Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №52»
Методические рекомендации
по выполнению задания 7
(ЕГЭ-2016. Русский язык)
Подготовила
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с УИОП №52»
Симонова Ирина Александровна
Содержание
Раздел I. Аннотация…………………………………………………….стр 3
Раздел II. Теоретические материалы…………………………..….стр.4-11
Раздел III. Практические задания…………………………………стр.12-17
Раздел IV. Ответы ……………………………………………………стр.18
Раздел V. Литература………………………………………….……..стр.19
Раздел I. Аннотация
В
заданиях КИМ ЕГЭ по русскому языку 2016 года произошли некоторые изменения. Ряд
теоретических заданий, представляющих особые трудности для выпускников, убраны,
количество заданий уменьшилось. Однако появились новые формулировки, которые
вызывают вопросы не только у учеников, но и у педагогов, готовящих детей к
выпускному экзамену. Наибольшие затруднения вызывает задание 7, при выполнении
которого нужно соотнести ошибочно сформулированные предложения с видами
грамматических ошибок. Примечательно то, что школьники знают, как исправить
предложение, но соотнести эти два столбика бывают не в состоянии.
В
пособии предоставлены теоретические материалы, которые помогут
классифицировать грамматические ошибки, и практические задания, направленные на
закрепление изученного. Буду рада, если смогу помочь Вам и Вашим выпускникам в
выполнении этого задания.
Автор-составитель
— Симонова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
№52».
Раздел II. Теоретические
материалы
1)
неправильное употребление
падежной формы существительного (местоимения) с предлогом;
2)
нарушение связи между подлежащим
и сказуемым;
3)
нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением;
4)
ошибка в построении предложения
с однородными членами;
5)
неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом;
6)
нарушение в построении предложения
с причастным оборотом;
7)
неправильное построение предложения
с косвенной речью;
ошибка в употреблении
имени числительного;
9)
ошибка в построении сложного
предложения;
10) нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм.
Типы |
Примеры |
Правила |
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с |
||
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, |
Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки |
Существительные после предлогов благодаря, |
2. Ошибка в употреблении предлога по |
По завершениЮ |
Если предлог «по» имеет значение «после |
> >ВАЖНО! Запоминание этих предлогов поможет и выполнении задания 13, и в написании |
||
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает |
||
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает |
Не раздумывая ни минуты, отважный всадник |
Правильный вариант: Не раздумывая ни минуты, отважный всадник |
3. Употребление предложного сочетания |
Установить о причинах аварии, не |
Правильный вариант: Установить (кого? что?) причины не касаться (кого? чего?) этих вопросов |
4. Беспредложная конструкция вместо |
Характерная им особенность |
Правильный вариант: Характерная (для кого?) для них |
5. Неправильный выбор предлога |
Партнер в игре в теннис |
Правильный вариант: Партнер (по чему?) по игре в теннис |
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
||
1. Ошибки в предложениях, придаточная |
Те, кто бывали в Геленджике, не могли |
Союзные слова КТО, НИКТО употребляются с |
2. Ошибки в предложениях с интерпозицией |
Те, кто никогда |
Начинать работу с такими конструкциями |
3. Ошибки в предложениях с приложением во |
Никто, даже |
Запомнить, что сказуемое сочетается с |
4. Подлежащее выражено синтаксически не |
||
*Подлежащее выражено сочетанием |
Никто из друзей не могли даже |
Местоимение НИКТО употребляется с глаголами |
* Подлежащее выражено собирательным |
1)Большинство 2)Ряд новых домов стояли в конце деревни. |
1)Сказуемое 2)Сказуемое |
* Подлежащее выражено так называемым счётным |
Десять бойцов бросилось |
Сказуемое обычно согласуется так же, как с |
* Подлежащее выражено числительными два, три, четыре с существительным |
Три книги лежит на столе. Четыре ученика |
Сказуемое обычно ставится во множественном |
* Подлежащее выражено конструкцией с составными числительными, оканчивающимися |
Институт окончили триста один студент. |
Сказуемое, как правило, ставится в |
* Подлежащее выражено конструкцией со словами тысяча, миллион, миллиард. |
Получены тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущено |
Сказуемое обычно ставится |
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным лет, месяцев, дней, |
Прошли две недели (П.) Пробили десять часов. (Т.) |
Сказуемое обычно ставится в единственном Прошло две недели (П.) Пробило десять часов. (Т.) |
