Немало работа над ошибками

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА

Звукобуквенный анализ – фундамент
правописания

Лингвисты и методисты обосновали, что
обучение правописанию опирается на знания по
фонетике. Ещё К. Ушинский писал: “ Хороший, ясный
выговор, такой чтобы каждый из звуков был слышен,
и чуткое ухо в различении этих звуков – вот
главное основание правописания”. “ Чуткое ухо”
– это то, что теперь мы называем фонематическим
слухом.[5]

Прежде, чем ученики, ознакомятся с
элементарным звукобуквенным анализом, они
познакомятся с такими понятиями, как “слог”,
“ударение”, “звук и буква”, “ударный и
безударный слог”, “ударный и безударный звук”,
“гласный и согласный”.

Для осознанного овладения детьми
навыкам звукового анализа и синтеза необходима
чёткая система упражнений. Выделяются следующие
виды упражнений:

1. Работа над слогом.

а) Демонстрируется одна за другой
предметные картинки, названия которых
представляют одно -, двух -, трёхсложные слова,
которые легко делятся на слоги: дети, школа,
ученики. Ученики проговаривают слово по слогам,
отхлопывая его слоговую структуру. Затем
объясняется, что в этом слове два (три) слога.

б) По схеме придумать слово,
соответствующей слоговой структуры.

_______ стол, __|__|__ магазин, __|___ сумка

в) Указать количество слогов в слове
цифрой: мак (1), маки (2), маковка(3).

г) Подключить повторение изученного,
составлением предложения из трёх слов по
сюжетной картинке. Предложить показать его
графически.

Дети ловят рыбу. |_______ ________ ________ .

Разделить слова – схемы на слоги. |____|___
____|____ ____|_____ .

К данной теме близко примыкает тема “
Ударение”.

2. Работа над ударением.

Эту работу можно разнообразить
следующими упражнениями.

а) Указать цифрой номер ударного слога:
маки (1), макушка (2).

б) Предлагаются картинки, обозначающие
только трёхсложные слова (бабушка, самолёт). На
доске слоговая схема: ____|_____|___ Ведущий называет
картинку, выделяя голосом ударный слог. Дети
повторяют интонацию. Ставится знак ударения в
схеме и ещё раз проговаривается вместе с детьми.
Обращается внимание, что на ударном слоге палец
задерживается, как бы подсказывая место
ударения. Пробуем перенести ударение в слове.
“Кривое” слово получается. Так не говорят!

в) То же упражнение выполняется
учащимися самостоятельно, на схемах указывается
знак ударения.

3.Работа над звуком и буквой.

После знакомства с речевыми и
неречевыми звуками, уточняется понятие “буква и
звук”, при изучении гласных а, о, у, ы, и.

а) Ведущий беззвучно называет эти
буквы. Дети должны поднять соответствующую
букву.

б) Учитель называет слово. Дети
называют и показывают первую букву: окунь, узел,
иглы, адрес, имя, ученик, утка.

в) Предлагается послушать, запомнить и
повторить звуковые дорожки из ряда гласных. Это
упражнение даётся с целью тренировки внимания,
слуховой памяти и правильной артикуляции.

а – о – у, о – у – а, у – о – а, ау – оы –
и, аи – уо – ы, оы – аи – у.

г) Демонстрируются по два флажка:
красный и сине – зелёный. Объясняется: красный
флажок – звук гласный, сине – зелёный флажок –
звук согласный. Учитель называет изученные
гласные и знакомые согласные. Дети “сигналят”
флажками. Сначала с комментарием. (Это звук
гласный – красный флажок. Это звук согласный –
сине – зелёный флажок.)[7]

4. Работа над звуко – слоговым
анализом
.

Эта работа проводится с целью
установления последовательности звуков без
обращения к согласным буквам.

Демонстрируется картинка “мак”,
называем её. Проводится беседа:

– Какой первый звук слышим?[м] Как он
называется? (согласный).

– Какой следующий звук слышим? [а] Он?
(гласный). Какую фишку употребим? (красную) -Какой
последний звук в слове? [к] Он согласный?

– Сколько звуков в этом слове? Сколько
согласных? Сколько слогов? Докажите

С. М. Николаева предложила следующую
последовательность работы над звуко – слоговым
анализом [8, с.33]

  1. Односложные слова без стечения согласных: дом,
    мак.
  2. Двусложные слова.
    • Открытый слог + открытый слог (рама, раки).
    • Открытый слог + закрытый слог (замок, кулак).
    • Закрытый слог + открытый слог (парта, пилка).
    • Закрытый слог + закрытый слог (ландыш, фонтан).
  3. Одно сложные слова со стечением согласных в
    конце слова (бант, волк).
  4. Односложные слова со стечением согласных в
    начале слова (стол, слон, кран).
  5. Двусложные слова разной звуковой структуры с
    изученными гласными.

В ходе звуко –слогового анализа у
детей формируется направленность внимания на
звуковую сторону речи. В активный словарь
вводятся слова термины: звук, буква, слог, слово,
ударение, гласный, согласный.

В дальнейшем работа со звуками и
буквами будет рассматриваться одновременно, и
такая работа называется звукобуквенный анализ.
Известно, что звукобуквенному анализу в первом
классе уделяется на уроках много времени.
П.С.Жедек предлагает два типа звукобуквенного
анализа слов: фонетико-графический разбор и
фонетико-орфографический разбор. Главная
особенность фонетико-графического разбора
заключается в том, что для разбора используются
слова, запись которых не требует применения
правил правописания. Задача
фонетико-орфографического разбора нацелена с
одной стороны на развитие орфографической
зоркости учащихся, с другой – на освоение правил
правописания. Соотношение звуков и букв не
только графически, но и орфографически – путь к
грамотному письму.. Эта работа должна идти с
постепенным усложнением:

1.Побуквенное печатание слова по схеме.
______|_______ (Например, бусы)

2.Слоговая запись слова по схеме. |______|_______
(Например, Нина).

3.Запись целого слова под диктовку с
опорой на схему и последующей проверкой
записанного слова. ___|___ (рука)

4. Запись слова с безударной гласной в
корне слова с опорой на схему _о_|__ (стоит)

Такого рода задания помогают ребятам
увидеть, сколько в слове гласных звуков –
красный цвет как светофор, синий цвет – твёрдый
согласный, зелёный цвет – мягкий согласный.
Схема помогает понять, какие звуки в слове.
Сверху от условного значка размещается буква,
которая обозначает звук в данном слове. Все это
облегчает процесс письма без дополнительного
напряжения.

Из сказанного выше можно утверждать,
что работа над звукобуквенным анализом слов,
окажет положительное воздействие на
формирование фонетико – фонематического
восприятия. Важно, чтобы такая работа
проводилась систематически с применением
дидактических игр и разнообразных приёмов
подачи слов. Последовательность работы над
звукобуквенным анализом слов можно отразить в
следующей схеме <Приложение1>.

Формирование орфографической
зоркости

Главным в обучении правописанию
является решение орфографической задачи. Однако
решение орфографической задачи возможно при
условии, если ученик видит орфограмму. Умение
обнаруживать орфограммы называют
орфографической зоркостью. Неумение выделять
орфограммы на письме – одна из главных причин,
тормозящих развитие орфографического навыка.
При написании диктантов учащиеся не применяют
правил по той простой причине, что не находят в
слове мест, где нужно его применять. Отсюда в
диктантах и творческих работах учащиеся
допускают немалое количество ошибок.
Следовательно, в обучении русскому языку
пропускается начальный этап, на котором ученики
самостоятельно искали бы и выделяли орфограммы в
момент письма.

Способность выделять орфограммы и
определять их типы должна специально
воспитываться, начиная с первого класса. Как
пишет М.Р. Львов, “целенаправленное обучение
обнаружению орфограмм должно начинаться с
первого года обучения, главным образом в
процессе звукобуквенного анализа слов” [6].

К сожалению, конкретной системой
учителя не располагают. Однако многие сегодня
знакомы с таким способом формирования
орфографической зоркости, как письмо с пропуском
или с “дырками”, применяемое в системе
развивающего обучения Д. Б.Эльконина – В. В.
Давыдова. Если просто дать детям установку
пропускать при записи место, где сомневаешься, то
лишь немногие смогут осознанно этим
воспользоваться, так как сомневаться
большинство детей и не умеют. Отсюда и возникает
необходимость специально организованной
системы обучения

Предлагаемая методика позволяет уже с
первых шагов обучения грамоте формировать
умение обнаруживать и выделять нечастную
орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных
морфемах написанного слова. Созданная система
опирается на теоретические основы П.С. Жедек, М.Р.
Львова, М. С. Соловейчик и практический опыт
учителей[4].

На первом этапе работы дети учатся
опознавать признаки орфограммы, т. е. безударные
гласные. Затем необходимо учить обнаруживать
ударные и безударные гласные, хорошо слышать
звуки, определять их характеристики. Поэтому
следует включать в уроки следующие упражнения

  1. Назовите гласные звуки в слове “земля”.
    Охарактеризуйте их.
  2. Назовите слова, в которых гласные буквы не
    соответствуют звукам: река, шары, враги.
  3. Какой гласный звук никогда не произносится без
    ударения.
  4. В слове “собака” назовите буквы,
    несоответствующие звукам.

На этом этапе работы дети учатся
безошибочно и быстро определять в слове ударный
и безударный гласный. Учащиеся также знакомятся
с такими словами, написание которых определяется
произношением, и убеждаются, что в таких словах
ошибку сделать нельзя (горка, брюки, буфет)

На втором этапе работы следует
ознакомить со звуковой записью слов. Сначала это
обозначение звуков условными значками,
принятыми в азбуке, т.е. кружочки красного, синего
и зелёного цвета. Вначале для отдельных
звуков [а], [у] и т. д. Затем для простейших слов с
постепенным усложнением [мак], [котик], [написал].
Важное условие постепенность. Сначала учитель
пишет транскрипции сам. Когда дети привыкнут к
таким записям и смогут прочитать их, они будут
сами транскрибировать слова. Затем в звуковой
записи слова определяется позиция каждого звука
(слабая и сильная) [cасна]. И только после этого
можно писать слова с пропуском орфографии в
слабой позиции [б.бры], [дом.к].

Далее усваивается новый способ записи
слов
– запись с пропусками гласных букв в
слабой позиции.

Буква, обозначающая любой безударный
гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой
трудность для написания в слове.. Поэтому
безударный звук нельзя сразу обозначать буквой в
корне, приставке, суффиксе, окончании её нужно
сначала узнавать, а это не просто.. Дети должны
осознать, что им ещё предстоит учиться находить
сильную позицию. А пока они могут пропустить
букву, если не знают, какую писать. Таким образом,
первоклассники учатся не выбирать букву, а пока
только обнаруживать “опасности письма”.

На последнем четвёртом этапе учащиеся
знакомятся с орфографией как явлением, когда
имеется выбор букв. Ребёнок усваивает сущность
понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, т. к.
нет выбора букв. В слове есть орфограмма, т. к.
есть выбор букв. Например: с оа ва, ёл оа чка, н ао
лил. Отмечается, что нет мены у букв ы, у, ю, а в
конце слова – у, а, я. (сырок, парта).

Задания на этом этапе могут быть
следующие:

1.Подобрать гласную букву так, чтобы
получилось слово: Д…м (у, о, ы, е), п…л (у, а, о, е).

2.Записать мену букв в словах: гора,
сова, налил.

3.В предложении на месте гласных в
слабой позиции записать мену букв: Вет…р с сил…й
н…л…та…т. (Вет е/и р с сил о/а й н а/о л и/ет а е|и т).

Такая система действий удобна тем, что
дети сначала учатся определять характеристики
звука, его место в слове, позицию, потом решают
можно ли писать букву на месте звука или нет.
Через некоторое время дети станут записывать
слова с пропусками “ опасных” мест сразу по
слуху. В первом классе создается только основа
для выработки навыка правописания. Программа не
требует от учащихся сформированного умения в
этой области, не предполагает и проверки
безударных гласных путем подбора однокоренных
слов. Данная методика находит конкретное
воплощение во втором и в третьем классах. Таким
образом, соблюдается преемственность в
формировании умений выделять орфограммы в
разных морфемах слова.

Эта система представлена в таблице <Приложение 2>.

Списывание, как средство формирования
орфографической зоркости

Известно, что списывание включено в
программу обучения только как один из видов
упражнений, цель которых – сформировать у детей
умение безошибочно копировать текст. Со многими
проблемами учитель сталкивается при обучении
детей списыванию. Первоклассникам не всегда
понятно, что значит списать предложение. В лучшем
случае дети механически переписывают готовый
текст, т. е. каждую букву из текста переносят в
тетрадь, используя побуквенное списывание. Каков
же наиболее продуктивный вид списывания? Как
определить условия его эффективности? Ответ на
эти вопросы дала П.С. Жедек, предлагая
специальный алгоритм этого вида работы,
основанный на теории речедвижений [3].

Первый этап списывания должен
заключаться в первичном прочтении учеником
предложения целиком. Чтобы удержать содержание
списываемого предложения в памяти, ученику надо
будет повторить его целиком, конечно же так, как
мы говорим, не глядя при этом в текст.

Второй этап работы – обратить
внимание ребенка на орфографическую форму
списывания предложения. Для этого необходимо
сначала прочитать его орфографически, и затем
проговорить его орфографически, не глядя в текст.
Эти два этапа осуществляются до самого процесса
письма, они являются подготовительными. На этих
этапах можно построить так называемые опорные
схемы, которые в период обучения грамоте часто
используются. Так, при записи предложения – Кота
зовут Барсик. – сначала дети прохлопывают
количество слов в предложении. Учитель читает
предложение и записывает на доске опорную схему.

|__о______ ____о_______ |________ .

Составление опорных схем даёт
установку на правильное написание слов не только
с безударными гласными, но и запоминание других
орфограмм (раздельное написание слов, заглавная
буква, оформление предложения).[1]

На третьем этапе ребенку необходимо
для усиления орфографической ориентировки
необходимо выделить орфограммы. П.С. Жедек
предлагает выделять орфограммы, используя целую
систему подчеркивания в соответствии с
классификацией орфографии (так, например,
орфограмма слабой позиции – одной чертой,
сильной позиции – двумя чертами)

На четвёртом этапе, можно приступать
к записи предложения, обязательно диктуя себе
орфографически. Хорошо известно, что дети, только
начинающие учиться писать, как правило
проговаривают быстрее, чем записывают.
Преодолеть эту трудность можно лишь при условии,
что удастся синхронизировать операции
проговаривания записи элементов слова и их
записи. Сделать это самому ученику крайне сложно,
ему необходима помощь учителя. Эффективным
средством, которое можно использовать для
достижения этой цели, является организация
письма в заданном темпе: ученики проговаривают
элементы записанного слова вместе с учителем,
который выбирает темп проговаривания,
ориентируясь на наиболее медленно пишущих
учеников. Затем темп проговаривания и письма
постепенно ускоряется. На этом этапе необходимо
также исключить возможность повторного
обращения к слову в процессе его записи.

На пятом этапе остается лишь
осуществить действие самоконтроля – проверка и
сравнение с образцом, причем и здесь наши
подчеркнутые орфограммы помогут, они будут
основными контрольными точками.

Алгоритм списывания, предлагаемый П.С.
Жедек, выглядит так:

1. Внимательно прочитай предложение.

2. Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Подчеркни в предложении все
орфограммы.

4. Прочитай предложение
орфографически.

5. Повтори предложение ещё раз,
орфографически, проговаривая все звуки.

6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя
себе по слогам и подчеркивая орфограммы.

7.Сверь написанное с текстом, особое
внимание обрати на орфограммы[3]

Для того чтобы дети чётко усвоили этот
алгоритм, его можно представить в виде модели,
которую предложила учитель гимназии Т. А.
Решетова[10]. <Приложение
3
>

Такой способ действий имеет место в
методике, представленной М. С. Соловейчик в
методических рекомендациях к учебнику для
первого класса. Когда детям предлагается задание
списать, они сначала восстанавливают этот
алгоритм, а затем приступают к работе.

Орфографическое чтение, как способ
обучения грамотному письму

Как показывают исследования А. Р.
Лурия, Л. К. Назаровой и других на начальных
ступенях обучения письму наряду со слуховым и
зрительным анализом большое значение имеют
речевые кинестезии (проговаривание) они
позволяют более точно воспринимать речь.

В современной школе начинает
забываться методика П. С. Тоцкого – учителя с
большим стажем педагогической работы. В основе
его работы – орфографическое чтение и
артикуляционная память[11]. Чтобы запомнить
написание слова, ребёнок должен несколько раз
повторить его вслух так, как оно пишется. Данная
методика оказывает положительное влияние на
грамотное письмо школьников, но не может
считаться универсальным средством при обучении
орфографии,т. к. в процессе проговаривания
восприятие орфографического материала не
связано с его теоретическим осмыслением.
Многолетняя практика ряда учителей показывала
высокую эффективность метода орфографического
чтения.

Орфографическое чтение отличается от
орфоэпического тем, что каждое слово
произносится так, как пишется, и тем самым
остается в памяти движений речевого аппарата. По
утверждению П.С. Тоцкого дети легко осваивают
орфографическое чтение и с самого начала хорошо
отличают два вида чтения: читай, как пишем, и
читай, как говорим. Орфографическое чтение можно
начинать с любого текста на любом уроке, если
ставится цель научиться правописанию слов. При
орфографическом чтении каждый звук в слове
соответствует букве, слово должно звучать
отчетливо, что облегчает его восприятие и
повторение.

При орфографическом чтении слово не
должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет
цельность и не останется в памяти движений
речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную
память, орфографическое чтение открывает
широкую дорогу обогащению словарного запаса
учащихся.

Орфографическое чтение в классе
проводится чаще всего хором. Учитель читает
слово или словосочетание, дети повторяют их
точно в том же отрезке времени, не растягивая
слова на слоги. Когда дети приобретут навыки
чтения, можно проводить устный орфографический
диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а
дети хором произносят слова, сочетания слов
орфографическим чтением, т.е. так как пишут. Если
в каком-то слове допускается ошибка, она
становится заметна на фоне правильного звучания,
тогда слово следует повторить.

Система работы по исправлению ошибок

Важное звено в обучении правописанию
– самостоятельная работа учащегося над своими
ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, –
говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому,
чтобы не парализовать самостоятельности
учеников, чтоб ученики работали над своими
ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом
виде, сколько заставляет учеников размышлять и
самостоятельно работать…”.

Приёмы самостоятельной работы
учащегося над своими ошибками могут быть самыми
разнообразными.

К сожалению, в практике не редко
наблюдается такая организация работы над
ошибками, которая мало способствует
формированию у детей сознательных
орфографических навыков. Работа над ошибками
должна проводиться в определённой системе, и
начинаться с формирования самостоятельного
нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте,
учителю следует каждому ученику выдавать
“волшебный квадрат”. Это квадрат лежит у
ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат
будет обладать волшебной силой, если дети
научатся им правильно пользоваться. Для этого
квадрат накладывается на слово. Постепенно
двигая его вправо, ученик открывает первый слог
слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко
обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы
притормаживает движение глаза, не даёт ему
скользить по строке, заставляет быть
внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие
результаты.

В дальнейшем, когда заканчивается
обучение грамоте, чтобы облегчить детям
самостоятельную работу над ошибками,
целесообразно познакомить их с памяткой “Работа
над ошибками”[2] <Приложение
4
>. В этой памятке даются указания
о том, какие операции и в какой
последовательности необходимо произвести
работу над ошибкой. Особенно важно
придерживаться указанной последовательности
работы над ошибками. Это побуждает детей
выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе
анализа материала.

Полезной формой работы над ошибками
является цифровое обозначение орфограмм. Каждое
правило в памятке “Работа над ошибками” имеет
свой порядковый номер, но это не значит, что
ученик должен его запоминать. Цифровое
обозначение орфограмм с целью исправления
ошибок используется следующим образом.

Учитель не исправляет, а лишь
зачёркивает букву, которая записана неверно.
Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая
номер орфограммы в памятке. После проверочной
работы, классной или домашней пропускаются две
строчки и ставятся учителем печатные буквы
“РНО”, что означает “работа над ошибками”.
Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет
категорию своей ошибки и выполняет работу над
ошибками строго по памятке. Каждую работу над
ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом
учитывается, что правильность и точность
исправления, служит показателем осознанности
выполняемой работы.

Аналогичная работа проводиться при
заполнении “дырок” в словах, которые вызывали
затруднения. Например, выполняя проверочный
диктант, учитель даёт установку, что можно делать
“дырки”. Учащиеся, которые медлительные или
быстро не могут определить вид орфограммы, или
вспомнить проверочное слово, ставят пропуски,
т.е. “дырки”. Пользуясь цифровыми обозначениями,
сделанные учителем во время проверки, ребята в
спокойной обстановке определяют категорию
орфограммы, а после прописывают необходимые
буквы.

Одним из приёмов работы над ошибками
считаю, индивидуальный подход в исправлении
ошибок при проверке письменных работ. У
некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь
зачёркиваются неверно написанные буквы. У других
исправляются лишь трудные для них орфограммы.
Для третьих, необходимо дать шанс самим найти
ошибку по вынесенной красной точке перед словом
или строкой, в которых были допущены ошибки.
“Этот процесс творческий, трудоёмкий,
отнимающий много времени, но такой труд
окупается более высокой грамотностью”[9].

Самое важное в работе над ошибками –
добиться того, чтобы учащиеся стремились
избавиться от них. При отсутствии у детей такого
стремления не будет успеха в повышении
грамотности учащихся. Чтобы заставить ребят
серьёзно относиться к своим ошибкам, и возбудить
желание избавиться от них, можно дать
возможность ребятам 1 класса писать не ручкой, а
карандашом. Этот приём, предложенный Н. Зайцевым
даёт положительный результат.

Обобщив всё сказанное выше, система
работы по исправлению ошибок строится следующим
образом:

1)Использование “ Волшебного
квадрата” при самостоятельном нахождении
ошибок в 1 классе.

2)Использование цифрового обозначения
орфограмм.

3)Дифференцированное исправление
ошибок учителем.

4)Сочетание индивидуальных и
фронтальных форм работы.

5)Заполнение пропусков в словах с
“дырками”, пользуясь цифровым обозначением
орфограмм.

6)Использование памятки в работе над
ошибками.

Нет необходимости доказывать, что
данные приёмы работы над ошибками, названные
выше, активизируют мыслительную деятельность
школьников, формируют у них умение сознательно
применять изученные правила.

Литература

  1. Борисенко И.В. О речевом аспекте в обучении
    орфографии // Нач. школа. – 1994. – № 5. – С. 10-12.
  2. Бунеева Е.В. Методические рекомендации. Русский
    язык 1-2 класс. – М.: Баласс,– 2000.– С.241.
  3. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии
    // Нач. школа. – 1988. – № 10. – С. 77-78.
  4. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической
    зоркости у первоклассника // Нач. школа. – 2000. – №
    6. – С. 29-32
  5. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую
    работу в 1 классе // Нач. школа. – 1992. – № 9-10. – С.26-29
  6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –
    М.: Просвещение, – 1990. – 124 с.
  7. Николаева С.М. Предупреждение нарушений
    письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 2.
    – С. 26-30.
  8. Николаева С.М. Предупреждение нарушений
    письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 4.
    – С. 30-34.
  9. Репкин В. В. Развивающее обучение языку и
    проблема орфографической грамотности. // Нач.
    школа. – 1999. – № 7. – С. 35 – 48.
  10. Решетова Т. А. Модели при обучении
    первоклассников чтению и письму. // Нач. школа. –
    2001. – № 8. – С. 58 – 61.
  11. Тоцкий П.С. Орфографическое чтение как основа
    правописания // Нач. школа. – 1988. – № 7. – С. 68-70.

Классификация ошибок по русскому языку.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Просмотр содержимого документа
«Классификация ошибок по русскому языку.»

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Памятка «Работа над орфографическими ошибками»

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

5. Парные согласные в корне слова.

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

7. Правописание приставки, суффикса.

8. Разделительный Ъ и Ь.

9. Раздельное написание предлогов со словами.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне

13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь

14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

1. На выбор букв для обозначения звука:

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения:

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)ря(д/т)
су(б/п)
гла(з/с)к(о/а)за
р(е/и)ка
тр(а/о)вап(а/о)ет
з(о/а)вет
ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov

http://urok.1sept.ru/articles/610106

РАБОТА НАД
ОШИБКАМИ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важное место в
системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является
средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Работа над
ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных
недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей,
сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает
дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать
пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и
обобщать, закреплять полученные знания.

Работа над
ошибками — неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но
особенно она актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого
обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно.

Главным в обучении
правописанию является решение орфографической задачи. Однако решение
орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму.
Умение обнаруживать орфограммы называют орфографической зоркостью. Неумение
выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие
орфографического навыка. При написании диктантов учащиеся не применяют правил
по той простой причине, что не находят в слове мест, где нужно его применять.
Отсюда в диктантах и творческих работах учащиеся допускают немалое количество
ошибок.

Способность
выделять орфограммы и определять их типы должна специально воспитываться,
начиная с первого класса

Работа над ошибками
является важным звеном в системе обучения младших школьников. Однако вопрос об
организации работы учащихся над ошибками практически еще далеко не решен. Как
правило, такая работа проводится фронтально, без учета индивидуальных
особенностей учащихся. В результате на уроке обычно успевают разобрать не более
четырех-пяти типичных ошибок. Наиболее активными на таких уроках являются
ученики, не допустившие ошибок, а пассивными — учащиеся, которые допустили
ошибки.

Основными
причинами недостаточной эффективности системы работы над ошибками, является:

— ограниченность
во времени на уроке;

— низкая мотивация
учащихся на выполнении данного вида работы;


несистематичность проводимой работы;

— недоразвитие
фонетического слуха, речи детей, двуязычие;

— малый словарный
запас учащихся;

— недостаточно
развитый навык чтения;

— неумение
выделить и определить орфограмму.

Учащиеся не всегда
достаточно понимают и осознают причины, по которым происходят ошибки. В
результате многие моменты остаются не усвоенными, нарушается структурная
ценность знаний по той или иной теме, а иногда это влечет за собой не знание
уже больших разделов. Анализ ошибок показывает, что учащиеся:

— не знают правил;

— знают правила,
но не умеют их применить;

— знают правила,
но не умеют ими воспользоваться в не стандартных ситуациях

Может показаться,
что работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в
области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но
путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил
правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками –
единственно надежный путь.

Когда и где выполняется работа над
ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в
классе, совместно с учителем, или дома. Если учитель определяет работу над
ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все
ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Работа над ошибками
выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной
школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка «Работа над
ошибками».

Например, на уроках русского языка
алгоритм выглядит следующим образом:

·                    
Просмотреть всю работу, обратить внимание на
исправления учителя.

·                    
Найти ошибку

·                    
Вспомни правило по данной теме (название орфограммы).

·                    
Запиши зеленой ручкой номер названия орфограммы

·                    
Верно выпиши слово, зеленой ручкой выдели букву, где допустил
ошибку

·                    
Оформи правильно работу

Для этого каждому ребенку во 2 классе
выдаю памятку «Работа над ошибками» в которую включены все орфограммы изучаемые
в начальной школе с подробным объяснением работы и образцом выполнения. В
«памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не следует.
Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти
в «памятке» нужную ему орфограмму. На первых порах, когда обучающиеся ещё
затрудняются в определении орфограммы, учитель проверяя тетради, на полях
ставит её порядковый номер. Очень скоро некоторые школьники будут легко
ориентироваться в видах орфограмм И тогда систематическая и целенаправленная
работа над ошибками будет служить развитию у детей орфографической зоркости,
ответственному отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно

Описание: C:\Users\Admin\Desktop\31.05.21\17.05.21\схемиы с ламинатов алла\алла 1 ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.jpg

Описание: C:\Users\Admin\Desktop\31.05.21\17.05.21\схемиы с ламинатов алла\алла 2,,,,,   ъ ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.jpg

После контрольной работы, классной или домашней пропускаются две
строчки,  ученик  пишет «Работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по
цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго
по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет, при этом учитывается
правильность и точность исправления, что служит показателем осознанности
выполняемой работы. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много
времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.

Со 2 класса  1 четверти  после каждой
проверочной и контрольной работы -работа над ошибками проводится  после отметки
«1», «2», «3», «4», «5 . Ежедневная работа над ошибками по русскому языку 
выполняется со 2 класса 3 четверти в рабочих тетрадях  после отметки «1», «2»,
«3». отметка за данный вид работ не выставляется используется слово «Проверено».

Важное место в системе работы над ошибками занимает урок
«Работа над ошибками»
, цель которого – разобрать, проработать погрешности, допущенные
в контрольной работе; формировать умение систематизировать и обобщать,
закреплять и проводить анализ по данной теме; научить правильно относиться к
ошибке, умело и грамотно ее использовать. Основным содержанием урока
работы над ошибками должно быть ознакомление учащихся с результатами
письменной работы, повторение соответствующего теоретического материала, показ
учителем приемов работы над ошибками, упражнение в закреплении умений и
навыков, задание на дом (письменное)  после урока «Работа над ошибками» не
задаю .

Считаю, что работа
над ошибками в начальной школе должна быть исключительно индивидуальной. Нужно
организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же
исправлены и объяснены. Индивидуальная работа над ошибками, которую выполняют
мои ученики, проста и понятна для них.

    Проверяя
работы в тетради, я исправляю ошибку и на полях указываю номер орфограммы.
Ребенку дома достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по
алгоритму, указанному в памятке. Почему учителю необходимо указывать номер
орфограммы? В идеале хотелось бы, чтобы ученик самостоятельно определил, на
какую орфограмму допущена ошибка, и по образцу поработал над ней. Но в том-то и
дело, что ребенок допустил ошибку потому, что не видит орфограммы( нет
орфографической зоркости) или ошибочно ее определяет. Орфограмма «работает» в
процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Только около
трети учащихся в состоянии определить, на какую орфограмму допущена ошибка,
остальные нуждаются в помощи учителя.

    Чтобы памяткой
мог пользоваться любой ученик, она должна быть короткой и удобной для
применения.

Работу над
ошибками необходимо вводить поэтапно:

1 этап. ( 1, 2
четверть  2 класс)

2 этап. (3,4
четверть  2  класс)

3 этап. (3 класс )

4 этап ( 4 класс)

                                                              
1 этап.

Провожу после контрольных работ. Работе
над ошибками посвящается целый урок. Дети получают контрольные тетради, в
которых ошибки  исправлены и помечены цифрами,  соответствующими номеру на
памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний,
благодаря наглядности, использованию зрительной памяти.
Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует
лучшему запоминанию материала

В целях экономии
времени на уроке, выделяю для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися
при выполнении задания, и провожу работу только над ними. В этом случае анализ
и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе.
Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению
преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.
На доске и в тетрадях записывается образец:

 

Такая запись
получается в результате чтения инструкций памятки, определения, на какое
правило ошибка, подбора слов на это правило.

                                                            
2 этап.

С этого момента
домашняя работа должна начинаться с работы над ошибками, если это нужно. Дети
получают рабочие тетради, в которых ошибки исправлены помечены цифрами.

Ребенку дома
достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму,
указанному в памятке.

                                                            
3 этап.

Дети получают рабочие тетради, в которых
ошибки исправлены , но  не помечены цифрами.

Ребенку дома
достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму, указанному
в памятке.

                                                
    4 этап.

Дети получают рабочие тетради, в которых только
зачеркнуты ошибки,
не исправлены и  не помечены цифрами.

Ребенку дома
достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму,
указанному в памятке.

Таким образом, проблема эффективности работы над ошибками в
начальной школе актуальна и требует особого внимания. Работу над ошибками
следует осуществлять в системе, используя все формы организации: коллективную,
групповую и индивидуальную. Необходимо принять как аксиому утверждение, что
«лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение». Обязательно
проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и
другими видами самостоятельных работ. Использовать активные приемы и методы
формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.

Почему пишется острыЙ, прирАстали, ОТбирая, шквАл, нЕмало? Работа над ошибками

  1. Эмилианыч

    20 декабря, 13:16


    0

    Острый. Окончание — ый

    Прирастали. Пишется буква «а», потому что в данном слове корень — раст — Чередующаяся гласная

    Отбирая. Приставка от-. Приставки од — не бывает

    Шквал. Тут буква под ударением

    Немало. Частица не, которая в данном случае пишется слитно со словом

    • Комментировать
    • Жалоба
    • Ссылка

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Почему пишется острыЙ, прирАстали, ОТбирая, шквАл, нЕмало? Работа над ошибками …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Помогите с ответом по русскому языку

Новые вопросы по русскому языку

Главная » Русский язык » Почему пишется острыЙ, прирАстали, ОТбирая, шквАл, нЕмало? Работа над ошибками

Как правильно выполнить работу над ошибками?

Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.

1. Ошибки в построении и записи предложений.

Записать без ошибок всё предложение.

2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.

3. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри.

4. Пропуск, перестановка, замена букв.

Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка, строй/ка, строй/ка.

5. Перенос слов.

Раздели слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример: ру-чейки,  ручей-ки; оси-на.

ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

6. Деление на слоги.

Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный.

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять  (подчёркивать).

Если допустил ошибку на правило, узнай, в какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по составу.

7. Правописание приставки в слове.

Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал, переехал.

ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

8. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом:  между предлогом и словом поставь ещё слово.  Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому;

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

У глаголов нет предлогов (на ветке налетел).

9. Предлог перед местоимением. 

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у  нас,  ко  мне, с  тобой,  к  нему. 

ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

10. НЕ с глаголами.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не  был,  не  выучил,  не  знал.

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.

11. Словарные слова и все орфограммы, которые ещё не изучали.

Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.

12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

Запиши  слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.

ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.

14. Слова с чк, чн, чщ.

Запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.

ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без мягкого знака (ь).

15. Мягкий знак – показатель мягкости.

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним — одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.

16. Разделительный мягкий знак (ь).

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна, воробьи.

ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

17. Разделительный твёрдый  знак (ъ).

Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, объём, объяснил,  подъезд.

ЗАПОМНИ!  объект, субъект, адъютант.

ЗАПОМНИ!  Разделительный твёрдый  знак (ъ) пишется только  после приставок, которые  оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю. 

18. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. 

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны).

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.

Пример: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок).

ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит  гласный или согласный звук.

Способы проверки: У существительного:- изменяя число (ногти — ноготь, локти – локоть);

— изменяя падеж (луг — на лугу, лук — в луке);

— подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок)

— заменяя существительное глаголом (молотьба — молотить, просьба – просить, ходьба — ходить);

У прилагательных — образование краткой формы: жуткий — жуток.

20. Непроизносимая согласная в корне слова.

Запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши  ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место).

ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.

До чего ж сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит,

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

21. Двойные согласные в корне слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.

Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.

ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

22. Двойные согласные одна из которых является частью приставки (суффикса), другая — корня.

Запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).

23. Правописание наречий.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Пример: справа, справа, справа.

ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

24. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.

ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.

25. Правописание суффиксов.

Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

Если суффикс можно проверить, записать проверочное слово.

Пример: Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.

Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.

26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.

Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Пример: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);

дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);

с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);

кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).

ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.

У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.

27. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?)  улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.

ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  и пишутся с мягким знаком (ь).

28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Напримерпишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.). 

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).

29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное с словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. — сущ., 1 скл., (по весне)) по улице

Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.

ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.

Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.

30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Пример: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)

ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит — смотреть (гл. исключение, IIспр., — и ); ставит – ставить (гл., II спр., — и)

ЗАПОМНИ! Гласные е — и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению.

(I спр. – — е; — ут; — ют. (Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти. 

II спр.  и, — ат. – ят. Все глаголы на — ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на — еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть +  4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)

32. Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Пример: поездка, походка.

33. Фонетический разбор слов.

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове.

34. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Пример:     пр.           сущ.                глаг.               прил.          сущ.

                   По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

35. Разбор  по членам предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут  душистые ландыши. Ландыши (какие?) д

Category:

  • Россия
  • Cancel

Не мало/Немало

Подскажите, пожалуйста, в значении «более чем достаточно» как правильно сформулировать выражение «это/го?/ тоже не_?мало».
Т.е. как корректнее сказать — это или этого, немало — слитно или раздельно?
Контекст такой.
«Кроме восторженных улыбок и банального вывода, как же я люблю Москву, в голову не приходит ничего более. Впрочем, этого тоже не мало.

Заранее cпасибо!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Нельзя удалить ограничение см предыдущие ошибки
  • Нельзя сохранить изменения пока не устранены ошибки
  • Нельзя сидеть сложив руки ошибка
  • Нельзя проверить подпись сертификата код ошибки 0x80096004
  • Нельзя построить красивый дом сложа рукава речевая ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии