Нам слишком долго зажимали языки исправьте ошибку

. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение

Ответы

Ответ:

А) спортсмены одержали победу в соревнованиях

Б) наступила середина лета

В) Этот писатель заслужил того , чтобы нём знали.

Г) в таких обстоятельствах , удача нам не светит.

Д) этот фильм точно будет успешным

Е) нас слишком долго заставляли молчать

Ж) в этом заплыве мы потерпели поражение.

Интересные вопросы

Лексическая
недостаточность – это стилистическая
ошибка, состоящая в пропуске слова в
словосочетании: Меня
до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного
слова берет на себя остающееся: слово:
он служит
армии), она
хорошо знает языки
(иностранные).

Но часто лексическая
недостаточность приводит к неясности
речи, а порой и создает комический
эффект: День
рождения начнется в пять часов.
Здесь
пропущено слово «празднование», без
этого слова высказывание приобретает
совершенно другой смысл.

[?] Вопросы и задания

1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены
потерпели победу в соревнованиях;

б) Наступило
глубокое лето;

в) Этот писатель
заслужил известность;

г) В таких
обстоятельствах удача нам не грозит;

д) Этот фильм
обречен на успех;

е) Нам слишком
долго зажимали язык;

ж) В этом заплыве
мы одержали поражение.

2. В следующих предложениях исправьте
ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина
отличается от Гоголя.

б) Условия в городе
не такие, как в деревне.

в) На стене висела
картина маслом.

г) В связи с эпидемией
гриппа на занятиях присутствовало
только 0,5 студента.

д) Каждый классный
руководитель должен обеспечить явку
своих родителей.

2. В следующих предложениях исправьте
ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей
смертью он написал завещание.

б) Продолжительность
занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования
основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента
поразила нас своим величием.

д) Он принял
решительное решение.

е) Толпа людей шла
по улице.

ж) Каковы ваши
планы на будущее.

з) Люди должны
взаимно уважать друг друга.

и) Я написала свою
автобиографию.

к) Внешняя наружность
ее была вполне привлекательна.

3.6. Синонимы

В языке существует
и явление, обратное многозначности. Для
обозначения одного и того же понятия
может использоваться одно, а несколько
слов, сходных по смыслу, но разных по
звучанию. Такое явление называется
синонимией, а слова – синонимами.
Например: враг
– недруг, неприятель, противник; смелый
храбрый,
отважный, отчаянный.

Синонимы
это слова, принадлежащие к одной части
речи. Синонимы различаются либо оттенками
значений: дом,
изба квартира
(общее
значение этих слов – жилище, но каждое
из них
имеет и свое конкретное значение; такие
синонимы называются семантическими),
либо сферой употребления, то есть слов
имеют одинаковое значение, но употребляются
в разных стилях: глаза,
очи, гляделки
(все
слова имеют одинаковое лексическое
значение, но первое – общеупотребительное,
второе уместно в
поэтической речи, третье – просторечное);
слова «ложь» и «вымысел»
употребляются в литературном языке, а
слово «вранье» чаще всего в разговорной
речи. Такие синонимы называются
стилистическими.

Существуют
специальные словари синонимов, в которых
представлены целые синонимические ряды
(два или более синонимов):
сообщать
– информировать, объявлять, извещать,
уве
домлять,
заявлять.

Различают также
контекстуальные синонимы. Это слова,
которые не являются языковыми синонимами
в прямом смысле этого слова, но выполняют
эту функцию в данном контекст. Например,
в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин
показывает не довольство рыбки просьбами
старика через описание моря: сначала
«море слегка разыгралось», потом –
«помутилось сине море», «неспокойно
синее море», «почернело синее море» и,
на конец, – «на море черная буря».

Синонимы позволяют
избегать в речи ненужных повторов
(тавтологии), делают речь богатой и
разнообразной.

