Неправильный предлог это грамматическая или лексическая ошибка

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

О чем статья

Введение

В данной лекции мы рассмотрим основные ошибки, которые часто допускаются при использовании русского языка. Ошибки в употреблении предлогов, согласовании времен, образовании множественного числа, формы прилагательных и наречий, употреблении падежей, глаголов, местоимений и союзов могут существенно влиять на понимание и восприятие текста. Поэтому важно разобраться в этих тонкостях и научиться избегать подобных ошибок. Давайте начнем с рассмотрения каждой из этих тем более подробно.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена работы

Ошибки в употреблении предлогов

Предлоги – это часть речи, которая устанавливает отношения между словами в предложении. Они помогают нам указать место, направление, время, причину и другие обстоятельства. Однако, при использовании предлогов, мы часто допускаем ошибки.

Ошибки в выборе предлога

Одна из распространенных ошибок – это неправильный выбор предлога. Например, вместо предлога “в” мы используем “на” или наоборот. Например, “Я живу на Москве” вместо “Я живу в Москве”.

Также, мы часто путаем предлоги “в” и “на” при указании времени. Например, “Я приду на пять часов” вместо “Я приду в пять часов”.

Ошибки в употреблении предлогов с падежами

Другая ошибка – это неправильное согласование предлогов с падежами. Например, мы говорим “Я иду в кино” вместо “Я иду в кино”, так как слово “кино” находится в предложном падеже.

Также, мы часто забываем использовать предлог “о” перед некоторыми существительными. Например, “Я говорю английский” вместо “Я говорю о английском”.

Ошибки в употреблении предлогов с глаголами

Еще одна ошибка – это неправильное использование предлогов с глаголами. Например, мы говорим “Я интересуюсь в футболе” вместо “Я интересуюсь футболом”.

Также, мы часто забываем использовать предлог “с” перед некоторыми глаголами. Например, “Я договорился в другом” вместо “Я договорился с другом”.

Важно помнить, что правильное использование предлогов помогает нам выразить свои мысли более точно и ясно. Поэтому, стоит обращать внимание на выбор предлогов и их согласование с другими частями речи.

Ошибки в согласовании времен

Ошибки в согласовании времен – это ошибки, которые возникают, когда мы неправильно сочетаем глаголы в предложении, не учитывая их временную форму.

Ошибки в согласовании времен в русском языке

В русском языке существуют определенные правила согласования времен, которые помогают нам выразить последовательность действий или событий в предложении.

Одна из распространенных ошибок в согласовании времен – это неправильное использование временных форм глаголов в придаточных предложениях. Например:

  • “Когда я приду домой, я посмотрю телевизор” – правильно
  • “Когда я приду домой, я смотрю телевизор” – неправильно

В данном примере, глагол “приду” находится в будущем времени, поэтому в придаточном предложении должен использоваться глагол в будущем времени “посмотрю”.

Еще одна ошибка в согласовании времен – это неправильное использование временных форм глаголов в условных предложениях. Например:

  • “Если я буду знать ответ, я скажу тебе” – правильно
  • “Если я буду знать ответ, я сказал тебе” – неправильно

В данном примере, глагол “буду знать” находится в будущем времени, поэтому в главном предложении должен использоваться глагол в будущем времени “скажу”.

Как избежать ошибок в согласовании времен

Чтобы избежать ошибок в согласовании времен, необходимо внимательно следить за временными формами глаголов в предложении и учитывать их соответствие друг другу.

Важно помнить, что глаголы в предложении должны быть согласованы по времени, чтобы передать правильную последовательность действий или событий.

Для этого, рекомендуется:

  • Внимательно читать и анализировать предложение, чтобы определить временные формы глаголов.
  • Учитывать правила согласования времен в русском языке.
  • Практиковаться в составлении предложений с правильным согласованием времен.

Правильное согласование времен помогает нам выразить свои мысли более точно и ясно, поэтому стоит обращать внимание на выбор временных форм глаголов в предложении.

Ошибки в образовании множественного числа

Ошибки в образовании множественного числа – это распространенные ошибки, которые люди делают при изменении существительных и глаголов во множественное число. В русском языке существуют определенные правила, которые помогают нам правильно образовывать множественное число.

Правила образования множественного числа существительных:

1. Существительные, оканчивающиеся на -а, -я, -о, -е, -ё, -и, -у, -ю, -ь, -й, обычно образуют множественное число путем замены окончания на -ы или -и.

Примеры:

  • стол – столы
  • дерево – деревья
  • окно – окна
  • море – моря

2. Существительные, оканчивающиеся на -ия, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие, -ие,

Ошибки в образовании формы прилагательных и наречий

Прилагательные и наречия – это части речи, которые описывают признаки предметов или действий. Они могут изменяться по роду, числу и падежу, а также образуются от основы с помощью суффиксов и приставок.

Ошибки в образовании формы прилагательных и наречий могут возникать из-за неправильного использования суффиксов или приставок, а также из-за неправильного согласования с основой.

Ошибки в образовании формы прилагательных:

1. Неправильное использование суффиксов. Например, вместо прилагательного “красивый” может быть использовано “красный”.

2. Неправильное согласование с основой. Например, вместо прилагательного “высокий” может быть использовано “высокое”.

Ошибки в образовании формы наречий:

1. Неправильное использование суффиксов. Например, вместо наречия “быстро” может быть использовано “быстрый”.

2. Неправильное согласование с основой. Например, вместо наречия “громко” может быть использовано “громкая”.

Для избежания ошибок в образовании формы прилагательных и наречий необходимо внимательно изучать правила образования и согласования, а также практиковаться в их использовании.

Ошибки в употреблении падежей

Ошибки в употреблении падежей – это распространенная проблема, с которой сталкиваются изучающие русский язык. Падежи – это формы слов, которые указывают на их роль в предложении и их отношение к другим словам.

Ошибки в употреблении родительного падежа

Родительный падеж используется для обозначения принадлежности, отношения или происхождения. Одна из распространенных ошибок – неправильное использование родительного падежа после предлога “из”. Например, вместо “из Москвы” может быть сказано “из Москва”.

Ошибки в употреблении дательного падежа

Дательный падеж используется для обозначения адресата, получателя или цели действия. Одна из распространенных ошибок – неправильное использование дательного падежа после предлога “к”. Например, вместо “к маме” может быть сказано “к мама”.

Ошибки в употреблении винительного падежа

Винительный падеж используется для обозначения прямого дополнения или цели действия. Одна из распространенных ошибок – неправильное использование винительного падежа после предлога “на”. Например, вместо “на улицу” может быть сказано “на улица”.

Ошибки в употреблении творительного падежа

Творительный падеж используется для обозначения средства, способа или сопровождения. Одна из распространенных ошибок – неправильное использование творительного падежа после предлога “с”. Например, вместо “с книгой” может быть сказано “с книга”.

Для избежания ошибок в употреблении падежей необходимо внимательно изучать правила и практиковаться в их использовании. Рекомендуется обращать внимание на окончания слов и их согласование с другими словами в предложении.

Ошибки в употреблении глаголов

Глаголы являются одной из основных частей речи в русском языке. Ошибки в их употреблении могут привести к неправильному пониманию или неправильному выражению мысли. Рассмотрим некоторые распространенные ошибки в употреблении глаголов:

Неправильное спряжение глаголов

Одна из основных ошибок в употреблении глаголов – неправильное спряжение. В русском языке глаголы изменяются по лицам, числам, временам и наклонениям. Неправильное спряжение может привести к неправильному образованию формы глагола. Например, вместо “я делаю” может быть сказано “я делает”.

Неправильное использование видов глаголов

В русском языке существуют два вида глаголов – совершенный и несовершенный. Они отличаются по способу выражения действия. Ошибка в использовании видов глаголов может привести к неправильному передаче значения действия. Например, вместо “я писал письмо” может быть сказано “я писал письмо”.

Неправильное употребление временных форм

В русском языке существует множество временных форм, которые выражают время действия. Ошибка в употреблении временных форм может привести к неправильному передаче временной характеристики действия. Например, вместо “я пошел вчера” может быть сказано “я пошел завтра”.

Неправильное употребление вспомогательных глаголов

В русском языке существуют вспомогательные глаголы, которые помогают образовывать сложные временные формы. Ошибка в употреблении вспомогательных глаголов может привести к неправильному образованию временной формы. Например, вместо “я буду делать” может быть сказано “я буду делает”.

Для избежания ошибок в употреблении глаголов необходимо внимательно изучать правила и практиковаться в их использовании. Рекомендуется обращать внимание на спряжение глаголов, использование видов глаголов, правильное употребление временных форм и вспомогательных глаголов.

Ошибки в употреблении местоимений

Местоимения – это слова, которые заменяют существительные или указывают на них. Они используются для избегания повторений и упрощения выражений. Ошибки в употреблении местоимений могут привести к неправильному пониманию или неправильному согласованию с другими словами в предложении.

Ошибки в выборе местоимений

Одна из распространенных ошибок – неправильный выбор местоимения для замены существительного. Например, вместо местоимения “он” может быть использовано местоимение “она” или наоборот. Это может привести к путанице и неправильному пониманию.

Ошибки в согласовании местоимений с другими словами

Местоимения должны согласовываться с другими словами в предложении по роду, числу и падежу. Например, если существительное в предложении имеет женский род, то местоимение, которое его заменяет, должно быть в женском роде. Ошибка в согласовании местоимений может привести к неправильному пониманию или неправильному образованию предложения.

Ошибки в употреблении притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения используются для указания принадлежности или отношения к чему-либо. Ошибки в употреблении притяжательных местоимений могут привести к неправильному пониманию или неправильному согласованию с другими словами в предложении. Например, вместо “мой книга” должно быть “моя книга”.

Ошибки в употреблении указательных местоимений

Указательные местоимения используются для указания на конкретные предметы или лица. Ошибки в употреблении указательных местоимений могут привести к неправильному пониманию или неправильному указанию на предмет или лицо. Например, вместо “этот книга” должно быть “эта книга”.

Для избежания ошибок в употреблении местоимений необходимо внимательно изучать правила и практиковаться в их использовании. Рекомендуется обращать внимание на согласование местоимений с другими словами в предложении, правильное употребление притяжательных и указательных местоимений, а также выбор правильного местоимения для замены существительного.

Ошибки в употреблении союзов

Союзы – это слова, которые связывают слова, фразы или предложения между собой. Они играют важную роль в структуре предложения и помогают выразить отношения между различными частями текста. Ошибки в употреблении союзов могут привести к неправильному пониманию или неправильной передаче смысла.

Ошибки в выборе союза

Одна из распространенных ошибок в употреблении союзов – это неправильный выбор союза для передачи нужного значения. Например, вместо союза “и” может быть использован союз “а”, что может изменить смысл предложения. Также часто путаются союзы “или” и “либо”, которые имеют различные значения.

Ошибки в согласовании союзов с частями предложения

Другая ошибка в употреблении союзов – это неправильное согласование союзов с частями предложения. Например, союз “и” должен использоваться для связи однородных членов предложения, а союз “но” – для связи противопоставляемых частей предложения.

Ошибки в расположении союзов в предложении

Также возможны ошибки в расположении союзов в предложении. Например, неправильное расположение союза “если” может привести к неправильному пониманию условия. Также важно правильно располагать союзы в сложноподчиненных предложениях, чтобы передать нужное значение и связь между частями предложения.

Для избежания ошибок в употреблении союзов необходимо внимательно изучать правила и практиковаться в их использовании. Рекомендуется обращать внимание на значения и функции различных союзов, а также на их согласование с другими частями предложения.

Таблица сравнения ошибок в русском языке

Тип ошибки Описание Примеры
Ошибки в употреблении предлогов Неправильное использование предлогов в предложениях Я иду на кухне вместо Я иду на кухню
Ошибки в согласовании времен Несоответствие временных форм глаголов в предложении Он сказал, что он идет вместо Он сказал, что он пошел
Ошибки в образовании множественного числа Неправильное образование формы множественного числа существительных Я видел две кошки вместо Я видел две кошки
Ошибки в образовании формы прилагательных и наречий Неправильное образование формы прилагательных и наречий Он говорит очень хорошо вместо Он говорит очень хорошо
Ошибки в употреблении падежей Неправильное использование падежей в предложениях Я дал книгу другу вместо Я дал книгу другу
Ошибки в употреблении глаголов Неправильное использование глаголов в предложениях Я хочу пойти домой вместо Я хочу идти домой
Ошибки в употреблении местоимений Неправильное использование местоимений в предложениях Он сказал, что он видел меня вместо Он сказал, что он видел меня
Ошибки в употреблении союзов Неправильное использование союзов в предложениях Я хочу пойти домой, но я устал вместо Я хочу пойти домой, но я устал

Заключение

В данной лекции мы рассмотрели основные ошибки, которые часто допускаются при использовании русского языка. Ошибки в употреблении предлогов, согласовании времен, образовании множественного числа, формы прилагательных и наречий, употреблении падежей, глаголов, местоимений и союзов могут привести к неправильному пониманию искомого значения. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо уделить внимание правилам и особенностям русского языка, а также постоянно практиковаться в его использовании. Помните, что правильное и грамотное использование русского языка поможет вам успешно общаться и выразить свои мысли и идеи.

  1. Грамматические ошибки в русском языке
  2. Пунктуационные ошибки в русском языке
  3. Орфографические ошибки в русском языке
  4. Лексические ошибки в русском языке
  5. Как улучшить русский язык?

Изучение любого языка невозможно без ошибок. Даже носители языка и опытные филологи могут неправильно написать слово или употребить его в неподходящем контексте. Но системные занятия и изучение тонкостей русского языка помогут уменьшить количество ошибок и научат «чувствовать» проблемные моменты, которые требуют дополнительной проверки.

Статья ознакомит с типичными ошибками, которые допускают как ученики на начальном этапе обучения, так и люди с продвинутым уровнем владения русским языком.

Грамматические ошибки в русском языке

Когда человек некорректно образовывает формы слова, неправильно употребляет предлоги, создает неправильные формы числительных и не умеет их склонять, он допускает грамматические ошибки.

В таблице представлены ошибки, которые чаще всего встречаются у учеников.

Ошибочное написание

Грамматическая норма

Комментарий

Напополам, зазря, задаром, вовнутрь, забесплатно.

Пополам, зря, даром, внутрь, бесплатно.

Образование слов с лишними приставками.

С клуба, с Сибири, из завода, из Кавказа.

С завода – на заводе;

Из Сибири – в Сибири;

Из клуба – в клубе;

С Кавказа – на Кавказе.

Корректное употребление парных предлогов в – из, с – на.

Вкусное кофе, моя шампунь.

Вкусный кофе, мой шампунь.

Кофе и шампунь – это мужской род.

Мое день рождения

Мой день рождения

Нужно определить главное слово в фразе (день) и поставить от него вопрос. День (чей?) – мой.

Редактора газет, многие инспектора, наши договора, дорогие крема.

Редакторы газет, многие инспекторы, наши договоры, дорогие кремы.

Образование множественной формы в именительном падеже.

В двух тысячи шестнадцатом году.

В две тысячи шестнадцатом году.

Склонение и образование форм числительных.

У меня не хватало пятьсот долларов.

У меня не хватало пятисот долларов .

Ложат, подчерк, отдолжить, резетка, тубаретка.

Кладут, почерк, одолжить, розетка, табуретка.

Образование форм слова.

Ихний сын, сестра старше него.

Их сын, сестра старше его.

Образование форм местоимений.

Колыхает, двигает, едь, ляжь.

Колышет, движет, поезжай, ляг.

Образование глагольных форм.

Ручейки, стекаемые вниз, были холодными.

Ручейки, стекающие вниз, были холодными.

Образование причастий и деепричастий.

Изделия, выпускающиеся в Казахстане, известны и за границей.

Изделия, выпускаемые в Казахстане, известны и за границей. 

Вышев на сцену, артист поклонился.

Выйдя на сцену, артист поклонился.

Тута, здеся.

Тут, здесь.

Использование литературной формы слов, а не разговорной.

Читайте также: Институт или университет: где получать высшее образование

распространенные ошибки в русском языке

Пунктуационные ошибки в русском языке

Люди делятся на два типа – тех, кто ставит слишком много знаков препинания и тех, кто вообще забывает о них. Если человек думает, что запятых много не бывает, то на хорошую оценку по диктанту он точно может не рассчитывать. Отсутствие необходимой пунктуации также снижает оценку за работу по русскому языку или портит впечатление от другого документа, который не связан с обучением.

Ниже представлен топ пунктуационных ошибок, которые допускают ученики.

Ошибочная постановка знаков

Правильно расставленные пунктуационные знаки

Комментарий

Разговор продлится не более, чем 20 минут.

Разговор продлится не более чем 20 минут.

В этом случае запятая в словосочетании не более чем лишняя, так как в предложении отсутствует противоречие.

Приготовленные мамой оладьи, стояли на подоконнике.

Приготовленные мамой оладьи стояли на подоконнике.

Запятая не ставится, если причастный оборот стоит перед определяемым словом. 

На подоконнике стояли оладьи приготовленные мамой.

На столе стояли оладьи, приготовленные мамой.

В этом варианте причастный оборот стоит после определяемого слова оладьи, поэтому запятая нужна.

Купив необходимые продукты я отправился в гости.

Купив необходимые продукты, я отправился в гости.

Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

В галерее представлены картины известных художников – Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли.

В галерее представлены картины известных художников – Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли.

Обобщающее слово художники стоит перед однородными членами, поэтому в предложении правильно ставить двоеточие.

Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли: известные художники.

Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли – известные художники.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, поэтому после него стоит тире.

Утреннее пение птиц можно услышать и в саду и в лесу и в поле.

Утреннее пение птиц можно услышать и в саду, и в лесу, и в поле.

Если в предложении два однородных члена соединены союзом и (мама и папа), то запятая не нужна. Но если союз повторяется несколько раз и соединяет большее количество однородных членов, запятая необходима.

Важно знать ситуации, в которых запятая нужна всегда:

  • Перед союзами «а» и «но»;
  • Обращение (господа, пройдите в тронный зал);
  • Обособление вводного слова «пожалуйста».

Читайте также: Все о подготовке к творческому конкурсу ЕНТ

распространенные ошибки в русском языке

Орфографические ошибки в русском языке

Орфографической ошибкой называют написание слова, которое не соответствует установленному. Правильное написание слов регулируется орфографическим словарем. Если в словаре слово «жир» написано с буквой и, то вариант «жыр» будет нарушением нормы.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо знать, как правильно пишутся слова: слитно, через дефис или раздельно, со строчной или заглавной буквы. К орфографическим ошибкам также относят неправильный перенос слова, некорректное написание мягкого знака и гласных после шипящих.

Ниже приведены классические ошибки и советы, как их избежать.

Ошибочное написание

Орфографическая норма

Комментарий

Как нибудь, когда либо, куда то.

Как-нибудь, когда-либо, куда-то.

Местоименные наречия с постфиксами -нибудь, -либо, -то пишутся через дефис.

Чтобы такое съесть?

Что бы такое съесть?

Что бы в этом случае не союз: что – местоимение, бы – частица, поэтому пишется раздельно. Частицу бы можно убрать и смысл предложения от этого не изменится.

Учите русский язык, что бы писать грамотно.

Учите русский язык, чтобы писать грамотно. 

Союз чтобы пишется слитно.

Вы можете купить не дорогой телефон.

Вы можете купить недорогой телефон.

Не пишется с прилагательными слитно, если образовавшееся слово можно заменить синонимом без не (недорогой – дешевый).

Этот телефон оказался недорогой, а дешевый.

Этот телефон оказался не дорогой, а дешевый.

Если не+прилагательное используется для выражения противоречия, то написание раздельное

В течении, в заключении, вследствии, наподобии. 

В течение, в заключение, вследствие, наподобие.

Правильное написание предлогов. Но существуют исключения: в течении реки, узник в заключении.

В виду того, что я уже купила книгу, я не нуждаюсь в пояснениях.

Ввиду (из-за) того, что я уже купила книгу, я не нуждаюсь в пояснениях.

Если предлог ввиду можно заменить предлогом из-за. то правописание слитное.

Имейте ввиду: книгу я уже приобрела.

Имейте в виду: книгу я уже приобрела.

Имейте в виду – устойчивое словосочетание, пишется раздельно.

Также, как и мой сын, я с детства боюсь темноты.

Так же (=точно), как и мой сын, я с детства боюсь темноты.

Для контроля можно использовать проверочные слова. Если вместо слова можно подставить тоже, то пишется слитно, если подходит точно – употребляется раздельно.

Он так же не может спать без света

Он также (=тоже) не может спать без света.

Она начала одеватся заранее.

Она начала одеваться заранее.

Для проверки правописания нужно поставить вопрос к глаголу. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он тоже должен быть.

Что делать? – Одеваться.

Что сделает? – Оденется.

Завтра она оденеться заранее

Завтра она оденется заранее.

Лексические ошибки в русском языке

Внедрение в текст слов, которые не соответствуют общему стилю, считается стилистической ошибкой. Здесь важно не правильное написание слов, а их уместное употребление. Например, разговор с руководством не может начинаться фразой «привет, пошли поболтаем», а в общении с друзьями неуместно сказать «в ответ на ваш запрос сообщаю…». К этой группе ошибок относят и употребление слова в неправильном значении.

распространенные ошибки в русском языке

Ниже представлены примеры предложений с распространенными лексическими ошибками.

Ошибочное употребление слова

Лексическая норма

Комментарий

Читатель оставил к статье свинский комментарий.

Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий.

Свинский – неприемлемое для делового стиля слово. 

В преддверии собрания надо подготовить все нужные бумажки.

В преддверии собрания нам нужно подготовить все необходимые отчеты. (деловой стиль)

Перед собранием надо подготовить все нужные бумажки. (разговорный стиль)

В преддверии – неподходящее слово для делового стиля, а слово бумажки – не соответствует деловому.

Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе.

Жильцы дома сами почистили снег во дворе.

Неуместный канцеляризм.

Виталий написал автобиографию своей жизни.

Виталий написал автобиографию.

Автобиография – история жизни, поэтому автобиография своей жизни – это плеоназм.

Горячий кипяток, молодая девушка, прейскурант цен

Кипяток, девушка, прейскурант

С Андреем вчера случился такой случай

С Андреем вчера произошел такой случай.

Случился случай – тавтология. 

Улучшить уровень, имеет роль, играет значение

Повысить уровень, играет роль, имеет значение

Нарушение сочетаемости

Директор поставил на документе свою роспись.

Директор поставил на документе свою подпись.

Росписью называют живопись, а подписью – идентифицирующие человека символы.

Палка имеет два конца

Палка о двух концах

Нарушение устойчивого сочетания

Для избежания лексических ошибок лучше использовать слова и выражения, в значении и правильности которых вы уверены.

распространенные ошибки в русском языке

Как улучшить русский язык?

Письменный

Чтобы знать, как правильно написать фразу на русском, нужно системно заниматься. Язык требует к себе регулярного внимания. Можно читать различные словари, учебники, самостоятельно выполнять тренировочные упражнения, писать диктанты. Но эффективнее всего заниматься с репетитором по русскому языку.

Педагог поможет изучить дисциплину комплексно, с упором на приоритетные для ученика темы. Учитель оценит начальный уровень подготовки, составит график уроков в удобное для подопечного дни. Индивидуальные занятия проходят в комфортном для ученика темпе, а сложным темам уделяется достаточное количество времени. 

Во время урока педагог свое внимание концентрирует только на одном человеке и ученик в любой момент может задать интересующий вопрос. Найти репетитора по русскому языку или другой дисциплине можно на сайте BUKI.

Устный

Если во время письма у человека есть определенное время на размышление, формулировку предложений, проверку правильности написания, то в живом общении такой возможности часто нет. 

Когда говорящему сложно выразить мысль, он цепляется за любую «соломинку» и использует слова-паразиты (вот, короче, блин). Словом-паразитом может стать любая частоупотребляемая лексема или звук («понимаете», «эмм» в каждом предложении).

Текст можно перечитать и исправить, а чтобы услышать устные ошибки, свою речь нужно слышать. Для этого рекомендуется записывать на диктофон телефонные звонки или любой бытовой разговор. Прослушивание записей поможет проанализировать ошибки и в дальнейшем не допускать их.

Слова-паразиты идут в ход, когда человек не может быстро вспомнить необходимое литературное слово. Для избежания подобных проблем, важно увеличивать словарных запас. В этом поможет чтение художественной или научной литературы. 

Часто люди во время живого общения допускают ошибки в ударении слов и говорят тортЫ, феномЕн, жАлюзи, катАлог, килОметр, а правильным вариантом будет тОрты, фенОмен, жалюзИ, каталОг, киломЕтр. Чтобы научиться грамотно общаться, нужно чаще смотреть выступления авторитетных филологов, литературоведов, ходить на творческие собрания и в литературные клубы. 

Улучшить разговорную речь можно и на занятиях с репетитором по русскому языку. Учитель во время урока будет указывать на ошибки в произношении, ударении, чтобы ученик в дальнейшем их не допускал.

Читайте также: Бесплатные разговорные клубы в Алматы: улучшайте английский в новом интересном формате

                   Грамматические  ошибки

Предложения

1.Неправильное употребление падежной формы  существительного с предлогом

Благодаря   имеющихся источников  литературоведы  пришли  к  выводу …

Благодаря   понимания  со стороны  родителей…

НАДО:  БЛАГОДАРЯ   ЧЕМУ?

Летчик действовал согласно инструкций… НАДО: согласно чему?

Вопреки прогнозов   аналитиков… НАДО: вопреки чему?

На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется  на изучение  норм литературного языка. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Никто из тех,  кто  играл в  школьной  баскетбольной команде,  не стали профессиональными  спортсменами.

Все,   кто рано начинает учить иностранный язык,  овладевает  им в совершенстве.

Те,   кто видел море лунными вечерами,  часто вспоминает о нем.

Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.

3. Нарушение  в построении предложения с несогласованным приложением

В  журнале  «Ровеснике»  печатают  много  интересных  статей.

 О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что  у него вышла не драма, а комедия.

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

Созданы  благоприятные  условия  не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

НАДО:  НЕ ТОЛЬКО…, НО  И…

Борис Шергин – «писатель души и сердца»,  который как раскрыл идеи братства, так и красоты.  НАДО:  раскрыл как идеи братства, так и идеи красоты.

Я горячо люблю и  горжусь своей  Родиной. НАДО: люблю что? кого? – горжусь чем? кем?

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Увидев красный сигнал светофора, машина  была  остановлена.

Сдав  экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.

Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как  будущий успех моей книги.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне руку.

8. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.

Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.

Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

9. Неправильное употребление имени числительного.

Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.  

Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.

10. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

И.С.Тургенев писал, что «берегите русский язык, этот клад, это достояние».

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неправильный предлог тип ошибки
  • Неправильный перенос слова это ошибка или нет
  • Неправильный перенос слова это орфографическая или пунктуационная ошибка
  • Неправильный падеж какой вид ошибки
  • Неправильный перенос слова это какая ошибка