1.4.1. Правильность речи.
Правильность
речи
– это соответствие речи нормам
современного русского языка) Правильность
речи, по замечанию С. И. Ожегова, «первая,
низшая, ее ступень», без
которой невозможно говорить о культуре
речи в принципе. Речь должна быть
правильной, нормативной всегда, в любых
ситуациях общения. Подобно тому, как не
должно считать истинным гражданином
своей страны человека, нарушающего
законы общества, в котором он живет,
точно так же нельзя причислять к
культурной речь, изобилующую ошибками,
нарушениями языковых правил — тех же
законов
языка,
на котором говорим (пишем).
Типы
и виды норм будут подробно рассмотрены
в следующем разделе («Нормы современного
русского языка»).
1.4.2. Богатство как коммуникативное качество речи.
Богатая
речь – это
речь, в которой запас слов, моделей
словосочетаний и предложений, находящихся
в активном словаре, является большим,
чем в обычном наборе, и используется
для незатруднительного и целесообразного
общения.
Под
активным
словарем
понимают тот запас слов, который
говорящий (пишущий) на данном языке
активно, без затруднений употребляет
в речи в противовес пассивному словарю.
Это лексикон человека. Пассивный
словарь
предполагает контекстное
понимание языковых
единиц, но не
использование их
в обычном речевом общении.
Речь
тем
богаче, чем она
разнообразнее по своей языковой
структуре, чем
больше
запас слов, их значений, типовых интонаций
и т. д., — тот запас, из которого человек
способен выбрать нужное ему средство
и применить его для построения речи,
выражающей необходимую информацию.
Активный
запас у людей неодинаков. Эллочка Щукина
легко и свободно обходилась 30 словами
и считала себя культурной дамой. 3-летний
ребенок, знает, по утверждению педагогов
и психологов, 1000 слов.
Установлено,
что взрослый человек имеет лексикон в
пределах 5—15 тыс. слов. Интеллигент
нашего времени пользуется словарем в
10—15 тыс. слов, т. е. в среднем примерно
12 тысяч. Словарь Пушкина насчитывает
21 тыс. слов (для справки: у Шекспира —
15 тыс. слов). В 17-томном словаре современного
русского литературного языка приблизительно
120 тыс. слов (в народном русском языке
слов гораздо больше, около 300 тысяч).
Посмотрите
на цифры: 12 тыс. и 120 тыс. в словаре
литературного языка. Следовательно,
наш лексикон составляет лишь десятую
часть от литературного языка народа.
Различают
речевую
недостаточность
– нехватку слов для адекватного
оформления своих мыслей – и речевую
избыточность,
которая выражается в форме плеоназма
и тавтологии.
Плеоназм
— выражение мысли разными словами,
имеющими один и тот же смысл: свободная
вакансия; прейскурант цен, потенциальные
возможности (т.
е. возможные
возможности), конечный итог (вм.
конечного
результата
или итога).
Некоторые
слова «по необходимости» влекут за
собой появление других слов-«спутников»
и рождают штампы: невиданный
подъем, конкретные задачи, резкая,
принципиальная критика, широкий
размах, целиком и полностью (это
ко всему еще и тавтология). Штампованная
речь не требует напряжения мозга. В свое
время, борясь с убогостью речи, скудоумием,
А. П. Чехов сформулировал такую мысль:
«В
сущности ведь для интеллигентного
человека дурно говорить должно бы
считаться таким же неприличием, как не
уметь читать и писать...»
Тавтология
– это неоправданный повтор однокоренных
слов
в предложении или тексте.
Часто тавтология возникает в результате
не понимания человеком точного смысла
заимствованного слова. Так появляются
словосочетании юный
вундеркинд, мизерные мелочи, внутренний
интерьер. Иногда
избежать повтора однокоренных слов
невозможно (ср.: «Словарь иностранных
слов», «Книга отредактирована главным
редактором», «Накрой кастрюлю крышкой»).
Нередко тавтологические сочетания
переходят в разряд допустимых (период
времени, монументальный памятник,
реальная действительность).
Что
может помочь расширить наш активный
словарь, сделать нашу речь разнообразнее?
Во-первых,
знание таких свойств русского языка,
как полисемия
(от
греч. poly
+ sema
— многозначность). Под полисемией
понимают
наличие различных,
но
в какой-то мере связанных
между
собой значений и смыслов
одного и того же слова;
различных
интерпретаций одной
и той же языковой модели
в
зависимости от контекста.
Полисемия
является важнейшим элементом языкового
выражения познания нового, так как
без нее не могут быть достигнуты
выразительность, образность и гибкость
языка и речи. Русская многозначность
активна: примерно каждое третье слово
полисемично. Так, лексема «земля»
контекстуально
может интерпретироваться и как почва,
и
как суша,
и
как мир,
и
как планета,
и
как материк,
и
как страна,
государство, край, и
как участок,
и
как вещество
и
др. Эти значения в других языках имеют
как правило различные наименования.
Во-вторых,
необходимо знание таких лексических
единиц, которые в науке получили
названия: омонимы
(омографы, омофоны), синонимы,
антонимы, паронимы, фразеологизмы.
Омонимы
(от
греч. homos
+ onyma
— одинаковое имя, название) — это
разные слова, но имеющие одинаковое
звучание и написание. Например, наряд,
— одежда
и
наряд2—распоряжение;
лук/
— растение, лук2
— оружие для метания стрел и
т. п. Слова, которые совпадают только на
письме, но отличаются произношением,
называются омографами
(от
греч. homos
+ grapho
— одинаковое письмо). Омографы обычно
имеют ударение на разных слогах: хлопок
— хлопок, кружки — кружки и
т. п. Напротив, слова, разные по написанию,
но одинаковые по звучанию, называются
омофонами
(от
греч. homos
+ phone
— одинаковый звук): столб
— столп [столп],
порог
— порок [парок],
вперемежку
— вперемешку [вперемешку]
и т. п. Незатруднительное владение
омонимами, омографами, омофонами возможно
лишь при хорошем знании конкретных
значений слов и умении их различать.
Большой
интерес в связи с культурой речи
представляют слова, близкие друг
другу по значению — синонимы
или
только по звучанию — паронимы.
Синонимы
(от
греч. synonymus
— соименный) — слова, близкие по значению,
но не тождественные: славный,
хороший, замечательный; мыслить,
думать, размышлять, соображать; смелость,
храбрость, отвага.
Синонимы
выполняют в языке ряд функций, и прежде
всего функцию экспрессивно-стилистическую,
функции замещения и уточнения.
Стилистическая
окрашенность
слов
обеспечивает выражение отношения
говорящего (пишущего) к обозначенным
ими явлениям. Слова воспринимаются
как возвышенные,
торжественные или,
наоборот, сниженные,
разговорные
или даже грубые: идти,
плестись, шествовать; лик, лицо, морда;
украсть, похитить, стянуть, стибрить и
т. п. В выборе таких синонимов требуется
большое внимание к слову, осторожность,
ибо ошибка здесь может оскорбить чувства
слушающего (читающего). Стилистические
различия синонимов — основа стилевого
разнообразия языка и речи.
Функция
замещения
дает
возможность избегать нежелательного
повторения одного и того же слова,
позволяет разнообразить, оживлять речь.
Например: Все
готово к встрече гостей: фарфор блестит,
хрусталь
сверкает.
Наибольшей
ценностью обладает функция уточнения,
связанная
со стремлением максимально четко, с
высокой степенью точности выразить
мысль. (Ср.: Выдался
славный
день.
— Выдался славный,
погожий
день.)
Для
этого необходимо лишь умело выбрать из
синтаксического ряда слов нужное,
наиболее подходящее, точное и выразительное
слово. Так, в синонимическом ряду смелый
— храбрый — отважный степень
бесстрашия, обозначенного этими словами,
последовательно нарастает; в синонимическом
ряду друг
— приятель — знакомый степень
близости людей снижается от слова к
слову. Синонимы бросить
— швырнуть близки
по значению, однако глагол швырнуть
содержит
еще и дополнительный оттенок резкости,
небрежности, грубости действия. Поэтому
слова из синонимических рядов нужно
выбирать с большой осмотрительностью
и умением, и критерием в этом выборе
должна быть точность употребленного
слова.
Паронимы
(от
греч. para
+ onyma
— возле имени) — это слова, близкие,
главным образом, только по звучанию:
невежа
— невежда, орден — ордер, эффект —
аффект — дефект, правый — правдивый и
др.
Причиной
смешения паронимов является недостаточное
знание соответствующих слов, имеющих
близкий звуковой облик, особенно при
близости каких-либо других их характеристик,
например, общей сферы употребления.
Тогда рождается грубая речевая ошибка.
Так, паронимы лоцман
— боцман обозначают
судовые (корабельные) профессии.
Однако значения этих слов различны:
лоцман—
проводник
судов, хорошо знающий фарватер; боцман
—
лицо младшего начальствующего
состава, которому судовая команда
подчинена по хозяйственным работам.
Замена этих слов ведет к искажению сути
этих специальностей, к смысловой
путанице: Лоцман
командует
матросами, убирающими палубу. — Боцман
искусно
провел корабль в порт. Бессмыслица
получится в случае смешения паронимов
экскаватор
— эскалатор: Эскалатор
вырыл
глубокую яму (вм.
экскаватор);
эффект — аффект: Выступление произвело
большой аффект
(вм.
эффект);
предоставить — представить: Выполнить
просьбу не предоставляется
возможным
(вм.
представляется);
командировочный — командированный:
Командировочный
пришел
в гостиницу (вм.
командированный).
Резко
изменится смысл и тональность высказывания
в зависимости от того, какое из двух
слов — лестный
или
льстивый
— будет
употреблено (ср.: сказать
лестное
слово
— сказать льстивое
слово),
поэтому
всякий, кто хочет добиться ясности,
точности речи, ее адекватности отраженным
в ней явлениям, должен различать
паронимы и бережно обращаться с языком.
Антонимы
(от
греч. anti
+ onyma
— против имени) — это слова, различные
по звучанию и имеющие прямо противоположные
значения: добро
— зло, правда — ложь, широкий — узкий,
удалять — приближать и
т. п. Антонимы, как правило, относятся к
одной части речи и образуют пары.
Антонимические
противопоставления слов могут
формироваться и контекстуально: Они
сошлись. Волна
и
пламень,
стихи и
проза,
лед и
пламень
не
столь различны меж собой (П.).
Горы
разделяют
страны,
но сближают
людей
(Газ.).
Да,
мы заплатили дорого, но кровь пролита
не
зря.
Русская
антонимия — яркое выразительное средство
при создании противопоставлений,
контрастов, антитез: Мягко
стелет,
да жестко
спать
(Посл.,).
Усильного
всегда
бессильный
виноват
(Кр.).
Явление
антонимии проявляется и в оксюмороне,
который строится на соединении
контрастных, противоположных слов для
рождения нового, необычного понятия:
«Живой
труп»
(Л.
Т.), …пышное
природы
увяданье
(П.),
…прекрасно
болен
(М.),
«Оптимистическая
трагедия»
(Вишн.).
Фразеологизмы
(фразеология
— от греч. phasis
+ logos
— учение о выражениях, оборотах речи)
— устойчивые, семантически неделимые
сочетания слов: спустя
рукава, бить ключом, остаться с носом,
собаку съел и
т. п.
Фразеологизмы
не создаются в процессе речи, а используются
такими, какими закрепились в языке,
следовательно, в них исключена замена
того или иного компонента близким по
значению словом. К примеру, вместо
раскинуть
умом нельзя
сказать раскинуть
головой
или
разбросить
умом,
вместо
кот
наплакал
—
кошка наплакала
Вместе
с тем в языке наблюдается некоторая
вариативность фразеологизмов
(например, раскинуть
умом и раскинуть мозгами, от всего сердца
и от всей души, потерпеть крах и потерпеть
фиаско), которая,
впрочем, также характеризуется
постоянством лексического состава
и требует точного воспроизведения в
речи. Невозможно изменение и
грамматической формы компонентов (бить
баклушу
вместо
бить
баклуши, спустив рукава вместо
спустя
рукава).
Фразеологизмы
образуются соединением нескольких
компонентов, хотя нередко эквивалентны
одному слову: несолоно
хлебавши — ни с чем, пятое колесо в
телеге — лишний, наводить тень на плетень
— изворачиваться, лгать. Слова,
входящие в состав фразеологизма либо
не употребляются самостоятельно, либо
изменяют свое обычное значение. Так,
нельзя сказать тормашки
{вверх тормашками), бухты или
барахты
{с
бухты барахты), просак {попасть впросак).
Устойчивое
сочетание кровь
с молоком означает
здоровый,
с хорошим цветом лица, с румянцем;
прикусить язык — замолчать; держать
камень за пазухой — затаить обиду;
сматывать удочки — убегать, исчезать;
садиться на мель — попадать в крайне
затруднительное положение и
т. п. При этом фразеологизмы не допускают
произвольного склонения или усечения
каких-либо элементов {потупить
печальный взор вм.
потупить
взор; посыпать голову вм.
посыпать
голову пеплом) и
перестановки компонентов (сколько
зим, сколько лет вм.
сколько
лет, сколько зим; все изменяется, все
течет вм.
все
течет, все изменяется).
Употребление
фразеологизмов придает речи яркость,
живость, образность, так как сама природа
фразеологизмов, их стилистическая
окрашенность обогащает речь, служит
«противоядием» речевым штампам.
Многообразие
лексических средств русского языка,
безусловно, не ограничивается
описанными единицами — синонимами,
омонимами, антонимами, паронимами,
фразеологизмами. В его запасах и метафоры,
и гиперболы, и олицетворения, и иные
тропы, сравнения. Богатство языка
создается и благодаря разветвленной
системе стилистических фигур. Все эти
возможности языка не только придают
речи разнообразие, но и делают ее емкой,
образной, неповторимой и выразительной.
Автономное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ленинградский
государственный университет имени А.С. Пушкина»
Бокситогорский
институт (филиал)
Колледж
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
Специальность 050144 (04.02.01)
Дошкольное образование_________________________
Учебная дисциплина Русский язык___________________________________________________
Курс ____1_________ 2014/2015 учебный год
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
§
оценка «отлично»
выставляется студенту, если он на все вопросы билета и дополнительные вопросы
преподавателя дал полные, обстоятельные ответы, правильно выполнил
практическое задание;
§
оценка «хорошо»
выставляется, если даны ответы на все вопросы билета, дополнительные вопросы
преподавателя и при этом были допущены незначительные неточности или неполное
знание некоторого материала дисциплины, но выполнено практическое задание;
§
оценка «удовлетворительно»
выставляется, если неполно и с большими неточностями даны ответы на вопросы
билета и дополнительные вопросы преподавателя, не выполнено практическое
задание;
§
оценка «неудовлетворительно»
выставляется, если нет ответа на все вопросы билета или не выполнено
практическое задание, по дополнительным вопросам показано незнание материала
дисциплины.
Преподаватель ____________________________________________________
З.А.Зайцева
Рассмотрено на заседании ПЦК социально-гуманитарных
и художественно-эстетических
дисциплин
Протокол № от «____»________________
20__ г.
Председатель ПЦК ________________ З.А.Зайцева
СОГЛАСОВАНО
Заведующая УМО___________
В.В.Стелилюева
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность Учебная Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1 Вопрос № 1. Стили речи, их функции и сфера употребления. Практическое задание.
Школьные годы это жестокое испытание.4 |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность Дошкольное образование_________________ Учебная Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2 Вопрос №1. Текст как речевое произведение, основные признаки Практическое задание.
Я сегодня поймал было рыбку золотую рыбку не |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3 Вопрос №1. Чужая речь и основные способы ее передачи. Практическое задание.
Если каждый ч..ловек на куске земли своей3 |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ____ Дошкольное образование ______________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4 Вопрос №1. Сложное предложение и его виды: союзные и Практическое задание.
С |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _____ Дошкольное образование _____________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5 Вопрос №1. Предложения с обращениями, вводными словами и Практическое задание.
Создает ч..ловека природа но развивает3 |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование_______________ Дисциплина Курс__________ 1 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6 Вопрос №1.Однородные члены предложения. Обобщающие слова при Практическое задание.
Дома точно люди после долгой разлуки. В камни |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование_______________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7 Вопрос №1. Второстепенные члены предложения. Основные Практическое задание.
Книга это |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование ___________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8 Вопрос №1. Полные и неполные предложения. Двусоставные и Практическое задание.
Оптимист вовсе не тот кто н…когда не страдал а |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9 Вопрос №1. Простое предложение, его виды по цели Практическое задание.
Шторм начался3 внезапно. Еще не было |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование ___________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10 Вопрос №1. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи Практическое задание.
С самого раннего2 утра небо ясно |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11 Вопрос №1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их Практическое задание.
Истин..ые хлеборобы говорят что счастье людское |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12 Вопрос №1. Место причастия и деепричастия в системе частей Практическое задание.
Можно еще много написать о Мещерском крае. |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование ___________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13 Вопрос №1. Части речи в русском языке, критерии их выделения. Практическое задание.
Мы выходим на лед покрытый2 уже |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование _________________ Дисциплина _______ Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14 Вопрос №1. Группы морфем: корневые и служебные (суффикс, Практическое задание.
Думать было н..когда. Страну3 героев |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15 Вопрос №1. Глагол как часть речи. Практическое задание.
Строго с..блюдайте правила уличного3 |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ 1 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16 Вопрос №1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в Практическое задание.
По глубокому убеждению Н. Островского труд это |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование ____________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17 Вопрос №1. Предложение как основная единица синтаксиса. Практическое задание.
Скул..птор Коненков вспоминал3 Пока |
Автономное образовательное учреждение Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18 Вопрос №1. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их Практическое задание.
Девятнадцатого3 с..нтября тысяч.. |
Автономное образовательное учреждение Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование ___________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19 Вопрос №1. Правописание НЕ с глаголами, причастиями, Практическое задание.
Мы под..езжали к колосившемуся2 |
Автономное образовательное учреждение Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20 Вопрос №1. Слово как единица языка. Лексическое значение Практическое задание.
§ Исправьте речевую ошибку. Они накупили целую кучу § Определите способ образования слов: банщик, взрыв,
Через несколько минут со..нце исчезло. Косьба |
Автономное образовательное учреждение Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21 Вопрос №1. Русский язык – национальный язык русского народа, Практическое задание.
Однажды мы с пр..ятелем отправились3 |
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Ленинградский государственный
университет имени А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина
_________Русский язык ___________________
Курс__________
1 2014– 2015
учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22
Вопрос №1. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная
и слабая позиции звуков.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили
грибы и варили варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный,
ТАСС, по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и
недостающие знаки препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил
какого-то необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему
х..телось поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23
Вопрос №1. Обособленные члены предложения.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Ленинградский государственный
университет имени А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24
Вопрос №1. Имя существительное как часть речи. Постоянные и
непостоянные признаки имени существительного.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________ Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25
Вопрос №1. Имя прилагательное как часть речи. Разряды
прилагательных по значению.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26
Вопрос №1. Правописание безударных гласных в корнях слов.
Правописание согласных в корнях слов.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись удить.
Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №27
Вопрос №1. Правописание гласных в чередующихся корнях.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________
1 2014– 2015
учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №28
Вопрос №1. Правописание наречий.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №29
Вопрос №1. Слитное и раздельное написание НЕ с
существительными и прилагательными.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30
Вопрос №1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Склонение местоимений.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Перейти к контенту
Другие вопросы по Русскому языку
Русский язык, 27.02.2019 06:00, mamazomdi
1сочинение на тему «берегите природу! » постарайтесь использовать в сочинении убедительные цифровые факты! , иначе выйду неуспевающей!
Ответов: 4
Сочинение на тему мой любимый праздник
Ответов: 2
Русский язык, 28.02.2019 01:10, matv
Цветы распускаются весной и летом и осенью раствте запятые плз)
Ответов: 4
Русский язык, 28.02.2019 02:30, kan001
Исправить ошибки связаные с употребление местоимений: 1)брат работает на новом автофургоне. он стал гордостью всего комбината. 2) публика смотрит на это молча и серьёзно. возможно, они не хотят неприятностей. 3) передо мной
картина кончаловского «сирень». она в плетёной корзине.
Ответов: 3
Русский язык, 01.03.2019 00:20, niga123098
Выписать расставляя знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные член. подчеркните грамматические
основы и однородные члены, соединенные союзом а. союз заключается в овал. постройте схему сложного предложения. 1. рыба видит приманку а не крючок. 2. книга в счастье украшает а в несчастье утешает. 3. лето собирает а зима
подает. 4. счастье в воздухе не вьется а руками достается. 5. летом ласточка день начинает а соловей кончает.
Ответов: 2
Ручей укрылся толстым снеговым одеялом. порой среди снега и льда проглядывала тёмная живая вода. выпишите словосочетания с вопросами.
Ответов: 3
Знаешь правильный ответ?
Приведите 2-3 примера метафор. Исправьте речевую ошибку. Накрой кастрюлю крышкой! Определите обр…
Вопросы по предметам
Қазақ тiлi, 25.11.2020 12:40
Английский язык, 25.11.2020 12:40
Қазақ тiлi, 25.11.2020 12:40
Английский язык, 25.11.2020 12:40
Английский язык, 25.11.2020 12:40
Русский язык, 25.11.2020 12:40
Обществознание, 25.11.2020 12:40
Информатика, 25.11.2020 12:40
Похожие вопросы:
Русский язык, 28.02.2019 17:20
Подбери и запиши антонимы к разным значениям многозначного слова. мягкий( серьёзный( мягкий( серьёзный( мягкий ( (душевный) мягкие ( (на море) мягкая( тихий( тихая( тихий(
Ответов: 2
Русский язык, 01.03.2019 05:40
Выпишите из текста слова. в сумерках дорога становилась невидимой, а лес казался тусклой полосой. небо над нами совсем померкло, и только звёзды едва мерцали вдали
Ответов: 4
Русский язык, 01.03.2019 07:50
Сфонетическим разбором слова «кастрюля», .
Ответов: 4
Русский язык, 01.03.2019 10:40
Объясните правописание слова зачем-то. подберите еще слова на это правило.
Ответов: 3
Русский язык, 01.03.2019 15:20
Сочинение-миниатюра на тему вид из окна
Ответов: 2
Русский язык, 02.03.2019 02:20
Уменя зазвонил телефон. — кто говорит? — слон. — откуда? — от верблюда. — что вам надо? — шоколада. — для кого? — для сына моего. — а много ли прислать? — да пудов этак пять или шесть: больше ему не съесть, он у меня еще маленький!
найдите,,многосложные слова
Ответов: 4
Русский язык, 02.03.2019 10:20
Разобрать слово по составу: честный, предутренний, розовый, гороховый, прибрежный
Ответов: 2
Русский язык, 02.03.2019 19:00
Сочинение на тему: новая метла хорошо метёт
Ответов: 3
Русский язык, 02.03.2019 19:50
Составить предложения на тему урок языка . со словами по расписанию раздать тетради раскрыть тетради стереть с доски исправить ошиби
Ответов: 4
Русский язык, 02.03.2019 22:50
Напишите сочинение рассуждение на тему: зимой птицам тяжелее, чем летом.
Ответов: 4
Русский язык, 03.03.2019 04:30
Надо слова корень? суффикс юшк корень о! !
Ответов: 2
Русский язык, 03.03.2019 06:20
Звуко-буквенный анализ слов якорь, лодка
Ответов: 3
Вопросы по другим предметам:
Английский язык, 26.05.2021 00:43
Математика, 26.05.2021 00:44
Математика, 26.05.2021 00:44
Английский язык, 26.05.2021 00:46
Литература, 26.05.2021 00:50
Другие предметы, 26.05.2021 00:52
Українська література, 26.05.2021 00:52
Алгебра, 26.05.2021 00:52
История, 26.05.2021 00:52
НАКРЫ́ТЬ, —кро́ю, —кро́ешь; сов., перех. (несов. накрывать). 1. Покрыть, прикрыть чем-л. положенным сверху.
Все значения слова «накрыть»
КАСТРЮ́ЛЯ, -и, ж. Металлическая посуда, обычно цилиндрической формы, для варки кушанья.
Все значения слова «кастрюля»
КРЫ́ШКА, -и, род. мн. —шек, дат. —шкам, ж. 1. Верхняя часть какого-л. сосуда, ящика и т. д., закрывающая его. Крышка люка. Крышка рояля.
Все значения слова «крышка»
-
Он с треском накрыл кастрюлю крышкой, отёр тыльной стороной ладони рот и зашагал к забору.
-
Обжаренный без масла и отваренный рис, нарезанную ломтиками и припущенную в масле куриную печёнку, нарезанное кубиками копчёное мясо, нарезанные ломтиками свежие грибы положить в кастрюлю, залить бульоном или водой, довести до кипения, посолить, плотно накрыть кастрюлю крышкой и довести блюдо до готовности в духовке в течение 20 – 25 минут.
-
В конце замеса добавить масло, разогретое до консистенции густой сметаны; затем накрыть кастрюлю крышкой и поставить тесто в тёплое место для подъёма.
- (все предложения)
- накрыть крышкой
- на слабом огне под крышкой
- настояться под крышкой
- варить под крышкой
- под закрытой крышкой
- (ещё синонимы…)
- крышка
- (ещё ассоциации…)
- покров
- поляна
- покрывало
- брезент
- скатерть
- (ещё ассоциации…)
- суп
- варево
- еда
- варить
- посуда
- (ещё ассоциации…)
- банка
- бутылёк
- рундук
- бутылка
- капот
- (ещё ассоциации…)
- волна накрыла
- тень накрыла
- накрывать на стол
- накрыть крышкой
- (полная таблица сочетаемости…)
- в эмалированную кастрюлю
- в кастрюлю мультиварки
- дно кастрюли
- положить в кастрюлю
- (полная таблица сочетаемости…)
- тяжёлая крышка
- крышка люка
- на внутренней стороне крышки
- крышка открылась
- открыть крышку
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «накрыть»
- Разбор по составу слова «кастрюля»
- Разбор по составу слова «крышка»
- Как правильно пишется слово «накрыть»
- Как правильно пишется слово «кастрюля»
- Как правильно пишется слово «крышка»
НАКРЫ́ТЬ, —кро́ю, —кро́ешь; сов., перех. (несов. накрывать). 1. Покрыть, прикрыть чем-л. положенным сверху.
Все значения слова «накрыть»
КАСТРЮ́ЛЯ, -и, ж. Металлическая посуда, обычно цилиндрической формы, для варки кушанья.
Все значения слова «кастрюля»
КРЫ́ШКА, -и, род. мн. —шек, дат. —шкам, ж. 1. Верхняя часть какого-л. сосуда, ящика и т. д., закрывающая его. Крышка люка. Крышка рояля.
Все значения слова «крышка»
-
Он с треском накрыл кастрюлю крышкой, отёр тыльной стороной ладони рот и зашагал к забору.
-
Обжаренный без масла и отваренный рис, нарезанную ломтиками и припущенную в масле куриную печёнку, нарезанное кубиками копчёное мясо, нарезанные ломтиками свежие грибы положить в кастрюлю, залить бульоном или водой, довести до кипения, посолить, плотно накрыть кастрюлю крышкой и довести блюдо до готовности в духовке в течение 20 – 25 минут.
-
В конце замеса добавить масло, разогретое до консистенции густой сметаны; затем накрыть кастрюлю крышкой и поставить тесто в тёплое место для подъёма.
- (все предложения)
- накрыть крышкой
- на слабом огне под крышкой
- настояться под крышкой
- варить под крышкой
- под закрытой крышкой
- (ещё синонимы…)
- крышка
- (ещё ассоциации…)
- покров
- поляна
- покрывало
- брезент
- скатерть
- (ещё ассоциации…)
- суп
- варево
- еда
- варить
- посуда
- (ещё ассоциации…)
- банка
- бутылёк
- рундук
- бутылка
- капот
- (ещё ассоциации…)
- волна накрыла
- тень накрыла
- накрывать на стол
- накрыть крышкой
- (полная таблица сочетаемости…)
- в эмалированную кастрюлю
- в кастрюлю мультиварки
- дно кастрюли
- положить в кастрюлю
- (полная таблица сочетаемости…)
- тяжёлая крышка
- крышка люка
- на внутренней стороне крышки
- крышка открылась
- открыть крышку
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «накрыть»
- Разбор по составу слова «кастрюля»
- Разбор по составу слова «крышка»
- Как правильно пишется слово «накрыть»
- Как правильно пишется слово «кастрюля»
- Как правильно пишется слово «крышка»
Показать все ответы
Ответ
1. Текст 1.
Предложения 1 и 4 — повествование. Предложения 2 и 3 — описание. Соединение в этом тексте 2-х типов речи неоправдано, потому что они не согласуются по смыслу. Предложения 2 и 3 являются лишними, потому что текст начинается с повествования о том, что кошечка была хорошей матерью. Далее, в 4 предложении подтверждается этот тезис. Описание же внешности кошечки не согласуется по смыслу с темой повествования.
2. Два типа речи соединены в тексте 3. Это повествование и описание. Оба типа речи оправданы в этом тексте, потому что они увидеть полную и доставерную картину произошедшего. Описание собаки подтверждает её силу, благодаря которой она легко «отбуксировала» утопающего на берег. Также описание усилило повествование и создало яркую, эмоциональную картину произошедшего.
Для подтверждения своей точки зрения я использовала тип речи — описание.
Ответ
Экспо-2017 Астана — международная специализированная выставка, признанная Бюро международных выставок, которая проходит в столице Казахстана городе Астана с 10 июня по 10 сентября 2017 года. Тема выставки «Энергия будущего».
Пройдя на выставку я увидел, на большой территории разместились несколько павильонов необычной архитектурной формы. В плане, весь комплекс из зданий выполнен в виде круга. В центре казахстанскй павильон «Нур Алем» (Нұр Әлем) в виде шара.
Это самое большое сферическое здание в мире, его диаметр 80 метров, высота 100 метров. Уникальность конструкции заключается в том, что это первое в мире здание в форме полной сферы.
Вокруг павильона «Нур Алем» расположены здания полукруглой формы. В них расположились выставочные стенды от стран участников EXPO 2017, а это 115 стран и 22 международных организаций.