Необыкновенный случай лексическая ошибка


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Заменить слово

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С моим отцом, знаменитым путешественником, в одной из поездок случился необыкновенный случай.

Ошибка в данном предложении — тавтология. Дублируется смысл. Слова “случился” и “случай” являются однокоренными. Заменить следует одно из них. Обратите внимание: заменить надо так, чтобы в предложении всё осталось по-прежнему, т.е. чтобы не нарушился грамматический строй. Следовательно, нам необходимо было бы заменить слово СЛУЧАЙ на другое слово мужского рода, т.к. глагол СЛУЧИЛСЯ стоит в мужском роде. Такого слова, лексически сочетающегося с этим глаголом, мы найти не можем. Заменяем глагол на слово ПРОИЗОШЁЛ.

Ответ: ПРОИЗОШЁЛ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всех людей в классе он делил на две неодинаковые половины: на бездельников и на “пчёл”.

Ошибка в данном предложении — неправильное употребление слова и нарушение лексической сочетаемости. Слово “половина” имеет значение “одна из двух равных частей”. Следовательно, половины не могут быть “неодинаковыми”. Заменить следует слово “половины”. Обратите внимание: заменить надо так, чтобы в предложении всё осталось по-прежнему, т.е. чтобы не нарушился грамматический строй. У нас есть слова “две” и “неодинаковые”. Оба они в женском роде. Получается, нам необходимо было бы заменить слово ПОЛОВИНЫ на другое слово женского рода. Подходят слова ЧАСТИ или ГРУППЫ.

Ответ: ЧАСТИ

ГРУППЫ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Советский борец, чтобы завоевать мировой рекорд, интенсивно тренировался не один год.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “рекорд” и “завоевать” вместе. Обратите внимание: заменить надо так, чтобы в предложении всё осталось по-прежнему, т.е. чтобы не нарушился грамматический строй. От слова “рекорд” зависит слово “мировой”, поэтому заменить его не получится: заменять будем слово “завоевать”. РЕКОРД можно УСТАНОВИТЬ. ЗАПОМНИТЕ эту пару. Их употребляют вместе.

Слова ПОСТАВИТЬ и ПОБИТЬ традиционно не указывают в ответах к этой паре, хотя стилистически они нейтральные. Поэтому и вам следует выбирать в качестве ответа лишь самый распространённый и популярный вариант.

Ответ: УСТАНОВИТЬ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Цвет платья не имеет роли: главное, чтобы оно подошло Кате по размеру.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “имеет” и “роль” вместе. Правильно будет ИГРАТЬ РОЛЬ или ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ. В данной ситуации одинаково подходят оба варианта. Поэтому можно либо вставить “играет” вместо “имеет”, либо “значения” вместо “роли”.

Ответ: ИГРАЕТ

ЗНАЧЕНИЯ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Учитель сделал гипотезу о том, почему я пишу сочинения плохо.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “сделать” и “гипотеза” вместе. Со словом ГИПОТЕЗА употребляется глагол ВЫДВИНУТЬ. Запомните сочетание ВЫДВИНУТЬ ГИПОТЕЗУ.

Ответ: ВЫДВИНУЛ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

После длительного карантина, когда опасность заразиться вирусом прошла, люди вернулись к своему обычному ритму жизни.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “прошла” и “опасность” вместе. Со словом ОПАСНОСТЬ употребляется глагол МИНОВАЛА. Запомните сочетание ОПАСНОСТЬ МИНОВАЛА.

Ответ: МИНОВАЛА

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Духовный лидер секты посоветовал мне увеличить кругозор за счёт чтения книг.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “увеличить” и “кругозор” вместе. Со словом КРУГОЗОР употребляется глагол РАСШИРИТЬ. Запомните сочетание РАСШИРИТЬ КРУГОЗОР.

Ответ: РАСШИРИТЬ

Как заходить в аудиторию на ЕГЭ

Как заходить в аудиторию на ЕГЭ

Версия для печатиPDF

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.


Правильный ответ: произошёл

Пояснение: 

Нет словосочетания «случился случай».

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, произошёл необыкновенный случай.

Источник: 

Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 24

Связи с вариантами

Тема .

№6. Лексические ошибки

Вспоминай формулы по каждой теме

Решай новые задачи каждый день

Вдумчиво разбирай решения

ШКОЛКОВО.

Готовиться с нами — ЛЕГКО!

Подтемы раздела

№6. лексические ошибки

.01Авторские 2023

.02Авторские задания от Школково

.03№6. Банк ФИПИ

.04№6. Материалы прошлых лет

.05№6. Цыбулько прошлых лет

.06№6. Цыбулько-2022

Решаем задачу:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.

(Взято из сборника Цыбулько-2022)

Показать ответ и решение

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.

«Случился случай» тавтология, поскольку слова «случай» и «случился» являются однокоренными. Существительное «случай» употребляется с глаголом «произошёл». Необходимо заменить слово «случился» на слово «произошёл».


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Заменить слово

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С моим отцом, знаменитым путешественником, в одной из поездок случился необыкновенный случай.

Ошибка в данном предложении — тавтология. Дублируется смысл. Слова “случился” и “случай” являются однокоренными. Заменить следует одно из них. Обратите внимание: заменить надо так, чтобы в предложении всё осталось по-прежнему, т.е. чтобы не нарушился грамматический строй. Следовательно, нам необходимо было бы заменить слово СЛУЧАЙ на другое слово мужского рода, т.к. глагол СЛУЧИЛСЯ стоит в мужском роде. Такого слова, лексически сочетающегося с этим глаголом, мы найти не можем. Заменяем глагол на слово ПРОИЗОШЁЛ.

Ответ: ПРОИЗОШЁЛ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всех людей в классе он делил на две неодинаковые половины: на бездельников и на “пчёл”.

Ошибка в данном предложении — неправильное употребление слова и нарушение лексической сочетаемости. Слово “половина” имеет значение “одна из двух равных частей”. Следовательно, половины не могут быть “неодинаковыми”. Заменить следует слово “половины”. Обратите внимание: заменить надо так, чтобы в предложении всё осталось по-прежнему, т.е. чтобы не нарушился грамматический строй. У нас есть слова “две” и “неодинаковые”. Оба они в женском роде. Получается, нам необходимо было бы заменить слово ПОЛОВИНЫ на другое слово женского рода. Подходят слова ЧАСТИ или ГРУППЫ.

Ответ: ЧАСТИ

ГРУППЫ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Советский борец, чтобы завоевать мировой рекорд, интенсивно тренировался не один год.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “рекорд” и “завоевать” вместе. Обратите внимание: заменить надо так, чтобы в предложении всё осталось по-прежнему, т.е. чтобы не нарушился грамматический строй. От слова “рекорд” зависит слово “мировой”, поэтому заменить его не получится: заменять будем слово “завоевать”. РЕКОРД можно УСТАНОВИТЬ. ЗАПОМНИТЕ эту пару. Их употребляют вместе.

Слова ПОСТАВИТЬ и ПОБИТЬ традиционно не указывают в ответах к этой паре, хотя стилистически они нейтральные. Поэтому и вам следует выбирать в качестве ответа лишь самый распространённый и популярный вариант.

Ответ: УСТАНОВИТЬ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Цвет платья не имеет роли: главное, чтобы оно подошло Кате по размеру.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “имеет” и “роль” вместе. Правильно будет ИГРАТЬ РОЛЬ или ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ. В данной ситуации одинаково подходят оба варианта. Поэтому можно либо вставить “играет” вместо “имеет”, либо “значения” вместо “роли”.

Ответ: ИГРАЕТ

ЗНАЧЕНИЯ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Учитель сделал гипотезу о том, почему я пишу сочинения плохо.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “сделать” и “гипотеза” вместе. Со словом ГИПОТЕЗА употребляется глагол ВЫДВИНУТЬ. Запомните сочетание ВЫДВИНУТЬ ГИПОТЕЗУ.

Ответ: ВЫДВИНУЛ

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

После длительного карантина, когда опасность заразиться вирусом прошла, люди вернулись к своему обычному ритму жизни.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “прошла” и “опасность” вместе. Со словом ОПАСНОСТЬ употребляется глагол МИНОВАЛА. Запомните сочетание ОПАСНОСТЬ МИНОВАЛА.

Ответ: МИНОВАЛА

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Духовный лидер секты посоветовал мне увеличить кругозор за счёт чтения книг.

Ошибка в данном предложении — нарушение лексической сочетаемости: нельзя употреблять слова “увеличить” и “кругозор” вместе. Со словом КРУГОЗОР употребляется глагол РАСШИРИТЬ. Запомните сочетание РАСШИРИТЬ КРУГОЗОР.

Ответ: РАСШИРИТЬ

Как заходить в аудиторию на ЕГЭ

Как заходить в аудиторию на ЕГЭ

Версия для печатиPDF

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.


Правильный ответ: произошёл

Пояснение: 

Нет словосочетания «случился случай».

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, произошёл необыкновенный случай.

Источник: 

Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 24

Связи с вариантами

Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых
ошибок и дать тренировочные упражнения на их
исправление.

Технологии:


  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем,
    лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Пакет материалов к уроку у каждого
ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”,
упражнения на закрепление изученного материала,
индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с
    исправлением речевых ошибок в приводимых
    примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению
    речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление
    полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите
основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи
распадаются на несколько групп: фактические,
логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность
речи, ее точность, выразительность, чистоту,
образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и
прокомментирована ученицей с коллективным
исправлением речевых ошибок в приведенных
примерах. (Презентация и памятки для учащихся
прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по
исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде
компьютерной презентации, ошибки исправляются
устно с коллективным обсуждением вариантов
исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а
остальные предложить учащимся выполнить
письменно самостоятельно с последующей
проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном
ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком)
и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно)
слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими
причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и суффиксом.


  1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю)
    в “Орфографический словарь”.
  2. Соперники ревностно (ревниво)
    относились к успехам друг друга.
  3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо)
    выполнять приказание.
  4. Сначала о Манилове складывается двойное
    (двойственное) впечатление.

III. Неразличение синонимичных слов.


  1. Имя этого поэта знакомо (известно) во
    многих странах.
  2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство
    (место) рекламе, и это нам не импонирует
    (нравится).

IV. Употребление слов иной стилевой
окраски.

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы
(расположены) очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного
(прекрасного) вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно
приготовить все необходимые бумажки (документы,
бумаги
).

4. Ввиду отсутствия красной
розы сердце принца будет разбито.

ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель
В.Солоухин не принимал названия Дворец
бракосочетания
; это “…все равно, — считал он,
— что к нитке жемчуга на женской шее прицепить
канцелярскую булавку”.

V. Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.


  1. Этому, безусловно, талантливому писателю
    М.Зощенко палец в рот не клади, а
    дай только посмешить читателя.
  2. Сизифовым трудом (напрасным трудом)
    было начать постройку дома в этом месте: через
    два года здесь будет водохранилище.
  3. Солнце светило во всю Ивановскую.

ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно
заменил компонент устойчивого словосочетания кричать
во всю Ивановскую
, обновив фразеологизм и
сделав речь более выразительной.

VI. Неоправданное употребление просторечных и
диалектных слов.


  1. На пришкольном участке мы посадили капусту,
    морковь, бураки (свеклу).
  2. Не могла и не схотела (захотела)
    Катерина жить в “темном царстве”.
  3. Неожиданно на подмогу (помощь)
    Чичикову пришел капитан-исправник.

VII. Нарушение лексической сочетаемости.



  1. Родилась (Сохраняется) традиция широко
    праздновать День города. (Традиция — это обычай,
    установившийся порядок, унаследованный от
    предшествующих поколений; традиция родиться не
    может: она может сохраняться, быть
    унаследованной.)
  2. Уже будучи преклонным человеком (человеком
    преклонного возраста), писатель создал один
    из лучших своих романов.
  3. Помещики присваивали львиную часть (львиную
    долю
    ) доходов крестьян.

VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от
греческого “излишество”).


  1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию,
    свою биографию
    ).
  2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию).
    Ностальгия в переводе с греческого – это тоска
    по родине.
  3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы
    подарили им памятные сувениры (сувениры).
    Сувенир – это подарок, сделанный на память.
  4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой).
    Минута – единица времени.

IX. Употребление рядом или близко
однокоренных слов (тавтология – от греческого
“то же самое слово”).

1. Этот необыкновенный случай
случился
(произошел) со мной в молодости.

2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел
(отразил) свои впечатления о русской
деревне.

3. Поэтически описывает поэт
(А.С.Пушкин) наш город.

X. Неоправданное повторение слов.

1. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны. Он посылает эти главы книги
своим друзьям.

2. Недавно я прочитала одну книгу.
Эта книга называется “Молодая гвардия”.
В этой

книге рассказывается…

XI. Бедность и однообразие синтаксических
конструкций.


1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник
был
грубо заштопан. Сапоги были почти новые.
Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в
прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на
нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

2. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны.

Он посылает эти главы книги
своим друзьям. (Павел упорно работает над
задуманной книгой и, когда он заканчивает три
главы ее, посылает их своим друзьям.)

XII. Неудачное употребление местоимений.

1. Я вынула книгу из сумки и положила ее
(книгу или сумку?) на стол.

2  После своего (совершенного)
убийства им овладевает страх.

4. Письменные упражнения на закрепление
полученных знаний.

(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте
у каждого ученика. Первое упражнение выполняют
на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные
упражнения выполняются всеми самостоятельно с
последующей проверкой)

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по
смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести …
болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь …
намерения. Обладать … характером (скрытый,
скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный,
искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры
против нарушителей дисциплины (эффектный,
эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений.
Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться
человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть …
(невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев
рассказал о трагической судьбе … Герасима.
Троекуров был жестоким … (крепостник,
крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В
пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки.
Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в
будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
завлекательная наука. 4. С первого момента он
может показаться даже очень прекрасным
человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и
известие о приезде настоящего ревизора приводят
чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
возмущения относиться к разным Чичиковым,
Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает
вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве
поэзии.

Упражнение № 3

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки
допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком.
2. Среди соучастников соревнований было много
молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
применена новая, более эффектная технология. 4.
Большое значение в романе играют женские образы.
5. Критики оказали высокую оценку новым стихам
поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро
сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и
распределяя предложения по трем типам:
употребление слов иной стилевой окраски,
тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в
очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось
так, что именно как раз в эти дни открылась
выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее
вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне
молодые патриоты организовали подпольную
организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка,
задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им
овладела ностальгия по родине.

5. Итоги урока.

Полученные сегодня знания очень важны
для вас в жизни, а не только при написании
сочинения. Любая неправильность затрудняет
понимание и мешает вашему общению.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся
предлагаются индивидуальные карточки с их
речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по
развитию речи. Задание: классифицировать
допущенные речевые ошибки и исправить их.

Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б”
Халилуллиной Алины):

  1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями
    проблему умения общаться. В этом тексте автор
    сравнивает умение общаться русского и
    иностранца.
  2. А русский человек, как показывает Гоголь, к
    начальству проявляет свое угодничество, если
    кто-то выше него по чину, он ему угождает во
    всем…
  3. Позиция автора состоит в том, что человек не
    должен
    быть чинопочитателем, не должен
    проявлять высокомерие, а должен всегда
    помнить о человеческом достоинстве.
  4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь
    относиться к людям так, как они такового
    заслуживают.

Приложение 1

Приложение 2

Материал содержит набор карточек для подготовки к заданиям 4-8 ЕГЭ по русскому языку.

kart4-8.docx
kart4-8.pdf

1. Ударение. Иксы, вероисповедание, наверх, балованный, мозаичный, оптовый, из кремня, без бантов, жалюзи, воссоздала, приняв, вогнутый, щавель, ломота, аэропорты, окружена.

2. Паронимы. Венок творения, доверчивая беседа, длинная прогулка, одел свитер, почётный возраст, жилое строительство, рейтинг перетерпел изменения, зачинщик исследований.

3. Лексическая ошибка. Однажды весной с моим дедушкой, старым соловецким охотником, случился странный случай.

4. Формы слова. Пара туфлей, хороший подчерк, тренера команды, в пятиста случаях, двумястами тоннами, более полтораста килограммов, к ста первому километру, скатерть более тоньше, килограмм вафлей, без носков, зимние месяца, недры Земли, у двух подруг.

5. Ошибка в предложении. Футболист, забивший два гола и который спас свою команду, всем особенно запомнился. Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

1. Ударение. Закупорить, осведомиться, квартал, свекла, каталог, балованный, сливовый, ломота, газопровод, аэропорты, с тортом, без бантов, солгала, принята, уняв, согнутый.

2. Паронимы. Двойственный код, конный топот, яблочная ветка, техничная подготовка, вражеское отношение, нестерпим к лжецам, голос перетерпел изменения, зрительные симпатии, глиняная почва, зачинщик исследований.

3. Лексическая ошибка. Компьютерные игры порой могут решить целый ряд психологических проблем человека: удовлетворить его потребность в свободе, помочь оказать впечатление на окружающих.

4. Формы слова. На обоих картинах, помахай рукой, в полутораста страницах, ляжьте на диван, новые свитеры, хорошие тренера, полощет бельё, погаснувший фонарь, поскользнулся на льду, закрыть тюлем, самая удачнейшая попытка, пойти с ими, сожгёт листву.

5. Ошибка в предложении. Ребята, глядя на получившиеся декорации, искренне городились и радовались результату своего труда. Оглядевшись вокруг, к Коле вдруг с невообразимой ясностью пришло осознание, что он так много всего пропустил.

1. Ударение. Намерение, отрочество, плодоносящий, диспансер, жалюзи, опломбировать, украла, воссоздала, укрепить, ободрить, тортов, балованный, сливовый, щавель, ломота, дремота.

2. Паронимы. Первое напоминание о Москве, коренной юноша, гарантийный успех, оградили забором, практический человек, информативное пространство, памятный старик, заполнить пробелы в знаниях, громкие популярные лозунги, сценичный успех, дипломат конкурса.

3. Лексическая ошибка. В совет племени входили вразумлённые опытом, пользующиеся глубоким уважением старцы, хранители традиций и ритуалов.

4. Формы слова. Участок посуше, герои Александра Дюма, килограмм помидор, в стах километрах, хорошие тренеры, без погонов, пара туфлей, стерегёт дом, приобретший опыт, пятидесятью рублями, самый чудеснейший день, директора гимназий, новые веера.

5. Ошибка в предложении. Как только открылась дверь, толпа зрителей, жаждавших поскорее увидеть премьеру долгожданного фильма, хлынули в зал. Наблюдения не только велись в учебное время, но и в специально созданной группе продлённого дня, в которой были организованы постоянно действующие кружки.

1. Ударение. Корысть, отрочество, намерение, наверх, отдала, кралась, нарвала, диспансер, осведомишься, кровоточащий, ломота, балуется, дремота, щавель, свекла, ободренный.

2. Паронимы. Отклоняться от обязанностей, злой прогульщик, языковый лагерь, дипломат конкурса, жилые условия, пополнить пробелы, длинная прогулку, игровой котёнок.

3. Лексическая ошибка. Он всегда недолюбливал соседа, считал его своим закадычным врагом.

4. Формы слова. Увлажняющего шампуня, приляжь отдохнуть, фонарь погас, приведший к победе, килограмм помидор, более полтораста книг, трёхстами тоннами, пятисот рублей, тремя пятых метра, самая высочайшая вершина, пара туфель, нет джинс, забрать из ясель.

5. Ошибка в предложении. Он вспоминал об этой необычной истории даже по прошествию многих лет и всегда удивлялся произошедшему. Жители городка были напуганы не столько странными слухами, сколько хотели скорее забыть об этих разговорах.

1. Ударение. Намерение, завидно, цепочка, диспансер, украла, осведомишься, принудить, принята, погнутый, понявший, приняв, солгала, опошлить, ободрить, , отрочество, мозаичный.

2. Паронимы. Песочный пляж, дипломатичные отношения между странами, эффектные меры, ритмическое дыхание, эстетичное направление, покупательный спрос, просвещённая беседа.

3. Лексическая ошибка. Зимой бурые медведи на большей территории России уходят в спячку.

4. Формы слова. Пара сапог, более полтораста рублей, недры Земли, зажгётся свет, в триста первому метру, новые джемперы, хороший подчерк, поскользнулся на льду, озябнувший на улице, тончайший шёлк, ель более выше, беседовать с ими, не пророняя слов.

5. Ошибка в предложении. Посмотрев премьеру спектакля, у зрителей осталось двойственное чувство от игры актёров. В «Библиокроссе» выигрывает прочитавший участник наибольшее количество книг.

Автор: Леонтьева О.Э.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И Опыт, сын ошибок трудных,

И Гений, парадоксов друг…

1829 г.

  1. Кто-то однажды узнал (прочитал в словаре) о происхождении слова «парадокс»: на греческом языке – это необыкновенный, странный.

И конечно же, сразу догадался, что «странный парадокс» – плеоназм, причем не какой-нибудь там заурядный. Это – король плеоназмов, главный среди них, образцовый. И все ему поверили, потому что образцы и ориентиры нужны всегда, а иначе у нас будет спутанное сознание.

  1. Но русский язык – это не совсем греческий, и значение слов в нем не остается неизменным. Парадоксальным стали называть необычное мышление, выходящее за рамки стандартной логики (оно оценивалось как негативное), а также явления, которые нельзя было объяснить стандартной логикой (и это было огорчительно).

Разум как бы признавал свою ограниченность: то ли знаний не хватает, то ли само мышление несовершенно. Вот гений – это «парадоксов друг!».

  1. Но здесь мы разбираемся со «странным парадоксом». Оказывается, этому слову нужны определения – другими словами, нужна классификация. Ведь разные бывают парадоксы: (1) временные, исторические, логические; (2) забавные, любопытные, интересные; (3) известные, очередные, следующие.

И что удивительно, странными они тоже бывают. Это простое усиление признака, обычное дело в языке: очень странный, самый странный. К тому же повтор может быть художественным средством выразительности.

И в конце концов, парадокс – это странное (необычное) явление, которое можно объяснить только странной (необычной) логикой. Получается как бы дважды парадокс – почему бы не подчеркнуть это.

  1. И еще о Пастернаке – у него-то почему «странный парадокс»? Не знал, что это плеоназм, не заметил или намеренно употребил это сочетание? У таких людей свободное мышление – их уж точно не заставишь думать со всеми одинаково и всегда считать повтор плеоназмом.

Но и особого смысла он сюда, возможно, не вкладывал. Интересно, что этому слову в данном предложении требуется какое-нибудь определение для равновесия фразы, но использовать, к примеру, указательное местоимение (этот парадокс) он, вероятно, не захотел, то есть счел его неподходящим.

P. S. Почему вообще был задан этот вопрос. В задании было дано предложение и требовалось найти лишнее слово. Я быстро прочитала его, и в качестве кандидата выбрала указательное местоимение «то», которое в изъяснительных СПП часто бывает лишним. Но, увы, к местоимению вопросов не оказалось, а вот «странный парадокс», который вычислили все, я просто не заметила…

Лексическая ошибка — это особый вид ошибки, который возникает, когда в тексте присутствуют неправильные слова или ошибки в написании слов. На первый взгляд это может показаться несущественным, ведь любой читатель может легко понять, что автор хотел сказать, даже если по ошибке написал слово не так как нужно.

Однако, лексическая ошибка может значительно повлиять на восприятие текста. Во-первых, неправильное написание слов или использование неподходящих синонимов может создать путаницу у читателя и затруднить понимание содержания текста. Ведь если слово написано неправильно, то автор может иметь в виду другое значение или понятие, что может привести к неправильной интерпретации текста.

Во-вторых, лексическая ошибка может оказать негативное влияние на восприятие автора как специалиста в своей области. Если в тексте встречаются многочисленные ошибки, то это может вызвать сомнения у читателя относительно качества и достоверности информации представленной в тексте. Зачастую, люди склонны связывать уровень грамотности автора с его профессиональными навыками и знаниями.

Содержание

  1. Необыкновенный случай лексической ошибки в тексте
  2. Влияние лексической ошибки на восприятие текста
  3. Как возникают лексические ошибки и почему они важны?
  4. Последствия лексической ошибки для автора и читателя
  5. Для автора
  6. Для читателя
  7. Выводы
  8. Как избежать лексических ошибок при написании текстов
  9. Роль редактирования и корректуры в предотвращении лексических ошибок

Необыкновенный случай лексической ошибки в тексте

В своей практике каждый из нас, наверняка, сталкивался с ситуациями, когда при чтении текста обнаруживался необычный случай лексической ошибки. Такие лексические ошибки могут возникать по разным причинам: небрежность автора, ошибки при наборе текста, недостаточные знания языка и другие факторы.

Однако, далеко не всегда лексическая ошибка в тексте является просто опечаткой или недосмотром. Иногда встречаются случаи, когда такая ошибка добавляет тексту необыкновенности и привлекает внимание читателя.

Один из таких необыкновенных случаев произошел в знаменитой книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень». В одном из главных магазинов Мира Волшебства, Хогвардской лавке, была обнаружена лексическая ошибка на вывеске. Вместо слова «котлы», которые продавались в магазине, на вывеске обнаружилось слово «комлы». Такая ошибка сразу привлекла внимание и вызвала улыбку у многих читателей книги.

Подобные необычные лексические ошибки могут создать дополнительный эффект и подчеркнуть художественность текста. Они могут стать своеобразными «блестящими камнями» в тексте и сделать его более ярким и запоминающимся.

Однако не стоит злоупотреблять такими ошибками, иначе текст может показаться небрежным и непрофессиональным. Лексические ошибки всегда следует исправлять, особенно если они приводят к неправильному пониманию текста или нарушают его логическую целостность.

В заключение, необыкновенные случаи лексических ошибок в тексте могут привести к неожиданным и интересным результатам. Они могут добавить тексту оригинальности и сделать его более привлекательным для читателей. Однако, не стоит забывать о том, что исправление лексических ошибок — важный шаг в создании качественного и профессионального текста.

Влияние лексической ошибки на восприятие текста

Лексическая ошибка, которая является ошибкой в использовании конкретного слова или при использовании неподходящего слова в контексте, может значительно повлиять на восприятие текста. Даже небольшая ошибка может изменить смысл предложения и создать недопонимание у читателя.

Одним из самых распространенных примеров лексической ошибки является использование слова, которое имеет схожее звучание, но отличается в написании или значении. Например, если вместо слова «красивый» использовать слово «крассивый», смысл предложения может существенно измениться. Такая ошибка может вызвать недоумение и привести к неправильному пониманию текста.

Лексическая ошибка также может повлиять на эмоциональное восприятие текста. Неправильное использование слова может создать негативное или неподходящее настроение. Например, если вместо слова «искренний» использовать слово «некренний», это может вызвать смешанные или неприятные эмоции у читателя. Такая ошибка может исказить намерения автора и создать негативное впечатление о тексте.

Кроме того, лексическая ошибка может существенно повлиять на доверие к автору текста. Если читатель обнаружит множество лексических ошибок в тексте, это может вызвать сомнения в компетентности автора и его способности передавать информацию точно и грамотно. Неправильное использование слов может создать впечатление поверхностности и несерьезности автора, что может привести к отказу доверять информации, представленной в тексте.

Для избежания лексических ошибок рекомендуется внимательно проверять текст перед его публикацией или отправкой. Также полезно использовать проверяющие программы или попросить кого-то другого прочитать текст и выявить возможные ошибки. Важно помнить, что корректное использование слов и точность передачи информации играют ключевую роль в эффективной коммуникации и формировании правильного впечатления у читателей.

Как возникают лексические ошибки и почему они важны?

В письменной и устной речи лексические ошибки могут возникать по разным причинам — от недостаточного словарного запаса или неправильного использования слов до невнимательности или опечаток. Независимо от того, какая именно ошибка была допущена, она может серьезно повлиять на восприятие текста и понимание его автором и читателем.

Лексические ошибки в тексте могут снижать его читабельность и профессиональный уровень. Неправильное использование слов или их смысловое и грамматическое некорректное употребление может привести к тому, что автор не сможет точно и ясно выразить свои мысли, а читатель не сможет правильно понять суть написанного.

Ошибки в выборе слов или их смысловом значении могут также оскорбить или неправильно интерпретировать информацию в тексте. К примеру, использование синонимичного слова, которое обладает негативным оттенком, может изменить восприятие авторского умысла и вызвать недопонимание у читателя.

Ошибки в написании или опечатки также могут серьезно повлиять на восприятие текста. Некорректное написание слов, неправильная расстановка знаков препинания или опечатки могут затруднить понимание и интерпретацию текста. При чтении текста с опечатками или лексическими ошибками, читатель может отвлекаться и терять основную идею текста.

Кроме того, лексические ошибки могут особенно важны в академической и научной литературе, где точность и ясность выражения играют ключевую роль. Неправильное использование терминов или использование неподходящих синонимов может привести к недопониманию и возникновению ложного толкования результатов исследования или выводов автора.

Примеры лексических ошибок и их влияние:

Ошибка Влияние
Использование неподходящего синонима Могут возникнуть недопонимание и неправильная интерпретация информации
Неправильное написание слова Затрудняет понимание текста и отвлекает читателя
Опечатки Могут снизить читабельность и уровень профессиональности текста
Некорректное употребление слова Может привести к изменению смысла и снижению точности выражения

В целом, лексические ошибки могут иметь значительное влияние на качество и понимание текста. Избежать подобных ошибок помогут внимательное редактирование и проверка текста перед публикацией или передачей другим людям.

Последствия лексической ошибки для автора и читателя

Лексическая ошибка — это ошибка, связанная с использованием неправильного или неподходящего слова в тексте. Такая ошибка может иметь серьезные последствия как для автора, так и для читателя.

Для автора

Лексическая ошибка может негативно сказаться на авторе и его репутации. Если текст содержит большое количество лексических ошибок, это может создать впечатление некомпетентности и неуверенности автора. Читатель может подумать, что автор не обладает достаточными знаниями или внимательностью к деталям.

Кроме того, лексическая ошибка может привести к неправильному пониманию авторского сообщения. Неправильно выбранное слово может изменить смысл предложения, и читатель может получить неверную информацию. Это может вызвать путаницу, недоверие и негативные эмоции у читателя.

Для читателя

Для читателя лексическая ошибка может вызвать затруднения при чтении и понимании текста. Неправильно выбранное или непонятное слово может привести к недопониманию и несоответствию информации. Читатель может тратить больше времени и усилий на попытки разобраться в смысле предложения, что позволяет зависит от цели чтения — получение информации или развлечение, может привести к разочарованию и отрицательному впечатлению от текста.

Кроме того, лексическая ошибка может вызвать смешные или неловкие ситуации. Неправильно выбранное слово или его сочетание может создать комический эффект или вызвать непреднамеренное недовольство у читателя. Это может негативно влиять на общее восприятие текста и настроение читателя.

Выводы

Лексическая ошибка имеет серьезные последствия как для автора, так и для читателя. Для автора это может привести к ухудшению репутации и неправильному пониманию его сообщения, а для читателя — к трудностям в чтении и недопониманию текста. Поэтому важно обращать внимание на выбор слов и избегать лексических ошибок в тексте.

Как избежать лексических ошибок при написании текстов

При написании текстов важно обращать внимание на лексическую правильность выражений. Лексические ошибки могут негативно повлиять на восприятие текста и оставить неприятное впечатление у читателя. Ниже представлены несколько советов, которые помогут избежать лексических ошибок.

  1. Проверяйте правописание — одна из самых распространенных лексических ошибок — это неправильное написание слов. Перед публикацией текста обязательно проведите проверку правописания с помощью специальных инструментов.

  2. Изучайте лексические единицы — расширение словарного запаса позволяет грамотно подбирать слова и избегать повторений. Регулярно читайте книги, статьи, новости, чтобы знакомиться с новыми словами и фразами.

  3. Проверяйте смысловую нагрузку — при использовании новых слов обязательно проверьте их значения и убедитесь, что они соответствуют контексту и передают нужную смысловую нагрузку.

  4. Избегайте неоднозначности — некоторые слова имеют несколько значений, и в разных контекстах они могут быть использованы по-разному. Обращайте внимание на это и старайтесь выбирать слова, которые не вызовут двусмысленности.

  5. Практикуйтеся в письме — регулярное письменное общение позволяет совершенствовать навыки написания и избегать лексических ошибок. Пишите письма, заметки, статьи, чтобы улучшать свою грамотность.

  6. Консультируйтесь с носителями языка — если есть возможность, обсуждайте свои тексты с носителями языка или профессионалами в данной области. Они могут помочь вам обнаружить и исправить лексические ошибки.

Используя эти советы, вы сможете избежать множества лексических ошибок при написании текстов и создавать качественные и понятные материалы.

Роль редактирования и корректуры в предотвращении лексических ошибок

Редактирование и корректура текста являются важными этапами работы над любым письменным материалом. Они необходимы для устранения различных ошибок, включая лексические, которые могут существенно повлиять на восприятие и понимание текста.

Лексические ошибки — это ошибки, связанные с выбором и использованием слов. Они могут быть вызваны неправильным выбором слова, некорректным использованием синонимов, неверным согласованием слов в предложении и другими причинами. Такие ошибки могут привести к неправильному пониманию текста, создать смешные или нелепые ситуации и подорвать авторитет автора и текста в целом.

Редактирование и корректура помогают идентифицировать и исправить лексические ошибки. Эти процессы включают в себя проверку правильности использования слов, анализ смысловой нагрузки предложений, проверку согласованности и последовательности текста и другие задачи. Они требуют внимательности и знания языка, а также опыта в редактировании и корректуре текстов.

Одним из методов предотвращения лексических ошибок является использование словарей и других справочников при работе над текстом. Справочники могут предложить синонимы для неправильно использованных слов, помочь выбрать правильные слова с нужной смысловой нагрузкой и подсказать правильные формы глаголов и существительных для согласования слов в предложении.

Еще одним способом предотвращения лексических ошибок является чтение и проверка текста несколько раз. Чем больше времени автор уделяет редактированию и корректуре текста, тем больше вероятность обнаружения и исправления ошибок. Правильное использование языка требует систематичности и тщательного подхода при работе над текстами.

Важно отметить, что редактирование и корректура не только помогают исправить лексические ошибки, но также способствуют общей грамматической правильности и понятности текста. Они улучшают структуру, логическую последовательность и эффективность передачи информации.

Корректура и редактирование являются неотъемлемой частью процесса написания текста и помогают предотвратить лексические ошибки, которые могут негативно повлиять на восприятие и понимание текста. Использование словарей, систематичное чтение и проверка, а также опыт и знания в области редактирования и корректуры помогут создавать качественные и грамотные тексты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Необходимый софт для игр решение ошибок и проблем
  • Необходимость такой книги нужна ошибка
  • Необходимость исправления реестровой ошибки
  • Необходимо ускорить урегулирование кровопролития вид ошибки
  • Необходимо улучшить уровень знаний учащихся ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии