1.1. Употребление слова в несвойственном ему
значении.
Пример: Костер
все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться
до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное
возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать
сильно или хорошо, ровно гореть.
1.2. Употребление знаменательных и служебных |
|||||||||||||||||||||
1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием |
|||||||||||||||||||||
1.4. Неправильное употребление паронимов. становить смысл высказываний в примере, нужно оменять слова местами. |
|||||||||||||||||||||
2. Лексическая сочетаемость. |
|||||||||||||||||||||
При выборе но определит , можно ли употребить вместе те или иные слова, |
|||||||||||||||||||||
3. Употребление |
|||||||||||||||||||||
Синонимы |
|||||||||||||||||||||
4. Употребление |
|||||||||||||||||||||
Благодаря ющих по звучанию и написанию в отдельных х ситуациях призван раскрывать смысл слов. |
|||||||||||||||||||||
5. Употребление |
|||||||||||||||||||||
При Неправильное употребление метафоры чаще всего обусловлено тем, До редактирования: 1) Под крылом зеленого змия. 2) На прохоровском поле 1200 танков схватились врукопашную. После редактирования: 1) Под властью зеленого змия. 2) На прохоровском поле сражалось 1200 танков.
|
Анализируя работы
экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить
типичные речевые ошибки (К10) Это нарушения, связанные с неразвитостью речи:
плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное
использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит,
неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов,
антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
В отличие от грамматических речевые
ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы,
а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу
это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа
Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный)
ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в
контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить
только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для
обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует
также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм,
т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова).
Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне
семантики словосочетания, реже — предложения): а) употребление слова в
несвойственном ему значении: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров
былроскошный (т.е.
живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение
лексико-семантической сочетаемости слова: «Небо стояло
светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может
только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» ( лучи солнца
освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол,
поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных
лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи
глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного
значения слову, не имеющего его в системе литературного языка:
«Его натруженные руки утверждают,
что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя —
храбрый человек»; г) неразличение
оттенков значений синонимов: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует)
сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются);
д) смешение значений
паронимов: «Брови его удивительно поднялись» (вместо:
удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра»
(вместо: образцом); е) не
снимаемая в предложении многозначность: «Эти озера живут всего несколько дней в
году».
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм,
регулирующих коммуникативную организацию высказывания:
а)
СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и
логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей):
«Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт
проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;
б)
ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны
высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама
Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема
любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию:
«Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение
родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих
гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5)
нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро
успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном
ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего
роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые,
дружелюбный, необидчивый».
К наиболее частотным
ошибкам относятся следующие:
1)
неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в
«Философский словарь». Глагол
взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на»
(взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть
(«быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать,
выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном
предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;
2)
ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо слова известно в предложении
ошибочно употреблен его синоним знакомо. Теперь в нашей печати отводится значительное
пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова пространство
лучше употребить его синоним — место {Реклама занимает много
места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в
нашей печати). Иноязычное слово импонирует также требует синонимической
замены.
3)
ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не
мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точности в
сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются
даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных
проявлений одного и того же признака предмета (явления).
4)
разрушение образной
структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте:
Этому, безусловно,
талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только
посмешить читателя.
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она
может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической
позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце
слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то,
полапельсина.
В отличие от нее
грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в
устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; колят; иду по тропинке, ведущую к
дому; уверенность в победу.
Грамотность речи оценивается
по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте
письменной работы .
На оценку сочинения
распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним
соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по
русскому языку».
Среди ошибок следует выделять негрубые,
т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в
исключениях из правил;
2) в
написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в
случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4) в
случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в
написании и и ы после приставок;
в трудных случаях различения
не и ни (Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
6) в
собственных именах нерусского происхождения;
7) в
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в
пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также
повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну
ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если
условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии,
в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях
данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный –
грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается
как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и
более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются,
но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
—
в переносе слов;
—
на правила, которые не включены в школьную программу;
—
в передаче авторской пунктуации.
Ошибки графические (не учитываются при проверке) — разновидность
ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка,
фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К
графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения
слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками становятся
различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или
поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки –
неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо
работает, мемля вместо земля).
К числу наиболее
распространенных обычно относят:
—
пропуски букв: … весь
роман стоится
(следует: строится) на этом конфликте;
—
перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены
одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
—
Добавление лишних букв: Вот
почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях <…> (следует: даже);
Практика проведения
экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания
с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные
затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.
Когда ошибка не должна влиять на оценку.
Правила, которые не включены в школьную программу
Важными задачами остаются определение объема
норм по правописанию, который обязан усвоить выпускник средней школы,
установление требований к оценке грамотности выпускника средней школы и
абитуриента, а также уточнение нормы оценки письменных текстов, выходящих
из-под их пера.
Предлагаем перечень трудных случаев написания и
расстановки знаков препинания (т.е. орфографии и пунктуации), в которых
ошибка в письменной работе должна отмечаться, но не должна влиять на
оценку.
ОРФОГРАФИЯ
Буквенная передача звукового состава слов
—
Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр)
и после гласных в собственных именах (Мариетта).
—
Приставки пре- и при- в словах: преумножить – приумножить,
(пре)(при)увеличить, (пре)(при)уменьшить.
— Н
/ нн в кратких отглагольных прилагательных / причастиях (взволнованна
/ взволнована этим событием).
Прописная / строчная буквы
—
В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество,
Б(б)ог.
—
При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
—
Написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро
и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
—
Сложные существительные без соединительной гласной (в основном
заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз,
люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель,
портшез, прейскурант).
—
Слитное / раздельное написание наречных единиц / наречий с приставкой /
предлогом, например: в
разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в
диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
—
Слитное / дефисное написание:
перекати-поле, гуляй-город
ПУНКТУАЦИЯ
—
Тире в неполном предложении.
—
Вводные слова, не входящие в стандартный список вводных слов, приводимых в
школьных учебниках; различение слова наконец, в основном, по опыту (и
т.п.) как вводных и не вводных.
Рекомендации по классификации ошибок*
1.
Орфографические ошибки
– это неправильное написание слова;
она может быть допущена только на письме,
обычно в слабой фонетической позиции
(для гласных – в безударном положении,
для согласных – на конце слова или перед
другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только
увидеть, услышать ее нельзя: на
площаде, о синим карандаше, небыл, кто
то, полапельсина.
2.
Графические ошибки —
разновидность ошибок, связанных с
графикой, т.е. средствами письменности
данного языка, фиксирующими отношения
между буквами на письме и звуками устной
речи. К графическим средствам помимо
букв относятся: различные приемы
сокращения слов, использование пробелов
между словами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений. Графическими
ошибками становятся различные описки
и опечатки, вызванные невнимательностью
пишущего или поспешностью написания.
3.
Орфоэпические
(фонетические) ошибки – ошибки
произношения и ударения.
Орфоэпические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Неблагозвучие |
Вдруг |
2 |
Зияние |
Радиоузел
…у |
3 |
Нарушение |
Сад |
4 |
Неуместное |
Письма |
5 |
Скопление |
…соединяют |
6 |
Неверное |
о |
7 |
Употребление |
оратор |
8 |
Аллитерация |
как |
9 |
Ассонанс |
Эту |
10 |
Анафора |
как |
11 |
Эпифора |
как |
12 |
Вставка |
Юрис(т)консульт |
13 |
Перестановка |
Пу(о)ло(у)вер |
14 |
Пропуск |
Флюо(-)рография |
15 |
Замена |
Кон(м)форка |
16 |
Несоблюдение |
Библиот[э]ка |
17 |
Несоблюдение |
Любо[в’] |
18 |
Неверное |
Как |
19 |
Несоблюдение |
По |
20 |
Неразличение |
Языковая |
21 |
Несоблюдение |
По |
4.
Грамматические
ошибки — это
ошибки в структуре языковой единицы: в
структуре слова, словосочетания или
предложения; нарушение
какой-либо
грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
Словообразовательные |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Ошибочное
в |
зайцата
мотовщик, |
2 |
Сравнительная
—
—
Недопустимо |
Красивый Более
Этот |
3 |
Неправильное |
Автор |
4 |
Неверное
|
Кроме
Около |
5 |
Неверное |
Норма:
Шапку
Куда
Снег |
Морфологические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры
ошибок, |
1 |
Ошибочное |
Ее |
2 |
Ошибочное |
И.Иванова |
3 |
Ошибочное |
Отметка |
4 |
Определение
—
—
—
— |
Черное
Одно
Последнее
Жирный
Динго
Дружественный
РОНО |
5 |
Ошибочное
— при
— при |
Сложный
Строгий |
6 |
Ошибочное |
Опросить
Купить
Я
Запрягли |
7 |
Изменение |
пирожок |
8 |
Ошибочное |
играть |
9 |
Образование |
поднос |
10 |
Неверное |
не |
11 |
Неверное
|
Довольны
Направился |
12 |
Выбор |
Контроль |
13 |
Выбор
|
В
На
Скачки В
В
На |
14 |
Выбор
Иногда |
календаря,
договоры,
Пропуски |
15 |
Ошибки
м.р. Исключения: • названия парных предметов одежды
• названия
• названия |
Пять |
16 |
Выбор
|
Норма: Килограмм Привезли Чаще: Крикнуть Говорить Кваса/ |
17 |
Изменение
|
Норма:
Научные
К
Выступление
написать |
18 |
Неверный |
Дарвином, Путиным |
19 |
Ошибочное |
Профессор |
20 |
Неразличение |
Норма: |
21 |
Употребление
|
Противоположная |
22 |
Изменение
|
Норма:
В Пятьюстами
пятьюдесятью 45,6 |
23 |
Ошибочное
|
Двое
Две
Двое |
24 |
Неверное |
Приобрели |
Синтаксические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Нарушение |
Я
Я |
2 |
Нарушение
|
Нужно |
3 |
Нарушение
При |
Большинство
Большинство
Большинство
Пятеро
Четверо |
4 |
Ошибки
1)
2)
3) |
Идет
Я
Страна |
5 |
Если |
Молодая
Молодой |
6 |
Употребление
|
Читая
Жизнь
Прослушав |
7 |
Ошибки
|
Узкая
Между |
8 |
Ошибки
|
Эта
Люди
Мы |
9 |
Смешение |
Он |
10 |
Нарушение |
Когда |
11 |
Бедность |
Когда |
12 |
Неудачное |
Данный |
Кроме
того, к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки:
1)
связанные с употреблением частиц: Хорошо
было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, которые они
должны выделять): В
тексте всего раскрываются две проблемы,
ограничительная частица «всего» должна
стоять перед подлежащим: « всего две
проблемы».
2)
неоправданный пропуск (эллипсис)
подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;
3)
неправильное построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста понимает не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.
4)
нарушение согласования в роде и числе
субъекта и предиката в разных предложениях
текста: Я
считаю, что Родина — это когда каждый
уголок напоминает о прошедших днях,
которые уже нельзя вернуть. Которое
ушло навсегда и остается только помнить
о них.
Рекомендации
по классификации ошибок*
1. Орфографические ошибки – это
неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно
в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для
согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в
слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть,
услышать ее нельзя: на площаде, о синим
карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
2. Графические ошибки — разновидность ошибок, связанных с
графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения
между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо
букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между
словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. Графическими
ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью
пишущего или поспешностью написания.
3. Орфоэпические (фонетические) ошибки – ошибки
произношения и ударения.
Орфоэпические
|
||
№ п/п |
Вид ошибки, недочета |
Примеры ошибок, правка |
1 |
Неблагозвучие — несовершенное сочетание |
Вдруг взгрустнулось другу |
2 |
Зияние — стечение нескольких гласных. Бывает внутренним |
Радиоузел …у Тани и у Оли… |
3 |
Нарушение закона ритмического |
Сад был гол, пуст, стар… |
4 |
Неуместное использование |
Письма в Игарку пересылают через Упрглавсевморпуть |
5 |
Скопление неблагозвучных причастий с —вш, |
…соединяют регулирующие, |
6 |
Неверное употребление предлогов, |
о всем этом, с штатными |
7 |
Употребление заимствованных слов, |
оратор впадал в экзальтацию |
8 |
Аллитерация — повторение одинаковых или |
как прием: «Еще в полях белеет |
9 |
Ассонанс — повторение одинаковых или сходных |
Эту проблему мы обсуждали |
10 |
Анафора — повторение начальных букв в словах |
как прием: Задремали звезды |
11 |
Эпифора — повторение конечных звуков в словах |
как прием: Вечером синим, |
12 |
Вставка лишних звуков в лексеме |
Юрис(т)консульт |
13 |
Перестановка звуков в лексеме |
Пу(о)ло(у)вер |
14 |
Пропуск звуков в лексеме |
Флюо(-)рография |
15 |
Замена звуков в лексеме |
Кон(м)форка |
16 |
Несоблюдение закона смягчения твердых |
Библиот[э]ка |
17 |
Несоблюдение закона оглушения звонких |
Любо[в’] |
18 |
Неверное произнесение сочетания ЧН |
Как ШН произносится -чн- в словах конечно (=да), |
19 |
Несоблюдение правила перехода е в о |
По норме: Жёлчь, белёсый, манёвры, |
20 |
Неразличение омографов |
Языковая кафедра — языковая |
21 |
Несоблюдение правила переноса ударения |
По норме: зАнят — зАнято — зАняты — |
4. Грамматические
ошибки — это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова,
словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической
нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Словообразовательные
|
||
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры ошибок, правка |
1 |
Ошибочное словообразование, в том числе словосочинительство (создание |
зайцата (вместо мотовщик, рецензист |
2 |
Сравнительная и превосходная степени сравнения — простым: с помощью суффиксов или суффиксов+приставок, — аналитическим: с помощью слов БОЛЕЕ, НАИБОЛЕЕ, САМЫЙ Недопустимо использование этих двух способов |
Красивый – красивее (нейтр.), Более красивый (кн.), самый умный Этот рассказ более интереснее, |
3 |
Неправильное образование наречий |
Автор тута был не прав (норма: тут) |
4 |
Неверное образование личного местоимения 3 · · |
Кроме его, ради ее (устар. Норма: кроме нее, ради него) Около него; Искл.: внутри их, вне их |
5 |
Неверное образование форм от глаголов класть/положить. |
Норма: Шапку на стол (что делай?) не клади. Куда ты мою книгу (что сделал?) положил? Снег (что делает?) ложится на |
Морфологические ошибки |
||
№ п/п |
Вид ошибки |
Примерыошибок,
|
1 |
Ошибочное употребление имен существительных общего |
Ее величество впервые посетило |
2 |
Ошибочное употребление существительного для |
И.Иванова принята на должность секретарши |
3 |
Ошибочное употребление параллельных форм рода, которые |
Отметка в табели (норма: в |
4 |
Определение рода несклоняемых заимствований, — неодушевленные предметы (кроме кофе и родовых — одушевленные предметы (кроме называющих женщин леди, — географические наименования, компании, фирмы, СМИ — аббревиатуры приобретают род по стержневому слову, НО |
Черное кофе (Искл., норма: черный) Одно евро (Искл., норма: один) Последнее пенальти (норма: последний = Жирный иваси (норма: жирная = сельдь) Динго кормил (норма: кормила = Дружественный КНР (норма: дружественная, РОНО приветствовал (совр. |
5 |
Ошибочное определение рода сложных существительных. — при первой неизменяемой части род определяется по — при изменении обеих частей род определяется по |
Сложный ион-сетка (норма: Строгий женщина-посол (норма: |
6 |
Ошибочное образование формы формы В.п. у |
Опросить двадцать двух учеников (норма: Купить куклы, НО: кормить кукол. Я попросила ветерка (норма: ветерок). Запрягли в сани два медведя |
7 |
Изменение рода при образовании |
пирожок с повидлой (норма: с |
8 |
Ошибочное склонение несклоняемых существительных |
играть на пианине, ехать на |
9 |
Образование форм множественного числа |
поднос чаев (норма: чая); |
10 |
Неверное образование падежных форм разносклоняемых |
не хватает время (норма: времени) |
11 |
Неверное изменение сложных существительных · · |
Довольны новой диван-кроватью Направился к автомату-закусочной |
12 |
Выбор флексии Тв.п. мн.ч. существительных ж.р. 3 скл. |
Контроль осуществляется солдатскими матерьми |
13 |
Выбор флексии Пред.п. ед.ч. м.р. без учета · · · · · · |
В дыму (норма: в дыме – На хорошем счете (норма: Скачки происходили на большом кругу В отпуске (кн.) – в отпуску (разг.) В саду у барина в пруде, В прекрасной На берегу – о береге, в |
14 |
Выбор вариантов флексий Им.п. мн.ч. м.р. производится · · Иногда окончание мн.ч. служит для различения слов по |
календаря, месяца (норма: календари, месяцы) договоры, инспекторы Пропуски (занятий) — пропуска |
15 |
Ошибки в выборе окончаний сущ. Род.п. мн.ч.: м.р. – -ОВ/-ЕВ; ж.р., ср.р. – нулевое. Исключения: • названия некоторых групп людей (армян, солдат, • названия некоторых единиц измерения (ампер). |
Пять килограмм (разг.; кн. норма: |
16 |
Выбор флективного варианта сущ. Род.п. ед.ч. без учета: · · · · · · |
Норма: Килограмм Привезли Чаще: Крикнуть Говорить Кваса/ |
17 |
Изменение иноязычных фамилий без учета того, что они · · · |
Норма: Черняк Научные труды Головных, Шамбинаго. К гражданину Ремень (вариант: Ременю) Выступление Стаса Пьехи, рассказы написать белорусу Сковороде, но: |
18 |
Неверный выбор флексии Тв.п. ед.ч. По норме: иноязычные |
Дарвином, Чаплином Путиным |
19 |
Ошибочное употребление местоимения свой: оно |
Профессор попросил студента прочитать |
20 |
Неразличение |
Норма: Оба бойца, обе |
21 |
Употребление краткой формы прилагательных без учета · терминологичности/относительности/временности · категоричности признака · предикативной функции · синтаксически зависимых · стилистической принадлежности |
Противоположная стена глуха (норма: |
22 |
Изменение числительных без учета того, что · · · |
Норма: В две тысячи втором году. Пятьюстами пятьюдесятью пятью. 45,6 кг = сорок пять целых и шесть |
23 |
Ошибочное · · · |
Двое студентов, но: две студентки. Две собаки, но: двое щенков. Двое саней, но: две тетради. |
24 |
Неверное употребление составных числительных на 2, 3, |
Приобрели оптом 24 ворота |
Синтаксические ошибки |
||
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры ошибок, правка |
1 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися Я хочу всех научить теннису — этому |
2 |
Нарушение глагольного и предложного управления: · · |
Нужно сделать свою природу более красивую |
3 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым При подлежащем, выраженном собирательным |
Большинство возражали против такой Большинство лампочек перегорело. Большинство депутатов проголосовали. Пятеро рабочих осталось без Четверо рабочих остались на |
4 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами 1) разные формы в ряду однородных членов 2) различное структурное оформление однородных членов, 3) различное управление однородными членами при общем |
Идет (наст. вр., несов. вид) и сказал Я хотел рассказать о случае с Страна любила |
5 |
Если наряду с названием профессии в мужском роде стоит |
Молодая хирург Бойцова, недавно Молодой врач выписал (неофициальная |
6 |
Употребление деепричастного оборота · · |
Читая текст, возникает такое Жизнь должна быть показана такой, как Прослушав запись, мне показалось… |
7 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом: · · |
Узкая дорожка Между записанными темами на доске |
8 |
Ошибки в построении сложного предложения · · · |
Эта книга научила меня ценить и Люди в 188 раз двигались больше. Мы ждали, что нам помогли. |
9 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Он сказал, что я буду бороться |
10 |
Нарушение границ предложения, например, неоправданная |
Когда герой опомнился. Было уже |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. |
12 |
Неудачное употребление местоимений (двойное подчинение: |
Данный текст написал В. Белов. Он относится |
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические
ошибки:
1) связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если
бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того
компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед
теми членами предложения, которые они должны выделять): В тексте всего
раскрываются две проблемы, ограничительная частица «всего» должна
стоять перед подлежащим: « всего две проблемы».
2) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
3) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум
автор текста понимает не только как просвещенность,
интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
4) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в
разных предложениях текста: Я считаю, что Родина — это когда каждый
уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло
навсегда и остается только помнить о них.
5. Речевые ошибки
В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки
не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще
всего в употреблении слова (лексические, стилистические ошибки). Речевую ошибку
можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической,
для обнаружения которой контекст не нужен.
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм,
тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной
лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование
экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов,
ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом
многозначность.
Лексико-стилистические ошибки |
||
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры ошибок, правка |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении · · |
Мысль развивается на продолжении Его натруженные
|
2 |
Неразличение синонимичных слов |
Теперь в нашей печати отводится значительное |
3 |
Неуместное употребление слов иной стилевой окраски · · · |
Первым делом она достает из Астафьев то и дело прибегает к На американское посольство напала парочка |
4 |
Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы |
В третьей части текста не веселый, |
5 |
Неуместные эвфемизмы – слова и выражения, смягчающие |
Правление колхоза уделяло мало |
6 |
Анахронизм – нарушение хронологической точности |
В Древнем Риме недовольные законами |
7 |
Алогизм – сопоставление несопоставимых |
Клюв лесного рябчика по цвету не отличается |
8 |
Подмена понятий |
Плохо, когда во всех кинотеатрах города |
9 |
Неоправданное расширение или сужение понятий, |
В любое время суток медицина должна |
10 |
Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных |
Нам рассказали о писателе и прочитали |
12 |
Несоответствие посылки и следствия |
Быстрота размножения вредителей |
13 |
Неверное употребление устойчивых · · · · · · · |
Писатель идет в ногу со своим Верность друг другу мы пронесли Мы последние могикане (последний из В научном исследовании допущены Этому, безусловно, талантливому В разговоре он допустил сильную С него взыскали материальный ущерб |
14 |
Объединение слов в словосочетание может быть |
Мой – плыть, близко – весёлый. Наш |
15 |
Объединению слов могут препятствовать их лексические · · · |
Девичья фамилия моего отца Собакин. Мини-супермаркет, фиолетовый апельсин, Причинять горе, неприятности, но нельзя сказать причинять Играть значение (норма: Иметь значение, |
16 |
Речевая недостаточность – случайный пропуск слов, |
Картины маслом помещают в рамы (пропущено: написанные). |
17 |
Речевая избыточность — многословие: · · · · · |
Труп был мертв и не скрывал этого. Местные работники леса не Рассказать рассказ; спросить вопрос; Памятные сувениры; необычный феномен; Всегда быть одетой хорошо и по |
18 |
Неверное употребление многозначного |
Возле входа вы увидите разбитые |
19 |
Неверное употребление паронимов (слов, сходных по звучанию, |
Музыкант одел (норма: надел) |
20 |
Неверное употребление заимствований · · · |
На фазендах кипит работа. Резиденты в мехах и бриллиантах читают Быстро покроют фасад металлическим сайдингом. |
Ошибочное употребление тропов |
||
1 |
Нарушение объективного сходства сближаемых в тропе |
Судья был такой же простой и скромный, |
2 |
Обращение к тропам в жанрах, исключающих использование |
Три четверти города занято зелеными |
3 |
Употребление тропов может стать причиной неясности · · · · · |
Московским капитанам сухопутных Робин Гуды трубят сбор. Стюардесса посмотрела на меня нежным Больше жизни он полюбил свою профессию землекопа за У тех, кто избрал этот путь, крепкие |
4 |
Противоречивые тропы, соединенные автором, разрушают |
Молодая поросль наших |
5 |
Слова, используемые в тропах, не сочетаются друг с |
Вернувшись домой, Логачева вместе с |
6 |
Разрушение образного значения тропа приводит к |
Подземные богатыри в четвертом |
6. Логические ошибки Логические
ошибки могут быть связаны с нарушением логической правильности речи или с
нарушением законов логики. Они могут быть, допущены как в пределах одного
предложения, суждения, так и в тексте:
1) сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по
содержанию) понятий в предложении: Дудаев — лидер
горной Чечни и молодежи.
Предметом повествования
являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур
молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают
к себе внимание.
2) в результате нарушения
логического закона тождества происходит
— подмена субъекта
действия У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом
(сама Лена увлечена);
— подмена объекта действия: Мне
нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви;
3) нарушение логики развертывания мысли: Мне
нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не
думал, что его поставят в такое положение;
4)
oтсутствие связей между предложениями: 0на очень хотела выйти замуж за
такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила
ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин;
5)
нарушение причинно-следственных отношений: С приездом Чацкого в доме ничего
не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак.
На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к
концу, т.е. отъезд Чацкого;
6) в
результате нарушения закона противоречия возникает алогизм, смысловая
противоречивость (см. объявление);
7) В отдельную группу
логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки,
связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности
изложения. Так, в начале текста может отсутствовать логическая связь с основной
частью изложения или эта связь может быть очень слабо выражена: нагромождены
лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные
смысловые переходы между предложениями. В основной части работы могут содержаться
ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение,
делающие его запутанным и сумбурным (часть выстроена непоследовательно и
хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими
внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, имеет смысловые
повторы).
Завершение работы (концовка) не служит выводом из сказанного,
не подводит итог, часто совсем не мотивировано исходным текстом.
Ошибки
в построении текста:
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по
смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет,
как правило, следующую композицию: зачин (начало мысли, формулировка темы),
средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Данная композиция
является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры
произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих
компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую
структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм.
Однако она не беспредельна.
А.
Неудачный зачин.
Текст начинается предложением, содержащим указание на
предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Напр.: С
особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие
указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему
тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
Это логическая ошибка.
Б.
Ошибки в средней части.
а)
Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении: Большую,
страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти.
Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его
воспитании и образовании.
б)
Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Он всегда
веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям
кудрявые, дружелюбный, необидчивый.
в) Отсутствие последовательности в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка предложений: Из Митрофанушки Простакова
воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль»
имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова
является отрицательным типом. Или: В своем
произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина
и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято
в опеку.
г)
Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению
понимания смысла, бессвязности: Общее поднятие местности над уровнем моря
обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы,
сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный
вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает
суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой
весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В.
Неудачная концовка (дублирование вывода)
– логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно
любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой
любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
7. Этические ошибки
Это
высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и
циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления
речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
Этическая ошибка (исследования Щербининой Ю.,
Филиппова О. И др.) связана
с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.
К
этическим ошибкам рекламного текста относятся ошибки, связанные и с
вербальным, и с иконическим языком. Так, изобразительно-вербальный ряд,
представленный листовкой «Сибирьтелеком», вполне можно охарактеризовать как
циничный и этически ущербный.
Речевая агрессия – грубое,
оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций,
чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме:
оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление
бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит»,
» Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и
др.): «Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и
требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить
людям мозги устаревшими истинами».
8. Фактические ошибки —
факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США — Нью-Йорк»,
«Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не
только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или
преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с
интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена
школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».
Ошибки отражают низкий
уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано
с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые
знания).
9. Коммуникативные ошибки:
Ошибки этого типа связаны с нарушением
норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания. Коммуникативные
ошибки наблюдаются при неверном порядке слов, неверном логическом ударении,
приводящем к созданию ложных семантических связей): Кабинет заставлен
партами с небольшими проходами (не у парт проходы). Девочки сидят на лодке
килем вверх.
Существуют ошибки
информационно-коммуникативного (семантико-коммуникативного) характера. Этот тип
нарушений отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь
происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования
высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка:
1) неясность первичной интенции
высказывания: Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар,
это удар на мир;
2) незаконченность всего высказывания: Я
сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится
таким неузнаваемым (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется
данный признак села). Биография его коротка, но за ней очень много;
Часто незаконченность существует на уровне
текста: Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно
строить будущее общество.
3) пропуск необходимых слов и части
высказывания: У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль
(пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель
второй части высказывания, например, «в его судьбе»);
4) смысловая избыточность (плеоназмы,
тавтология, повторы слов и дублирование информации): Он со всеми своими
душевными силами начал работать над этой темой; Когда он грустит, лицо
сморщенное, в лице грусть. Избыточность (нагромождение конструкций и
избыток смысла) характерна и на уровне текста: В портрете Татьяны Пушкин
дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он
не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается
такая же спокойная, добрая, душевная;
5) несоответствие семантики высказываний
их конструктивной заданности: По мне должно быть так: когда ты со своими
ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями
других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще
большим вниманием к просьбам и предложениям (конструктивно задано
противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не
отражают).
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
1.
Ошибки в сочинении ЕГЭ: речь и грамматика
Как не потерять баллы за сочинение
ЕГЭ-2022 по русскому языку?
2.
рассмотрим сложные случаи
классификации ошибок,
оценим фрагменты работ,
обсудим формы работы с учеником при
подготовке к сочинению.
3.
Николай Дмитриевич Тыранов — лингвист, автор серии
онлайн-курсов по сочинению, профессиональный
репетитор, средний балл учеников 94 из 100.
Создатель онлайн-школы ОК ЕГЭ.
4.
Оксана Николаевна Беляева — кандидат
филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ по
русскому языку, автор статей и учебных курсов
по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Создатель онлайн-школы ОК ЕГЭ.
5.
Сочинение ЕГЭ
(критерии К1-4)
6.
Сборники тестов реальной степени сложности
Материалы по заданиям 1-26
Комментарий на 6 из 6
Сочинение и
изложение в формате
ОГЭ-2021
ok-ege.ru
7.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ.
8.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ;
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается.
9.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ;
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается;
если ошибку невозможно исправить, она не учитывается.
10.
К9 – Грамматические ошибки
К9
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
2
Допущены одна-две ошибки
1
Допущено три и более ошибки
0
11.
Грамматические ошибки (К9)
основные типы ошибок, которые учитываются при проверке задания 27,
включены в задания тестовой части:
образование формы слова – задание 7,
построение предложения (10 типов ошибок) – задание 8
12.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
1
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться
2
Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
3
Ошибочное образование формы
прилагательного
Ошибочное образование формы
числительного
Ошибочное образование формы
местоимения
Ошибочное образование формы глагола
Более интереснее, красивше
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающимися джазом
4
5
6
7
С пятистами рублями
Ихнего пафоса, ихи дети
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
13.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
8
Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более
красивую.
Повествует читателей
9
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества
10
Нарушение способа выражения
сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и весёлые
11
Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении
спорта и почему я его люблю
12
Ошибки в построении предложения
с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
14.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
13
Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами
14
Ошибки в построении сложного
предложения
15
Смешение прямой и косвенной речи
Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал
ещё в детстве.
Человеку показалось то, что это сон
Автор сказал, что я не согласен
с мнением рецензента
16
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже
поздно
17
Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь
15.
Типичные грамматические ошибки
неправильно «встроенное» цитирование:
Раскрывая эту тему, русский поэт выражает свою позицию, говоря, что:
«Наш русский языка до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия»
16.
Типичные грамматические ошибки
нарушение норм согласования причастий:
о монастыре, построеннЫМ;
образует перемычки, разделяющИМИ озеро на отдельные плёсы
17.
Типичные грамматические ошибки
ошибки в выборе предлога:
«рассуждая над…» – грубая грамматическая ошибка;
«размышляя о…, размышляя над…» – правильно;
18.
Типичные грамматические ошибки
ошибки в употреблении предлогов О/ОБ:
о истории, о их подвиге, об её подвиге;
19.
Типичные грамматические ошибки
предложение начинается с подчинительного союза «потому что»
(неоправданная парцелляция):
Подвиг на войне – залог победы. Потому что без подвигов простых солдат
она была бы недостижима.
20.
Типичные грамматические ошибки
Неправильное управление:
Автор приводит в пример случай/героя/историю.
Н.В. Агафонов предостерегает о том, что …
Автор доказывает читателям о необходимости замечать …
21.
Грамматические ошибки: спорные случаи
«подбор варианта написания»:
При наличии в работе правильного и неправильного грамматического варианта
(партизан – партизанов, солдат – солдатов) ошибка учитывается.
22.
Грамматические ошибки: спорные случаи
Употребление винительного и родительного падежей при переходных глаголах с
отрицанием факультативно и ошибкой не является:
Не смог дать правильный ответ / Не смог дать правильного ответа.
23.
Грамматические ошибки: спорные случаи
Незакрытая валентность: отсутствие слова, которое определяется сильным
управлением глагола (отглагольного существительного).
В тексте нет точной оценки (кого? чего?).
Примером (чего?) может служить отрывок из произведения.
Они не менее талантливы (чем кто?).
Несмотря на грамматический характер ошибки, случай
рассматривается как речевая ошибка, К10.
24.
Грамматические ошибки: профилактика
Составьте словосочетания с глаголами-комментаторами:
(Автор) вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, размышляет,
рассуждает, сравнивает, цитирует, опровергает, противопоставляет,
сопоставляет, полемизирует, подробно рассматривает;
приводит, опирается, доказывает, разделяет, отмечает, подтверждает,
убеждает, останавливается, предлагает задуматься, обращает внимание;
создаёт, использует, подтверждает;
сопереживает, восхищается, негодует, осуждает.
25.
Грамматические ошибки: профилактика
(Автор) вспоминает (что?), описывает (что?), анализирует (что?), подчёркивает
(что?), размышляет (о чём?), рассуждает (о чём?), сравнивает (что с чем?), цитирует
(кого, что?), опровергает (идеи, мысли, точку зрения кого? о чём?),
противопоставляет (что чему?), сопоставляет (что с чем?), полемизирует (с кем?),
подробно рассматривает (что?); приводит (пример чего?), опирается на (мнение,
суждение чьё?), доказывает (что?), разделяет мнение (кого?), отмечает важность
(чего?), подтверждает свои мысли (чем?), убеждает (в чём?), останавливается (на
чём?), предлагает задуматься (о чём?), обращает внимание (на что?); создаёт (образ,
атмосферу чего?), использует (приёмы); подтверждает (свои мысли чем?);
сопереживает (кому?), восхищается (кем, чем?), негодует (по поводу чего?),
осуждает (кого?).
26.
Речевые ошибки (К10)
К10
Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки
2
Допущены две-три ошибки
1
Допущено четыре и более ошибки
0
27.
Речевые ошибки (К10)
№
1
Вид ошибки
Примеры
Употребление слова
в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой
актеров.
2
Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и
суффиксом
Мое отношение к этой проблеме
не поменялось.
Были приняты эффектные меры
3
Неразличение синонимичных слов
4
Употребление слов иной стилевой
окраски
В конечном предложении автор применяет
градацию
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается
направить людей немного в другую колею
5
Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений
28.
Речевые ошибки (К10)
№
6
Вид ошибки
Неоправданное употребление
просторечных слов
Примеры
Таким людям всегда удаётся объегорить
других
7
Нарушение лексической
сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности (вместо средства)
8
Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм
9
Употребление однокоренных
слов в близком контексте
(тавтология)
Красоту пейзажа автор передаёт нам
с помощью художественных приёмов.
Молодой юноша, очень прекрасный
В этом рассказе рассказывается
о реальных событиях
29.
Речевые ошибки (К10)
№
10
Вид ошибки
Неоправданное повторение
слова
11
Бедность и однообразие
синтаксических конструкций
12
Неудачное употребление
местоимений
13
Речевая недостаточность
Примеры
Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей
глубины содеянного
Когда писатель пришел в редакцию,
его принял главный редактор. Когда они
поговорили, писатель отправился в
гостиницу
Данный текст написал В. Белов. Он
относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина
в своём воображении
Привлечь читателей к данной проблеме
30.
Речевые ошибки (К10)
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается.
31.
Речевые ошибки (К10)
основные типы речевых ошибок, которые учитываются при проверке задания
27, включены в задания тестовой части:
паронимы – задание 5,
речевые ошибки в словосочетании и предложении – задание 6.
32.
Типичные речевые ошибки
речевая избыточность:
В тексте Д.Л. Быкова автор пишет…
Раскрывая подлинный смысл проблемы…
Автор приводит эти примеры, чтобы показать читателю важные для
публициста составляющие счастья.
Так он проявил качества настоящего солдата и патриота своей страны.
33.
Типичные речевые ошибки
избыточное употребление личных, притяжательных и указательных
местоимений:
Автор показывает нам сущность проблемы.
В данном тексте нам показана проблема.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают нам, что война способна на
многое.
Автор доносит до нас…
34.
Типичные речевые ошибки
избыточное употребление синонимов:
Автор рассказывает о мужественном и героическом поведении русских
воинов.
Все это помогает читателям понять и увидеть важные для автора
качества.
Автор акцентирует внимание на важных моментах и вещах.
35.
Типичные речевые ошибки
неудачное «создание» метафор:
Я считаю, что только люди с огромным стержнем внутри способны на
такой большой подвиг.
В каждом доме есть и будет шкаф с книгами, как символ записи жизни
жильцов дома, как центр тела у человека, запоминающий любую
информацию, которую ты в него положишь.
В каждом человеке нужно искать зерно самоуважения, на которое можно
опереться.
36.
Типичные речевые ошибки
Оба примера дополняют друг друга – речевая ошибка (плеоназм)
Оба примера, дополняя друг друга, показывают/дают понять… – не является
ошибкой.
37.
Типичные речевые ошибки
речевая недостаточность:
Оба примера, дополняя, приводят нас к пониманию позиции автора
В чём проблема?
Противопоставляя этому случаю автор приводит пример…
Автор доносит до нас, что нужно хранить память о близких людях
Предложение так и не осуществилось, причиной стала война
Осознав, он купил ландыши и пошёл на место встречи
Остается чувство полного отсутствия
В тексте главный герой только выпустился из школы
38.
Типичные речевые ошибки
нарушение состава и формы фразеологизма (кошка наплакала, бросился на
глаза) является речевой ошибкой.
39.
Речевые ошибки: спорные случаи
Оба примера дополняют друг друга – речевая ошибка (плеоназм)
Оба примера, дополняя друг друга, показывают/дают понять… – не является
ошибкой
40.
Речевые ошибки: спорные случаи
употребление сочетаний «в данном тексте», «в своём тексте», «в этом
тексте», даже если последняя конструкция используется в первом
предложении сочинения, не является речевой ошибкой
41.
Речевые ошибки: спорные случаи
не является ошибкой употребление имени и отчества автора текста без
фамилии.
42.
Ошибки при упоминании имён собственных и географических названий
1. Ошибка в написании буквы
Если слово русскоязычное – 0,5 орфографической ошибки, К7.
«Тургеньев», «Лихачов», «Солженицин», «Высотский», «Мелихов»,
«Балконский», «Чадский».
Если слово иноязычное («Жуль Верн») – не учитываем.
NB! «Му-му» – фактическая ошибка, К12
(название произведения).
43.
Ошибки при упоминании имён собственных
2. Искажение или перестановка инициалов, искажение имени собственного.
Имя из исходного текста при отсутствии правильного написания – 0,5
фактической ошибки по К12.
Имя из исходного текста при наличии (соседстве) правильного написания – не
учитываем. Например, «Лиходеев» вместо «Лихачев», но экзаменуемый в
сочинении также употребил «Лихачев».
Имя из привлекаемого текста – 1 фактическая ошибка, К12:
«Хрусталёв» вместо «Хлестаков».
Отсутствие инициалов – не учитываем.
44.
Речь и логика
Лексическая недостаточность
Отсутствие слова, без которого неясен или неоднозначен смысл высказывания.
Он привлекает (внимание) читателей к данной проблеме.
Героиня (отдает) все тепло другому человеку.
Дает ему (возможность) познать.
Нашел книгу без (указания) автора.
Рассматривается как речевая ошибка, К10.
45.
Речь и логика
Логическая недостаточность
Отсутствие необходимого средства связи предложений в тексте (или частей
предложения).
Автора возмущает человеческая жестокость. Многие родители уже не
читают детям книги: им легче включить мультики или телевизор.
Чувство нежности не принижает такое поведение.
Логическая ошибка, К5.
46.
К10 и К6
Критерий К6 коррелирует с критерием К10.
1. По критерию К6 выставляется 2 балла, если экзаменуемый получает 2 балла
по критерию К10.
2. По критерию К6 может быть поставлен 1 балл, если по критерию К10
экзаменуемый получает 1 или 0 баллов.
3. По критерию К6 0 баллов выставляется только в том случае, если работа
экзаменуемого отличается исключительной бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи (полностью отсутствуют
вводные конструкции, однородные члены,
причастные и деепричастные обороты и т.п.).
47.
К9, К10 и К6: практика
Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее ценят другие. Ведь память –
это ценность прожитой жизни. Не было бы памяти, никто бы не знал о прошлом. И как бы человек
набрался бы опыта? Будь положительный или отрицательный. Цените память, ведь в мире больше
беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
Давайте затронем прошлое? Мало кто помнит поступок партизанки во время Великой Отечественной
войны. Защищая сельчан, она подвергла себя пыткам солдат фашистской Германии. Ее вывели босиком в
жуткий мороз, и она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села
А знает ли кто геройский поступок Арсеньевского летчика? Он спас город, пока тот спал. Взлетев в
технически неисправном самолете, он увел его вдаль от города, спас тем самым многие жизни,
пожертвовав одной (своей). Таких героев очень много. Многие не знают об их подвигах! Цените память,
ибо без нее мир был бы скучен и сер!
48.
К9, К10 и К6: практика
(1) Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее
ценят другие. (2) Ведь память – это ценность прожитой жизни. (3) Не было бы
памяти, никто бы не знал о прошлом. (4) И как бы человек набрался бы опыта?
(5) Будь положительный или отрицательный. (6) Цените память, ведь в мире
больше беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
49.
К9, К10 и К6: практика
(1) Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее
ценят другие. (2) Ведь память – это ценность прожитой жизни. (3) Не было бы
памяти, никто бы не знал о прошлом. (4) И как бы человек набрался бы опыта?
(5) Будь положительный или отрицательный. (6) Цените память, ведь в мире
больше беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
50.
К9, К10 и К6: практика
(7) Давайте затронем прошлое? (8) Мало кто помнит поступок партизанки во
время Великой Отечественной войны. (9) Защищая сельчан, она подвергла себя
пыткам солдат фашистской Германии. (10) Ее вывели босиком в жуткий мороз, и
она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села.
51.
К9, К10 и К6: практика
(7) Давайте затронем прошлое? (8) Мало кто помнит поступок партизанки во
время Великой Отечественной войны. (9) Защищая сельчан, она подвергла себя
пыткам солдат фашистской Германии. (10) Ее вывели босиком в жуткий мороз, и
она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села.
52.
К9, К10 и К6: практика
(11) А знает ли кто геройский подвиг Арсеньевского летчика? (12) Он спас
город, пока тот спал. Взлетев в технически неисправном самолете, он увел
его вдаль от города, спас тем самым многие жизни, пожертвовав одной
(своей). (13) Таких героев очень много. (14) Многие не знают об их подвигах!
(15) Цените память, ибо без нее мир был бы скучен и сер!
53.
К9, К10 и К6: практика
(11) А знает ли кто геройский подвиг Арсеньевского летчика? (12) Он спас
город, пока тот спал. Взлетев в технически неисправном самолете, он увел
его вдаль от города, спас тем самым многие жизни, пожертвовав одной
(своей). (13) Таких героев очень много. (14) Многие не знают об их подвигах!
(15) Цените память, ибо без нее мир был бы скучен и сер!
54.
К9, К10 и К6: практика
В чём настоящая любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания
Юрия Марковича.
Рассуждая над этим вопросом, автор отмечает ответ Жени при диалоге с
главным героем. В этом примере мы видим, что настоящая любовь, даже если
она не взаимная, всё равно с течением времени продолжает существовать.
Далее Нагибин, чтобы показать, что истинная любовь не имеет срока годности и
продолжительности по времени, обращает внимание на исполнение Серёжей
данного им обещания.
55.
К9, К10 и К6: практика
В чём настоящая любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания
Юрия Марковича.
Рассуждая над этим вопросом, автор отмечает ответ Жени при диалоге с
главным героем. В этом примере мы видим, что настоящая любовь, даже если
она не взаимная, всё равно с течением времени продолжает существовать.
Далее Нагибин, чтобы показать, что истинная любовь не имеет срока годности и
продолжительности по времени, обращает внимание на исполнение Серёжей
данного им обещания.
56.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года. – Москва: ФИПИ, 2022.
2. Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для эксперта,
проверяющего ответ на задание 27 по русскому языку. 2021. – Сост. Р.Д.Дощинский,
электронный документ.
3. Методические рекомендации по проверке развёрнутых ответов ЕГЭ-2021 по русскому
языку. Учебно-методическое пособие для экспертов предметной комиссии по
русскому языку Санкт-Петербурга. – СПб: СПбЦОКОиИТ, 2021.
4. Беляева О.Н., Тыранов Н.Д. Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Проблема.
Позиция. Комментарий.
5. Беляева О.Н., Тыранов Н.Д. Сочинение без ошибок (логика, грамотность, этика). – М.:
Титул, 2021.
57.
Для связи:
Страничка ВК
https://vk.com/okege100
vk.com/okgook
Группа ВК
https://vk.com/okege
Спасибо за
внимание!