно».

Дзенская пословица

Билл Клинтон чуть не лишился президентского поста, прежде чем понял, что отрицать собственные ошибки – не самая лучшая идея. И он не один – миру известно множество людей (включая бесконечное число политиков), которые упрямо настаивают на собственной правоте, отрицают, что в чем-то ошиблись, невзирая на факты, говорящие об обратном. Проблема в том, что неспособность признать собственные ошибки и учиться на них – одно из самых серьезных препятствий, мешающих вам заслужить уважение и доверие окружающих.

Почему вы неспособны признавать свои ошибки и учиться на них? Признавать собственную неправоту трудно практически всем. Сначала нам стыдно, что мы ошиблись; признавая ошибку, мы снова чувствуем стыд. Мы сомневаемся в себе: если мы ошиблись в этом, то вполне вероятно, что мы ошибаемся вообще во всем. Мы боимся, что нас затопит потоком сомнений. Мы также боимся, что не сможем ничему научиться на этих ошибках, не сможем их исправить (подробнее – см. главу «Боязнь учиться новому»).

Однако ирония ситуации в том, что, если не признать свою неправоту, будет только хуже. Чем активнее вы отрицаете ошибку, тем выше ваша заинтересованность в ней. По сути, вы настаиваете на своей собственной версии реальности, отличной от той, в которой живут все остальные. И когда эти две реальности сталкиваются, признать различие становится очень тяжело. Чтобы облегчить себе эту задачу, вы принижаете значимость допущенной ошибки или пытаетесь найти ей оправдание.

«Как только мы осознаем, что несовершенство является одним из свойств человеческой природы, мы поймем: стыдиться надо не собственных ошибок, а неспособности их исправить».

Джордж Сорос

Принижая или оправдывая свою ошибку, вы пытаетесь примирить между собой свою собственную реальность и реальность объективную. Когда правда всплывает на поверхность, этот прием позволяет вам чувствовать себя немного лучше, даже если полностью избежать стыда не удается. Это своего рода временная анестезия от болезненных ощущений.

Как же разорвать порочный круг? Выработав храбрость, необходимую для того, чтобы признать и исправить свои ошибки, вы поймете, что таким образом добьетесь гораздо большего уважения со стороны окружающих. Люди, признающие собственную неправоту и делающие это искренне, достойны только восхищения. С них все мы берем пример. Что самое смешное, уважение других, которое вы получаете, признавая ошибку, перевешивает стыд, который вы чувствуете, когда пытаетесь ее оправдать.

Помните: человеку свойственно ошибаться. Умному – свойственно признавать свою ошибку. Мудрому – учиться на ней.

«Жизнь сжимается и расширяется пропорционально твоей храбрости».

Анаис Нин

Полезное пояснение. Неудачник – не тот, кто ошибается. Это скорее тот, кто не способен признать свою ошибку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 1 Зачем учиться

Глава 1 Зачем учиться
Зачем я учусь? Вопрос этот не такой уж легкий, как может показаться. Конечно, существуют и простые ответы: чтобы получить диплом; чтобы иметь отсрочку от призыва в армию; родители настаивали, чтобы я учился; все наши ребята учатся. Все эти ответы могут

Глава 2 Чему учиться

Глава 2 Чему учиться
В наше динамичное время немногие из студентов могут с уверенностью сказать, чем они будут заниматься после окончания института. А раз так, то надо стремиться получить широкое образование. Какое содержание вкладывается сегодня в это понятие? Что

Умение учиться на своих ошибках

Умение учиться на своих ошибках
Когда команда Mac уже была близка к тому, чтобы аппаратная часть компьютера не давала сбоев, а программное обеспечение тоже выполняло все необходимые функции и работало безотказно, Стив пришел посмотреть демонстрационный образец и остался

Глава 6 Создание собственных информационных продуктов

Глава 6
Создание собственных информационных продуктов
Мы уже говорили о том, что большинство людей, которые пользуются Интернетом, ищут информацию. В Интернете доступны огромные объемы бесплатной информации, и нам, как и другим увлеченным пользователям WWW, это очень

Глава 14 Неспособность слышать отказ

Глава 14
Неспособность слышать отказ

«Умен ли человек – узнаешь по его ответам. Мудр ли человек – узнаешь по его вопросам».
Нагиб Махфуз
Недавно мне рассказали об одном крайне самоуверенном консультанте, который хотел поступить на работу в средних размеров

Глава 15 Неспособность прощать

Глава 15
Неспособность прощать

«Самая сильная месть – это прощение».
Джош Биллингс
Худшего способа уволиться с неплохой работы и придумать было нельзя. Арлин, семь лет проработав бухгалтером в машиностроительной компании, «наконец» высказала своему начальнику все, что

Глава 20 Боязнь учиться новому

Глава 20
Боязнь учиться новому

«Я боялся Интернета, потому что… не умел печатать».
Джек Уэлч
Окончательно отчаявшись привести в порядок свой бумажный органайзер, я понял – мне необходим карманный персональный компьютер (КПК). Однако я продолжал откладывать его

Глава 35 Неспособность заинтересовать других

Глава 35
Неспособность заинтересовать других

«Сначала люди начинают верить в лидера, а потом уже в его программу».
Джон Максвелл
Слишком часто даже самые продуманные планы идут прахом, поскольку автор не удосужился заручиться поддержкой тех, кто будет воплощать этот

IQ позволяет определить уровень определенной группы умственных способностей к логике, абстрактному мышлению, обучению. Ученые говорят, что высокий IQ — это как высокий рост в баскетболе, но чтобы быть отличным баскетболистом, нужны и другие способности. Однако, есть и субъективные черты неразвитого интеллекта и эмоциональной незрелости. Вот 15 признаков как интеллектуальных, так и эмоциональных недостатков, с которыми крайне трудно бороться.

15 признаков эмоциональной незрелости и низкого интеллекта — проверьте себя!

Источник:

Интересно, что высокий IQ вовсе не обязательно означает, что вы умны. Бывает, что люди, не блещущие остротой ума, отлично выполняют тесты на IQ. Самый яркий пример — Джордж Буш, над умственными способностями которого потешались весь его 8-летний срок президентства. Уж слишком много в его поступках было грубых ошибок, а его идиотские высказывания по разным поводам стали притчей во языцех. Буш прошел тест на IQ и его результат оказался невероятно высоким — 120! (Результат в 100 единиц является нормой, 160 — супервысоким, а 70 — низким. Нельзя не упомянуть Билла Гейтса — его результат в 160 единиц частично объясняет его успех).

Если вы когда-нибудь проходили тест на IQ, то это наверняка был тест Айзенка (создателя теста на IQ) или одна из его многочисленных модификаций. По сегодняшним меркам, эти тесты можно считать устаревшими и неточными, но они глубоко проникли в разные структуры (образовательные и даже военные), а теперь уже они повсеместны и в интернете, что просто отмахнуться от них не получается. На самом деле, средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста.

Психологи напоминают, что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит только средний результат.

У психологов есть термин «эмоциональный интеллект» (EQ), который включает в себя способность слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции. Возможно, оценивать личность нужно и по уровню IQ, и EQ. Например, профессор психологии Гарвардского университета г-н Говард Гарднер вводит понятие «множественного интеллекта».

Есть такая шутка, что высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта. В каждой шутке есть доля правды: баллы IQ ни к практическому уму, ни к творческим способностям не имеют ни малейшего отношения.

15. С трудом усваивают новый материал

15. С трудом усваивают новый материал

Источник:

Одним из признаков человека с низким IQ является трудность понимания новых или изменение знакомых концепций. Это проблема, особенно учитывая наше время, с его быстрым развитием технологий и меняющимся образом жизни. Этим людям не только трудно понять и принять более сложные системы и способы мышления, но даже простая абстракция принимается с внутренней борьбой. Они также с трудом справляются с числами и последовательностями. Они вынуждены преодолевать значительные препятствия, когда речь идет об аналитической обработке информации.

Предполагают, что существуют определенные барьеры для людей с низким IQ в отношении работы разума и законов логики. Поскольку тесты IQ измеряют способность человека к абстрактному мышлению, видимо, сложности вызывает именно этот тип тестовых вопросов. Многие из них чувствуют досаду, это постоянный вызов для них, они быстро начинают сердиться и набрасываться на окружающих из-за своей неспособность понять абстрактные категории. Эмоционально развитые люди — более гибкие и умеют адаптироваться. Они выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к новым победам.

14. Плохо контролируют свои эмоции

14. Плохо контролируют свои эмоции

Источник:

Вы умеете держать себя в руках? Некоторые люди обладают взрывным темпераментом, и вспыхивают от каждой мелочи, на самом деле, не требующей такой бурной реакции. Это больше, чем просто встать не с той ноги или чувствовать разочарования от каждого вызова. Откуда берется этого гнев? Рационального объяснения зачастую просто нет. Тем не менее, человек с низкими IQ и EQ, постоянно находится в состоянии неконтролируемой ярости, и любой, казалось бы, небольшой катализатор может вызвать приступ гнева, и для них все выглядит вполне логично и рационально…

Такие люди имеют тенденцию к вспышкам ярости в общественном месте или любых других местах, где скандалы неуместны. Не поймите нас неправильно, если у грубой дамы в Starbucks в очереди перед вами оказалось плохое утро, это вовсе не означает что у нее она не хватает баллов IQ…хотя, вполне возможно, и означает…

13. Им кажется, у них есть ответы на все вопросы

13. Им кажется, у них есть ответы на все вопросы

Источник:

Можно подумать, что всезнайка имеет более высокий IQ, чем большинство людей, но — совсем наоборот. Есть люди, которые действительно кажутся ходячей энциклопедией, а есть другие, которые на самом деле знают не так уж много, но важничают, как будто они самые умные. Последним не обязательно нужны факты или логика, иногда они просто полны информации настолько, что это должно вас насторожить: возможно, перед вами не очень умный человек. Это имеет мало общего с реальным интеллектом, скорее, перед вами классический отличник-зубрила.
Люди с более низким уровнем IQ часто чувствуют себя не на месте при попытках социализации в обществе, так что они имитируют свое собственное восприятие идеальной ролевой модели, которое включает в себя такую позицию — всегда иметь ответы на любые вопросы. Они не имеют возможности «считывать» информацию о социальной среде и понять иерархию конкретной группы (кто на верхушке, кто отвержен и т.п.), они не умеют распознавать социальные сигналы, которые подают собеседники, и которые, на самом деле, могут быть вовсе не осведомлены о вопросах, которые случайно всплывают в разговоре.

12. Неспособность учиться на своих ошибках

12. Неспособность учиться на своих ошибках

Источник:

Если вы живой человек, вы совершаете ошибки. Нельзя отрицать, что многие из нас делают одни и те же ошибки дважды, но есть люди, которые в принципе не извлекают уроков из своих промахов. Это как положить руку над огнем и обжечься, и продолжать повторять это действие каждые пять минут, до полного самоуничтожения.

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

11. Неумение понять эмоции других людей

11. Неумение понять эмоции других людей

Источник:

Эмоциональна глухота свойственна людям с низким уровнем IQ и EQ. На вечеринках и в других социальных ситуациях они не понимают язык тела и не считывают сигналы; их общение неэффективно, им трудно понять, что и почему делают другие люди.
Хотя есть много умных людей, которые «социально неуклюжи», но они, по крайней мере, отлично знают, как удалиться от разговоров или ненужных им взаимодействий с неинтересными им людьми (к вашему сведению, придти на вечеринку и сидеть весь вечер на кухне с собакой, безусловно, является мудрым сознательным решением). Эмоционально неразвитые люди не видят ограничений социального протокола — отличный пример профессор Шелдон из «Теории Большого взрыва».
Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам, это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла, например, обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, или пытаться выстроить коммуникацию с полностью равнодушным собеседником.

10. Отсутствие базовых социальных навыков

10. Отсутствие базовых социальных навыков

Источник:

Есть навыки, которые помогают нам жить изо дня в день, эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми, и быть в состоянии заботиться о наших основных жизненных потребностях. Люди с низким уровнем эмоционального и интеллектуального развития сочтут этот короткий список слишком сложным, им понадобится помощь с двумя или более пунктами этого списка, причем ежедневно. Они могут забыть помыться, или не знать, как разморозить полуфабрикат в микроволновой печи, не говоря уже о более сложных кулинарных задачах. Это не потому, что им физически сложно выполнить эти действия, а потому что они не обладают умственными способностями среднего человека. Им придется напоминать о самых простых вещах, если они не в состоянии помнить о их самостоятельно. Как правило, такие люди живут под чьим-то присмотром.
Тут уместно напомнить о феномене современной Японии под названием «хикки» или «хикикомори» — буквально означающее «острую социальную самоизоляцию». Под этим термином понимают людей, отказывающихся от социальной жизни, не имеющих работы и живущих на иждивении родственников. Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Психолог Тамаки Саито, который и придумал сам термин, вначале предполагал, что число хикикомори в Японии составляет чуть более миллиона или около 1 % от численности населения страны. Но по данным отчёта правительства Японии, таких людей может быть гораздо больше. «Потерянное поколение» — вот как их называют Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств или расстройств аутистического спектра (сюда относятся в том числе и синдром Аспергера и «классический» аутизм).

9. Они живут за пределами своих финансовых возможностей

9. Они живут за пределами своих финансовых возможностей

Источник:

Высокий финансовый IQ — это еще один подвид показателя интеллектуального развития.
В семействе Кардашьян привыкли тратить деньги, как будто они растут на деревьях, но у них есть банковские счета, которые изрядно забиты деньгами. А чтобы поддержать свои экстравагантные покупки, людям с низким интеллектуальным уровнем приходится сорить деньгами при абсолютно пустых банковских счетах. Кредит кредиту, конечно, рознь. И бывают оправданные траты. Но стремление обладать предметами роскоши, не имея на то средств, и тенденция увязать в бесконечных долгах, свидетельствует о явной недалекости и незрелости.
Пользоваться кредитом нужно аккуратно, четко понимая, для каких целей вы его берете, и насколько эти цели оправданы. И обязательно необходимо заранее знать о том, как вы будете его отдавать. Но есть целая армия людей, которая не понимает очевидного: отдавать придется, и с процентами! Невероятно, но факт: оглянитесь вокруг, сколько народу берет кредиты на дорогие автомобили, которые им не по карману, не имея при этом даже собственного жилья и сбережений. Неумение спланировать свой бюджет и увязание в долгах — есть четкий признак низкого финансового IQ . Надеемся, это не о вас!

8. Они сконцентрированы на себе

8. Они сконцентрированы на себе

Источник:

Пуп Земли — знакомая ситуация? Быть социально некомпетентным не только означает, что люди с низким уровнем IQ не могут функционировать в социальной среде; это также значит, что они имеют тенденцию смотреть на мир через призму только своей собственной персоны. Они не в состоянии смотреть на идеи, мнения глазами кого-то другого. Им важна только их собственная позиция и точка зрения. Их эгоизм возникает не по злому умыслу, такова уж их природа, и она основана на их интеллектуальном потенциале.

Для того, чтобы смотреть на мир глазами других людей и принимать во внимание их потребности, нужно обладать способностью к восприятию абстрактных понятий, но это эмоционально сложно и психологически трудно. Эмоциональный эгоизм характерен для людей, которые при восприятии мира и оценке ситуаций настолько зацикливаются исключительно на собственных эмоциях, что слишком мало думают о чувствах окружающих.

7. Не воспринимают критику

7. Не воспринимают критику

Источник:

Критика, безусловно, бывает разная. И любую критику стоит принимать с достоинством, юмором и абсолютным спокойствием, а далее анализировать — конструктив или троллинг? И делать свои выводы — игнорировать или принимать к сведению, корректируя свои поступки. Описанный выше процесс, как ни странно, совершенно не по плечу эмоционально и интеллектуально неразвитому человеку. Он не может ни проанализировать критику на предмет ее конструктивности, ни отличить добрый совет от простой завистливой лжи.

Не имея навыков эффективного общения и не умея держать себя в руках, человек с низким IQ не справляется с какой-либо критикой. Они видят в ней нападение и угрозу, а не слова, дающие им шанс расти и развиваться. Критический анализ является посягательством на все, на чем они стоят, по крайней мере, именно в это они и верят. Упрямство и непримиримость — обычные спутники такой невосприимчивости к критике. Таким людям, безусловно, нужна помощь.

6. Они обвиняют всех вокруг в собственных неудачах

6. Они обвиняют всех вокруг в собственных неудачах

Источник:

Очень умные люди способны оценить вероятные риски и осознать последствия принятых ими решений. Менее умные люди не станут искать причины своих неудач в собственных просчетах, придираться в себе — это не в их эгоистической природе. Вместо этого они обвиняют в своих неудачах кого угодно — родителей, супругов, коллег и так далее.

Саморефлексия является признаком внутренней работы, анализа и процесса самосовершенствования, недаром умные люди обычно не считают себя таковыми. Успешность в жизни во многом зависит от того, как человек реагирует на неудачи. Люди с развивающимся мышлением считают, что хоть и с усилием, но могут все улучшить. В результате они превосходят тех, у кого мышление фиксированное, даже если имеют более низкий IQ. Высокий IQ при столкновении с неприятностями помогает искать решения своих проблем, в отличие от людей с низким IQ, которые начинают тонуть в жалости к себе, и набрасываться на других с обвинениями в собственных катастрофах.

5. Спорщики без тормозов

5. Спорщики без тормозов

Источник:

Некоторые люди — просто спорщики, независимо от того, каков их уровень IQ. Есть такой тип людей, которые всегда на грани обиды, они только и ждут, чтобы начать дебаты по любому поводу. Среди них есть довольно высокий процент людей с низким уровнем IQ, потому что они не умеют правильно оценивать свои эмоции и не знают, когда надо остановиться в споре, который становится слишком жарким.

Они не способны уважать мнение, отличное от их собственного. И им не хватает ума и деликатности промолчать в определенных ситуациях. Иногда для них самих такое поведение становится трагедией — они просто загоняют себя в угол и обрекают на изоляцию. Им бы спросить себя: чего я хочу? Быть правым любой ценой и оставить за собой последнее слово в споре? Или я хочу быть спокойным и счастливым человеком, способным уважать окружающих. Но для этого нужны мозги и IQ чуть выше среднего!

4. Не умеют планировать

4. Не умеют планировать

Источник:

Мы уже упоминали, что новые идеи и концепции трудны для восприятия для человека с низким IQ. Умение спланировать свои дела дано не всем. Задачи наваливаются в огромным количестве, все они разноплановые и большинство из них не связано друг с другом. Помнить обо всем практически невозможно. Ведение ежедневников и использование различных напоминалок возможно, но бывает так, что они только больше запутывают ситуацию. В особенности, если речь идет о многоэтапных задачах. Для человека с низкими IQ и EQ — это практически неразрешимо.

Они просто не в состоянии что-то спланировать, будь план работы на день или событие в долгосрочной перспективе. Если прибавить сюда неумение планировать финансы и невосприимчивость к критике, то результатом всегда будет провальный проект — неважно, идет ли речь об организации вечеринки или квартального отчета. Всякая попытка помочь или проконтролировать, будет восприниматься как недоверие и оскорбление. Воистину, обидчивость — показатель слабости! Сильный примет и помощь, и совет.

3. Долго не задерживаются на одном рабочем месте

3. Долго не задерживаются на одном рабочем месте

Источник:

Одни работодатели требуют многого от своих сотрудников, в то время как другие избирают более спокойный подход, практически не требующий усилий. Для человека с низким IQ, оба эти варианта слишком сложные, чтобы с ними справиться. Как мы уже обсуждали, они не в состоянии планировать свою работу, не понимают как акклиматизироваться а рабочей среде, они плохо обучаемы и не социализируются.

Какое-то время их терпят, они могут даже пройти испытательный срок, но рано или поздно выясняется, что человек не справляется. Как правило, этот цикл равен году. Так что если к вам на работу пришел человек, который меняет рабочее место каждый год, не спешите его нанимать! И, если вы, заглянув в свою трудовую книжку, видите в ней похожую картину, то стоит задуматься. Если у вас постоянные авралы на работе, вы постоянно живете в ситуации нехватки времени, перерабатываете, и при этом не задерживаетесь вне одной работе дольше года — остановитесь и посмотрите на ситуацию со стороны.

2. Не могут сосредоточиться

2. Не могут сосредоточиться

Источник:

Люди с низким IQ не склонны к абстрактному мышлению, им не придет в голову провести качественное обучение для расширения своих навыков и развития умственных способностей. Они сосредоточены на тривиальных вещах, и о них можно многое рассказать, основываясь на их примитивных увлечениях.

Мы, однако, живем в поверхностном обществе, и с первого взгляда человека с низким IQ иногда не определить. Если кто-то предпочитает идти в ногу с семейством Кардашьянов, не читает книг и не развивает свой мозг, это вовсе не обязательно означает, что у них низкий IQ (хотя иногда означает). Тем не менее, если человек постоянно прерывает мысль собеседника, сам не в состоянии сформулировать ни одну проблему и постоянно теряет мысль, это может обусловлено его интеллектуальными возможностями. Ему проще переключиться на другую тему, более близкую и доступную, чем чувствовать себя идиотом. Можно понять!

1. Недостаток зрелости

1. Недостаток зрелости

Источник:

Мы не о кидалтах, это не про любителей мультфильмов и видеоигр. Очень важно, уметь получать удовольствие и оставаться ребенком (или просто молодым) в душе. Мы не об этом…скорее, мы про общую тенденцию к инфантилизации общества, которая особенно ярко отражается на людях с низким интеллектуальным развитием и эмоционально незрелых.

Неспособность общаться с другими людьми, самостоятельно вести свои дела, полный раздрай в личной жизни… инфантилизм означает нежелание взрослеть. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств. Взрослый человек не хочет принимать серьезные решения, ожидает, что «как-то все само собой рассосется», и что кто-то придет и за него все решит…слышали о «синдроме Питера Пэна»?
Иногда человек за 35 своим поведением напоминает 9-летнего малыша. Эгоисты, которым свойственно отрицание всего, они не задумываются о будущем, о последствиях своих действий, стараются как можно меньше думать о реальной жизни, в основном, они развлекаются и не пытаются вникать ни в какие проблемы. Такой человек является больше зрителем, чем участником своей жизни. Такие люди любят помечтать, со временем они начинают искать причины своих неудач в других. Чтобы «отвлечься», человек начинает пить, зависать у компьютера или телевизора, и…по-преждему ждать того, что все решится само собой. Но это тупиковый путь, и им придется повзрослеть с психологической и эмоциональной точки зрения.

Есть люди, которые не учатся на своих ошибках. Это те, кто не только один и десять раз споткнется об один и тот же камень, но и полюбит его и носит на своей спине. Точно так же легко думать, что этот тип профиля показывает не что иное, как своего рода слепоту по отношению к опыту, когнитивную неуклюжесть или эмоциональную незрелость, заставляющую их совершать ошибки, очевидные для других.

Мы все умеем видеть соломинку в чужом глазу, но давайте посмотрим правде в глаза . Кто не попадал два или три раза в одну и ту же ошибку? Например, очень легко снова и снова погружаться в одни и те же отношения, принимая те узы, которые причиняют нам боль и оставляют нам сиквелы. Также распространено стремление к достижению определенных невыполнимых целей, которые привели только к неудачам.

Это упорно? Иногда да. Наивность? Возможно. На самом деле, стоит вспомнить, как Бенджамин Франклин определял человеческую глупость: делать одно и то же снова и снова и ожидать разных результатов.

Для каждого из нас нет ничего более необходимого, чем допустить, что «глупость». То есть обнаруживать ошибку, извлекать уроки из нее и инициировать альтернативное поведение, чтобы продвигаться, расти и совершенствоваться всеми возможными способами. Поэтому мы понимаем, почему нам иногда так сложно достичь чего-то столь очевидного.

Почему есть люди, которые не учатся на своих ошибках?

Люди, которые не учатся на своих ошибках: почему?

Причины, по которым многие люди не учатся на своих ошибках, многочисленны. тем не менее, Прежде чем углубляться в истоки, необходимо иметь в виду, что есть «ошибки и заблуждения».. Вы можете ошибаться, снова и снова доверяя не тем людям. Мы также можем говорить о тех, кто ставит перед собой цели и всегда терпит неудачу в одном и том же, в одних и тех же вещах.

тем не мение, Есть и другие типы ошибок, например, связанные с этикой и моралью.. Рассмотрим, например, количество заключенных и одну из целей пенитенциарных учреждений: добиться их реинтеграции. Для этого необходимо, чтобы те мужчины и женщины, которые совершили преступление в свое время, осознавали свою вину, свою ошибку, раскаивались в ней и возвращались в общество как другие люди.

Чтобы учиться на своих ошибках, нужно сопереживать причиненному злу и защищать другие ценности. Остальные гуманнее, этичнее и уважительнее. Однако, как мы хорошо знаем, часть прошедших тюремный модуль рано или поздно возвращается. Для чего это? Почему люди не учатся на своих ошибках?

Вина и стыд учиться на ошибках

Есть кое-что, что мы все когда-то чувствовали, когда совершали ошибку: стыд. Более того, если эта неудача причинит вред другим людям, мы почувствуем сильное чувство вины.

Следовательно, эти эмоции играют решающую роль в поведении человека: Они помогают нам исправить себя, захотеть решить определенные вещи или сделать их по-другому. чтобы эти ощущения больше не появлялись. Более того, мы, в свою очередь, хотим, чтобы в следующий раз все стало лучше для нас и других.

Да, одна из причин, по которой некоторые люди не учатся на своих ошибках, заключается в том, что им не хватает этих эмоций. Они смогли убедиться в этом в исследовании, проведенном в 2014 году. Университет Джорджа Мейсона опросил 500 осужденных за серьезные преступления и увидел, что существует два типа профилей.

Те, кто чувствовал себя виноватым и улучшил свое состояние на испытательном сроке, и те, кто уклонился от ответственности и сосредоточил вину на обстоятельствах, на внешних факторах.

Почему есть люди, которые не учатся на своих ошибках?

Мутация A1 — еще одна причина, почему люди не учатся на своих ошибках

Тильман Кляйн и доктор Маркус Ульспергер из Института человеческого мозга и когнитивных наук им. Макса Планка в Лейпциге (Германия) утверждают, что знают, почему люди не учатся на своих ошибках. Происхождение может быть генетическим и, в частности, в результате того, что они определили как мутацию A1.

  • Эта мутация снижает количество рецепторов D2 в головном мозге, какие сайты прикрепляются к дофамину.
  • Что из этого следует? Сначала мы должны понять, какую роль играет этот нейромедиатор: он способствует обучению, мотивации, вознаграждению, ощущению удовольствия и другим функциям.
  • Если все эти размеры выходят из строя или работают на минимальном уровне, не будет мотивации исправлять ошибки, улучшать, улучшать или брать новые знания.

Это, несомненно, любопытный факт, который стоит принять во внимание. В этом случае неспособность учиться на ошибках имела бы мозговое происхождение.

Винить в этом других!

Чтобы понять, что стоит за теми, кто не допускает и не исправляет свои ошибки, мы не можем исключить факт: слишком много людей, которые игнорируют всю ответственность и перекладывают ее на плечи других. Это обычное поведение. Это чистейшее отражение безответственности и незрелости.

Всегда легче обвинить других или предположить, что это судьба сыграла против нас.. Если я всегда терплю неудачу в своем бизнесе, это потому, что экономика очень плохая. Если я снова начал отношения с нарциссом, то это потому, что мир полон ими. Я ни за что не несу ответственности!

В заключение скажу, что таких ситуаций гораздо больше, чем мы думаем. Мало что может быть важнее в нашем существовании, чем обнаружение неудач, допуская их отсутствие., ошибка, ошибка и, в свою очередь, смелость, интеллект и чувствительность, чтобы принять и исправить ее.

Это не только возвеличивает нас, но и способствует человеческому росту.

Разбираемся с психологами, почему наш мозг так болезненно реагирует на промахи и как научиться извлекать из ошибок максимум пользы

Я ошибся — я плохой

«Помните свои школьные тетради с замечаниями красной ручкой? Как страшно было открывать их и смотреть на результат, как стыдно было его кому-то показывать или выполнять в классе работу над ошибками. Мне кажется, что в России нет человека, который бы с этим не сталкивался», — говорит Татьяна Захарцова, психолог-консультант, сертифицированный экзистенциальный психотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов.

По ее мнению, сложность принятия своей неправоты отсылает нас к тем самым травматичным ощущениям и воспоминаниям из детства. «Воспроизводятся роли ученика и учителя, предполагается правильный ответ, но в жизни его нет. Чем скорее мы это примем, тем легче нам станет жить. Хочется уйти от ярлыка «ошибка» и заменить его на «неудачное действие» или «неэффективное решение», — предлагает Татьяна.

О чем, скорее всего, думает человек, от которого требуют признать свою неправоту?

  • «Я плохой, глупый, ненужный»
  • «Я теряю свой авторитет в обществе и мне его не вернуть никогда»
  • «Я слабый, не могу защитить свою точку зрения, все меня осуждают, и я теряю чувство безопасности»
  • «Я не знаю, как дальше жить, ведь придется принимать свою неидеальность»
  • «Я боюсь вины и ответственности, поэтому легче обвинить кого-то, или лучше обстоятельства»

Все это, по словам психолога, ложные опасения. Не стоит бояться ошибок, потому что ошибаются совершенно все, а сила и упертость, с которыми вы будете отстаивать свою правоту, в меньшей степени вызывают уважение, в отличие от способности признать, что вы заблуждались. Причем принятие ответственности за свою ошибку сильно облегчает чувство стыда за неверный шаг.

Так устроен мозг

Человек испытывает неприязнь к признанию собственной неправоты, так как всегда стремится к психической устойчивости и эмоциональной стабильности — так считает психиатр-психотерапевт Павел Бесчастнов. Именно поэтому для нас так важно отстаивать свою правду и максимально оградить себя от тех, кто хочет нарушить нашу картину мира.

Павел Бесчастнов:

«Огромное количество больших и малых решений нам приходится принимать в условиях неопределенности. В неполноте информации, когда есть вероятность совершить ошибку, от человека требуется некоторая, пусть небольшая, но избыточность уверенности в своих силах и правильности принятых решений. Иначе мозг будет работать не так эффективно — решения будут приниматься долго и меняться часто. Поэтому у всех людей существует инстинктивное неприятие признания своей неправоты. Это естественная эмоциональная реакция мозга, и чтобы человек научился ее преодолевать, уметь работать над ошибками, руководствуясь разумом, а не эмоциями, требуется специальное воспитание и обучение».

В когнитивной психологии существует представление о «базовой системе верований». Это набор убеждений, установок и правил, которые эмоционально заряжены и принимаются на веру — например, как вести себя за столом, быть вежливым, «как принято» поступать. И отдельно от них существует познавательная деятельность, эмоционально незаряженная, для которой намного важнее усваивать и анализировать информацию, а не принимать ее на веру. Разделение между этими системами нечеткое, но области их применения сильно пересекаются, что приводит к внутренним конфликтам.

Для познавательной деятельности важны адаптивные навыки — умение быстро усваивать информацию, оперативно заменять устаревшие данные на новые, стремление к новизне, изменениям себя и своих взглядов, а значит, и лояльное отношение к пробам и неудачам.

Для системы же верований адаптивны и социально одобряемы прямо противоположные качества — несгибаемость в убеждениях, твердая принципиальность, умение следовать своим идеалам, невзирая на все перемены обстоятельств, соблазны, невзгоды и любые другие внешние вызовы.

Кадр из сериала «Притворство»

«В идеале эти психические конструкции тонко сбалансированы и взаимно дополняются, но на практике баланс соблюдается далеко не всегда. Из-за этого признание ошибки воспринимается человеком как атака на его систему верований и убеждения, как унизительное признание собственного ущерба, — объясняет эксперт. — Это реакция эмоциональная и субъективно неприятная, и человек стремится ее избегать».

Исправить ситуацию, по мнению Павла Бесчастнова, можно и нужно. Для этого необходимо выискивать в себе точки баланса своих «убеждений» и «знаний» и воспринимать критику как новую информацию, а ошибки — как повод для коррекции линии поведения.

Почему важно научиться признавать свою неправоту

Научные работы доказывают, что видеть и признавать свои ошибки — полезно, как и делать на их основе выводы, чтобы, как минимум, в будущем не наступить на те же грабли. Например, в своем исследовании преподаватель менеджмента Лоуренс Г. Вайнциммер и бизнес-консультант Кэндис А. Эскен выяснили, что сотрудники, которые учатся на своих ошибках, улучшают не только свою работу, но и производительность всей компании.

Исследовательницы Илона Джеробек и Дебора Муйо проанализировали данные 12 259 сотрудников организации PsychTests и определили, что люди, способные принимать свои неудачи, лучше разрешают конфликты и справляются со стрессом, более эмпатичны, отличаются гибким умом, трудолюбием и желанием самосовершенствоваться.

Эдуард Мавлютов, психолог и основатель Школы психологии «Паззлы»:

«Навык признавать свои ошибки говорит о гибкости мышления, обладающие им люди легко и просто получают желаемый результат, в синергии с другими людьми они развиваются и растут. Те же, кто прячется в своей неправоте, замыкаются во внутренней раковине и ограничивают себя от внешнего мира, от новой модели мышления или поведения. Это может приводить к стагнации и внутренним проблемам, которые будут причинять боль как самому человеку, так и его близким, перерастая в конфликты и непонимание окружающих. Такие люди со временем рискуют остаться в гордом одиночестве и потерять адекватность к самому себе и окружающему миру».

Как научиться признавать свои ошибки

«Важно помнить, что критика относится к вашей работе или поступку, но не к вам, как к человеку, и не к вашему Я, — отмечает психолог-консультант Александра Панова. — Критикуя, необходимо отделять самого человека от его промахов, говорим ли мы о себе самом или ком-то другом. Говорим «я\ты совершил ошибку», но не «я\ты глупый».

Если при обнаружении ошибки не отпускают волнение и страх, можно постараться посмотреть на ситуацию в масштабе жизни, советует психолог. Покажется ли это событие важным через год? Что еще есть в вашей жизни, что является важным? Кто может поддержать вас? Это поможет снизить напряжение и направить силы в продуктивное русло, оценить реальный ущерб и подумать, как исправить последствия».

Если вы совершили ошибку и доставили этим неудобство другому человеку — извинитесь, рекомендует психолог Юлия Смольная. Если извиниться сложно и нет подходящих слов, можно использовать «домашнюю заготовку»:

«Я совершил/а ошибку и сожалею о том, что сделал/а. Могу ли я как-то помочь тебе с этим справиться?»

При этом человек может обидеться и не принять извинения, это его право. Вы сделали важный шаг — признали свою неправоту и предложили помощь в решении проблемы. А это значит, что манипулировать вашим чувством вины уже не получится.

Юлия Смольная:

«Очень помогает признавать свои ошибки психологический прием, который называется рефрейминг. Это когда мы наделяем негативный опыт положительными качествами и полностью меняем свое восприятие ситуации. Так проблема может восприниматься как интересная задача, решая которую, я становлюсь мудрее. Потеря места работы открывает новые возможности для самореализации. А ошибка воспринимается как ценный урок, который дает возможность развиваться и становиться чуточку умнее, опытнее, интереснее и осознаннее «вчерашней версии себя».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нет ошибок нет развития
  • Неспецифические ошибки на письме это
  • Нет ошибок есть уроки
  • Нет ошибок есть обратная связь
  • Несочетаемость слов это какая ошибка