1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) договор, новорожденный
2) квартал, эксперт
3) исчерпать, звонишь
4) комбайнер, щавель
5) приняла, красивейший
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) констатировать о необходимости поездки
2) аргументировать положения доклада цифрами
3) придавать большую роль
4) беспокоиться о дочери
5) скучать по близким
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1) конкретный – соответствующий образцу
2) обеднеть – сделать бедным кого-либо
3) интуиция – неприятное чувство
4) банальный – лишенный оригинальности
5) рейтинг – уровень популярности
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Благодаря метеослужбы шторм не застал нас врасплох.
2. Вес товара: брутто – 2000 г, нетто – 2400 г.
3. Фабула этого стихотворения близка сердцу каждого русского человека.
4. В соревнованиях по эсперанто он занял 1 место.
5. Принятие важнейших решений – прерогатива мэра.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Возрождение домовых и квартального комитетов как первоначальной ступени самоуправления населения принесло свои результаты.
2. На благоустройство территории было освоено 2 миллиона рублей.
3. Необходимо уделять внимание на эту проблему.
4. В администрации субокруга ведут бесплатные приемы юрисконсульт и специалист соцзащиты.
5. Музей-квартира Булгакова приобрела его личные вещи.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Командировочные документы были уже готовы.
2. Участвуют в этой работе работники мэрии, депутаты Госдумы, специалисты, общественные деятели.
3. На конкурсе чтецов студенты филфака продемонстрировали артистичность, остроумие и талант.
4. В тренажерном зале работает инструктор,
который помогает спортсменам выбрать не только комплекс упражнений, но и
правильно их выполнить.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Когда берег стал уходить из глаз моих и
страшная громада воды, вертящейся кругами, стремительно тикущей с
неприодолимой силой, охватила со всех сторон и понесла вниз как щепку
нашу лодочку, я не мог далее выдерживать, закричал и заплакал, пряча
лицо на грудях матери.
1) орфографическая
2) пунктуационная
3) речевая
4) ошибок нет
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Не нравилось ему также и то, что она
беспрестанно говорила о самой себе, с чувством доверяя ему самые мелкие
подробности своей жизни; но как человек вежливый, он ни сколько не
обнаруживал ощущений своих.
1) орфографическая
2) пунктуационная
3) речевая
4) ошибок нет
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
1) разговорному
2) художественному
3) газетно-публицистическому
4) официально-деловому
5) научному
Разговорная речь широко использует
просодические средства для выделения различных по степени важности
элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе
являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как
правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
10. Укажите, как называется троп, основанный на переносе названия по сходству признаков:
1) метафора
2) сравнение
3) олицетворение
4) эпитет
11. Укажите номера слов, которые в именительном падеже множественного числа оканчиваются на – а:
1) профессор
2) лектор
3) редактор
4) повар
5) сторож
12. Укажите номера слов, в которых согласный перед буквой – е– произносится твердо:
1) купе
2) пионер
3) термин
4) бизнес
5) кафе
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
Тест 7
1. 2, 3, 4
2. 1, 3
3. 1, 2, 3
4. 1, 3, 4
5. 1, 2, 3, 5
6. 2, 4
7. 1, 3
8. 1
9. 5
10. 1
11. 1, 4, 5
12. 1, 4, 5
Исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио− и телеэфире. Укажите вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот падеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.
Образец: Озабочен о том, как решить этот вопрос. (Лишний предлог.)
Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос.
1. Получены интересные предложения с наших областей.
2. Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы.
3. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники.
4. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.
5. Около четыреста кинокамер вчера еще были здесь.
6. Нужно обратить внимание к этой проблеме.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §54. Непроизводные и производные предлоги. Упражнение №343
Решение
- Получены интересные предложения с наших областей. (Не тот предлог). Надо: Получены интересные предложения из наших областей.
- Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы. (Лишний предлог.) Надо: Сейчас мы выясним, куда пойдут выпускники школы.
- Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники. (Лишний предлог и не тот падеж зависимого слова) Надо: Сегодня мы озабочены тем, кем станут сегодняшние школьники.
- Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра. (Не тот предлог и падеж зависимого слова. Надо: Говорят, что вы нашли общий язык с семьей шахтёра.
- Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь. (Не тот падеж зависимого слова.) Надо: Около четырехсот кинокамер вчера ещё были здесь.
- Нужно обратить внимание к этой проблеме. (Не тот предлог и падеж зависимого слова.) Надо: Нужно обратить внимание на эту проблему.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
(в помощь при подготовке к ГВЭ,ОГЭ,ЕГЭ)
№ |
ТИП ОШИБКИ |
ПРИМЕР С ОШИБКОЙ |
ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ |
КОММЕНТАРИЙ |
1 |
Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без. См. также Приложение в конце таблицы |
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда. |
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда. |
Зависимое слово при прил. пропорционален должно стоять в Д.п. |
описывать (о чём? П.п.) о происшествии |
описывать (кого? что? В.п.) происшествие |
Зависимое слово при глаголе описывать должно стоять в В.п. без предлога. |
||
оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты |
оплатить (кого? что? В.п.) билеты или заплатить (за кого? что? В.п.) за билеты |
Зависимое слово при глаголе оплатить должно стоять в В.п. без предлога. А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за. |
||
привычка (кого? чего? Р.п.) чтения |
привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению |
Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п. |
||
день рождение |
день (кого? чего? Р.п.) рождения |
При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п. |
||
поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём |
поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября |
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п. |
||
Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта (Д.п.). |
Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта (И.п.) |
Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. |
||
Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях. |
Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений. |
Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять в Р.п. |
||
Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. |
Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. |
Указывают на что-то (кого-то), а не о ком-то (о чём-то). |
||
вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания |
вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию |
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ употребляются только с Д. п. (кому? чему?) |
||
По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду |
По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде |
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) |
||
2 |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы или В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
Несогласованные приложения — имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) — употребляются в И.п. при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется. |
3 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.) |
Кресло-качалка отремонтирована. |
Кресло-качалка отремонтировано. |
Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. |
||
[Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]. |
[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. |
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. |
||
4 |
Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи) |
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. |
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. |
5 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Раскольников придумал и восхищается своей теорией. |
Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. |
Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом. |
Натянуть и выстрелить из лука непросто. |
Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто. |
Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом. |
||
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). |
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). |
Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий. Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме. |
||
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. |
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим! |
||
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.). |
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.). |
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. |
||
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. |
В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. |
Смешение родо — видовых понятий в ряду однородных членов. |
||
Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Нарушен порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! |
||
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) |
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. |
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и |
||
6 |
Нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. |
Журналист беседовал с командой футболистов (каких?), участвовавших в чемпионате. |
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом. |
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
Одно (какое?) из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
Если подлежащее выражено словосочетанием (одно из чудес), то причастие должно быть согласовано с числительным одно. |
||
Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. |
Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться. Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться. |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. |
||
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока. |
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока или Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе урока. |
Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: причастный оборот и определительное придаточное. |
||
7 |
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. |
Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) |
Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. |
Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. |
Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно) |
Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. |
Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. |
||
Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят) |
Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз. |
Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием. |
||
8 |
Ошибки при построении сложного предложения. |
[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом) |
[В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор). |
Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. |
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание). |
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание). |
Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний. |
Приложение к пункту 1 «Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без».
Запомните также:
доказывать что-либо; поделиться чем-либо с кем-либо; коснуться чего-либо; подтвердить что-либо; объяснить что-либо; привести пример чего-либо; описать что-либо; признаться в чём-либо; подвести итог чему-либо; указать на что-либо.
Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:
-
беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
-
возмутиться его словам – обидеться на его слова;
-
вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
-
дивиться терпению – восхищаться терпением;
-
добраться до села – подъехать к селу;
-
идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
-
извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
-
неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
-
обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
-
обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
-
озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
-
опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
-
осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
-
отзыв о монографии – рецензия на монографию;
-
отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
-
отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
-
показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
-
превосходство над ним – преимущество перед ним;
-
предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
-
преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
-
препятствовать развитию – тормозить развитие;
-
привычный для нас – знакомый нам;
-
прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
-
приоритет в открытии – патент на открытие;
-
разобраться в делах – распутаться с делами;
-
сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
-
типично для него – свойственно ему;
-
уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
-
характерно для него – присуще ему;
-
истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
-
бояться матери (разговорное: бояться мать);
-
венец искусства (неверно: венец искусству);
-
достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
-
то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
-
залог успеха (неверно: залог успеху);
-
касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
-
избегать опасности (неверно: избегать опасность);
-
колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
-
отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
-
принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).
Обратите внимание на сочетаемость таких слов:
-
верить в победу – уверенность в победе;
-
заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;
-
платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;
-
плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;
-
подключиться к разговору – включиться в разговор;
-
различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;
-
сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.
Обратите внимание на следующие конструкции:
приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.
При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.
находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.
-
беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);
-
расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);
-
вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
-
забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
-
закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
-
замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
-
затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);
-
инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
-
инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
-
обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);
-
отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
-
весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
-
надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока…);
-
справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);
-
факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).
Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):
-
доказывать это (неверно: доказывать об этом);
-
задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);
-
инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);
-
поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);
-
подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);
-
дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);
-
привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);
-
подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);
-
коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).
Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:
-
беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);
-
более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);
-
в свете сказанного важное место отводится… (недопустимо: в этом свете важное место отводится…);
-
оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);
-
рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);
-
спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера);
-
за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо»).
Найти ошибку обращать внимание на эти проблемы уделять внимание этим проблемам усилить внимание этим проблемам сосредоточить внимание на этих проблемах.
На этой странице находится вопрос Найти ошибку обращать внимание на эти проблемы уделять внимание этим проблемам усилить внимание этим проблемам сосредоточить внимание на этих проблемах?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
-
Первый абзац.
Сформулировать проблему текста. Возможные
варианты начала:
-
Вопросно-ответное единство
Что такое красота? Наверное, это …. О
том, что такое красота и какова роль в
жизни человека, заставляет задуматься
текст…
… Тест этого автора заставил
меня задуматься над сложной проблемой
восприятия этой проблемы.
-
Цепочка вопросительных предложений
Что такое талант? Как должен жить
человек, чтобы не растратить свой дар?
Такие вопросы невольно возникают после
прочтения текста….
-
Назывное предложение
Базовое понятие (проблема).Это … дорого
всем, кто..
-
Риторический вопрос
Кто же из нас не слышал о том, что…?
-
Цитата в качестве зачина
Цитируемый фрагмент должен иметь
прямое отношение к тексту
«…», цитирует автор слова…, призывая
своих читателей…
-
Второй абзац.
Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста. Возможные варианты:
Основная мысль текста в утверждении
автора, что…
Автор текста утверждает..
Исходя из содержания всего текста,
можно сделать вывод, что..
Основная мысль текста содержится в
следующем утверждении…
Основная мысль в том, что
Автор текста рассказывает нам о том,
…
В тексте рассматривается вопрос о …
В статье дается оценка….
В произведении представлена точка
зрения автора на…
Статья посвящена проблеме..
-
Третий абзац.
Отражение позиции автора исходного
текста:
Автор исследует проблему..
Автор поднимает проблему..
Желание автора побудить читателя к …
Автор хочет заинтересовать читателя…
-
Четвертый абзац. (Первый аргумент)
-
Пятый абзац. Второй аргумент.
Собственное мнение по сформулированной
проблеме.
Я вполне согласен с желанием автора…
Я часто задумывался над проблемой..
Не могу не согласиться с мнением
автора..
Но в одном могу поспорить с автором…
Возможно цитирование основной мысли
текста.
-
« …….» Я по этому поводу думаю..
Изложение основных подходов к решению
проблемы.
-
В настоящее время в … нет единого
мнения по поводу данной проблемы. Можно
выделить (автор выделяет) несколько
подходов к ее решению..
Изложение сущности различных точек
зрения..
-
Существует несколько точек зрения
на проблему. Я, например, … -
В современной жизни особенную остроту
принимает проблема..
.
-
Заключение.
Обобщающий вывод по теме.
Чему учит текст? Что нового или
интересного узнали из текста? К чему
призывает автор текста и читатель?
ЧАСТЬ «С»
Основные требования: 150 слов, 6 абзацев
Еше раз о семи абзацах!
ЧТО ТАКОЕ
ПРОБЛЕМА?
Проблема – это сложный теоретический
или практический вопрос, требующий
решения, исследования.
Определяя проблему, вы должны задуматься
над тем, каким образом СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА
КАСАЕТСЯ ВАС, ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВСЕГО
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Описанная в тексте
конкретная ситуация, факты чьей-то
биографии – это иллюстрация, частный
случай, пример проявления абстрактной
идеи. ПОЭТОМУ: формулируйте проблему
так, чтобы она охватывала не только
случай, рассмотренный в тексте, но и
многие подобные ситуации.
Поскольку слово проблема
регулярно используется в сочинениях,
поэтому следует обратить внимание на
особенности употребления этого
существительного в контексте.
Сложная, трудная, важная, серьезная,
глубокая, основная, главная, актуальная,
злободневная, острая, политическая,
национальная, международная … ПРОБЛЕМА.
ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики
,воспитания образования.
Постановка, изучение, исследование ,
рассмотрение, обсуждение, важность,
сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
Уделить внимание какой-либо проблеме.
Над какой-либо проблемой думать,
работать.
Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встает,
представляет интерес, заслуживает
внимание, ждет решения.
ЧТО ЗНАЧИТ
«ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ» ПРОБЛЕМУ?
Глагол комментировать означает
«объяснить, пояснить». Следовательно,
здесь требуются ваши мысли по поводу
сформулированной проблемы текста.
Подумайте о том, насколько актуально
то, о чем пишет автор;
кому и в каких ситуациях
приходится сталкиваться с подобной
проблемой;
если это возможно, коснитесь
«истории вопроса», то есть коротко
расскажите о том, как эту
проблему пытались решить иные авторы;
Существует как минимум ДВА способа
изложения материала:
-
от частных фактов (комментарий) к
формулировке проблемы. Например:
Развитие цивилизации уже давно
перешагнуло тот рубеж, за которым
осталось гармоничное сосуществование
природы и человека. Сегодня, когда
загрязняются вода и воздух, пересыхают
реки, исчезают леса, люди с тревогой
смотрят в будущее и все чаще задумываются
о трагических последствиях своей
деятельности.
Текст В.Пескова посвящен проблеме
экологии и призывает каждого из нас
осознать ответственность за неразумное
вмешательство человека в жизнь природы.
-
От формулировки проблемы – к комментарию:
Отчего в нашей стране, обладающей
богатыми природными ресурсами и огромным
интеллектуальным потенциалом, большая
часть населения живет бедно? На этой
сложной проблемой размышляет В.Тимофеев.
Надо сказать, что затронутая автором
проблема имеет многовековую историю.
Вспомните хотя бы историю из «Повести
временных лет» о том, как древние русичи
приглашали варяжских князей на обильную
и богатую землю, в которой не было
порядка. Вот уже много лет не одно
поколение наших современников задается
вопросом: «Почему наша жизнь так далека
от совершенства?»
КАК ВЫЯВИТЬ
ПОЗИЦИЮ АВТОРА?
Если проблема текста – это вопрос,
то позиция автора – это ответ на вопрос,
поставленный в тексте. Таким образом,
формулируя проблему в виде вопроса, вы
должны точно знать, как автор на него
отвечает. Например:
Рассказывая о судьбе А.Ф.Лосева,
автор убеждает нас в том, что только
сила духа и вера в добро могут помочь
человеку преодолеть все жизненные
невзгоды и воплотить свои заветные
мечты в жизнь.
Если позиция автора в публицистическом
тексте обычно выявлена четко и ясно, то
в художественном тексте позиция автора
не ясно выражена. Постарайтесь ответить
на вопрос: что хотел сказать автор своим
читателям, создавая текст? Как автор
оценивает описываемую ситуацию, поступки
героев?
Будьте внимательны! От вас требуется
не сформулировать позицию автора
«вообще», а показать его мнение по
выделенной и прокомментированной вами
проблеме!
КАК АРГУМЕНТИРОВАТЬ
СВОЮ ПОЗИЦИЮ?
В этой части работы вы должны строго
следовать правилам построения
текста-рассуждения. Цель данного типа
речи – убедить адресата в чем-либо,
укрепить или изменить его мнение. Для
этого используется логически стройная
система доказательств. Типичное (полное)
рассуждение строится по схеме, в которой
выделяется три части:
-
Тезис (положение, которое надо доказать);
-
Аргументация (доказательство, доводы);
-
Вывод (общий итог);
ТЕЗИС – это главная мысль (текста
или выступления), выраженная словами,
главное утверждение оратора, которое
он старается обосновать. Чаще всего
тезис развертывается поэтапно, поэтому
может показаться, что автор выдвигает
несколько тезисов. На самом деле
рассматриваются отдельные части
(стороны) главной идеи.
Для того чтобы выделить тезис из
высказывания большого объема, можно
пользоваться следующим алгоритмом:
-
Прочитать текст и разделить его на
структурные части; -
Ориентируясь на сильные позиции текста
(подзаголовки, абзацы), выписать из
каждой части предложения, выражающие
главное суждение (часть тезиса), отделить
их от доказательств; -
Соединить смысловыми союзами (если,
чтобы и т.д.) выделенные части тезисы
и сформулировать его целиком.
Тезис подчиняется следующим правилам:
-
формулируется четко и недвусмысленно;
-
на протяжении всего доказательства
остается одним и тем же; -
его истинность должна была доказана
неопровержимо;
В нашем случае тезис – это главная мысль
автора текста, которую вы стараетесь
обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументы – это доказательства,
приводимые в поддержку тезиса: факты,
примеры, утверждения, объяснения – все,
что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить
вопрос почему?, а аргументы
отвечают: «Потому что…»
Тезис: Чтение художественной литературы
необходимо.
Аргументы:
-
чтение расширяет наш кругозор, углубляет
знания о мире и человеке; -
чтение художественных произведений
пробуждает эмоции; -
чтение приносит людям утешение;
-
художественная литература рождает в
человеке добрые чувства; -
художественная литература воспитывает
человека, делает его лучше;
Вывод: Художественная литература – это
могучее средство духовного и
интеллектуального обогащения человека.
Типична ошибка: Если вы поддерживаете
позицию автора, не следует специально
анализировать его аргументы. … Для
подтверждения своей позиции автор
использует такие аргументы, как…. Не
тратьте драгоценное время экзамена на
работу, которая не предусмотрена
заданием!
Аргументы «за» должны быть:
-
правдивыми, опираться на авторитетные
источники; -
доступными, простыми, понятными;
-
отражающими объективную реальность,
соответствующие здравому смыслу;
Аргументы «против» должны убедить в
том, что аргументы, приводимые в поддержку
критикуемого вами тезиса, слабые, не
выдерживают критики. В случае несогласия
с автором вам придется выстраивать
опровергающую аргументацию, что требует
от пишущего такта, подчеркнутой
корректности (кстати, необходимость
этической корректности в сочинении
особо подчеркнута в критериях оценки
части «С»).
Помните важное правило аргументации:
Аргументы надо приводить в системе, то
есть надо продумать, с каких аргументов
начать и какими аргументами закончить.
Необходимо располагать аргументы таким
образом, чтобы их доказательная сила
возрастала. Помните, что последний
аргумент фиксируется в памяти лучше,
чем первый. Следовательно, конечный
аргумент должен быть самым сильным.
Например, Мне кажется, трудно не
согласиться с основной мыслью автора:
люди (особенно это касается ученых) не
должны терять «живость восприятия»
окружающего. Во-первых, мир
вокруг нас чрезвычайно разнообразен
и часто опровергает, казалось бы,
незыблемые закономерности, установленные
человеком. Во-вторых, большинство
величайших открытий было сделано
учеными, которых порой считали безумными
чудаками. На самом же деле Коперник,
Эйнштейн, Лобачевский доказали людям,
что их особое видение мира не только
имеет право на существование, но и
открывает новые горизонты науки. И,
наконец, непосредственность
восприятие мира, умение удивляться не
позволят человеку утратить связь с
действительностью, превратить все
вокруг в сухую, безжизненную схему.
Внимательный, любознательный человек,
говорит нам автор, должен видеть жизнь
во всей ее полноте. Именно такому человеку
приходит на помощь случай и мир готов
открыть все свои тайны.
Итак, ваши аргументы должны быть
убедительными, то есть сильными, с
которыми все соглашаются. Конечно,
убедительность аргумента – понятие
относительное, поскольку зависит от
ситуации, эмоционального состояния,
возраста, пола, адресата и других
факторов. В то же время можно выделить
ряд типовых аргументов, которые считаются
сильными в большинстве случаев. К сильным
аргументам относят:
-
научные аксиомы;
-
положения законов и официальных
документов; -
законы природы, выводы, подтвержденные
экспериментально; -
заключения экспертов;
-
ссылки на признанные авторитеты;
-
статистические данные;
Приведенный перечень больше
подходит для подготовки публичного
выступления. При написании
сочинений-рассуждений чаще всего
используются следующие аргументы:
-
ссылки на авторитетных людей, цитаты
из их трудов; -
пословицы и поговорки, отражающие
народную мудрость, опыт народа; -
факты, события;
-
примеры из личной жизни и жизни
окружающих; -
примеры из художественной литературы;
Ссылки на авторитет:
Гениальный русский ученый Д.И.Менделеев
однажды сказал, что…
Еще Петр I говорил,
что..
Любой историк скажет вам, что…
Большинство врачей скажет вам, что…
Как установлено японскими учеными…
Этические доводы призывают к общности
нравственных, морально-этических
принципов убеждающего и убеждаемых.
Эти аргументы призваны заставить
адресата «примерить ситуацию на себя»,
отождествить себя с другим человеком,
принять его систему ценностей, сострадать,
сопереживать ему или отвергнуть позицию
другого, осудить его поступки, поведение.
Отвергая свое тождество с некой личностью,
мы отвергаем и ту систему ценностей,
которой эта личность руководствуется.
Обычно объектами сопереживания являются
люди, а объектами осуждения – отвлеченные
понятия: жестокость, эгоизм, ханжество
и т.п.
В заключении необходимо напомнить,
что все части сочинения взаимосвязаны.
Неверно определив проблему текста, вы
ставите под угрозу всю работу! Перечитайте
текст, проверьте, насколько логика
вашего сочинения соотносится с
рассуждениями автора.
Ошибки:
-
Речевые ошибки.
Ошибки, связанные с неверным или не с
самым удачным употреблением слов или
фразеологизмов. Эксперты ЕГЭ оценивают
соблюдение речевых (лексических) норм
по критерию 10: если в работе допущено
более трех ошибок, экзаменуемый вместо
возможных двух получает ноль баллов.
Нарушение коммуникативной точности
высказывания:
-
Употребление слова и фразеологизма в
несвойственном им значении:
Это слово не имеет в русском языке
прототипа. Наши чиновники подлизываются
к мэру. Эти примеры обличают поэта как
романтика. Славка выступает в этом
тексте в роли патриота-трудоголика.
Лень – это монстр современной молодежи.
-
Смешение паронимов (однокоренных или
сходно звучащих слов с различными
значениями):
Книга дает гормональное воспитание
человеку. Кристаллическая честность.
Он не хотел лечиться от алкоголя. Автор
злостно обличает равнодушных людей.
-
Плеоназм (ошибка, состоящая в употреблении
лишнего слова):
Немецкая Германия. Рабочий пролетариат.
В сельской деревне. Но эти герои только
пустословят и болтают. Мать стояла тихо
и молча. Денежный штраф.
-
Нарушение привычной лексической
сочетаемости слов:
Нервы и волнения переполнили автора.
У нас сегодня опасное и невоспитанное
подростковое поколение. Сын бессовестно
обращается с матерью. Каждое слово имеет
свою непревзойденную историю.
-
Стилистические ошибки.
-
Ошибки вследствие смешения лексики
разных исторических и социальных эпох:
-
Когда-то Мармеладов имел работу, но
его сократили.
-
Смешение выражений разных стилей,
немотивированное использование
диалектных, просторечных выражений,
что противоречит нормам литературного
языка:
Подобным жмотом показал Гоголь
Плюшкина. Нам необходимо набивать голову
знаниями. Шариков, получив некоторую
власть, стал беспредельщиком.
Я маленько не согласна с точкой зрения
автора.
-
Синтаксические ошибки.
-
Нарушение норм управления.
-
Нарушение норм согласования между
подлежащим и сказуемым. -
Неверный порядок слов в предложении.
-
Смешение прямой и косвенной речи.
-
Нарушения в предложениях с деепричастным
оборотом.
-
Комментируя этот текст, мне кажется,
что автор любит путешествовать. Подив
по музеям, путешественнику стало скучно
смотреть на все эти физические ценности.
Не заботясь о памятниках малых народов,
они могут исчезнуть с лица земли. Автор
убеждает, что, познавая культуру другого
народа, посещение музеев не будет иметь
особого смысла.
-
Ошибки в построении сложного предложения.
За подвиг ученого он был удостоен
орденом. В подтверждение этому приведу
такой эпизод. Хорошим примером этой
проблеме является наш общественный
транспорт. Те, кто любят литературу,
знают это имя. Д. Лихачев заостряет
внимание на проблему национализма.
-
Грамматические ошибки.
-
Нарушение норм словообразования.
-
Нарушение норм формообразования.
-
Нарушение норм синтаксической связи
слов в словосочетаниях и предложениях. -
Недочеты при образовании форм тех или
иных частей речи также разнообразны
и многочисленны.
-
Петруша Гринев сначала тоже был
недорослью. Более худшего примера не
привести. Можно рассказать о судьбе
обоих сестер. Ветерану хотелось слов
без фальша.
-
Словообразовательные ошибки – результат
словотворчества с нарушением норм:
Стесняемость, стыдьба, стыдство за
бедный мир матери. Оплошки героев.
Бороться с нахальностью трудно.
Просторечивые слова. По асфальтной
дороге. Надо понять, что все это не зазря
делалось.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
18.05.20154.13 Mб62Дубровский. Лечебная физическая культура.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #