Несогласование подлежащего и сказуемого тип ошибки

Типичные грамматические ошибки:

∙ Виды подчинительной связи согласование и управление (в том числе координация подлежащего ∙ и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).

∙ Построение предложения с однородными членами.

∙ Построение предложения с причастным оборотом.

∙ Построение предложения с деепричастным оборотом.

∙ Построение сложного предложения.

∙ Построение предложения с прямой и косвенной речью.

Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1.

Нарушение согласования

Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…)

2.

Нарушение управления

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример).

Многие люди не имеют своё мнение (правильно: своего мнения).

3.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает…)

4.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: и веселы).

5.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и)

6.

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

7.

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).

8.

Ошибки в построении сложных предложений

Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема… (правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…)

9.

Смешение прямой и косвенной речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами).

10.

Нарушение границ предложения

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчиненное предложение).

11.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом (второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени стал).

Согласование подлежащего  и сказуемого

  1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
  2. При местоимениях КТО, НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнований не получил первое место.
  3. При составных числительных, оканчивающихся на ОДИН, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
  4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнет.

Построение предложения с приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным.

Несогласованное приложение – собственные имена существительные, представляющие собой названия (пишутся в кавычках). Если несогласованные приложения употребляются без определяемого существительного, то они склоняются: В «Новом мире» опубликовали новый роман Ю.Полякова. Если несогласованные приложения употребляются с  определяемым существительным, то они не склоняются и употребляются в именительном падеже: В журнале «Новый мир» опубликовали новый роман Ю.Полякова.

Построение предложения с однородными членами

  1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное: Он был красивый и умён.
  2. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять союзы только непосредственно перед однородными членами: Богатство русской лексики позволяет назвать не только все предметы, но и выразить оттенки значений.
  3. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них требует другого предлога: На полях и лесах.
  4. Нельзя использовать в одном однородном ряду разнооформленные компоненты, например, существительное и инфинитив: Он любил поэзию и петь романсы.

Построение предложения с причастным оборотом

  1. Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом: Под струями свежего ветра, пробежавшего над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами. (Неправильно: Под струями свежего ветра, пробежавшим над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами).
  2. Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастного оборота: либо до него, либо после.

Построение предложения с деепричастным оборотом

Если деепричастный оборот обозначает действие того же субъекта, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится, использование деепричастного оборота корректно. В остальных случаях (если у глагола-сказуемого и деепричастия разные деятели) использовать деепричастный оборот нельзя: Приходя на концерт симфонической музыки, она завораживает меня.

Построение предложения с прямой и косвенной речью

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде сложноподчиненного предложения. В предложениях с косвенной речью следует употреблять местоимения только 3-го лица. Употребление местоимений 1-го и 2-го лица является нарушением: Чехов когда-то сказал, что Таганрога я никогда не миную.

7 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Теория с примерами.

→ t8.docx | t8.pdf
→ Практика

1) неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом
2) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) неправильное построение предложения с косвенной речью
5) неправильное построение предложения с однородными членами
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
8) нарушение в построении сложного предложения
9) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Автор: Лазутина Марина Сергеевна.

Типы ошибок в задании 8

  1. неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом

  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  4. неправильное построение предложения с косвенной речью

  5. неправильное построение предложения с однородными членами

  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  7. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

  8. нарушение в построении сложного предложения

  9. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом:

Дательный падеж – только КОМУ, ЧЕМУ!!!

  • Производные предлоги – СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР сочетаются только с Дательным падежом!

  • Производные предлоги ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИЛЁТЕ, ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ИСТЕЧЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ – запомнить!

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:

Приложение – название (газеты, фильма, книги, спектакля, магазина и т.п.), которое может употребляться как с кавычками, так и без них.

Журнал «Мурзилка», гипермаркет «Лента», роман «Анна Каренина»

  • Если несогласованное приложение стоит с определяемым словом, то мы используем его в Именительном падеже.

Я прочитал произведение «Анна Каренина».

Мне купили газету «Комсомольская правда»

Поздравляем с праздником Восьмое марта!

  • Если в несогласованном приложении нет определяемого слова, то используем необходимый падеж, как при склонении существительных:

Я прочитал «Анну Каренину».

Мне купили «Комсомольскую правду».

Поздравляем с Восьмым марта!

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:

Несовпадение форм единственного и множественного числа у подлежащего и сказуемого.

Ошибка: Все, кто хотел поехать, отправился в путь.

Правильно: [Все, (кто хотел поехать), отправились в путь].

  1. Неправильное построение предложения с косвенной речью:

Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». А: «П».

«Краткость – сестра таланта», — говорил Чехов. «П», — а.

Чехов говорил, что краткость – сестра таланта.

Ошибка: Путники решили, что я лучше пережду дождь в селении.

Правильно: Путники решили, что лучше переждать дождь в селении.

Ошибка: Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

  1. Неправильное построение предложения с однородными членами:

Он красив и высокий.

Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:

Причастие – форма глагола с суффиксами УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-, -ОМ-\-ЕМ-, -ИМ-, -НН-, -Т-, -Н-(для кратких причастий), обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию.

Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Выделяется запятыми на письме, если находится после определяемого слова.

Книга, найденная мною, возвращена на место.

Причастный оборот не выделяется запятыми, если находится перед определяемым словом:

Найденная мною книга была возвращена на место.

Ошибка: Я долго разговаривал с авторами, написавших эту статью.

Правильно: Я долго разговаривал с авторами, написавшими эту статью.

Ошибка: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной площади серыми плитами.

Правильно: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной серыми плитами площади.

  1. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное к основному действие, отвечающая на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? ЧТО СДЕЛАВШИ? Суффиксы –А-/-Я-, -В-, -ВШИ-/-ШИ-. Делая, умирая, сбежав, удивившись.

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. И основное, и добавочное действие должно выполнять одно и то же лицо!!!

Ошибка: Подъезжая к вокзалу, с меня слетела шляпа.

Правильно: Подъезжая к вокзалу, я заметил, что с меня слетела шляпа.

Ошибка: Наслаждаясь тёплым летним днём, ощущается запах трав.

P.S. Кто наслаждается тёплым летним днём? А кто ощущает запах трав? Не забываем – нужно одно и то же действующее лицо!

Правильно: Когда наслаждаешься тёплым летним днём, ощущается запах трав.

  1. Нарушение в построении сложного предложения

  • неправильное употребление союзов, находящихся на стыке простых предложений в составе сложного:

Ошибка: Размышляя о значении литературы, понимаешь что насколько серьёзно она на нас влияет.

P.S. Придаточная часть может быть присоединена к главной при помощи только одного союза!

  • неоправданное повторение союзов:

Ошибка: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, которые приехали в него в 1995 году, который стал для них настоящим испытанием.

  • употребление союза ЧТО при наличии частицы ЛИ:

Ошибка: Мы не услышали, что пришёл ли он на условленное место.

  • ошибочная постановка указательного слова в главное предложение:

Ошибка: Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. Я считаю то что ты не прав.

  1. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм:

Формы глаголов в предложении должны совпадать по виду и времени.

Ошибка: Всю ночь идёт снег и прекратился утром.

Правильно: Всю ночь шёл снег и прекратился утром.

Ошибка: Родители и дети должны научиться понять и уважать интересы друг друга.

Правильно: Родители и дети должны научиться понимать и уважать интересы друг друга.

Ошибка: Когда наступает весна, потекли ручьи.

Правильно: Когда наступила весна, потекли ручьи.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

правило

пример
с ошибкой

исправленное
предложение

Род
сложносокращённых слов определяется
по ключевому слову

ООН
объявил
о
решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.

ООН
(организация)

объявила
о
решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.

Сказуемое
согласуется с главным словом сложного
существительного

Кресло-качалка
отремонтирована.

Кресло-качалка
отремонтировано.

Подлежащее
и сказуемое в главном предложении не
согласованы (все – в форме мн.ч.; помнит
– в форме ед.ч.)

Все,
кто
читал
пушкинского «Бориса Годунова»,
помнит
бродягу Варлаама.

Все,
кто
читал
пушкинского «Бориса Годунова»,
помнят
бродягу Варлаама.

Ошибка в предложении с однородными членами

правило

пример
с ошибкой

исправленное
предложение

Части
двойного союза должны соединять
непосредственно однородные члены.

Можно
утверждать, что настроение было

не
только

главным

для создателя стихотворения,

но
и

для
читателей.

Можно
утверждать, что настроение было главным

не
только

для
создателя
стихотворения,
но
и

для
читателей.

Части
двойного союза постоянны, их нельзя
заменять другими словами

не
только … но и

если
не…, то

как…,
так и

В
Северной Африке мы наблюдали много
особенностей
как
в
природе,

а
также

и
в людских нравах.

(нет
союза
не только…, а также)

В
Северной Африке мы наблюдали много
особенностей как в природе, так и в
людских нравах.

Ошибка
в построении предложения с однородными
членами.
Общее дополнение требует от однородных
членов предложения одного
падежа и предлога:

смотрит
(что?) и увлекается (чем?) сериалами

Раскольников
придумал
и
восхищается
своей
теорией.

Натянуть
и

выстрелить
из
лука

непросто.

Раскольников
придумал (кого? что?)

свою
теорию

и
восхищается (кем? чем?)

ею.

Натянуть
тетиву

и
выстрелить из лука непросто.

В
качестве однородных членов предложения
использованы слова разных частей речи

Я
люблю петь и живопись

Я
люблю пение и живопись.

Обобщающие
слова при однородных членах. (Все
однородные члены должны стоять в том
же падеже, что и

обобщающее
слово)

Жизнь
крестьян изображена в произведениях
русских классиков:

Гоголь,

Тургенев,
Толстой.

Жизнь
крестьян изображена в произведениях
русских классиков:

Гоголя,
Тургенева,
Толстого
.

Пропуск
предлога при однородных членах.

Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях,

скверах.

Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях,

в
скверах.

Смешение
родо-видовых понятий в ряду однородных
членов.

В
пакете лежали апельсины, сок, бананы,
фрукты.

В
пакете лежали сок и фрукты: апельсины,
бананы.

Употребление
в качестве однородных членов причастный
оборот и определительное придаточное

Девушка,
сидевшая у окна и которая хорошо пела,
запомнилась всем.

Девушка,
сидевшая
у
окна и хорошо

певшая,
запомнилась всем.

Девушка,
которая
сидела

у
окна и

которая
хорошо
пела,
запомнилась всем.

Не
употребляются в качестве однородных
членов полная и краткая форма
прилагательного

Он
был
умён

и
богатый.

Он
был
умён

и
богат.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.

В нашей речи, к сожалению, могут иногда встречаться грамматические ошибки. Одна из них – нарушение связи между подлежащим и сказуемым, о чем мы и поговорим в этой статье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Особенности согласования подлежащего и сказуемого

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа не является словосочетанием, так как имеет особенности грамматических отношений между входящими в нее словами.

Между подлежащим и сказуемым существует особая двусторонняя связь, которая называется “предикативной”. Ее необычность в том, что оба слова являются и главными, и зависимыми: можно поставить вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.

Предикативная связь очень прочная, поэтому ее нарушения искажают смысл предложения или делают его непонятным. Это грубая грамматическая ошибка. В каких случаях она может возникнуть?

Ошибка в роде

Если сказуемое может иметь какой-то род (это глагол прошедшего времени единственного числа, причастие или прилагательное), он должен совпадать с родом подлежащего.

В большинстве случаев это не представляет сложности. Но бывает иногда так, что определение рода существительного вызывает затруднения. Это может быть в следующих случаях:

  • аббревиатура;
  • несклоняемое существительное;
  • существительное общего рода или название профессии;
  • некоторые существительные, по преимуществу оканчивающиеся на Ь.

Род аббревиатуры, согласно правилу, определяют по главному слову.

Например

, МГУ – университет, мужской; ООН – организация, женский и т.д.

Большинство несклоняемых существительных относятся к среднему роду. Но есть и те, род которых определить сложнее. Это

  • топонимы (названия географических объектов);
  • одушевленные существительные;
  • названия еды.

Род географических названий определяют по родовому понятию (Тбилиси – город, мужской; Миссисипи – река, женский).

Род названий некоторых блюд и напитков определяется так же (салями – колбаса, женский; кофе – напиток, мужской).

Род несклоняемого и т.п. существительного, называющего лицо, определяется с учетом пола этого лица.

При существительном, называющем профессию женщины, определение ставится в мужском роде, а сказуемое – в женском (у нашего врача Петровой; врач пришла).

У некоторых существительных род часто путают. Например, слова “тюль” и “шампунь” мужского рода, а их нередко употребляют в женском.

Во всех сомнительных случаях род существительного можно уточнить в любом словаре!

Ошибки в числе

Эти ошибки встречаются реже. Обычно их можно встретить с сложноподчиненных предложениях с конструкцией “те, кто” (или «все, кто»).

Суть ошибки в том, что пишущий невнимательно относится к структуре предложения и поэтому путает сказуемые главной части и придаточной.

Рассмотрим возможные примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым в предложении “Те, кто приехал раньше, уже попили чаю” (“Все, кто приехал раньше, уже попили чаю”).

Эти предложения построены правильно. В придаточной части подлежащее “кто” – это всегда единственное число. Сказуемое “приехал” стоит также в единственном числе. В главной части подлежащее “те” (или “все”) стоит во множественном числе, и сказуемое “попили” тоже во множественном.

Ошибка заключается в том, что либо сказуемое главной части ставят в единственном числе, либо сказуемое придаточной – во множественном.

Вот примеры этих ошибок: “Те, кто приехали раньше, уже попили чаю” или “Те, кто приехал раньше, уже попил чаю”.

В обоих примерах нарушение связи между подлежащим и сказуемым в числе.

Заключение

Что мы узнали?

Подлежащее и сказуемое связаны между собой предикативной связью. Они согласуются в числе и, если сказуемое выражено соответствующей частью речи, в роде. Род существительного всегда можно уточнить в словаре. Чтобы не ошибиться в числе, надо внимательнее следить за тем, “где чье сказуемое”.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Зоя Гаджиева

    10/10

  • Юлия Князева

    9/10

  • Сергей Ефремов

    9/10

  • Вероника Маслова

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Несогласование подлежащего и сказуемого какая ошибка
  • Нет интернета ошибка 137
  • Несогласование падежей тип ошибки
  • Нет звука ошибка устройство уже используется другим приложением
  • Несовместимое приложение windows 7 как исправить ошибку

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии