Несколько мужчин стояли у ворот фабрики синтаксическая ошибка

Ответ:

ниёля1

Ответ:

persikinha

Корреспондент ознакомился и очень заинтересовался архивом писателя d.

нужно:

Корреспондент ознакомился и с архивом писателя d. очень заинтересовался им.

Объяснение:

Показать все ответы

Ответ:

dimitiy02

1. Война и мир ( Пьер безусов, был не красив внешне,а его душевное состояние и постудпи подтверждали другое.!
4  .  Родина в жизни человека – самое священное. Именно о ней в первую очередь думают в немыслимо трудных ситуациях. В годы Крымской войны адмирал Нахимов, защищая Севастополь, геройски погиб. Он завещал солдатам оборонять город до последней секунды. Давайте же делать то , что от нас зависит. И пусть наши потомки скажут о нас: «Они любили Россию».
5 Наташа Ростова(война и мир),она очень любила природу и постоянно высхищалась ей.
6  Страна становится великой благодаря людям , живущим в ней. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование» 

Ответ:

abbasova05

РАЗДЕЛИТЕ НА АБЗАЦЫ

Актуальность проблемы, выдвигаемой автором, заключается в том, что в современном мире очень немногие могут видеть истинную красоту.
Как нам известно , Шалва Амонашвили — всемирно известный педагог, доктор психологических наук, академик Российской академии образования . Сам он подмечает , что красота должна быть внутренней . Ведь никто не выбирает каким ему родиться .С его мнением я полностью согласен .
Сам я научился видеть эту красоту из произведения (Собор Парижской Богоматери». Вспомним звонаря, под уродливой внешностью которого обнаружились светлые чувства. Главное — воспитать в себе светлую душу, желание людям, беречь землю, на которой родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало? ! Вполне достаточно, чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота не меркнет со временем, а год от года становится ярче, изысканнее, ценнее. Верно подметил Лев Николаевич Толстой :Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика.
В завершении хотелось бы сказать , что красивых тел много , а красивых душ мало . Но давайте на чистоту ,без красивого внешнего вида , никто не захочет узнать какая у вас душа .

Найдите предложения с грамматическими ошибками и исправьте их.

1) Тренер обратил внимание на необходимость изучения тактики противника. 2) Корреспондент ознакомился и очень заинтересовался архивом писателя. 3) Профессиональная подготовка студентов проверяется по выходе из университета. 4) Уверенность в победе — составляющая любого успеха. 5)По объективным причинам работа не была закончена в срок. 6) По прибытии в город нужно заказать обратный билет. 7) Руднев командовал знаменитым крейсером «Варягом». 8) Одна из туристических групп направилась к городищу. 9) Согласно правил деепричастные обороты всегда выделяются на письме запятыми. 10) Ректор подписал приказ о поощрении особо отличившихся в учёбе. 11) Надо отдавать отчёт в своих поступках. 12)Трое россиян были удостоены звания лауреата конкурса. 13) Благодаря путешествиям в разные страны я и сестра знаем французский, немецкий и английский. 14) В Вологде я познакомился с древнерусским зодчеством и начал серьёзно интересоваться народными промыслами. 15) По приезду в Токио желательно приобрести карту города. 16) Зарубежная делегация учителей побывала более чем в ста школах Магаданской области. 17) Большинство произведений художественной литературы посвящено истории души человеческой. 18) Те, кто не ушел на фронт, трудились в тылу. 19) Несколько мужчин стояли у ворот фабрики. 20) Редких степных птиц можно увидеть не только в Казахстане, а также в Астраханской области. 21) Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву. 22) Задача любого учёного состоит не только в собирании, но и в систематизации научных фактов. 23) В альбоме «Герои русской истории» репродукции старинных гравюр расположены по принципу исторической хронологии. 24) Кто исследовали влияние технического прогресса на природу, знают, как важны природоохранные законы.

еккаа

28.11.2022 19:52

Русский язык

Есть ответ 👍

Синтаксическая ошибка допущена в предложении Выберите один ответ: a. Несколько мужчин стояли у ворот фабрики b. По прибытии в город нужно заказать обратный билет c. Корреспондент ознакомился и очень заинтересовался архивом писателя d. Тренер обратил внимание на необходимость изучения тактики противника

234

443

Посмотреть ответы 3

Ответы на вопрос:

steshagoncharov

steshagoncharov

Русский язык

4,4(76 оценок)

20


ответ : b

Объяснение:

Mas4323

Mas4323

Русский язык

4,8(36 оценок)

8


Корреспондент ознакомился и очень заинтересовался архивом писателя d.

нужно:

Корреспондент ознакомился и с архивом писателя d. очень заинтересовался им.

Объяснение:

kramina031

kramina031

Русский язык

4,7(20 оценок)

19


Республика Татарстан располагается в Восточно-европейской равнине. Город Москва — столица нашей родины. Село Икряное находится в Астраханской области. На улице Зеленоградской случилась авария. Памятник В.И. Ленину можно найти едва ли не в каждом городе. Санкт-Петербург стоит на реке Неве. Озеро Байкал — природный памятник нашей страны. Гора Эверест — самая высокая в мире

Реши свою проблему, спроси otvet5GPT

  • Быстро
    Мгновенный ответ на твой вопрос

  • Точно
    Бот обладает знаниями во всех сферах

  • Бесплатно
    Задай вопрос и получи ответ бесплатно

Задай свой вопрос

logo

Популярно: Русский язык

  • 123QWE123QWE12345678

    123QWE123QWE12345678

    16.10.2020 05:21

    Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид…

  • Айла2010

    Айла2010

    16.12.2020 08:06

    Надо зделать синтетические разборы слов ясный и прекрасный…

  • Лиза200111111

    Лиза200111111

    04.03.2021 18:06

    АААААААААА СКАЖИТЕ ОТВЕТ ЭТО 6 КЛАСС ​…

  • 1090000

    1090000

    29.11.2021 07:36

    Отзыв к стиху Я пришел к тебе с приветом На 1.5 листа…

  • yakuninvitalii

    yakuninvitalii

    06.12.2022 23:40

    написать два предложения по заданию…

  • misha99672

    misha99672

    07.07.2020 18:42

    Родина начинается с семьи 10 предложение по своим словам…

  • vbnioo

    vbnioo

    20.07.2022 14:07

    Прочитай. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Укажи склонение и падеж…

  • kristinamirnaya

    kristinamirnaya

    02.07.2022 07:00

    1.укажи разносклоняемые существительные: а)племя б)меч в)темя г)тушь…

  • degtarrusa74

    degtarrusa74

    20.03.2020 10:52

    Разбор слова как часть речи слова костра…

  • hikka137

    hikka137

    28.12.2022 11:33

    Морфологический разбор собираются, стариков, народный….

Caktus Image

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.

  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.

  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!

  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Найдите предложения с грамматическими ошибками и исправьте их.

1) Тренер обратил внимание на необходимость изучения тактики противника. 2) Корреспондент ознакомился и очень заинтересовался архивом писателя. 3) Профессиональная подготовка студентов проверяется по выходе из университета. 4) Уверенность в победе — составляющая любого успеха. 5)По объективным причинам работа не была закончена в срок. 6) По прибытии в город нужно заказать обратный билет. 7) Руднев командовал знаменитым крейсером «Варягом». 8) Одна из туристических групп направилась к городищу. 9) Согласно правил деепричастные обороты всегда выделяются на письме запятыми. 10) Ректор подписал приказ о поощрении особо отличившихся в учёбе. 11) Надо отдавать отчёт в своих поступках. 12)Трое россиян были удостоены звания лауреата конкурса. 13) Благодаря путешествиям в разные страны я и сестра знаем французский, немецкий и английский. 14) В Вологде я познакомился с древнерусским зодчеством и начал серьёзно интересоваться народными промыслами. 15) По приезду в Токио желательно приобрести карту города. 16) Зарубежная делегация учителей побывала более чем в ста школах Магаданской области. 17) Большинство произведений художественной литературы посвящено истории души человеческой. 18) Те, кто не ушел на фронт, трудились в тылу. 19) Несколько мужчин стояли у ворот фабрики. 20) Редких степных птиц можно увидеть не только в Казахстане, а также в Астраханской области. 21) Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву. 22) Задача любого учёного состоит не только в собирании, но и в систематизации научных фактов. 23) В альбоме «Герои русской истории» репродукции старинных гравюр расположены по принципу исторической хронологии. 24) Кто исследовали влияние технического прогресса на природу, знают, как важны природоохранные законы.


Подборка по базе: КУРСОВАЯ ХОРОШАЯ ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ.docx, Шалабаев Алибек МП-21 Волевые качества и пути их развития.pptx, Консультация _Виды речи и основные причины ее нарушения_..doc, Бурова А,Е, контррольная развитие речи.docx, Попов М.С. НГДСз 21-2 Искусство публичной речи.docx, + Тема 2.4. Практическая работа 8 Оценка качества (1).docx, Рус.яз конспект урока развитие письменной речи.doc, Русский язык и культура речи 3.docx, методика развития речи Носкова.pdf, Таблица _Физиологические процессы образования речи_.docx


Распределите качества хорошей речи по группам:

Речь – её обстановка, содержание, назначение Ответ 1  
Речь – эстетика Ответ 2  
Речь – объективный мир Ответ 3  
Речь – язык Ответ 4  
Речь – мышление Ответ 5  

Отзыв

Правильный ответ: Речь – её обстановка, содержание, назначение – уместность, Речь – эстетика – образность, Речь – объективный мир – точность, Речь – язык – правильность, Речь – мышление – логичность

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Понятие «культура речи» рассматривается в трех аспектах:

Выберите один или несколько ответов:

a. нормативный 

b. этический 

c. продуктивный

d. деятельностный

e. коммуникативный 

Отзыв

Правильный ответ: коммуникативный, нормативный, этический

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ударение во всех словах падает на третий слог в ряду

Выберите один ответ:

a. хозяева, разорвалась, мозаичный

b. подбодрить, сорвала, отключится 

c. ветеринария, плесневеть, хозяева

d. заперта, изорвалась, недолила

Отзыв

Правильный ответ: подбодрить, сорвала, отключится

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ошибки в образовании падежных форм существительных допущены в варианте

Выберите один ответ:

a. Прогулки в лесу оказывают благоприятное воздействие на самочувствие

b. Частыми в ту пору были наказания плетьми

c. Разработкой макета рекламного стенда могли бы заняться наши дизайнеры

d. В прошлом году мы собрали хороший урожай абрикос, яблок, помидоров, баклажанов 

Отзыв

Правильный ответ: В прошлом году мы собрали хороший урожай абрикос, яблок, помидоров, баклажанов

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Морфологические ошибки отсутствуют в варианте

Выберите один ответ:

a. Цвет платья на солнце выглядит ещё более ярче и сочнее

b. По прибытии на базу отдыха нас ознакомили с распорядком дня 

c. Трое машин не выехало на дежурство

d. Нам нравится посидеть на закате и наблюдать за морем

Отзыв

Правильный ответ: По прибытии на базу отдыха нас ознакомили с распорядком дня

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Синтаксическая ошибка допущена в предложении

Выберите один ответ:

a. Возвращаясь домой, я попал под проливной дождь

b. Возвращаясь домой, пошёл сильный дождь, и я вымок до нитки 

c. Возвращаясь домой, они всю дорогу вели оживлённую беседу

d. Возвращаясь домой, Александр встретил своего друга

Отзыв

Правильный ответ: Возвращаясь домой, пошёл сильный дождь, и я вымок до нитки

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Синтаксической ошибки нет в предложении

Выберите один ответ:

a. Разные по характеру люди чрезвычайно привлекали моё внимание 

b. Прочитав письмо бабушки, мне стало тревожно за её здоровье

c. Регулярно занимаясь спортом, наше здоровье укрепится

d. В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекала вдоль луга

Отзыв

Правильный ответ: Разные по характеру люди чрезвычайно привлекали моё внимание

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Синтаксическая ошибка допущена в предложении

Выберите один ответ:

a. Несколько мужчин стояли у ворот фабрики

b. Тренер обратил внимание на необходимость изучения тактики противника

c. Корреспондент ознакомился и очень заинтересовался архивом писателя 

d. По прибытии в город нужно заказать обратный билет

Отзыв

Правильный ответ: Корреспондент ознакомился и очень заинтересовался архивом писателя

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Соблюдение норм, свойственных литературному языку — это

Выберите один ответ:

a. правильность речи 

b. уместность речи

c. точность речи

d. выразительность речи

e. логичность речи

Отзыв

Правильный ответ: правильность речи

Вопрос 10

Неверно

Баллов: 0,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Устная речь регулируется литературными нормами:

Выберите один ответ:

a. орфоэпическими, пунктуационными, стилистическими 

b. орфоэпическими, грамматическими, пунктуационными

c. орфоэпическими, лексическими, грамматическими

d. орфографическими, лексическими, грамматическими

e. орфографическими, лексическими, стилистическими

Отзыв

Правильный ответ: орфоэпическими, лексическими, грамматическими

Вопрос 11

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Орфоэпические нормы определяют правильность

Выберите один ответ:

a. словоупотребления и сочетаемости слов

b. употребления определённых словоформ

c. построения словосочетаний и предложений

d. произношения и ударения 

e. словообразования

Отзыв

Правильный ответ: произношения и ударения

Вопрос 12

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Буквенное сочетание чн во всех словах произносится как звук [шн] в ряду

Выберите один ответ:

a. съёмочный, дачный, алчный

b. скворечник, точный, прочный

c. конечно, скучный, нарочно 

d. яичница, отлично, вечный

Отзыв

Правильный ответ: конечно, скучный, нарочно

Вопрос 13

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Звукосочетание [тэ] произносится в слове

Выберите один ответ:

a. патент

b. контейнер 

c. контекст

d. протест

Отзыв

Правильный ответ: контейнер

Вопрос 14

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ударение во всех словах падает на первый слог в ряду

Выберите один ответ:

a. звонит, свёкла, портфель

b. цемент, близка, рвало

c. донизу, легка, включена

d. принял, мельком, тортов 

Отзыв

Правильный ответ: принял, мельком, тортов

Вопрос 15

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ударение во всех словах падает на второй слог в ряду

Выберите один ответ:

a. документ, углубить, сорвала

b. ждала, намерение, диспансер

c. диагноз, красивее, дремота 

d. джентльмен, закупорить, завила

Отзыв

Правильный ответ: диагноз, красивее, дремота

                                                                                
Мелькумянц
Н.В

                                                                   
  учитель русского языка

                                                
                     МАОУ гимназия «Мариинская»

                                                                
     г. Таганрог

Синтаксические ошибки в речи учащихся
(материалы к спецкурсу по       «Культуре речи»)

Синтаксическая норма – это правила
построения словосочетаний и предложений.    Типичные синтаксические ошибки в
речи учащихся:

1.    
Нарушение согласования.

