Научный стиль речи ошибки

Важнейшая особенность
научного стиля — точность и ясность.
Но точность не должна сдерживать
стилистическую подвижность научного
стиля и превращать его в набор словесных
клише, приводить к монотонности. Иными
словами, точность мысли не только не
исключает, но предполагает сохранение
общих требований, предъявляемых ко всем
разновидностям письменной формы
изложения. Поэтому многообразие лексики,
разнообразие синонимов, подвижность
стилистических «фигур» и интонационных
оборотов существенны в такой же степени
для научного стиля, как и для других
разновидностей письменного изложения.

Работа редактора
над языком произведений научного стиля
складывается из двух моментов: 1) работа
над собственно научным стилем, т. е. над
стилевой дифференциацией языковых
средств, над усилением их стилевой
однородности; 2) работа над стилистическими
ошибками.

Усиление стилевой
однородности языковых средств
сопровождается отказом от чуждых,
иностилевых средств литературного
выражения. Одновременно усиливается
степень обязательности употребления
средств, входящих в этот инвентарь, что
можно назвать ростом внутристилевой
нормативности. Сокращающаяся вариативность
оставляет все меньше возможностей для
свободного поиска нужного языкового
средства; возрастает автоматичность
выбора.

К типичным
ошибкам в выборе слов можно отнести
:

1) неточность
словоупотребления.

Например, неправильно употреблено слово
отличного (без учета его семантики) в
предложении

Для каждого
отличного (следует: отдельного) массива
используется определенная зона магнитного
барабана;

2)
неправильный выбор лексического
эквивалента, синонима
.
Например, в предложении Указанные
трансформаторы не всегда имеют

достаточно
длинный срок службы

слово длинный следует заменить на
длительный;

3) двусмысленность,
неясность высказывания из-за употребления
слова, имеющего много значений.

Например, В
исторической работе

приведены
очень важные данные

(следует: в работе по истории);

4) смешение
разных по значению слов в результате
ложных ассоциаций или неточного
словоупотребления
.
В предложении Щиты
опираются
на съемные хомуты домкратных рам, которые
одеваются

на раму
ошибочно

употреблено слово одеваются вместо
надеваются;

5) ошибки
в употреблении отыменных предлогов в
силу, благодаря, а также злоупотребление
предлогами при помощи, посредством,
путем.

Например, На
второй день благодаря подъему температуры

появляется
сыпь;

6) проникновение
в текст канцеляризмов и архаизмов типа
во главу угла, коль скоро, тем паче,
коему, ныне, на предмет, нежели,

надобно,
присовокупить, втуне и т. п.

Например, Амортизационные
отчисления надобно производить
ежемесячно;

7) неправильное
употребление слов иноязычного
происхождения, неудачных неологизмов.

Например, Работа
схемы имитируется

(иноязычное
слово) нижеследующей таблицей и Накануне
новогодия

(неологизм)
хочется отметить работу Н. Климовой.

28. Ошибки в сочетании слов и предложений. Ошибки в построении предложений.

К основным ошибкам
в сочетании слов и предложений можно
отнести:

1) нарушение
границ лексической сочетаемости,
перемещение компонентов близких по
значению словосочетаний и контаминация
словосочетаний.

Например, Это лекарство может оказать
пользу
больному
(следует: принести пользу, но оказать
помощь) и Новое
оборудование
позволяет усилить темпы производства
(следует: ускорить темпы);

2) нарушение
фразеологической связности элементов
устойчивых оборотов, искажение
фразеологизма или устойчивого сочетания

(пропуск, замена, вставка слов). Например,
Миклухо-Маклай заслужил
широкую
известность как замечательный
путешественник (следует:
заслужил
славу или приобрел, получил известность);

3)
употребление стилистически неоднородных
слов, стилевой разнобой.

Например, Сбоку на плите примостился
термометр;

4) возникновение
алогизмов (логических ошибок) из-за
объединения несоотносимых понятий
.
Например, в предложении Для публикаций
Н. Дикого, как и для других представителей
этой научной школы, характерен описательный
стиль сопоставлены публикации и
представители;

5) использование
плеонастических сочетаний, т. е. сочетаний,
в которых одно слово оказывается лишним.

Например, несколько побыстрее, более
лучшая, несколько резковат. В предложении
Эта машина более экономичнее слово
более следует убрать;

6) нарушение
согласования членов предложения
(сказуемого с

подлежащим,
определения с определяемым словом и т.
д.).
Например,
Большинство хирургов, рентгенологов,
терапевтов объединило (следует:
объединили) свои усилия в решении важной
проблемы и Талантливая хирург Нестерова
(следует: талантливый) провела немало
сложных операций;

7) нарушение
норм управления
.
Например, уделяется внимание на что-то
вместо уделяется внимание чему-то,
описывается о чем-то вместо описывает
что-то, ни на чем не обоснованное вместо
ничем не обоснованное, преимущества
над кем-нибудь вместо преимущество
перед кем-нибудь.

К ошибкам в
построении предложений относятся:

1) нарушение
порядка слов, что иногда приводит к
двусмысленности высказывания
.
Например,
Образец при
испытании помещается
в специальную
геометрическую камеру, охлаждаемую
водой, из которой производится откачка
газа до высокого вакуума;

2) употребление
в предложении большего числа слов, чем
требуется для выражения смысла.

Например, Что касается тока, то его
значение
определяется из выражения… (следует
убрать что касается тока);

3) нарушение
порядка слов при двойных сопоставительных
союзах, особенно при союзе не только —
но и.
Например,
Заделка рельсов
в бетонное
основание не только применяется в
трамвайном хозяйстве, а также в портах;

4) неправильное
употребление деепричастного оборота
.
Например, Придавая большое значение
влиянию формы на формирование слитков,
был выполнен ряд экспериментов;

5) контаминация
антонимичных предлогов
,
например контаминация пар от — к, из —
в;

6) немотивированное
усложнение конструкции союзом чтобы.

Например,
Рабочий попросил, чтобы механик еще раз
проверил механизм машины;

7) ошибки
в сочетании однородных членов предложения
(несопоставимость понятий, несочетаемость
родовых и видовых понятий, нагромождение
однородных членов и т. д.).
Например,
Автобус имеет высокие подножки и низкие
динамические показатели;

8) немотивированный
пропуск слов, что приводит к нарушению
грамматической связности высказывания
.
Например, По мере поедания сена все
решетки доярка или подсобный рабочий
подвигает к
стогу
(неотредактированный вариант). — По
мере поедания сена животными доярка
или подсобный рабочий все решетки
подвигает к
стогу
(отредактированный вариант);

9) разнотипность
частей высказывания в сложном предложении
.
Например, Расстояния между электродами
полупроводниковых приборов должны быть
в сотни раз меньше, чем в лампах, и
составляют единицы и даже сотни микрона
(следует: и должны составлять единицы);

10) недочеты
в построении предложений с деепричастными
и

причастными
оборотами.

Например, Этот факт делается понятным,
исходя из наблюдаемого снижения клеточной
активности на

расстоянии
от источника разрядов (неотредактированный
вариант). — Этот факт можно объяснить,
исходя из наблюдаемого снижения клеточной
активности на расстоянии от источника
разрядов (отредактированный вариант);

11) злоупотребление
конструкциями с отглагольными
существительными, отягощенными речевыми
штампами и канцеляризмами, «расщепленным»
сказуемым
.

За написание научных статей студенты берутся еще на бакалавриате, успевая за 4 года опубликовать несколько из них. Написание и оформление первых работ «накапливает» ошибки, которые помогает исправить научный руководитель.

Несмотря на это даже опытные авторы, уже получившие ученые степени «переносят» свои погрешности из публикации в публикацию. Видимо, срабатывает народная мудрость: «В одно ухо влетело, а во второе вылетело».

Общий перечень ошибок, из-за которых могут отказать в публикации

Распространенные ошибки в научных статьях

Ошибки в научной статье

Данный список основан на впечатлениях редколлегий от статей, присылаемых для печати:

  1. Статья не раскрывает научную проблему.
  2. Статья политически ангажирована или с рекламным подтекстом.
  3. Использование устаревшей литературы (это замечание не касается классики, например трудов Аристотеля, Ницше и подобных авторов).
  4. В список источников включаются труды самого автора, такой прием члены редколлегий называют самоцитированием, и отклоняют публикацию из-за некорректности.

Погрешности в содержании

Главное, что следует запомнить любому автору: научная статья – новые знания, основанные на старом опыте и экспериментах автора. Если редколлегия этих «новых знаний» не обнаружит, статья вернется к вам с отказом в публикации.

Кроме этого правила необходимо знать об ошибках, которые также препятствуют публикации:

  • статья являет собой не авторское исследование, а лишь переписанные данные с других источников (документов, материалов конференций, монографий, других научных трудов) с незначительными изменениями,
  • содержание статьи не соответствует направлению журнала, избежать такой ошибки поможет УДК,
  • изобилие научно-публицистических рассуждений, если журнал имеет строго научный характер,
  • слабая аргументация изложенных фактов,
  • несогласие с отдельными научными фактами, теориями, гипотезами без обоснования своей позиции,
  • использование устаревшей информации,
  • неполное или некорректное описание исследования,
  • несоответствие основной части и выводов вводным тезисам,
  • отсутствие цитат из трудов известных, авторитетных ученых,
  • использование устаревшей терминологии.

Отдельный блок ошибок скрывается в названиях статей:

  1. Название не соответствует содержанию (содержание шире или уже, в нем рассматривается иное явление).
  2. Название не соответствует научному стилю, например, имеет рекламный характер или юмористическую тональность).
  3. Копирует название самого журнала или другого издания.
  4. Не соответствует УДК.
  5. Содержит авторские термины, которые невозможно понять без объяснения.

Ошибки в организации написания статьи

Организационные ошибки при написании научной статьи

Организационные ошибки

Изложение материалов статьи разворачивается по определенной структуре:

  1. Определение темы (проблемы) и ее связи с задачами практического характера.
  2. Анализ новых трудов по выбранной проблеме.
  3. Выделение аспектов, которые требуют решения.
  4. Формирование целей исследования.
  5. Основная часть исследования.
  6. Выводы.

Организовывать работу нужно исходя из этой логической цепочки. Нельзя, например, ставить задачи перед определением актуальности, ведь они не возникают на ровном месте.

Основную часть лучше писать после определения целей, ведь она должна им соответствовать. То есть, работу нужно организовывать так, чтобы избежать в ней логических и научных «неровностей»

Недочеты оформления

Ошибки при оформлении статьи

Ошибки в оформлении научной статьи

Перед тем как отдать научную статью в редакцию, ее должен оценить рецензент. Многие авторы пользуются этим, отдавая невычитанные материалы, считая, что рецензент лучше знает, что исправить. Такой подход «убийственный» для автора, ведь складывается впечатление, что тот не знает элементарных вещей.

Чтобы не портить свою репутацию, не допускайте таких погрешностей:

  • ошибки орфографического, синтаксического и грамматического характера (не поленитесь заглянуть в сборники правил, чтобы не прослыть безграмотным человеком),
  • размещение инициалов после фамилии, научный стиль требует ставить их перед фамилией: Р. Н. Сидоров, а не Сидоров Р. Н.,
  • отрыв инициалов от фамилии (располагаются на разных строчках),
  • спутывание тире и дефисов при печати, лишние пробелы возле знаков­­­,
  • пропуск знаков (их неправильная расстановка) в списке литературы,
  • несоответствие параметров шрифта требованиям редакции.

Обратите внимание! Инициалы в статье необходимо разделять пробелами.

Наиболее распространенные языковые ошибки

Распространенные языковые ошибки

Стилистические ошибки

Языковые ошибки сразу бросаются в глаза читателю, а также утруждают восприятие текста.

Наиболее распространенные из них такие:

  • слишком длинные предложения (их следует разбить на простые),
  • употребление слов-штампов, не принадлежащих к научному стилю: вроде бы, стоит попробовать, надо поразмышлять и других,
  • неправильный порядок слов,
  • употребление иностранных заменителей российских слов (апробировать – утверждать, имеет тенденцию – склонно, базируется – основывается и др.),
  • ошибки, допущенные по невнимательности, например написание –ться и –тся,
  • оформление сокращений (если возникают сомнения, обратитесь к соответствующему ГОСТу).

3 подсказки для автора научной статьи

  • При подборе литературы обращайте внимание на год издания классического труда: в разные периоды развития науки существовали свои взгляды на ту или иную проблему и под этот шаблон часто подгонялась классика (упускались «ненужные» части трудов, добавлялись комментарии издателей).
  • Не перенасыщайте статью иллюстративным материалом, так как авторские мысли теряются в нем, а статья превращается в склад картинной галереи.
  • После написания статьи, дайте ей немного «отлежатся», а потом перепроверьте, этот прием всегда помогает обнаружить ошибки, которые спрятались во время первой проверки.

Этот перечень ошибок далеко не полный, но каждый знает свои слабые места, при написании и проверке работ именно они должны стать объектом «особого внимания» автора.

Об алгоритме подготовки презентации вы можете узнать, посмотрев видео:


Не только у ученых, но даже у студентов и школьников
возникает необходимость рассказать о своих научных исследованиях. Для этого
ученые пишут монографии, студенты — курсовые работы, а школьники делают
«проекты» и презентации. Конечно, все это — разные уровни научности.
Но есть то, что их объединяет — научный стиль изложения. Да, монография ученого
по ядерной физике и сообщение школьника на эту же тему — тексты совершенно
разные, но функционально они похожи. И тот, и другой текст транслируют научную
информацию определенной аудитории. Именно эту задачу и решает научный стиль. О
том, что это такое, в чем его особенности и каких ошибок следует избегать,
чтобы овладеть научным стилем, мы расскажем в этой статье.

Что
такое стиль и, в частности, научный стиль

Сегодня
мы говорим о научном стиле, а несколько веков назад — вплоть до XVIII века — у
науки был не просто стиль, а свой язык — латынь. Представьте, если бы вам
приходилось писать реферат, а потом устно делать доклад по нему ab ovo usque ad
mala на латыни! А ведь буквально три века назад студенты могли не просто писать,
но — общаться на этом древнем языке! Потому что действительно это — гимнастика
для ума.

Также рекомендуем:

Стиль научной статьи

Однако
постепенно наука (вслед за литературой и дипломатией) перешла на национальные
языки. И уже внутри национальных языков около науки оформился свой стиль,
который и получил название научного.

Что вообще такое стиль? Если попробовать объяснить
по-простому, то это — разновидность употребления языка. Язык содержит в себе
огромное количество элементов, «этажей», структур. Но не всё в нём годится для
того, чтобы создавать научные труды. Ученый выбирает лишь некоторые элементы — и
из них строит свой текст. Этот выбор элементов и последующее их применение и
называется стилем. В нашем случае — научным, так как область функционирования
этого стиля — наука. Кстати, выделяемый именно по «области функционирования»
научный стиль является одним из так называемых «функциональных стилей».

Вообще, с научной точки зрения, не очень научно (извините
за тавтологию) выделять стиль на основе внеязыковых реалий. Но что поделать,
если в данном случае это наиболее простой и точный способ. Итак, научный стиль
— это выбор и применение тех элементов языка, которые способны передать научную
информацию наиболее полно и точно.

Какие «элементы»
языка входят в научный стиль

Как и всякий другой,
научный стиль характеризуется:

  • определенным составом языковых элементов
    (единиц)
  • определенной организацией этих элементов
    в текст

Ниже мы проследим основные особенности как языковых
единиц, так и их организации, а также отметим основные ошибки, которые
допускают люди при написании научного текста.

Здесь же отметим, что внутри научного стиля есть свои
разновидности. Скажем, одна и та же информация, изложенная, с одной стороны, в
монографии, с другой — в учебнике и, с третьей, — в научно-популярной книжке, —
будет преподнесена по-разному, хотя и сохранит единство научного стиля. Во всех
трех случаях будут видны его оттенки, или «подстили». Но на них мы в данном
случае останавливаться не будем.

Зачем науке свой стиль

Свой стиль науке нужен
по двум причинам. С одной стороны, та информация, которую транслирует наука,
слишком специфична, чтобы обходиться обыденным языком.
Попробуйте, например, языком домохозяйки пересказать теорию Большого Взрыва.
Нет, нет, не сериал, а именно физическую теорию! Получится очень приблизительно
и крайне неточно, если вообще получится. А вот в научно-популярных книгах
Стивена Хокинга она изложена и точно, и так, что ее могут понять даже,
извиняюсь, гуманитарии.

А с другой стороны,
специфична не только информация, которую передает наука, но и само научное
сообщество. Все-таки заниматься наукой «человек с улицы» не сможет, для этого
нужна, по крайней мере, осведомленность в области какой-либо науки, своего рода
«посвященность». А эта «посвященность» предполагает и особый язык (вернее,
конечно, стиль), непонятный для профанов, но такой, по которому с полуслова
понимают друг друга ученые. А вот пример НЕпонимания, скажем, медицинской
терминологии дан в фильме «Кавказская пленница»: врач говорит, что у пациента
«белая горячка», а товарищ Саахов подтверждает: «Да, да, белый, белый, совсем
горячий!» Конечно, это гротеск, необходимый для комедии, но довольно
показательный.

Специфика научной информации

Итак, какие же особенности
научного стиля связаны со спецификой научной информации:


  • Терминологичность

    . Любая наука имеет
    свой терминологический, понятийный аппарат. Все эти понятия и термины
    содержатся и объясняются в специальных словарях. Но

    научные тексты
    рассчитаны на тех, кто уже знаком с терминологией

    . Поэтому в самих текстах
    термины не объясняются.

  • Точность

    . Одно из
    фундаментальных свойств науки, находящее свое отражение в тексте.

    Точными
    должны быть не только слова

    (лексические и фразеологические единицы),

    но
    и формулировки

    . Это, конечно, не исключает метафор или каких-нибудь
    эмоциональных маркеров в тексте, но делает их применение крайне узким и почти
    всегда нуждающимся в обосновании.

  • Логическая
    последовательность

    . Свойство, относящееся не к отдельным языковым
    единицам, а к тексту в целом.

    Логическая последовательность обеспечивает
    надежную научную аргументацию

    .

  • Однозначность

    . Многие слова в языке
    обладают таким свойством, как полисемия — многозначность. Мы часто используем
    его в разговорной речи, писатели любят прибегать к нему в художественных
    текстах. А вот в науке полисемия очень часто — пагубное явление, она разрушает
    точность научного высказывания. Поэтому

    даже если вы используете
    многозначные слова, старайтесь делать так, чтобы из контекста было понятно то
    значение, которое вы вкладываете

    .

Специфика научного сообщества

В научных текстах она
проявляет себя следующим образом:


  • Клишированность

    . Почти все науки имеют
    дело с повторяющимися, воспроизводимыми явлениями (экспериментами, алгоритмами,
    формами взаимодействия с миром и человеком). Для описания этих явлений в каждой
    науке сложились определенные языковые стереотипы, клише. Когда вы сами будете
    описывать свои эксперименты или наблюдения, то так или иначе будете прибегать к
    этим клише. Они с течением времени, что называется, входят в «плоть и кровь»
    научного текста. Чаще всего

    клишированными бывают

    аннотации к научным статьям

    , строящиеся по единому образцу

    (некоторые издания в требованиях к
    публикациям указывают

    даже слова и речевые обороты, которые нужно употреблять
    в аннотации — не проходите мимо этих указаний

    ). Да и сама

    форма научных
    статей достаточно стереотипна

    : опыт предшественников (+литература по
    предмету) — собственные изыскания — выводы. Клишированность в науке (в отличие
    от искусства) не порок, а достоинство: она тесно связана с научной
    аргументацией и позволяет ученым быстрее вникать в суть дела.


  • Научная фразеология

    . В целом, это, как
    правило, составные понятия, образованные по принципу фразеологизма. У каждой
    науки они свои, поэтому нет смысла давать каких-то рекомендаций. С течением
    времени фразеология вашей науки станет неотъемлемой частью вашего стиля. Так,
    например, историкам не нужно объяснять, что такое


    «потемкинские деревни»


    или


    «столыпинский
    галстук»


    . А вот неисторикам такие вещи иногда приходится
    «прогугливать».

  • Местоимения

    .

    В науке принято
    говорить не от «я», а от «мы»

    :


    мы считаем, нам кажется, с нашей точки
    зрения


    .

    «Я»-кать не принято!

    Естественно, это касается научных
    статей и текстов подобного рода. В устном выступлении «я» будет уместнее, чем
    «мы».

  • Сложные синтаксические построения

    . Наука занимается
    сложными вещами, и рассказать о них «просто» получается не всегда. К тому же
    деятельность ученого, как правило, направлена на описание каких-либо объектов и
    процессов, а не на действие. В тексте это выражается тем, что

    существительных
    больше, чем глаголов

    . А раз действий мало, а описаний много —

    усложняются
    и синтаксические конструкции

    . И в этом смысле совет один:

    учите правила
    пунктуации

    .

Типичные ошибки при написании научных
работ

Наконец, перейдем к тем
ошибкам, которые чаще всего встречаются при написании научных работ.
Естественно, мы не будет здесь говорить об орфографических, грамматических и
синтаксических ошибках, которые делаются из-за незнания школьной программы
(хотя и это, увы, не редкость). Остановимся только на ошибках стилистических — возникающих
именно при использовании научного стиля.

Подобные ошибки мы
разделили бы на три части.

Ошибки, связанные
с
усложнением языка


  • Неоправданная замена
    русских слов иностранными

    . Если есть русские синонимы, вполне
    точно передающие смысл, лучше употреблять их, например:


    нетерпимость


    вместо


    интолерантность




    ;




    прогулка


    вместо


    променад;




    обзор


    (или


    краткое
    изложение


    ) вместо


    дайджест


    . Конечно, не стоит
    уподобляться Шишкову, который ратовал за слово «мокроступы» вместо «галоши», но
    следить за чистотой русского языка все-таки не помешает.

  • «Птичий язык»

    . Как правило, может
    встречаться у студентов, которые пытаются овладеть научным стилем и для этого стараются
    как можно сильнее усложнить текст, сделать его наименее понятным, нагрузить
    всей возможной терминологией. Удачно такой «птичий язык» пародирует Н.В. Гоголь
    во втором томе «Мертвых душ»: Чичиков находит книгу с таким названием:


    «Предуготовительное
    вступление в область мышления. Теория общности, совокупности, сущности, и в
    применении к уразумению органических начал обоюдного раздвоения общественной
    производительности»


    . Конечно, увлекаться подобными вещами не стоит,
    ведь термины созданы для того, чтобы максимально прояснять, а не затемнять
    смысл.

Ошибки, связанные с неточностью словоупотребления.

Это
целый пласт речевых ошибок, для простого описания которых не хватит и отдельной
статьи. Поэтому мы укажем только на некоторые:


  • Жаргонизмы

    . Например, компьютерные


    баг,
    дрова, железо, кряк


    — в научном тексте недопустимы.

  • Неправильный выбор синонима

    .Например,
    вместо: «Шахматы в Омске


    культивируются


    с конца XIX века», — лучше написать: «Шахматы
    в Омске


    развиваются


    с конца XIX
    века».

  • Смешение паронимов

    , типа


    практичный
    — практический, сакральный — сакраментальный, сущность — существо, провести — произвести


    .
    Естественно, что ошибочность словоупотребления в данном случае будет видна
    только из контекста. Правда, приходилось сталкиваться и с очевидными
    (внеконтекстными) ошибками. Некоторые, например, путают (по значению!)


    пассионарный
    и пассивный


    .

  • Полисемия

    . Сама по себе многозначность
    не ошибка, нужно просто четко следить за тем, в каком значении употребляется то
    или иное слово и даже термин. Например, термин «контекст» означает определенные
    внутри- или межтекстовые связи. А в выражении «в контексте эпохи» это слово
    употребляется уже в переносном значении. В научном тексте лучше всего
    разграничивать и оговаривать оба эти случая (если оба они имеют место).

Ошибки, связанные с различными
излишествами:


  • Тавтологии

    . Повторы однокоренных
    слов:


    в описании писателя, изучение учения, пересказ рассказа


    и
    другие. Исправляется подбором синонимов.

  • Многословие

    . Часто возникает в том
    случае, если в вашем тексте нет подлинно научного содержания. Лучше всего,
    помня о том, что «краткость — сестра таланта», стараться изложить свои идеи
    максимально кратко. Если краткость превзошла все ожидания и от идей не осталось
    ничего, дело, видимо, не во владении научным стилем, а в отсутствии самих идей.

  • Плеоназмы

    .


    Долгий и продолжительный,
    экфрастическое описание


    и другие. Вообще речевая избыточность «лечится»
    сокращениями, вычеркиваниями лишних слов. Как шутил (шутил ли?) П.А. Вяземский,
    переиздание чего-либо должно быть не «исправленным и дополненным», а
    «исправленным и убавленным».

Тональность текста

Ошибки в тональности текста, вероятно, больше сопутствуют
текстам по гуманитарным предметам. Во всяком случае, не только
научно-популярные, публицистические, критические, но даже и научные издания по
этим дисциплинам очень часто содержат оценочные суждения, выраженные очень
пристрастно. К тому же профессиональные историки (или филологи) могут
исповедовать разные политические взгляды и отстаивать их. Конечно, в идеале
никакие политические и — шире — мировоззренческие установки не должны влиять на
научность. Научность не должна приноситься в жертву
мировоззрению. Однако так бывает далеко не всегда.

А молодые историки и филологи, читая «страстные» книги
своих старших коллег, извлекают из них не только факты, но и способ их
изложения — чаще всего полемический (мы в данном случае, безусловно, говорим не
обо всей науке, а только о наиболее характерных образцах подобного рода,
которые оказываются в то же время наиболее читаемыми).

Однако научная статья должна все-таки быть относительно
нейтральной и оперировать проверяемыми данными, не основанными на
приверженности ее автора какому-то узкому мировоззрению. Безусловно, научность
не исключает полемики — однако эта

полемика должна вестись адекватно, этично
и не выходить за пределы научности

.

И напоследок — два полезных совета


Больше читайте научной литературы

. Читая научную
литературу, вы не только изучаете свой предмет, но и усваиваете научный стиль.
Любой писатель (даже если этот писатель — ученый) — это прежде всего читатель.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи


Старайтесь писать научные тексты

. Доклады, рефераты,
курсовые — для преподавателей это способ проверить ваши знания, а для вас
написание подобных работ — прекрасная возможность на практике овладеть научным
стилем. А если у вас уже есть научный руководитель, просите его проверять ваши
статьи не только с точки зрения соответствия научной специфике, но и с точки
зрения стиля.

За написание научных статей студенты берутся еще на бакалавриате, успевая за 4 года опубликовать несколько из них. Написание и оформление первых работ «накапливает» ошибки, которые помогает исправить научный руководитель.

Несмотря на это даже опытные авторы, уже получившие ученые степени «переносят» свои погрешности из публикации в публикацию. Видимо, срабатывает народная мудрость: «В одно ухо влетело, а во второе вылетело».

Содержание

  • 1 Общий перечень ошибок, из-за которых могут отказать в публикации
  • 2 Погрешности в содержании
  • 3 Ошибки в организации написания статьи
  • 4 Недочеты оформления
  • 5 Наиболее распространенные языковые ошибки
  • 6 3 подсказки для автора научной статьи

Общий перечень ошибок, из-за которых могут отказать в публикации

Распространенные ошибки в научных статьях

Ошибки в научной статье

Данный список основан на впечатлениях редколлегий от статей, присылаемых для печати:

  1. Статья не раскрывает научную проблему.
  2. Статья политически ангажирована или с рекламным подтекстом.
  3. Использование устаревшей литературы (это замечание не касается классики, например трудов Аристотеля, Ницше и подобных авторов).
  4. В список источников включаются труды самого автора, такой прием члены редколлегий называют самоцитированием, и отклоняют публикацию из-за некорректности.

Погрешности в содержании

Главное, что следует запомнить любому автору: научная статья – новые знания, основанные на старом опыте и экспериментах автора. Если редколлегия этих «новых знаний» не обнаружит, статья вернется к вам с отказом в публикации.

Кроме этого правила необходимо знать об ошибках, которые также препятствуют публикации:

  • статья являет собой не авторское исследование, а лишь переписанные данные с других источников (документов, материалов конференций, монографий, других научных трудов) с незначительными изменениями;
  • содержание статьи не соответствует направлению журнала, избежать такой ошибки поможет УДК;
  • изобилие научно-публицистических рассуждений, если журнал имеет строго научный характер;
  • слабая аргументация изложенных фактов;
  • несогласие с отдельными научными фактами, теориями, гипотезами без обоснования своей позиции;
  • использование устаревшей информации;
  • неполное или некорректное описание исследования;
  • несоответствие основной части и выводов вводным тезисам;
  • отсутствие цитат из трудов известных, авторитетных ученых;
  • использование устаревшей терминологии.

Отдельный блок ошибок скрывается в названиях статей:

  1. Название не соответствует содержанию (содержание шире или уже, в нем рассматривается иное явление).
  2. Название не соответствует научному стилю, например, имеет рекламный характер или юмористическую тональность).
  3. Копирует название самого журнала или другого издания.
  4. Не соответствует УДК.
  5. Содержит авторские термины, которые невозможно понять без объяснения.

Ошибки в организации написания статьи

Организационные ошибки при написании научной статьи

Организационные ошибки

Изложение материалов статьи разворачивается по определенной структуре:

  1. Определение темы (проблемы) и ее связи с задачами практического характера.
  2. Анализ новых трудов по выбранной проблеме.
  3. Выделение аспектов, которые требуют решения.
  4. Формирование целей исследования.
  5. Основная часть исследования.
  6. Выводы.

Организовывать работу нужно исходя из этой логической цепочки. Нельзя, например, ставить задачи перед определением актуальности, ведь они не возникают на ровном месте.

Основную часть лучше писать после определения целей, ведь она должна им соответствовать. То есть, работу нужно организовывать так, чтобы избежать в ней логических и научных «неровностей»

Недочеты оформления

Ошибки при оформлении статьи

Ошибки в оформлении научной статьи

Перед тем как отдать научную статью в редакцию, ее должен оценить рецензент. Многие авторы пользуются этим, отдавая невычитанные материалы, считая, что рецензент лучше знает, что исправить. Такой подход «убийственный» для автора, ведь складывается впечатление, что тот не знает элементарных вещей.

Чтобы не портить свою репутацию, не допускайте таких погрешностей:

  • ошибки орфографического, синтаксического и грамматического характера (не поленитесь заглянуть в сборники правил, чтобы не прослыть безграмотным человеком);
  • размещение инициалов после фамилии, научный стиль требует ставить их перед фамилией: Р. Н. Сидоров, а не Сидоров Р. Н.;
  • отрыв инициалов от фамилии (располагаются на разных строчках);
  • спутывание тире и дефисов при печати, лишние пробелы возле знаков­­­;
  • пропуск знаков (их неправильная расстановка) в списке литературы;
  • несоответствие параметров шрифта требованиям редакции.

Обратите внимание! Инициалы в статье необходимо разделять пробелами.

Наиболее распространенные языковые ошибки

Распространенные языковые ошибки

Стилистические ошибки

Языковые ошибки сразу бросаются в глаза читателю, а также утруждают восприятие текста.

Наиболее распространенные из них такие:

  • слишком длинные предложения (их следует разбить на простые);
  • употребление слов-штампов, не принадлежащих к научному стилю: вроде бы, стоит попробовать, надо поразмышлять и других;
  • неправильный порядок слов;
  • употребление иностранных заменителей российских слов (апробировать – утверждать, имеет тенденцию – склонно, базируется – основывается и др.);
  • ошибки, допущенные по невнимательности, например написание –ться и –тся;
  • оформление сокращений (если возникают сомнения, обратитесь к соответствующему ГОСТу).

3 подсказки для автора научной статьи

  • При подборе литературы обращайте внимание на год издания классического труда: в разные периоды развития науки существовали свои взгляды на ту или иную проблему и под этот шаблон часто подгонялась классика (упускались «ненужные» части трудов, добавлялись комментарии издателей).
  • Не перенасыщайте статью иллюстративным материалом, так как авторские мысли теряются в нем, а статья превращается в склад картинной галереи.
  • После написания статьи, дайте ей немного «отлежатся», а потом перепроверьте, этот прием всегда помогает обнаружить ошибки, которые спрятались во время первой проверки.

Этот перечень ошибок далеко не полный, но каждый знает свои слабые места, при написании и проверке работ именно они должны стать объектом «особого внимания» автора.

Об алгоритме подготовки презентации вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Научная работа выполнена на скорую руку ошибка
  • Научный семинар лексическая ошибка
  • Научение методом проб и ошибок описал
  • Научение путем проб и ошибок подчиняется закону
  • Научные ошибки библии