Не только сколько ошибка

Однородными называют такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, объединяются одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения и часто относятся к одной части речи.

Ошибки в предложениях с однородными членами разнообразны, рассмотрим основные типы.

1. Однородными будут только те члены, что выражены одинаковыми формами.

*Свитер был неуютный и колюч.

Неуютный — полная форма прилагательного.

Колюч — краткая форма прилагательного.

Правильно: свитер был неуютный и колючий.

*Вечерами люблю посидеть у камина и чтение.

Чтение — существительное.

Правильно: вечерами люблю посидеть у камина и почитать.

2. Однородные члены должны соотноситься логически.

*Я пришёл поздно вечером домой с другом и температурой.

Друг и температура не могут быть однородными членами.

*У мамы было много красивых платьев и чувство гордости.

Платья и чувство гордости также не являются однородными членами.

3. Обобщающее слово не может стоять при перечислении в одном ряду с однородными членами.

*В пекарне пахло пирожками с капустой, рыбным пирогом, булочками с корицей и свежей выпечкой.

Свежая выпечка — это обобщающее слово для всех остальных членов ряда.

Правильно: в пекарне пахло свежей выпечкой: пирожками с капустой, рыбным пирогом и булочками с корицей.

Обрати внимание!

Однородные члены имеют одинаковую форму с обобщающим словом. В примере со свежей выпечкой обобщающее слово употреблено в творительном падеже, поэтому все члены ряда после двоеточия тоже стоят в творительном падеже.

Однородные сказуемые с общим дополнением

Если два глагола-сказуемых имеют общее управляемое слово, то к этому дополнению должен задаваться одинаковый вопрос от глаголов.

Она восхищалась и гордилась прославленным братом-лётчиком.

Восхищалась (кем?) братом-лётчиком.

Гордилась (кем?) братом-лётчиком.

Предложение с однородными членами построено верно.

Ошибка возникает, если задаются разные вопросы к одному слову.

*Друзья стали вполголоса размышлять и обсуждать достоинства и недостатки путешествия на поезде.

Размышлять (над чем?) над достоинствами и недостатками.

Обсуждать (что?) достоинства и недостатки.

Правильно: размышлять над достоинствами и недостатками путешествия на поезде и обсуждать их.

Двойные союзы

Двойные союзы — сочинительные союзы, которые стоят не между двумя однородными членами (как союзы «и», «или», «но» и т. д.), а перед каждым однородным компонентом.

1. Проверяй состав самого союза, потому что двойные союзы имеют только одну форму:

то — то;

или — или;

либо — либо;

не только — но и;

как — так и;

если не — то;

не столько — сколько.

Изменение второй части союза ведёт к грамматической ошибке.

*Мы намеревались не только посетить главные музеи города, а также прогуляться по его улочкам.

Начало двойного союза «не только» подразумевает единственно возможную вторую часть «но и».

Правильно: …не только посетить главные музеи города, но и прогуляться по его улочкам.

2. Проверяй, какие члены предложения соединяют части двойных союзов.

*В магазине продавались платья, как подходящие для торжественных мероприятий, так и для повседневной носки.

Видим, что первая часть двойного союза как — так и стоит не на своём месте, потому что нужно соединить два однородных члена мероприятий и носки.

Правильно: В магазине продавались платья, подходящие как для торжественных мероприятий, так и для повседневной носки.

Типичные ошибки.

1.Ошибка связана с неправильным употреблением составного сочинительного союза.

Запомните эти союзы:

не только …, но и…

не столько…,сколько…

как…, так и …

а) Нельзя изменять вторую часть двойного союза.

ОШИБКИ:

не только…, а и…

не столько…, но и

Пример. Комментарий.
Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году. Неверно употреблён союз, в нём изменена вторая часть.

ВЕРНО.

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.

б). Помните, что первая часть двойного союза ставится ПЕРЕД первым однородным членом, а не в другом каком-нибудь месте.

Пример. Комментарий.
В народном творчестве о Байкале не только звучит огромная любовь, но и ещё нечто большее. В данном предложении однородные члены любовь, нечто большее.

Первая часть двойного союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.

ВЕРНО.

В народном творчестве о Байкале звучит (что?) не только огромная любовь, но и ещё нечто большее.

2.Нельзя соединять сказуемые с союзом И, если зависимые слова каждого из данных сказуемых стоят в разных падежах!

Пример. Комментарий.
Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой. Приходя на концерт симфонического оркестра, я с удовольствием слушаю (ЧТО?) и наслаждаюсь (ЧЕМ?) классической музыкой.

ВЕРНО.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я с удовольствием слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.

3.Обобщающее слово и однородные члены предложения должны стоять в одинаковых формах.

Пример. Комментарий.
Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксы, маргаритки, ирисы. Олеся стояла в саду и любовалась (ЧЕМ?) цветами: (ЧЕМ?)флоксы, маргаритки, ирисы.

ВЕРНО.

Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксами, маргаритками, ирисами.

4.Не могут быть однородными какой-то член в главном предложении и придаточное.

Пример. Комментарий.
Зверь осторожно пробирался по дороге, ведущей к деревне и по которой он ходил уже не раз. Зверь осторожно пробирался по дороге (КАКОЙ), ведущей к деревне и (КАКОЙ?) по которой он ходил уже не раз.

Однородными не могут быть причастный оборот (ведущей к деревне) и придаточное предложение (по которой он ходил уже не раз).

ВЕРНО.

Зверь осторожно пробирался по дороге, которая вела к деревне и по которой он ходил уже не раз.

5.Нельзя в начале ряда однородных членов использовать предлог, который НЕ может быть употреблён хотя бы с одним из однородных членов.

Пример. Комментарий.
В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным. В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

В домах, в парках — верно.

НО!!!

На площадях.

ВЕРНО.

В домах, парках, на площадях было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

Таковы типичные ошибки в построении предложений с однородными членами, которые чаще всего встречаются в заданиях ЕГЭ. Запомните их, научитесь находить такие предложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

 Русский язык. ШПАРГАЛКА.

Запоминаем правила по примерам.

Задание № 8.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

 

Запоминаем правила по примерам.

ЕГЭ. Задание № 8.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Ошибка № 1.

В произведении не только звучит грусть, но и любовь к родным местам.

Верно.

В произведении звучит не только  грусть, но и любовь к родным местам.

Ошибка № 2.

В произведении звучит не только  грусть, А И  любовь к родным местам.

Верно.

В произведении звучит не только  грусть, НО И любовь к родным местам.

(НЕ ТОЛЬКО, НО И;  НЕ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО).

Ошибка № 3.

Я слушаю и наслаждаюсь музыкой.

Верно.

Я слушаю (ЧТО?) музыку и наслаждаюсь (ЧЕМ?) ею.

Ошибка № 4.

Я люблю классическую музыку и КОТОРАЯ современная.

Верно.

Я люблю классическую и современную музыку.

Ошибка № 5.

В домах, площадях, парках было темно.

Верно.

В домах, парках, НА площадях было темно.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Сегодня
мы…

· Продолжим разговор о синтаксических нормах.

· Поговорим об ошибках, с которыми мы можем столкнуться при
употреблении однородных членов предложения.

· Рассмотрим нормы употребления причастий и деепричастий.

Мы
продолжаем разговор о правилах и нормах, которые должны нам помочь с
выполнением задания ЕГЭ по русскому языку.

Пять
ошибок. Девять предложений, и некоторые могут содержать другие ошибки или вообще
не содержать никаких ошибок. И мы должны отыскать именно те грамматические
ошибки, которые указаны в первом списке.

Мы уже
рассмотрели некоторые типы ошибок, с которыми можно столкнуться при выполнении
этого задания. И вот какие ошибки у нас остались.

Нам может
встретиться, например, такой тип ошибки, как ошибка в построении предложения
с однородными членами.

Мы
помним, что однородными могут быть любые члены предложения. В
предложении может быть несколько рядов однородных членов.

С чем же
в этом случае могут быть связаны ошибки?

Во-первых,
с употреблением двойных союзов при однородных членах – например, союзов не
столько… сколько, не только… но и, хотя и… но.
Или
повторяющихся союзов
– таких, как то… то, не
то… не то
и так далее.

Части
таких союзов должны стоять рядом с однородными членами.

Посмотрим
на такой пример:

Мальчишек не столько беспокоило будущее их
проекта, сколько его настоящее, потому что сейчас ребятам не хватало материалов
для работы.

Первая часть союза не столько… сколько стоит перед глаголом беспокоило. Вторая
– перед словами его настоящее. Но это явно не
однородные члены! Правильно – мальчишек беспокоило не столько будущее
их проекта, сколько его настоящее
.

Ещё один пример:

Ксения готова была заключить сделку лишь в
том случае, если ей не только хватит денег на саму покупку помещения, но и на
последующий ремонт.

Мы видим двойной союз не только… но и.
Первая часть стоит перед глаголом хватит, вторая – перед словами «последующий
ремонт». Это не однородные члены предложения. Первая часть союза должна стоять
перед «саму покупку».

Ошибка может связана и с тем, что вторая
часть двойного союза не употребляется или употребляется неверно.
Эти союзы
потому и называются двойными, что они употребляются как единое целое – и
первая часть, вторая.

Пушкин был первым среди тех, кто не только
признавал, а также поощрял литературное дарование Гоголя.

Есть не только – это часть союза не
только, но и.
Но второй части нет, следующая часть начинается с «а также».
Это неправильно.

Распространённой ошибкой является употребление
однородных членов с так называемым разным управлением.
Это нарушение
синтаксической сочетаемости слов – когда в качестве однородных употребляются
слова, имеющие разную сочетаемость.

Например:

Я, желая познать и вникнуть во все тайны
этой загадочной, полной мистических деталей истории, которая случилась с моими
далёкими предками около трёх веков назад, сутками сидела в архивах в поисках
новых подробностей.

Можно вникнуть во все тайны. Но нельзя
познать во все тайны, у глаголов познать и вникнуть разные возможности
сочетаемости. Так что в предложении ошибка.

Серёжа, впечатлившись
тем, что он увидел, пообещал себе, что с этого дня будет защищать и помогать
всем, кто в этом нуждается.

Помогать всем можно. Но защищать можно
только всех. Значит, предложение содержит ошибку.

Итак, если нам
нужно найти ошибки, связанные с однородными членами предложения – в первую
очередь нужно отследить все однородные члены в предложении. Особенное внимание
нужно обратить на двойные или повторяющиеся союзы и их употребление. И на
возможности сочетаемости однородных членов, особенно глаголов.

Достаточно часто мы можем встретиться с
ошибками при употреблении причастных оборотов.

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него
словами. Причастный оборот может находиться как перед определяемым словом,
так и после него
. Но само определяемое слово в оборот не включается.

Нужно также помнить, что причастие
унаследовало от прилагательного не только категории рода, числа и падежа. Но и
способность согласовываться с определяемым словом.

С этой способностью и связаны самые
частотные ошибки, когда причастие употребляется не в том падеже, в каком
стоит определяемое слово.

Пожилая женщина поила больного отваром из
бобов, оказавшийся поистине чудодейственным снадобьем, сумевшим поставить юношу
на ноги.

Определяемое слово – отваром.
Отваром каким? – оказавшимся. Причастие ошибочно употреблено в форме
именительного падежа вместо творительного.

Чайки, тревожно крича, летали над морем,
вот уже несколько дней не желавшему успокоиться и продолжавшему биться о
скалистый берег.

Определяемое слово – морем. Морем –
каким? – не желавшим. Здесь все причастия ошибочно употреблены в форме
дательного падежа вместо формы творительного.

Вторая распространённая ошибка – это
«разрывание» причастного оборота главным словом. Из-за этого причастие
отрывается от зависимых слов. Например:

Учреждённая лига группой экспертов,
считающих себя независимыми, готовится предоставлять практически любые виды
услуг.

От причастия учреждённая зависит
словосочетание «группой экспертов». Вместе все эти слова – причастный оборот. А
лига – определяемое слово, и оно должно стоять после причастного
оборота.

Иногда причастный оборот отделяется от
определяемого слова другими словами
. Это тоже
неверно.

Ученики спешат по домам, успешно сдавшие
экзамены.

Причастный оборот «успешно сдавшие
экзамены» должен стоять или перед определяемым словом «ученики», или после
него: ученики, успешно сдавшие экзамены, спешат по домам.

Итак, если
нам нужно найти предложение, ошибка в котором связана с употреблением
причастного оборота, мы первым делом находим все причастные обороты. И обращаем
особенное внимание на то, совпадает ли форма причастия с формой определяемого
слова – в одном ли падеже они употребляются? Или же мы смотрим на то, где стоит
причастный оборот по отношению к определяемому слову. Потому что он должен
стоять только рядом с определяемым словом: перед ним или после него.

Очень часто нам может попасться и такая
формулировка: «Найти предложение,
ошибка в котором связано с употреблением деепричастного оборота».

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него
словами. Мы помним, что деепричастие обозначает дополнительное действие
по отношению к основному.

И все ошибки в основном связаны с одним и
тем же: субъект действия для основного и дополнительного действия должен
быть одним и тем же.
То есть тот, кто совершает основное действие,
выраженное глаголом-сказуемом, должен совершать и действие, которое выражено
деепричастием.

Это ошибки типа «Подъезжая к станции, у
меня слетела шляпа». Здесь получается, что к станции подъезжала шляпа, а не
тот, кто её носит.

Рассмотрим несколько примеров.

У Татьяны были большие планы и, сидя над
школьным сочинением, её окрыляла мысль о том, что можно не только получить
высокую оценку, но и попасть на общегородской конкурс лучших сочинений.

Уберём здесь всё лишнее и оставим два
действия:

Сидя над школьным сочинением

Её окрыляла мысль.

Основное действие, выраженное глаголом окрыляла, совершает мысль. Значит, мысль
должна и сидеть над школьным сочинением, но это не так.

Такие ошибки можно исправить, если
заменить деепричастный оборот придаточным предложением: «пока она сидела над
школьным предложением…»

Я спустился в подвал, и, открыв
дверь, она издала протяжный скрип давно не смазанных петель, а в нос мне ударил
запах сырости.

Здесь нас
пытаются запутать при помощи сложного предложения.

На первый
взгляд, всё нормально: человек спустился в подвал и открыл дверь. Но
здесь нас должен насторожить союз и. Перед деепричастным оборотом такой
союз не ставится, ведь он обычно соединяет какие-то равнозначные части, а
действия глагола и деепричастия не равны между собой.

Этот союз
как бы отсекает деепричастный оборот от первой части предложения. И намекает,
что он относится ко второй части, после союза и. То есть, к действию издала,
которое совершает дверь. Но дверь не может открыть. Она может только открыться.
Значит, тут ошибка. И связана она с расположением союза.

Я
спустился в подвал, открыв дверь, и она издала
… – так будет правильно.

Нужно также помнить, что деепричастия
не используются с безличными конструкциями.

Выполняя задание, мне катастрофически не
хватало материала, содержащего последние статистические данные.

Здесь
деепричастный оборот присоединяется к безличному предложению. Это ошибка. Её
можно исправить, если заменить деепричастный оборот придаточным предложением
или конструкцией «во время выполнения задания».

Однако
здесь есть оговорка. В одном случае деепричастный оборот всё-таки может
употребляться в безличном предложении. Если
сказуемое в безличном предложении выражено сочетанием безличного наречия или
безличного глагола (можно, нужно, следует) и инфинитива.

Например:

Переходя
дорогу, следует смотреть по сторонам.

В этом
предложении ошибки нет.

В
пассивных конструкциях деепричастные обороты тоже не используются.

Разыскав
необходимые средства, эта больница была наконец построена.

Ошибка в
этом предложении исправляется точно так же: деепричастный оборот заменяется
придаточным предложением «когда разыскали необходимые средства…».

Итак, если нам нужно отыскать ошибку,
связанную с употреблением деепричастного оборота, то для начала мы находим все
деепричастные обороты в предложениях. При этом замечаем и сказуемое, к которому
относится деепричастный оборот. И определяем, к одному ли субъекту действия
относятся сказуемое и деепричастный оборот.

Особенное внимание нужно проявить к
деепричастным оборотам, которые относятся к безличным предложениям.

Итак, мы
разобрали ещё несколько синтаксических норм, с которыми нам предстоит
столкнуться. На следующем уроке мы завершим разговор о синтаксических нормах и
задании номер восемь.

Предложения с ошибками.

Предложения без ошибок + комментарии.

1. Предложения с однородными членами.

Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге.

Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём. (Любит кого? Заботится о ком?)

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство.

1.Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.
2.Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова: не только…, но и; как…, так и; не столько …, сколько.

Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство.

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство. (Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом. Здесь это «зрелые годы»).

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился.

Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился.

Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.(При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе).

Молодёжь города приняли активное участие в субботнике.

Молодёжь города приняла активное участие в субботнике. (Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей).

3. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Н.А. Некрасов писал о том, что «ялиру посвятил народу своему».

Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице).

4.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту.

Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде).

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства.

Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.(Слов каких? передававшИХ).

Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства.

Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота).

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России.

В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России. (Если есть нариц. сущ, то название употребляется в Им. падеже).

7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.

Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. (Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?)

По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице.

По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице. (При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде).

8. Ошибка в построении сложного предложения.

Дети спросили, чтонужно ли брать с собой тёплые вещи.

Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется).

Она так была рада встрече, что словноони не виделись целую вечность.

Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза).

9. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.

Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. (Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект). Верно. Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности.

10. Ошибка в употреблении имени числительного.

Двое подружек были очень рады встрече.

Две подружки были очень рады встрече. Собирательное числительное не употребляется с женским родом).
ВЕРНО: Двое котят (детёныши животных).Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число).Трое мальчиков (со словами в мужском роде).

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток.

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.
(Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.) Других не бывает.

По обоим сторонам дороги росли могучие деревья.

По обеим сторонам дороги росли могучие деревья. (Сторона — сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное жен. рода)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Не удается восстановить айфон ошибка 2005
  • Не только но также ошибка или нет
  • Не только но и примеры ошибок
  • Не удается восстановить iphone произошла неизвестная ошибка 4013
  • Не только а также это ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии