Назначение руководителя всем показалось удачным где ошибка

Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях.

Объясните причины их возникновения.

1. Характеристика Ильина не соответствовала действительности.

2. Мы перешли работать в отсталую бригаду.

3. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

4. Кто крайний за билетами?

5. В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический прием, основанный на преувеличении, — аллегорию.

На странице вопроса Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Точность как признак культуры речи определяет­ся умением
четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность
речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.

Рассмотрим несколько ситуаций.

Ученик, стоя у доски, оправдывается: «Я это знаю, только
вот сказать не могу».

Как вам представляется, может ли такое быть? Некоторые
скажут: «Такое может быть. Однако от­вечающему у доски только кажется, что он
знает. В действительности его сведения о предмете отрывоч­ны, бессистемны,
поверхностны. Вероятно, когда он читал учебник, слушал на уроке преподавателя,
то не вник в суть вопроса, не понял логики предмета, не осмыслил, в чем его
специфика, каковы отличитель­ные признаки. В таком случае в памяти остаются
какие-то отрывочные сведения, смутное представле­ние и создается впечатление,
что ты знаешь, но толь­ко сказать не можешь».

Другие судят иначе: «Нет! Такого быть не может. Если
человек разбирается в вопросе, хорошо изучил предмет, то он сможет и рассказать
о нем». Вот это правильно. Чтобы речь была точной, необходимо по­стоянно
расширять свой кругозор, стремиться стать эрудированным человеком.

Вторая ситуация. Народный артист Аркадий Райкин создал на
сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементар­ной
логики:

«Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго
года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года
рождения… В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили
навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу… Людей
нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы
далеко оторвались… Перехожу к спорту».

Нарушение логики в выступлении оратора оче­видно.

Но вот пример из речи профессионального лекто­ра,
который, обучая лекторскому мастерству, сказал:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, крат­ко можно
свести к следующему:

1. Безукоризненное знание грамматики русского языка.

2. Знание литературы об ораторском искусстве, о культуре
речи.

3. Владение орфоэпическими нормами, т. е. чет­кое
произношение каждого звука, каждого слова, каж­дой фразы, правильная постановка
ударения, безуко­ризненное произношение звуков и прочее.

4. Умелое использование языковых изобразитель­ных
средств».

Подумайте, в чем здесь проявляется нарушение логичности?
К чему/кому могут быть предъявлены тре­бования, о которых говорит лектор?
Только к самому лектору, а не к его речи, так как речь не может «безу­коризненно
знать грамматику», «знать литературу об ораторском искусстве», «владеть
орфоэпическими нор­мами», «уметь использовать выразительные средства».

Логика не нарушается, если сказать:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, крат­ко можно
свести к следующему:

1) она должна быть грамотной, соответствовать нормам
литературного языка;

2) образной, выразительной;

3) информативной;

4) вызывающей интерес».

Нарушение логической последовательности, отсут­ствие
логики в изложении приводит к неточности речи. Третья ситуация. Разговор
подруг:

— Займи мне двести рублей.

— Я не знаю, у кого.

— Тебя прошу мне занять!

— Я так и поняла, что ты меня просишь. Но ска­жи, у кого?

Почему ведущие диалог не понимают друг друга? Одна из них
не владеет культурой речи, допускает ошибку. Следовало сказать: «Дай мне в
долг» или «Дай взаймы», «Одолжи», поскольку глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Таким
образом, точность речи обусловлена точ­ностью словоупотребления.

Задание 40. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Бе­линского.
Скажите, что он понимал под точностью речи?

1. Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат
живыми красками действительности. Ви­дишь и слышишь их. Каждое слово, каждая
фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы
придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мыс­ли (Литературный разговор, подслушанный в
книжной лавке).

2. Какая
точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим
каж­дое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
Читая строки, читаешь и меж­ду строками; понимая ясно все сказанное автором,
понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опа­саясь быть многоречивым. Как
образны и оригиналь­ны его фразы: каждая из них годится быть эпигра­фом к
большому сочинению («Герой нашего време­ни»,
сочинение М, Лермонтова),

3. Каждое слово в поэтическом произведении должно до того
исчерпывать все значение требуемо­го мыслию целого произведения, чтоб видно
было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы за­менить его. Пушкин
и в этом отношении величай­ший образец: во всех томах его произведений едва ли
можно найти хоть одно сколько-нибудь неточное или изысканное выражение, даже
слово… (Стихо­творения М.Ю.
Лермонтова).

Задание 41. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Бе­линского.
Скажите, в чем критик видит нарушение точ­ности языка?

1. В «Цыганах» есть даже погрешности в слоге. <…>
Но два стиха —

Медведь, беглец родной берлоги,

Косматый гость его шатра, —

можно назвать ультраромантическими, потому что все
неточное, неопределенное, сбивчивое, неясное, бед­ное положительным смыслом при
богатстве кажу­щегося смысла — все такое должно называться ро­мантическим,
тогда как все определенное и точно прекрасное должно называться классическим,
разу­мея под «классическим» древнегреческое. Что такое беглец родной берлоги! Не значит ли это, что медведь бежал без
позволения и без паспорта из своей берло­ги? Хорошо бегство для того, кто взят
насильно, при помощи дубины и рогатины? Этот медведь — похищенец, если можно
так выразиться, но отнюдь не бег­лец. Что такое косматый гость шатра! Что мед­ведь добровольно поселился в шатре
Алеко? Хорош гость, которого ласковый хозяин держит у себя на цепи, а при
случае угощает дубиною! Этот медведь скорее пленник, чем гость (Сочинения Александра Пушкина).

2. Можно найти в книжке Лермонтова пять-шесть неточных
выражений, подобных тому, которыми окан­чивается его превосходная пьеса «Поэт»:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной
презренья?

Ржавчина презренья
выражение неточное и слишком сбивающееся на аллегорию (Стихотворе­ния М.Ю. Лермонтова).

Точность речи нарушается в результате недоста­точного
знания особенностей русского языка. Наи­более типичны из них: употребление слов
в несвой­ственном им значении; неустраненная контекстом многозначность,
порождающая двусмысленность; смешение омонимов, паронимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номи­нативную
функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это
обязывает говоря­щих обращать внимание на значение слов, правиль­но их
использовать.

Например, в последнее время, когда наша жизнь постоянно
сопровождается какими-нибудь чрезвы­чайными событиями, в печати, в выступлениях
по радио и телевидению часто звучит словосочетание в эпицентре событий. Вероятно, говорящие или пи­шущие считают, что эпицентр означает «в самом-самом
центре», «»центрее» не бывает». Однако гео­графический термин эпицентр, образованный от гре­ческого epi в значении «над, сверх» + центр, имеет значение «область на поверхности Земли, располо­женная
непосредственно над очагом, или гипоцент­ром, землетрясения». Поэтому нелепо говорить
«эпи­центр событий», событие имеет только центр; следу­ет сказать «оказались в
центре событий».

Об этом пишет и один из корреспондентов газеты
«Известия»: «Эпицентр — не центр. Он расположен, как правило, весьма далеко от
центра. Если бомба или граната взрывается на земле, то никакого «эпицент­ра»
не существует — есть только центр этого взрыва. Так что фраза типа «мы
находимся в эпицентре собы­тий» звучит совершенно нелепо, так как
буквально означает «мы находимся не в центре событий”».

Небрежное отношение к языку может привести к непониманию,
неверным выводам и действиям, к на­рушению речевой этики, а иногда к грубости,
ссоре.

Например, в русском языке есть глаголы: выхо­дить, сходить, слезать, вылезать,
спускаться.
Какое действие называет каждый из них? Чем они разли­чаются по
значению? Как правильно спросить:

(на катере) — Вы на следующей пристани …?

(на электричке) — Вы на следующей станции …?

(в автобусе, трамвае) — Вы на следующей оста­новке …?

Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить
по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите.

В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (зад­няя
дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом
входят и выходят, отсюда уместен вопрос: Вы
выходите?
Од­нако допустим и вопрос Вы
сходите на следующей остановке
?, поскольку в данном случае приходится
сходить по ступенькам.

Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам.

В автобусе:

— Вы на следующей остановке сходите?

— Сходить можно только с ума, а в автобусе спра­шивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

— Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Пра­вильно надо
сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

— Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

— Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же
спрашивать, встаете ли вы? «

— Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского
языка!

Задание 42. Прочитайте текст. Скажите, в чем при­чина
семейной ссоры?

Время завтрака. Сестра говорит брату: «Поставь на стол
мелкие тарелки к кружки». Брат выполняет просьбу. «Ты что издеваешься надо
мной? Что ты поставил?» — раздается нервный крик сестры, ко­торая видит на
столе металлические кружки. «Ты же велела кружки поставить, я их и поставил» —
голос брата дрожит от несправедливого обвинения. «Какой же ты недотепа! Разве
пьют кофе из алюми­ниевых кружек?» «Я же не знал, для чего они нуж­ны. Сказала
бы: «Поставь чашки», и все было бы ясно». «Вот умник нашелся! Кружки, чашки! Не
все ли равно, как назвать? Соображать надо!»

Общение требует точности выражения. Если же ошибся,
допустил небрежность в выборе слов, то не сердиться надо, не обвинять другого,
а согласиться и быть в дальнейшем внимательнее к своей речи.

Задание 43. Найдите ошибки и исправьте тексты из
школьных сочинений.

1. Мы приехали в Волгоград 9 мая на
экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику «Победа». Наше внимание особенно
привлек обелиск, который назы­вается «Стоять насмерть». Этот обелиск — фигура
солдата, сжимающего в руке автомат,

2. В Самаре на едкой из улиц находится двух­этажный дом с
мансардой. На фронтоне этого двух­этажного здания висит мемориальная доска, На
дос­ке сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарс­кий писатель A.M. Горький в 1895 г.».

3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие
спелеологической науки.

Для справки. Обелиск
памятник, сооружение в виде суживающегося кверху граненого столба с пи­рамидально
заостренной верхушкой.

Фронтон — завершение
фасада здания, пред­ставляющее собой треугольную плоскость, которая ограничена
по бокам скатами крыши, а у основа­ния карнизом.

Лепта — 1)
мелкая древнегреческая медная мо­нета; 2) современная греческая разменная
монета, равная 1/100 драхмы; 3) посильный вклад в какое-либо общее дело.

Совпадающие в своем звучании и написании сло­ва, т. е„
омонимы, в основном не затрудняют обще­ния. Это объясняется тем, что в
предложении значе­ние слова, как правило, уточняется. Например: Завод мотора требует энергии и Экскурсанты пришли на завод; Рысь
хищное животное
и Рысь лошади была умеренной; Сев
подсолнечника закончился к сроку и

Мальчик, сев на велосипед, поехал
на речку,

Однако возможны случаи, когда наличие в пред­ложении
таких слов приводит к недопониманию или

неправильному пониманию того, о чем говорится. Так,
недостаточно учителю сказать ученикам: «На­рисуйте луг». Слово луг в
значении «участок, по­крытый травянистой растительностью», совпадает по
звучанию со словами лук — «огородное
расте­ние» и лук — «оружие», поэтому
фраза становится многозначной.

Предложение Издали закон об управлении транспортных
судов
звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов: судов
форма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов
– форма родительного падежа множественного числа существительного судно.
Возникает вопрос: что упразднили 
транспортные суды или транспортные суда?

Определенную опасность в речи таит и синтакси­ческая
омонимия
. Например, предложения: Назна­чение
председателя всем показалось удачным
и Характеристика
Васильева точно соответствова­ла действительности
заключают в себе двойной
смысл. Непонятно: председателя назначили или пред­седатель кого-то назначил;
характеристика, данная Васильеву или Васильевым. По-разному может быть
воспринято и предложение Газеты сообщили
об отъезде гостя из Сенегала
(отъезд сенегальского гостя или лица,
гостившего в Сенегале).

Задание 44. Прочитайте предложения. Скажите, ка­кие
два смысла имеет каждое из них. Исправьте пред­ложения так, чтобы они не были
двусмысленными,

1. Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика по­слали за
гранатами. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4.
Сегодня утром разбитую вазу склеят. 5. Нами выполнены обяза­тельства по
производству птичьего мяса и молока. 6. Районные руководители подобного рода
уступки объясняют зачастую просто. 7. После ухода мастера в цех принесли пакет.
8. Бабушка хранила деньги в банке.

На точность речи влияет смешение паронимов.

Паронимами (para«рядом», опута —
«имя») называются слова, близкие по звучанию и написа­нию, но разные по
значению. Например: кворум — форум,
экскаватор — эскалатор, контакт — кон­тракт.
В отличие от омонимов паронимы
полностью не совпадают в произношении и на письме. Парони­мами могут быть как
слова одного корня (описка — отписка,
поглотить — проглотить, внеклассный
внеклассовый,
чувственный — чувствительный),
так и разнокорневые (агат — гагат, зубр — изюбр).

Паронимические отношения возникают и между собственными
именами. Например: Эйзенштейн — Эйнштейн,
Абакан — Абадан, Капри — Кипр, Шве­ция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем
пребывании в Индии, рассказывал: «Мы дав­но уже перестали называть себя
австрийцами, пото­му что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все
принимались сразу говорить об Австралии».

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и
письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого,

Задание 45. О каком явлении пишет A.M. Горький? Объясните значение слов, которые
ошибочно употреб­ляются одно вместо другого.

Верней клади ступень
ноги, советует один поэт, не замечая некоторого несходства между ступней ноги к ступенью лестницы… Прозаик пишет: «Он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой.

Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить
Пильняка, что возраст и рост не одно и то же.

Задание 46. Прочитайте текст и скажите, кто из
гово­рящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать?

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Ста­ли думать о
подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические
куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», — предложил другой.

Задание 47. Напишите, какое из слов (туристс­кий — туристический) сочетается
со словами:

Ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряже­ние,
справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

Помните, что туристский
прилагательное к слову турист, а
туристический — прилагательное к
слову туризм,

Задание 48. Составьте словосочетания со следую­щими
паронимами:

Удачный — удачливый, понятный — понятли­вый, соседский —
соседний, хозяйский — хозяй­ственный, обидный — обидчивый, тяготится — тя­готеет,
бережный — бережливый.

Задание 49. Определите, какие из следующих слов
образуют перонимические пары, и напишите с ними предложения.

Сокрушенно, Швеция, опровергать, Австрия, Швей­цария,
отвергать, Австралия, удивленно, сокрушитель­но, удивительно, недоумение,
недоразумение, идеаль­ный, придворный, идеалистический, дворовый.

Задание 50. Определите, от каких производящих
основ образованы слова: командировка, командирован­ный, командировочный.

Задание 51. Исправьте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для ко­мандировочных
на втором этаже». 2. Господа ко­мандировочные, получите командировочные удосто­верения.
3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки.
4, Пред­седатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили
издательству рукопись кни­ги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах
много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать
энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не
остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда
заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактичес­кое
поведение пассажиру сделали замечание. 12. Ав­тор статьи пишет еще об одном
требовании Л.Н. Тол­стого к языку — о требовании простоты и ясности,
понятливости. 13. Ни один укол, который делает ме­дицинская сестра Наташа, не
бывает больным.

Задание 52. Определите, какое значение имеют сло­ва
понятный и понятливый. Напишите несколько пред­ложений с каждым из них.

О необходимости следить за точностью выраже­ния своих
мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой:

Единственное средство умственного об­щения людей есть
слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно упот­реблять слова
так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответству­ющие и
точные понятия.

Ответы

Назначение директора было удачным.
Назначения директора были удачными.

2661

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра инженерной педагогики и культуры делового общения

РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Практикум для студентов всех специальностей

очной формы обучения

2-е издание, исправленное и дополненное

Составители: Л.П. Лунева А.Б. Иванова Е.Ю. Логинова Н.Ю. Темникова

САМАРА

2010

1

УДК 811.161

ББК 81.2 Рус

Речевой имидж делового человека : практикум для студентов всех специальностей очной формы обучения. – 2-е изд., исправ. и доп. / составители : Л.П. Лунева, А.Б. Иванова, Е.Ю. Логинова, Н.Ю. Темникова. – Самара : СамГУПС, 2010. – 63 с.

Утвержден на заседании кафедры от 16 сентября 2010 г., протокол № 1. Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

Предлагаемое пособие представляет собой сборник упражнений для занятий по курсу «Речевой имидж делового человека», предусмотренных рабочей программой кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения.

Предназначено для студентов всех специальностей очной формы обучения.

Составители: Лунева Людмила Петровна Иванова Анна Борисовна Логинова Елена Юрьевна Темникова Наталья Юрьевна

Рецензенты: д.п.н., доцент Т.И. Куропаткина (СГПУ)

Под редакцией составителей

Подписано в печать 18.11.2010. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 3,94. Тираж 200 экз. Заказ № 259.

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2006, 2010

2

ПРЕДИСЛОВИЕ

Языковая подготовка – неотъемлемая часть новых образовательных программ для студентов нефилологических специальностей. Это объясняется прежде всего социальными явлениями, требующими создания благоприятного речевого имиджа современного специалиста: расширением сферы деловых контактов, развитием конкуренции на рынке труда и возрождением делового подхода к найму работников, широким использованием интерактивных средств обмена информацией. В этой связи актуальными оказываются такие умения и навыки, как грамотное и четкое выражение своих мыслей, понимание речи партнера по коммуникации, составление различных видов деловой документации, нормативное употребление средств русского литературного языка, соблюдение правил речевого этикета и пр.

Учебная дисциплина «Речевой имидж делового человека» ставит своей целью помочь будущему специалисту в создании успешного речевого имиджа. В числе важнейших задач дисциплины: повышение уровня речевой культуры, обучение эффективному общению, навыкам и умениям рационального речевого поведения.

Предлагаемое пособие содержит материалы для занятий по данной дисциплине. Практикум включает упражнения, которые имеют профессионально-практическую направленность, отражают ситуации, возникающие в процессе делового общения.

Список рекомендуемой литературы, содержащийся в пособии, включает монографии, учебники, справочные издания, которые могут использоваться студентами при подготовке к практическим занятиям, а также в процессе самостоятельного изучения отдельных разделов курса.

В сборнике частично использованы материалы изданных ранее пособий по деловому общению, риторике, русскому языку и культуре речи.

3

Занятие 1. Качества совершенной деловой речи. Правильность речи

1. Расставьте ударения в словах, соблюдая акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Августовский, асимметрия, аудит, баловать, блокировать, бронировать (закреплять), бронировать (покрывать броней), валовой, вероисповедание, газопровод, добыча, договор, завидно, закупорить, звонит, заселенный, искра, каталог, квартал, километр, красивее, маркетинг, мастерски, мизерный, намерение, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчить, оптовый, осужденный, переведенный, премировать, принудить, приобретение, присовокупить, путепровод, рассредоточение, свекла, сироты (мн.ч.), средства, столяр, таможня, транспортировать, уведомить, углубить, украинский, уставный, феномен, ходатайство, цемент, черпать, эксперт, языковая (колбаса), языковая (ситуация).

2. Произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

Академия, афера, бизнес, бухгалтер, двоеженец, двоеженство, дебют, декада, деканат, донесший, заем, Ильинична, истекший (год), истекший (кровью), конечно, кредо, маневры, музей, компетенция, компьютер, опека, патент, порядочный, пресса, претензия, прогресс, рельс, сервис, сердечный, сессия, скучно, стресс, тезис, термин, терминал, террор, федеральный, экспресс, энергия, юриспруденция, ГИБДД, ГОСТ, ЕЭС, ИНН, КБ, МТ, РЖД, РФ, СКВ, СП, США, ФРГ, НДС.

3. Проспрягайте глаголы: а) в настоящем времени:

баловать;

звонить;

б) в будущем времени:

включить;

вручить;

облегчить;

одолжить;

предложить;

углубить.

Прочитайте полученные формы, соблюдая норму произношения.

4. Перепишите слова, соблюдая орфографические нормы.

Аген…ство, ал…юмини…вый, ас..ис..тент, беспреце…дентный, буду…щий, б…л…етень, во…зал, главпочтам…, дерма…тин, д…фицит, инци…дент, (железнодорожная) к…мпания, компе…те…тный, комп…ютер, конкурент…оспособность, конста…тировать, маг…страль, …п…онент, осп…ривать, подвижн…й (ребенок), подвижн…й (состав), (страховой) пол…с, по…черк, пр…в…легия, (с)амарский (г)осударственный (у)ниверситет (п)утей (с)ообщения, сосредот…чивать, ск…р…пулезный, суб…ординация, т…н…ель, тра…вай, транс…европейский, ум…лять (заслуги), уполном…чивать, уч…реждение, ч…резвычайный, электр…фикация, э…скалатор, юрис…консульт, январ…ский.

(В)течени… суток – (в)течени… реки; (в)виду непредвиденных обстоятельств – иметь (в)виду; (не)смотря на неудачу – сидел, (не)смотря на меня; договориться (на)счет экскурсии – положить (на)счет в банке; (в)следстви… наводнения – ошибки

4

(в)следстви…; (в)продолжени… курортного сезона – необходимость (в)продолжени… романа; (в)заключени… своего выступления – выводы содержатся (в)заключени…; нечто (в)роде пирамиды – (в)роде Толстых; приехать (по)окончани… университета; принять решение (по)прибыти… на место; отложить решение (до)выяснени… обстоятельств.

5. Объясните значения заимствованных слов, подберите к ним русские синонимы (если возможно). Составьте с данными словами предложения.

Имидж, импортировать, экспортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, факсимиле, толерантность, контракт, амбиция, детальный, пунктуальный, анализ, адаптация, альянс, альтернатива, беспрецедентный, брифинг, инсинуация, интеграция, интенсификация, манипуляция, конфронтация, постулат, прагматизм, суверенитет, спонсор, менеджер, директива, мотивировать, актуальный, гуманный, инвестиция, инициатор, интерпретация, инцидент, квалификация, компенсировать, координировать, котироваться, локальный, превалировать, объективный, лимитировать, оптимальный, рецензия, субсидия, стимулировать, эффектный, эффективный.

6.Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм (употребление слова без учета значения, тавтология, плеоназм, смешение паронимов, лексическая недостаточность, нарушение лексической сочетаемости).

1.Слово представляется руководителю экономического отдела. 2. При входе в спорткомплекс необходимо предъявить свои абоненты. 3. Этот банк-дебитор предоставил средства для развития нашего предприятия. 4. Семья играет важное значение в жизни любого человека. 5. Сравните показатели первой таблицы с седьмой таблицей. 6. Сотрудниками отдела разработан эффектный метод уменьшения затрат.

7.Он внес веский вклад в развитие отрасли. 8. Где можно ознакомиться с прейскурантом цен на вашу продукцию? 9. Ведущий лидер партии выступил с заявлением. 10. Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков. 11. На предприятии имеются свободные вакансии. 12. Он присвоил львиную часть дохода. 13. Большая половина пути нами пройдена. 14. Было получено указание списать бесполезно простаивающее оборудование. 15. Из-за своих грубых манер он прослыл невеждой. 16. Они твердо верили в неминуемую победу. 17. Важным моментом является то, что в данный момент мы не располагаем никакой информацией по данному вопросу. 18. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 19. Составлен и сдан отчет за январь месяц. 20. С виновного взыскали материальный ущерб. 21. Роль книги велика: читающий человек пополняет свой кругозор. 22. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу. 23. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи.

7.Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных. При наличии вариантов окончаний объясните различия между ними.

Автор, адрес, аэропорт, брелок, бухгалтер, вексель, ветер, волос, год, голос, джемпер, директор, диспетчер, дно, договор, доктор, инженер, инструктор, катер, конструктор, лектор, округ, отпуск, паспорт, поезд, приговор, прожектор, профессор, рапорт, редактор, сектор, слесарь, снег, сорт, сторож, токарь, том, тополь, торт, трактор, тренер, фронт, цех, шофер.

5

8. Определите различие в значениях слов, составьте с ними предложения.

Веки – века, корпусы – корпуса, лагери – лагеря, мехи – меха, образы – образа, проводы – провода, пропуски – пропуска, соболи – соболя, счеты – счета, сыны – сыновья, тоны – тона, тормозы – тормоза, учители – учителя.

9.Определите, какие окончания в форме родительного падежа множественного числа имеют следующие существительные.

Англичане, апельсины, армяне, бланки, ботинки, брелоки, будни, бюллетени, валенки, вафли, вольты, гектары, граммы, грузины, доли, дяди, заморозки, казахи, килограммы, комментарии, кочерги, кухни, мандарины, мечты, носки, платья, плечи, побережья, погоны, полотенца, помидоры, простыни, рельсы, сапоги, свадьбы, свечи, селенья, солдаты, сомнения, сплетни, сумерки, таджики, татары, туфли, узбеки, хранилища, цапли, цыгане, чуваши, чулки, яблоки, ясли.

10.Подберите к существительным женского рода соотносительные с ними существительные мужского рода, а к существительным мужского рода – существительные женского рода. Определите семантические и стилистические различия между ними.

Адвокат, аспирант, балерина, баскетболист, бригадир, врач, доярка, инженер, кондуктор, космонавт, лаборант, массажистка, машинист, пловец, поэт, санитарка, секретарь, сиделка, слесарь, солист, судья, ткачиха, учитель, чемпион, электрик.

11. Подберите к существительным определения.

Автомат-закусочная, АТС, бандероль, вагон-лаборатория, визави, депо, жалюзи, Жигули, инженер, кенгуру, коллега, кофе, кредо, купе, метро, мозоль, МИД, мисс, мышь, плацкарт(а?), преподаватель, протеже, рантье, рельс(а?), рефери, салями, сирота, староста, счет-фактура, табель, такси, Тольятти, тоннель, туфля (туфель?), тюль, фамилия, фирма-партнер, хобби, экономист, шампунь.

12.Перепишите. Слова из скобок поставьте в нужной форме.

1.Доклад профессора (И.П. Пожилых) вызвал большой интерес у специалистов.

2.В основе педагогических взглядов (А.С. Макаренко) лежит идея воспитания детей через коллектив. 3. Студенту (П. Кравчук), занявшему II место в соревнованиях юношей, вручен ценный приз. 4. От (Игорь Ковальчук и Ольга Рудберг) были получены ответы.

5.Песни (Б. Окуджава) знают и любят не только в России, но и за рубежом. 6. (Чарльз Дарвин) было сделано много любопытных выводов, ставших результатом многолетних наблюдений за животным миром. 7. В защиту (Сергея Баран) выступили коллеги и друзья. 8. Максим и Иван (Войтович) и Ирина и Виктория (Шардт) участвовали в «Шоу близнецов». 9. Муж и жена (Вилкер) отметили «золотую свадьбу». 10. Супруги (Буш) устроили прием в честь иностранных гостей.

13.Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Его дом находился в (1,5) (километр) от вокзала. 2. Выборы состоялись в (486) (округ). 3. Президент выступил перед (оба / обе) палатами парламента. 4. С сожалением сообщаем, что (31) (ящик) из партии (прибыть) в поврежденном состоянии.

6

5. Строительная площадка занимала более (15) (гектар). 6. Наши запасы пополнились (275) (килограмм) (помидор) и (143) (килограмм) (яблоко). 7. (4) молодым работницам был сделан выговор. 8. Поезд преодолел расстояние в (1985) (километр). 9. Его долг вырос до (660) (рубль). 10. В экспедиции нам предстояло провести (23) (сутки). 11. К (11) (ноябрь) отчет должен быть готов. 12. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить (83,3 %) подведомственной территории к январю (2007) (год). 13. У нас в запасе осталось еще (4) (сутки). 14. В (432) (номер) газеты была опубликована статья о нашем однокурснике. 15. На машины было погружено (22,4) (тонна) угля. 16. Фирма изготовила по специальному заказу (22) (железные ворота). 17. Расстояние между зданиями не более (полтораста) (метр).

14. Раскройте скобки. Слова поставьте в нужной форме, соблюдая нормы управления. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Уверенность (победа) / вера (победа), упрекать (бездеятельность) / порицать (бездеятельность), удивляться (спокойствие), превосходство (соперник) / преимущество (соперник), оплатить (проезд) / заплатить (проезд), радоваться (успех), впечатление (поездка), альтернатива (решение), оскорбиться (невежливое обращение), тенденция (рост), отзыв (статья) / рецензия (статья), отчитаться (работа)/ сделать отчет (работа), участвовать (выборы), подчеркнуть (необходимость), удостоен (награда), противоречить (мнение оппонента), уделить внимание (правильное оформление) / обратить внимание (правильное оформление), устоять (просьба), указать (недостатки), поступить согласно (приказ), выздороветь благодаря (хорошее лечение), заведующий (кафедра), руководитель (предприятие), меры (усовершенствование), мероприятия (предупреждение), расходы (ремонт), доклад (итоги работы), оперировать (данные), потребность (поддержка).

15. Объясните и исправьте ошибки в предложениях.

1. Встреча прошла с большим интересом. 2. Рабочий Петров пытался доказать о том, что он не виновен в случившемся. 3. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

4.Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. 5. В новом супермаркете самая дешевая стоимость товаров. 6. Предлагаю поднять тост за нашего юбиляра. 7. Наши дети самые умнейшие и самые красивейшие, и пусть они будут более счастливее, чем мы. 8. Читая рекомендованную преподавателем литературу, студентам становятся ясны многие вопросы. 9. Я не мог устоять от просьбы выступить перед вами.

10.Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании.

11.Все это положительно сказалось на работу. 12. Бригада в составе Сидорова, Костина

иГордейчука разработали и внедрили более двадцати рационализаторских предложений.

13.Локомотив движет состав из тридцати вагонов. 14. По окончанию экзамена ведомость необходимо сдать в деканат. 15. Вопреки прогноза экспертов этот проект имел большой успех. 16. Все ихние документы находятся в канцелярии. 17. Все вещи надо ложить на место. 18. Молодая инженер Тихонова был соавтором данного проекта.

19.Следует уделять больше внимания на культуру речи. 20. Мы знаем и радуемся своим успехам. 21. Предметом обсуждения на семинаре был вопрос, далеко не изученный и который вызывает большой интерес. 22. Ночь была дождливая и темна. 23. Русский язык любят и охотно изучают во всех странах и континентах. 24. Вчера наш коллега отметил своё день рожденье. 25. Большая часть пассажиров разместились в зале ожидания.

26.Жителям пострадавшего района от землетрясения была оказана своевременная

7

помощь. 27. В городе Самара около полутора миллионов жителей. 28. Приказ был подписан ректором, устанавливающий обязательное посещение дополнительных занятий. 29. Он был спортсменом, одержавший победу над соперниками разного уровня. 30. Благодаря поддержки избирателей кандидат победил на выборах.

Занятие 2. Качества совершенной деловой речи. Логичность, точность, чистота, богатство, выразительность, уместность речи

16. Найдите и замените или удалите элементы, нарушающие чистоту речи (слова-паразиты, иностранные слова, канцеляризмы, жаргонизмы, просторечие).

1. Наше предприятие, так сказать, оказалось на грани банкротства. 2. Я закончила вуз и устроилась как бы на работу. 3. Идентичное решение было принято студентами другой группы. 4. Высокой награды он удостоен за выдающиеся заслуги в деле повышения производительности труда. 5. Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления. 6. Задуманное нами наведет шорох на наших конкурентов. 7. На сегодняшнем заседании нам предстоит решить кучу вопросов. 8. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 9. Такое положение дел на предприятии меня напрягает; если ничего не изменится, нас ждет облом. 10. Всем студентам-дневникам необходимо срочно получить зачетные книжки. 11. После сдачи зачета бегунок следует представить в деканат. 12. Директор предприятия в загранке до конца месяца.

17. Найдите логические ошибки и исправьте их.

1. Назначение руководителя всем показалось удачным. 2. Поезд сошел с рельсов благодаря плохим погодным условиям.3. Увеличение рождаемости в последние годы резко сократилось. 4. Сегодня милиция мало занимается воровством. 5. Радостное известие привело ее в минорное настроение – она светилась от счастья. 6. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации к работникам. 7. Гремят аплодисменты, но звучат они как-то вяло. 8. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются. 9. Паровозы заменили тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды. 10. Знания студентов первой группы глубже и прочнее студентов второй группы. 11. У нашего президента столько поклонников! И у нас в стране, и в Петербурге, и в России. 12. После окончания военных действий были отремонтированы многие школы, учебные заведения, больницы и другие учреждения культуры. 13. Сегодня ремонт путей пришлось отложить, так как ночью выпали обильные осадки. 14. Студенты прослушали объявление. 15. По объемам продаж в 1-м квартале 2006 г. самые высокие показатели у отдела электросилового оборудования, не менее высокие показатели у отдела строительного оборудования.

18. Продолжите предложения.

1.Самарский государственный университет путей сообщения имеет следующие институты и факультеты …

2.В университете ведется подготовка по специальностям …

3.Деловойэтикетдопускаетиспользованиетакихформулприветствия, как…

4.Резюме должно содержать информацию о (об) …

5.Деловойчеловекдолженобладать, впервуюочередь, такимикачествами, как…

6.Речь делового человека должна быть …

7.К информационно-справочным документам относятся …

8

19. Составьте логическую цепочку «причина-следствие» на темы:

1.Быть богатым – значит быть счастливым.

2.Деньги – это зло.

3.Умение говорить – залог успеха в делах и личной жизни.

4.Быть вежливым – это выгодно.

Пример: Иметь высшее образование – это актуально. Иметь высшее образование обладать необходимым багажом знаний и умений по специальности устроиться на престижную, хорошо оплачиваемую работу обеспечить себе и своим близким безбедное существование это актуально. Значит, иметь высшее образование – это актуально.

20. А. Объясните различия между словами в каждом ряду:

Бояться – пугаться – трепетать – страшиться Выступление – речь Волнение – стресс Аудитория – публика

Обыкновенный – обычный – нормальный – повседневный – тривиальный Естественный – природный – органичный – органический.

Б. Заполните каждый пропуск одним подходящим словом. Имейте в виду, что возможны варианты. Ориентируйтесь на предшествующий и последующий контекст.

Должен вам …, что если бы меня спросили: «Боишься ли ты … в публичном выступлении?», то я, не задумываясь, ответил бы: «Конечно!». И не … в публичном выступлении. Я теряюсь, когда мне … неожиданно говорить в незнакомой аудитории, … неприятное чувство под ложечкой, заходя в кабинет к любому начальнику, и … сильно краснею, если молоденькая женщина спрашивает у меня на улице: «Который …?». …, при этом, мне чуть ли не ежедневно приходится выступать в … аудитории, … по чужим кабинетам и …, хотел соврать, … не буду: молоденькие женщины интересуются моими часами … реже, в этом смысле поводов для волнения стало меньше (хотя, быть может, просто … часы?).

Я анализировал свой страх и причины подобной … у других и пришел к следующему … выводу. Боятся все! Некоторые … привыкают бояться, что перестают этот страх замечать. Единственное уточнение – для … боязнь публики не выходит за рамки обыкновенного волнения, а для кого-то это настоящий, парализующий чувства и …, страх.

Как победить его, как … навсегда само воспоминание о нем? Думаю, что … от волнения не удастся. Это естественная … реакция на стрессовую … . Но вот не дать волнению … в страх и даже заставить волнение «работать» на себя не только возможно, но и необходимо

(И. Родченко).

21. Прочитайте. Составьте текст-рассуждение, высказав свое мнение о проблеме, затронутой автором.

Проявления грубости многообразны. Это и заносчивость, и спесивость, и высокомерие, это оскорбление, нанесение обиды… Невежливым бывает неисполнение правил речевого этикета (толкнули и не извинились), неправильный выбор выражения в данной ситуации и для данного партнера (ученик говорит взрослому – Здорово!),

9

нанесение партнеру обиды с помощью слов, имеющих негативную окраску. Это использование слов типа расселась (вместо села), напялила (надела), засунул (положил) и многое другое.

Обида может быть нанесена негативной оценкой третьего лица близкого адресату человека (друга, жены, ребенка и т.д.) и просто прямым употреблением ругательства. Нужно усвоить, что на грубость нельзя отвечать грубостью, – это порождает целый поток грубости и может вовлечь в скандал окружающих.

Корректный, а подчас и подчеркнуто вежливый ответ, как правило, ставит на место грубияна. Речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии.

(Н.И. Формановская).

22. Дайте определение России, используя метафору.

Пример: Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток.

23. Как вы понимаете смысл следующих выражений? В каких ситуациях они

используются?

Звону много, а толку мало. Не гордись званием, а гордись знанием. Язык голову кормит, он же и до беды доводит. Втоптать в грязь – все равно что попасть в грязь. В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Камень преткновения; бросить камень; соль земли; хлеб насущный; во главу угла; на широкую ногу; не лыком шит; прокрустово ложе; сизифов труд; вавилонское столпотворение; между Сциллой и Харибдой; яблоко раздора; троянский конь.

Альма-матер; априори; карт-бланш; де-факто; де-юре; статус-кво; персона грата; постфактум; проформа; тет-а-тет; форс-мажор.

Есть еще порох в пороховницах (Н.В. Гоголь). Человек с большой буквы (М. Горький). Блажен, кто верует (А.С. Грибоедов). А воз и ныне там (И.А. Крылов). Рыцарь на час (Н.А. Некрасов). Смотри в корень (Козьма Прутков). Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А.С. Пушкин). Победителей не судят (Екатерина II). Рыба портится с головы (Акихара). Лучшее – враг хорошего (Вольтер). Из двух зол избрать меньшее (Аристотель). Знание – сила(Ф. Бэкон).

24. Ответьте аргументированно на следующие вопросы. Используйте в ответах афоризмы, пословицы, поговорки.

Что такое счастье? Возрождается ли Россия?

Стоит ли стремиться к жизни за границей? Для чего мы живем?

Может ли русский язык стать национальной идеей? Может ли посещение лекций стать добровольным делом?

25. Ответьте на вопросы. В качестве ответа используйте фразеологизм.

Как говорят? 1) о везучем, счастливом человеке; 2) о том, кто часто меняет свои решения; 3) о непостоянном, непоследовательном человеке; 4) о чем-то неожиданном; 5) о чувстве неловкости; 6) о состоянии, когда кто-то чувствует себя комфортно, привычно; 7) об умном, эрудированном человеке; 8) о бесследном исчезновении;

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Точность как признак культуры речи определяет­ся умением
четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность
речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.

Рассмотрим несколько ситуаций.

Ученик, стоя у доски, оправдывается: «Я это знаю, только
вот сказать не могу».

Как вам представляется, может ли такое быть? Некоторые
скажут: «Такое может быть. Однако от­вечающему у доски только кажется, что он
знает. В действительности его сведения о предмете отрывоч­ны, бессистемны,
поверхностны. Вероятно, когда он читал учебник, слушал на уроке преподавателя,
то не вник в суть вопроса, не понял логики предмета, не осмыслил, в чем его
специфика, каковы отличитель­ные признаки. В таком случае в памяти остаются
какие-то отрывочные сведения, смутное представле­ние и создается впечатление,
что ты знаешь, но толь­ко сказать не можешь».

Другие судят иначе: «Нет! Такого быть не может. Если
человек разбирается в вопросе, хорошо изучил предмет, то он сможет и рассказать
о нем». Вот это правильно. Чтобы речь была точной, необходимо по­стоянно
расширять свой кругозор, стремиться стать эрудированным человеком.

Вторая ситуация. Народный артист Аркадий Райкин создал на
сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементар­ной
логики:

«Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго
года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года
рождения… В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили
навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу… Людей
нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы
далеко оторвались… Перехожу к спорту».

Нарушение логики в выступлении оратора оче­видно.

Но вот пример из речи профессионального лекто­ра,
который, обучая лекторскому мастерству, сказал:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, крат­ко можно
свести к следующему:

1. Безукоризненное знание грамматики русского языка.

2. Знание литературы об ораторском искусстве, о культуре
речи.

3. Владение орфоэпическими нормами, т. е. чет­кое
произношение каждого звука, каждого слова, каж­дой фразы, правильная постановка
ударения, безуко­ризненное произношение звуков и прочее.

4. Умелое использование языковых изобразитель­ных
средств».

Подумайте, в чем здесь проявляется нарушение логичности?
К чему/кому могут быть предъявлены тре­бования, о которых говорит лектор?
Только к самому лектору, а не к его речи, так как речь не может «безу­коризненно
знать грамматику», «знать литературу об ораторском искусстве», «владеть
орфоэпическими нор­мами», «уметь использовать выразительные средства».

Логика не нарушается, если сказать:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, крат­ко можно
свести к следующему:

1) она должна быть грамотной, соответствовать нормам
литературного языка;

2) образной, выразительной;

3) информативной;

4) вызывающей интерес».

Нарушение логической последовательности, отсут­ствие
логики в изложении приводит к неточности речи. Третья ситуация. Разговор
подруг:

— Займи мне двести рублей.

— Я не знаю, у кого.

— Тебя прошу мне занять!

— Я так и поняла, что ты меня просишь. Но ска­жи, у кого?

Почему ведущие диалог не понимают друг друга? Одна из них
не владеет культурой речи, допускает ошибку. Следовало сказать: «Дай мне в
долг» или «Дай взаймы», «Одолжи», поскольку глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Таким
образом, точность речи обусловлена точ­ностью словоупотребления.

Задание 40. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Бе­линского.
Скажите, что он понимал под точностью речи?

1. Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат
живыми красками действительности. Ви­дишь и слышишь их. Каждое слово, каждая
фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы
придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мыс­ли (Литературный разговор, подслушанный в
книжной лавке).

2. Какая
точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим
каж­дое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
Читая строки, читаешь и меж­ду строками; понимая ясно все сказанное автором,
понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опа­саясь быть многоречивым. Как
образны и оригиналь­ны его фразы: каждая из них годится быть эпигра­фом к
большому сочинению («Герой нашего време­ни»,
сочинение М, Лермонтова),

3. Каждое слово в поэтическом произведении должно до того
исчерпывать все значение требуемо­го мыслию целого произведения, чтоб видно
было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы за­менить его. Пушкин
и в этом отношении величай­ший образец: во всех томах его произведений едва ли
можно найти хоть одно сколько-нибудь неточное или изысканное выражение, даже
слово… (Стихо­творения М.Ю.
Лермонтова).

Задание 41. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Бе­линского.
Скажите, в чем критик видит нарушение точ­ности языка?

1. В «Цыганах» есть даже погрешности в слоге. <…>
Но два стиха —

Медведь, беглец родной берлоги,

Косматый гость его шатра, —

можно назвать ультраромантическими, потому что все
неточное, неопределенное, сбивчивое, неясное, бед­ное положительным смыслом при
богатстве кажу­щегося смысла — все такое должно называться ро­мантическим,
тогда как все определенное и точно прекрасное должно называться классическим,
разу­мея под «классическим» древнегреческое. Что такое беглец родной берлоги! Не значит ли это, что медведь бежал без
позволения и без паспорта из своей берло­ги? Хорошо бегство для того, кто взят
насильно, при помощи дубины и рогатины? Этот медведь — похищенец, если можно
так выразиться, но отнюдь не бег­лец. Что такое косматый гость шатра! Что мед­ведь добровольно поселился в шатре
Алеко? Хорош гость, которого ласковый хозяин держит у себя на цепи, а при
случае угощает дубиною! Этот медведь скорее пленник, чем гость (Сочинения Александра Пушкина).

2. Можно найти в книжке Лермонтова пять-шесть неточных
выражений, подобных тому, которыми окан­чивается его превосходная пьеса «Поэт»:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной
презренья?

Ржавчина презренья
выражение неточное и слишком сбивающееся на аллегорию (Стихотворе­ния М.Ю. Лермонтова).

Точность речи нарушается в результате недоста­точного
знания особенностей русского языка. Наи­более типичны из них: употребление слов
в несвой­ственном им значении; неустраненная контекстом многозначность,
порождающая двусмысленность; смешение омонимов, паронимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номи­нативную
функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это
обязывает говоря­щих обращать внимание на значение слов, правиль­но их
использовать.

Например, в последнее время, когда наша жизнь постоянно
сопровождается какими-нибудь чрезвы­чайными событиями, в печати, в выступлениях
по радио и телевидению часто звучит словосочетание в эпицентре событий. Вероятно, говорящие или пи­шущие считают, что эпицентр означает «в самом-самом
центре», «»центрее» не бывает». Однако гео­графический термин эпицентр, образованный от гре­ческого epi в значении «над, сверх» + центр, имеет значение «область на поверхности Земли, располо­женная
непосредственно над очагом, или гипоцент­ром, землетрясения». Поэтому нелепо говорить
«эпи­центр событий», событие имеет только центр; следу­ет сказать «оказались в
центре событий».

Об этом пишет и один из корреспондентов газеты
«Известия»: «Эпицентр — не центр. Он расположен, как правило, весьма далеко от
центра. Если бомба или граната взрывается на земле, то никакого «эпицент­ра»
не существует — есть только центр этого взрыва. Так что фраза типа «мы
находимся в эпицентре собы­тий» звучит совершенно нелепо, так как
буквально означает «мы находимся не в центре событий”».

Небрежное отношение к языку может привести к непониманию,
неверным выводам и действиям, к на­рушению речевой этики, а иногда к грубости,
ссоре.

Например, в русском языке есть глаголы: выхо­дить, сходить, слезать, вылезать,
спускаться.
Какое действие называет каждый из них? Чем они разли­чаются по
значению? Как правильно спросить:

(на катере) — Вы на следующей пристани …?

(на электричке) — Вы на следующей станции …?

(в автобусе, трамвае) — Вы на следующей оста­новке …?

Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить
по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите.

В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (зад­няя
дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом
входят и выходят, отсюда уместен вопрос: Вы
выходите?
Од­нако допустим и вопрос Вы
сходите на следующей остановке
?, поскольку в данном случае приходится
сходить по ступенькам.

Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам.

В автобусе:

— Вы на следующей остановке сходите?

— Сходить можно только с ума, а в автобусе спра­шивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

— Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Пра­вильно надо
сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

— Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

— Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же
спрашивать, встаете ли вы? «

— Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского
языка!

Задание 42. Прочитайте текст. Скажите, в чем при­чина
семейной ссоры?

Время завтрака. Сестра говорит брату: «Поставь на стол
мелкие тарелки к кружки». Брат выполняет просьбу. «Ты что издеваешься надо
мной? Что ты поставил?» — раздается нервный крик сестры, ко­торая видит на
столе металлические кружки. «Ты же велела кружки поставить, я их и поставил» —
голос брата дрожит от несправедливого обвинения. «Какой же ты недотепа! Разве
пьют кофе из алюми­ниевых кружек?» «Я же не знал, для чего они нуж­ны. Сказала
бы: «Поставь чашки», и все было бы ясно». «Вот умник нашелся! Кружки, чашки! Не
все ли равно, как назвать? Соображать надо!»

Общение требует точности выражения. Если же ошибся,
допустил небрежность в выборе слов, то не сердиться надо, не обвинять другого,
а согласиться и быть в дальнейшем внимательнее к своей речи.

Задание 43. Найдите ошибки и исправьте тексты из
школьных сочинений.

1. Мы приехали в Волгоград 9 мая на
экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику «Победа». Наше внимание особенно
привлек обелиск, который назы­вается «Стоять насмерть». Этот обелиск — фигура
солдата, сжимающего в руке автомат,

2. В Самаре на едкой из улиц находится двух­этажный дом с
мансардой. На фронтоне этого двух­этажного здания висит мемориальная доска, На
дос­ке сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарс­кий писатель A.M. Горький в 1895 г.».

3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие
спелеологической науки.

Для справки. Обелиск
памятник, сооружение в виде суживающегося кверху граненого столба с пи­рамидально
заостренной верхушкой.

Фронтон — завершение
фасада здания, пред­ставляющее собой треугольную плоскость, которая ограничена
по бокам скатами крыши, а у основа­ния карнизом.

Лепта — 1)
мелкая древнегреческая медная мо­нета; 2) современная греческая разменная
монета, равная 1/100 драхмы; 3) посильный вклад в какое-либо общее дело.

Совпадающие в своем звучании и написании сло­ва, т. е„
омонимы, в основном не затрудняют обще­ния. Это объясняется тем, что в
предложении значе­ние слова, как правило, уточняется. Например: Завод мотора требует энергии и Экскурсанты пришли на завод; Рысь
хищное животное
и Рысь лошади была умеренной; Сев
подсолнечника закончился к сроку и

Мальчик, сев на велосипед, поехал
на речку,

Однако возможны случаи, когда наличие в пред­ложении
таких слов приводит к недопониманию или

неправильному пониманию того, о чем говорится. Так,
недостаточно учителю сказать ученикам: «На­рисуйте луг». Слово луг в
значении «участок, по­крытый травянистой растительностью», совпадает по
звучанию со словами лук — «огородное
расте­ние» и лук — «оружие», поэтому
фраза становится многозначной.

Предложение Издали закон об управлении транспортных
судов
звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов: судов
форма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов
– форма родительного падежа множественного числа существительного судно.
Возникает вопрос: что упразднили 
транспортные суды или транспортные суда?

Определенную опасность в речи таит и синтакси­ческая
омонимия
. Например, предложения: Назна­чение
председателя всем показалось удачным
и Характеристика
Васильева точно соответствова­ла действительности
заключают в себе двойной
смысл. Непонятно: председателя назначили или пред­седатель кого-то назначил;
характеристика, данная Васильеву или Васильевым. По-разному может быть
воспринято и предложение Газеты сообщили
об отъезде гостя из Сенегала
(отъезд сенегальского гостя или лица,
гостившего в Сенегале).

Задание 44. Прочитайте предложения. Скажите, ка­кие
два смысла имеет каждое из них. Исправьте пред­ложения так, чтобы они не были
двусмысленными,

1. Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика по­слали за
гранатами. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4.
Сегодня утром разбитую вазу склеят. 5. Нами выполнены обяза­тельства по
производству птичьего мяса и молока. 6. Районные руководители подобного рода
уступки объясняют зачастую просто. 7. После ухода мастера в цех принесли пакет.
8. Бабушка хранила деньги в банке.

На точность речи влияет смешение паронимов.

Паронимами (para«рядом», опута —
«имя») называются слова, близкие по звучанию и написа­нию, но разные по
значению. Например: кворум — форум,
экскаватор — эскалатор, контакт — кон­тракт.
В отличие от омонимов паронимы
полностью не совпадают в произношении и на письме. Парони­мами могут быть как
слова одного корня (описка — отписка,
поглотить — проглотить, внеклассный
внеклассовый,
чувственный — чувствительный),
так и разнокорневые (агат — гагат, зубр — изюбр).

Паронимические отношения возникают и между собственными
именами. Например: Эйзенштейн — Эйнштейн,
Абакан — Абадан, Капри — Кипр, Шве­ция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем
пребывании в Индии, рассказывал: «Мы дав­но уже перестали называть себя
австрийцами, пото­му что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все
принимались сразу говорить об Австралии».

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и
письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого,

Задание 45. О каком явлении пишет A.M. Горький? Объясните значение слов, которые
ошибочно употреб­ляются одно вместо другого.

Верней клади ступень
ноги, советует один поэт, не замечая некоторого несходства между ступней ноги к ступенью лестницы… Прозаик пишет: «Он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой.

Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить
Пильняка, что возраст и рост не одно и то же.

Задание 46. Прочитайте текст и скажите, кто из
гово­рящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать?

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Ста­ли думать о
подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические
куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», — предложил другой.

Задание 47. Напишите, какое из слов (туристс­кий — туристический) сочетается
со словами:

Ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряже­ние,
справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

Помните, что туристский
прилагательное к слову турист, а
туристический — прилагательное к
слову туризм,

Задание 48. Составьте словосочетания со следую­щими
паронимами:

Удачный — удачливый, понятный — понятли­вый, соседский —
соседний, хозяйский — хозяй­ственный, обидный — обидчивый, тяготится — тя­готеет,
бережный — бережливый.

Задание 49. Определите, какие из следующих слов
образуют перонимические пары, и напишите с ними предложения.

Сокрушенно, Швеция, опровергать, Австрия, Швей­цария,
отвергать, Австралия, удивленно, сокрушитель­но, удивительно, недоумение,
недоразумение, идеаль­ный, придворный, идеалистический, дворовый.

Задание 50. Определите, от каких производящих
основ образованы слова: командировка, командирован­ный, командировочный.

Задание 51. Исправьте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для ко­мандировочных
на втором этаже». 2. Господа ко­мандировочные, получите командировочные удосто­верения.
3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки.
4, Пред­седатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили
издательству рукопись кни­ги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах
много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать
энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не
остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда
заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактичес­кое
поведение пассажиру сделали замечание. 12. Ав­тор статьи пишет еще об одном
требовании Л.Н. Тол­стого к языку — о требовании простоты и ясности,
понятливости. 13. Ни один укол, который делает ме­дицинская сестра Наташа, не
бывает больным.

Задание 52. Определите, какое значение имеют сло­ва
понятный и понятливый. Напишите несколько пред­ложений с каждым из них.

О необходимости следить за точностью выраже­ния своих
мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой:

Единственное средство умственного об­щения людей есть
слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно упот­реблять слова
так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответству­ющие и
точные понятия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Назовите виды специфических ошибок при дисграфии
  • Назовите виды ошибок статистического наблюдения
  • Назовите виды лексических ошибок
  • Назначить дело слушанием ошибка
  • Назначение доктора far cry 5 ошибка