Не вечны ни зима ни лето речевая ошибка

Тесты на грамотность по русскому языку

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Укажите слово с неправильно поставленным ударением:

— (они) прАвы

— мастерскИ

+ избАловать

2. В каком предложении нет речевой ошибки?

— В сани запрягли три собаки.

— Только лишь она одна оставалась в стороне.

+ Не вечны ни зима, ни лето.

3. В каком(их) слове (ах) – шиНель, кларНет, Террор, акаДемия – выделенный согласный произносится мягко?

+ Во всех мягко

— Во всех, кроме «кларнет»

— Во всех, кроме «шинель»

4. Обратите внимание на ударение в выделенных словах: неуместная острОта спикера – профессиональная остротА взгляда. Какой из тезисов, объясняющих постановку ударения, правильный?

— Допускается только второй вариант

— Оба примера без ошибок: это варианты ударения, как твОрог и творОг.

+ Оба примера без ошибок: это разные слова, у каждого – свое ударение.

5. Укажите строку, где есть ошибка:

— Волчонок, решётка, мелочовка

— Сгущёнка, дешёвый, крючок

+ Мужичок, девчёнка, жёлтый

6. Какие запятые нужны в предложении?

Мы решили взять палатку (1) и спальники (2) котелок (3) и походный чайник (4) спички (5) литр бензина (6) да (7) и фонарь пригодится в лесу.

— 1,3,4,6

+ 2,4,5,6

— 2,3,4,5

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

А Машенька, казалось бы, уже сделала выбор.

— Обращение

— Уточнение

+ Вводное слово

8. В какой строке все слова на месте пропуска пишутся одинаково?

— Пламе..ый, стриже..ый, комари..ый

— Стари..ый, покраше..ый, гости..ица

+ Ветре..ый, кожа..ый, кова..ый

9. Какой знак препинания нужен на месте вопросительного?

И тут я понял (?) это тишина так давит на уши.

+ Двоеточие

— Тире

— Запятая

тест 10. В какой строке все слова пишутся через дефис?

— Диван(кровать), фото(рамка), видео(урок)

— (Зоо)магазин, (пол)апельсина, (красно)белый

+ Мать(и)мачеха, (пол)Европы, (мини)юбка

11. С каким существительным сочетается слово развИтые?

— Подростки

+ Кудри

— Страны

12. В каком примере нет речевой ошибки?

— Стремительно поднимаясь вверх по лестнице, он пропустил нужную дверь.

+ После мероприятия раздавали сувениры, угощали чаем и сладостями.

— Бесплатные подарки достались не всем.

13. Найдите правильное согласование слов:

+ Белоснежный тюль

— Едкая аэрозоль

— Трудное ЕГЭ

14. В какой цепочке слов все корни пишутся по одному правилу?

— П..ровали, оп..раться, п..риметр

+ Зап..рать, разн…мать, выж..гательный

— К..соглазие, к..саться, к..сички

15. В какой строке во всех словах пишется одна и та же буква?

— Бе..сонница, ра..сеянный, в..болтать

— ..бежать, бе..пардонность, не..дешний

+ В..пыльчивый, ра..хотелось, и..толочь

16. Какой знак нужен на месте скобок?

Недавно городской автопарк пополнился новой техникой(?) грейдерами, снегоуборщиками, погрузчиками и десятком новеньких автобусов.

— Запятая

— Тире

+ Двоеточие

17. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

Данила, в недавнем прошлом отменный разгильдяй, проявил невиданное усердие.

— Это сложное предложение

— Обособлена вводная конструкция

+ Это обособленное приложение

18. Какие запятые нужны в предложении?

Внешне спокойный (1) уверенный (2) он открыл тетрадь (3) исписанную мелким почерком (4) и стал монотонно зачитывать доклад.

+ 1,2,3,4

— 1,3,4

— 1,2,4

19. В какой строке все слова заканчиваются на О?

— Издавн.., налев.., справ..

— Досух.., слев.., изжелт..

+ Насух.., влев…, наскор..

тест-20. Выберите строку, где во всех словах на месте пропуска стоит О:

— Заг..реться, к..оснешься, з..ря

+ Р..сточек, прил..жение, вым..кла

— Ср..внение, пл..вец, отр..сль

21. В какой строке все слова пишутся с И?

— Пр..осаниться, пр..способление, пр..образить

— Пр..швартоваться, пр..вычка, распр..красный

+ Пр..общиться, пр..казной, пр..мерить

22. Однако, матушка, как же вы поторопились! В этом предложении запятыми выделено:

— Вводное слово

— Сравнение

+ Обращение

23. В какой строке во всех словах нужна И?

— Заботл..вый, доверч..вый, фасол..вый

+ Обманч..вый затейл..вый, задир..стый

— Уклонч..вый, напор..стый, бол..вой

24. В каком случае пишется НН?

— Предложение тщательно обдума..о

— Работы не законче..ы

+ Вглядывался сосредоточе..о

25. В каком случае НЕ пишется слитно?

— Еще (не)отправленное письмо

+ Собрал (не)вывезенные отходы

— Задания (не)выполнены

26. Выберите строку, где на месте пропуска нужно писать А(Я):

— Спортсмены бор..тся за кубок

— Туманы стел..тся над рекой.

+ Строители кле.т обои.

27. Укажите неправильное написание:

+ Подписали по окончанию работ

— Решили по прибытии на место

— Собрались по приезде из отпуска

28. Какие запятые нужны в предложении?

Но через миг (1) за углом (2) завизжали тормоза (3) и раздался отчаянный крик.

— 1,3

— 2,3

+ Знаки не нужны

29. Укажите предложение без речевой ошибки:

— Он молча, без единого слова, отодвинул тарелку.

+ Это противостояние, противоестественное и беспричинное, изматывало всех.

— Именно на этой старинной сцене я впервые дебютировал.

тест_30. Укажите неправильно образованную форму слова:

+ С самыми наилучшими пожеланиями

— Знаменитые профессора

— Погрызенные плоды

31. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом:

— Выискивая материал для раскрытия темы, студентами изучены даже архивные источники.

— Тренируясь каждый день по нескольку часов, даже самое трудное упражнение будет выполнено.

+ Выполняя работу, не нарушайте последовательность действий.

32. Найдите предложение с грамматической ошибкой:

+ Федор спросил у приятеля, куда твои братья уехали.

— Контролер еще раз попросил посетителей сдать инвентарь.

— Он еще не раз спрашивал, о чем моя книга.

33. Найдите предложение со слитным написанием НЕ:

— Окна допоздна (не)зашторены.

+ Упругий, но (не)продолжительный дождь не промочил землю.

— Ничуть (не)испугавшийся, он тут же ответил на удар.

34. Укажите вариант, где цифры соответствуют удвоенной Н:

Льня(1) ая домотка(2)ая скатерть, обвяза(3)ая причудливой бахромой, постеле(4)а на кухо(5)ый стол для долгожда(6)ого гостя.

— 2,3,5,6

— 1,3,5

+ 3,5,6

35. Укажите предложение без речевой ошибки:

— В конечном итоге мы все будем в выигрыше.

+ Глупейшего положения и не придумать.

— Впервые мы познакомились в трудовом лагере.

36. Найдите слово с неправильно обозначенным ударением:

— перезвонИт

— квартАл

+ сливОвый

37. Выберите комбинацию цифр, соответствующую запятым в предложении:

Нас всегда окружают люди, (1) но (2) если рядом нет настоящих друзей (3) ты одинок даже на переполненной народом (4) праздничной площади.

+ 1,3

— 1,2,3

— 1,2

38. Выберите вариант, в котором все слова пишутся с одной и той же буквой на месте пропуска:

— Прос..щий, мол..щий (о пощаде), (псы) ла..т

— Кол..щее, бре..щий, жал..щее

+ Руб..щий, гас..щий, самокле..щаяся

39. Найдите правильное обоснование постановки знаков в предложении:

Однако (1) никто ему (2) убежденному в своей правоте (3) не поверил, хотя (4) предоставленные доказательства (5) были очень убедительны.

— Запятая 1 нужна, чтобы выделить вводное слово.

+ Запятые 2,3 нужны для обособления определения.

— Запятые 4,5 нужны для обособления определения.

тест*40. Найдите предложение с неправильной формой слова.

+ Две или три пары туфлей

— Поезжайте поскорее

— По обеим сторонам

41. Укажите правильное продолжение предложения:

Внимательно прочитав задание,

— оно уже не кажется слишком трудным

— работа будет сделана быстрее

+ добиваются результата меньшими усилиями

42. Выберите комбинацию цифр, соответствующую запятым в предложении:

Палыча бил крупный озноб (1) и (2) хотя он собрал всю волю в кулак (3) слезы застилали глаза (4) и руки дрожали (5) пока он подписывал документ.

— 1,2,3,4,5

+ 1,2,3,5

— 1,3,4,5

43. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Уставшему и голодному (1) мне навстречу попалась собака, (2) такая же изможденная (3) дрожащая от холода. Заглядывая мне в глаза (4) пес (5) робко помахивал кончиком хвоста (6) надеясь на теплое слово (7) или хотя бы улыбку.

— 1,2,3,5,6,7

+ 1,2,3,4,6

— 1,2,3,4,5,6,7

44. В каком предложении тире ставить нельзя?

— А за этим пригорком () самое грибное место.

— Достоевский () это не мой любимый автор.

+ Мы сразу повернули обратно () начался нудный осенний дождь.

45. Укажите правильный ответ о постановке запятых:

Целый час дождь хлестал (1) и ветер гнул деревья (2) и рвал листву с берез.

+ Запятые не нужны

— Запятая 1 – между грамматическими основами, 2 – при повторяющемся союзе И

— Только запятая 1 между грамматическими основами

46. В каком предложении перед союзом КАК нужна запятая?

— Петрович известен всем на заводе как один из опытнейших слесарей.

— Атмосфера праздника захватила как взрослых, так и детей.

+ Меня как самого красноречивого, отправили на переговоры.

47. В каком случае пишется частица НЕ?

+ Мы там бывали н.. раз и н.. два.

— Так н.. разу и не побывал на море.

— Сколько н.. мечтал, так и не добрался до моря.

48. В какой строке все слова пишутся с Ъ?

+ Пред..явитель, с..язвил

— Ад..ютант, д..явольский

— Двух..ярусный, кур..ер

49. Выберите пример, в котором на месте пропуска одна и та же буква:

— Ц..рковой, куц..й, ц..ганский

— Ц..ферблат, спец..фика, ц..плячий

+ Ц..клон, вакц..на, ц..линдрический

тест№ 50. В каком примере на месте скобок стоит тире?

— Этот пример () не доказательство.

+ Щедрость () ваша главная черта.

— Кино () лишь одно из искусств.

Речевые ошибки и их общепринятая классификация

Разновидности неточностей в речи

К речевым ошибкам принято относить всевозможные случаи, в которых наблюдается отклонение от актуальных языковых норм. Без их знания бывает сложно нормально жить, общаться с другими людьми, но такие оплошности в своей речи допускает практически любой человек.

Существует несколько различных классификаций таких ошибок, однако наиболее распространённой и общепринятой считается та, что была составлена и предложена доктором филологических наук Фоменко. Он составил ее просто, без академической усложнённости и вычурности:

Фразеологические, лексические, орфографические, грамматические и прочие виды ошибок

  • произносительные ошибки (правила произношения);
  • фразеологические (фразеология);
  • синтаксические (синтаксис);
  • пунктуационные (пунктуация);
  • лексические (лексика);
  • морфологические (морфология);
  • стилистические (стилистика);
  • орфографические (орфография).

Примеры различных ошибок

Известный российский лингвист Стелла Наумовна Цейтлин говорит, что одним из важных факторов, который способствует появлению и распространению оплошностей в речи, является чрезмерно усложнённый механизм речевого порождения. Чтобы убедиться в верности такого заявления, следует повнимательнее рассмотреть отдельные виды речевых ошибок, ориентируясь на предложенную выше классификацию.

Ошибочное произношение чаще всего возникает при нарушении правил орфоэпии, то есть при неправильном произношении отдельных звуков и их сочетаний, а также некоторых грамматических конструкций и слов, заимствованных из других языков. Во многих случаях подобные ошибки связаны с диалектическим произношением слов и звуков («индюх» вместо «индюк», «бурак» вместо «буряк», фрикативное «г» и т. д. ). К этой же группе относятся ошибки в плане акцентологии — нарушения правил ударения. Наиболее частые примеры неправильного произношения из этой категории:

Рекомендации по исправлению неточностей в речи и письме

  • конешно (правильно — конечно);
  • плотит (платит);
  • иликтрический (электрический);
  • лаболатория (лаборатория);
  • щас (сейчас);
  • пошти (почти);
  • прецендент (прецедент);
  • колидор (коридор) и т. д.

К этому же типу речевых ошибок относятся неточности с постановкой ударения. Наиболее часто допускают подобные нарушения в следующих словах:

Речевые ошибки

  • звонит;
  • договор;
  • путепровод;
  • свекла;
  • шофер;
  • диалог;
  • каталог;
  • алкоголь;
  • феномен;
  • эксперт;
  • магазин.

В группу лексических ошибок входят различные нарушения общепринятых правил лексики. Наиболее распространённые из них — использование различных слов в значениях, которые несвойственны им. Эта подгруппа подразделяется на несколько подтипов:

Ошибки речи и языка

  • смешение слов, которые похожи друг на друга по своему звучанию (экскаватор и эскалатор, индеец и индус, колосс и колос, ординарный и одинарный);
  • перемешивание слов, похожих по своему определению (Он обратно прочёл газету);
  • смешение слов, сходных и по своему значению, и по звучанию (абонемент — абонент, дипломант — дипломат, невежда — невежа, адресант — адресат, сытный — сытый, командировочный — командированный).

Как работать над ошибками речи

К лексическим неточностям относится и словосочинительство. В этом случае люди прибавляют к уже существующим словам различные суффиксы, окончания, приставки или же убирают их, в результате чего появляется слово с ошибкой. Примеры:

  • грузинцы;
  • подпольцы;
  • героичество;
  • мотовщик;
  • чечены.

В эту же категорию входит неправильное использование правил согласования слов по смыслу, то есть их взаимосочетания по линии материальных значений. Нельзя, например, сказать «поднимаю тост», поскольку глагол «поднимать» означает какое-либо перемещение, а это никак не может быть согласовано с пожеланием. Другой распространённый пример такой неточности — «приоткрытое настежь окно», ведь оно не может одновременно быть немного открытым (приоткрытым) и открытым широко (настежь).

Также к этой группе из классификации речевых ошибок можно отнести различные тавтологии и плеоназмы. Первые представляют собой словосочетания, составные части которых имеют одинаковый корень:

  • задать задание;
  • заработать зарплату;
  • долгое долголетие.

Плеоназмами являются словосочетания, в которых смысл одного из слов почти полностью пересекается со значением другого. Так, многие люди ошибочно в разговоре добавляют слово «месяц» к их названиям: «май месяц», «октябрь месяц». Другие неправильно используемые варианты при построении словосочетаний:

  • маршрут движения;
  • крупный мегаполис;
  • адрес проживания;
  • вовремя успеть и пр.

Фразеологические ошибки чаще возникают, когда человек искажает форму фразеологизма или употребляет его в нетипичном для него значении. Академик Фоменко выделяет семь основных подтипов в этой категории:

Написание и произношения слов

  • укорачивание («биться об стенку» вместо «биться головой об стену»);
  • искажение основы грамматики («сидеть сложив руки» вместе «сидеть сложа руки»);
  • соединение фразеологизма с плеоназмом («шальная случайная пуля»);
  • перемена лексической составляющей («суть да дело» вместо «суд да дело»);
  • расширение лексического состава («обратиться не по нужному адресу» вместо «обратиться не по адресу»);
  • соединение или контаминация («делать сложа рукава» вместо «сложа руки» или «спустя рукава»);
  • использование в нетипичном значении («поговорить о книге от корки до корки» вместо «прочитать книгу от корки до корки»).

В категорию морфологических ошибок входят ошибки, которые основаны на неправильном применении форм слов. Наиболее типичные примеры:

  • туфель;
  • дешевше;
  • плацкарт;
  • полотенцев;
  • польта.

Типы речевых ошибок

Синтаксические искажения связаны с нарушением синтаксиса, то есть правил сочетания слов между собой, соединения предложений в осмысленный текст. Это наиболее широкая группа неточностей, наиболее распространёнными и типичными примерами из которой являются:

Виды ошибок в русском языке

  • неграмотное управление («оплатить за проезд»);
  • перемещение конструкции («первое, о чём мы говорили, — о поездке», правильно — «первое, о чём мы говорили, — поездка»);
  • неграмотное согласование («в строю стоят много солдат»);
  • синтаксическая неоднозначность («чтение Гашека заставляет задуматься о целесообразности Первой мировой войны» — непонятно, идёт ли речь о произведениях писателя или о нём самом);
  • неправильная соотнесенность слов в основной части предложения («Иван стоял перед тем ручьём, который протекал через лес»);
  • неправильное применение видовременных глагольных форм («Преподаватель даёт нам знания и научит нас решать задачи» — все глаголы должны относиться к одному и тому же времени).

Орфографические и пунктуационные ошибки часто называют опечатками. У них нет какого-либо существенного обоснования, кроме элементарной неграмотности автора, который пишет по принципу «как слышится, так и пишется». Наиболее типичные из них:

  • стина;
  • хадить;
  • вада;
  • физк-ра;
  • висна.

Чтобы избежать недоразумений, следует учесть, что правила русского языка не распространяются на нормы написания слов в родственных языках. Так, в белорусском есть ряд слов, которые русскоязычным людям кажутся написанными с ошибкой. К ним относятся «сабака», «малако», «параход», хотя на самом деле причина этого лежит в особенностях разных языков.

Пунктуационные ошибки связаны с неграмотным употреблением знаков препинания во время написания какого-либо текста. Каноничный пример — «казнить нельзя помиловать». Сюда можно отнести обособление выражений несогласованного типа, которые относятся к нарицательным именам существительным, написание тире в составе неполного предложения и т. д.

Категорию фактических ошибок редко выделяют отдельно, поскольку она является неязыковой. Суть её в том, что автор приводит недостоверную информацию, непроверенные сведения, делая это случайно или умышленно. Такое может произойти при написании научной статьи, литературного обзора по диссертации, когда пишущий искажает чужую цитату, не указывает её автора, хотя это нужно делать обязательно. Для корректного указания существует даже специальный ГОСТ.

Подобное часто происходит при создании различных исторических документов. Авторы допускают ошибки в указании фактов, смещают временные рамки. Это может быть случайной ошибкой, но зачастую автор делает её умышленно с целью пропаганды определённой точки зрения.

Исправление искажения слов

Неправильное произнесение и написание слов демонстрирует неграмотность человека. Чтобы избежать этого в будущем, необходимо выполнять следующие действия:

Как не делать речевые ошибки

  • Почаще общаться с образованными и грамотными людьми.
  • Стараться контролировать свою речь, правильно произносить все слова.
  • Часто читать художественную литературу, заботиться о повышении уровня образования.
  • Изучать таблицы примеров речевых ошибок, которые есть во многих учебниках по русскому языку, специальных приложениях для телефонов.
  • Ходить в музеи и библиотеки, посещать музеи и специальные тренинги.
  • Писать различные изложения и сочинения для себя.

Такие упражнения могут показаться сложными, но они действительно позволят постепенно улучшить грамотность. Со временем речевые ошибки уйдут в прошлое.

Большой тест по русскому языку на грамотность

2 комментария

Тест поможет определить, хорошо ли вы знаете русский язык и его основные правила. Испытание сложное, состоит из 50 вопросов, ответы на которые потребуют грамотности и знания русского языка. В тесте проверяется знание: грамматики, орфографии, синтаксиса, словообразования и культуры речи.

Ответы вы увидите сразу.


  • Вопрос из

    Укажите слово с неправильно поставленным ударением:

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком предложении нет речевой ошибки?

    • Не вечны ни зима, ни лето.

    • Только лишь она одна оставалась в стороне.

    • В сани запрягли три собаки.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком(их) слове (ах) – шиНель, кларНет, Террор, акаДемия – выделенный согласный произносится мягко?

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Обратите внимание на ударение в выделенных словах:

    неуместная острОта спикера – профессиональная остротА взгляда. Какой из тезисов, объясняющих постановку ударения, правильный?

    • Оба примера без ошибок: это разные слова, у каждого – свое ударение.

    • Оба примера без ошибок: это варианты ударения, как твОрог и творОг.

    • Допускается только второй вариант.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите строку, где есть ошибка:

    • Мужичок, девчёнка, жёлтый

    • Сгущёнка, дешёвый, крючок

    • Волчонок, решётка, мелочовка

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Какие запятые нужны в предложении?

    Мы решили взять палатку (1) и спальники (2) котелок (3) и походный чайник (4) спички (5) литр бензина (6) да (7) и фонарь пригодится в лесу.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    А Машенька, казалось бы, уже сделала выбор.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В какой строке все слова на месте пропуска пишутся одинаково?

    • Ветре..ый, кожа..ый, кова..ый

    • Стари..ый, покраше..ый, гости..ица

    • Пламе..ый, стриже..ый, комари..ый

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Какой знак препинания нужен на месте вопросительного?

    И тут я понял (?) это тишина так давит на уши.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В какой строке все слова пишутся через дефис?

    • Мать(и)мачеха, (пол)Европы, (мини)юбка

    • (Зоо)магазин, (пол)апельсина, (красно)белый

    • Диван(кровать), фото(рамка), видео(урок)

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    С каким существительным сочетается слово развИтые?

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком примере нет речевой ошибки?

    • После мероприятия раздавали сувениры, угощали чаем и сладостями.

    • Стремительно поднимаясь вверх по лестнице, он пропустил нужную дверь.

    • Бесплатные подарки достались не всем.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Найдите правильное согласование слов:

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В какой цепочке слов все корни пишутся по одному правилу?

    • Зап..рать, разн…мать, выж..гательный

    • П..ровали, оп..раться, п..риметр

    • К..соглазие, к..саться, к..сички

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В какой строке во всех словах пишется одна и та же буква?

    • В..пыльчивый, ра..хотелось, и..толочь

    • ..бежать, бе..пардонность, не..дешний

    • Бе..сонница, ра..сеянный, в..болтать

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Какой знак нужен на месте скобок?

    Недавно городской автопарк пополнился новой техникой(?) грейдерами, снегоуборщиками, погрузчиками и десятком новеньких автобусов.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

    Данила, в недавнем прошлом отменный разгильдяй, проявил невиданное усердие.

    • Это обособленное приложение

    • Обособлена вводная конструкция

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Какие запятые нужны в предложении?

    Внешне спокойный (1) уверенный (2) он открыл тетрадь (3) исписанную мелким почерком (4) и стал монотонно зачитывать доклад.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В какой строке все слова заканчиваются на О?

    • Досух.., слев.., изжелт..

    • Издавн.., налев.., справ..

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Выберите строку, где во всех словах на месте пропуска стоит О:

    • Р..сточек, прил..жение, вым..кла

    • Заг..реться, к..оснешься, з..ря

    • Ср..внение, пл..вец, отр..сль

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В какой строке все слова пишутся с И?

    • Пр..общиться, пр..казной, пр..мерить

    • Пр..швартоваться, пр..вычка, распр..красный

    • Пр..осаниться, пр..способление, пр..образить

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Однако, матушка, как же вы поторопились! В этом предложении запятыми выделено:

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В какой строке во всех словах нужна И?

    • Обманч..вый затейл..вый, задир..стый

    • Заботл..вый, доверч..вый, фасол..вый

    • Уклонч..вый, напор..стый, бол..вой

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком случае пишется НН?

    • Вглядывался сосредоточе..о

    • Предложение тщательно обдума..о

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком случае НЕ пишется слитно?

    • Собрал (не)вывезенные отходы

    • Еще (не)отправленное письмо

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Выберите строку, где на месте пропуска нужно писать А(Я):

    • Туманы стел..тся над рекой.

    • Спортсмены бор..тся за кубок.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите неправильное написание:

    • Подписали по окончанию работ

    • Решили по прибытии на место

    • Собрались по приезде из отпуска

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Какие запятые нужны в предложении?

    Но через миг (1) за углом (2) завизжали тормоза (3) и раздался отчаянный крик.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите предложение без речевой ошибки:

    • Это противостояние, противоестественное и беспричинное, изматывало всех.

    • Он молча, без единого слова, отодвинул тарелку.

    • Именно на этой старинной сцене я впервые дебютировал.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите неправильно образованную форму слова:

    • С самыми наилучшими пожеланиями

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом:

    • Выполняя работу, не нарушайте последовательность действий.

    • Тренируясь каждый день по нескольку часов, даже самое трудное упражнение будет выполнено.

    • Выискивая материал для раскрытия темы, студентами изучены даже архивные источники.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Найдите предложение с грамматической ошибкой:

    • Федор спросил у приятеля, куда твои братья уехали.

    • Контролер еще раз попросил посетителей сдать инвентарь.

    • Он еще не раз спрашивал, о чем моя книга.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Найдите предложение со слитным написанием НЕ:

    • Упругий, но (не)продолжительный дождь не промочил землю.

    • Окна допоздна (не)зашторены.

    • Ничуть (не)испугавшийся, он тут же ответил на удар.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите вариант, где цифры соответствуют удвоенной Н:

    Льня(1) ая домотка(2)ая скатерть, обвяза(3)ая причудливой бахромой, постеле(4)а на кухо(5)ый стол для долгожда(6)ого гостя.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите предложение без речевой ошибки:

    • Глупейшего положения и не придумать.

    • В конечном итоге мы все будем в выигрыше.

    • Впервые мы познакомились в трудовом лагере.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Найдите слово с неправильно обозначенным ударением:

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Выберите комбинацию цифр, соответствующую запятым в предложении:

    Нас всегда окружают люди, (1) но (2) если рядом нет настоящих друзей (3) ты одинок даже на переполненной народом (4) праздничной площади.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Выберите вариант, в котором все слова пишутся с одной и той же буквой на месте пропуска:

    • Руб..щий, гас..щий, самокле..щаяся

    • Кол..щее, бре..щий, жал..щее

    • Прос..щий, мол..щий (о пощаде), (псы) ла..т

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Найдите правильное обоснование постановки знаков в предложении:

    Однако (1) никто ему (2) убежденному в своей правоте (3) не поверил, хотя (4) предоставленные доказательства (5) были очень убедительны.

    • Запятые 2,3 нужны для обособления определения.

    • Запятая 1 нужна, чтобы выделить вводное слово.

    • Запятые 4,5 нужны для обособления определения.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Найдите предложение с неправильной формой слова.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите правильное продолжение предложения:

    Внимательно прочитав задание,

    • добиваются результата меньшими усилиями

    • работа будет сделана быстрее

    • оно уже не кажется слишком трудным

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Выберите комбинацию цифр, соответствующую запятым в предложении:

    Палыча бил крупный озноб (1) и (2) хотя он собрал всю волю в кулак (3) слезы застилали глаза (4) и руки дрожали (5) пока он подписывал документ.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

    Уставшему и голодному (1) мне навстречу попалась собака, (2) такая же изможденная (3) дрожащая от холода. Заглядывая мне в глаза (4) пес (5) робко помахивал кончиком хвоста (6) надеясь на теплое слово (7) или хотя бы улыбку.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком предложении тире ставить нельзя?

    • Мы сразу повернули обратно () начался нудный осенний дождь.

    • Достоевский () это не мой любимый автор.

    • А за этим пригорком () самое грибное место.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Укажите правильный ответ о постановке запятых:

    Целый час дождь хлестал (1) и ветер гнул деревья (2) и рвал листву с берез.

    • Запятая 1 – между грамматическими основами, 2 – при повторяющемся союзе И

    • Только запятая 1 между грамматическими основами

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком предложении перед союзом КАК нужна запятая?

    • Меня как самого красноречивого, отправили на переговоры.

    • Атмосфера праздника захватила как взрослых, так и детей.

    • Петрович известен всем на заводе как один из опытнейших слесарей.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком случае пишется частица НЕ?

    • Мы там бывали н.. раз и н.. два.

    • Так н.. разу и не побывал на море.

    • Сколько н.. мечтал, так и не добрался до моря.

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В какой строке все слова пишутся с Ъ?

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    Выберите пример, в котором на месте пропуска одна и та же буква:

    • Ц..клон, вакц..на, ц..линдрический

    • Ц..ферблат, спец..фика, ц..плячий

    • Ц..рковой, куц..й, ц..ганский

    Правильно
    Ошибка


  • Вопрос из

    В каком примере на месте скобок стоит тире?

    • Щедрость () ваша главная черта.

    • Этот пример () не доказательство.

    Правильно
    Ошибка

      1.1. Употребление слова в несвойственном ему
значении.
Пример:    Костер
все больше и больше распалялся, пылал
.
 Ошибка заключается в неверном выборе слова:
      Распаляться — 1. Нагреться
до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное
возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. 
      Разгораться — начинать
сильно или хорошо, ровно гореть.

      1.2. Употребление знаменательных и служебных
слов без учета их семантики.
Пример:    Благодаря пожару,
вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

      В
современном русском языке предлог благодаря сохраняет
известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно
лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный
результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка
возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного
глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует
заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

      1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием
деления (конкретная и отвлеченная лексика).
Пример:    Предлагаем
полное излечение алкоголиков и других заболеваний.

      Если
речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало
бы заменить на алкоголизм. Алкоголик- тот, кто страдает
алкоголизмом. Алкоголизм — болезненное пристрастие к употреблению
спиртных напитков.

      1.4. Неправильное употребление паронимов.
Пример:    Человек ведет праздничную жизнь.
У меня сегодня праздное настроение.
      Праздный и праздничный — очень
похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный —
прилагательное кпраздник (праздничный ужин, праздничное
настроение); праздный— не заполненный, не занятый делом,
работой (праздная жизнь). Чтобы во

становить смысл высказываний в примере, нужно

оменять слова местами. 

      2. Лексическая сочетаемость.

      При выборе
слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в
литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова
могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости
определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью,
эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
      Пример:  Хороший
руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
. Показывать
можно пример, но необразец. А образцом можно
быть, например, для подражания. 
      Пример:  Их сильная,
закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена
. Слово дружба сочетается
с прилагательным крепкая — крепкая дружба. 
      Отличать от речевой ошибки
следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых
между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо… В
этом случае перед нами один из видов тропов — оксюморон.
      В сложных случаях, когда тру

но определит

, можно ли употребить вместе те или иные слова,
необходимо пользоваться словарем сочетаемости. 

 3. Употребление
синонимов.

      Синонимы
обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть
разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка,
просчет, оплошность, погрешность
 — стилистически нейтральны,
общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка —
разговорное; ляп — профессионально-жаргонное.
Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски
может привести к речевой ошибке.
      Пример:  Совершив оплошку,
директор завода сразу же стал ее исправлять.

      При использовании синонимов часто
не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени
избирательно сочетаться с другими
словами      Различаясь оттенками
лексического значения, синонимы могут выражать разную степень
проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же,
взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут
— это ведет к речевой ошибке. 
      Пример:  Вчера мне было
печально.
 Синоним грустно сюда вполне
подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти
синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше
поколенье….

      4. Употребление
омонимов.

      Благодаря
контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в
определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
      Пример
:  Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж — это повозка или команда?
Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого
слова необходимо расширить контекст. 
      Очень часто к двусмысленности
приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково
звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ (слов,
совпад

ющих по звучанию и написанию в отдельных
формах). Так что, выбирая слова для какой-либо фразы, мы должны
обращать внимание и на контекст, который в некоторых речев

х ситуациях призван раскрывать смысл слов.

      5. Употребление
многозначных слов.

      При
употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень
важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение
слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в
смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения
входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно.
Но бывает и иначе.
      Пример: Он уже распелся.
Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время,
начал петь свободно, легко.

Неправильное употребление метафоры чаще всего обусловлено тем,
что, обыгрывая слово, автор игнорирует связи с реальностью,
свойственные прямому значению слова, и поэтому переносное оказывается
немотивированным или абсурдным.

До редактирования: 1) Под крылом зеленого змия.

2) На прохоровском поле 1200 танков схватились врукопашную.

После редактирования: 1) Под властью зеленого змия.

2) На прохоровском поле сражалось 1200 танков.

  6. Многословие.

      Встречаются
следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток,
чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому
логически излишних слов. 
      Пример: 
Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память,
поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово.
Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень
огромный
очень малюсенькийочень прекрасный и
т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном
или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени
признака.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что
свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а
потому, что они просто не нужны в данном тексте. 
      Пример: Тогда о том,
чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный
магазин «Дружба».
 
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos —
слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.
Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения
учащихся, но и газеты и журналы.
      Пример: Руководители
предприятий настроены на деловой настрой

4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного
сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться
— вести борьбу
убирать — производить уборку
      Пример: Ученики приняли
решение произвести уборку школьного двора
. Может быть, в
официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой
ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор
5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно
устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет
вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот,
ну, это
 и т. п.; словечки типа: знаете ли, так
сказать, фактически, вообще, честно говоря
 и т. п. Но эта
речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда
просачивается и на страницы печатных изданий. 
      Пример: В небольших
дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет
свободных мест

      7. Лексическая неполнота высказывания.

      Эта
ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания
заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
      Пример: Достоинство
Куприна в том, что ничего лишнего
. У Куприна, может, и нет ничего
лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова.
Или: «… не допускать на страницы печати и телевидения
высказывания, способные разжечь межнациональную вражду
«. Так
получается — «страница телевидения».
      При выборе слова необходимо
учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и
логическую сочетаемость, но и сферу распростране

ия. Употребление слов, имеющих ограниченную
сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова,
слова иноязычного происхождения, профессионализмы

 жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно
быть мотивировано условиями контекста.

      8. Новые слова.

      Неудачно
образованные неологизмы являются речевыми ошибками.
      Пример: А в прошлом году
на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи
рублей
. И только контекст помогает разобраться: «ямочный
ремонт» — это ремонт

ям.

 9. Устаревшие слова.

      Архаизмы —
слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо
причинам из активного употребления синонимичными лексическими
единицами, — должны соответствовать стилистике текста, иначе они
совершенно неуместны.
      Пример: Ныне в
университете был день открытых дверей
. Здесь устаревшее
слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время)
совершенно неуместно.
      Среди слов, вышедших из активного
употребления, выделяются еще и историзмы. Историзмы —
слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением
обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п.
Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их
лексического значения. 
      Пример: Крестьяне не
выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города
.
Губернатор — начальник какой-нибудь области (например, губернии в
царской России, штата в США). Следовательно, главный
губернатор
 — нелепость, к тому же в губернии мог быть только
один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.

      10. Слова иноязычного происхождения.

      Сейчас
многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их
точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово.
      Пример: Работа
конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих
специалистов.  Лимитировать
 — установить лимит
чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном
предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась
и т. п.
Употребление иностранных модных слов без
учета их значения, имеющихся эквивалентов и контекста приводит к
неясностям, ошибкам и курьезам. Например, неясен смысл таких
высказываний, как: Мы ждем экспансии
креативных людей или Создавайте свой имидж с учетом новых тенденций в
моде.
Слово экспансия означает распространение чего-либо за
первоначальные пределы (экспансия эпидемии, экспансия насилия и
террора на телеэкране). Автор, видимо, имел в виду не экспансию, а
появление большого числа. Англицизм креативный, т. е.
«творческий», активно используется в теории рекламы, а в
общем употреблении есть его абсолютный синоним творческий, так же как
и у слова имидж есть соответствие образ. Поэтому проще сказать: Мы
ждем появления большого числа творческих людей или Создавайте свой
образ, стиль с учетом новых тенденций в моде.

      11. Диалектизмы.

      Диалектизмы
— слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую
систему литературного языка и являются принадлежностью одного или
нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы
оправданны в художественной или публицистической речи для создания
речевых характеристик героев. Немотивированное же использование
диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного
языка. 
      Пример: Пришла ко мне
шаберка и просидела целый вечер
Шаберка —
соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано
ни стилистикой текста, ни целью высказывания.

      12. Разговорные и просторечные слова.

      Разговорные
слова входят в лексическую систему литературного языка, но
употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере
повседневного общения. Просторечие — слово, грамматическая форма или
оборот преимущественно устной речи, употребляемые в литературном
языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета
речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова,
формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от
диалектной (областной), употребляется в речи всего народа.
      Пример: У меня совсем
худая куртка
Худой(разг.) — дырявый, испорченный
(худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление
разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.

      13. Профессиональные жаргонизмы.

      Профессионализмы выступают
как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты
терминов: опечатка — в речи журналистов ляп; руль — в
речи шоферов баранка
      Но немотивированное перенесение
профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие
профессионализмы, какпошить, пошив, заслушать и другие,
портят литературную речь.
      По ограниченности употребления и
характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы
сходны с жаргонизмамии являются составной частью жаргонов
— своеобразных социальных диалектов, свойственных профессиональным
или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков,
охотников, студентов, школьников). Жаргонизмы — это
обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной
экспрессией и характеризующая- ся социально ограниченным
употреблением. 
      Пример: Хотел пригласить
на праздник гостей, да хибара не позволяет
. Хибара — дом. 

0

    14. Фразеологизмы.

      Нужно
помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая
нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы
доставляют нам и немало хлопот — при неверном их употреблении
появляются речевые ошибки. 
     
Из-за близости
значений или внешней схожести выражений возможна их контаминация –
совмещение нескольких оборотов в одном:

1) Базу боевиков мы сровняли с
лицом земли.
(Совмещены выражения сровнять с землей и
стереть с лица земли.)

2) Попытаемся сдвинуть решение
вопроса с мертвой точки зрения.
(
Совмещены выражения точка
зрения и сдвинуть с мертвой точки.)

После исправления:

1) Базу боевиков мы сровняли с землей или стерли с лица
земли.

2) Попытаемся сдвинуть решение вопроса с мертвой точки.

1. Ошибки в усвоении значения
фразеологизмов

       1) Существует опасность
буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься
как свободные объединения слов. 
       2) Ошибки могут быть
связаны с изменением значения фразеологизма. 
       Пример: Хлестаков все
время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят
. Здесь
фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий
значение «напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо
тому, кто не способен понять этого», употреблен неверно — в
значении «выдумывать, плести небылицы».
       2. Ошибки в
усвоении формы фразеологизма

        1) Грамматическое
видоизменение фразеологизма.
        Пример: Я привык
отдавать себе полные отчеты
. Здесь изменена форма числа.
Существует фразеологизм отдавать отчет
        Пример: Он
постоянно сидит сложив руки.
 Фразеологизмы типа сложа
руки, сломя голову, очертя голову
 сохраняют в своем составе
старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а
(-я). 
       В некоторых фразеологизмах
употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами
ошибочна.
         2) Лексическое
видоизменение фразеологизма. 
         Пример: 
Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является
непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную
единицу. Пример: 
Ну
хоть бейся об
стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является
речевой ошибкой. Пример
Все
возвращается на спирали своя!.
.
Есть фразеологизм на круги своя.
Замена слова недопустима.
      3. Изменение лексической
сочетаемости фразеологизма

      Пример: Эти и другие
вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки
.
Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играет роль и имеет
значение
. Можно сказать так: вопросы имеют большое
значение
… или вопросы играют большую роль

      15. Клише и штампы.

      Канцеляризмы —
слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым
стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами.
      Пример: Имеет место
отсутствие запасных частей. 

      Штампы — это избитые
выражения с потускневшим лексическим значением и стертой
экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже
целые предложения, которые возникают как новые, стилистически
выразительные речевые средства, но в результате слишком частого
употребления утрачивают первоначальную
образность.  Пример: 
При голосовании поднялся лес рук.

   Разновидностью штампов являются
универсальные слова. Это слова, которые употребляются в самых общих и
неопределенных значениях: 
вопрос, задача, поднять, обеспечить и т. д. Обычно универсальные слова сопровождаются
трафаретными привесками:
работа — повседневная, уровень — высокий, поддержка —
горячая
. Многочисленны публицистические штампы (труженики полей, город на Волге), литературоведческие (волнующий образ, гневный протест). 
      Клише — речевые
стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко
воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, —
являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое
употребление, сохраняют свою семантику. Клише используют в
официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в
научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш
собственный корреспондент сообщает из
); в разных ситуациях
разговорно-бытовой речи (Здравствуйте! До свидания! Kmо последний?). 

Анализируя работы
экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить
типичные
речевые ошибки (К10) Это  нарушения, связанные с неразвитостью речи:
плеоназм, тавтология, речевые штам­пы,  немотивированное
использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; 
неудачное использо­вание экспрессивных средств,  канцелярит,
неразличение (смеше­ние) паронимов, ошибки в употреблении омонимов,
антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

В отличие от грамматических речевые
ошибки
– это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы,
а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу
это нарушения лексических норм, например:
Штольц – один из главных героев одноименного романа
Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Само по себе слово одноименный (или единственный)
ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в
контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Речевую ошибку можно заметить
только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для
обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует
также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм,
т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова
).
Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне
семантики словосочетания, реже — предложения): а) употребление слова в
несвойственном ему значении
: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров
былроскошный (т.е.
живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение
лексико-семантической сочетаемости слова
: «Небо стояло
светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может
только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» ( лучи солнца
освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол,
поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных
лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи
глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного
значения слову, не имеющего его в системе литературного языка
:
«Его натруженные руки утверждают,
что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя —
храбрый человек»; г) неразличение
оттенков значений синонимов
: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует)
сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются);
д) смешение значений
паронимов
: «Брови его удивительно поднялись» (вместо:
удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра»
(вместо: образцом); е) не
снимаемая в предложении многозначность
: «Эти озера живут всего несколько дней в
году».

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм,
регулирующих коммуникативную организацию высказывания:

а)
СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и
логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей
):
«Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт
проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;

б)
ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны
высказывания
): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама
Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема
любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию:
«Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение
родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих
гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5)
нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро
успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном
ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего
роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые,
дружелюбный, необидчивый».

К наиболее частотным
ошибкам относятся следующие:

1)     
 неразличение (смешение) паронимов:
В таких случаях я взглядываю   в
«Философский  словарь»
. Глагол
взглянуть обычно имеет при себе до­полнение с предлогом «на»
(взглянуть на  кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть
(«быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать,
выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в представленном
предложе­нии, имеет дополнение с предлогом «в»;

2)     
 ошибки в выборе синонима:
Имя этого поэта знако­мо во многих странах. Вместо слова изве­стно в предложении
ошибочно употреб­лен его синоним знакомо.
Теперь в нашей печати отводится значительное
пространство для рекламы, и это нам не импонирует.
В дан­ном случае вместо слова пространство
лучше употребить его синоним — место {Реклама занимает много
места в нашей пе­чати
или Рекламе отводится значительное место в
нашей печати
). Иноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской
замены.

3)     
ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы:
В третьей части текста не ве­селый, но и не
мажорный мотив застав­ляет нас задуматься.
Антитеза требует четкости и точ­ности в
сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются
даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных
проявлений одного и того же признака предмета (явления).

4)     
разрушение образной
структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте:
Этому, безусловно, 
талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только
посмешить читателя.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она
может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической
позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце
слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя:
на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то,
полапельсина.

В отличие от нее
грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в
устной речи, она не только видима, но и слышима:
ляжь; колят; иду по тропинке, ведущую к
дому; уверенность в победу.

Грамотность речи оценивается
по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте
письменной работы .

На оценку сочинения
распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним
соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по
русскому языку».

Среди ошибок следует выделять негрубые,
т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1)     в
исключениях из правил;

2)     в
написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)     в
случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;

4)     в
случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5)     в
написании и и ы после приставок;

в трудных случаях различения
не и ни (
Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как …
и др.);

6)     в
собственных именах нерусского происхождения;

7)     в
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

8)      в
пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.

Необходимо учитывать также
повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну
ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если
условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии,
в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях
данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный –
грустить, резкий – резок
).

Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается
как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и
более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При оценке сочинения исправляются,
но не учитываются
орфографические и пунктуационные ошибки:

—        
в переносе слов;

—        
на правила, которые не включены в школьную программу;

—        
в передаче авторской пунктуации.

 Ошибки графические (не учитываются при проверке) — разновидность
ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка,
фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К
графическим средствам помимо букв от­носятся: различные приемы сокращения
слов, использование пробелов между сло­вами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками стано­вятся
различные описки и опечатки, выз­ванные невнимательностью пишущего или
поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки –
неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (
рапотает вместо
работает
, мемля вместо земля).

К числу наиболее
распространенных  обычно относят:

—        
пропуски букв: …
весь
роман  стоится

(следует: строится) на этом конф­ликте;

—        
перестановки букв, напр.: …новые 
наименования пордуктов (следует: продуктов);

—        замены
одних буквенных знаков другими,  напр.:
лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);

—        
Добавление лишних букв:
Вот
почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях
<…> (следует: даже);

Практика проведения
экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания
с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные
затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.

Когда ошибка не должна влиять на оценку.
Правила, которые не включены в школьную программу

Важными задачами остаются определение объема
норм по правописанию, который обязан усвоить выпускник средней школы,
установление требований к оценке грамотности выпускника средней школы и
абитуриента, а также уточнение нормы оценки письменных текстов, выходящих
из-под их пера.

Предлагаем перечень трудных случаев написания и
расстановки знаков препинания (т.е. орфографии и пунктуации), в которых
ошибка в письменной работе должна отмечаться, но не должна влиять на
оценку.

 ОРФОГРАФИЯ

Буквенная передача звукового состава слов

—        
Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр)
и после гласных в собственных именах (Мариетта).

—        
Приставки пре- и при- в словах: преумножить – приумножить,
(пре)(при)увеличить, (пре)(при)уменьшить.

—         Н
/ нн
в кратких отглагольных прилагательных / причастиях (взволнованна
/ взволнована этим событием
).

Прописная / строчная буквы

—        
В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество,
Б(б)ог.

—        
При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

—        
Написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро
и Дон Кихот
).

Слитное / дефисное / раздельное написание

—        
Сложные существительные без соединительной гласной (в основном
заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз,
люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель,
портшез, прейскурант
).

—        
Слитное / раздельное написание наречных единиц / наречий с приставкой /
предлогом, например:
в
разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в
диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить
(ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

—        
Слитное / дефисное написание
:
перекати-поле, гуляй-город

ПУНКТУАЦИЯ

—        
Тире в неполном предложении.

—        
Вводные слова, не входящие в стандартный список вводных слов, приводимых в
школьных учебниках; различение слова наконец, в основном, по опыту (и
т.п.)
 как вводных и не вводных.

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не было ни одной ошибки
  • Не бывает ошибок есть только уроки
  • Не бывает ошибок бывает опыт
  • Не будь как я не повторяй мои ошибки
  • Не бойтесь совершать ошибки не бойтесь экспериментировать