2.    
Употребление несогласованных приложений.

3.    
Нарушение управления.

4.    
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым.

5.    
Ошибки в построении предложений с
однородными членами.

6.    
Ошибки в построении предложений с
деепричастным оборотом.

7.    
Ошибки в построении предложений с
причастным оборотом.

8.    
Ошибки в построении сложного предложения.

9.     Смешение
прямой и косвенной речи.

1.     Нарушение
согласования.

Имена
прилагательные и причастия согласуются в роде, числе и падеже с определяемым
именем существительным. Типичные ошибки:

1) Петя был младший сыном в
семье Ростовых
( имя прилагательное не согласуется в Тв. п.  с именем
существительным – младшим сыном);

2) нужно обратить внимание на согласование
определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом: Я
знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом
(причастный
оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; определяемое слово к
причастному обороту – группой (какой?) серьёзно увлекающейся
джазом);

3)
ошибки в грамматической форме определения при количественно-именном сочетании:
при существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два,
три, четыре,
определение ставится в форме именительного падежа
множественного числа: два красивых платья, три спелых яблока, четыре сладких
апельсина;

при
существительных женского рода, зависящих от числительных два, три, четыре,
определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: две
модные блузы, четыре спелые дыни.

2.     Употребление
несогласованных приложений

1)            
Нужно
помнить, что названия книг, газет, журналов и т.п., заключённые в кавычки, не
изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об это писали
в газете « Известия».
Если нарицательного существительного нет, имя собственное
может изменяться: Об этом писали в «Известиях».

2)            
Приложения-прозвища
не изменяются: у Всеволода Большое Гнездо.

3)            
Существительные
– названия городов – согласуются в падеже с определяемым словом: в городе
Таганроге, в городе Москве.

3
. Нарушение управления.

В
конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо
беспредложной конструкции  —  установить о причинах болезни (правильно: установить
причины болезни
);

2) беспредложная конструкция вместо предложного
сочетания – характерная им особенность (правильно: характерная для
них
особенность
);

3) неправильный выбор предлога —  рецензия о книге
(правильно: рецензия на книгу). 

Необходимо
уметь правильно ставить вопрос к управляемому слову:

Заслуживать
+ сущ. Р.п.

Заслужить
+ сущ. В.п.

Оскорбиться
+ сущ. Т.п.

Обидеться
+ на + сущ. В.п.

Пренебрегать
+ сущ. (мест.) Т.п.

Игнорировать
+ сущ. (мест). В.п.

Ограничить
+ сущ. В.п. + от + сущ. Р.п. +в + сущ. П.п.

Отличаться
+от +  сущ. Р.п. + в + сущ. П.п.

Различаться
+ сущ. Т.п.+ по + сущ. Д.п.

Различить
+ сущ. В.п.

Оплатить
+ сущ. В.п.

Заплатить
+ за + сущ. В.п.

Уплатить
+ за + сущ. В.п.+ сущ. В.п.

4)довольно часто в  заданиях
встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной
форме существительного или местоимения, стоящего после предлога.  Наиболее
распространенными являются следующие случаи:

а) употребление предлога  по. В
значении «после чего-либо» предлог по управляет П.п  (по приезде в
Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока
и
т.п). По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.

б) употребление предлогов  благодаря,
согласно, вопреки.
Данные предлоги употребляются только с Д.п.
(благодаря учителю, согласно приказу, вопреки ненастью)
.

4. Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым
.

а)
сказуемое согласуется с подлежащим, а не с его приложением: Девушка-пилот
умело вела машину;

б)
сказуемое при вопросительном местоимении КТО ставится в форме единственного
числа, а в прошедшем времени – в мужском роде: Кто из девочек умеет
танцевать? Кто вчера опоздал?

в)
сказуемое при неопределённых и отрицательных местоимениях некто, кто-то,
никто
и других ставится в единственном числе ( в прошедшем времени – в
форме мужского рода: Кто-то (скорее всего, трёхлетняя Любаша) нарисовал
в углу каждого чертежа  симпатичный цветочек;

г)
с подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным, сказуемое
согласуется в соответствии с грамматическим родом, установленным для данного
слова в русском языке: Шимпанзе взобрался на верхушку дерева;

 д)согласование
сказуемого во множественном числе при наличии нескольких однородных подлежащих:
Свежий воздух и спорт полезно для здоровья детей и взрослых – воздух
и спорт полезны
).

5. Ошибки
в построении предложений с однородными членами

 Типичные
ошибки:

1)Побывали не только на Кавказе, а также  в Крыму.(причина
ошибки – неправильно подобраны компоненты двойного союза; правильно: … не
только
на Кавказе, но и  в Крыму. 

2)Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих
друзей.
( причина ошибки – разные способы морфологического выражения
однородных  сказуемых);  Струи фонтана, бившие в самое небо, и которые
искрились на солнце, освежали воздух
(в однородный ряд объединяются
причастный оборот и придаточное  предложение).

3)  В книге описывается
происхождение религии и как она развивалась.
(причина ошибки –
соединение неоднородных синтаксических конструкций : в однородный ряд
объединяется член предложения и придаточное предложение).

4) 
 Страна любила и гордилась
поэтом.  ( причина ошибки:  глаголы-сказуемые управляют существительными в
разных падежах; правильно:   Страна любила (кого? что?) поэта и гордилась (кем?
чем?) им.

           5)
 
Герасим взял щенка и положил к себе за пазуху и пошёл быстрыми шагами
(причина ошибки:  союз и, показывающий законченность перечисления,
ставится перед каждым из двух последних однородных сказуемых).

 6. Ошибки в
построении предложений с деепричастным оборотом

Деепричастие 
обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным 
глаголом-сказуемым, основное и добавочное действие выполняет один субъект:  Приехав
в Москву,  я отправился  в  Третьяковскую галерею
(я приехал и отправился).

Выполняя
задание , нужно помнить, что основное и добавочное действие должно совершаться одним
и тем же лицом:
 Выполняя задание , студенты обращались
к справочной литературе. ( студенты выполняли задание  и обращались к
справочной литературе)

Если 
в предложении нет подлежащего,  то сказуемое должно быть выражено: 

1. формой повелительного
наклонения:
Выполняя работу, обращайте внимание  на..

2. формой 1 или
2 лица  изъявительного наклонения
:  Выполняя работу, обращаю
внимание на..

Выполняя
работу, обращаешь внимание на..

