Наступило глубокое лето найдите ошибку

1. Он кладёт/положил папку на стол.

2. Команда спортсменов имеет все шансы на победу.

3. Новый взлет его творчества отмечен во время 20–30-е годов.

4. Широким фронтом летят птицы на юг. В летние каникулы/летом многие дети поедут отдыхать. На тему нашего разговора хочу выделить следующие проблемы.

5. Поставлены больно трудновыполнимые задачи. По закону никакой трудовой коллектив не может быть насильно зачислен во вновь создаваемые структуры.

6. И вот, появляются, люди, которые не желают видеть так называемую реальность.



6

. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов: а) Спортсмены потерпели победу в сорев

. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение

1 ответ:



0



0

Ответ:

А) спортсмены одержали победу в соревнованиях

Б) наступила середина лета

В) Этот писатель заслужил того , чтобы нём знали.

Г) в таких обстоятельствах , удача нам не светит.

Д) этот фильм точно будет успешным

Е) нас слишком долго заставляли молчать

Ж) в этом заплыве мы потерпели поражение.

Читайте также

Сказуемые — будет сохранятся.
Будущее время, ед.ч., 1 лицо.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!! :)

1)Высокие груды моркови,репы,свеклы лежат между грядками .
2) Синицы ,поползни ,дятлы не боятся холода
3)лисята гонялись друг за другом ,толкались,кусались .

Спрашивать — отвечать 
<span>покупать-продавать
</span>строить-<span>ломать</span>

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?
Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.
Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме
В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.
<span>Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые.</span>

(что сделать?) заняться
(что делает?) колышется
(что сделать?) подготовиться
(что делает?) надвигается
(что сделать?) вернуться
Последнее предложение написано с ошибкой, скорей всего. Не ясно.

yondrinemom

Вопрос по русскому языку:

Исправить ошибки в предложении
1. Команда спортсменов обречена на успех.
2. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений
3. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

rengreaber200

Команда спортсменов обречена на провал.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Skip to content

Главная » Русский язык — 5 — 9 классы

. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов:

а) Спортсмены

потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение

Ответ №1

Ответ:

А) спортсмены одержали победу в соревнованиях

Б) наступила середина лета

В) Этот писатель заслужил того , чтобы нём знали.

Г) в таких обстоятельствах , удача нам не светит.

Д) этот фильм точно будет успешным

Е) нас слишком долго заставляли молчать

Ж) в этом заплыве мы потерпели поражение.

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от Yana2602

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    lizarybakova

    Команда спортсменов обречена на провал.

Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?

Найди верный ответ

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 3 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать?

Задай вопрос

Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.

  • Сайт
  • Главная страница
  • Напиши свой вопрос
  • Кабинет
  • Вход в личный кабинет
  • Регистрация на сайте

Практическое занятие

Редактирование текста

Вопросы для обсуждения

1. Редактирование текста. Исправление лексических ошибок.

2. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Плеоназм. Лексическая недостаточность. Тавтология.

Методические рекомендации

Студенты должны научиться находить и исправлять лексические ошибки в текстах, связанные с лексической сочетаемостью.

Практические задания

Задание 1. Прочитайте и законспектируйте.

Значение слова важно при сочетаемости слов, ведь в речи мы употребляем слово не изолированно, а вместе с другими словами.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соединяться друг с другом. Например, мы скажем «стая волков», а не «стая кошек». Можно сказать «длинный путь», но не «длительный путь». Если не учитывать в сочетании слов их лексического значения, можем получить просто абсурдные высказывания. Нельзя сказать «желтый арбуз», он может быть только красным или зеленым; нельзя сказать «круглый час», но говорят «круглый год» и т. д.

Лексическая избыточность — это общее название двух стилистических явлений: плеоназма и тавтологии, обозначающих ненужную, неуместную многословность.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами, слышать своими ушами, сделать своими собственными руками.

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаивать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет, значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дублирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плеоназма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуемого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стилистическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель пописывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошибкой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо решать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно заменить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностранные).

Но часто лексическая недостаточность приводит к неясности речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов. Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

Задание 2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание 3.  В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

Задание 4.  В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

Практическая работа №2. Тема: Редактирование текста. Исправление лексических ошибок.

Задание 1. Прочтите теоретический материал и сделайте выписки.

Значение слова важно при сочетаемости слов, ведь в речи мы употребляем слово не изолированно, а вместе с другими словами.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соеди­няться друг с другом. Например, мы скажем «стая волков», а не «стая кошек». Можно сказать «длинный путь», но не «длитель­ный путь». Если не учитывать в сочетании слов их лексического значения, можем получить просто абсурдные высказывания. Нельзя сказать «желтый арбуз», он может быть только красным или зеленым; нельзя сказать «круглый час», но говорят «круг­лый год» и т. д.

Лексическая избыточность — это общее название двух стили­стических явлений: плеоназма и тавтологии, обозначающих не­нужную, неуместную многословность.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами, слышать своими ушами, сделать своими собственными руками.

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаи­вать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет, значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стили­стической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дуб­лирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плео­назма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуе­мого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стили­стическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель попи­сывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошиб­кой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо ре­шать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно за­менить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностран­ные).

Но часто лексическая недостаточность приводит к неясно­сти речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов. Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

Задание 2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание 3. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку сво­их родителей.

Задание 4. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.


Подборка по базе: С.С. Перегримов Иностр язык.docx, русский язык.doc, МУ к ПР. Русский Ф-11 2020.docx, Стилевые черты и языковые особенности ОДС РДБз-22-1, Калинин Д.А, практическое задание по дисциплине история литературы первого ин, Английский язык ПЗ №1 ответы.docx, Тренинг 3. русский, ответы.docx, Контрольная русский.docx, Правила по русскому языку.docx, Английский язык практ 2.docx


Глава 3. Лексикология и фразеология

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаивать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дублирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плеоназма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуемого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стилистическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель пописывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошибкой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо решать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно заменить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

  1. Лексическая недостаточность

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностранные).

3.5. Лексическая недостаточность

75


Но часто лексическая недостаточность приводит к неясности речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов.
Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

  1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

  1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей. 3


3. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

Вопросы и задания

76

Глава 3. Лексикология и фразеология

  1. Синонимы

В языке существует и явление, обратное многозначности. Для обозначения одного и того же понятия может использоваться не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но разных по звучанию. Такое явление называется синонимией, а слова — синонимами. Например: враг — недруг, неприятель, противник; смелый — храбрый, отважный, отчаянный.

Синонимы — это слова, принадлежащие к одной части речи. Синонимы различаются либо оттенками значений: дом, изба, квартира (общее значение этих слов — жилище, но каждое из них имеет и свое конкретное значение; такие синонимы называются семантическими), либо сферой употребления, то есть слова имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях: глаза, очи, гляделки (все слова имеют одинаковое лексическое значение, но первое — общеупотребительное, второе уместно в поэтической речи, третье — просторечное); слова «ложь» и «вымысел» употребляются в литературном языке, а слово «вранье» чаще всего в разговорной речи. Такие синонимы называются стилистическими.

Существуют специальные словари синонимов, в которых представлены целые синонимические ряды (два или более синонимов): сообщать — информировать, объявлять, извещать, уведомлять, заявлять.

Различают также контекстуальные синонимы. Это слова, которые не являются языковыми синонимами в прямом смысле этого слова, но выполняют эту функцию в данном контексте. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин показывает недовольство рыбки просьбами старика через описание моря: сначала «море слегка разыгралось», потом — «помутилось синее море», «неспокойно синее море», «почернело синее море» и, наконец, — «на море черная буря».

Синонимы позволяют избегать в речи ненужных повторов (тавтологии), делают речь богатой и разнообразной.

Следует умело употреблять синонимы в речи. В художественных произведениях можно найти примеры употребления даже нескольких синонимов одновременно: «царь затосковал… сел на мягкую траву и пригорюнился»; «закручинился Иван-царевич, запечалился».

3,7. Антонимы

77


Неумение подбирать и употреблять синонимы свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Ошибки в употреблении синонимов

Это ошибки, связанные с неумением выбрать из синонимического ряда слово, соответствующее всему тону речи или нужному оттенку, стилю. Важно учитывать и лексическую сочетаемость слов.

Например, если рассматривать синонимы «есть» — «кушать», то слово «кушать» не рекомендуется употреблять ни в первом, ни в третьем лице, а только в повелительном наклонении, так как оно имеет оттенок подчеркнутой вежливости, поэтому не следует говорить «я кушаю», «он кушает», но нужно сказать «кушайте, пожалуйста» и «кушать подано», так как считается, что формы «ешь» и «ешьте» звучат несколько фамильярно. В ряду синонимов «жена» — «супруга» второе слово также не рекомендуется употреблять применительно к первому лицу («моя супруга»), это слово употребляется в официальной речи: «прибыл посол с супругой». В обычной речи следует употреблять слово «жена».

  1. Антонимы

Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению. Не все слова в языке могут иметь антонимы, а только те, которые подразумевают возможность противоположного значения. Антонимы могут обозначать степень признака (тяжелый — легкий), пространство (вверх — вниз), время (рано — поздно), количество (много — мало). Часто слова, которые по своему лексическому значению не являются антонимами, используются в их значении. Это текстовые антонимы. Так, в пословице «Поспешишь — людей насмешишь» для слова «поспешишь» антонимом должно быть слово «медлить», а слово «насмешишь» стало антонимом только в этом контексте.

Искусное, умелое использование антонимов делает нашу речь богаче и выразительнее. Антонимы используются для создания стилистической фигуры, строящейся на противопоствлении сравниваемых понятий. Такая фигура называется «антитеза»: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

78

Глава 3. Лексикология и фразеология


(?] Вопросы и задания

  1. Прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Найдите в нем глаголы или выражения со значением «говорить», «сказать». Какую функцию в данном отрывке выполняют синонимы?

«О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках — и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре — и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели — и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина — и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником, и надсмотрщи ком ».

  1. Определите функцию синонимов в следующих предложениях (избежание повторов, усиление, уточнение, пояснение, сопоставление, противопоставление):

а) Он вдруг остановился, встал как вкопанный.

б) Гордыня, то есть гордость, высокомерие, завладели им окончательно.

в) Он не бежал, а несся, ничего не видя вокруг.

г) Я думаю о жизни, размышляю о ней ежеминутно.

д) Добрые дела творят, а не вытворяют.

  1. Запишите синонимы для следующих слов:

красивый, множество, изумительно, смотреть, деньги.

Затем обратитесь к словарю синонимов и дополните синонимический ряд для каждого из приведенных слов. Определите, какие из этих слов являются нейтральными, книжными, разговорными, просторечными. Составьте по одному предложению с каждым из приведенных синонимов.

  1. Определите, чем различаются слова, принадлежащие к одному синонимическому ряду (по смыслу или по стилю и сфере употребления). Составьте предложения с каждым словом из приведенных синонимических рядов:

а) активный, деятельный, энергичный, инициативный, предприимчивый;

б) аплодировать, рукоплескать, хлопать, устраивать овацию;

в) аромат, запах, дух, благовоние, амбре, фимиам;

г) благозвучный, мелодичный, музыкальный, гармоничный, стройный, сладкозвучный, сладкогласный;

3.7. Антонимы

79


д) благородный, великодушный, возвышенный, высокий, святой, священный, рыцарский;

е) бросить, кинуть, швырнуть, метнуть, пустить, шибануть, брякнуть, шваркнуть, низвергнуть, низринуть;

ж) вероятно, возможно, видимо, очевидно, кажется, наверное, пожалуй, похоже, как будто, может быть, по всей вероятности;

з) невежественный, непросвещенный, малообразованный, неразвитый, темный, серый, безграмотный;

и) равнодушный, безразличный, безучастный, бесчувственный, вялый, апатичный, холодный, деревянный, индифферентный.

  1. Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие слова в скобках:

а) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);

б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);

в) состоялось, произошло (наводнение, совещание);

г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);

д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж);

е) делать, совершать, производить, предпринимать, творить (дело, добро, поступок, действия, продукцию);

ж) обширный, многочисленный, грандиозный, титанический, великий, громоздкий (шкаф, подвиг, труд, знание, митинг, проект);

з) долгий, продолжительный, длинный, долговременный, многолетний, затянувшийся (дорога, проект, плащ, цветок, аплодисменты, командировка).

  1. Найдите антонимы в следующих пословицах. Как вы понимаете смысл этих пословиц? Вспомните еще пять пословиц, в которых были бы употреблены антонимы.

а) «Доброе слово дом построит, а злое — разрушит».

б) «Красно говорит, а слушать нечего».

в) «Старый друг лучше новых двух».

г) «Худой мир лучше доброй ссоры».

д) «Мягко стелет, да жестко спать».

е) «Кто много говорит, тот мало делает». 7


7. В следующих примерах, взятых из стихотворений А. С. Пушкина, найдите антонимы и определите, в каких случаях они являются только контекстуальными антонимами.

а) Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни.

б) Смешон и ветреный старик,

Смешон и юноша степенный.

80

Глава 3. Лексикология и фразеология


в) Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

г) И днесь учитесь, о цари!

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды.

д) Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой Богатство, знатный род — с возвышенным умом И простодушие с язвительной улыбкой.

е) Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

ж) Вы улыбнетесь — мне отрада,

Вы отвернетесь — мне тоска.

з) Пустое ВЫ сердечным ТЫ Она, обмолвясь, заменила.

и) Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком.

к) Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

  1. Выпишите парами антонимы из приводимых ниже слов:

день, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать. 9


9. Подберите контекстуальные антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях (например: легкий чемодан — тяжелый чемодан; легкое платье — теплое платье; легкое вино — крепкое вино):

высокий дом, высокие помыслы; близкий путь, близкий человек; прямой угол, прямой ответ; темная комната, темные дела; здо-

3.8. Омонимы

81


ровый ребенок, здоровый шкаф; острый нож, острый взгляд; мягкий диван, мягкий голос; холодный суп, холодный ответ; свежие фрукты, свежие мысли; вялый цветок, вялый человек.

  1. Омонимы

Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но смысл имеют разный. Например: «затопить водой луга» и «затопить печку дровами». Омонимы могут принадлежать к одной или разным частям речи: нАпасть (сущ.) и напАсть (гл.).

В толковых словарях омонимы даются в различных словарных статьях:

  1. Коса — заплетенные волосы.
  2. Коса — ручное сельскохозяйственное орудие для скашивания травы.
  3. Коса — длинная узкая отмель.

Выделяют несколько типов омонимов: омографы (от греч. homos — «одинаковый» и grapho — «пишу») — слова, которые звучат по-разному, но совпадают на письме. Омографы обычно имеют ударение на разных слогах, и это меняет звучание слов, пишущихся одинаково: зАмки — замкИ, Атлас — атлАс.

Слова, совпадающие по звучанию, но имеющие разный фонемный состав, называются омофонами (от греч. homos — «одинаковый» и phone — «звук»). Эти слова звучат одинаково, но пишутся по-разному: трудтрут; порог — порок; волывалы; кот — код; посиделпоседел.

Омофоны надо правильно писать, не путая безударные гласные. Омофония возникает при совпадении в речи нескольких слов. Например: «Не под дождем — постоим да подождем» (пословица).

Слова, совпадающие по звучанию лишь в одной или нескольких формах, называются омоформами (от греч. homos — «одинаковый» и forma — «внешнее очертание»): мой — притяжательное местоимение (мой галстук) и мой — повелительная форма глагола мыть (мой окно).

Омонимы используются в речи для создания игры слов, особенно в стихах:

Увы! От берегов Невы Пришли ко мне не вы. Увы!

82

Вопрос знатокам: Найдите стилистические ошибки в тексте, объясните их характер; напишите свой вариант текста.

В этот чудесный вечер зал был полон.В нем собрались отряды, участвовавшие в летних экспедициях школьников. Своеобразно начала свой отчет экспедиция из Карелии: они показали отрывок из отснятого в экспедиции фильма. В первых кадрах на экранах проплывал старый, древний лес. В отблесках лунного света отражались то темные силуэты старых елей, похожих на многоэтажный терем, то колоннада белых берез, то нежное озеро, окруженное осинами. Следующие кадры показывали костяк отряда, собравшийся вокруг костра. Они поют. С каким задором и сердечной теплотой звучит песня!.. Свет зажигается, экспедиция поднимается на сцену.Зал сопровождает ее громкими рукоплесканиями, возгласами одобрения.

С уважением, Дэн Терентьев

Лучшие ответы

Ирина Робертовна Махракова:

На выполнение такого задания, вернее, на объяснения, уходит много времени, приличное количество времени уходит и на то, чтобы сократить написанные объяснения, иначе они не укладываются в 4000 знаков.
Объяснения я дала в этом ОТВЕТЕ.
Здесь повторю только исправленный вариант.

В этот чудесный вечер зал был полон. Здесь собрались отряды, участвовавшие в летних экспедициях школьников. Своеобразно начали свой отчёт ребята, побывавшие в Карелии: они показали фрагмент из отснятого в экспедиции фильма. В первых кадрах на экранах проплыл старый, мрачный лес. В отблесках лунного света отразились и тёмные силуэты вековых елей, похожих на многоэтажные терема, и колоннада белых берёз, и нежное озеро, окружённое хрупкими осинами. На следующих кадрах присутствующие в зале увидели участников экспедиционного отряда, собравшихся вокруг костра. Они поют. Задорно, тепло звучит их песня!. .
Просмотр закончен, в зале зажёгся свет… Участники экспедиции поднимаются на сцену. Зал приветствует их громкими аплодисментами, возгласами одобрения.

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Marina:

!а Не потерпели, а одержали (терпят поражение)
б. стояло глубокое лето, т. к. если наступило, то только что значит не глубокое
в. Писатель заслужил славу или получил известность
г. поражение не грозит или удача нам не светит
д Условия чего? Например условия жизни.
е. Наверное 0,5 процента студентов.
Ж. Просто перед смертью (своей не надо)
з. Монумент поразил своим величием
5. а. собака зарыта
б. авгиевы конюшни (это идиома и она не меняется)
в. молчал как рыба. или бился как рыба об лед (это разные поговорки с разным значением)
г. Быльем поросло (идиома)
д. Варился в собственном соку.
е. в ежовых руковицах
И. Внешность была привлекательной (наружность — лишнее)

БлОндИнкА в зАкОнЕ:

1. В газете было опубликовано сообщение об этом событии.
2. Все участники соревнования обладали одинаковыми возможностями одержать победу.
3. На дорогу ушло полчаса.
4. Сюрприз преподнёс нам знаменитый художник.
5. Мы говорили о перспективах развития нашей компании.
6. В Японии на очередном саммите были рассмотрены вопросы компьютерных технологий.
7. Решению проблемы мы посвятили продолжительное время.
8. Катастрофа произошла на автодороге Приморского края.

1. Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением.
2. В своем докладе ученый сообщил о достижениях своей лаборатории.
3. Он поздравил своих коллег по работе с праздником.
4. Машина впечатляет внешними габаритами.
5. На коротком брифинге ученые обменялись мнениями по данному вопросу.
6. В первом дебюте он добился успеха.
7. Он всегда предчувствовал заранее беду.
8. Нас окружают повседневные обыденные заботы.
9. Главная суть доклада – обеспечить самостоятельную работу студента.
10. В помещении бесполезно пропадает треть территории.
11. Ее пугал темный мрак ночного города.
12. Рост преступности заметно вырос в этом году.
13 и 14 это 11 и 12

Он родился в апреле.
У неё пять детей.
Дебют актрисы всех удивил .(дебют это первое выступление. второго дебюта по умолчанию не бывает!)
Он упал навзничь.(навзнич это на спину, так что лицом ну никак не уткнуться)
Все подарили сувениры. (сувениры это на память, так что не надо добавлять слово памятные)
Машина представляла собой махину.(махина это уже огромная, не надо подчёркивать. это как масло маслянное)
Мужчина спустился по лестнице.(спуститься можно только вниз. наверх поднимаются)

Лексическая
недостаточность – это стилистическая
ошибка, состоящая в пропуске слова в
словосочетании: Меня
до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного
слова берет на себя остающееся: слово:
он служит
армии), она
хорошо знает языки
(иностранные).

Но часто лексическая
недостаточность приводит к неясности
речи, а порой и создает комический
эффект: День
рождения начнется в пять часов.
Здесь
пропущено слово «празднование», без
этого слова высказывание приобретает
совершенно другой смысл.

[?] Вопросы и задания

1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены
потерпели победу в соревнованиях;

б) Наступило
глубокое лето;

в) Этот писатель
заслужил известность;

г) В таких
обстоятельствах удача нам не грозит;

д) Этот фильм
обречен на успех;

е) Нам слишком
долго зажимали язык;

ж) В этом заплыве
мы одержали поражение.

2. В следующих предложениях исправьте
ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина
отличается от Гоголя.

б) Условия в городе
не такие, как в деревне.

в) На стене висела
картина маслом.

г) В связи с эпидемией
гриппа на занятиях присутствовало
только 0,5 студента.

д) Каждый классный
руководитель должен обеспечить явку
своих родителей.

2. В следующих предложениях исправьте
ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей
смертью он написал завещание.

б) Продолжительность
занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования
основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента
поразила нас своим величием.

д) Он принял
решительное решение.

е) Толпа людей шла
по улице.

ж) Каковы ваши
планы на будущее.

з) Люди должны
взаимно уважать друг друга.

и) Я написала свою
автобиографию.

к) Внешняя наружность
ее была вполне привлекательна.

3.6. Синонимы

В языке существует
и явление, обратное многозначности. Для
обозначения одного и того же понятия
может использоваться одно, а несколько
слов, сходных по смыслу, но разных по
звучанию. Такое явление называется
синонимией, а слова – синонимами.
Например: враг
– недруг, неприятель, противник; смелый
храбрый,
отважный, отчаянный.

Синонимы
это слова, принадлежащие к одной части
речи. Синонимы различаются либо оттенками
значений: дом,
изба квартира
(общее
значение этих слов – жилище, но каждое
из них
имеет и свое конкретное значение; такие
синонимы называются семантическими),
либо сферой употребления, то есть слов
имеют одинаковое значение, но употребляются
в разных стилях: глаза,
очи, гляделки
(все
слова имеют одинаковое лексическое
значение, но первое – общеупотребительное,
второе уместно в
поэтической речи, третье – просторечное);
слова «ложь» и «вымысел»
употребляются в литературном языке, а
слово «вранье» чаще всего в разговорной
речи. Такие синонимы называются
стилистическими.

Существуют
специальные словари синонимов, в которых
представлены целые синонимические ряды
(два или более синонимов):
сообщать
– информировать, объявлять, извещать,
уве
домлять,
заявлять.

Различают также
контекстуальные синонимы. Это слова,
которые не являются языковыми синонимами
в прямом смысле этого слова, но выполняют
эту функцию в данном контекст. Например,
в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин
показывает не довольство рыбки просьбами
старика через описание моря: сначала
«море слегка разыгралось», потом –
«помутилось сине море», «неспокойно
синее море», «почернело синее море» и,
на конец, – «на море черная буря».

Синонимы позволяют
избегать в речи ненужных повторов
(тавтологии), делают речь богатой и
разнообразной.

Следует умело
употреблять синонимы в речи. В
художественных произведениях можно
найти примеры употребления даже
нескольких синонимов одновременно:
«царь затосковал… сел на мягкую траву
и пригорюнился»; «закручинился
Иван-царевич, запечалился».

Неумение подбирать
и употреблять синонимы свидетельствует
о низкой речевой культуре человека.

Ошибки в
употреблении синонимов

Это ошибки, связанные
с неумением выбрать из синонимического
ряда слово, соответствующее всему тону
речи или нужному оттенку, стилю. Важно
учитывать и лексическую сочетаемость
слов.

Например, если
рассматривать синонимы «есть» –
«кушать», то слово «кушать» не рекомендуется
употреблять ни в первом, ни в третьем
лице, а только в повелительном наклонении,
так как оно имеет оттенок подчеркнутой
вежливости, поэтому не следует говорить
«я кушаю», «он кушает», но нужно сказать
«кушайте, пожалуйста» и «кушать подано»,
так как считается, что формы «ешь» и
«ешьте» звучат несколько фамильярно.
В ряду синонимов «жена» – «супруга»
второе слово также не рекомендуется
употреблять применительно к первому
лицу («моя супруга»), это слово употребляется
в официальной речи: «прибыл посол с
супругой». В обычной речи следует
употреблять слово «жена».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТЕМА № 14: Практическая работа № 3.

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок. Нарушение лексической сочетаемости слов. Толковые и фразеологические словари.

Цели:

  1. Проверить знания учащихся по лексикологии и фразеологии;

  2. воспитывать культурно-ценностное отношение к русскому языку;

  3. развивать мышление, память, речь, логику уч-ся.

Тип урока: контрольный урок

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Задание № 1:

а) Определите, в каких из следующих словосочетаний слова употреблены в прямом значении:

Богатый опыт, богатый дом, богатый подарок; боевая тревога, боевая подготовка, боевая девчонка; буква алфавита, буква закона;

б) составьте словосочетания, в которых слово будет употреблено сначала в прямом, а потом в переносном значении:

игла, море, бронзовый, воет, гладить, аудитория, работа.

Задание № 2:

Выпишите парами антонимы из приводимых ниже слов:

день, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.

Задание № 3:

Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, думать, жилище, откровенно, очаровать, прославиться, просить, умный, ходить, красивый.

Задание № 4:

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание № 5:

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

Задание № 6:

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой

избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

6} Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга,

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

Задание № 7:

Составьте три предложения или словосочетания с любыми паронимами.

Добрый — добротный, дружеский — дружественный, дефектный — дефективный, конструкторский — конструктивный, эффектный — эффективный; блудить — блуждать, отражать — отображать, проводить — производить, представить — предоставить, опробовать — апробировать, укрывать — скрывать, осудить — обсудить; новшество — новинка, урожай — урожайность, существо — сущность.

Задание № 8:

Найдите омонимы в следующих предложениях:

а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле.

Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.

б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый.

Здесь должна звучать нота соль.

в) Гуляя по лесу, мы набрели на ключ.

Ключ не подходил к этому замку.

г) Ее большие глаза и маленькая ручка вызывали

восхищение.

Этот чемодан без ручки.

д) Последний осенний лист дрожал на березе.

У меня остался последний лист бумаги.

Задание № 9:

Объясните, чем отличаются следующие словосочетания. Выпишите фразеологизмы. Составьте предложения с тремя из них:

белая ворона — белая лошадь;

божья искра — искра от костра;

болеть душой — болеть гриппом;

брать голыми руками — брать грязными руками;

ветер в голове — ветер на улице;

водой не разольешь — водой не отмоешь;

голубая кровь — голубая лента;

длинный язык — длинный путь;

душа нараспашку — куртка нараспашку;

золотые горы — золотые серьги.

Задание № 10:

Закончите следующие предложения, вставляя соответствующие фразеологизмы из тех, которые даны в скобках.

а} Он пришел к нам недавно, он здесь ………….

б) Он спал ………

в) Все было сделано …………

г) Среди нас он сильно выделялся, был как ……….

д) Началась зима, полетели ……….

е) Она такая транжира, любит…………

ж) В доме был такой беспорядок, все было просто………….

з) Он был такой проницательный, что всех………………

(белые мухи, насквозь видеть, без сучка без задоринки, белая ворона, без году неделя, бросать деньги на ветер, без задних ног, перевернуть вверх дном)

3. Итог урока.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наташа ростова была хорошей хозяйственницей ошибка
  • Настройка служб bluetooth ошибка подключения к гарнитуре
  • Настройки google partner произошла ошибка
  • Натан рыбак ошибка оноре де бальзака
  • Настройка яндекс диска произошла ошибка попробовать еще