* В подлежащем со счётным оборотом имеются слова все, эти, а также слова всего, только, лишь |
1)Все три всадника ехало молча. (Г.) 2)Гостей приходили только трое. (П.) |
1)Сказуемое ставится только во множественном 2)Напротив, при наличии слов всего, только, лишь |
* Подлежащее выражено сложным существительным, первой |
1)Полдома сгорели. Полжизни прожиты. Полтарелки 2)Полгода, проведенные в деревне, восстановило здоровье |
1)Сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в 2)Но если при этих словах имеется определение в Правильный вариант: Полгода, проведенные в деревне, |
* С состав подлежащего входит имя существи-тельное со |
За моею тележкою четверка |
Сказуемое ставится в единственном числе. Правильный вариант: За моею тележкою четверка быков |
* Подлежащее выражено конструкцией со словами много, мало, немного, немало, |
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидели в |
Сказуемое обычно ставится в единст-венном Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидело в |
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным мужского рода, обозначающим |
Педагог Сергеева |
Сказуемое ставится в |
* При подлежащем, |
«Герой нашего времени» написано М.Ю. Лермонтовым. «Волки и овцы» поставлено |
Сказуемое согласуется со словом или словами «Волки и овцы» поставлены Однако нельзя |
* При |
Библиотека-музей отремонтирован, песня-романс |
Сказуемое согласуется с тем из них, которое Правильный вариант: библиотека-музей отремонтирована, |
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
||
В качестве |
||
1. Ошибки в употреблении имен собственных |
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ»… Об этом писали в газете «Аргументах и В «Аргументы и факты» много новостей. |
В сочетании с именем нарицательным имя |
2. Ошибки в употреблении географических |
Я живу в городе Курск. Мы отдыхали |
Названия городов, Все остальные географические названия (озер, мысов, заливов, островов, полуостровов, гор, |
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами |
||
1. Нарушение синтаксических норм при |
Хорошо отвечали как |
Нельзя нарушать парность двойных союзов. |
Книга не только имеет познавательную |
При двойных союзах один из однородных членов |
|
2. Построение предложений с однородными |
Во время войны народ надеялся и верил |
Если однородные сказуемые имеют дно и то же |
3. Пропуск предлога при однородных членах |
На земле, воде и воздухе – всюду мы |
Перед словом воздухе необходимо добавить |
4. Нарушение лексической сочетаемости |
Много критических замечаний и ценных |
Все однородные члены предложения должны |
5. Нарушение падежных форм обобщающего |
Посетители музея любовались картинами великих |
Все однородные члены должны стоять в одном |
6. Нарушение однородности понятий |
Мы любим футбол и стрелять. |
Не могут быть однородными существительное и |
7. Смешение родо-видовых понятий в ряду |
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. |
Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи. |
8. Соединение в одном ряду однородных |
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и |
Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный |
9. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. |
Иван Петрович пришел с женой и плохим |
«Пришел с женой и плохим настроением» |
10. Нарушение однородности синтаксических |
Дождь, ливший с утра и который напоил |
Не могут выступать в качестве однородных |
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
||
> ВНИМАНИЕ! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с |
||
1. Добавочное действие (деепричастный |
Окончив с отличием политехнический |
Подлежащее «карьера» выполняет |
2. Деепричастный оборот употреблен в |
Гуляя вечером, мне нездоровилось. |
Употреблять деепричастный оборот в безличном |
3. Сказуемое выражено конструкцией со |
Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками. |
Исполнитель действия, выраженного сказуемым, |
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
||
1. Нарушение согласования причастия с |
Мы гордимся нашими футболистами, |
Причастие и определяемое слово должны |
2. Разрыв причастного оборота |
Приготовленные оладьи мамой были |
Определяемое слово не может разрывать |
3. Неверное определение определяемого слова, |
Через несколько дней после ссоры |
Кто крадёт дрова: леса или всё-таки |
4. Замена страдательных причастий |
Задание, выполняющееся нами, не Водитель – это лицо, управляемое |
Действительное причастие на –ся |
7. |
||
В отличие от прямой речи косвенная |
||
1. Смешение прямой и косвенной речи |
Студент грустно сказал, что я еще |
Нельзя использовать в придаточной части косвенной Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать. |
8. |
||
Особые проблемы в конструировании Собирательные числительные употребляются |
||
1. С лицами мужского и общего рода: трое мальчиков, двое сирот |
Трое девчонок весело смеялись, разглядывая картину. |
Правильный вариант: Три девчонки весело смеялись, |
2. С |
Мы отсутствовали двадцать двое |
Правильный вариант: Мы отсутствовали двадцать два дня. |
3. С существительными |
Пять людей вышли из дому. |
Правильный вариант: Пятеро людей вышли из дому. |
4. С личными |
Нас |
Правильный вариант: Нас было четверо. Вам двоим необходимо |
5. С названиями парных предметов: двое носков, пятеро брюк |
Мне было необходимо купить пять |
Правильный вариант: Мне было необходимо купить пятеро новых носков. |
6. С |
У моих соседей трое красивых кошек. |
Правильный вариант: У моих соседей три красивые кошки. // У моих соседей трое красивых |
7. С |
В госпитальной палате теснились шесть |
Правильный вариант: В госпитальной палате теснились шестеро раненых. |
8. Склонение |
Вымой обои ладони. Обоим |
Правильный вариант: Вымой обе ладони. Обеим бабушкам уступили место. |
9. |
||
1. Замена |
Она говорила то, что в жизни есть Мы благодарны им, что живем под |
Правильный вариант: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и Мы благодарны им за то, что живем |
2. Неуместное |
Когда |
Правильный вариант: Когда тяжелый бой уже закончился, |
3. |
Учитель поинтересовался, что успеем ли |
Правильный вариант: Учитель поинтересовался, успеем ли мы закончить работу к концу |
4. |
Они мечтали, чтобы когда наступит |
Правильный вариант: Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черемуха, когда наступит |
10. |
||
1. Глагольные |
Статья показывает пороки, Замирает на мгновение сердце и застучит вновь. Кто-то сядет на лавочку, |
Правильный вариант: Статья показала пороки, современного общества и вызвала живой Замрёт на мгновение сердце и застучит вновь. Кто-то сядет на лавочку, |
Источник
- 1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура
речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.:
ФЛИНТА: Наука, 2011. – 608 с. - Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник
заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ.
Задачник»)
Раздел III. Практические задания
Задание 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) нарушение в построении предложения Д) ошибка в построении сложного предложения |
1) Сравнивая слова 2) Сразу по приезде 3) Те, кто увлекается 4) Иней ОДЕЛ все деревья 5) В обширном арсенале 6) Изучая растения 7) Благодаря нашего Записывая формулу, 9) Я не заметил, что успел ли Сергей |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с Б) нарушение связи между подлежащим и В) неправильное построение предложения Г) нарушение видовременной соотнесённости Д) ошибка в употреблении имени числительного |
1) Кто бы ни изучал биографию 2) Поутру обои подруги 3) В одном из старинных 4) Организм человека, 5) Мы взяли с собой нехитрую 6) Древнегреческий 7) Незнакомец спросил Артём очень любит своего 9) Пьеса Горького «На дне», которая была |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) нарушение в построении предложения В) нарушение связи между подлежащим и Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости |
1) На уроке все, кто прочитал 2) Вечером мы уже были 3) Я не заметил, что 4) Тех, кто в ХVIII столетии 5) Об истории создания 6) Согласно плану операции, 7) Никто не удивился, В журнале «Юности» 9) Благодаря душевности, доброте, |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) неправильное построение предложения Д) ошибка в употреблении имени числительного |
1) Плохо выраженная 2) Их было всего четверо, 3) Благодаря уникального 4) Спрятавшись за старый 5) Для Пушкина Татьяна, 6) По утверждению К.И. 7) Владимир говорил, Пользуясь советами 9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения Г) нарушение связи между подлежащим и Д) нарушение видовременной соотнесённости |
1) И. С. Тургенев подвергает 2) Все, кто побывал в 3) В основе произведения 4) С. Михалков утверждал, 5) В 1885 году В. Д. Поленов 6) Теория красноречия 7) В пейзаже И. Машкова Счастливы те, кто 9) Читая классическую литературу, замечаешь, |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) нарушение связи между подлежащим и Д) ошибка в построении предложения с |
1) В конце лекции студентка 2) В рукописи, относящейся 3) Создавая проект 4) Согласно правил современного 5) Исаак писал, что не 6) Если вести речь о животных, 7)Те, кто знал Николая Необычна сама история 9) Международная общественность хорошо |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Раздел IV.
Ответы
Задание 1
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
7 |
8 |
3 |
9 |
Задание 2
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
4 |
7 |
8 |
2 |
Задание 3
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6 |
8 |
1 |
3 |
7 |
Задание 4
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
3 |
4 |
7 |
9 |
Задание 5
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
9 |
3 |
2 |
1 |
Задание 6
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
4 |
3 |
7 |
9 |
Раздел V.
Литература
- Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи:
учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: ФЛИНТА:
Наука, 2011. – 608 с. - Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2016.
Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. –
М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 118, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые
тестовые задания») - Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник
заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ.
Задачник») - Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, А.Г. Нарушевич,
Н.М. Смерчинская. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2:
учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.А. Сениной. — Ростов н/Д:
Легион-М, 2014. – 368 с. – (Готовимся к ЕГЭ). - Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к
ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н/Д:
Легион-М, 2010. – 523 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Задание 1.
Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола.
1. Ряд столов (стоял – стояли) посередине комнаты.
2. Пять учеников (подошло – подошли) к экзаменационному столу.
3. Двадцать две тетради (лежало – лежали) в шкафу.
4. На конференцию (прибыл – прибыли) двадцать один делегат.
5. Тысяча солдат (бросилось – бросилась – бросились) в атаку.
6. (Прошло – прошли) два месяца.
7. На экскурсию (пошло – пошли) всего десять человек.
8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло – прошли) незаметно.
9. Пятерка истребителей (сопровождала – сопровождали) эскадру.
10. Много выпускников нашего вуза (пошло – пошли) работать на это предприятие.
11. Позади их (щелкнули – щелкнуло) два выстрела.
Задание 2.
Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм глагола.
1. Секретарь (выдал – выдала) нам нужные справки.
/ Речь идет о лице женского пола.
/ 2. «Война и мир» (написана – написано – написаны) Л.
Н. Толстым.
3. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли) решить эту трудную задачу.
4. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, отлично (справляется – справляются) со своими обязанностями.
5. Платье — костюм (сшит – сшито) по новой моде.
6. Машина — грейдер (разравнивал – разравнивала) дорогу.
6. НИИ (получил – получило) заказ на разработку новых строительных материалов.
7. Брат или сестра (поможет – помогут) мне сделать уроки.
8. Мать с детьми (уехала – уехали) в деревню.
Вы зашли на страницу вопроса Задание 1?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №52»
Методические рекомендации
по выполнению задания 7
(ЕГЭ-2016. Русский язык)
Подготовила
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с УИОП №52»
Симонова Ирина Александровна
Содержание
Раздел I. Аннотация…………………………………………………….стр 3
Раздел II. Теоретические материалы…………………………..….стр.4-11
Раздел III. Практические задания…………………………………стр.12-17
Раздел IV. Ответы ……………………………………………………стр.18
Раздел V. Литература………………………………………….……..стр.19
Раздел I. Аннотация
В
заданиях КИМ ЕГЭ по русскому языку 2016 года произошли некоторые изменения. Ряд
теоретических заданий, представляющих особые трудности для выпускников, убраны,
количество заданий уменьшилось. Однако появились новые формулировки, которые
вызывают вопросы не только у учеников, но и у педагогов, готовящих детей к
выпускному экзамену. Наибольшие затруднения вызывает задание 7, при выполнении
которого нужно соотнести ошибочно сформулированные предложения с видами
грамматических ошибок. Примечательно то, что школьники знают, как исправить
предложение, но соотнести эти два столбика бывают не в состоянии.
В
пособии предоставлены теоретические материалы, которые помогут
классифицировать грамматические ошибки, и практические задания, направленные на
закрепление изученного. Буду рада, если смогу помочь Вам и Вашим выпускникам в
выполнении этого задания.
Автор-составитель
— Симонова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
№52».
Раздел II. Теоретические
материалы
1)
неправильное употребление
падежной формы существительного (местоимения) с предлогом;
2)
нарушение связи между подлежащим
и сказуемым;
3)
нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением;
4)
ошибка в построении предложения
с однородными членами;
5)
неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом;
6)
нарушение в построении предложения
с причастным оборотом;
7)
неправильное построение предложения
с косвенной речью;
ошибка в употреблении
имени числительного;
9)
ошибка в построении сложного
предложения;
10) нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм.
Типы |
Примеры |
Правила |
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с |
||
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, |
Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки |
Существительные после предлогов благодаря, |
2. Ошибка в употреблении предлога по |
По завершениЮ |
Если предлог «по» имеет значение «после |
> >ВАЖНО! Запоминание этих предлогов поможет и выполнении задания 13, и в написании |
||
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает |
||
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает |
Не раздумывая ни минуты, отважный всадник |
Правильный вариант: Не раздумывая ни минуты, отважный всадник |
3. Употребление предложного сочетания |
Установить о причинах аварии, не |
Правильный вариант: Установить (кого? что?) причины не касаться (кого? чего?) этих вопросов |
4. Беспредложная конструкция вместо |
Характерная им особенность |
Правильный вариант: Характерная (для кого?) для них |
5. Неправильный выбор предлога |
Партнер в игре в теннис |
Правильный вариант: Партнер (по чему?) по игре в теннис |
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
||
1. Ошибки в предложениях, придаточная |
Те, кто бывали в Геленджике, не могли |
Союзные слова КТО, НИКТО употребляются с |
2. Ошибки в предложениях с интерпозицией |
Те, кто никогда |
Начинать работу с такими конструкциями |
3. Ошибки в предложениях с приложением во |
Никто, даже |
Запомнить, что сказуемое сочетается с |
4. Подлежащее выражено синтаксически не |
||
*Подлежащее выражено сочетанием |
Никто из друзей не могли даже |
Местоимение НИКТО употребляется с глаголами |
* Подлежащее выражено собирательным |
1)Большинство 2)Ряд новых домов стояли в конце деревни. |
1)Сказуемое 2)Сказуемое |
* Подлежащее выражено так называемым счётным |
Десять бойцов бросилось |
Сказуемое обычно согласуется так же, как с |
* Подлежащее выражено числительными два, три, четыре с существительным |
Три книги лежит на столе. Четыре ученика |
Сказуемое обычно ставится во множественном |
* Подлежащее выражено конструкцией с составными числительными, оканчивающимися |
Институт окончили триста один студент. |
Сказуемое, как правило, ставится в |
* Подлежащее выражено конструкцией со словами тысяча, миллион, миллиард. |
Получены тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущено |
Сказуемое обычно ставится |
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным лет, месяцев, дней, |
Прошли две недели (П.) Пробили десять часов. (Т.) |
Сказуемое обычно ставится в единственном Прошло две недели (П.) Пробило десять часов. (Т.) |
* В подлежащем со счётным оборотом имеются слова все, эти, а также слова всего, только, лишь |
1)Все три всадника ехало молча. (Г.) 2)Гостей приходили только трое. (П.) |
1)Сказуемое ставится только во множественном 2)Напротив, при наличии слов всего, только, лишь |
* Подлежащее выражено сложным существительным, первой |
1)Полдома сгорели. Полжизни прожиты. Полтарелки 2)Полгода, проведенные в деревне, восстановило здоровье |
1)Сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в 2)Но если при этих словах имеется определение в Правильный вариант: Полгода, проведенные в деревне, |
* С состав подлежащего входит имя существи-тельное со |
За моею тележкою четверка |
Сказуемое ставится в единственном числе. Правильный вариант: За моею тележкою четверка быков |
* Подлежащее выражено конструкцией со словами много, мало, немного, немало, |
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидели в |
Сказуемое обычно ставится в единст-венном Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидело в |
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным мужского рода, обозначающим |
Педагог Сергеева |
Сказуемое ставится в |
* При подлежащем, |
«Герой нашего времени» написано М.Ю. Лермонтовым. «Волки и овцы» поставлено |
Сказуемое согласуется со словом или словами «Волки и овцы» поставлены Однако нельзя |
* При |
Библиотека-музей отремонтирован, песня-романс |
Сказуемое согласуется с тем из них, которое Правильный вариант: библиотека-музей отремонтирована, |
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
||
В качестве |
||
1. Ошибки в употреблении имен собственных |
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ»… Об этом писали в газете «Аргументах и В «Аргументы и факты» много новостей. |
В сочетании с именем нарицательным имя |
2. Ошибки в употреблении географических |
Я живу в городе Курск. Мы отдыхали |
Названия городов, Все остальные географические названия (озер, мысов, заливов, островов, полуостровов, гор, |
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами |
||
1. Нарушение синтаксических норм при |
Хорошо отвечали как |
Нельзя нарушать парность двойных союзов. |
Книга не только имеет познавательную |
При двойных союзах один из однородных членов |
|
2. Построение предложений с однородными |
Во время войны народ надеялся и верил |
Если однородные сказуемые имеют дно и то же |
3. Пропуск предлога при однородных членах |
На земле, воде и воздухе – всюду мы |
Перед словом воздухе необходимо добавить |
4. Нарушение лексической сочетаемости |
Много критических замечаний и ценных |
Все однородные члены предложения должны |
5. Нарушение падежных форм обобщающего |
Посетители музея любовались картинами великих |
Все однородные члены должны стоять в одном |
6. Нарушение однородности понятий |
Мы любим футбол и стрелять. |
Не могут быть однородными существительное и |
7. Смешение родо-видовых понятий в ряду |
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. |
Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи. |
8. Соединение в одном ряду однородных |
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и |
Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный |
9. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. |
Иван Петрович пришел с женой и плохим |
«Пришел с женой и плохим настроением» |
10. Нарушение однородности синтаксических |
Дождь, ливший с утра и который напоил |
Не могут выступать в качестве однородных |
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
||
> ВНИМАНИЕ! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с |
||
1. Добавочное действие (деепричастный |
Окончив с отличием политехнический |
Подлежащее «карьера» выполняет |
2. Деепричастный оборот употреблен в |
Гуляя вечером, мне нездоровилось. |
Употреблять деепричастный оборот в безличном |
3. Сказуемое выражено конструкцией со |
Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками. |
Исполнитель действия, выраженного сказуемым, |
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
||
1. Нарушение согласования причастия с |
Мы гордимся нашими футболистами, |
Причастие и определяемое слово должны |
2. Разрыв причастного оборота |
Приготовленные оладьи мамой были |
Определяемое слово не может разрывать |
3. Неверное определение определяемого слова, |
Через несколько дней после ссоры |
Кто крадёт дрова: леса или всё-таки |
4. Замена страдательных причастий |
Задание, выполняющееся нами, не Водитель – это лицо, управляемое |
Действительное причастие на –ся |
7. |
||
В отличие от прямой речи косвенная |
||
1. Смешение прямой и косвенной речи |
Студент грустно сказал, что я еще |
Нельзя использовать в придаточной части косвенной Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать. |
8. |
||
Особые проблемы в конструировании Собирательные числительные употребляются |
||
1. С лицами мужского и общего рода: трое мальчиков, двое сирот |
Трое девчонок весело смеялись, разглядывая картину. |
Правильный вариант: Три девчонки весело смеялись, |
2. С |
Мы отсутствовали двадцать двое |
Правильный вариант: Мы отсутствовали двадцать два дня. |
3. С существительными |
Пять людей вышли из дому. |
Правильный вариант: Пятеро людей вышли из дому. |
4. С личными |
Нас |
Правильный вариант: Нас было четверо. Вам двоим необходимо |
5. С названиями парных предметов: двое носков, пятеро брюк |
Мне было необходимо купить пять |
Правильный вариант: Мне было необходимо купить пятеро новых носков. |
6. С |
У моих соседей трое красивых кошек. |
Правильный вариант: У моих соседей три красивые кошки. // У моих соседей трое красивых |
7. С |
В госпитальной палате теснились шесть |
Правильный вариант: В госпитальной палате теснились шестеро раненых. |
8. Склонение |
Вымой обои ладони. Обоим |
Правильный вариант: Вымой обе ладони. Обеим бабушкам уступили место. |
9. |
||
1. Замена |
Она говорила то, что в жизни есть Мы благодарны им, что живем под |
Правильный вариант: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и Мы благодарны им за то, что живем |
2. Неуместное |
Когда |
Правильный вариант: Когда тяжелый бой уже закончился, |
3. |
Учитель поинтересовался, что успеем ли |
Правильный вариант: Учитель поинтересовался, успеем ли мы закончить работу к концу |
4. |
Они мечтали, чтобы когда наступит |
Правильный вариант: Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черемуха, когда наступит |
10. |
||
1. Глагольные |
Статья показывает пороки, Замирает на мгновение сердце и застучит вновь. Кто-то сядет на лавочку, |
Правильный вариант: Статья показала пороки, современного общества и вызвала живой Замрёт на мгновение сердце и застучит вновь. Кто-то сядет на лавочку, |
Источник
- 1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура
речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.:
ФЛИНТА: Наука, 2011. – 608 с. - Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник
заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ.
Задачник»)
Раздел III. Практические задания
Задание 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) нарушение в построении предложения Д) ошибка в построении сложного предложения |
1) Сравнивая слова 2) Сразу по приезде 3) Те, кто увлекается 4) Иней ОДЕЛ все деревья 5) В обширном арсенале 6) Изучая растения 7) Благодаря нашего 9) Я не заметил, что успел ли Сергей |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с Б) нарушение связи между подлежащим и В) неправильное построение предложения Г) нарушение видовременной соотнесённости Д) ошибка в употреблении имени числительного |
1) Кто бы ни изучал биографию 2) Поутру обои подруги 3) В одном из старинных 4) Организм человека, 5) Мы взяли с собой нехитрую 6) Древнегреческий 7) Незнакомец спросил 9) Пьеса Горького «На дне», которая была |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) нарушение в построении предложения В) нарушение связи между подлежащим и Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости |
1) На уроке все, кто прочитал 2) Вечером мы уже были 3) Я не заметил, что 4) Тех, кто в ХVIII столетии 5) Об истории создания 6) Согласно плану операции, 7) Никто не удивился, 9) Благодаря душевности, доброте, |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) неправильное построение предложения Д) ошибка в употреблении имени числительного |
1) Плохо выраженная 2) Их было всего четверо, 3) Благодаря уникального 4) Спрятавшись за старый 5) Для Пушкина Татьяна, 6) По утверждению К.И. 7) Владимир говорил, 9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения Г) нарушение связи между подлежащим и Д) нарушение видовременной соотнесённости |
1) И. С. Тургенев подвергает 2) Все, кто побывал в 3) В основе произведения 4) С. Михалков утверждал, 5) В 1885 году В. Д. Поленов 6) Теория красноречия 7) В пейзаже И. Машкова 9) Читая классическую литературу, замечаешь, |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) нарушение связи между подлежащим и Д) ошибка в построении предложения с |
1) В конце лекции студентка 2) В рукописи, относящейся 3) Создавая проект 4) Согласно правил современного 5) Исаак писал, что не 6) Если вести речь о животных, 7)Те, кто знал Николая 9) Международная общественность хорошо |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Раздел IV.
Ответы
Задание 1
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
7 |
8 |
3 |
9 |
Задание 2
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
4 |
7 |
8 |
2 |
Задание 3
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6 |
8 |
1 |
3 |
7 |
Задание 4
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
3 |
4 |
7 |
9 |
Задание 5
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
9 |
3 |
2 |
1 |
Задание 6
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
4 |
3 |
7 |
9 |
Раздел V.
Литература
- Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи:
учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: ФЛИНТА:
Наука, 2011. – 608 с. - Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2016.
Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. –
М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 118, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые
тестовые задания») - Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник
заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ.
Задачник») - Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, А.Г. Нарушевич,
Н.М. Смерчинская. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2:
учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.А. Сениной. — Ростов н/Д:
Легион-М, 2014. – 368 с. – (Готовимся к ЕГЭ). - Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к
ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н/Д:
Легион-М, 2010. – 523 с. – (Готовимся к ЕГЭ).