Следует умело
употреблять синонимы в речи. В
художественных произведениях можно
найти примеры употребления даже
нескольких синонимов одновременно:
«царь затосковал… сел на мягкую траву
и пригорюнился»; «закручинился
Иван-царевич, запечалился».

Неумение подбирать
и употреблять синонимы свидетельствует
о низкой речевой культуре человека.

Ошибки в
употреблении синонимов

Это ошибки, связанные
с неумением выбрать из синонимического
ряда слово, соответствующее всему тону
речи или нужному оттенку, стилю. Важно
учитывать и лексическую сочетаемость
слов.

Например, если
рассматривать синонимы «есть» –
«кушать», то слово «кушать» не рекомендуется
употреблять ни в первом, ни в третьем
лице, а только в повелительном наклонении,
так как оно имеет оттенок подчеркнутой
вежливости, поэтому не следует говорить
«я кушаю», «он кушает», но нужно сказать
«кушайте, пожалуйста» и «кушать подано»,
так как считается, что формы «ешь» и
«ешьте» звучат несколько фамильярно.
В ряду синонимов «жена» – «супруга»
второе слово также не рекомендуется
употреблять применительно к первому
лицу («моя супруга»), это слово употребляется
в официальной речи: «прибыл посол с
супругой». В обычной речи следует
употреблять слово «жена».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Практическое занятие

Редактирование текста

Вопросы для обсуждения

1. Редактирование текста. Исправление лексических ошибок.

2. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Плеоназм. Лексическая недостаточность. Тавтология.

Методические рекомендации

Студенты должны научиться находить и исправлять лексические ошибки в текстах, связанные с лексической сочетаемостью.

Практические задания

Задание 1. Прочитайте и законспектируйте.

Значение слова важно при сочетаемости слов, ведь в речи мы употребляем слово не изолированно, а вместе с другими словами.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соединяться друг с другом. Например, мы скажем «стая волков», а не «стая кошек». Можно сказать «длинный путь», но не «длительный путь». Если не учитывать в сочетании слов их лексического значения, можем получить просто абсурдные высказывания. Нельзя сказать «желтый арбуз», он может быть только красным или зеленым; нельзя сказать «круглый час», но говорят «круглый год» и т. д.

Лексическая избыточность — это общее название двух стилистических явлений: плеоназма и тавтологии, обозначающих ненужную, неуместную многословность.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами, слышать своими ушами, сделать своими собственными руками.

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаивать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет, значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дублирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плеоназма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуемого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стилистическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель пописывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошибкой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо решать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно заменить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностранные).

Но часто лексическая недостаточность приводит к неясности речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов. Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

Задание 2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание 3.  В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

Задание 4.  В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

Практическое занятие

Редактирование текста

Вопросы для обсуждения

1. Редактирование текста. Исправление лексических ошибок.

2. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Плеоназм. Лексическая недостаточность. Тавтология.

Методические рекомендации

Студенты должны научиться находить и исправлять лексические ошибки в текстах, связанные с лексической сочетаемостью.

Практические задания

Задание 1. Прочитайте и законспектируйте.

Значение слова важно при сочетаемости слов, ведь в речи мы употребляем слово не изолированно, а вместе с другими словами.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соединяться друг с другом. Например, мы скажем «стая волков», а не «стая кошек». Можно сказать «длинный путь», но не «длительный путь». Если не учитывать в сочетании слов их лексического значения, можем получить просто абсурдные высказывания. Нельзя сказать «желтый арбуз», он может быть только красным или зеленым; нельзя сказать «круглый час», но говорят «круглый год» и т. д.

Лексическая избыточность — это общее название двух стилистических явлений: плеоназма и тавтологии, обозначающих ненужную, неуместную многословность.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами, слышать своими ушами, сделать своими собственными руками.

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаивать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет, значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дублирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плеоназма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуемого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стилистическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель пописывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошибкой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо решать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно заменить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностранные).

Но часто лексическая недостаточность приводит к неясности речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов. Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

Задание 2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание 3.  В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

Задание 4.  В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

Практическая работа №2. Тема: Редактирование текста. Исправление лексических ошибок.

