Ошибка в построении предложения с однородными членами
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 355.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 355.
В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
.
Частые нарушения в построении предложений с однородными членами
Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.
Правило | Примеры неправильного построения | Примеры правильного построения |
В однородный ряд нельзя объединять:
1) именные и глагольные сказуемые; 2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений; 3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия; 4) инфинитив (глагол) и существительное; 5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие); 6) разные видо-временные формы глаголов; 7) существительные в разных падежных формах. |
Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).
Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие). Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения) |
Он купил яблоки, орехи, другие продукты.
Недостроенное здание было старое и обветшалое. Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают. |
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. | В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).
Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением). |
В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.
Она услышала вопрос и ответила на него. |
Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. | Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).
Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей). |
Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).
Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов. |
Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.
Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения. |
На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).
Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.) |
На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.
Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой. |
Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.
Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой. |
Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). | Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.
Рассказ о мужчинах, женщинах. |
Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. | Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. |
Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.
Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.
Что мы узнали?
- В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
- В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
- Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
- Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елена Трухина
9/10
-
Зинаида Гибиус
9/10
-
Ольга Явкина
10/10
-
Галина Викторовна
10/10
-
Миша Кальбах
7/10
-
Елена Бакинская
9/10
Оценка статьи
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 355.
А какая ваша оценка?
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.
Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Типичные ошибки.
Ошибка № 1.
Ошибка связана с неправильным употреблением составного сочинительного союза. Запомните, что первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом, а вторая – перед вторым.
Пример.
В народном творчестве о Байкале не только звучит огромная любовь, но и ещё нечто большее.
Комментарий.
В данном предложении однородные члены любовь, нечто большее.
Ошибка № 2.
Неправильное место в предложении первой части двойного союза.
Первая часть двойного союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.
ВЕРНО.
В народном творчестве о Байкале звучит (что?) не только огромная любовь, но и ещё нечто большее.
Ошибка № 3.
Замена слов в двойном союзе.
Запомните двойные союзы:
не только …, но и…
не столько…, сколько…
как…, так и …
Нельзя изменять вторую часть двойного союза.
ОШИБКИ:
не только…, а и…
не столько…, но и…
Пример.
Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
Верно.
Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.
Ошибка № 4.
Неправильное построение предложений с однородным членами, соединёнными союзом И.
Нельзя соединять сказуемые с союзом И, если зависимые слова каждого из данных сказуемых стоят в разных падежах!
Пример.
Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю (что?) и наслаждаюсь (чем?) классической музыкой.
Верно.
Приходя на концерт симфонического оркестра, я с удовольствием слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.
Ошибка № 5.
Нарушение единства форм обобщающего слова и однородных членов.
Обобщающее слово и однородные члены предложения должны стоять в одинаковых формах.
Пример.
Олеся стояла в саду и любовалась творительный падеж цветами: именительный падеж флоксы, маргаритки, ирисы.
Верно.
Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксами, маргаритками.
Ошибка № 6.
Неверное использование в качестве однородных членов слов или оборотов и придаточных предложений.
Пример.
Зверь осторожно пробирался по дороге, 1-ый однородный член, выражен причастным оборотом ведущей к деревне и 2-ый однородный член, выражен придаточным определительным по которой он ходил уже не раз.
Верно.
Зверь осторожно пробирался по дороге, которая вела к деревне и по которой он ходил уже не раз. (Однородные придаточные).
Ошибка № 7.
Неправильное употребление предлогов при однородных членах.
Нельзя в начале ряда однородных членов использовать предлог, который НЕ может быть употреблён хотя бы с одним из однородных членов.
Пример.
В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.
Комментарий.
В домах, в парках — верно.
НО!!!
На площадях.
ВЕРНО.
В домах, парках, на площадях было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.
ПРИМЕРЫ.
Задание № 8.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Тип грамматической ошибки: ошибка в построении предложения с однородными членами.
Пример № 1.
В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые. (Неверное употребление двойного союза).
Верно.
В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, но и воспринимаемые как просто нелепые.
Пример № 2.
Недавно вышедшая из печати книга одного современного автора не только оказалась очень увлекательной, но и по-настоящему глубокой. (Первая часть двойного союза должна стоят перед первым второстепенным членом – увлекательной).
Верно.
Недавно вышедшая из печати книга одного современного автора оказалась не только очень увлекательной, но и по-настоящему глубокой.
Пример № 3.
Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.
(Обобщающее слово и однородные члены должны стоять в одинаковых формах).
Верно.
Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыбу, вареная картошку, маринованные огурцы.
Пример № 4.
Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах. (При данных сказуемых второстепенные члены должны стоять в разных падежах).
Верно.
Международная общественность хорошо понимает (что?) социальные проблемы в развивающихся странах и заботится ( о чём?) об их решении.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.
Это
задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
русского литературного языка.
Грамматические нормы – это совокупность
морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.
Грамматическая
ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
I.
Предложения с однородными членами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Во |
Во Каждое |
2. |
На |
На земле, |
3. |
В |
В Рыба |
4. |
На |
На Бабушки |
5. |
Иван |
Иван с |
6. |
Мы |
Мы Не |
7. |
Посетители |
Посетители |
8. как не если |
Автор |
Автор |
9. |
Книга |
Книга |
10. |
Много |
Много Нельзя |
11. |
Он |
Он Он |
II.
Предложения с причастным оборотом.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Приготовленные оладьи |
Оладьи, приготовленные Приготовленные Определяемое |
2. |
Мы |
Мы |
3. |
Задание, |
Задание, |
4. |
Дождь, Причастный |
Дождь, Два |
5. Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, |
Лица, |
III.
Сложноподчинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Лошади |
Непонятно, Казачьи |
2. |
Весной |
Весной |
3. |
Те, |
Кто — ед. Те, кто |
4. |
Выступающие |
заметить Выступавшие |
5. |
Автор, |
Автор, Высказывание |
6. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, |
Когда |
7. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела |
Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда |
8. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, |
Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и |
9. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
Мы благодарны им за то, что живём под мирным |
10. |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не |
Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел |
IV.
Сложносочинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
Внизу |
2. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт |
Автор |
3. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и |
Родители |
V.
Нарушение управления при употреблении предлогов.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Благодаря доктора, Поезд |
Благодаря (КОМУ?) Поезд Существительные |
2. |
По завершению По |
По По Если Если По |
3. |
Вернувшись От Он |
Вернувшись С Он |
4. |
Нельзя |
Нельзя |
5. |
Автор |
Автор |
Запомните! Предлоги Снега |
VI.
Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. Основное и добавочное действия относятся к разным |
Прочитав очерк, его герои стали |
Герои |
2. |
Закончив приготовления, |
Ему |
3. |
Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый |
Проявив |
4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего |
Он, |
5. Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, |
Став |
VII.
Прочие типы ошибок.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
В |
В В Название Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия |
2. |
Глаза его прикрывали стёкла очков. |
Стёкла Прямой 1. 2. 3. 4. 5. Неоправданная |
3. |
Учёный оперировал С точными фактами. |
При Учёный Учёный |
4. |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, а |
Глаголы |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, но |
Согласование
подлежащего и сказуемого.
Правило |
Примеры |
1. |
Большинство Ряд новых постановлений |
2. |
Несколько За |
Однородными называют такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, объединяются одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения и часто относятся к одной части речи.
Ошибки в предложениях с однородными членами разнообразны, рассмотрим основные типы.
1. Однородными будут только те члены, что выражены одинаковыми формами.
*Свитер был неуютный и колюч.
Неуютный — полная форма прилагательного.
Колюч — краткая форма прилагательного.
Правильно: свитер был неуютный и колючий.
*Вечерами люблю посидеть у камина и чтение.
Чтение — существительное.
Правильно: вечерами люблю посидеть у камина и почитать.
2. Однородные члены должны соотноситься логически.
*Я пришёл поздно вечером домой с другом и температурой.
Друг и температура не могут быть однородными членами.
*У мамы было много красивых платьев и чувство гордости.
Платья и чувство гордости также не являются однородными членами.
3. Обобщающее слово не может стоять при перечислении в одном ряду с однородными членами.
*В пекарне пахло пирожками с капустой, рыбным пирогом, булочками с корицей и свежей выпечкой.
Свежая выпечка — это обобщающее слово для всех остальных членов ряда.
Правильно: в пекарне пахло свежей выпечкой: пирожками с капустой, рыбным пирогом и булочками с корицей.
Обрати внимание!
Однородные члены имеют одинаковую форму с обобщающим словом. В примере со свежей выпечкой обобщающее слово употреблено в творительном падеже, поэтому все члены ряда после двоеточия тоже стоят в творительном падеже.
Однородные сказуемые с общим дополнением
Если два глагола-сказуемых имеют общее управляемое слово, то к этому дополнению должен задаваться одинаковый вопрос от глаголов.
Она восхищалась и гордилась прославленным братом-лётчиком.
Восхищалась (кем?) братом-лётчиком.
Гордилась (кем?) братом-лётчиком.
Предложение с однородными членами построено верно.
Ошибка возникает, если задаются разные вопросы к одному слову.
*Друзья стали вполголоса размышлять и обсуждать достоинства и недостатки путешествия на поезде.
Размышлять (над чем?) над достоинствами и недостатками.
Обсуждать (что?) достоинства и недостатки.
Правильно: размышлять над достоинствами и недостатками путешествия на поезде и обсуждать их.
Двойные союзы
Двойные союзы — сочинительные союзы, которые стоят не между двумя однородными членами (как союзы «и», «или», «но» и т. д.), а перед каждым однородным компонентом.
1. Проверяй состав самого союза, потому что двойные союзы имеют только одну форму:
то — то;
или — или;
либо — либо;
не только — но и;
как — так и;
если не — то;
не столько — сколько.
Изменение второй части союза ведёт к грамматической ошибке.
*Мы намеревались не только посетить главные музеи города, а также прогуляться по его улочкам.
Начало двойного союза «не только» подразумевает единственно возможную вторую часть «но и».
Правильно: …не только посетить главные музеи города, но и прогуляться по его улочкам.
2. Проверяй, какие члены предложения соединяют части двойных союзов.
*В магазине продавались платья, как подходящие для торжественных мероприятий, так и для повседневной носки.
Видим, что первая часть двойного союза как — так и стоит не на своём месте, потому что нужно соединить два однородных члена мероприятий и носки.
Правильно: В магазине продавались платья, подходящие как для торжественных мероприятий, так и для повседневной носки.
Слайд 1
Готовимся к ЕГЭ Грамматические ошибки. Ошибка в построении предложения с однородными членами Малыгина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга
Слайд 2
Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Слайд 3
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия. Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения». Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. Не должно быть избыточного использования союзов.
Слайд 4
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их. Ошибочно Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика. Верно Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него. Однородные члены: в соответствии и на основе . Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
Слайд 5
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их. Ошибочно Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери. Верно Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней. Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
Слайд 6
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их. Ошибочно Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Верно Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
Слайд 7
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их. Ошибочно Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый. Верно Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен. Однородные члены: убит и раненый . Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
Слайд 8
Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/174-oshibka-v-postroenii.html