Выполняя работу, обращаем внимание на …

Выполняя работу , обращаете внимание на..

3.    
формой  
инфинитива в значении повелительного наклонения

Выполняя
работу, следует обратить внимание на…

Деепричастный
оборот не употребляется:

1) если действие,
выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным
лицам (предметам): Слушая сказки А.С. Пушкина, вспоминаются русские предания
и былины.

2) если в
безличном предложении есть  смысловое  подлежащее в косвенном падеже и нет
инфинитива: Вернувшись на родину, мне стало радостно.

 
7.Ошибки в построении предложений с причастным оборотом:

 1) Горная
цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
(причина
ошибки – неправильное  местонахождение причастного оборота; правильно: Горная
цепь, состоящая из горных хребтов, тянется с востока на запад
).

2) Живущие
родственники за границей гостили у нас
(причина ошибки – определяемое слово
помещается в середине причастного оборота. Правильно: Живущие за границей 
родственники гостили у нас; Родственники, живущие за границей, гостили у нас)

8.
Ошибки  в  построении сложного предложения
.

1)  Этот
человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился

(причина ошибки:  придаточное зависит от другого слова в главном предложении;
правильно: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня
образцом благородства
).

2)  В
армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился (?), где шли бои.
(причина
ошибки: пропуск указательного местоимения в главном предложении – В армии
Петя стремился быть в опасных местах, просился туда, где шли бои.
)

3) Как
только перестал дождь, и  м ы отправились домой.
(причина ошибки:
одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов)

4) Охотник
положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
(причина ошибки: нарушение
границ сложносочинённого предложения). Когда  герой опомнился. Было уже
поздно.
(причина ошибки: нарушение границ  сложноподчинённого предложения)

9.     Смешение
прямой и косвенной речи
.

С синтаксической точки зрения,
косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом, где
роль главного предложения играют авторские слова.

Придаточное
предложение,  содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к
сказуемому с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных
изъяснительных:  как , что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда,
когда, откуда, какой, который
 и пр.

Союз
что
 указывает на то, что говорящий уверен в достоверности
информации, и употребляется при замене повествовательного предложения чужой
речи.

Мне сказали, что пора
собираться в дорогу.

Союзы будто,
как будто
 указывают, что говорящий сомневается в точности передаваемой
информации.

Вчера рассказывали, будто
перед этим он выпил целый бочонок вина.

Относительные
слова что, какой, где, когда, куда , вопросительная частица ли
пр. употребляются при замене вопросительного предложения прямой речи.

Ко мне подошла женщина и
спросила, где находится ближайшая аптека.

В косвенной речи личные и
притяжательные местоимения и лица глагола употребляются относительно человека,
передающего чужую речь:

·        
Тогда он сказал, что вернётся через час. – Тогда он сказал:
«Вернусь через час».

·        
Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером. – Она попросила:
«Зайди за мной вечером».

Обращения, междометия,
звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи
опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу:

·        
Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» — Я окликнул его и
спросил, не заблудился ли он.

 Теория.
Правила построения косвенной речи:

1) форма
1-го лица глагола заменяется на 3-е лицо;

2) личные
местоимения 1-го, 2-го лица, притяжательные мойтвой заменяются
местоимениями 3-го лица или употребляется имя существительное ( Друзья
побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот
спектакль
!»;

3) если
чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма
повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения с
союзом чтобы ( Капитан приказал, чтобы подняли флаг);
4) если
чужая речь дана в форме вопросительного предложения, то вопросительное
местоимение или наречие становятся относительными, употребляются как союзные
слова; при отсутствии вопросительных местоимений и наречий в косвенную речь
вводится ли в качестве подчинительного союза (Я спросил, когда
отправляется поезд;  Я спросил, отправляется ли поезд.);

5) при
замене прямой речи косвенной нейтрализуется стиль чужой речи: изменяется
порядок слов, опускаются частицы эмоционального характера, междометия,
обращения, вводные слова: Она сказала: «Хорошоя
это сделаю
». – Она сказалачто это сделает;

6) замена
прямой речи косвенной невозможна, если чужая речь представляет собой
эмоциональное восклицательное предложение; Обращения, междометия,
звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи
опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу: Я крикнул:
«Эй! Ты, случаем, не заблудился?» — Я окликнул его и спросил, не заблудился ли
он.

Типичные
ошибки
:

1)    Объединение
прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за матерью и
ушёл на фронт» 

2)    Употребление
прямой речи без слов автора: Дети увидели баркас: «Папа!»

3)    Автор
сказал, что я не согласен с мнением многих. – правильно: Автор сказал, что
он не согласен с мнением многих.

                     
Дидактический материал

                                 
1. Нормы управления

Упражнение
1.

Перепишите, раскрывая скобки и выбирая нужную падежную форму. Укажите возможные
варианты.

Искать (помощь, помощи), искать (счастье, счастья),
искать (славы, славу); требовать (деньги, денег), требовать (билет, билета);
страшиться (расправу, расправы); бояться (мать, матери).

Упражнение
2.
Перепишите,
раскрывая скобки, употребив управляемое слово в нужном падеже. При работе над
упражнением используйте «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и
М.А. Теленковой. М., 1985.

Свойственный (ты), характерный (он), жажда
(месть), жаждать (мир), избегать (ошибка), уверенность (правда), неверие
(успех), вера (человек), начать (работа), приступить (расследование), награжден
(грамота), удостоен (награда), упрекать (грубость).

                                                                           ×

Упражнение
3.
Составьте словосочетания
«глаг. + сущ.», в качестве главного компонента употребите следующие слова: верить,
обеспокоиться, добиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, опираться,
основываться, базироваться, обвинять, предупреждать, предостерегать,
использовать.
                                                                          

                                                                          
×

Упражнение
4.
Составьте словосочетания «сущ. + сущ.», в качестве
главного компонента употребите следующие слова: уверенность, преимущество,
жажда, беспокойство, тревога, обида, рецензия, отзыв, гордость.

Упражнение
5.
Выберите из скобок нужный глагол и вставьте его в предложение,
соблюдая нормы управления. Определите падеж управляемого слова. При работе
используйте следующую подсказку.

Заслуживать + сущ. Р.п.

Заслужить + сущ. В.п.

Оскорбиться + сущ. Т.п.

Обидеться + на + сущ. В.п.

Пренебрегать + сущ. (мест.) Т.п.

Игнорировать + сущ. (мест). В.п.

Ограничить
+ сущ. В.п.

 +
от + сущ. Р.п.

 +в
+ сущ. П.п.

Отличаться +от +  сущ. Р.п.

 + в + сущ. П.п.

Различаться + сущ. Т.п.

+ по + сущ. Д.п.

Отличить + сущ. В.п.

+ от + сущ. Р.п.

Различить + сущ. В.п.

Оплатить + сущ. В.п.

Заплатить + за + сущ. В.п.

Уплатить + за + сущ. В.п.

+ сущ. В.п.

1. Язык моряков крепок, свеж, полон
спокойного юмора. Он (заслужить, заслуживать) отдельного исследования
(К. Паустовский). 2. Они вполне (заслужить, заслуживать) свое положение и
счастье (В. Каверин). 3. …Незадолго до смерти Андерсен сказал одному
молодому писателю: «Я (оплатить, заплатить, уплатить) за свои сказки большую и,
я бы сказал, непомерную цену. Я отказался ради них от своего счастья…»
(К. Паустовский). 4. К счастью, самозванец или не расслышал, или
(пренебрегать, игнорировать) неуместным намеком (А. Пушкин). 5. Потом,
когда начнется настоящее разногрибье, маслятами как-то (пренебрегать,
игнорировать), и, между прочим, зря (В. Солоухин). 6. Пусть же не
(оскорбиться, обидеться) ее милая тень этим поздним цветком, который я
осмеливаюсь возложить на ее могилу (И. Тургенев). 7. Николай Иванович
теперь даже и не (оскорбиться, обидеться) на эти слова (И. Тургенев). 8.
Чем, например, (отличаться, различаться) спорый дождь от грибного?
(К. Паустовский). 9. Природа словно хотела резко (отличить, ограничить)
здесь прибрежный район от бассейна реки Имана (И. Арсеньев). 10. Не мог он
ямба от хорея, как мы ни бились,…(отличить, различить) (А. Пушкин).

Упражнение 6.
Составьте словосочетания с глаголами бороться (с чем? против
чего?), добавить (что? чего?), требовать (чего?
что?), властвовать (над кем? чем?).

Упражнение 7.
Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях, и запишите предложения в
исправленном виде. Какие нормы управления в них нарушены?

1. Преподаватель написал отзыв на мою
работу. 2. В газете появилась рецензия о новом фильме. 3. Больше внимания
следует уделять на повторение. 4. Он ждал решение суда. 5. Лицеисты выступали с
верой в успехе. 6. Сестра тревожилась о брате. 7. Им руководила жажда в
деятельности. 8. Выступающие отметили о недостатках успеваемости. 9. Он не
обиделся этими словами. 10. Учитель отметил о недостатках контрольной работы.
11. Пенсионерам сейчас трудно оплачивать за квартиру. 12. Он был осужден к
десяти годам лишения свободы. 13. Мы надеемся о том, что полугодие вы закончите
успешно.

  2.Синонимия форм главных членов
предложения

Согласование сказуемого с подлежащим

Упражнение 8.
Определите способы выражения подлежащего в следующих предложениях, укажите
стилистическое различие между ними.

1. Любить тебя – большое испытание. Любовь
к тебе – большое испытание.

2. Учиться – всегда пригодится (посл.).
Учение всегда пригодится.

3. Как-то незаметно у нас вошло в обычай
читать вслух короткие чеховские рассказы. Как-то незаметно у нас вошло в обычай
чтение вслух коротких чеховских рассказов.

4. Обучение речевой деятельности на чужом
языке – трудная задача. Обучать речевой деятельности на чужом языке – трудная
задача.

Упражнение 9.
Определите способы выражения простых глагольных сказуемых, укажите
стилистическое различие между ними.

1. И в волны вмиг прыгнул пловец
нетерпеливый (А. Пушкин). – Вот поравнялись мы с телегой …вдруг великан
в полушубке прыг с неё долой – и прямо к нам! (И. Тургенев).

2. Генерал резко остановил машину
возле своей палатки (В. Катаев). – Только как назвал я тебя, батюшка, так
она вдруг и останови коня (А. Толстой).

Упражнение 10.
Укажите стилистическое различие в способах выражения составного именного сказуемого.

1. Небо было ясно, чисто…
(А. Куприн). Небо было ясное, чистое.

2. Я на неё не в обиде
(К. Паустовский). Я на неё не обижен.

3. Егор Семеныч был высокий, широкий в
плечах… (А. Чехов). Егор Семеныч был высок, широк в плечах.

4. Труд есть борьба человека с природою
(Д. Писарев). Труд является борьбой человека с природою. Труд – борьба
человека с природою.

Упражнение
11.
К каким из выделенных главных членов предложения
можно подобрать синтаксические синонимы? Определите способы выражения главных
членов. В чем их смысловые и стилистические различия?

1. Работать в художественной
мастерской было для него наслаждением. 2. Повторение изученного
перед экзаменом совершенно необходимо. 3. Возвращаться в театр
теперь было для него невозможным. 4. Покровительство слабым,
беззащитным стало потребностью её души. 5. Она (мартышка) тихохонько медведя толк
ногой (И. Крылов). 6. Она садилась на скамеечку
около шалаша и принималась думать (А. Чехов). 7. Степан
стоял рядом и не смел подойти к ней (Г. Николаев). 8. И
вдруг вся его собственная жизнь… представилась ему такой же печальной
и одинокой, как эта ночная дорога. 9. Все выходило каким-то серым,
далеким, равнодушным, не трогающим сердце (А. Куприн). 10.
Он был ловок, хищен, силен, жесток (М. Горький). 11. Теперь
я понимаю, что он был мечтатель
(К. Паустовский). 12.
Я на неё не в обиде (К. Паустовский). 13. Поезд был
в
непрерывном движении (К. Паустовский).

Упражнение
12.
Какое значение и стилистическую окраску приобретает
сказуемое, если его именная часть стоит в именительном или творительном падеже,
выражена краткой или полной формой прилагательного? Запишите предложения,
подчеркните сказуемые.

1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звезды блещут. 2. Как тополь киевских высот, она стройна. 3. Из шатра,
толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен. 4. Петушок мой золотой будет верный сторож твой
(А. Пушкин). 5. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка
(М. Лермонтов). 6. Я самый смирный стал теперь человек (Л. Толстой).
7. Теперь Васька врачом в уезде. 8. Это я только к тебе добрый
(М. Горький). 9. Стали теперь безопасны для проезда лесные тропы. 10. У
Ивашкиных он был своим человеком (А.Чехов). 11. В то время был ещё жених её
супруг. 12. Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой 9А.Пушкин).

Упражнение
13.

Проанализируйте формы сказуемых в следующих предложениях. Чем объясняется в них
выбор форм множественного или единственного числа? Какие факторы являются
предпочтительными при выборе той или иной формы?

1. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море (А. Куприн).
2. Несколько матросов… вышли как-то в море на этом катере (А. Куприн). 3.
…Вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу (К. Федин). 4. Приехало
множество народу (Л. Петрушевская). 5. Большинство писем было доставлено
днем (К. Лидин). 6. Большинство
пассажиров дремали (К. Паустовский).

Упражнение
14.

Выберите один из указанных в скобках синонимичных вариантов сказуемых.
Сопоставив ваш выбор с авторским вариантом, попытайтесь мотивировать последний.

1. Мать у меня (была красивой,
была красавица, была красива), прямо цыганка (К. Паустовский). 2.
Настоящая мудрость (является немногословной, немногословна, немногословная)
(Л. Толстой).
3. Но все-таки мне обидно, что моя мать, всегда
такая строгая и красивая, – теперь (такая некрасивая и смешная, так
некрасива и смешна) (М. Горький). 4. В слове (скрывается, сокрыта) самая
великая энергия, известная на земле, – энергия человеческого духа
(Ф. Абрамов). 5. Синцов тоже (решил ложиться, собрался ложиться, намерен
был ложиться, намеревался ложиться), как дверь вдруг отворилась
(К. Симонов). 6. Члены «Среды» (имели возможность влиять, могли
влиять) на самые разнообразные стороны жизни (Н. Телешов).