Задание 1. Прочтите теоретический материал и сделайте выписки.

Значение слова важно при сочетаемости слов, ведь в речи мы употребляем слово не изолированно, а вместе с другими словами.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соеди­няться друг с другом. Например, мы скажем «стая волков», а не «стая кошек». Можно сказать «длинный путь», но не «длитель­ный путь». Если не учитывать в сочетании слов их лексического значения, можем получить просто абсурдные высказывания. Нельзя сказать «желтый арбуз», он может быть только красным или зеленым; нельзя сказать «круглый час», но говорят «круг­лый год» и т. д.

Лексическая избыточность — это общее название двух стили­стических явлений: плеоназма и тавтологии, обозначающих не­нужную, неуместную многословность.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами, слышать своими ушами, сделать своими собственными руками.

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаи­вать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет, значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стили­стической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дуб­лирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плео­назма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуе­мого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стили­стическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель попи­сывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошиб­кой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо ре­шать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно за­менить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностран­ные).

Но часто лексическая недостаточность приводит к неясно­сти речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов. Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

Задание 2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание 3. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку сво­их родителей.

Задание 4. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.


Подборка по базе: С.С. Перегримов Иностр язык.docx, русский язык.doc, МУ к ПР. Русский Ф-11 2020.docx, Стилевые черты и языковые особенности ОДС РДБз-22-1, Калинин Д.А, практическое задание по дисциплине история литературы первого ин, Английский язык ПЗ №1 ответы.docx, Тренинг 3. русский, ответы.docx, Контрольная русский.docx, Правила по русскому языку.docx, Английский язык практ 2.docx


Глава 3. Лексикология и фразеология

Плеоназм — это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер» (слово «интерьер» уже имеет значение «внутренний»); «простаивать без дела» (слово «простаивать» имеет благодаря приставке про- значение «без дела»); «вернуться назад» (слово «вернуться» уже имеет значение обратного направления); «упасть вниз» (упасть вверх просто невозможно); «жестикулировать руками» (ничем другим жестикулировать нельзя).

Различают два вида плеоназмов. Один вид не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал (дублирование отрицания частицей и наречием). Второй вид плеоназма — стилистическая ошибка, при которой излишние слова объединяются в словосочетание или в предложение: В прошедшие дни прошли дожди.

Тавтология — это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуемого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология может и не быть ошибкой, если является стилистическим приемом. Это намеренная тавтология: Писатель пописывает, читатель почитывает.

Ненамеренная тавтология является стилистической ошибкой.

Например, в предложении Нерешенные проблемы надо решать — ненамеренная тавтология, повторяются однокоренные слова. Чтобы исправить эту стилистическую ошибку, нужно заменить одно из этих слов: Существующие проблемы надо решать.

  1. Лексическая недостаточность

Лексическая недостаточность — это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностранные).

3.5. Лексическая недостаточность

75


Но часто лексическая недостаточность приводит к неясности речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов.
Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

  1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

  1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей. 3


3. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

Вопросы и задания

76

Глава 3. Лексикология и фразеология

  1. Синонимы

В языке существует и явление, обратное многозначности. Для обозначения одного и того же понятия может использоваться не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но разных по звучанию. Такое явление называется синонимией, а слова — синонимами. Например: враг — недруг, неприятель, противник; смелый — храбрый, отважный, отчаянный.

Синонимы — это слова, принадлежащие к одной части речи. Синонимы различаются либо оттенками значений: дом, изба, квартира (общее значение этих слов — жилище, но каждое из них имеет и свое конкретное значение; такие синонимы называются семантическими), либо сферой употребления, то есть слова имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях: глаза, очи, гляделки (все слова имеют одинаковое лексическое значение, но первое — общеупотребительное, второе уместно в поэтической речи, третье — просторечное); слова «ложь» и «вымысел» употребляются в литературном языке, а слово «вранье» чаще всего в разговорной речи. Такие синонимы называются стилистическими.

Существуют специальные словари синонимов, в которых представлены целые синонимические ряды (два или более синонимов): сообщать — информировать, объявлять, извещать, уведомлять, заявлять.

Различают также контекстуальные синонимы. Это слова, которые не являются языковыми синонимами в прямом смысле этого слова, но выполняют эту функцию в данном контексте. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин показывает недовольство рыбки просьбами старика через описание моря: сначала «море слегка разыгралось», потом — «помутилось синее море», «неспокойно синее море», «почернело синее море» и, наконец, — «на море черная буря».

Синонимы позволяют избегать в речи ненужных повторов (тавтологии), делают речь богатой и разнообразной.

Следует умело употреблять синонимы в речи. В художественных произведениях можно найти примеры употребления даже нескольких синонимов одновременно: «царь затосковал… сел на мягкую траву и пригорюнился»; «закручинился Иван-царевич, запечалился».

3,7. Антонимы

77


Неумение подбирать и употреблять синонимы свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Ошибки в употреблении синонимов

Это ошибки, связанные с неумением выбрать из синонимического ряда слово, соответствующее всему тону речи или нужному оттенку, стилю. Важно учитывать и лексическую сочетаемость слов.

Например, если рассматривать синонимы «есть» — «кушать», то слово «кушать» не рекомендуется употреблять ни в первом, ни в третьем лице, а только в повелительном наклонении, так как оно имеет оттенок подчеркнутой вежливости, поэтому не следует говорить «я кушаю», «он кушает», но нужно сказать «кушайте, пожалуйста» и «кушать подано», так как считается, что формы «ешь» и «ешьте» звучат несколько фамильярно. В ряду синонимов «жена» — «супруга» второе слово также не рекомендуется употреблять применительно к первому лицу («моя супруга»), это слово употребляется в официальной речи: «прибыл посол с супругой». В обычной речи следует употреблять слово «жена».

  1. Антонимы

Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению. Не все слова в языке могут иметь антонимы, а только те, которые подразумевают возможность противоположного значения. Антонимы могут обозначать степень признака (тяжелый — легкий), пространство (вверх — вниз), время (рано — поздно), количество (много — мало). Часто слова, которые по своему лексическому значению не являются антонимами, используются в их значении. Это текстовые антонимы. Так, в пословице «Поспешишь — людей насмешишь» для слова «поспешишь» антонимом должно быть слово «медлить», а слово «насмешишь» стало антонимом только в этом контексте.

Искусное, умелое использование антонимов делает нашу речь богаче и выразительнее. Антонимы используются для создания стилистической фигуры, строящейся на противопоствлении сравниваемых понятий. Такая фигура называется «антитеза»: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

78

Глава 3. Лексикология и фразеология


(?] Вопросы и задания

  1. Прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Найдите в нем глаголы или выражения со значением «говорить», «сказать». Какую функцию в данном отрывке выполняют синонимы?

«О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках — и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре — и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели — и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина — и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником, и надсмотрщи ком ».

  1. Определите функцию синонимов в следующих предложениях (избежание повторов, усиление, уточнение, пояснение, сопоставление, противопоставление):

а) Он вдруг остановился, встал как вкопанный.

б) Гордыня, то есть гордость, высокомерие, завладели им окончательно.

в) Он не бежал, а несся, ничего не видя вокруг.

г) Я думаю о жизни, размышляю о ней ежеминутно.

д) Добрые дела творят, а не вытворяют.

  1. Запишите синонимы для следующих слов:

красивый, множество, изумительно, смотреть, деньги.

Затем обратитесь к словарю синонимов и дополните синонимический ряд для каждого из приведенных слов. Определите, какие из этих слов являются нейтральными, книжными, разговорными, просторечными. Составьте по одному предложению с каждым из приведенных синонимов.

  1. Определите, чем различаются слова, принадлежащие к одному синонимическому ряду (по смыслу или по стилю и сфере употребления). Составьте предложения с каждым словом из приведенных синонимических рядов:

а) активный, деятельный, энергичный, инициативный, предприимчивый;

б) аплодировать, рукоплескать, хлопать, устраивать овацию;

в) аромат, запах, дух, благовоние, амбре, фимиам;

г) благозвучный, мелодичный, музыкальный, гармоничный, стройный, сладкозвучный, сладкогласный;

3.7. Антонимы

79


д) благородный, великодушный, возвышенный, высокий, святой, священный, рыцарский;

е) бросить, кинуть, швырнуть, метнуть, пустить, шибануть, брякнуть, шваркнуть, низвергнуть, низринуть;

ж) вероятно, возможно, видимо, очевидно, кажется, наверное, пожалуй, похоже, как будто, может быть, по всей вероятности;

з) невежественный, непросвещенный, малообразованный, неразвитый, темный, серый, безграмотный;

и) равнодушный, безразличный, безучастный, бесчувственный, вялый, апатичный, холодный, деревянный, индифферентный.

  1. Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие слова в скобках:

а) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);

б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);

в) состоялось, произошло (наводнение, совещание);

г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);

д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж);

е) делать, совершать, производить, предпринимать, творить (дело, добро, поступок, действия, продукцию);

ж) обширный, многочисленный, грандиозный, титанический, великий, громоздкий (шкаф, подвиг, труд, знание, митинг, проект);

з) долгий, продолжительный, длинный, долговременный, многолетний, затянувшийся (дорога, проект, плащ, цветок, аплодисменты, командировка).

  1. Найдите антонимы в следующих пословицах. Как вы понимаете смысл этих пословиц? Вспомните еще пять пословиц, в которых были бы употреблены антонимы.

а) «Доброе слово дом построит, а злое — разрушит».

б) «Красно говорит, а слушать нечего».

в) «Старый друг лучше новых двух».

г) «Худой мир лучше доброй ссоры».

д) «Мягко стелет, да жестко спать».

е) «Кто много говорит, тот мало делает». 7


7. В следующих примерах, взятых из стихотворений А. С. Пушкина, найдите антонимы и определите, в каких случаях они являются только контекстуальными антонимами.

а) Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни.

б) Смешон и ветреный старик,

Смешон и юноша степенный.

80

Глава 3. Лексикология и фразеология


в) Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

г) И днесь учитесь, о цари!

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды.

д) Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой Богатство, знатный род — с возвышенным умом И простодушие с язвительной улыбкой.

е) Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

ж) Вы улыбнетесь — мне отрада,

Вы отвернетесь — мне тоска.

з) Пустое ВЫ сердечным ТЫ Она, обмолвясь, заменила.

и) Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком.

к) Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

  1. Выпишите парами антонимы из приводимых ниже слов:

день, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать. 9


9. Подберите контекстуальные антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях (например: легкий чемодан — тяжелый чемодан; легкое платье — теплое платье; легкое вино — крепкое вино):

высокий дом, высокие помыслы; близкий путь, близкий человек; прямой угол, прямой ответ; темная комната, темные дела; здо-

3.8. Омонимы

81


ровый ребенок, здоровый шкаф; острый нож, острый взгляд; мягкий диван, мягкий голос; холодный суп, холодный ответ; свежие фрукты, свежие мысли; вялый цветок, вялый человек.

  1. Омонимы

Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но смысл имеют разный. Например: «затопить водой луга» и «затопить печку дровами». Омонимы могут принадлежать к одной или разным частям речи: нАпасть (сущ.) и напАсть (гл.).

В толковых словарях омонимы даются в различных словарных статьях:

  1. Коса — заплетенные волосы.
  2. Коса — ручное сельскохозяйственное орудие для скашивания травы.
  3. Коса — длинная узкая отмель.

Выделяют несколько типов омонимов: омографы (от греч. homos — «одинаковый» и grapho — «пишу») — слова, которые звучат по-разному, но совпадают на письме. Омографы обычно имеют ударение на разных слогах, и это меняет звучание слов, пишущихся одинаково: зАмки — замкИ, Атлас — атлАс.

Слова, совпадающие по звучанию, но имеющие разный фонемный состав, называются омофонами (от греч. homos — «одинаковый» и phone — «звук»). Эти слова звучат одинаково, но пишутся по-разному: трудтрут; порог — порок; волывалы; кот — код; посиделпоседел.

Омофоны надо правильно писать, не путая безударные гласные. Омофония возникает при совпадении в речи нескольких слов. Например: «Не под дождем — постоим да подождем» (пословица).

Слова, совпадающие по звучанию лишь в одной или нескольких формах, называются омоформами (от греч. homos — «одинаковый» и forma — «внешнее очертание»): мой — притяжательное местоимение (мой галстук) и мой — повелительная форма глагола мыть (мой окно).

Омонимы используются в речи для создания игры слов, особенно в стихах:

Увы! От берегов Невы Пришли ко мне не вы. Увы!

82

Тема 7. Понятие нормы и ее признаки. Основные типы норм. Практическое занятие № 6.

Цель: особенности литературной нормы (ее устойчивости и изменчивости).

План

  1. Что такое литературный язык?
  2. Что такое норма? Какие существуют типы норм?
  3. Зачем нужно соблюдать языковые нормы?
  4. При каких условиях формируется литературный язык?
  5. Как назывался первый литературный язык славян?
  6. Какова функция церковно-славянского языка?
  7. В чем отличие понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы»?
  8. Сделайте доклад на тему: «Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка».
  1. Заполните таблицу и назовите недостающие названия типов норм.
Правила Нормы
Ударения Акцентологические
Произношения Орфоэпические
Употребления слов Лексические
Устойчивые словосочетания
Образования слов
Образование грамматических форм
Объединение слов в словосочетания и предложения
Написания слов
Постановки знаков препинания в предложениях
  1. Прочитайте приведенные ниже предложения. Найдите допущенные в них ошибки, исправьте их и запишите правильный ответ. Определите, какие типы правил нарушены в этих предложениях.
  1. В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние нравы. 2. Были приняты все мероприятия для повышения грамотности студентов. 3. Изображая Петербург, его обстановка рисуется Некрасовым как цепь страшных картин нищеты, голода, обмана, угнетения. 4. Иудушка – жестокий пустомыслитель и пустопотребитель. 5. Для Андрея Болконского характерна гордость ума, для Пьера Безухова – умность сердца. 6. Раскольников пришел к своей теории в глубокой молодости после окончания университета. Крах его теории – это крах его мечт и стремлений. 7. Жухрай учил Павла приемам, защищавшим себя от врага.

Тема 8 ,9. Орфоэпические нормы. Практическое занятие № 7, 8

Цель: закрепить навыки литературного произношения.

План

  1. Что такое орфоэпия?
  2. Чем различаются орфоэпические и акцентологические нормы?
  3. Каковы особенности русского ударения?
  4. Каковы тенденции в развитии русского ударения?
  5. Поставьте ударение, проверьте себя по словарю:

статуя, паралич, аристократия, алфавит, каталог, языковая норма, облегчить, процент, намерение, свекла, фарфор, баловать, библиотека, компас, шофер, мышление, обеспечение, маркетинг, звонит, откупорить, переперченный, пересоленный, индустрия, ветеринария, туфля, углубить, завидно, умно, усугубить, христианин, цемент, эксперт, километр, квартал, доллар, красивее, оптовый, средства.

  1. Поставьте ударение:

а) в кратких формах прилагательных;

б) в глаголах прошедшего времени.

Выясните свои ошибки, потренируйтесь в правильном произношении этих форм. Составьте по пять предложений с каждым словом, в котором допустили ошибку:

а) весел – весела – весело – веселы;

молод – молода – молодо – молоды;

дорог – дорога – дорого – дороги;

горек – горька – горько – горьки;

прав – права – право – правы;

боек – бойка – бойко – бойки;

светел – светла – светло – светлы;

б) дал – дала – дало – дали;

взял – взяла – взяло – взяли;

брал – брала – брало – брали;

занял – заняла – заняло – заняли;

начал – начала – начало – начали;

понял – поняла – поняло – поняли;

принял – приняла – приняло – приняли.

  1. Выберите правильный вариант:
ара′хис арахи′с
до′гмат догма′т
фо′ртель форте′ль
фо′рзац форза′ц
коклю′ш ко′клюш
щаве′ль ща′вель
па′сквиль паскви′ль
ме′неджер менедже′р
фети′ш фе′тиш
катало′г ката′лог
украи′нский укра′инский
хода′тайство ходата′йство
  1. Разделите слова на 3 группы: 1) имеющие ударение на предпоследнем слоге; 2) имеющие ударение на третьем от конца слоге; 3) имеющие акцентологические варианты (равноправные и неравноправные).

Асимметрия, бижутерия, бюрократия, ветеринария, гастрономия, деспотия, дизентерия, диоптрия, индустрия, кинематография, кулинария, логопедия, металлургия, патриархия, педиатрия, рефлексия, симметрия, флюография.

  1. Образуйте множественное число от следующих слов и поставьте в них ударение:

директор, шофер, профессор, лектор, инженер, офицер, торт.

  1. Произнесите следующие слова, обращая внимание на то, как вы произносите согласный перед звуком [э], твердо или мягко:

Бартер, бизнесмен, бутерброд, гангстер, компьютер, лазер, лотерея, темп, тезис, тенденция, энергия, шатен, брюнет, агрессия, бандероль, депо, дефис, музей, сейф, термин, террор, фанера.

распределите слова

Согласный перед буквой «е» произносится твердо Согласный перед буквой «е» произносится мягко
  1. Что такое логическое ударение? Произнесите фразу «Он вчера вернул журнал»

четыре раза, каждый раз выделяя логическим ударением следующее слово (сначала сделайте на слове «он», затем на слове «вчера» и т.д.). Как каждый раз изменяется смысл фразы?

  1. Какая речь считается благозвучной? Какие фонетические средства языка используются для создания благозвучной речи?
  2. Что такое звукопись, аллитерация, ассонанс? Приведите свои примеры.
  3. Какую роль играет интонация в речи?
  4. Прочитайте строчки стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка». Найдите в нем элементы фонетической выразительности (ассонанс, аллитерацию) и определите, какую стилистическую роль они выполняют. Определите, какие согласные звуки повторяются наиболее часто. С какой целью это сделано? Для каких художественных образов это важно?

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка – и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.

Тема 10, 11 Лексические нормы. Практическое занятие № 9, 10

Цель: отработать навыки в употреблении слова и его лексического значения (работа со словарями), уметь находить лексические ошибки.

План

  1. Приведите все значения слов «лексика» и «лексикон». Проверьте по словарю. Составьте по предложению с каждым значением.
  2. Одинаково ли лексическое значение следующих слов:

Рука – ручища – ручонка – рученька.

Чем отличаются эти слова? Приведите примеры их употребления.

  1. Прямое и переносное значение слов. Определите, в каких из следующих словосочетаний слова употребляются в прямом значении:

Благородный человек, благородный металл, благородная красота; бледный ребенок, бледный цвет, бледные впечатления, бледный язык произведения; близкий путь, близкий родственник, близкий отъезд; богатый опыт, богатый дом, богатый подарок; боевая тревога, боевая подготовка, боевая девчонка; буква алфавита, буква закона; бурный поток, бурный восторг, бурные аплодисменты, бурный век, бурная жизнь; быстрый бег, быстрый поезд, быстрый ручей, быстрая походка; великий человек, великий труженик, великая цель, великий грех; внешний вид, внешний эффект, внешняя среда, внешняя политика; внутренний мир, внутренний монолог, внутренний карман, внутренний дворик.

  1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) наступило глубокое лето.

в) Это писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

5. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) на стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

6. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

7. Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

ЗАПОМНИ! Данные плеонастические словосочетания закрепились в языке: народная демократия, экспонаты выставки, букинистическая книга, монументальный памятник, реальная действительность, практика работы, частная собственность.

8. Сделайте доклад на тему: «Словарный состав языка. Этимология».

9. Сделайте доклад на тему: «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»

10. Подберите к каждому парониму соответствующий синоним и антоним. К какому выводу вы пришли?

Паронимы Синонимы Антонимы
Сытый
Сытный
Невежа
Невежда
Дружеский
Дружественный
Скрытый
Скрытный
Удачный
Удачливый
Будний
Будничный

.

  1. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.
  1. В город ему пришлось ехать окружным путем. 2. Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 3. В нашем городе начинают работу участковые избирательные кампании. 4. Львиная часть работы была уже выполнена. 5. По этому вопросу вышло несколько объемных книг и статей. 6. Спортсмены одержали командное первенство на европейском чемпионате. 7. Нужно проявлять терпеливость к недостаткам близких людей. 8. Поэма эта является пиком в творчестве поэта. 9. Вскрытие рек еще больше увеличило уровень воды. 10. Несмотря на трагедию, разворачивающуюся перед его глазами, сосед стоял с холодным и отвлеченным лицом. 11. Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать свою точку мнения. 12. Войско русичей возглавил Александр Ярославич по кличке Невский.

13. Прочтя письмо матери, Раскольников долго не мог очухаться.

14. Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра. 15. Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.

Тема 12. Фразеология. Практическое занятие № 11.

Цель: уметь определять значения устойчивых сочетаний, уметь заменять фразеологические единицы на синонимичные и антонимичные выражения, уметь использовать в своей речи.

1. Дайте краткую характеристику фразеологизмам, крылатым выражениям, афоризмам, пословицам, поговоркам. На каждый случай приведите примеры.

2. К данным фразеологизмам подберите фразеологические синонимы (например: «поминай как звали» — «и след простыл»):

Куры не клюют; считать ворон; рука об руку; переливать из пустого в порожнее; вверх тормашками; водить за нос; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; стреляный воробей; два сапога пара; ни на грош; отдать богу душу; до кончиков пальцев.

3. К данным фразеологизмам подберите фразеологические антонимы (например: «жить душа в душу» — «жить как кошка с собакой»):

На ночь глядя, держать камень за пазухой, засучив рукава, держать ухо востро, тяжелый на подъем, мелкая сошка, входить в колею, гладить против шерсти, без царя в голове, заваривать кашу, сбивать с пути.

4. Напишите сочинение-миниатюру или небольшой рассказ, где бы обыгрывались следующие фразеологизмы:

«По одежке встречают, по уму провожают».

«Ищущий друга без изъяна, останется без друга».

«Все может случиться: и богатый к бедному стучится».

«Повинную голову и меч не сечет».

«То же слова, да иначе молвить».

«Любишь браниться – умей помириться».

«Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь».

  1. Кто является автором следующих крылатых выражений? Кому из героев принадлежат эти высказывания?

«Счастливые часов не наблюдают».

«Ах! Злые языки страшнее пистолета».

«Грех не беда, молва нехороша».

«- Где ж лучше?

— Где нас нет».

«Смешенье языков:

Французского с нижегородским».

«Ум с сердцем не в ладу».

«Служить бы рад,

Прислуживаться тошно».

«Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали».

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь».

Вспомните пословицы и поговорки, в которых отражена тема дружбы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нам не удалось отформатировать выбранный раздел ошибка 0x80070057
  • Нам слишком долго зажимали языки лексическая ошибка
  • Нам не удалось отформатировать выбранный раздел ошибка 0x8004242d
  • Нам не удалось форматировать диск ошибка 0x8004242d
  • Нам не удалось отформатировать выбранный отдел ошибка 0x80070057