Наступило глубокое лето исправить ошибку

Лексическая
недостаточность – это стилистическая
ошибка, состоящая в пропуске слова в
словосочетании: Меня
до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного
слова берет на себя остающееся: слово:
он служит
армии), она
хорошо знает языки
(иностранные).

Но часто лексическая
недостаточность приводит к неясности
речи, а порой и создает комический
эффект: День
рождения начнется в пять часов.
Здесь
пропущено слово «празднование», без
этого слова высказывание приобретает
совершенно другой смысл.

[?] Вопросы и задания

1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены
потерпели победу в соревнованиях;

б) Наступило
глубокое лето;

в) Этот писатель
заслужил известность;

г) В таких
обстоятельствах удача нам не грозит;

д) Этот фильм
обречен на успех;

е) Нам слишком
долго зажимали язык;

ж) В этом заплыве
мы одержали поражение.

2. В следующих предложениях исправьте
ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина
отличается от Гоголя.

б) Условия в городе
не такие, как в деревне.

в) На стене висела
картина маслом.

г) В связи с эпидемией
гриппа на занятиях присутствовало
только 0,5 студента.

д) Каждый классный
руководитель должен обеспечить явку
своих родителей.

2. В следующих предложениях исправьте
ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей
смертью он написал завещание.

б) Продолжительность
занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования
основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента
поразила нас своим величием.

д) Он принял
решительное решение.

е) Толпа людей шла
по улице.

ж) Каковы ваши
планы на будущее.

з) Люди должны
взаимно уважать друг друга.

и) Я написала свою
автобиографию.

к) Внешняя наружность
ее была вполне привлекательна.

3.6. Синонимы

В языке существует
и явление, обратное многозначности. Для
обозначения одного и того же понятия
может использоваться одно, а несколько
слов, сходных по смыслу, но разных по
звучанию. Такое явление называется
синонимией, а слова – синонимами.
Например: враг
– недруг, неприятель, противник; смелый
храбрый,
отважный, отчаянный.

Синонимы
это слова, принадлежащие к одной части
речи. Синонимы различаются либо оттенками
значений: дом,
изба квартира
(общее
значение этих слов – жилище, но каждое
из них
имеет и свое конкретное значение; такие
синонимы называются семантическими),
либо сферой употребления, то есть слов
имеют одинаковое значение, но употребляются
в разных стилях: глаза,
очи, гляделки
(все
слова имеют одинаковое лексическое
значение, но первое – общеупотребительное,
второе уместно в
поэтической речи, третье – просторечное);
слова «ложь» и «вымысел»
употребляются в литературном языке, а
слово «вранье» чаще всего в разговорной
речи. Такие синонимы называются
стилистическими.

Существуют
специальные словари синонимов, в которых
представлены целые синонимические ряды
(два или более синонимов):
сообщать
– информировать, объявлять, извещать,
уве
домлять,
заявлять.

Различают также
контекстуальные синонимы. Это слова,
которые не являются языковыми синонимами
в прямом смысле этого слова, но выполняют
эту функцию в данном контекст. Например,
в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин
показывает не довольство рыбки просьбами
старика через описание моря: сначала
«море слегка разыгралось», потом –
«помутилось сине море», «неспокойно
синее море», «почернело синее море» и,
на конец, – «на море черная буря».

Синонимы позволяют
избегать в речи ненужных повторов
(тавтологии), делают речь богатой и
разнообразной.

Следует умело
употреблять синонимы в речи. В
художественных произведениях можно
найти примеры употребления даже
нескольких синонимов одновременно:
«царь затосковал… сел на мягкую траву
и пригорюнился»; «закручинился
Иван-царевич, запечалился».

Неумение подбирать
и употреблять синонимы свидетельствует
о низкой речевой культуре человека.

Ошибки в
употреблении синонимов

Это ошибки, связанные
с неумением выбрать из синонимического
ряда слово, соответствующее всему тону
речи или нужному оттенку, стилю. Важно
учитывать и лексическую сочетаемость
слов.

Например, если
рассматривать синонимы «есть» –
«кушать», то слово «кушать» не рекомендуется
употреблять ни в первом, ни в третьем
лице, а только в повелительном наклонении,
так как оно имеет оттенок подчеркнутой
вежливости, поэтому не следует говорить
«я кушаю», «он кушает», но нужно сказать
«кушайте, пожалуйста» и «кушать подано»,
так как считается, что формы «ешь» и
«ешьте» звучат несколько фамильярно.
В ряду синонимов «жена» – «супруга»
второе слово также не рекомендуется
употреблять применительно к первому
лицу («моя супруга»), это слово употребляется
в официальной речи: «прибыл посол с
супругой». В обычной речи следует
употреблять слово «жена».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Практическое занятие

Редактирование текста

Вопросы для обсуждения

1. Редактирование текста. Исправление лексических ошибок.

2. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Плеоназм. Лексическая недостаточность. Тавтология.

Методические рекомендации

Студенты должны научиться находить и исправлять лексические ошибки в текстах, связанные с лексической сочетаемостью.

Практические задания

Задание 1. Прочитайте и законспектируйте.

Значение слова важно при сочетаемости слов, ведь в речи мы употребляем слово не изолированно, а вместе с другими словами.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соединяться друг с другом. Например, мы скажем «стая волков», а не «стая кошек». Можно сказать «длинный путь», но не «длительный путь». Если не учитывать в сочетании слов их лексического значения, можем получить просто абсурдные высказывания. Нельзя сказать «желтый арбуз», он может быть только красным или зеленым; нельзя сказать «круглый час», но говорят «круглый год» и т. д.

Лексическая избыточность — это общее название двух стилистических явлений: плеоназма и тавтологии, обозначающих ненужную, неуместную многословность.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами, слышать своими ушами, сделать своими собственными руками.

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаивать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет, значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дублирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плеоназма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуемого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стилистическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель пописывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошибкой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо решать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно заменить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностранные).

Но часто лексическая недостаточность приводит к неясности речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов. Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

Задание 2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание 3.  В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

Задание 4.  В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

Практическая работа №2. Тема: Редактирование текста. Исправление лексических ошибок.

Задание 1. Прочтите теоретический материал и сделайте выписки.

Значение слова важно при сочетаемости слов, ведь в речи мы употребляем слово не изолированно, а вместе с другими словами.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соеди­няться друг с другом. Например, мы скажем «стая волков», а не «стая кошек». Можно сказать «длинный путь», но не «длитель­ный путь». Если не учитывать в сочетании слов их лексического значения, можем получить просто абсурдные высказывания. Нельзя сказать «желтый арбуз», он может быть только красным или зеленым; нельзя сказать «круглый час», но говорят «круг­лый год» и т. д.

Лексическая избыточность — это общее название двух стили­стических явлений: плеоназма и тавтологии, обозначающих не­нужную, неуместную многословность.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами, слышать своими ушами, сделать своими собственными руками.

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаи­вать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет, значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стили­стической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дуб­лирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плео­назма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуе­мого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стили­стическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель попи­сывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошиб­кой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо ре­шать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно за­менить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностран­ные).

Но часто лексическая недостаточность приводит к неясно­сти речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов. Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

Задание 2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание 3. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку сво­их родителей.

Задание 4. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов: а) Спорт

смены потерпели победу в соревнованиях. б) Наступило глубокое лето. в) Этот писатель заслужил известность. г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит. д) Этот фильм обречен на успех. е) Нам слишком долго зажимали языки. ж) В этом заплыве мы одержали поражение

Ответ:

А) спортсмены одержали победу в соревнованиях

Б) наступила середина лета

В) Этот писатель заслужил того , чтобы нём знали.

Г) в таких обстоятельствах , удача нам не светит.

Д) этот фильм точно будет успешным

Е) нас слишком долго заставляли молчать

Ж) в этом заплыве мы потерпели поражение.

а) Спортсмены одержали победу в соревнованиях.
б) Наступило глубокое лето.
в) Этот писатель заслужил известность.
г) В таких обстоятельствах нам не светит удача.
д) Этот фильм обречен на успех.
е) Нам слишком долго затыкали рты.
ж) В этом заплыве мы потерпели поражение.

Вследующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов: а) спортсмены потерпели победу в соревнованиях. б) наступило глубокое лето. в) этот писатель заслужил известность. г) в таких обстоятельствах удача нам не грозит. д) этот фильм обречен на успех. е) нам слишком долго зажимали языки. ж) в этом заплыве мы одержали поражение

Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

kato99


А) спортсмены одержали победу в соревнованиях

Б) наступила середина лета

В) Этот писатель заслужил того , чтобы нём знали.

Г) в таких обстоятельствах , удача нам не светит.

Д) этот фильм точно будет успешным

Е) нас слишком долго заставляли молчать

Ж) в этом заплыве мы потерпели поражение.

пророк2345


Объяснение:

а где сам текст

Реши свою проблему, спроси otvet5GPT

  • Быстро
    Мгновенный ответ на твой вопрос

  • Точно
    Бот обладает знаниями во всех сферах

  • Бесплатно
    Задай вопрос и получи ответ бесплатно

Задай свой вопрос

logo

Популярно: Русский язык

  • kotletka223

    Вкаком ряду нет суффиксов? 1)синеет, белизна , апрелем, везший 2)закат, туманный,…

  • Igorkhvan

    Укажите имя прилагательные, употребленное в форме составной сравнительной степени:…

  • kill3242001

    Прочитай предложение. с давних времен известны целебные свойства цветов липы. объясни…

  • Kiss1009

    Будет решатся оценка за ! #4 вопрос: выберите словосочетания, в которых не является…

  • handofkremlin

    Будет решатся оценка за ! #7 вопрос: найдите предложения, в котором есть частица…

  • AnnPogodina1

    Расставьте знаки препинания держа в руках своего младенца (1) и (2) зная о его будущем…

  • 89237карина

    Будет решатся оценка за ! #10 вопрос: нерадивый ученик пишет письмо своему другу….

  • sabinakalisheva

    1. фонетический разбор слова полная. 2. разбор слов по составу: перемешивались 3….

  • даладно30раз

    Надо написать небольшой текст, используя слова 6-й класс, 4 четверти, 35 недель,…

  • daryatabuewa

    Укажите предложение со сранительным оборотом поставьте где нужно запятые: 1)герасим…

Caktus Image

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.

  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.

  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!

  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Научение животных методом проб и ошибок
  • Наступила работа над ошибками
  • Наука об ошибках называется
  • Наступил август месяц пора собирать урожай исправьте ошибки
  • Наука об измерениях и их ошибках это