Авторские варианты: 1) была красавица; 2)
немногословна; 3) так некрасива и смешна; 4) сокрыта; 5) собрался
ложиться; 6) имели возможность влиять.

Упражнение
15.

Найдите грамматико-стилистические ошибки в
 употреблении
составного сказуемого. Запишите предложения в
 исправленном виде.

1. Работники отдела оказались глухие к критике. 2. Все
становится ясно, когда мы начинаем разбирать это дело. 3. Этот человек сделался
невозможный. 4. Себя же режиссер видел как разрушителя старых, косных,
отживших, по его мнению, форм и как искателя новых форм театра. 5. Эта книга
полезная и интересная, но не свободна от некоторого схематизма. 6. Этот человек
был больной гриппом. 7. Сергей считает себя как удачливого человека. 8. Девочка
стала безразличная ко всему окружающему.

Упражнение
16.

Найдите и исправьте грамматические ошибки в согласовании сказуемого с
подлежащим. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Молодежь собирались в парке на митинг. 2. Родня его
не любили. 3. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. 4.
Вдруг перед ним возникло три громадных фигуры. 5. На дворе у него воспитывались
несколько медвежат. 6. Собака Дик увидел палку. 7. В нем мне понравилось любовь
к Маше и искренность по отношению к Пугачеву. 8. На моем попечении была
старая бабушка и мой маленький братишка. 9. Доброта и ум отличал нашу первую
учительницу. 10. Он наблюдал из-за угла, не идут ли кто. 11. В дискуссии
участвовали много ученых. 12.
 Несколько мужчин и женщин стояло у ворот
больницы.

                  
3. Синтаксические нормы в структуре

простого
осложнённого предложения

Упражнение
17.

Однородные члены предложения чаще всего выполняют следующие стилистические
функции:

1) служат
средством детального описания предмета, обстановки, действия и т.п.;

2) передают эмоциональное отношение к описываемому;

3) выступают в качестве средства
создания портрета персонажа.

Определите
стилистическую роль однородных членов в следующих предложениях:

1.                    
Привольно
зеленеют кругом хлеба и травы (И. Бунин).
2. У печи солдат в грубой рубахе, и галстуке, и черных штанах, и в
одном сапоге с желтым голенищем (Л. Толстой). 3. Есть в светлости
осенних вечеров умильная, таинственная прелесть… (Ф. Тютчев). 4. Помню
большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад… (Н. Бунин). 5. От
глухой лесной опушки до невидимой реки встали танки, кухни, пушки, тягачи,
грузовики… (А. Твардовский). 6. Что, дремучий лес, призадумался, грустью
темною затуманился? (А. Кольцов). 7. Во всех комнатах – в лакейской, в зале,
в гостиной – прохладно и сумрачно (И. Бунин).
8. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы, и распущенные
власы, и капли слез (А. Пушкин). 9. Захар смотрел то на солнце, то на
широко раскрывшийся после косьбы степной простор… (И. Бунин).

Упражнение 18. Выразительно
прочитайте стихотворение. Найдите в нем однородные члены предложения.
Определите, какова их стилистическая роль.

Туча черная

Понахмурилась…

Ополчается –

Громом, бурею,

Огнем, молнией.

Дугой – радугой

Ополчилася,

И расширилась,

И ударила,

И пролилася

Слезой крупною…

(А. Кольцов)

Упражнение 19. Определите
разновидности речевых и стилистических ошибок при однородных членах,
характеризуя их как: 1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих
логически несопоставимые понятия; 2) неодинаковое морфологическое оформление
однородных членов предложения; 3) несоответствующее норме употребление союзов;
4) чрезмерное удлинение ряда однородных членов; 5) объединение сочинительной
связью разнотипных синтаксических единиц. Запишите предложения
в исправленном виде.

1. Изменивший присяге и общаясь с Пугачевым, Швабрин
показал свой характер и плохие черты. 2. Автор говорит не только о ее внешней
красоте, а и о внутренней. 3. Добрыня был честным, умным, благородным,
мужественный и порядочный.
4. Я бы хотел завести собаку для интереса и чтобы было весело. 5. Люди и
дети будут радостные ходить по улицам. 6. Листья
в лесу пахнут ягодами, зеленью, природой и грибами. 7. Девочка любит чистоту,
декоративную посуду и читать книги. 8. Они шли по улице быстро и разговаривая о
чем-то своем. 9. Дон Кихот был высок и худой. 10. После праздника мы шли домой
с подарками и отличным настроением. 11. Во всех своих рассказах Чехов высмеивал
тех, кто был хамелеоном и тщеславен. 12. В характере Гаврика особенно
проявились хитрость, осторожность, зоркость, смелость, большая сила воли,
настоящая рыбацкая гордость, выносливость, терпеливость, содержательность,
заботливость. 13. Он увидел молодую девушку – грузинку, пришедшую за водой
и которая поразила его своей красотой. 14. Когда гулял по городу и увидев
несчастных детей – сирот, он задумал написать картину.

Упражнение 20. Найдите и
исправьте ошибки, связанные с построением предложений с однородными членами.
Определите причины данных ошибок. Запишите предложения в исправленном виде.

         1.
Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно. Большая и чистая. 2.
Мальчик был лобастый, но очень серьезный. 3. После этого изобрели стальное
перо, чернильную ручку, авторучку, шариковую ручку, капиллярную ручку. 4. В шкафу
стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 5. Тревога и тоска
застыла в их глазах. 6. Девочки спрыгнули с лодки и бегут к морю. 7. Море после
шторма спокойное, веселое и играет лучами солнца. 8. Все были рады, счастливы и
веселые. 9. Дети были очень веселые и радующиеся. 10. Вода была голубая и
спокойная. 11. Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход. 12. Все очень
ждут и переживают за рыбаков. 13. Наташа помогала матери по хозяйству. Следила
и укладывала спать маленького братишку. 14. Оля забавляла и смеялась вместе с
ребенком. 15. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.
16. Я люблю бокс, хоккей и плавать в бассейне. 17. Все мы радовались и
гордились успехом команды. 18. Залогом успеха является контроль и руководство
за университетской работой. 19. Для меня счастье – это хорошая семья, любимый
человек. Призвание и верные друзья.

Упражнение
21.
За счет чего создается комический эффект в следующих
примерах?

1. Этот скандал, несмотря на свою видимую ничтожность, 
обошелся ему очень дорого. Благодаря ему он потерял свою новую форменную
фуражку и веру в человечество (А. Чехов). 2. Любит жаловаться больным
на свое здоровье и порядки в поликлинике (Г. Горин). 3. Катя любила Петю и
английский язык (С. Лившин). 4. Он обещал на съезде, что родит роман и
сына (И. Ильф). 5. Бью чечетку и баклуши (В. Русанов). 6. Все
смешалось в голове Анны Львовны, а потом и в доме. 7. Он… сначала вышел из
народа, а потом из гоголевской шинели (И. Двинский). 8. Она принуждена была
встать с своего ложа в
 негодовании
и в папильотках. 9. Штабс-капитан …явился опять в нашем городе… с своею сестрой
и с
 новыми
целями (Ф. Достоевский). 10. Приобрел большое состояние и дурную славу
(К. Валишевский).

Упражнение 22. Перестройте
предложения так, чтобы обособленные определения стали необособленными. Что
изменилось при этом в содержании предложения и в его пунктуационном оформлении?

1. Потом пришла весна, яркая, солнечная
(М. Горький).
2. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь (М. Шолохов).
3. Судно, взявшее меня на борт, называлось «Нырок» (А. Грин). 4.
Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к шороху
все прибывающей реки (В. Короленко). 5. Мне навстречу, чистые и ясные,
словно тоже облитые утренней прохладой, принеслись звуки колокола
(И. Тургенев).

Упражнение 23. Прочитайте
стихотворение.

Найдите
в нем обособленные определения. Какие стилистические функции они выполняют?
Замените обособленные определения необособленными. Какие определения (обособленные
или необособленные) обладают большей выразительностью?

Много былей я знаю, веселых и грустных,

О хлебах, испеченных на листьях капустных,

О замешанных круто духмяных опарах,

О колосьях, наполненных солнечным жаром,

О зерне крутобоком в пыльце желтоватой,

Что лежит на ладони, сухой и щербатой;

О ладони, что стала от стужи лиловой,

И о стуже степной, по-январски суровой.

(Н. Полякова)

Упражнение 24. Охарактеризуйте
грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов: 1) нарушение
согласования причастия с определяемым словом; 2) нарушение места расположения
причастного оборота по отношению к определяемому слову; 3) включение в состав 
причастного оборота союзов и союзных слов. Исправьте ошибки.

1. Если человек хорошо знающий местность, он не
заблудится. 2. В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе грузинского мальчика,
отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни. 3. Дети
спешат к реке, приехавшие в лагерь. 4. Этой пятерке я очень обрадовался,
полученной мной впервые в жизни. 5. Плющ, который вьющийся по стене,
украшает комнату, радует глаз. 6. Кот, так как удивленный случившимся, перестал
с этого дня красть. 7. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший
бородой. 8. Обожжённое лицо морозом горело. 9. От ледяного панциря,
прикрывающие Антарктиду, откалываются огромные айсберги. 10. Солнечный луч
освещал падающие листья с деревьев.

Упражнение
25.

Замените деепричастные обороты придаточными предложениями. Изменилось
ли содержание предложений? Какие из предложений более характерны для устной
речи?

         1.Набрав
в лесу много грибов, мы отправились домой. 2. Неожиданно заболев, студент не
пришел на занятия. 3. Подъезжая к деревне, мы заметили начавшийся в одном
доме пожар. 4. Вы сможете отдохнуть, только полностью закончив свою работу.
5. Очень уважая своего друга, я все же не могу выполнить его просьбу. 6.
Не повторив старое, не усвоишь новое.

Упражнение 26. Исправьте ошибки в
следующих предложениях с деепричастными оборотами.

1.
Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму
шуткой. 2. Получив известие о Павле, радость охватила Ниловну. 3. Изучая «Слово
о полку Игореве», у нас возник вопрос, кто автор этого произведения. 4. Включив
радио, раздались звуки музыки. 5. Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался
взволнованный сосед.

Упражнение 27. Найдите и
исправьте ошибки в построении простых предложений с обособленными членами.
Запишите предложения в исправленном виде.

1. Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви
обрубили, расположенные низко. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что
она нуждается в серьёзной доработке. 3. На картине изображена девочка, которая
только вставшая. 4. Вблизи лодки раскинутую на шестах мы видим сеть. 5.Арестованный
тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких
средств к существованию. 6. Он, выпив полковша, и другую половину вылил на
себя. 7. Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана «Март».

Упражнение 28. Прочитайте.
Проанализируйте экспрессивно-стилистическую роль обращений в данных примерах
(обращения-метафоры, обращения-метонимии, обращения-перифразы,
обращения-иронии, обращения-повторы, риторические обращения, 
обращения-олицетворения).

1.        
От
дружной ветки отлученный,

Скажи, листок уединенный,

Куда летишь?

(В. Жуковский)

2.        
Промчалось
ты, златое время!

(Е. Баратынский)

3.        
О
милый, тихий городок,

Мой старый, верный друг …

(И. Северянин)

4.        
О,
говори хоть ты со мной,

Подруга семиструнная!

(А. Григорьев)

5.        
О
Русь! В тоске изнемогая,

Тебе слагаю гимны я.

                                             
(Ф. Сологуб)

6.        
Приветствую
тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

                                                   
(А. Пушкин)

        
7. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

                                                            
(И. Крылов)

8. О поле, поле,
кто тебя усеял мёртвыми костями?
                                                        (А. Пушкин)

1.    А вы,
надменные потомки, известной подлостью прославленных отцов…
Таитесь
вы под сению закона…

 (М. Лермонтов).

2.    Куда
лезешь, борода? Говорят тебе, никого не велено пускать
(Н.Гоголь).

3.    Шуми,
шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан

Пушкин).

4.    А! Золото!
Добро пожаловать. Ты что же, молодчик, оброка не платишь?
(М.
Салтыков-Щедрин)

Упражнение 29. Сравните варианты
текстов, одинаковых в содержательном плане. Найдите синонимичные синтаксические
конструкции в обоих вариантах. Какие из них позволяют сделать речь более
лаконичной, придать ей непринужденный характер, более тесно связать
предложения?

1. Семен! Я очень сожалею, что должен сообщить Вам
неприятное известие. Должен Вам признаться, что мне очень не хотелось писать,
но я не сомневаюсь, что услышать дурную весть от кого-либо другого Вам было бы
еще неприятнее. Сокращаю свое вводное слово, чтобы приступить к изложению.

2. Семен! Сожалею, но я должен сообщить Вам неприятное
известие. Признаться, мне очень не хотелось писать, но, несомненно, услышать
дурную весть от кого-либо другого Вам было бы еще неприятнее. Словом, приступаю
к изложению.

Упражнение 30. Подготовьте устные
высказывания на предложенные лингвистические темы, используя разные типы
простых осложнённых предложений.

1. Признаки
глагола и прилагательного у причастия.

2. Употребление Ь в различных грамматических формах.

3. Разносклоняемые существительные.

4.
Синтаксические нормы в структуре

сложного
предложения

Упражнение
31.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с построением сложносочиненных
предложений. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Вчера был шторм, и сегодня все кругом было
спокойно.
2. У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки. 3. Я каждый год
беру у нашей березы сок, но и не забываю залечивать рану. 4. Не то птица села
на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю. 5. И вдруг девочки увидели
маленькую черную точку, и у них появилась надежда. 6. Митраше было десять лет с
хвостиком, но сестра была старше.

Упражнение
32.

Замените там, где это возможно, придаточные определительные предложения
обособленными определениями. Если замена невозможна, устно объясните почему.

1. Событие, которое произошло вчера, запомнится мне
надолго. 2. Во дворе, который освещал месяц, слышались голоса. 3. Около
дома был небольшой сад, где росли вишни, черешни и яблони. 4. Через некоторое
время мы вышли к озеру, которое своим видом больше напоминало болото. 5. Осина,
которую качает ветер, стоит рядом с молодой березой. 6. Лес, по которому мы
теперь шли, состоял только из старых деревьев. 7. Мы с трудом перешли мост,
который почти полностью сгнил посередине.

Упражнение
33.

В данных ниже предложениях замените обособленные определения придаточными
определительными. Для каких стилей речи характерны конструкции с обособленными
определениями? Что предпочтительнее при устном высказывании?

1. Обращение – это слово (или
сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 2. Предложения,
состоящие из нескольких простых предложений, называются сложными. 3.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 4.
Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной
местности. 5. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и
предложения.

Упражнение
34.
Найдите
и исправьте ошибки, связанные с построением сложноподчиненных предложений.
Запишите предложения в исправленном виде.

1. Ты не забудешь о дне рождения никогда, который
порадовал бы тебя такими необычными подарками. 2. Мама всегда меня ругает, что
я разбрасываю свои вещи. 3. У меня есть такое предположение, что рыбаков
задержал шторм. 4. Зал нравится мне из-за того, что он уютный, большой и
чистый. 5. В комнате стоит на тумбочке телевизор, после школы по которому я
смотрю развлекательные передачи. 6. На двух полочках – художественная
литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам. 7. Входишь в комнату,
то сразу бросается в глаза большое окно. 8. Самодельные подарки лучше, потому
что если подарить купленную в магазине вещь, то она может не понравиться. 9.
После шторма рыбаки не вернулись, что вызывает беспокойство у детей. 10. Если я
приду в эту комнату, то всегда чем-нибудь занимаюсь. 11. Прогуливаясь по
берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая
лежала у берега вверх килем. 12. Девочки знали, что ночью был шторм, какая беда
могла случиться.

Упражнение
35.
Устраните
двусмысленность и исправьте ошибки, связанные с употреблением союзного слова который
и с нарушением порядка слов в сложном предложении. Запишите предложения
в исправленном виде.

1. В своем романе Горький правдиво и ярко рисует нам
образ Пелагеи Ниловны, в которой отражен великий процесс пробуждения народных
масс. 2. В сборнике печатаются важнейшие статьи революционных демократов, в
которых они разбирают проблемы воспитания. 3. Мастер предложил изготовить
специальный желоб из листового металла, который установлен на подставках. 4.
Эти несколько достопримечательностей, показанных туристам, которые были
особенно знамениты, надолго остались у них в памяти. 5. В сборник вошли
частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые
бытуют в настоящее время в районах Смоленской области.

Упражнение
36.
Найдите
и исправьте ошибки, связанные с построением сложных предложений.

1. Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она
уходила куда-нибудь поспать. 2. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и
через минуту заседатель стоял перед барином.
3. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден
бывать. 4. Теплый дождь смочил землю,
в котором так нуждались посевы. 5. Белка – зверь, которая живет на дереве. 6.
Пьеса «На дне» – это произведение, в которой содержится обвинение капитализму.
7. Офицер приказал, чтобы
к нему пригласили, кто спас ребенка. 8. Необходимо то, чтобы ты ко мне зашел.
9. По дороге мы рассказывали, что случилось с нами за лето. 10. Тарас сказал,
что завтра же едем на Запорожье, чего откладывать. 11. Когда Гринев поправился,
он сказал Маше, что я посылаю письма и жду родительского благословения.
12. Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений и голода, какой он смелый,
какой обладает  несокрушимой волей. 13. Когда совсем стемнело, и я направился
по тропинке, которая и привела меня в лагерь.

Упражнение
37.
Найдите
и исправьте ошибки в предложениях
с прямой и косвенной речью. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом
и ушел на фронт». 2. Начальник станции сообщил, что я помогу вам в приобретении
билетов. 3. Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения
дарили мы только то, что сделано было своими руками. 4. К. Паустовский говорил,
что: «Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек».

Упражнение
38.
Устраните
ошибки в употреблении косвенной и несобственно-прямой речи. Запишите
предложения в исправленном виде.

1. Рыболов остался доволен уловом: несколько ершей,
щука – и всего за какой-нибудь час, а парень сомневался, что будет ли здесь
хороший улов. 2. Егерь представил меня своим друзьям и сказал мне, что, по
моему мнению, это все отличные ребята. 3. Нам объявили, что кружок будет
работать два раза в неделю, что, если занятия пойдут успешно, вас повезут на
экскурсию.
4. Я не уверен, что будто бы можно таким образом решить задачу. 5. Сергей
намеревался написать Зине, что не приедет ли она на каникулы в Москву. 6.
Павлов сомневался, что можно ли выполнить работу в срок. 7. Метеоролог объявил
перед полётами, что я, мол, затрудняюсь дать точный прогноз погоды. 8. Мы не
были уверены, что будет ли сегодня хорошая погода.

Упражнение
39.
Объясните
причины грамматических ошибок школьников (ошибки в построении  словосочетаний и
предложений), исправьте их и запишите правильный вариант.

1. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест. 2.
Он, как и его брат Остап, с малых лет отданы учиться в гимназию. 3. Его
некрасивое лицо, оживленной быстрой ездой, горело смелой удалью. 4. В повести
«Капитанской дочке» А.С. Пушкин рассказал о восстании Пугачева. 5. Среди
многочисленных героев повести мы встречаем трех главных: Тарас, Остап и Андрий.
6. Народ тогда не знал, за что они борются. 7. На пристани было много народу, и
жизнь, казалась, была шумной, радостной. 8. Синий цвет василька ярко выделялся
от других. 9. Петю послали с пакетом в отряд Денисову. 10. Дворяне они
ненавидели Пугачева. 11. Шофер, увидев меня, он сразу же замедлил ход машины.
12. В повести «Тарас Бульба» рассказывается о пламенной любви Тараса к родине и
ненависть к врагам народа. 13. Когда Тараса Бульбы войско  вступило в бой, все
отважно сражались. 14. Мы видим в произведении Пугачева честным, мужественным,
он может платить за добро добром, талантливым полководцем. 15. Гринев был
честный и мужественный, но у него есть привлекательные черты. 16. В армии Петя
стремился быть в опасных местах, он просился, где опаснее. 17. Иван Васильевич
пошел в ту сторону, где доносились звуки. 18. Рыба мелькнула, и сразу поплавок
утонет в воду. 19. «Барыня сразу начала ругать приживалок, что зачем эта
собака, у нас есть собака и хватит». 20. Когда пришел приказчик, то, замечая
Дубровского, упал перед ним на колени. 21. Читая повесть «Капитанская дочка»,
перед читателями ярко встает образ предводителя народного восстания Емельяна
Пугачева. 22. Петя нравится мне тем, потому что он пламенно любил свою родину.
23. Когда Герасима привезли в Москву, и назначили дворником.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Неправильное использование предлогов какая ошибка
  • Несколько мгновений допущена лексическая ошибка все правильно
  • Неправильное использование паронимов это какая ошибка
  • Нерешенные проблемы надо решать лексическая ошибка
  • Неправильное использование деепричастного оборота тип ошибки

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии