Найдите ошибку свобода открытого моря включает

Этот
принцип — один из старейших в международном
морском праве. Описание ему дал ещё Г.
Гроций в своей работе «Mareliberum» 1609 г.
Сегодня, согласно Конвенции ООН по
морскому праву, он гласит: «Никакое
государство не может претендовать на
подчинение открытого моря или его части
своему суверенитету; оно открыто для
всех государств — как имеющих выход к
морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода
открытого моря включает в себя: свободу
судоходства; свободу полётов; свободу
прокладки трубопроводов и кабелей;
свободу возводить искусственные острова
и другие установки; свободу рыболовства;
свободу научных исследований;

Кроме
этого, устанавливается, что открытое
море должно использоваться в мирных
целях.

2)Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море

Статья
92 Конвенции по морскому праву гласит:
торговое судно в открытом море подчиняется
исключительной юрисдикции государства
своего флага и в его законную деятельность
не вправе вмешиваться никто, кроме
случаев, когда: судно занимается
пиратством; судно занимается работорговлей;
судно занимается несанкционированным
вещанием, т. е. передаёт в нарушение
международных правил радио- и
телепрограммы, предназначенные для
принятия населением (за исключением
сигналов бедствия). В этом случае
арестовать судно и конфисковать
аппаратуру может
:
государство флага судна; государство
регистрации вещательной установки;
государство, чьим гражданином является
лицо, осуществляющее вещание; любое
государство, где могут приниматься
передачи; любое государство,
санкционированной связи которого такое
вещание чинит помехи.

судно
не имеет национальности (плывёт без
флага);

судно
плывёт без флага или под флагом
иностранного государства, но в
действительности имеет ту же национальную
принадлежность, что и задерживающий
военный корабль.

3)Принцип мирного использования мирового океана

4)Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

5)Принцип защиты морской среды

По
иному — принцип предотвращения
загрязнения морской среды. Впервые
закреплён в Международной конвенции
по предотвращению загрязнения моря
нефтью 1954 г. в виде установления запретных
для слива нефти с судов зон.

6)Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип
гласит — военные и иные государственные
суда, используемые в некоммерческих
целях обладают иммунитетом. Ограничение
этому — случаи, когда такие суда нарушают
правила мирного прохода через
территориальные воды иностранного
государства. Власти этого государства
могут потребовать немедленно покинуть
их территориальные воды. А за любой
ущерб, нанесённый военным судном в
результате нарушения правил мирного
прохода, несёт международную
ответственность государство флага.

Билет
№26

Международно-правовая
регламентация ответственности при
столкновении судов.

(Пра¬вовые
вопросы) — один из наиболее распространенных
видов аварий морских судов. Международное
морское право содержит положения,
направ¬ленные на предотвращение
столкно¬вений судов, а также регулирующие
вопросы уголовной и гражданской
юрисдикции, оказания помощи после
столкновения и возмещения убытков.
Согласно Конвенции об открытом мо¬ре,
каждое гос-во обязано принимать
необходимые меры для обеспечения
безопасности в море судов, плаваю¬щих
под его флагом, в частности в том, что
касается пользования сигна¬лами,
поддержания связи и преду¬преждения
столкновения. Конвенция ООН по морскому
праву предусмат¬ривает, что капитан,
офицеры и эки¬паж судна должны быть
полностью ознакомлены с применяемыми
меж¬дународными правилами, в т. ч. по
вопросам предупреждения столкно¬вения.
Международная конвенция о подготовке
и дипломированииморя¬ков и несении
вахты устанавливает обязательные
минимальные знания, которыми должны
обладать капитан и члены экипажа для
получения дип¬ломов соответствующих
специалис¬тов, в т. ч. и для предупреждения
столкновения судов. Международные
правила предупреждения столкнове¬ния
судов в море 1972 г. регламенти¬руют
действия судов при различных условиях
плавания, в частности вы¬бор безопасной
скорости, действия для предупреждения
столкновения и т. д. В случае столкновения
в от¬крытом море, влекущего уголовную
или дисциплинарную ответственность
капитана или какого-либо др. лица,
служащего на судне, никакое уголов¬ное
или дисциплинарное преследова¬ние
против этого лица не может быть
возбуждено, иначе как перед судеб¬ными
или административными властя¬ми гос-ва
флага судна или того гос-ва, гражданином
которого лицо яв¬ляется. При столкновении
капитан столкнувшегося судна обязан,
не под¬вергая серьезной опасности свое
суд¬но, экипаж и пассажиров, оказать
помощь др. судну, его экипажу и пас¬сажирам.
Вопросы гражданской юрисдикции при
столкновении опреде¬ляются нормами
международного частного морского
права, в т. ч. нормами, содержащимися в
Междуна¬родной конвенции по унификации
не¬которых правил, относящихся к
гражданской юрисдикции при столкновении
судов. Нормы, по которым производится
возмещение убытков от столкновения
судов, содержатся в Международной
конвенции по уни¬фикации некоторых
правил относи¬тельно столкновения
судов.

Понятие,
принципы и источники международного
воздушного права.
(МВП)

совокуп­ность правовых принципов и
норм, регулирующих межд. по­леты и
иные виды использования воздушного
пространства.

В
1919 г. была подписана Парижская конвенция
о воз­душных передвижениях: закрепила
принцип суверените­та государств
над воздушным пространством. В 1944 г.
Чикагская кон­венция о гражданской
авиации установила принципы МВП,
учредила ^ Межд. организацию гражданской
авиации (ИКАО). Кроме того, в систему
источников МВП можно вклю­чить
различные двусторонние и многосторонние
межд. договоры.

Принципы:

принцип
государственного суверенитета над
воздуш­ным пространством;

принцип
свободы полетов в межд. воздушном
про­странстве, в том числе над открытом
морем;

принцип
соблюдения безопасности межд. полетов
(Монреальская конвенция о борьбе с
незаконными акта­ми против безопасности
гражданской авиации 1971 г.).

В
МВП насчитывают «пять свобод воздуха»:
1)
право выполнять транзитные беспосадочные
полеты через территорию иностранного
государства; 2) право совершать на
иностранной территории посадки с
некоммерческими целями (т. е. без права
высаживать или брать на борт пассажиров,
груз и почту); 3) право привозить на
иностранную территорию пассажиров,
груз и почту, взятые на борту флага
судна; 4) право увозить с иностранной
территории пассажиров, груз и почту,
следующих в страну флага судна; 5) право
провозить на иностранную территорию
пассажиров, груз и почту, взятых на борт
в любой третьей стране, и увозить их с
этой территории в любую третью страну.
Основным источником современного МВП
является Чикагская конвенция (применяется
только к гражданским воздушным судам
и не применяется к государственным
воздушным судам).

Регулярные
международные воздушные сообщения
(международ­ные полеты), регулируемые
Чикагской конвенцией, не могут
осущест­вляться над территорией или
на территорию государства-участника
иначе чем по специальному разрешению
или с иной санкции этого государства.
Чаще всего такое разрешение дается
путем заключения соответствующих
международных соглашений.

Все
воздушные суда других государств, не
занятые в регулярных воздуш­ных
сообщениях, имеют право при соблюдении
положений Конвенции осуществлять
полеты на их территорию или транзитные
беспосадоч­ные полеты через их
территорию без получения предварительного
раз­решения.

Обеспечение
безопасности международных полетов:

разработка
мер, касающихся технической надежности
авиационной техники, аэропор­тов и
других средств, используемых в
международной аэронавигации, установление
правил и регламентов, каса­ющихся
полетов и маневрирования воздушных
судов.

заключение
международных конвенций по инициати­ве
ИКАО о незаконных актах, направленных
против безопасности воз­душного
судна и находящихся на его борту лиц
или имущества

организация
движения воздушных судов и управления
их полетами путем, в частности,
установления воздушных трасс и коридоров,
управления полетами с помощью средств
воздушной аэронавигации. (над открытым
морем – органами ИКАО, а в пределах
государственной терри­тории —
национальными службами).

Билет
№27

Билет
27
.
Документирование морских происшествий.

Морским
протестом называется заявление капитана
судна, сделанное им компетентному
государственному органу в связи с
имевшим на судне происшествием, которое
в будущем может явиться основанием для
предъявления к судовладельцу имущественных
претензий. Обстоятельства, при которых
капитану рекомендуется заявлять морской
протест:

1.
Всякий раз, когда судно попало в погодные
условия, которые могут явиться результатом
повреждения груза;

2.
Когда по какой-либо причине повреждено
судно или есть основания предполагать
о причинении такого повреждения;

3.
Когда груз погружен на судно в таком
состоянии, что в рейсе возможно ухудшение
его качества. В этом случае, однако,
протест не будет эффективен, если
соответствующая оговорка не внесена
в коносамент;

4.
Когда вследствие непогоды не было
возможности предпринять необходимые
меры по проветриванию скоропортящегося
груза;

5.
Когда имеются какие-либо серьезные
нарушения условий чартера со стороны
фрахтователя или его представителя,
такие как, отказ грузить судно, чрезмерные
задержки грузовых операций, погрузка
не оговоренного в чартере груза, отказ
уплатить демередж, отказ принять
коносамент в подписанной капитаном
форме и т.д.;

6.
Когда грузополучатель не выгружает
груз или не принимает его, либо не
оплачивает фрахт в соответствии с
условиями чартера;
7.Во
всех случаях общей аварии.

Морским
протестам посвящена глава XIX «Совершение
морских протестов» Основ законодательства
РФ о нотариате 1993 г. Нотариус принимает
в целях обеспечения доказательств для
защиты прав и законных интересов
судовладельца заявление капитана судна
о происшествии, имевшем место в период
плавания или стоянки судна, которое
может явиться основанием для предъявления
к судовладельцу имущественных требований.
В подтверждение обстоятельств в срок
не позднее 7 дней капитан обязан
представить нотариусу на обозрение
судовой журнал и заверенную капитаном
выписку из судового журнала. Заявление
о морском протесте подается в течение
24 часов с момента прихода судна в порт.
Морской протест заявляется:

— в
порту РФ нотариусу или иному должностному
лицу, на которое законодательством РФ
возлагается совершение нотариальных
действий;

в иностранном порту консулу РФ или
компетентным должностным лицам
иностранного государства в порядке,
установленном законодательством этого
государства.
Если
в иностранном порту отсутствует
российское консульство, морской протест
может быть заявлен местному нотариусу,
суду либо другим органам, на которые
согласно национальному законодательству
возложено оформление морских протестов.
До заявления морского протеста капитану
судна следует ознакомиться с существующим
в данной стране порядком их оформления,
используя для этого содействие агента.

  1. Понятие,
    принципы и источники международного
    космического права.

Догово­р
по космосу — 10 октября 1967 г.

МКП

это система основных принципов МП,
специаль­ных принципов и норм,
определяющих основы космиче­ского
сотрудничества государств и правовой
режим космического пространства,
естественных и искусственных небесных
тел, космонавтов.

Принципы
МКП На МКП распространяются общие
принципы МП.

Принцип
равноправия государств

приме­нительно к космической
деятельности означает равен­ство
прав всех государств как в осуществлении
косми­ческой деятельности, так и в
решении вопросов право­вого и
политического характера, возникающих
в связи с ее осуществлением.

Исследование
и использова­ние космического
пространства должны быть направ­лены
на благо всех народов независимо от
степени их экономического или научного
развития.

Космическое
пространство открыто для исследования
и использования всеми государствами
без какой бы то ни было дис­криминации
на основе равенства и в соответствии
с МП, при свободном доступе во все районы
небесных тел.

Принцип
запрещения применения силы и угрозы
силой

в МКП означает, что космическая
деятельность должна осуществляться
всеми государствами так, чтобы при этом
не подвергались угрозе межд. мир и
безопасность,а все споры по всем
касающимся освоения космоса во­просам
должны решаться мирным путем.

Специализированные
принципы МКП:

свобода исследо­вания и использования
космического пространства и не­бесных
тел. Эти принципы сформировались на
основе практики космической деятельности
и в результате всеоб­щего признания
со стороны международного сообщества.

Особенности
нормообразования:

в
рамках ООН принятие норм либо предшествует
практике, либо про­исходит одновременно
с ней, а не следует за практикой, как
это имеет место в других отраслях МП.

Основная
роль в процессе образования норм МКП
принадлежит межд. договору. В Договоре
по космосу 1967 г. нашли свое закрепление
лишь главные, основ­ные принципы и
нормы МКП. По мере развития космиче­ской
науки и дальнейшего проникновения в
космос от­дельные положения космического
права конкретизиро­вались в специальных
соглашениях, в частности, в Со­глашении
о спасании космонавтов, возвращении
космо­навтов и возвращении объектов,
запущенных в космиче­ское пространство
и Конвенции о межд. ответственности за
ущерб, причиненный космическими
объектами, и в др. Также к договорным
источникам МКП относятся различ­ные
соглашения о сотрудничестве государств
в освое­нии космоса. Эти соглашения
специального характера основываются
на общих для МКП принципах и нормах,
закрепленных в Договоре по космосу и
указанных согла­шениях общего
характера.

Билет
№28

Международно-правовая
регламентация оказания помощи и
спасания на море.

Правовые
вопросы оказания помощи и спасания на
море регла­ментируются Международной
конвенцией для объединения некоторых
правил относительно оказания помощи
и спасания на море 1910 г. и Протоколом
1967 г. к ней, Конвенцией об открытом море
1958 г., Международной конвенцией по
охране человеческой жизни на море 1974
г. и Протоколом 1978 г. к ней, Международной
конвен­цией по поиску и спасанию на
море 1979 г., Конвенцией ООН по морскому
праву 1982 г., другими документами.

Соглашениями
предусмотрен ряд мер по обеспечению
безопас­ности плавания все суда
должны быть оснащены навигационным
оборудованием и радиоаппаратурой,
обеспечены находящимися в исправном
состоянии спасательными средствами.

Капитаны
судов обязаны оказывать помощь любому
обнаружен­ному в море лицу, которому
угрожает гибель, следовать на помощь
терпящим бедствие судам, после
столкновения оказывать помощь
пострадавшему судну. Уклонение от
оказания помощи признано пре­ступлением.
Спасание осуществляется безвозмездно,
однако спасав­шему судну может быть
выплачено вознаграждение.

Государства
обеспечивают принятие необходимых мер
в деле обеспечения поиска и спасания
людей, терпящих бедствие на море у их
берегов В этих целях они организуют
морскую поисково-спаса­тельную
службу, координируют деятельность
национальных средств спасания, разрешают
немедленный допуск спасательных судов
в свои территориальные воды и воздушное
пространство для целей поиска и спасания,
обмениваются информацией о спасательных
единицах и береговых станциях наблюдения,
средствах связи. Национальные
спасательно-координационные центры,
получив информацию о бед­ствии,
устанавливают местонахождение терпящего
бедствие судна, определяют зону, в
которой необходимо вести поиск,
организуют поисково-спасательные
операции и т.д.

Международно-правовая
охрана окружающей среды –

сравнительно новая отрасль международного
права, представляющая собой совокупность
принципов и норм международного права,
составляющую особую отрасль системы
международного права и регулирующую
действия ее субъектов по предотвращению,
ограничению и устранению ущерба
окружающей среде из самых различных
воздействующих источников, а также по
рациональному, экологически обоснованному
использованию природных ресурсов.

В
рациональном использовании природных
ресурсов заинтересовано все мировое
сообщество, так как охрана окружающей
среды усилиями отдельных государств
не только малоэффективна, более того,
она практически бесполезна.

В
настоящее время в сфере охраны природной
среды действует немало международных
организаций – Международная морская
организация, Всемирный фонд диких
животных, Всемирная организация
здравоохранения и т. д.

Такое
понятие, как окружающая среда, охватывает
широкий круг элементов, которые связаны
с условиями существования человека.
Они распространяются на три группы
объектов – объекты естественной среды
(флора, фауна), объекты неживой среды
(гидросфера, атмосфера и литосфера),
околоземное космическое пространство
и объекты, созданные человеком.

Специфика
предмета регулирования соответствующих
отношений и объем нормативного
регулирования отношений по охране
окружающей среды позволяют сделать
вывод о том, что в современном международном
праве произошло формирование новой
отрасли – права охраны окружающей
среды.

Основными
источниками данного права являются
Конвенции:

об
охране мигрирующих видов животных 1979
г.;

об
охране биологического разнообразия
1992 г.;

о
международной торговле видами дикой
фауны, находящейся под угрозой
исчезновения, 1973 г.;

по
причинам и предотвращению ущерба,
наносимого лесам и водным ресурсам в
результате загрязнения воздуха в
Европе, 1984 г.

Основные
направления международного сотрудничества
в области охраны окружающей среды –
охрана окружающей среды и ее рациональное
использование.

Объектами
являются:
животный
и растительный мир;

Мировой
океан;атмосфера Земли, околоземное и
космическое пространство.

Принципы
охраны окружающей среды, проявляющие
себя в международном праве, подразделяются
на основные и специальные.

К
основным (фундаментальным) принципам
относятся следующие принципы:

территориальная
целостность государств;

сотрудничество
государств;

уважение
государственного суверенитета;

мирное
разрешение международных споров;

международно-правовая
ответственность и т. д.

К
специальным принципам относятся
следующие принципы:

защита
окружающей среды на благо нынешнего и
будущих поколений;

экологически
обоснованное рациональное использование
природных ресурсов;

запрет
использования в военных и любых иных
враждебных целях;

принцип
защиты экологических систем Мирового
океана;

недопустимость
нанесения трансграничного ущерба;

недопустимость
радиоактивного заражения окружающей
среды.

Билет
№29

Международно-правовая защита жертв
войны и культурных ценностей.

Жертвы
войны

— это лица, которые не принимают
непосредственного участия в военных
действиях или прекратили такое участие
с определенного момента: раненые и
больные комбатанты и некомбатанты,
военнопленные, гражданское население,
в том числе оккупированных территорий.
Жертвы любой войны должны при всех
обстоятельствах пользоваться защитой
и гуманным обращением без какой-либо
дискриминации по причинам расы, цвета
кожи, религии или веры, пола, происхождения,
имущественного положения или любых
других аналогичных критериев.

Запрещаются:
преднамеренные убийства; нанесение
увечья; жестокое, бесчеловечное,
оскорбительное или унижающее достоинство
обращение; пытки, истязания, биологические
и медицинские опыты и эксперименты;
преднамеренное причинение телесных
повреждений; осуждение и применение
наказания без вступившего в силу
надлежащим образом вынесенного судебного
решения; наказания за несовершенные
правонарушения, в том числе коллективные
наказания; оставление без медицинской
помощи, воды, питания и другие действия.
Особой защитой и покровительством
пользуются дети, женщины, особенно
беременные женщины, престарелые. Лица,
виновные в умышленном нарушении норм
о защите жертв войны, являются военными
преступниками, подлежащими уголовному
наказанию.

Международно-правовая
защита раненых, больных и лиц, потерпевших
кораблекрушение, предусмотрена первой
и второй Женевскими конвенциями 1949 г.
и Дополнительными протоколами I и II
1977 г.

Обе
конвенции обязывают воюющие стороны:

  1. обеспечивать
    медицинскую помощь и уход за ранеными
    и больными противника, которые считаются
    военнопленными, при этом запрещается
    добивать их или истреблять, преднамеренно
    оставлять без медицинской помощи или
    предумышленно создавать условия для
    их заражения; разыскивать и подбирать
    раненых и больных, устанавливать их
    личность и ограждать их от ограбления
    и дурного обращения; разыскивать
    мертвых и хоронить их, устанавливая
    их личность и препятствуя ограблению;

  2. когда
    позволяют обстоятельства, заключать
    соглашения о перемирии или о прекращении
    огня или местные соглашения с целью:
    подобрать раненых и больных, оставшихся
    на поле боя, транспортировать их,
    произвести обмен ими; эвакуации раненых
    и больных из осажденной или окруженной
    зоны, обмена ими и пропуска в эту зону
    направляющегося туда санитарного и
    духовного персонала и имущества;
    разрешать местному населению (а на
    море — капитанам нейтральных торговых
    судов, яхт и мелких судов) без боязни
    преследования подбирать раненых и
    больных (в том числе из воды) и ухаживать
    за ними независимо от их национальности;

  3. разрешать
    военным кораблям и летательным аппаратам
    нейтральных стран подбирать больных,
    раненых и потерпевших кораблекрушение,
    принимая впоследствии меры к тому,
    чтобы эти подобранные лица не могли
    снова принять участие в военных
    действиях; разрешать госпитальным
    судам противника покидать захваченные
    порты; не нападать на постоянные
    санитарные учреждения и подвижные
    санитарные формирования и госпитальные
    суда, имеющие надлежащие отличительные
    знаки.

Санитарный
и медицинский персонал и священнослужители,
состоящие при вооруженных силах,
пользуются уважением и покровительством
при всех обстоятельствах и не считаются
военнопленными; не нападать на санитарные
летательные аппараты, несущие надлежащие
отличительные знаки, если они будут
летать на высоте, во время и по маршрутам,
специально предусмотренным соглашением
между воюющими сторонами;

Международно-правовая
защита гражданского населения

и культурных ценностей предусмотрена
IV Гаагской конвенцией 1907 г., четвертой
Женевской конвенцией 1949 г. и Гаагской
конвенцией 1954 г. Гражданское население
при любых обстоятельствах имеет право
на гуманное обращение и защиту от любых
актов насилия запугивания, террора и
оскорблений, независимо от того,
находится ли оно на временно оккупированной
противником территории или в тылу своих
армий. Воюющие стороны могут создавать
на своей территории и на оккупированной
территории санитарные зоны и зоны
безопасности с целью ограждения от
военных действий раненых и больных,
престарелых и инвалидов, детей до
15-летнего возраста, беременных женщин
и матерей с детьми до 7-летнего возраста,
сообщая противнику о создании таких
зон.

Гражданское
население и гражданские

объекты не должны являться объектом
для нападений и репрессалий, против
них не должны применяться насильственные
действия и запрещенные средства и
методы ведения войны. В частности, не
должны подвергаться нападению и
уничтожению сооружения, содержащие
опасные силы (плотины, дамбы, АЭС),
объекты, необходимые для выживания
гражданского населения (скот, посевы,
продукты питания, запасы воды и средства
ее получения и очистки), другие
незащищенные и невоенные объекты.

Оккупирующей
державе запрещается
:
угонять и депортировать население с
оккупированной территории на свою
территорию или территорию другого
государства; перемещать свое население
на оккупированную территорию; изменять
гражданство детей и разлучать их с
родителями; принуждать население
оккупированных территорий служить в
вооруженных силах оккупантов, принимать
участие в войне против своего государства
и выполнять работы военного характера;
уничтожать государственную, общественную,
личную и частную собственность, если
это не вызывается военной необходимостью
для ведения операций; уничтожать или
вывозить культурные ценности или
духовное наследие или наносить им
непоправимый ущерб, не вызываемый
военной необходимостью, и т.д.

Билет
№29(2)

Международно-правовые средства
разрешения международных споров.

В
соответствии с нормами международного
права все государства обязаны решать
возникающие между ними разногласия
мирными средствами, чтобы не подвергать
угрозе международный мир и безопасность.

Различают
два основных вида международных
разногласий: спор и ситуацию.
Спор
— это совокупность взаимных притязаний
субъектов международного права по
неурегулированным вопросам, касающимся
их прав и интересов, толкования
международных договоров.

Под
ситуацией
понимается совокупность обстоятельств
субъективного характера, вызвавших
трения между субъектами вне связи с
конкретным предметом спора. Таким
образом, при ситуации состояния спора
еще нет, но имеются предпосылки для его
возникновения; ситуация — это состояние
потенциального спора. Стороны, участвующие
в споре, продолжение которого могло бы
угрожать поддержанию международного
мира и безопасности, должны прежде
всего стараться разрешить его посредством
переговоров, посредничества, примирения,
арбитража, судебного разбирательства,
обращения к региональным органам или
соглашениям либо иными мирными средствами
по своему выбору. Непосредственные
переговоры и консультации. Содержание
непосредственных переговоров заключается
в поиске решения разногласий самими
спорящими сторонами путем установления
непосредственного контакта и достижения
соглашения

Международно-правовые
средства разрешения международных
споров между ними. Переговоры

— это наиболее удобное, простое и
распространенное средство устранения
разногласий. Переговоры
можно классифицировать:


по предмету спора (мирные, политические,
торговые и др.);


по количеству участников (многосторонние
и двусторонние);


по уровню представительства сторон
(межгосударственные, межправительственные,
межведомственные) и др. Переговоры
могут проводиться как в устной, так и
вписьменной форме.

Одной
из разновидностей переговоров являются
консультации. В соответствии с ранее
достигнутой договоренностью государства
обязуются периодически или в случае
возникновения определенного рода
обстоятельств консультироваться друг
с другом для устранения возможных
разногласий. Целью консультаций является
предупреждение возникновения
международных споров.

Добрые
услуги. Добрые услуги

— это такой способ разрешения спора,
при котором сторона, не участвующая в
споре, по своей инициативе или по просьбе
государств, находящихся в споре, вступает
в процесс урегулирования. Цель добрых
услуг состоит в установлении или
возобновлении контактов между сторонами.
При этом сторона, оказывающая добрые
услуги, в самих переговорах не участвует;
ее задача — облегчить взаимодействие
спорящих сторон.

Посредничество.
При посредничестве находящиеся в споре
государства избирают третье лицо
(государство, представителя международной
организации), которое участвует в
переговорах в качестве самостоятельного
участника.

Посредничество
(как и добрые услуги) предполагает
участие в переговорах третьего
государства. Однако имеются и различия
между ними.

Во-первых,
к посредничеству прибегают с согласия
всех спорящих сторон, в то время как
добрые услуги могут использоваться с
согласия лишь одного спорящего
государства. Во-вторых, цель посредничества
состоит не только в облегченииконтактов,
но и в согласовании позиций сторон:
посредник может вырабатывать свои
проекты урегулирования спора и предлагать
их сторонам.

Следственные
комиссии.

В международных спорах, не затрагивающих
ни чести, ни существенных интересов
государств и проистекающих из разногласий
в оценке фактических обстоятельств
ситуации, стороны вправе учредить
специальный международный орган —
следственную комиссию для выяснения
вопросов фактов.

Следственные
комиссии учреждаются на основании
особого соглашения между сторонами, в
котором определяются: подлежащие
расследованию факты, порядок и срок
деятельности комиссии, ее полномочия,
место пребывания комиссии, язык
разбирательства и др.

Расследование
комиссией производится в состязательном
порядке. Стороны в установленные сроки
излагают комиссии факты, представляют
необходимые документы, а также список
свидетелей и экспертов, которые должны
быть выслушаны. Комиссия может запросить
от сторон дополнительные материалы. В
процессе разбирательства производится
допрос свидетелей, о чем составляется
протокол.

После
того как стороны представили все
разъяснения и доказательства, а все
свидетели выслушаны, следствие
объявляется законченным, а комиссия
составляет доклад. Доклад комиссии
ограничивается установлением фактов
и не имеет силы решения суда или
арбитража.

Стороны
имеют право использовать решение
комиссии по своему усмотрению.

Согласительные
комиссии. Согласительные комиссии
получили широкое распространение в
международной практике. Они имеют более
широкие полномочия, чем следственные.
Согласительные комиссии, как правило,
не ограничиваются только установлением
того или иного факта, но и предлагают
возможное решение спорного вопроса.
Однако в отличие от арбитража и суда
окончательное решение по делу принимается
сторонами, которые не связаны выводами
комиссии.

В
соответствии с положениями Акта о
мирном разрешении международных споров
1985 г. постоянная согласительная комиссия
состоит из пяти членов. По одному члену
комиссии назначают спорящие стороны,
три других избираются из числа граждан
третьих стран. В случае затруднения в
выборе членов их назначение может быть
поручено председателю Генеральной
Ассамблеи ООН, третьим государствам
или решено жребием.

Билет №29(3)
Международный
арбитраж

организованное на основе соглашения
сторон разбирательство спора отдельным
лицом (арбитром) или группой лиц
(арбитрами), решения которых обязательны
для сторон.

Различают
арбитраж adhoc и институционный арбитраж.

Арбитраж
adhoc

(специальный арбитраж) создается
сторонами для рассмотрения конкретного
спора. В этом случае спор на рассмотрение
арбитража передается на основании
арбитражного соглашения сторон. В
соглашении указываются: порядок
назначения арбитров или конкретные
лица в качестве арбитров, процедура
рассмотрения спора, место и язык
разбирательства и другие вопросы.

Институционный
арбитраж осуществляется постоянно
действующим арбитражным органом.
Государства заранее обязуются передавать
в арбитраж все споры, возникающие по
вопросам толкования какого-либо
договора, или разногласия, которые
могут возникнуть в будущем по определенным
категориям споров.

Разрешение
разногласий посредством арбитража
имеет большое сходство с судебным
способом, однако в отличие от судебной
процедуры состав арбитражного органа
зависит от спорящих сторон.

Обращение
к третейскому суду влечет за собой
обязанность добросовестно подчиниться
его решению.

В
последнее время в международной практике
получила развитие тенденция включения
в принимаемые конвенции механизма
арбитражного разбирательства споров.

В
соответствии со ст. 19 Хартии Организации
африканского единства 1963 г. в ОАЕ создана
Комиссия по посредничеству, примирению
и арбитражу, состав и условия
функционирования которой определены
отдельным протоколом, одобренным
Конференцией глав государств и
правительств ОАЕ.

На
основании Вашингтонской конвенции об
урегулировании инвестиционных споров
между государствами и физическими и
юридическими лицами других государств
1965 г. был учрежден орган по разрешению
данных споров — Международный центр по
урегулированию инвестиционных споров
— и предусмотрена процедура арбитражного
разбирательства.

Приложение
II к Конвенции о биологическом разнообразии
1992 г. предусматривает, что в случае
спора государство-истец подает заявление
в Секретариат Конвенции, который
извещает об этом остальные страны.
Стороны назначают арбитров (арбитра),
который и разрешает спор по существу.

Одним
из видов разрешения международных
споров является судебная процедура.
Соответствующие судебные органы
учреждаются на основе договоров при
международных организациях как
универсального (Международный Суд
ООН), так и регионального характера
(Суд ЕС, Межамериканский Суд по правам
человека, Экономический Суд СНГ).

В
последнее время в практике международных
отношений получил широкое распространение
способ решения разногласий в органах
международных организаций.

Организация
Объединенных Наций и ее органы играют
важную роль в предотвращении и устранении
международных споров и ситуаций, которые
могут привести к международным трениям
или вызвать международный спор и
продолжение которых может угрожать
поддержанию международного мира и
безопасности. Помимо положений Устава,
органы ООН в своей деятельности по
предотвращению и разрешению споров
руководствуются резолюциями Генеральной
Ассамблеи ООН, такими, в частности, как
Декларация о предотвращении и устранении
споров и ситуаций, которые могут угрожать
международному миру и безопасности, и
о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация
об установлении фактов Организацией
Объединенных Наций в области поддержания
международного мира и безопасности
1991 г. и др.

Билет
№30

Международно-правовая
классификация морских судов.

В
состав мор. флота входит большое
количество самых разнообразных судов.

Их
можно объединять в группы по определенным
классификационным признакам.

Судно

это инженерное сооружение способное
удерживать на воде и держать на себе
определенный груз.

По
назначению согласно ГОСТу суда
промыслового флота подразделяются:

1.Добывающие
2.Обрабатывающие 3.Приемно-транспортные

4.Вспомогательные

Обрабатывающие
суда

: предназначены главным образом для
переработки улова рыбы или нерыбных
объектов промысла непосредственно в
районе промысла.

Приемотранспортные
суда это:

1.Научно
исследовательские 2.Оперативная
разведка3.Перспективная разведка
4.Учебно-производственная 5.Инспекционные
суда 6.Патрульные суда

7.Портовые
буксиры 8.Лоцманские суда

9.Санитарные,
пожарные, водолазные и пр.

По
району плавания

1.Неограниченного
района плавания: могут плавать в любом
море или океане без ограничений по
состоянию погоды.

2.Суда
1-го ограниченного района плавания:
эксплуатируются без ограничения в
закрытых морях. При плавании в открытом
море не БОЛЕЕ ЧЕМ НА 200 МИЛЬ от порта
убежища.

3.Суда
2-го ограниченного района плавания:
разрешается плавание до 50 МИЛЬ порта
убежища. В закрытых морях эти суда
плавают в границах, установленных
регистром СССР.

4.Суда
2-го СП ограничения района плавания:
плавают по внутренним водным путям, а
также в морских рай-х на волнении не
более 6 БАЛЛОВ с удалением от порта
убежища в открытых морях до 50 МИЛЬ в
закрытых морях до 100 МИЛЬ.

5.Суда
3-го ограниченного района плавания,
рейдового и прибрежного: плавают в
границах, установленных Регистром СССР
в каждом отдельном случае.

По
материалу постройки:

1.Стальные
2.Деревянные 3. Железобетонные
4. Пластмассовые

По
роду движения:

1.Гребные
2.Парусные 3.Калечные 4.Винтовые 5.С
воздушным винтом

6.Водоструйные

Характер
движения:

1.Самоходные
2.Несамоходные 3.Водоизмещающие
4.Глиссирующие суда (скользит по воде
ГЛИССИРУЕТ) 5.Суда на подводных крыльях

6.Суда
на воздушной подушке (под днище
нагнетается воздух)

7.Экранопланы
(аппараты летающие над поверхностью
воды или другой гладкой поверхностью
подъемная сила возникает как в результате
скоростного обтекания воздухом профиля
крыла, так и в результате образования
аэродинамической подушки под аппаратом,
когда он летит с большой скоростью над
водой до 200 узлов.

Билет
№30(2)

  1. Международно-правовая
    регламентация вооруженных конфликтов.

Законы
и обычаи войны —
часть
международного права. регулирующая
отношения между участниками военного
конфликта, а также отношения их с не
участвующими в конфликте государствами.

Независимо
от своего социального характера и целей
(межгосударственные, гражданские
войны), законности (оборонительные,
национально-освободительные, военные
санкции на основе Устава ООН) или
незаконности (агрессивные войны,
вооруженная агрессия) все они
характеризуются применением вооруженных
средств борьбы, в ходе которой воюющие,
а также не участвующие в военном
конфликте стороны, должны соблюдать
существующие на этот случай специальные
нормы международного права.

Действующие
нормы международного права, регламентирующие
ведение войны, распространяются как
на международные вооруженные конфликты,
так и в определенном объеме на вооруженные
конфликты немеждународного характера.
Второй дополнительный протокол 1977 г.
указал на основные черты конфликта
немеждународного характера:


его пределы ограничены территорией
государства;

-участниками
его являются вооруженные силы государства
и антиправительственные силы государства
либо иные вооруженные группы,

-эти
силы находятся под командованием,
несущим ответственность за их действия,

-эти
силы осуществляют контроль над частью
территории, который позволяет им
осуществлять непрерывные и согласованные
действия и применять протокол.

Любой
внутренний вооруженные конфликт
находится под действием внутреннего
права государства, на территории
которого он происходит, однако государство
— хозяин конфликта обязано обеспечить
применение норм международного права,
касающихся правил ведения войны.

В
случае, если наличие немеждународного
конфликта не установлено, то применяются
обычные нормы и принципы о правах
человека

Праву
и обычаям ведения войны присущи два
основных принципа:

-Защита
мирного населения и гуманитарных
объектов мирное население не должно
быть объектом нападения и запрет
применения оружия, которое своим
действием охватывает не только военные,
но и мирные объекты.


Запрещение применения излишних страданий
комбатаптов запрещение применения
оружия, причиняющего им такие страдания
или бессмысленно усиливающего их
страдания.

Основными
в праве войны являются обычные нормы,
которые кодифицированы в следующих
конвенциях:


Парижская декларация о морской войне
1856 г.


Гаагские конвенции и декларации о
законах и обычаях войны 1899г.

-Гаагские
конвенции и декларации о законах и
обычаях войны 1907 г.

-Женевский
протокол о запрещении применения
удушливых, ядовитых и иных подобных
Гаагских конвенций и иных соглашений»,
М, 1995 г. газов и бактериологических
средств 1925 г.

-Лондонский
протокол о действиях подводных лодок
1936 г.

-Соглашение
между Правительством ССР, США,
Великобритании и Франции о судебном
преследовании и наказании главных
военных преступников европейских стран
оси 1945 г.


Уставы Международных Нюрнбергского и
Токийского Военных Трибуналов

-Конвенция
о предупреждении преступлений геноцида
и наказании за него 1948 г.

-Женевские
конвенции о защите жертв войны 1949 г.,

-Гаагская
конвенция о защите культурных ценностей
в случае вооруженного конфликта 1954 г.

-Два
дополнительных протокола 1977 г. к
Женевской конвенции по защите жертв
войны 1949 г.

Урановые
последствия объявления состояния войны
V»—-наступление состояния войны влечет
за собой ряд—международно-правовых
последствий независимо от фактического
начала военных действий:

-прекращение
всех мирных отношений между воюющими
государствами, в том числе дипломатических,
консульских, торговых и иных; договоры
между воюющими государствами прекращаются
( если это двусторонний договор между
воюющими) или приостанавливаются ( если
это многосторонний договор),

Правовой режим открытого моря

История формирования принципа свободы открытого моря

Трудно представить, что бескрайние просторы морей и океанов могут быть разделены между отдельными государствами. И действительно, в настоящее время провозглашенная свобода открытого моря рассматривается как наиболее значимый и фундаментальный принцип морского права.

Между тем, этот принцип не всегда был признан со стороны государств. В разное время отдельные страны, например, такие, как Испания, Португалия, Англия, Голландия и др., стремились навязать свой суверенитет над некоторыми частями морей.

Только в начале XVII века была анонимно опубликована разработанная голландским юристом Гуго Гроцием доктрина свободы морейMare Liberum»), которая, как отмечается в литературе, вошла в мир как бомба.

Открытое море – это часть пространства Мирового океана, находящаяся вне юрисдикции какого-либо государства, под сферой правового регулирования норм международного права в целях его использования и защиты.

Считается, что впервые идею о том, что море является общей собственностью всех людей, высказали римские юристы. Так, в римском праве существовало положение, что моря и рыбы являются «communis omnium naturali jure», то есть открытыми и общими для всех людей в силу естественного закона.

Вследствие распада Римской империи между морскими государствами (Венеция, Генуя и др.) возник конфликт из-за контроля над торговыми путями и рыболовными районами. Именно в это время отчетливо проявились претензии различных государств на суверенитет над морями. В противовес концепции открытого моря возникла концепция закрытого моря – «Mare Clausum», которая была выдвинута государствами, имеющими выходы к морю. Эта концепция очень устраивала морские державы, поскольку полностью отвечала их политическим и коммерческим интересам.

Следует отметить, что в период XV-XVII вв. в мире доминировали две морские супердержавы – Испания и Португалия, которые фактически разделили между собой огромные пространства земных океанов. К тому же, они пользовались поддержкой Папы Римского. Однако их исключительный контроль над морями, окружающими новые земли в Африке, Тихом океане и Южной Америке, в том числе и отказ в доступе к торговым путям для других развивающихся морских держав, привел к серьезному конфликту. В частности, англичане и голландцы, стремящиеся получить свою долю от прибыли от торговли в Новом Свете, активно противостояли политике закрытых морей. Все чаще стали высказываться аргументы о том, что моря свободны и открыты для всех людей.

В 1602 году произошел конфликт Голландской Ост-Индской компанией с португальцами в Ост-Индии, который закончился захватом португальского галеона в Малаккском проливе капитаном голландцев Ост-Индской компании. Гуго Гроцию – юристу Ост-Индской компании, было поручено написать защиту для обоснования правомерности захвата португальского судна. Так, появился знаменитый труд De Jure Praeda («Де-юре Праэда» – Закон о праве призов и трофеев). Глава XII данного научного труда Г. Гроция, «Mare Liberum» была опубликована значительно позже, в 1608 году. В ней Гуго Гроций, будучи юристом, блестяще обосновал принцип свободы морей, приводя аргументы в пользу того, что море не может никому принадлежать, поскольку оно безгранично и приспособлено для использования всеми.

Необходимо отметить, что «Mare Liberum» вызвала недовольство многих стран, стремящихся распространить суверенитет на море, в особенности, Англии. Оппонентом Г. Гроция стал английский юрист Селден, который создал свою концепцию закрытого моря – Mare Clausum, отстаивая в ней право на присвоение моря на практике.

Исторические страницы России свидетельствуют, что наша страна также внесла свой вклад в развитие принципа свободы открытого моря. Так, свои мнения от открытом море как свободной территории от чьего-либо влияния высказывали в разное время царь Федор Иоаннович, Борис Годунов, Петр I и др., которые высказывались о Море-океане как пути Божьем.

В дальнейшем принцип свободы открытого моря к началу XIX в. окончательно утверждается в качестве обычной нормы международного права.

Международно-правовой режим открытого моря

Общепризнанные обычаи, применявшиеся на море, т.е. морские обычаи, относятся к числу самых древних. Возможно поэтому принцип свободы открытого моря длительное время существовал в виде неписанного международного обычая морского права.

Впервые на международном уровне принцип свободы открытого моря обрел «юридическую оболочку» только в 1958 году, после принятия специальной Женевской Конвенции об открытом море, принятой в рамках I Конференции ООН по морскому праву (GCHS). В ст. 1 данной Конвенции осуществлена недостаточно удачная попытка дать дефиницию понятия «открытое море», в которой его сущность фактически раскрывается через перечисление тех видов водных пространств, которые не входят в открытое море, а именно –  территориальные воды и внутренние воды какого-либо государства.

В дальнейшем была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS), так называемая «Конституция Мирового океана», в ст. 89 которой провозглашен принцип свободы морей.

Содержание принципа свободы открытого моря включает в себя следующие свободы:

  • судоходства;
  • пролета;
  • прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
  • строительства искусственных островов и других сооружений;
  • рыболовства;
  • научных исследований.

Между тем, следует отметить, что рассматривались и иные альтернативы принципу открытого моря:

1) оформление раздела мирового океана между всеми государствами;

2) подчинение Мирового океана юрисдикции какого-либо международного органа;

3) наделение государств дублирующей юрисдикцией в отношении деятельности в открытом море.

Однако международное сообщество провозгласило и юридически закрепило принцип свободы морей, который необходимо понимать в качестве соглашения о том, что все страны договорились не предпринимать попыток установления исключительного контроля над океанами.

Таким образом, принцип свободы открытого моря эволюционировал от высказываний древних юристов к обычаю морского права до юридически закрепленного принципа международного права, – открытое море свободно и не может быть разделено между государствами.

Между тем, содержательное наполнение принципа свободы открытого моря изменилось – если раньше оно рассматривалось как ничейное, то в современное время – это общее наследие человечества.

Вопросы правового режима открытого моря по законодательству Российской Федерации

Для Российской Федерации, имеющей обширнейшую и крайне неоднородную (в природном, хозяйственном и этнокультурном отношении) территорию, а также одно из самых больших по численности население, пространственные аспекты территориального развития являются неизменно актуальными и находятся в высоком приоритете.

Основополагающий документ, в котором определяются национальные интересы России в Мировом океане – это Морская доктрина Российской Федерации. В данном документе отмечено, что Российская Федерация в Мировом океане осуществляет реализацию и защиту свободы открытого моря, включающую свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы. В этой связи Морская доктрина Российской Федерации до 2030 г. подтверждает незыблемость государственного суверенитета, юрисдикции и суверенных прав Российской Федерации, в том числе в открытом море.

«Морские» вопросы содержатся в разработанной «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». В документе акцентированы, в частности, вопросы дальнейшей поступательной динамики морских портов страны, локализации производств по добыче углеводородного сырья в шельфовых зонах Дальневосточного и Арктического бассейнов, развития Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора. Фокусируется внимание и на геополитической значимости приморских (приграничных) территорий, целесообразности их опережающего социально-экономического развития.

В Указе Президента РФ от 20.07.2017 № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года отмечается, что современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство (п. 29). В документе обозначена необходимость военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных и других районах Мирового океана.

До настоящего времени действуют Указ Президента РФ «О федеральной целевой программе “Мировой океан”» от 17 января 1997 г. и Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919 «О федеральной целевой программе “Мировой океан”». Однако, отметим, что поскольку данные нормативно-правовые акты приняты почти двадцать пять лет назад, содержащиеся в них положения не отражают реальное положение дел в сфере интересов России в Мировом океане.

Многие законодательные и подзаконные акты РФ регулируют экономические аспекты рыболовства в открытом море. В частности, в п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ отмечено, что промышленно рыболовство открытом море осуществляется на основе действия международных договоров. Рыбный промышленный промысел биоресурсы предоставляется на основании договоров, проведения аукционов.

В Постановлении Правительства РФ от 25 августа 2016 г. № 841 «О требованиях к рыболовству в открытом море в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации» регулируются вопросы обязанностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих промышленное рыболовства в открытом море.




В статье рассмотрена эволюция принципа свободы открытого моря, который прошел длительный путь развития, начиная с римского права и до современных международных конвенций.



Ключевые слова:



доктрина свободы морей, Гуго Гроций, открытое море, Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Международная конвенция по морскому праву 1982 г.

Бескрайность и необъятность просторов морей и океанов, на первый взгляд, исключают какие-либо сомнения по поводу того, что эти территории могут кому-то принадлежать, поскольку они должны быть свободны от чьих бы то ни было притязаний.

Этот вывод подтверждается и доктриной свободы открытого моря, блестяще обоснованной в XVI веке голландским юристом Гуго Гроцием в своем труде «Mare Liberum». В частности, Г. Гроций утверждал, что, поскольку море настолько безгранично, оно не может стать владением кого угодно, и оно приспособлено для использования всеми [1; 22]. В подтверждение своих аргументов Г. Гроций цитировал римского юриста Плацентина: «море-вещь настолько общая для всех, что оно не может быть собственностью кого-либо, кроме одного Бога» [2; 219–220].

Между тем, такие, казалось бы, незыблемые положения о свободе морских пространств постоянно подвергались дискредитации со стороны отдельных морских держав, и международному праву пришлось пройти длительную историю, прежде чем провозглашенный принцип сводного моря обрел юридическую конструкцию.

Вопрос о времени возникновения юридического обоснования принципа открытости морей в правовой литературе является дискуссионным. Так, согласно устоявшейся точки зрения, «формирование принципа свободы открытого моря относится к XV-XVIII вв». [3; 80]. Бижанек, известный польский профессор международного права и переводчик Г. Гроция, в своей книге «Открытое море с точки зрения международного права», относит возникновение данного принципа к середине XII в. [4; 182]. Еще одна группа авторов полагает, что искать его истоки нужно в римском праве [5; 154]. Действительно, в текстах римских юристов можно найти рассуждения о том, что море и его берега являются общей собственностью всех людей — «communis omnium naturali jure» — в силу естественного закона [6; 717].

Нужно отметить, что многие великие монархи мира также отстаивали свободу открытого моря. Так, Елизавета I всегда придерживалась позиции, что если прибрежная зона морской державы может находиться под ее юрисдикцией, то «…рыболовство и судоходство [в открытом море] …не должны быть запрещены принцем, владеющим побережьем» [5; 150]. Русскому царю Федору Иоанновичу принадлежит высказывание: «Божию дорогу, океан-море как можно перенять, унять или затворить?». Этот принцип «Море-океан — это путь Божий» впоследствии высказывал и Борис Годунов [7; 154].

Эпоха великий открытий в Европе породила возникновение идеи господства над морем со стороны морских держав, которые подпитывались растущими чувствами национализма и суверенитета. В противоположность концепции открытого моря, монархи стали отстаивать концепцию закрытого моря — Mare Clausum, обосновывая свои права на судоходство, рыболовство и торговлю в соответствии с политическими амбициями своих стран. Так, Дания заявила о своей юрисдикции над Прибалтикой, Норвегия осуществляла контроль над морскими путями в Исландию и Гренландию, Швеция претендовала на Ботнический залив, а англичане претендовали на Ла-Манш и часть Северного моря.

В дальнейшем, основными претендентами в споре на морские территории стали Испания и Португалия, считающие, что они обладают исключительными правами на судоходство и торговыми привилегиями на огромном пространстве земных океанов.

В этот период, в начале XVI веке, возникает труд голландского юриста Гуго Гроция Mare Liberum о доктрине свободы морей, который первоначально был опубликован анонимно.

Важность вклада Г. Гроция в морское право трудно переоценить, ведь его Mare Liberum был первым юридически обоснованным набором аргументов по доктрине свободы морей [8; 14]. Г. Гроций основывал всю позицию на «безупречной аксиоме закона наций», а именно на том, что «каждая нация свободна путешествовать в любую другую нацию и торговать с ней». В соответствии с обычаем своего времени, Г. Гроций связывал свою теорию с религией, естественным правом и трудами древних философов и юристов.

Г. Гроций сравнивал море с воздухом и говорил о том, что «то, что не может быть занято, не может принадлежать». Он называл океаны «тем водным пространством, которое древность описывала как огромное, бесконечное, ограниченное только небесами». Он заявил: «то, что не может быть занято в ограниченном смысле того, чтобы быть физически захваченным и заключенным, застолбленным и исключительно занятым, или то, что никогда не было таковым оккупированным, не может быть чьей-либо собственностью, потому что вся собственность возникла из оккупации. Такое свойство присуще всем людям» [9].

Однако, несмотря на серьезное обоснование Г. Гроцием доктрины свободы морей, только к концу XVIII — началу XIX в. она утверждается в качестве обычной нормы международного права.

Кодификация морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву (GCHS), которая одобрила четыре конвенции, одной из которых и стала специальная Конвенция об открытом море [10].

В своем докладе по морскому праву 1956 года, который лег в основу обсуждений государств на Первой Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС I), Комиссия международного права отметила, что «общепризнанный в международном праве принцип, согласно которому открытое море свободно для всех государств» и «что ни одно государство не может подчинять какую-либо часть открытого моря своему суверенитету… незанятый статус открытого моря был подкреплен сохранением почти идентичной формулировки в статье 2 Конвенции об Открытом море».

В 1967 г. вновь на повестку дня мирового сообщества был поставлен вопрос об «эффективном международном режиме в отношении морского дна и дна океана за пределами четко определенной национальной юрисдикции» [11]. Это привело к созыву в 1973 году Третьей конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая после девяти лет переговоров приняла Конвенцию 1982 г. (UNCLOS, ЮНКЛОС).

В силу важности и значимости вопросов, которые нашли отражение в Конвенции по морскому праву 1982 г., ее не без оснований называют «Конституцией» Мирового океана [12]. Конвенция (ЮНКЛОС) [13] установила всеобъемлющую правовую основу для регулирования всего океанского пространства, его использования и ресурсов.

В ст. 89 ЮНКЛОС вновь провозглашен классический принцип свободы морей, сформулированный в XVII веке Гуго Гроцием: «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету».

Открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и сухопутных. Свобода открытого моря осуществляется на условиях, установленных настоящей Конвенцией и другими нормами международного права. ЮНКЛОС уточняет, что свобода открытого моря включает, в частности:

– свободу судоходства;

– свободу пролета;

– свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

– свободу строительства искусственных островов и других сооружений, разрешенных в соответствии с международным правом;

– свободу рыболовства;

– свободу научных исследований.

Эти свободы осуществляются всеми государствами с должным учетом интересов других государств при осуществлении ими свободы открытого моря, а также с должным учетом прав, предусмотренных Конвенцией, в отношении деятельности [на морском дне, дне океана и его недрах].

Из шести вышеперечисленных свобод (ст. 87 ЮНКЛОС), только свобода судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, и полетов над территорией были включены ранее в ст. 2 Женевской конвенции 1958 г. Дополнение свободами, связанными с научными исследованиями и возведением искусственных островов и установок, ранее не фигурировавшими в международных документах, «объясняется бурным развитием науки и техники, обеспечившим новые возможности для использования открытого моря» [3].

Таким образом, принцип свободы открытого моря эволюционировал от высказываний древних юристов к обычаю морского права до юридически закрепленного принципа международного права, по сути, не меняя своего содержания — открытое море свободно и не может быть разделено между государствами. Между тем, концепция открытого моря, все же, была изменена — от провозглашения его как ничейного пространства (res nullius) до отношения к нему как общему наследию человечества (res communis)», которое находится не только в общем пользовании, но и нуждается в коллективной защите.

Литература:

  1. Андрианов С. Н. Международно-правовой режим открытого моря. — М., 1951.
  2. Гроций Г. О праве войны и мира. — М.: Ладомир, 1994.
  3. Гуреев А. С. Принцип свободы открытого моря в современных условиях // Известия высших учебных заведений. 1987. № 1.
  4. Дурденевский В. Н. Рецензия на книгу Р. Бижанека «Открытое море с точки зрения международного права». Варшава, 1960 // Известия вузов. Правоведение. 1961. № 3.
  5. Оппенгейм Л. Международное право. Т. I. Полутом 2. М., 1949.
  6. PT Fenn ‘Justinian and the Freedom of the Sea’ 19 (1925) // American Journal of International Law 717.
  7. Кожевников Ф. И. Русское государство и международное право. — М., 1947.
  8. Buergenthal Th., Maier H. G. Public International Law in a nutshell. 2nd ed. St. Paul, Minn, 1990. P. 14.

9. Mare Liberum work by Grotius. URL:https://www.britannica.com/topic/Mare-Liberum (Дата обращения: 07.05.2021).

  1. Конвенция об открытом море (Заключена в г. Женева 29.04.1958) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Международный трибунал по морскому праву. URL: https://www.itlos.org/en/main/the-tribunal/unclos/ (Дата обращения: 15.05.2021).
  3. Оксфордский справочник по морскому праву. URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/law/9780198715481.001.0001/oxfordhb-9780198715481(Дата обращения: 15.05.2021).
  4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // СПС КонсультантПлюс.

Основные термины (генерируются автоматически): открытое море, доктрина свободы морей, Открытый мор, Конвенция, свобода, GCHS, UNCLOS, голландский юрист, Женевская конвенция, какая-либо часть.

Принципы международного морского права

Международное морское право — это совокупность правовых обычаев и международных договоров, устанавливающих правовой режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам исследования и использования Мирового океана. Главенствующую роль в системе международного морского права играют его основные принципы. Наиболее важное значение имеют такие принципы международного морского права как принцип свободы открытого моря, принцип суверенитета и принцип общего наследия человечества.

Традиционно в морском праве доминирующее положение занимали принцип свободы открытого моря и принцип суверенитета. Французский юрист Р. Дюпюи, кратко излагая суть морского права, иллюстрировал ее следующим образом:

На море всегда схлестывалось два главных противонаправленных ветра: ветер открытого моря в сторону сушу – ветер свободы и ветер суши в сторону открытого моря – ветер суверенитета. Морское право постоянно находилось между этими конфликтующими силами.

Принцип свободы открытого моря.

Первый принцип международного морского права — принцип свободы открытого моря предполагает возможность беспрепятственного использования территории Мирового океана для различных целей, таких как судоходство, пролет воздушных судов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, строительство искусственных островов, рыбного промысла и научных исследований. Отправной точкой становления принципа свободы открытого моря может считаться политика королевы Англии Елизаветы I. Этот принцип, в первую очередь, следует рассматривать как важнейшее условие развития международной морской торговли и коммерции. В связи с этим, интересно отметить, что Гуго Гроций в своей знаменитой работе Mare Liberum, опубликованной в 1609 году, отстаивал свободу открытого моря, защищая право Голландской Ост-Индской компании торговать на Дальнем Востоке против исключительной монополии Португалии, закрепленной буллой папы Александра IV. В ходе переговоров о завершении голландской борьбы за независимость Испания, поддерживающая позицию Португалии, упорно противилась становлению торговых отношений между Голландией и Индией. Такая ситуация совершенно не устраивала Голландскую Ост-Индскую компанию и по ее просьбе Гуго Гроций подготовил для публикации Mare Liberum. В самом деле, основным предназначением работы была защита и расширения свободы торговли на основе свободы открытого моря. Этот эпизод призван продемонстрировать, что принцип свободы открытого моря по существу является отражением экономических и политических интересов морских держав.

Хотя аргументация Гуго Гроция неоднократно подвергалась критике со стороны различных авторов, среди которых были Уильям Велвуд, Джон Селден, Юсто Серафим де Фрейтас, Хуан де Солорсано Пирера и Джон Боро, утверждению принципа свободы открытого моря содействовала сама практика государств. В частности, Англия, господствовавшая в то время на море, поощряла свободу судоходства для развития международной коммерции и торговли. В сущности, свобода открытого моря является следствием свободы торговли как важнейшего условия для экспансии капитализма и доминирования европейской цивилизации над всем остальным миром.

Принцип суверенитета.

В отличие от принципа свободы открытого моря, второй принцип международного морского права — принцип суверенитета призван гарантировать защиту интересов прибрежных государств. Данный принцип по существу означает распространение национальной юрисдикции на морские пространства и способствует территориализация Мирового океана. Принято считать, что концепция современного государства была сформулирована Эмером де Ваттелем. Не стоит удивляться, что и современная концепция территориального моря разработана тем же автором. В своей книге, изданной в 1758 году, Ваттель заявил:

Когда нация вступает во владение определенными частями моря, они переходят в императорскую собственность, такую же как домен, согласно тому же самому принципу, который мы применяем по отношению к суше. Эти части моря находятся под юрисдикцией государства, являются частью его территорий: государь управляет ими; принимает законы, может наказывать тех, кто их нарушает; одним словом, обладает такими же правами, как на суше, и, в общем, всеми правами, которые позволяют законы государства.

С другой стороны, Ваттель отрицал, что открытое море может быть присвоено одним или несколькими государствами. Таким образом, Ваттель проводил четкое различие между морем, находящимся под территориальным суверенитетом, и открытым морем. В то же время, Ваттель признавал право мирного прохода через территориальное море и международные проливы. Территориальное море нельзя обособлять от открытого моря, препятствуя проходу судов. Концепция Ваттеля представляет собой прототип морского права в его современном понимании.

Впоследствии морской пояс, примыкающий к сухопутной территории, приобретает все большее значение для прибрежных государств с точки зрения обеспечения национальной безопасности, осуществления таможенного и санитарного контроля, ведения рыбного промысла и реализации экономической политики на основе доктрины меркантилизма. Практика государств, поддерживающих притязания на морской пояс, в девятнадцатом веке приводит к формированию доктрины территориального моря. На международном уровне дуализм Мирового океана, выраженный в различии правовых режимов территориального моря и открытого моря, получает четкое подтверждение в деле о морских котиках Берингова моря между Великобританией и США 1893 года. Основная тема данного арбитражного рассмотрения касалась вопроса имеет ли США какое-либо право защищать от браконьеров морских котиков, собирающихся на Прибыловах островах в Беринговом море, находящихся за пределами общепринятой трехмильной прилежащей зоны. В данном деле арбитражная комиссия большинством голосов, пять к двум, отклонило право США в отношении защиты популяции морских котиков в океане за пределами территориального моря. В постановлении арбитражной комиссия четко указывается, что прибрежное государство не может осуществлять свою юрисдикцию в открытом море за пределами трехмильной прилежащей зоны. Отсюда, совершенно очевидно, следует, что юрисдикция прибрежного государства распространяется на полосу морского пространства, простирающуюся от берега на ширину, не превышающую трех миль.

Таким образом можно сказать, что на основе принципа свободы открытого моря и принципа суверенитета воды Мирового океана делятся на две категории. К первой категории относится морское пространство, примыкающее к бегу, и является предметом национальной юрисдикции прибрежного государства. Ко второй категории относится морское пространство за пределами национальной юрисдикции, на нее распространяется действие принципа свободы открытого моря. До середины двадцатого века, зона территориального моря была ограничена узким морским поясом, а огромная площадь океанов оставались свободной. В то время принцип свободы открытого моря доминировал в Мировом океане. Однако, после Второй мировой войны прибрежные государства все дальше расширяют территорию своей юрисдикции в сторону открытого моря для установления большего контроля над морскими ресурсами. Можно сказать, что принцип суверенитета становится катализатором развития морского права после Второй мировой войны. В любом случае, мало сомнений в том, что координация экономических и политических интересов морских и прибрежных государства до недавнего времени была одним из центральных вопросов международного морского права.

Принцип общего наследия человечества.

Третий принцип международного морского права — принцип общего наследия человечества. Этот принцип закреплено в части ХI Конвенции по морскому праву 1982 года. Принцип общего наследия человечества возникает как антитеза и принципу суверенитета, и принципу свободы открытого моря. Он отличается от традиционных принципов в двух отношениях.

Во-первых, в то время как принципы суверенитета и свободы открытого моря направлены на защиту интересов отдельных государств, принцип общего наследия человечества призван содействовать интересам всего человечества в целом. Можно утверждать, что термином «человечество» определяется цивилизация людей, не ограниченная ни пространством, ни временем. Не ограниченная пространством, потому что «человечество» включает в себя абсолютно всех людей, живущих на планете. Не ограниченная временем, потому что «человечество» включает в себя как нынешнее, так и будущие поколения людей. Можно сказать, что общий интерес человечества означает интерес всех людей настоящего и будущих поколений.

Во-вторых, принцип общего наследия человечества фокусируется на «человечестве» как новом акторе международного морского права. «Человечество» не просто абстрактное понятие. В соответствии Конвенцией по морскому праву «человечество» имеет оперативный орган управления, т. н. Международный орган по морскому дну, действующий от имени всего человечества в целом. В данном отношении можно с полным основанием утверждать, что человечество становится новым актором международного морского права. В таком смысле, принцип общего наследия человечества открывает международному морскому праву новую перспективу, выводящую его за рамки системы межгосударственных отношений.

Автор: Yoshifumi Tanaka.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите речевые ошибки платье ужасно красиво
  • Найдите ошибку различают следующие виды блефаритов
  • Найс 3000 ошибка 53
  • Найдите речевую ошибку допущенную при нарушении синтаксической нормы
  • Найдите ошибку притяжение прекратить приоткрыть приписать