Научение методом проб и ошибок автор психология

метод проб и ошибок

метод проб и ошибок

— способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. М. п. и о., широко используемый бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса, получил распространение в психологии после работ Э. Л. Торндайка, согласно к-рым слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки. Гештальтпсихология подвергла М. п. и о. критике, противопоставив ему решение проблемы путем инсайта. Непродуктивность и теоретическая слабость такого противопоставления была показана И. П. Павловым. Свое значение М. п. и о. сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
.
1998.

метод проб и ошибок

— вид научения — способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. Широко использовался бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса; распространился в психологии после работ Э.Л. Торндайка (последние годы XIX в.), согласно коим случайно совершенные двигательные и мыслительные акты, за счет коих оказалась решенной значимая задача, и закрепление их при случайном успехе определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека/В следующих пробах время, затрачиваемое на решение аналогичных задач в аналогичных условия, постепенно — хотя не линейно — уменьшается, пока не обретает форму мгновенного решения. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки.

Последующая разработка проблемы научения — в частности, более точный анализ поведения животных методом проб и ошибок — обнаружила слабость и ограниченность объяснительных возможностей метода, ибо он не учитывает характерную для поведения направленность каждой пробы, ее включенность в определенную психическую структуру. Показано, что поведение при научении не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Гештальт-психология критиковала метод проб и ошибок, противопоставляя ему решение проблемы путем озарения. Но И. П. Павлов показал непродуктивность и теоретическую слабость такого противопоставления. Свое значение метод проб и ошибок сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

метод проб и ошибок

Автор.

Э.Торндайк (1898г.).

Категория.

Форма научения.

Специфика.

Основан на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения.

Критика.

В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

(англ. trial-and-error learning) — форма научения, детально описанная в докторской диссертации Э. Торндайка (1898). Торндайк придавал доминирующее значение навыку, который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления случайных двигательных и мыслительных актов, приводящих к достижению необходимых для живого существа результатов. Так, кошка, посаженная в т. н. проблемную клетку и лишенная пищи, начинает метаться по клетке, находит выход, выходит на свободу и получает пищу. При повторении опытов время, затрачиваемое животным на то, чтобы выйти из клетки, постепенно, хотя и с большими колебаниями, уменьшается. В конце концов животное открывает клетку сразу, что м. б. воспринято наблюдателем, не видевшим предшествующих опытов, как «догадка» животного.

Критики М. п. и о. отмечали, что хаотические и нецелесообразные движения во время научения наблюдаются г. о. в ситуациях, когда проблема неадекватна уровню развития обследуемого (как животного, так и человека), чрезмерно трудна. При решении адекватной проблемы испытуемый прежде всего пытается применить прошлый опыт с учетом того нового, что содержится в проблеме. Тем не менее в процессе формирования новых форм поведения возникает экспериментальный поиск с последующей проверкой, предполагающей применение М. п. и о. в ограниченных пределах. (Ср. Теория поэтапного формирования умственных действий.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

Полезное

Смотреть что такое «метод проб и ошибок» в других словарях:

  • Метод Проб И Ошибок — форма научения, описанная Э. Торндайком в 1898 г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается… …   Психологический словарь

  • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — англ. method, trail and error; нем. Methode von Versuch und Irrtum. 1. Стихийный способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях, когда безуспешные попытки решения проблемы отбрасываются, а успешные закрепляются. 2. По Э. Торндайку… …   Энциклопедия социологии

  • метод проб и ошибок — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия EN trial and error method …   Справочник технического переводчика

  • Метод проб и ошибок — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Метод проб …   Википедия

  • метод проб и ошибок — bandymų ir klaidų metodas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. cut and try method; hit and miss method; trial and error method; trial and error approach vok. empirische Erprobung, f; empirisches Ermittlungsverfahren, n; Versuch Irrtum… …   Automatikos terminų žodynas

  • метод проб и ошибок Ньютона-Рафсона — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN Newton Raphson technique …   Справочник технического переводчика

  • метод проб и ошибок — метод последовательного приближения к оптимальному решению путем отклонения вариантов, не отвечающих определенным критериям выбора. См. также процесс поиска оптимального решения …   Толковый переводоведческий словарь

  • Метод проб и ошибок — это метод случайного подбора частных методов и приемов действий в расчете лишь на возможный успех. В обычной жизни его еще называют методом «тыка». Этот метод обеспечивает быструю педагогическую реакцию и быструю отдачу со стороны воспитанника.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при к ром умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок …   Педагогический словарь



Что это? Бихевиоризм – направление в психологии, объясняющее действия человека с точки зрения поведенческих триггеров и окружения, которое влияет на поведение. Изначально концепция создавалась на изучении повадок животных.



Для чего? Классический бихевиоризм в чистом виде как направление психологии изжил себя. Его дополнили другие заключения ученых, давшие новые названия ответвлениям теории. Какая бы версия ни рассматривалась, сегодня каждый может многое почерпнуть из бихевиоризма.

В статье рассказывается:

  1. Суть бихевиоризма
  2. Основные положения, сильные и слабые стороны бихевиоризма
  3. Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона
  4. Бихевиоризм в интерпретации Э. Торндайка
  5. Бихевиоризм Б. Скиннера
  6. Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена
  7. Чему может научить бихевиоризм
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Суть бихевиоризма

Это название получило одно из направлений в психологии, изучающее поведение человека. Изначально предметом бихевиоризма было исследование поведения животных в рамках биологии, но потом к этому добавился социальный аспект. Термин имеет английские корни и происходит от слова behavior – «поведение».

Психологи-бихевиористы выбрали для изучения самую простую универсальную схему, которая прекрасно объясняет наше поведение. В нее входят два компонента – стимул и реакция. Другими словами, большое значение отводится механическому влиянию внешней среды, благодаря которому мы совершаем различные действия.

Если, к примеру, будет поставлена задача выяснить, почему господин X или госпожа Y поступили именно так, а не по-другому, то сначала надо самым подробным образом описать поведение этих людей, затем найти в их окружении стимул, который заставил так себя вести, и после этого установить связь между стимулом и реакцией на него у господина X и госпожи Y.

Суть бихевиоризма

Суть бихевиоризма

Схема достаточно проста, но ее применение подразумевает знания психологии, социологии, философии. И если начинался бихевиоризм как физиологическое учение, где простейшие связи выглядели как «видишь пищу – выделяется слюна», то в отношении человека все схемы стали гораздо сложнее.

Основные положения, сильные и слабые стороны бихевиоризма

Сегодня бихевиоризм в психологии – это отдельное фундаментальное направление, в котором можно выделить несколько основных положений. Мы дадим их в краткой форме, а тем, кто захочет глубже погрузиться в тему, советуем изучить работы Торндайка, Уотсона и других авторов:

  • предметом бихевиоризма является изучение поведения человека и животных;
  • изучение лучше всего проводить методом наблюдения;
  • все существование человека, как в психическом, так и в физиологическом плане, определяется его поступками;
  • действия человека и животных обоснованы их двигательными реакциями на внешние раздражающие факторы – стимулы;
  • если известно, что это за раздражитель, то можно с большой точностью предопределить и ответную реакцию;
  • отсюда главная цель бихевиоризма – предсказать возможное поведение особи;
  • при использовании схемы «стимул – реакция» ответные действия людей и животных можно предопределить и держать под контролем;
  • реакции индивида могут быть наследственными (безусловные рефлексы) или приобретенными (условные рефлексы);
  • привычное поведение человека является следствием обучения, в процессе которого успешные реакции повторяются много раз и в результате запоминаются, превращаясь в автоматические и легко воспроизводимые;
  • выработка условных рефлексов формирует навыки;
  • к навыкам относятся мышление и речь;
  • не растерять приобретенные навыки помогает механизм памяти;
  • развитие психических реакций происходит в течение всей жизни;
  • на процесс развития психических реакций влияет окружающая среда – условия жизни, близкие люди и т.д.;
  • проявление эмоций – это своеобразная реакция на поступающие извне положительные и отрицательные стимулы.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Уже скачали 22616 pdf иконка

Из этих тезисов становится ясно, почему идеи нового направления в психологии оказали такое заметное влияние и на сообщество ученых, и на обывателей. Передовое учение поначалу окружал искренний энтузиазм, но ничего не бывает в науке только хорошего или только плохого. Любое научное движение имеет свои плюсы и минусы. Есть они и у бихевиоризма:

  • Для своего времени бихевиоризм стал передовым методом, направленным на изучение поведения. Это понятно, поскольку до его появления наука занималась изучением одного лишь сознания, не учитывая влияние на него объективной реальности. Но и со своей стороны бихевиористы тоже подошли к решению проблемы однобоко, не рассматривая сознание вовсе.
  • Приверженцы учения изучали поведенческие функции человека и животных только с помощью метода наблюдения. В результате они полностью игнорировали не только сознание, но и психические, и физиологические процессы, внешние проявления которых были недоступны наблюдениям.
  • Из теории бихевиоризма следовало, что ученый может направлять поведение индивида в соответствии со своими нуждами и задачами. Но такой подход к изучению получился безжизненным, поведение объекта объяснялось набором самых элементарных реакций. Сама личность человека не имела для ученых никакого значения.
  • Поэтому все практические изыскания бихевиористов базировались на лабораторном эксперименте. В их работу входили также опыты не только над животными, но и над людьми. Особых различий между поведением людей, зверей и птиц они не установили.
  • Последователи бихевиоризма определили механизм выработки навыков у человека без учета мотивации и психического фактора – а ведь именно они служат основой его функционирования. К тому же они совершенно не учитывали влияние социального фактора.

Эти существенные с точки зрения современной психологии недостатки довели некогда прогрессивное научное направление до такого состояния, что оно не поддавалось уже никакой критике. Но с подведением итогов мы пока повременим. Чтобы представить полную картину учения, следует познакомиться с направлениями, возникшими на основе классического бихевиоризма, а также с наиболее известными их последователями.

Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона

Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон. Своими исследованиями он пытался поднять психологию до уровня естественных наук, чтобы при ее изучении можно было пользоваться объективными методами.

В своих работах Уотсон выделял методы классического научения, когда организм объединяет различные стимулы. Например, если звук колокольчика является условным раздражителем, то выделение слюны у собаки в ответ на этот звук – условный рефлекс. При таком виде научения результатом становятся непроизвольные, автоматические действия.

Организм и человека, и животного умеет приспосабливаться к окружающему миру, используя для этого врожденные и приобретенные навыки поведения. По Уотсону все психические действия воспринимались как поведение. Другими словами, поведение – это объединение реакций организма на стимулы, по принципу «стимул – реакция». Джон Уотсон был уверен, что, если подобрать правильный стимул, то можно сформировать в индивиде нужные навыки и качества.

Tableau: где применяется и что может

Читайте также

Когда русский физиолог И.П. Павлов открыл и описал классические условные рефлексы, он и не предполагал, что его исследования лягут в основу бихевиоризма. Уотсон внимательно изучил работы Павлова и пришел к выводу, что наблюдение за поведением индивида сводится к описанию стимулов (S) и реакций (R). Хотя сам Павлов считал данный вывод ошибочным и утверждал, что его просто не так поняли.

Чтобы доказать правильность бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер решили поставить эксперимент, который вошел в историю науки как «маленький Альберт».

Для своих экспериментов Уотсон и Рейнер выбрали нормально развитого 11-месячного малыша Альберта. Сначала, они проверили реакцию Альберта на то, что он видел у них в руках – белую крысу, маску, горящую бумагу и хлопковую пряжу. Ни один из предметов не вызвал страха у ребенка.

Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона

Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона

Затем они решили сформировать реакцию страха. В тот момент, когда Альберту давали поиграть с белой крысой, один из экспериментаторов сильно бил молотком по металлическому листу, но так, чтобы малыш его не видел. Альберта громкий звук удара каждый раз пугал. В дальнейшем ребенок стал бояться и белой крысы, хотя звука в момент ее появления могло и не быть. В результате у маленького Альберта закрепился условный рефлекс страха на крысу.

Скачать
файл

Через пять дней эксперимент продолжили. На другие предметы у Альберта не было никакой реакции, а вот крысы он продолжал бояться. Тогда исследователи решили проверить, не перешла ли его реакция страха на других животных или на схожие по внешнему виду предметы. Им удалось выяснить, что малыша действительно пугают животные и предметы, не имеющие отношения к крысе, например, кролик (сильно), собака (слабо).

Бихевиоризм в интерпретации Э. Торндайка

Эдвард Торндайк – выдающийся американский психолог. Он разработал теорию научения, стал автором научных трудов – «Интеллект животных», «Основы обучения» и др. Последователем бихевиоризма Торндайк себя не считал, хотя многие его законы и исследования как раз говорят об обратном.

Под руководством своего наставника У. Джеймса, еще в Гарварде, Э. Торндайк начал проводить опыты над животными. В подвале дома Джеймса он занимался тем, что обучал цыплят находить выход из лабиринта. Поскольку в университете для подобных опытов места не было, то именно этот подвал можно считать первой в мире экспериментальной лабораторией по зоопсихологии и изучению бихевиоризма.

Он продолжил свои эксперименты в Колумбии, где изучал закономерности привыкания организма к необычным условиям, когда тот умеет вести себя только так, чтобы справиться с этими условиями не может. Торндайк изобрел специальные «проблемные ящики» – устройства различной степени сложности. Животное, попавшее в такой ящик, должно было справиться с препятствиями, найти выход и решить проблему.

В основном экспериментаторы работали с кошками, но были разработаны такие же ящики и для собак, и для обезьян. Животное могло выйти из ящика и получить лакомство только в том случае, если производило нужное действие – нажимало на пружину, дергало за веревку и т.п. По результатам исследований строились графики, названные «кривыми научения». Целью этой научной работы было изучение двигательных реакций животных.

Эксперимент показал однотипность поведения животных. Сначала их движения носили беспорядочный характер – они бросались на стенки ящика, кусали его, царапали, пока случайно одно из движений не попадало в цель. Последующие опыты показали, что число хаотичных движений уменьшалось, животное все быстрее находило выход, пока не начинало делать это без ошибок. Данный вид обучения получил название метода «проб и ошибок».

Затем Торндайк занялся изучением того, как связи, лежащие в основе научения, зависят от поощрения и наказания. Результаты этой научной работы позволили сформулировать основные законы научения.

  • Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее и прочнее она закрепляется в сознании.
  • Закон эффекта — в одной и той же повторяющейся ситуации при прочих равных условиях более прочные связи возникают у реакции, вызвавшей чувство удовлетворения. Другими словами, связи будут устанавливаться успешнее, если при реагировании на стимул выдается угощение.
  • Закон готовности — новые связи образуются в том случае, если субъект к этому готов.
  • Закон ассоциативного сдвига — если одновременно появляются два раздражителя, один из которых вызывает положительную реакцию, то со временем и на другой появится точно такая же реакция. Получается, что нейтральный по своему значению стимул, который сознание объединило по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужную реакцию.

На основе проведенных экспериментов Торндайк вывел концепцию «распространения эффекта». Это означает, что субъект готов усвоить новую информацию из областей, смежных с уже изученными. Психолог также заметил ситуации, в которых одно уже освоенное действие может помешать обучению другому («проактивное торможение»), а научение новому виду деятельности может уничтожить то, что было выучено ранее («ретроактивное торможение»).

Так работает память. Какой-то изученный материал может быть забыт не только по истечении длительного периода времени, но и в связи с влиянием на сознание индивида иных видов деятельности.

Бихевиоризм Б. Скиннера

Бернес Скиннер, известный американский психолог и писатель, продолжил развитие бихевиоризма, используя идеи Дж. Уотсона, разработавшего теорию оперантного научения.

Он называл организм человека «черным ящиком», в котором лежат эмоции, мотивы, влечения – все то, что по мнению ученого нельзя объективно измерить. Следовательно, их не надо включать в перечень объектов эмпирического наблюдения. А вот поведение Скиннер активно измерял.

При этом он считал, что поведение человека направляет или стимулирует не его личность (потребности, мысли, чувства), а какие-то внешние силы (окружающая среда). По Скиннеру изучение личности связано с определением характера взаимоотношений между поведением индивида и результатами этих поступков, которые в дальнейшем оказывают на него влияние. Такой подход нацелен на прогнозирование и контроль наблюдаемого поведения.

Б. Скиннера, как и Дж. Уотсона в свое время, очень интересовало явление научения. Он взял за основу эффект, открытый Э. Торндайком, и сформулировал свою концепцию оперантного научения.

Только до 25.09

Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней

Список документов:


ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains


20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей


Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам


Уже скачали 52300

Оперантное научение в бихевиоризме – это метод обучения, включающий в себя систему поощрений и наказаний, призванную укрепить или сократить приобретенный тип поведения. При этом научаемый индивид связывает свое дальнейшее поведение с результатом этих действий. Метод направлен на закрепление поведения, которое контролирует индивид.

К примеру, человек хочет, чтобы собака выполняла определенную команду. Когда она это делает, то получает награду в виде похвалы, ласки или лакомства. Если собака команду не выполнила, то поощрение ей не достается. В результате собака улавливает связь между определенным поведением и получением награды, а последующие тренировки эту связь укрепляют.

Точно так же собаку можно отучить грызть обувь. Только в этом случае за каждое нарушение пса надо наказывать (например, отругать). Получился наглядный пример метода «кнута и пряника».

Бихевиоризм Б. Скиннера

Бихевиоризм Б. Скиннера

Скиннер спроектировал специальное устройство, получившее впоследствии название «ящик Скиннера», в которое он сажал голодных животных или птиц (крыс, голубей). Ящик был абсолютно пуст, только на дне был смонтирован выступающий рычаг, под которым стояла небольшая емкость. Крыса, оказавшись внутри, начинала изучать пространство, в какой-то момент натыкалась на рычаг и нажимала его.

После того, как крыса начнет с определенной периодичностью нажимать на рычаг, исследователь подключает к устройству кассету с пищей, установленную снаружи. Как только крыса давит на рычаг, в емкость под ним падает небольшой кусочек. Крыса лакомится и вскоре снова давит на дно ящика. Поскольку после каждого нажатия в тарелку падает еда, это заставляет крысу увеличить частоту своих действий. После отсоединения кассеты пища перестает появляться после давления на рычаг, и число нажатий будет постепенно уменьшаться.

Скиннер определил экспериментально, что выученная реакция при отсутствии подкрепления угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. В ходе исследования можно установить дополнительный критерий – подавать пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при включенной лампочке. Таким образом у крысы вырабатывается условная реакция при избирательном подкреплении. В данном случае свет – это контролирующий реакцию стимул.

Кроме всего прочего Скиннер вывел положения о двух видах поведения: респондентном и оперантном.

  • Респондентное поведение — это определенная реакция, вызванная хорошо знакомым стимулом. При этом стимул всегда предшествует реакции. Например, сужение зрачка при ярком свете, движение колена при ударе по нему молоточком, дрожь при низкой температуре воздуха.
  • Оперантное поведение — это любые приобретенные реакции без характерного стимула. Поведение, выработанное оперантным научением, зависит от тех событий, которые наступают после реакции. Или, другими словами, за поведением идет следствие, и составляющие этого следствия влияют на желание индивида вести себя также в дальнейшем.

Примеры оперантной реакции (операнты) – катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени. Они контролируются результатами соответствующего поведения.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Эдвард Толмен известен как американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт», разработавший когнитивный бихевиоризм.

Он не принял открытый Э. Торндайком закон эффекта, утверждая, что вознаграждения (поощрения) практически не влияют на научение, и предложил свою когнитивную теорию. По убеждению Э. Толмена только постоянное выполнение одного и того же действия укрепляет возникающие связи между окружающей средой и предположениями организма.

Ученый выдвинул идею, что поведение следует рассматривать как функцию пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Толмен считал, что бихевиористская модель S-R является неполной – формула поведения должна выглядеть так: стимул (независимая переменная) — организм (промежуточные переменные) — реакция (зависимая переменная), т.е. S-O-R.

К промежуточным переменным относится все, что связано с организмом (О) и способно сформировать реакцию поведения на конкретное раздражение. Получается, что среднее звено состоит из психических моментов, за которыми нельзя вести прямое наблюдение (например, ощущения, знания, ожидания и т.п.). В качестве примера можно взять чувство голода, которое экспериментатор не в состоянии разглядеть у подопытного объекта. Но в то же время голод объективно связан с переменными, участвующими в эксперименте, например, с промежутком времени, в течение которого индивид был лишен пищи.

Толмен проводил опыты над крысами, запуская их в лабиринт, чтобы они самостоятельно нашли выход. Результаты исследования позволили сделать главный вывод: достоверно установлено, что при тщательно контролируемом и наблюдаемом поведении животных управляют им совсем не те раздражители, которые в данный момент применяются к крысам, а особые внутренние механизмы.

На поведение животных оказывают влияние своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Это субъективная картина с пространственными координатами, возникающая у конкретной особи, благодаря которой она воспринимает отдельные локальные объекты. Эти «карты» животное генерирует само, чтобы ориентироваться в лабиринте, знать, куда и как ему надо двигаться, чтобы выбраться из ловушки.

Положение о том, что психические картины, возникающие в мозгу, могут служить регулятором действия, подтверждено гештальт теорией. С учетом данного положения Толмен разработал собственную теорию, которую назвали когнитивным бихевиоризмом.

Чему может научить бихевиоризм

Несмотря на серьезную критику, некоторые положения и направления бихевиоризма не утратили своей актуальности и сегодня.

Сильное воздействие окружающей среды на человека

Бихевиоризму уже больше 100 лет, но этот принцип продолжает оставаться одним из основных в психологии. Все наши страхи, переживания, комплексы по мнению психологов кроются во внешних причинах.

По мнению одного из известных бихевиористов, Бернеса Фредерика Скиннера, большинство наших действий зависит от реакции на них окружающей среды. Человек запоминает, как на его поведение отреагировали окружающие, и в дальнейшем корректирует свои поступки с учетом предполагаемых последствий. Люди быстро усваивают, как надо себя вести, чтобы добиться положительного результата и по возможности избежать отрицательного. Если хотите сохранить собственное лицо, постоянно анализируйте свои действия: действительно ли вы поступили так по своему желанию, или на вас повлияли какие-то внешние факторы.

Влияние на поведение людей

Последователи социального бихевиоризма практически отрицали роль личности в поведении человека, приписывая ведущую роль внешнему воздействию. Они заявляли, например, что из ребенка, помещенного в полностью контролируемую среду, можно вырастить кого угодно. И считали, что его способности, склонности и желания не будут при этом иметь почти никакого значения.

Сегодня понятно, что это серьезное заблуждение. К примеру, воспитанники детского дома растут примерно в одних и тех же социальных условиях, но в результате становятся разными людьми с собственным характером.

Чему может научить бихевиоризм

Чему может научить бихевиоризм

Но какое-то зерно истины в идеях бихевиоризма все же есть. Возьмем рекламу. Маркетологи способны с помощью ее многократного повторения сформировать у потребителей желание приобрести этот продукт. А ведь это наглядный пример схемы «стимул – реакция», только немного усложненный: в рекламном ролике многократно звучит призыв купить товар, и у вас начинает появляться мысль о том, что он вам действительно необходим. Так что прежде, чем что-нибудь приобрести, подумайте – а не навеяно ли это решение слишком назойливой рекламой.

Борьба с причиной психологической проблемы, а не с ее последствиями

Когнитивисты фокусируют свое внимание на поиске источника проблем, а не на исправлении последствий. Именно этот принцип лег в основу когнитивно-поведенческой терапии, которая помогает человеку отказаться от определенных привычек, изменить образ действий и мыслей таким образом, чтобы избежать негативных психологических эффектов. К примеру, слишком эмоционально реагировать на поведение окружающих.

Поощрение эффективнее, чем наказание

Награда укрепляет определенное поведение, а наказание отталкивает от него. Именно так организована работа системы школьных оценок.

Когнитивные искажения: какие бывают и можно ли избавиться

Читайте также

Но по мнению бихевиористов все не так просто. Скиннер утверждал, что роль пряника важнее, чем кнута. Ученый придерживался той точки зрения, что поощрение является лучшим стимулом для человека, в то время как наказание не отталкивает от плохих поступков, а только заставляет искать другие пути для их совершения. Например, обманывать. Так что, если хотите сформировать у себя или у кого-то другого хорошие привычки и свести к минимуму плохие, то чаще говорите похвальные слова.

Человек – существо очень сложное, изучение его самого и его жизни требует времени и множества усилий. Идеи психологического бихевиоризма помогли этому процессу лишь отчасти.

Подведем итоги бихевиористских исследований: выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания условий, которые способны подвигнуть к выполнению определенных действий. Но при этом и поведение отдельного человека влияет на его окружение, вызывая собой конкретную реакцию людей.

Теория оперантного научения

Содержание:

  • Что такое оперантное научение
  • Кто создал концепцию оперантного научения

    • Теория оперантного научения Б.Скиннера
    • Ящик Скиннера
    • Основные понятия
  • Виды оперантного научения
  • Примеры

Что такое оперантное научение

Оперантное научение или инструментальное обусловливание — это техника обучения, в которой используются вознаграждения и наказания за поведение. При оперантном научении возникает ассоциация между поведением и последствием этого поведения. Вознаграждаемое поведение, скорее всего, будет повторяться, а поведение, которое наказывается, будет возникать редко.

Метод фокусируется на изучении взаимосвязи между поведением индивидуума и окружением.

Оперантное обусловливание нужно не только при обучении животных в лабораториях. Оно происходит и в естественной среде или на сеансах психотерапии. Эта техника применяется в психологии, образовании и поведенческой терапии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Кто создал концепцию оперантного научения

Оперантное обусловливание описал американский психолог-бихевиорист Беррес Фредерик Скиннер. Автор концепции считал, что для объяснения человеческого поведения нет необходимости рассматривать его мысли и мотивацию. По его мнению, специалисты должны рассматривать исключительно внешние, наблюдаемые причины поведения.

В начале XX века бихевиоризм стал основной силой в психологии. Идеи Джона Б. Уотсона доминировали в этой школе мысли в тот период. Уотсон был представителем классического условного рефлекса и акцентировал внимание на объяснении поведения через ассоциативные связи между стимулами и реакциями. Он исследовал, как нейтральные стимулы могут стать условными стимулами и вызывать условные рефлексы. Уотсон однажды заявил, что может любого человека обучить всему, независимо от его происхождения.

Уотсон придавал второстепенное значение роли сознания в психологических процессах и сконцентрировался на изучении наблюдаемого поведения. Скиннер также сосредоточился на наблюдаемом поведении, но его подход оставлял меньше места для рассмотрения внутренних психологических процессов, таких как мышление или сознание.

Скиннер опубликовал результаты своих экспериментов по оперантному обусловливанию в 1938 году в книге «Поведение организмов». Его работу сравнивали с работой российского ученого Ивана Павлова, но в книге Скиннера речь шла о выученных реакциях на окружающую среду, а не о непроизвольных реакциях на стимулы.

Теория оперантного научения Б.Скиннера

В оперантном поведении стимулы могут быть аппетитными или аверсивными. Аппетитные (приятные) стимулы — это те, к которым вы добровольно подходите, а аверсивные (неприятные) стимулы — те, которых вы пытаетесь избежать или избежать.

Скиннер сделал два предположения. Во-первых, причиной поведения человека является что-то в его окружении. Во-вторых, последствия поведения определяют возможность его повторения.

Среди приспособлений ученого был т.н. «ящик Скиннера», в котором использовались такие субъекты, как крысы и голуби, для записи поведения животных в сжатые сроки.

птица

Источник: livejournal.com

Ящик Скиннера

Ящик Скиннера представляет собой устройство из металлического каркаса, внутри которого находится небольшая камера или коробка. В одной из стен ящика установлены рычаги или кнопки, которые животное, находящееся внутри, может нажимать или оперировать. В другой стене находится механизм, который может выдавать усиление (например, пищу или воду) или наказание (например, электрический шок).

Основная идея использования ящика заключается в том, чтобы исследовать, какие условия и последствия поведения влияют на его частоту и вероятность повторения. Эксперименты позволяют изучать принципы оперантного обучения, такие как поощрение и наказание, формирование навыков и модификацию поведения.

В экспериментах использовались крысы или голуби, которые находятся внутри коробки. Животное может нажимать на рычаги или кнопки, и в зависимости от заданных условий и последствий его поведения будет получать усиление (например, корм) или наказание (например, шок). Результаты таких экспериментов позволяют изучать, как животные приобретают и модифицируют поведение в зависимости от условий усиления или наказания.

Основные понятия

В теории Скиннера есть несколько ключевых понятий, которые он разработал в 1940-е гг. Тип используемого подкрепления или наказания может влиять на реакцию человека и эффект обусловливания. 1950-60-е годы Б. Ф. Скиннер продолжал свои исследования и эксперименты, изучая широкий спектр вопросов, связанных с оперантным обучением, включая понятия дискриминации, расписания усиления и экстинкции. Он также разработал понятие «речевое поведение» (verbal behavior) и исследовал использование оперантного обучения в области языка и коммуникации.

Подкрепление — это любое событие, которое увеличивает частоту поведения, за которым оно следует.

  1. Положительное подкрепление: при этом виде оперантного обучения происходит предоставление приятного стимула (усиления) сразу после желаемого поведения. Например, в школе учитель может поощрять студента, давая ему похвалу или дополнительную возможность.
  2. Отрицательное подкрепление: здесь при желаемом поведении удаляется неприятный стимул. Например, если ребенок заканчивает домашнее задание вовремя, то он может избежать дополнительных заданий или штрафных мер.

Наказание — это любое событие, когда применяются неприятные последствия для снижения вероятности нежелательного поведения. Например, ограничение привилегий или введение наказания для студента, несоблюдающего правила.

  1. Положительное наказание: применение неприятного стимула или устранение желаемого стимула после нежелательного поведения с целью снизить вероятность повторения этого поведения в будущем. Например, если ребенок неправильно выполнил задание, учитель может дать ему дополнительные домашние задания или лишить его привилегии, чтобы усилить нежелательное поведение. Цель положительного наказания состоит в том, чтобы сделать нежелательное поведение менее привлекательным или более трудоемким.
  2. Отрицательное наказание: удаление желаемого стимула после нежелательного поведения с целью снижения вероятности его повторения в будущем. В отличие от положительного наказания, где применяется неприятный стимул, отрицательное наказание использует удаление желаемого стимула. Например, если подросток не выполняет свои домашние обязанности, его родители могут запретить ему использование компьютера или сократить время на развлечения. Это создает отрицательное условие и призвано сделать нежелательное поведение менее привлекательным путем удаления желаемого стимула.

Использование наказания в оперантном обучении может иметь разные последствия и эффекты на поведение. Эти методы должны быть использованы с осторожностью и в соответствии с этическими нормами, чтобы избежать негативных побочных эффектов или нанесения вреда. Во многих ситуациях предпочтительнее использовать положительное усиление, которое подразумевает поощрение желаемого поведения, а не наказание нежелательного.

Нейтральные реакции — это реакции окружающей среды, которые не вызывают никаких стимулов, кроме концентрации внимания. Они не увеличивают и не уменьшают вероятность повторения поведения.

Виды оперантного научения

  1. Научение путем проб и ошибок — метод, при котором индивид обучается путем экспериментирования, пробуя разные стратегии или действия и анализируя результаты. Когда человек сталкивается с новой ситуацией или задачей, он пробует разные подходы, осуществляет действия и оценивает их эффективность. Если действие приводит к желаемому результату или успеху, то оно сохраняется и повторяется в будущем. Если же действие не дает ожидаемого результата, то оно может быть скорректировано или отвергнуто. Этот метод позволяет индивиду обрести опыт и знания, основанные на собственных наблюдениях и опыте. Проблемное решение, творческое мышление и развитие новых навыков часто связаны с научением путем проб и ошибок. Этот подход особенно полезен в ситуациях, где отсутствуют четкие инструкции или стандартные решения, и требуется гибкость и экспериментирование для достижения успеха.
  2. Формирование реакций является процессом, при котором определенные стимулы ассоциируются с определенными реакциями или поведением. Этот процесс основан на принципах классического и оперантного обучения. При положительном усилении желаемое поведение усиливается, что приводит к его укреплению и повторению. Например, если ребенок получает похвалу (усиление) за хорошую оценку, то это усиливает его мотивацию к достижению высоких результатов. При наказании нежелательное поведение сопровождается неприятными последствиями, что снижает вероятность его повторения. Например, ограничение времени на компьютере (наказание) за невыполнение домашних заданий. Формирование реакций может быть использовано для различных целей, включая обучение новым навыкам, изменение поведения и модификацию реакций на стимулы. Оно является ключевым аспектом в понимании, как мы учимся и как формируется наше поведение в ответ на окружающую среду.
  3. Научение путем наблюдения происходит через наблюдение и подражание другим людям или событиям в окружающей среде. Основные принципы научения путем наблюдения были сформулированы Альбертом Бандурой, канадско-американским психологом. Он разработал теорию социального обучения (также известную как теория обучения по наблюдению или теория обучения на основе моделирования), в которой он выделил ключевые компоненты этого процесса. В научении путем наблюдения выделяются следующие компоненты:
  4. Внимание: наблюдающий должен обратить внимание на модель и ее поведение. Важно, чтобы модель была заметной и привлекательной для наблюдающего:
  • запоминание: человек должен запомнить наблюдаемое поведение и информацию о нем. Это запоминание деталей и последовательности действий модели;
  • воспроизведение: должен иметь возможность воспроизвести наблюдаемое поведение. Это требует наличия соответствующих навыков и физической возможности повторить действия модели;
  • мотивация: должен быть мотивирован повторить наблюдаемое поведение. Это связано с ожидаемыми вознаграждениями или последствиями поведения;
  • последствия: наблюдающий оценивает последствия поведения модели. Если наблюдаемое поведение приводит к желаемым результатам, вероятность его повторения увеличивается.

Примеры

Вот несколько примеров оперантного научения:

  1. Обучение животных трюкам: Животные, такие как собаки или дельфины, могут быть обучены различным трюкам с использованием оперантного научения. Например, если собака совершает желаемое действие, такое как сидение или лежание, ей может быть предоставлено усиление в виде лакомства или похвалы. С течением времени собака связывает выполнение трюка с получением усиления и повторяет его для достижения желаемого результата.
  2. Системы поощрений в школе: В учебной среде оперантное научение может быть использовано для стимулирования желаемого поведения учеников. Например, учитель может ввести систему поощрений, где ученики получают похвалу, дополнительные привилегии или награды за выполнение заданий, активное участие или хорошую академическую успеваемость. Это усиление помогает ученикам связать желаемое поведение с положительными последствиями и мотивирует их повторять это поведение.
  3. Обучение сотрудников на рабочем месте: В организационной среде оперантное научение может быть использовано для обучения сотрудников новым навыкам и поведению, связанным с выполнением их рабочих обязанностей. Например, при внедрении новой системы управления проектами компания может предоставить обучение и поддержку сотрудникам, а также связать успешное применение новой системы с премиями или повышением должности. Это помогает сотрудникам связывать желаемые навыки и поведение с положительными последствиями и стимулирует их к их развитию и применению.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

Метод проб и ошибок (англ. trial-and-error learning) — форма научения, детально описанная в докторской диссертации Э. Торндайка (1898). Торндайк придавал доминирующее значение навыку, который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления случайных двигательных и мыслительных актов, приводящих к достижению необходимых для живого существа результатов. Так, кошка, посаженная в т.н. проблемную клетку и лишенная пищи, начинает метаться по клетке, находит выход, выходит на свободу и получает пищу. При повторении опытов время, затрачиваемое животным на то, чтобы выйти из клетки, постепенно, хотя и с большими колебаниями, уменьшается. В конце концов животное открывает клетку сразу, что м. б. воспринято наблюдателем, не видевшим предшествующих опытов, как «догадка» животного.

Критики Метода проб и ошибок отмечали, что хаотические и нецелесообразные движения во время научения наблюдаются г. о. в ситуациях, когда проблема неадекватна уровню развития обследуемого (как животного, так и человека), чрезмерно трудна. При решении адекватной проблемы испытуемый прежде всего пытается применить прошлый опыт с учетом того нового, что содержится в проблеме. Тем не менее в процессе формирования новых форм поведения возникает экспериментальный поиск с последующей проверкой, предполагающей применение М. п. и о. в ограниченных пределах. (Ср. Теория поэтапного формирования умственных действий)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Метод проб и ошибок — способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. Метод проб и ошибок, широко используемый бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса, получил распространение в психологии после работ Э.Л. Торндайка, согласно к-рым слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки. гештальтпсихология подвергла М. п. и о. критике, противопоставив ему решение проблемы путем инсайта. Непродуктивность и теоретическая слабость такого противопоставления была показана И.П. Павловым.

Свое значение Метод проб и ошибок сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Научение путем проб и ошибок — научение, которое отличается пробами и ошибками в реагировании. Ход такого научения характеризуется постепенным устранением неэффективных реакций и усилением тех реакций, которые являются удовлетворительными. Торндайк в своих ранних рассуждениях по поводу окончания столетия, утверждал, что, этот процесс является главным при усвоении всех сложных действий, такая позиция сейчас полностью отвергнута.

Противопоставляется инсайту и научению через наблюдение.

предметная область термина

НАУЧЕНИЕ ПУТЕМ ПРОБ И ОШИБОК — принцип теории научения, первоначально сформулированный Эдвардом Торндайком. Этот принцип гласит, что реакции, не достигающие желаемого эффекта, постепенно затухают, а остальные реакции постепенно закрепляются.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Какой вклад в психологическую науку внес Эдуард Ли Торндайк? Как его имя связано с возникновением бихевиоризма?

2
ответа

  • Эдуард Ли Торндайк (1874–1949) – американский зоопсихолог, психолог и педагог. Постулировал ряд законов и схем: «закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности», закон научения «методом проб и ошибок». Был автором экспериментальных исследований поведения животных с использованием «проблемных ящиков». Для отображения результатов эксперимента, который описывался как серия слепых проб, ошибок и случайного успеха, использовалась «кривая научения». Именно исследования Эдуарда Торндайка в области научения стали предпосылкой зарождения бихевиоризма.

  • Торндайк описал метод научения «проб и ошибок», в ходе изучения поведения животных. Проводились исследования с применением специального лабораторного аппарата – «проблемного ящика», который изобрел сам Торндайк. В решетчатом ящике помещалась под замком голодная кошка. Перед ней, с обратной стороны ставили еду. Чтобы выбраться из клетки, кошка должна была открыть замок. Для этого нужно было потянуть за шнур. Оказавшись в неволе впервые, кошка осматривалась, металась, принюхивалась, царапала дверцу, пытаясь любым способом скорее выбраться и добраться до пищи. Спустя некоторое время, она уже нашла верный способ открыть дверцу. Если в первой пробе верный способ был найден случайным путем, то в остальных последующих попытках успех достигался путем полного научения. Разместившись в клетке повторно, животное изначально начинает действовать правильно и открывать замок. Результаты опыта фиксировались графически («кривые научения», где ось абсцисс – повторные пробы, ось ординат – количество затраченного времени). После проведенных опытов, психолог пришел к следующему выводу: с каждой попыткой освободиться из ящика число ошибок уменьшалось, а удачные пробы, что вели к выходу –закреплялись. Такая форма обучения получила название «метод проб и ошибок». По мнению психолога, люди аналогичным путем справляются с задачами в «проблемном ящике» своей жизни, пробуя, ошибаясь и достигая случайного успеха.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Научение животных методом проб и ошибок
  • Наступила работа над ошибками
  • Наука об ошибках называется
  • Наступил август месяц пора собирать урожай исправьте ошибки
  • Наука об измерениях и их ошибках это