1.1. Употребление слова в несвойственном ему
значении.
Пример: Костер
все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться
до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное
возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать
сильно или хорошо, ровно гореть.
1.2. Употребление знаменательных и служебных |
|||||||||||||||||||||
1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием |
|||||||||||||||||||||
1.4. Неправильное употребление паронимов. становить смысл высказываний в примере, нужно оменять слова местами. |
|||||||||||||||||||||
2. Лексическая сочетаемость. |
|||||||||||||||||||||
При выборе но определит , можно ли употребить вместе те или иные слова, |
|||||||||||||||||||||
3. Употребление |
|||||||||||||||||||||
Синонимы |
|||||||||||||||||||||
4. Употребление |
|||||||||||||||||||||
Благодаря ющих по звучанию и написанию в отдельных х ситуациях призван раскрывать смысл слов. |
|||||||||||||||||||||
5. Употребление |
|||||||||||||||||||||
При Неправильное употребление метафоры чаще всего обусловлено тем, До редактирования: 1) Под крылом зеленого змия. 2) На прохоровском поле 1200 танков схватились врукопашную. После редактирования: 1) Под властью зеленого змия. 2) На прохоровском поле сражалось 1200 танков.
|
Анализируя работы
экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить
типичные речевые ошибки (К10) Это нарушения, связанные с неразвитостью речи:
плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное
использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит,
неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов,
антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
В отличие от грамматических речевые
ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы,
а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу
это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа
Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный)
ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в
контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить
только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для
обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует
также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм,
т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова).
Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне
семантики словосочетания, реже — предложения): а) употребление слова в
несвойственном ему значении: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров
былроскошный (т.е.
живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение
лексико-семантической сочетаемости слова: «Небо стояло
светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может
только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» ( лучи солнца
освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол,
поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных
лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи
глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного
значения слову, не имеющего его в системе литературного языка:
«Его натруженные руки утверждают,
что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя —
храбрый человек»; г) неразличение
оттенков значений синонимов: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует)
сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются);
д) смешение значений
паронимов: «Брови его удивительно поднялись» (вместо:
удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра»
(вместо: образцом); е) не
снимаемая в предложении многозначность: «Эти озера живут всего несколько дней в
году».
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм,
регулирующих коммуникативную организацию высказывания:
а)
СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и
логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей):
«Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт
проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;
б)
ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны
высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама
Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема
любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию:
«Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение
родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих
гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5)
нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро
успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном
ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего
роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые,
дружелюбный, необидчивый».
К наиболее частотным
ошибкам относятся следующие:
1)
неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в
«Философский словарь». Глагол
взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на»
(взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть
(«быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать,
выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном
предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;
2)
ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо слова известно в предложении
ошибочно употреблен его синоним знакомо. Теперь в нашей печати отводится значительное
пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова пространство
лучше употребить его синоним — место {Реклама занимает много
места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в
нашей печати). Иноязычное слово импонирует также требует синонимической
замены.
3)
ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не
мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точности в
сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются
даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных
проявлений одного и того же признака предмета (явления).
4)
разрушение образной
структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте:
Этому, безусловно,
талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только
посмешить читателя.
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она
может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической
позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце
слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то,
полапельсина.
В отличие от нее
грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в
устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; колят; иду по тропинке, ведущую к
дому; уверенность в победу.
Грамотность речи оценивается
по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте
письменной работы .
На оценку сочинения
распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним
соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по
русскому языку».
Среди ошибок следует выделять негрубые,
т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в
исключениях из правил;
2) в
написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в
случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4) в
случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в
написании и и ы после приставок;
в трудных случаях различения
не и ни (Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
6) в
собственных именах нерусского происхождения;
7) в
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в
пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также
повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну
ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если
условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии,
в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях
данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный –
грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается
как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и
более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются,
но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
—
в переносе слов;
—
на правила, которые не включены в школьную программу;
—
в передаче авторской пунктуации.
Ошибки графические (не учитываются при проверке) — разновидность
ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка,
фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К
графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения
слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками становятся
различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или
поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки –
неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо
работает, мемля вместо земля).
К числу наиболее
распространенных обычно относят:
—
пропуски букв: … весь
роман стоится
(следует: строится) на этом конфликте;
—
перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены
одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
—
Добавление лишних букв: Вот
почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях <…> (следует: даже);
Практика проведения
экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания
с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные
затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.
Когда ошибка не должна влиять на оценку.
Правила, которые не включены в школьную программу
Важными задачами остаются определение объема
норм по правописанию, который обязан усвоить выпускник средней школы,
установление требований к оценке грамотности выпускника средней школы и
абитуриента, а также уточнение нормы оценки письменных текстов, выходящих
из-под их пера.
Предлагаем перечень трудных случаев написания и
расстановки знаков препинания (т.е. орфографии и пунктуации), в которых
ошибка в письменной работе должна отмечаться, но не должна влиять на
оценку.
ОРФОГРАФИЯ
Буквенная передача звукового состава слов
—
Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр)
и после гласных в собственных именах (Мариетта).
—
Приставки пре- и при- в словах: преумножить – приумножить,
(пре)(при)увеличить, (пре)(при)уменьшить.
— Н
/ нн в кратких отглагольных прилагательных / причастиях (взволнованна
/ взволнована этим событием).
Прописная / строчная буквы
—
В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество,
Б(б)ог.
—
При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
—
Написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро
и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
—
Сложные существительные без соединительной гласной (в основном
заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз,
люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель,
портшез, прейскурант).
—
Слитное / раздельное написание наречных единиц / наречий с приставкой /
предлогом, например: в
разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в
диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
—
Слитное / дефисное написание:
перекати-поле, гуляй-город
ПУНКТУАЦИЯ
—
Тире в неполном предложении.
—
Вводные слова, не входящие в стандартный список вводных слов, приводимых в
школьных учебниках; различение слова наконец, в основном, по опыту (и
т.п.) как вводных и не вводных.
Дровосеки боялись в сумерки подходить к нему [к болоту] близко. Уверяли, что в летние ночи над водою прыгали и резвились огоньки…
Как можно определить парцелляцию? По каким признакам?
задан 26 дек 2016 в 13:01
Парцелляция (намеренное разделение фразы на фрагменты) ― это экспрессивный синтаксис, его цель ― придать тексту образность, выразительность, эмоциональность. Это целая тема, одно из средств художественной выразительности в литературе.
В данном случае парцелляция используется для перехода от описания к выводу. Пауза нужна рассказчику, чтобы заинтересовать их каким-то фактом.
Но надо помнить, что неоправданная парцелляция является речевой ошибкой, к примеру: Собки бегут по полю. Гонят зайца.
Пример парцелляции: Однажды я проснулся среди ночи. Увидел грязную посуду на столе и опрокинутое кресло. С тоской подумал о вчерашнем (С. Довлатов)). http://www.durov.com/study/kurs4-1213.doc
ответ дан 27 дек 2016 в 14:23
SharonSharon
137k34 золотых знака93 серебряных знака203 бронзовых знака
Дровосеки боялись в сумерки подходить к нему [к болоту] близко.
Уверяли, что в летние ночи над водою прыгали и резвились огоньки…
Я думаю, Aer, что данный пример является парцелляцией. Подлежащее — дровосеки, однородные сказуемые — боялись подходить, уверяли. Ведь уверяли те же самые дровосеки, следовательно, второе предложение не будет ни неопределённо-личным, ни неполным (без сказуемого).
Поскольку парцелляция — это неоправданное деление предложения на смысловые отрезки, я определяю её так: если из двух или нескольких предложений можно (и хочется!) составить одно целое, это парцелляция.
Aer♦
11.1k17 золотых знаков54 серебряных знака107 бронзовых знаков
ответ дан 26 дек 2016 в 18:01
user183861user183861
1,1512 золотых знака10 серебряных знаков16 бронзовых знаков
Войдите, чтобы ответить на этот вопрос.
Всё ещё ищете ответ? Посмотрите другие вопросы с метками
.
Всё ещё ищете ответ? Посмотрите другие вопросы с метками
.
Рекомендации по классификации ошибок*
1.
Орфографические ошибки
– это неправильное написание слова;
она может быть допущена только на письме,
обычно в слабой фонетической позиции
(для гласных – в безударном положении,
для согласных – на конце слова или перед
другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только
увидеть, услышать ее нельзя: на
площаде, о синим карандаше, небыл, кто
то, полапельсина.
2.
Графические ошибки —
разновидность ошибок, связанных с
графикой, т.е. средствами письменности
данного языка, фиксирующими отношения
между буквами на письме и звуками устной
речи. К графическим средствам помимо
букв относятся: различные приемы
сокращения слов, использование пробелов
между словами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений. Графическими
ошибками становятся различные описки
и опечатки, вызванные невнимательностью
пишущего или поспешностью написания.
3.
Орфоэпические
(фонетические) ошибки – ошибки
произношения и ударения.
Орфоэпические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Неблагозвучие |
Вдруг |
2 |
Зияние |
Радиоузел
…у |
3 |
Нарушение |
Сад |
4 |
Неуместное |
Письма |
5 |
Скопление |
…соединяют |
6 |
Неверное |
о |
7 |
Употребление |
оратор |
8 |
Аллитерация |
как |
9 |
Ассонанс |
Эту |
10 |
Анафора |
как |
11 |
Эпифора |
как |
12 |
Вставка |
Юрис(т)консульт |
13 |
Перестановка |
Пу(о)ло(у)вер |
14 |
Пропуск |
Флюо(-)рография |
15 |
Замена |
Кон(м)форка |
16 |
Несоблюдение |
Библиот[э]ка |
17 |
Несоблюдение |
Любо[в’] |
18 |
Неверное |
Как |
19 |
Несоблюдение |
По |
20 |
Неразличение |
Языковая |
21 |
Несоблюдение |
По |
4.
Грамматические
ошибки — это
ошибки в структуре языковой единицы: в
структуре слова, словосочетания или
предложения; нарушение
какой-либо
грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
Словообразовательные |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Ошибочное
в |
зайцата
мотовщик, |
2 |
Сравнительная
—
—
Недопустимо |
Красивый Более
Этот |
3 |
Неправильное |
Автор |
4 |
Неверное
|
Кроме
Около |
5 |
Неверное |
Норма:
Шапку
Куда
Снег |
Морфологические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры
ошибок, |
1 |
Ошибочное |
Ее |
2 |
Ошибочное |
И.Иванова |
3 |
Ошибочное |
Отметка |
4 |
Определение
—
—
—
— |
Черное
Одно
Последнее
Жирный
Динго
Дружественный
РОНО |
5 |
Ошибочное
— при
— при |
Сложный
Строгий |
6 |
Ошибочное |
Опросить
Купить
Я
Запрягли |
7 |
Изменение |
пирожок |
8 |
Ошибочное |
играть |
9 |
Образование |
поднос |
10 |
Неверное |
не |
11 |
Неверное
|
Довольны
Направился |
12 |
Выбор |
Контроль |
13 |
Выбор
|
В
На
Скачки В
В
На |
14 |
Выбор
Иногда |
календаря,
договоры,
Пропуски |
15 |
Ошибки
м.р. Исключения: • названия парных предметов одежды
• названия
• названия |
Пять |
16 |
Выбор
|
Норма: Килограмм Привезли Чаще: Крикнуть Говорить Кваса/ |
17 |
Изменение
|
Норма:
Научные
К
Выступление
написать |
18 |
Неверный |
Дарвином, Путиным |
19 |
Ошибочное |
Профессор |
20 |
Неразличение |
Норма: |
21 |
Употребление
|
Противоположная |
22 |
Изменение
|
Норма:
В Пятьюстами
пятьюдесятью 45,6 |
23 |
Ошибочное
|
Двое
Две
Двое |
24 |
Неверное |
Приобрели |
Синтаксические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Нарушение |
Я
Я |
2 |
Нарушение
|
Нужно |
3 |
Нарушение
При |
Большинство
Большинство
Большинство
Пятеро
Четверо |
4 |
Ошибки
1)
2)
3) |
Идет
Я
Страна |
5 |
Если |
Молодая
Молодой |
6 |
Употребление
|
Читая
Жизнь
Прослушав |
7 |
Ошибки
|
Узкая
Между |
8 |
Ошибки
|
Эта
Люди
Мы |
9 |
Смешение |
Он |
10 |
Нарушение |
Когда |
11 |
Бедность |
Когда |
12 |
Неудачное |
Данный |
Кроме
того, к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки:
1)
связанные с употреблением частиц: Хорошо
было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, которые они
должны выделять): В
тексте всего раскрываются две проблемы,
ограничительная частица «всего» должна
стоять перед подлежащим: « всего две
проблемы».
2)
неоправданный пропуск (эллипсис)
подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;
3)
неправильное построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста понимает не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.
4)
нарушение согласования в роде и числе
субъекта и предиката в разных предложениях
текста: Я
считаю, что Родина — это когда каждый
уголок напоминает о прошедших днях,
которые уже нельзя вернуть. Которое
ушло навсегда и остается только помнить
о них.
1.
Ошибки в сочинении ЕГЭ: речь и грамматика
Как не потерять баллы за сочинение
ЕГЭ-2022 по русскому языку?
2.
рассмотрим сложные случаи
классификации ошибок,
оценим фрагменты работ,
обсудим формы работы с учеником при
подготовке к сочинению.
3.
Николай Дмитриевич Тыранов — лингвист, автор серии
онлайн-курсов по сочинению, профессиональный
репетитор, средний балл учеников 94 из 100.
Создатель онлайн-школы ОК ЕГЭ.
4.
Оксана Николаевна Беляева — кандидат
филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ по
русскому языку, автор статей и учебных курсов
по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Создатель онлайн-школы ОК ЕГЭ.
5.
Сочинение ЕГЭ
(критерии К1-4)
6.
Сборники тестов реальной степени сложности
Материалы по заданиям 1-26
Комментарий на 6 из 6
Сочинение и
изложение в формате
ОГЭ-2021
ok-ege.ru
7.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ.
8.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ;
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается.
9.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ;
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается;
если ошибку невозможно исправить, она не учитывается.
10.
К9 – Грамматические ошибки
К9
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
2
Допущены одна-две ошибки
1
Допущено три и более ошибки
0
11.
Грамматические ошибки (К9)
основные типы ошибок, которые учитываются при проверке задания 27,
включены в задания тестовой части:
образование формы слова – задание 7,
построение предложения (10 типов ошибок) – задание 8
12.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
1
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться
2
Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
3
Ошибочное образование формы
прилагательного
Ошибочное образование формы
числительного
Ошибочное образование формы
местоимения
Ошибочное образование формы глагола
Более интереснее, красивше
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающимися джазом
4
5
6
7
С пятистами рублями
Ихнего пафоса, ихи дети
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
13.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
8
Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более
красивую.
Повествует читателей
9
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества
10
Нарушение способа выражения
сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и весёлые
11
Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении
спорта и почему я его люблю
12
Ошибки в построении предложения
с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
14.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
13
Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами
14
Ошибки в построении сложного
предложения
15
Смешение прямой и косвенной речи
Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал
ещё в детстве.
Человеку показалось то, что это сон
Автор сказал, что я не согласен
с мнением рецензента
16
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже
поздно
17
Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь
15.
Типичные грамматические ошибки
неправильно «встроенное» цитирование:
Раскрывая эту тему, русский поэт выражает свою позицию, говоря, что:
«Наш русский языка до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия»
16.
Типичные грамматические ошибки
нарушение норм согласования причастий:
о монастыре, построеннЫМ;
образует перемычки, разделяющИМИ озеро на отдельные плёсы
17.
Типичные грамматические ошибки
ошибки в выборе предлога:
«рассуждая над…» – грубая грамматическая ошибка;
«размышляя о…, размышляя над…» – правильно;
18.
Типичные грамматические ошибки
ошибки в употреблении предлогов О/ОБ:
о истории, о их подвиге, об её подвиге;
19.
Типичные грамматические ошибки
предложение начинается с подчинительного союза «потому что»
(неоправданная парцелляция):
Подвиг на войне – залог победы. Потому что без подвигов простых солдат
она была бы недостижима.
20.
Типичные грамматические ошибки
Неправильное управление:
Автор приводит в пример случай/героя/историю.
Н.В. Агафонов предостерегает о том, что …
Автор доказывает читателям о необходимости замечать …
21.
Грамматические ошибки: спорные случаи
«подбор варианта написания»:
При наличии в работе правильного и неправильного грамматического варианта
(партизан – партизанов, солдат – солдатов) ошибка учитывается.
22.
Грамматические ошибки: спорные случаи
Употребление винительного и родительного падежей при переходных глаголах с
отрицанием факультативно и ошибкой не является:
Не смог дать правильный ответ / Не смог дать правильного ответа.
23.
Грамматические ошибки: спорные случаи
Незакрытая валентность: отсутствие слова, которое определяется сильным
управлением глагола (отглагольного существительного).
В тексте нет точной оценки (кого? чего?).
Примером (чего?) может служить отрывок из произведения.
Они не менее талантливы (чем кто?).
Несмотря на грамматический характер ошибки, случай
рассматривается как речевая ошибка, К10.
24.
Грамматические ошибки: профилактика
Составьте словосочетания с глаголами-комментаторами:
(Автор) вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, размышляет,
рассуждает, сравнивает, цитирует, опровергает, противопоставляет,
сопоставляет, полемизирует, подробно рассматривает;
приводит, опирается, доказывает, разделяет, отмечает, подтверждает,
убеждает, останавливается, предлагает задуматься, обращает внимание;
создаёт, использует, подтверждает;
сопереживает, восхищается, негодует, осуждает.
25.
Грамматические ошибки: профилактика
(Автор) вспоминает (что?), описывает (что?), анализирует (что?), подчёркивает
(что?), размышляет (о чём?), рассуждает (о чём?), сравнивает (что с чем?), цитирует
(кого, что?), опровергает (идеи, мысли, точку зрения кого? о чём?),
противопоставляет (что чему?), сопоставляет (что с чем?), полемизирует (с кем?),
подробно рассматривает (что?); приводит (пример чего?), опирается на (мнение,
суждение чьё?), доказывает (что?), разделяет мнение (кого?), отмечает важность
(чего?), подтверждает свои мысли (чем?), убеждает (в чём?), останавливается (на
чём?), предлагает задуматься (о чём?), обращает внимание (на что?); создаёт (образ,
атмосферу чего?), использует (приёмы); подтверждает (свои мысли чем?);
сопереживает (кому?), восхищается (кем, чем?), негодует (по поводу чего?),
осуждает (кого?).
26.
Речевые ошибки (К10)
К10
Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки
2
Допущены две-три ошибки
1
Допущено четыре и более ошибки
0
27.
Речевые ошибки (К10)
№
1
Вид ошибки
Примеры
Употребление слова
в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой
актеров.
2
Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и
суффиксом
Мое отношение к этой проблеме
не поменялось.
Были приняты эффектные меры
3
Неразличение синонимичных слов
4
Употребление слов иной стилевой
окраски
В конечном предложении автор применяет
градацию
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается
направить людей немного в другую колею
5
Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений
28.
Речевые ошибки (К10)
№
6
Вид ошибки
Неоправданное употребление
просторечных слов
Примеры
Таким людям всегда удаётся объегорить
других
7
Нарушение лексической
сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности (вместо средства)
8
Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм
9
Употребление однокоренных
слов в близком контексте
(тавтология)
Красоту пейзажа автор передаёт нам
с помощью художественных приёмов.
Молодой юноша, очень прекрасный
В этом рассказе рассказывается
о реальных событиях
29.
Речевые ошибки (К10)
№
10
Вид ошибки
Неоправданное повторение
слова
11
Бедность и однообразие
синтаксических конструкций
12
Неудачное употребление
местоимений
13
Речевая недостаточность
Примеры
Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей
глубины содеянного
Когда писатель пришел в редакцию,
его принял главный редактор. Когда они
поговорили, писатель отправился в
гостиницу
Данный текст написал В. Белов. Он
относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина
в своём воображении
Привлечь читателей к данной проблеме
30.
Речевые ошибки (К10)
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается.
31.
Речевые ошибки (К10)
основные типы речевых ошибок, которые учитываются при проверке задания
27, включены в задания тестовой части:
паронимы – задание 5,
речевые ошибки в словосочетании и предложении – задание 6.
32.
Типичные речевые ошибки
речевая избыточность:
В тексте Д.Л. Быкова автор пишет…
Раскрывая подлинный смысл проблемы…
Автор приводит эти примеры, чтобы показать читателю важные для
публициста составляющие счастья.
Так он проявил качества настоящего солдата и патриота своей страны.
33.
Типичные речевые ошибки
избыточное употребление личных, притяжательных и указательных
местоимений:
Автор показывает нам сущность проблемы.
В данном тексте нам показана проблема.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают нам, что война способна на
многое.
Автор доносит до нас…
34.
Типичные речевые ошибки
избыточное употребление синонимов:
Автор рассказывает о мужественном и героическом поведении русских
воинов.
Все это помогает читателям понять и увидеть важные для автора
качества.
Автор акцентирует внимание на важных моментах и вещах.
35.
Типичные речевые ошибки
неудачное «создание» метафор:
Я считаю, что только люди с огромным стержнем внутри способны на
такой большой подвиг.
В каждом доме есть и будет шкаф с книгами, как символ записи жизни
жильцов дома, как центр тела у человека, запоминающий любую
информацию, которую ты в него положишь.
В каждом человеке нужно искать зерно самоуважения, на которое можно
опереться.
36.
Типичные речевые ошибки
Оба примера дополняют друг друга – речевая ошибка (плеоназм)
Оба примера, дополняя друг друга, показывают/дают понять… – не является
ошибкой.
37.
Типичные речевые ошибки
речевая недостаточность:
Оба примера, дополняя, приводят нас к пониманию позиции автора
В чём проблема?
Противопоставляя этому случаю автор приводит пример…
Автор доносит до нас, что нужно хранить память о близких людях
Предложение так и не осуществилось, причиной стала война
Осознав, он купил ландыши и пошёл на место встречи
Остается чувство полного отсутствия
В тексте главный герой только выпустился из школы
38.
Типичные речевые ошибки
нарушение состава и формы фразеологизма (кошка наплакала, бросился на
глаза) является речевой ошибкой.
39.
Речевые ошибки: спорные случаи
Оба примера дополняют друг друга – речевая ошибка (плеоназм)
Оба примера, дополняя друг друга, показывают/дают понять… – не является
ошибкой
40.
Речевые ошибки: спорные случаи
употребление сочетаний «в данном тексте», «в своём тексте», «в этом
тексте», даже если последняя конструкция используется в первом
предложении сочинения, не является речевой ошибкой
41.
Речевые ошибки: спорные случаи
не является ошибкой употребление имени и отчества автора текста без
фамилии.
42.
Ошибки при упоминании имён собственных и географических названий
1. Ошибка в написании буквы
Если слово русскоязычное – 0,5 орфографической ошибки, К7.
«Тургеньев», «Лихачов», «Солженицин», «Высотский», «Мелихов»,
«Балконский», «Чадский».
Если слово иноязычное («Жуль Верн») – не учитываем.
NB! «Му-му» – фактическая ошибка, К12
(название произведения).
43.
Ошибки при упоминании имён собственных
2. Искажение или перестановка инициалов, искажение имени собственного.
Имя из исходного текста при отсутствии правильного написания – 0,5
фактической ошибки по К12.
Имя из исходного текста при наличии (соседстве) правильного написания – не
учитываем. Например, «Лиходеев» вместо «Лихачев», но экзаменуемый в
сочинении также употребил «Лихачев».
Имя из привлекаемого текста – 1 фактическая ошибка, К12:
«Хрусталёв» вместо «Хлестаков».
Отсутствие инициалов – не учитываем.
44.
Речь и логика
Лексическая недостаточность
Отсутствие слова, без которого неясен или неоднозначен смысл высказывания.
Он привлекает (внимание) читателей к данной проблеме.
Героиня (отдает) все тепло другому человеку.
Дает ему (возможность) познать.
Нашел книгу без (указания) автора.
Рассматривается как речевая ошибка, К10.
45.
Речь и логика
Логическая недостаточность
Отсутствие необходимого средства связи предложений в тексте (или частей
предложения).
Автора возмущает человеческая жестокость. Многие родители уже не
читают детям книги: им легче включить мультики или телевизор.
Чувство нежности не принижает такое поведение.
Логическая ошибка, К5.
46.
К10 и К6
Критерий К6 коррелирует с критерием К10.
1. По критерию К6 выставляется 2 балла, если экзаменуемый получает 2 балла
по критерию К10.
2. По критерию К6 может быть поставлен 1 балл, если по критерию К10
экзаменуемый получает 1 или 0 баллов.
3. По критерию К6 0 баллов выставляется только в том случае, если работа
экзаменуемого отличается исключительной бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи (полностью отсутствуют
вводные конструкции, однородные члены,
причастные и деепричастные обороты и т.п.).
47.
К9, К10 и К6: практика
Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее ценят другие. Ведь память –
это ценность прожитой жизни. Не было бы памяти, никто бы не знал о прошлом. И как бы человек
набрался бы опыта? Будь положительный или отрицательный. Цените память, ведь в мире больше
беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
Давайте затронем прошлое? Мало кто помнит поступок партизанки во время Великой Отечественной
войны. Защищая сельчан, она подвергла себя пыткам солдат фашистской Германии. Ее вывели босиком в
жуткий мороз, и она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села
А знает ли кто геройский поступок Арсеньевского летчика? Он спас город, пока тот спал. Взлетев в
технически неисправном самолете, он увел его вдаль от города, спас тем самым многие жизни,
пожертвовав одной (своей). Таких героев очень много. Многие не знают об их подвигах! Цените память,
ибо без нее мир был бы скучен и сер!
48.
К9, К10 и К6: практика
(1) Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее
ценят другие. (2) Ведь память – это ценность прожитой жизни. (3) Не было бы
памяти, никто бы не знал о прошлом. (4) И как бы человек набрался бы опыта?
(5) Будь положительный или отрицательный. (6) Цените память, ведь в мире
больше беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
49.
К9, К10 и К6: практика
(1) Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее
ценят другие. (2) Ведь память – это ценность прожитой жизни. (3) Не было бы
памяти, никто бы не знал о прошлом. (4) И как бы человек набрался бы опыта?
(5) Будь положительный или отрицательный. (6) Цените память, ведь в мире
больше беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
50.
К9, К10 и К6: практика
(7) Давайте затронем прошлое? (8) Мало кто помнит поступок партизанки во
время Великой Отечественной войны. (9) Защищая сельчан, она подвергла себя
пыткам солдат фашистской Германии. (10) Ее вывели босиком в жуткий мороз, и
она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села.
51.
К9, К10 и К6: практика
(7) Давайте затронем прошлое? (8) Мало кто помнит поступок партизанки во
время Великой Отечественной войны. (9) Защищая сельчан, она подвергла себя
пыткам солдат фашистской Германии. (10) Ее вывели босиком в жуткий мороз, и
она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села.
52.
К9, К10 и К6: практика
(11) А знает ли кто геройский подвиг Арсеньевского летчика? (12) Он спас
город, пока тот спал. Взлетев в технически неисправном самолете, он увел
его вдаль от города, спас тем самым многие жизни, пожертвовав одной
(своей). (13) Таких героев очень много. (14) Многие не знают об их подвигах!
(15) Цените память, ибо без нее мир был бы скучен и сер!
53.
К9, К10 и К6: практика
(11) А знает ли кто геройский подвиг Арсеньевского летчика? (12) Он спас
город, пока тот спал. Взлетев в технически неисправном самолете, он увел
его вдаль от города, спас тем самым многие жизни, пожертвовав одной
(своей). (13) Таких героев очень много. (14) Многие не знают об их подвигах!
(15) Цените память, ибо без нее мир был бы скучен и сер!
54.
К9, К10 и К6: практика
В чём настоящая любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания
Юрия Марковича.
Рассуждая над этим вопросом, автор отмечает ответ Жени при диалоге с
главным героем. В этом примере мы видим, что настоящая любовь, даже если
она не взаимная, всё равно с течением времени продолжает существовать.
Далее Нагибин, чтобы показать, что истинная любовь не имеет срока годности и
продолжительности по времени, обращает внимание на исполнение Серёжей
данного им обещания.
55.
К9, К10 и К6: практика
В чём настоящая любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания
Юрия Марковича.
Рассуждая над этим вопросом, автор отмечает ответ Жени при диалоге с
главным героем. В этом примере мы видим, что настоящая любовь, даже если
она не взаимная, всё равно с течением времени продолжает существовать.
Далее Нагибин, чтобы показать, что истинная любовь не имеет срока годности и
продолжительности по времени, обращает внимание на исполнение Серёжей
данного им обещания.
56.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года. – Москва: ФИПИ, 2022.
2. Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для эксперта,
проверяющего ответ на задание 27 по русскому языку. 2021. – Сост. Р.Д.Дощинский,
электронный документ.
3. Методические рекомендации по проверке развёрнутых ответов ЕГЭ-2021 по русскому
языку. Учебно-методическое пособие для экспертов предметной комиссии по
русскому языку Санкт-Петербурга. – СПб: СПбЦОКОиИТ, 2021.
4. Беляева О.Н., Тыранов Н.Д. Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Проблема.
Позиция. Комментарий.
5. Беляева О.Н., Тыранов Н.Д. Сочинение без ошибок (логика, грамотность, этика). – М.:
Титул, 2021.
57.
Для связи:
Страничка ВК
https://vk.com/okege100
vk.com/okgook
Группа ВК
https://vk.com/okege
Спасибо за
внимание!
1.1. Употребление слова в несвойственном ему
значении.
Пример: Костер
все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться
до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное
возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать
сильно или хорошо, ровно гореть.
1.2. Употребление знаменательных и служебных |
|||||||||||||||||||||
1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием |
|||||||||||||||||||||
1.4. Неправильное употребление паронимов. становить смысл высказываний в примере, нужно оменять слова местами. |
|||||||||||||||||||||
2. Лексическая сочетаемость. |
|||||||||||||||||||||
При выборе но определит , можно ли употребить вместе те или иные слова, |
|||||||||||||||||||||
3. Употребление |
|||||||||||||||||||||
Синонимы |
|||||||||||||||||||||
4. Употребление |
|||||||||||||||||||||
Благодаря ющих по звучанию и написанию в отдельных х ситуациях призван раскрывать смысл слов. |
|||||||||||||||||||||
5. Употребление |
|||||||||||||||||||||
При Неправильное употребление метафоры чаще всего обусловлено тем, До редактирования: 1) Под крылом зеленого змия. 2) На прохоровском поле 1200 танков схватились врукопашную. После редактирования: 1) Под властью зеленого змия. 2) На прохоровском поле сражалось 1200 танков.
|
Анализируя работы
экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить
типичные речевые ошибки (К10) Это нарушения, связанные с неразвитостью речи:
плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное
использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит,
неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов,
антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
В отличие от грамматических речевые
ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы,
а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу
это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа
Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный)
ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в
контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить
только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для
обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует
также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм,
т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова).
Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне
семантики словосочетания, реже — предложения): а) употребление слова в
несвойственном ему значении: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров
былроскошный (т.е.
живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение
лексико-семантической сочетаемости слова: «Небо стояло
светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может
только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» ( лучи солнца
освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол,
поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных
лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи
глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного
значения слову, не имеющего его в системе литературного языка:
«Его натруженные руки утверждают,
что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя —
храбрый человек»; г) неразличение
оттенков значений синонимов: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует)
сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются);
д) смешение значений
паронимов: «Брови его удивительно поднялись» (вместо:
удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра»
(вместо: образцом); е) не
снимаемая в предложении многозначность: «Эти озера живут всего несколько дней в
году».
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм,
регулирующих коммуникативную организацию высказывания:
а)
СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и
логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей):
«Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт
проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;
б)
ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны
высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама
Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема
любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию:
«Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение
родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих
гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5)
нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро
успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном
ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего
роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые,
дружелюбный, необидчивый».
К наиболее частотным
ошибкам относятся следующие:
1)
неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в
«Философский словарь». Глагол
взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на»
(взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть
(«быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать,
выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном
предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;
2)
ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо слова известно в предложении
ошибочно употреблен его синоним знакомо. Теперь в нашей печати отводится значительное
пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова пространство
лучше употребить его синоним — место {Реклама занимает много
места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в
нашей печати). Иноязычное слово импонирует также требует синонимической
замены.
3)
ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не
мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точности в
сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются
даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных
проявлений одного и того же признака предмета (явления).
4)
разрушение образной
структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте:
Этому, безусловно,
талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только
посмешить читателя.
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она
может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической
позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце
слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то,
полапельсина.
В отличие от нее
грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в
устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; колят; иду по тропинке, ведущую к
дому; уверенность в победу.
Грамотность речи оценивается
по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте
письменной работы .
На оценку сочинения
распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним
соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по
русскому языку».
Среди ошибок следует выделять негрубые,
т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в
исключениях из правил;
2) в
написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в
случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4) в
случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в
написании и и ы после приставок;
в трудных случаях различения
не и ни (Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
6) в
собственных именах нерусского происхождения;
7) в
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в
пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также
повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну
ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если
условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии,
в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях
данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный –
грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается
как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и
более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются,
но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
—
в переносе слов;
—
на правила, которые не включены в школьную программу;
—
в передаче авторской пунктуации.
Ошибки графические (не учитываются при проверке) — разновидность
ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка,
фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К
графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения
слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками становятся
различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или
поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки –
неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо
работает, мемля вместо земля).
К числу наиболее
распространенных обычно относят:
—
пропуски букв: … весь
роман стоится
(следует: строится) на этом конфликте;
—
перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены
одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
—
Добавление лишних букв: Вот
почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях <…> (следует: даже);
Практика проведения
экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания
с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные
затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.
Когда ошибка не должна влиять на оценку.
Правила, которые не включены в школьную программу
Важными задачами остаются определение объема
норм по правописанию, который обязан усвоить выпускник средней школы,
установление требований к оценке грамотности выпускника средней школы и
абитуриента, а также уточнение нормы оценки письменных текстов, выходящих
из-под их пера.
Предлагаем перечень трудных случаев написания и
расстановки знаков препинания (т.е. орфографии и пунктуации), в которых
ошибка в письменной работе должна отмечаться, но не должна влиять на
оценку.
ОРФОГРАФИЯ
Буквенная передача звукового состава слов
—
Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр)
и после гласных в собственных именах (Мариетта).
—
Приставки пре- и при- в словах: преумножить – приумножить,
(пре)(при)увеличить, (пре)(при)уменьшить.
— Н
/ нн в кратких отглагольных прилагательных / причастиях (взволнованна
/ взволнована этим событием).
Прописная / строчная буквы
—
В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество,
Б(б)ог.
—
При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
—
Написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро
и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
—
Сложные существительные без соединительной гласной (в основном
заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз,
люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель,
портшез, прейскурант).
—
Слитное / раздельное написание наречных единиц / наречий с приставкой /
предлогом, например: в
разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в
диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
—
Слитное / дефисное написание:
перекати-поле, гуляй-город
ПУНКТУАЦИЯ
—
Тире в неполном предложении.
—
Вводные слова, не входящие в стандартный список вводных слов, приводимых в
школьных учебниках; различение слова наконец, в основном, по опыту (и
т.п.) как вводных и не вводных.