Инфоурок
›
Русский язык
›Тесты›Карточки для проверки усвоения материала по теме «Н/НН в различных частях речи»
Карточки для проверки усвоения материала по теме «Н/НН в различных частях речи»
-
Скачать материал
-
01.06.2021
2655
-
DOCX
22.7 кбайт -
257
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Nabatova Irina Ivanovna. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 10 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 10297
-
Всего материалов:
9
|
Задание 15 Правописание -н-, -нн- в суффиксах прилагательных и причастий. |
Вспомним алгоритм решения задания 15.
- Находим слово, от которого образовано данное слово и определяем его «родословную»,
т. е. отымённое или отглагольное
Осенний осень (имя сущ., значит, отымённое)
Ломаный ломать (глаг., значит, отглагольное)
- Вспоминаем правило написания н, нн в данной категории слов. Делаем вывод.
- Для отымённых, т. е. образованных от имени существительного
-НН- |
-Н- |
||
Образовано от существительного с основой на -н |
каменный камень старинный старина |
Образовано с помощью суффиксов –ан-, -ян-, -ин-. |
кожаный глиняный соколиный |
Образовано с помощью суффиксов –онн-, —енн- исключение: ветреный |
клюквенный клюква лекционный лекция безветренный ветер |
В непроизводных прилагательных |
синий зелёный багряный |
В словах — исключениях |
стеклянный оловянный деревянный |
- Для отглагольных, т.е. образованных от глагола
-НН- |
-Н- |
|
Есть приставка, кроме не— |
написанный увиденный |
Нет ни одного из перечисленных признаков + (всегда -Н- в кратком причастии: проверен, написано, сделана, отправлено, потеряно) |
Есть суффиксы —ова-, -ева-, -ирова- исключения: кованый, жёваный, клёваный |
рисованный маринованные линованная (тетрадь) |
|
Есть зависимое слово |
крашенный кисточкой раненный в бою вязанная мамой |
|
Образовано от глагола совершенного вида (исключения: раненый, контуженый) |
купленный купить решённый решить |
|
Исключения: |
||
Пишутся с Н |
Пишутся с НН |
|
названый (брат) смышлёный (малыш) посажёный (отец) конченый (человек) прощёное (воскресенье) приданое (невесты) |
нежданный – негаданный невиданный – неслыханный нечаянный – отчаянный медленный, священный желанный, жеманный, читанный, виданный |
Вставьте н, нн. Объясните правописание.
1. Рассыпа…ый горох незва…ый гость печё…ая в углях картошка балова…ный ребёнок маринова…ые огурцы зва…ый на обед друг стриже..ые волосы нежда..ые гости небольшое прида..ое золочё..ый подсвечник |
4. коше…ый луг невида…ое сокровище купле…ый билет линова…ые листы фарширова…ые помидоры стёга…ое пальто выглаже..ое бельё глаже..ый костюм нечая..ая ошибка кури..ый суп |
7. гружё…ый дровами вагон давно стира…ая скатерть толчё…ая картошка жаре…ые в масле грибы подслащё…ый чай варё..ая картошка сгущё..ое молоко корчёва…ый лес тка…ая рубашка (от глагола ткать) |
2. Пече…ые яблоки пече…ые в золе вооруже…ый солдат реше…ый пример загруже…ый вагон рисова…ый портрет увиде…ый фильм вяза..ый бабушкой шарф краше..ый валиком пол торжестве..ое обещание |
5. кипяче…ое молоко кипяче…ое в кастрюле вяза…ая шаль вяза…ая бабушкой ране…ый боец изране….ый моряк краше…ые волосы стёга..ое одеяло незаписа..ый ответ медле..ый шаг |
8. давно краше…ые волосы асфальтирова…ый программирова…ый обеспече…ый услыша…ый ответ потеря…ый ключ замоче…ый в рассоле серебря..ый медальон оловя..ый крючок смышлё…ый малыш |
3. примеря…ый костюм чемода…ый ключ неезже..ая дорога нехоже…ые тропы, медле…ый шаг глиня…ый горшок серебря…ый подсвечник стекля..ая дверь тума..ое утро назва..ый брат |
6. тушё…ая картошка кова…ый мастером негада..ый подарок купле…ый билет задание выполне…о задача реше…а рва…ый конверт стари..ое колье багря..ый закат неслыха..ая смелость |
9. сви…ой рулет зва…ый ужин плавле…ый сыр клюкве…ый морс златокова…ый медальон нечая…ая ошибка побеле…ый сарай мужестве..ый поступок оси..ое гнездо посажё..ый отец |
Задание 15. 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит, – мне в следующий дом.
2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.
3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие леса, за высокие горы.
4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.
5. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Шум прибоя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер вздымает и беше(3)о срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.
6. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
Вставьте Н, НН. Выделите суффиксы причастий и прилагательных, объясните причину выбора Н, НН.
7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?.
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
8. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
9. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
10. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Прямые и круговые участки железнодорожного пути соедине(1)ы между собой криволинейными — с таким переме(2)ым радиусом, чтобы центробежная сила нарастала постепе(3)о.
11. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки.
12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
13. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
После завершения аукцио(1)ой продажи на рынке це(2)ых бумаг приватизирова(3)ых предприятий было отмече(4)о значительное расширение спроса на акции предприятий гостиничного бизнеса и торговли.
Формирование орфографически-грамотного письма
– одна из наиболее трудных задач, решаемых в
школе. Несмотря на многочисленные исследования,
проводимые в методике орфографии, учить
школьников правописанию очень непросто.
Причинами являются трудности самой орфографии,
разрозненность изучаемых орфографических
правил, отсутствие мотивации к орфографической
деятельности, невнимание учащихся к слову, к
родной речи, а также ограниченность словарного
запаса и отсутствие у них интереса к чтению.
Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море
орфографических правил, не могут уловить логики
правописания и воспринимают орфографию как
набор разрозненных, не связанных между собой
“нужно” и “нельзя”.
Из практики обучения русскому языку в 5-7
классах известно, что орфографическая
грамотность учащихся не достигает достаточно
высокого уровня, о чем свидетельствуют
результаты итоговых контрольных работ. Поэтому
совершенствование орфографической грамотности
учащихся — одна из важных задач, стоящих перед
учителем.
Смысл моего опыта по формированию у учащихся
орфографических умений и навыков заключается в
комплексном подходе к этой проблеме, системности
работы, которая складывается из различных
этапов, факторов.
Выделяю следующие этапы в развитии
орфографического навыка:
- Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
- Знакомство с орфографическим правилом.
- Отработка орфографического навыка.
1 этап. Актуализация опорных знаний, умений и
навыков
Изучение нового правила по орфографии может
быть обеспечено лишь в том случае, если
предшествующий материал усвоен школьниками
хорошо, если при объяснении нового учитель смог
опереться на ранее пройденное.
Связь с предыдущим может обеспечиваться на
всех этапах урока, но наиболее благоприятно для
этого начало занятия. Подготовка учащихся к
восприятию учебного материала, прежде всего,
включает актуализацию опорных знаний, умений и
навыков. Актуализация знаний и способов
выполнения действий осуществляется на уроке при
помощи различных видов заданий. Усвоение
учебного материала на основе актуализации
опорных знаний, умений и навыков делает
изучаемый материал более доступным, а
доступность, как известно, создает условия, в
которых ученики работают увлеченно, с
удовольствием, легко.
Планируя урок, я, прежде всего, определяю, на
какие знания, умения и навыки учащихся следует
опираться для успешного усвоения ими нового
материала.
Например, урок по теме “Не с именами
прилагательными” начинаю с повторения правила
написания не с именами существительными, так
как формулировки этих правил являются
идентичными.
Для этого использую следующие задания:
Задание 1. Какие из перечисленных приемов
используют при выборе слитного или раздельно
написания не с именами существительными.
Напишите номера ваших ответов.
- Найти зависимые слова.
- Установить, есть ли предлог.
- Выяснить, употребляется ли слово без не.
- Поставить вопрос к слову.
- Определить падеж.
- Выяснить, есть ли в предложении
противопоставление. - Установить, можно ли заменить слово синонимом.
- Подобрать родственные слова.
Задание 2. Объяснительный диктант
(комментированное письмо, творческий диктант и
т.д.).
Говорить неправду; не внимание, а
рассеянность; неприятель; жить в неволе;
нелепость.
Затем уже обращаю внимание учащихся на
записанные на доске предложения, в которых
представлены все случаи написания не с
прилагательными, и предлагаю на основе
приведенных примеров сформулировать правило
написания не с прилагательными:
Погода сегодня ненастная. Во дворе стоит
неисправный кран. Игрушка была не дорогая, а
дешевая.
После чтения параграфа учебника учащиеся
отмечают, что нового узнали из его содержания.
Сравнение ранее усвоенных орфографических
правил с вновь изучаемыми приводит знания
учащихся в систему.
2 этап. Знакомство с новым орфографическим
правилом
Знание правила не должно стать для учащихся
самоцелью. Гораздо важнее, на мой взгляд, уметь
его применять. Ученику нужно знать, как воспользоваться
правилом, и задача учителя дать ему ориентир,
рекомендации, инструкции по применению правила.
Иногда это опорная схема, приемы-секреты, а чаще
всего- алгоритм.
Алгоритмы сначала даются мною готовыми либо
составляются под моим руководством вместе с
учащимися, а уже потом составляются учащимися
самостоятельно после знакомства с правилом. При
этом важно, чтобы отдельные пункты алгоритма
были предельно краткими, лаконичными. Простота и
наглядность модели алгоритма способствует более
успешному его усвоению.
Предлагаю фрагмент урока с использованием
алгоритма.
Тема урока: “Правописание Ы-И после Ц”.
Материал для наблюдения на доске (пока он
закрыт):
цирк станция улицы циркуль акация огурцы цилиндр станция Синицын
Учитель произносит слова.
— Какие звуки слышатся во всех словах? [цы ].
— Посмотрите, какие буквы написаны (открывается
материал для наблюдения).
— Одни слова мы пишем с ЦЫ, другие с ЦИ. Почему?
Определите проблему уроку и сформулируйте
задачи на сегодняшний урок.
— Проведите наблюдение и сделайте вывод о
написании ЦЫ и ЦИ:
1. Выделите корень в словах первого столбика,
суффикс и окончание в словах третьего столбика.
2. Что общего в словах второго столбика?
(заканчиваются на –ЦИЯ).
3. Сделайте вывод, когда после Ц пишется Ы, И.
— Прочитаем правило в учебнике. Что нового вы
еще узнали?
— В словах-исключениях пишется Ы: цыпленок,
цыган, цыпочки, цыц.
— Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное,
поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему
рассуждения.
Правописание Ы-И после Ц
Слышится [цы]
Далее, работая в парах, дети объясняют
правописание слов с данной орфограммой,
пользуясь алгоритмом, проговаривая его друг
другу.
Алгоритмы дают ученику возможность работать по
четко заданной программе, шаг за шагом
приближаясь к решению поставленной задачи.
Навык, полученный при выполнении упражнения с
использованием алгоритма, оказывается более
прочным и надежным.
3 этап. Отработка орфографического навыка
Процесс становления навыка требует времени,
многократных повторений и этапности. Главное
здесь, по-моему,- последовательность и характер
упражнений. К.Д. Ушинский писал:
“Систематичность упражнений есть первая и
главнейшая основа их успеха, и недостаток этой
систематичности- главная причина, почему
многочисленные и долговременные упражнения дают
плохие результаты”.
Вот как строится моя система орфографических
упражнений.
1. Первичное закрепление
После изучения правила, руководствуясь
алгоритмом или схемой, учащиеся сначала устно
объясняют правописание 6-7 слов с изучаемой
орфограммой (орфограммы в словах не пропущены).
Можно для этого упражнения использовать текст, в
котором учащиеся находят слова с новой
орфограммой и объясняют их правописание. На мой
взгляд, очень важно, чтобы ученик всегда ( и как
можно больше) “видел” тексты с правильным
написанием.
Все последующие упражнения выполняются
письменно.
Первое письменное упражнение- осложненное
списывание, для него я готовлю запись на доске
или через мультимедиа с пропущенными буквами или
со скобками в словах только на изучаемое правило
либо использую упражнение из учебника. Ученики
по очереди выходят к доске, вставляют буквы или
раскрывают скобки, графически объясняя
орфограмму. При этом строго слежу за
предупреждением ошибок, чтобы ученик сначала
называл условие выбора орфограммы и только потом
саму орфограмму.
После такой коллективной работы следует работа
полусамостоятельная. Учащиеся должны
самостоятельно устно ( про себя) определить
написание. Для этого использую работу с
сигнальными карточками, предупредительный
диктант, выборочный или распределительный
диктанты.
Последнее упражнение при первичном
закреплении- самостоятельное. Предлагаю
упражнение из учебника или диктант “Проверяю
себя”. Эта работа обязательно проверяется, самым
эффективным приемом считаю самопроверку или
взаимопроверку по контрольному ключу.
2. Последующее закрепление
Для формирования прочного навыка в большинстве
случаев нужен специальный урок закрепления
изученного правила. На таком уроке специального
закрепления стараюсь разнообразить упражнения.
Приведу примеры некоторых упражнений:
1. Подбор учащимися собственных примеров с
орфограммой.
Считаю, что такой вид упражнений нужно
обязательно предлагать ученикам, возможно
варианты этого упражнения:
- составить словарный диктант с изучаемой
орфограммой; - предлагаю “программу”, учащиеся подбирают
слова
- И
- Е
- Е
- Е
- И;
2. Творческие диктанты разных видов.
Становление прочных орфографических умений и
навыков учащихся невозможно достигнуть путем
выполнения только чисто орфографических
упражнений. Орфографический навык складывается
в процессе творческого письма. Именно через
творческие упражнения идет закрепление умений и
навыков и дальнейшее их совершенствование.
Поэтому широко использую при обучении
орфографии творческий диктант.
Этот вид работы эффективен потому, что
способствует сближению работы по орфографии с
решением задач развития речи. Творческий диктант
дает возможность сделать процесс формирования
орфографических умений и навыков коммуникативно
обусловленным, коммуникативно значимым.
Тема урока: НЕ с именами прилагательными.
Читаю текст творческого диктанта полностью, со
словами, данными в скобках, после чего предлагаю
учащимся определить тип и стиль текста,
озаглавить его.
Я возвращался домой и забрел в какую-то
(незнакомую) усадьбу. (Неяркое) солнце уже
пряталось, и на цветущей ржи растянулись
(неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень
высоких елей стояли, как две сплошные
(непроходимые) стены. Я легко перелез через
(небольшую) изгородь и пошел по этой (необычной)
аллее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.
Было тихо, темно, и только высоко на
(недосягаемых) вершинах кое-где дрожал (неяркий)
золотой свет и переливал радугой в (невидимых)
сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом
я повернул на длинную липовую аллею. И тут
(небывалое) запустение и старость; прошлогодняя
листва печально шелестела под ногами, и в
сумерках между деревьями прятались (неподвижные)
тени. ( По А.П.Чехову).
Второй раз читаю текст по предложениям,
пропуская слова в скобках, а ученики записывают
текст, вставляя имена прилагательные с НЕ. После
записи ученики объясняют написание
прилагательных, вставленных в текст диктанта.
3. Работа с лингвистическими словарями
Работа над орфографической грамотностью
учащихся невозможна без обращения к различным
лингвистическим словарям и
словарям-справочникам.
Задание. Выпишите из школьного
орфографического словаря на букву Р 6-7 глаголов I
и II спряжения и образуйте от них действительные
причастия настоящего времени. Графически
обозначьте орфограмму “Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени”.
Задание. Из словаря-справочника по русской
фразеологии выпишите 3-4 фразеологизма, где бы
встречались наречия на –о ,-е с приставкой не-.
Составьте с одним из них предложение, разберите
его по членам предложения.
С помощью данных упражнений формируются очень
важные речевые умения:
1) осознавать потребность обращения к
лингвистическим словарям для решения не только
орфографических, но и коммуникативных задач;
2) правильно выбирать нужный лингвистический
словарь в зависимости от конкретных
познавательных задач;
3) понимать структуру словарных статей и
извлекать из них необходимую информацию.
4. Способствует повышению грамотности работа
с тренажёрами.
Они помогают учащимся контролировать свои
знания как самостоятельно, так и при помощи
родителей, одноклассников. Заучив слова, данные в
карточке, ученик по аналогии будет грамотно
писать и другие слова на эту же орфограмму.
Лицевая сторона карточки
1 | нн | исти…ый | 16 | нн | нежда…ый (гость) |
2 | н | соболи..ый | 17 | нн | нечита…ая |
3 | н | вяза…ое (платье) | 18 | н | дочь избалова…а |
4 | нн | зажаре…ый | 19 | нн | дочь избалова…ая |
5 | нн | дискусио…ый | 20 | нн | ограниче…ы |
6 | нн | деревя…ый | 21 | н | ограниче…ы средствами |
7 | н | ветре…ый | 22 | н | глаза заплака…ы |
8 | н | коше…ый | 23 | нн | заржавле…ые ножки |
9 | нн | маринова…ый | 24 | нн | взволнова…о говорить |
10 | нн | циклева…ый | 25 | нн | взволнова…о лицо |
11 | н | кова…ый | 26 | н | взволнова…о море |
12 | нн | купле…ый | 27 | н | уче…ый секретарь |
13 | нн | да…ый | 28 | н | ране…ый |
14 | нн | броше…ый | 29 | нн | нечая…ая ошибка |
15 | нн | рожде…ый | 30 | н | пиле…ые дрова |
На обратной стороне тренажёра даются пояснения
о причинах написания н или нн.
1 | нн | н+н | 16 | нн | запомнить |
2 | н | прилаг. — ин | 17 | нн | запомнить |
3 | н | нет прист., зав. сл. несов. в. | 18 | н | кр. прич. |
4 | нн | прич. есть приставка | 19 | нн | прич. есть приставка |
5 | нн | прилаг. — онн | 20 | нн | кр.прилаг. |
6 | нн | искл. | 21 | н | кр. прич. |
7 | н | искл. | 21 | н | кр. прич. |
8 | н | нет прист., зав. сл. несов. в. | 23 | нн | прич. есть приставка |
9 | нн | есть — ова | 24 | нн | наречие |
10 | нн | есть -ева | 25 | нн | кр.прилаг. |
11 | н | запомнить | 26 | н | кр. прич. |
12 | нн | сов.в. | 27 | н | несов. в., нет приставки |
13 | нн | запомнить | 28 | н | запомнить |
14 | нн | сов.в. | 29 | нн | запомнить |
15 | нн | сов.в. | 30 | н | нет приставки, зав. сл. |
5. Занимательные упражнения
Выработка навыков правописания — процесс
длительный. Чтобы научить детей успешно
преодолевать те или иные орфографические
трудности, нужно систематически и кропотливо
работать на протяжении многих лет. Но это очень
скучно! Необходимо практические работы строить
так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.
На помощь мне и детям приходит занимательный
материал, который можно использовать в процессе
обучения и закрепления. Играя, школьники находят
ту закономерность написания орфограмм, которую в
научных определениях они не увидели, так как
большинство игр носит проблемно-поисковый
характер.
С этой целью на своих уроках использую игровые
моменты, которые привлекают внимание детей к
данной орфограмме и создают условия для
мотивации учения. Большую часть занимательного
материала на уроках русского языка составляют
игры, диктанты занимательного характера, ребусы,
головоломки, кроссворды различных видов.
1). Картинный диктант “Молчанка”. Задание:
запишите через запятую слова, называющие
предметы, изображенные на картинках. Проверяемые
гласные в корне подчеркните одной чертой,
непроверяемые – двумя.
2). Диктант с использованием загадок. Учитель
диктует загадку, дети записывают отгадку,
выделяя отфограмму и морфему, в которой она
находится.
3) Наиболее популярным у детей видом игр
являются кроссворды, ребусы, шарады.Они служат и
для развития логического мышления и формируют
орфографическую зоркость.
Шарады
- Корень тот же, что в слове сказка,
- Суффикс тот же, что в слове завозчик,
- Приставка та же, что в слове расход (рассказчик)
Логогрифы
В оркестре ты меня услышишь
И как приветствие поймешь;
А мягкий знак в конце припишешь,
Так мною вычертишь чертеж. (туш – тушь)
Из приведенных выше примеров видно, что для
учителя есть огромное множество материала, чтобы
заинтересовать учеников, разнообразить урок,
заставить детей заниматься ежедневной работой
по орфографии. Используя весь этот интересный
занимательный материал, учитель не должен
забывать, что задания подобного характера – не
цель урока, чтобы сделать его веселым и забавным,
а дополнительная помощь в работе над
орфографической зоркостью учащихся. Он помогает
разнообразить сложные и порой однообразные
упражнения, сделать их интересными.
6. Для формирования орфографического навыка
так же целесообразно использовать
орфографические пятиминутки.
Орфографические пятиминутки на уроках
русского языка занимают немного времени, дают
учителю возможность получить быструю и
достаточно полную информацию о степени
овладения умениями. Задания пятиминуток могут
быть разнообразными: определите, в каких словах
есть орфограмма, а в каких ее нет; в выделенных
словах обозначьте орфограмму и ту часть слова, в
которой она находится; вставьте пропущенные
орфограммы и подберите проверочные слова.
Д.Пойа говорил: “Хороших методов существует
ровно столько, сколько существует хороших
учителей”. В копилке каждого учителя существую
свои эффективные приемы и методы, способствующие
формированию прочных орфографических навыков.
Главное, помнить, что успешное протекание
процесса обучения орфографии зависит от его
целенаправленности. Только систематическая,
целенаправленная работа помогает развивать
орфографические умения и навыки учащихся.
Список литературы.
1. Бессонова В.В. Алгоритмы на уроках русского
языка. М.:Знание, 2000.-120 с.
2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка:
Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение,
1989. — 144 с.
3. Шургина Л.В. Условия поэтапного формирования
умений и навыков на уроках русского языка. СПб.:
Питер, 2004.- 167 с.
Подготовка к ЕГЭ
Задания 13-15
Задание 13
Задание 13
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО (РАЗДЕЛЬНО). Раскройте скобки и выпишите это слово.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
Дождь продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
Окно на кухне было (не) занавешено.
2. (Не)скошенные луга источают дивный аромат.
(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
(Не)удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
3. Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке, нам то и дело попадались грязно-серые пятачки — (НЕ)ЗАТОПЛЕННЫЕ ещё бугорки.
Днём в городе всегда было очень (НЕ)СПОКОЙНО.
Солнцева сидела в купе, (НЕ)СНИМАЯ пальто и платка.
Диван оказался вовсе (НЕ)ТЯЖЁЛЫМ, и двое грузчиков без труда внесли его в квартиру.
(НЕ)ЛАСКОВО посмотрела на Егорушку Нина, а как-то зло, отчуждённо.
4. Тугие бутоны ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ роз источали тонкий аромат.
(НЕ)ГРОМКИЙ, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия.
Марусю нельзя было назвать красавицей, однако она была (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.
(НЕ) ДОЖИДАЯСЬ разрешения, Григорий решительно вошёл в комнату.
Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
5. Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.
Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.
Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.
Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.
6. Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.
Определите, какую букву, Е или И нужно вставить на место пропуска. Выпишите слово, в котором НИ является приставкой и пишется слитно.
7. Чтобы (н.. )остаться без аттестата, нужно во что бы то (н..)стало сдать экзамены.
Что (н..)спроси, растолкует, научит, с ней говорить (н..)когда (н..)наскучит.
На мокрую землю падали (н..)частые капли дождя, шум ветра (н.. )стихал (н..)на минуту.
Как бы мы (н..)старались, задания остались (н..)выполненными.
(Н..)один из нас так и (н.. )смог доказать, что был (н..)прав.
8. Василиса Егоровна сдержала свое обещание и (н..)кому не сказала (н..)одного слова, кроме попадьи.
Глухарь получил свое название (н..) от (н..)достатка слуха, который у него очень остр, а по месту жительства.
Спросить дорогу было (н..)у кого, а найти её было нужно, (н..)смотря (н..)на что.
Учебника (н..)у кого (н..) оказалось, но это (н..)было (н..)разрешимой проблемой при наличии интернета.
Я слушал его и думал: (н..)ужели этот человек верен себе, говоря все эти (н..) подобающие ему речи?
Укажите все цифры, на месте которых пишется Е.
9. Сегодня глаза Сергея смотрели холодно и н(1)подвижно. Его слова звучали н(2) тепло и ласково, как прежде, а холодно и жёстко. Мы были н(3)чуть н(4) рады такой перемене в нашем товарище.
10. Откуда н(1) возьмись, выскочил щенок, который н(2)чуть н(3) испугался лошади, наоборот, принялся отчаянно нападать на неё, чем н(4)мало развеселил прохожих.
11. Власов был гостеприимен и охотно тратил деньги, но почему-то н(1)кто н(2) спешил откликнуться на его гостеприимство: н(3)соседи, н(4) коллеги.
Задание 14
Выбирая правильный ответ, важно знать следующие орфографические правила:
— слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений;
— слитное и раздельное написание предлогов;
— правописание союза чтобы и местоимения что с частицей бы;
— правописание союза тоже и местоимения то с частицей же;
— правописание союза также и местоимения так с частицей же;
— правописание союзов и союзных слов отчего, почему, зачем, потому, поэтому;
— правописания производного предлога несмотря на;
- слитное и раздельное написание частиц;
- дефисные написания наречий, местоимений.
Прежде чем применить правила, следует определить часть речи каждого выделенного слова.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.
Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
2. Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
Рецензия является жанром литературной критики, но в ТО(ЖЕ)время ее считают и жанром библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги.
Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ)необходима человеку.
Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
Она была благодарна ему (ЗА)ТО, что он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа следил за вещами.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
3. (ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы вышли пораньше.
(ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён.
Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника.
Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.
(В)СЛЕДСТВИЕ плохой погоды мы (ТО)ЖЕ остались в избе до вечера.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
4. Ты ТО(ЖЕ) должен иметь это (В)ВИДУ.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
5. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО притих в ожидании чего-то.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
6. В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.
(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
(ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла девушка.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
7. Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.
Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.
Снег на севере сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ.
У подножия сосны просвеченные (НА)СКВОЗЬ , хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ светятся ландыши.
(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
8. Варианты глав книги так (НИ)КЕМ (НЕ)ИЗДАНЫ.
ЧТО(БЫ) договориться, не надо (НИ)КОГО так настойчиво уговаривать.
ЧТО(БЫ) ни говорили (НА)СЧЁТ свободы, а я убеждён: главное — это внутренняя свобода человека.
(ПО)ЭТОМУ мосту люди давно не ходят, (ПО)ТОМУ что он в аварийном состоянии.
По склонам холма РЕДКО(РЕДКО), но ВСЕ(ЖЕ) растут кустики ежевики.
Правописание Н и НН в словах различных частей речи
Н – НН в суффиксах
1. Слово образовано от глагола?
НЕТ ДА
ИН Н + Н 2. Есть приставка (кроме НЕ)?
АН ЕНН нет да НН
ЯН ОНН
3. Есть суффиксы –ОВА-, -ИВА-, -ИРОВА?
Н НН
нет да НН
исключения:
стекля нн ый ветре н ый 4. Есть зависимое слово?
оловя нн ый НО нет да НН
деревя нн ый безветре нн ый
5. Какого вида глагол?
несовершенного совершенного
Н НН
ЗАПОМНИ
Н
бара н ий, саза н ий, фаза н ий, павли н ий, обезья н ий, тюле н ий, пря н ый, пья н ый, рья н ый, румя н ый, ю н ый, сви н ой, смышлё н ый, прида н ое,
посажё н ый (отец), назва н ый (брат)
НН
нежда нн ый, негада нн ый, невида нн ый, неслыха нн ый,
нечая нн ый, отчая нн ый, жела нн ый, медле нн ый, дела нн ый, свяще нн ый, да нн ый, виде нн ый, обеща нн ый, бесприда нн ица
ПРИМЕЧАНИЯ
- Первая часть сложного слова не влияет на количество Н во второй части (свежемороже н ый).
- В сочетаниях, представляющих единое целое, во второй части сохраняется одна Н (чита н ый-перечита н ый).
- Медицинские термины: легкоране н ый, тяжелоране н ый.
КРАТКИЕ ФОРМЫ
ПРИЧАСТИЕ – ВСЕГДА ОДНА Н
УВЛЕЧЁ НН ЫЙ — УВЛЕЧЕ Н А
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СТОЛЬКО Н , СКОЛЬКО В ПОЛНОЙ ФОРМЕ
ТУМА НН ЫЙ – ТУМА НН А
РУМЯ Н ЫЙ — РУМЯ Н А
Образуйте от существительных и глаголов прилагательные
Кожа, песок, рожь, барабан, брань, ураган,
карман, весна, манна, огонь, солома,
муравей, соловей, змея, тополь, береста,
вода, жесть, смола, шерсть, торф, лекция,
традиция, пенсия.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить,
клеить, кипятить, косить, жарить, стричь,
ранить, учить, слоить, паять, сеять, стрелять.
Образуйте от глаголов прилагательные и причастия
Коптить, белить, бросить, родить, казнить,
обидеть, сдержать, избрать, асфальтировать,
плести, серебрить, мобилизовать, мостить,
мариновать, морозить, усилить, решить,
опубликовать.
Объясните написание н и нн в словах
луг – коше_ый, некоше_ый, скоше_ый,
коше_ый по росе;
забор – выкраше_ый, краше_ый, давно не
краше_ый, некраше_ый;
скатерть — тка_ая, тка_ая золотом, сотка_ая,
несотка_ая, златотка_ая, сотка_а;
мясо – замороже_ое, мороже_ое, немороже_ое,
свежеморож_ое, заморож_о,
мороже_е-перемороже_ое
Объясните написание н и нн
- Все мои друзья образова_ы. Комиссии уже образова_ы.
- Лица солдат суровы и озабоче_ы. Мы были озабоче_ы зачетом.
- Сборы прошли организова_о. Организова_о хорошее питание.
- Шерсть вся запута_а котенком. Эта история запута_а и неясна.
- Море взволнова_о бурей. Говорил взволнова_о, горячо.
Объясните написание н и нн
Копче_ость, смышле_ость, воспита_ик,
мудре_ость, масле_ица, избра_ик,
тума_ость, пута_ица, запута_ость,
ремесле_ик, ю_ость, берестя_к, гости_ица,
одновреме_ость, це_ость, пусты_о,
целеустремлё_о, убеждё_о, пута_о,
торжестве_о.
Объясните написание н и нн
- Оратор говорил убежде_о. Большинство было убежде_о в правоте его слов.
2. Все слушали его рассказ удивле_о. Собрание удивле_о его поступком.
3. Заявление слушателей обоснова_о. Многие говорили обоснова_о.
4. Мальчик рассея_о смотрел по сторонам. Войско противника рассея_о.
Укажите номера примеров, в которых пишется одна Н
- размеша_ые краски,
- бесце_ая вещь,
- выкраше_ые лавки,
- поляна освеще_а,
- пута_ая речь,
- туристы размеще_ы,
- комиссия образова_а,
- смущё_й взор,
- дикови_ая вещь,
10) некраше_ая ткань,
11) писа_ая красавица,
12) тетрадь исписа_а,
13) кожа_ый портфель,
14) ветре_ый день,
15) беш_ая собака,
16) малоезже_ая дорога,
17) рассея_ый мальчик,
18) нечая_ая ошибка.
Задание: образовать от полных прилагательных и причастий краткие
Испеченная рыба
Засеянное поле
Священная клятва
Желанные праздники
Медленные движения
Рассеянные ветром тучи
Сосредоточенные лица
Воспитанные мамой
На месте каких цифр пишется одна Н ?
Очище(1)ые, нареза(2)ые кубиками консервирова(3)ые ананасы уложите на серебря(4)ом блюдце. Возьмите банан, смеша(5)ый с мандаринами, которые привезе(6)ы из-за границы, и добавьте в салат реза(7)ую грушу. Все ассорти заправьте витаминизирова(8)ым йогуртом.
На месте каких цифр пишется одна Н ?
Бисквитный пласт, разреза(1)ый на две части, разложить на две стекля(2)ые тарелки. Части, которые пропита(3)ы сиропом и прослое(4)ы кремом, соединить. Сверху и с боков, смаза(5)ых кремом и обсыпа(6)ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт украсить конфетами, масля(7)ым кремом и оформить в виде плете(8)ой корзинки.
Белый медведь
Северный Ледовитый океан это бескрайние пусты(1)ые просторы нагромождё(2)ые друг на друга лома(3)ые ледя(4)ые глыбы и дли(5)ые полярные ночи и свирепые бура(6)ые шквалы и (не)пр_ста(7)ые морозы. Однако здесь охотно об_тает рождё(8)ый северной природой и искус(?)но пр_способле(9)ый к её условиям д_кови(10)ый зверь белый медведь.
Этот крупнейший на планете наземный хищник давно пр_влекает к себе заинтересова(1)ое внимание всякого рода натуралистов (не)только ученых зоологов но и (все)возможных пут_шестве(2)иков заброше(3)ых судьбой в эти окраи(4)ые районы. (Не)обыкнове(5)ая выносл_вость белых медведей свойстве(6)ая им от природы (не)разгада(7)ая тайна для многих поколений исти(8)ых исследователей (не)позна(9)ого.
Белый медведь
В отличие от своих бурых собратьев белые медведи (не)приуче(1)ы к зимней сезо(2)ой спячке (не) отлёж_ваются в пр_готовле(3)ых зара(4)ее (благо)устрое(5)ых берлогах мусоля собстве(6)ую лапу. Напротив они словно намере(7)о устремле(8)ы навстречу бе_числе(9)ым опас(?)ностям и (не)предвиде(10)ым пр_ключениям совершая постоя(11)ые коч_вки среди полирова(12)ых льдов ра_броса(13)ых по заснеже(14)ой р_внине. Взращё(15)ые в темноте полярной ночи они снабже(16)ы важным природным качеством безукоризне(17)ой способностью ориентироваться на мес(?)ности в результате чего даже весе(18)ие перемещения льдов (не)останавл_вают их передв_жений пута(19)ыми звери(20)ыми тропами.
Белый медведь
Однако судьба этого мудрё(1)ого зверя на совреме(2)ом этапе далеко (не)решена малочисле(3)ая его популяция напом_нает об опас(?)ности полного вым_рания да(4)ого вида и подли(5)ые учёные искре(6)е преда(7)ые своему делу естестве(8)о обеспокое(9)ы возникшей проблемой и зако(10)о ставят вопрос о чрезвычайных экстре(11)ых мерах в отношении белых медведей.
Белый медведь
Северный Ледовитый океан — это бескрайние пустынные просторы, нагромождённые друг на друга ломаные ледяные глыбы, и длинные полярные ночи, и свирепые буранные шквалы, и непрестанные морозы. Однако здесь охотно обитает рождённый северной природой и искусно приспособленный к её условиям диковинный зверь — белый медведь.
Этот крупнейший на планете наземный хищник давно привлекает к себе заинтересованное внимание всякого рода натуралистов: не только ученых-зоологов, но и всевозможных путешественников, заброшенных судьбой в эти окраинные районы. Необыкновенная выносливость белых медведей, свойственная им от природы, — неразгаданная тайна для многих поколений истинных исследователей непознанного. В отличие от своих бурых собратьев, белые медведи не приучены к зимней сезонной спячке, не отлёживаются в приготовленных заранее благоустроенных берлогах , мусоля собственную лапу. Напротив, они словно намеренно устремлены навстречу бесчисленным опасностям и непредвиденным приключениям, совершая постоянные кочёвки среди полированных льдов, разбросанных по заснеженной равнине. Взращённые в темноте полярной ночи, они снабжены важным природным качеством — безукоризненной способностью ориентироваться на местности, в результате чего даже весенние перемещения льдов не останавливают их передвижений путаными звериными тропами.
Однако судьба этого мудрёного зверя на современном этапе далеко не решена: малочисленная его популяция напоминает об опасности полного вымирания данного вида, и подлинные учёные, искренне преданные своему делу, естественно, обеспокоены возникшей проблемой и законно ставят вопрос о чрезвычайных, экстренных мерах в отношении белых медведей.
Как правильно пишут эти слова : Нечая.
Ый, незва.
Ый гость, нежда.
Ый, выровне.
Ый пол, предусмотре.
Ый, смышлё.
Ый, жела.
Ый подарок, заколоче.
Ы на зиму, неслыха.
Ый, невида.
Ый, кваше.
Ая капуста, слое.
Ый пирог, хорошо отлакирова.
Ы, мороже.
Ое мясо, шлифова.
Я поверхность.
На странице вопроса Как правильно пишут эти слова : Нечая? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.