Лексические нормы
Главным
условием соблюдения лексических норм
является точность употребления того
или иного слова, учёт лексической
сочетаемости и стилистической уместности
слова.
Ошибки в употреблении слов
-
Смешение
паронимов.
Паронимами
– слова, близкие по звучанию, но разные
по значению, например: ароматный
– ароматический, банковый – банковский,
встать – стать, значение – значимость,
надеть – одеть, оплатить – уплатить,
освоить – усвоить; эскалатор –
экскаватор.
Ошибочным является одного слова вместо
другого: одеть
пальто (надо:
надеть пальто), существо проблемы (надо:
сущность проблемы), оплатить штраф
(надо:
уплатить
штраф).
-
Тавтология
и плеоназм.
Тавтология
– повторение в предложении однокоренных
слов, например: рабочие
объединились
воедино;
следует
отметить следующие
недостатки.
Плеоназм
– многословие, речевая избыточность,
повторение одних и тех же понятий,
например: дорога
каждая минута времени
(слово времени
является лишним, так как минута связана
с понятием времени); народный
фольклор (лишнее
слово – народный,
так как фольклор и есть народное
творчество); сервисное
обслуживание
(сервис
переводится как обслуживание).
-
Речевая
недостаточность – отсутствие слов,
необходимых в структуре предложения,
например: Олег
понимал, какая опасность грозит, если
его арестуют
(необходимо указать, кому грозит
опасность); Как
вы чувствуете после вчерашней экскурсии?
(пропущено слово себя).
Подобные
ошибки могут быть отнесены к нарушению
грамматических (синтаксических) норм.
-
Нарушение
лексической сочетаемости, например,
можно сказать неминуемый
крах, но
нельзя неминуемый
успех, можно
сказать ближайшее
будущее,
но нельзя ближайшее
прошлое. -
Нарушение
единства стиля – неуместное использование
слов с определённой стилистической
или эмоционально-экспрессивной
окраской. Например: Наступила
зима, и у косолапого замедлился
метаболизм. В России полным ходом зреют
новые экономические отношения
(смешение научного и разговорного
стиля).
Отступления
от норм лексической сочетаемости и
стилевого единства часто используется
писателями и публицистами в качестве
изобразительно-выразительного средства
– для создания подтекста, как средство
передачи авторской иронии и пр.: стая
товарищей; против кого дружить будем?;
орда туристов.
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Разрушение
фразеологизма (замена
слова, совмещение элементов, входящих
в разные обороты, употребление слов,
составляющих оборот, в другой форме)
является нарушением нормы.
Неправильно |
Правильно |
играет значение |
имеет значение |
имеет роль |
играет роль |
львиная часть |
львиная доля, |
приподнять |
приподнять |
проходит красной |
проходит |
качество |
оставляет |
пускать туман |
напустить |
показывать |
показывать |
поднять тост |
поднять |
тратить нервы |
тратить силы, |
одержать |
одержать |
пока |
пока суд да дело |
скрипя |
скрепя сердце |
придавать |
придавать |
производить |
производить |
внушать сомнения |
внушать |
заслужить |
добиться |
имеет интерес |
имеет |
борьба |
движение |
результаты не |
результаты |
чаша терпения |
переполнить терпение лопнуло |
уморил |
заморил червячка |
положить |
отложить в долгий |
Упражнение
351. Укажите
в предложениях ошибки в употреблении
фразеологизмов.
1.
Русский драматический театр выпустил
в свет трагедию «Король Лир». 2. Они в
семейной жизни представляют собой две
большие разницы. 3. У него от жуткого
страха по телу полезли мурашки и волосы
поднялись дыбом. 4. Недавно Андрей попал
в аварию. Машина вдребезги, а самому
хоть бы что! Видать, в пелёнке родился.
5. К сожалению, у нас часто меряют всех
под одну гребёнку. 6. Данный вопрос уже
стоит в порядке дня. 7. Пренебрежение к
тому, чем занимается наша молодёжь, уже
достигло геркулесовых столпов. 8. В
ответ он лишь усмехнулся гомерической
усмешкой. 9. Мы живём хорошо, дома наши
– полные чаши. 10. То была последняя
капля, которая переполнила моё терпение.
11. Писатель
идет в одну ногу со своим временем. 12.
Он знал всю его подноготную жизнь. 13.
Ее душа обливалась гордостью за сына.
14. Это была последняя капля, которая
переполнила бочку с порохом. 15. Я буду
говорить сегодня совершенно откровенно,
так как здесь собрался узкий круг
ограниченных людей. 16. Он не из робкой
десятки. 17. Воронцов теперь организовал
театр на более широкую ногу. 18. Все у
них было шито-крыто белыми нитками, так
что комар носа не просунет. 19. Гребцы
взялись за весла, и корабль понесся на
всех парусах. 20. Нехорошо выносить мусор
из избы.
Упражнение
352. Объясните,
почему в приведённых ниже предложениях
возникает двусмысленность и нежелательный
комический эффект.
1.
Сегодня зоопарк проводит день открытых
дверей. 2. Каждый стреляющий, попавший
в цель, получает пулю. 3. Где здесь
натуральная контора? Мне надо с ребёнка
копию снять! 4. Капитанша рассказала,
что Швабрин был переведён сюда за
самоубийство. 5. Старинные часы она
заложила в амбар. 6. – Дорогая невеста!
Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего
о его благе, о нём, а потом уже – о другом.
7. Тренер получил от команды прекрасный
подарок – пять голов! 8. Одно из самых
сильных впечатлений детства – экскаватор
в московском метро. 9. У гроба умирающего
поэта студенты поклялись сохранять
верность идеалам свободы и справедливости.
Упражнение
353.
Укажите в предложениях плеоназм и
тавтологию.
1.
Лиственные леса занимают меньшую
площадь, покрытую лесом. 2. Лес – это
чистый воздух, собиратель влаги,
животворный источник всего живого. 3.
Чтобы закрепить изученный материал,
необходимо при изучении последующих
тем выполнять упражнения на повторение.
4. Рождество я отмечал на даче у коллеги
по работе. 5. Гостям города были вручены
памятные сувениры. 6. На предприятии
нет свободных вакансий. 7. В мае месяце
прошлого года прошла научная конференция.
8. Архитекторы и проектировщики долго
работали над проектом этого здания.
9. С искренней любовью изображает автор
образ своей любимой героини. 10. Через
неделю состоится первая премьера оперы.
11. Выпускники училища трудоустроены
на работу.
Упражнение
354. Укажите
в предложениях ошибки, связанные с
речевой недостаточностью.
1.
Весна в этом году не заставила ждать.
2. Одним из средств речевой характеристики,
к которому часто прибегает автор, –
просторечие. 3. Сопоставьте данные
предложения: что в них общего и чем
отличаются. 4. Прошло немало лет, как
они вместе учились. 5. Рукописей А.П.
Чехова осталось немного: обычно он
уничтожал. 6. Резолюция была принята
голосованием палатой представителей
в один голос. 7. Классные руководители
ограничивают воспитательную работу
прогульщиками и двоечниками. 8. По мере
поедания сена доярка или подсобный
рабочий подвигают все решётки к стогу.
9. Всё это свидетельствует, что оборудование
не используется на полную мощность.
10. Проблемы по которым переговоры, имеют
принципиально важное значение.
Упражнение
355. Укажите
ошибки, вызванные нарушением лексической
сочетаемости слов и стилевого единства.
1.
Сын его работал подпольщиком. 2. Нужно
учиться строить предложения так, чтобы
мысль была выражена полно, точно и
благозвучно. 3. Надо было возводить
разрушенное хозяйство. 4. В марте завод
принял три десятка рабочих. 5. Дождливая
осень. Без устали моросит мелкий дождь.
6. Некоторые вопросы не выполнены из-за
нашей неорганизованности. 7. После войны
произошёл Варшавский договор. 8. Подвиги
люди делают не только во время войны,
но и в мирное время. 9. Оленька! Ты по
какому вопросу плачешь? 10. Квартира
произвела на меня очень уютное
впечатление. 11. Снег повсеместно начал
оседать от влажного ветра, пробудившнгося
в степи с приходом марта. 12. Мой приятель
Миша проживает на улице Голголя.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Задание 6. Лексические нормы.
А вы эффективно и регулярно готовитесь к ЕГЭ по русскому языку? Если да, то вы большой молодец и в результате получите свои заветные баллы.
Итак, сегодня мы с вами разберемся с заданием №6 и научимся его правильно решать. Это одно из самых простых заданий во всем варианте. Не забывайте о том, что не только в этом, но и в каждом задании нужно быть внимательным.
Согласно кодификатору, задание №6 проверяет, насколько хорошо учащиеся умеют находить и заменять в тексте лишние слова. Теория здесь совершенно минимальная. Главное — научиться находить плеоназмы.
Вот как звучит формулировка задания:
«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово».
Алгоритм выполнения задания:
- Сосредоточенно прочитайте предложение, затем проанализируйте его;
- Найдите в нем плеоназм (лишнее слово);
- Убедитесь, что вы выбрали нужное слово, и исправьте ошибку;
- Запишите исправленное слово в бланк ответов.
Желательно, чтобы время, отведенное на решение этого задания, было не более 3 минут, так как оно пригодится вам для более сложных заданий, особенно для сочинения. Тренируйтесь решать варианты и регулярно набивать руку и научитесь выполнять тестовую часть довольно быстро.
Типы речевых ошибок
- Плеоназм — употребление лишнего слова, которое не вносит в предложение никакого смысла, его можно спокойно убрать: свободная вакансия, хронометраж времени, своя автобиография.
- Тавтология —это использование одного и того же слова или однокоренных слов в одном или в рядом стоящих предложениях: спросить вопрос, облокотиться на локоть.
- Смешение паронимов — ошибочное употребление паронимов: детство прошло в бедноте или высотная гора (эту тему мы уже с вами разбирали).
- Алогизм — это сопоставление несопоставимых понятий. Например: солнце поднялось еще очень низко, благодаря плохой погоде.
- Нарушение лексической сочетаемости — слова, несочетаемые друг с другом, из-за их лексической несовместимости: ближайшее прошлое, неминуемый успех или дать мысль.
- Неправильное употребление фразеологизмов — ошибочное употребление устойчивых словосочетаний (вставлять прутья в колеса).
- Ошибки в употреблении неологизмов, архаизмов, иностранных и устаревших слов.
Неологизмы — слова и сочетания слов, появившиеся в речи недавно: бренд, секонд-хенд, хакер.
Архаизмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в результате их замены: очи, чело, ветрило.
Историзмы — устаревшие слова, которые обозначают понятия и предметы, вышедшие из употребления: бурса, камзол, опричник.
Диалектизм — слова, употребляемые жителями отдельной местности: музга, колча, бурак.
Заимствованные слова — слова, которые пришли из других языков.
Рассмотрим образцы задания №6
Давайте закрепим теорию практикой и немного потренируемся.
Правда и истина — синонимы, верно?
Правильный ответ: истинную
Разве снег бывает теплым или горячим?
Правильный ответ: холодный
Мертвый — это и есть совершенно мертвый. Человек же не может быть в какой-то степени мертвым?
Правильный ответ: совершенно
В данном случае молча и без слов — это тавтология. Выбрать можно любой из этих вариантов, они оба подходят.
Правильный ответ: молча / без слов
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)
Задание №7 проверяет, насколько хорошо учащиеся разбираются в следующих темах:
- Формы образования причастий и деепричастий
- Склонение местоимений
- Формы существительных
- Степени сравнения прилагательных
- Склонение числительных
- Формы глаголов
За правильное выполнение данного задания дается всего 1 балл, так как само по себе оно не вызывает особых трудностей. Проблемы в основном возникают в двух темах (существительные и числительные), поэтому на них обратите особое внимание.
Вот как звучит формулировка задания:
«В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно».
Алгоритм выполнения задания
- Прочитайте все словосочетания и определите части речи выделенных слов (это поможет вспомнить нужное правило);
- Методом исключения зачеркните те слова, которые употреблены верно (самыми простыми являются прилагательные и глаголы, далее идут числительные, а на десерт лучшего всего оставить существительные, так как они самые сложные);
- Проанализируйте оставшиеся варианты. Если вы сомневаетесь в употреблении какого-либо слова, вспомните изученные правила;
- ИСПРАВЬТЕ слово и занесите его в бланк ответов.
Формы образования причастий и деепричастий
Причастие- особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое?
Причастие бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам.
Причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, называется действительным. Причастия, обозначающие признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета, называются страдательными. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени: переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-(-ющ-) от глаголов первого спряжения и –ащ-(-ящ-) от глаголов второго спряжения. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш-. Суффикс –вш-присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс –ш- к основам, которые оканчиваются на согласную.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ем-(-ом-) (от глаголов первого спряжения) и –им- (от глаголов второго спряжения). Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов _нн_, -енн_ (-ённ-) и –т-. При попомщи суффиксов –нн- причастия образуются только от основ глаголов на –ать (-ять). Конечная гласная основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом –енн-(-ённ-) обычно отсекается. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму. Краткие страдательные причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам. Суффиксам –нн- и –енн-(-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы –н- и –ен-(-ён-) кратных.
Деепричастие –особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида. Вопросы, которые мы ставим к деепричастиям напоминают вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида: что делая? Что сделав?
Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие. С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается). Деепричастие совершенного вида образуются обычно, от основы неопределеннной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов –в, -вши, ши.
Склонение местоимений
Степени сравнения прилагательных
Помните, что нельзя одновременно использовать простую и составную степени сравнения. Например: более лучше, самая красивейшая — это неправильно.
Вместо этого надо писать: более лучший, самая красивая.
Склонение числительных
Обязательно запомните склонения таких числительных, как полтора и полтораста. Они попадаются довольно часто, а еще многие ребята допускают именно в них ошибки.
Просмотрите склонения таких числительных, как тысяча, миллион и миллиард:
Вспомните, как правильно склоняются дробные числительные:
Запомните склонения порядковых числительных:
Запомните склонения собирательных числительных (двое, трое, пятеро):
А также запомните употребление числительных оба и обе:
Формы глагола
Надеть ― одеть:
Несмотря на то, что это самые простые глаголы, которые могут попасться в задании №7, их все равно можно встретить в вариантах. Если вам попадется “надеть” или “одеть”, то вы настоящий везунчик:
- Надеть ― используется в значении “надеть что-то на себя”, например: надеть куртку, надеть шапку;
- Одеть ― значит “одеть кого-то”: одеть ребенка, одеть собаку.
б) Повелительное наклонение:
в) Образование прошедшее время:
г) Образование настоящего времени:
На этом разбор данной темы закончен. Удачи вам в подготовке к ЕГЭ по русскому языку!
6
Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов) и спишите в тетрадь.
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь,умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
1 ответ:
0
0
Ответ:
1. Облокотиться спиной, заклятый враг, вороной конь, высокая стоимость, низкая цена, играть роль, производить впечатление, отъявленный лодырь, обречён на провал, неминуемый успех, началась война.
2. Утолить жажду, плеяда талантливых ученых, стая волков, глубокая старость, ранний день, оказать помощь, одержать победу.
Читайте также
Ты придёшь завтра в школу?
Как прошёл день?
Какая будет завтра погода?
Что нам задавала учительница?
Нравиться ли тебе сладкое?
Выйди вон!
Какой вкусный десерт!
Ух,какая красота!
Какой необыкновенный дом!
Фу, какая гадость !
Сегодня была хорошая погода.
Я был в школе.
Летом мы ездили в деревню.
Я родился в марте.
Читать книги-моё любимой занятие.
Сегодня мы пойдём гулять.
У меня хорошие достижения в учебе.
Добавить букву к слову стол,чтобы получилось другое слово.<u>Стол-Столб</u>
Снег в поле осел.
Утратил белизну,но мартовские утренники выковали наст и ход.тся,и дыш.тся,и вид.тся,и слыш.тся весной.
С холма виден празднично зелёный заречный хвойный лес.
Он держит на высоте комок снега.
Держит и показывает все.
Глядите , в какую малосильны превратились грозная зима.
<span>Я думаю,что я счастливца.Потому что большество человек учится английскому языку,но я учусь другому красивому языку——русскому языку.Это значит,я необычный человек.В детстве я всегда счтала,что как все люди,я в средней школе буду учиться английскому языку.Даже мой папа уже купил мне английско-китайсский словарь.Но судьба как пошутила со мной,она подарила мне неожиданный замечательный подарок.Когда мне исполнилось двенадцать лет,русский язык начал появлять в моей жизни.Люди всегда боятся того,что они не знают.Сначала я тоже чуть-чуть боялась русского языка.Потому что раньше я ничего не знала о русском языке.Поэтому я боялась того,что мне не можно хорошо учиться этому языку и мои успехи будут хуже и хуже.Но потом я думала,что все мои товарищи тоже о русском языке не знали.И я превратилась в весёлую,и начала оптимистично смотреть на русский язык и мою жизнь.Я верю,что каждый день является свежим.А теперь я уже учусь русскому языку четыре года.Хотя я учусьрусскому языку не очень хорошо,но сейчас в моей жизни нельзя и не может быть без русского языка.Русский язык как верёвка,он связал меня с моими товарищами и учительницей.Учительница познакомила меня с русским языком.А русский язык познакомил товарищей со мной.Это какое чудесное дело.Раньше я не понимала Россию,только знала,что Россия очень большая.А русский язык как чудесный ключ,он помог мне открыть дверь.Я вошла в эту дверь и увидила больше мир,увидила красивую Россию.Я хочу стать птицей,обратить русский язык в мои крылья.Так мне можно свободнее лететь в этом большом мире.А я ещё птичка,начинаю учиться лететь,стараюсь изо всех сил учиться русскому зыку,делаю мои крылья полнее,буду лететь выше и выше.Я горжусь тем,что я учусь русскому языку.Когда все люди говорят по-английски,а я говорю по-русски,это такое особенное.Учение русскому языку не имеет смысла,если не помагаешь другим людям.По Интернету я могу отвечать на вопрос по русскому языку,или спрошаю у кого-то на вопрос.Ещё по Интернету я познакомилась с много людей,которые умеют говорись по-русски.Мы часто говорим по-русски о России.Из них много было в России.У них я узнаю больше про Россию.Я рада тому,что я помагаю другим людям и говорю с друзьями.Русский язык делает меня особенной,как одевал меня в золотой костьюм.Чтобы имело смысл учение русскому языку,когда я окончу школу,я хочу стать переводчиком.Тогда мне можно переводить с русского языка на китайский язык или с китайского языка на русский язык.И познакомлю Россию с Китаем,чтобы больше людей узнало о России,любило русский язык.Я ещё стать корреспондентом.Так я могу ехать повсюду по России,буду в самой горячей точке России,буду говорить людям,что случилось там.Русский язык какой красивый,он луч солнца вошёл в моей жизни,оносветил мне другие небо и землю.Я верю,что я могу лететь выше и выше крыльями,в которые русский язык обратился.Кто хочет,тот добьётся.<span>
</span></span>
Выбыли должны выучить урок,а не придумывать почему не выучили и во первых и ,в пятых ,и в девятых.
В-пятых — это не уважительная причина и в шестых тоже.
Лексические нормы – правильность выбора слова и уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.
Неправильное употребление слов ведет к возникновению лексических ошибок.
Виды ошибок:
1.Смешение паронимов.
Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например:
ароматный — ароматический,
банковый — банковский,
встать — стать,
значение — значимость,
надеть — одеть,
оплатить — уплатить,
освоить – усвоить,
эскалатор — экскаватор.
Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).
2. Тавтология и плеоназм.
Тавтология — повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки.
Плеоназм — многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово — народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).
3. Речевая недостаточность
Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например:
Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово «себя»).
4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать — «неминуемый крах», но нельзя – «неминуемый успех», можно сказать – «ближайшее будущее», но нельзя – » ближайшее прошлое».
5. Нарушение единства стиля
Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской.
Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры)
Неправильно |
Правильно |
играет значение |
имеет значение |
имеет роль |
играет роль |
львиная часть |
львиная доля, большая часть |
приподнять занавес над этой историей |
приподнять завесу |
проходит красной линией |
проходит красной нитью |
качество желает много лучшего |
оставляет желать много лучшего |
пускать туман в глаза |
напустить туману, пускать пыль в глаза |
показывать образец другим |
показывать пример, служить образцом |
поднять тост |
поднять бокал, провозгласить тост |
тратить нервы |
тратить силы, трепать нервы, портить нервы |
НЕМИНУ́ЕМЫЙ, —ая, —ое; —ну́ем, -а, -о. Такой, который нельзя миновать; неизбежный.
Все значения слова «неминуемый»
-
Они не сомневались, что безрассудного охотника ждёт неминуемая гибель.
-
Если во сне вы летите в бездну и во время полёта ждёте неминуемой смерти, вам в действительности ничего не угрожает, но ваше больное воображение и обострённая фантазия склонны видеть опасности и невзгоды там, где их нет.
-
Здесь её ждёт неминуемая гибель и, возможно, воскрешение под японским флагом.
- (все предложения)
- неизбежный
- фатальный
- фаталистический
- неотвратимый
- неумолимый
- (ещё синонимы…)
- расстрел
- крах
- проигрыш
- разгром
- арест
- (ещё…)
- Склонение
прилагательного «неминуемый» - Разбор по составу слова «неминуемый»
- Как правильно пишется слово «неминуемый»
Задание 6. Лексические нормы.
А вы эффективно и регулярно готовитесь к ЕГЭ по русскому языку? Если да, то вы большой молодец и в результате получите свои заветные баллы.
Итак, сегодня мы с вами разберемся с заданием №6 и научимся его правильно решать. Это одно из самых простых заданий во всем варианте. Не забывайте о том, что не только в этом, но и в каждом задании нужно быть внимательным.
Согласно кодификатору, задание №6 проверяет, насколько хорошо учащиеся умеют находить и заменять в тексте лишние слова. Теория здесь совершенно минимальная. Главное — научиться находить плеоназмы.
Вот как звучит формулировка задания:
«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово».
Алгоритм выполнения задания:
- Сосредоточенно прочитайте предложение, затем проанализируйте его;
- Найдите в нем плеоназм (лишнее слово);
- Убедитесь, что вы выбрали нужное слово, и исправьте ошибку;
- Запишите исправленное слово в бланк ответов.
Желательно, чтобы время, отведенное на решение этого задания, было не более 3 минут, так как оно пригодится вам для более сложных заданий, особенно для сочинения. Тренируйтесь решать варианты и регулярно набивать руку и научитесь выполнять тестовую часть довольно быстро.
Типы речевых ошибок
- Плеоназм — употребление лишнего слова, которое не вносит в предложение никакого смысла, его можно спокойно убрать: свободная вакансия, хронометраж времени, своя автобиография.
- Тавтология —это использование одного и того же слова или однокоренных слов в одном или в рядом стоящих предложениях: спросить вопрос, облокотиться на локоть.
- Смешение паронимов — ошибочное употребление паронимов: детство прошло в бедноте или высотная гора (эту тему мы уже с вами разбирали).
- Алогизм — это сопоставление несопоставимых понятий. Например: солнце поднялось еще очень низко, благодаря плохой погоде.
- Нарушение лексической сочетаемости — слова, несочетаемые друг с другом, из-за их лексической несовместимости: ближайшее прошлое, неминуемый успех или дать мысль.
- Неправильное употребление фразеологизмов — ошибочное употребление устойчивых словосочетаний (вставлять прутья в колеса).
- Ошибки в употреблении неологизмов, архаизмов, иностранных и устаревших слов.
Неологизмы — слова и сочетания слов, появившиеся в речи недавно: бренд, секонд-хенд, хакер.
Архаизмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в результате их замены: очи, чело, ветрило.
Историзмы — устаревшие слова, которые обозначают понятия и предметы, вышедшие из употребления: бурса, камзол, опричник.
Диалектизм — слова, употребляемые жителями отдельной местности: музга, колча, бурак.
Заимствованные слова — слова, которые пришли из других языков.
Рассмотрим образцы задания №6
Давайте закрепим теорию практикой и немного потренируемся.
Правда и истина — синонимы, верно?
Правильный ответ: истинную
Разве снег бывает теплым или горячим?
Правильный ответ: холодный
Мертвый — это и есть совершенно мертвый. Человек же не может быть в какой-то степени мертвым?
Правильный ответ: совершенно
В данном случае молча и без слов — это тавтология. Выбрать можно любой из этих вариантов, они оба подходят.
Правильный ответ: молча / без слов
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)
Задание №7 проверяет, насколько хорошо учащиеся разбираются в следующих темах:
- Формы образования причастий и деепричастий
- Склонение местоимений
- Формы существительных
- Степени сравнения прилагательных
- Склонение числительных
- Формы глаголов
За правильное выполнение данного задания дается всего 1 балл, так как само по себе оно не вызывает особых трудностей. Проблемы в основном возникают в двух темах (существительные и числительные), поэтому на них обратите особое внимание.
Вот как звучит формулировка задания:
«В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно».
Алгоритм выполнения задания
- Прочитайте все словосочетания и определите части речи выделенных слов (это поможет вспомнить нужное правило);
- Методом исключения зачеркните те слова, которые употреблены верно (самыми простыми являются прилагательные и глаголы, далее идут числительные, а на десерт лучшего всего оставить существительные, так как они самые сложные);
- Проанализируйте оставшиеся варианты. Если вы сомневаетесь в употреблении какого-либо слова, вспомните изученные правила;
- ИСПРАВЬТЕ слово и занесите его в бланк ответов.
Формы образования причастий и деепричастий
Причастие- особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое?
Причастие бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам.
Причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, называется действительным. Причастия, обозначающие признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета, называются страдательными. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени: переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-(-ющ-) от глаголов первого спряжения и –ащ-(-ящ-) от глаголов второго спряжения. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш-. Суффикс –вш-присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс –ш- к основам, которые оканчиваются на согласную.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ем-(-ом-) (от глаголов первого спряжения) и –им- (от глаголов второго спряжения). Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов _нн_, -енн_ (-ённ-) и –т-. При попомщи суффиксов –нн- причастия образуются только от основ глаголов на –ать (-ять). Конечная гласная основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом –енн-(-ённ-) обычно отсекается. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму. Краткие страдательные причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам. Суффиксам –нн- и –енн-(-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы –н- и –ен-(-ён-) кратных.
Деепричастие –особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида. Вопросы, которые мы ставим к деепричастиям напоминают вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида: что делая? Что сделав?
Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие. С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается). Деепричастие совершенного вида образуются обычно, от основы неопределеннной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов –в, -вши, ши.
Склонение местоимений
Степени сравнения прилагательных
Помните, что нельзя одновременно использовать простую и составную степени сравнения. Например: более лучше, самая красивейшая — это неправильно.
Вместо этого надо писать: более лучший, самая красивая.
Склонение числительных
Обязательно запомните склонения таких числительных, как полтора и полтораста. Они попадаются довольно часто, а еще многие ребята допускают именно в них ошибки.
Просмотрите склонения таких числительных, как тысяча, миллион и миллиард:
Вспомните, как правильно склоняются дробные числительные:
Запомните склонения порядковых числительных:
Запомните склонения собирательных числительных (двое, трое, пятеро):
А также запомните употребление числительных оба и обе:
Формы глагола
Надеть ― одеть:
Несмотря на то, что это самые простые глаголы, которые могут попасться в задании №7, их все равно можно встретить в вариантах. Если вам попадется “надеть” или “одеть”, то вы настоящий везунчик:
- Надеть ― используется в значении “надеть что-то на себя”, например: надеть куртку, надеть шапку;
- Одеть ― значит “одеть кого-то”: одеть ребенка, одеть собаку.
б) Повелительное наклонение:
в) Образование прошедшее время:
г) Образование настоящего времени:
На этом разбор данной темы закончен. Удачи вам в подготовке к ЕГЭ по русскому языку!
Лексические нормы – правильность выбора слова и уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.
Неправильное употребление слов ведет к возникновению лексических ошибок.
Виды ошибок:
1.Смешение паронимов.
Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например:
ароматный — ароматический,
банковый — банковский,
встать — стать,
значение — значимость,
надеть — одеть,
оплатить — уплатить,
освоить – усвоить,
эскалатор — экскаватор.
Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).
2. Тавтология и плеоназм.
Тавтология — повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки.
Плеоназм — многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово — народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).
3. Речевая недостаточность
Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например:
Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово «себя»).
4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать — «неминуемый крах», но нельзя – «неминуемый успех», можно сказать – «ближайшее будущее», но нельзя – » ближайшее прошлое».
5. Нарушение единства стиля
Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской.
Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры)
Неправильно |
Правильно |
играет значение |
имеет значение |
имеет роль |
играет роль |
львиная часть |
львиная доля, большая часть |
приподнять занавес над этой историей |
приподнять завесу |
проходит красной линией |
проходит красной нитью |
качество желает много лучшего |
оставляет желать много лучшего |
пускать туман в глаза |
напустить туману, пускать пыль в глаза |
показывать образец другим |
показывать пример, служить образцом |
поднять тост |
поднять бокал, провозгласить тост |
тратить нервы |
тратить силы, трепать нервы, портить нервы |
Деловой русский язык и культура речи лексические нормы Смешение
Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать — «неминуемый крах», но нельзя – «неминуемый успех», можно сказать – «ближайшее будущее», но нельзя – » ближайшее прошлое»
Скачать 254,5 Kb.
|
Связанные:
Лексические нормы
- Навигация по данной странице:
- ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать — «неминуемый крах», но нельзя – «неминуемый успех», можно сказать – «ближайшее будущее», но нельзя – » ближайшее прошлое».
- 4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать — «неминуемый крах», но нельзя – «неминуемый успех», можно сказать – «ближайшее будущее», но нельзя – » ближайшее прошлое».
- 5. Нарушение единства стиля
- Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
- ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
- Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
- (примеры)
- Неправильно — Правильно
- 1) играет значение — имеет значение
- 2) имеет роль — играет роль
- 3) львиная часть — львиная доля, большая часть
- 4) приподнять занавес над этой историей — приподнять завесу
- 5) проходит красной линией — проходит красной нитью
- 6) качество желает много лучшего — оставляет желать много лучшего
- 7) пускать туман в глаза — напустить туману, пускать пыль в глаза
-
показывать образец другим — показывать пример, служить образцом
- 9) поднять тост — поднять бокал, провозгласить тост
- 10) тратить нервы — тратить силы, трепать нервы, портить нервы
- 11) одержать успехи — одержать победу, добиться успехов
- 12) пока суть да дело — пока суд да дело
- 13) скрипя сердцем — скрепя сердце
- 14) придавать внимание — придавать значение, уделять внимание
- 15) производить воздействие — производить действие, оказывать воздействие
- 16) внушать сомнения — внушать опасения, вызывать сомнение
- 17) заслужить известность — добиться известности
- 18) имеет интерес для нас — имеет значение, представляет интерес
- 19) уморил червячка – заморил червячка
- 20) чаша терпения лопнула — переполнить чашу терпения, терпение лопнуло
Поделитесь с Вашими друзьями:
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц.
-
-
3 слайд
Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. -
4 слайд
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга,
издаваемая большими тиражами.
ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей,
продуктов и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую.
ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну
на постоянное жительство.СЛОВАРЬ
-
5 слайд
Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу). -
6 слайд
Проверка
1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.
2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ -
7 слайд
Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение. -
8 слайд
Проверка
1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.
2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.
-
9 слайд
Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.
4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
7)Все гости получили памятные сувениры. -
10 слайд
Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1)Писатель писал роман в послевоенные годы.
2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3)Герои-подпольщики вели себя героически.
4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты активно участвуют в работе. -
11 слайд
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма -
12 слайд
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего. а его и след …
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …
Мы его расспрашиваем, а он словно воды …
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как … -
13 слайд
Самостоятельная работа
Исправь ошибку
1 вариант
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло
2. Школьный стадион прислонился к старому парку.
3. В зале ожидания находилось много командировочных.
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
2 вариант
1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес .
2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи .
3. Наши воины свершили много геройских подвигов .
4. Эта выставка обогатит ваш кругозор .
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 363 409 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 17.11.2016
- 1259
- 3
Рейтинг:
4 из 5
- 17.11.2016
- 2961
- 3
- 17.11.2016
- 965
- 0
- 17.11.2016
- 421
- 0
- 17.11.2016
- 378
- 0
- 17.11.2016
- 415
- 0
- 17.11.2016
- 708
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»